Урок презентация мировой экономический кризис 1929 1933. Каковы его основные проявления и особенности

Экономический кризис - резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге - в снижении жизненного уровня, благосостояния населения.

Причины кризиса США: 1.нехватка денежной массы. В то времяденьгибыли привязаны кзолотому запасу, это ограничивало денежную массу. В то же время производство росло, на рубеже веков появились такие новые виды товаров, как автомобили,самолёты,радио. Количество товаров, как валовое, так и по ассортименту, увеличилось многократно. В результате ограниченности денежной массы и роста товарной массы возникла сильнаядефляция- падение цен, которое вызвало финансовую нестабильность,банкротствомногих предприятий, невозврат кредитов. Мощный мультипликативный эффект ударил даже по растущим отраслям.2.кризисперепроизводства, присущийкапитализму.3.Стремительный прирост населения.4.Первая мировая война также послужила одной из причин великой депрессии - американская экономика была сначала «накачана» военными заказами правительства, которые после окончания Первой Мировой резко сократились. 5.Маржинальные займы.

Пути выхода:

Путь выхода

Государственное регулирование экономики, отмена золотого запаса, закрытие банков, «Закон об оздоровление национальной промышленности» (принудительно картелям запрещалось продавать продукцию ниже установленной цены). Мин. заработной платы и макс. продолжительность рабочего дня. Трудовые лагеря, помощь фермерам (низкий процент кредита, премия за сокращение посевных площадей).

Отмена золотого стандарта, политика жесткого протекционизма

Германия

Фашистский режим (государство регулирует экономику).

9. «Новий курс» Франкліна д. Рузвельта.

В 1929-1933 годах капиталистический мир переживал жесточайший экономический кризис. Это был самый глубокий и самый разрушительный по своим последствиям кризис из всех, которые знала история капитализма. Таким образом, экономический кризис 1929-1933 годов нанес тяжелый урон экономике США. История знает два варианта выхода из кризиса в 30-х годах 20 века. Первый из них – установление фашистской диктатуры, полное подчинение экономики тоталитарному государству, ориентирование ее на военные нужды. Второй путь - реформирование экономики одновременно с решением социальных проблем. Наиболее ярким примером выхода из кризиса мирным путем, без установления диктатуры, является «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта. С 1929 по 1933 год у власти в США находилась администрация во главе с президентом Гувером. В результате, в 1933 году Гувер проиграл в борьбе с другим кандидатом в президенты - Ф. Рузвельтом. Еще в ходе предвыборной кампании Рузвельт сформировал «мозговой трест», который разработал теорию «Нового курса». Теоретической базой «Нового курса» явились воззрения английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Основная его идея - необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь, формирование такого государственного бюджета, доходы которого позволяли бы эффективно вмешиваться в экономическое развитие, сглаживать социальные противоречия.

9 марта 1933 года Рузвельт созвал специальную сессию конгресса . Работа сессии продолжалась более трех месяцев. За это время конгресс принял множество законов, которые охватили почти все стороны жизни США:

1.«Чрезвычайный банковский акт» (Были закрыты все банки и проведена тщательная ревизия. В результате получили право продолжить работу только платежеспособные банки (примерно 1/3 от существовавших).

2.Отмена золотого стандарта( сосредоточение в руках государства золотого запаса США, девальвация доллара.)

3.Реформирование промышленности( Было создано 17 промышленных групп, для них установлены цены, условия кредита, объем выпуска продукции и рынки сбыта. Запрещалась продажа продукции ниже установленных цен. Был установлен минимум заработной платы и максимальная продолжительность рабочего дня. Заключение коллективных трудовых договоров стало обязательным.

4.Трудовые лагеря для безработных( В них было занято свыше 10 миллионов человек. На осуществление программы общественных работ правительство выделило 13 миллиардов долларов.

5.Закон о «помощи фермерам » принятый 12 мая 1933 года. Чтобы добиться повышения цен на продукты сельского хозяйства, фермерам предлагалось заключить контракты с государством на предмет сокращения посевных площадей и поголовья скота. Для осуществления программы ограничения сельскохозяйственного производства была создана Администрация регулирования сельского хозяйства. Она занималась тем, что скупала и уничтожала излишки продукции сельского хозяйства.

6.По инициативе Рузвельта в октябре 1933 года были установлены дипломатические отношения с СССР , а 16 ноября 1933 года установлен режим наибольшего благоприятствования в торговле. Этот шаг позволил США приобрести перспективного и честного внешнеторгового партнера, обладающего емким внутренним рынком, и несколько успокоить левую оппозицию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что «Новый курс» Ф. Рузвельта предполагал реализацию двух взаимосвязанных целевых функций: первую (тактическую) - вывод США из кризисной ситуации; вторую (стратегическую) - создание экономических основ общества социально-ориентированного рыночного хозяйства.

