Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются. Валютные операции между резидентами. Операции между нерезидентами

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 7, 8 и 11 федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Валютные операции между резидентами

1. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:
  • операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
  • операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
  • операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов;
  • операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации;
  • операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. 3. Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с:
  • получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
  • внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок);
  • , а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
  • приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном федеральным законом № 48-ФЗ от 11 марта 1997 г. «О переводном и простом векселе»;
  • куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
  • уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
  • иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Валютные операции между нерезидентами

1. Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.

2. Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении указанных валютных операций.

3. Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 13 федерального закона.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций

1 . Резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено настоящим федеральным законом.

2 . Если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами — резидентами через счета, открытые в соответствии со ст. 12 федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим федеральным законом.

3 . Расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии с настоящим федеральным законом:

  • передачи физическим лицом — резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
  • дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
  • завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
  • приобретения и отчуждения физическим лицом — рези-дентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
  • перевода физическим лицом — резидентом из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов, осуществляемого в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
  • покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом — резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты.

4 . Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться физическими лицами — резидентами через счета, открытые в соответствии со ст. 12 федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим федеральным законом.

5 . Списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет резидента осуществляются в порядке, который может предусматривать, если это установлено Центральным банком Российской Федерации, только:

  • установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы денежных средств и (или) стоимости ценных бумаг, списываемых со специального счета резидента, на срок не более 60 календарных дней до дня осуществления валютной операции;
  • установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы денежных средств и (или) стоимости ценных бумаг, зачисляемых на специальный счет резидента, на срок не более года.

6 . Российской Федерации не может устанавливать одновременно применительно к одному виду валютных операций требования, предусмотренные п. 1 и 2 ч. 5 ст. 14 федерального закона.

7 . Резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

8 . Профессиональные участники рынка ценных бумаг открывают в уполномоченных банках специальные брокерские счета для учета денежных средств нерезидентов.

Уполномоченные банки, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, самостоятельно открывают и ведут специальные брокерские счета для учета денежных средств своих клиентов-нерезидентов.

Порядок открытия и ведения специальных брокерских счетов для учета денежных средств нерезидентов устанавливается Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать установление требования об обязательном полном или частичном поддержании уполномоченными банками, в которых открыты указанные счета, остатка денежных средств на корреспондентском счете в Центральном банке Российской Федерации, равного совокупному остатку денежных средств на специальных брокерских счетах.

  • Коммерческие банки - субъекты налоговых отношений
    • Роль коммерческих банков как участников налоговых отношений
    • Обязанности коммерческих банков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах
      • Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков
      • Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов
      • Обязанности банков по приостановлению операций по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей
    • Ответственность коммерческих банков за нарушения своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах
  • Особенности налогообложения коммерческих банков
    • Налогообложение коммерческих банков налогом на прибыль организаций
      • Расходы, учитываемые и неучитываемые при исчислении налоговой базы коммерческих банков
      • Порядок признания доходов и расходов коммерческих банков
      • Порядок переноса банковских убытков на будущее
      • Налоговые ставки для банков
      • Порядок исчисления и сроки уплаты налога коммерческих банков
    • Налогообложение коммерческих банков налогом на добавленную стоимость
      • Банковские операции, не подлежащие обложению НДС
      • Услуги коммерческих банков, подлежащие обложению НДС
    • Налогообложение коммерческих банков налогом на имущество организаций
  • Налогообложение операций коммерческих банков с ценными бумагами
    • Ценные бумаги как важнейший источник финансирования экономики и предмет налогообложения
    • Налогообложение операций с ценными бумагами налогом на доходы физических лиц
      • Особенности исчисления НДФЛ по операциям с инвестиционными паями
      • Особенности исчисления НДФЛ по операциям с ценными бумагами при доверительном управлении
      • Особенности исчисления НДФЛ по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
    • Порядок уплаты и предоставления отчетности по НДФЛ коммерческими банками
    • Налогообложение операций с ценными бумагами налогом на прибыль организаций
      • Особенности определения налоговой базы от операций по реализации корпоративных облигаций
      • Особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами
      • Особенности определения налоговой базы по операциям с векселями
      • Особенности налогообложения сделок РЕПО
  • Налогообложение в страховом деле
    • Субъекты страхового дела в налоговых правоотношениях
    • Налогообложение страховых организаций
      • Налог на прибыль страховых организаций
      • Страховые организации как налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц
      • Страховые организации как плательщики единого социального налога
  • Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности
  • Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
    • Понятие и субъекты внешнеэкономической деятельности
    • Правовое и нормативное обеспечение
    • Государственное регулирование
  • Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности
    • Правовые основы валютного регулирования
    • Валютные операции: понятие, виды и система ограничений, предусмотренная валютным законодательством
    • Методы регулирования валютных операций
    • Права, обязанности и ответственность резидентов и нерезидентов в рамках валютного законодательства
  • Таможенное регулирование в Российской Федерации
    • Правовые основы таможенного регулирования
    • Таможенное дело и таможенные органы
    • Таможенное оформление и декларирование товаров
    • Основы построения системы таможенных платежей
  • Таможенные пошлины и сборы
    • Основные элементы таможенных пошлин
    • Ввозные таможенные пошлины
    • Вывозные таможенные пошлины
    • Таможенные сборы
  • Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при совершении внешнеэкономических операций
    • НДС при импорте товаров
    • НДС при экспорте товаров
    • Определение места реализации товаров, работ или услуг для целей исчисления НДС
  • Особенности исчисления налога на прибыль при осуществлении внешнеэкономических операций
    • Удержание налога на прибыль иностранных организаций у источника выплаты
    • Применение международных соглашений об избежании двойного налогообложения
    • Налогообложение курсовых и суммовых разниц

Валютные операции: понятие, виды и система ограничений, предусмотренная валютным законодательством

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» валютной операцией признается:

  1. приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  2. приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента (а также нерезидентом у нерезидента) и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента (а также нерезидентом в пользу нерезидента) валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  3. ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории России валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
  4. перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами России, на счет того же лица, открытый на территории России, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами Российской Федерации;
  5. перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории России.

