Правовое регулирование аудиторской деятельности в российской федерации. Нормативное регулирование аудиторской деятельности. Права частных аудиторов и аудиторских фирм

В России принята концепция государственного регулирования аудиторской деятельности, законодательно определены все основные элементы системы регулирования. Регулирование аудиторской деятельности осуществляется не только посредством законов и подзаконных актов, издаваемых государственными структурами, но и с помощью нормативных актов общественных организаций.

В системе правового регулирования аудита в России можно выделить шесть уровней.

Первый уровень правового регулирования представлен не только законами, полностью посвященными аудиту (например, Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"), но и законами, касающимися аудита лишь в какой-то своей части - Законы "Об акционерных обществах", "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)". К ним еще можно отнести нормы Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Административного кодекса РФ.

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" обозначил правовое пространство аудита и значительно расширил роль и возможности профессиональных аудиторских объединений, при этом он четко закрепил функции уполномоченного государственного органа регулирования аудиторской деятельности за Минфином России. Нормы Федерального закона "Об аудиторской деятельности" имеют приоритет перед нормами других законов, регулирующих отношения в области аудита. Принято считать, что правовое становление аудита в РФ состоялось с введением данного Закона.

Некоторые источники к первому уровню регулирования аудита относят еще и указы Президента РФ. Не подвергается сомнению то, что указы Президента РФ могут регулировать отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, но при этом они не должны противоречить федеральным законам. Данный инструмент правового регулирования аудита не имеет аналога в странах с развитой рыночной экономикой, но с учетом "особенностей российской экономики" он может участвовать в регулировании аудита в ограниченном варианте. Указы Президента РФ имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам, и, следовательно, их можно отнести ко второму уровню нормативно-правового регулирования.

Документы второго уровня нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности кроме указов Президента РФ представлены постановлениями Правительства РФ. На основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления об аудиторской деятельности, так как согласно ч. 1 ст. 114 Конституции РФ оно обязано обеспечивать проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативно-правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу. В качестве примеров документов данного уровня правового регулирования можно привести Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации"//РГ. - 2002. - № 28., от 30.11.2005г. № 706 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита" Постановление Правительства РФ от 30.11.2005г. № 706 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита»//СЗ РФ. - 2005. - № 49. - Ст. 5224. и иные постановления, касающиеся особенностей проведения аудита отдельных хозяйствующих субъектов.

Третий уровень представляют федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые Минфином России. Они устанавливают правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Федеральные правила (стандарты) обязательны для исполнения субъектами аудиторской деятельности, за исключением положений, в отношении которых указано, что они носят рекомендательный характер (п. 3 ст. 9 Федерального закона № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" ФЗ от 07.08.2001г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности»//СЗ РФ. - 2001. - № 33. - Ст. 3422.). Учитывая это, по степени обязательности федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности следует разделить на следующие группы:

  • - правила (стандарты), обязательные для исполнения;
  • - правила (стандарты), преимущественно обязательные для исполнения;
  • - правила (стандарты), носящие рекомендательный характер.

Данный пункт Федерального закона во многом ослабил применимость этих правил, поскольку одна из сторон в договоре оказания аудиторских услуг может сослаться на рекомендательный характер того или иного правила.

Отдельно от федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в четвертый уровень можно выделить акты, издаваемые в пределах своей компетенции уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности - Минфином России, а также другими министерствами и ведомствами.

Если первые четыре уровня относятся к государственному регулированию аудиторской деятельности, то пятый и шестой уровни - к саморегулированию (негосударственному регулированию).

На пятом уровне находятся нормативные акты аккредитованных (саморегулируемых) аудиторских объединений. Они издаются объединениями в пределах своей компетенции и представлены Кодексом профессиональной этики, а также внутренними стандартами.

К шестому уровню регулирования аудиторской деятельности относятся разработанные аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами внутренние правила (стандарты) и методики. Данные документы детализируют, расшифровывают и уточняют положения, сформулированные в документах других уровней, и содержат подробное изложение вопросов, которые для вышестоящих уровней регулирования являются незначительными. Кроме того, посредством внутренних стандартов и методик в аудиторской организации должна быть внедрена система контроля качества аудита. Процесс ее разработки представляет собой научно-исследовательские изыскания, дающие теоретическую и практическую основу для проведения аудита и оказания аудиторских услуг на высоком профессиональном уровне. Создание системы внутреннего контроля в аудиторской организации посредством разработки внутренних стандартов и методик положительно сказывается на качестве оказываемых услуг. Данному источнику нормативного регулирования уделяется мало внимания как со стороны саморегулируемых объединений и государства, так и самими аудиторами. Приоритетной задачей аудиторских организаций стран с развитой рыночной экономикой является разработка внутренних стандартов. Примечательно, что это происходит не только в странах с концепцией саморегулирования аудита.

Важным является то, что документы, относящиеся к первым четырем уровням, составляют базу нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности. Аудиторские объединения и организации, внедрив в практическую деятельность внутренние стандарты, разработанные на основе этой базы, значительно могут повысить качество аудиторской деятельности в РФ. Кроме того, наличие внутренних стандартов у аудиторских организаций является залогом их выхода на высокий профессиональный уровень оказания услуг.

В современных условиях, характеризующихся в первую очередь активной интеграцией России в мировую экономику, все большее значение приобретают МСА. Между тем Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" не содержит каких-либо норм о месте и роли международных стандартов в системе источников нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности. Тема роли МСА как возможного источника регулирования аудиторской деятельности является одной из самых актуальных и разработанных в отечественной литературе по аудиту. Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ отличается значительным своеобразием по сравнению с зарубежным опытом:

  • 1. Регулирование аудиторской деятельности в РФ преимущественно осуществляется на основе законов и подзаконных актов государственных органов власти в отличие от ряда зарубежных стран (США, Великобритания), так как нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности находится в исключительной компетенции РФ (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ).
  • 2. Нормы законов и подзаконных актов, относящихся к различным отраслям права, устанавливают правовой режим аудиторской деятельности. Основную долю в общем объеме источников занимают источники финансового права, устанавливающие обязательные требования по государственному регулированию аудиторской деятельности. В то же время в ходе практической деятельности регулирование осуществляется в том числе и на основе гражданско-правовых норм.
  • 3. Наличие федеральных законов, регулирующих смежные отношения с учетом специфики аудиторской деятельности применительно к отдельным видам деятельности, и нормативно-правовых актов, не учитывающих особенности аудиторской деятельности. В ряде случаев они возлагают на аудиторов выполнение не свойственных им функций, нарушают независимость и конфиденциальность их работы.
  • 4. Наличие источников регулирования, которые не могут быть полностью охарактеризованы как правовые, однако имеют значительное влияние на аудиторскую деятельность. К таким относятся в первую очередь Кодекс этики аудиторов и международные стандарты аудита.

Действующая в России система нормативного регулиро­вания аудиторской деятельности включает пять уровней:

Первый уровень - Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» относится к основ­ным законодательным актам. Этот закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля. Имен­но принятие закона позволяет считать, что становление ауди­та в России состоялось.

К документам первого уровня относят также кодексы Рос­сийской Федерации и указы Президента РФ.

К документам второго уровня относят постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты уполномочен­ного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призван­ные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступатель­ное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов, такие, как:

    Постановление Правительства РФ от 06.02,02 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

    Постановление Правительства РФ от 29.03.02 № 190 « Лицензировании аудиторской деятельности».

    Приказ Минфина РФ от 27.10.99 № 69н «Порядок пре­ставления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности» и др.

Третий уровень системы нормативного регулирована аудиторской деятельности представлен федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельности и стандартами аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, и прежде всего арбитражным судом.

Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключе­ния. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходи­мый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целе­сообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество ауди­торской проверки.

    Четвертый уровень - методики аудиторской деятель­ности, регламентирующие порядок осуществления аудитора­ми проверок применительно к конкретным отраслям, по от­дельным вопросам налогообложения, финансов и по специ­альным аудиторским заданиям.

    Пятый уровень - внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения поло­жений аудиторской деятельности, оказания помощи в их реа­лизации, выработке приемов и способов выполнения кон­кретных аудиторских процедур. Они разрабатываются ауди­торскими организациями и обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской организации.

Формируемая система нормативного регулирования аудита представлена в табл. 4.

Таблица 4

Система нормативного регулирования аудита в России

Документы

Органы, принимающие Документы

I уровень

Федеральные -законы, кодексы, указы

Федеральное собрание, Правительство РФ, Государственная дума, Президент РФ

И уровень

Постановления приказы

Правительство РФ, Президент РФ, Минфин РФ, департамент организации аудиторской деятельности

III уровень

Федеральные стандарты ауди­торской деятель­ности, стандарты аудиторской дея­тельности

Правительство РФ, Комиссия по аудитор­ской деятельности при Президенте РФ .

IV уровень

Внутренние стан­дарты

Профессиональные аудиторские объединения

V уровень

Внутрифирменные стандарты

Аудиторские организации

Нормативные документы:

Гражданский кодекс РФ.

Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" (вместе с "Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации").

Распоряжение Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54-рп "Об организации работы комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации".

Указ Президента РФ от 27 июля 1995 г. № 765 "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации".

Указ Президента РФ от 31 июля 1995 г. № 784 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ" (вместе с "Порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности", "Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности").

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355 "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке" в редакции Постановления Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 408.

Постановление Правительства РФ от 5 января 1995 г. № 15 "О сроках проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в РФ" в редакции Постановления Правительства РФ от 9 сентября 1995 г. № 910.

Положение о составе по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 661.

Письмо ВАС РФ от 5 апреля 1994 г. № С5-7/03-196 "Об Указе Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 22263 "Об аудиторской деятельности в РФ".

Положение об аудиторской деятельности в банковской системе РСФСР. Утверждено ЦБ РФ от 23 марта 1994 г. № 83-94.

Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности. Утвержден Минфином РФ (протокол № 4 от 5 июля 1994 г. в редакции протокола " 11 от 24 ноября 1994 г.).

Официальное сообщение ЦБ РФ от 10 июля 1994 г. "О создании центральной аттестационно - лицензионной аудиторской комиссии Центрального банка Российской Федерации".

Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудита банков. Утвержден ЦБ РФ (протокол № 1 от 27 сентября 1994 г.).

Приказ ЦБ РФ от 18 ноября 1994 г. № 022-1622 "О введении в действие положения о центральной аттестационно - лицензионной комиссией Минфина РФ 17 марта 1993 г.

Письмо Росстрахнадзора от 20 марта 1995 г. № 16-8р/22 "Рекомендации по аудиторской проверке страховщиков".

Письмо ЦБ РФ от 6 мая 1995 г. № 15-5-2/195 "О порядке выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности".

Хозяйствующие субъекты, подлежащие обязательной ежегодной аудиторской проверке:

1. Открытые АО независимо от числа участников (акционеров) и размера уставного капитала.

2. Страховые организации и общества взаимного страхования.

3. Внебюджетные фонды, образованные за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц, предусмотренных законодательством.

4. Предприятия с иностранными инвестициями.

5. Инвестиционные фонды, включая паевые и чековые, холдинговые компании.

6. Товарные и фондовые биржи.

7. Бланки и другие кредитные организации.

8. Благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, образованные за счет добровольных отчислений юридических и физических лиц.

9. Прочие хозяйствующие субъекты (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей:

Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год более 500 тыс. размеров ММОТ;

Сумма активов баланса на конец отчетного года более 200 тыс. размеров ММОТ.

Хозяйствующие субъекты обязаны ежегодно получать аудиторское заключение, подтверждающее правильность годовой финансовой отчетности.

Б. Аудиторская проверка. Общие положения

Аудиторская проверка - независимая вневедомственная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых деклараций, платежно-расчетной документации и других финансовых обязательств и требований.

Устанавливает достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ. Осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, который проводится специально уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством РФ:

Проводится специально аттестованными специалистами-аудиторами, работающими:

В составе аудиторских фирм;

Самостоятельно.

Аудиторские фирмы - юридические лица, имеющие любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством (кроме открытого акционерного общества).

Аудиторы - физические лица, имеющие квалификационный аттестат и зарегистрированные как предприниматели.

Обязательным условием осуществления аудиторской деятельности является наличие лицензии, выданной в установленном законодательством порядке на проведение определенного вида аудита.

Виды лицензий:

Банковский аудит;

Аудит бирж;

Аудит внебюджетных фондов;

Аудит инвестиционных институтов;

Аудит страховых организаций;

Общий аудит (аудит иных экономических субъектов).

Аудиторская проверка по поручению государственных органов

Поручение о проведении аудиторской проверки может быть выдано аудиторской фирме (аудитору): органом дознания и следователем (при наличии санкции прокурора), прокурором.

При наличии в производстве указанных органов:

1. возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела;

2. принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела;

3. дела, подведомственные арбитражному суду.

Проверка может проводиться (с согласия аудитора) по документам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) органом дознания, прокурором или судом.

Государственные органы, выдавшие поручение, обязаны:

1. обеспечить надлежащие условия работы;

2. обеспечить личную безопасность аудитора и членов его семьи (в случае необходимости).

Оплата аудиторской проверки, проводимой по поручению государственных органов

Оплата производится предварительно за счет проверяемого субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством РФ (пока не утверждены).

При банкротстве проверяемого субъекта предварительная оплата производится в месячный срок по тем же ставкам средств федерального бюджета РФ с последующим возмещением за счет имущества банкрота.

Аудитор (аудиторская фирма) может обращаться в суд или арбитражный суд за защитой нарушенных имущественных интересов в случаях:

1. отказа или уклонения проверяемого субъекта от предварительной оплаты работы аудитора (аудиторской фирмы) при наличии у него достаточных средств;

2. неоплаты работы за счет федерального бюджета РФ.

Повторная проверка по тем же основаниям производится только за счет средств федерального бюджета РФ и не может проводиться аудитором (аудиторской фирмой), проводившим первоначальную проверку.

Порядок привлечения аудитора к работе

Право выбора аудитора предоставляется проверяемому хозяйствующему субъекту (кроме случаев проверки по поручению государственных органов). На выполнение оказываемой услуги должен быть заключен договор. Расходы по уплате аудиторских услуг включаются в состав себестоимости продукции (работ, услуг) проверяемого субъекта, если эта услуга является обязательной. Затраты, связанные с аудиторской проверкой финансово-хозяйственной деятельности организации проводимой по инициативе одного из ее руководителей (участников), относятся ан прибыль, остающуюся в распоряжении этой организации.

Ограничения в отношении лиц, привлекаемых в качестве аудитора

Аудиторская проверка не может производиться аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими проверяемому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой отчетности, являющимися в отношении проверяемого субъекта: учредителями, собственниками, акционерами.

Аудиторская проверка не может производиться аудиторами:

1. руководителями и иными должностными лицами, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2. близкими родственниками учредителей, собственников, акционеров, руководителей и иных должностных лиц (родителями, супругами, братьями, сестрами, родителями и детьми супругов).

Аудиторская проверка не может производиться аудиторскими фирмами, в отношении которых проверяемый субъект является: учредителем, собственником, акционером, страховщиком, кредитором, дочерним предприятием, филиалом (отделением), представительством.

Если обстоятельства, исключающие возможность проведения проверки, возникли или стали известны после заключения договора или дачи поручения на ее проведение, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается. В случае умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) от заказчика подобны обстоятельств заказчику возмещаются за счет аудитора (аудиторской фирмы) все расходы, понесенные им в связи с заключением договора. Сокрытие указанных обстоятельств является также основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Санкции к аудиторам, допускающим некачественную проверку

По заявлению проверяемого экономического субъекта и за счет его средств, орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, может назначить проверку качества аудиторского заключения. Проверка также может быть назначена по собственной инициативе этого органа или по предложению прокурора за счет средств федерального бюджета РФ.

В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для проверяемой организации, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию:

Понесенные убытки в полном объеме;

Расходы на проведение перепроверки;

Штраф, зачисляемый в доход федерального бюджета РФ, в сумме до 100-кратного размера ММОТ - с аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятельно, и от 100 до 500-кратного размера ММОТ - с аудиторской фирмы.

Основные направления аудиторских проверок

Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки исходя из:

Требований нормативных актов РФ;

Конкретных условий договора с экономическим субъектом;

При проведении аудиторской проверки составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают.

Основные направления аудиторских проверок:

1. Экспертиза учредительных документов (устав, договор, свидетельство о государственной регистрации, наличие лицензии при необходимости).

2. Экспертиза заключенных хозяйственных договоров на соответствие действующему законодательству и выполнению условий. Источник информации: юридические документы, деловая переписка и внутренние документы.

3. Проверка бухгалтерских и первичных документов, регистров бухгалтерского учета и форм отчетности. Источник информации: документы бухгалтерского учета и отчетности.

4. Проверка взаимосвязи и соответствия данных аналитического, синтетического учета и отчетности.

5. Наличие, правильность оформления применения Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности.

6. Правильность оформления, ведения и отражения в учете кассовых операций. Соответствие установленному порядку осуществляемых: расчетно-платежных операций, расчетов с дебиторами и кредиторами, расчетов по оплате труда.

7. Законность осуществления и правильность учета операций с иностранной валютой. Обоснованность включения расходов в себестоимость продукции (работ, услуг). Правильность определения налогооблагаемых баз для расчетов налогов. Полнота их исчисления.

8. Правильность и полнота расчетов по обязательным отчислениям в государственные внебюджетные фонды.

Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим лицам для использования этих сведений в целях предпринимательской деятельности.

Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного уда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным.

Е. Права и обязанности сторон

Независимость аудитора - основополагающий принцип аудиторской проверки.

При проведении аудиторской проверки аудиторы независимы как от проверяемого субъекта, так и от любой третьей стороны, в том числе выдавшей поручение, и от собственного руководства.

Проверяемый хозяйствующий субъект

ПРАВА: получать от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора.

ОБЯЗАННОСТИ: создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения проверки, предоставлять всю необходимую документацию и давать устные и письменные объяснения по запросу аудитора. Оперативно устранять выявленные нарушения.

Запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круа вопросов, подлежащих выяснению при проверке.

Аудиторы (аудиторские фирмы)

ПРАВА: самостоятельно определять формы и методы проверки исходя из требований нормативных актов и условий договоров с субъектом или содержания поручения государственных органов. Проверять в полном объеме: документацию о финансово-хозяйственной деятельности; наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей. Получать необходимые разъяснения и дополнительные сведения, получать по письменному запросу необходимую информацию от третьих лиц, привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке: аудиторов, работающих самостоятельно, аудиторов из других аудиторских фирм, иных специалистов.

Отказаться от проведения аудиторской проверки в случае: непредставления проверяемым субъектом необходимой документации, необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

ОБЯЗАННОСТИ: неукоснительно соблюдать требования законодательства, немедленно сообщать заказчику о невозможности своего участия в проверке, а также о необходимости привлечения дополнительных специалистов, квалифицированно проводить проверки (оказывать оные аудиторские услуги), обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе проверки и не разглашать их содержание без согласия проверяемого субъекта (кроме случаев, предусмотренных законодательством).

Данные, полученные в ходе проверки по поручению государственных органов, могут быть преданы гласности до вступления в силу решения суда (арбитражного суда) только с разрешения суда и в разрешенном им объеме.

Ж. Заключение аудитора

Заключение аудитора (аудиторской фирмы) - документ, являющийся результатом аудиторской проверки. Имеет юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправление и судебных органов. Является неотъемлемой частью годового бухгалтерского (финансового) отчета. Приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством, если проверка проведена по поручению государственных органов. Подписывается аудитором, поводящим проверку, и заверяется его личной печатью (каждая страница).

При проведении проверки аудиторской фирмой заключение, кроме того, подписывается в целом руководителем этой фирмы (или уполномоченным им лицом) и заверяется печатью фирмы.

Состав заключения

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Для аудиторской фирмы: юридический адрес и телефон, порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию, срок ее действия, номер регистрационного свидетельства, номер расчетного счета, фамилия, имя, отчество всех аудиторов, участвующих в проверке.

Для аудитора, работающего самостоятельно: фамилия, имя, отчество, стаж работы аудитором, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию, срок ее действия, номер регистрационного свидетельства, номер расчетного счета.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: наименование экономического субъекта и период, за который проводится проверка; результаты экспертизы организации, учета и отчетности, а также состояния внутреннего контроля; факты выявленные существенных нарушений, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников этот субъекта, государству или третьим лицам: наименование установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, законодательство РФ.

ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ: запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности; если в ходе проверки экономическим субъектом не были устранены выявленные существенные нарушения.

Экономический субъект обязан представить заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения.

Нормативное регулирование аудита представляет собой многоуровневую систему. Каждый уровень включает перечень нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в России. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности представлена в табл. 4.

Первый (верхний) уровень включает Закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 7 августа 2001 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. В нем изложены положения, которые позволяют осуществлять общее правовое регулирование аудиторской деятельности в России.

В дополнение к Закону «Об аудиторской деятельности» принимаются различные дополнительные нормативные документы, регулирующие и уточняющие частные вопросы осуществления аудиторской деятельности. Эти нормативные документы формируют второй уровень системы нормативного регулирования аудита. Это приказы, положения, письма по вопросам лицензирования, аттестации, предоставления информации и отчетов по результатам осуществления аудиторской деятельности.

К документам третьего уровня , регулирующим аудиторскую деятельность в России, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. Правила (стандарты) аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деяТаблица 4. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России

Уровни регулирования аудита

Виды и наименования нормативных документов

Область применения

разработанности

1-й уровень

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г.

Определение места, цели и задач аудиторской деятельности, порядка осуществления и оформления результатов аудита

Закон принят

2-й уровень

Подзаконные акты в области регулирования аудиторской деятельности

Регулирование вопросов лицензирования аудиторской деятельности, проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, предоставление информации и отчетности о деятельности аудиторских фирм и аудиторов

Пересматриваются и дополняются по мере необходимости в соответствии с Законом № 119-ФЗ

3-й уровень

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Определение положений регулирования аудиторской деятельности, обязательных для соблюдения всеми аудиторскими фирмами и аудиторами

Осуществляется работа по замене ранее принятых аудиторских стандартов федеральными стандартами, разработанными в соответствии с международными стандартами аудита

4-й уровень

Правила (стандарты) аккредитованных аудиторских профессиональных объединений

Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности, в том числе на уровне объединений, министерств

Разрабатываются аккредитованными аудиторскими профессиональными объединениями и министерствами для осуществления отраслевого аудита

5-й уровень

Внутрифирменные аудиторские правила (стандарты)

Использование при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг

Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

тельности, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Пятый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество аудита и престиж аудиторских фирм.

Важнейшими направлениями развития системы регулирования аудиторской деятельности на ближайшую перспективу являются: завершение формирования основного комплекта федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и поддержание его в актуальном состоянии; совершенствование внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; повышение требований к организации внутреннего контроля качества аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; развитие саморегулирования аудиторской профессии.

Реформирование аудита в РФ связано с внесением изменений в федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Подготовка новой редакции федерального закона «Об аудиторской деятельности» внесет определенные изменения в порядок и организацию аудиторской деятельности. В проект закона внесены положения, предусматривающие существенные изменения в системе регулирования аудиторской деятельности и аудиторской профессии. Основная направленность этих изменений - развитие саморегулирования профессии и обеспечение общественного надзора за ее развитием.

Законопроект предусматривает передачу ряда важнейших функций регулирования аудиторской профессии и аудиторской деятельности от уполномоченных государственных органов само- регулируемым организациям. Среди таких функций - предоставление права заниматься аудиторской деятельностью, разработка федеральных стандартов аудиторской деятельности и кодекса профессиональной этики, внешний контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов, организация системы непрерывного повышения квалификации аудиторов и контроль за соблюдением ими соответствующих требований, принятие мер ответственности к аудиторским организациям и аудиторам.

Для соблюдения нормативных документов в области аудита осуществляется государственный контроль за аудиторской деятельностью. Перечень контролирующих органов и их полномочия установлены Законом «Об аудиторской деятельности».

Общий контроль качества аудита осуществляет уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. Положение о федеральном органе утверждает Правительство Российской Федерации.

Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:

  • издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности;
  • организация системы надзора за соблюдением лицензионных требований и условий;
  • контроль за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • определение объема и разработка порядка представления отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
  • ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров;
  • аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка

аудиторской деятельности функционирует совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Совет в предварительном порядке рассматривает все важнейшие вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности, уделяет большое внимание вопросам аттестации и повышения квалификации аудиторов и внешнему контролю качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, рассматривает результаты и перспективы рынка аудиторских услуг и деятельности аудиторских объединений.

Деятельность Совета является открытой. Информация о его заседаниях и принятые им решения публикуются на официальном Интернет-сайте Минфина России. Там же публикуются одобренные Советом документы.

В последнее время ведется подготовка к реформированию Совета и постепенному преобразованию его в орган общественного надзора за аудиторской профессией.

В регионах, областях и городах регулирование аудиторской деятельности осуществляют аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.

Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение - саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, которое действует на некоммерческой основе. При Минфине России аккредитованы следующие аудиторские объединения: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБР), Аудиторская палата России (АПР), Московская аудиторская палата (МоАП), Российская коллегия аудиторов (РКА), Институт профессиональных аудиторов России (ИПАР). По экспертной оценке в настоящее время членами аудиторских объединений являются более 70 % аудиторских организаций, фактически ведущих аудиторскую деятельность, и порядка трети аудиторов, фактически занятых в аудиторской деятельности.

Исходя из Федерального закона «Об аудиторской деятельности» основными видами деятельности аудиторских объединений являются:

  • 1) разработка правил (стандартов) профессиональной деятельности и соответствующего методического обеспечения ее;
  • 2) внешний контроль качества работы членов;
  • 3) повышение профессионального мастерства членов;
  • 4) контроль соблюдения аудиторами требований, установленных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Планомерно, по мере становления и укрепления аудиторских объединений Минфин России передает им потенциально избыточные для государства функции регулирования аудиторской деятельности и аудиторской профессии. На это направлены и рассматриваемые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации поправки в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Функции аудиторских объединений планируется расширить, в частности:

  • 1) разработка и установление требований к членству аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемом аудиторском объединении;
  • 2) привлечение к ответственности членов саморегулируемого аудиторского объединения за нарушение устава, федеральных стандартов аудиторской деятельности, Кодекса профессиональной этики аудиторов;
  • 3) представление интересов членов саморегулируемого аудиторского объединения в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам, связанным с аудиторской деятельностью, бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью;
  • 4) организация повышения квалификации членов саморегулируемого аудиторского объединения;
  • 5) обеспечение информационной открытости деятельности своих членов.

В соответствии с проектом закона «Об аудиторской деятельности» саморегулируемое аудиторское объединение вправе устанавливать в отношении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, которые являются членами этого саморегулируемого аудиторского объединения, обязательные требования обеспечения их ответственности, в том числе посредством страхования, при осуществлении аудиторской деятельности.

Аудиторская практика часто опережала создание нормативной базы. Существенное количество компаний, занимающихся аудитом, стремилось к быстрому освоению соответствующего рынка, расширяло разные виды услуг, оказывало услуги различным субъектам хозяйственной деятельности, что зачастую приводило к недостаточному уровню требовательности к качеству осуществляемых проверок. Временами речь шла даже о нарушениях правовых норм, а также выдаче заключений по результатам процедуры за вознаграждение, то есть без реальной реализации аудита. Такое положение дел возложило на органы, которые регулируют ауд. деятельность, важнейшую задачу, связанную с контролем за качеством проверок. В нашей статье рассмотрим понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности на территории РФ.

Единый нормативный документ

В связи с описанными выше событиями появилась настоятельная необходимость в создании единого нормативного документа. Таким образом, в августе 2001 года «Временные правила аудита» заменили полноценным ФЗ от 13.07.2001 "Об аудиторской деятельности". За 8 лет существования представленного Закона в него внесли большое количество существенных изменений и дополнений, которые в конечном итоге привели к появлению в декабре 2008 года нового ФЗ от 30.12.2008 "Об аудиторской деятельности". Именно он является главным руководством по нормативно-правовому регулированию и организации аудиторской деятельности на территории России.

Что утверждено в Законе?

  • Определение категории, а также аудиторской деятельности; список услуг, которые сопутствуют аудиту.
  • Система нормативных актов и органов, которые регулируют данный вид деятельности.
  • Определение аудиторской структуры, а также объединения аудиторов саморегулируемого типа.
  • Порядок осуществления аттестации аудита и обоснование необходимости ее реализации.
  • Критерии вхождения в реестр СРО (то есть саморегулируемых организаций), а также показатели членства аудиторов и аудиторских структур.
  • Порядок ведения гос. реестра СРО и реестра аудиторских компаний и аудиторов.
  • Случаи осуществления обязательной аудиторской проверки.
  • Понятие и разделение аудиторских стандартов.
  • Определение заключения по аудиту и его структура.
  • Обязанности и права аудиторских компаний и аудируемых лиц в процессе реализации проверки.
  • Порядок надзора за работой СРО со стороны государства, а также контроль качества деятельности работы аудиторских организаций.

Место аудита в экономической деятельности

Как выяснилось, нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в первую очередь осуществляется посредством ФЗ «Об аудиторской деятельности». Данный Закон дает определенное место аудиту в финансово-хозяйственной деятельности. Стоит отметить, что для России это является важным, потому что исторически складывалась такая картина, что контроль со стороны государства был почти единственной разновидностью контроля. Так, необходимо было выяснить место и роль вне зависимости от формы финансового контроля, которой выступает аудит.

Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ: другие источники

ФЗ "Об аудиторской деятельности" считается наиболее важным нормативным актом, однако не только он предъявляет основополагающие требования к данному виду деятельности. На сегодняшний день в Российской Федерации утверждена концепция смешанного типа в отношении регулирования аудита. Кроме того, законодательным образом определены все основные компоненты системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ. Следует заметить, что смешанная система регулирования реализуется не только с помощью законов и актов подзаконного плана, которые издаются государственными органами, но и посредством нормативных актов организаций общественного характера.

Уровни нормативных актов

В системе нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности есть четыре уровня в отношении нормативных актов. Рассмотрим их подробнее:

  • Первый уровень. Документы: законы, указы, кодексы федерального значения. Органы: Правительство РФ, Президент РФ, Федеральное собрание, Государственная Дума.
  • Второй уровень. Документы: приказы, постановления, кодекс этики аудиторов в профессиональном плане, стандарты аудита, федеральные стандарты аудита. Органы: Минфин, Правительство, Департамент регулирования гос. фин. контроля, аудита, бух. учета и отчетности.
  • Третий уровень. Документы: стандарты организаций общественного типа, кодексы проф. этики общественных структур, их положения и методические руководства (в пределах соответствующих полномочий). Органы: организации аудиторов саморегулируемого типа.
  • Четвертый уровень. Документы: правила реализации контроля качества, внутрифирменные стандарты. Органы: организации аудиторского типа, индивидуальные предприниматели, осуществляющие данную деятельность.

Первый уровень регулирования

1-й уровень правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации представлен НК РФ, ГК РФ, ФЗ "Об аудиторской деятельности", ФЗ "О саморегулируемых организациях", ФЗ "О Центральном банке РФ", Законом под названием "Об акционерных обществах" и прочее. Имеют место и нормативные акты гос. органов власти. Среди них важно отметить постановление Правительства РФ "О вопросах гос. регулирования аудиторской деятельности в РФ" и так далее. Именно на основании названных нормативных актов реализуется правовое регулирование аудиторской деятельности со стороны государства.

Второй уровень регулирования

Второй уровень правового регулирования аудита и аудиторской деятельности составляют следующие документы: национальный кодекс проф. этики аудиторов, стандарты данного вида деятельности федерального уровня, методические руководства и нормативные акты, которые издаются в пределах определенной компетенции уполномоченной федеральной структурой регулирования данной деятельности со стороны государства, то есть Минфином России. В последнюю категорию целесообразно включить приказ Минфина России под названием "Временные положения о системе аттестации, повышения квалификации и обучения аудиторов в РФ", а также "Временное положение об организации и реализации контроля за соблюдением аудиторами стандартов (правил) проф. деятельности и проф. этики", которое было одобрено Советом по аудиту при Минфине России 30.10.2008, и так далее.

Третий уровень регулирования

На третьем уровне правового регулирования аудиторской деятельности — нормативные акты проф. аудиторских объединений. Стоит отметить, что издаются они данными структурами исключительно в пределах собственной компетенции. Как правило, нормативные акты представлены кодексами проф. этики СРО, стандартами СРО специалистов данной области, а также методическими положениями и руководствами, которые издаются СРО в пределах определенной компетенции.

Четвертый уровень регулирования

К четвертому уровню правового регулирования аудиторской деятельности в России целесообразно отнести конкретные правила реализации внутреннего контроля на предприятии или в организации в плане качества. Помимо того, сюда включаются внутренние методики и стандарты. Все они разработаны непосредственно аудиторскими организациями или индивидуальными предпринимателями, продвигающими соответствующий вид деятельности.

Саморегулируемые организации

Стоит отметить, что посредством нормативных актов 3 и 4 уровней, лежащих в основе правового регулирования аудиторской деятельности, происходит саморегулирование аудита. ФЗ "О саморегулируемых организациях" занимается регулированием отношений, связанных с деятельностью таких организаций. Данные отношения объединяют субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности, осуществляют взаимодействие саморегулируемых структур и их членов, а также потребителей произведенной ими товарной продукции (услуг, работ), органов исполнительного типа власти.

Что определяет ФЗ?

Важно знать, что ФЗ "О саморегулируемых организациях" поясняет следующие моменты:

  • Понятие непосредственно саморегулирования, а также субъектов данной категории.
  • Предмет саморегулирования, правила и стандарты саморегулируемых структур, общие критерии признания организации некоммерческого типа СРО. Содержанием саморегулирования выступает разработка и последующее установление правил и стандартов определенного вида деятельности и, конечно же, контроль за исполнением требований определенных правил и стандартов.
  • Структуру органов управления, ключевые функции, обязанности и права саморегулируемых организаций.
  • Необходимость разработки и последующего утверждения правил и стандартов СРО, а также формирования специализированных структур для реализации контроля за их исполнением членами СРО.
  • Порядок выполнения контрольных функций в отношении саморегулируемых организаций, которые относятся к деятельности их членов.
  • Методы обеспечения имущественного типа ответственности членов СРО непосредственно перед потребителями товарной продукции (услуг, работ), а также перед другими лицами.

Следует дополнить, что российские стандарты в данном случае имеют название Федеральных правил ауд. деятельности (ФПСАД).

Категория ФПСАД

Интересно знать, что первые ФПСАД — их было шесть, они вступили в действие в далеком 2003 году. С того времени стандарты постоянно обновляются и совершенствуются. Их редактирование связано как с развитием рынка аудита, динамикой эк. активности на территории России, так и с изменениями, происходящими в международной практике аудиторской деятельности, выявлением и последующим обобщением принципиально новых случаев, с которыми в процессе реализации профессиональной деятельности сталкивается аудитор.

На конец 2010 года действовало порядка 34 ФПСАД. Они были приняты согласно уже не действующему ФЗ от 07.08.2001 "Об аудиторской деятельности" и утверждены посредством постановления Правительства РФ от 23.09.2002. Стоит иметь в виду, что названные стандарты не будут терять актуальности до утверждения уполномоченной федеральной структурой стандартов аудита, которые предусмотрены новым Законом от 30.12.2008 "Об ауд. деятельности", на федеральном уровне.

Необходимо знать, что ФПСАД в настоящее время охватывают систему сведений, которые нужны для реализации аудиторской деятельности как в плане аудита, так и относительно услуг сопутствующего типа. Они формируют единые требования, предъявляемые к порядку оказания данного вида услуг, оформлению их итогов, а также к оценке качества аудита.

Требования ФПСАД нужны аудиторам и структурам государственного регулирования для создания и реализации грамотной политики в сфере осуществления аудита. Соответствие отечественных стандартов международным так или иначе обеспечивает доверие к аудиторскому заключению от пользователей как внутри РФ, так и за рубежом.

Заключительная часть

Итак, мы рассмотрели основные аспекты правового регулирования аудиторской деятельности на территории России. В заключение следует отметить, что развитие аудита должно базироваться на лучших мировых достижениях, а также на практике функционирования отечественных организаций и предприятий. Оно должно объединять в себе существующие достижения специалистов в сфере аудита и консалтинга, а также способствовать самосовершенствованию ауд. деятельности в дальнейшем.