Налогоплательщики и налоговые агенты налоговая декларация. Правовой статус налоговых агентов. Налоговые органы: понятие, права, обязанности

  • Налог как сложнейшая экономическая и правовая категория
    • Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе
    • Понятия «налог» и «сбор», их разграничение
    • Функции налогов
    • Принципы налогообложения
      • Юридические и организационные принципы налогообложения
    • Классификация налогов
    • Обязательные и факультативные элементы налога
    • Сущность и классификация налоговых льгот
  • Налоговая система и налоговая политика государства
    • Понятие и теоретические характеристики налоговой системы
    • Налоговая политика государства: сущность, цели и формы
    • Сущность и основные аспекты налоговых реформ
  • Налоговое администрирование как неотъемлемый атрибут налоговой системы
    • Понятие и сущность налогового администрирования
      • Функции налогового администрирования
    • Налоговые органы как центральное звено налоговых администраций
      • Функции налоговых органов
    • Модернизация налоговых органов - стратегическое направление совершенствования налогового администрирования
    • Взаимодействие таможенных и налоговых органов
    • Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов
  • Реализация налоговыми органами основных полномочий налогового контроля
    • Формы налогового контроля
    • Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов
    • Организация камеральных налоговых проверок
    • Организация выездных налоговых проверок
      • Действия по осуществлению налогового контроля, проводимые в процессе выездной налоговой проверки
      • Окончание выездной проверки и реализация ее результатов
    • Взыскание недоимок по налогам и сборам
  • Реализация прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
    • Понятия «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «налоговый агент»
    • Характеристика и обеспечение прав налогоплательщиков
      • Отсрочка или рассрочка по уплате налога
    • Обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов
    • Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
  • Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах
    • Общая характеристика способов снижения налоговых обязательств
    • Ответственность за нарушения налогового законодательства
    • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
      • Административная ответственность в сфере налогообложения
    • Налоговые преступления и ответственность за их совершение
  • Характеристика налогов, сборов и страховых взносов Российской Федерации
    • Виды налогов и сборов современной России
    • Порядок установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов
  • Федеральные налоги и сборы
    • Налог на добавленную стоимость
      • Плательщики НДС
      • Объект налогообложения НДС
      • Операции, не подлежащие обложению НДС
      • Налоговая база по НДС
      • Налоговые агенты по НДС
      • Налоговые ставки по НДС
      • Порядок исчисления НДС
    • Акцизы
    • Налог на доходы физических лиц
      • Доходы, не подлежащие налогообложению
      • Налоговые вычеты
      • Налоговые ставки
      • Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
    • Единый социальный налог
    • Налог на прибыль организаций
    • Налог на добычу полезных ископаемых
      • Налоговая база по НДПИ
    • Водный налог
    • Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
    • Государственная пошлина
      • Порядок и сроки уплаты госпошлины
  • Региональные налоги
    • Транспортный налог
    • Налог на игорный бизнес
    • Налог на имущество организаций
  • Местные налоги
    • Земельный налог
      • Порядок исчисления земельного налога
    • Налог на имущество физических лиц
  • Специальные налоговые режимы
    • Упрощенная система налогообложения
      • Объекты налогообложения при УСН
      • Налоговый период при УСН
      • Особенности применения УСН индивидуальными предпринимателями на основе патента
    • Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
      • Налогоплательщики ЕНВД
    • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
      • Объектом налогообложения по ЕСХН
    • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
      • Cпособы раздела продукции при выполнении соглашений о разделе продукции
  • Обязательные страховые взносы
    • Концептуальные основы обязательного социального страхования
    • Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование
    • Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • Налоговое право зарубежных стран
    • Общая характеристика налогового права зарубежных стран
    • Налоговая политика и налоговое право зарубежных стран
    • Система источников налогового права зарубежных стран
    • Принципы налогового права зарубежных стран
    • Практика местного налогообложения за рубежом
    • Санкции за налоговые правонарушения в зарубежных государствах

Понятия «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «налоговый агент»

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Юридические лица уплачивают налоги независимо от организационно-правовых форм.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. Обособленным подразделением организации признается любое территориально отделенное от нее подразделение, по месту нахождения которого созданы стационарно оборудованные места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Физические лица как налогоплательщики могут иметь различный статус:

  • наемные работники, получающие заработную плату, вознаграждения и иные выплаты от работодателей;
  • лица, получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера;
  • индивидуальные предприниматели (предприниматели без образования юридического лица);
  • лица, использующие труд наемных работников;
  • собственники имущества (движимого и недвижимого);
  • авторы произведений науки, искусства, литературы и их правопреемники;
  • законные представители (опекуны, усыновители);
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой;
  • адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
  • иной статус в соответствии с законодательством РФ.