Валютные операции можно проводить не только в процессе совершения гражданско-правовых сделок. Например, валютной операцией будет также являться оплата налогов и сборов в иностранной валюте (п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 173-Ф3), т. е. в данном случае валютная операция имеет ярко выраженный публичный характер и вытекает из (финансовых) налоговых отношений. Другой пример - ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории России иностранной валюты.

По субъектному составу все валютные операции можно разделить на три категории:

  • валютные операции между резидентом и нерезидентом;
  • валютные операции между резидентом и резидентом;
  • валютные операции между нерезидентом и нерезидентом.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами

В качестве общего принципа в Законе № 173-Ф3 закреплено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением операций по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. В отношении таких операций ограничения устанавливаются для предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ и поддержания устойчивости платежного баланса.

Указанные ограничения не носят дискриминационного характера и отменяются по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление (ст. 6 Закона № 173-Ф3). Следует отметить, что установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (включая дорожные чеки), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается. Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков только по просьбе самого физического лица (п. 2 ст. 11 Закона № 173-Ф3).

Валютные операции между резидентами

Валютные операции между резидентами в общем случае запрещены. Тем не менее, существует целый ряд ограничений из общего правила.

Во-первых, этот запрет не распространяется на валютные операции по сделкам между резидентами и уполномоченными банками и между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет в порядке, установленном Банком России.

Во-вторых, как следует из ч. 1 ст. 9 названного Закона, без ограничений проводятся следующие валютные операции между резидентами:

1) передача физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, ее субъекту и (или) муниципальному образованию;

2) дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;

3) завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования;

4) приобретение и отчуждение физическим лицом - резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;

5) перевод физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и получение в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляется в установленном Банком России порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;

6) операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;

7) операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

8) операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории России, а также по договорам страхования указанных грузов;

9) операции с внешними ценными бумагами, проводимые через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, если права на такие ценные бумаги учитываются в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством России;

10) операции с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством, и проведения расчетов в валюте Российской Федерации;

11) операции, связанные с обязательными платежами (налогами, сборами и другими платежами) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством; операции, связанные с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей;

13) операции при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределами Российской Федерации, а также операции при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой;

14) операции, связанные с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством;

15) операции, предусматривающие расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами России, а также постоянных представительств при межгосударственных или межправительственных организациях;

16) перевод физическим лицом- резидентом из Российской Федерации в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, суммы, не превышающей в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5000 долл. США по официальному курсу, установленному Банком России на дату списания денежных средств со счета физического лица - резидента;

17) перевод физическим лицом - резидентом в Российскую Федерацию со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами России, в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета в уполномоченных банках;

18) операции по оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы России работников, чья постоянная работа ведется в пути или имеет разъездной характер;

19) все перечисленные выше операции, совершаемые доверительными управляющими.

Названные операции, за исключением указанных в п. 1-6, могут осуществляться резидентами исключительно в безналичном порядке. Кроме того, юридические лица - резиденты могут вести с физическими лицами - резидентами следующие расчеты их средств, зачисленных в соответствии с Законом № 173-Ф3 на их счета (вклады), открытые в банках за пределами России:

  • по выплате заработной платы сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами России, а также постоянных представительств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • по выплате заработной платы сотрудникам представительства юридического лица - резидента, находящегося за пределами России;
  • по оплате и (или) возмещению расходов, связанных с командированием названных выше сотрудников на территорию страны нахождения представительств, учреждений и организаций и за ее пределы, за исключением территории Российской Федерации.

Валютные операции между нерезидентами

Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ на счета (во вклады) в уполномоченных банках или со счетов (вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках. Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг.

Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета, открытые на территории РФ (ст. 10 Закона № 173-Ф3).

Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои счета (во вклады) в уполномоченных банках. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ (п. 1-4 ст. 13 Закона № 173-Ф3).

Счета резидентов в зарубежных банках

До вступления в силу действующего Закона резиденты могли открывать и использовать счета в иностранных банках только в порядке, предусмотренном абз. 1 п. 2 ст. 5 и ст. 6 Закона от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», т. е. с жесточайшими ограничениями. С июня 2005 г. резиденты обрели право свободного открытия счетов в зарубежных банках, расположенных на территориях иностранных государств - членов ОЭСР или ФАТФ. и распоряжения зачисленными на них средствами, в том числе использования их для предпринимательских целей. Открытие счетов в банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, стало также возможно, но только с соблюдением требования о предварительной регистрации открываемого счета в порядке, устанавливаемом ЦБР. Однако с 1 января 2007 г. и это ограничение прекратило свое действие.

Единственное требование, предъявляемое к резидентам, открывающим счета в банках, расположенных на территориях иностранных государств, в течение одного месяца со дня открытия счета уведомить налоговый орган по месту учета резидента об открытии счета по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой (ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Ввоз, вывоз и пересылка валютных ценностей, валюты и внутренних ценных бумаг

Ввоз в РФ иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ.

При единовременном ввозе в РФ физическими лицами (резидентами и нерезидентами) наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме (п. 1 ст. 15 Закона № 17Э-ФЗ).

