Учебное пособие по дисциплине «Экономика. Основные черты командной экономики Положительные стороны административно командной экономической системы

Командно-административная система -- это система управления экономикой страны, в которой главная роль принадлежит распределительным, командным методам, а власть сосредоточена в руках центральных органов управления, бюрократического аппарата. Для такой системы характерно централизованное директивное планирование, при котором предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. Административно-командная система опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления, препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства.

Эта система господствовала ранее в CCCР, странах Восточной Европы и в ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику.

Особенности хозяйственного механизма командно-административной системы:

  • · Непринужденное управление всеми предприятиями из единого центра -- высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов.
  • · Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами.
  • · Государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов в случае возникновения диспропорций в народном хозяйстве.

В странах с командно-административной системой решение общеэкономических задач имело специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям -- промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако, поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Они были выбраны заранее в качестве "общественных" целями и критериями на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов согласно господствовавшим идеологическим установкам направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств, направляемых в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода в оплате труда.

Нежизнеспособность этой системы, ее негибкость и инертность в отношении внедрения достижений НТР, неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития послужили причиной социально-экономических преобразований во всех бывших социалистических странах. Сегодня стратегия экономических реформ в этих странах хотя и определяется ориентирами развития мировой цивилизации, однако полностью зависит от внутренних возможностей каждого государства. При определении стратегии развития регионов России также учитываются внутренние возможности территорий страны.

Общая характеристика командной экономики

Для командной (плановой) экономики главные экономические вопросы решает определенный центральный орган, который сначала определяет, что и сколько производить, и непременно контролирует выполнение своих распоряжений. Таким же образом решаются все вопросы относительно того, как производить. Центральный орган решает также вопрос «для кого» производить.

При командной экономики существуют достаточно жесткие ограничения уровней заработной платы, пенсий, продолжительности отпусков работающих т.д. Центр определяет объемы распределения по районам произведенных товаров, а также устанавливает цены на них.

Главной особенностью командной системы является отсутствие у производителей свободы выбора. Так, директор швейной фабрики не мог выбирать поставщика ткани для своего товара, поскольку план «закреплял» за ним конкретного поставщика. Вместе с тем директор ткацкой фабрики не опасался, что его продукция останется нераспроданной за низкого качества: ведь он знает, что швейная фабрика по плану обязана приобрести ее.

Именно отсутствие свободы выбора обусловливает отсутствие у производителей заинтересованности (или стимула) производить лучшие и более дешевые товары, увеличивая их ассортимент и разрабатывая новые модели. Через это удовлетворение потребностей потребителей в такой системе находится на низком уровне. Но следует отметить также, что планирование как метод управления отдельным предприятием широко используется в хозяйственной практике и может способствовать повышению общей эффективности производства.

Основные отличия административно-плановой и рыночной экономике представлены в виде таблицы.

Таблица 1 «Характеристика рыночной и командно-административной систем экономики»

Основные черты

Рыночная экономика

Командно-административная экономика

Извлечение максимума прибыли из любого вида деятельности

Экономика и производство,в частности, ориентированы на удовлетворение общественных и личных потребностей

Масштабы обобществления производства

Обобществление производства в рамках предприятия

Экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы

Преобладающая форма собственности

Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов

Господствует государственная собственность

Форма бюджетного ограничения

Стимул к производительному труду

Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.)

Социалистическое соревнование

Основной принцип производства

Принцип соответствия спроса и предложения

Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения

Регулирование экономики

Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства

Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть

Конкуренция

Теневая экономика

Отсутствует

Присутствует

Координация

Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен

Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство

Ценообразование

ориентируется на предотвращение спада в производстве

Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены

Заработная плата

Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда

Административное установление заработной платы

Социальные гарантии

Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости

Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение

Исходя из таблицы можно сделать вывод, что данные типы ведения экономики меют ярко выраженные отличительные черты. Исходя из анализируемых мною факторов, многие могут говорить о нецелесообразности плановой экономике. Однако, нельзя говорить о том, что административно-плановая система носит только отрицательное воздействие на развитие государства, а рыночная экономика не имеет отрицательных сторон.

Основные достоинства рыночной экономики:

  • · стимулирует высокую эффективность производства;
  • · справедливо распределяет доходы по результатам труда;
  • · не требует большого аппарата управления.

Основные недостатки рыночной экономики:

  • · усиливает социальное неравенство в обществе;
  • · вызывает нестабильность в экономике;
  • · безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе

Основные черты административно - командной экономики:

  • 1. Путем концентрации ресурсов она может обеспечить достижение самых передовых позиций в науке и технике (достижения СССР в области космонавтики, ядерного вооружения и т.п.).
  • 2. Административно-командная экономика в состоянии обеспечить экономическую и социальную стабильность. Каждому человеку гарантированы работа, стабильная и постоянно возрастающая заработная плата, бесплатное образование и медицинские услуги, уверенность людей будущем и т.д.
  • 3. Административно-командная экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т.д.).

Отрицательные стороны административно-командной экономики.

  • 1. Исключает частную собственность на экономические ресурсы.
  • 2. Оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйственной инициативы, исключает свободное предпринимательство.
  • 3. Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.

В целом, история показывает, что командная экономическая система не решила поставленных задач полностью, оказалась менее эффективной чем системы с преобладанием рыночных механизмов, и не надолго укрепилась в большинстве стран, где была провозглашена.

В результате всего, страны должны были перейти на более эффективную рыночную экономику. Однако, переход должен был сопровождаться рядом реформ, которые очень сильно отличались от принципов административно- командной системы.

Существует более 35 стран, тем или иным образом испытавших на себе все преимущества и недостатки административно - командной экономической системы, это почти одна пятая всех стран мира. Поэтому, сейчас можно говорить о некотором накопленном опыте реформирования. Разные страны, в зависимости от сложившегося в них положения, выбирали разные пути решения этой задачи.

Нельзя, в то же время, забывать и о том, что до сих пор остались страны, где плановая экономика всё ещё остаётся общепринятой системой. Например, в Кубе существование коммунизма, равно как и командной системы экономики провозглашено в 2004 году лидером страны незыблемым и вечным, что закрепляется специальным законом. Корейская Народно-Демократическая Республика так же законсервировала в себе эти две составляющие жизни общества. Так же плановая экономика частично в той или иной форме и том или ином объёме существует и в других странах.

Среди всех стран, переходящих к рыночным отношениям можно выделить три основных группы по избранным концепциям перехода

Страны, в которых в рамках старой системы создавались новые социально-ориентированные рыночные отношения. В качестве примера можно назвать Китай, где этот процесс был теоретически осмыслен и определён как долгий и поэтапный с реформирование административно-командной системы. Здесь посредством социально-экономических экспериментов отрабатывались формы приватизации, развитие предпринимательства, привлечения иностранного капитала и т. п. Подобный путь развития избрали Вьетнам и Монголия.

Страны, которые выбрали постепенный, но полный переход к рыночным отношениям, проводя различные эксперименты и переустройства, что дал возможность исключить крупные социальные потрясения и массовое обеднение населения. Такой путь, к примеру, избрала Венгрия, а так же Польша - на более позднем этапе перехода.

Государства, избравшие путь «шоковой терапии» на первых этапах преобразований. В некоторых странах таких, как Польша, Чехия, Эстония, этот опыт был достаточно успешным. Однако опыт других стран, прежде всего на постсоветском пространстве, показал, что эта концепция не может обеспечить создание нового хозяйственного механизма и быстро обучить экономические субъекты новым принципам поведения.

