Основные экономические школы и их характеристики. Этапы развития экономической теории

Теории как науки.

История становления экономической

МЕТОД, ФУНКЦИИ

Возникновение знаний о хозяйственных (экономических) процессах относится к глубокой древности и, по существу, связано с появлением производственной деятельности людей. В первобытных общинах такие знания являлись результатом коллективного опыта, который в течение тысячелетий накапливался и передавался от поколения к поколению.

Появление древних цивилизаций (восточное рабство в Египте, Месопотамии, Древней Индии и Китае; классическое рабство в Древней Греции и Риме) и возникновение письменности привели к тому, что воззрения людей по экономическим проблемам стали находить отражение в виде отдельных элементов законодательства (в первую очередь налогового), в различных хозяйственных документах (наставлениях), религиозных и художественных сочинениях.

Однако оформление экономических знаний в виде особой науки началось в период разложения феодализма и зарождения капитализма. В первых экономических работах того времени ученые пытались установить, где, кто и как создает общественное богатство, какова его всеобщая форма, как оно распределяется и используется разными социальными группами общества. Позже предметом пристального внимания исследователей стали проблемы оценки результатов производства, оснований обмена, достижения равновесного состояния производства, роли государства и рынка в развитии производства и многие другие. По мере возникновения в обществе тех или иных экономических проблем, требующих своего разрешения, в истории развития экономической науки XVII–XX вв. можно выделить несколько школ (течений или теорий), оказавших существенное влияние на развитие экономической жизни людей.

Исходным научным направлением в сфере экономики стал меркантилизм (от итал. – торговец). Его основная идея связана с определением источника богатства людей в сфере торговли. Абсолютной формой богатства меркантилисты считали деньги в виде благородных металлов, для накопления которых следовало развивать в первую очередь внешнюю торговлю, добычу золота и серебра. У истоков меркантилизма стояли Томас Ман (1551–1641) и Антуан де Монкретьен (1575–1621). Сочинение А. Монкретьена «Трактат политической экономии», опубликованное в 1615г., дало и первое название экономической науке – «политическая экономия», под которым она развивалась с начала XVII и до конца XIX вв. Хотя основные идеи меркантилизма были сформулированы почти 400 лет назад, но экономисты и политики возвращаются к ним всякий раз, когда речь идет о внешнеторговом балансе государства, о мерах протекционизма, которые нередко принимают правительства для защиты свих интересов от зарубежных конкурентов.



Дальнейший теоретический анализ производства привел к появлению школы физиократов (от греч. – власть природы). Учение физиократов – это анализ производства товаров, но ограниченный только сферой сельского хозяйства. Именно в производстве сельскохозяйственной продукции и видели физиократы источник богатства нации. Причину, по которой исследовалось производство лишь в части аграрного сектора экономики, легко понять, если учесть, что это научное направление возникло во Франции, где промышленность была слабо развита. Основоположником школы считается Франсуа Кенэ (1694–1774), а ее выдающимся представителем Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781). Современная экономика обязана физиократам постановкой вопросов пропорциональности, сбалансированности, равновесности товарных и денежных потоков в национальной экономике, идущих от экономической таблицы, разработанной Ф. Кенэ в 1758 г. А закон убывающего плодородия почвы, открытый А.Тюрго, является предметом дискуссий экономистов последние 150 лет.

Бурное развитие экономики в Европе в XVII–XVIII вв., которое все отчетливее демонстрировало признаки товарного производства, основанного на наемном труде, привело к возникновению классической школы политической экономии , основателями которой стали Адам Смит (1729–1790) и Давид Рикардо (1772–1823). Классическая школа преодолела ограниченность подходов физиократов к анализу экономики и установила, что сферой создания общественного богатства является материальное производство; она заложила основы трудовой теории стоимости и определила роль рынка в развитии общества; ей принадлежит первенство постановки вопроса об экономических интересах людей в производстве и их воплощении в конкретных формах доходов, а также открытие принципа саморегулирования рынка через свободное ценообразование (принцип «невидимой руки» А.Смита). Главное сочинение А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» опубликовано в 1776 г. Как и более 200 лет назад проблемы, исследованные А.Смитом, остаются актуальными для многих стран мира и в первую очередь для тех, которые переходят к рыночной экономике.

Идеи основоположников классической школы политической экономии охватили весь спектр экономических отношений, существовавших к началу XIX в., однако степень проработки многих вопросов не была и не могла быть исчерпывающей. Ряд положений трудовой теории стоимости носил противоречивый характер, что в последующем привело к возникновению в рамках классической школы разных течений.

Одним из таких течений стала теория факторов производства , основателем которой был Жан Батист Сэй (1767–1832). Стержнем данной теории стало положение, согласно которому создателем богатства (и стоимости) является не только труд, но и капитал, и земля, и предприимчивость; все эти факторы производства ограничены и требуют рационального использования. Элементы теории факторов производства широко использует современная экономическая теория.

Основателем другого направления стал Карл Маркс (1818–1883)и его соратник Фридрих Энгельс (1820–1895), которые создали политическую экономию труда. Основные идеи марксизма сформулированы в «Капитале» К.Маркса, первый том которого был опубликован в 1867 г. В рамках этих идей К.Маркс разработал учение о смене общественных формаций, о двойственной природе труда, создающего товар; углубил трудовую теорию стоимости А.Смита и Д. Рикардо, создал единую теорию товара и прибавочной стоимости, сформулировал ряд экономических законов. Марксизм утвердил в науке классовый подход: интересы пролетариата противоположны интересам буржуазии, а господствующее положение должна занять диктатура пролетариата. Он обогатил науку социальным анализом экономических отношений. Экономические воззрения К.Маркса оказали существенное влияние на весь дальнейший процесс развития экономической теории, а политические выводы во многом оказались искаженными и не нашли подтверждения на практике.

Во второй половине XIX в. в экономической науке произошла так называемая «маржинальная революция», связанная с появлением австрийской школы «предельной полезности». Маржинализм – это экономическая теория, рассматривающая хозяйство как систему взаимосвязанных экономических субъектов; она объясняет распределение ограниченных ресурсов и приемы рационального хозяйствования на основе предельных величин (отсюда и название школы: маржинализм по-английски – дополнительный, предельный). Эта школа выразила противоположный марксизму взгляд на наследие классической школы; ей присуще стремление исследовать рыночное хозяйство с нейтральных социальных позиций, делая упор не на социально–экономические причины и последствия хозяйственной деятельности, а на их функциональные зависимости. Если К.Маркс использовал трудовую теорию стоимости А.Смита и Д. Рикардо для обоснования теории прибавочной стоимости (теории эксплуатации), то маржинализм разработал свою теорию – предельной полезности, социальное содержание которой сведено к минимуму. Основными разработчиками теории предельной полезности были австрийские ученые Карл Менгер (1840–1921), Фридрих фон Визер (1851–1926), Евгений фон Бём–Баверк (1851–1914). Маржинализм, исследуя функциональные зависимости, обогатил экономическую теорию широким применением математического аппарата – Уильям Стэнли Джевонс (1835–1882), Леон Мари Вальрас(1834–1910).

Отказ маржиналистов от анализа процесса производства с классовых позиций поставил перед учеными проблему поиска сбалансированного подхода к анализу экономики (производства, распределения и обмена) на немарксистской основе. В процессе таких поисков была создана неоклассическая теория , основателем которой стал английский экономист Альфред Маршалл (1842–1924). Неоклассическая школа обеспечила увязку маржинализма с анализом товарного производства на основе теории издержек Д. Рикардо (отсюда понятно возникновение названия данной школы). Используя механизм спроса–предложения и рыночное ценообразование, А.Маршалл на основе их взаимодействия сумел соединить в едином анализе и производство, и обмен без противопоставления их друг другу. В результате был разработан теоретический механизм функционирования конкурентного рынка, который и сегодня является важнейшим составным элементом экономической теории. С именем А.Маршалла связывают и изменение названия экономической науки в конце XIX в. с «политической экономии» на «экономикс», хотя «экономикс» – это не только теория, а и ее соединение с практикой.

Появление и усиление господства монополий в начале ХХ в., усиление роли государства в экономике поставило перед экономической наукой ряд новых проблем, в ходе разрешения которых возникли школы институциональной экономики и кейнсианства.

Институционализм – научная школа, возникшая в начале ХХ в. и рассматривающая экономические процессы не только с позиций рыночного механизма, но и различных социальных институтов, к которым относятся корпорации, профсоюзы, государство, а также национальные особенности, традиции, правовые нормы и т.п. Институционализм – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению развития экономической мысли. Если неоклассики исходят из тезиса о совершенстве рыночного механизма для регулирования экономики, то институционалисты считают движущей силой экономики не только материальные факторы, но и духовные – правовые, моральные, социальные факторы, рассматривая их в историческом развитии. Основателями данной школы были Торстен Веблен (1857–1929) и Уэсли Митчел (1874–1948).Заслугой институционализма является возвращение экономической теории к критическому анализу социальной жизни общества, которое до того было монополизировано марксизмом.

В 30-е годы ХХ в. на основе идей английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883–1946) сформировалась теория государственного регулирования экономики (кейнсианство). Учитывая опыт Великой экономической депрессии 1929–1933 гг., Кейнс разработал теорию регулирования рынка посредством государственного вмешательства в экономику. Используя учение Кейнса, экономика развитых капиталистических стран успешно развивалась до начала 80–х годов ХХ в.

Экономическая теория – это динамично развивающаяся наука. В последние десятилетия ряд существующих направлений получили существенное развитие либо в виде комбинации уже известных по отдельности идей, либо как ответвление прежних экономических школ, либо как их новейшая интерпретация. Среди новейших направлений можно выделить: теорию постиндустриального общества и конвергенции – Джон Кеннет Гэлбрейт (1909–1993); монетаризм – Милтон Фридмен (р. 1912); экономический либерализм – Фридрих Август фон Хайек (1899–1984); теорию социального рыночного хозяйства – Людвиг Эрхард (1897–1977); модель «затраты–выпуск» – Василий Васильевич Леонтьев (1906–1999); теорию рациональных ожиданий – Роберт Лукас (р. 1937); теорию неоклассического синтеза – Джон Ричард Хикс (1904–1989) и Поль Самуэльсон (р.1915 г.).

Из краткого исторического обзора процесса становления и развития экономической науки вполне понятно, что объектом ее изучения является производство. Но производство является объектом изучения многих дисциплин: экономических, технических, социальных и др. Чтобы в этом объекте выделить предмет той или иной науки, необходимо рассмотреть структуру производства и определить таким образом предмет экономической теории.

ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ,

МЕТОД, ФУНКЦИИ

История становления экономической

Теории как науки.

Основные экономические школы (теории)

Возникновение знаний о хозяйственных (экономических) процессах относится к глубокой древности и, по существу, связано с появлением производственной деятельности людей. В первобытных общинах такие знания являлись результатом коллективного опыта, который в течение тысячелетий накапливался и передавался от поколения к поколению.

Появление древних цивилизаций (восточное рабство в Египте, Месопотамии, Древней Индии и Китае; классическое рабство в Древней Греции и Риме) и возникновение письменности привели к тому, что воззрения людей по экономическим проблемам стали находить отражение в виде отдельных элементов законодательства (в первую очередь налогового), в различных хозяйственных документах (наставлениях), религиозных и художественных сочинениях.

Однако оформление экономических знаний в виде особой науки началось в период разложения феодализма и зарождения капитализма. В первых экономических работах того времени ученые пытались установить, где, кто и как создает общественное богатство, какова его всеобщая форма, как оно распределяется и используется разными социальными группами общества. Позже предметом пристального внимания исследователей стали проблемы оценки результатов производства, оснований обмена, достижения равновесного состояния производства, роли государства и рынка в развитии производства и многие другие. По мере возникновения в обществе тех или иных экономических проблем, требующих своего разрешения, в истории развития экономической науки XVII–XX вв. можно выделить несколько школ (течений или теорий), оказавших существенное влияние на развитие экономической жизни людей.

Исходным научным направлением в сфере экономики стал меркантилизм (от итал. – торговец). Его основная идея связана с определением источника богатства людей в сфере торговли. Абсолютной формой богатства меркантилисты считали деньги в виде благородных металлов, для накопления которых следовало развивать в первую очередь внешнюю торговлю, добычу золота и серебра. У истоков меркантилизма стояли Томас Ман (1551–1641) и Антуан де Монкретьен (1575–1621). Сочинение А. Монкретьена «Трактат политической экономии», опубликованное в 1615г., дало и первое название экономической науке – «политическая экономия», под которым она развивалась с начала XVII и до конца XIX вв. Хотя основные идеи меркантилизма были сформулированы почти 400 лет назад, но экономисты и политики возвращаются к ним всякий раз, когда речь идет о внешнеторговом балансе государства, о мерах протекционизма, которые нередко принимают правительства для защиты свих интересов от зарубежных конкурентов.


Дальнейший теоретический анализ производства привел к появлению школы физиократов (от греч. – власть природы). Учение физиократов – это анализ производства товаров, но ограниченный только сферой сельского хозяйства. Именно в производстве сельскохозяйственной продукции и видели физиократы источник богатства нации. Причину, по которой исследовалось производство лишь в части аграрного сектора экономики, легко понять, если учесть, что это научное направление возникло во Франции, где промышленность была слабо развита. Основоположником школы считается Франсуа Кенэ (1694–1774), а ее выдающимся представителем Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781). Современная экономика обязана физиократам постановкой вопросов пропорциональности, сбалансированности, равновесности товарных и денежных потоков в национальной экономике, идущих от экономической таблицы, разработанной Ф. Кенэ в 1758 г. А закон убывающего плодородия почвы, открытый А.Тюрго, является предметом дискуссий экономистов последние 150 лет.

Бурное развитие экономики в Европе в XVII–XVIII вв., которое все отчетливее демонстрировало признаки товарного производства, основанного на наемном труде, привело к возникновению классической школы политической экономии , основателями которой стали Адам Смит (1729–1790) и Давид Рикардо (1772–1823). Классическая школа преодолела ограниченность подходов физиократов к анализу экономики и установила, что сферой создания общественного богатства является материальное производство; она заложила основы трудовой теории стоимости и определила роль рынка в развитии общества; ей принадлежит первенство постановки вопроса об экономических интересах людей в производстве и их воплощении в конкретных формах доходов, а также открытие принципа саморегулирования рынка через свободное ценообразование (принцип «невидимой руки» А.Смита). Главное сочинение А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» опубликовано в 1776 г. Как и более 200 лет назад проблемы, исследованные А.Смитом, остаются актуальными для многих стран мира и в первую очередь для тех, которые переходят к рыночной экономике.

Идеи основоположников классической школы политической экономии охватили весь спектр экономических отношений, существовавших к началу XIX в., однако степень проработки многих вопросов не была и не могла быть исчерпывающей. Ряд положений трудовой теории стоимости носил противоречивый характер, что в последующем привело к возникновению в рамках классической школы разных течений.

Одним из таких течений стала теория факторов производства , основателем которой был Жан Батист Сэй (1767–1832). Стержнем данной теории стало положение, согласно которому создателем богатства (и стоимости) является не только труд, но и капитал, и земля, и предприимчивость; все эти факторы производства ограничены и требуют рационального использования. Элементы теории факторов производства широко использует современная экономическая теория.

Основателем другого направления стал Карл Маркс (1818–1883)и его соратник Фридрих Энгельс (1820–1895), которые создали политическую экономию труда. Основные идеи марксизма сформулированы в «Капитале» К.Маркса, первый том которого был опубликован в 1867 г. В рамках этих идей К.Маркс разработал учение о смене общественных формаций, о двойственной природе труда, создающего товар; углубил трудовую теорию стоимости А.Смита и Д. Рикардо, создал единую теорию товара и прибавочной стоимости, сформулировал ряд экономических законов. Марксизм утвердил в науке классовый подход: интересы пролетариата противоположны интересам буржуазии, а господствующее положение должна занять диктатура пролетариата. Он обогатил науку социальным анализом экономических отношений. Экономические воззрения К.Маркса оказали существенное влияние на весь дальнейший процесс развития экономической теории, а политические выводы во многом оказались искаженными и не нашли подтверждения на практике.

Во второй половине XIX в. в экономической науке произошла так называемая «маржинальная революция», связанная с появлением австрийской школы «предельной полезности». Маржинализм – это экономическая теория, рассматривающая хозяйство как систему взаимосвязанных экономических субъектов; она объясняет распределение ограниченных ресурсов и приемы рационального хозяйствования на основе предельных величин (отсюда и название школы: маржинализм по-английски – дополнительный, предельный). Эта школа выразила противоположный марксизму взгляд на наследие классической школы; ей присуще стремление исследовать рыночное хозяйство с нейтральных социальных позиций, делая упор не на социально–экономические причины и последствия хозяйственной деятельности, а на их функциональные зависимости. Если К.Маркс использовал трудовую теорию стоимости А.Смита и Д. Рикардо для обоснования теории прибавочной стоимости (теории эксплуатации), то маржинализм разработал свою теорию – предельной полезности, социальное содержание которой сведено к минимуму. Основными разработчиками теории предельной полезности были австрийские ученые Карл Менгер (1840–1921), Фридрих фон Визер (1851–1926), Евгений фон Бём–Баверк (1851–1914). Маржинализм, исследуя функциональные зависимости, обогатил экономическую теорию широким применением математического аппарата – Уильям Стэнли Джевонс (1835–1882), Леон Мари Вальрас(1834–1910).

Отказ маржиналистов от анализа процесса производства с классовых позиций поставил перед учеными проблему поиска сбалансированного подхода к анализу экономики (производства, распределения и обмена) на немарксистской основе. В процессе таких поисков была создана неоклассическая теория , основателем которой стал английский экономист Альфред Маршалл (1842–1924). Неоклассическая школа обеспечила увязку маржинализма с анализом товарного производства на основе теории издержек Д. Рикардо (отсюда понятно возникновение названия данной школы). Используя механизм спроса–предложения и рыночное ценообразование, А.Маршалл на основе их взаимодействия сумел соединить в едином анализе и производство, и обмен без противопоставления их друг другу. В результате был разработан теоретический механизм функционирования конкурентного рынка, который и сегодня является важнейшим составным элементом экономической теории. С именем А.Маршалла связывают и изменение названия экономической науки в конце XIX в. с «политической экономии» на «экономикс», хотя «экономикс» – это не только теория, а и ее соединение с практикой.

Появление и усиление господства монополий в начале ХХ в., усиление роли государства в экономике поставило перед экономической наукой ряд новых проблем, в ходе разрешения которых возникли школы институциональной экономики и кейнсианства.

Институционализм – научная школа, возникшая в начале ХХ в. и рассматривающая экономические процессы не только с позиций рыночного механизма, но и различных социальных институтов, к которым относятся корпорации, профсоюзы, государство, а также национальные особенности, традиции, правовые нормы и т.п. Институционализм – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению развития экономической мысли. Если неоклассики исходят из тезиса о совершенстве рыночного механизма для регулирования экономики, то институционалисты считают движущей силой экономики не только материальные факторы, но и духовные – правовые, моральные, социальные факторы, рассматривая их в историческом развитии. Основателями данной школы были Торстен Веблен (1857–1929) и Уэсли Митчел (1874–1948).Заслугой институционализма является возвращение экономической теории к критическому анализу социальной жизни общества, которое до того было монополизировано марксизмом.

В 30-е годы ХХ в. на основе идей английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883–1946) сформировалась теория государственного регулирования экономики (кейнсианство). Учитывая опыт Великой экономической депрессии 1929–1933 гг., Кейнс разработал теорию регулирования рынка посредством государственного вмешательства в экономику. Используя учение Кейнса, экономика развитых капиталистических стран успешно развивалась до начала 80–х годов ХХ в.

Экономическая теория – это динамично развивающаяся наука. В последние десятилетия ряд существующих направлений получили существенное развитие либо в виде комбинации уже известных по отдельности идей, либо как ответвление прежних экономических школ, либо как их новейшая интерпретация. Среди новейших направлений можно выделить: теорию постиндустриального общества и конвергенции – Джон Кеннет Гэлбрейт (1909–1993); монетаризм – Милтон Фридмен (р. 1912); экономический либерализм – Фридрих Август фон Хайек (1899–1984); теорию социального рыночного хозяйства – Людвиг Эрхард (1897–1977); модель «затраты–выпуск» – Василий Васильевич Леонтьев (1906–1999); теорию рациональных ожиданий – Роберт Лукас (р. 1937); теорию неоклассического синтеза – Джон Ричард Хикс (1904–1989) и Поль Самуэльсон (р.1915 г.).

Из краткого исторического обзора процесса становления и развития экономической науки вполне понятно, что объектом ее изучения является производство. Но производство является объектом изучения многих дисциплин: экономических, технических, социальных и др. Чтобы в этом объекте выделить предмет той или иной науки, необходимо рассмотреть структуру производства и определить таким образом предмет экономической теории.

В Клубе Частных инвесторов мы много внимания уделяем экономическим теориям, рассматриваем взгляды известных экономистов, предпринимателей, теперь же проведём небольшой блиц по школам. Так можно нагляднее увидеть их разницу и противоречия.

Одной из первых школ политической экономии стал меркантилизм (от ит. merkante). Золото считалось основой богатства. Основные положения раннего меркантилизма сводились к ограничению вывоза золота и серебра. Поздний меркантилизм предполагал снятие жестких ограничений на импорт, поощрял продавать больше товаров, чем покупать.

Новое направление в науке появилось благодаря физиократии (от гр. рhysis и kratos). Школа основана во Франции экономистом Франсуа Кенэ. В теории появляется утверждение, что первоисточником богатства является не торговля, а производство. Развитие земледельческого труда и сельского хозяйства считалось приоритетной деятельностью, а земля являлась главенствующим фактором производства.

Классическая политическая экономия связана с такими ведущими именами, как и Д. Рикардо. Были заложены основы рыночного механизма как системы, понятия трудовой теории стоимости и невидимой руки рынка. Конечная стоимость товара зависит от вложенных затрат, к такому выводу приходит А.Смит в своем труде. Цены на рынке определяются в зависимости от установленного спроса и предложения.

Марксизм является продолжением классической школы. Была обоснована немецким экономистом К. в середине 19 в. Основными идеями являлись теория прибавочной стоимости, средней прибыли, воспроизводства и кризисов, разделения человеческого труда на две категории.

Марксизм — теория научного социализма, согласно которой были формированы основные социалистические принципы:

  • средства производства являются общественной собственностью;
  • не приемлема эксплуатация человеческого труда;
  • плата за равный труд, должна быть одинаковой для всех;
  • в обществе должна быть полная занятость.

По мнению Маркса, капиталистическое общество, со временем изживет себя, под действием меняющихся взглядов рабочего класса и к власти придут трудящиеся. В России идеи Марксизма проповедовал .

Далее получило распространение неоклассическое течение в экономической науке. Ярким представителем направления является австрийская школа. В рамках школы получил распространение маржинализм. Маржинализм заключался в использовании предельных величин, предельной полезности и производительности. Также школа получила название математическая.

В основу кейнсианства легли идеи английского экономиста . На смену другим теориям приходит необходимость государственного вмешательства и регулирования хозяйства, а также таких показателей, как инфляция, безработица, инвестиции и сбережения на уровне макроэкономики.

В 20 в. возникает институционально-социологическая концепция Т.Веблена. Особая роль уделяется социальным институтам в экономическом становлении общества. В понятие «институты» входят не только
обособленные подразделения (государство, фирма, рынок), но и традиции, обычаи, законы современного общества.

Теория (от анг. money) принадлежит основоположнику – ученому М.Фридману. Монетаризм относится к макроэкономической мысли, ведущая роль отводится спросу и предложению денег и регулированию денежной массы.

Школы, на-правления и их представители Период форми-рования Основные идеи
Мерканти-лизм — первая школа экономики. Томас Мен (1571-1641), англичанин XVI-XVIII вв. 1. Главное богатство общества — это деньги (золото и серебро). 2. Источник богатства — сфера обращения (торговля и денеж-ный оборот). 3. Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо толь-ко сферу обращения
Школа физиократов (природа и Власть). Франсуа Кснэ (1694- 1774), француз XVIII в. 1. Истинным богатством нации выступает продукт, произведен-ный в сельском хозяйстве. 2. Первыми попытались вывес-ти прирост богатства из процес-са производства, а не обраще-ния
Английская классическая политэкономия . Уильям Нетти (1623 1687), Лдам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), англичане XVII-XIX вв. 1. Богатство нации создается в материальном производстве, а не в сфере обращения. 2. Главный источник богат-ства — труд. 3. Политэкономика раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров. 4. Заложила основы трудовой теории стоимости
Марксизм . Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немцы С середины XIX в. 1. Разработаны теория стоимо-сти и теория прибавочной стои-мости. 2. Открыт закон стоимости как закон развития товарного произ- водства. 3. Разработана теория воспроиз- водства и экономических кризисов. 4. Открыты экономические зако-ны капиталистического способа производства

Продолжение табл. 1.

Окончание табл. 1.1

Неоклассическое на-правление. Альфред Маршалл (1842-1924), англичанин С конца XIX в. 1. Частнопредприниматель-ская рыночная система, спо-собная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. 2. Государство создает благо-приятные условия для функ-ционирования рыночной экономики
Кейнсианство . Джон Кейнс (1883-1946), англичанин С 1930-х гг. 1. Разработана теория спроса и предложения, а также рав-новесной цены. 2. Государство должно актив-но регулировать экономику, т.к. рынок не способен обес-печивать социально-экономи- ческую стабильность об-щества. 3. Государство должно через бюджет и кредит регулиро-вать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая пол-ную занятость и высокий рост производства. 4. Разработаны теория эффективного спроса и теория эф-фективного инвестирования
Неоклассический синтез . Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэлсон (1915), американцы С 1950-х гг. 1. В зависимости от развития экономики предлагается ис-пользовать либо кейнсианские рекомендации государственно-го регулирования, либо рецеп-ты экономистов, стоящих на позициях ограничения госу-дарственного вмешательства в экономику. 2. Лучший регулятор — де-нежно-кредитные методы. 3. Рыночный механизм спосо-бен сам устанавливать равно-весие между спросом и пред-ложением, производством и потреблением

Но ни одна теория не может претендовать на абсолютную и веч-ную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции и определенной социальной группы и определенного периода.

Краткие выводы

1. Экономика изучает деятельность людей, связанную С производством, распределением, обменом и потреблением экономических благ, т.е. деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресур-сов с целью удовлетворения безграничных и постоянно ме-няющихся потребностей людей в экономических благах.

2. Экономика и право тесно переплетены между собой. Правовые нормы создают необходимые предпосылки для нормаль-ною функционирования экономики. Сами нормы права, регу-лирующие хозяйственную жизнь общества, порождаются изменениями происходящими в экономике.

3. Основные методы познания экономических процессов и явлений — это научная абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез (исторический и логический), экономико-ма-тематическое моделирование.

4. Экономические явления и процессы изучаются на разных уровнях: микроэкономика — изучение деятельности отдель-ных экономических субъектов; макроэкономика — изучение экономики в целом.

5. Позитивная экономика устанавливает реально сложившие-ся экономические связи, не давая им оценки. Она имеет дело с тем, что есть или может быть. Нормативная экономика — это субъективные оценочные суждения относительно того, что должно быть, какими должны быть экономные связи, какие ре-шения необходимо принимать.

6. Экономические законы — это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся, типичные взаимоза-висимости и причинно-следственные связи в экономических процессах и явлениях. Знание экономических законов необхо-димо для принятия эффективных экономических решений.

7. Исторический процесс развития экономической науки можно представить такими основными экономическими шко-лами и направлениями, как меркантилизм, физиократическая школа, классическая английская политэкономия, марксизм, неоклассическая школа, кейнсианство, монетаризм.

Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя "новой" науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и в пределах крупного региона, страны, всего мира. Сегодня существуют самые разные экономические школы, которые представляют собой системы теоретических изысканий и взглядов, обосновывающих концепцию и законы данной науки. О самых интересных из них стоит рассказать.

Меркантилизм

Первые экономические школы представляю особый интерес. Меркантилизм как раз таковым и является. Он формировался в период XV-XII вв., а сам термин был введён в научным оборот французским экономистом Антуаном Монкретьеном, который также известен как драматург.

Меркантилизм отображал политику государства, поскольку сторонники данного учения представляли интерес торгового капитала. Главной их целью было удержание в стране драгоценных металлов. Что достигалось различными методами. На импортируемые товары устанавливались высокие цены, экспорт серебра и золота из страны сурово карался. А удержания в государстве денег удавалось добиться запретами на их вывод за границу. Даже если импортёрам удалось выручить прибыль с продажи их продукта, они были обязаны потратить средства на приобретение местных товаров.

Исходя из этого, можно заявить, что во главе меркантилизма стояла теория денежного баланса. Однако это был ранний этап данной школы экономического развития, длившийся до начала XVI вв. Затем наступил поздний меркантилизм. И основные положения изменились. Жесткие ограничения, касающиеся вывоза денег и импорта товаров, перестали существовать, появилась идея торгового баланса, начались активные закупки дешёвого товара в одних странах и его последующая реализация в других за бóльшие деньги.

Сейчас считается, что меркантилизм в плане школы экономической мысли является очень примитивным. Потому что он соответствовал лишь одной эпохе - той, когда основной идеей было накопление капитала. Но всё же именно это направление дало толчок к развитию учения, касающегося финансов. Так что к нему относятся с уважением - как к предыстории экономической науки.

Физиократия

Нельзя не отметить вниманием и это французское учение XVIII века, рассказывая про экономические школы. Его основателем является Франсуа Кенэ.

Физиократы испытывали враждебное отношение к сословному строю общества, а также к сеньориальным правам и дворянским привилегиям. Народолюбие было одной из главных их идей. Также физиократы считали, что богатство создаётся в сельском хозяйстве, а не в торговле. Потому что ремесленники и работники других сфер промышленности не создают ничего нового, приносящего прибыль. Они лишь перерабатывают всё произведённое в сельском хозяйстве. Торговля занимается перераспределением богатства, в то время как сельское хозяйство является его стабильным источником. Поэтому одним из важнейших вопросов физиократии была проблема сбалансированности рынка.

Интересно, что физиократия имеет место быть и в наше время. На сегодняшний день её развитием занимается американский экономист и политический активист Линдон Ларуш. Вообще, учение физиократов сложно переоценить. Ведь это была первая социально-экономическая школа, которая открыла научный этап развития данной науки. Именно она затронула ряд принципиально новых вопросов и частично решила некоторые проблемы. Появились идеи о разделении труда, происхождении и использовании денег, о заработной плате и факторах, которые на неё влияют. Они до сих пор представляют собой интерес и не теряют актуальности.

Классическая политическая экономия

Это направление, возникшее в период XVIII-XIX вв., заслуживает особого внимания. Ведь оно является первым из всех современных экономических учений. Которое, кстати, берёт начало из физиократии.

Первой возникла идея либерализма. Основным принципом её было соблюдение невмешательства государственной власти в экономические процессы, что давало предпринимателям неограниченную свободу в плане конкуренции. Меркантилизм и физиократия утратили свою актуальность. Перестал осуществляться и прямой государственный контроль экономической деятельности. Это привело к возникновению свободного частного предпринимательства. И воцарилась так называемая laissez faire - политика невмешательства.

Кстати, именно в рамках данного направления возник термин «невидимой руки», известный каждому образованному человеку. Впервые о системе саморегулирования заговорил шотландский экономист и философ-этик Адам Смит. И сегодня действие рыночного механизма, координирующего решения продавцов и покупателей, можно наблюдать на практике. Принцип прост: производителю важно извлечь выгоду, однако его путь к ней прокладывается через удовлетворение потребностей покупателя. Поэтому он, преследуя собственную цель, реализует интересы общества.

Почему же классическая экономическая школа считается таковой? Потому что большинство её методологический положений и теорий, которые лежат в основе данного направления, имеют подлинно научный характер. И это очень важно. Ведь именно благодаря людям, представлявшим данное течение, экономическая теория получила статус научной дисциплины.

Неоклассицизм

О нём также необходимо рассказать, перечисляя школы экономической мысли. Неоклассицизм - это особенное учение. Поскольку оно включает в себя целый ряд направлений и школ, объединённых общим принципом, который подразумевает признание влияния издержек производства и полезности благ на формирование цены. Неоклассицизм - это однозначно высшая экономическая школа. Поскольку его направление до сих пор является лидирующим в современной науке.

А основоположником идеи является Альфред Маршалл. Именно он во второй половине XIX века разработал теорию цены, заработной платы и несколько других интересных идей.

Маршалл, как и последователи неоклассицизма, опирался на концепцию спроса и предложения, исходя из которой и вытекает идея цены. Стоимость блага определяется соотношением спроса и предложения, а также окупаемости. Производитель никогда не будет реализовывать свой товар по той цене, которая не даст ему прибыли, способной покрыть затраты. Идея Альфреда Маршалла представляет решение вопроса ценообразования не только с позиции производителя (как классическая экономическая теория). Она затрагивает и потребительскую сторону.

Кстати, именно в период формирования неоклассицизма появилось понятие эластичности спроса. Сегодня, ориентируясь на него, удается измерить степень реакции потребителя на изменение цен, что влияет на прибыль и доход производителя.

Социализм

Все основные экономические школы, известные науке, имеют в основе определённую мысль, принцип. И в случае с социализмом главной идеей является утопия. Поскольку в роли центральной мысли данного направления выступает справедливость, равенство, свобода и свержение капитализма.

Социализм в экономике подразумевает сохранение товарного производства, обращения товаров и денег. Идея этого течения направлена на максимальное удовлетворение культурных и материальных потребностей общества, а ещё на всестороннее обеспечение развития его членов, которое достигается вследствие непрерывного совершенствования производства. Эта высшая экономическая школа отводит в своём учении важнейшую роль заработной плате. Поскольку именно она влияет на подъём благосостояния народа и формирование социалистического образа жизни.

Сегодня социализм проявляется повсеместно. Ярким примером можно считать процесс оказания мировой экономической системой поддержки народам слаборазвитых стран.

Кейнсианство

Основная идея данного направления экономических школ выражается в теории об оказании влияния агрегированного показателя спроса на производство в краткосрочных перспективах. Её основателем является Джон Мейнард Кейнс. Он считал, что наука о финансах должна быть интуитивной, и выступал против излишней математизации.

Также Кейнса всегда волновали конечные цели экономической деятельности. У него было своё видение тяги к богатству. Он считал любовь к деньгам оправданной, ведь она даёт возможность жить хорошо. Кейнс также верил, что главной целью экономической активности людей является их стремление к нравственному совершенствованию нашего мира. У Джона Мейнарда были довольно интересные мысли касательно данной темы, ведь он был не только экономистом, а ещё и философом.

Рассказывая о специфике кейнсианской школы экономической науки, нельзя не отметить, что представители данного направления выступают за активное участие государства в данной сфере. Последователи этого течения называют решения частного сектора причиной неэффективности в народном, национальном хозяйстве. И решением является лишь фискальная и монетарная политика со стороны правительства и Центрального Банка.

Долгое время кейнсианство было стандартной экономической моделью большинства развитых стран. Ей следовали во времена Великой депрессии, Второй мировой войны, и даже в течение 30 лет после неё. Однако в середине 70-х кейнсианств перестало занимать доминирующее положение по причине стагфляции и энергетических кризисов. Сейчас же интерес к этому направлению снова растёт. Всё потому, что современные экономические школы и рыночные модели не могут справиться с последствиями финансового кризиса, случившегося в 2007-2008 гг.

Институционализм

Данное течение тоже нельзя обойти вниманием, перечисляя основные экономические школы. Ведь оно представляет собой очень интересную современную теорию, которая рассматривает влияние (традиций, морали, права, государства) на принятие экономических решений. Её основателем является Торстейн Бунде Веблен - американский публицист, социолог и футуролог.

Современный институционализм не игнорирует категории, считающиеся привычными для неоклассицизма. Цена, спрос и прибыль просто рассматриваются с учётом актуального спектра интересов и рыночных отношений.

Ещё приверженцы идей институционализма рассматривают экономику как часть социальной системы, а не в чистом её виде. Также данное течение считает общественные интересы главными. В этом прослеживается сходство с социализмом. Ещё умеренное государственное вмешательство в экономику приветствуется, так как считается целесообразным и полезным. И кстати, приверженцы институционализма считают, что не только цены влияют на экономическую ситуацию в стране. Они принимают во внимание также безработицу, кризисы, политическую нестабильность и инфляцию.

И если говорить о том, какая экономическая школа является наиболее простой для понимания, то это явно будет институционализм. Никаких сложных формул и графиков - только статистика и опыт. В центре внимания находится не анализ предложения, спроса и цен, а экономические проблемы, связанные с социальными, правовыми, этическими и политическими аспектами.

Монетаризм

Все экономические школы имеют свою центральную идею. Монетаризм рассматривает изменение цен, зависящее от объёма денежной массы. И эта мысль, кстати, пришла в экономическую теорию ещё во времена античности. Однако становление монетаризма пришлось на середину ХХ века.

Данная теория утверждает, что деньги - это финансовая основа и важнейший стимулятор экономического развития. Средства определяют движение и последующее развитие производства. Сторонники монетаризма считают, что испытываемую людьми потребность в деньгах определяет их высокая ликвидность. Спрос на средства постоянно растёт, и это обусловлено склонностью к сбережению и накопительству.

Кстати, рыночная экономика, по мнению монетаристов, отличается устойчивостью и стремлением к стабильности. Цены, в свою очередь, играют роль основного регулятора. Государственное вмешательство категорически не приветствуется.

Ещё отмечается приоритетность денежных факторов. Приверженцы монетаризма считают, что регулирование должно опираться на долговременные задачи, а не на текущие.

Также Милтон Фридман, являющийся основателем данной теории, уверял: инфляцию необходимо подавлять любыми способами. Даже если придётся сокращать социальные программы. Из-за этого, собственно говоря, к монетаризму сложилось противоречивое отношение.

Марксизм

Выше были перечислены все известные экономические школы. Однако о марксизме необходимо рассказать отдельно, несмотря на то, что данная теория имеет отношение к классическому течению.

Её основателем был экономист-социолог Карл Маркс и его близкий друг - философ Фридрих Энгельс. Специалисты придали идее классиков политической экономии научный характер, а также доказали необходимость использовать классовый подход по отношению к исследованию закономерностей общественного развития.

Именно Маркс доказал, что обмен - это обязательное условие для превращения какого-либо продукта труда в полноценный товар. К тому же он определил понятие средней рыночной стоимости. И доказал важность изучения не только закона распределения изготовленного продукта, но и самого производственного процесса, а также последующего обмена и потребления.

О марксистской теории обычно отзываются в положительном ключе, однако она не была лишена недостатков. Один из них проявлялся в неоцененности роли частной трудовой собственности в процессе реализации человеческих ресурсов. А вот влияние крупного производства, напротив, переоценили. Впрочем, как бы то ни было, это и наблюдается сейчас в современном обществе. Мелкое производство вытесняется крупным или же поглощается им. Также сторонники марксизма игнорировали деятельность предпринимателей, поскольку они считали источником дохода только труд наёмных работников. Но главным недостатком была необоснованная абсолютизация роли государственной собственности в создании нового строя.

Консерватизм

Это течение тоже стоит затронуть, рассказывая про экономические школы. Экономика является «взрослой» наукой. А консерватизм является движением, поддерживающим идею о сохранении ранее устоявшихся традиций. Он отрицает революции, большие реформы, нововведения. И выступает за идеализацию прошлого и возрождение старых порядков.

В экономике консерватизм защищает понятия частной собственности, рыночного механизма и личностной свободы. Это направление получило «второе дыхание» примерно 30-40 лет тому назад. Тогда даже появился термин «консервативный сдвиг». Им обозначали возрождение либеральной философии, появление теории рациональных ожиданий и идеи общественного выбора.

Сегодня идеология консерватизма активно развивается, воздействуя на социализм и либерализм. Вообще, в XXI веке все ранее сформированные экономические школы переосмысливаются и получают новые проявления, выражаются в других идеях. Иначе говоря, их «примеряют» на современные ситуации. Особое значение приобрела идея права собственности, трансакционная теория организаций. Ещё активно продвигается мысль о том, что человек является основным экономическим ресурсом постиндустриального общества. И проблемы, являющиеся актуальными, решаются как традиционными методами, так и экспериментальными.

Можно ещё долго рассказывать о концепциях современных и ранее существовавших теорий. Экономика - это наука и система производства, которая на сегодняшний день стремительно развивается. Она тесно связана с социологией, психологией, политикой. Мировая экономика строится по определённым законам и стремится к глобализации. В этом процессе не обойтись без применения некогда разработанных теорий и положений, без обращения к опыту наших предшественников. Экономика динамична. Но принципы её во многом неизменны, что доказывает сохранившаяся актуальность учений вышеперечисленных экономических школ.