Физические лица (резиденты и нерезиденты) могут свободно вывозить из России наличную иностранную валюту и (или) валюту РФ в сумме, не превышающей в эквиваленте 3000 долл. США.

Декларировать необходимо суммы от 3000 до 10 000 долларов США. Суммы свыше 10 000 долларов в виде валюты, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме могут вывозиться единовременно, только если они были ранее ввезены, пересланы или переведены в РФ и при соблюдении требований таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в РФ. Кроме того, такие суммы подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации (п. 3 ст. 15 Закона № 173-Ф3).

Следует заметить, что российское законодательство устанавливает запрет на пересылку наличной валюты РФ и иностранной валюты во внутренних и международных почтовых отправлениях. Согласно подп. «г» ст. 22 Федерального закона № 176-ФЗот 17 июля 1999 г. «О почтовой связи» и п. 17 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221, в почтовых отправлениях, пересылаемых в пределах РФ, запрещены к пересылке денежные знаки РФ и иностранная валюта (за исключением пересылаемых Банком России и его учреждениями).

Аналогичное правило действует и в отношении международных почтовых отправлений. Операторы почтовой связи имеют право задерживать внутренние почтовые отправления, содержимое которых запрещено к пересылке, в месте их обнаружения и обязаны немедленно ставить в известность соответствующие органы, уполномоченные производить изъятие запрещенных к пересылке предметов.

Важным представляется вопрос о переводах валюты РФ и иностранной валюты физическими лицами-резидентами из России за границу без открытия счета в уполномоченном банке. Согласно п. 1 Указания ЦБ РФ от 30 марта 2004 г. № 1412-У «Об установлении суммы перевода физическим лицом-резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов» Банк России установил, что физическое лицо-резидент имеет право перевести из РФ без открытия банковского счета в уполномоченном банке иностранную валюту или валюту РФ в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долл. США, определяемой с использованием официальных курсов иностранных валют к рублю, установленных Банком России на дату поручения уполномоченному банку на осуществление указанного перевода. Общая сумма переводов физического лица-резидента из РФ без открытия банковского счета, осуществляемых через уполномоченный банк (его филиал) в течение одного операционного дня, не должна превышать в эквиваленте 5000 долл. США.

Банковское право. Шпаргалки Кановская Мария Борисовна

90. Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением тех, по которым закон устанавливает ряд ограничений в целях:

Предотвращения сокращения золотовалютных резервов;

Резких колебаний курса валюты РФ;

Поддержания устойчивости платежного баланса РФ.

Ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

При регулировании валютных операций движения капитала между резидентами и нерезидентами ЦБ РФ может устанавливать только требование об использовании специального счета и резервировании.

Требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено ЦБ РФ при регулировании следующих валютных операций между резидентами и нерезидентами:

Расчетов и переводов при предоставлении и получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам (от нерезидентов);

Операций кредитных организаций, за исключением банковских операций.

Требование об использовании специального счета нерезидентом устанавливается ЦБ РФ при регулировании следующих валютных операций между резидентами и нерезидентами:

Расчетов и переводов при предоставлении и получении кредитов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам (от нерезидентов);

Операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг;

Исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;

Операций, связанных с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг;

Операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

109. Валютные операции коммерческих банков В современных условия все большее значение приобретает выполнение банками валютных операций. По своему экономическому содержание они включают себя как активные, так и пассивные операции банков, т. е. относятся к

автора Иода Елена Васильевна

6.1. ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ СО СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Коммерческие банки осуществляют несколько видов валютных операций со средствами физических лиц: открытие и ведение счетов в иностранной валюте; валютнообменные операции; неторговые операции.

Из книги Основы организации деятельности коммерческого банка автора Иода Елена Васильевна

6.2. ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО ПОРУЧЕНИЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Все операции, осуществляемые коммерческим банком в интересах юридических лиц условно можно разделить на две группы: пассивные и активные.К пассивным операциям относят привлечение депозитов в иностранной валюте и

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

43. Валютные операции коммерческих банков Классификация банковских валютных операций может осуществляться как по критериям, общим для всех банковских операций (пассивные, активные операции), так и по особым классификационным признакам, свойственным только валютным

Из книги 1C: Бухгалтерия 8.0. Практический самоучитель автора Фадеева Елена Анатольевна

Глава 6. Кассовые операции и операции по расчетному счету Местами хранения денежных средств предприятия являются кассы и расчетные счета. Фактические данные о наличии денежных средств в кассах предприятия и на расчетных банковских счетах учитываются по каждому месту

Из книги Деньги, кредит, банки. Шпаргалки автора Образцова Людмила Николаевна

112. Банковские операции. Пассивные операции Операции коммерческого банка условно делятся на три основные группы:1) пассивные операции (привлечение средств);2) активные операции (размещение средств);3) активно-пассивные (посреднические, трастовые и пр.).Пассивные операции

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

91. Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте РФ, если иное не установлено ЦБ РФ в целом или применительно к отдельным видам внутренних

Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис Александрович

Тема 77. Валютные операции К валютным операциям относятся операции связанные: 1. – с переходом права собственности на валютные ценности, 2. – с использованием в качестве средства платежа валюты, а также рублей при осуществлении внешнеэкономической деятельности, 3. – с

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Валютные операции банков Валютные операции могут быть классифицированы по целям: – валютообменные; – спекулятивные (надежда на выгодное изменение курса) и арбитражные (получение прибыли от разницы цен на разных рынках => нет риска). С точки зрения времени и техники

автора Крышкин Олег

Подпроцесс «Перемещение между складами (или между цехами)» В целом особенности данного подпроцесса освещены в разделе по процессу «Управление активами».Аудитор должен понимать, что при перемещении ТМЦ (в отличие от ОС) имеет смысл ожидать определенную их утрату.