Важным признаком налогоплательщика является принадлежность его к резидентам или нерезидентам. На резидентов РФ распространяется полная налоговая юрисдикция. Другими словами, обязанность по уплате налогов распространяется на доходы, полученные как на территории России, так и за ее пределами. В отношении нерезидентов РФ действует ограниченная налоговая юрисдикция, которая означает, что требования по уплате налога возникают только в отношении доходов, полученных от источников, находящихся на территории РФ.

К резидентам относятся:

1) физические лица - граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства - фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в течении 12 следующих подряд месяцев. Причем период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;

2) организации, являющиеся юридическими лицами и образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица (компании и другие корпоративные образования), созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации). Организации, не обладающие статусом юридического лица, не признаются плательщиками налогов и сборов.

Нерезидентами признаются физические лица, находящиеся на территории РФ менее 183 дней в течении 12 следующих подряд месяцев, и организации (компании и фирмы), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств.

Важным для дальнейшего восприятия некоторых особенностей исчисления налогов является понятие взаимозависимости. В законодательной практике ряда зарубежных стран используется категория «консолидированный налогоплательщик». Ее образует группа юридических и физических лиц, объединенных между собой финансовыми, организационными и технологическими связями, в связи с чем к ним применяется специальный порядок или режим налогообложения. В налоговом законодательстве РФ введено понятие «взаимозависимые лица», которое достаточно широко используется в гражданском и антимонопольном законодательстве, где нередко используется также термин «аффилированное лицо».

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. В соответствии со ст. 20 НК взаимозависимыми лица являются в следующих трех случаях.

1. Одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой. Таким образом, взаимозависимыми могут быть коммерческие и некоммерческие организации, участие которых осуществляется через приобретение акций акционерного общества, вложение в уставный капитал, внесение паевого взноса, управление организацией.

2. Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению. Последнее должно быть установлено законодательно либо уставными или внутренними документами и положениями организаций, наделяющих одно из лиц прямыми распорядительными полномочиями.

3. Лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или усыновителя либо усыновленного, а также попечителя и опекаемого. Здесь, в частности, следует отметить, что брачными признаются отношения супругов, зарегистрированные в органах записи гражданского состояния, а отношения родства подразумевают наличие общего родственника и распространяются на родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков, родных братьев и сестер (полнокровных и неполнокровных). Отношения свойства касаются мужа сестры, брата жены, сестры мужа, жены брата, мачехи и пасынка, отчима и падчерицы.

Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, лишь при условии, что эти основания указаны в других правовых актах, а отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему РФ налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, поэтому, характеризуя далее права налогоплательщиков, следует проецировать их в полной мере и на налоговых агентов. Однако обязанности у налогоплательщиков и налоговых агентов несколько различаются.

Понятие "налогоплательщик " раскрыто в ст. 19 НК РФ. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. Филиалы и иные обособленные российские организации только исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Далее в части второй НК РФ указано, кто является налогоплательщиком применительно к каждому налогу.
Например, согласно ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Понятие "организации " раскрыто в п. 2 ст. 11 НК РФ - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

В связи с этим российским налоговым законодательством предусмотрено, что филиалы иностранных юридических лиц могут являться самостоятельными налогоплательщиками и, соответственно, нести ответственность за противоправные действия (бездействие) (см., к примеру, Постановление ФАС Поволжского округа от 24 мая 2007 г. по делу N А06-6668/2006).
В отличие от налогоплательщиков "налоговыми агентами " признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 24 НК РФ).

В части второй НК РФ указано, кто и в каких случаях является налоговыми агентами, и перечислены их обязанности.

Например, согласно ст. 161 НК РФ обязаны определить налоговую базу, исчислить, удержать у налогоплательщиков и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость:

  • при приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, у налогоплательщиков - иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;
  • при получении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества.

В том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

За неудержание и неперечисление в бюджет причитающейся суммы налога налоговый агент может быть , предусмотренной ст. 123 НК РФ. Кроме того, налоговый орган вправе начислить налоговому агенту пени (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 г. N 5317/11).

Если в нарушение положений п. 3 ст. 161 НК РФ налоговый агент не исчислит, не удержит из доходов, уплачиваемых арендодателю, и не уплатит в бюджет соответствующие суммы налога на добавленную стоимость, то такому налоговому агенту налоговый орган будет вправе доначислить налог, а также соответствующие суммы пени (см., Постановление ФАС Центрального округа от 17 ноября 2011 г. по делу N А64-2726/2011).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17 апреля 2012 г. N 16055/11 по делу N А12-19210/2010 отмечено, что при продаже имущества физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, налог на добавленную стоимость подлежит уплате лицом, осуществившим реализацию этого имущества. При этом Управление муниципальным имуществом администрации городского округа не является плательщиком налога на добавленную стоимость. К нему не могут быть применены меры ответственности и начисление пени в силу п. п. 1, 7 ст. 75, ст. ст. 106, 107 НК РФ.

Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2010 г. N 14977/09 по делу N А07-4281/2008-А-ГАР/КИН, налог на доходы иностранных организаций подлежит перечислению в бюджет за счет средств, причитающихся организации, а не самого налогового агента.

Налогоплательщики уплачивают налоги за счет собственных средств, а налоговые агенты перечисляют налоги, удержанные из средств налогоплательщиков. Поэтому налоговый орган в решении о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности не вправе указывать формулировку "предложить уплатить налог", т.к. она может быть адресована только налогоплательщику (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 октября 2009 г. по делу N А19-3047/09).

Таким образом, налоговому агенту за неудержание у налогоплательщиков и неперечисление в бюджет соответствующих сумм налога могут быть начислены пени и наложен штраф по ст. 123 НК РФ.

Сама сумма налога взыскивается с налогоплательщика, а не с налогового агента, за исключением случаев:

  • когда налоговый агент в нарушение п. 3 ст. 161 НК РФ не исчислит, не удержит из доходов, уплачиваемых арендодателю, и не уплатит в бюджет соответствующие суммы налога на добавленную стоимость;
  • если налоговый агент удержит НДФЛ из доходов работников, но в бюджет в установленный законом срок не перечислит (см., к примеру, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18 июля 2012 г. по делу N А46-11259/2011).

Необходимо отметить, что наличие статуса налогоплательщика или налогового агента предполагает также обязанность по представлению в налоговый орган ряда документов, деклараций (расчетов). За неисполнение этой обязанности налогоплательщик (налоговый агент) может быть привлечен к налоговой ответственности, а в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации налоговый орган вправе принять решение о приостановлении операций по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

(ст.19, 23, 24, 80 НК РФ)

Ст. 19 НК налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физ. лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.В порядке, предусмотренном НК, филиалы и иные обособленные подразделения рос.организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Организации – юр. лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юр. лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гр. правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством ин. государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Физ. лица – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

НК РФ устанавливает следующие права налогоплательщиков: использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном зак-вом о налогах и сборах;получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов; требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; не выполнять неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам;обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;требовать соблюдения налоговой тайны;требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст. 23 НК РФ. Налогоплательщики обязаны:уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговых органах; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;нести иные обязанности.

Ст.24 . НК. налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено.Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 НК

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Налоговые агенты обязаны:правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии сзаконодательством РФ.

Налоговых агентов следует отличать от сборщиков налогов и сборов.

Ст.80 НК - налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с НК в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов РФ.

Статья 81.п.1 При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта не отражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

Кто является налоговым агентом по НДФЛ прописано в Налоговом Кодексе РФ. Агент ― это тот, на ком лежит обязанность по начислению, удержанию и уплате налогов государству. Им могут выступать и работодатели, и физические лица. Поговорим об этом в нашей статье.

Разница между налоговым агентом и налогоплательщиком заключается в следующем:

Организации всегда одновременно являются и налогоплательщиками, и налоговыми агентами. Они вынуждены заниматься отчислениями с зарплаты с сотрудников. За себя, как за действующую экономическую единицу на территории России, компании тоже платят в казну.

Права и обязанности налоговых агентов

Работодатель начисляет зарплату своим сотрудникам и как налоговый агент он исчисляет взносы в бюджет, исходя из сумм рассчитанной зарплаты.

Налоговые агенты обязаны в течение 1 месяца с момента события сообщать в ИФНС в письменном виде о всех случаях, когда невозможно удержать НДФЛ. Они ведут учет не только доходов налогоплательщика, а еще исчисленных и уплаченных налогов. Подтверждающие документы хранят на протяжении 4 лет и в любой момент по запросу налоговиков должны предоставить их на проверку.

Налоговая база по НДФЛ исчисляется агентом на основании ст 161 НК РФ, в которой сказано, что она исчисляется по каждой операции отдельно. Это значит налог будет рассчитываться индивидуально с каждой выплаты работнику. Под действие закона помимо зарплаты попадают выплаты по гражданско-правовым договорам, дивиденды и подарки, когда общая стоимость превысила 4000 руб.

Налог рассчитывается в тот же день, что и сама выплата и учитывается в бухгалтерском учете в обязательном порядке накопительным итогом в течение года. Срок уплаты для агента установлен не позднее 1 дня с момента, когда работник получил деньги.

Работодатель отчитывается в ИФНС двумя формами:

  • в форме 6-НДФЛ ― по итогам квартала;
  • в справке ― по итогам года.

В реквизитах статуса плательщика налоговый агент указывает цифру 2. Налогоплательщик ставит цифру 1. Эти данные помогают госорганам идентифицировать того, кто перечислил деньги в бюджет.

Декларируем вычет у налогового агента в отчетном году



При подаче декларации учитываются социальные вычеты, предоставленные налоговым агентом. Что писать рассмотрим подробно ниже.

Все расходы при декларировании обозначаются специальными кодами, которые утверждены ФНС:

  • Код 327 показывает социальный вычет на негосударственное пенсионное страхование или страхование жизни налогоплательщика и членов его семьи. Общая сумма вычета, отраженная налоговым агентом, не может превышать 120 тыс. руб.
  • Код 328 показывает социальный вычет на дополнительные отчисления в накопительную часть пенсии налогоплательщика. Итоговая сумма тоже не может быть выше 120 тыс. руб.
  • Код 311 показывает имущественный вычет по расходам на покупку жилья сотрудником.
  • Код 312 также отражает имущественный вычет, но здесь показываются проценты по кредитам.

Общая сумма социальных вычетов, предоставленная налоговым агентом отражается отдельной строкой.

Как исправить ошибку в расчетах после отчетного периода

Излишне уплаченный НДФЛ налоговым агентом в бюджет признается личными средствами работодателя. Деньги не засчитываются в счет будущих периодов, их можно только вернуть, написав в налоговую заявление на возврат.

Срок давности по излишне перечисленному налогу составляет 3 года. В течение этого времени работодатель имеет право получить обратно переплату.

В случае невозможности удержать НДФЛ из заработка сотрудника, работодатель уведомляет об этом ИФНС. Такие случаи возможны при получении доходов в натуральной форме, подарков, работником. Налог, не удержанный ранее, переходит в зону ответственности самого налогоплательщика. Он должен уплатить эту сумму самостоятельно по итогам календарного года не позднее 15 июля.

Неисполнение обязанностей налогового агента

На налоговом агенте лежит ответственность за неудержание НДФЛ. Так, даже несвоевременное перечисление грозит 20%-ным штрафом от суммы, которая задержалась в пути к ИФНС.

Точно таких же размеров будет штраф за необоснованную неуплату НДФЛ. Государство считает, что агент будет виноват при неперечислении удержанного налога. В случае неудержания налога ответственности не наступает, если он уведомил о случившемся событии налоговиков.

Ответы на актуальные вопросы



ВОПРОС: Компания обнаружила, что не полностью перечислила НДФЛ с отпускных сотрудника за прошлый месяц. Ошибку компания признала, уведомила об этом налоговую и перечислила недостающую сумму. Какое грозит наказание? Ведь мы сами нашли свою ошибку, вперед инспектора.

ОТВЕТ: Не имеет значения кто обнаружил ошибку. За просрочку платежа ИФНС выпишет 20-типроцентный штраф от обнаружившейся суммы.

ВОПРОС: Как быть в ситуации, если вдруг выяснилось, что в прошлом году наша организация неправильно предоставляла социальные вычеты на ребенка сотруднику? Ее сыну 21 год, он учился в институте на очном отделении. А с середины прошлого года перевелся на заочное. Справку она принесла только через полгода. Что делать в этом случае? Как доказать налоговой свою непричастность?

ОТВЕТ: Вам нужно зафиксировать дату поступления справки от вашей сотрудницы. При этом вы должны обязательно взять с нее объяснительную с указанием даты и пусть она распишется на самой справке тоже. После этого сделаете перерасчет, подадите уточненную отчетность в инспекцию и напишете объяснительное письмо, к которому приложите в подтверждение объяснительную и справку от вашей сотрудницы. В этом случае наказания не должно быть.

Налогоплательщики - это российские и иностранные органи­зации как коммерческие (хозяйственные товарищества, общества, производственные кооперативы и т.д.), так и некоммерческие (фон­ды, ассоциации, потребительские кооперативы и др.).

Организа­ции, не обладающие статусом юридического лица, не признаются плательщиками налогов и (или) сборов (например, профсоюзные организации).

Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законода­тельства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях на­логоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должно­стных лиц;

2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвес­тиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установ­ленных НК РФ;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплачен­ных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;

6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам про­веденных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой провер­ки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налого­вых органов, а также налоговые уведомления и требования об уп­лате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблю­дения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых орга­нов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налого­вых органов или незаконными действиями (бездействием) их долж­ностных лиц.

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интере­сов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплатель­щиков (плательщиков сборов) определяется НК и иными федераль­ными законами.

Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расхо­дов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предус­мотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установлен­ном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена зако­нодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчет­ность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об уст­ранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сбо­рах, а также не препятствовать законной деятельности должност­ных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу необходимую информа­цию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бух­галтерского учета и других документов, необходимых для исчис­ления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих по­лученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодатель­ством о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) не­сет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие на­логи и сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, предусмотренные таможен­ным законодательством РФ.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответ­ствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержа­нию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщи­ки, если иное не предусмотрено НК РФ.

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у на­логоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удер­жанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) нало­гов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета доку­менты, необходимые для осуществления контроля за правильнос­тью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в со­ответствии с законодательством РФ.

В случаях, предусмотренных НК РФ, прием от налогоплатель­щиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами - сборщиками налогов и (или) сборов.

Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и при­нятыми в соответствии с ними законодательными актами субъек­тов РФ и нормативными правовыми актами представительных ор­ганов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.

Еще по теме Налогоплательщики и налоговые агенты, их права, обязанности и ответственность:

  1. 7. Права и обязанности, ответственность налогоплательщиков
  2. 95 Налогоплательщики и налоговые агенты, их права, обязанности и ответственность
  3. Налогоплательщики и налоговые агенты, их права, обязанности и ответственность
  4. § 1. Юридическая ответственность: проблемы и основные концепции
  5. § 3. Сравнительно-правовой анализ отношений ответственности за налоговые и административные правонарушения
  6. § 3. Санкция в системе отношений налоговой ответственности
  7. Особенности правового положения участников налоговых правоотношений как субъектов налогового обязательства
  8. $ 2.2. Механизм правового регулирования операций иностранных юридических лиц с ценными бумагами
  9. § 3.1. Анализ налогового режима операций иностранных юридических лиц с ценными бумагами
  10. Сходства и отличия административной ответственности за нарушения в сфере налогов и сборов в РФ от других видов юридической ответственности
  11. Зарубежный опыт регулирования ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах
  12. 4.3 Основные отраслевые принципы гражданского права: проблема элементного состава

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -