Когда русский народ будет жить достойно. К выступлению Путина: о том, как мы будем жить хорошо, когда нас не будет. Этот материал адресован людям, которых регулярно посещает импульс «Пора валить». Дорогие граждане, рано садиться на чемоданы. В России всё

Забайкалье имеет богатую историю становления и развития, важные события происходили в древности. Древние забайкальцы приняли участие в заселении Америки через Берингию, последствия которых стали достоянием мировой истории.

Сейчас никто, наверное, точно не сможет назвать точное время, когда в Забайкалье появились люди, сведения об этом начальном периоде очень скудны. Вероятно, в Забайкальский край люди пришли с территории Монголии и Китая. К сожалению, не только в Забайкалье, но и на территории Сибири не найдено останков человека древней эпохи. Ближайшее место к Забайкалью, где найдены останки человека той эпохи, находится в Китае, в пещере Чжоукоудянь под Пекином (обнаружены останки 40 человек синантропов лат. Sina – Китай). Известным антропологом и археологом М.М. Герасимовым проведена реконструкция облика этого древнего человека. Синантропы жили примерно 300-150 тысяч лет назад .

Исследователи считают возможным открытие более ранних памятников появления человека в наших краях примерно возраста до 2-1 млн. лет. Таким образом, дискуссия о появлении человека на территории Забайкалья остается открытым и решение этого вопроса связано с нижним палеолитом.

Следующими жителями примерно 150-35 тыс. лет назад, были неандертальцы. Они занимали самую высокую ступень развития среди формирующихся людей. Место, где найден скелет неандертальца Узбекистан в пещере Тешик-Таш. Внешность неандертальца восстановлена М.М. Герасимовым. На Алтае в одной из пещер найдены зубы неандертальца. На территории Забайкалья обнаружены следы поселений этого времени. В долинах рек Уды, Ингоды и Чикоя около 100 тыс. лет назад поселились неандертальцы. Примерно 50 тыс. лет назад на том же Чикое возникло поселение неандертальцев также поселения того времени обнаружены в долине Ингоды у Сухотинских скал на Титовской сопке в пределах г. Читы.

Примерно 35-11 тыс. лет назад происходит более основательное освоение Забайкалья в верхнем палеолите. Тогда уже сформировался человек разумный – homo sapiens. Население Забайкалья того времени относятся к монголоидной расе. В антропологическом отношении оно было похожим на облик современных индейцев Америки. Такое совпадение не случайно, так как говорилось, выше Забайкальцы принимали участие в освоении Америки через своеобразный сухопутный мост – Берингию существовавший в это время. Поселения того времени верхнего палеолита во много раз больше чем предшествующего нижнего палеолита, и этот факт свидетельствует об увеличении численности людей и расселении на территории края. К памятникам верхнего палеолита относятся Толбога, Варварина гора, Мастерова гора, Куналей, Подзвонкая.

На реке Хилок у станции Толбога исследован памятник верхнего палеолита, здесь раскопан целый поселок древних охотников и собирателей, который состоит из нескольких жилищ чумов или шалашей. Размер одного из жилищ 6,5x12 м и обогревался 12 очагами. В Толбаге найдено уникальное скульптурное изображение головы медведя .

Эта находка древнейшее произведение искусства не только в Забайкалье и Сибири, но и в Азии. Древние Толбагинцы жили в эпоху, когда климат того времени был близок современному. Позже климат менялся неоднократно в целом было холоднее чем в настоящее время, зимние температуры доходили до – 50°С, лето было коротким и прохладным.

На поселении Сухотино, которое находится на Титовской сопке в черте города Читы, обнаружены кости 22 видов животных. Человек того времени был охотником. Найденные кости в совокупности образуют мамонтовую фауну. Изобилие животного мира это причина того, что в то суровое время люди не покинули Забайкалье. В это время человек освоил долины многих рек Забайкалья, таких как Хилок, Чикой, Онон, Ингода, Шилка. На поселениях того времени обнаружены не только отдельные жилища, но и целые древние поселки об этом свидетельствуют стоянки – Студеное, Усть – Менза, Косая Шивира, Санный Мыс, Сухотино и др.

Титовская сопка известна целым комплексом археологических памятников – это наскальные рисунки, погребения, мастерские каменного века и поселения людей. Первым исследователем сопки был Титов Е.И, который опубликовал статьи в журнале «Вопросы просвещения на Дальнем Востоке», издавался в Чите в 1920-х годах. Он был учеником профессора Б.Э. Петри. Позже в 1950-х годах Окладников А.П. вновь открыл Титовскую сопку здесь, он обнаружил мастерскую каменного века. Позже работы проводились читинскими археологами под руководством доктора исторических наук И.И Кириловым .

13-10 тыс. лет назад существенно изменился климат на территории Забайкалья, потепления привели к вымиранию мамонтовой фауны, на смену ей приходят более мелкие, подвижные, периодически кочующие животные . И это означало конец ледникового периода. Наступила новая геологическая и историческая эпоха – мезолит, которая длилась примерно 5 тыс. лет. Развитие человечества на планете с этого времени начинается неравномерно, на ближнем востоке происходит переход к земледелию и скотоводству. Изменения происходят в Забайкалье об этом свидетельствуют исследования мезолитических культурных слоев поселений Студеное и Усть-Менза на реке Чикое, поселения Ошурково на реке Селенге, которое открыто в 1951 г. академиком А.П. Окладниковым .

Большую ценность для науки представляют многослойные поселения, т.е. поселения с несколькими культурными слоями. Такими в Забайкалье являются поселения – это Сухотино, Студеное, Усть-Менза, Косая Шивира, Санный Мыс и др. На поселении Студеное-1 выявлено 27 культурных слоев, который охватывает громадный отрезок времени – от конца палеолита до эпохи бронзы – это более 10 тыс. лет. Поселение находится на реке Студеное, которое впадает в реку Чикой в Красночикойском районе Читинской области. Рядом найдено другое поселение Студеное-2, здесь выявлено 10 культурных слоев.

Новая историческая эпоха – неолит начинается 7 тыс. лет назад Человек в это время достиг совершенства в обработке камня, освоил способы его обработки, как шлифование, пиление, сверление. К этому времени относятся поселения такие, как Нижняя Березовка и Посольская на озере Байкал, судя по преобладанию в культурном нижнем слое орудий охотничьего промысла и обработки добычи, охота являлась основным занятием местного населения . Чиндант на реке Онон, Студеное-1 на реке Чикое (верхние культурные слои). Важнейшим показателем начала новой эпохи – появление керамической посуды.

Неолитические погребения сохранились и исследованы на берегу оз. Байкал, на оз. Ножий в Агинских степях, у с. Молодовск на Шилке, у с. Зоргол в Приаргунье, на Еравненских озерах в Бурятии. В неолите- каменный век Забайкалья достигает своего рассвета. Уникальное захоронение найдено в Шилкинской пещере, здесь найден богатейший набор наконечников стрел, каменных вкладышей к костяным орудиям, шилья, гарпуны. Главной находкой стал череп человека. Н.Н. Мамонова воссоздала облик древнего человека шилкинца, этот облик напоминает облик древнего тунгуса-эвенка. Позднее Шилкинская пещера становится известной благодаря научно-популярной книге М.И. Рижского «Из глубины веков. Рассказы археолога о древнем Забайкалье» (Восточно-Сибирское книжное издательство, 1965). А.В. Константинов утверждает что, по словам А.П. Окладникова в пещере, «оказалось настоящее сокровище – превосходная коллекция каменных и костяных изделий».

В сознании многих людей древний человек ассоциируется с пещерой, несомненно, люди знали пещеры в Забайкалье, но лишь не большая их часть использовалась. Большие, глубокие и сложные пещеры обнаружены в Забайкалье, такие как Хээтэй на реке Онон, Соктуй-Милозанская рядом с г. Краснокаменском, Долганская Яма на севере Бурятии и другие. Однако следов пребывания человека не обнаружено.

А.В. Константинов пишет, что были найдены следы жизнедеятельности человека в Итанцинской пещере на реке Селенга. Ее обнаружил в 1879 году И.Д. Черский – ссыльный поляк, геолог, исследователь Сибири. Сведения об Итанцинской пещере стало известно благодаря публикациям Черского, которые попали в книгу графа А.С. Уварова «Археология России» (1881 г.). Исследования пещеры Черского (так она теперь называется) было продолжено в 1990-х годах. Ныне следы пребывания человека, обнаружены в пещерах Забайкалья Шилкинская и Богачинская пещеры на р. Шилке, Кристинкина и Егоркина пещеры на р. Мензе, пещера Баин-Хара в Мухоршибирском районе Бурятии.

Во второй половине II тыс. до н.э. климат стал более сухим количество осадков сократилось это было особенно заметно в глубинных районах Азии. В связи с этим стало не возможным занятие земледелием и применительно к этим условиям, стало кочевое скотоводство и совпало с периодом широкого распространения изделия из бронзы. А во второй половине I тыс. до н. э. в крае распространяются изделия из железа. Вся последующая история Южного Забайкалья, вплоть до присоединения к России, связана с номадами центральной Азии. Кочевое скотоводство наложило отпечаток на формы ведения хозяйства, организацию власти, быт, нравы и поселения людей в Забайкалье. В Южном Забайкалье в конце II – первой половины I тыс. до н. э. жили племена, создавшие так называемую культуру плиточных могил. Известные плиточные могилы в окрестностях г. Улан-Удэ находятся ниже села Вахмистерово на правом берегу реки Селенги. Захоронения открыты в 1928 г. археологом Г.П. Сосновским .

Плиточные могилы обнаружены в 1 км к северу от с. Сотниково, на левом берегу реки Селенги. Могильник был открыт Г.П. Сергеевым в 1935 г. Позже в 1948 г. А.П. Окладниковым производились раскопки .

Ряд исследователей датируют данную культуру XIII – VI в. до н. э. Эта культура получила название по характеру погребального обряда, обычаю ставить над захоронением оградку из крупных каменных плит, мы называем носителей данной культуры «плиточниками». Погребальные монументы как бы свидетельствует о величии некогда кочевого народа жившего в этих краях. Они, как правило, расположены на возвышенностях хорошо освещенном солнце местах. Они стали неотъемлемой частью культурно-исторического ландшафта забайкальских степей. Настоящее имя этого народа не известно. Территория расселения «плиточников» очень широка: от Байкала на севере до Ордоса и предгорий Нань-Шаня (возможно, и Тибета) на юге и от Хингана на востоке до предгорий Алтая на западе. На территории Забайкалья и Восточной Монголии исследовано около 600 могил. Представители этой культуры были замечательными металлургами, об этом свидетельствуют находки найденные в погребениях. Носители этой культуры были ярко выраженными монголоидами .

В середине 1970-х гг. на территории Восточного Забайкалья были найдены памятники, которые относились к новому, отличному от «плиточников», типу культуры. Она получила название «дворцовская» по известным скалам Дворцы, которые находятся в Кадалинском распадке близ г. Читы. «Дворцовские» захоронения обнаружены и в других местах по рекам Шилка и Ингода. Дворцовская культура датируется примерно тем же временем, что и культура плиточников. Ряд исследователей считает дворцовскую культуру одним из вариантов погребений культуры плиточников.

На заключительных этапах существования культуры плиточников появляются носители другой культуры, получившие название культуры херексуров. Становление этой культуры происходило в Западной Монголии и на Алтае. Предположительно оставленные населением европеоидной расы. Усиление аридизации климата в степной зоне Евразии в конце II тыс. до н.э. резко снизило продуктивность пастбищ и вызвало передвижение древних скотоводческих групп населения. Поэтому началось одновременное движение двух скотоводческих культур навстречу. В результате херексуры появляются на территории Северной и Центральной Монголии, Юго-Западного Забайкалья, а плиточные могилы – далеко на западе, в предгорьях Алтая. Мощные курганы – херексуры – диаметром до 25 м, раскопаны на юге Бурятии, у сел Урлук и Альбитуй в Красночикойском районе Забайкальского края. Отношения между двумя культурами были очень сложными и натянутыми о чем свидетельствуют взаимное осквернение могил плиточников и херексур. Вероятно, в то время имели место многочисленные военные столкновения между двумя разными культурами, но позже взаимоотношения аборигенов и пришельцев, вероятно, нормализовались и установились отношения сосуществования и смешения монголоидного и европеоидного населения, которые завершились ассимиляцией последнего. Культура херексуров перестала существовать, а культура плиточников получила новое дальнейшее развитие, впитав в себя культуру херексуров.

Здесь культура плиточников сменилась бурхотуйской археологической культурой, названной так по месту могильника исследованного А.П. Окладниковым в пади Бурхотуй на реке Онон. К этому времени относятся не только могильники в долине реки Шилка около сел Верхние Куларки, Луженки, Шилкинский завод найдены городища. Они укреплены системой валов и рвов. На реке Черной в сретенском районе находится так называемый Чудейский утес. Он представляет собой природную крепость, господствующий над всей долиной.

В IV тыс. до н. э. в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата возникла цивилизация. Во II тыс. до н. э. цивилизация появилась в Китае в долине реки Хуанхэ. Это были развитые цивилизации, основанные на орошаемом земледелии и скотоводстве. Человечеством был достигнут новый уровень развития, который ознаменовался появлением городов, возникновением письменности и государства. В III веке до нашей эры степи Юго-Западного Забайкалья по реке Селенге и ее притокам заселили кочевники хунну. Также они жили в бескрайних просторах Монголии и Северного Китая. Забайкалье было северной окраиной их расселения. Здесь они оставили различные исторические памятники – поселения, городища, некрополи. В южных районах Бурятии известны многочисленные монументальные могильные сооружения хуннов .

Около г. Кяхты в Ильмовой пади расположен некрополь хуннских князей, рядом с городом Улан-Удэ – Иволгинское городище, расположено на реке Сужа на левом берегу реки Селенга, и на реке Чикой у сел Дурены, Жиндо – селища хунну. В те времена, когда на юго-западе Забайкалья кочевали хунну, тюрки в восточных районах проживали другие народы. Шивэй в отличие от хунну и сяньби, не создали племенного союза. Они жили независимыми кочевьями, во главе которых стояли старейшины. В середине первого тысячелетия до н.э. на территории Центральной Азии, кочевали, занимаясь в основном разведением скота, хунну (предки тюркоязычных племен), дунху (впоследствии их называли сяньби; основная масса их считается монголоязычной) и дун-и (предками были, видимо, тунгусо-маньчжуры). Главенствовали сначала дунху. Хунну - потомки гуннов, одних из самых сильных кочевых народов обитали на высоких равнинах Центральной Монголии и Забайкалья. В 209 году до н.э. Мо-дэ - сын хуннского вождя, убив отца, провозгласил себя шаньюем (правителем). Устав выплачивать дань дунху, он организовал мощный военно-племенной союз - первое государственное образование на территории Монголии. Сначала он неожиданно напал на дунху и разбил их. Потом предпринял походы против соседей, расширяя свои владения. Часть оставшихся (и потому не порабощенных) дунху бежала и расселилась на территории Маньчжурии, Монголии и Южного Забайкалья. Потерпев поражение, но потеряв стремления главенствовать, дунху ассимилировали (а возможно, и способствовали исчезновению), то есть растворили в себе племена, жившие в этих местах и которых называют одним словом «чудь». В I веке н.э. дунху-сяньби усилились настолько, что нанесли поражение северным хуннам, и до середины III века основная часть сяньбийских племен вернулась в места своего прежнего обитания. Оставшиеся же в Восточном Забайкалье племена оказались под влиянием древних тюрков, пришедших с запада. Вот почему в местных названиях мы находим и тюркские слова.

Историки предполагают, что эти племена имели тесные контакты и с приамурскими мохэ, в результате чего образовалась группа восточно-забайкальских племен шивэй (отуз-татар). В основном это были скотоводы, поскольку огромные степные пространства прекрасно способствовали разведению скота, да и археологические находки (так называемая бурхотуйская культура, характеризующая шивэйский этнический мир) подтверждают это. Впервые в летописях племена Шивей упоминаются в 544 году.

Со второй половины первого тысячелетия н.э. в степях Центральной Азии наступила эпоха тюркского и уйгурского каганатов, то есть в Восточном Забайкалье к тюрко-монголо-тунгусоязычным племенам присоединились и представители этих каганатов. Есть основания считать, что известны еще не все народы, населявшие наши края.

Шивэй к IX веку создали Шивэйский племенной союз, который взял под свою защиту многие разрозненные слабые племена. Каганаты, конечно, не могли спокойно это воспринимать и, понимая, какую силу представляет этот Союз, выставили против него огромное по тем временам войско - около 70 тысяч человек. Однако главная опасность для местных племен, оказывается, исходила совсем не от кыргызских каганов, а со стороны ближайших соседей - киданей, создавших в начале века (916-1125 гг.) мощное государство Ляо («Железное»).

Кидании – потомки известных нам дунху-сяньби. Хотя они находились между Китаем (на юге) с его феодальными войсками и северными тюркскими и уйгурскими государствами, все же сумели выстоять, окрепнуть. В X веке один из вождей, Елюй Амбагань - провел реформу племенного устройства, в результате чего кидании объединились в раннефеодальное государство - уже упоминавшуюся империю Ляо. Оно сразу же начало военные походы на соседние территории, в результате которых на востоке было захвачено древнетунгусское государство Бохай, на западе - земли Монголии и Алтай, на юге - земли Северного Китая, на севере Ляо подчинили себе мохэ, чжурдженей и шивейцев. Укрепленные городки киданей в это время появились и в наших краях. К северу от реки Аргуни в южной части Восточного Забайкалья и на севере Монголии в долинах рек Онона и Керулена. К тому времени относится Коктуйское городище в Приаргунском районе расположено оно на реке Коктуй, притоке реки Аргуни

В XII веке усилились восточные противники киданей - тунгусоязычные племена чжурдженей, и несмотря на отчаянное сопротивление, империя Ляо в 1125 году пала. С ее гибелью из исторических документов исчезли некоторые старые названия племен, например, шивей, и распространились новые - татар, татань, мэнгау, - перешедшие потом в татары, монголы. Земли киданей перешли к чжурчженям, которые создали империю Цзинь (золотая).

В X веке степи и лесостепи Забайкалья населяют кочевые монгольские племена. Поначалу далекие предки Чингисхана Борте-Чино и Гоа-Марал терпели поражение от тех же киданей. Но в конце XI-XII веков немногочисленные монголы, утомленные набегами северокитайских чжурдженей, маньчжуров, татар и других воинственных племен, начали объединяться. Монгольские племена организовались и избрали хана. Первый монгольский хан носил имя - Хабул. В середине XII оборону монголов возглавил Есугей-Багатур, глава рода Борджигинов, легендарное происхождение которых восходило к Борте-Чино (Серый Волк) и Алан-Гоа (Пятнистая Лань) - матери всех монголов.

В 1162 году Оулэн, жена Есугея, родила ему первенца - Темуджин. По летописям, родился он в 110-130 км от наших земель на берегу Онона в урочище Делюн Болдок - так названа падь около села Нижний Цасучей (Забайкальский край). Через девять лет Есугей умер при загадочных обстоятельствах (есть предположение, что его отравили татары, пригласив к себе на трапезу). Детство его было полно опасностей и тревог. Окружающие и враги отмечали в Темуджине, выдержку, волю, упорство, ум. Из злоключений, постоянно преследовавших его, он всегда выходил с честью. Ему не раз приходилось скрываться от врагов и самому участвовать в набегах и сражениях, подвергаясь смертельной опасности.

В Забайкалье и сопредельных районах Монголии происходили процессы, связанные с борьбой за власть, за объединение монгольских племен. В сложной и кровопролитной междоусобной борьбе он разгромил основных соперников и, захватив обширные территории, стал фактическим главой населявших их многочисленных родоплеменных объединений. В 1206 году на курултае, который происходил на берегу реки Онон, был провозглашен великим ханом над всеми монгольскими племенами с титулом Чингис (тюрк. тенгиз - океан, море). Чингисхан создал общемонгольское государство, начал серию завоевательных походов против народов Азии и Восточной Европы. В результате этих походов была создана громадная монгольская империя. В короткий срок к ней были присоединены Северный Китай, государства Средней Азии, тангуты-чжурджени и других народов вплоть до Европы. Великий хан умер во время осады Чжунсина - столицы Тангутского государства Си-Ся, располагавшегося на землях, прилегающих к излучине реки Хуанхэ и хребту Нань-Шань (ныне здесь пустыня).

Историк Л. Гумилев так описывает обряд его похорон. После победы монголы привезли тело хана в родные степи. Там в вырытую могилу опустили останки правителя, ценности и перебили всех рабов траурной команды. По обычаю на его могиле требовалось ровно через год справить поминки. Чтобы найти место захоронения, монголы на могиле принесли в жертву только что отнятого от матери верблюжонка. И через год верблюдица сама нашла в безбрежной степи место, где был убит ее детеныш. Заколов животное и справив ритуал, монголы покинули могилу навсегда. И до сих пор неизвестно, где погребен Чингисхан (и как, поскольку версий похорон несколько).

В период расцвета монгольской державы (XIII-XIV) в Забайкалье возникали дворцы, города-резиденции правителей, которые одновременно были центрами ремесла и торговли. На смену старым кочевым ставкам степной знати пришла оседлость. Это стало возможным благодаря притоку в их казну богатств, полученных в результате многочисленных войн. Крупные аристократы воздвигали пышные дворцовые усадьбы. Вокруг селились зависимые люди, приглашенные и плененные ремесленники, торговцы из различных стран. Таким образом, дворцовая усадьба становилась центром обширного поселения, превращающегося затем в город.

Ко времени оформления монгольского государства относится город на реке Хирхира в Приаргунье .

Рядом с городом стояла стела с надписью – знаменитый «Чингисов камень». Изучением города занималась монгольская экспедиция Академии Наук СССР во главе с известным археологом С.В. Киселевым .

Удалось установить, что правителем города был хан Исункэ третий сын знаменитого Джочи – Хасара, брата Чингисхана .

Следующий город монгольского государства это Кондуйское городище. Долина реки Уруленгуй, где находится Кондуйский городок, находится на стыке нескольких районов Читинской области в юго-восточном Забайкалье: Борзинского, Краснокаменского, Приаргунского .

В этом районе, по признанию большинства путешественников и исследователей сосредоточены многочисленные археологические памятники различных эпох. Они концентрируются на прибрежных склонах и просачиваются в расположенные поблизости распадки. Здесь, в разное время, обнаружены обширные могильные комплексы, напоминающие могильные поля, насчитывающие десятки, а иногда и сотни погребений. На одном из прибрежных холмов, по мнению ученых, находится самая крупная плиточная могила Забайкалья - Кара Боянская или «Черный Богач». В окрестностях села Кондуй есть так называемая Усть-Цоронская писаница, где на скале древние шивейцы оставили рисунки, а в жертвеннике под ними найден горшок с остатками охры - краски, которой были сделаны рисунки. Часть рисунков выполнена на скалах значительно раньше, по меньшей мере - в неолите. Писаницы многослойны, то есть в них рисунки разного времени перекрывают друг друга. Причем поздние изображения более символичны, а ранние более реалистичны. Возраст сосуда, найденного у подножья Усть-Цороновской писаницы, судя по его форме, и структуре соответствует середине первого тысячелетия н.э. Кондуйский городок располагается между реками Кондуй и Барун-Кондуй, северными притоками реки Уруленгуй (маршрут проходит по автодороге от города Читы на Борзю, Цаган-Олуй, село Кондуй, а от него полевой 4-5 км. дорогой на северо-восток).

В XIX в. Кондуйский дворец впервые был исследован одним из первых археологов Забайкалья и основателем Читинского областного краеведческого музея А.К. Кузнецовым. Свои наблюдения для широкой научной общественности он обнародовал в работе «Развалины Кондуйского городка и его окрестностей», вышедшей в 1925 году во Владивостоке. Более тщательное исследование городища были предприняты участниками Монгольской археологической экспедиции под руководством С.В. Кисилевым в 1957-1958 гг. За время раскопок, вскрытая площадь составила 2500 кв.м. и были обследованы развалины дворцового комплекса. Результаты этих исследований легли в основу монографии, вышедшей в 1965 году «Древнемонгольские города». В ней содержаться бесценные сведения по реконструкции дворца, представленные в обмерных планах, рассматривается объемно-пространственная структура Кондуйского дворца.

В Кондуйском городке основу архитектурного комплекса составлял дворец с павильонами и бассейном. Он был выстроен на высокой двухметровой платформе, и окружен со всех сторон террасами на двух уровнях. Верхнюю террасу ограждала деревянная балюстрада, покрытая красным лаком. Такая же балюстрада шла и по нижней террасе, возвышавшаяся над уровнем двора на 1-1,3 м. На нижней террасе, выступая личинами наружу, были расставлены гранитные изваяния, изображавшие головы драконов, кабановидных и с рогами лани. В настоящее время их известно 124. Пять пандусов, мощенных красным кирпичом, вели на верхнюю и нижнюю террасы.

Кондуйский дворец открывался аванзалом, вытянутым с юга на север на 16,5 м. Он был трехнефным с двумя рядами колонн, поддерживающих перекрытия. Всю тяжесть здания несли скрытые в толще стен столбы, поставленные на гранитные основания (базы). Внутри здания им отвечали ряды деревянных колонн, также опиравшихся на гранитные базы. Аванзал переходил в центральный дворцовый зал с площадью около 131 кв. м, который делился двадцатью колоннами на шесть нефов. Внутри зал был расписан, о чем свидетельствует найденная расписная штукатурка. Стены были покрыты штукатуркой красного цвета, и расписаны причудливым орнаментом (росписью и лепниной), который сменялся рельефными изображениями сказочных чудовищ: драконов, грифонов, полуптиц-полузверей .

Кровлю дворца покрывала черепица с красной, зеленой и желтой поливой. Это указывает на принадлежность дворца членам императорской фамилии, так как до XYII века лишь они могли отделывать кровли своих жилищ желтой и красной черепицей. Обнаружено огромное количество обломков черепицы, покрытой зеленой глазурью, большое количество обломков отливов и концевых дисков, украшенных драконами, а также фрагменты рельефов от скульптурных украшений коньков кровли и стен здания. Преобладают части изображений драконов, растительные орнаменты и «облака». Кроме того, кровлю Кондуйского дворца украшала скульптура. Коньки крыш по обоим концам завершались головами драконов с крыльями, края были украшены узорчатыми сливами (по ним отводилась дождевая вода) и дисками, сверкающими изображением золотистых драконов на зеленом фоне. Морды драконов с крыльями были обращены друг к другу; они как бы держали в пасти брус конька с покрывающей его узорчатой черепицей. Таких голов было двенадцать. Головы драконов меньших размеров завершали стыки скатов кровли. Кровли дворца - едва ли не одно из лучших произведений черепичного искусства той эпохи. На фоне окрестных гор в окружении цветущей степи кондуйские кровли создавали яркое впечатление.

Кроме того, на территории дворца найдено большое количество обломков фигур фениксов и химер, несколько торсов человеческих фигур в буддийском одеянии. Под черепицей в грунте найдены четыре гранитных изваяния драконов. Три из них обычные гранитные головы драконов. Четвертое изваяние - это массивная гранитная квадратная плита, один угол которой обработан в виде передней части драконо-черепаховидного чудовища, приподнявшегося на передние лапы. На плечах чудовища изображены пластинки панциря. Рядом с дворцом находились канал и сад (или роща) из декоративных деревьев. Павильоны, беседки, был и выложенный камнем бассейн. К дворцовому комплексу с юной стороны вели парадные ворота, состоящие из двух больших боковых помещений и средней проходной части. Сравнивая дворец в Каракоруме с Кондуйским, приходится признать, последний был построен в более позднее время. Доказывают это и более изысканные формы, и более богатое украшение. На основании письменных источников Кондуйский городок располагался на территории родовых владений Джочи Хасара и Исункэ (племянник Чингисхана), улус которых также включал районы Джалайнора, Хайлара и Аргуни .

Сохранились упоминания китайского путешественника, отметившего, что дворец предстал их взору неожиданно, как мираж, среди степных просторов, находясь на небольшой возвышенности, переливающийся многочисленными цветами и оттенками в лучах солнца во всем своем великолепии. Весь этот сверкающий красками ансамбль, по-видимому, погиб от пожара, следы которого встречались на раскопках постоянно - то в виде обугленных конструкций, то в виде ошлаковавшихся от сильного пожара обломков кирпича и черепицы. Нужно думать, что гибель Кондуйского дворца произошла в сложные для монгольского государства годы конца XIV в. Тогда пылали не только города и усадьбы на окраинах Монголии, но был разрушен Каракорум с его знаменитым дворцом Угэдэя .

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Артемьев, А.Р. Новые исследования древнемонгольских городов Восточного Забайкалья / А.Р. Артемьев \\ Вестник ДВО РАН. - 2005. - № 2

2. Иметхенов, А.И. Улан-Удэ: История и современность / А.И. Иметхенов, Е.М. Егоров. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001.- 219 с.; ил. - 336

3. Киселёв, С.В. Город монгольского хана Исункэ в Забайкалье / С.В. Киселёв // Сов. археология. -1961. - № 4. - С. 103 - 127.

4. Киселёв, С.В. Город на реке Хирхира / С.В. Киселёв // Древнемонгольские города. - М: - Наука, 1965. - С. 23-58.

5. Киселёв, С.В. Дворец в Кондуе / С.В. Киселёв // Древнемонгольские города. - М: - Наука, 1965. - С. 325 - 369.

6. Киселёв, С.В. Древние города Забайкалья / С.В. Киселёв // Сов. археология. - 1958.- № 4. - С. 107 - 119.

7. Константинов, А.В. История Забайкалья (с древнейших времен до 1917 года) / А.В.Константинов, Н.Н. Константинова. - Чита, 2002.

8. Кузнецов, А.К. Развалины Кондуйского городка и его окрестности / А.К. Кузнецов // - Владивосток. -1925.

9. Петряев, Е.Д. Исследователи и литераторы старого Забайкалья. Очерки из истории культуры края / Е.Д. Петряев. – Чита: Чит. кн. изд-во, 1954.

10. Рижский, М.И. Из глубины веков. Рассказы археолога о древнем Забайкалье / М.И. Рижский. - Вост. - Сиб. Кн. Изд-во, 1966.

11. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Общий очерк в 2 т. / А.О. Баринов [и др.]. - Новосибирск: Наука, 2002. – Т.1. – 301с.

Когда же мы наконец заживем по-человечески в нашей стране? Родителям досталась война. Голод и холод. Нам, конечно, потом досталось беззаботное детство, которое я до сих пор вспоминаю как лучшие годы своей жизни. Но и нас в дальнейшем не миновали лихие годы. Наступило время перестройки, а за ней пришла смена политического курса и всеобщая ваучеризация страны...

Тот грандиозный обман, который устроили для народа так называемые реформаторы шоковой терапии, Символом той ваучеризации стал автомобиль Волга, который можно было (якобы) обменять на ваучер. Этот ваучер или приватизационный чек до сих пор лежит у меня, как память тех лет. Что получили в итоге? Банкротство предприятий и фабрик. Распад СССР. Расстрел собственного парламента и локальные войны, в последующем Дикий капитализм и падение уровня жизни людей в разы. Что производят сейчас в нашей стране? Может, рынок завален отечественными компьютерами и телевизорами? Да что-то я не вижу ничего на прилавках магазинов. Может быть, развивается сельское хозяйство? Или, может быть, в стране процветает медицина и образование? К сожалению, и этого я лично ничего не замечаю.

Зато множится число миллиардеров, которые завладели практически всеми богатствами и недрами страны. Извините, стесняюсь спросить, а они что, все это заработали непосильным трудом? Хоть один из них построил что-либо?.. Разве думал я лет этак тридцать назад, что нам придется выживать в своей же стране и получать за свой труд обесцененные рубли, которых не хватает даже на питание порой.

У нас богатая страна, а народ живет в нищете и бедности. Нам говорят, что денег нет, а куда же они девались? Почему национальными богатствами страны пользуются в полной мере богатые и за свои же деньги покупает газ и электричество нищий народ России?? В Туркмении народ пользуется газом и электричеством практически бесплатно. Плюс бензин и солярка стоят дешевле нашего топлива. Конечно. Есть там свои заморочки. И пенсий там нет...

Однако при навязанной народу пенсионной реформе и у нас пенсий в недалеком будущем тоже не будет... Вернее получать ее будет некому. Не доживут будущие пенсионеры до нее. Нам говорят, что при сохранении такого пенсионного возраста, какой сейчас, пенсионная система страны к 2020 году будет банкротом. Так умерьте свои аппетиты, господа!.. Убавьте себе любимым зарплаты, которые у некоторых менеджеров Госкорпораций достигают по несколько миллионов в день. А освободившиеся деньги пустите на повышение зарплат и пенсий.

Что, не хотите? Прогрессивный подоходный налог введите для богатых, как в других кап. странах. Тоже нельзя? Тогда справедливо распределите доходы от продаж нефти и газа каждому россиянину… Тоже нельзя? А что же можно? Бесконечно повышать цены на все и на вся для своего же нищего народа? Ну что ж. Тогда, кажется, я нашел ответ на мною же поставленный вопрос в начале статьи. - Заживем ли мы когда-нибудь в России по-настоящему хорошо? - Нет! не заживем никогда! Во всяком случае пока не осознаем, что страна катится в никуда... В хаос и неразбериху. В стране, где разгул воровства и коррупции. В стране, где власть ненавидит собственный народ. В стране, где кучка наглецов владеет почти всеми национальными богатствами, народу обеспечено лишь прозябание, нищета и вымирание...

В связи с политическими событиями и войной, часто слышу такое рассуждение, мол, что нужно сделать и о чем договориться, чтобы «все жили хорошо». Или «простые люди хотят просто жить в мире».
Вот не люблю я фразу «все будет хорошо». Во-первых, потому что никогда не видела и не слышала о людях или периоде времени, когда все было хорошо (и сейчас еще не самое смутное время, поверьте). Во-вторых — даже если решится одна проблема, следом накатит новая. Так устроена жизнь, увы.
«Все хорошо» никогда и нигде не было, нет и никогда не будет.
Но это полбеды.
Наши далекие предки в свое время чаще всего воевали по какому-нибудь поводу. Новые территории, наземные и прочие ресурсы, терки промежду монархами, голод… В общем, всегда был какой-то весомый и понятный повод начать махалово. И каждая сторона в принципе понимала, за что и почему воюем. И что получим, если победим. Даже если сами по себе воины и не особо разделяли эти претензии. Работа такая, что делать.
Так или иначе, повод был.
А если у войны или конфликта есть повод и причина (претензия), то дело и правда можно решить мирно (опять же утопически и в теории, ибо этим редко заканчивалось даже в те годы). Грубо говоря, преследуя утопический идеал из глупых голов, сесть за стол переговоров, изложить претензии, найти решение, удовлетворяющее каждую сторону, и разойтись.
Всё, монархи всё решили, все стало хорошо. (Ага, и тут же началась эпидемия чумы, бгггг).

Но этот сценарий работает только в том случае, если у конфликта есть веская и понятная причина (- Мы хотим вон то болото. — Вон то болото? Забирайте, там все равно ничо не растет полезного, а мы вас боимся.)

К огромному моему сожалению, нынешние войны (уже многие века, по сути), ведутся по причинам такого рода, что «простым мирным жителям» их объяснить просто нереально.

Кто-то впал в идейный фанатизм и начал мочить всех подряд.
Кто-то сбрендил и стал воплощать всё, что назрело в голове.
Кто-то отмывает деньги или делит ресурсы, о которых обыватели понятия не имеют.

Ни одна из этих претензий не может быть решена за столом переговоров. Как решить претензию на почве убеждений? Болото вражеской стороне уже не нужно, а переходить в их веру\убеждения душа не лежит.
Только воевать с идиотами. Но, опять же, воевать то пойдут мирные жители и армия.
А повод слишком зыбок, чтобы за него отдать жизнь. Ну будет тут не такая партия, а другая. Или не такой бог, а эдакий. И чё? (с)
А в 20-21 веках еще смешнее…
Ну кто пойдет воевать за то, чтобы малоизвестный олигарх Н переделил власть в свою пользу в стычке с магнатом К? Таких идиотов нет.
Но Н не может просто собрать военную кампанию под девизом «Я хочу больше бабла». Поэтому он ее собирает под видом защиты полосатых лемуров в восточной Сибири. Звучит глупо, но если вас призвали в военкомат и требуют идти защищать лемуров, которых там явно нет… в общем, можете им рассказать что глупо, а что нет.
Наверное, им будет интересно.
И если древний воин примерно поминал, что идет на вероятную смерть потому, что если он этого не сделает, то враг захватит его страну или поубивает всех, или есть будет нечего, то у нынешних поводы просто смешны.

Это я к чему всё веду… К тому что формула «простые люди хотят просто жить в мире» вообще не работает в современном обществе. Кушать и так есть, земля уже не так критично нужна, эпидемии — редкость, а убежденных фанатиков худо-бедно запинали в юридические рамки.
Простые Люди опоздали примерно на пару тысячелетий, когда решение проблемы еще плавало на поверхности (и то не всегда) и кому-то вообще было какое-то дело до того, как и где они там живут. И даже послов, нарушая все мыслимые древние договоренности, уже стали убивать.
Поэтому призрачный «мирный стол переговоров» уже можно даже и не вспоминать. Ибо повод, за который сейчас воюют, к мирной и сытой жизни не имеет ни малейшего отношения.

О России твердят многое: одни до безумия любят и уважают, другие с ненавистью завидуют и проклинают. Да она такая — велика Мать городов русских — Великая и могучая Россия.

Что же могут сказать о нашей стране люди, в жизни которых глаза видят намного больше граней? Что о ней говорят и думают ясновидцы?

Итак, американец и ясновидец по призванию, Дэндон Бринки, утверждает, что за Россией вслед пойдёт весь мир. Именно эта страна укажет курс всему остальному сообществу.
Джейн Диксон тоже американка видит матушку Россию как бережённую от всех катаклизм и бедствий 21 века. Ничто не должно затронуть нашу страну. Умиротворение и надежда на светлое будущее начнёт просачиваться именно из краев Сибири. Возрождение и развитие, великая мощь — в этом вся Россия.
Как предсказывает итальянский экстрасенс Мавис, страну ждёт прекрасная и очень интересная картина будущего. Никто даже не может представить себе насколько сильно перемены в России коснуться всех остальных. Наконец-то запад увидит новый путь, путь российских граждан.

Перерождение России будет иметь влияние на все остальные страны запада и Европы. Должны появиться новые города с высоким уровнем жизни, небольшие провинции, которые наконец поднимутся и достигнут нового уровня своего развития. Россия не найдёт себе равных по уровню жизни и обеспеченности населения.


В 1996 году наша глубоко уважаемая и всеми любимая Ванга утверждала, что Россией будет править истинно новый человек, мудрость которого лежит в Новом Учении.
Этот человек будет управлять страной всю жизнь. Его тезисы будут известны всему миру. С его мощью не сравниться ни одна страна. Он выведет Россию на уровень СССР, но уровень совершенно новый. И возродит он этот союз. Страна с каждым днём будет укреплять и расти. И все религии исчезнут, их должно заменить только учением Огненной Библии. Это новый философский путь России.
Социализм возродиться снова, качественно будут развиваться сельское, кооперативное и коллективное хозяйства и не только крупного типа. Россия будет господствовать над всеми странами и даже Америка признает величие такой сильной и развитой державы, империи, которая возродит даже старинное название Русь.

Эдгар Кейси как великий прорицатель, предсказывал, что Россию в конце 20 века ждёт тяжёлый кризис и разруха, СССР рухнет. Социализм потеряет свою значимость. Но после 2011 года, государство наберёт новый темп, с ещё большей силой и волной. Возрождение начнётся с Сибири. Справедливость просочится в земную цивилизацию только благодаря Россие.
Известный всем доктор и целитель Парацельс утверждал, посылаясь на теорию Геродота про народ -гипербореев — арийцев, с перевода, что значит «благородный народ». Именно такими он считал российскую нацию. Центром этого древнего народа он считал Московию. Этот народ можно вполне называть прародителями всех остальных земных цивилизаций. Эту страну ждёт много чего плохого — и мощная разруха, и упадок, и бедствия, но с таким же бурным размахом они дождутся изобилия всевозможных благ к началу 21 века.
Священник Феофан Полтавский предвидел, что весь мир будет поражен удивлением возрождения России, как будто страна воскресает из мёртвых…Вера будет возрождена и сохранена для будущих поколений…

Когда мы Россияне будем жить, а не выживать?

    Наше государство начнет нормально жить, а не выживать, только тогда, когда верхушка власти начнет думать не только о себе и своих хочу, а и о народе тоже. Например депутаты которые сидят целыми днями, ковыряют в носу и решают курить или не курить, запретить кружевное белье или нет, получают четверть миллиона, а врачи, которые жизни людей спасают, учителя, которые образование дают детям, простые рабочие на заводе которые делают все обиходные вещи, получают копейки. Так что, как говорится, рыба гниет с головы. Пока наше государство не начнет головой думать не только о своих прихотях, а так же и о том чего не хватает народу, то все бы изменилось в лучшую сторону.

    Когда будет выгодно деньги и товары ввозить в страну, на не вывозить капиталы из страны, даже если они ворованные, если будет закон для всех одинаков.

    Когда хозяевами в стране будут коренные жители, а не воры в законе из Грузии. Когда государственная служба, полиция, армия, - будут служить Русские и только Русские, когда иностранец не сможет открыть фирму на территории России без РУССКОГО В СОСТАВЕ ОСНОВНЫХ УЧРЕДИТЕЛЕЙ.

    Когда Русские почувствуют отдачу от государства, а не только поборы. Когда полиция, гос служащие будут служить народу, а не руководить народом.

    Когда прибыль от продажи природных богатств будет прозрачна! Тогда произойдет сплочение народа, тогда будет единодушие, как в вопросе Крыма.

    Русские никогда не станут жить богато. Таков, к сожалению, у русских менталитет. Для России очень сильно подошел бы коммунизм. Только в условиях коммунизма русские смогли бы чувствовать себя счастливыми. Но, данная форма государственного строя является утопией. Опять не повезло.

    Даже если объявить результаты приватизации недействительными, найдется тот, кто разделит тот самый нефтяной государственный рубль на сто частей, пока он доберется до больниц, садов, заводов и пароходов. Думать о том, что в России никто не сворует из государственного кармана так же утопично, как пытаться построить коммунизм. Я говорю о коммунизме в чистом его виде.

    Только тебе решать жить или выживать в своей стране.

    Отличный пример уровня жизнь в Арабских Эмиратах. Все просто! Есть природные богатства - есть счастливые граждане, которые знают что родившись в своей стране человек будет обеспечен всем до смерти!

    Ответ простой: когда нефть будет принадлежать стране! Ввиду того, что большая часть природных ресурсов(мест их добычи) была превотизирована (незаконно, естественно). Теперь гозказна имеет лишь копейки, получаемые за пользование ресурса. Посмотрим на ОАЭ: богатейшая страна мира! Когда в ее земле была найдена нефть, государство очень грамотно распорядилось ее судьбой, и результат на лицо.

    Если бы наша действующая власть признала ту привотизацию незаконной (а она это может делать,но не рискует), тогда бы и рубль взлетел и уровень жизни,соответственно двигался бы в плюс, а не в бездну, как сейчас.

    вот тогда мы и получим больницы нормальные, оборудованные, хорошее образование, дороги и многое другое,что требует государственного финансирования!

    Почитаешь подобные вопросы и ответы на них и сразу возникает одна мысль, вернее встречный вопрос. А когда россияне перестанут стонать по поводу своей тяжелой жизни? Сколько живу на свете, только и слышно эту фразу - в наше тяжелое время, в наши не простые времена...

    Люди, очнитесь! У наших бабушек и прабабушек было тяжелое время! И у дедов с прадедами. А мы живем практически в шоколаде!

    Любим власть ругать. А чем дольше показывают, что творится в Украине, тем сильнее можно убедится, что и власть у нас не плохая.

    Что с человеком не происходит, виноват в этом только он. И любой народ достоин своих правителей.

    Хочешь жить лучше? Начни с себя!

    Если бы вы сейчас пожили где-нибудь в Узбекистане, в Таджикистане или даже на Украине, то Вы бы не стали задавать такой вопрос. Здесь люди действительно живут - свободных вакансий валом и на любой вкус, зарплату платят вовремя, у всех есть жиль (сво или съмное, но есть). В том же Узбекистане, часто единственной едой на каждый день - это черствая лепшка и чай и так питаются 40% населения. Хорошо живут только те семьи, муж которой уехал на заработки в Россию и присылает в месяц 5-6 тыс. рублей. В таких семьях могут позволить себе плов 1 раз в день. Да в той же богатой Америке - посмотрите сколько бездомных.

    Мне даже смешным показался ваш вопрос. Правду говорят Сколько человеку не дай - ему всегда мало будет

    Я не пойму в какой вы стране живте, вроде россияне? Просто, судя по ценам и по зарплатам уровень жизни повыше чем в СССР стал, а тогда жили и всем всего хватало. Путаница только из-за цифр. Да переведите просто рубли в копейки и посчитайте сами. В европе с их большими зарплатами и большими ценами и платежами, живут то похуже.

    А вы что, выживаете? Может вс таки живете? У вас проблемы с жильем, едой, работой, свободой, самореализацией и в этом виновато государство? Думаю вс-таки нет. По моему большинство жалующихся на то, что в России вс плохо либо с промытыми мозгами, либо, извините, тупые, либо просто не хотят что-то делать для собственного благополучия, ну да ведь жаловаться то проще. Да оглянитесь вокруг! Работа есть, деньги есть, земля есть, обстановка спокойная, войн нет. В чем проблема то? Привыкли за 70 лет что вам кто-то сверху что-то должен выдать и для этого ничего не надо делать. А кто там наверху? Да теже люди что и мы с вами, те же Россияне. Почему вы всегда ищете виноватого? Кто работает, для того есть вс чтобы в наей стране Жить.