Переоценка недвижимости: как оспорить завышенную кадастровую стоимость. Переоценка кадастровой стоимости

Оспаривание государственной кадастровой оценки с целью уменьшения кадастровой стоимости земельного участка стало актуальным с 2011 года. О причинах этого явления и путях снижения кадастровой стоимости - в данной статье.

В рамках реформирования системы имущественного налогообложения в России были произведены законодательные изменения, повлекшие за собой трансформацию механизма исчисления величины налога на землю. Согласно им, начиная с 2006 года в качестве базы для расчета налога используется кадастровая стоимость земельных участков, определенная в ходе массовой оценки недвижимости.

В идеале налогом должна облагаться реальная рыночная стоимость недвижимости, то есть кадастровая стоимость земли должна совпадать или быть максимально приближенной к ее значениям. На практике же полученные при государственной оценке данные оказались существенно завышены, что привело к неоправданному увеличению налогового бремени и справедливому требованию землевладельцев о переоценке и уменьшении кадастровой стоимости земли.

Об актуальности этого явления свидетельствует резко возросшее число обращений в суд со стороны несогласных с результатами оценки землевладельцев.

По данным счетной палаты, в суды в 2012 году было подано 1200 заявлений об оспаривании (уменьшении) полученной в результате кадастровой оценки стоимости земли. В 2013 году количество аналогичных заявлений возросло до 9000.

Рассмотрим сложившуюся ситуацию подробнее.

Как было

Оплачиваемый гражданами России налог на землю ранее входил в группу налогов на имущество наряду с налогами на постройки (жилые и нежилые) и транспорт. Для исчисления его величины использовалась инвентаризационная стоимость участков, определяемая Бюро технической инвентаризации (БТИ) в соответствии с разработанной в шестидесятые годы прошлого столетия методологией. Согласно ей, при определении налогооблагаемой базы учитывались многочисленные параметры строений и находящихся под ними участков. На результат существенно влиял коэффициент амортизации, зависевший от возраста построек.

Так рождались основные «несправедливости» налогообложения. Например, расположенные в центре Москвы сталинские здания с просторными помещениями, толстыми стенами и высокими потолками оценивались ниже, чем свежие «хрущевки» на окраине столицы.

Что нового

Изменения начались в 2001 году, когда Правительством был утвержден Земельный кодекс России и принято решение создать единую публичную кадастровую карту земель. Параллельно предполагалось провести справедливую оценку всех земельных участков страны.

Новая стоимость нужна была для расчета налогов, арендной платы и цен, по которой земля будет передаваться в частное владение. (Постановление №945 «О государственной кадастровой оценке земель» от 25.08.1999 года).

Очевидно, что такая объемная, многофакторная и финансово обременительная работа не могла быть осуществлена единомоментно. Оценка длилась около шести лет (примерно с 1999 по 2005 годы) и проводилась поэтапно, методики ее проведения совершенствовались непосредственно в ходе реализации проекта.

В основе массовой (кадастровой) оценки земли лежали те же принципы, что применяются при ее индивидуальной рыночной оценке. Но для облегчения расчетов использовались методы прикладной математической статистики. В «формулу» вводились различные ценообразующие качества земельных участков, причем в первую очередь те, которые отражали их постоянные и фундаментальные характеристики (такие как вид разрешенного использования, например).

Более мелкие особенности (близость свалки или вредного производства, удаленность от транспортных путей) учитывались в меньшей степени, что было обусловлено срочностью и массовым характером проводимого действия.

В силу таких объективных причин создалась ситуация, когда кадастровая стоимость довольно большого числа участков не совпала с их реальной рыночной ценой. Следовательно, не могут считаться справедливыми и рассчитанные на этой базе налоги или арендная плата.

Новые налоги

К исчислению налогов на основе кадастровой стоимости земли приступили в 2006 году в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации. Ставка налога по видам земель, льготы и освобождения определяются муниципальными властями (в рамках установленных НК максимальных значений). Величину налога рассчитывает местное отделение налоговой инспекции, умножая кадастровую стоимость земли на установленные ставки.

Если владелец земельного участка считает сумму начисленного налога неоправданно высокой, ему потребуется доказать, что кадастровая стоимость его участка определена неверно и должна быть снижена. Рассмотрим подробнее, как это можно сделать.

Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка

Действующее законодательство позволяет владельцу земли, а также другим заинтересованным лицам (арендаторам, платящим за использование земли пропорционально ее стоимости) оспорить определенную в ходе массовой оценки кадастровую стоимость земли с целью ее уменьшения. Сделать это можно двумя способами:

    Обратившись в специальную территориальную комиссию , занимающуюся переоценкой кадастровой стоимости земли. Это путь имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести более короткие (по сравнению с судом) сроки рассмотрения вопроса и отсутствие необходимости оплачивать госпошлину.

    К недостаткам следует отнести наличие различных условий, определяемых местными властями и ограничивающих возможность решения вопроса в рамках деятельности указанной комиссии. Например, обращение принимается к рассмотрению лишь в тех случаях, когда расхождение между рыночной и кадастровой стоимостью участка превышает 30%. Либо устанавливаются малые сроки обращения (не позднее шести месяцев с момента опубликования решения кадастра, например). Кроме того, подобные комиссии действуют еще не во всех субъектах федерации.

    Обратившись в суд . Если владельцем или пользователем земли является юридическое лицо, иск подается в арбитражный суд. Физические лица обращаются в суд общей юрисдикции по месту нахождения земельного участка.

    Решение об уменьшении кадастровой стоимости земельного участка принимается в том случае, если собственнику удается доказать, что рыночная стоимость участка ниже, чем установленная в кадастре. Поэтому начинать дело следует с определения справедливой рыночной цены участка в индивидуальном порядке. Производить такую оценку должны независимые сертифицированные специалисты-оценщики.

    Кроме того, в суде может потребоваться экспертиза полученной оценки, осуществляемая саморегулируемым обществом оценщиков, ее рекомендуется готовить заранее, до момента обращения в суд.

    На основании решения комиссии или вступлении в силу решения суда налоговые органы автоматически осуществляют перерасчет земельного налога в соответствии с новой стоимостью участка. До этого момента уплате подлежит налог, рассчитанный на базе старой кадастровой стоимости.

    Практика показывает, что рассмотрение в суде вопросов, связанных с уменьшением кадастровой стоимости земли, занимает несколько месяцев, поэтому чем быстрее будут подготовлены и представлены необходимые документы, тем меньше сумма неоправданных затрат на содержание земельного участка.

    Важно также иметь в виду, что, согласно требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской федерации», переоценка налоговой базы (то есть массовая кадастровая оценка земли) должна производиться не реже одного раза в пять лет. Делается это с целью поддержания на справедливом уровне цен на недвижимость, на которые влияют такие факторы как изменения конъюнктуры рынка, инфляция, износ. Таким образом, необходимость уменьшения кадастровой стоимости земли может возникнуть вновь.

Этапы оспаривания кадастровой стоимости земли

Для того чтобы уменьшить кадастровую стоимость земельного участка, определенного в ходе массовой оценки, рекомендуется осуществить следующие действия:

  1. Определить потенциальную возможность снижения кадастровой стоимости земельного участка. Обычно на этом этапе проводят предварительные устные переговоры со специалистами, занимающимися оценкой земли.
  2. Провести оценку рыночной стоимости участка, обратившись в независимую специализированную фирму, обладающую соответствующим сертификатом.
  3. Обратиться в саморегулируемое общество оценщиков для проведения экспертизы отчета об оценке, которая подтвердит, что упомянутый отчет составлен в соответствии с требованиями оценочного законодательства Российской Федерации. Это исключит сомнения суда в правомерности и добросовестности представленной оценки.

    Экспертиза отчета об оценке - необязательная опция, ее приходится проводить по настоянию судьи или ответчика. Однако практика показывает, что целесообразно подавать в суд отчет об оценке земли вместе с результатом экспертизы, инициированной истцом.

  4. Оспорить кадастровую стоимость участка в суде или территориальной комиссии, представив результаты независимой оценки и экспертизы отчета по оценке.
  5. Уведомить налоговую инспекцию и органы местной власти об изменении стоимости земельного участка. Внести поправки в кадастр.

Что следует ожидать

Как уже говорилось, массовая оценка земли осуществляется в ходе изменения системы имущественного налогообложения. В прессе обсуждается информация о планах Правительства Российской Федерации провести кадастровую оценку всей недвижимости (не только земли, но и строений). В соответствии с ее результатами будет рассчитываться налог на имущество для юридических и физических лиц.

Следует ожидать, что массовая оценка строений также будет не всегда справедливой, что приведет к необходимости оспаривать ее кадастровую стоимость в судах.

Заказать оценку

Почему именно мы?

Скидка на оценку!

ООО «СОЮЗ-ЭКСПЕРТ» – независимая компания, предлагающая как юридическим, так и физическим лицам услуги, по оценке стоимости земельной собственности. Специалистами нашей компании осуществляется и переоценка кадастровой цены земли.

Что понимается под переоценкой кадастровой стоимости земли?

Кадастровая цена пересматривается муниципальными учреждениями раз в 5 лет. Исходя из кадастровой цены участка, определяются земельный налог и величина арендной платы. Проблема заключается в том, что однородные участки согласно Постановлению Правительства №316 должны объединяться в оценочные зоны. Усреднение стоимости земли на определенной местности приводит к тому, что кадастровая стоимость конкретного участка может значительно превышать рыночную, так как действующая процедура не учитывает индивидуальные особенности участков, следовательно, владельцу приходится платить высокий налог. Пересмотр кадастровой цены нужен, чтобы уровнять рыночную и кадастровую стоимости земли – о том, что они должны быть равны, говорит статья 66 Земельного Кодекса.

До недавнего времени вопрос уменьшения кадастровой цены участка решался исключительно через суд, что крайне неудобно, ведь судебный процесс способен затянуться на месяцы. Сейчас существует возможность изменить стоимость и без обращения в суд. Такая возможность дается владельцу законом «Об оценочной деятельности» (ст. 24). Для этой цели функционирует комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Как происходит переоценка кадастровой стоимости?

В комиссию владельцем земли подается заявление о пересмотре цены, где должна указываться причина, по которой он придерживается мнения, что кадастровая стоимость слишком велика.

Важно: комиссия будет рассматривать случай только тогда, когда на момент подачи определена рыночная цена участка. Если комиссии будет не с чем соотнести определенную кадастровую цену, мотивы владельца участка будут расценены как надуманные, а само заявление окажется отклоненным.

  • Для владельца установлены строгие сроки: подать заявление с пакетом обязательных документов он должен в течение полугода после процедуры кадастровой оценки. На принятие решения о целесообразности переоценки и ознакомление с предоставленными документами комиссии отводится месяц.

Оспорить кадастровую стоимость можно также и через суд. Правом обращаться в суд за переоценкой закон наделяет физических лиц (собственников участков), а также индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые используют землю в законном порядке. Однако существует некоторая разница: землевладельцы-частники должны подавать иски в суд общей юрисдикции, в то время как организации – в Арбитражный суд по месту, где находится участок.

Фактически в суде не оспаривается определенная кадастровая цена участка, а рассматривается целесообразность ее пересмотра по той причине, что при оценке не были приняты во внимание индивидуальные характеристики участка. Ответчиком считается территориальное отделение Росреестра. Для подачи иска у владельца земли есть 3 месяца с того момента, как он узнал о нарушении своих прав.

Какие документы необходимо предоставить для оспаривания?

В перечень бумаг, которые необходимо предоставить комиссии по разрешению споров входят:

  • Заявление с просьбой пересмотреть определенную цену в связи с недостаточностью информации об объекте недвижимости.
  • Документ, удостоверяющий статус владельца участка (а также копия документа, подтвержденная нотариусом).
  • Кадастровый паспорт земли.
  • Документы, подтверждающие обоснованность претензий.
  • Отчет оценщика о рыночной цене и экспертное заключение о том, что отчет соответствует всем нормативам законодательства.

Если какого-то из перечисленных документов в пакете не окажется, просьба владельца будет отклонена.

Есть один минус при подаче жалобы в комиссию по разрешению споров: выгода, которую получит владелец участка, может не покрыть расходы на получения таких бумаг, как отчет о рыночной цене и экспертное заключение. Компенсировать расходы возможно, но для этого опять придется подавать иск.

Для подачи иска необходим следующий пакет бумаг:

  • Исковое заявление.
  • Бумага, подтверждающая право обладания.
  • Кадастровый паспорт.
  • Отчет об экспертной оценке рыночной цены.
  • Квитанция об уплате государственной пошлины.

При обращении в суд экспертное заключение о подлинности отчета не требуется – суд самостоятельно проводит экспертизу этого документа. Возможно также обойтись и вовсе без отчета в пакете, однако, в этом случае придется ждать экспертной оценки, назначенной судом. Ожидание может затянуться на несколько месяцев.

Для того чтобы не заниматься сбором необходимых бумаг самостоятельно, можно обратиться к специалистам ООО «СОЮЗ-Эксперт». В перечень услуг, предлагаемых нашими профессиональными консультантами, входят юридическое сопровождение процесса оспаривания кадастровой цены участка, экспертиза целесообразности оспаривания, представление интересов клиента в муниципальных учреждениях (например, Росреестре).

Задайте вопрос и специалисты на него ответят.

Одной из актуальных проблем современности является оспаривание кадастровой стоимости недвижимости. Обусловлено это тем, что оценка производится раз в 5 лет. За это время рыночная стоимость может значительно уменьшиться по сравнению с кадастровой. Это, в свою очередь, увеличивает размер налоговых платежей.

Почему кадастровая стоимость оказывается завышенной?

Кадастровая стоимость – это оценка, даваемая на основе определенных критериев, государственной комиссией. Согласно земельному законодательству кадастровая стоимость должна быть приближена к рыночной.

На практике дело обстоит иначе. Обусловлено это следующими причинами:

  • Проведение кадастровой оценки недвижимости 1 раз в 5 лет. За это время цена земельного участка может значительно уменьшиться. Например, в результате стихийного бедствия.
  • Массовая оценка. Оценочные мероприятия охватывают большое количество объектов недвижимости. При проведении процедуры применяются усредненные данные. Поэтому цена ЗУ может оказаться выше или ниже рыночной.
  • Намеренное завышение цены недвижимости с целью пополнения бюджета государства.
  • Внесение неверных данных. Например, перепутали год постройки здания.
  • Компьютерный сбой или ошибки.

Данный факт влияет на размер налоговых платежей. За цену, не соответствующую рыночной стоимости, реализовать объект будет затруднительно или вовсе невозможно.

Такие проблемы вызывают негодование среди населения. Для решения предусмотрена процедура оспаривания кадастровой стоимости в административном и судебном порядке.

Можно ли оспорить кадастровую стоимость земельного участка?

Оспорить кадастровую стоимость земельного участка можно:

  • в комиссии споров об определении кадастровой стоимости недвижимости;
  • в суде.

Основания для изменения кадастровой стоимости земли

Изменить кадастровую стоимость земельного участка можно по следующим основаниям:

  • Изменение площади земельного надела. Например, приращение соседнего участка. Расчет кадастровой стоимости осуществляется из расчета площади нового участка, умноженной на показатель, установленный для определенной категории земель;
  • Изменение целевого назначения земли. Подсчет осуществляется по новому удельному показателю;
  • Смена вида разрешенного использования. Перерасчет осуществляется после внесения изменений в кадастр и реестр недвижимости;
  • Уменьшение стоимости в результате стихийного бедствия;
  • Намеренное завышение цены с целью увеличения налогового сбора.

Как изменить кадастровую стоимость земельного участка?

Изменение кадастровой стоимости земельного участка осуществляется в определенном порядке.

Куда обращаться?

Претензия подается в Росреестр в течение 6 месяцев после опубликования результатов.

Заявление и необходимая документация предоставляются:

  • лично при обращении в государственный регистрирующий орган;
  • через представителя - для этого оформляется доверенность в нотариальной конторе;
  • через почтовое отделение связи - отправление осуществляется заказным письмом с описью вложений.

Важно : переоценка осуществляется в большую или меньшую сторону только в пределах 30%. При отстаивании иной позиции дело рассматривается судом. В таких сложных делах поможет .

Ответ предоставляется в письменном виде. В случае положительного решения новая стоимость вносится в кадастр. При отрицательном - указываются причины отказа. Неудовлетворительный ответ предоставляется, если:

  • Имеются технические ошибки. После их устранения документация принимается на новое рассмотрение;
  • Перерасчет невозможен в силу закона.

Документы

Образец заявления можно найти на сайте Росреестра или получить при личном обращении. В нем указываются:

  • ФИО и иные личные данные собственника ЗУ;
  • контактные данные заявителя;
  • сведения о юридическом лице, если оно является правообладателем;

В основной части документа указывается причина, по которой требуется пересмотр стоимости земельного надела.

Вместе с заявлением подаются:

  • паспорт заявителя;
  • доверенность, если интересы правообладателя представляет третье лицо;
  • кадастровая документация;
  • документ, на основании которого был приобретен ЗУ;
  • выписка о праве собственности на участок;
  • документ об оценке недвижимости независимого эксперта;
  • квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.

Документация при личном обращении сдается под расписку ответственному сотруднику. Заявитель уведомляется о дате принятия решения.

Стоимость

Согласно налоговому законодательству размер государственной пошлины равен 350 рублям. Юридическое лицо в такой ситуации должно заплатить 1000 рублей. Переоформление кадастрового паспорта в связи с пересмотром кадастровой стоимости земельного участка обойдется в 200 рублей.

Проведение экспертизы в разных регионах может стоить от 3 тыс. рублей и выше. Высокая стоимость обусловлена проведением дорогостоящих анализов почвы.

Сроки

Решение принимается в месячный срок.

В это время засчитывается:

  • принятие заявления к рассмотрению;
  • изучение представленных документов и вынесение решения.

Отказ обжалуется в суд в десятидневный срок. В это время заявитель получает новый кадастровый паспорт и выписку с актуальной информацией.

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка через суд?

Правообладатель в случае несогласия с оценкой комиссии вправе обратиться в суд. Дела такого типа рассматривает суд общей юрисдикции субъекта Федерации.

В исковом заявлении указываются следующие данные:

  • ФИО, адрес регистрации и фактического проживания, дата, место рождения и контактная информация заявителя;
  • Данные ответчика. В качестве отвечающей стороны выступает Росреестр РФ во главе с главным должностным лицом. Указывается наименование органа, адрес, реквизиты и ФИО начальника;
  • Название иска «Исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости недвижимости»;
  • Изложение сути дела;
  • Указание на законодательные акты, положения которых нарушены;
  • Просительная часть «Прошу признать…», «Прошу обязать…»;
  • Приложения документов;
  • Дата;
  • Подпись с расшифровкой.

К заявлению прикладываются:

  • паспорт заявителя;
  • нотариальная доверенность, если интересы стороны представляет третье лицо;
  • решение кадастровой комиссии, если заявитель изначально применял досудебный порядок урегулирования спора;
  • выписка о праве собственности на ЗУ;
  • кадастровая документация на участок;
  • доказательства, подтверждающие правоту истца (экспертиза, независимая оценка, чеки об оплате налога по спорной стоимости недвижимости и т.д.);
  • чек об оплате пошлины.

Документация подается по количеству участников процесса и один экземпляр для суда. Истец может самостоятельно направить пакет документов ответчику. В противном случае это сделает суд.

Подать документы можно:

  • Лично, явившись в приемные часы канцелярии суда;
  • Через представителя. В таком случае требуется действительная нотариальная доверенность;
  • Посредством почтовой связи. Бумаги направляются заказным письмом с уведомлением и описью вложений.

Если заявление было подано правильно, то суд принимает его к своему рассмотрению. В случае нехватки бумаг иск остается без движения до устранения недостатков. Дело рассматривается в течение 2 месяцев.

Решение вступает в законную силу по истечении 30 дней с момента вынесения мотивированной части. Несогласная сторона вправе обжаловать судебный акт в вышестоящей инстанции в период, предоставленный для обжалования.

Если суд удовлетворит заявленные требования, то новая кадастровая стоимость вносится в реестр с 1 января года, в котором было судебное разбирательство. Получить излишне уплаченный средства можно только за этот период. За предыдущие годы возврат не осуществляется.

Кадастровая стоимость определяется в ходе государственной кадастровой оценки независимыми оценщиками. Порядок проведения государственной кадастровой оценки регулируется Федеральным законом от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Кадастровая стоимость имущества устанавливается государством. Она влияет на многие финансовые вопросы, которые связаны с использованием недвижимости. Зачастую она завышена.
Пользователи и собственники недвижимости заинтересованы в реальной стоимости для:

  • установления меньшего размера земельного налога;
  • определения меньшей выкупной цены за земельный участок при приобретении в собственность;
  • расчета меньшей арендной платы;
  • формирования меньшего размера налога на имущество организаций;
  • иных ситуаций.

С начала 2015 года налог на недвижимое имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости, поэтому у собственников появится прямая заинтересованность в установлении адекватной стоимости и на квартиры. Правда, не все регионы еще перешли на такой расчет налога, но к 2020 году он будет по всей РФ. Бывают случаи, когда, наоборот, собственник заинтересован в ее увеличении (в основном, это связано с судебными спорами относительно прав на недвижимость, вопросами кредитования и залога, определения размера страховых выплаты, сумм материального ущерба и прочее). Так или иначе, ставить вопрос об оспаривании кадастровой стоимости может заинтересованное лицо, которым может являться:

  • собственник земельного участка;
  • хозяин квартиры; арендатор земли;
  • собственник квартиры;
  • собственник нежилых зданий, сооружений, строений;
  • арендатор нежилых помещений;
  • претендент в правах на недвижимость (например, лицо, обратившееся в муниципалитет за выкупом земельного участка), бывший собственник земли (который, допустим, пересматривает размер налогов) и другие.

Как показывает практика, наиболее часто интерес оспаривания проявляется в отношении земельных участков.
Летом 2016 года кадастровая стоимость недвижимости была «заморожена» на период с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года (ст. 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ; далее - Закон № 360-ФЗ). Тогда же был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», который вступил в силу с 1 января 2017 года и заменил Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».

Как узнать кадастровую стоимость?

Определить кадастровую стоимость самостоятельно можно на официальном сайте Росреестра. Важно знать, прямое отношение к оценке имеет:

  • Размещение территориальное.
  • Площадь.
  • Уровень цен на данном сегменте рынка.

Также узнать стоимость, не выходя из дома, поможет сайт Ростехнадзора. Главное - найти здесь интерактивную карту. Мало того, что карта поможет определить цену. Она ещё и расскажет большое количество полезной и важной информации об объекте!
Определяется стоимость, в большинстве случаев, для расчёта налога.

Напоминаем, что оплачивать налог нужно только по квитанции и никак иначе! Многие мошенники, например, в дачных садоводствах, собирают налоги наличными средствами - причём больше, чем нужно.

Кадастровая оценка

Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимают региональные органы власти или органы местного самоуправления, которые выбирают оценщика и заключают с ним договор. Кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года, но и не реже одного раза в пять лет. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе переоценка может проводиться не чаще одного раза в два года.
При оценке необходимо учитывать износ построек, рассказал гендиректор Московского областного БТИ Владислав Мурашов. Для большинства обычных зданий и сооружений срок службы составляет 80 лет. Для построек с деревянными несущими стенами - 50 лет. Временные бытовки, склады, летние павильоны строятся по регламентам только на 10 лет. А вот уникальные здания музеев, хранящих национальные и культурные ценности, произведения искусства, а также стадионы и театры имеют запас прочности 100 лет.

Цели государственной кадастровой оценки:

  • государственная регистрация прав на землю и сделок с ними, защита прав землепользователей и субъектов Российской Федерации;
  • для корректного установления налогооблагаемой базы, ставок земельного налога и величины арендной платы за землю; определения величины компенсационных выплат при изъятии земель для муниципальных нужд;
  • поддержка рынка земли, фондового рынка ценных земельных бумаг и ипотеки; информирование широкого круга заинтересованных лиц о стоимости земель;
  • оценка эффективности существующего функционального использования территории, расчетная поддержка проектных разработок генерального плана города и в планировании крупномасштабных мероприятий общегородского характера.

Если Вы не согласны с установленной кадастровой стоимостью земельного участка, то Вы можете оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (решение комиссии также может быть оспорено в суде).

Как определить необходимость оспаривания?

Кадастровая стоимость изменяется раз в пять лет (может чаще 1 раз в три года, но не реже). В каждом регионе оценку проводят свои оценочные организации и ее результаты утверждаются постановлением главы субъекта РФ. В этом постановлении указываются категории земель и устанавливается удельная единица кадастровой стоимости на один квадратный метр земли. Также указывается дата, с которой применяется новая оценка. Чтобы подтвердить целесообразность оспаривания сначала необходимо узнать действующий размер кадастровой величины земельного участка. Это можно сделать:

  • получив справку о кадастровой стоимости в кадастровой палате;
  • войдя на сайте росреестра в разделе «Публичная карта» (в поисковом поле ввести кадастровый номер земельного участка, после чего участок будет отображен на карте с описанием, в том числе со стоимостью);
  • рассчитав самостоятельно, сопоставляя сведения своего земельного участка (площадь, категория земель и место нахождения) с данными постановления губернатора об утверждении результатов оценки.

Далее необходимо обратиться в оценочную компанию, где ориентировочно Вам скажут соответствует ли цена земли рыночной или нет. После этого можно принимать решение о целесообразности ее уменьшения.
Существует 3 основных способа оспаривания кадастровой стоимости:

  • заявление в комиссию;
  • заявление в суд о признании недействительным решения комиссии об удовлетворении заявления об оспаривании кадастровой стоимости;
  • административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной или/и об исправлении ошибки.

Оспаривание кадастровой стоимости производится по нормам того закона, по нормам которого была установлена кадастровая стоимость, то есть либо по правилам закона об оценочной деятельности, либо по правилам закона о кадастровой оценке. Следует отметить специфику оспаривания в зависимости от применяемого закона:
1. По закону об оценочной деятельности существует обязательный досудебный порядок для юридических лиц, а по закону о кадастровой оценке такого порядка нет ни для одной категории заявителей, в том числе для юридических лиц.
2. Согласно нормам закона об оценочной деятельности комиссии по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости созданы Росреестром при его территориальных управлениях. А по закону о кадастровой оценке аналогичные комиссии будут создаваться госорганом субъекта РФ.
3. В соответствии с действующим законом об оценочной деятельности комиссии рассматривают заявления об исправлении ошибок и заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. По нормам же закона о кадастровой оценке комиссии, видимо, будут рассматривать лишь заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Заявления об исправлении ошибок будут рассматривать бюджетные учреждения, созданные госорганом субъекта РФ, которые по решению последнего осуществляют ГКО и подписывают отчет. Они получат право исправлять ошибки, влекущие уменьшение кадастровой стоимости.
4. Пока закон о кадастровой оценке и подзаконные акты не предусматривают необходимости представлять заключение саморегулируемой организации оценщиков на отчет независимого оценщика в комиссию или в суд для установления кадастровой стоимости в размере рыночной. Это может привести к существенному снижению расходов на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.

В 2017 году, возможно, некоторые лица, запросив выписку из ЕГРН, могут обнаружить в ней, что актуальная кадастровая стоимость не соответствует Закону № 360-ФЗ, например, не произведен «перерасчет» кадастровой стоимости или результаты ГКО 2016 года учитываются как «актуальная стоимость» несмотря на то, что они выше предыдущей кадастровой стоимости. Физические и юридически лица могут попытаться защитить свои права путем подачи заявления в ФГБУ «ФКП Росреестра» о внесении в ЕГРН сведений об актуальной кадастровой стоимости (ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»), а также заявления в территориальное управление Росреестра об исправлении ошибок в ЕГРН (ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Компетенция ФГБУ ФКП «Росреестра» и его филиалов с 2017 г будет определяться Приказами Росреестра от 12 мая 2015 года №П/210, от 23 марта 2016 года № П/0133.

Но если в удовлетворении заявления откажут, основания для обжалования такого решения будут, как правило, отсутствовать. Дело в том, что закон о госрегистрации недвижимости, который вступит в силу с 1 января 2017 года, допускает исправление технической и реестровых ошибок, как правило, по решению суда (п. 4 ст. 61 закона о госрегистрации недвижимости). Он устанавливает: «В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда». Аналогичная правовая позиция выработана ВАС РФ к исправлению ошибок в ГКН (Решение ВАС РФ от 28 июня 2012 г. № ВАС-4569/12, Постановление Президиума ВАС РФ от 20 октября 2010 г. № 6200/10, Постановление Президиума ВАС РФ от 22 марта 2011 г. № 14765/10, Постановление Президиума ВАС РФ от 15 декабря 2011 г. № 12651/11).

Снижение кадастровой стоимости

Способы снижения кадастровой стоимости В соответствии с законодательством существует 2 способа изменения:

  • через комиссию по переоценке;
  • в судебном порядке.

Наиболее эффективным способом является обращение в суд, так как комиссии это, по сути, тот же административный орган, который заинтересован в оставлении ранее утвержденного результата кадастровой оценки. Хотя формально законом устанавливается, что комиссия по спорам состоит из независимых и незаинтересованных членов, в то же время практика оспаривания насчитывает редкие случаи, когда принимают сторону правообладателей, оставлении прежней кадастровой стоимости.

Уменьшение стоимости в комиссии В каждом регионе России создается специальная комиссия по оспариванию кадастровой стоимости. В указанную структуру могут обращаться как юридические, так и физические лица - собственники или иные правообладатели недвижимости.В целях экономии времени и сил физлицам лучше сразу обращаться в суд, минуя спор в комиссии. Срок обращения - в течение пяти лет с момента утверждение результатов кадастровой оценки и до утверждения очередной оценки.

Кадастровая стоимость земли оспаривается по двум основаниям:

  • недостоверные сведения, учтенные при кадастровой оценке (чаще всего это касается строений, нежели земельных участков);
  • уравнивание кадастровой стоимости земли с её рыночным уровнем.

Для начала работы комиссии Росреестра необходимо подготовить документы и подать заявление. Форма заявления о пересмотре цены является свободной. К нему прикладывается:

  • нотариально заверенные документы на землю (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, дарения, мены, аренды и прочее, что подтверждает право на землю заявителя);
  • отчет оценщика, в котором четко установлена рыночная стоимость участка и которая отличается от кадастровой (в письменном виде и в электронной форме);
  • экспертиза отчета оценщика как на бумаге, так и на диске (проводится союзом оценщиков и такая экспертиза подтверждает, что отчет о рыночной оценке обоснованный);
  • информация о недостоверных сведениях, использованных при кадастровой оценке (предоставляются, если кадастровая оценка обжалуется на этом основании, а не по уровню рыночной стоимости);
  • кадастровая справка о стоимости объекта недвижимости.

Без указанных документов заявление рассматриваться не будет. Участие гражданина или юридического лица на заседание комиссии не предусматривается. Свое решение она выносит в течение одного месяца. Результатами работы комиссии могут быть:

  • отклонение заявления;
  • изменение стоимости.

Если решение комиссии будет положительным, то она сама направляет необходимые сведение в кадастровый орган, где вносятся изменение в кадастр. Об отрицательном результате приходит уведомление. После его получения, в случае несогласия с решением комиссии, заявитель может обжаловать его в суде или непосредственно обратиться в суд с требованием об изменении кадастровой стоимости (не ссылаясь на решение комиссии).

Уменьшение стоимости в суде

Порядок снижения в суде не предусматривает обязательного предварительного обращения в комиссию по оценке только для граждан. Юрлица должны предварительно обратиться в комиссию, иначе делу ходу не будет. С 2015 года дела о кадастровой стоимости (так называемые административные дела) рассматривают областные, краевые, республиканские федеральные суды. В суд можно обратиться в любое время с момента утверждения оспариваемой стоимости и до утверждения следующей оценки. Например, гражданин обжалует кадастровую стоимость от 20.12.2011 года. В ходе судебного процесса - 17.12.2016 года утверждается новая оценка. Судебное дело не прекращается и если суд удовлетворит иск, то решение будет иметь силу и распространяться на оценку, которая действовала с 20.12.2011 г. по 17.12.2016 г. Новую стоимость нужно высуживать по новому административному исковому заявлению по оспариванию. Прежде чем обратиться в суд необходимо оформить административный иск и приложить необходимые документы. Исковое заявление желательно подготовить с помощью квалифицированного юриста, так как при его составлении требуются знания процессуального законодательства и их несоблюдение может привести к проигрышу.

В исковом заявлении обязательно необходимо указать:

  • сведения о земельном участке (кадастровый номер, адрес, площадь и пр.);
  • данные кадастровой стоимости (размер и дата внесения в кадастр);
  • результаты рыночной стоимости объекта недвижимости (рыночная стоимость должна сильно разниться от кадастровой, иначе в удовлетворении иска могут отказать, например, если рыночная стоимость отличается на 1-10 процентов, то шансов на выигрыш в суде мало);
  • в чем конкретно заключается нарушение прав собственника или пользователя (высокий налог, арендная плата и прочее).

Административным исковым заявлением оспаривается именно стоимость и поэтому в просительной части иска указывается на необходимость установления рыночной стоимости вместо имеющейся кадастровой. Важно знать, что оспаривать необходимо не по состоянию на любое число, а именно на дату утверждения результатов кадастровой оценки постановлением главы субъекта РФ. Но имейте в виду, что все последствия изменения кадастровой стоимости начинают течь с 01 января того года, в котором было подано заявление в суд.

К исковому заявлению обязательно прилагается следующий пакет документов:

  • государственная пошлина в размере 2 000 рублей - для организаций, 300 рублей - для граждан (если она оплачивается от имени дольщиков, то ее размер делится между ними в равных частях)
  • копии документов на недвижимость (свидетельство, правоустанавливающие документы, договор аренды)
  • копию отчета независимого оценщика о рыночной стоимости участка (в бумажном и электронном формате).

Желательно чтобы оценка для оспаривания стоимости была выполнена известной в регионе организацией с солидной репутацией заключение экспертизы вышестоящей организацией оценщиков (саморегулирующей организацией) о том, что отчет оценщика соответствует правовым нормам. Обычно сам оценщик и организует проведение экспертизы, так как он состоит в саморегулирующей компании и у него должны быть налажены соответствующие связи.

К участию в деле необходимо привлечь в качестве административного ответчика кадастровую палату, Росреестр и орган субъекта РФ, который утверждал результаты кадастровой оценки в конкретном регионе (обычно это правительства и администрации республик, областей, краев, комитеты, департаменты и управления по имуществу, земельным отношениям и прочее). В качестве третьих лиц привлекают местную администрацию, соседей по участку, бывших собственников и прочих, то есть всех, кто может иметь интерес к спору. Исковое заявление адресуется и направляется в областной (краевой, республиканский) суд. Раньше такие споры рассматривал арбитраж. Как и при работе комиссии в суде оспаривается не только сама стоимость, приравниваемая к уровню рыночной, но и на основании недостоверных сведений, использованных при оценке. Если оценка недвижимости проведена серьезной организацией и профессионально, то дело в основном выигрышное. Важно, чтобы рыночная оценка была сделана на дату утверждения кадастровой оценки. Вся эта информация содержится в постановлении главы субъекта РФ. Дело в суде можно вести самому, а можно поручить представителю по доверенности. Но такое лицо должно иметь высшее юридическое образование, иначе его не допустят к делу. Судебное оспаривание может свестись к рассмотрению имеющихся материалов дела, а если спор бурный, то, возможно, будет назначена судебная экспертиза, несмотря на то, что в деле имеются и отчет оценщика и экспертное заключение союза оценщиков. В суд могут пригласить специалиста по вопросам оценки, не исключено, что вызовут оценщика, отчет которого представлен с иском. Судебная практика говорит, что, в основном, ответчик в суде не возражает против требований собственника (арендатора). В этом случае рассчитывать на возмещение судебных расходов (уплата госпошлины, проведение оценки, экспертизы, изготовление нотариальной доверенности и прочее) не придется. Если же административный ответчик выступает против истца, то при удовлетворении иска с него можно смело взыскивать все судебные издержки. После вступления в силу судебного постановления кадастровая палата должна самостоятельно производить внесение изменений в кадастр (так как в их адрес суд направляет копию решения). Однако следует перестраховаться и самим обратиться в кадастровый орган с заявлением о внесение изменений в государственный кадастр. К заявлению необходимо приложить копию судебного акта. В настоящее время в госдуме находится законопроект о приостановлении возможности оспаривания кадастровой стоимости недвижимости. Если этот закон пройдет, то с 01.01.2017 г. и по 01.01.2020 г. обращаться с переоценкой кадастровой стоимости будет невозможным, так как индивидуальную оценку объекту недвижимости (необходимую для судебного спора) планируется поручать госструктурам, которые и будут формироваться в указанный период.

Мораторий на изменение кадастровой стоимости до 01.01.2020

03 июля 2016 года был принят вступающий в силу с 01.01.2017 года Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке».
Данный закон детально описывает новую процедуру кадастровой оценки и оспаривания ее результатов.
Еще одним законом - Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ - был фактически установлен мораторий на изменение кадастровой стоимости для целей взимания платы за землю во всех ее возможных формах, определяемых как процент от кадастровой стоимости, на период с 01.01.2017 по 01.01.2020.

Суть моратория сводится к следующим основным моментам:

  • в период с 01.01.2017 по 01.01.2020 новая кадастровая оценка не проводится. Правило, определяющее интервал кадастровой оценки (не чаще одного раза в три года, но не реже одного раза в пять лет), временно не применяется;
  • в период с 01.01.2017 по 01.01.2020 применяется кадастровая оценка, которая действовала на 01.01.2014;
  • если на 01.01.2014 кадастровая оценка не была проведена, применению подлежат результаты кадастровой оценки, утвержденные за период с 01.01.2014 по 31.12.2016;
  • если на 01.01.2014 кадастровая оценка была утверждена, но в период с 01.01.2014 по 31.12.2016 была проведена еще одна кадастровая оценка или их было несколько, в период действия моратория применению подлежит та кадастровая оценка, которая является наименьшей;
  • если кадастровая стоимость в период с 01.01.2014 по 31.12.2016 была оспорена через соответствующую комиссию Росреестра или через суд, в период действия моратория применяется кадастровая стоимость, определенная по результатам оспаривания;
  • правило «наименьшей стоимости» применяется и к тем объектам, в отношении которых кадастровый учет будет осуществлен в период действия моратория (вновь построенные объекты, ранее учтенные объекты, измененные объекты).

Проиллюстрируем суть моратория на конкретном примере.
На 01.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка составила 100 000 рублей. С 01.01.2016 данная стоимость была определена в размере 150 000 рублей.
С учетом установленного законом № 360-ФЗ моратория, для целей взимания платы за землю в период с 01.01.2017 по 01.01.2020 будет применяться кадастровая стоимость в 100 000 рублей.
Если кадастровая стоимость участка была снижена в судебном порядке в августе 2016 года до 75 000 рублей, то в период действия моратория (то есть с 01.01.2017 по 01.01.2020) для целей взимания платы за землю во всех ее формах применяется именно данная кадастровая стоимость - 75 000 рублей.

Если вам понравилась данная статья, просим вас оставить отзыв в комментариях ниже.

Желаем Вам удачи!

С 1 января 2015 года в России постепенно вводится новый порядок расчета налога на имущество физических лиц. Пионерами его применения стали 28 регионов, в том числе Москва, Самарская, Рязанская и Тверская области, применяющие его уже с 2015 года. С 2016 года на новый порядок перешли жители еще 21 региона России, в том числе Санкт-Петербурга, Вологодской, Брянской и Воронежской областей. Остальные регионы России также обязаны перейти на новый порядок до 2020 года.

Налогом на имущество физических лиц облагаются следующие объекты недвижимости, находящиеся в собственности граждан:

  • жилой дом (в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства);
  • жилое помещение (квартира, комната);
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение ().

Если ранее такой налог исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости, то новый порядок предусматривает его исчисление по кадастровой стоимости, которая обычно максимально приближена к рыночной цене. Однако встречаются случаи, когда кадастровая стоимость превышает рыночную ввиду наличия неучтенных индивидуальных особенностей недвижимости, ошибки в расчете или в связи с падением рыночной стоимости объекта по различным причинам. А переоценка объектов недвижимости производится не чаще чем один раз в течение трех лет, а в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет (ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ " ").

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Реформа земельного кодекса РФ: анализ актуальных новелл законодательства и практики применения.


В такой ситуации владелец недвижимости, имеющей завышенную кадастровую стоимость, может оспорить ее, чтобы не переплачивать налог. Для этого потребуется доказать факт неверного определения кадастровой стоимости. К сожалению, вернуть переплаченную сумму не получится, так как установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 " ").

Следует отметить, что хотя налоговая инспекция обязана самостоятельно рассчитать и направить налогоплательщику налоговое уведомление (), однако в случае непоступления такого уведомления каждый налогоплательщик обязан сообщить налоговому органу о наличии объектов недвижимого имущества. Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих документов представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом ().Таким образом, неполучение уведомления о необходимости уплаты налога, не освободит от него.

Как узнать кадастровую стоимость вашей недвижимости

Прежде чем оспаривать кадастровую стоимость, необходимо узнать, в какую сумму оценили вашу недвижимость. Оценку производят независимые оценочные компании по договору с органами власти, а кадастровая стоимость каждого объекта недвижимости размещена в открытом доступе на официальном сайте Росреестра . Для поиска объекта недвижимости потребуется ввести его кадастровый номер или адрес, а жилой дом или иной объект, представляющий отдельное строение, можно просто найти на публичной кадастровой карте (maps.rosreestr.ru/PortalOnline/).

Если в форму поиска ввести кадастровый номер нужного объекта (его можно посмотреть в свидетельстве о праве собственности) или адрес и нажать кнопку "Сформировать запрос", то в базе данных будет найден нужный объект недвижимости и показаны имеющиеся источники данных.

Затем нужно выбрать в качестве источника данных "ГКН" (Государственный кадастр недвижимости), после чего будет выдана справочная информация по объекту недвижимости, в том числе кадастровая стоимость и дата ее утверждения. Кадастровую стоимость можно сравнить с реальной рыночной стоимостью на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость. К примеру, если на 16 декабря 2015 года кадастровая стоимость объекта недвижимости составляла 17 млн руб., а реальная стоимость на эту дату составляла 15 млн руб., то кадастровая оценка превышает рыночную стоимость на 2 млн руб. При расчете налога следует учитывать, что налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 м 2 общей площади этой квартиры (), поэтому размер налоговой базы будет ниже кадастровой стоимости. Если же доказать, что кадастровая стоимость для данного объекта недвижимости является завышенной, а реальная рыночная стоимость составляет 15 млн руб., то размер налоговой базы также уменьшится.

Следует учитывать, что за первый год налог исчисляется с понижающим коэффициентом 0,2. В течение последующих пяти лет размер налога будет постепенно расти, а с 2020 года понижающий коэффициент применяться не будет.

Основания для пересмотра кадастровой стоимости

Оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости существует только два:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под недостоверными сведениями обычно понимаются ошибки, допущенные при проведении оценки, в том числе неправильное определение характеристик объекта недвижимости, повлиявшее на кадастровую стоимость. Верховный суд РФ в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 " " указывал, что допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки включает следующие обстоятельства:

  • неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
  • неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, в том числе:
    • местоположение объекта оценки;
    • его целевое назначение;
    • разрешенное использование земельного участка;
    • аварийное состояние объекта;
    • нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории;
    • иные условия;
  • неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости;
  • неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Чтобы определить наличие или отсутствие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости жилья, можно запросить сведения об объекте недвижимости, использованные при определении кадастровой стоимости у заказчика проведения кадастровой оценки, сведения о котором можно узнать в территориальных подразделениях Росреестра. Ответить на такой запрос заказчик и оценщик обязаны в семидневный срок с момента его поступления (ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ " "). Если же основанием к оспариванию кадастровой стоимости является превышение ею рыночной цены недвижимости, следует принять во внимание, что рыночная цена должна определяться не на текущий момент, а на момент установления кадастровой стоимости. Таким образом, даже резкое падение стоимости недвижимости, произошедшее позднее установления кадастровой стоимости, не поможет ее снизить. Не получится оспорить кадастровую оценку и жителям тех регионов, в которых налог по прежнему исчисляется по инвентаризационной стоимости. Позиция Верховного суда РФ заключается в том, что если права и обязанности лица еще не затрагиваются, то оно не имеет права обжаловать кадастровую оценку ().

Куда обращаться для пересмотра кадастровой стоимости

Действующее законодательство предусматривает два варианта процедуры оспаривания кадастровой стоимости:

  • в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • в суде ().

Заявитель самостоятельно выбирает, в каком порядке оспаривать кадастровую стоимость. В случае судебного рассмотрения спора предварительного обращения в комиссию для физических лиц не требуется, но для организаций этот этап является обязательным. При этом, рассмотрение в комиссии имеет ряд преимуществ перед судебным:

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

  • быстрое рассмотрение спора (в течение месяца);
  • отсутствие судебных расходов, в том числе, необходимости уплачивать госпошлину;
  • возможность оспорить решение комиссии, если оно не устроит заявителя, в судебном порядке.

Такие комиссии функционируют при каждом управлении Росреестра в регионах России.

Необходимые документы

По делам о пересмотре кадастровой стоимости каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Таким образом, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на лице, которое обратилось с соответствующим заявлением заявлением ().

Таким образом, заявителю потребуется представить документы, доказывающие его позицию. Кроме того, как в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, так и в суд помимо заявления потребуется предоставить ряд документов ( , ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ " "):

  • кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (если заявление подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (если заявление подается на основании недостоверности указанных сведений);
  • отчет об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа (если заявление подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости);
  • положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший вышеуказанный отчет, о его соответствии требованиям законодательства и стандартов;
  • документы, подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки (если заявление подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости) (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 " ").

При подаче административного искового заявления в суд дополнительно необходимо представить:

  • уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления (либо копии документов для направления этим лицам);
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца;
  • документы и материалы, подтверждающие соблюдение установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора (если в суд обращается юридическое лицо).

Заявления о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов Комиссиями по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости к рассмотрению не принимается, а судом оставляются без движения.

Досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости, поданное в комиссию по рассмотрению споров о кадастровой стоимости, рассматривается в течение одного месяца с даты его поступления.

В течение семи дней с момента поступления заявления, комиссия сообщает об этом с указанием даты рассмотрения дела в орган местного самоуправления и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов.

В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения, комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

Если основанием оспаривания кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, то комиссия вправе принять одно из следующих решений:

  • об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости (в случае, если использованные сведения будут признаны достоверными);
  • о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (если использованные сведения будут признаны недостоверными).

В случае, если основанием оспаривания явилось установление рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает одно из следующих решений:

  • об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;
  • об отклонении заявления.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде. Кроме того, заявитель имеет право оспаривать в суде не само решение комиссии, а результаты определения кадастровой стоимости. В этом случае решение комиссии не будет являться предметом рассмотрения в суде.

Судебный порядок оспаривания кадастровой стоимости

Процедура рассмотрения заявлений об оспаривании кадастровой стоимости в суде регламентирована .

В судебном порядке граждане могут обжаловать как непосредственно результаты оценки кадастровой стоимости квартиры, так и решение комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости, если предварительно заявитель в такую комиссию обращался. Соответственно, административный истец может заявить одно из следующих требований:

  • об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  • об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;
  • об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии Росреестра.

Рассмотрение других требований не может производиться одновременно с оспариванием кадастровой стоимости, поскольку подсудны другим судам. Это значит, что если владелец квартиры хочет вернуть переплаченные налоги, то сначала ему нужно получить судебное решение по результатам рассмотрения его административного искового заявления, а потом уже обращаться с иском о взыскании переплаченных денежных средств.

Первой инстанцией для данной категории споров являются верховные суды республик; краевые, областные суды; суды городов федерального значения; суды автономных областей и округов ().

Административными ответчиками по спорам о кадастровой стоимости будут являться Росреестр и орган, утвердивший оспариваемые результаты оценки кадастровой стоимости.

Законом установлены ограниченные сроки для оспаривания кадастровой стоимости недвижимости. Обратиться в суд по этой категории споров можно лишь в течение пяти лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов. Однако если на момент обращения в суд кадастровая стоимость объекта недвижимости в государственном кадастре недвижимости уже изменилась, то оспаривать предыдущую стоимость уже нельзя ().

Срок рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости в суде составляет два месяца, но он может быть продлен еще на месяц в связи со сложностью дела ().

О месте и времени рассмотрения дела суд извещает стороны, однако их неявка не препятствует его рассмотрению, если стороны были извещены надлежащим образом ().

Следует учитывать, что поскольку стороны обязаны самостоятельно доказывать те обстоятельства, на которые ссылаются, то суд удовлетворит их ходатайства об истребовании дополнительных доказательств только в том случае, если они по объективным причинам лишены возможности представить доказательства без помощи суда. Тем не менее, суд не лишен права запрашивать необходимые доказательства по своей инициативе ().

При оспаривании кадастровой стоимости со стороны не единоличного собственника, а участника долевой собственности, суд пересматривает кадастровую стоимость объекта недвижимости в целом. Возражения других собственников оцениваются судом наряду с другими доказательствами по делу и не влекут обязательного отказа в удовлетворении заявленных требований (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 " ").

Если по результатам рассмотрения дела суд удовлетворяет заявленные требования о пересмотре кадастровой стоимости, то в резолютивной части такого решения должна быть указана величина установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

Принятое судом по результатам рассмотрения дела решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Документы