Как назначается глава центробанка. Кому подчиняется ЦБ или почему рубль не принадлежит России

Действующее законодательство четко определяет, кому принадлежит и подчиняется Центробанк России. Сегодня он представляет отдельное юридическое лицо, кредитное учреждение верхнего уровня, имущество и уставной капитал которого находится в собственности государства. Банк ведет независимую политику и отчитывается перед нижней палатой парламента (Государственная Дума), которая утверждает по представлению главы государства председателя.

Глава Центробанка России. Структура управления

Кроме главы Центрального банка в состав совета директоров входит 14 членов. Они также утверждаются на свои посты Государственной думой на 5 лет, а конкретные кандидатуры предоставляются председателем Центробанка и предварительно согласуются с президентом.

Кроме этого в состав Центрального банка входит 39 департаментов и управлений, специализирующихся на отдельных конкретных направлениях работы финансовой сферы страны.

Каковы задачи Центробанка России?

Специальный закон определяет каковы задачи Центробанка России:

  • обеспечение устойчивости национальной валюты;
  • стабильное развитие всей банковской системы;
  • развитие финансового и фондового рынка;
  • создание условий для стабильной работы и развития собственной российской платежной системы.

Основные функции и курс Центробанка России

Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие функции и курс Центробанка России:

  • проведение согласованной монетарной политики с правительством;
  • эмиссия;
  • выступление в качестве кредитора последней инстанции, создание для отечественных банков системы их рефинансирования;
  • определение правил функционирования банковской сферы, проведения расчетов и контроль за их соблюдением;
  • контроль за работой банковского сектора, включая выдачу, приостановка и отзыв специальных лицензий на работу банка;
  • обслуживание расчетных счетов бюджета на всех уровнях (за исключением отдельных случаев, которые оговорены законодательством);
  • контроль за пенсионными фондами, некредитными финорганизациями;
  • регистрация выпускаемых ценных бумаг АО, а также надзор за соблюдением последними соответствующего законодательства;
  • управление накопленными резервами;
  • установление и публикация официальных курсов для совершения расчетов с контрагентами из других стран;
  • определение порядка проведения различных расчетов с международными финансовыми институтами и организациями, иными государствами, физическими и юридическими лицами;
  • разработка и утверждение стандартов ведения бухучета для финансового сектора;
  • учет инвестиций, направляемых в Россию и обратную сторону;
  • контроль за фондовым рынком и предупреждение манипуляций на нем, получения прибыли с помощью инсайдерской информации.

Резервы и валюта Центрального банка

Одной из функций Центробанка остается управление накопленными ЗВР, представляющими собой иностранные активы высокой ликвидности. В нее входит иностранная валюта, золото, часть Фонда национального благосостояния и Резервного фонда за вычетом финансовых требований к резидентам, которые номинированы в иных валютах. Резервы и валюта Центрального банка могут вкладываться в надежные ценные бумаги и облигации, находиться на депозитах и расчетных счетах, использоваться для совершения сделок РЕПО. Основная доля валютной составляющей золотовалютных резервов находится традиционно в американских долларах и евро. Кроме этого используется британский фунт стерлингов, японская иена, австралийский доллар, которые обеспечивают относительно высокую доходность среди всех мировых резервных валют.

Основным назначением валютных резервов Центрального банка остается гарантия устойчивости национальной финансовой системы в условиях турбулентности. Последнее имеет место во время спекулятивных атак на российский рынок, резкого изменения ситуации на международных рынках, снижения экспорта, при иных ситуациях. Максимальное историческое значение золотовалютных резервов Центробанка России было зафиксировано 8 августа 2008 года накануне финансового кризиса и составило 598,1 миллиарда долларов.

Согласно действующему законодательству государство не отвечает по имеющимся обязательствам Центробанка России и наоборот, поэтому правительство может объявлять дефолт даже при наличии значительных запасов валюты и золота в резервах.

Монетарная политика и эмиссия российских рублей

Одной из важнейших функций Центробанка России остается проведение монетарной политики и обеспечение стабильности финансовой системы. Обеспечивается это следующими направлениями деятельности:

  • эмиссия денежных средств;
  • управление стоимостью предоставления ликвидности (ключевая ставка).

Эмиссия представляет собой непосредственно печать наличной денежной массы, своевременное изъятие из обращения ветхих купюр и замена их на новые банкноты, чеканку монет, увеличение объема безналичных рублей искусственным путем. Одновременно с этим Центробанк России обеспечивает наличие достаточной защищенности банкнот от подделки для сохранения стабильности финансовой системы и контроля над денежной массой.

Центробанка России

Отдельно остановимся на чеканке памятных и инвестиционных монет Центробанка России, представляющих собой интерес для коллекционеров, людей, стремящихся в будущем получить дополнительный доход за счет перепродажи подобных монет, стоимость которых значительно превышает нарицательную.

Ключевая ставка Центробанка России

Ключевая ставка Центробанка России представляет уровень процентной ставки, по которому Центробанк предлагает коммерческим банкам недельные для восстановления ликвидности. Уровень этой ставки во много определяет процентные ставки по привлекаемым депозитам и кредитам, влияет на итоговый размер инфляции и стоимость банковских ресурсов. Повышение ключевой ставки идет во время кризиса для снижения интереса со стороны спекулятивного капитала. Примером станет решение Центробанка увеличить ставку сразу на 6,5 процентных пункта 16 декабря 2014 года на фоне серьезного падения российского рубля и экономических проблем, связанных с внешними шоками из-за санкций, резкого снижения цен на нефть.

