Причины возникновения налоговой реформы Петра I

Развитие производительных сил России, создание и укрепление налоговой базы связано с именем императора Петра I (1672-1725). По грандиозности деятельность во всех областях государственной жизни он его по праву называют «Великий».

Но прежде рассказа о нем придется отступить несколько назад и упомянуть его отца царя Алексея Михайловича (1629-1676). Мы в целом позитивно оцениваем деятельность этого царя, немало полезного сделавшего для России. Но именно в его царствование имел место серьезный «провал» в налоговой политике, который повлек за собой весьма негативные последствия. На примере этой ошибки можно учиться еще и в настоящее время. Впрочем, вряд ли можно винить в этом царя, в 16 лет вступившего на царство и через год предпринявшего попытку, инспирированную боярами, поправить финансовое положение страны путем резкого, в четыре раза (с 5 коп. на пуд до 20 коп.), повышения акциза на соль. Цели преследовались самые благие - установить всеобщее и справедливое налогообложение. Ведь соль потребляют все люди, и предполагалось, что рост налога будет равномерным.

Однако на деле оказалось, что сильнее всех пострадало беднейшее население, которое кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Улов тут же солился дешевой солью. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно, и она портилась в огромном количестве. Возник недостаток основного пищевого продукта 1 . К тому же у людей, занятых тяжелым физическим трудом, солевой обмен наиболее интенсивен и соли им требуется больше, чем в среднем для человека.

В России соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.

1 См.: Богоявленский С. К. Московские смуты в XVII веке // Москва в ее прошлом и настоящем. Московское книжно-издательское товарищество «Образование», 1909. Вып. 1.

Ч. 1. С. 123-140.

Прежде всего, была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. В 1653 г. издан Торговый устав. Внешняя таможенная пошлина была установлена в размере 8 и 10 денег с рубля, т.е. 4 и 5%. Иностранцы платили, кроме того, 12 денег с привозимых и вывозимых товаров таможенную пошлину и еще 4 деньги с рубля проезжую пошлину. В целом для иностранцев таможенная пошлина составляла 12-13%, для русских, вывозивших товары за границу, - 4-5%, т.е. Торговый устав имел явно протекционистский характер.

Ставки были уточнены в 1667 г. Новоторговым уставом. Сохранилась пошлина в 8 и 10 денег с рубля для русских и плюс 12 денег с рубля для иностранных купцов. Но добавилось положение о том, что при проезде вглубь страны иностранец платит еще по гривне с рубля, или дополнительно 10%.

Большое распространение получил введенный несколько ранее налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с чети переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.

В 1655 г. был создан Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства. В 1680 г. доходы составляли 1 203 367 руб. Из них за счет прямых налогов обеспечено поступление 529 481,5 руб., или 44% всех доходов, за счет косвенных налогов - 641 394,6 руб., или 53,3%. Остальную сумму (2,7%) дали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы составили 1 125 323 руб.

Вообще после Смутного времени для новой династии Романовых финансы были наиболее «больным» местом. Денежные ресурсы истощились войнами с Польшей и Швецией, крупным восстанием в 1667 г. под руководством Степана Разина, восстаниями на присоединившейся к России в 1654 г. Украине.

Именно в царствование Алексея Михайловича в России зарождается теория экономической политики. Ее основоположником был хорватский дворянин доктор богословия Юрий Крижанич (1618-1683). Он приехал в Россию в конце 1658 г. и работал в Москве, затем в Тобольске до 1677 г.

В своих трудах Ю. Крижанич писал о необходимости проведения активной экономической политики государства. Среди важнейших задач государства стоит забота о благосостоянии населения, причем не только материальном благополучии, но и просвещении и образовании.

По поводу финансов он писал, что благие способы умножения государственной казны «есть те, посредством коих казна пополняется справедливо, по-божески и честно, без гнусной жадности, без лютых поборов и без невыносимого и бесчеловечного отягощения подданных. А таковых способов и промыслов суть три: земледелие, ремесло и торговля - они зовутся черными промыслами или промыслами черных людей. А четвертый промысел - хозяйство или общее устройство и он является основой и душой всех остальных» .

Очень интересно отношение Крижанича к проводимым государством экономическим реформам. Критерием разумности экономических перемен является богатство подданных. Надобно поощрять развитие нужных государству ремесел, в том числе через предоставление привилегий. Необходим запрет вывоза за рубеж сырого материала: «а ослушников наказывать». Но и за границей нужно покупать не готовые изделия, а средства производства и технологии. Надо поручить и приказать, чтобы принесли из всех земель всякие орудия для образца - пишет он в упомянутом выше труде.

Сравнив взгляды Крижанича и результаты современной экономической реформы, мы придем к выводу, что его труды за 350 лет отнюдь не устарели.

Петр I не просто продолжал созидательную деятельность первых Романовых, но и провел крупномасштабные преобразования, которые вывели Россию в число самых передовых государств мира. Они коснулись всех сфер управления, включая финансы и налоги.

Петр I предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения страны. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Вводились новые орудия производства и приемы труда во всех отраслях хозяйства. Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, страна «покрывалась» сетью заводов и мануфактур. Мануфактур-коллегии Петр предписывал поддерживать промышленников-предпринимателей, «вспомогать наставлением, машинами и всякими способами». Он писал: «Наше Российское государство пред многими иными землями преизобилует и потребными металлами и минералами благословенно есть, которые до нынешнего времени без всякого прилежания исканы» .

Петр I начал учреждать казенные фабрики и заводы. Но при этом предусматривал передачу их в дальнейшем в частные руки. Зачинателям производства давались значительные денежные ссуды, льготы, к промышленным предприятиям приписывались населенные пункты, что позволило решить проблему рабочих рук. Именно в этот период в России возникли металлургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное и парусное дело.

Активно перенимая зарубежный опыт, России проводила протекционистскую политику, в том числе через таможенные пошлины. Занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой.

Промышленное развитие требовало улучшения торговли, которую затрудняло состояние путей сообщения, и это крайне заботило царя. Он задумал соединить Балтийское и Каспийское моря посредством системы каналов. При нем был прорыт канал, соединивший реки Уну и Тверцу, начаты работы по сооружению Ладожского канала. Российским купцам Петр настойчиво предлагал образовывать торговые компании, объединять капиталы. Все эти меры, давая крупную отдачу в будущем, расширяя налоговую базу, порой требовали немедленных расходов.

Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Царь учредил особую должность - прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли», т.е. изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор, подушный сбор с извозчиков - десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать. Тогда же появилась дифференцированная в зависимости от сословия подать на усы и бороды.

Прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно переход к подушной подати. Напомним, что до 1678 г. единицей налогообложения была соха, устанавливаемая сошным письмом. С 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей стали «огораживаться единым плетнем».

Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной: единицей обложения стала вместо двора мужская душа.

В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов вплоть до 1724 г. Перепись учла 5 600 000 податных душ мужского пола, в том числе 5 400 000 крестьян и 183 400 посадских людей, неподатное население исчислялось в 515 000 душ мужского пола, а общая численность населения - 15 500 000 человек.

Размер подушной подати был определен следующим образом: расходы на содержание армии в 4 000 000 руб. возложили на крестьян. Получилось 74 коп. с души. Содержание флота возложили на посадское население, получился 1 руб. 14 коп. 1

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить, как мы сказали бы сейчас, справедливость налогообложения, равномерное распределение налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем, в первую очередь, для малоимущих людей. Автор «Истории Петра Великого» А. С. Чистяков пишет:

«Подушные были невелики: с крестьян дворцового и синодского ведомства и с крепостных подушных брали по 74 коп., а с государственных крестьян, кроме 74 коп. взыскивали еще по 40 коп., вместо оброков, которые дворцовые, синодские и крепостные крестьяне платили своим ведомствам или помещикам. Заплативши эти 74 или 114 коп., крестьянин не знал никаких денежных и хлебных поборов. Подушные собирались в три срока: зимою, весною и осенью. С купцов и цеховых брали по 120 коп. с души» (орфография современная) .

Впрочем, не все придерживались того же мнения, что и Чистяков. Современники отмечали тяжесть подушной подати, возрастание недоимок. Уже в 1725 г. Екатерина I (1684-1727) снизила оклад с 74 до 70 коп. А главный недостаток подушной подати, как и любого поголовного налога, заключается в том, что не принимается во внимание различная доходности труда в разных местностях и отраслях. Второй недостаток - в том, что количество ревизских душ - величина переменная, следовательно, расчет налога носит достаточно условный характер. Еще одним недостатком стал тот факт, что налог «раскладывали» прямо по ревизским душам, а не по работникам, что фактически утяжеляло его.

Давали доход и оброчные статьи: казенные рыбные ловли, мельницы, соляные варницы, сенные покосы, огороды, бобровые гоны, бортные ухо- жья, ледоколы, публичные бани, кладовые, амбары, воскобойни, винокурни, пивоварни, солодовни и пр.

Петр I, как можно предположить, близко подошел к идее промыслового налога. При проведении переписи горожан - купцов, посадских и слободских людей - описывались нс только их дворы, характер промыслов и ремесел, но и объем промыслов и наемная плата за помещение. Видимо, предполагалось в дальнейшем дифференцировать налогообложение сельскохозяйственных жителей и горожан.

Петр реорганизовал управление финансами. Вместо многочисленных приказов, ведавших доходами и расходами, были учреждены Камер-коллегия и Штатс-контор-коллегия. Первой из них было поручено надзирать над окладными и неокладными приходами. Окладными назывались доходы, размер которых известен заранее, например подушная подать, неокладные - таможенные пошлины, откупы, налог с заводов и др., размер которых заранее известен быть не может. Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах.

Штатс-контор-коллегия ведала расходами, вела книгу, именуемую Генеральным штатом государства. Главные статьи расхода - это содержание армии и флота. Для контроля расходования денежных средств была создана Ревизион-коллегия.

Наряду с реорганизацией центрального управления происходили изменения в земских учреждениях. Государство Петра I еще не имело в достаточном количестве органов, способных осуществлять сбор питейных, торговых и прочих пошлин. Обычно эта обязанность возлагалась на представителей купечества и других городских обывателей. Казенные подати собирали выборные земские старосты под контролем воевод. Указом от 1699 г. торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право «буде они похотят» управляться своими выборными бурмистрами. В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. Это был большой шаг в области местного самоуправления.

Что касается косвенных налогов, то в описываемый период большое распространение получили откупы. Правда, была еще одна попытка Петра упорядочить сбор косвенных налогов. Он поручил их сбор подобранным для этой цели отставным офицерам и солдатам, однако успеха это не имело.

В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей.

Доходы государства постоянно росли. В 1710 г. они составили 3 134 000 руб., в 1722 г. - 7 859 833 руб., в 1725 г. - 10 186 707 руб. Во второй половине царствования Петра I Российское государство, несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами и «не сделало ни копейки долгу» 1 .

На время царствования Петра I приходится деятельность еще одного основоположника российской экономической науки И. Т. Посошкова (предположительно 1652-1725/1726). В феврале 1724 г. он завершил трехлетний труд, который подготовил для представления царю. Это была «Книга о скудности и богатстве» .

В отличие от своего предшественника хорватского дворянина Ю. Кри- жанича, получившего блестящее образование в Риме, Посошников был оброчным крестьянином села Покровское-Рубцово на реке Яузе. Своим умом и энергией он добился того, что стал купцом, предпринимателем. Не имея образования, вошел в число выдающихся ученых-экономистов. При этом воззрения Крижанича и Посошкова близки. «Худой тот сбор, когда кто казну царю собирает, а людей разоряет, ибо если кто прямо государю своему тщится служить, то более собрания надлежит ему людей от разорения соблюдать...» Мерилом богатства страны служат богатство и благоустройство народа, совокупность «деловых внутренних богатств» каждой семьи. Он считал, что платить налоги должны все классы общества, кроме духовенства.

Налоги должны быть умеренными и немногочисленными. Они не должны вредить хозяйственной деятельности и разорять людей. Основой налогообложения должно быть владение землей, а размер налогов должен исчисляться исходя из размеров и качества земельных участков. Много внимания в книге И. Т. Посошкова уделено налогообложению торговых людей, что естественно, учитывая его происхождение, род занятий и весь жизненный опыт. Посошков предлагал создавать купеческие компании, строить заводы, вывозить за рубеж не сырье, а готовые изделия.

Налоговые преобразования Петра I по их содержанию можно квалифицировать как системную налоговую реформу, в ходе которой были проведены кардинальные преобразования налогообложения с целью приведения его в соответствие с новым содержанием социально-политической стратегии государства.

Налоговые реформы Петра I носили системный характер, поскольку были изменены принцип налогообложения (замена подворной подати подушной), расширено число плательщиков, введены принципиально новые налоги, проведена реформа всей системы управления финансами и учета податного населения.

Важнейшими мероприятиями налоговой реформы Пе тра I стали 1:

  • введение подушной подати вместо подворного налога и увеличение числа податных лиц;
  • увеличение числа налогов и появление принципиально новых, например гербовый сбор, горная регалия, на бороды и др.;
  • введение табачной, соляной монополий;
  • проведение протекционистской таможенной политики;
  • реформа системы управления государством, в том числе создание специальных финансовых и промышленных коллегий, разделение страны на губернии и привязка к ним системы уплаты подушной подати;
  • разрешение свободного винокурения дворянству и реформа питейного налога.

С точки зрения целей налоговые реформы Петра I можно квалифицировать как ограниченно целевые: главной их целью была фискальная, а именно обеспечение финансовых потребностей государства в первую очередь на военные нужды. Так, из почти 10,2 млн руб. доходов казны в 1725 г. на содержание сухопутных и морских сил тратилось 6,5 млн руб., что в пять раз превышало расходы на войско в начале царствования Петра I в 1680 г.

Вместе с тем налоговая реформа требовала коренного социального переустройства, создания слоя служилых людей, преданных государю и способных побеждать иноземные армии, слоя промышленников и купцов, стремящихся развивать промыслы и торговлю. Так были заложены основы новой элиты государства в лице дворянства и купцов-промышленников.

По продолжительности реформы Петра I можно отнести к долгосрочным, поскольку он проводил их в течение всей своей жизни и гак и не успел завершить.

  • Там же. С. 327.
  • Налоговая реформа Петра І. Ее значение для России.

    Роль Петра І в истории России велика и неоднозначна. Будучи великим реформатором, он расширил географические, экономические и культурные границы государства, создал великую империю. Но для простого народа эти же реформы стали тяжелым бременем.

    Причины проведения реформы

    Во время восхождения на престол Петра І, Россия переживала не лучшие времена.
    Промышленная отрасль была недостаточно развита, чтобы обеспечивать страну всем необходимым.
    В социальном и культурном плане государство заметно отставало от Запада.
    Россия не могла развивать внешнеэкономическую деятельность, так как не имела выхода к морю и своего флота.
    Внутри страны между боярами и дворянами постоянно возникали конфликты.
    Армия не имела хорошего вооружения и достаточной подготовки. Россия могла стать легкой добычей для внешних врагов, которые постоянно посягали на ее независимость.
    Все это привело к необходимости масштабного реформирования во всех сферах деятельности государства.
    Петром была проведена реформа органов управления государством, церковная реформа, преобразования коснулись культуры, быта, образования, была реорганизована армия.
    Однако укрепления армии, участие в Северной войне (с целью получить выход к морю), создание флота, привело к огромным денежным затратам. Старая финансовая система не соответствовала потребностям развивающегося государства. Расходы стали превышать доходную статью бюджета. Налоговая система не справлялась со своей функцией.
    Царь-реформатор не мог ждать, когда развитие экономики станет приносить прибыль в государственную казну. Военная кампания требовала постоянных финансовых вливаний.
    Налоговая реформа должна была стать выходом из финансового кризиса.

    Этапы проведения налоговой реформы

    Налоговая реформа Петра І проводилась поэтапно, а также имела два основных направления: это прямое налогообложение (налог зависит от дохода) и косвенное налогообложение (налог в виде надбавки).
    Специально была учреждена новая финансовая должность – прибыльщик. Их обязанностью было изыскивать новые источники наполнения казны.
    В 1698 году указом Петра І подтверждено право российских городов собирать деньги с городского населения (стрелецкие) и оброчные деньги, обходя при этом воевод и приказных людей. Чтобы те не злоупотребляли своим положением. При этом население городов, согласившихся на это, должно было оплачивать государству окладной сбор в двойном размере. Со временем эта реформа стала обязательной для всех городов, хотя уплату двойного оклада отменили.
    С 1701 по 1705 годы введено много новых прямых и косвенных налогов: подать на приобретение драгунских лошадей, налоги с плавучих судов, с постоялых дворов, с продажи съедобного, ледокольный налог, налог на бани, на соль и другие. Налогами облагалось даже вероисповедание. В 1705 году стараниями прибыльщиков ввели налог для горожан за ношение бороды, крестьяне же оплачивали налог на бороды при въезде и выезде из города. Всего с людей бралось около 30 различных налогов.
    Кроме этого, была введена монополия на продажу алкоголя, рыбьего жира, сала, дегтя.
    Налоговая реформа должна была наполнить государственную казну, но несмотря на такую жесткую систему налогообложения, денег в бюджете не хватало. В 1710 году дефицит бюджета составлял одну седьмую от части государственных доходов.
    В 1719 году был введен горный налог. Его налоговая ставка - одна десятая доли всей добычи ископаемых, уплачивалась натурой.
    В 1718 году был издан Указ о переписи населения (ревизии), целью которой была подготовка к введению для населения подушной подати (подушного налога). С 1720 года по распоряжению Петра І перепись проводилась не только среди крестьян, но и среди церковников, дворовых и холопов.
    В 1724 году взамен подворного налога была введена подушная подать. Налог стали брать не со двора, а с души. Таким налогом облагалось все мужское население, кроме дворян и духовенства. Для сбора подушной подати, в каждом уезде дворянами выбирался комиссар.
    Налоговая ставка не зависела от доходов. Для расчета размера налога, сумму необходимую государству для армейских затрат, делили на все подлежащее налогообложению население.
    Все налогоплательщики должны были придерживаться «правила 30 верст». Нельзя удалятся больше чем на 30 верст от места приписки без специальных документов.
    Трудности подушной подати были в том, что между проведениями ревизий, из налоговых списков не исключались умершие и не включались новорожденные души.

    Историческое значение реформы

    Несмотря на то, что налоговая реформа Петра І была не совершенна, и легла тяжелой ношей на плечи малоимущего населения, она стала важным этапом в финансовой истории государства, оказала огромное влияние на ее развитие. В результате реформирования, налоговая система существенно изменилась.
    Введенный единый налог – подушная подать, заменил множество мелких сборов, увеличил число налогоплательщиков, и действовал в России на протяжении 150 лет.
    Новая налоговая система дала возможность стабилизировать финансовую ситуацию в стране. Появление постоянного налога позволило правительству более точно формировать бюджет.
    Во второй половине пребывания Петра І на Российском престоле, несмотря на огромные затраты на содержание армии, государство смогло обходится собственными доходами.
    Петр І занимался проведением реформ всю свою жизнь и некоторые из них так и не смог завершить.

    Почему Московии? Дело в том, что территория на которой воцарился, так называемый Пётр I , состояла на то время из Руссии, отколовшейся от Пруссии и Ливонии, и Московии, которую Руссии, в конечном итоге, удалось подчинить себе. Отсюда и перенос столицы из Москвы в Петербург, туда где всё подконтрольно и более контролируемо. Это с наших русских позиций кажется нелогичным переносить столицу на границу государства. А если смотреть не с нашей позиции? Тогда всё становится логичным , тем более что династия Романовых (Романовых-Гольштейн-Готторпов) это выходцы с Запада Европы.

    Всем знакомо выражение «деревянный рубль», однако мало кто знает, откуда оно взялось. Существует притча-факт, что некий промышленник предложил однажды Петру I, для покрытия расходов, выпустить вместо монеты кредитные знаки, как за границей, но не бумажные, а – для прочности – деревянные!

    При всей своей неразборчивости в средствах “великий” реформатор, однако, на такое не решился, очевидно из соображения понимания действительности: дерева кругом много, да и народ мастеровитый... Но в народе эта идея-фраза прижилась в виде шутки-сарказма.

    Главной же реформой Петра I была военная. Все прочие реформы как бы “логично” произрастали из неё. Она же была и самой затратной. Создание регулярной армии и ведение длительной войны, с так называемой Швецией , поглотили львиную долю средств России. До Петра московское войско состояло в основном из дворян, вооружавшихся холодным оружием и обеспечивавшееся лошадьми за свой собственный счёт – с поместий, выделяемых им за службу правительством. Это же было и основной проблемой, и угрозой для воцарившегося правителя, так как вооружённые дворяне были в некоторой мере независимы и были вполне в силах “попросить” зарвавшегося монарха покинуть царские апартаменты.

    С середины XVI века цари (по всей Европе!) стали создавать первые регулярные войска (мушкетёры, стрельцы, пушкари и т.д.), но их доля в общем составе вооружённых сил Московии до конца XVII века оставалась незначительной. Пётр, основываясь на выше сказанном, произвёл переворот в комплектовании армии, начав, по западно-европейскому образцу, рекрутские наборы из низших сословий. Снабжение армии преимущественно за казённый счёт, оплата “военспецов” из Западной Европы, закупка за границей оружия, а затем строительство собственных литейных заводов, судоверфей и военного флота , множества каналов – всё это требовало невиданных прежде в России (Московии-Руссии) трат.

    Да и «птенцы гнезда Петрова», непосредственно проводившие эти преобразования, отличались непомерными личными финансовыми аппетитами. Своё отношение к финансированию военных нужд Пётр ярко выразил в первом своём циркуляре Сенату в 1709 году: «Денег как возможно собирать, понеже деньги суть артериею войны ».

    В конце царствования Петра армия и флот ежегодно поглощали более 6,5 млн. серебряных рублей, что составляло более двух третей тогдашнего бюджета. Нелегко сказать, сколько это составляло на нынешние деньги. Если пересчитать по нынешней цене драгметаллов с учётом пробы, это составило бы примерно 4,663 млрд. современных рублей. При тогдашней численности населения России примерно 15-17 млн. человек и господстве натурального хозяйства это была огромная сумма. В 1705-1707 гг. ежегодный доход государства составлял в среднем примерно 3,33 млн. рублей. Из них 3 млн. рублей расходовались на армию и флот, на прочие нужды – более 800 тыс. Ежегодный дефицит бюджета простирался, таким образом, до полумиллиона рублей.

    Чтобы его восполнить, правительство Петра прибегло к обычному для всех времён и стран средству – снижению пробы монеты. Если серебро в рубле 1704 года имело пробу 875, то в рубле 1718-1724 гг. – 729. Надо заметить, что Пётр воспользовался этим средством крайне скромно: видимо, ещё памятны были при царском дворе воспоминания о «Медном бунте » 1662 года. Зато преобразователь в невиданных прежде в России масштабах прибег к другому средству – введению новых налогов и поборов. Это были, прежде всего, подати на содержание новой армии и флота, что показывают и их названия: драгунская, рекрутская, корабельная, подводная.

    Также вводились налоги на меры и веса, на бортные промыслы, бани, мельницы, постоялые дворы, печи, погреба, сдачу в аренду жилого помещения; акцизы на продажу хомутов, шапок, сапог, кож, дров, многих видов продовольствия и т.д. Наконец появился налог на бороды. Чтобы изыскать новые источники финансов, Пётр поступил весьма современно. Он учредил институт прибыльщиков (как правило, бывших боярских холопов) – как бы мы сейчас сказали, креативщиков, которые придумывали, какой бы налог и на что ещё ввести, и представляли царю или сенату подробное обоснование нового налога, с исчислением того, на какие поступления в бюджет можно, благодаря ему, рассчитывать. «Пётр понимал экономию народных сил по-своему: чем больше колоть овец, тем больше шерсти должно давать овечье стадо » (из «Курса русской истории» В.О. Ключевского). «Прибыльщики проявили большую изобретательность. Из перечня придуманных ими налогов… видим, что они устроили генеральную облаву на обывателя, особенно на мелкого промышленника, мастерового и рабочего…Пётр внимательно просматривал всякие проекты и награждал даже самые вздорные, говоря: “Они для меня трудились, мне добра хотели”».

    Ниже приведён небольшой перечень налогов, введенных Петром:

    1. «Орленая» бумага (все официальные документы, от договоров по мелким сделкам до прошений в гос. учреждения, должны были подаваться на гербовой бумаге).
    2. Сбор на рождение (родился ребенок - плати).
    3. Сбор на похороны (помер близкий - плати).
    4. Сбор на заключение брака.
    5. Сбор на составление завещания.
    6. Налог на пшеницу.
    7. Налог на свечи.
    8. Налог с владельца лошади.
    9. Налог на конскую шкуру (сдох у тебя конь, ободрал ты его - плати).
    10. Налог на конские хомуты.
    11. Налог на упряжные дуги.
    12. Налог на ношение бороды.
    13. Отдельный налог на ношение усов.
    14. Каждый десятый поросенок от каждой свиньи должен сдаваться в казну.
    15. Налог на домовладение (в Москве).
    16. Налог на ульи (по всей России).
    17. Сбор с покупки кровати.
    18. Банный сбор (с каждой баньки).
    19. Мельничный сбор и сбор с владельца постоялого двора.
    20. Трубный сбор (есть у тебя печь с трубой - плати).
    21. Сбор с дров, купленных для собственного употребления.
    22. Налог на орехи (купил орехи, а в их цену включен и налог).
    23. Налог на арбузы.
    24. Налог на огурцы.
    25. Налог на питьевую воду.
    26. Налог на продажу лошадей.
    27. Налог на частные рыбные ловли.
    28. Налог на покупку гробов.

    Однако, при всей виртуозности прибыльщиков, новые налоги не могли увеличить количества денег на руках у населения , и недоимки по новым налогам росли значительно быстрее поступлений по ним. В конце правления Пётр решил отказаться от всего множества сложных акцизов и поборов, заменив их все единым для всех обывателей (кроме дворян и духовенства) подушным налогом.

    Ранее на Москве крестьяне, ремесленники и торговцы платили подворный налог, что побуждало многих, да и было отчасти в традиции, жить неразделёнными семьями и сокращало доход государства. Пётр повелел исчислить общее количество душ мужского пола по России и платить с каждой души установленную сумму (за крепостных крестьян должны были платить помещики). В дальнейшем такие ревизии должны были проводиться каждые 15 лет. Хотя эта система установилась затем в России вплоть до отмены крепостного права в 1861 году, при жизни преобразователя первая ревизия ещё не успела завершиться. Какими же были итоги финансовой политики Петра? Уже в 1714 году Сенат обнаружил, что общее количество тяглых дворов, плативших подворную подать, сократилось, по сравнению с переписью 1678 года, на одну четверть! «Упадок переутомлённых платёжных и нравственных сил народа… едва ли окупился бы, если бы Пётр завоевал не только Ингрию с Ливонией, но и всю Швецию, даже пять Швеций».

    Заслуги Петра I перед Россией

    Всем знакомо выражение «деревянный рубль», однако мало кто знает, откуда оно взялось. Некий промышленник предложил однажды Петру I, для покрытия расходов, выпустить вместо монеты кредитные знаки, как за границей, но не бумажные, а – для прочности – деревянные! При всей своей неразборчивости в средствах великий реформатор, однако, на такое не решился.

    Главной реформой Петра I была военная. Все прочие реформы как бы выросли из неё. Она же была и самой затратной. Создание регулярной армии и ведение длительной войны со Швецией поглотили львиную долю средств России.
    До Петра московское войско состояло в основном из дворян, вооружавшихся холодным оружием и обеспечивавшееся лошадьми за свой собственный счёт – с поместий, выделяемых им за службу правительством. С середины XVI века цари стали создавать первые регулярные войска (стрельцы, пушкари и т.д.), но их доля в общем составе вооружённых сил до конца XVII века оставалась незначительной. Пётр произвёл переворот в комплектовании армии, начав, по европейскому образцу, рекрутские наборы из низших сословий.

    Снабжение армии преимущественно за казённый счёт, оплата военспецов из Западной Европы, закупка за границей оружия, а затем строительство собственных чугунолитейных заводов, судоверфей и военного флота, множества каналов – всё это требовало невиданных прежде в России трат. Да и «птенцы гнезда Петрова», непосредственно проводившие эти преобразования, отличались непомерными личными финансовыми аппетитами.

    Своё отношение к финансированию военных нужд Пётр ярко выразил в первом своём циркуляре Сенату в 1709 году: «Денег как возможно собирать, понеже деньги суть артериею войны».

    В конце царствования Петра армия и флот ежегодно поглощали более 6,5 млн. серебряных рублей, что составляло более двух третей тогдашнего бюджета. Нелегко сказать, сколько это составляло на нынешние деньги. Если пересчитать по нынешней цене драгметаллов с учётом пробы, это составило бы 4,663 млрд. рублей. При тогдашней численности населения России примерно 15-16 млн. человек и господстве натурального хозяйства это была огромная сумма.

    В 1705-1707 гг. ежегодный доход государства составлял в среднем 3,33 млн. рублей. 3 млн. расходовались на армию и флот, на прочие нужды – более 800 тыс. Ежегодный дефицит бюджета простирался, таким образом, до полумиллиона рублей. Чтобы его восполнить, правительство Петра прибегло к обычному для всех времён и стран средству – снижению пробы монеты. Если серебро в рубле 1704 года имело пробу 875, то в рубле 1718-1724 гг. – 729. Надо заметить, что Пётр воспользовался этим средством крайне скромно: видимо, ещё памятны были при царском дворе воспоминания о «Медном бунте» 1662 года.

    Зато преобразователь в невиданных прежде в России масштабах прибег к другому средству – введению новых налогов и поборов. Это были, прежде всего, подати на содержание новой армии и флота, что показывают и их названия: драгунская, рекрутская, корабельная, подводная. Также вводились налоги на меры и веса, на бортные промыслы, бани, мельницы, постоялые дворы, печи, погреба, сдачу в аренду жилого помещения; акцизы на продажу хомутов, шапок, сапог, кож, дров, многих видов продовольствия и т.д. Наконец появился налог на бороды.

    Чтобы изыскать новые источники финансов, Пётр поступил весьма современно. Он учредил институт прибыльщиков (как правило, бывших боярских холопов) – как бы мы сейчас сказали, креативщиков, которые придумывали, какой бы налог и на что ещё ввести, и представляли царю или сенату подробное обоснование нового налога, с исчислением того, на какие поступления в бюджет можно, благодаря ему, рассчитывать. «Пётр понимал экономию народных сил по-своему: чем больше колоть овец, тем больше шерсти должно давать овечье стадо» (здесь и далее – цитаты из «Курса русской истории» В.О. Ключевского).

    «Прибыльщики проявили большую изобретательность. Из перечня придуманных ими налогов… видим, что они устроили генеральную облаву на обывателя, особенно на мелкого промышленника, мастерового и рабочего… Пётр внимательно просматривал всякие проекты и награждал даже самые вздорные, говоря: “Они для меня трудились, мне добра хотели”». Однако, при всей виртуозности прибыльщиков, новые налоги не могли увеличить количества денег на руках у населения, и недоимки по новым налогам росли значительно быстрее поступлений по ним.

    В конце правления Пётр решил отказаться от всего множества сложных акцизов и поборов, заменив их все единым для всех обывателей (кроме дворян и духовенства) подушным налогом. Ранее на Москве крестьяне, ремесленники и торговцы платили подворный налог, что побуждало многих жить неразделёнными семьями и сокращало доход государства. Пётр повелел исчислить общее количество душ мужского пола по России и платить с каждой души установленную сумму (за крепостных крестьян должны были платить помещики). В дальнейшем такие ревизии должны были проводиться каждые 15 лет. Хотя эта система установилась затем в России вплоть до отмены крепостного права в 1861 году, при жизни преобразователя первая ревизия ещё не успела завершиться.

    Какими же были итоги финансовой политики Петра? Уже в 1714 году Сенат обнаружил, что общее количество тяглых дворов, плативших подворную подать, сократилось, по сравнению с переписью 1678 года, на одну четверть! «Упадок переутомлённых платёжных и нравственных сил народа… едва ли окупился бы, если бы Пётр завоевал не только Ингрию с Ливонией, но и всю Швецию, даже пять Швеций».

    комплекс преобразований системы налогообложения, основным результатом которых стало введение нового основного налога — подушной подати .

    Подушная подать (оклад, налог) — введена в 1724 году, после повторной «подушной» переписи населения 1718-1722 годов.

    Первая перепись 1710 года показала, что крестьяне уклоняются от выплат налогов обнося рядом стоящие дома одним забором и выплачивая «подворный» налог вместе с соседями.

    Причины и предпосылки налоговой реформы Петра I

    • Государству требовалось огромное количество денежных средств на ведение Северной войны со Швецией
    • Пётр I стремился как можно быстрее построить флот
    • Модернизация промышленности и строительство новых фабрик производились за казённый счет
    • Создание и поддержание регулярной армии предполагало необходимость пересмотра принципов налогообложения с

    Содержание и ход реформ налоговой системы

    Следует отметить, что первые 20-ть лет правления Петра I, который взошёл на престол вместе с братом в возрасте 10 лет, не сопровождались какими-либо существенными реформами, ни в налоговой, ни в каких-либо других сферах.

    Таблица 1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.

    Введение новых косвенных налогов и сборов

    Начиная с 1704 года один за другим вводились самые разные, порой абсурдные налоги: посаженный, поземельный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, на покос сена, трубный, с печей, налог на причал и отправку плавучих судов, с мостов и переправ, с клеймения платья, шапок и сапог, с варки пива, с производства воска, с квасных и сусляных напитков, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, и т.д. Всего появилось около 40 новых налогов.

    Налог на бороду

    Одним из средств Петра I по борьбе с культурой сложившейскя в русском обществе был налог на бороды (для всех кроме духовенства). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» .

    Каждый, кто отказывался брить бороду был обязан платить от 100 до 30 рублей ежегодно, в зависимости от чина и положения. Была установлена дополнительная система сбора данного налога с крестьян — налог на въезд и выезд в крупные города по 2 коп.с бороды.

    Знак выдаваемый заплатившему налог на бороду


    Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить все налоги в двойном размере. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.

    Внутри страны организовывались частные и государственные монополии - аптечные, винные, соли, льна, табака, хлеба, и др. При этом государственные монополии служили для пополнения казны с продажи популярной продукции, а частные - для ускорения развития конкретных отраслей производства и торговли.

    Важным налогом Петра I был введённый указом 23 января 1699 г. гербовый сбор (пошлин). Т.е. все официальные документы (купля-продажа, займы и т.д.) необходимо было оформлять на гербовой бумаге, монополистом по выпуску которой было государство.

    В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, целью которого была защита отечественных товаров неспособных конкурировать по качеству с иностранными аналогами. Тариф был откровенно протекционистским — пошлины были настолько высоки, что торговцы просто отказывались привозить товар на продажу.

    Таблица 2. Сравнительная таблица поступлений косвенных налогов в 1720, 1723 и 1724 гг.

    Введение нового основного прямого налога — подушной подати

    Перепись 1710 г. показала громадную убыль тягловых крестьянских дворов против переписи 1678г. Крестьяне обносили несколько домов одним забором, получался один «двор» — таким образом народ старался выжить и уменьшить огромное налоговое бремя. Но Петру I нужна была промышленность, нужна была победа в Северной войне со Швецией — а без денег, большую часть которых государство получало именно в виде налогов, достижение каких-либо результатов было невозможно.

    Первым шагом налоговой реформы стало проведение повторной переписи населения — теперь приказано было записывать всех, кто был мужского пола и принадлежал к податным сословиям.

    Весной 1724 г., когда более точно была определена цифра подушной переписи в 5,4 млн. душ, подушная подать определена в 74 коп.с души . Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 коп.с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских (горожан) подушная подать была определена в 1 р. 20 коп.с души.

    Реформа финансового аппарата

    До Петра I сбор налогов осуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717 г. приказная система сохраняется, но подвергается существенным изменениям: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов.

    Указом Петра I от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистерская палата (Ратуша) - центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов.

    18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям. Все военные части были распределены по соответствующим губерниям, откуда поступали провиант и деньги на содержание.

    Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается Сенат - в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. В этом же году учреждаются должности фискалов, обязанностями которых было преследование казнокрадства и взяточничества.

    В 1717-1722 гг., в рамках создания системы коллегий были сформированы новые финансовые институты: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегия, Коммерц-коллегия и Ревизион-коллегия.

    Камер-коллегия осуществляла надзор за государственными доходами, следила за окладными и неокладными поступлениями. Окладными назывались такие доходы, размер которых был известен заранее, например подушная подать. Неокладными налогами и сборами были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен.

    Сбором доходов от монетной и горной регалий заведовала Берг-коллегия .

    Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами.

    Ревизион-коллегия , учрежденная для ревизии и контроля финансового управления, то есть контроля расходования денежных средств.

    В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода , своего рода первый государственный бюджет.

    Оценка налоговой реформы

    Однако, при оценке этих цифр необходимо учитывать, что возрастание ценности государственных доходов не вполне соответствует возрастанию их численной величины. Дело в том, что за то же время, к которому относятся эти данные, рыночная стоимость рубля упала почти вдвое, из чего можно сделать вывод, что доходная часть государственного бюджета выросла по сравнению с 1680 г. более чем в 3 раза и по сравнению с 1701 более чем в 2 раза.