Из книги Настольная книга по внутреннему аудиту. Риски и бизнес-процессы автора Крышкин Олег

Подпроцесс «Перемещение между складами (или между цехами), включая операции по разборке и сборке» В зависимости от отрасли перемещения основных средств могут быть как минимальными (например, производство состоит из стационарных технологических линий, конвейерное

Из книги Азбука экономики автора Гвартни Джеймс Д

КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ВЛАСТЯМИ так же важна, как и конкуренция между фирмами. Конкуренция властей между собой и с частными предприятиями заставляет органы власти лучше служить интересам людей Конкуренция дисциплинирует. Если частная фирма плохо обслуживает клиентов, она

Из книги Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности автора Брагинская Лада Сергеевна

Обменные операции и операции досрочного выкупа государственных бумаг Существенным препятствием для развития рынка внутренних заимствований в настоящее время является высокая степень концентрации выпусков государственных облигаций в портфелях нескольких крупных

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Компромисс между ростом/застоем и между адаптацией/эффективностью В отношениях между маркетингом и производством должен быть найден стратегический компромисс. Две типичные конфликтные ситуации связаны с выбором между ростом и застоем и между адаптацией и

Из книги Экспортные контракты автора Корнийчук Галина

5.5. Валютные операции В статье 1 Закона № 173-ФЗ дано достаточно широкое определение понятия «валютные операции». Так, в соответствии с п. 9 ст. 1 данного Закона к валютным операциям относятся: приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента

Из книги Частный капитал в СССР автора Ларин Юрий

10. Валютные операции Нажива от валютных операций - это есть десятый путь накопления частного капитала нелегальными и полулегальными приёмами. Я имею здесь в виду прежде всего:1) спекуляцию на курсе бумажных денег в период большого колебания этого курса, 2) торговлю

Активные действия Российской Федерации по созданию в сжатые сроки всеобъемлющей системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, были соответственно оценены мировым сообществом. 11 октября 2002 г. Россию вычеркнули из "черного списка" стран, плохо борющихся с отмыванием денег, полученных преступным путем, где РФ находилась с 2000 г. А на пленарном заседании Международной группы по борьбе с финансовыми преступлениями, состоявшемся 18 - 20 июня 2003 г. в Берлине, было принято решение о принятии Российской Федерации в члены ФАТФ . Одновременно на июльском заседании ФАТФ в Берлине была принята новая редакция 40 рекомендаций, которая значительно конкретизирует ранее действующие стандарты и вводит новые более жесткие требования по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. ФАТФ призвала своих членов, в числе которых сейчас и Россия, незамедлительно начать работу по реализации пересмотренных 40 рекомендаций, устанавливающих новые международные правила в этой области.

В соответствии с новыми требованиями система ПОД/ФТ в Российской Федерации постоянно совершенствуется. Так, с 15 января 2008 г. в Закон было введено дополнение о том, что безналичные расчеты и переводы без открытия счета, совершаемые на территории РФ и из РФ, должны сопровождаться на всех этапах их проведения информацией о плательщике и номере его счета (при его наличии) путем указания такой информации в расчетном документе или иным способом. В случае отсутствия вышеуказанной информации кредитная организация обязана отказать в совершении перевода.

26.5. Регулирование расчетно-платежных отношений

с зарубежными странами

Расчетно-платежные отношения между странами регулируются двусторонними межправительственными соглашениями о торгово-экономическом сотрудничестве либо межбанковскими соглашениями. И те, и другие соглашения составляют правовую основу расчетно-платежных отношений России с зарубежными странами.

В зависимости от характера сложившихся расчетно-платежных отношений России с иностранными государствами их можно разделить на две группы:

Расчетно-платежные отношения со странами дальнего зарубежья;

Расчетно-платежные отношения со странами ближнего зарубежья (к ним относятся бывшие союзные республики, кроме стран Балтии).

С большинством стран дальнего зарубежья международные расчетно-платежные отношения Российской Федерации осуществляются в свободно конвертируемых валютах .

В качестве валюты расчетов используются доллар США, евро, фунт стерлингов и другие свободно конвертируемые валюты. Выбор конкретной свободно конвертируемой валюты определяется договоренностью сторон.

Расчетно-платежные отношения России с некоторыми странами регулируются межправительственными соглашениями о торговле и платежах, заключенными с ними бывшим СССР. Их действие сохраняется до сих пор. В этих соглашениях предусматриваются расчеты в свободно конвертируемых валютах в соответствии с валютным режимом договаривающихся стран. На таких же условиях были заключены соглашения о торгово-экономическом и техническом сотрудничестве с некоторыми государствами дальнего зарубежья уже Российской Федерацией.

Например, в Торговом соглашении с Правительством Демократической Республики Эфиопия (от 26 ноября 1999 г.) предусмотрены расчеты в свободно конвертируемой валюте "в соответствии с законодательством и правилами, действующими в их государствах".

По Соглашению между Правительством РФ и Правительством Ливанской Республики о торговом и экономическом сотрудничестве (от 31 марта 1995 г.) все платежи торгового и неторгового характера будут осуществляться в свободно конвертируемой валюте в соответствии с действующими в каждой из стран правилами валютного контроля, если иное не будет согласовано между сторонами отдельных сделок и не противоречит законам и правилам, действующим в каждой из стран.

Соглашением между Правительствами РФ и Исламской Республики Иран о торговом и экономическом сотрудничестве (от 14 апреля 1997 г.) предусмотрено, что все платежи между странами будут производиться в свободно конвертируемой валюте в соответствии с законодательством, действующим в каждой из стран. Но в отдельных случаях стороны - юридические и физические лица могут согласовывать иные способы платежей в соответствии с международно признанными нормами и правилами, не противоречащими валютному законодательству каждой из стран.

В соответствии с межправительственным Соглашением о торговом, экономическом и техническом сотрудничестве между Россией и Сирией (подписано в 1993 г.) платежи между странами должны осуществляться в свободно конвертируемой валюте, а в отдельных случаях юридические и физические лица могут согласовывать иные валюты и способы платежей в соответствии с законами и правилами, действующими в обеих странах.

Расчеты между Россией и Индией производятся в основном в американских долларах и английских фунтах стерлингов. Однако по договоренности, достигнутой в 1997 г., расчеты по государственным кредитам, полученным Индией от бывшего СССР, могут осуществляться в индийских рупиях.

Приведенные выше формулировки свидетельствуют о том, что российские организации при заключении контрактов должны хорошо знать валютное законодательство своих партнеров, чтобы защитить себя от риска неоплаты по экспортным контрактам и риска непоставки импортных товаров.

Платежные соглашения клирингового типа достались России от бывшего СССР как его правопреемнице. При переходе на расчеты с этими странами в свободно конвертируемых валютах клиринговые счета не были полностью закрыты. Поэтому часть операций проходит по этим счетам.

Клиринг - это особый способ безналичных международных расчетов, устанавливаемый государствами по соглашению друг с другом и заключающийся в централизованном зачете встречных платежей этих стран. Клиринговый способ расчетов позволяет беспрепятственно производить взаимный зачет платежей без переводов валюты и золота. Тем самым облегчается регулирование расчетов в условиях валютных ограничений и достигается сокращение издержек обращения при расчетах.

Клиринговые соглашения заключаются вместе с соглашениями о товарообороте, устанавливающими контингенты поставляемых друг другу товаров. Государства берут на себя обязательства содействовать осуществлению поставок товаров, предусмотренных в контингентах.

При заключении соглашений товарные списки составляются таким образом, чтобы обеспечивалось равенство стоимости товарных поставок и, соответственно, равенство взаимных платежей с обеих сторон.

Но фактически это равенство не всегда соблюдается: причиной отклонения может быть расхождение во времени между поставкой товара и отражением суммы платежа на клиринговом счете (что зависит от формы расчетов между внешнеторговыми организациями страны-продавца и страны-покупателя).

Другие причины расхождений между расчетами и движением товаров - сезонный характер поставок, длительные сроки изготовления некоторых товаров.

Поэтому соглашениями допускается определенный взаимный кредит в расчетных целях; его называют техническим кредитом по клирингу.

В соглашении устанавливается валюта клиринга - это расчетная единица, в которой ведутся клиринговые счета. Клиринговые счета могут вестись в валюте одной из стран-партнеров, в валютах обеих стран или в валюте третьей страны.

Платежи с клиринговых счетов и на эти счета всегда производятся в каждой стране только в ее валюте. Поэтому необходимым условием нормального функционирования валютного клиринга является установление экономически обоснованного валютного курса по клирингу между валютой клиринга и валютами стран-контрагентов: завышенный клиринговый курс валюты одной страны (по сравнению с ее покупательной способностью) способствует импорту в эту страну из страны-партнера и препятствует экспорту в нее.

Техника ведения клиринговых счетов, порядок отражения на них сумм поступлений и платежей регулируются межбанковскими соглашениями. Сальдо клирингового счета представляет собой сумму обязательств одной из стран-партнеров, которые на данный момент не могут быть зачтены. Регулярно в согласованные сроки производится текущее выравнивание сальдо по клирингу.

В зависимости от способа погашения сальдо (сверх технического кредита) клиринги подразделяются на:

Клиринги без права конверсии - сальдо погашается только поставками товаров, услуг стороной, у которой образовалось отрицательное сальдо; другая сторона временно приостанавливает поставки до выравнивания сальдо;

Клиринги со свободной конверсией - сторона, у которой образовалось отрицательное сальдо (в любом объеме сверх технического кредита), обязана погасить его свободно конвертируемой валютой;

Клиринги с ограниченной конверсией - отрицательное сальдо (сверх технического кредита) погашается свободно конвертируемой валютой, если оно превысило определенную сторонами сумму.

Окончательное урегулирование сальдо может достигаться путем применения различных способов - дополнительными поставками товаров (услуг), погашением в свободно конвертируемой валюте, переносом его на клиринговый счет третьей стороны при ее согласии.

Валютным законодательством Российской Федерации открытие клиринговых счетов резидентами и нерезидентами не предусмотрено.

Свои особенности имеют международные расчеты Российской Федерации со странами Восточной Европы, Китаем и Монголией . С этими странами также заключены межправительственные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Но на их содержании сказалась политика России по развитию прямых связей регионов и хозяйствующих субъектов Российской Федерации с соответствующими субъектами других стран. Поэтому в этих соглашениях отмечается, что стороны внешнеторговых контрактов несут полную ответственность за их реализацию, а компетентные органы соответствующих стран контролируют их выполнение. Расчетно-платежные отношения осуществляются в свободно конвертируемых валютах или в национальных валютах этих стран в соответствии с их валютным законодательством через уполномоченные банки или через коммерческие банки, уполномоченные сторонами.

Особенностью платежно-расчетных отношений со странами Восточной Европы и другими странами бывшего СЭВ является то, что вследствие несбалансированности торговых связей с ними бывшего СССР у России образовалась большая задолженность перед этими странами, которая будет погашаться на основе договоренностей товарными поставками. Расчеты по этим поставкам осуществляются в следующем порядке:

Контракты на поставку заключают сами предприятия-изготовители либо внешнеторговые объединения, привлеченные к этой работе;

Расчеты рублевых затрат предприятий-изготовителей производятся с учетом отпускных цен промышленности, контрактных цен и изменений курса российского рубля к доллару;

Финансирование затрат, связанных с реализацией этих контрактов, осуществляет Минфин России;

Внешэкономбанк на основе подписанных с банками этих стран межбанковских соглашений осуществляет учет и расчеты по погашению долга.

Платежно-расчетные отношения со странами ближнего зарубежья с середины 90-х гг. осуществляются через уполномоченные коммерческие банки этих стран в свободно конвертируемых валютах, российских рублях, значительно реже - в национальных валютах соответствующих государств.

Курсы между валютой Российской Федерации и национальными валютами стран-партнеров определяются коммерческими банками самостоятельно, но их величина близка к валютным курсам, которые складываются на валютных биржах, где они котируются.

Важная роль в процессе совершенствования платежно-расчетных отношений между Россией и странами ближнего зарубежья отводится формированию единого экономического пространства, в рамках которого должны быть созданы условия для взаимной конвертируемости национальных валют и перехода к расчетам в национальных валютах.

1. Валютная политика является одним из инструментов регулирования валютных отношений страны. Она должна обеспечивать устойчивость экономического развития государства, сбалансированность его внешнеэкономических связей, равновесие платежного баланса.

2. Конкретные задачи валютной политики на разных этапах исторического развития и формы ее осуществления определяются валютно-экономическим положением страны, процессами, происходящими в системе мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене.

3. Валютная политика государства реализуется через валютное регулирование, представляющее собой комплекс осуществляемых государством мер экономического и административного характера, направленных на установление порядка проведения валютных операций. Осуществляется органами валютного регулирования.

4. Задача валютного регулирования - с помощью установленного порядка проведения валютных операций управлять внешними и внутренними потоками в целях воздействия в нужном направлении на финансовый рынок страны и ее экономику в целом.

5. Неотъемлемой частью валютного регулирования является валютный контроль за проведением валютных операций, который осуществляется органами и агентами валютного контроля.

6. Правовой базой валютного регулирования и валютного контроля является валютное законодательство. Его анализ позволяет сделать вывод о том, что система валютного регулирования в Российской Федерации в целом развивается в направлении либерализации. Это соответствует требованиям времени: перед страной поставлена задача вхождения в мировое хозяйство. Но либерализация валютного законодательства, приводящая к увеличению числа участников валютных отношений и увеличению объема валютных операций, требует повышения эффективности валютного контроля как инструмента валютной политики государства.

7. Платежно-расчетные отношения России со странами СНГ требуют совершенствования. В этом направлении важная роль отводится формированию единого экономического пространства и Платежного союза, конечная цель которого - создание многосторонней системы расчетов в коллективной валюте.

8. Проблема борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем, и финансированием терроризма приобрела в последние годы особый размах и стала рассматриваться как первостепенная.

9. В Российской Федерации система ПОД/ФТ начала создаваться с 2001 г., когда был принят соответствующий Федеральный закон и создан специальный государственный орган - Федеральная служба по финансовому мониторингу.

10. Федеральным законом установлен перечень подозрительных операций и список организаций, которые обязаны информировать о них ФСФМ.

11. Наиболее активными участниками системы ПОД/ФТ в РФ стали кредитные организации, которые должны разрабатывать внутренние правила контроля на основе принципа "знай своего клиента" и привлекать в систему противодействия всех сотрудников банков.

Основные понятия

Валютная политика государства

Валютное регулирование

Девизная политика

Дисконтная политика

Валютная интервенция

Валютные ценности

Валютные операции

Валютные ограничения

Внешние ценные бумаги

Внутренние ценные бумаги

Внутренний валютный рынок

Паспорт сделки

Резидент

Нерезидент

Валютный контроль

Органы валютного контроля

Агенты валютного контроля

Репатриация экспортной выручки

Легализация (отмывание) преступных доходов (money laundering)

Этапы отмывания преступных доходов

Вопросы для самопроверки

1. Каковы задачи валютной политики государства и в каких формах она осуществляется?

2. Что такое валютное регулирование? С какой целью оно осуществляется?

3. Что является правовой базой валютного регулирования?

4. Каковы методы валютного контроля за совершением валютных операций?

5. Что относится к валютным ценностям?

6. Какие операции признаются валютными?

7. Какие органы осуществляют валютное регулирование?

8. Какие органы являются агентами валютного контроля?

9. Когда и почему проблема противодействия легализации преступных доходов стала особенно актуальна во всем мире?

10. В чем состоит механизм отмывания преступных доходов?

11. Когда в Российской Федерации началось создание системы ПОД/ФТ и какой специальный орган был образован?

12. Какие операции подлежат специальному обязательному контролю и какие организации обязаны информировать ФСФМ об этих подозрительных операциях?

13. Почему наиболее активными участниками системы ПОД/ФТ в РФ стали кредитные организации и какие действия они должны предпринимать для реализации Закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем?

14. Когда Российская Федерация стала членом ФАТФ и какие обязанности это накладывает на нашу страну?

Глава 27. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ

И ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Международные финансовые институты призваны решать следующие задачи:

Объединять усилия всего мирового сообщества для достижения стабилизации международных финансов и мировой экономики;

Разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики;

Осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование.

В данной главе рассматриваются предпосылки для возникновения международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций, составляющих институциональную основу мировой финансовой системы. Анализируется их деятельность с позиции целей и задач, стоящих перед ними, а также их роль в решении финансовых проблем, связанных с проведением рыночных реформ в развивающихся странах и государствах на постсоциалистическом пространстве.

27.1. Международный валютный фонд (МВФ)

Международный валютный фонд (МВФ) учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей в Бреттон-Вудсе (США) с 1 по 22 июля 1944 г. Имеет статус специализированного учреждения ООН. Является институциональной основой мировой валютной системы.

Официально заявленные цели МВФ:

Содействие международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере и развитию международной торговли;

Регулирование валютно-кредитных отношений государств - членов Фонда;

Оказание финансовой помощи своим членам при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов, путем предоставления им краткосрочных и среднесрочных кредитов в иностранной валюте;

Содействие в создании и функционировании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений;

Предоставление странам-членам консультационной и технической помощи по валютным и финансовым вопросам.

Роль устава выполняют принятые на конференции Статьи Соглашения о МВФ, которые вступили в силу с 27 декабря 1945 г. Позднее в них несколько раз вносились поправки, что связано с эволюцией мировой валютной системы и трансформацией деятельности Фонда. Первая серия поправок внесена в 1968 - 1969 гг. (вступили в силу с 28 июля 1969 г.). Эти поправки связаны с введением СДР - специальных прав заимствования. Вторая серия поправок внесена в 1976 - 1978 гг. (вступили в силу с 1 апреля 1978 г.) и связана с заменой Бреттон-Вудской валютной системы новой - Ямайской валютной системой. В 1990 - 1992 гг. внесена третья поправка, касающаяся санкций в отношении стран-членов: за невыполнение обязательств перед Фондом предусматривалась приостановка права участвовать в голосовании.

Практическую деятельность МВФ начал в мае 1946 г., имея в составе 99 стран-членов. К валютным операциям приступил с 1 марта 1947 г.

В начале 90-х гг. в Фонд вступили бывшие социалистические страны (за исключением КНДР и Республики Куба) и бывшие республики СССР, ставшие независимыми государствами. Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г., остальные страны СНГ и Балтии - с апреля по сентябрь 1992 г., Таджикистан - в апреле 1993 г.

Постоянным местопребыванием руководящих органов является Вашингтон (США). Отделения Фонда находятся в Париже, Женеве, Токио, Брюсселе и Нью-Йорке (при ООН).

Внешним руководящим органом МВФ является Совет управляющих. В нем каждая страна - член Фонда представлена управляющим и его заместителем. Они назначаются правительствами соответствующих государств сроком на пять лет. Как правило, это министры или руководители центральных банков.

Совет управляющих собирается один раз в год для решения вопросов, входящих в его ведение:

Внесение изменений в Статьи Соглашения (Устав);

Выборы исполнительных директоров;

Прием и исключение членов;

Определение и пересмотр их долей в капитале;

Другие принципиальные вопросы.

Принцип голосования в Совете управляющих: решения принимаются простым большинством голосов (не менее половины), а по наиболее важным вопросам - специальным большинством (85% голосов по вопросам стратегического характера и 70% голосов по оперативным вопросам).

Таким образом, возможность стран влиять на результаты голосования фактически определяется их долей в капитале Фонда. Такой порядок обеспечивает получение решающего большинства голосов ведущими странами, так как они имеют наибольшее количество квот. Тем самым с помощью голосования эти страны направляют деятельность Фонда в своих интересах.

Совет управляющих имеет два рабочих органа - комитеты, которые готовят для него необходимые материалы.

Международный валютный и финансовый комитет (его предшественником был временный комитет) Совета управляющих по вопросам мировой валютной системы занимается выработкой стратегических решений по функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ, а также представляет Совету управляющих предложения о внесении изменений в Статьи Соглашения (Устав) МВФ. Но полномочий на принятие директивных решений он не имеет. Состоит из 24 управляющих, собирается два раза в год. В числе управляющих этого Совета представлена и Россия.

Комитет по развитию занимается консультированием и информированием Совета управляющих по вопросам, находящимся в ведении данного комитета.

Значительную часть своих полномочий Совет управляющих делегировал Исполнительному совету (директорату). Круг его полномочий широк: это политические, оперативные, административные вопросы; предоставление кредитов странам-членам, осуществление надзора за их политикой в отношении валютных курсов. На исполнительном комитете лежит ответственность за ведение дел МВФ.

Исполнительный совет работает на постоянной основе, проводит заседания три раза в неделю. Место его работы находится в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне. Состоит из 24 исполнительных директоров. Из них 5 назначаются в соответствии с Уставом США, Великобританией, Германией, Францией и Японией, имеющими наибольшие квоты в капитале. Россия, Китай и Саудовская Аравия представлены тремя директорами - по одному от каждой страны, 16 избираются от всех остальных стран-членов по принципу географической принадлежности. Назначения и выборы исполнительных директоров проводятся раз в два года.

Исполнительный совет выбирает директора-распорядителя на пятилетний срок. Он возглавляет административный штат и занимается текущими делами Фонда. Директор-распорядитель должен быть представлен одной из европейских стран. В Исполнительном совете решения в большинстве случаев принимаются путем достижения консенсуса.

Капитал МВФ складывается по образцу акционерного общества - из взносов государств, являющихся членами этой организации. Для каждой страны устанавливается квота в СДР. Ее величина определяется в зависимости от места страны в мировой экономике и внешней торговле: учитываются показатели ВВП, объем текущих операций платежного баланса и официальные золотовалютные резервы.

Размер квоты определяет сумму подписки на капитал, получаемую страной - членом Фонда сумму СДР при очередном распределении ресурсов и количество голосов страны в Фонде.

До 1978 г. 25% квоты страны оплачивали золотом, а 75% - национальной валютой. С 1978 г. вместо золота оплата производится резервными активами - СДР и конвертируемыми валютами, остальная часть квоты по-прежнему вносится национальной валютой.

Не реже одного раза в пять лет производится пересмотр квот, что связано с изменением роли государств в мировой экономике.

Денежные ресурсы Фонда складываются из собственного капитала и привлеченных заемных средств. При создании Фонда его капитал составлял 7,7 млрд долл. США. В дальнейшем он каждые пять лет увеличивался в связи с приемом в члены Фонда новых стран и возрастанием потребностей в денежных средствах для оказания помощи нуждающимся странам. В 1998 г. капитал Фонда составлял 199 млрд долл. В связи с расширением деятельности было принято решение о его дальнейшем увеличении до 288 млрд долл.

Для пополнения денежных ресурсов Фонд привлекает заемные средства. С этой целью в 1962 г. между Фондом и 10 экономически развитыми странами (США, ФРГ, Великобританией, Японией и др.) заключены генеральные соглашения о займах. Согласно им страны - участницы соглашений или их центральные банки открывают Фонду кредитную линию на постоянно возобновляемой основе. Первоначально соглашения были заключены на четыре года, но потом они продлевались каждые пять лет. Лимит кредита первоначально был установлен в 6,5 млрд СДР (8,8 млрд долл.), а с декабря 1983 г. увеличен до 17 млрд СДР (около 24 млрд долл.).

По этим соглашениям средства предоставляются Фонду при необходимости предотвратить или устранить расстройства в мировой валютной системе. По полученным займам МВФ платит проценты и обязуется погашать кредиты в течение пяти лет.

В 1997 - 1998 гг. для противодействия кризисным явлениям в финансовой сфере были расширены возможности Фонда по привлечению займов. МВФ заключил новые соглашения о займах уже с 25 странами. В соответствии с этими соглашениями МВФ может получать от государств-участников при необходимости займы на общую сумму до 34 млрд СДР (около 47 млрд долл.). Это максимальная сумма средств, которую может заимствовать Фонд в рамках обоих видов соглашений. Причем в случае привлечения займов первым в порядке очередности источником должны быть генеральные соглашения. Они же должны быть и главным по объему источником заимствований.

Для пополнения кредитных ресурсов МВФ может получать займы и на двусторонней основе, что он и делал в 80-е гг. Им были получены займы у министерств финансов и центральных банков Бельгии, Швейцарии, Японии, Саудовской Аравии и других стран.

Устав позволяет Фонду привлекать займы и от частных банков, но этой возможностью он не пользовался.

Основным направлением деятельности МВФ является предоставление кредитов странам-членам, нуждающимся в иностранной валюте. При этом Фонд имеет дело только с официальными органами стран-заемщиков: с министерствами финансов, казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами.

Кредиты в иностранной валюте предоставляются на следующие цели:

Для покрытия дефицитов платежных балансов, что фактически означает пополнение валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков;

Для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, т.е. для покрытия расходов правительств.

Валютные средства могут предоставляться как за счет собственных денежных ресурсов, так и за счет заемных средств. Механизм предоставления кредитов заключается в следующем.

В соответствии с терминологией, используемой в Уставе Фонда, предоставление кредитов из собственных средств называется сделкой, а за счет заемных средств - посреднической операцией. Страна, нуждающаяся в получении кредита в иностранной валюте или СДР, осуществляет их покупку в обмен на эквивалентную сумму своей национальной валюты, которая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При наступлении срока погашения кредита эта страна обязана вернуть Фонду полученную иностранную валюту или СДР в обмен на свою национальную валюту, т.е. фактически выкупить ее. Такие операции не являются кредитными в чистом виде. По своей сути это сделки купли-продажи валюты, если заемные средства предоставляются за счет собственных ресурсов Фонда. Если же они выделяются заемщику за счет привлеченных ресурсов, то фактически Фонд выступает в роли посредника: он оказывает заемщику посредническую финансовую услугу.

При разработке механизма кредитования предполагалось, что на все валюты будет предъявляться равномерный спрос странами - членами Фонда, в результате чего национальные валюты, находящиеся у МВФ, будут переходить от одной страны к другой. А если национальная валюта страны-должника, находящаяся у МВФ, покупается другой страной, то эта сумма засчитывается в погашение задолженности Фонду. Но на практике сложилось иначе. С просьбами о предоставлении кредитов в Фонд обращаются, как правило, страны, национальные валюты которых являются неконвертируемыми или не используются в международных расчетах. Из-за отсутствия спроса на них они остаются в Фонде до тех пор, пока их не выкупят страны-должники. Фактически это означает предоставление таким странам валютных средств в кредит под залог национальных валют.

Подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала . Текущие валютные операции осуществляются без каких либо ограничений. Операции по движении капитала осуществляются в порядке, определяемом Правительством РФ и ЦБ РФ.

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением: операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли , при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования при международных перевозках; операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуально деятельности, в том числе исключительных прав на них; операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимо го из РФ или ввозимого в РФ груза, транзитной пере возкой груза по территории РФ, а также по договорам страхования указанных грузов; операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях; операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ, и осуществления расчетов в валюте РФ; операций, связанных с осуществлением обязательных платежей в федеральный бюджет , бюджет субъекта РФ, местный бюджет в иностранной валюте.

Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками , связанные: с получением и возвратом кредитов и займов , уплатой сумм процентов и санкций по соответствующим договорам; внесением денежных средств резидентов на банковские счета (вклады) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (вкладов); приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей , выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, взысканием по ним санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам; с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков , номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту РФ и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранных государств , приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности.

Нерезиденты вправе:

  1. без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов в банках за пределами территории РФ на банковские счета в уполномоченных банках или банковских счетов в уполномоченных банках на счета в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках;
  2. осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований антимонопольного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг в порядке, установленном ЦБ РФ, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении таких операций.