Предстраховой осмотр тс. Страховая компания не выдает акт осмотра тс после дтп. Причины и цели проведения предстрахового осмотра

Антон, здравствуйте.

Как Вы справедливо отметили Закон «Об ОСАГО» обязывает водителя виновного в ДТП представить автомобиль к осмотру в страховую компанию.

3. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.

И закон действительно не оговаривает место проведения такого осмотра.

Однако в правилах страхования - «Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П) на этот счет сказано, что

Страховщик проводит осмотр поврежденного имущества и (или) организует независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) путем выдачи соответствующего направления на независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления потерпевшим поврежденного имущества для осмотра, после проведения которых по письменному заявлению потерпевшего страховщик обязан ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иной срок не согласован между страховщиком и потерпевшим. Фактом, свидетельствующим об исполнении страховщиком обязанности по организации проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), является выдача (направление) потерпевшему соответствующего направления.
Страховщик обязан согласовать с потерпевшим время и место проведения осмотра и (или) организации независимой экспертизы поврежденного имущества с учетом графика работы страховщика, эксперта и указанного в настоящем пункте срока проведения осмотра, независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, а потерпевший в согласованное со страховщиком время обязан представить поврежденное имущество.
В случае непредставления потерпевшим поврежденного имущества или его остатков для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) в согласованную со страховщиком дату страховщик согласовывает с потерпевшим новую дату осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков. При этом в случае неисполнения потерпевшим установленной настоящим пунктом Правил обязанности представить поврежденное имущество или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) срок принятия страховщиком решения о страховой выплате, определенный в пункте 4.22 настоящих Правил, может быть продлен на период, не превышающий количества дней между датой представления потерпевшим поврежденного имущества или его остатков и согласованной с потерпевшим датой осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), но не более чем на 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней. В случае непредставления потерпевшим поврежденного имущества или его остатков для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) страховщик письменно уведомляет потерпевшего о невозможности принятия решения о страховой выплате (выдачи направления на ремонт) до момента совершения потерпевшим указанных действий.
Если характер повреждений или особенности поврежденного транспортного средства, иного имущества исключают его представление для осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) по месту нахождения страховщика и (или) эксперта (в том числе если повреждения транспортного средства исключают его участие в дорожном движении), об этом указывается в заявлении. В этом случае осмотр и независимая техническая экспертиза, независимая экспертиза (оценка) проводятся по месту нахождения поврежденного имущества в срок не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления о страховой выплате и документов, предусмотренных пунктом 3.10 настоящих Правил, а в случае нахождения поврежденного транспортного средства, иного имущества в труднодоступных, отдаленных или малонаселенных местностях - в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о страховой выплате и документов, предусмотренных пунктом 3.10 настоящих Правил, если иные сроки не согласованы между страховщиком и потерпевшим.

В таком случае, Вы можете отправить в адрес страховщика ответ на его требование в котором изложив свои доводы

но он живет в 120 км от Москвы, а требует предоставить только в Москву и только в рабочие дни (он работает, в будни
Антон
место нахождения ТС, в этом же городе ДТП, в этом же городе проживают обе стороны ДТП, в этом же городе заключался договор страхования, причем уже лет 5 в одной страховой
Антон

Уведомляете о своей готовности предоставить к осмотру автомобиль в филиале (представительстве) страховщика в данном городе. Однако, если от СК поступит отказ - предоставлять автомобиль придется по указанному адресу.

Речь идет об отдельной услуге, которую оказывает представитель страховщика, как правило, доверенная организация по проведению независимых экспертиз. Страховые агенты и менеджеры по работе с клиентами, на которых ранее была возложена эта функция, сегодня лишены таких полномочий, поскольку считаются лицами заинтересованными.

В светлое время суток или при хорошем искусственном освещении специалист выполняет ряд процедур: сверяет технические данные, изучает комплектацию, ищет повреждения, затем все детально отображает в акте предстрахового осмотра. К последнему прилагается набор фото: автомобиль со всех сторон, из салона, места, где указан VIN, крыша и др. Всего делается около 30 фотографий.

Фотографии выполняют в цвете на цифровом аппарате, с указанием текущей даты и времени съемки на каждом снимке. Минимально допустимый размер – 3 МП, разрешение – 1360 х 2400. На фото должны быть вид спереди и сзади, в том числе под углом 45°, справа и слева, изображение моторного отсека, крыши, ветрового стекла снаружи и изнутри, дисков и шин, салона. Фотографируют панель приборов, люк, панорамную крышу, показания спидометра, обшивку водительской двери, комплекты ключей и брелоков, оборудование.

Эксперты изучают показания спидометра, чтобы удостовериться, что водитель не приуменьшил пробег

5 целей, которые он преследует

  1. Удостовериться, что авто действительно существует и соответствует описанию.
  2. Сверить номер кузова и VIN на «железе» с указанными в ПТС и СТС.
  3. Уточнить комплектацию (шины, диски, фары, противоугонные системы, штатные и дополнительные устройства и т. д.).
  4. Зафиксировать на бумаге и сфотографировать повреждения кузова, стекол, приборов внешнего освещения, отделки салона.
  5. Убедиться, что стоимость машины, заявленная владельцем, соответствует рыночной.

К автомобилю предъявляются такие требования, как:

  • чистота (в противном случае невозможно объективно оценить состояние лакокрасочного покрытия);
  • читаемые номера VIN кузова и шасси;
  • предоставление доступа в моторный отсек или остальные места расположения маркировочных табличек и другой информации.

Секреты правильной подготовки

Секрет 1 . Помойте авто непосредственно перед процедурой на автомойке, расположенной ближе всего к месту проведения процедуры. Или по возможности пригласите эксперта туда.


Если за окном непогода, пригласите эксперта для предстрахового осмотра автомобиля прямо на автомойку

Секрет 2 . Заблаговременно уточните, например, в дилерском центре или на специализированных форумах, где на ТС находится идентификационный номер кузова.

Секрет 3 . Проверьте, что захватили с собой свидетельство о регистрации и ПТС, предоставьте все экземпляры оригинальных ключей и брелоков от сигнализации, чтобы в дальнейшем вам не отказали в выплате по риску «угон».

Секрет 4 . Позаботьтесь о том, чтобы процедура проводилась при качественном освещении, желательно на открытой площадке, в идеале – в полдень. Иначе есть риск, что на фото будут блики, которые страховщик обернет в свою пользу. Если погода препятствует, встречу лучше перенести или подыскать хорошо освещенный просторный гараж, где можно будет сделать снимки с разных ракурсов. Но имейте ввиду, что не все страховые компании разрешают проводить осмотр в помещении.

Во время визуального контроля специалист анализирует состояние лакокрасочного покрытия на предмет наличия на нем сколов и царапин, коррозии и потертостей. Проверке поддаются комплектация, состояние оптики, а также дополнительное оборудование, которое принимается на страхование. Еще один обязательный объект внимания – устройства защиты и поиска ТС.

В каких случаях осмотр не нужен

Такой привилегией пользуются владельцы новых автомобилей, не покидавших территорию автосалона. Обойтись без этой процедуры могут и те, кто перезаключает договор на новый срок, при условии отсутствия аварий по предыдущему полису. Преимущество ли это? Вопрос спорный.

Чтобы в дальнейшем страховщик не заставил вас доказывать, что на момент подписания договора машина не имела повреждений, убедитесь, что в каско оговорено право не проходить осмотр по той или иной причине. Иначе выплат по страховому случаю не видать!


Если предстраховой осмотр автомобиля по какой-то причине разрешили не проходить, убедитесь, что в дальнейшем это не сыграет вам плохую службу

Можно ли отказаться и стоит ли это делать?

Можно, но вы рискуете тем, что с вами не заключат . Если же заветный полис все-таки окажется в кармане, можете столкнуться с серьезными ограничениями по выплатам, вплоть до введения франшизы по рискам «ущерб» и «хищение» в размере 99 % от страховой стоимости. Еще один момент: страховщики, готовые оформлять страховку без проверок, настораживают – сможет ли такая компания выплатить компенсацию?

Результаты

По результатам проверки составляется типовой акт, включающий следующие пункты:

  • сведения о ТС (марка, VIN, регистрационный знак, пробег, мощность двигателя);
  • словесное описания характера повреждений либо отметка «повреждения отсутствуют»;
  • оборудование, входящее в штатную комплектацию, отмечается галочкой;
  • не входящее – вписывается вручную;
  • количество фотографий;
  • время и дата осмотра;
  • подписи сторон.

Владелец ТС получает на руки копию акта предстрахового осмотра. Если этого не произошло, проявите настойчивость и заполучите документ, чтобы в будущем вам было с чем защищать свои интересы. Если вы не согласны с мнением проверяющего, не спешите ставить подпись. Вы можете оспорить итоги, обратившись к руководителю компании, разумеется, если сомнения будут иметь под собой основания. Процедуру поручат другому эксперту, и, если ваша правота подтвердится, предыдущие результаты будут аннулированы.

Предстраховой осмотр автомобиля – это ответственное мероприятие. Однако, если вы рассчитываете на выполнение обязательств со стороны страховщика, не ищите способов избежать его. Акт о прохождении – своеобразная гарантия того, что при наступлении страхового случая ущерб вам покроют, а отсутствие акта осмотра может вызвать много проблем.

Можно ли сделать страховку без предъявления машины? Существует множество ситуаций, когда требуется быстро застраховать транспортное средство без осмотра автомобиля. Например, вы очень спешите и не хотите тратить время на составление акта осмотра страховщиком.

Еще один вариант: страховка закончилась, пока машина была на СТО и нужно как-то доехать до офиса страховой компании.

Иногда полис оформляют вместе с другими договорами, например, при оформлении кредита, договора о залоге и на детальное обследование автомобиля просто нет времени. Бывает, что страховка покупается и на очень короткий срок только чтобы доехать до места регистрации или техосмотра (о том, на какой срок может быть оформлен полис, читайте ).

Обычно обследование автомобиля заменяет действующая (ДК), которая обязательна для всех автомобилей старше трех лет. Без неё страховые компании не берутся продавать полисы ОСАГО и всегда включают её в .

Предусмотрено наличие карты при и Правилами страхования ОСАГО (п.15). Не нужна ДК, если транспорт не подлежит техосмотру согласно законодательству либо периодичность его проведения составляет полгода.

Нужно ли предоставлять автомобиль при оформлении страховки?

По Правилам ОСАГО обязательным для всех страховщиков и их клиентов при оформлении договора ОСАГО компании вправе попросить предоставить автомобиль для осмотра (п.19 Правил). Подчеркиваем: это право страховщика, а не его обязанность, ведь страхуется не сам автомобиль, а только ответственность его владельца.

При проведении осмотра:

  • составляется акт, в котором перечисляются выявленные дефекты;
  • делаются фотографии.

Если между сторонами не была достигнута договоренность о месте проведения осмотра машины, то отказывать в заключение договора ОСАГО страховщик не имеет права.

Совсем иная ситуация, например, с программами КАСКО (страхования корпуса автомобиля). Требование проводить осмотр при заключении договора КАСКО прописано и в самом полисе, и в Правилах добровольного страхования. Страховщик может продать без осмотра только экспресс-КАСКО с небольшой суммой страхового лимита.

Место осмотра автомобиля при покупке ОСАГО устанавливается по соглашению сторон. Это может быть место возле офиса страховщика или дома либо офиса клиента. Машина проверяется в светлое время суток или в хорошо освещенном помещении. Страховщик может и отложить осмотр, если автомобиль, к примеру, грязный и его нельзя нормально обследовать и сфотографировать.

В том случае, когда ОСАГО покупается через интернет, осмотр, естественно, не проводится.

Порядок урегулирования спорных ситуаций

Если страховщик настаивает на осмотре машины и отказывает вам в продаже полиса ОСАГО, то вы вправе:

  1. Оформить полис в онлайн-режиме без осмотра (как это сделать при помощи сайта Госуслуг читайте ).
  2. Выбрать другую компанию, которая будет более лояльна к клиентам.
  3. Составить жалобу регулятору (Банк России) либо обратиться в суд.

Клиент может требовать заключения договора ОСАГО, если нет законных причин для отказа (например, указания в заявлении ложных сведений, страхового мошенничества, умышленных ДТП в прошлом и пр.).

Если вы правдиво и подали в компанию , то можете смело ссылаться на п. 14 Правила страхования и настаивать на том, что имеете право на покупку полиса.

В том случае, когда клиент согласился на осмотр, но не согласен с содержанием акта эксперта, он может не подписывать его и попросить провести обследование повторно (ст. 18 ФЗ-170) с участием другого специалиста. Подписанный акт означает, что вы полностью согласны с его содержанием.

Заключение договора ОСАГО через интернет

Может ли владелец машины заключить договор страхования без авто онлайн? Самый простой способ избежать осмотра: купить ОСАГО в интернете. Стоимость электронной страховки такая же, как и бумажной, но вам не придется ехать в офис, предоставлять машину для обследования, заполнять заявление ручкой и подписывать договор.

Достаточно заполнить онлайн-заявление и подписать его простой электронной подписью (о правилах заполнения бумажного и электронного заявления на приобретение полиса мы рассказывали в ). Для этого нужно будет авторизироваться на сайте выбранного страховщика, то есть ввести временный пароль, который вам вышлют на телефон и дать согласие на обработку своих персональных данных.

В заявлении нужно будет указать:

  • марку, модель автомобиля;
  • количество водителей;
  • стаж, возраст всех водителей;
  • срок страховки и период использования машины;
  • пробег, мощность транспорта;
  • номера всех документов (свидетельства о регистрации, ПТС, водительского удостоверения);
  • персональные данные;
  • номер диагностической карты и дату её выписки;
  • старый номер полиса ОСАГО (если был).

Заполненное заявление сохраняется в личном кабинете. Страховщик получает его и высылает на телефон код электронной подписи. Но делается это только после того как страховщик отправит запрос в РСА для проверки ваших данных. Если клиент не пройдет проверку, то полис ему не продадут.

После выяснения класса страхования будет рассчитан окончательный тариф на страховку. После этого нужно будет только оплатить полис в личном кабинете, используя обычную банковскую карту. После оплаты е-ОСАГО станет доступно для скачивания и вы сможете его распечатать и возить с собой. При желании вы можете легко оформить бумажную версию страховки, заехав в офис страховщика. Делается это по первому требованию клиента и абсолютно бесплатно.

Выбор компании

Если интернет-покупки не для вас, то в случае отказа страховщика продать полис без осмотра можно просто обратиться в любую другую компанию. Конкуренция на рынке ОСАГО довольно жесткая и услуги предоставляют около сотни страховщиков.

Поскольку условия продажи у всех стандартные, то компании пытаются заманить клиентов различными скидками или льготами. В том числе и возможностью купить полис без осмотра или быстро пройти диагностику и получить в партнерском центре ТО. Посмотреть список страховщиков и их адреса можно на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) . Кстати, не лишним будет также изучить с какими СТО они сотрудничают и как далеко они находятся.

Обжалование отказа

Если же вы недовольны обслуживанием и отказом в страховании, то всегда можете подготовить жалобу регулятору в связи с нарушением ваших прав как потребителя.

В жалобе нужно указать:

  1. Когда и куда вы обращались с целью купить полис.
  2. Какие права были нарушены (со ссылкой на Правила страхования или закон «Об ОСАГО»).
  3. Ваши требования (обязать компанию продать полис).

К жалобе можно приложить письменный отказ страховщика продать вам полис, запись разговора с менеджером и другие доказательства вины компании. Сканы нужно будет либо загрузить в интернет-приемной Банка России либо отправить оригинал жалобы заказным письмом. Можно также обратиться в суд, если вы твердо намерены застраховаться именно в той компании, что вам отказала.

Если суд примет решение в вашу пользу, то страховщик обязан будет заключить с вами договор. Однако учтите, что на рассмотрение иска может уйти несколько месяцев и все это время придется ездить без страховки или не пользоваться машиной. Кстати, суд вполне может принять решение в пользу ответчика — страховой компании, если ей удастся доказать, что клиент сам отказался от покупки полиса.

Действий лица, проводящего осмотр, должен знать каждый.

Причины и цели проведения предстрахового осмотра

Хороший автомобиль – это дорогостоящее удовольствие. И обеспечить его сохранность – первейшая задача владельца. Основным методом защиты авто является оформление полиса КАСКО. После чего отвечать за целостность ТС будет страховая компания.

Причем возмещение ущерба обычно исчисляется не малыми суммами. На основании статистических данных выплаты по убыткам, касающимся незначительных повреждений автомобиля, составляют около 50 000 руб. А вот хищение или полная утрата ТС покрывается в зависимости от рыночной цены автомобиля.

Поэтому осмотр машины при заключении договора КАСКО проводится в обязательном порядке уполномоченными на это специалистами СК. Все нюансы предстрахового осмотра прописываются в , которые составляются каждой компанией индивидуально. А предоставить на осмотр свой автомобиль – это обязанность каждого страхователя.

Совершая предстраховой осмотр , представитель страховой преследует сразу несколько целей:

  1. Удостовериться в том, что ТС соответствует описанию, данному страхователем.
  2. Сверка VIN и номера кузова машины с номерами, указанными в ПТС.
  3. Проверка комплектности автомобиля.
  4. Фиксация имеющихся повреждений.
  5. Фотографирование автомобиля.
  6. Сверка стоимости, заявленной страхователем с рыночной ценой ТС.

После успешного проведения осмотра ТС, составляется акт о его технической исправности, к которому прикрепляются сделанные фото, и рассчитывается . Эти документы вместе с копией полиса КАСКО, заявлением, ПТС и СТС формируют страховое дело и хранятся в архиве компании страховщика.

Когда можно не предоставлять ТС на осмотр?

В правилах страхования КАСКО прописано только 2 случая, когда ТС не обязательно предоставлять на осмотр в страховую компанию. Во-первых, это исключение распространяется на новые автомобили, купленные в кредит, так как при таких обстоятельствах страхование ТС является обязательным условием. А также в тех случаях, когда ТС было застраховано еще до его фактического использования.

Началом эксплуатации автомобиля, по мнению большинства страховщиков, является выезд ТС за пределы территории автосалона. Таким образом, после того как вы сели за руль и проехали пару десятков метров, машина уже теряет статус «новой».

Во-вторых, возможность заключить договор КАСКО без осмотра есть у тех клиентов, которые возобновляют действие страховки. Но и здесь есть свои нюансы. Сделать это могут только те владельцы полиса, которые в течение года не обращались за выплатой в страховую компанию. Такие клиенты считаются безубыточными. Удержание подобных страхователей приносит компаниям значительные выгоды, поэтому им предоставляются различные бонусы и поблажки.

Отказ от предстрахового осмотра – возможно ли это?

Можно ли отказаться от предстрахового осмотра ? Именно таким вопросом задаются некоторые страхователи. Конечно, предоставление на осмотр в страховую компанию своего автомобиля — дело добровольное. И принудить вас никто не может. Только такое решение может иметь свои последствия.

Самым актуальным из таковых является отказ страховой компании от сотрудничества с вами. Оформить полис КАСКО без осмотра не получится. Это правило прописано в должностной инструкции для каждого страхового агента.

Но бывают случаи, когда полис КАСКО оформляется еще до того момента, когда был проведен предстраховой осмотр, особенности такой договоренности заключаются в следующем:

  • В разделе полиса «Особые отметки» прописывается, что договор начинает действовать с момента прохождения клиентом предстрахового осмотра.
  • Или же устанавливается безусловная франшиза в размере 99% на риски ущерб и угон.

Также достаточно распространено в ситуации, когда клиент отказывается от проведения осмотра, сокращение количества страховых случаев, при наступлении которых страхователю возмещается ущерб. Или же размер выплаты уменьшается в процентном соотношении на величину установленной франшизы.

Но просьба страхового агента предоставить автомобиль на осмотр является гарантией надежности компании. Ведь если страховщик согласен заключить с вами договор КАСКО без проведения подобной процедуры, стоит задуматься об отказе от этого предложения. Так как при возникновении страхового случая, вы можете не получить ожидаемого возмещения ущерба.

Требования к осматриваемому автомобилю

Каждая страховая компания предъявляет определенные требования к осматриваемому автомобилю . В основном они одинаковы для всех ТС и заключаются в следующем:

  1. Обязательное наличие у владельца ТС или его доверенного представителя оригиналов ПТС и СТС. Эти документы необходимы для проведения сверки всех номеров VIN, кузова, двигателя и рамы.
  2. Пройденная диагностическая карта. Этот пункт предполагает определенные нюансы. ДК должна быть действительна на момент окончания договора страхования. Так как если произойдет ДТП, а срок действия истечет, то страховая компания может отказать вам в возмещении ущерба.
  3. Наличие всех оригиналов ключей и брелков иммобилайзера (сигнализации). Если этот пункт не будет соблюден, то могут возникнуть проблемы при оформлении убытка по риску угон.
  4. Предоставление на осмотр автомобиля в чистом виде, так как грязь может скрыть некоторые мелкие повреждения, а вы в итоге получите отказ в выплате. Если это правило не будет выполнено в силу погодных условий, страховой агент может вас попросить предоставить ТС на осмотр повторно. Одним из способов решения такой проблемы является выездной предстраховой осмотр , когда сотрудник страховщика может приехать, например, на авто мойку. Но не в каждой компании вам могут предоставить подобную услугу.
  5. Проведение осмотра только днем или в помещении с хорошей освещенностью. В ночное и вечернее время фотографирование и осмотр ТС строго запрещены. Так как в зимние месяцы с этим могут возникнуть проблемы, многие страховые компании имеют собственные боксы для проведения предстрахового осмотра.

При заключении договора КАСКО стоит учесть, что несоблюдение любого из этих требований может повлечь за собой отказ в выплате страхового возмещения по убыточному делу.

У кого есть право проводить предстраховой осмотр

Таким правом обладают специально обученные и уполномоченные на проведение предстрахового осмотра специалисты или доверенные представители страхового общества. Обычно это является обязанностью сотрудников отдела по урегулированию убытков. Но сейчас страховщики часто заключают партнерские договора с организациями по проведению независимых экспертиз. Делается это для того, чтобы в момент регистрации страхового случая не появилось вопросов к качеству предстрахового осмотра с обеих сторон, заключивших договор КАСКО.

Ранее правом проводить осмотр ТС наделялся каждый страховой агент и менеджер по обслуживанию клиентов. Но в силу того, что эти люди являются финансово заинтересованными в оформлении полиса лицами и могут дать некоторые поблажки собственнику ТС, этой возможности они были лишены.

Технология проведения предстрахового осмотра

Для любого непосвященного в тонкости страхового дела человека, особенно для будущего страхователя, будет интересно, как проводят предстраховой осмотр . Ведь именно от качества услуги, оказанной вам сотрудником страховщика, будет зависеть, получите ли вы возмещение по убытку. Так как даже малейшее упущение при проведении осмотра ТС может повлечь за собой отказ в выплате ущерба. Какие же действия обязательно должен совершить уполномоченный на это представитель страховой компании?

  1. Он должен провести обязательную сверку государственного номера ТС и всех номеров, проставленных производителем автомобиля (VIN, кузова, шасси, рамы) с оригинальными документами – ПТС и СТС.
  2. Проверить соответствие данных о пробеге, указанных страхователем, его значению на спидометре.
  3. Указать в акте осмотра особенности комплектации ТС.
  4. Убедиться в наличии рекомендуемых противоугонных систем.
  5. Зафиксировать в акте осмотра штатные и дополнительно установленные устройства и приборы, принимаемые на страхование.
  6. Совершить внутренний и внешний осмотр ТС и убедиться в отсутствии любых видов повреждений. В противном случае, например при заключении договора страхования КАСКО на подержанный автомобиль, зарегистрировать все обнаруженные дефекты.
  7. Заполнить акт предстрахового осмотра.
  8. Сделать как минимуму 8 фотографий ТС. Съемку советуется проводить с четырех углов, чтобы на фото было видно две стороны ТС. Кроме этого к акту осмотра следует приложить фото спидометра, марки и размера шин и дисков, салонной отделки и таблички с VIN-номером.

Естественным завершением предстрахового осмотра ТС является подписание акта. Делается это обеими сторонами, участвующими в сделке – уполномоченным на проведение осмотра сотрудником СК и самим страхователем. Причем клиенту в обязательном порядке должна быть предоставлена копия акта об осмотре ТС, заверенная печатью страховой компании. Это способствует исключению любых противоречий в момент оформления убыточного дела.

Очень часто, потерпевший хочет посмотреть акт осмотра страховой компании и не может этого сделать. Страховые компании в большинстве случаев отказывают в предоставлении акта осмотра, а также результатов независимой оценки, мотивируя это тем, что такого требования нет в законе «об ОСАГО» или просто ссылаясь на то, что это их собственность.

Между тем, акт осмотра и результат проведенной оценки может быть необходим потерпевшему для организации собственной независимой экспертизы или понимания схемы дальнейшего взаимодействия со страховой компанией.

Кроме того, очень часто при направлении на ремонт по полису ОСАГО потерпевший даже приблизительно не представляет, какую сумму согласовала СК и о каких именно работах идет речь и для понимания будет не лишним взглянуть в акт осмотра и калькуляцию.

1. Законные основания для получения акта

Когда представители СК говорят о том, что в законе «Об ОСАГО» нет требования предоставить акт, они правы, но всей правды они вам тоже не говорят.

На основании пункта 4.23 правил ОСАГО страховщик не позднее 3 дней со дня получения заявления о выдаче акта о страховом случае обязан его выдать. При этом в пункте 3.11 Правил описан порядок предоставления автомобиля на осмотр и проведения независимой экспертизы. То есть, если проводилась экспертиза, то она является частью акта о страховом случае, акт осмотра входит в ее состав.

Таким образом, хоть это и не прописано в законе, но это прописано в правилах взаимодействия, установленными регуляторами, и соответственно, правда, на стороне потерпевшего.

2. Как получить акт и калькуляцию

Нужно понять одну простую вещь, со страховой компанией нужно взаимодействовать языком официальных запросов. Если вы будете что-либо просить или требовать на словах, вам могут дать самый безумный ответ и потом сказать, что никакого разговора и не было.

Для получения акта вы должны направить письменный запрос в свободной форме в представительство СК. В запросе лучше всего сразу сослаться на пункты 4.23 и 3.11 правил ОСАГО. Чтобы иметь возможность подтвердить что запрос направлялся, рекомендуем отправить его почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Либо можете принести запрос лично и потребовать у секретаря зарегистрировать его и выдать вам регистрационный номер.

В случае уклонения представителей СК от получения уведомления по почте или отказа регистрировать обращение вы можете жаловаться на действия представителей СК на сайте регуляторов (РСА, ЦБ).

Если вы полны решимости судиться с СК, то можете подать иск в суд, с указанием в качестве суммы иска лимита выплат по полису ОСАГО.