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Программа «Основные направления перехода к рынку» была разработана правительством и одобрена Верховным Советом СССР осенью 1990 г. В ней выдвигались задачи по стабилизации экономики и сокращению дефицита государственного бюджета, прежде всего, за счет повышения цен (лишь частично компенсируемого населению), а также меры по переходу к рынку через постепенное разгосударствление собственности крупных предприятий и приватизацию мелких (особенно в сфере торговли и услуг). Программа предусматривала также индексацию доходов трудящихся, введение пособий по безработице, создание системы переподготовки рабочей силы и другие меры социальной защиты населения. «Трансформация советской экономики будет чрезвычайно сложным процессом и потребует для завершения многих лет. Ее сердцевину составляют три тесно связанных элемента: макроэкономическая стабилизация, ценовая реформа в условиях возрастающей внутренней и внешней конкуренции и реформа собственности».

В «Основных направлениях» упор сделан на изменения отношений собственности, на разгосударствление и приватизацию как главном содержании перехода к рынку. Это вполне соответствует советской теоретической традиции выводить всю хозяйственную систему из этих отношений. Но главное содержание рыночных отношений в наличии эффективной конкуренции на рынках товаров, услуг и ресурсов. Поэтому и вопросы приватизации необходимо решать, исходя из этого главного критерия.

Кроме того, если одновременно с разгосударствлением и приватизацией не создаются условия для свободной внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, перелива ресурсов между отраслями и регионами, то рыночного механизма не получится. Просто одна форма монополии сменит другую. Можно сформулировать три требования к эффективной рыночной реформе:

все основные аспекты рынка должны создаваться одновременно и во взаимосвязи;

процесс реформы должен быть максимально сжат во времени;

необходимо четкое понимание главного содержания, критерия всех проводимых мероприятий.

Все три требования в «Основных направлениях» были нарушены.

Несовместимость устаревшей исходной базы и качественно новых задач неизбежное противоречие всякой глубокой реформы. И для каждой страны в конкретную эпоху приходится искать собственное, оригинальное решение. Особенно необходимы «нестандартные» решения для такой гигантской страны, как СССР. Советская правительственная программа «Основные направления» привела к разрушению старого административного хозяйственного механизма, не создавая при этом нового, рыночного. Предусмотренное программой и президентскими указами сохранение системы государственных заказов и сложившихся хозяйственных связей будет ограничивать рыночную самостоятельность предприятий, сдерживать управленческую инициативу и перестройку структуры экономики.

Жесткий контроль государства над договорными ценами не позволит формироваться свободным рыночным ценам сохранится многократный разрыв между внутренними и мировыми ценами.

В программе не предусмотрено:

сохранится ли государственная поддержка убыточных предприятий;

масштабы и порядок приватизации, этот процесс растянут на неопределенно длительный срок.

В программе указываются основные меры:

сокращение бюджетного дефицита до 2-3% ВНП;

освобождение цен от контроля (за некоторыми исключениями);

отмена ценовых субсидий;

приватизация мелких предприятий и коммерциализация (т.е. полная рыночная самостоятельность без смены собственника) крупных;

ликвидация отраслевых министерств, отмена государственных заказов;

введение социальной защиты, аналогичной другим странам с рыночной экономикой;

установление допустимой нормы увеличения заработной платы.

Достаточно ли этих мер, чтобы заработал главный двигатель рынка - конкуренция? Видимо, нет. Мощные иностранные фирмы и обеспечат острую конкуренцию со стороны международных рынков.

Они учитывают, что ускоренная либерализация внешнеэкономических связей приведет к банкротству части предприятий, особенно в черной металлургии, нефтехимии, машиностроении, даже если предусмотреть меры защиты. В этих и многих других отраслях резко возрастет безработица. Точные масштабы неспособности советских предприятий конкурировать на мировых рынках, определить сейчас невозможно. Слишком долго эти предприятия не занимались сопоставлением своих затрат и качества продукции с издержками и качеством зарубежных фирм. Единственное надежное «преимущество» СССР в конкуренции - это низкая заработная плата, но и она, видимо, должна еще более понизиться, чтобы как-то компенсировать отставание от Запада в эффективности и качестве. Однако, как полагают эксперты, если выдержать эти трудности, продолжать преобразования, то через два года, когда заработает рыночная конкуренция, по всей вероятности, начнется устойчивый подъем и в оставшийся до 2000 г. отрезок времени темпы роста могут быть даже выше, чем в большинстве промышленных стран Запада. Этому будут способствовать богатые естественные ресурсы страны, сравнительно малый внешний долг и приток финансовой помощи Запада, которая начнет поступать, когда будет сделан «первый большой шаг».

на коммунальные услуги (постоянно),

на жилье (временно),

в экспорте и импорте (временно).

Для нормального функционирования рыночного механизма необходимы свободные цены, устанавливаемые в ходе конкуренции, на подавляющее большинство товаров и услуг. Предложение о «высвобождении цен» базируется на концепции включения хозяйства СССР в систему всемирной конкуренции и переходе на мировые цены за трехлетний срок.

Рост цен можно ограничить жесткой финансовой политикой.

По существу:

сократить военные и управленческие издержки;

значительно урезать ценовые и иные субсидии;

ограничить ассигнования на пенсии, повысив пенсионный возраст и увеличив необходимый стаж.

выплаты дивидендов в бюджет государственными предприятиями;

введения новых налогов и др.

Помимо изменения финансовой политики, необходимо структурно перестроить как систему финансов, так и кредита.

Должны быть пересмотрены база налога на прибыль и налог на сверхприбыль, а также личный подоходный налог.

Вместо налога с оборота рекомендуется ввести фиксированную ставку налога пропорционально цене товара, а через 2-3 года - налога на добавленную стоимость, т. е. на цену товара и услуги за вычетом стоимости использованного сырья, энергии, материалов.

Предлагается ограничить число внебюджетных социальных фондов для введения жесткого контроля над расходами.

Налогообложение внешней торговли должно быть пересмотрено, исходя из «необходимости ускоренной интеграции экономики в мировую систему торговли».

«Кредитно-денежная политика должна осуществляться административными методами» (при отсутствии развитых финансовых рынков).

Политика в области доходов и социальной помощи самым непосредственным образом затрагивает жизненный уровень населения.

Во-первых, при переходе к рынку значительный рост денежных доходов населения подтолкнет (через повышение издержек и спроса) и без того огромный скачок общего уровня цен и превратит этот единовременный (как они полагают) скачок в бесконечную спираль инфляции. Поэтому в своих рекомендациях эксперты предусматривают жесткое ограничение роста денежной заработной платы.

Во-вторых, вне меньшей степени их опасения вызывает и неизбежный в переходный период высокий уровень безработицы. Однако здесь они ограничиваются указанием на необходимость изыскать источники финансирования пособий по безработице. В социальном аспекте массовая безработица поставит страну перед неразрешимой проблемой. На Западе безработица давно уже сосуществует с экономическим ростом и высоким общим жизненным уровнем, к ней трудящиеся в той или иной мере социально и психологически приспособились. К тому же безработицу на Западе удается сдерживать в определенных границах. В СССР же условия могут сложиться прямо противоположные, и результат будет тогда разрушительный: массовые забастовки, политические протесты, обострение межнациональных конфликтов.

Что касается переходного периода к рынку, то главная слабость рекомендаций в том, что в них нет ни расчета возможного падения жизненного уровня населения (рабочих в особенности), ни обоснованных оценок размеров безработицы, ни масштабов сокращения национального дохода в целом. Между тем при значительном падении объемов производства доходы всех предприятий и государственного бюджета резко сократятся. Не известно, за счет каких средств можно будет тогда содержать армию безработных, выплачивать пенсии, пособия, стипендии.

Поэтому, перестраивая на рыночных основах нашу инертную, оторванную от результатов труда систему доходов, нельзя односторонне увлекаться рыночно - конкурентным принципом, забывая о необходимости сохранения минимума твердых социальных гарантий.

В тоже время следует отметить, что из всех республик бывшего Советского Союза Беларусь в средней степени продвинулась в направлении рыночных реформ. В середине 90-х гг. трансформационные процессы сначала были остановлены, а затем повернуты вспять.

