Беларусь на покупку жилья нуждающимся.  Администрация Московского района - Льготное кредитование. Основные условия предоставления кредита

Понятие улучшения жилищных условий прямо связано с социальной политикой государства. Еще с советских времен бытует мнение, что гражданин (семья), имеет право на определенную жилую площадь. В СССР граждане, не имеющие такого жилья, получали квартиры (реже - дома) от государства, в современной Беларуси им предлагают льготный кредит на жилье.

Что такое льготный кредит?

Льготные кредиты в современной Беларуси - это тоже реализация социальной политики государства. Больше всего льготных кредитов выдается семьям в которых растут дети (не менее 2-х), особое внимание и лучшие условия многодетным, сотрудникам силовых ведомств и некоторых госструктур.

Следует знать, что улучшение жилищных условий - не обязанность государства или организаций предоставлять жилье всем нуждающимся.

Некоторые социально уязвимые граждане, например: инвалиды, сироты, многодетные семьи, могут рассчитывать на максимальную помощь. Представители власти сами посещают таких граждан, помогают собирать и оформлять документы.

Но большинство получит только предложение воспользоваться своими льготами, а дальнейшее зависит от их личной инициативы. Они сами должны будут писать заявления в исполкомах, сообщать о появлении детей и других оснований для льгот, следить за движением очереди, искать место в строящихся домах.

Другое важное, даже определяющее, обстоятельство - права и жилищные льготы в Республике Беларусь строго регламентированы законом. Потому начинать улучшение жилищных условий следует с четкого определения своих прав и льгот.

Окончательную форму условия льготного кредита приобретают в договоре между клиентом и .

Кто может претендовать на улучшение жилищных условий?

Список претендентов на улучшение жилищных условий определяется несколькими законодательными актами. Основная масса льгот найдется в положениях Указов Президента РБ №13, №240, №563 и других документах.

Большинство льготников это:

  • молодые семьи (впервые вступившие в брак) с 2-мя несовершеннолетними детьми;
  • многодетные семьи;
  • дети-сироты;
  • кто не имеет жилья по месту работы (службы);
  • теперь не имеет определенного места жительства, но раньше был прописан в данном населенном пункте;
  • на чью долю в общей жилплощади приходится меньше 15 квадратных метров (в Минске - 10 м2);
  • чье жилье не соответствует техническим и санитарным нормативам;
  • кто более 10 лет живет в общежитии;
  • кто снимает жилье по договору;
  • кто живет в одной комнате с лицом страдающим туберкулезом и др. заболеваниями из списка Минздрава;
  • кто делит комнату с посторонним лицом (не родственником);
  • некоторые категории инвалидов и ветеранов;
  • некоторые молодые специалисты;
  • молодые лауреаты и стипендиаты президентских фондов.

Это не исчерпывающий список, в каждой из категории есть неопределенность, есть дополнительные основания для права на новое жилье.

Единственное общее правило - претендующие на улучшение жилищных условий не должны иметь жилье достаточной площади по месту постоянного проживания (службы, работы).

Существуют также законодательные ограничения права улучшение жилищных условий. К примеру, не будут поставлены на очередь:

  • лица, самостоятельно ухудшившие свои жилищные условия;
  • лица, не предоставившие пакет документов для постановки на очередь;
  • лица прописанные, но фактически не проживающие в общежитии или ином помещении, которое дает право считаться нуждающимся;
  • лица, которые уже воспользовались правом на улучшение жилищных условий, в течении 5 лет после этого.

Последний пункт не касается новых прав на улучшение условий в связи с появлением детей.

Для Минска и Минского района есть ограничения на 5 или 10 лет для тех, кто переехал сюда из других мест.

Кроме оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, есть законодательно определенные причины для снятия с учета. Основная масса таких ситуаций связана с изменением места жительства, работы и семейного положения. Также снимают с очереди тех, кто не предоставляет документы по запросу государственных органов. И тех, кто трижды в течение года отказался от предложенных вариантов решения жилищного вопроса.

Как получить льготный кредит на жилье?

Главное правило здесь - нуждающиеся в улучшении жилищных условий должны сами обращаться в исполкомы, писать заявления, собирать нужные документы и т.д. Некоторые нуждающиеся: сироты, инвалиды, могут рассчитывать на большее внимание, но без собственных усилий жилищный вопрос вряд ли решится.

Общий алгоритм для всех претендующих на новые квадратные метры таков:

  1. Сравнить свое положение: наличие жилья, его качество, занимаемая площадь, право собственности на него и пр., с нормами закона.

Если законодательный акт дает право на жилищные льготы - можно переходить к следующему пункту этого списка.

  1. Обратиться в исполнительный комитет по месту жительства. Написать заявление с просьбой о постановке на .

Тем, кому полагается бесплатное жилье, остается ждать своей очереди. Нелишним будет периодически напоминать о себе, при необходимости - добавлять новые справки и т.п.

  1. Тем, кто имеет только право на , лучше не ждать предложений, а самостоятельно искать варианты.

Важный момент - некоторые категории нуждающихся имеют право на льготный кредит на строительство жилья, некоторые могут также приобретать его за счет льготного кредита или жилищной субсидии. На практике вариантов долевого строительства больше.

  1. Определив место приобретения жилья, следует обращаться в исполком за подтверждением права на льготу и просить в банке льготный кредит на жилье.
  2. После одобрения банком заявки на кредит будущий приобретатель заключает договор с застройщиком или продавцом жилья.
  3. Банк переводит кредитные средства продавцу (застройщику), клиент становится собственником дома или квартиры и покидает ряды нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Это общий путь, который проходят все получатели льготных кредитов или бесплатного жилья. Но он состоит из множества конкретных шагов, препятствий и сложных моментов.

Проще всего тем, кто «идет в общем потоке», принадлежит к какой-то большой категории льготников (молодые семьи, многодетные, сироты), или пользуются особой поддержкой государства (герои и ветераны, некоторые категории служащих). Труднее тем, кто строит частный дом в городе, покупает квартиру за счет жилищной субсидии и пр., им потребуется больше инициативы и усилий.

Разобраться во всех нюансах законодательства и практики государственной поддержки бывает трудно. Но цена вопроса такова, что лучше потратить определенную сумму на юридическую помощь, чем несколько дополнительных лет на ожидание письма от исполкома.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Купить квартиру за пять лет с зарплатой 1400???))) 1400, уважаемый, это несчастные 700 баксов. Да, для части населения - это хорошие деньги. Но для покупки недвижимости в столице без кредита - это смех один. Что вы предлагаете есть тем людям, пока они будут копить с зарплатой в 700 уе? Траву у дороги? А жить где эти годы - с мамкой? Отнимите от этих 700 расходы на еду, одежду, съемную квартиру (потому что если планируют строить свою - то пока своей нет и снимают, понимаете логику? Иждивенцев, ютящихся с собственной семьей в квартире родителей, я вообще не обсуждаю, это убожество какое-то) - и что останется, сотка-другая? Накопите с этой сотки за 5 лет на новую двушку?)) расскажите, а?
У меня доход официальный - 1800-1900 рублей в мес. У супруга чуть больше. Причем такой доход у нас очень давно. И что-то мы не можем себе позволить с него накопить 80 тыс уе, тем более за 5 лет, не смешите. Обслуживание авто, детские вещи, еда, квартира и т.п. - большая часть уходит. Просто потому, что в стране нашей все недешево, а зарплата в 900-1000 уе это вовсе не огромные деньги, это очень средне и вовсе не на все хватает. А огромными они кажутся людям, которые уже на грани черты бедности с доходом в 300 уе. Так это не потому, что тысяча - много, а просто 300 - это очень-очень мало. Так вот раком поставили людей, что делать. И им теперь кажется, что мечта - это несчастная штука баксов.


Сегодня двушка стоит 53 000 долларов, если раскидать эту сумму ровно на 5 лет, выходит 833 доллара в месяц. Это если откладывать под подушку. А теперь давайте прикинем, за сколько человек соберет на квартиру, если бы он действительно собирал на неё. Ведь недавно в банках были кредиты под 5% на доллары. Выходит, если у вас на депозите 20 000 долларов было, то вам ежемесячно капало 83 доллара и за год вам бы банк пополнил счет на ~1000 долларов. За три года банк бы подарил вам 3000 долларов (3м2). Учитывая тот факт, что стоимость метров снижается уже не первый год можно было предугадать эту ситуацию. Ведь люди собирают на квартиры не один год. Раньше ж стремились собрать 100 000 на двушку, а сегодня она 60 000 максимум стоит + рассрочки без %. Так что при любом расскладе за 3 года можно было собрать на 70% от двушки, а остальное взять в рассрочку.
ремонт не забываем, или в голых стенах жить будете? еще плюс 20К на приличный. и не знаю, как вы, а мне есть чем заняться, кроме того, чтобы самой обои клеить и плитку класть.Так что 20 000 уе - это минимум с мебелью. МИНИМУМ. Так что мы пришли к тому, что за 5 лет уже можно было собрать только 70% от двушки, да еще и от самой дешевой и без ремонта.

Грустно то, что у нас принято считать нормой 10 лет во всем себе отказывать и класть свою жизнь на покупку ненаглядной бетонной коробки, в которой еще потом и спину гнуть - ремонт делать пару лет, чтоб сэкономить и не платить бригаде. Не жизнь, а конфета прям)))) не дай бог никому.


не гоните ерунды 20 000 на ремонт. я в двушке все сделал сам и растратился только на материалы, электрику сам переделал, сантехнику заказывал и мой бюджет по отделке еще не вылез даже за 4000. и это не линолиум на полу, а плитка и недешевый ламинат. метраж 70 м2. дайте мне 20 000 я сделаю два таких ремонта о котором мы говорите, а может и три.
Ну-ка, ну-ка, расскажите поподробнее, как это вы сделали ремонт за 4К, и что в него входило?
Берем 70 квадратов площади. Допустим, работы проводились самостоятельно, и был весь необходимый инструмент.
Сначала возьмём пол. Квадрат приличного ламината стоит около 20 рублей, квадрат керамогранита примерно 30 рублей. Пускай покрытие в квартире делится пополам, по 35 квадратов. Итого 700 рублей за ламинат и 1050 рублей за плитку. Итого 1750 рублей только за материалы, при условии что нет обрезков и не считая стоимости клея, маячков, подложки под ламинат, и т.д.
Стены в санузле(ах) тоже как правило отделываются плиткой. Возьмем квадратов 10, те же 30 рублей за квадрат, итого 300 рублей. Уже 2050 рублей.
Начинка санузла. Допустим, что не нужно переделывать разводку труб и все подключения уже есть в желаемых местах. Для сантехники возьмем самый минимум и бюджетные модели: Раковина (50р), смеситель для раковины (50р), ванна(200р), смеситель для ванны(50р), душевая лейка(20р), полотенцесушитель(100р), унитаз(200р). Итого 670 рублей только сама сантехника, очень - преочень дешевая. Не считая всяких фиттингов, вентилей, и прокладок. Ну пускай еще 100 рублей на шкафчики и рублей 500 за недорогую стиральную машинку. Получается 1270 рублей. Вместе с полом уже набегает 3320 рублей.
Стены в квартире. Допустим, случилось чудо, и стены не пришлось выравнивать (нереальная для Беларуси ситуация:D) а на стены решено поклеить обои, как самый дешевый вариант. Трубок 30-40 на всю квартиру. При средней цене за трубку в 10 рублей, получаем 300-400 рублей. Итого 3620 рубля с полом и санузлом.
Потолки. Ну если совсем не заморачиваться, то можно тупо побелить. Пускай 50 рублей за побелку. Итого 3670.
Кухня. Пускай кухня самая дешманская, готовая, рублей за 500. Простенькая плита с духовкой- 500. Отечественный холодильник - 500, вытяжка - 50, мойка из нержи - 30, смеситель - 40, микроволновка -80. Суммарно 1700 за кухню, всего уже набежало 5370.
Электрика и освещение. Пускай сделано 20 новых точек. 20 подрозетников по 30 копеек за штуку, 100 метров кабеля ВВГнг 3*1.5 по 50 копеек за погон. 10 выключателей по 5 рублей за штуку и 20 розеток по 3 рубля за штуку. Плюс люстры, лампы, бра. Ну пускай 200 рублей на них. Суммарно электрика с освещением потянут рублей на 300 (это без учета всяких клеммников, УЗО, автоматов, и предполагая самые дешевые люстры, розетки и выключатели). Итого набегает 5670 рубля.
Межкомнатные и входная двери: Входная рублей 500, межкомнатных штуки 4 - пускай по 100 за картонные двери. Суммарно двери 900. Всего набегает 6570.
Далее всякая техника и мебель. Считаю по минимуму, все очень дешевое. Кухонный стол и стулья - 300, телевизор - 500, шкаф в прихожую - 500, кровать - с матрацем - 700, диван - 500, пару кресел-стульев - 200, комод - 300, пару прикроватных тумбочек - 100, мебель в детскую - ну пускай 500 за кроватку, письменный стол, шкафчик и стульчик. Суммарно это потянет 3600 рублей. Итого набегает уже больше 9000 рублей.
Это уже больше 4000$, при этом я считал все по самому минимуму с кучей допущений. Я бы не хотел жить в такой квартире. Если прибавить всякую мелочевку, вроде утюгов, занавесок, посуды, и т.д., плюс время и силы, потраченные на разъезды по магазинам и покупку всего этого, то сумма смело увеличится в полтора-два раза.

В данном разделе речь пойдет о гражданах, по тем или иным причинам претендующим на получение на льготных условиях.

Ряды счастливчиков в году минувшем заметно поредели. Для тех, кто прошел жесточайший фейс-контроль и попал в заветный список, а также для тех, кто только мечтает в него попасть, собрал под “одной крышей” всю необходимую информацию о том, с чем едят жилищные кредиты на льготных условиях. Итак, знакомьтесь - наш новый раздел «Вся правда о льготном кредитовании» или «Льготное кредитование от А до Я».

Только у нас вы сможете найти ответы на все вопросы, касающиеся льготных кредитов. Мы проведем вас через дебри белорусского законодательства и банковской практики от момента постановки на учет нуждающихся до счастливой даты, когда вами будет осуществлен последний платеж по кредиту.

Сегодня мы попробуем помочь вам разобраться, есть ли у вас в принципе шанс претендовать на льготный кредит на строительство, реконструкцию или покупку собственных квадратных метров. Итак, знакомимся с .

Молодые семьи, имеющие 2-х детей до 18 лет

Максимальный срок, на который предоставляются льготные кредиты, не должен превышать 20 лет (для многодетных семей - 40 лет)

Проценты за пользование льготными кредитами на приобретение жилых помещений, строительство которых осуществлялось по государственному заказу в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 8 мая 2013 г. № 215 «О некоторых мерах по совершенствованию строительства (возведения, реконструкции) жилых помещений», в течение срока их погашения устанавливаются для молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей, не относящихся к категориям граждан, указанным в абзацах третьем-шестнадцатом части первой подпункта 1.1 настоящего пункта, - в размере 50% ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 5% годовых.

Граждане проживающие и работающие в малых нас. пунктах

Военнослужащие и прочие "силовики"

1.1. право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставляется:

военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава Следственного комитета, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (далее - военнослужащие), проходящим военную службу, службу в Следственном комитете, органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям (далее - военная служба), гражданам, уволенным с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов, в том числе реализовавшим свое право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в течение 6 месяцев со дня увольнения с военной службы, имеющим не менее 5 календарных лет выслуги на военной службе (за исключением периодов обучения в учреждениях образования, осуществляющих подготовку кадров по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, Следственного комитета, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в дневной форме получения образования) и состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

Многодетные семьи

Максимальный срок, на который предоставляются льготные кредиты, не должен превышать 20 лет (для многодетных семей - 40 лет).

Проценты за пользование этими кредитами в течение срока их погашения устанавливаются в следующих размерах:

  • для многодетных семей - 1 процент годовых ;
  • для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах-спутниках, - в размере 10 процентов ставки рефинансирования Национального банка , действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 3 процентов годовых .
  • граждане, имеющие в соответствии с законодательными актами право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда;
  • трудоспособные совершеннолетние члены семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда в случае его смерти или выезда на постоянное проживание в другое жилое помещение, не имеющие во владении и пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма либо в собственности другого жилого помещения в данном населенном пункте общей площадью 15 кв. метрови более (в г. Минске - 10 кв. метров и более) на одного человека, соответствующего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, - в течение срока действия заключенного в соответствии с законодательными актами с одним из них договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда;
  • совершеннолетние члены семьи умершего (объявленного умершим, признанного судом безвестно отсутствующим) нанимателя служебного жилого помещения государственного жилищного фонда - в течение срока действия заключенного в соответствии с законодательными актами договора найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда;
  • малообеспеченные граждане Республики Беларусь, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (за исключением граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по дополнительным основаниям, предусмотренным организациями в коллективных договорах), из числа:
    • многодетных семей ;
    • граждан, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы;
    • граждан, заболевших и перенесших лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС , других радиационных аварий, инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями;
    • ветеранов боевых действий на территории других государств из числа категорий граждан, предусмотренных в пунктах 1-3 части первой статьи 3 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 15, ст. 249; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 67, 2/787);
    • граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания ;
    • совершеннолетних молодых граждан, являющихся лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и (или) специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, - по согласованию соответственно с Министерством образования или Министерством культуры и в соответствии с документами, подтверждающими такое звание. Под молодыми гражданами в настоящем Указе понимаются лица в возрасте до 31 года;
    • граждан, которым были назначены стипендии Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым , - по согласованию с Национальной академией наук Беларуси и в соответствии с подтверждающими назначение этих стипендий документами, выдаваемыми организациями, осуществлявшими их выплаты;
    • граждан, проживающих не менее 10 лет в общежитиях, в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договорам поднайма жилого помещения, в жилых помещениях частного жилищного фонда по договорам найма жилого помещения, у которых, включая совместно проживающих членов семьи и отдельно проживающих супругов, не имеется в собственности жилых помещений (общей площади жилых помещений, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилые помещения), в том числе расположенных в иных населенных пунктах Республики Беларусь;
    • граждан, осуществляющих строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах-спутниках*;
    • судей и прокурорских работников ;
    • молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов.

Льготное кредитование от А до Я: становимся на учет нуждающихся

сайт продолжает знакомить своих читателей с белорусской «льготкой». Кто у нас в государстве достоин кредита на строительство жилья по льготным условиям, мы определились. Теперь разберемся, как стать на очередь нуждающихся.

«Двадцатипятитысячники» или как подарить квартиру на свадьбу детям

Несмотря на то, что при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, например в Минске, вы рискуете занять почетное место под номером 25 000 (и это только по вашему конкретному району!), это единственный шанс стать претендентом на льготный кредит на строительство, реконструкцию и приобретение собственной жилплощади. В новой редакции Жилищного кодекса РБ тем, кто хочет «записаться в добровольцы», посвящена Глава 7. Если вы уже достигли 16-тилетнего возраста (именно с этого момента по нашему законодательству гражданин имеет право состоять на учете нуждающихся, если не речь не идет о более ранней эмансипации - прим. ред.) Для тех, кто собрался покорять столицу или хотя бы Минский район, потребуется десяти- и пятилетняя соответственно регистрация по месту жительства. Это касается иногородних граждан, не являющихся молодыми специалистами, членами семей местных жителей, и в других случаях, на которые не распространяется требование по регистрации.

Если у вас нет квартиры, неизвестно, кому повезло

Право на включение в квартирную очередь имеют граждане, у которых нет в собственности и (или) в пользовании, во владении жилого помещения в том населенном пункте, где они хотят быть принятыми в эту очередь. В соответствии с новой редакцией ЖК РБ к группе претендентов относятся и те граждане, которые были выселены из квартиры (дома, комнаты), где проживали на правах родственника, члена семьи и т. д. Более подробно с тем, что понимается под отсутствием у граждан во владении и пользовании жилых помещений, дающим право на постановку на квартирный учет, можно прочитать .

Ни шагу назад, ни метра «вперед»

На постановку на квартирный учет также претендуют граждане, у которых размер общей площади занимаемого жилого помещения меньше установленной нормы: для Беларуси в целом - 15 кв м на человека, для Минска - 10 кв м на человека. К слову, при расчете обеспеченности жильем учитывается все жилье, имеющееся у членов семьи претендента только в том населенном пункте, где он намерен стать на учет. Для Минска: в расчет принимаются и жилые помещения, расположенные в Минском районе.

Соседей не выбирают

У вас есть все шансы попасть на учет нуждающихся в улучшение жилищных условий, если имеет место проживание в комнате или в однокомнатной квартире как минимум двух граждан, один из которых страдает опасным заболеванием (перечень утвержден Минздравом). Тем, кто проживает в так называемых «коммуналках», горит зеленый свет, если обеспеченность жильем ниже норматива на члена семьи (15 и 10 кв м для РБ и Минска соответственно).

Право на включение в заветную очередь имеют граждане, проживающие в неизолированных жилых комнатах и не являющиеся близкими родственниками.

В числе других оснований для постановки на квартирный учет является проживание:

  • в общежитии (кроме студентов и временных работников);
  • на частной квартире или государственной по договору аренды или коммерческого использования;
  • в помещении, непригодном для проживания по веским причинам (ветхость, несоответствие санитарным нормам и т. д.);
  • в служебном или специальном жилье;
  • в социальной квартире по договору найма, заключенному на срок до 10 лет. Если вы делите однокомнатную квартиру с другим гражданином, независимо от его пола (в том числе независимо от того, являются они или не являются близкими родственниками) вас также обязаны записать в списки нуждающихся. Исключением является ситуация с супругами, которые по определению могут и обязаны жить под одной крышей, даже если она относится к однокомнатной квартире.

Молодым у нас почет - становиСЯ на учет

Продолжая тему супружества, отметим, что правом на включение в очередь обладают граждане, относящиеся к молодым семьям, если оба супруга вступили в брак впервые и ни один из них не имеет в собственности, во владении или пользовании жилого помещения. Молодой семья считается, если одному из супругов не исполнилось 30 лет. Также, в очередь включаются граждане, родившие (усыновившие, удочерившие) и воспитывающие ребенка без вступления в брак, а также воспитывающие детей овдовевшие супруги, не вступившие во второй брак, если они не имеют своего жилья (на праве собственности, по договору найма, по договору долевого строительства). На учет нуждающихся должны приниматься в обязательном порядке молодые рабочие (служащие), молодые специалисты, прибывшие на работу по распределению, по договору о целевой подготовке специалиста, а также по направлению госорганов и организации в места с повышенной радиацией. Граждане, относящиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимаются на учет .

Особый случай

Человек, имеющий жилое помещение (квартиру, дом), но не проживающий в нем, может считаться очередником, если при вселении на эту жилплощадь он становится нуждающимся в улучшении жилищных условий. В соответствии с законодательством, организациям, имеющим жилье в хозяйственном ведении, предусматривать в коллективных договорах дополнительные основания для приема на квартирный учет. Но в этом случае улучшить жилищные условия такие очередники могут только по месту работы. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по месту их жительства (регистрации) соответствующими районными администрациями Минска, а также по месту работы в организациях. Для постановки на учет по месту жительства с 10.08.2011 г. требуется 10-летний срок регистрации по месту жительства в столице. Если у вас возникнет желание ознакомиться с «пережеванной» нами информацией, так сказать, в первоисточнике, осуществить ваш замысел можно .

Мы уже нуждаемся, а кредита все еще нет

Итак, на учет нуждающихся в улучшение жилищных условий вы поставлены. Дело за малым: «просеяться» через еще более мелкое «сито». Вопросы включения в списки льготного кредитования относятся к компетенции районных, городских исполнительных и распорядительных органов, местных администраций и других государственных органов уполномоченных утверждать данные списки. Так уж устроено наше законодательство, что есть граждане, которые могут рассчитывать на заветных миллионов на строительство собственных квадратных метров.

Без бумажки я букашка

«Стоп, машина!» или почему вам могут дать от ворот поворот

Льготное кредитование и все, что с ним связано, находится под строгим контролем и требует соблюдения множества формальностей. Именно поэтому вам не помешает ознакомиться с в постановке вас на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Предупрежден - значит вооружен!

Льготное кредитование от А до Я: считаем метры и платежи

В продолжении путешествия по дебрям льготного кредитования строительства жилья, сайт знакомит своих читателей с условиями получения льготного займа, а также с методикой расчета кредитуемой на льготных условиях площади.

Вьем семейное гнездышко на 15 кв. м

Дворец на льготный кредит выстроить, конечно, не получится. Количество нормируемых квадратных метров на одного представителя вида homo sapiens, особенно, в Минске предельно мало:

  • 20 кв. метров (в г. Минске - 15 кв. метров, а для многодетных семей - 20 кв. метров) на одного члена семьи;
  • 30 кв. метров при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры, одноквартирного жилого дома, а также для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и строящих (реконструирующих) в них одноквартирные или блокированные жилые дома;
  • 44 кв. метра при строительстве для одного человека одноквартирного жилого дома или однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме.

Если вы Герой Беларуси, Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, полный кавалер орденов Славы или Трудовой Славы, то можете приплюсовать к своему жилью 15 «квадратов» , которые удастся построить за счет льготного кредитования. Такую же привилегию имеют граждане, обладающие в соответствии с законодательством правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья.

Умножив количество нуждающихся на причитающиеся вам метры, не забудьте вычесть из получившегося значения:

  • общую площадь принадлежащих гражданину (то есть вам) и членам его семьи жилья;
  • общую площадь принадлежавшего гражданину (опять-таки вам) и членам его семьи жилья и отчужденного в течение 3 лет до заключения кредитного договора (в случае приобретения другого жилого помещения (доли в жилом помещении) из отчужденного и приобретенного жилых помещений (долей) учитывается то у которого большая площадь). В указанные площади так же включается общая площадь жилья, приходящаяся на долю в праве общей собственности на жильё. Такая площадь определяется пропорционально размеру доли.

К слову, в расчет принимаются жилые помещения, находящиеся в собственности кредитополучателя и (или) членов его семьи, расположенные во всех населенных пунктах Республики Беларусь.

Программа - максимум, результаты - минимум

Максимальный размер льготного кредита на строительство (реконструкцию) жилого помещения определяется по нормируемым размерам общей площади жилого помещения и по стоимости 1 кв. метра общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения, но не превышающей единый предельный норматив стоимости 1 кв. метра обшей площади жилого помещения, определяемый Советом Министров Республики Беларусь. Объем кредитования не должен превышать 90 процентов (для многодетных семей - 100 процентов) стоимости строительства (реконструкции) нормируемых размеров общей площади жилого помещения, принимаемой в расчет для определения размера льготного кредита.

в составе организации застройщиков, строительстве (реконструкции) одноквартирных жилых домов (квартир в блокированных жилых домах) расчет размера льготного кредита производится исходя из стоимости строительства (реконструкции) 1 кв. метра общей площади жилого помещения в текущих ценах на дату заключения кредитного договора без учета затрат, не включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства, но относимых на стоимость строительства.

При строительстве (реконструкции) жилого помещения на основании договора создания объекта долевого строительства расчет размера льготного кредита производится исходя из стоимости строительства (реконструкции) 1 кв. метра общей площади жилого помещения с учетом ограниченной прибыли застройщика, предусмотренной законодательством.

Изменение размера открытой кредитной линии производится в период выдачи льготного кредита и (или) осуществления строительства (реконструкции) жилого помещения в случае изменения сметной стоимости строительства (реконструкции) жилого помещения, или единого предельного норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяемого Советом Министров Республики Беларусь, с учетом строительной готовности жилого дома.

На начало 2014 года Совет министров Беларуси утвердил единый предельный норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения в размере 6,1 млн рублей.

Документ вступил в силу 1 января нынешнего года. До этого времени действовал предельный норматив стоимости 1 кв. м жилья в размере 5,3 млн. рублей, закрепленный постановлением правительства в сентябре 2013 года.

Данный показатель используется при расчете максимального размера льготного кредита на строительство или реконструкцию жилья. Кредитующие строительство жилья по льготам Беларусбанка и Белагропромбанка сейчас предоставят на льготных условиях не более 6,1 млн рублей стоимости 1 кв. м жилого помещения.

Платим по счетам

Напомним, что стоимость льготного кредита будет зависеть от категории нуждающихся, к которой вы были отнесены в соответствии с законодательством. Максимальный срок кредитования составит 20 лет (40 лет для многодетных семей).

«Закутавшись» на ближайшие два десятилетия в льготный кредит с ног до головы, вы будете погашать свою задолженность перед банком ежемесячно равными долями. Производить платежи будет необходимо:

  • при приобретении жилых помещений - со следующего месяца после выдачи кредита ;
  • при строительстве (реконструкции) одноквартирных жилых домов (квартир в блокированных жилых домах) хозяйственным способом - со следующего месяца после сдачи дома в эксплуатацию, но не позднее 2 лет после начала кредитования , а гражданами, постоянно проживающими и работающими в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах-спутниках*, и многодетными семьями - со следующего месяца после сдачи дома в эксплуатацию, но не позднее 3 лет после начала кредитования;
  • при строительстве (реконструкции) квартир в многоквартирных жилых домах, а также при строительстве (реконструкции) одноквартирных жилых домов (квартир в блокированных жилых домов) подрядным способом - со следующего месяца после ввода дома (пускового комплекса в эксплуатацию, а в случае сдачи дома в эксплуатацию (строительства квартир) и невыполнения ни одного из видов работ из определенного Советом Министров Республики Беларусь состава работ, без выполнения которых жилые дома могут приниматься в эксплуатацию, - через шесть месяцев после ввода дома в эксплуатацию.

Не армейская отсрочка

В особых случаях банк предоставляет отсрочки по платежам отдельным категориям кредитополучателей, а именно:

  • кредитополучателям, в семьях которых один из родителей после рождения второго и последующих детей является получателем пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет - на период получения данного пособия;
  • кредитополучателям, проходящим срочную военную службу - на период прохождения ими такой службы;
кредитополучателям - государственным служащим, высвобожденным от ранее занимаемых должностей в связи с ликвидацией государственного органа, сокращением численности или штата работников, - на период до трудоустройства, но не более чем на двенадцать месяцев со дня увольнения.

Квартиру - в продажу, деньги - в карман

Если у вас появилось желание продать новенькие квадратные метры после полного погашения льготного кредита и на вырученную сумму купить себе что-нибудь по своему усмотрению, то придется подождать.

Продажа жилых помещений, их частей, долей в праве собственности, построенных (реконструированных) или приобретенных с привлечением льготного кредита, в течение 5 лет со дня досрочного погашения этого кредита может осуществляться соответствующему районному, городскому исполнительному и распорядительному органу, местной администрации в порядке, установленном законодательством.

При отказе соответствующего районного, городского исполнительного и распорядительного органа, местной администрации в покупке жилого помещения (его частей, долей в праве собственности), построенного (реконструированного, приобретенного) с привлечением льготного кредита, продажа, дарение либо обмен указанного жилого помещения (его частей, долей в праве собственности) в течение 5 лет со дня досрочного погашения кредита осуществляется с разрешения этого исполнительного и распорядительного органа, местной администрации в исключительных случаях (переезд в другую местность, расторжение брака, смерть собственника жилья и т.п.) или в случае улучшения жилищных условий собственником жилья путем строительства, реконструкции или приобретения жилого помещения.

Сдавать в наем жилплощадь, построенную с привлечение льготного кредита, можно будет не ранее 1 года с момента погашения кредита.

Так что, связавшись с льготным кредитом однажды, вы не расстанетесь с ним, вероятно, до самой пенсии.

В следующую пятницу мы продолжим разбираться в тонкостях льготного кредитования и расскажем вам о субсидиях на строительство и реконструкцию жилых помещений.

Льготное кредитование от А до Я: субсидии

Завершающим пунктом в маршруте нашего путешествия по тернистому пути льготного кредитования строительства жилья станут субсидии. Небольшие, одноразовые, но безвозмездные, а потому очень даже желанные.

Сколько стоит дом построить?

Размер субсидии определяется как сумма ее базовой доли, определяемой в процентах от принимаемой в расчет для определения размера субсидии стоимости строительства (реконструкции) нормируемых размеров общей площади жилого помещения, и жилищных квот получающего субсидию гражданина и членов его семьи, имеющих в соответствии с законодательством право на индексацию жилищных квот и изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием субсидии.

Величина базовой доли субсидии определяется исходя из:

  • времени нахождения гражданина на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, за исключением граждан, получающим субсидии вне очереди, а также молодым семьям и гражданам, постоянно проживающим и работающим в сельских населенных пунктах - базовая доля субсидии для них определяется независимо от времени нахождения их на таком учете;
  • количества членов семьи, которые выразили согласие на получение субсидии;
  • среднемесячного совокупного дохода семьи;
  • размера общей площади жилого помещения на одного или нескольких членов семьи, принимаемого в расчет при начислении субсидии согласно нормативам.

Расчет базовой доли субсидии производится по стоимости 1 м 2 общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения, но не превышающей единый предельный норматив стоимости 1 м 2 общей площади жилого помещения, определяемый Советом Министров Республики Беларусь. Напомним, что сегодня данный показатель установлен на уровне 6,1 млн рублей за 1 м кв.

Собираем пакет документов

Для получения субсидии необходимо в исполком или в организацию, где гражданин стоит в очереди на жильё представить следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • сведения о доходе и имуществе гражданина и членов его семьи;
  • предварительный договор приобретения жилого помещения - в случае приобретения жилого помещения;
  • свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации земельного участка или государственный акт на право собственности на землю либо на право пожизненного наследуемого владения землей - в случае строительства (реконструкции) одноквартирного, блокированного жилого дома;
  • удостоверенное нотариально обязательство о неоформлении в собственность занимаемого по договору найма жилого помещения с последующим его освобождением - в случае наличия такого помещения.

Часть «бумажек» придется запросить в службе «Одно окно».

Если речь пойдет о строительстве жилых помещений в составе организации застройщиков, в порядке долевого участия в жилищном строительстве по договору с застройщиком или иному договору о строительстве жилья:

  • выписку из решения местного исполнительного и распорядительного органа о включении гражданина в состав организации застройщиков, либо копию договора о долевом участии в жилищном строительстве, либо копию иного договора о строительстве;
  • справку о сметной стоимости строительства жилого помещения в ценах, действующих на дату подачи заявления на получение субсидии, на дату ввода жилого дома в эксплуатацию - в случае предоставления субсидии на погашение задолженности по льготному кредиту, полученному на строительство жилого помещения (выдается руководством организации застройщиков, застройщиком);

В случае строительства (реконструкции) одноквартирных, блокированных жилых домов или квартир :

  • копии документов, подтверждающих наличие у получателя субсидии согласованной в установленном порядке проектной документации и разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома или квартиры;
  • справку о сметной стоимости строительства (реконструкции) жилого дома или квартиры, стоимости выполненных работ и закупленных материалов и изделий в ценах, действующих на дату подачи заявления на получение субсидии, на дату ввода жилого дома в эксплуатацию - в случае предоставления субсидии на погашение задолженности по льготному кредиту, полученному на строительство (реконструкцию) жилого помещения;

Если же вы приобретаете жилое помещение , то «Одно окно» поможет вам с:

  • копией технического паспорта на приобретаемое жилое помещение;
  • заключением об оценке (по определению оценочной стоимости) жилых помещений, выданным в установленном законодательством порядке организацией по государственной регистрации.

Плодитесь, размножайтесь и получайте финансовую помощь

Многодетным семьям

Семьям при рождении (усыновлении, удочерении) третьего и последующих детей после заключения кредитного договора финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам предоставляется в соответствии с количеством несовершеннолетних детей на дату рождения (усыновления, удочерения) ребенка (с учетом родившегося, усыновленного, удочеренного).

Молодым Семьям

Многодетным семьям финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам предоставляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, после ввода жилых домов в эксплуатацию (приобретения жилых помещений) в соответствии с количеством несовершеннолетних детей на дату заключения кредитного договора и суммой задолженности по льготным кредитам на дату представления кредитополучателями открытому акционерному обществу "Сберегательный банк "Беларусбанк" документов, необходимых для ее получения, и оказывается в следующих размерах:

  • при наличии троих несовершеннолетних детей - 75 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам;
  • при наличии четверых и более несовершеннолетних детей - 100 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам.

Молодым семьям перерасчет финансовой помощи государства, полученной в соответствии с законодательством на ранее действующих условиях, не производится.

Финансовая помощь государства и выплата процентов за пользование многодетными и молодыми семьями льготными кредитами, подлежащими погашению за счет финансовой помощи государства, предоставляется равными долями в сроки, установленные кредитным договором.

«Порядочная молодая семья снимет недорогое жилье на длительный срок» — именно такими объявлениями пестрят сегодня страницы газет, интернет-сайты, столбы на остановках общественного транспорта. Редко какая семья имеет возможность обрести квартирное счастье на заре своего становления. Однако аренда жилья позволяет получить иллюзию своего дома лишь на некоторое время. Рано или поздно все равно встает вопрос о том, как обзавестись жильём.

Чтобы получить возможность построить собственный дом или можно оформить кредит на строительство жилья для молодой семьи. Этот способ не так уж и плох и имеет свои определённые преимущества. Главное - знать, на что вы имеете право, и все делать по правилам.

По закону

Кредиты на строительство жилья в Беларуси могут получить абсолютно разные категории населения, в том числе и молодые семьи. Причём многим гражданам положены существенные льготы и послабления при оформлении займа. Основным документом, регулирующим получение льготных денежных займов, считается от 06.01.12 за номером 13. Полностью его название звучит так: «О вопросах предоставления гражданам господдержки при строительстве (реконструкции) и/или приобретении жилых помещений».

Тем, кто решит с ним ознакомиться, стоит знать что существует более поздняя версия, а точнее, Указ президента № 469 от 16.11.15 года, вступивший в действие с 01.03.16. Этот указ корректирует несколько пунктов предыдущего, так что лучше подробно изучить и его тоже.

Кому вообще положен льготный заем

В общем случае существует несколько категорий граждан, которым положен особый кредит на строительство жилья. Нуждающимся в льготе прежде всего необходимо встать на учёт в соответствующие органы власти. Это даст возможность попасть в особую очередь, состоящую из граждан, нуждающихся в непременном

  • граждане, в семьях которых есть инвалиды с детства (только первой и второй групп);
  • проживающие в домах, признанных ветхими;
  • талантливые молодые люди, являющиеся лауреатами спецфонда президента;
  • лица, пострадавшие вследствие аварии ЧАЭС, ликвидаторы;
  • сотрудники госорганов внутренних дел;
  • военнослужащие;
  • ветераны боевых действий;
  • сотрудники Комитета госконтроля и Следственного комитета;
  • лица, более 10 лет живущие в общежитии либо помещении госжилищного фонда;

Кредитование молодых специалистов

Если по закону вы считаетесь молодым специалистом, то вы также можете попытаться встать в очередь и попробовать оформить льготный кредит на строительство жилья. Хотя прямого права на получение льготного займа вы и не имеете, но попытаться все же стоит. Может оказаться так, что вы подходите по каким-либо иным показателям. В любом случае на очередь вас поставить обязаны, но процесс ожидания может затянуться.

Кого считать молодой семьёй

По новому закону, молодой может считаться семья, в которой хотя бы один из супругов не старше 31 года к моменту подачи документов на получение льготного займа. При этом в семье должно воспитываться не менее 2 несовершеннолетних детей, а брак должен быть первым для обоих супругов.

Чтобы получить льготный кредит на строительство жилья для молодых, средний доход на каждого отдельного ее члена не должен превышать трёхкратного среднемесячного минимального СПБ (среднедушевого потребительского бюджета), рассчитанного для семьи из 4-х человек.

Для того чтобы иметь право на льготы, нужно, чтобы в имеющемся жилье на каждого члена одной семьи приходилось не более 10 м 2 (для Минска) или 15 м 2 для других городов. При этом ни один из супругов не может иметь в собственности никакого жилья на территории Беларуси, а также не выступать в качестве нанимателя при проживании в не приватизированном жилье. Проще говоря, семья должна или снимать квартиру или проживать с родителями либо иными родственниками на их территории.

Тут есть и ещё один интересный момент: нахождение в браке не означает, что вы должны стоять на очереди вместе. Если один из супругов стоял в очереди на получение льготного жилья до вступления в брак, то он и дальше может ожидать, пока подойдёт его время.

На какой кредит можно рассчитывать

Кредиты на строительство жилья, предусмотренные государственной программой, призваны облегчить приобретение собственного дома (квартиры) для молодой семьи. Для таких «ячеек общества» предусмотрено два вида кредитования:


Также нужно знать, что семьи, оформившие кредиты на строительство жилья или его покупку, не смогут полноценно распоряжаться своим новым имуществом до того момента, когда полностью рассчитаются по долговым обязательствам. Это значит, что жилье нельзя будет продать, подарить или обменять на другое. Кроме того, никаких подобных действий с жильём нельзя совершать ещё и в течение трех лет после окончательного расчёта по кредиту.

Финансовая поддержка молодых

Конечно, купить квартиру для молодой семьи даже с учётом льготы не так уж и просто. Для этого нужно не только иметь деньги для ежемесячных платежей на протяжении многих лет, но и сразу внести 10, а то и все 30% стоимости жилья. А что делать тем, кто уже взял кредит, да и не льготный, а обычный?

Для некоторых семей, взявших такой кредит, предусмотрена государственная субсидия. Для этого нужно соблюсти одно из трех условий:

  • иметь одного несовершеннолетнего ребёнка (или родить его после приобретения жилья) — помощь составит 20 минимальных прожиточных бюджетов;
  • за двоих детей, не достигших совешеннолетнего возраста дают 40 бюджетов;
  • если есть трое и более ребят — вам положено 50

Субсидия будет выплачена только после того, как пройдёт госрегистрация права собственности на квартиру (дом). Так что использовать деньги в качестве первоначального взноса не получится. Да и денег вы вживую не увидите. Сумма будет равномерно перечисляться на погашение тела кредита или же % по нему, если основной долг уже оплачен.

Собираем документы

Если вы все же решились на оформление льготного займа, вам стоит обратиться за консультацией в "Беларусбанк". Кредиты на строительство жилья там обычно выдают с большим удовольствием. Первоначально вам понадобятся такие документы:

  • гражданский паспорт;
  • справка о доходах;
  • документ (справка) о составе семьи;
  • для мужчин, не достигших 27 лет — военный билет.

О документах, которые нужно будет предоставить дополнительно, вам подробно расскажут в банке.

Размеры кредита и нормы площади

Как уже было сказано, кредиты на строительство жилья все равно не покрывают полной его стоимости и желающим иметь собственное жилье придётся запастись первоначальным взносом. На стопроцентное кредитование могут претендовать лишь

Нормы общей площади установлены такие:

  • 20 м 2 /чел. — при строительстве однокомнатной квартиры;
  • 30 м 2 /чел. — для строительства 1-квартирного жилого дома;
  • 30 м 2 /чел. — при строительстве однокомнатной квартиры, 1-квартирного жилого дома в сельской местности, для граждан, которые постоянно там живут и работают;
  • 44 м 2 /чел. — для строительства 1-квартирного жилого дома, 1-комнатной квартиры в сельской местности для 1 человека, который там постоянно живёт и работает;

Срок погашения и проценты

Максимальный срок, на который могут быть выданы кредиты на строительство жилья, не превышают 20 лет, а многодетные семьи смогут рассчитывать на вдвое больший период.

Проценты за использование льготных займов устанавливаются такие:

  • 1% годовых — для многодетных семей;
  • 10% от ставки рефинансирования (но не менее 3% годовых) — для граждан, что работают и постоянно проживают в небольших населённых пунктах (до 20 тыс. человек);
  • 20% от ставки рефинансирования (не менее 5% годовых) — для всех остальных категорий льготников;
  • 50% ставки рефинансирования Нацбанка, но не меньше 5% годовых — для молодых семей и семей военнослужащих.

Это, пожалуй, все нюансы льготного кредитования молодых семей, а тем, у кого остались вопросы, стоит все же обратиться в юридическую консультацию. Там вам дадут исчерпывающие пояснения по всем пунктам и даже подскажут какие именно дополнительные льготы положены именно вам.

Для понимания всей процедуры, начиная с постановки на учет и заканчивая получением кредита, рассмотрим основные этапы, которые должна пройти основная часть граждан . Отдельные же категории граждан, в силу очевидных обстоятельств, указывающих на необходимость получения жилья (к примеру, как непригодное жилье), ориентируются в данной теме со знанием всех пунктов нормативных документов.

Стоит понимать, что в настоящий момент поставлены довольно жесткие (но справедливые) условия получения льготного кредита. До этого иным гражданам удавалось построить за счет льготных средств ни одну и ни две, а иной раз и более квартир.

Упорядочив всю процедуру, начнем с постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Далее гражданину необходимо сопоставить себя с категорией малообеспеченных граждан.

Таким образом, первый (общий) шаг – это быть нуждающимся и малообеспеченным . Но именно здесь и появляются дополнительные условия для получения льготного кредита (и субсидии), определенные Указом Президента, которые могут свести первый шаг на «нет».

Итак, недостаточно быть просто нуждающимся и малообеспеченным, возможность получения льготного кредита ограничена следующими условиями (УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 6 января 2012 г. № 13) :

1.1. право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставляется:

военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (далее – военнослужащие), проходящим военную службу, службу в Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям (далее – военная служба), гражданам, уволенным с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов, в том числе реализовавшим свое право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в течение 6 месяцев со дня увольнения с военной службы, имеющим не менее 5 календарных лет выслуги на военной службе (за исключением периодов обучения в учреждениях образования, осуществляющих подготовку кадров по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в дневной форме получения образования) и состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

гражданам, имеющим в соответствии с законодательными актами право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда;

трудоспособным совершеннолетним членам семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда в случае его смерти или выезда на постоянное проживание в другое жилое помещение, не имеющим во владении и пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма либо в собственности другого жилого помещения в данном населенном пункте общей площадью 15 кв. метров и более (в г. Минске – 10 кв. метров и более) на одного человека, соответствующего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, – в течение срока действия заключенного в соответствии с законодательными актами с одним из них договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда;

малообеспеченным гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (за исключением граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по дополнительным основаниям, предусмотренным организациями в коллективных договорах), из числа:

многодетных семей;

граждан, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы;

граждан, заболевших и перенесших лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями;

ветеранов боевых действий на территории других государств из числа категорий граждан, предусмотренных в пунктах 1–3 части первой статьи 3 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 15, ст. 249; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 67, 2/787);

граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания;

совершеннолетних молодых граждан, являющихся лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и (или) специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, – по согласованию соответственно с Министерством образования или Министерством культуры и в соответствии с документами, подтверждающими такое звание. Под молодыми гражданами в настоящем Указе понимаются лица в возрасте до 31 года;

граждан, которым были назначены стипендии Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым, – по согласованию с Национальной академией наук Беларуси и в соответствии с подтверждающими назначение этих стипендий документами, выдаваемыми организациями, осуществлявшими их выплаты;

граждан, проживающих не менее 10 лет в общежитиях, в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договорам поднайма жилого помещения, в жилых помещениях частного жилищного фонда по договорам найма жилого помещения, у которых, включая совместно проживающих членов семьи и отдельно проживающих супругов, не имеется в собственности жилых помещений (общей площади жилых помещений, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилые помещения), в том числе расположенных в иных населенных пунктах Республики Беларусь;

граждан, осуществляющих строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах-спутниках*;

*Для целей настоящего Указа городами-спутниками для Минска являются Дзержинск, Заславль, Логойск, Руденск, Смолевичи, Фаниполь, для Бреста – Жабинка, для Гродно – Скидель, а также иные населенные пункты, которым по решению Президента Республики Беларусь придан статус города-спутника.

судей и прокурорских работников;

молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, пользуются правом на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законами и международными договорами Республики Беларусь.

Условия и порядок отнесения граждан к категории малообеспеченных граждан для предоставления льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения определяются Советом Министров Республики Беларусь

В данном документе определены и категории граждан, имеющие внеочередное право на получение льготного кредита и претендующие на предоставление одноразовых субсидий . Только при соответствии условиям данного Указа формируются списки граждан для строительства квартиры в конкретном доме, и данные списки передаются в банк для рассмотрения вопроса о предоставлении льготного кредита (в основном, на строительство). В противном случае Вы так и останетесь только нуждающимся и малообеспеченным, и нет необходимости затрачивать время на дальнейшее прочтение статьи.

Однако и срок ожидания очереди на включение в списки внушителен, к примеру, в г. Минске он превышает 20 лет.

Общий интерес к данной теме подогревают непосредственно условия кредитования.

Процентные ставки по данному виду кредита отличаются довольно низкими значениями по сравнению с кредитами на общих основаниях и длительным сроком погашения:

  1. Для многодетных семей – 1% годовых;
  2. Для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах спутниках* - 10 процентов ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 3% годовых;
  3. Для лиц, указанных в абзаце втором и шестнадцатом части первой подпункта 1.1.Указа №13 (военнослужащие и молодые семьи, имеющие двоих несовершеннолетних детей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов) – 5% годовых;
  4. Для иных категорий граждан, указанных в абзацах третьем-пятнадцатом части первой подпункта 1.1 Указа № 13 - 20 процентов ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 5% годовых

* Дзержинск, Заславль, Логойск, Руденск, Смолевичи, Фаниполь, Жабинка, Скидель

Максимальный срок , на который предоставляются льготные кредиты, не должен превышать 20 лет (для многодетных семей – 40 лет).

Итак, Вы подходите конкретному условию Указа, значит, становимся нуждающимися в улучшении жилищных условий . Соответствующая категория граждан формируется по месту постоянной прописки в соответствующем местном исполнительном и распорядительном органе (исполкоме, сельсовете и др.), либо по месту работы в порядке очередности.

Следует отметить как широкий перечень оснований для включения в данную категорию, так и наличие причин для отказа в принятии. Все необходимые документы, а также возможность постановки можно уточнить по месту постановки, либо ознакомившись с соответствующими нормативными документами*.

* Положение об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. №563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений».

По большей части основными причинами постановки на учет являются отсутствие жилой недвижимости в собственности гражданина (семьи), либо обеспеченность собственным жильем менее 15 кв.м. общей площади на одного человека (в г. Минске – менее 10 кв. метров). Следует отметить, что в расчет принимается площадь, находящаяся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет, для Минска – дополнительно в Минском районе.

Полный перечень оснований для постановки на учет (пункт 3 Положения) :

3.1.1. не имеющие в собственности и (или) во владении и пользовании* жилых помещений в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы), а граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, – по месту пребывания (далее – населенный пункт по месту принятия на учет). При принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске учитываются находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи жилые помещения, расположенные в Минском районе;

______________________________

*Для целей настоящего Положения под отсутствием у граждан во владении и пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, занимаемых этими гражданами:

по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда;

в качестве членов, бывших членов семьи собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, и имеющими право владения и пользования жилым помещением наравне с собственником жилого помещения, нанимателем жилого помещения, гражданином, являющимся членом организации застройщиков;

по договору, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством.

3.1.2. обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров (в г. Минске – менее 10 кв. метров) на одного человека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске – исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в г. Минске и Минском районе).

При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании у них, а также у членов их семей, с которыми они совместно проживают, в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске – исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании у них, а также у проживающих совместно с ними членов их семей в г. Минске и Минском районе), за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет;

3.1.3. проживающие в жилом помещении, признанном не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;

3.1.4. проживающие в общежитиях, за исключением граждан, которым предоставлено право владения и пользования жилым помещением в общежитии в связи с обучением, спортивной подготовкой*, прохождением клинической ординатуры**, а также сезонных и временных работников;

______________________________

*Для целей настоящего Положения под спортивной подготовкой понимается комплексный процесс подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса, осуществляемый в том числе специализированными учебно-спортивными учреждениями, посредством участия в учебно-тренировочном процессе и (или) спортивных мероприятиях.

**Для целей настоящего Положения под клинической ординатурой понимается форма профессиональной подготовки врачей-специалистов, основанная на принципе индивидуального обучения, направленная на углубление их профессиональных знаний и совершенствование практических навыков, освоение передовых медицинских технологий, решение задач кадрового обеспечения здравоохранения.

3.1.5. проживающие в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения;

3.1.6. проживающие в жилых помещениях коммерческого использования на условиях договора найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда, заключенного на срок трудовых (служебных)отношений , а также в жилых помещениях социального пользования на основании договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, заключенного на срок до десяти лет в соответствии с частью третьей пункта 69 Положения;

3.1.7. проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с другими гражданами и имеющие заболевания , указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным их совместное проживание с другими гражданами в одной комнате или однокомнатной квартире, а также проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с лицами, имеющими заболевания, перечисленные в этом перечне;

3.1.8. проживающие в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками жилых помещений, при условии, что их собственность выделена в установленном порядке (произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или с выделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобных помещений в общем пользовании и в общей долевой собственности), и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров (в г. Минске – менее 10 кв. метров) на каждого члена семьи;

3.1.9. проживающие в неизолированных (смежных) жилых комнатах и не являющиеся близкими родственниками*;

3.1.10. проживающие в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола (в том числе независимо от того, являются они или не являются близкими родственниками), кроме супругов;

3.1.11. относящиеся к молодым семьям**, впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимает объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору в соответствии с Правилами заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства в населенном пункте по месту принятия на учет;

______________________________

*Для целей настоящего Положения под близкими родственниками понимаются супруг (супруга), родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка и внуки.

**Для целей настоящего Положения молодыми семьями признаются семьи, в которых хотя бы один из супругов находится в возрасте до 31 года на дату принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3.1.12. проживающие в жилых помещениях специальных домов для ветеранов , престарелых и инвалидов, имеющие несовершеннолетних детей, а также проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, которым при переосвидетельствовании установлена III группа инвалидности либо инвалидность снята или которые признаны в установленном порядке дееспособными, если за ними не сохранилось или им не может быть предоставлено право владения и пользования жилым помещением, из которого они выбыли;

3.2. молодые рабочие (служащие), молодые специалисты, прибывшие по распределению, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), или специалисты, прибывшие по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 кюри на квадратный километр и приравненных к ним территориях;

3.3. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае , если они:

не имеют в собственности и (или) во владении и пользовании жилых помещений в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске учитываются находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании жилые помещения, расположенные в Минском районе);

проживают в жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подпунктах 3.1.2–3.1.10 настоящего пункта;

при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подпунктах 3.1.2–3.1.10 настоящего пункта;

не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в это жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения.

Невозможность вселения в жилое помещение устанавливается по решению местных исполнительных и распорядительных органов в случае утраты жилого помещения (гибели, уничтожения), систематического (три и более раза в течение года) нарушения гражданами, проживающими в данном жилом помещении, правил пользования жилым помещением, содержания жилых и вспомогательных помещений, наличия неблагоприятных или опасных условий проживания с родителями, лишенными родительских прав, и другими гражданами, проживающими в данном жилом помещении, а также в иных случаях. Порядок принятия решений о невозможности вселения в жилое помещение определяется облисполкомами, Минским горисполкомом.

скрыть");} else {$(this).prev("div").slideUp(200);$(this).before().html("подробнее ");}" class="hiddenText">подробнее

Вставь на учет нет необходимости сразу занижать свой доход (если конечно он был достаточно высок до этого) для включения в категорию малообеспеченных . Расчет производится за 12 месяцев, предшествующих месяцу составления списков уже на получение льготного кредита (а не постановки на учет нуждающихся, что могло произойти и намного ранее). Граждане могут быть отнесены к категории малообеспеченных граждан при условии, что среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превосходит трехкратного среднемесячного среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек (на 01.11.2015 данный МБП = 2 499 270 бел. руб.). Стоит обратить внимание и на заявленное имущество при составлении списков на получение кредита, стоимость которого при получении льготного кредита не должна превышать двукратный предельный размера льготного кредита (о нем ниже) для данной семьи.

Первый шаг пройден, и остается ожидать своей очереди на включение в списки.

Определим возможную сумму льготного кредита . Для этого устанавливаются нормативы общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения на 1 человека:

- в г. Минске данный показатель составляет 15 кв. м. на человека;

- для многодетных семей и граждан, проживающих в населенных пунктах кроме г. Минска – 20 кв. м.;

При строительстве для одного человека однокомнатной квартиры, одноквартирного жилого дома – 30 кв. м.

Для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах:

Строящих (реконструирующих) в них одноквартирные или блокированные жилые дома – 30 кв. м.;

При строительстве для одного человека одноквартирного жилого дома или однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме – 44 кв. м.

Для отдельных лиц льготно кредитуемая площадь увеличена на 15 кв. м.: Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также граждане, обладающие в соответствии с законодательством правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья.

Также важно отметить , что в списках на получение льготных кредитов указываются нормируемые размеры общей площади жилого помещения, которые устанавливаются за вычетом общей площади жилых помещений , находящихся в собственности кредитополучателя и членов его семьи (в том числе общей площади жилых помещений, приходящейся на принадлежащие кредитополучателю и членам его семьи доли в праве общей собственности на жилые помещения), а также общей площади жилых помещений, находившихся в собственности и отчужденных кредитополучателем и (или) членами его семьи в течение 3 лет до заключения кредитного договора (в том числе общей площади жилых помещений, приходящейся на принадлежавшие и отчужденные кредитополучателем и (или) членами его семьи в течение 3 лет до заключения кредитного договора доли в праве общей собственности на жилые помещения). При этом, учитываются жилые помещения находящиеся в собственности кредитополучателя и (или) членов его семьи, расположенные во всех населенных пунктах Республики Беларусь .

Помимо норматива общей площади максимальный размер льготного кредита на строительство жилых помещений не должен превышать 90 % (для многодетных семей – 100 %) норматива льготно кредитуемой площади жилого помещения типовых потребительских качеств (определенной стоимости квадратного метра). И данный норматив зачастую меньше, нежели сама стоимость квадратного метра в строящемся доме. Тогда оставшуюся часть необходимо будет заплатить собственными средствами, либо с помощью другого кредита. Исходя из данных показателей и формируется предельный размер льготного кредита , для сопоставления со стоимостью заявленного имущества при постановке на учет.

После поступления списков в банк, необходимо сформировать необходимый пакет документов для получения кредита. Одним из этапов данного процесса будет подтверждение своей нуждаемости при получении кредита и после окончания строительства , так что в этот период следует быть осторожней с покупкой, наследованием, приватизацией или иным способом приобретения жилья, т.к. его площадь будет вычитаться из льготно кредитуемой площади.
Допустим, вы получили кредит, но в момент строительства приватизировали квартиру, следовательно, по окончании строительства его размер будет пересчитан в меньшую сторону.

Если же у Вас есть жилье в собственности, но Вы хотите получить максимально возможный размер кредита на строящуюся квартиру (т.е. без вычета площади имеющегося жилья), Вы можете взять на себя обязательство продать имеющуюся квартиру после сдачи дома в эксплуатацию и внести денежные средства в счет погашения кредита в размере оценочной стоимости проданной квартиры.
Пример: У семьи из трех человек есть в собственности однокомнатная квартира 40 кв.м. (т.е. нуждаются в улучшении жилищных условий). Льготно кредитуемая площадь - 20 кв.м. на человека – итого 60 кв.м., однако, учитывая собственное жилье, окончательно будет кредитоваться 60-40=20 кв.м. Для получения кредита на все 60 кв.м. и необходимо взять указанное обязательство по продаже.

Помним, что для получения льготного кредита необходимо не только быть нуждающимся, но и соответствовать определенному размеру доходов на каждого члена семьи. В таком случае с большой вероятностью понадобятся поручители, поиск которых осложняется наличием кредитов, либо поручительств у большинства граждан. И если после включения в список на строительство у Вас появилась возможность официально повысить свои доходы выше установленных границ, нет необходимости ее откладывать до момента получения кредита (т.к. списки уже сформированы).

При включении в списки на определенную квартиру необходимо предусмотреть все события, которые могут повлиять на размер льготно кредитуемой площади и соответственно на размер кредита (предстоящая свадьба, рождение ребенка и др.). Данные события позволят не только увеличить размер кредита, но и получить в отдельных случаях государственную помощь (также указаны в Указе).

Документы для кредита не представляют собой столь обширного перечня. И предоставление кредита (рассмотрение и выдача) занимает меньше времени, по сравнения с кредитованием на общих основаниях.