Тема урока: Мировой экономический кризис (1929-1933 г.г.). Пути выхода.

Тип урока : комбинированный.

Цели: дать понятие экономического кризиса; познакомить с особенностями экономического кризиса 1929-1933 г.г и путями выхода из него.

Оборудование: учебник О.С.Сороко-Цюпа «Новейшая история зарубежных стран XX -начало XXI века». М., «Просвещение», 2005.; С D «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». 2003.

Предварительная подготовка: определение целей и задач урока; подбор учебной и дополнительной литературы к уроку.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Проверка д/з. Тестирование по теме «Капиталистический мир в 20-е годы».

Переход к изучению нового материала.

Итак, мы с вами на предыдущих уроках рассмотрели события и явления, которые были вызваны рядом проблем конца 20-х г.г. Что же это за явления?

+ Спад, сокращение производства.

+ Разорение многих предприятий.

+ Рост безработицы.

+ Падение заработной платы.

+ Падение курса акций.

Хорошо. Подумайте, применимы ли данные характеристики к сегодняшнему дню. Как вы думаете, все эти явления в экономической и социальной жизни общества к чему ведут? О чём же мы будем сегодня вести речь.

+ Об экономическом кризисе.

II. Стадия «Осмысление».

1. Работа по теме урока.

На слайде 1 учитель размещает название и план, с которым дети ознакомлены в начале урока.

Слайд1:

· Причины и начало мирового экономического кризиса.

· Великая депрессия.

· «Новый курс» Франклина Рузвельта.

· Экономический кризис в странах мира.

Слайд 2 : Характеристика и развитие кризиса.

Экономический кризис – внезапный спад, сокращение производства, сопровождающееся разорением многих предприятий, ростом безработицы, падением заработной платы и курса акций.

    Производство товаров переходит границу, поставленную узкими рамками платёжеспособного спроса населения, экономический кризис приобретает характер всеобщего перепроизводства товаров и перенакопления капитала.

    Рыночная экономика развивается циклически:

Подъём.

Спад.

Кризис.

Оживление.

Подъём.

(Слайд 2 учитель показывает учащимся после того, как они сами сформулируют определение понятия «экономический кризис»)

2. Продолжение работы по теме урока.

Работа с учебником.

Открываем учебник.

Задание всему классу : прочитать параграф и заполнить кластер на листочках, которые лежат перед вами на партах.

(На листочках: по центру кластера записана тема урока, от центра идут четыре луча)

Самостоятельная работа.

Дети работают с учебником, заполняют кластеры.

Проверяем. Что у вас получилось?

(Обсуждая результат самостоятельной работы учащихся на доске постепенно заполняется кластер, приемлемый для дальнейшей работы:

1. Мировой экономический кризис (1929-1933 г.г.)

а) особенности мирового экономического кризиса;

б) причины мирового экономического кризиса;

в) последствия мирового экономического кризиса;

г) пути выхода из кризиса.)

Работа в группах.

А теперь разделимся на 4 группы:

Задание:

1 группа продолжает заполнять кластер об особенностях мирового экономического кризиса;

2 группа: выясняет причины м. эк. к.;

3 группа: работает над последствиями м. эк. кризиса;

4 группа: берёт пути выхода из мирового эк. кризиса.

Самостоятельная работа.

(каждая группа, работая с учебником, продолжает заполнять кластер)

Посмотрим, что у нас получилось. (Выступают представители от каждой группы)

Кластер (продолжение)

2. Особенности мирового экономического кризиса.

а) глубина (значительное сокращение производства, резкий рост безработицы);

б) масштаб (кризис стал глобальным);

в) продолжительность (1929-1933 г.г.. но экономика до начала Второй мировой войны так и не достигла прежнего уровня)

3. Причины мирового экономического кризиса.

а) первая мировая война и действия держав – победительниц (нарушение традиционных хозяйственных связей, зависимость мировой экономики от стабильности американской экономики);

б) кризис перепроизводства (переход американской промышленности на технологии массового производства, низкий уровень потребления населением товаров);

в) биржевой кризис 1929 г. (резкое падение курсов ценных бумаг);

г) финансовый кризис (сокращение налоговых поступлений, бюджетный дефицит)

4. Последствия мирового экономического кризиса:

а) массовая безработица;

б) рост контрастов богатства и бедности;

в) голодные бунты;

г) социальные движения протеста;

д) падение нравов и нравственности;

е) рост преступности.

5. Пути выхода из мирового экономического кризиса.

а) невмешательство государства в экономическую жизнь (так считали сторонники свободной рыночной экономики с традиционной либеральной точкой зрения) ;

б) жёсткое государственное регулирование (использование опыта мобилизации экономики периода Первой мировой войны);

в) установление социалистического централизованного планового хозяйства и распределения (коммунисты и многие социалисты видели в этом единственный выход, считая, что наступил крах капитализма);

г) кейнсианство (массовому производству соответствует массовое потребление).

(То, что написано в скобках в кластер не пишется – об этом говорят представители каждой группы, либо учитель направляет их в данное русло)

Проблемный вопрос:

Посмотрите внимательно на кластер. Почему кризис поставил на повестку дня проблему государственного регулирования рыночной экономики?

К чему приводит выбор решения по данному вопросу?

(Учащиеся высказывают свои мнения, дискутируют. Сообща приходят к выводу, что речь идёт о характере политического режима.)

Скажите, какие типы политических режимов вы знаете? (перечисляют)

Для стран Европы XX века, действительно, характерны демократический, тоталитарный и авторитарный режимы. Сейчас мы проведём сравнительный анализ этих режимов.

Работаем в тетрадях . (Использование приёма «Сводная таблица»).

Подумайте, какие линии сравнения вы можете рассмотреть. Работаем в парах. Запишите.

Заполните таблицу, используя материал учебника на стр. 87-90.

3. Закрепление изученного . Проверим. Что у вас получилось?

(Заслушиваются ответы нескольких учащихся, ребята вносят дополнения, корректируют друг друга)

III. Рефлексия.

Над чем же мы сегодня работали?

Сейчас вы выберите вопрос любого типа из «Ромашки вопросов» и, учитывая оставшееся время урока, сформулируйте и задайте свой вопрос конкретному ученику? (Использование приёма «Ромашка Блума»)

А сейчас вернёмся к первому слайду. Что вы скажете?

Да, действительно из всех пунктов, мы разобрали только первый. Над следующими пунктами плана нам предстоит поработать на следующих уроках.

Молодцы. Тему урока вы усвоили. А теперь оцените работу ваших одноклассников, обоснуйте свою оценку.

Дома, изучая параграф 10, поразмыслите над пройденным материалом, так как на следующем уроке мы с вами постараемся ответить на такие вопросы как:

- Почему экономический кризис по-разному отразился на странах мира?

- Почему эти страны выбрали разные пути выхода из кризиса?

- Как повлиял кризис на дальнейшее политическое, социальное, культурное развитие ведущих держав мира?

Подумайте о дополнениях в кластере, который мы составили на уроке.

(Одному ученику предлагается подготовить сообщение о Франклине Рузвельте)

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Особенности мирового экономического кризиса 1929—1933 гг . Кризис начался с паники на Нью-Йоркской бирже 24 октября 1929 г., когда миллионы акций упали в цене на многие миллиарды долларов. Это был крах рынка ценных бумаг. Так неизбежно должны были кончиться биржевые спекуляции акциями и искусственное завышение их курсов, особенно во время экономического бума 1928—1929 гг. Однако крах на бирже был лишь внешним проявлением кризиса в сфере экономики. Этот кризис завершил историческую эволюцию того типа капиталистического хозяйства, который был характерен для конца XIX и начала XX в.
Одной из главных причин экономических кризисов, которые являются неизбежным и необходимым элементом экономического цикла, обычно считают конфликт между производством и потреблением: предложение на рынке произведенных товаров превышает спрос на них. Это кризис относительного перепроизводства и перенакопления капитала. Чтобы избавиться от затоваривания, производители во время кризиса занижают цены, сокращают производство, увольняют рабочих, прекращают капиталовложения. Когда производство товаров и спрос на них выравниваются, начинается выход из кризиса в новый экономический цикл. Это типичная картина. Однако экономический кризис 1929—1933 гг. был необычным. Циклический кризис перепроизводства совпал со структурным кризисом и с низшей точкой так называемой длинной волны в развитии капитализма. Русский ученый Н. Д. Кондратьев еще в 20-е гг. разработал теорию длинных волн развития капитализма. Под длинными волнами подразумеваются периодические колебания экономической активности продолжительностью 40—60 лет. Такие колебания отмечаются с конца XVIII в., и на 1929—1933 г. приходится, как считают экономисты, 4-я волна в низшей фазе. В эти периоды с полувековым интервалом происходит смена технической и технологической базы экономики и распространение ее на все отрасли хозяйства. Новая техника и технология, созданные в 20-е и 30-е гг., могли обеспечить массовое производство, но этот процесс обновления не мог выйти на уровень подъема без обеспечения условий массового потребления. Для массового производства нужен был массовый покупатель. Другая острая проблема, обнаженная кризисом, — его небывало затяжной характер (пять лет!). Это свидетельствовало о том, что традиционный рыночный механизм выхода из кризиса не работает и, следовательно, рыночный механизм автоматического выхода из кризиса должен быть дополнен механизмами государственного регулирования. Наконец, кризис породил небывало огромную безработицу, угрозу голода для многих сотен тысяч людей, опасность спонтанных бунтов и восстаний, т. е. обострились социальные проблемы, решение которых было возможно только с изменением социальных функций государства.

Пути выхода из кризиса.

В конечном счете все дискуссии сводились к главному вопросу —о роли государства, государственной собственности, государственном регулировании и пр. При всей укоренелости индивидуализма в американском обществе даже в США эти идеи занимали в это время умы буржуазных политиков, экономистов, бизнесменов. В Европе немарксистская политэкономия еще в прошлом веке обосновывала важную роль государственного регулирования, особенно в конце XIX в., когда выявились негативные последствия для свободной конкуренции ускорившегося процесса концентрации капитала и производства с его тенденцией к монополии.
Вопрос о роли государственного регулирования вплетался в ткань всего клубка проблем, связанных с путями выхода из экономического кризиса и социальных потрясений 20—30-х гг. Эта проблема прямо выходила на главный идейно-политический конфликт того времени между тоталитаризмом и либеральной демократией, на их принципиально противоположное понимание отношения государства и личности. Это не был абстрактный теоретический вопрос, это была сама суть борьбы между тоталитаризмом и демократией, составляющей стержень политической истории XX в.
Для тоталитарной системы характерно поглощение гражданского общества государством. Б. Муссолини в своей книге «Учение о фашизме» писал: «Для фашизма государство абсолютно, перед которым индивидуумы и группы — относительны... Не индивидуумы, а только государство может быть тем, чье мнение должно быть решающим в данной области». Отсюда тоталитаризм враждебен и непримирим к либерализму, демократии, плюрализму мнении, свободе мысли и организации.
Идейной основой европейской демократии были и остаются принципы традиционного либерализма (дополненного в XX в. новым реформизмом), принципы, уходящие корнями в XVII—XVIII вв. Под этими принципами имеются в виду не экономическая доктрина и политика невмешательства в хозяйственную жизнь, а комплекс общественных и политических взглядов, предполагающих всеобщее и равное для всех применение закона, признание основных и неотъемлемых прав человека, имеющих преимущество перед правами государства. В этом принципиальное различие в отношении государства и личности между тоталитаризмом и демократией.
Что касается механизмов государственного регулирования, то все зависит от степени такого регулирования и его социальной направленности. Тоталитаризм за всеобщность, тотальность государственного регулирования, он превращает личность в ничто. Напротив, либеральная демократия в конкретных условиях 30-х гг. выступала за государственное регулирование такого характера, чтобы защитить интересы индивидуума от монополистического интереса. В этом было принципиальное различие тоталитарной и неолиберальной доктрин о соотношении государства и личности.
Подобное различие существует и в вопросе о соотношении государственного регулирования и рыночных отношений. Экономической основой поглощения тоталитарным государством гражданского общества является замена рыночных отношений государственным планированием и распределением. В этом случае и частная собственность ликвидируется или настолько ограничивается, что исчезает экономическая основа свободы личности.
Вполне закономерно тогда левыми силами ставились вопросы: не является ли этот кризис тем историческим тупиком капитализма, из которого единственный выход в созидании предсказанного марксизмом социализма? Не есть ли сам кризис показатель необходимости смены общественно-экономической системы капитализма новой социально-экономической системой социализма? Не настало ли время для мировой социалистической революции, которую надо только подтолкнуть?
Коммунистические партии и их международный центр Коминтерн именно так оценивали ситуацию в мире: программы большинства этих партий в то время ставили непосредственной целью борьбу за социализм. Выдвигая на повестку дня лозунги непосредственной борьбы за социализм, компартии рассчитывали стать во главе движений социального протеста. Однако за массы боролись не только компартии. Лозунги социализма, правда, социализма для своей нации и арийской расы, эксплуатировали и германские фашисты. Национал-социализм не гнушался антикапиталистической и социалистической фразеологией, обещая равенство и справедливость.
Экономический кризис 1929—1933 гг. создал сложные проблемы для правящих кругов капиталистических государств. Кризис подсказывал решение, ибо кризис — это умирание старого и рождение нового. Экономисты искали пути выхода из кризиса как методом проб и ошибок, так и с помощью теории. Наиболее успешно поисками путей выхода из кризиса занимался видный английский экономист Дж. М. Кейнс. Его теория — (кейнсианство) стала практическим руководством после второй мировой войны для правительств большинства капиталистических государств. Тогда, в 30-е гг., Кейнс заложил основы своей теории в книге «Теория занятости, процента и денег» (1936 г.).

Кейнсианство и реформы

Кейнс предложил прежде всего изменить экономическую стратегию предпринимателей и правительств. Кейнс верно оценил ситуацию: массовое производство, новые производственные возможности натолкнулись на ограниченную способность общества потребить продукты массового производства. Для сбалансированного и устойчивого развития такого массового производства ему должно соответствовать массовое потребление. При нищете населения и «выжимании пота» путем понижения оплаты труда, т. е. путем понижения покупательной способности, такое массовое производство из тупика относительного избытка товаров на складах избавиться не может. Выход может быть найден, если повысить покупательную способность (у Кейнса создать «эффективный спрос») трудящихся, повышая оплату труда, или перенести (через государственные расходы) избыток средств на общественное потребление, в сферу затрат на общественные услуги, образование и т. д. Возможен и третий вариант — милитаризация, т. е. «пушки вместо масла». Таким образом, теория Кейнса предлагала расширить объем потребления, спрос путем увеличения государственных расходов из бюджета и даже за счет государственного долга, чтобы не допустить затоваривания и в то же время произвести, таким образом, перераспределение средств в пользу особо нуждающихся, для организации общественных работ, новых рабочих мест. Так можно было решать и проблему сокращения безработицы.
Кейнс также предложил ряд практических мер по антикризисному регулированию экономики. Он предлагал систему мер государственного регулирования экономики в целом через увеличение или уменьшение государственных расходов, понижение или повышение налогов, манипулирование банковским процентом в зависимости от экономической конъюнктуры. Предлагалось в условиях кризиса осуществлять «накачку спроса», т. е. увеличивать государственные расходы, понижать налоги и банковский процент, чтобы стимулировать рост производства и занятости, а в условиях «перегрева» экономики и инфляции — сокращать расходы, повышать налоги и банковский процент. Эти меры государственного регулирования были названы принципом «стой — иди». Эти меры позволяли смягчать циклические колебания в экономике и тем самым сохранять сравнительно стабильный уровень занятости.
С кейнсианством связаны также предложения по созданию структур социального партнерства и стабильности оплаты труда и ее росту в связи с ростом производительности труда. Основой этих мер явилась практика заключения коллективных договоров между профсоюзами и предпринимателями. В таких договорах, заключаемых свободно, без участия государства, между профсоюзами и предпринимателями фиксировались условия оплаты труда, ее повышение в зависимости от роста производительности труда. Государственное законодательство определяет законные рамки такого социального партнерства, обеспечивает справедливые условия и пути решения конфликтов, вмешиваясь лишь в качестве посредника в случае неразрешимых противоречий.
Противоречия по оплате труда решаются за столом переговоров. Конечно, это компромиссы. При условии, что партнерами выступают сильные профсоюзы и ассоциации предпринимателей, такие компромиссы вполне могут быть взаимно выгодны. Таким образом, сфера государственного регулирования расширяется также в области социальной политики. Массовое производство, рост производительности труда создают материальные возможности для оказания хотя бы минимальной со стороны государства помощи инвалидам, слабым, больным, безработным и неустроенным маргиналам. Там, где проводились демократические реформы, снимался с повестки дня вопрос о революциях. В условиях либеральной демократии реформы могут стать нормальным процессом общественного развития, осуществление которого невозможно без достаточной поддержки массовых движений. В 30-е гг. реформистский путь выхода из кризиса был характерен для стран, обладающих резервами, прочными демократическими традициями и сохранивших буржуазно-демократические режимы. К числу таких стран относились Великобритания, Франция, Скандинавские страны, США, Канада, Мексика и ряд других.

Тоталитаризм.

В годы кризиса все большую силу набирал иной путь преодоления кризисных потрясений и социальных конфликтов — активизировалось фашистское движение и установились тоталитарные режимы вслед за Италией также в Германии, Португалии, Испании (иберийский вариант).
Кроме того, к началу мировой войны авторитарные политические режимы утвердились в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Югославии. Они занимали прогерманскую ориентацию или оказались под прямым или косвенным германским господством. К концу июня 1940 г., т. е. после того как под ударами гитлеровских войск пала Франция, всю континентальную Европу от границ Советского Союза и до Атлантики занимали страны с фашистскими или авторитарными режимами, за небольшими исключениями — нейтральных Швеции, Швейцарии и др. Если взглянуть на карту Европы и Азии, то можно наглядно оценить, сколь малые острова демократии и свободы остались в мире к середине XX в.
В области политической тоталитаризм означал уничтожение режима буржуазной демократии, установление государственно-партийной диктатуры. В идеологической сфере фашизм представлял собой эклектическое соединение националистических и социалистических идей, антидемократизм, антилиберализм, антимарксизм. Это идеология отрицания и в то же время вера в утопическую доктрину преобразования общества на основе умозрительной концепции «нового порядка», насаждаемого насилием и страхом. В области экономической фашизм создал систему государственного регулирования экономики с экономическим планом, нацеленным на милитаризацию и подготовку войны. При фашистском режиме классовая борьба, традиционное противоборство труда и капитала подавлялись насилием со стороны репрессивного и государственно-партийного аппарата; профсоюзы были разогнаны и созданы искусственные марионеточные организации, а социальное партнерство сведено на уровень беспрекословного повиновения предпринимателю и тоталитарному государству. Однако фашистский режим использовал не только страх и насилие; определенные слои общества разделяли фашистские идеи, расовую теорию, получали и материальные выгоды, а другие были повязаны круговой порукой преступлений.
Уже в начале 30-х гг. угроза фашизма требовала объединения всех демократических сил. Это сознавали и политики и деятели культуры самой разной политической ориентации от коммунистов до либерал-демократов и радикалов. Важную роль в сплочении антифашистских сил призван был сыграть VII конгресс Коминтерна, состоявшийся летом 1935 г. Коминтерн, правда с запозданием, принял ряд важных решений, призывающих к единству всех демократических сил в борьбе против фашизма и войны. Компартиям предписывалось сделать решительный поворот от сектантской замкнутости, от негативного отношения к социал-демократии и шедшим за социал-демократическими партиями массам, к тактике широких классовых союзов с тем, чтобы создать Народный фронт. Термин «Народный фронт» появился осенью 1934 г. как обозначение широкой коалиции общественно-политических сил, объединенных общей программой борьбы против фашизма, за улучшение условий жизни широких слоев трудящихся.
Наибольших успехов движение Народного фронта достигло во Франции, Испании и Чили, где на этой широкой массовой базе были в 30-е гг. сформированы коалиционные правительства. Создание народных фронтов было новым явлением в общественно-политической жизни капиталистических стран. Однако результаты этой борьбы в различных странах были неодинаковыми. Во Франции и Чили эти движения исчерпали себя к концу 30-х гг. В других странах они не получили достаточно зрелого развития, чтобы определить особенности политической обстановки.
В Испании правительство Народного фронта, стало организатором борьбы народа против фашистского мятежа, поднятого генералом Франко в Испанском Марокко летом 1936 г. Почти три года длилась гражданская война между республиканской армией и фашистскими мятежниками, которым на помощь пришли режимы фашистской Италии и нацистской Германии, пославшие Франко вооружение и войска. На стороне республиканцев сражались добровольцы-демократы многих стран мира. Советский Союз также оказывал им военную помощь, в том числе и людьми.

МКОУ Мирнинская СОШ

Открытый урок истории

9 класс

Мировой экономический кризис 1929-1933 г.

Учитель истории Кожемякина Наталья Юрьевна

2011-2012 уч.год

Урок 51. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

Цели и задачи урока:

  1. Определить причины мирового кризиса;
  2. Способствовать формированию у школьников яркого, эмоционально окрашенного представления о положении людей в условиях мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.;
  3. Подвести учащихся к самостоятельному выводу о причинах этого явления, его особенностях;
  4. Развивать навык нахождения причинно-следственных связей исторических фактов;
  5. Способствовать формированию чувства сострадания к людям, оказавшимся в сложном социально-экономическом и морально-психологическом положении в связи с мировым кризисом 1929-1933 гг.

Основные понятия: экономический кризис,

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник Сороко-Цюпы О.С. «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс». М., 2011; мультимедиапрезентация «Мировой экономический кризис 1929-1933».

Ход урока:

  1. Организационный момент

Слайд 1.

Тема урока: Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

Слайд 2

План урока:

Причины и начало мирового экономического кризиса
- Великая депрессия
- «Новый курс» Франклина Рузвельта
- Экономический кризис в странах мира

  1. Изучение нового материала

К 1929 г. многие держатели акций пришли к выводу, что они на самом деле не стоят того, что за эти акции было заплачено, и стали быстро от них избавляться. Запаниковав, ринулись продавать свои пакеты и прочие владельцы акций. Цены на бирже, естественно, рухнули, и за один день, 24 октября, 13 млн. акций перешли из рук в руки. За неделю американские инвесторы лишились свыше 40 млн. долларов. Этот обвал называли уоллстритским крахом. Всего за несколько месяцев экономика США проделала путь от бума до глубокого спада. Тысячи людей бросились в банки, стремясь забрать все свои сбережения. Подобный наплыв клиентов застиг банкиров врасплох, так как они не имели наличных средств, чтобы рассчитаться со всеми вкладчиками. В итоге свыше 9 тысяч банков вынуждены были закрыться, а многие их клиенты лишились всех своих сбережений. В самые тяжелые годы кризиса, с 1929 по 1933 г., цены на сельскохозяйственную продукцию снизились почти на две трети, объем промышленного производства сократился вдвое, множество компаний разорились и миллионы людей потеряли работу. (Хопкинсон К. Двадцатый век.- М., 1997.- С. 18.)

Вопросы для обсуждения.

1) Как называется явление, охватившее США и другие страны в 1929-1933 гг.?

Слайд 3

События и явления, о которых идет речь, были вызваны рядом проблем конца 20-х гг. На представленной схеме видно, что всегда за кризисом следует оживление, а затем подъем. Значит, без кризиса невозможен подъем.

Слайд 4

ОСОБЕННОСТИ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Задание: Вспомните основные события, происшедшие в мире накануне кризиса. (Первая мировая война и ее экономическое влияние на страны-победительницы, проигравшие государства и особенно на США.)

Слайд 5

Кризис 1929-1932 гг. в США (Великая депрессия)

Задание: после просмотра видеоролика назвать черты кризиса в США.

Просмотр видеоролика и прослушивание фрагмента текста

«И вот поиски работы - сначала энергичные и с надеждой, затем - мрачные, потом отчаянные. Длинные очереди перед конторами по найму, глаза, напряженно ищущие слов надежды на меловых досках, бесконечный обход предприятий, ожидание целыми ночами, чтобы первому получить работу, если она будет утром. И неумолимые слова, короткие, безличные, скрывающие страх: «Рабочие не нужны...», «Нам не нужен никто...», «Проходи, Том, проходи...». Поиски продолжаются, одежда превращается в лохмотья, обувь расползается. Газета под рубашкой спасает от мороза, картон утепляет стельку, вата в носках ботинок облегчает долгие часы стояния у фабричных ворот. А тем временем сбережения семьи все тают. Отец растерял свою бодрость, он долгие часы проводит дома, раздраженный, виноватый... Мясо исчезает со стола, лярд заменяет масло, отец все реже выходит на улицу, он ужасно тих... Тени сгущаются в темных, холодных комнатах, отец зол, беспомощен и полон стыда, исхудавшие дети все чаще болеют, а мать, бодрящаяся днем, тихо льет слезы в подушку по ночам». (Книга для чтения по новейшей истории: 1917—1945.— М., 1976.— С. 140.)

Слайд 6

Слайд 7

Франклин Рузвельт - президент США периода Великой депрессии

Выступление ученика с краткой исторической справкой

Сообщение ученика

Франклин Делано Рузвельт родился 30 января 1882 г. в штате Нью-Йорк. Вошел в историю как американский государственный деятель, 32-й президент США. Рузвельт - единственный в истории США человек, четырежды избиравшийся на пост президента. Его имя ассоциируется с реформами «Нового курса», становлением и упрочением антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны, военными успехами союзников, с планами послевоенного устройства мира и идеей создания ООН.

Будущий президент родился в богатой и респектабельной семье Джеймса Рузвельта, предки которого эмигрировали из Голландии в Новый Амстердам в 1740-х гг. До 14 лет Рузвельт получал домашнее образование. Затем учился в одной из привилегированных школ. С 1900 г. продолжил образование в Гарвардском университете, где получил степень бакалавра, и юридической школе Колумбийского университета. Став адвокатом, будущий президент начал работу в солидной юридической фирме на Уолл-стрит.

С 1910 г. Рузвельт являлся членом Демократической партии США, победил на выборах в сенат от родного штата. В предвыборной президентской кампании 1912 г. он активно поддержал демократа Т.В. Вильсона. В администрации президента Вильсона Рузвельту был предложен пост помощника морского министра. Находясь на этом посту он выступал за усиление флота, укрепление обороноспособности США, сильную президентскую власть и активную внешнюю политику. 1928 г. он был избран губернатором влиятельного в экономическом и политическом отношении штата Нью-Йорк, что открывало дорогу в Белый дом. Пробыв два срока на посту губернатора, Рузвельт приобрел весьма ценный опыт, пригодившийся ему в годы президентства. В 1931 г., в момент обострения экономического кризиса, он создал в штате временную чрезвычайную администрацию по оказанию помощи семьям безработных.

В президентской кампании 1932 г. Рузвельт одержал внушительную победу над своим соперником, не сумевшим вывести страну из экономического кризиса 1929-1933 гг. В ходе избирательной кампании Рузвельт изложил основные идеи социально-экономических преобразований, названные по рекомендации его советников «Новым курсом».

Внимание на избирательную программу:

Работа с учебником параграф 8, п. «Новый курс» Ф.Рузвельта.

Выписать основные пункты программы.

Слайд 8

Слайд 9

  1. Закрепление

Вопросы учителя

- Входил ли СССР в число стран, переживавших кризис? Если нет, то почему мировой экономический кризис нас миновал? Если да, то какой путь выхода из кризиса избрала наша страна? (Нет. Кризис в основном коснулся стран находящихся на пике индустриального развития, а СССР в число таких стран не входил.)

  1. Итог урока. Выставление оценок, Домашнее задание § 7, 8, вопросы


1.Особенности мирового экономического кризиса гг. 1.Глобальный, мировой 2.Самый продолжительный в истории










4. Либерально – демократический режим ВеликобританияФранция Скандинавские страны СШАКанада Мексика … Какие меры принимались в этих странах, чтобы преодолеть кризис? (стр) Л.Д.Р. – основан на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и обеспечении граждан широким кругом прав и свобод.


5. Тоталитарные режимы. ГерманияИспанияПортугалияИталия Т.Р. – антидемократический режим, при котором устанавливается полный контроль государства над человеком, ликвидированы все проявления гражданского общества, отсутствует оппозиция, парламентская демократия, свободы и права человека; осуществляются репрессии.


Особенности тоталитарных режимов: 1.Читать текст – стр.85 2.Дополнить схему: ГЕРМАНИЯ ГЕРМАНИЯ ИТАЛИЯ,ИСПАНИЯ, ПОРТУГАЛИЯ СССР СССР нацизм фашизм сталинизм Крайняя форма национализма Антисемитизм Особая агрессивность Стремление к завоеванию жизненного пространства Создание корпораций, объединявших различные слои населения и подчиненных вождю Гос. Собственность Гос. Планирование Регулирование всех сторон жизни Искоренение частной собственности Уравнительное распределение Массовые репрессии


6. Авторитарные режимы Турция, Югославия Греция… А.Р.– режим, при котором политическая власть принадлежит одному лидеру или одной партии, ограничены политические права граждан и общественных организаций, вмешательство государства в жизнь общества незначительно, нет большого репрессивного аппарата.


Закрепление: 1. Каковы особенности М.Э.К гг.? 2. Каковы причины МЭК гг.(выберите правильный ответ) 1.Ограничение конкуренции в результате монополизации производства в ряде отраслей. 2.Спекулятивный бум на рынке ценных бумаг 3.Ограниченность массового потребления в условиях массового производства 4.Отсутствие регулирующей роли государства 5.Усиление государственного вмешательства в экономику. 6.Неограниченная стихия рыночных отношений 7.Падение цен на сельхоз.продукты


3. Каков главный принцип кейнсианства? 1.В условиях кризиса должны сокращаться государственные расходы. 2.В условиях кризиса перепроизводства должны замораживаться зарплата и цены. 3.Массовому производству должно соответствовать массовое потребление («эффективный спрос»)


4. Впишите названия политических режимов. 1. _________________ режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. 2.__________________ режим характеризуется государственно0политическим устройством общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. 3.__________________ режим основан на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и обеспечении граждан широким кругом прав и свобод.


Источники: Сороко-Цюпа О.С. Новейшая история зарубежных стран, XX- начало XXI века: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ О.С.Сороко- Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа.-М.: Просвещение, Сороко-ЦюпаО.С., Сороко-Цюпа А.О. Рабочая тетрадь к учебнику «Новейшая история »


Фото и рисунки: