Аудит. ООО «Бизнес-Консультант. Отличие ревизии от аудита

В настоящее время появился ряд специальных изданий по аудиту применительно к отечественной практике, где понятие «ревизия» механически заменяется на «аудит», т.е. авторы этих изданий не видят принципиальных различий между указанными понятиями. По мнению многих российских исследователей, аудит - это та же ревизия, только называется по-другому.

Свою точку зрения они обосновывают тем, что аудит и ревизия имеют одну и ту же методологическую и методическую основу при проведении проверок, одну и ту же цель, а именно: проверку соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям. Появление аудита они связывают с закономерным процессом преобразования одной формы контроля в другую, при этом считают, что само содержание контроля существенных изменений не претерпело.

На практике можно встретить и иные случаи, когда роль ревизии чрезмерно сужается и сводится преимущественно к выполнению методических приемов фактического контроля, чаще всего - к инвентаризации имущества (например, ревизии кассы, товаров на складе и т.п.). При этом подходе квалификация ревизоров рассматривается как невысокая и необходимая лишь для того, чтобы фактически снять остатки имущества и сравнить полученную информацию с данными бухгалтерского учета. (На ряде крупных промышленных предприятий ревизоры, согласно закрепленным за ними должностным обязанностям, выполняют именно эту функцию - инвентаризацию остатков незавершенного производства, материалов, готовой продукции и т.д.).

Приведенные выше мнения, на наш взгляд, ошибочны и объясняются, как правило, не совсем глубоким, а иногда и просто поверхностным взглядом на контроль, его сущность, задачи, функции и формы осуществления. По мнению авторов настоящего издания, ревизия и аудит - самостоятельные формы финансово-хозяйственного контроля.

Проводя анализ понятия аудита, данного в п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», можно выявить два характерных признака, одновременное соблюдение которых позволяет определенный вид деятельности считать аудитом:

1) аудит - это предпринимательская деятельность;

2) аудит - деятельность по проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц.

Здесь специально не рассматривается понятие независимости аудита, поскольку последнее является принципом контроля вообще, а не признаком, характеризующим исключительно аудит (рис. 1).

Рис. 1. Аудит и ревизия по отношению к проверяемому экономическому субъекту

Приступая к анализу официального термина «аудит» заметим, что определение предпринимательской деятельности дается в Части I Гражданского кодекса РФ, согласно которому (ст. 2), «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Отношения между аудиторской организацией и аудируемым лицом регламентируются заключаемым между ними договором возмездного оказания услуг, по которому аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) выступают в роли исполнителя, а аудируемое лицо - заказчиком (см. гл. 39 ГК РФ). При этом и аудиторская организация (индивидуальный аудитор), и аудируемое лицо являются равнымиучастниками (ст. 1), т.е. самостоятельными и независимыми друг от друга хозяйствующими субъектами. Следует отметить также, что важнейший принцип при заключении договора - свобода договора (ст. 421 ГК РФ), выражаемая, в частности, в свободном выборе контрагента. Таким образом, свойством аудита считается горизонтальный тип отношений «проверяющий - проверяемый».

Ревизия, напротив, характеризуется вертикальным (административным) типом отношений. Действительно, ревизия назначается вышестоящим органом управления, которым может быть собрание акционеров (в акционерном обществе), собрание участников (в обществе с ограниченной ответственностью) и т.д., либо вышестоящим должностным лицом - руководителем (для проверяемого подразделения внутри организации). Ревизия может быть внутрисистемной (в рамках холдинга) или внутрихозяйственной (в рамках одного предприятия).

Решение о проведении ревизии оформляется распорядительным документом (приказом, распоряжением руководителя, протоколом собрания акционеров и т.п.). Цель ревизии (за исключением ряда случаев, прямо предусмотренных законодательством) также устанавливается не законом, а лицом (органом управления), назначившим проверку, указывается в распорядительном документе о проверке и чаще всего состоит в том, чтобы определить, насколько назначенный менеджер нижестоящего уровня в управленческой иерархии выполняет волю стоящего над ним собственника (руководителя).

Считается, что ревизионный контроль в условиях административно-командной системы управления народным хозяйством СССР был средством закрепления государственной власти. По существу, ту же цель преследует ревизия в рыночных условиях, изменился лишь характер собственности.

Далее, согласно законодательному определению, целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации». Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения» (п. 3 ст. 1 указанного закона).

Таким образом, в круг задач аудитора прямо не входит исследование вопросов эффективности деятельности аудируемой организации, целевого расходования средств, соответствия управленческих решений стратегическим задачам развития бизнеса и т.д. Согласно закону, аудит (понимаемый как собственно аудит - без учета услуг, сопутствующих ему) ограничен лишь проверкой бухгалтерского учета и отчетности, а все иные вопросы, которые в нашей стране традиционно рассматривались в ходе ревизии, исключены из целей аудиторской деятельности. Это и понятно. Внешние и внутренние пользователи информации, в том числе собственники организации, всю интересующую их информацию могут получить непосредственно путем чтения финансовой отчетности. Поэтому они заинтересованы лишь в том, чтобы бухгалтерский учет и составляемая на его основе финансовая отчетность были достоверными, поскольку только на основе правильной учетной информации можно сделать верные выводы и принять правильные управленческие решения. То же самое можно увидеть в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», согласно п. 3 ст. 1 которого задачей бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности». Иначе говоря, аудитор должен лишь оценить степень достоверности отчетности, все остальное входит в компетенцию ее пользователей.

Анализ исторического развития контроля также позволяет констатировать, что аудит (в современном его представлении) появился в Англии, Франции, США из-за потребности в объективной оценке отчетности акционерного товарищества с тем, чтобы иметь достоверные данные о действительном финансовом состоянии предприятия и результатах его хозяйствования за определенный период.

Напротив, при проведении ревизии рассматриваются разные вопросы, в том числе о состоянии организации бухгалтерского учета и составления отчетности. Однако рамками данного вопроса ревизия, как правило, не ограничивается. Ее задачи связаны также с оценкой эффективности деятельности структурных подразделений, отдельных управленческих решений, выявлением случаев нерационального расходования средств, хищений, злоупотреблений и т.д. Если полностью абстрагироваться от других свойств аудита и ревизии, то можно сделать вывод о том, что в рамках охватываемых проверкой вопросов аудит служит частью (этапом)ревизионного процесса.

Именно в этих двух направлениях, на наш взгляд, прослеживается принципиальное различие между аудитом и ревизией. В связи с этим интересно рассмотреть понятие так называемого внутреннего аудита. Согласно отечественному стандарту аудита «Изучение и использование работы внутреннего аудита», под последним понимается «организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля». Внутренний аудит создается в каждой организации индивидуально исходя из особых целей и задач, поставленных перед внутренними аудиторами руководством или собственником организации. На практике внутренний аудит решает широкий спектр задач, в том числе проводит проверку бухгалтерского учета и отчетности, оценку эффективности деятельности структурных подразделений организации и системы внутреннего контроля и т.д.

Если соотнести определения внутреннего аудита, собственно аудита, нашедшего отражение в законе, а также ревизии, можно сделать вывод о том, что первому из них присущи, скорее, признаки ревизии, чем аудиторской деятельности. Действительно, внутренний аудит не является предпринимательской деятельностью, решение о проведении проверки принимается «сверху» и оформляется распорядительным документом. Данная форма контроля не ограничивается рамками проверки бухгалтерского учета и составления отчетности проверяемой организации, а решает специальные задачи. Рассматривая другие отличия аудита от ревизии, изложенные ниже, можно выявить также иные моменты, общие для ревизии и внутреннего аудита. Для того чтобы составить более четкое представление, основные различия аудита и ревизии отразим в табл. 1.

Таблица 1 - Основные различия между аудитом и ревизией

Признак сравнения

Степень зависимых

проверяющих от проверяемых

Относительная (аудиторская организация в финансовом отношении зависима от аудируемого лица)

Абсолютная (члены ревизионной комиссии в организационном и финансовом отношении независимы от проверяемых подразделений)

Страхование профессиональной ответственности

Обязательно в случае обязательного аудита в соответствии с законом

Необязательно

Вид деятельности

Предпринимательская, осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг

Как правило, не является предпринимательской: осуществляется на основе распределительного документа (решение, протокол, приказ, распоряжение и др.).

В ряде случаев может проводиться на основании договора возмездного оказания услуг

Тип отношений «проверяющих - проверяемых»

Горизонтальный («равные участники»)

Вертикальный «административный»

Цель (задачи) проверки

Определяется законом: выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ

Определяется органом управления исходя из индивидуальных потребностей бизнеса, в том числе возможна проверка правильности ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности

Наличие лицензии на право осуществления деятельности

Обязательно в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности

Не предусмотрено

Квалификационные требования

Для аудитора обязательно наличие квалифицированного аттестата

Приемы и методы работы

Выбираются самостоятельно, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации, аудиторского заключения

Выбираются самостоятельно

Пользователи аудиторского заключения

Внутренние и внешние пользователи финансовой (бухгалтерской)отчетности

Ограниченный круг лиц, определяемый внутренним нормативным документом (как правило, только собственники и исполнительное руководство)

Нормативное регулирование

На уровне государства (закон, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ) с соблюдением правил (стандартов): федеральных, внутренних для профессиональных аудиторских объединений, отдельных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Внутренние нормативные документы (положения, стандарты). Отдельные обязательные случаи деятельности ревизионных комиссий определены законодательством

Многие сталкивались с такими понятиями, как «ревизия» и «аудит». В последнее время появляется большое количество аудиторских компаний, однако немногие понимают, что это за род деятельности и чем занимаются аудиторы.

Понятие «ревизия» встречается несколько чаще, его можно встретить на объявлении любой организации, магазина, сообщающем и временном прекращении обслуживания клиентов. Многие считают, что ревизия и аудит – это одно и то же понятие, обозначающее некую проверку бумаг и организации. Однако эти понятия неидентичны, их следует отличать.

И ревизия, и аудит- проверка

Идентифицировать эти два понятия неправильно, они имеют различные определения, цели и даже стоимость процедур различна. Отличие ревизии от аудита заключается также в методах проведения процедуры.

Ревизия представляет собой проверку финансовой стороны той или иной организации, компании и т.д. Проверяться могут и должные лица. Кто такой ревизор, известно многим. Это проверяющий, который внимательно изучает бумаги организации и составляет соответствующее заключение.

Ревизором может выступать уполномоченная организация, государственные органы, осуществляющие финансовый контроль. Ревизоры имеют большие полномочия, они могут проверять любую документацию и отчетность, опечатывать помещения, привлекать к проверке других .

Помимо документов ревизор может проверять наличие материальных ценностей, проходящих по документам. Такая ревизия будет называться фактической. Ревизия может быть плановой, когда проверяемое лицо или организация знает о будущей проверке и ожидает ее. Внеплановая ревизия, как правило, неожиданная.

Проверяться может документация за любой период: от нескольких недель и месяцев до года. Годовая проверка называется фронтальной ревизией. После окончания проверки ревизор составляет акт, где указываются все результаты проверки. Должностные лица проверяемой организации должны ознакомиться с актом и поставить на нем свои подписи.

Аудит – это более широкое понятие, включающее в себя проверку, как документов и финансовой стороны, так и хозяйственной, экономической, технической и даже энергетической стороны. Проверкой занимаются обычно частные аудиторские фирмы, которые проводят процедуру за определенную плату.

Аудиторская деятельность является механизмом контроля производственной и непроизводственной деятельности. Чаще всего к подобной проверке прибегают , контролирующие государственные органы, следователи в ходе проверки законности деятельности того или иного лица, компании, организации.

Бывает и внутренний аудит, который проводится сотрудниками проверяемой организации без привлечения аудиторской фирмы со стороны. Он проводится по желанию руководства, инвесторов, клиентов при подозрении на ошибки или махинации в работе компании. Аудит также помогает выявить несовершенства в работе бухгалтерии и прочих отделов организации для их исправления.

С видами аудита можно ознакомиться с помощью видеоурока:

Особенности и сравнение ревизии и аудита

Ревизия и аудит — разные понятия

Аудит и ревизия существуют параллельно и не исключают друг друга. И то, и другое понятие обозначает проверку деятельности, контроль, в результате которого составляется акт, заключение с выводами относительно проверки.

Аудит является более широким понятием и включает в себя всестороннюю проверку деятельности организации или лица, ревизия же представляет собой контроль исключительно финансовой стороны и финансовых документов. Можно сказать, что аудит включает в себя ревизию, а ревизия является узконаправленной разновидностью аудита.

Существуют общие стороны у обоих понятий, которые тем не менее могут быть и отличиями при более детальном рассмотрении:

  1. И аудит, и ревизия представляют собой проверку, проводимую с целью выявление неточностей, ошибок или различных нарушений в деятельности организации или лица.
  2. Оба процесса платные. Отличается лицо или орган, оплачивающий процедуру, но в любом случае аудит и ревизия требуют определенных затрат.
  3. Ревизия и аудит могут проводиться как лицами со стороны, так и сотрудниками самой организации. Но это касается только внутреннего аудит. Внешний требует обязательного присутствия представителя сертифицированной аудиторской фирмы.
  4. Ревизия и аудит имеют некоторое сходства в организационных моментах. Они проводятся по определенному плану.
  5. И та, и другая проверка включает в себя проверку финансовой стороны. Финансовая документация является обязательным пунктом проверки, входящим как в ревизию, так и в аудит.
  6. Для выявления нарушений могут использоваться одни и те методы как при аудите, так и при ревизии.
  7. И аудит, и ревизию может проводить лицо, имеющее соответствующее , опыт, разрешение. И в том, и другом случае может быть сразу несколько проверяющих, экспертов в различных областях.
    И аудитор, и ревизор имеют определенные права и полномочия, а также могут отказаться от проведения процедуры в некоторых случаях, предусмотренных договором.
  8. И ревизия, и аудит проводятся с определенной частотой, но с разной периодичностью.

Несмотря на большое количество общих сторон, аудит и ревизия имеют множество отличий. Аудит и ревизия имеют различные цели и результаты. Несмотря использование схожих методов проверки, они имеют различные цели и применяются в разных пропорциях.

Основные отличия ревизии от аудита

Выбор делается исключительно исходя из цели проверки

Как уже говорилось выше, аудит и ревизия имеют большое количество отличий, которые не позволяют объединить эти понятия в одно:

  • Ревизия и аудит преследуют совершенно разные цели. Ревизия выявляет различные недостатки, ошибки и махинации в финансовой сфере, а также ставит своей целью наказание виновных в подобных махинациях и хищениях.
  • Аудит, как правило, лишь выражает свое мнение, оценку работы организации со стороны. Если он и выявляет недостатки и ошибки, то часто предлагает пути их исправления.
  • Отличаются и задачи процедур. Ревизия нужна для профилактики и выявления , преступлений, хищений, а аудит должен улучшать работу предприятия путем исправления выявленных ошибок.
  • Аудит обычно является добровольной процедурой, тогда как ревизия зачастую проводится принудительно и часто внепланово. Аудит планируется всегда.
  • Аудит включает в себя больший объем услуг, чем ревизия. Ревизия проверяет ту часть деятельности, где подозревается нарушение. Аудит проводит всестороннюю проверку и предлагает пути решения выявленных проблем.
  • Оплата проводится различными лицами и организациями. Поскольку аудит проводится в интересах самой компании, оплачивает процедуру чаще всего руководство. Ревизию оплачивает должностное лицо или государственный орган, который является инициатором проверки. Соответственно отличается и .
  • Аудитор ответственен за проведенную работу и отчитывается перед заказчиком, а ревизор – перед вышестоящим государственным органом.
  • Отличаются и результаты проверки. Аудитор составляет заключение, в котором выражает свое мнение относительно работы организации, контроля и ведения бухгалтерской отчетности, указывает рекомендации по усовершенствованию тех или иных сторон, исправлению ошибок.
  • Результат ревизии более точен. Ревизор составляет акт, в котором указывают точные цифры, указывает все выявленные нарушения и нанесенный ущерб.
  • Аудит проводится регулярно. Внутренний аудит может проводиться непрерывно, тогда как ревизия проводится по необходимости, по требованию уполномоченного органа.
  • При внешнем аудите клиент, то есть проверяемая организация, и проверяющий, то есть аудиторская фирма, являются равноправными сторонами, заключившими . Во время проведения ревизии проверяемая организация подчиняется проверяющему.

Выбор способа проверки, аудита и ревизии, определяются целями, которые преследует инициатор проверки, желаемого результата и практических задач.

Правило определ аудит деят-ть как предприни.деят-ть аудиторов (аудит фирм) по осущ-ию независимого вневедомственн.проверок бух отчет-ти, первичн докум-ии, налогов деклараций и др док-тов, а также по оказанию аудиторск услуг (постановка и восстан-е бух учета, составление фин отчет-ти и налогов деклараций, трансформ-я отчетности в иные стандарты, учет и анализ фин-хоз деят-ти, оценка активов и т.д.)

Осн.целью аудита явл установление достоверности бух.отчетности экон.субъектов и соотв-е с соверш-ых ими фин-хоз операцияй нормативн документам.

От гос.ревизии аудит принципиально отличается свободой выбора форм и методов проверки исходя из требований закон-ва и условий договора с провер-мым субъектом.

Аудитор проводит проверки с целью получения прибыли, но при этом он может принимать на себя риски иимущественн ответ-ть за результаты проверки.

Разница между аудитом и ревизией

Аудит представляет собой более широкую деятельность, ревизия же является лишь его составной частью;

Аудит проводится только внешними специалистами, в то время как ревизия может быть осуществлена и сотрудниками компании, например, бухгалтерами или товароведами;

Результаты ревизии могут входить в отчет о проводимой аудиторской проверке, в то время как результаты аудита в отчете по ревизии никак не отражаются.

    Этапы проведения проверок.

Процесс организации ревизионн работы предусматр.след этапы:

1. подготовка ревизий

2. орг-ция и непосредств проведение ревизий на объекте

2.1. прибытие на объект и предъявление полномочий на проведение проверки в виде удостоверения и предписания на проведение проверки,

2.2. личное ознакомление с объектом,

2.3. проведение инвентаризации МЦ и ден ср-в,

2.4. непосред-я документарн проверка хоз операций

3. систематизация мат-лов ревизии и оформление результатов,

4. реализация мат-лов ревизий на подконтрольн объекте и информирование органов, назнач-х ревизию. При необход-ти напр-е мат-лов ревизий в следственн органы.

5. орг-я контроля за выполнением решений, принятых по рез-там ревизии. При наличии нарушений на проверяемом предприятии издается указ об устранении нарушений и наказании виновных лиц.

Подготовка к ревизии начинается с приказа рук-ля, назнач-го ревизию. В приказе указ-ся проверяемое подразделение, проверяемый период, сроки проведения ревизии, рук-ли ревизии и состав ревизионн группы. Для кажд из членов ревизионн группы м указ-ся конкр объекты и сроки проверки.

До начала проверки, указ в приказе, идет подготовка ревизионн группы, кот должна:

Изучить все имеющ-ся док-ты, относ-ся к орг-ии: бух док-ты, акты предыд проверок и т.д.

На этом этапе необход выявить имеющ-ся недостатки с целью их уточнения в ходе ревизии. После этого рук-ль составл программу ревизии, где указ-ся заранее для каждого участника: провер-ый участок, вопросы, сроки проверки и т.д.

В день начала ревизии согл приказу ревизионн бригады д приступить к ревизии.

По прибытии провер-й бригады на предприятие рук-ль предост приказ на проведение ревизии рук-лю провер-мой орг-ии, кот обязан провести совещание с рук-ми отделов и служб, на кот известить о начале ревизии, ее целях, сроках и т.д. и представить членов ревиз бригады. После этого бригада начинает проверку в соот-ии с устан-ми для каждого заданиями.

К примеру, в1-ю очередь проводится ревизиякассы. После чего провер-ся сохранность мат ценностей и ср-в. После инвентаризации проводится документарная ревизия.

Цель темы – рассмотреть основные отличия внешнего аудита, внутреннего аудита и ревизии по ряду критериев.

Внутренний контроль может осуществляться как отдельными сотрудниками организации (менеджерами, бухгалтерами, экономистами), так и специально созданными для этих целей подразделения (например, службой внутреннего аудита).

В нормативных актах дано разъяснение сущности таких служб внутреннего контроля, как служба внутреннего аудита и ревизионная комиссия.

Все формы реализации внутрихозяйственного контроля представляют собой совокупность тех или иных приемов и способов контроля. Несмотря на то, что одни и те же процедуры контроля могут применяться в ходе реализации различных форм внутрихозяйственного контроля, объем, и объекты их применения будут различны. Так, инвентаризация для целей ревизии должна проводиться сплошным методом по всем товароматериальным ценностям, тогда как инвентаризация для целей внутреннего аудита может проходить выборочно, а для служебного расследования она ограничена видом товароматериальных ценностей или материально-ответственными лицами.

Каждому органу внутрихозяйственного контроля (ревизионная комиссия, отдел внутреннего аудита, наблюдательный совет и др.) соответствует одна или несколько форм его реализации. Например, ревизионная комиссия может осуществлять контроль в виде ревизии, контроля качества, служебного расследования. Отделу внутреннего аудита помимо непосредственно внутренних аудиторских процедур может быть также вменено в обязанность проведение ревизии, производственного контроля, служебного расследования. Однако исследования форм организации и реализации внутрихозяйственного контроля показывает, что по отношению к информации для собственников предприятия цели и задачи аудита и ревизии различны.

Собственников предприятия, прежде всего, интересует сохранность их собственности, соблюдение их интересов, соответствие совершенных руководством финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации, возможность организации продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в будущем. Интересам собственников может и должен служить внешний аудит, проводимый по их инициативе, а также ревизия финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренная Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Сравним службы внутреннего контроля и рассмотрим их соответствие интересам собственников.

Таблица 1

Сравнение служб внутреннего контроля (аудит и ревизия)

Вид внутреннего контроля, положение в организации, основные цели и задачи, периодичность контроля Положение собственников Использование информации, недостатки и преимущества
Внутренний аудит, отдел – орган назначаемый руководством организации для совершенствования менеджмента, подтверждает достоверность корпоративной информации, услуги внутренним пользователям.

Текущий ежедневный и непрерывный

Собственники не входят в состав руководства Собственники не принимают непосредственного участия в управлении, оперативность информации теряется
Собственники входят в состав руководства Оперативность информации актуальна и может быть использована во время
Ревизия, ревизионная комиссия - отдел, или комиссия избирается общим собранием акционеров для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Эпизодический - годовой, в любое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, по решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров), владеющего (владеющих) в совокупности не менее 10% голосующих акций общества

Независимо от положения собственников. Состав органа не всегда профессионально подготовлен, так как формируется из работников организации, которые не занимают руководящих должностей, иногда его деятельность исчерпывается контролем за исполнением решений общего собрания акционеров.

При детальном рассмотрении представленного определения в первую очередь вызывает несогласие тот факт, что внутренний аудит служит интересам собственников. является контролем за деятельностью организации в отличие от аудита внешнего, выступающего исключительно в форме последующего контроля. Собственники, если не входят в состав руководства хозяйствующего субъекта, непосредственное участие в его оперативном управлении не принимают. Соответственно они не могут эффективно использовать в своих целях информацию, предоставленную службой внутреннего аудита, поскольку оперативная информация - продукт «скоропортящийся» и требует немедленного реагирования. В противном случае теряется ее главное преимущество - оперативность.

Интересам собственников может и должен служить внешний аудит, проводимый по их инициативе, а также ревизия финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренная Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Учитывая сказанное, отметим, что нельзя ставить знак равенства между ревизорами и внутренними аудиторами.

Ревизионная комиссия (ревизор) избирается общим собранием акционеров для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Данный орган осуществляет свою работу в интересах собственников организации.

Правильным представляется определение внутреннего аудита, согласно которому он осуществляется исключительно в интересах руководства организации, что выделяет внутренний аудит из числа прочих форм негосударственного контроля за деятельностью экономического субъекта, таких, как внешний аудит и ревизия.

Общность задач, методов контроля, источников информации и как следствие - способов и приемов контроля свидетельствует о преемственности методических подходов к его организации.

Таблица 1

Различия аудита (внешнего и внутреннего) от ревизии

Критерии различия Внешний аудит Внутренний аудит Ревизия
Цель Выражение мнения о достоверности финансовой отчетности, оказание услуг, помощи, сотрудничество с клиентом Внутренний контроль на предприятии, позволяющий следить за правильностью ведения учета и представляемой руководству учетной информации Выявление недостатков с целью их устранения, наказание виновных
Объекты Аудит выявляет все, что искажает финансовую отчетность, ухудшает финансовое положение клиента, а также нарушает действующее законодательство Ревизия выявляет только то, что нарушает действующее законодательство
По принадлежности к видам контроля Последующий контроль Предварительный, текущий, последующий контроль Последующий
Характер деятельности Предпринимательская деятельность Исполнительная деятельность, выполнение распоряжений руководства организации Исполнительная деятельность, выполнение распоряжений вышестоящей организации
Правовое регулирование В основном гражданское право, хозяйственные договоры Гражданское право, хозяйственные договоры, административное право Административное право, инструкции, приказы вышестоящих или государственных органов
Управленческие связи Горизонтальные связи, добровольность, равноправие во

взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним

Иерархические связи, подчинение непосредственно руководству предприятия, отчет перед руководством предприятия Вертикальные связи, принуждение, назначение, отчет перед вышестоящим органом об исполнении его распоряжений
Практические задачи Улучшение финансового положения предприятия, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента Улучшение финансового положения, определение достоверности учетной информации, помощь и консультирование Сохранность активов, пресечение и профилактика злоупотреблений
Результат Аудиторское заключение и рекомендации для клиента, конфиденциальность информации Отчет и рекомендации для бухгалтерии по оптимизации системы учета, устранению недостатков, организационные выводы, взыскания с виновных, конфиденциальность информации по отношению к внешним организациям Акт ревизии, организационные выводы, взыскания, указания, передача информации вышестоящему и другим органам, обязательность разглашения информации
По квалификации персонала Жесткие требования к персоналу, аттестация Определяются по усмотрению менеджмента предприятия Определяются по усмотрению

управленческой структуры

Оплата услуг Платит клиент по договору возмездного оказания услуг Оплата в виде заработной платы по трудовому договору, заключенному с проверяемой организацией Оплата в виде заработной платы по трудовому договору, заключенному с вышестоящей организацией
Статус Внешний аудитор - независимый эксперт Внутренний аудитор - сотрудник предприятия Ревизор - работник ревизионного аппарата

Контрольные вопросы:

1. Почему собственники не могут эффективно использовать в своих целях информацию, предоставленную службой внутреннего аудита?

2. Какой вид контроля служит интересам собственников?

3. Кем и как избирается ревизионная комиссия (ревизор)?

4. По каким критериям рассматриваются различия аудита и ревизии?

5. Какие цели преследует аудиторская проверка, а какие ревизия?

6. В чем различается правовое регулирование аудита и ревизии?

7. Какой вид контроля основан на иерархических связях и подчинении?

8. Каков характер деятельности ревизора, аудитора и внутреннего аудитора, в чем различия и в чем сходства?

9. Как происходит оплата услуг ревизора, аудитора?

10. Пред кем стоит практическая задача сохранность активов, пресечение и профилактика злоупотреблений?

В зависимости от приемов и способов контроля и системы контрольных процедур различают аудит, ревизию, судебно-бухгалтерскую экспертизу. Они являет составными элементами финансово-хозяйственного контроля. Аудит, ревизия и судебно-бухгалтерская экспертиза рассматривают один предмет (хозяйственно-финансовую деятельность организаций), а также используют совместные методические приемы и процедуры контроля. Объектами контроля для них являются одинаковые источники информации, законодательные и нормативно-инструктивные акты по вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичная учетная документация, регистры бухгалтерского финансового и управленческого учета, финансовая отчетность хозяйничающих субъектов. Совместное для них также и то, что они обосновываются свои выводы документально проверенными доказательствами.

Вместе с тем между аудитом, ревизией и судебно-бухгалтерской экспертизой существуют отличия.

Отсутствие законодательно закрепленного определения «ревизии» на практике приводит к тому, что понятие «ревизия» часто отождествляют с понятием «аудит».

Отличие ревизии от аудита

1) Цель ревизии - проверка обоснованности и целесообразности действий должностных лиц приемами и методами, характерными для ревизии.

Потребность в аудиторских проверках наиболее актуальна в организациях, в которых работники действуют строго в соответствии с утвержденными бизнес-процессами.

Аудитор по документам выявляет отклонения в действиях работников при выполнении операций конкретного бизнес процесса.

2) Ревизор выявляет ответственность должностного лица. По итогам работы ревизора могут быть собраны материалы для принятия решения о соответствии лица занимаемой должности, его материальной и уголовной ответственности. Аудитор выявляет слабые стороны бизнес процессов. По итогам его работы ставится задача изменения правил ведения процессов или ужесточения требований к их соблюдению.

Специальных нормативных документов, где прописывались бы требования к действиям ревизора, нет. Деятельность аудитора регламентирована специальными документами, которые получили название стандартов аудиторской деятельности.



3) Ревизор проверяет финансовую и хозяйственную деятельность. Аудитор проверяет бухгалтерскую и финансовую отчетность.

4)Обязанность ревизора - определить обоснованность и целесообразность действий должностных лиц. Обязанность аудитора - представить квалифицированное мнение об отчетности организации.

5) Ревизия выявляет виновных лиц и причины неэффективных действий и нарушения законодательства. По итогам ревизии принимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия, возможна передача дел в следственные органы.

В ходе аудита проверяется соответствие процессов нормам и правилам, определенным положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другими нормативными документами. По аудиторским документам, содержащим отрицательное мнение, принимаются решения об изменении процессов в учетном органе и движении первичных документов.

Этические нормы аудита запрещают высказывать свое мнение о должностных лицах, определять их виновность. Ревизор может высказать строго обоснованное мнение о должностных лицах.

http://referats.inform-online.ru/buhuchet_audit_10_p18.shtml

Понятие аудита значительно шире понятий ревизии и контроля. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.

Общим между аудитом и ревизией прежде всего является то, что они проводятся на основе документально проверенных показателей. Однако между ними есть и существенные отличия, которые можно рассматривать с их сущностью, целями, характером, правовым регулированием, объектами, связями, принципу оплаты работы, практическими задачами и результатами.

Ревизия проводится на основании приказов государственных органов управления. Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах и других центральных органах исполнительной власти, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают (получали) средства из бюджетов всех уровней, разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращению их в дальнейшем.

Аудит является видом предпринимательской деятельности, тогда как ревизия представляет собой исполнительную деятельность. Контрольно-ревизионный аппарат и аудиторы используют во время проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий одинаковые методические приемы, источники информации, в частности, законодательные и нормативно-правовые акты, первичные документы и регистры бухгалтерского учета, баланс и отчетность.

Правовое регулирование ревизии и аудита также разное.

Аудит как независимая форма контроля добровольно выбирается владельцем, который формулирует вопросы, на которые аудиторы должны дать обоснованные выводы для дальнейшего усовершенствования работы предприятия.

Кредиторы, акционеры, учредители, владельцы ценных бумаг и другие субъекты заинтересованы, чтобы проверка достоверности отчетности была проведена надлежащим образом, чтобы правильно были начислены и уплачены налоги в бюджет, ибо в этом случае, если будут конфликтные ситуации с налоговой администрацией, они будут иметь надежная защита в лице аудитора или аудиторской фирмы.

Аудит отличается от ревизии не только целями, но и организационными формами проведения. Аудит выполняют независимые аудиторские фирмы или лица, осуществляющие частную предпринимательскую деятельность, имеют сертификат и включены в Национальный реестр на проведение аудита, причем на платной основе по договорам с администрацией различных предпринимательских структур. Аудитор и аудиторские фирмы несут ответственность перед внешними потребителями (акционерами, кредиторами) относительно качества сделанного заключения в соответствии с заключенным договором и действующим законодательством.

Существенным отличием аудита от ревизии является не только перечень выявленных недостатков, но и подробные инструкции аудитора относительно того, как их исправлять.

Объекты аудита могут быть различными по составу и структуре, принадлежностью к различным сферам деятельности, по другим характеристикам. К объектам аудита, в частности, относят:

Учредительные документы организации (предприятия), которые определяют отношения относительно регулирования ее (его) финансовой деятельности, формирования и изменения уставного капитала;

Расчеты по оплате труда;

Ресурсы - средства и предметы труда, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, материальные активы;

Хозяйственные процессы - экономические процессы внедрения новой техники, обеспечения рабочей силой, материально-техническое обеспечение, техническое, энергетическое и хозяйственное обслуживание, основное и вспомогательное производство и обеспечение финансовыми ресурсами и др.;

Экономические результаты деятельности;

Организационные формы управления;

Методы управления - системы стимулирования, хозрасчет;

Функции управления - планирование, учет, контроль, экономический анализ и регулирование, стимулирование и др.

Необходимо различать объекты, состояние которых оценивается в прошлом, настоящем и будущем времени.

Прошлый состояние объекта аудита оценивается тогда, когда необходимо иметь заключение о достоверности бухгалтерской отчетности и целесообразность хозяйственных операций, эффективность использования ресурсов.

Фактический (настоящее) состояние объектов оценивают во время проверки наличия материальных ценностей и денежных средств, то есть когда выясняют реальное состояние бухгалтерского учета, систем планирования и стимулирования.

Оценка будущего состояния объекта - результат аудиторского исследования проблем совершенствования соответствующих сторон системы управления.

Отнесение объектов к конкретной группы часто зависит от задач, которые решает аудитор. Если он оценивает состояние бухгалтерского учета с точки зрения достоверности отчетности, тогда учет рассматривается в настоящем времени, но если аудитор исследовать его с целью улучшения, то он будет определять будущее состояние.

http://top-audit.info/page.php?t=1&p=7