Налоговые декларации госслужащих за год. Чем удивили налоговые декларации от московских и федеральных чиновников. Зачем ФНС публикует доходы госслужащих

Декларации о доходах президента, премьера, а также членов правительства и администрации главы государства. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о правилах декларирования доходов, расходов и имущества государственными служащими РФ.

Кто подает декларации

Декларации о доходах и имуществе ежегодно, не позднее 1 апреля, предоставляются государственными служащими и прочими публичными должностными лицами в рамках законодательства о гражданской службе и закона о противодействии коррупции. Сведения подаются также в отношении членов их семей: супруга(-и) и несовершеннолетних детей. В декларациях указываются данные за предшествующий год: информация о доходах, о владении транспортом и недвижимостью, акциях и обязательствах имущественного характера.

Первые антикоррупционные законы в РФ

Впервые требование предоставлять сведения о доходах и имуществе в отношении госслужащих в России было введено в 1995 году. Согласно ст. 12 федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" госслужащие должны были предоставлять соответствующие данные в органы налоговой службы. Однако все эти сведения получали статус служебной тайны, и их проверка проводилась только налоговой службой.

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 года. В статье 8 документа говорится, что государства - участники Конвенции должны "устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц представлять декларации о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать коллизия интересов".

Правила подачи деклараций

Требование к должностным лицам и членам их семей декларировать свои доходы, имущество и обязательства имущественного характера было установлено федеральным законом от 25 декабря 2008 года. "О противодействии коррупции". 29 декабря того же года в статью 10 федерального конституционного закона "О правительстве РФ" были внесены поправки, обязывающие членов кабинета министров представлять в налоговые органы сведения о своих доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем по праву собственности им и членам их семей.

18 мая 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал пакет антикоррупционных указов, которыми, в частности, регламентирован круг чиновников и членов их семей, подающих декларации. В него попали не только президент, сотрудники его администрации, члены правительства, но и парламентарии, судьи, сотрудники правоохранительных органов, а также военнослужащие, занимающие командные и управленческие должности в российской армии. С 2012 года отчитываться стали руководители Центробанка РФ, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, их супруги и несовершеннолетние дети.

В соответствии с федеральным законом от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции" и указом президента от 8 июля 2013 года. "Вопросы противодействия коррупции" список лиц, обязанных обнародовать сведения о своих доходах и имуществе, был расширен. В него были включены руководители госкомпаний и госкорпораций. В марте 2015 года правительство РФ освободило руководство ряда компаний с госучастием от публикации таких сведений (ОАО "РЖД", ПАО "Роснефть" и др.). Требование публичной декларации касается лишь сотрудников некоммерческих и бюджетных организаций, фондов, корпораций и компаний, которые на 100% принадлежат государству и руководители которых назначаются правительством РФ. Коммерческие компании (акционерные общества) должны предоставлять сведения о декларациях своих руководителей в правительство, но не обязаны публиковать их.

С 1 января 2013 года российские чиновники отчитываются не только о доходах, но и о расходах, включая расходы жен (мужей) и детей. Проверке подлежат сделки по приобретению земельного участка, недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, если сумма сделки превышает общий доход за последние три года. К декларированию также обязательны источники средств, за счет которых были заключены сделки. 19 августа 2013 года вступил в силу запрет для чиновников иметь счета в зарубежных банках. За невыполнение приведенных выше требований предусматривается административное наказание, вплоть до увольнения с формулировкой "в связи с утратой доверия". Государственные служащие, согласно законодательству, не имеют права заниматься коммерческой или предпринимательской деятельностью.

4 ноября 2015 года вступил в силу закон, который предусматривает возможность досрочного лишения мандатов парламентариев, если они или члены их семей не предоставили в срок декларации о доходах. Ранее ответственность за непредставление или несвоевременное представление деклараций в законодательстве отсутствовала.

В мае 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал поправки в действующее законодательства, согласно которым временно исполняющие обязанности глав регионов и атаманы войсковых казачьих обществ обязаны отчитываться о своих доходах и расходах.

Публикация деклараций

Сведения о доходах и имуществе начали публиковаться на официальных сайтах соответствующих ведомств и в СМИ с 2010 года. Однако публичная версия деклараций чиновников значительно отличается от той, которую должностное лицо подает в кадровую службу. В "открытой" версии отсутствует информация о счетах и долговых обязательствах, не сообщается точное местонахождение декларируемой недвижимости и год выпуска автомобиля, нет информации о расходах, не сообщаются имена и фамилии супругов и несовершеннолетних детей. При наличии недвижимости за рубежом указывается только страна, где она находится.

Проверки деклараций

Декларации о доходах ежегодно подают около 1,6 млн госслужащих. Полученные сведения проходят проверку в администрации президента РФ, в Управлении по вопросам противодействия коррупции. В 2016 году, по словам начальника управления Олега Плохого, было выявлено около 70 тыс. преступлений коррупционной направленности (в 2015 году - 32 тыс.). Грубые нарушения признаны в 16 тыс. случаев (в 2015 году - 18 тыс.) - столько должностных лиц различного уровня были привлечены к дисциплинарной ответственности за несоблюдение антикоррупционных ограничений и запретов. Всего с формулировкой "за утрату доверия" в России в 2016 году было уволено порядка 400 человек, 177 из них - по итогам проверок деклараций (в 2015 году - 800 человек). Кроме того, материалы 1 тыс. проверок выявили факты, которые потребовали привлечения к работе правоохранителей. Было возбуждено 680 уголовных дел.

Согласно представленной информации, заместителя мэра Москвы и глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов за прошлый год заработал 219 663 468 рублей. В собственности у него - дом, три земельных участка и два нежилых помещения.

Заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков заработал за 2017 год 6 499 498 рублей. Заммэра задекларировал земельный участок, машиноместо, часть квартиры, дачный дом и постройки.

Заммэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин за 2017 год заработал 6 595 194 рубля. В собственности чиновника квартиры (одна в полной собственности, другая - в долевой), два дома, два земельных участка.

По итогам 2017 года заместитель мэра по вопросам социального развития и министр столичного правительства Леонид Печатников заработал 6 800 071 рубль. Согласно декларации, у него в собственности машиноместо на 14 квадратных метров и квартира.

Доход замградоначальника по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Натальи Сергуниной в прошлом году достиг 6 067 384 рубля. Она владеет частью квартиры и земельным участком.

Заммэра по вопросам региональной безопасности и информационной политики Александр Горбенко иммет в собственности хозблок, земельный участок, дом, часть квартиры и два машиноместа. Его доход за прошлый год составил 7 271 022 рубля.

Заместитель Сергея Собянина, глава аппарата мэра и правительства Москвы Анастасия Ракова в 2017 году заработала 6 818 930 рублей. В собственности у нее квартира и дача.

Министр правительства Москвы, глава департамента культуры города Москвы Александр Кибовский заработал в 2017 сумму в 6 599 734 рубля.

Министр правительства Москвы, глава Департамента образования города Исаак Калина задекларировал 5 978 649 рублей, заработанных в прошлом году.

Министр правительства Москвы, глава департамента торговли и услуг столицы Алексей Немерюк обнародовал доход в размере 5 192 600 рублей.

Министр правительства Москвы, глава департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун заработал 5 151 084 рубля.

Министр городского правительства Москвы и глава департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы Владимир Черников задекларировал за 2017 год доход в размере 13 617 041 рубля.

Министр правительства Москвы, глава департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черемин представил годовой доход в размере 76 701 114 рублей.

Подробная информация о доходах и собственности столичных чиновников представлена по

Согласно законодательству Российской Федерации, существует отдельная категория лиц, которая обязана на регулярной основе осуществлять предоставление отчетности. Декларация о доходах госслужащих содержит сведения о:

  • получаемых ими доходах;
  • имуществе, находящемся у них во владении;
  • совершенных ими расходах.

К данной категории относятся государственные служащие страны, чиновники, занимающие определенные должности во властных структурах, работники региональных органов, отвечающих за управление и тому подобное. В этом материале мы рассматриваем документ, который они должны заполнять и вносимые в него данные.

Как понятно из названия раздела, именно этот декларационный бланк, под номером 460, и является документом, который регулярно обязаны заполнять государственные служащие. Обратите внимание, существует обширный свод правил, касающихся его заполнения, необходимых к соблюдению.

Утверждением каждого варианта этой справки, издававшегося за все время предоставления отчетности государственными служащими, занимался самостоятельно президент Российской Федерации.

Внутри представленного бланка вписываются сведения, касающиеся положения имущественного характера каждого из подотчетных служащих за полный годичный период. При этом имеется ввиду срок календарный, то есть 12 месяцев, с первого января каждого года по 31 декабря.

Помимо собственных доходов служащего, в справке под номером 460 подразумевается отражение доходов и имущества членов его семьи, то есть:

  • супруга или супруги;
  • детей несовершеннолетних.

Представленные материалы регулярно запрашиваются соответствующими органами у руководства государственных структур, именно поэтому, большая часть сотрудников государственных учреждений давно запомнила, как именно заполняется обсуждаемая бумага.

Проведение процедуры сбора искомых данных необходимо, чтобы предотвратить несанкционированное обогащение чиновников. Законодательной базой для нее являются статьи из закона, регулирующего правоотношения в области государственной службы:

  • под номером 13;
  • под номером 25.

Согласно этим частям закона, перед тем, как физическое лицо станет служащим государственной структуры, оно обязано отчитаться в налоговую службу о том, что ими была получена декларация обсуждаемого вида.

Правила заполнения декларации

Как уже упоминалось выше, заполнение декларации сопровождается обязательным следованием некоторым правилам оформления. Прежде всего, речь идет о читабельности вписываемого текста, а также цифр. Внесение информации производится от руки, однако не запрещается использование компьютерных технологий, благодаря которым можно достичь более высокого качества заполнения и сохранить целостность записей на длительный срок.

Существует список запрещенных методов и элементов заполнения информации. Рассмотрим их подробнее.

  1. Строго запрещается заполнение сведений простым или цветным карандашом.
  2. Не допускается наличие на бланке исправлений в виде:
    1. замазанных корректирующей жидкостью ошибок или помарок;
    2. стертых с помощью скребка букв;
    3. зачеркиваний ручкой или карандашом;
    4. исправления поверх ошибок и тому подобное.
  3. Запрещается вписывание в документ цифровых наименований или других текстовых фрагментов, распознание которых не представляется в дальнейшем возможным или является для сотрудников, осуществляющих проверку бланка, затруднительной.
  4. Нельзя сдавать бланк на проверку и производить его печать на бумажном полотне, которое:
    1. не соответствует стандартному формату А4;
    2. отличается по цвету от общепринятого белого;
    3. повреждено;
    4. потерто;
    5. залито водой или другими жидкостями.

Кто должен заполнять документ

Заполнение документа производится в отношении сотрудника соответствующей государственной структуры, а также членов его семьи, представленных:

  • супругой или супругом;
  • детьми, которые не достигли возраста в 18 полных лет с момента рождения на свет.

Обратите внимание! Не допускается внесение сведений о нескольких детях в один бланк, на каждого из них заполняется собственная бумага.

Приведем пример. Светлана Ивановна Государственная является чиновником на государственной службе. Она находится в браке уже 20 лет и за это время родила на свет двух детей:

  • дочь Екатерину;
  • сына Алексея.

На 31 декабря отчетного года дочери и сыну по 15 и 14 лет соответственно, то есть ни один из них совершеннолетия не достиг. Светлана Ивановна будет отчитываться о доходах, поступающих к ее семье, имуществе и обязательствах, имеющих характер имущественный, и предоставит на проверку всего четыре декларационных документа, за каждого из члена своей небольшой семьи:

  • дочь;
  • сына;
  • мужа;
  • себя.

Обратите внимание! Законодательно для госслужащих родители, братья и сестры, а также тети и дяди и другие родственники к семье не относятся, несмотря на реальное наличие кровных и родственных связей.

Когда речь идет о супруге, за которого нужно отчитаться перед страной, он должен на 31 декабря отчетного года продолжать находится в браке с сотрудников государственной структуры. Согласно Семейному Кодексу России, браком официально не признается варианта «гражданский», а только законный, подтвержденный в загсе, после официального прохождения процедуры регистрации актуального гражданского состояния.

Точно таким же образом можно его и расторгнуть. Недостаточно для закона разъехаться по разным квартирам, городам или даже странам, в начале необходимо подать заявление на расторжение брака в ЗАГСе, а уж затем расторгнуть его мирным путем или посредством судебных разбирательств. При этом следует сосредоточиться на следующем моменте: официально прекращает быть действительным брачный союз по решению суда лишь тогда, когда оно вступит в силу.

Если на день предоставления отчетности, то есть 31 декабря любого года, ваш супруг или супруга официально находятся в статусе бывших, то предоставлять в декларации сведения о его доходах, расходах, имуществе не нужно.

Говоря о несовершеннолетнем ребенке, за которого также нужно отчитаться перед страной, важно помнить, что официальное взросление его засчитывается на следующий за днем рождения день.

Приведем пример. Петр Иванович Служащий в 2017 году отчитывается за 2016 год, декларируя доходы, расходы и прочие аспекты благосостояния своей семьи, так как находится на службе в роли чиновника одной из структур государства. У него есть дочь, Елизавета, которая в сентябре прошлого года достигла возраста в 18 лет. Поскольку на отчетную дату, то есть в последний декабрьский день 2016 года, она законодательно уже считается отдельной от семьи родителей персоной, сведения о ней предоставлять не нужно.

Ситуация повторится и для подруги дочери Петра Ивановича – Софьи. Ее папа, Семен Семенович, служит в одном отделе с Петром Ивановичем и также обязан предоставлять отчетные документы на проверку. День рождение его дочери наступает 30 декабря 2016, а 31 уже находится в силе. Получается, несмотря на то, что день рождения наступил на сутки раньше даты предоставления данных, отчитываться за дочь Софью ему не нужно.

Периодичность предоставления справки №460 для государственных служащих

Согласно установленным нормам, отчетным периодом предоставления искомой информации по обсуждаемому бланку для государственных служащих является двенадцатимесячный календарный временной срок. На каждую дату предоставления отчетности (ежегодно 31 декабря), они подают бланк, заполняя в нем:

  • сведения о денежных средствах, которые были получены ими и каждым членом его семьи по основному месту работы, а также из других законных источников, подлежащих декларированию;
  • информацию по осуществленным его семьей и им самостоятельно затратам, произведенным за отчетные двенадцать месяцев календарных;
  • данные о имеющемся во владении у служащего и представителей его семейства имущества, по состоянию на 31 день последнего месяца года, который предшествует следующему годичному сроку, в который справка и будет представлена.

Обязательно предоставление данных чиновникам в случаях, когда по состоянию на конец года, подлежащего отчетности, актуальна одна из описываемых далее в писке ситуаций:

  • он занимает должность, находящуюся в подотчетном положении, то есть подлежащую контролю противокоррупционными системами;
  • должность замещается на временной основе, и она находится в подотчетном положении, то есть подлежит контролю со стороны противокоррупционных систем.

Как произвести заполнение справки, инструкция

Давайте кратко рассмотрим, как заполняется представленная справка.

Этап №1 – титульный лист

Эта часть бланка содержит основные сведения о сотруднике, предоставляющем отчетность, а именно:

  • фамилию, имя, отчество в полном написании, без сокращений;
  • фамилию, имя, отчество супруга или ребенка, если заполнение данных производится за него;
  • дата рождения лица, о котором предоставляется информация, переписанная, как в основном документе гражданина России;
  • государственная организация-работодатель служащего, без сокращений;
  • должностное место, которое на данном этапе замещает сотрудник;
  • страна, населенный пункт, улица, дом и квартира по месту проживания служащего;
  • индекс для почтовых отправлений, относящийся к адресу проживания сотрудника.
  • прописка временная, если таковая имеет место быть.

Этап №2 – раздел первый

Этот раздел подразумевает вписывание всех поступивших к семье доходов, которые имели место быть на отчетный срок. К ним относят:

  • деньги, заработанные по основанному месту работы, информация о размере которых берется в бухгалтерском отделе государственной службы, из справки ;
  • заработанные посредством ведения деятельности научного или педагогического характера, которая осуществлялась официально, согласно установленным с организацией-работодателем договорённостям;
  • деньги, заработанные в результате осуществления работы творческой, например, написания и издания сборника стихотворений, создания скульптур, картин и тому подобных предметов искусства;
  • гранты государственного характера, поддерживающие деятельность культурную, образовательную и научную;
  • проценты по вкладам, сделанным сотрудником в банках;
  • дивиденды члена сторонних организаций;
  • деньги по ценным бумагам;
  • пенсия;
  • доплаты различного рода;
  • денежные пособия конкретным категориям граждан, например, декретницам;
  • семейный капитал;
  • алименты,
  • стипендиальные.
  • жилищные субсидии;
  • плата за съем квартиры;
  • деньги за реализацию собственного движимого или недвижимого имущества;
  • наследство, полученное от умершего родственника;
  • выплаты по страхованию;
  • деньги, выданные на работе, чтобы отправиться в командировку;
  • иные поступления средств.

Этап №3 – вторая часть бланка

Внутрь этой части вносятся данные по покупке:

  • автомобилей;
  • жилья любого формата;
  • ценных документов.

При этом покупки должны обойтись сотруднику дороже, чем заработанные им деньги за последние три годичных срока.

Рассмотрим пример. Маргарита Петровна Честная купила в 2017 году коттедж для своей семьи. Однако стоимость долгожданной покупки превысила заработанные ей за предыдущие 36 месяцев средства, то есть:

  • 2014 год;
  • 2015;
  • 2016.

Раз так произошло, Маргарита Петровна должна указать во второй части декларации сумму покупки, а заодно и источник дополнительных средств, которыми в этом случае являлось полученное от умершего любимого дяди наследство, сумма которого внесена в первый раздел.

Для каждого объекта недвижимого имущества вписывают показания по:

  • адресу нахождения;
  • площади полной.

Для средства передвижения, например, машины или мотоцикла, пишут:

  • марку;
  • модель;
  • другие исчерпывающие характеристики, позволяющие судить о цене и других параметрах транспорта.

Что касается ценных документов, о них нужно написать:

  • видовую принадлежность;
  • юридическое лицо, которое ответственно за их выпуск.

Этап №4 – часть третья

Внутри этого раздела подразумевается указание сведений о недвижимости, которой владеет семья. Помимо общепринятых разновидностей, таких как жилища и другие строения, а также земельные участки, подразумевается указание во владении различных суден.

Если описание производится жилого объекта, то указываются:

  • метраж;
  • этажность;
  • типовая принадлежность;
  • количество помещений;
  • адрес (в том числе страну, если недвижимость не на территории России);
  • прочие параметры.

Этап №5 – часть четвертая

Вся информация по имеющимся у чиновника счетам в кредитных организациях находится внутри этого раздела. К ним относятся не только рублевые наименования, но также:

  • валютные;
  • металлические.

Обязательны к заполнению следующие характеристики:

  • наименование кредитной организации, на базе которой открыт счет;
  • форма искомого наименования;
  • валюта;
  • дата создания;
  • остаток средств.

Взять нужную вам информацию придется не из головы. Сверьтесь с банковскими выписками, которые имеются на руках у каждого держателя счета и спишите в точности указанную в них информацию внутрь справки.

Этап №6 – пятый раздел

Эта часть предназначается для вписывания сведений по ценным бумагам. К ним указывают:

  • выпустившую организацию;
  • ее организационно-правовой формат;
  • величину уставного капитала искомой организации.

Кроме того, вписывают сведения, касающиеся денежных бумаг другого формата, например:

  • векселей;
  • закладных;
  • другого вида документов.

В конце указывают общую цену всех имеющихся на руках ценных бумаг.

Этап №7 – часть шестая

Эта часть служит для внесения данных по обязательствам имущественным, которые как правило представлены:

  • помещениями, где сотрудник с семьей живет на основании безвозмездного найма;
  • снятыми в аренду квартирами и жильем другого вида;
  • другими вариантами недвижимости.

Для каждого наименования осуществляют внесение следующих данных:

  • вид строения;
  • способ использования (аренда и т.п.);
  • сроки проживания;
  • основание правовое на проживание;
  • адрес;
  • площадь объекта.

Этот же раздел отвечает за вписывание задолженностей государственного служащего, при этом долг может быть, как с его стороны, так и в его сторону.

Видео – Учебный фильм «Заполнение справок о доходах»

СПО «Справка БК» направлена на автоматизацию документооборота и существенно упрощает трудовой процесс как налогоплательщикам, так и проверяющим инстанциям. Более подробное описание и пошаговую инструкцию по заполнению найдете в нашей специальной статье.

Подведем итоги

Заполнение государственными служащими декларационного бланка производится ради борьбы с коррупцией, которая является одной из серьезнейших проблем современной России. Чтобы не перепутать данные и не попасть в список злостных коррупционеров, отнеситесь к заполнению декларации внимательно. Помните, утаивать имеющееся имущество не нужно, так как оно должно быть заработано справедливо, в результате труда и ведения рабочей деятельности.

Приказ Министерства культуры РФ от 4 июля 2017 г. № 1124 "Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве культуры Российской Федерации, его территориальных органах сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и федеральными государственными гражданскими служащими Министерства культуры Российской Федерации, его территориальных органов сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"

В соответствии с федеральными законами от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6228; 2011, № 29, ст. 4291; № 48, ст. 6730; 2012, № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7605; 2013, № 19, ст. 2329; № 40, ст. 5031; № 52, ст. 6961; 2014, № 52, ст. 7542; 2015, № 41, ст. 5639; № 45, ст. 6204; № 48, ст. 6720; 2016, № 7, ст. 912; № 27, ст. 4169; 2017, № 1, ст. 46; № 15, ст. 2139), от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 50, ст. 6953; 2014, № 52, ст. 7542; 2015, № 45, ст. 6204), указами Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 21, ст. 2544; 2010, № 3, ст. 274; 2012, № 12, ст. 1391; 2013, № 14, ст. 1670; № 40, ст. 5044; № 49, ст. 6399; 2014, № 26, ст. 3518, 3520; 2015, № 10, ст. 1506; № 29, ст. 4477), от 2 апреля 2013 г. № 310 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1671; № 28, ст. 3813; № 49, ст. 6399; 2014, № 26, ст. 3520) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве культуры Российской Федерации, его территориальных органах сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и федеральными государственными гражданскими служащими Министерства культуры Российской Федерации, его территориальных органов сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Врио Министра В.В. Аристархов

Регистрационный № 47990

Порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве культуры Российской Федерации, его территориальных органах сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и федеральными государственными гражданскими служащими Министерства культуры Российской Федерации, его территориальных органов сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

1. Настоящий Порядок устанавливает правила представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы (далее - должности гражданской службы) в Министерстве культуры Российской Федерации, его территориальных органах сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и федеральными государственными гражданскими служащими Министерства культуры Российской Федерации, его территориальных органов (далее соответственно - гражданские служащие, Министерство), сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах).

2. Обязанность представлять сведения о доходах возлагается:

а) на гражданина, претендующего на замещение должности гражданской службы в Министерстве, его территориальных органах (далее - гражданин);

б) на гражданского служащего, замещавшего по состоянию на 31 декабря отчетного года должность гражданской службы, предусмотренную перечнем должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 21, ст. 2542; 2012, № 4, ст. 471; № 14, ст. 1616; 2014, № 27, ст. 3754; 2015, № 10, ст. 1506; 2016, № 50, ст. 7077; 2017, № 5, ст. 776), и перечнем должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве культуры Российской Федерации, в территориальных органах Министерства культуры Российской Федерации, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 9 сентября 2015 г. № 2389 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 октября 2015 г., регистрационный № 39530), с изменениями, внесенными приказом Министерства культуры Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. № 2506 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 декабря 2016 г., регистрационный № 44527), (далее - перечни должностей);

в) на гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы в Министерстве, его территориальных органах, не предусмотренную перечнями должностей, и претендующего на замещение должности гражданской службы в Министерстве, его территориальных органах, предусмотренной этими перечнями (далее - кандидат на должность, предусмотренную перечнями должностей).

3. Сведения о доходах и сведения о расходах представляются по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 26, ст. 3520).

4. Сведения о доходах представляются:

а) гражданами - при поступлении на гражданскую службу;

б) кандидатами на должности, предусмотренные перечнями должностей, - при назначении на должности гражданской службы, предусмотренные перечнями должностей;

5. Гражданин при назначении на должность гражданской службы представляет:

а) сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности гражданской службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности гражданской службы (на отчетную дату);

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения должности гражданской службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения должности гражданской службы (на отчетную дату).

6. Кандидат на должность, предусмотренную перечнями должностей, представляет сведения о доходах в соответствии с настоящего Порядка.

7. Гражданский служащий представляет ежегодно:

а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

8. Сведения о доходах представляемые гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Правительством Российской Федерации, а также представляемые гражданскими служащими, замещающими указанные должности гражданской службы, направляются отделом профилактики коррупционных правонарушений и контроля Департамента контроля и кадров Министерства в Департамент государственной службы и кадров Правительства Российской Федерации.

9. Сведения о доходах граждан, претендующих на замещение должностей гражданской службы Министерства, и гражданских служащих, замещающих указанные должности, включая должности руководителей территориальных органов Министерства, представляются в отдел профилактики коррупционных правонарушений и контроля Департамента контроля и кадров Министерства в порядке, устанавливаемом настоящим Порядком.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан, претендующих на замещение гражданской службы в территориальных органах Министерства, и гражданских служащих, замещающих указанные должности, представляются лицам (подразделениям), ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в территориальных органах Министерства.

10. В случае если граждане или гражданские служащие обнаружили, что в представленных ими сведениях о доходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения.

Уточненные сведения о доходах могут быть представлены:

гражданами - в течение одного месяца со дня представления сведений о доходах в соответствии с настоящего Порядка;

кандидатами на должность, предусмотренную перечнями должностей, - в течение одного месяца со дня представления сведений о доходах в соответствии с настоящего Порядка;

гражданскими служащими - в течение одного месяца после окончания срока, указанного в настоящего Порядка.

Уточненные сведения о доходах, представленные гражданами и гражданскими служащими, указанными в настоящего Порядка, направляются отделом профилактики коррупционных правонарушений и контроля Департамента контроля и кадров Министерства в Департамент государственной службы и кадров Правительства Российской Федерации, в течение пяти дней после их представления в отдел профилактики коррупционных правонарушение и контроля Департамента контроля и кадров Министерства.

11. В случае непредставления по объективным причинам гражданским служащим сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданский служащий направляет в отдел профилактики коррупционных правонарушений и контроля Департамента контроля и кадров Министерства, лицам (подразделениям), ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в территориальных органах Министерства, заявление, с объяснением причин непредставления указанных сведений.

12. Сведения о своих расходах, а также о расходах супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей представляются гражданскими служащими за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) в случаях, установленных статьей 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

Если правовые основания для представления сведений о расходах отсутствуют, то раздел 2 "Сведения о расходах" справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не заполняется.

13. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах и сведений о расходах, представленных в соответствии с настоящим Порядком гражданином и гражданским служащим, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 39, ст. 4588; 2010, № 3, ст. 274; № 27, ст. 3446; № 30, ст. 4070; 2012, № 12, ст. 1391; 2013, № 14, ст. 1670; № 49, ст. 6399; 2014, № 15, ст. 1729; № 26, ст. 3518; 2015, № 10, ст. 1506; № 29, ст. 4477).

14. Сведения о доходах и сведения о расходах, представляемые в соответствии с настоящим Порядком гражданами и гражданскими служащими, являются сведениями конфиденциального характера.

15. Сведения о доходах и сведения о расходах, представленные гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы, предусмотренные перечнем должностей, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных государственных гражданских служащих Министерства культуры Российской Федерации, его территориальных органов, подведомственных федеральных агентств, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 3430 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2016 г., регистрационный № 41425), с изменениями, внесенными приказом Министерства культуры Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. № 211 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2017 г., регистрационный № 45972), размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также представляются общероссийским средствам массовой информации для опубликования по их запросам в соответствии с порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613 "Вопросы противодействия коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 28, ст. 3813; № 49, ст. 6399; 2014, № 26, ст. 3518; 2015, № 29, ст. 4477).

16. Гражданские служащие, в должностные обязанности которых входит работа со сведениями о доходах и сведениями о расходах, виновные в их разглашении или использовании в целях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Сведения о доходах, представленные в соответствии с настоящим Порядком гражданином или кандидатом на должность, предусмотренную перечнями должностей, а также представляемые гражданским служащим ежегодно, и информация о результатах проверки достоверности и полноты этих сведений приобщаются к личному делу гражданского служащего. В случае если гражданин или кандидат на должность, предусмотренную перечнями должностей, представившие в отдел профилактики коррупционных правонарушений и контроля Департамента контроля и кадров Министерства, лицам (подразделениям), ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в территориальных органах Министерства, сведения о своих доходах, а также сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представивший сведения о доходах, не были назначены на должность гражданской службы, такие сведения возвращаются указанным лицам по их письменному заявлению вместе с другими документами.

18. В случае непредставления, несвоевременного представления или представления заведомо ложных сведений о доходах гражданин не может быть назначен на должность гражданской службы.

19. В случае непредставления, несвоевременного представления или представления заведомо ложных сведений о доходах и (или) расходах гражданский служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обзор документа

Граждане, претендующие на должности госслужбы и замещающие их, обязаны отчитываться о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, а также супруги (супруга) и несовершеннолетних детей). Госслужащие представляют также сведения о расходах.

Установлено, как эти сведения представляются в Минкультуры России и его территориальных органах.

Сведения о доходах и расходах представляются по форме справки, утвержденной Президентом РФ.

Госслужащие ежегодно отчитываются о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера.

Установлено, в какие структурные подразделения направляются данные, когда можно представить уточненные сведения, в каких случаях нужно отчитаться о расходах.

В собственности у депутатов оказались храмы и общественные туалеты, а одному члену правительства мама подарила полмиллиарда рублей

Российские чиновники опубликовали декларации о доходах за 2017 год. Бедных в списке не оказалось. Выяснилось, что, кроме зарплаты, большинство из них получают дивиденды от акций отечественных предприятий. К сожалению, неизвестно каких. Также многие номенклатурные работники удачно женаты на миллиардершах или на худой конец на миллионершах, а их дети и родители - успешные бизнесмены.

Банковские накопления чиновников постоянно растут, поскольку деньги им, в общем-то, не нужны. Ведь ездят они на служебных машинах, лечатся в подведомственных поликлиниках, и даже мобильный телефон им оплачивает государство. Видимо, поэтому, если судить по их словам и поступкам, создается впечатление, что живем мы в двух совершенно разных Россиях.

Первое место по доходам за год среди членов кабинета министров занял вице-премьер Александр Хлопонин . В его актив поступило почти три миллиарда. Такой доход объяснили продажей имущества в Италии. Там у него был дом в 800 кв. м и участок в 82 сотки.

На втором месте оказался министр сельского хозяйства Александр Ткачев , который заработал 548,25 миллиона рублей. Как прокомментировали в его пресс-службе, «рост возник в связи с выплатой дивидендов по ценным бумагам, полученным в дар от матери». Даже страшно представить, сколько могут стоить бумаги, по которым только дивидендов - полмиллиарда.

За прошлый год заметно разбогатели вице-премьер Дмитрий Рогозин , чей доход вырос с 12 до 27,9 миллиона рублей, вице-премьер Дмитрий Козак - 42,6 миллиона рублей вместо 20 и глава Минпромторга Денис Мантуров , который вместе с женой заработал 218 миллионов рублей, что почти вдвое больше, чем в 2016-м.

Не снизил планки доходов первый зампред правительства Игорь Шувалов . В его декларации указаны 91 миллион 280 тысяч рублей. При этом супруга Шувалова заработала 89,1 миллиона. Каким бизнесом занимается эта семейная пара, нигде не указано.

Керимов сидит, а деньги капают

Список самых состоятельных членов Совета Федерации возглавил сенатор от Дагестана Сулейман Керимов . Его доходы, несмотря на пребывание во французской тюрьме, выросли и составили 2,8 миллиарда рублей против 12 миллионов рублей в 2016 году.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко по итогам 2017 года заработала 23 миллиона рублей. Доход ее неработающего супруга, инвалида 1 группы, тоже немного увеличился и составил 17,647 миллиона рублей.

Примечательно, что зарубежную недвижимость в своих декларациях указали только четверо российских сенаторов. Самая заметная - у главы Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Андрея Клишаса . Он задекларировал дачный участок площадью 543 кв. м и дом (432 кв. м) в Швейцарии. Говорят, что там Клишас совершенствует свою квалификацию судьи Международной кинологической ассоциации.

Премьер-министр Нидерландов Марк РЮТТЕ ездит на работу на служебном велосипеде и без охраны, а по дороге частенько общается с простыми людьми. Его месячный доход 12 тысяч евро. Это примерно втрое больше, чем в среднем получает голландский рабочий. Фото: ANP

Кстати, во владении иностранной недвижимостью признался 21 депутат Госдумы. Больше всего недвижимости у них в Испании.

Вообще у членов нижней палаты много довольно необычного имущества. В собственности депутата от «Единой России» Юшаа Газгиреева находится городской Дом торжеств. Зампреду комитета по образованию и науке Любови Духаниной принадлежит общественный туалет. Женское общежитие находится в собственности депутата Алексея Езубова , а Александр Ильтяков владеет торгово-развлекательным центром и храмом с колокольней.

Самым богатым из партийных лидеров оказался коммунист Геннадий Зюганов , который заработал 6,33 миллиона рублей. Потом идут Владимир Жириновский - 5,43 миллиона, руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Неверов - 4,67 миллиона и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов с 4,49 миллиона.

Им всем далеко до спикера Госдумы Вячеслава Володина , указавшего доход в 51,4 миллиона рублей. Согласно декларации, в собственности у него жилой дом площадью почти 1 тыс. кв. м, квартира (174,3 кв. м), машино-место, хозяйственные постройки, а также земельный участок под дачное строительство размером более 8 тыс. кв. м и 2 гостевых дома. Неплохо для человека, который пришел в политику из институтских преподавателей.

Мотоциклам Ликсутова парковки не нужны

Не бедствует и руководитель администрации президента Антон Вайно . Он заработал 255,8 миллиона. Пресс-секретарь Дмитрий Песков объяснил эту астрономическую сумму продажей квартиры. Вайно с 1996 года на госслужбе и не мог позволить себе такую дорогую недвижимость. Эту квартиру ему подарил отец. Эдуард Вайно очень состоятельный человек: с 1990 по 1997 год был главным представителем АвтоВАЗа в США, сейчас он вице-президент этой компании.

Первый замглавы кремлевской администрации Сергей Кириенко получил за год 33,3 миллиона. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков - 14,3 миллиона рублей.

Ничуть не меньше федеральных чиновников зарабатывают сотрудники столичной мэрии.

Больше всех среди заместителей мэра Москвы заработал Максим Ликсутов - 219,7 миллиона рублей. Человек, внедривший в стране институт платных парковок, оказался страстным автолюбителем. Ему принадлежат автомобили Lexus LX 570, Mercedes-Benz G55AMG и три мотоцикла: Harley-Davidson, Ducati XDiavel, Honda. Двухколесный транспорт он любит больше, потому что на нем легче объезжать пробки и парковаться.

Кстати, другие заместители мэра Москвы не имеют в собственности транспортных средств. Круглосуточно пользуются халявными служебными авто, как, например, заместитель мэра по вопросам строительства Марат Хуснуллин . Ответственный за глобальный проект реновации пятиэтажек чиновник заработал в прошлом году всего 6,6 миллиона рублей. Скромно, если не знать, что фирмы его мамы заработали на госконтрактах, по данным «СПАРК-Маркетинг», десять миллиардов рублей, после чего дама переехала на ПМЖ в Лондон.

Одним из немногих высокопоставленных чиновников, чьи годовые доходы упали, правда, незначительно, оказался премьер-министр Дмитрий Медведев . Он заработал чуть больше восьми миллионов, а его супруга Светлана вообще ничего, поскольку находится на полном иждивении мужа и посвящает все время благотворительности.