Корни консерватизма белорусского общества следует искать в особенностях развития Беларуси. Темпы роста промышленного производства в Беларуси за период 1960-1985 гг., были выше, чем в среднем по СССР: в 9 и 4,9 раза соответственно. Бурное развитие промышленности обусловило более быстрый рост городского населения. За период 1959-1987 гг. городское население Беларуси выросло в 2,62 раза, для сравнения, в России - в 1,73 раза.

Большая, чем в других республиках, доля городского населения и элиты общества оказалась выходцами из села в первом поколении. В советский период благосостояние белорусов росло более высокими темпами в сравнении с другими республиками СССР (самые высокие темпы роста национального дохода, низкий исходный уровень), что обусловило большую степень удовлетворенности существующим строем. К этому следует добавить обусловленную более глубокими историческими причинами слабость национального самосознания.

До начала 90-х Беларусь не функционировала как целостная экономическая система, не имела национальной экономической политики. В результате "общесоюзного разделения труда" в БССР развивались ресурса - и энергоемкие производства, зачастую не имевшие в республике ни сырьевой базы, ни потребителей, но в то же время позволявшие получать значительные преимущества и достаточное количество средств, чтобы стать высокоиндустриальной по социалистическим меркам страной. БССР в рамках централизованного планового хозяйства была "сборочным цехом", "конечным элементом в технологической цепи". Имевшее спрос на мировом рынке российское сырье здесь превращалось в неконкурентоспособную вне СЭВ продукцию. Однако благодаря существовавшему в СССР затратному механизму ценообразования БССР удавалось сохранять достаточно высокие темпы экономического роста.

В целом же советская экономическая система не смогла обеспечить рост производительности общественного труда. За 15 лет до распада СССР капиталовложения уже не вели к росту конечного продукта. После того как легкодоступные природные ресурсы и внешние кредиты были использованы, система не смогла удержать достигнутый уровень жизни. Потребление населения СССР стало приходить в соответствие с наличием ресурсов и производительностью труда.

В силу особой зависимости от единого народнохозяйственного комплекса Беларусь оказалась весьма подверженной последствиям перемен у соседей. После того, как Россия, желая поддержать уровень жизни своего населения, начала приближать структуру цен к мировым, Беларусь оказалась в тяжелом положении. Восстановление "старых связей" и структуры товарооборота между Беларусью и Россией по мировым ценам на уровне, скажем, конца 80-х годов привело бы к ежегодной задолженности Беларуси перед Россией примерно в 2,5 млрд. долларов.

Вместо реформирования экономики руководители Беларуси занялись политическими играми в "интеграцию", добиваясь доступа к российскому сырью и энергоносителям по внутрироссийским ценам.

Одна из самых сложных проблем независимой Беларуси заключается в неподготовленности местной номенклатуры к суверенному развитию страны, отсутствии у нее адекватной реакции на новые вызовы времени. Все беды преподносятся как результат "разрыва хозяйственных связей", что отражает испуг и неумение руководителей использовать ситуацию для формирования нового экономического и социального качества жизни страны. Вместо модернизации в Беларуси начался процесс мутации традиционных социальных, политических и экономических структур.

Необходимость реформ даже руководящей элитой осознавалась не вполне, несмотря на сохранявшуюся некоторое время реформаторскую риторику. Что же до практических действий, то после некоторых робких попыток правительство отказалось от целенаправленной политики, перейдя в режим работы "пожарной команды". Этому способствовало и то, что в правительстве просто не было людей, разбирающихся в том, как на самом деле работает рыночная экономика, и то, что слишком многие белорусские проблемы порождались решениями, принимаемыми за пределами страны. Собственно говоря, у правительства не было даже опыта управления всем экономическим потенциалом страны. До распада СССР подавляющая часть промышленности Беларуси находилась в союзной собственности и управлялась из союзного центра. Номенклатурное руководство попросту испугалось стоящих перед ним проблем.

В первые годы независимости партийно-бюрократическая элита страны сделала все возможное, чтобы сохранить командную систему. Однако в условиях экономического спада и развития рыночных отношений она была вынуждена предоставить право предприятиям распоряжаться частью произведенной ими продукции для обмена на необходимое им сырье и материалы и дать частичную свободу ценообразованию.

Либерализация хозяйственной деятельности госпредприятий в условиях административно заниженных цен и, следовательно, товарного дефицита, развитие черного рынка в соседних странах - все это создало благоприятные условия для коррупции.

К моменту выборов первого президента Беларуси экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. В 1992-1994 гг. цены выросли в 32 раза, объем ВВП снизился на 20%. В стране процветала коррупция. Собственность и власть сосредотачивались в руках государственной бюрократии, формировалась экономическая модель олигархического капитализма, подобная той, которая сложилась в России.

В течение 1990-1994 гг. уровень жизни упал в 2-3 раза, значительно выросло социальное расслоение.

Как следует из результатов социологического опроса, в 1994 г. за "рынок" выступало только 30,3% опрошенных (в конце 1990 г. 62,69%). Таким образом, готовность населения в конце 1990г. принять неведомые ему рыночные реформы к моменту президентских выборов была утеряна.

Президентские выборы в этих условиях явились, своего рода "восстанием масс" против "олигархического капитализма" с его коррупцией и нищетой народа.

Несмотря на принципиальное изменение условий экономических взаимоотношений (кардинальный пересмотр доставшейся от периода "индустриализации" структуры цен, при которой сырье было практически бесплатным, и отказ от централизованного планирования), белорусские лидеры упорно ищут "вчерашний день", надеясь восстановить былое благополучие республики. Несмотря на многолетние усилия, цель - получение сырья и энергоносителей по внутрироссийским ценам - до сих пор не достигнута. Однако и ее достижение не способно решить проблемы белорусской экономики, главной из которых является ее низкая эффективность. Более дешевые энергоносители - один из главных аргументов в пользу белорусско-российской интеграции - действуют на нашу экономику как новая доза для наркомана. Затраты на производство в Беларуси в 8-10 раз превышают среднеевропейские.

В постсоветский период эффективность производства в Беларуси снизилась еще больше. В мире произошла смена поколения техники и технологий. Эффективность производства в развитых странах выросла. Многие товары на мировом рынке стали еще дешевле, в то время как издержки на производство белорусских товаров еще более возросли. Сейчас значительная часть белорусских товаров экспортируется только по демпинговым ценам. Но высокие темпы научно-технологического прогресса в постиндустриальных странах быстро меняют соотношение "цена-качество" не в пользу застывших в своей отсталости белорусской промышленности и сельского хозяйства. В ближайшие годы белорусскую продукцию перестанут покупать даже в развивающихся странах, в том числе и в России, даже по ценам, которые ниже издержек их производства.

Сегодня, интеграционные усилия не могли принести улучшения жизни народа. Произошла, в лучшем случае, некоторая стабилизация, хотя и на весьма низком уровне. Отдельные регионы (например, Гродненщина) уже достигли уровня производства 1990 г., на что в качестве цели указывал президент, но изменений качества жизни в них это не повлекло. Тем не менее Беларусь же, практически исчерпав экономический потенциал модели построения "рыночного социализма" в одной отдельно взятой стране, одновременно выпала и из европейской матрицы общественного развития. Учитывая такой фактор, как изношенность активной части производственных фондов более чем на три четверти, исторический период, в течение которого белорусы имели возможность существовать при социализме, следует полагать близким к завершению.

Конструктивная экономическая политика для современной Беларуси невозможна в отрыве от общеэкономической политики, направленной на обеспечение независимости и безопасности страны. Эта политика должна способствовать не уничтожению главных систем жизнеобеспечения государства путем их «адаптации» к условиям, в которых они заведомо не могут существовать (средние условия мирового капиталистического рынка), а их модернизации и развитию. Необходимо дозированное открытие национальной экономики и целенаправленная - в духе модернизации и развития - защита основных промышленно-экономических систем государства. Отсюда необходимость модификации политики приватизации и политики цен, подчинения их целям сохранения целостности национальной экономики.

Наконец, принципиальное значение имеет также финансовая политика государства. Реальная финансовая стабилизация непременно предполагает расширение производства материальных ресурсов. Отсюда следует, что одной из центральных задач становится стимулирование производства.

В этом случае придет и понимание необходимости весьма существенного, отвечающего национальным условиям усиления роли государства в экономическом процессе путем целенаправленных влияний не только через денежно-финансовую политику, но и политику инвестиций, налогов, цен и доходов в интересах экономической безопасности и развития страны. Но для этого необходимо программирование позитивных национальных целей, политическая воля для их выполнения и адекватные организационные формы и ресурсы для их реализации в рамках национальной экономической политики.

В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь - Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг., Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2001-2020 гг., Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг., Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы.

В НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, дальнейшей реализации «Повестки дня на XXI век», гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек - окружающая среда - экономика».

В основу построения структуры Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь положена следующая логика. В первых разделах дана оценка стартовых условий Беларуси в контексте мировых тенденций экономического развития, определены основные компоненты (подсистемы) модели устойчивого развития и императивы (требования) к их функционированию и взаимодействию, дана оценка национальных ресурсов и социально-экономического потенциала страны. Это позволило в последующих разделах обосновать стратегические цели, этапы и сценарии перехода страны к устойчивому развитию, определить важнейшие направления и пути перехода белорусской экономики к устойчивому развитию по главным его составляющим - «человек -окружающая среда-экономика». Далее рассматриваются важнейшие средства, финансово - экономические и социально - политические механизмы обеспечения устойчивого развития. В заключительном разделе даны предложения по созданию соответствующей системы мониторинга.

Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно -правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Приоритетными направлениями в этот период должны стать:

  • · развитие человеческого потенциала на основе совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг;
  • · инновационное развитие национальной экономики;
  • · наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, технологического перевооружения производства, внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств;
  • · развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.

Второй этап (2011-2020 гг.). Целью устойчивого развития является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

Неопределенность влияния внешних и внутренних факторов на устойчивое развитие в длительной перспективе определили необходимость проработки нескольких вариантов, их оценки и выбора для НСУР - 2020 наилучшего (целевого) варианта, параметры которого в наибольшей степени отвечают стратегическим целям и задачам, основным принципам и критериям устойчивого развития страны, учитывают императивы и ограничения в социальной, экономической и экологической сферах деятельности.

В долгосрочной перспективе сохранится тенденция естественной убыли населения. Среднегодовая численность населения уменьшится с 9,9 млн. чел. в 2003 г. до 9,5 млн. в 2010 г. и 9 млн. - в 2020 г. Наиболее интенсивно будет сокращаться сельское население вследствие дальнейшей его депопуляции и миграционного оттока в города. К 2020 г. ожидается уменьшение численности городского населения, естественная убыль которого не будет компенсироваться положительным миграционным приростом.

В 2006-2010 гг. ожидается дальнейшее ухудшение возрастной структуры населения. По прогнозу, доля детей и подростков в общей численности населения сократится с 16,9 до 15,0%, а доля лиц старших возрастов возрастет с 21,0 до 21,9%. Появится тенденция снижения численности лиц трудоспособного возраста

Для преодоления неблагоприятных тенденций основной целью демографического развития должно быть укрепление здоровья и снижение смертности населения, особенно мужчин в трудоспособном возрасте. Особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, обеспечивающих возможность рождения и воспитания нескольких детей.

  • 11 апреля 2011 года Александр Лукашенко подписал Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011--2015 годы. Основные макроэкономические пункты программы:
    • · увеличение ВВП на 62--68% за пять лет;
    • · рост объёма промышленного производства и продукции сельского хозяйства примерно в полтора раза;
    • · увеличение производства услуг в 1,8--1,9 раза;
    • · рост инвестиций в основной капитал в 1,9--1,97 раза;
    • · ликвидация дефицита торгового баланса к 2014 году и выход на положительное сальдо торговли товарами и услугами в 2015 году.

Во многом на программу развития повлиял кризис 2011 года.

Основными причинами кризиса чаще всего называют следующие факторы:

  • · Растущий дефицит бюджета, а также торгового и платёжного баланса
  • · Непрекращающаяся эмиссия белорусского рубля Нацбанком, отчасти из-за «предвыборного» директивного повышения зарплат
  • · Недостаточный уровень валютных резервов для удержания курса доллара на уровне 3100 рублей
  • · Определенная экономическая модель
  • · Повышение цен на энергоресурсы

Финансовый кризис привёл к падению уровня жизни. Средняя заработная плата в долларовом эквиваленте упала в 1,6 раза, с $500 до $312 (по официальным данным, с $530 до $330), а с учётом невозможности до сентября свободной покупки долларов легально -- до $170--220 при расчёте по курсу чёрного рынка или курсу дополнительной сессии БВФБ. Отсутствие открытой позиции властей и их непродуманная непоследовательная экономическая политика инициировали взрывной спрос на различные потребительские товары, поскольку жители ожидают лавинного роста цен и дефицита товаров.

Из-за нехватки валюты частично или полностью парализована работа импортёров. Отсутствие единых курсов иностранных валют вынуждало предприятия сферы торговли формировать цену товаров с учётом рисков девальвации и дальнейшего ухудшения финансовой ситуации. Из-за недостаточных величин уставного фонда и собственного капитала, что было вызвано кризисом, три банка находятся под угрозой закрытия, а ещё одиннадцать -- под угрозой отзыва лицензии на работу с вкладами физических лиц, в то время как всего в Беларуси насчитывается 31 банк. Просроченная дебиторская задолженность предприятий за первые месяцы 2011 года увеличилась более чем на 20 % до 8,9 трлн. рублей ($1,78 млрд.).

Ряд компаний в сфере услуг, которые имели большие валютные обязательства, потерпели огромные убытки: мобильные операторы Velcom и life:) по итогам второго квартала заявили о потерях в 37 и 150--200 миллионов долларов соответственно. ОАО «Лидское пиво» заявило о снижении операционной прибыли в исчислении в евро на 56,6 % несмотря на значительный рост продаж. О потерях, вызванных кризисом, сообщили также IT-компании.

Почти сразу же после объявления о девальвации «Белнефтехим», монополист в поставке бензина на внутренний рынок, повысил цены на отпускаемую продукцию в среднем на 20 %. По словам руководителя концерна, поставки топлива на внутренний рынок продолжают оставаться убыточными. Это стало третьим повышением цен на бензин за год. Всего с начала года бензин подорожал на 34--71 %. 26 мая одна из автозаправочных сетей приостановила продажу бензина АИ-92 из-за нехватки поставок с нефтеперерабатывающих заводов. 27 мая стало известно, что Мозырский и Новополоцкий НПЗ лоббируют новое повышение цен на бензин ещё на 20--30 % для уменьшения убытков от реализации топлива на внутреннем рынке. Наблюдается активный вывоз бензина из Беларуси жителями сопределяных стран, из-за дешевизны. Например разница в ценах с Литвой составляла 2-3 раза. Отмечается, что повышению рентабельности продажи бензина могло бы содействовать снижение акцизов и налогов, что, однако, невыгодно правительству. 6 июня представители НПЗ заявили о том, что справедливая цена на бензин на АЗС -- около 5000 рублей ($1) за литр. В ночь на 7 июня цены на бензин были повышены на 30 %; АИ-92, АИ-95 и дизтопливо стали стоить больше $1. Уже вечером 7 июня автомобилисты провели акцию «Стоп -бензин», парализовав движение по проспекту Независимости в Минске. На следующий день Александр Лукашенко распорядился снизить цены на топливо ниже $1 и пообещал, что дальнейший рост будет привязан к курсу доллара

  • 6 июня через сеть идеологических структур на предприятиях Минска стала распространяться информация о скорой замене ФРС США существующих долларов на деньги нового образца. СМИ видят в этих слухах попытку заставить население сдавать наличные доллары в обменные пункты, где их нет. 10 июня Александр Лукашенко заявил: «только в Беларуси наши умные белорусы, „свядомыя“ или с их подачи хватают эти бумажки долларовые. Вы прекрасно понимаете, что сегодня идет колоссальнейшая накачка долларами мировой экономики, что может привести к ещё одному обвалу этой экономики. Мы это все знаем»
  • 11 июня были установлены ограничения для физических лиц на вывоз бензина и ряда товаров белорусского производства, а товары из специального списка было запрещено вывозить вовсе. В список товаров, запрещённых к вывозу физическими лицами, попали холодильники, газовые плиты, цемент, синтетические моющие средства, крупы и макароны

Экспортная пошлина ($415,8 за 1 тонну или $0,41 за 1 литр) также была введена на бензин, вывозимый физическими лицами более одного раза в течение пяти суток, а с 25 ноября 2011 года один раз в восемь суток. Кроме того, продажа топлива грузовым автомобилям на АЗС была ограничена 200 литрами. По словам секретаря Совета безопасности Беларуси Леонида Мальцева, подобные меры являются «общемировой практикой».

15 июня Мингорисполком отменил практику предоставления льготных кредитов на строительство жилья. В то же время, Александр Лукашенко заявил, что льготы на строительство жилья сохранятся для многодетных семей, а также их получат «служивые люди, там милиция, армия и прочие -- тех, кто на государственных постах». Тем не менее, количество льготных строек должно сократиться на треть только за 2011 год. 17 июня Александр Лукашенко потребовал пресечь выезд людей из Беларуси на заработки (прежде всего, на строительство), пригрозив увеличить коммунальные платежи для оставшейся в Беларуси семьи в четыре раза и лишить его бесплатного медицинского обслуживания. Претворение этого указания в жизнь может отрицательно сказаться на благосостоянии, по некоторым оценкам, 0,7 -- 1 миллион белорусов, находящихся на заработках в России, и их семей. К октябрю 2011 года строительная отрасль оказалась на грани коллапса.

За 2011 год в 2,6 раза выросло количество неплательщиков по кредитам, что связывается именно с ухудшением экономической обстановки и невозможностью их выплаты вследствие падения уровня жизни. К ноябрю ставки по потребительским кредитам выросли до 120 %

Показатели экономического развития страны представлены в Приложении А.

3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

В связи с кризисными явлениями 2011 года развитие рыночных отношений немного ухудшилось. Это объясняется необходимостью работы экономических субъектов не с целью развития отношений, а с целью поддержания данных отношений «на плову».

Однако, Республики Беларусь имеет достаточно высокий потенциал и одним из приоритетных направлений развития считается ядерная энергетика.

В настоящее время складываются предпосылки для строительства в Беларуси как минимум двух атомных электростанций. Одна должна заместить выведенную из строя Игналинскую АЭС в Литве. Вторая должна заместить одну из планируемых к строительству АЭС в Польше, строительство которых вызвано необходимостью для Варшавы снизить выбросы углекислого газа в соответствии с правилами ЕС и закрыть из-за этого часть своих угольных ТЭЦ. Возможно также строительство третьей АЭС для внутреннего пользования. Однако она в обозримом будущем может быть с успехом заменена другим крупным энергетическим объектом: уже получившим предварительное согласование проектом строительства в Беларуси крупной угольной ТЭЦ (при участии немецко-польской компании), которая будет работать на дешевом польском угле.

Реализация изложенных планов предполагает создание обширной международной коалиции, осуществляющей политическое и финансовое обеспечение проекта. Помимо РФ, стратегического партнера, в эту коалицию могли бы войти Польша и Литва (как потребители электроэнергии), а также Германия и Франция (как потенциальные строители одной из АЭС). Создание такой мощной энергетической инфраструктуры полностью изменит социально-экономический ландшафт Беларуси, сформировав вдоль западных границ своеобразный «энергетический пояс» - гарантию военной безопасности республики и стабильности ее отношений с Евросоюзом. Рядом с АЭС будут возводиться новые города, научные учреждения, производства. Будут созданы десятки тысяч новых рабочих мест высокой и высшей квалификации. Именно промышленное развитие, организованное с опорой на дешевую избыточную электроэнергию АЭС, является главной целью строительства этих объектов.

Безусловным приоритетом научных изысканий при создании белорусской ядерной энергетики будет являться создание совместно с зарубежными коллегами замкнутого ядерного топливного цикла и его промышленное применение, а также разработка отдельных технологий промышленного использования отработанного топлива и ядерных отходов своих и зарубежных АЭС. Вторичное использование отработанного топлива, переход к ураново-плутониевому, а потом и к ториевому топливному циклам обеспечивает для человечества практически неисчерпаемый источник энергии.

Особое внимание должно быть уделено возрождению проекта строительства малых мобильных АЭС («Памир»), способного открыть для Беларуси обширный рынок сбыта. Таким образом, вокруг белорусских АЭС должен формироваться кластер промышленного развития.

Новый станочный парк

Необходим выход в седьмой технологический уклад, в основе которого лежат приборо - и роботостроение, биокомпьютерные системы и биомедицина.

Одним из дополнительных способов пополнения тающих на глазах ресурсов правительства может все-таки стать приватизация.

Использование приватизационных механизмов будет допущено только на коротком поводке, так, чтобы не поставить под удар существующую политическую систему. Опыт такой уже есть, после незначительных сумм притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) до 2006 включительно, в 2007-08 годах эти поступления составили почти 4 млрд. долл. Даже если отбросить крупные сделки (25% БТГ, 51% МЦС, Мотовело, Славнефтебанк, Внешэкономбанк, ряд др. предприятий), ежегодно привлекалось около 1 млрд.

Можно задать вопрос, поменялась ли принципиально хотя бы экономическая система? Разумеется, нет. Правительство использует приватизацию, как способ мобилизации ресурсов только лишь для себя, не подразумевая ее роль в качественном улучшении системы: нет ни масштабной программы, ни критической массы, крупные сделки обсуждаются кулуарно, почти наверняка с выставлением определенных неэкономических условий для нового собственника.

Однако правительству не удастся кардинально улучшить свое положение дел или хотя бы серьезно отсрочить разрешение текущей критической ситуации путем приватизации:

глобальный кризис и особенно кризис в отношениях с РФ означает резкое уменьшение объемов возможной валютной выручки, даже если иностранные компании и примут положительное решение о белорусской собственности

в условиях кризиса коррозия проводящих государственную политику механизмов (в первую голову кредитно-финансовой системы в национальной валюте, но также и фискальной) потребует усилий по централизации, а не наоборот, для сохранения функционирования государственной машины в целом; это отнюдь не будет способствовать желанию правительства поменять даже оперативный контроль за важным узлом на какую-то сумму денег, которая все равно принципиально ничего не решит; так что массовая приватизация исключена по политическим соображениям, возможности точечной ограничены и слишком растянуты во времени для предотвращения кризиса.

Дополнительным риском для всей системы со стороны запуска приватизационных механизмов будет выступать рынок труда: новые собственники с большей вероятностью в краткосрочном периоде будут заняты оптимизацией расходов и первой статьей подлежащей сокращению будет «социально ориентированный» рудимент - широкий штат с низкой производительностью труда и слабым менеджерским корпусом. Уровень безработицы может возрасти на порядки, но даже незначительный скачок до 2-3% может оказаться неприемлемым с точки зрения политического вектора.

Нам, как жителям постсоветского пространства, крайне близка командная экономика как система, из которой мы уже несколько десятилетий пытаемся выйти. Давайте разберемся, почему так сложно перейти к рынку, и чем характерен плановый режим для обеих сторон бизнеса.

Понятие и виды экономических систем

Экономические системы с теоретической точки зрения представляют собой совокупность различных элементов рынка, которые при взаимодействии друг с другом образуют единую структуру внутри страны, в которой учитываются не только аспекты производства и потребления, но и также распределения благ и трудовых ресурсов.

Современные системы подразделены на три вида:

  • рыночная;
  • командная;
  • традиционная экономика.

Хотя с исторической точки зрения, если рассматривать развитие рынка поэтапно, они будут иметь следующую классификацию:

  • доиндустриальная экономика (времена процветания сельского хозяйства как основной ниши производства);
  • индустриальная (появилась с зарождением промышленности);
  • постиндустриальная (развивается и ныне, характерна процветанием сферы услуг и информационных технологий).

Но вернемся к современному пониманию экономической системы. Давайте попробуем для начала выделить основные ключевые моменты, характеризующие тот или иной вид, и в этом нам поможет таблица «Рыночная, командная, традиционная экономика: основные черты», которая представлена ниже.

Ну а теперь остановимся подробней на каждом пункте.

Характеристика рыночной экономики

Это наиболее популярная ныне система, которая характерна свободным формированием цен на продукцию и услуги в зависимости от соотношения спроса и предложения. Государство, как правило, абсолютно не вмешивается в экономические отношения между субъектами хозяйствования, и все участие правительства заключается в создании нормативно-правовых актов. Органы власти могут лишь следить за тем, чтобы последние соблюдались.

Вот поэтому рыночная и командная экономика - это абсолютно противоречивые друг другу системы, но об этом несколько позднее.

Но что качается невмешательства государства в рыночные процессы, то этот вопрос весьма спорный. Не всегда взаимоотношения спроса и предложения могут достичь так называемого консенсуса. Вот, например, в кризисные периоды на некоторые группы товаров и услуг абсолютно отсутствует спрос, поэтому единственным покупателем может выступить правительственный сектор, однако рыночная система экономики полностью исключает данную возможность.

Понятие традиционной экономики

Традиционная и командная экономика - это не одно и то же. Однако обе системы имеют некоторые схожие черты, хотя первая больше направлена на максимальное развитие собственных богатств национального хозяйства, поэтому ее отличительной особенностью является наиболее оптимальное развитие сельской промышленности.

Что касается ценностей в этой системе, то денежные знаки не имеют столь важного значения, как, например, товары первой необходимости. Поэтому зачастую традиционная экономика характеризуется отношениями, которые мы привыкли называть бартерным обменом.

На первый взгляд кажется, что стран с подобной системой хозяйственных отношений уже и не существует, однако на просторах Центральной Африки их более чем достаточно.

Понятие командной экономики

Для начала давайте определимся, на каких принципах основана командно-административная экономика, или как ее еще принято называть - плановая.

В рамках данной системы важную роль в хозяйственном регулировании страны играет непосредственно государство. Именно органы власти решают, какой товар, в каких количествах и по какой цене производить и реализовывать. Эти данные берутся отнюдь не из реального соотношения между спросом и предложением, а из плановых показателей согласно многолетним статистическим данным.

Признаки командной экономики

При соблюдении плановой экономической системы никогда не бывает переизбытка произведенных товаров, поскольку правительство вряд ли позволит нецелесообразно расходовать собственные ресурсы. Поэтому зачастую главным признаком командной экономики является дефицит некоторых товаров. Причем, как правило, этот товар везде идентичного качества, поскольку в таких странах нет смысла строить однотипные магазины на каждой улице и производить более дорогую продукцию, ведь все равно у покупателя выбора нет – он будет брать любую, какая осталась на полках.

Также признаком командной экономики является целесообразное расходование трудовых ресурсов. Объяснение этому очень простое: нет перепроизводства – нет сверхурочных часов в смене, нет переработки персонала.

Ну а благодаря постоянной поддержке государством предпринимательства имеют место и такие признаки командной экономики:

  • постоянные дотации;
  • лояльное налогообложение;
  • четкое планирование безубыточного рынка сбыта.

Итак, мы не только определили основы данной экономической системы, но и отвели роль государственному влиянию в ней. Теперь давайте постараемся понять, что же значит само производство и собственность как таковая для предпринимателей в условиях планового режима.

Роль собственности в командной экономике

Как мы уже выяснили, рыночная экономика направлена на частное производство, а традиционная - на коллективное. Ну а какие черты командной экономики указывают на преимущество той или иной формы собственности в данной системе? Несложно догадаться, что все производственные организации в подавляющем большинстве принадлежат правительственным органам. Здесь же права владения подразделяются как на общенациональные масштабы, так и на муниципальные.

Что касается кооперативных форм собственности, то они также имеют место в командной экономической системе, но, как правило, они распространяются не на производственные организации, из которых можно извлечь финансовую прибыль, а на субъекты ведения хозяйства с получением собственного блага. Иными словами – кооперативные жилищные фонды, гаражи, дошкольные учреждения довольно распространены в плановой экономической системе.

Частная собственность в командно-административном обществе распространяется на имущество, предназначенное для ведения домашнего хозяйства и не более.

Плановая экономика в жизни населения

Как уже говорилось выше, командная экономика никоим образом не связана с людскими потребностями. Иными словами, если упростить процесс данной системы до двух действий, то выйдет приблизительно следующий алгоритм кругооборота продукции в обществе.

  1. Правительство решает, в каком соответствии, согласно отраслевым долям, должна производиться продукция.
  2. Произведенный товар распределяется по всей территории государства с учетом того предположения, что население равномерно потребляет на каждом географическом участке страны как продукты питания, так и лекарства, и даже бытовую технику в соответствии с выпущенными объемами.

Все мы понимаем, что данный подход не совсем корректный – возможно, кому-то на юге страны не нужен новый телевизор, но необходимо больше моющих средств для посуды, а кто-то из северян нуждается в большем количестве теплых носков. Но таковы реалии плановой экономики, которая более-менее успешно процветала в свое время на просторах многих сильных государств.

Что касается общего благосостояния населения, то при командной системе каждый человек зарабатывает пропорционально тому, какой объем труда он выполняет. Но, несмотря на это, уровень среднего оклада по стране остается довольно низким.

Примеры стран с плановой экономической системой

Командно-административная экономика начала свое активное и плодотворное развитие в послевоенные времена, а именно в 50-е годы ХХ столетия. На тот момент мир был подвержен страшнейшему производственному кризису, и поэтому такие социалистические страны, как Китай, Куба, ну и самый близкий нам по духу и пониманию – СССР, который перешел к плановым меркам еще в 1917 году, стали ярким примером данной системы.

Сложно говорить однозначно – эффективным ли было это решение в те времена. Если учесть, что вся промышленность находилась в плачевном состоянии, и проблематично было что-то урегулировать на одном соотношении спроса и предложения, то вполне вероятно, что политика вмешательства государства на тот момент была лучшим выходом из сложившегося положения.

Однако если сравнить статистические данные роста ВВП по паре послевоенных десятилетий между странами Западной Европы и государствами-представителями социализма, то мы увидим, что последние в разы отставали по темпу роста.

Положительные стороны командной экономики

Несмотря на все вышеперечисленные факторы, нельзя говорить, что командная система экономики не имеет никаких преимуществ.

Производителю нет необходимости тратить лишние как финансовые, так и трудовые ресурсы для продвижения своего товара – у него всегда есть выделенная государством квота, в которой нуждается население и которую обязательно купят. А сделают это потому, что правительство является единственным монополистом на коммерческом рынке, поэтому никакой конкуренции быть не может априори.

Что же касается социума, то плановая экономика исключает какие-либо классовые расслоения внутри общества. В реалиях данной системы нет бедняков и нет слишком богатых, поскольку заработные платы каждого стремятся к средней величине.

Теоретически можно сказать, что множество проблем, присутствующих в рыночной экономике, в рамках командного порядка легко решаются.

Недостатки командной экономики

Благодаря тому что всем производством руководит высшая власть, и делается это на равных правах и условиях по отношению к каждому субъекту хозяйствования, исключаются любые задатки конкурентной среды. Поэтому командная экономика сводит к нулю любые рвения предпринимателя улучшить свой продукт, ведь как бы он ни старался – большего материального блага ему все равно не получить.

А поскольку вся продукция распределяется равномерно по стране, то и заработные платы максимально уравниваются, поэтому у персонала напрочь исчезает любая заинтересованность в повышении качества своего труда. Если сотруднику данной категории положено иметь оклад в рамках определенной суммы – то, каким бы он ни был специалистом своего дела, большего он получить не сможет.

Сложности при выходе из плановой экономики

Сложно утверждать, какая система лучше – рыночная или командная экономика. Каждая по-своему хороша в определенных условиях: иногда вмешательство государства крайне необходимо, ну а порой важней качество произведенного детского питания в конкурентных условиях, чем равное распределение молока по всей стране.

Во всяком случае, период перехода от плановой системы к рыночной крайне сложен. Мы все стали свидетелями того, как это сказалось на практике после распада СССР. Понятно, что каждое государство не может стать успешным за считанные годы, поэтому в политэкономической теории и существует такое понятие, как переходная экономика. Она характеризуется нестабильностью, неопределенностью и деформацией всей хозяйственной национальной структуры, но в нашем мире все для общества, поэтому дальнейший бизнес мы должны построить сами.

Введение…………………………………………………………………….3

1. Командная экономика и ее характерные черты……………………4

1.1 Начало формирования административно – командной экономики…4

1.2 Сущность командно – административной экономики СССР………..6

1.3Положительные и отрицательные стороны административно – командной экономики…………………………………………………………………...9

2. Реформирование командой экономики в России………………….13

2.1 Начало реформирования командной экономики…………………….13

2.2 Последствия реформирования командной экономики………………22

2.3 Перестройка и ее итоги………………………………..……………….25

Заключение………………………………………………………………...29

Библиографический список……………………………………………..30

Введение

Экономическая система – упорядоченная связь между товаропроизводителями материальных и нематериальных благ.

В каждой экономической системе есть своя экономическая основа. Собственность на ресурсы и результаты, есть свои организаторские отношения, свой способ регулирования хозяйственной деятельности людей, своя системе материального и морального поощрения людей, своя мотивация хозяйственной деятельности, свои законы и правила, свои традиции, опыты, обычаи. Классификация экономических систем в разных направлениях экономической мысли своя.

Особое место в классификации экономических систем занимает командно – административная экономика или тоталитарная система хозяйствования.

При такой системе хозяйствования в сфере производства существовала общенародная форма собственности. В масштабах всего общества воспроизводилась цеховая организация, т.е. все абсолютно решалось государством: устанавливались твердые объёмы производства, ассортимент товаров и услуг, устанавливались неизменные цены, устанавливались объемы реализации, устанавливалась твердая заработная плата. Такая система предусматривала удовлетворению минимальных потребностей людей. В этой системе административный аппарат собирал в своих руках все функции работодателя. Данная система предполагала высокую степень монополизации в лице министерства ведомства. В этой системе слабо действовали экономические законы.

В командной экономике доминирует государственная собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.

Рассмотрим данный тип системы хозяйствования более широко. Ярким примером того является развитие командной экономики в СССР.

Глава I . Командная экономика и её характерные черты.

1.1 Начало формирования Административно-командной экономики в СССР.

Процесс свертывания нэпа и формирование командно- административной системы.

Процесс свертывания нэпа начался постепенно. Экономическое развитие страны в 1924-1925 хозяйственном году еще не ощущало замедления темпов роста. Но к середине 1920-х годов пропорции обмена между промышленным и сельскохозяйственным секторами экономики стали заметно нарушаться. Промышленность не поставляла в деревню нужного количества своей продукции. Сельское хозяйство, в свою очередь, с перебоями снабжало города сырьем и продовольствием, а также сдавало недостаточное количество зерна на экспорт для закупок за границей необходимого промышленного оборудования. Таким образом, осенний кризис хлебозаготовок, который произошел в 1925 году, был не случайным, а закономерным явлением. Крестьянство не стремилось расширять свое производство, так как промышленные товары становились дороже, и ощущался их дефицит.

Во второй половине 1926 года перед правительством встал вопрос, в каком направлении будет развиваться экономика страны дальше. Еще в конце 1925 года был созван XIV съезд РКП (б), где был утвержден «курс на индустриализацию». В открытых выступлениях Сталин требовал того, что надо без колебаний демонтировать шатающийся механизм рыночной экономики, заменив его командными методами, которые полностью отвечают социалистическим идеалам.

Итак, заготовительные кризисы 1926-1928 годов означали полное свертывание Нэпа, поскольку она вписывалась лишь в обстановку «гражданского мира». Командная же система могла существовать только в условиях чрезвычайного напряжения сил, путем устрашения, террора, всеобщего подчинения приказам, что противоречило сущности нэпа.

Целенаправленное свертывание нэпа в стране шло по всем направлениям. Уже в 1927 году для промышленных предприятий стал устанавливаться государственный производственный план. В конце 1929 года тресты потеряли хозяйственную самостоятельность и постепенно превратились в посредническое звено системы управления. Синдикатам, напротив, были переданы дополнительные функции в сфере планового регулирования деятельности предприятий. Синдикаты уже больше не занимались оптовой торговлей, поскольку ее заменили централизованным распределением по фондам и нарядам.

В начале 1930-х годов происходит почти полное вытеснение частного капитала из различных секторов экономики. На протяжении 1930-1932 годов фактически было покончено с рыночными методами и в кредитной системе. Кредит был заменен централизованным финансированием. Был запрещен коммерческий кредит между предприятиями, отменялось вексельное обращение.

Государство пыталось удержать цены в оптовой и розничной торговле на стабильном уровне, но это привело к острому товарному дефициту, вследствие чего со второй половины 1928 года вводится карточная система распределения.

Итак, начиная с 1929 года, в экономике утвердилась административная система управления, которая фактически вернула страну к политике «военного коммунизма», но уже в новых условиях. Директивное плановое распределение ресурсов и продукции окончательно вытеснило рыночные отношения. К концу первой пятилетки полностью сформировалось сверх централизованная экономика, которая с незначительными модификациями просуществовала в СССР до конца 1980-х годов.

Советская экономика в годы войны.

Первые полгода войны были самыми трудными для советской экономики. Промышленное производство сократилось более чем в два раза, прокат черных металлов – в три раза, цветных металлов – в 430 раз и т.д.

В это тяжелое время достаточно оперативно и энергично проявила себя сверх централизованная директивная система управления. Под чрезвычайно жестким руководством Государственного комитета обороны, созданного 30 июня 1941 года, была проведена эвакуация заводов, фабрик и перевод гражданского сектора экономики на военные рельсы.

В целом, несмотря на большое неравенство экономического потенциала СССР и Германии к началу войны, советская экономика в этот период оказалась более эффективной. За все военные годы в СССР было выпущено почти вдвое больше военной техники и вооружений. Каждая тонна металла, цемента, угля, каждый киловатт электроэнергии, каждая единица оборудования использовались у нас лучше, чем в германской экономике. В расчете на тысячу тонн выплавленной стали советская промышленность выпускала в пять раз больше танков и оружия, чем немецкая промышленность.

Как и в годы первых пятилеток, основное внимание уделялось развитию тяжелого машиностроения, металлургии, топливно-энергетического комплекса. За годы четвертой пятилетки (1946-1950) было восставлено и построено заново 6 тысяч крупных промышленных предприятий. Легкая и пищевая промышленность финансировались, как и прежде, по остаточному принципу, и их продукция не удовлетворяла даже минимальные потребности населения.

Послевоенный экономический рост в СССР имел несколько источников. Прежде всего, директивная экономика все еще сохраняла тот мобилизационный характер, который был присущ ей в годы первых пятилеток и в годы войны.

Дальнейшее развитие экономики СССР упиралось в ее чрезмерную централизацию. Все экономические вопросы большие и малые, решались только в центре, а местные хозяйственные органы были строго ограничены в решении любых дел. Основные материальные и денежные ресурсы, необходимые для выполнения плановых заданий, распределялись через большое количество бюрократических инстанций. Ведомственная разобщенность, бесхозяйственность и неразбериха приводили к постоянным простоям на производстве, штурмовщине, огромным материальным издержкам, абсурдным транспортным перевозкам из края в край необъятной страны.

Выросла целая армия специальных уполномоченных, или «толкачей», которые занимались добыванием сырья, дефицитных материалов, оборудования на заводах, в министерствах и ведомствах. Все отчеты руководителей предприятий, министров, партийных организаций разных уровней обрастали приписками о выполнении и перевыполнении планов, поэтому официальные статистических данные следовало воспринимать очень осторожно из-за их явной недостоверности.

1.2 Сущность командно – административной системы экономики.

Полярной альтернативой чистому капитализму является командная экономика, высшим воплощением которой мыслится коммунизм. Эту систему характеризуют общественная собственность практически на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования, монополизация и бюрократизация экономики. Все крупные решения, касающиеся объемы используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организация производства, принимаются центральным плановым органом. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Иными словами, производственные планы устанавливаются плановым органом для каждого предприятия, причём план контролирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнить свои производственные задания. Рабочие закреплены за профессиями и даже распределялись согласно плану по географическим регионам. Соотношение в национальном продукте средств производства и средств потребления устанавливается централизованно, таким же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населения. Средства производства распределяются между отраслями на основе долговременных приоритетов, устанавливаемых центральным плановым органом. Центральный плановый орган отвечает за решения, какие товары следует производить, как их следует производить и для кого, то есть самостоятельно отвечает на классическую тройку вопросов. Все его решения носят директивный характер. Опора исключительно на централизованное планирование является характерной чертой командной экономики. Кроме того, центральный плановый орган должен решать, как потребительские товары должны быть распределены между людьми в экономике. Затем он должен точно определить, как производить потребительские товары и оборудование. Труд должен быть сосредоточен на соответствующих предприятиях, оборудование должно находиться в нужном месте. Центральный плановый орган должен разрабатывать методы распределения заданий по производству среди различных фабрик в каждой отрасли, и он должен быть уверен, что каждая фабрика имеет все необходимые факторы производства для выполнения поставленных перед ней производственных задач. На практике центральное планирование возможно благодаря двум факторам. Во-первых, проблему нужно решать каждый день заново. Функционирующая экономика, способная производить определенные товары, при этом труд и капитал уже распределены определенным образом среди предприятий и отраслей. Планирующие органы могут начинать не с нуля, а с уже сложившегося положения, и решать в каком направлении следует менять распределение ресурсов. Может оказаться, что производство оборудования должно быть увеличено. Это означает изъятие труда и некоторых машин из производства потребительских товаров и перемещение их в производстве оборудования. Как результат – совокупное текущее потребление должно быть сокращено. Это может быть сделано посредством сокращения того объема потребительских товаров, который должен приходиться на каждого работника. Во-вторых, план не должен создаваться целиком, сразу и навсегда. Может имеет место так называемый итеративный (повторяющийся) процесс, при реализации которого центральный плановый орган рассылает планы по предприятиям, а затем уточняет их в соответствии с реакцией последних. Возможно, что директора предприятий посчитают план производства определенного выпуска продукции недостаточно обеспеченным средствами производства. Плановый орган постарается оценить обоснованность этой претензии (хотя это зависит от идеологии партии, стоящей за органом) и, возможно, скорректирует план. Корректировки возможны даже после того, как план начал действовать. Например, если производство оборудования ниже контрольных цифр, то из отрасли, производящей потребительские товары может быть перемещено больше труда в отрасль, производящую оборудование. Решить проблему распределения ресурсов только командными методами невозможно. В таком случае, утверждают экономисты социалистических стран, для облегчения проблемы распределения могут быть введены цены.

В зависимости от хозяйственного механизма и социального уклада виды экономики подразделяются на такие, как:

  • традиционная;
  • командная;
  • рыночная;
  • смешанная.

Эти типы экономических систем связаны с распределением средств и наличием альтернативных издержек (упущенного дохода). Они используются для формирования хозяйственной деятельности в социуме — обществе людей, координирующих свои действия друг с другом по разработанным правилам.

Традиционный тип экономики

Традиционная система базируется на исторических традициях, которые передаются из поколения в поколение. В современном обществе она применяется в странах со слаборазвитой хозяйственной структурой, в основу которой входит сельское хозяйство, ремесленничество, примитивные формы торговли. Роль государства в экономических отношениях низкая. Регулятором хозяйственных отношений выступают рынки, где приоритет стоит на извлечении собственной выгоды, а не коллективной. Здесь медленно внедряются новые технологии из-за нежелания людей вносить изменения в повседневный уклад жизни. Распределение ресурсов, труда для изготовления благ и его продуктов, базируются на обычаях общины. Например, страны юго-восточной Азии: Афганистан, Бангладеш, Пакистан.

Характерные черты

Традиционная система стабильна. Она практически не имеет производственных издержек, а рабочие имеют мотивацию для коммерческой реализации своего мастерства, что оказывает положительное влияние на качество продукции. Система характеризуется:

  • преобладающим применением ручного труда;
  • использованием природных источников энергии;
  • построением власти на родоплеменных отношениях;
  • небольшим сегментом добывающей промышленности или его отсутствием;
  • эксплуатацией, ограничением прав и свобод низшей прослойки общества.

Система допускает свободный товарооборот, позволяющий обеспечить достойный уровень жизни.

Командный тип экономики

Командная система предусматривает государственную собственность на ресурсы, централизованное планирование, минимальную интенсивность свободных рыночных отношений. Государство решает все — от места размещения предприятия до каналов поставки сырья и сбыта продукта. Властные структуры устанавливают показатели рентабельности, к которым привязывают оплату труда, премии и штрафные санкции. Эта система направлена на:

  • подавление личных свобод граждан;
  • управление, посредством административных распоряжений и системы планирования;
  • государственную форму собственности.

Командный тип экономики в настоящее время используют Вьетнам, Куба, Северная Корея.

Рыночный тип экономики

Рыночная система является гарантом соблюдения условий заключения сделок, невмешательства третьих лиц. Она позволяет свободно выбирать рынки сбыта товара и услуг. Предприниматель самостоятельно выбирает, где закупать сырье, какой продукт производить, кому его реализовать, как использовать полученный доход. Основные признаки:

  • частная собственность;
  • возможность выбора форм деятельности;
  • ценообразование, основанное на спросе и предложении;
  • здоровая конкуренция;
  • ограниченная роль государственных структур.

Этот вид хозяйствования в чистом виде не имеет реальных примеров. Существующие рыночные системы развитых стран основаны на доминировании крупных корпораций. Цены удерживаются на определенном уровне и зависят от политики вендоров, что позволяет отклоняться от модели совершенной конкуренции.

Смешанный тип экономики

Смешанная экономика позволяет совмещать возможности рыночной и командной систем. Она предполагает совмещение руководящей роли государства и свободы предпринимательской деятельности. В ее основе лежат следующие виды собственности:

  • частная;
  • государственная;
  • муниципальная;
  • коллективная.

Государство осуществляет регулирующую роль, применяя фискальную, антимонопольную и другие виды экономической политики, а производители продукта и услуг имеют право на самостоятельный выбор сферы деятельности. Смешанный вид экономики применяется в Великобритании, Германии и России.