Административный регламент фнс пункт 28. Административный регламент министерства внутренних дел российской федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удосто

Похоже для ясности, придется привести конкретный пример, из-за которого у меня случился спор.

Инспектор тормозит машину. Основание для остановки ТС - 84.13 Проверка документов. Хорошо, а основание для проверки документов? В 106 пункте основания для проверки доков, являются: 84.1, 84.2, 84.3, 84.11. Пункта 84.13 там НЕТ. То есть НЕЛЬЗЯ остановить ТС, чтобы проверить документы, чтобы проверить документы. (но можно остановить ТС, чтобы проверить доки, потому что ориентировки/мероприятия и т.д.)
Но в 106 пункте есть та самая непонятная фраза про выявление признаков. Мой оппонент в споре считает что явление это процесс, что инспектор может начать этот процесс, и пока процесс продолжается, проверять документы у всех подряд, т.к. есть основание.
Я считаю что выявление это результат (предшествующий остановке), и остановить ТС для проверки документов, можно только при наличии (при выявленных)
признаков правнарушения. Например негорящие огни.

Скрытый текст

Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
84.6. Необходимость использования транспортного средства.
84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В этом году получила уведомление о том, что по мнению налоговой я совершила налоговое правонарушение, и в отношении меня возможны санкции в виде штрафа.

Причина сложившейся ситуации — это отказ налоговой в приеме налоговой декларации, отправленной мною по почте, из-за неверно указанного . Ниже хронология событий и выдержки из НК, относящиеся к этому случаю.

Декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, я отправила в установленные сроки. Где-то в июне мне позвонили из налоговой, сказали, что в декларации неверно указан код ОКАТО и что ее нужно сдать заново с правильным кодом, а также, что мне выслали соответствующее письмо на этот счет. Ниже выдержка из письма.

«Уведомление об отказе в приеме документа
Налоговый орган …. уведомляет, что представленный документ «Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН», 1152017, за год 2012, первичный …… в налоговый орган….
по основаниям, предусмотренным пунктом 194 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 №99н:
Неверно указан код ОКАТО. Указывается код … .
Вам необходимо представить налоговую декларацию (расчет) в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах»

С ОКАТО возникла следующая проблема. Я автоматически вбила в декларацию код ОКАТО из . Но, как выяснилось, в этом уведомлении указан ОКАТО территориального образования, в котором я зарегистрирована. А в декларации необходимо указывать код ОКАТО налогового органа, то есть более общий.
В итоге исправленную декларацию я отправила уже с нарушением срока ее представления.

А уже в этом году получила письмо с Актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях. Мне сообщали, что меня хотят привлечь к ответственности согласно п.1 ст.119 НК РФ «Несвоевременное представление налоговой декларации» в виде штрафа. Мне также сообщили, что такого-то числа состоится рассмотрение материалов мероприятия налогового контроля и предлагалось туда прибыть в случае несогласия с приведенными в письме фактами. Посетить это мероприятие в силу обстоятельств у меня не получилось, поэтому претензии налоговой отправлю в письменном виде. А претензии следующие.

Согласно Административному регламенту ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 №99н:

28. Основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются:

1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;

2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица — уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;

3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);

4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя — физического лица) организации — заявителя (физического лица — заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;

5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя — физического лица) организации-заявителя (физического лица — заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя — физического лица) организации-заявителя (физического лица — заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;

6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).

Я не нашла в этом исчерпывающем списке оснований для отказа в приеме налоговой декларации из-за неверно указанного кода ОКАТО. Кроме того, при приеме декларации на бумажном носителе, представленных непосредственно налогоплательщиком, инспектор не обязан проверять код ОКАТО. То есть, если бы я сдала эту декларацию лично, то мне бы поставили штамп и все — декларация считается принятой. Это пункт 194 указанного выше Административного регламента ФНС:

«Прием налоговых деклараций (расчетов), представленных на бумажном носителе заявителем непосредственно

194. Должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет наличие оснований, указанных в «пункте 28» настоящего Административного регламента, и правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов:

1) для физического лица: фамилии, имени, отчества (при наличии);
2) для организации:
а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);
б) ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым «кодексом» Российской Федерации;
в) вида документа: первичный (корректирующий);
г) наименования налогового органа;
д) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в «пункте 28» настоящего Административного регламента, и отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины. …. «

Выдержки из этих регламентов будут вынесены отдельными записями (прим. админа)

Кроме того согласно пункту 4 статьи 80 НК

«…Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи. …»

Если называть вещи своими именами, то акт со штрафом это моя вина. Надо было сразу вникать детали и отвечать на письмо налоговой с отказом в приеме декларации, а не дотягивать до этой ситуации. Но ничто не мешает мне сейчас заняться этим вопросом в виде официальной переписки с налоговым органом. Посмотрим, что из этого выйдет.

Приказ Минфина РФ от 2 июля 2012 г. N 99н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минфина РФ от 2 июля 2012 г. N 99н
"Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с пунктом 4 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент

2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 18 января 2008 г. N 9н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 апреля 2008 г., регистрационный номер 11521, "Российская газета", 2008, N 100).

3. Федеральной налоговой службе (М.В. Мишустин) обеспечить исполнение Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов).

Регистрационный N 25312

Регламентировано, как ФНС России информирует плательщиков и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, правах и обязанностях названных лиц, законодательстве в обозначенной области. Речь идет и о приеме налоговых деклараций (расчетов).

Данная госуслуга оказывается бесплатно, в т. ч. и в письменной форме. Ее предоставляют ФНС России, ее управления по субъектам Федерации, межрегиональные инспекции Службы по крупнейшим налогоплательщикам, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня.

Узнать, как получить госуслугу, можно на информационных стендах в помещениях налоговых органов, официальных сайтах ФНС России и региональных управлений Службы, Едином портале государственных и муниципальных услуг, по телефону.

В результате оказания госуслуги предоставляется запрашиваемая информация, принимаются налоговые декларации (расчеты) либо отказывается в этом. Также заявителю может быть направлено уведомление о непредоставлении госуслуги.

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса лично и при получении результата предоставления госуслуги - 30 минут.

Ранее действовавший порядок утрачивает силу.

Приказ Минфина РФ от 2 июля 2012 г. N 99н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)"


Регистрационный N 25312


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


213. При получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя;

2) формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю;

(пп. 2 в ред. Приказа Минфина России от 26.12.2013 N 138н)

3) проверяет наличие оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента.

214. При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет);

2) утратил силу. - Приказ Минфина России от 26.12.2013 N 138н;

3) отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю.

215. При отсутствии оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) регистрирует налоговую декларацию (расчет), формирует квитанцию о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата);

(пп. 1 в ред. Приказа Минфина России от 26.12.2013 N 138н)

2) отправляет квитанцию о приеме заявителю.

216. Датой представления налоговой декларации (расчета) заявителем в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.

Налоговая декларация (расчет) в электронной форме по ТКС считается принятой инспекцией ФНС России, если заявителю поступила квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

(в ред. Приказа Минфина России от 26.12.2013 N 138н)

Датой получения налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС инспекцией ФНС России считается дата, указанная в квитанции о приеме.

217. По результатам обработки налоговой декларации (расчета) в электронной форме с использованием программного обеспечения налоговых органов формируется извещение о вводе или уведомление об уточнении в случае выявления ошибок в представленной налоговой декларации (расчете).

218. Должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение 2 рабочих дней со дня направления квитанции о приеме заявителю направляет ему извещение о вводе или уведомление об уточнении с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

(п. 218 в ред. Приказа Минфина России от 26.12.2013 N 138н)

219. По просьбе заявителя налоговая декларация (расчет), принятая в электронной форме по ТКС, распечатывается и проставляется отметка о приеме налоговой декларации (расчета).

220. При получении от заявителя, отнесенного к категории крупнейших налогоплательщиков, налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС, которая должна направляться для дальнейшей обработки в иные инспекции ФНС России по месту учета заявителя по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС в инспекции ФНС России по месту учета заявителя в качестве крупнейшего налогоплательщика, осуществляет действия в соответствии с пунктами 213, 214 настоящего Административного регламента.

При отсутствии оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента, налоговая декларация (расчет) не позднее четырех часов с момента ее получения в электронной форме по ТКС направляется для дальнейшей обработки с использованием программного обеспечения налоговых органов в иные инспекции ФНС России по месту учета заявителя по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

221. Должностные лица инспекций ФНС России по месту учета заявителя, указанных в пункте 220 настоящего Административного регламента, выполняют действия, аналогичные действиям в соответствии с пунктом 213, подпунктами 1, 2 пункта 214, подпунктом 1 пункта 215, пунктом 217 настоящего Административного регламента.

222. Квитанции о приеме или уведомления об отказе в приеме налоговых деклараций (расчетов), извещения о вводе или уведомления об уточнении, оформленные в установленном порядке, должностные лица, ответственные за прием налоговых деклараций (расчетов) в инспекциях ФНС России по месту учета заявителя, указанных в пункте 220 настоящего Административного регламента, в сроки, предусмотренные пунктами 214, 215, 218 настоящего Административного регламента, отправляют в инспекцию ФНС России по месту учета заявителя в качестве крупнейшего налогоплательщика для дальнейшей отправки заявителю.

223. Должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС в инспекции ФНС России по месту учета заявителя в качестве крупнейшего налогоплательщика, не позднее двух часов с момента получения квитанции о приеме, уведомления об отказе в приеме, извещения о вводе или уведомления об уточнении направляет соответствующий технологический электронный документ с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), заявителю.

(п. 223 в ред. Приказа Минфина России от 26.12.2013 N 138н)
IV. Формы контроля за предоставлением

государственной услуги
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением

и исполнением ответственными должностными лицами положений

настоящего Административного регламента и иных нормативных

правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению

государственной услуги, а также принятием ими решений
224. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами, ответственными за предоставление государственной услуги, положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений осуществляется:

1) в части публичного информирования - ежемесячно начальниками (заместителями начальников) структурных подразделений инспекций ФНС России, ответственных за такое информирование, а также начальниками (заместителями начальников) инспекций ФНС России, руководителями (заместителями руководителей) управлений ФНС России;

2) в части индивидуального информирования на основании запросов в устной форме - ежедневно начальниками (заместителями начальников) структурных подразделений налоговых органов, ответственных за такое информирование;

3) в части индивидуального информирования на основании запросов в письменной форме и на основании запросов по ТКС - ежедневно начальниками (заместителями начальников) структурных подразделений инспекций ФНС России, ответственных за такое информирование;

4) в части индивидуального информирования о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов - ежедневно начальниками (заместителями начальников) структурных подразделений инспекций ФНС России, ответственных за такое информирование, а также начальниками (заместителями начальников) инспекций ФНС России, руководителями (заместителями руководителей) управлений ФНС России;

(в ред. Приказа Минфина России от 26.12.2013 N 138н)

5) в части приема налоговых деклараций (расчетов) - ежедневно начальниками (заместителями начальников) структурных подразделений инспекций ФНС России, ответственных за выполнение такой административной процедуры.

Текущий контроль осуществляется по данным информационных ресурсов налоговых органов.
Порядок и периодичность осуществления плановых

и внеплановых проверок полноты и качества предоставления

государственной услуги, в том числе порядок и формы

контроля за полнотой и качеством предоставления

государственной услуги
225. Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги осуществляется в формах:

1) проведения проверок;

2) рассмотрения жалоб на акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц, ответственных за предоставление государственной услуги.

(в ред. Приказа Минфина России от 26.12.2013 N 138н)

226. Проверки полноты и качества предоставления государственной услуги могут быть плановыми и внеплановыми.

Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги структурными подразделениями инспекций ФНС России, ответственными за предоставление этих услуг, определяются начальниками (заместителями начальников) соответствующих инспекций ФНС России.
Ответственность должностных лиц налоговых органов

за решения (акты ненормативного характера) и действия

(бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе

предоставления государственной услуги

(в ред. Приказа Минфина России от 26.12.2013 N 138н)
227. По результатам проверок в случае выявления неправомерных решений (актов ненормативного характера), действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов, ответственных за предоставление государственной услуги, виновные должностные лица налоговых органов несут ответственность за указанные решения (акты ненормативного характера), действия (бездействие) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Приказа Минфина России от 26.12.2013 N 138н)

Персональная ответственность должностных лиц налоговых органов закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Требования к порядку и формам контроля

за предоставлением государственной услуги, в том числе

со стороны граждан, их объединений и организаций
228. Контроль за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций, осуществляется посредством открытости деятельности налоговых органов при предоставлении государственной услуги, получения гражданами, их объединениями и организациями актуальной, полной и достоверной информации о порядке предоставления государственной услуги и обеспечения возможности досудебного (внесудебного) рассмотрения жалоб.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования

решений и действий (бездействия) налоговых органов,

предоставляющих государственную услугу,

а также их должностных лиц

(в ред. Приказа Минфина России от 26.12.2013 N 138н)
Информация для заявителя о его праве подать жалобу

на решение и (или) действие (бездействие) налогового органа

и (или) его должностных лиц при предоставлении

государственной услуги
229. Обжалование решений (актов ненормативного характера) налоговых органов и (или) действий (бездействия) их должностных лиц при предоставлении государственной услуги, рассмотрение соответствующих жалоб и принятие решений по ним осуществляются в порядке, установленном разделом VII части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Предмет жалобы
230. Предметом жалобы являются решение (акт ненормативного характера) налогового органа, действие (бездействие) его должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее - жалоба), которые, по мнению заявителя, нарушают его права.
Органы государственной власти и уполномоченные

на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть

направлена жалоба
231. Жалоба может быть направлена в налоговый орган в соответствии со статьями 138 и 139 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок подачи и рассмотрения жалобы
232. Жалоба подается и подлежит рассмотрению или оставляется без рассмотрения в соответствии со статьями 138, 139, 139.2 - 140 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Сроки рассмотрения жалобы
233. Жалоба подлежит рассмотрению в сроки, предусмотренные пунктом 6 статьи 140 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Результат рассмотрения жалобы
234. По результатам рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом принимается решение в соответствии с пунктом 3 статьи 140 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок информирования заявителя о результатах

рассмотрения жалобы
235. Решение о результатах рассмотрения жалобы вручается (направляется) заявителю, подавшему жалобу, в соответствии с пунктом 6 статьи 140 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок обжалования решения по жалобе
236. Решение по жалобе может быть обжаловано в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 138 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Право заявителя на получение информации и документов,

необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы
237. Право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Способы информирования заявителей о порядке подачи

и рассмотрения жалобы
238. Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется в соответствии с пунктом 65 настоящего Административного регламента.
Приложение N 1

к Административному регламенту,

утвержденному приказом Министерства

финансов Российской Федерации

от 02.07.2012 N 99н
БЛОК-СХЕМА

ИСПОЛНЕНИЯ ФУНКЦИИ ПО БЕСПЛАТНОМУ ИНФОРМИРОВАНИЮ ЗАЯВИТЕЛЯ
┌─────────┐

┌────────────────────┤ Запрос ├─────────────────┐

│ │заявителя│ │

│ └─────────┘ │

┌──────────────────────────────┐ ┌────────────────────┐

│ Обращение с запросом │ Представление │Обращение с запросом│

│непосредственно к должностному│ письменного │ по почте или по ТКС│

│лицу налогового органа или по │ запроса └──────────┬─────────┘

│ телефону │ │

└─────────────┬───────────────┬┘ │

ДА ┌──────/\─────┐ НЕТ │ \/

┌─────────────┐ │ ┌───────────┐

Налоговая декларация (расчет) должны быть представлены в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме.

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронной форме (абз. 1, абз. 2 п. 3 ст. 80 Налогового кодекса РФ).

Основания для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) перечислены в п. 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. N 99н.

1. В случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно физическим лицом основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются:

  • отсутствие у физического лица, представляющего налоговую декларацию (расчет) документов, которые удостоверяют его личность;
  • либо отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу по приему налоговой декларации (расчета), документы, которые удостоверяют личность.
2. В случае представления налоговой декларации (расчета) представителем физического лица основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются:
  • отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете);
  • либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу по приему налоговой декларации (расчета), документы, которые удостоверяют полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя;
3. Основанием для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) является представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);

4. В случае представления налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе основанием для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) является:

  • отсутствие в налоговой декларации (расчете) подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете);
  • или отсутствие печати организации;
5. В случае представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС основанием для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) является:
  • отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя);
  • или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя);
6. Основанием для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) является представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).

Основанием для приема налоговых деклараций (расчетов) является представление в соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговых деклараций (расчетов) по установленной форме (установленному формату) заявителем в налоговую инспекцию по месту учета (заявителем, отнесенным к категории крупнейших налогоплательщиков, - в инспекцию ФНС России по месту его учета в качестве крупнейшего налогоплательщика), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Формы и форматы налоговых деклараций (расчетов) утверждаются в соответствии с п. 2 и п. 7 ст. 80 Налогового кодекса РФ (п. 186 Административного регламента).

При этом, по мнению Минфина РФ, в случае отказа в приеме налоговой декларации (расчета) на основании ее несоответствия установленной форме (установленному формату) налоговая декларация (расчет) не признается представленной в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в установленном законодательством о налогах и сборах порядке.

Непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок является налоговым правонарушением, совершение которого влечет привлечение налогоплательщика к ответственности в соответствии со ст. 119 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина РФ от 7 ноября 2008 г. N 03-02-07/1-456).

А по вопросу о представлении налоговой декларации в налоговый орган в электронной форме по неустановленной форме, Минфин России высказался отдельно. Так, в письме от 20 сентября 2013 г. N 03-02-08/38953 он указал, что прием налоговых деклараций в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи осуществляется с использованием программного обеспечения налоговых органов.

Представление налоговых деклараций в электронной форме по неустановленной форме невозможно.

Иванова Елена Николаевна,
Эксперт по налогообложению ООО "Мир Консалтинга".