Банковские лицензии Центробанка России. Рейтинг банков

Одной из важнейших функций работы Центрального банка России остается стимулирование нормального развития всей кредитной сферы. Для этого выдаются специальные банковские лицензии Центробанка России на осуществление деятельности, ведется контроль за соблюдением нормативов, законодательства, предупреждение вывода денежных средств за рубеж, ухода от налогов и других нарушений законодательства. Кроме этого составляет Центробанк России рейтинг банков по величине капитала, прибыльности, иным факторам, что остается косвенным показателем их надежности.

Центральный банк РФ. Основные функции

Центральный Банк РФ занимает место главной банковско-финансовой организации страны. Он был основан в 1990 году 13 июля на базе существующего Госбанка. Затем, полгода спустя, был утвержден закон о ЦБ, согласно которому Центробанк начал работать как самостоятельное юридическое лицо и главная банковская организация страны. ЦБ РФ занимает место банковского учреждения первого (высшего) уровня.

Причины создания Центрального банка РФ.

К созданию единого банка в стране способствовала необходимость появления главного института для:

  1. Проведения эмиссионной политики.
  2. Реализации взаимоотношений банковской системы с государственной системой власти.
  3. Регулирования работы всех кредитно-финансовых организаций в стране.
  4. Координирования и управления всей кредитной сетью.
  5. Отслеживания деятельности банков, проверка, выдача и отзывы лицензий на проведение банковских операций.
  6. Защита курса и устойчивости национальных денег – рублей.
  7. Дальнейшего развития банковского сегмента и всей финансовой отрасли страны.

Месторасположение и руководство Центрального банка РФ.

Штаб-квартира ЦБ расположена в столице России – Москве, на улице Неглинная, дом 12.
В лице главы ЦБ с 24 июня 2013 года представлена Эльвира Набиуллина. Директорский Совет ЦБ состоит из главы и четырнадцати членов Совета, которые работают в учреждении на постоянной основе в течение пяти лет и назначаются Государственной Думой по предложению Председателя (главы) банка.

Кому подчиняется ЦБ РФ.

В соответствии с ФЗ, ЦБ является юридическим субъектом, а его уставный капитал и все имущество являются собственностью федерации государства, но при этом ЦБ имеет финансовую и имущественную самостоятельность. Он может распоряжаться своим имуществом в законодательном порядке и целях, и никто не имеет права изымать у него имущество. Все свои расходные действия ЦБ осуществляет за счет своих доходов.

ЦБ РФ не несет ответственности по обязательствам государства, а государство неответственно за обязательства банка. Банк не вправе кредитовать долги государства.

Таким образом, получается, что ЦБ РФ никому не подчиняется, но выполняет государственные указы и постановления. Он не принадлежит к органами госвласти, но все его полномочия относятся к госфункциям.

Действия ЦБ РФ по отношению к другим банкам и МФО.

ЦБ регулирует работу всех финансовых учреждений, действующих на территории РФ, как банков, так и МФО. К его полномочиям относятся:

  1. Утверждение порядка создания новых банков.
  2. Проведение проверок.
  3. Предоставление и обратный отзыв лицензий на проведение определенных операций.
  4. Определение правил проведения кредитования населения и организаций банками и МФО.
  5. Правовое регулирование межбанковских коммуникаций.
  6. Определение минимальных резервов для банков и МФО под возможные потери.
  7. Выступление в роли кредитора для кредитных организаций.
  8. Контроль и осуществление выплат вкладчикам банков-банкротов.
  9. Контроль за банками и МФО по поводу информирования клиентов о ПСК и передаче данных в БКИ

Основные функции Центрального банка РФ.

Все свои функции центральный банк РФ осуществляет согласно Конституции РФ и другими ФЗ. Согласно своим обязанностям, Центробанк:

  1. Проводит эмиссионную и денежно-кредитную политику совместно с Правительством. Выпуском наличных денег в стране занимается только ЦБ. Он же занимается выпуском дополнительных банкнот и уничтожением ветхих и старых купюр.
  2. Организует общий денежный кругооборот и имеет право монопольного выпуска денег. ЦБ следит за количеством денег в обращении, чтобы избежать дефляции или инфляции. Все купюры печатаются только с его разрешения. Купюры, которые были напечатаны иными способами, считаются недействительными.
  3. Контролирует и регулирует все финансово-кредитные организации страны, предоставляет и отзывает лицензии. Именно ЦБ принадлежит право выдавать или отзывать лицензии у организаций, желающих получить статус банка. Без этих лицензионных разрешений никто не имеет права проводить хоть какие-то операции с деньгами или ценными бумагами клиентов. Для получения любого сертификата организация должна предоставить все необходимые документы и доказательства, что она сможет выполнять банковские операции. При отзыве лицензии, возможность проведения операций прекращается.
  4. Утверждает общие условия расчетов и проведения операций в банках. Чтобы избежать всевозможных уловок банковских организаций с целью проведения операции по своему желанию, ЦБ установил общие для всех банков условия расчетов и операций. Благодаря этому, клиенты смогут находиться в равноправных условиях, а ЦБ сможет пресекать «своевольные» действия других банков.
  5. Обслуживает бюджетные счета всех уровней. Средства бюджетов регионов и столиц не могут располагаться на счетах коммерческих банков. Бюджеты всех уровней обслуживаются исключительно в Центробанке.
  6. Управляет ЗВР. Контроль и управление золотовалютными резервами принадлежит исключительно Центробанку. Даже государство не имеет права распоряжаться этими запасами. ЗВР включает в себя монетарное золото, вложение в ценные бумаги и иностранную валюту, резервы в МВФ. Это не деньги в чистом виде, ЗВР представляет собой безналичную форму денежных запасов страны.
  7. Проводит валютный контроль и расчетные транзакции с международными организациями и другими государствами. Для валютного контроля ЦБ проводит соответствие проводимых валютных операций законам, проверяет наличие лицензий и других документов на это. Контроль за валютными операциями необходим, чтобы организации не скрывали объемы полученных доходов и выполняли свои обязательства перед государством.
  8. Устанавливает курсовые цены валют по отношению к рублю. Установленные курсы не предполагают обязательность пользования ими всеми участниками рынка. Остальные просто ориентируется на курсы валют ЦБ и могут устанавливать свои, но не сильно отличающиеся от официальных. Курсы валюты зависят от рыночных котировок на валютном рынке.
  9. Разрабатывает платежный баланс страны. Это очень важный показатель того, как страна проводит внешнеэкономические операции с другими странами, как развивается собственное производство, как меняется уровень занятости граждан. На основе платежного баланса рассчитывается ВВП, проводится денежная политика, оценивается уровень ввозимых и вывозимых товаров для «здоровой» конкуренции отечественных и иностранных производителей.
  10. Устанавливает порядок работы валютных бирж, выдает, приостанавливает или отзывает у них лицензии. Вся работа валютных бирж отслеживается Центробанком. Только он может выдавать лицензию на осуществление их деятельности и проводить проверки. Это необходимо для того, чтобы все участники валютного рынка соблюдали законодательство страны и исполняли свои обязанности.
  11. Контролирует и анализирует экономику страны в целом и по регионам. Поскольку счета всех регионов находятся в ЦБ, то он может контролировать использование средств по назначению, отслеживать развитие экономики каждого региона. Это необходимо для формирования общего баланса страны и выявления слабых мест и проблем, которые нужно решать.
  12. Занимается выплатами вкладчикам банков-банкротов, которые не подключены к системе страхования вкладов. Если банк лишается лицензии, то выплаты производит

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

КАК ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Н . Р . Чебыкина

Review of Russian Central Bank authoritative powers is represented in the article. Analysis and definition of its legal status as public authority are given.

С принятием Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» так и не разрешилась одна из ключевых проблем банковского права – неопределенность правового статуса Банка России. Конституция РФ и другие законодательные акты, которые регулируют деятельность Центрального банка РФ, не позволяют однозначно определить его правовое положение. В научной литературе также нет единства мнений по данному вопросу. Исследуя данную проблематику, пишет: «Никто не оспаривает, что Банк России осуществляет властные полномочия, но из ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» неясно, в каком качестве он действует: как орган государственного управления или в каком-то ином качестве».1

придерживается точки зрения о том, что Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность. Заключая гражданско-правовые сделки с коммерческими банками в целях реализации своего хозяйственного интереса, он, прежде всего, оказывает тем самым соответствующее целенаправленное воздействие на развитие системы кредитных организаций и определяет кредитную политику в государстве.2

полагает, что Центральный банк РФ - это орган государственного управления специальной компетенции, наделенный широкими властными полномочиями по управлению банковской системой страны и сферой кредитно-денежных отношений.3

С. Глазьев и А. Диянский считают, что Центральный банк РФ - это эмиссионный центр, орган государственного управления и контроля за деятельностью других кредитный институтов, который наделен фактически неограниченным правом издания касающихся регулирования финансово-банковской сферы нормативных актов , обязательных к исполнению на всей территории РФ, всеми ее субъектами.4

Как известно, обладание властными полномочиями, то есть юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию, - важнейший признак государственного органа. Анализ ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» дает возможность говорить о наличие следующих властных полномочий у Центрального банка РФ: эмиссионных полномочий, полномочий по принятию нормативных актов, полномочий в сфере управления банковской системой и контрольных полномочий.

В рамках эмиссионных полномочий Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения (п.1 ст. 75 КРФ). Пункт «ж» ст. 71 Кон­ституции определяет, что денежная эмис­сия находится в ведении Российской Федерации. Соответственно Конституция ограничивает возможность для неконтролируемой эмиссии, которая может быть осуществлена, например, Правительством для того, чтобы покрыть свои расходы, а также устанавливает запрет для органов власти субъектов РФ на вмешательство в вопросы эмиссии денег.

Нормативные полномочия заключаются в том, что Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления , всех юридических и физических лиц. Для кредитных организаций и банковских групп Банк России устанавливает обязательные правила проведения банковских операций , бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

Нормативные акты Центрального банка Российской Федерации однозначно трактуются как подзаконные, так как они должны издаваться в порядке исполнения и применения ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», других федеральных законов и не могут противоречить им.

Полномочия Центрального банка РФ в сфере управления банковской системой подразумевают регистрацию и лицензирование кредитных организаций. Это очень важные полномочия, поскольку, таким образом, Банк России осуществляет допуск кредитных организаций на рынок банковских услуг . В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Центральный банка РФ может устанавливать для них обязательные нормативы (минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, нормативы ликвидности кредитной организации, норматив обязательных резервов и другие).

Установленные нормативными актами Центрального банка РФ предписания обеспечиваются, прежде всего, мерами убеждения, поощрения, будучи одновременно с тем охраняемыми от нарушений возможностью применения принудительной силы государства. В этом проявляются контрольные полномочия Центрального банка РФ. Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. Для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, проводить проверки кредитных организаций (их филиалов), направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять предусмотренные ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» санкции по отношению к нарушителям.

Помимо наличия властных полномочий в теории государства и права выделяют ряд других признаков органа государственной власти. Одним из таких признаков является экономическая и организационная обособленность и самостоятель­ность.5 Центральный банк РФ обладает и этим признаком. Так, уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, однако в соответствии с целями и в порядке, которые установлены ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Центральный банк РФ осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, полученных в результате осуществления банковских операций и сделок. Однако получение прибыли не является целью деятельности Банка России. В данных положениях проявляется экономическая самостоятельность Банка России.

Организационная обособленность состоит в том, что функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Каждый государственный орган сообразно своей компетен­ции, выполняет свойственные ему функции. Центральный банк Российской Федерации независим и самостоятелен в выполнении своей основной функции – защиты и обеспечении устойчивости рубля. ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» расширяет перечень функций ЦБ. В соответствии со статьей 4 Федерального закона Банк России выполняет функции по разработке и проведению единой денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством РФ; является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; устанавливает правила проведения банковских операций; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп и др.

Для осуществления своих функций государственные органы располагают необходимыми материальными средствами, к которым можно отнести многочис­ленные организации, предприятия, учреждения, хотя и выпол­няющие текущую государственную работу, но не являющиеся органами государства. Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в которую входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры , полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации , наличие которых необходимо для осуществления деятельности ЦБ РФ.

Представление о государственном органе было бы непол­ным без указания на то, что его физическим воплощением явля­ются люди, из которых состоит данный орган (государственные служащие). Федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета (п.1 ст.10 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»)6. Служащие Банка России не указаны в качестве государственных служащих ни в ФЗ «О Центральном банке (Банке России)», ни в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих.7 На сегодняшний день лишь в Сводном перечне государственных должностей РФ8 должность Председателя Банка России упомянута как государственная должность РФ. Однако п.4 ст.10 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» закрепляет, что правовое положение (статус) федерального государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. ФЗ «О Центральном банке (Банке России)» в ст. ст.88-92 устанавливает, что, во-первых, условия найма, увольнения, оплаты труда , служебные обязанности и права, система дисциплинарных взысканий определяются Советом директоров в соответствии с федеральными законами. Во-вторых, Совет директоров создает пенсионный фонд для дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России, а также организует страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России. В-третьих, ФЗ закрепляет ряд ограничений по службе для служащих Банка России, занимающих должности, перечень которых утвержден Советом директоров. Таким образом, служащие Банка России обладают особым правовым статусом во многом сходным со статусом государственных служащих.

Рассмотренные признаки в своей совокупности и органической взаимосвязи раскрывают понятие органа государственной власти. Центральный банк РФ обладает этими признаками. Это позволяет говорить о Банке России как об органе государственной власти.

Ряд авторов (,)9 делают вывод о том, что Центральный банк РФ является органом государственной власти на основе анализа ст. 75 Конституции РФ. Ученые пишут, что ст. 75 Конституции говорит, что свою основную функцию - защита и обеспечение устойчивости рубля - Центральный банк РФ осуществляет независимо от других органов государственной власти. Ключевым словом в этой правовой норме является слово «других». Конституция Российской Федерации прямо указывает здесь, что Центральный банк Российской Федерации яв­ляется одним из существующих органов государст­венной власти и осуществляет свою основную функцию независимо от других органов. Если бы в этой статье Конституции Российской Федерации не было слова «других» и норма была бы в следующем виде: «независимо от органов государственной власти», то это открывало бы возможность для вывода, что Центральный банк Российской Федерации не явля­ется органом государственной власти.

Таким образом, Банком России следует считать орган государственной власти, наделенный специальной компетенцией (исклю­чительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения), осуществляющий управление банковской и денежно-кредитной системами и обладающий независимостью от других органов государственной власти.

Если Центральный банк РФ - орган государственной власти, то представляется необходимым также рассмотреть вопрос о принадлежности Центрального банка РФ к одной из существующих ветвей власти. К сожалению, в Конституции ничего не сказано на этот счет.

Точка зрения о том, что Центральный банк Россий­ской Федерации относится к числу органов исполнительной власти, имеет право на существование. Сторонники данной позиции говорят, что Банк России осуществляет исполнительную по своей сути власть в банковской сфере. Нормативные акты ЦБ РФ носят подзаконный характер, как и акты органов исполнительной власти. В данном свете интересной представляется позиция, который пишет: «В отношении правового статуса Банка России мнения специалистов разделились. Некоторые называют его органом государственного управления, что, на наш взгляд, неправильно. С принятием в 1993 г. Конституции РФ термин «орган государственного управления» потерял юридическое значение. Этот термин применялся до 1993 г. Но в то время различались «органы государственной власти» и «органы государственного управления». Теперь он не используется в законодательстве по той причине, что организация государственной власти основывается на принципе разделения властей. Поэтому единственным объектом дискуссии может стать вопрос о том, а не является ли Банк России органом исполнительной власти? Но таковым он не является, поскольку не входит в систему исполнительной власти. В новом Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» это стало очевидным. Взять хотя бы то, что в ст. 19 Закона сказано, что члены Совета директоров не могут быть государственными служащими, а также членами Правительства РФ».10

Отнести ЦБ РФ к другой ветви власти будет тем более неверно, и это настолько очевидно, что не нуждается в дока­зательстве.

Таким образом, некоторые исследователи (например,) приходят к выводу о существовании еще одной ветви власти - денежной власти. 11 Авторы пишут: «…выделение Центрального банка в качестве самостоятельной, четвертой ветви власти - это объективно назревшая потребность, естественный и неизбежный путь развития государства как публично-правового феномена. …Центральный банк РФ является федеральным органом государственной власти, не входит в систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти и осуществляет свои функции независимо от них».12 Но тогда на том же основании можно говорить о существовании отдельной ветви власти Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - избира­тельной власти или даже ветви власти Счетной па­латы Российской Федерации - контрольной власти, что, конечно же, не вписывается в существующее российское конституционное право. В Конституции Российской Федерации в ст. 10 сказано, что: «Государственная власть в Рос­сийской Федерации осуществляется на основе раз­деления на законодательную, исполнительную и судебную». Это дает нам основание говорить о том, что существуют только три ветви власти. В Конституции нет никаких указаний на то, что могут существовать иные ветви государствен­ной власти. Подтверждение этому выводу мы нахо­дим также в п. «г» ст. 71, где сказано только о законодательной, исполнительной и судебной власти. Все это делает невозможными любые предположения о существовании денежной или любой иной четвертой ветви власти.

Наиболее правильной представляется точка зрения о том, что Центральной банк Российской Федерации обладает особым статутом и не входит ни в одну из ветвей власти, как некоторые федеральные органы. При этом в юридической литературе не исключается возможность существования такого рода органов. Так, и 13 высказывают такую возможность применительно к органам прокуратуры, которые представляют особую группу государственных органов, не относящихся ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной ветви власти.

То, что Централь­ный банк РФ выведен за рамки трех ветвей власти говорит и Конституция РФ, закрепляя, что основную функцию Центральный банк РФ осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время Центральный банк РФ следует считать органом государственной власти, который наделен специальной компетенцией (исклю­чительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения), осуществляет управление банковской и денежно-кредитной системами и обладает независимостью от других органов государственной власти.

___________________

1. Ефимова раз о юридической личности Банка России // Бизнес и банки.1999. №3. С. 4-5.

2. Ефимова право. М.: БЕК. 1994.

3. Тосунян управление в области финансов и кредита в России. М.: Дело. 1997. С. 131.

4. Глазьев С., Диянский А. ЦБ России: цена «независимости» // Рос. Экономический журнал. 2001. №5-6. С. 3-8.

5. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. , . М.: Юристъ. 2001. С. 95-96.

6. ФЗ от 01.01.01 «О системе государственной службы РФ» / Справочная правовая система «Консультант Плюс: Версия Проф».

7. Указ Президента РФ от 01.01.01 «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» / Справочная правовая система «Консультант Плюс: Версия Проф».

8. Указ Президента РФ от 01.01.01 «О государственных должностях Российской Федерации» / Справочная правовая система «Консультант Плюс: Версия Проф».

9. Маслов -правовой статус Банка России (точка зрения) // Деньги и кредит. 2001. №12. С. 53.; Гейвандов Центральный банк нужен РФ // Государство и право.1999. №8. С. 14-15.

10. Братко основных положений Федерального закона о Центральном банке // Бизнес и банки. 2003. №42. С. 1.

11. , Викулин право Российской Федерации. М.: Бек. 2000. С. 129.

12. , К вопросу о статусе Банка России // Деньги и кредит. 1998. №9. С. 9-16.

13. , Кутафин право России. М.: Юристъ. 1999. С. 310.

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны . Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Наверное, каждый человек знает о существовании Центробанка, но оцениваем ли мы его истинную важность? Для поддержания порядка в Государстве, в частности, в экономической сфере, необходимо иметь четкую финансовую структуру. Гарантией стабильной работы является распределение ответственности и полномочий между субъектами экономики. Каждое Государство мира должно имеет орган независимого контроля над финансовой и экономической деятельностью. В Российской Федерации таким органом выступает Центральный Банк.

Уже издавна было понятно, что финансовую систему необходимо регулировать централизованно. Первый Банк, который выполнял функции современного Центробанка (но не все) был учрежден в 1860 году. С течением времени изменялось его название, председатели, экономическая и политическая ситуация, а вот непосредственным предшественником Центробанка был Госбанк, который начал свое существование в конце 1987 года.

Это был республиканский банк, созданный при СССР, который представлял отчет о своей деятельности Верховному Совету Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Он так и назывался — «Государственный Банк РСФСР».

В процессе распада СССР властями было принято решение преобразовать Банк РСФСР. И уже 13 июля 1990 года был учрежден Центробанк, и начал он свою законную деятельность в соответствии с принятым законом «О Центральном Банке РСФСР » №394-1 от 2 декабря 1990 года.

Центральному Банку присвоили статус юридического лица, провозгласили главным банком, который, так же как и Госбанк, должен был представлять отчеты о своей деятельности Верховному Совету РСФСР. Фактически, Центральный Банк стал преемником Госбанка.

С ноября 1991 года на Центральный Банк возлегли полномочия по главнейшим функциям, а именно, по эмиссии рубля и определению его курса. Таким образом, в его обязанности вошло полное монопольное регулирование республиканской экономики.

После окончательного распада СССР и появления нового, самостоятельного Государства, Центробанк ФСРСР переименовали на «Центральный Банк Российской Федерации ». Все активы, пассивы и имущество советского банка были переданы ЦБ РФ.

С появлением Центробанка в России произошли сильнейшие структурные изменения в экономике:

  1. Все прошлые республиканские филиалы спец. банков преобразовали в сеть коммерческих банков;
  2. Новый финансовый регулятор изменил систему счетов (нововведением стали расчетно-кассовые центры — РКЦ);
  3. В России появился легальный валютный бизнес (С 1992 года ЦБ начал осуществлять куплю/продажу валют).

Центральный Банк был уполномочен устанавливать и определять официальные котировки (отношение иностранных денежных единиц к российскому рублю). К прямым заслугам Центрального Банка РФ так же относится и организация стабильного РЦБ (рынка ценных бумаг).

В сентябре 1993 года Центробанк решил переложить часть своих функций на другой исполнительный орган и предложил свою идею Правительству. Таким образом, на помощь работе Центробанка была создана новая федеральная служба под названием Федеральное Казначейство. В основные обязанности Казначейства в то время входило:

  1. Обеспечивать исполнение федерального бюджета;
  2. Осуществлять кассовое обслуживание исполнения бюджетов;
  3. Контролировать ведение операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями и получателями (а так же, вести предварительный контроль).

В 1995 году у Центробанка функционировала система, которая заключалась в осуществлении тотальной проверки действующих коммерческих банков и механизмов валютного регулирования. Данная система поддерживала банковскую систему в стабильности.

С момента распада СССР до первого Российского кризиса Центральным Банком была проделана колоссальная работа по формированию экономических устоев страны, а так же ее финансовой стабильности. Тем не менее, в 1998 году страну постиг тяжелый экономический кризис, основной причиной которому послужила неэффективная макроэкономическая политика властей. И уже в середине августа 1998 года Правительство России объявило заявление Центробанка о техническом дефолте основных видов государственных ценных бумаг.

Читайте также:

Что делать, если забыл ПИН код от банковской карты

После кризиса произошло смена состава Правительства Государства и руководителя Центробанка. Для экономической реабилитации были предприняты следующие меры:

  1. Смягчение монетарной политики;
  2. Сдерживание роста цен на монопольную продукцию;
  3. Реструктуризация банковской системы с целью повышения ликвидности коммерческих банков;
  4. Создание АРКО (Агентства по реструктуризации кредитных организаций);
  5. Создание МКК (Межведомственный координационный комитет содействия развитию банковского дела в России).

3 марта 2014 года было принято решение упразднить Службу Банка России по финансовым рынкам (СБРФР). Полномочия, которые раньше осуществлялись СБРФР (а это контроль и регулирование субъектов финансовых рынков), были переданы Центральному Банку Российской Федерации. К концу 2014 года ЦБ РФ перешел к режиму «плавающего» валютного курса, то есть отказался от совершения валютных операций с целью влияния на динамику курса рубля. До настоящего времени Центральный Банка во главе с Председателем Эльвирой Набиуллиной, выступает против введения изменений в систему валютного контроля.

Руководители Центробанка

Председатель Банка России – это официальный руководитель Центрального банка Российской Федерации. Руководитель действует от имени Банка России и представляет его интересы. Как и любой начальник, председатель ЦБ имеет право назначать на должность сотрудников, а так же освобождать от должности, в том числе и заместителей председателя Банка, а так же возлагает на них определенные обязанности.

Естественно каждый нормативный или финансовый документ проходит через проверку и подписывается председателем ЦБ.

Интересный момент! Когда на заседании совета директоров ЦБ РФ в голосовании по определенному вопросу имеется равенство голосов, то голос председателя Банка России является решающим.

Кандидатура Председателя Центрального Банка предлагается Государственной Думе президентом. Для утверждения кандидатуры на должность необходимо пройти процедуру голосования, по стандартам которого, выигрывает кандидат, набравший максимальное количество голосов. Срок правления на данной должности ограничен 4 годами, а вот максимум занимать данный пост разрешается законом не более 3 сроков подряд.

Центральный Банк появился еще в далеком 1860 году, а если быть точнее, 11 июня. Только назывался он по-другому, по-царски: «государственный Банк Российской империи». В Таблице указаны основные председатели Центрального Банка с 1980 года по настоящее время, а так же название банка в то или иное время.

Наименование Банка Председатели Правления
Государственный Банк Российской Империи (1860-1917) Штинлиц

Ламанский

Жуковский

Народный Банк РСФСР (1917-1920) Пестковский

Оболенский

Ганецкий

Государственный Банк СССР (1921-1991) Шейнман

Калманович

Марьясин

Кругликов

Гричманов

Булганин

Коровушкин

Посконов

Свешников

Деменцев

Гаретовский

Геращенко

Центральный Банк Российской Федерации (1991- по сегодняшний
день)
Матюхин

Геращенко

Парамонова (и.о.)

Игнатьев

Набиуллина (на сегодняшний день)

С 24 июня 2013 года и по настоящее время Председателем Правления Центробанка является Эльвира Сахипзадовна Набиуллина. Предыдущий Председатель, Сергей Михайлович Игнатьев, входит в Совет директоров Банка в должности советника Председателя.

Помимо Председателя банком управляет Совет Директоров, в котором числится 14 человек, включая Набиуллину. Члены Совета Директоров назначаются Государственной Думой сроком на 5 лет. В обязанности совета входит проведение заседаний, не менее 1 раза в календарный месяц. У Банка России в помощниках числится еще один коллегиальный орган – национальный финансовый совет, состоящий из 12 человек, включая председателя. Собрания совета должны совершаться не реже одного раза за квартал.

К основным функция национального совета относят:

  1. Утверждение предложений совета директоров;
  2. Рассмотрение вопросов, касающихся совершенствования банковской системы РФ;
  3. Выбор оптимального варианта основных направлений единой денежно-кредитной политики государства из всех предложенных;
  4. Назначение на должность главного аудитора ЦБ и определение аудиторской организации (аудитора годовой финансовой отчетности);
  5. Рассмотрение вопросов по текущей деятельности Центробанка.

Интересный момент! Участники Национального Финансового Совета (НФС) не являются сотрудниками Центробанка и не получают вознаграждения за свою деятельность (за исключением председателя банка).

Отличительные особенности Центрального Банка России

Главной отличительной особенностью Центробанка уже является его название. Центр – это символ основы чего либо, получается, что Центральный Банк РФ является «центром» всех банков страны. Отсюда и его привилегии: абсолютная монополия эмиссии денежных знаков, регулирование устойчивости национальной денежной единицы, наделение имущественной и финансовой независимостью.

Еще одним принципиальным отличием Центробанка от прочих российских банков является то, что он не оказывает финансовые услуги населению и не кредитует частный бизнес, а является регулирующим органом финансово-экономической системы страны, выступает как бы связывающим звеном между субъектами экономики и Правительством.

Обратите внимание! Получение прибыли не является целью деятельности Банка России!

Уникальность Центрального Банка РФ заключается в том, что он сочетает в себе некоторые черты коммерческого учреждения и государственного ведомства.

Правовой статус как главная отличительная особенность Банка России

Уникальный российский Банк выступает как особый публично-правовой институт в экономической системе страны.

Определяющим звеном правового статуса Центрального Банка является принцип независимости, суть которого отражена в Конституции РФ (статья 75), а так же в первых двух статьях Федерального Закона №86 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) » от 10 июля 2002 года.

Что же такое принцип независимости? В буквальном понимании, данный принцип означает исключительное право Банка на денежную эмиссию и организацию денежного и валютного обращения.

ЦБ РФ не отвечает по обязательствам ни государства, ни кредитных организаций, и у них это взаимно.

Интересный факт! Банк России имеет право защищать свои интересы в суде! (В том числе в международных судах, а так же судах иностранных государств и третейских судах).

Парадоксальные моменты

Если хорошо вникнуть в правовой статус Центрального Банка, можно заметить несколько парадоксальных моментов. Например, в 75 статье Конституции РФ указано, что ЦБ РФ имеет особый конституционно-правовой статус, который дает ему исключительное право на монопольное осуществление денежной эмиссии и обеспечении устойчивости рубля, независимо от органов государственной власти. То есть, фактически, Банк не зависим в своих решениях, а учитывая функции, которые он выполняет, Центробанк может быть приравнен к государственному органу власти. Но, фактически, банк таковым не является.

А так же нелогичные моменты можно выделить в плане независимости Центробанка. Принцип независимости отражается так же и в финансовой независимости Банка, здесь все просто: свои расходы он осуществляет за счет собственных доходов. А вот уставный капитал и прочее имущество Центробанка принадлежит Федерации, то есть, является федеральной собственность, а не собственностью банка (вот такая вот независимость).

Все имущество Центрального Банка принадлежит Российской Федерации, но, при этом изъятие имущества без согласия Банка России не допускается.

И вообще все полномочия по пользованию, распоряжению и владению имуществом Центробанка осуществляется самим Банком, в соответствии с установленными государственными целями.

Функциональные обязанности Центробанка Российской Федерации

Центральный Банк РФ является юридическим лицом и действует согласно четко оговоренных правительственных рамок. Функции, выполняемые Центробанком, одновременно являются его обязанностями. Банк России, трудясь во благо государству, обязан:

  1. Обеспечивать устойчивость национальной валюты и стабильность российской финансовой системы;
  2. Следить за темпами инфляции, при необходимости вести работу для снижения показателя;
  3. Разрабатывать единую денежно-кредитную политику государства;
  4. Отчитываться по своей деятельности Государственной Думе Федерального Собрания РФ;
  5. Повышение финансовой грамотности (культуры) населения;
  6. Контролировать деятельность всех коммерческих банков (наблюдать за экономическими результатами, руководствуясь отчетами банковских субъектов, организовывать проверки выполняемых ими операций);

Все вышеперечисленные функции, Банк выполняет, основываясь на утвержденные Инструкции и Положения.

Банковское регулирование как одна из особенных функций Центробанка

Для того чтобы система функционировала как слаженный механизм, необходимо строгое соблюдение правил «поведения» каждого субъекта звена данный системы. Это же касается и банковской сферы. Центральный банк ведет контроль над соблюдением правил и порядка всеми остальными «нецентральными» банками.

Банковская деятельность считается законной лишь в том случае, если у него имеется лицензия на работу. Данная лицензия выдается Банком России. Для того чтобы коммерческому банку получить заветное разрешение и начать законно осуществлять свою деятельность, его учредителям необходимо представить Центробанку определенную документацию. Примерный перечень документов для рассмотрения выдачи лицензии выглядит так:

  1. Ходатайство о выдаче лицензии;
  2. Устав (и прочие учредительные документы);
  3. «Бизнес-план» действий (в котором указывается характер будущих банковских операций и масштаб функционирования);
  4. Декларации о доходах учредителей, а так же аудиторское заключение о финансовом положении учредителей банка.

На Банк России возложен контроль и над некредитными организациями (это ломбарды, микрофинансовые организации, бюро кредитных историй, негосударственные пенсионные фонды и другие).

В рамках регулирования и контроля деятельности банков Центральный Банк России проверяет их финансовую отчетность, но не сам, а по средствам еще одного своего помощника – аудиторской службы. Аудиторские фирмы, которые занимаются банковским аудитом, тоже должны получить лицензию на осуществление своей деятельности. Данную лицензию так же выдает Центробанк.

Если по итогам проверки выявится, что банк или другое кредитное учреждение не соблюдает требований, установленных законом, то Центробанк вправе лишить данную организацию лицензии. Данная функция возложена на Банк России для оздоровления банковского сектора. В настоящее время борьба с кредитными организациями, которые проводят сомнительные операции или имеют на балансе некачественные активы, продолжается в более ужесточенной форме. За 2017 год Центробанк лишил лицензии 50 кредитных организаций, а за последние четыре года – более 350 банковских субъектов.

Возьмите в руки любую рублевую купюру. Рассмотрите ее внимательно с двух сторон. Вы не находите ничего необычного в этой купюре? Ничего? Хорошо, отложите в сторону банкноту. Постарайтесь абстрагироваться от мысли, что это — деньги, к которым вы привыкли и, тратя которые, думаете не о деньгах, а об их номинале. Абстрагировались? Ну вот и хорошо.

Начнем совершать для вас важные открытия. Во-первых, на банкноте любого достоинства вы не найдете указания страны, где она напечатана. Надпись «Билет Банка России» никак не указывает на страну, где эта бумажка была выпущена. Например, на американском долларе ясно написано «The United States of America”. Это говорит о том, что банкнота напечатана в США. Конечно, и на «зеленом поганце» есть указание, что это -- «Federal Reserve Note”, т. е. билет Федеральной резервной системы, как и у нас -- «Билет Банка России». Почему же у нас не указана страна, ведь должно быть написано, как в Конституции РФ -- «Российская Федерация - Россия», ну хотя бы просто «Российская Федерация», «Билет Банка России». Повторяю, недостаточно на купюре указать, кто ее выпустил, надо указывать еще и где (в какой стране) она выпущена. Иначе получается, что наша Родина носит название «Банк России». Однако и это не так. Не указав страну, в которой была напечатана купюра, Банк России показал, что он к этой стране не имеет никакого отношения!

Даже Федеральная Резервная Система США (ФРС) указывает на своей купюре название Родины, а мы - нет.

Во-вторых, является ли денежная купюра «Банка России» государственным денежным знаком? Конечно! -- ответят большинство наших читателей. Но, увы, это не так. На любой денежной купюре «Банка России» следы такого государства, как «Российская Федерация - Россия» отсутствуют. Даже двуглавый орел, имитирующий Герб РФ, никакого отношения к Государственному Гербу не имеет. Сравнив два герба, вы легко найдете десять отличий.

На любой советской купюре был изображен герб СССР, на любой российской его - нет, хотя согласно закону о ЦБ РФ, Банк России является юридическим лицом и имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Однако, да! Банк не государственный, но имеет печать с изображением Государственного герба РФ! Удивительная метаморфоза!

Так вот, отсутствие Государственного герба РФ на банкноте Банка России - является доказательством того, что эти банкноты не являются государственными денежными знаками, а Банк России не является - государственным.

В-третьих, на всех советских купюрах (и, кстати, на всех купюрах ФРС США!) есть на первый взгляд «совершенно лишнее» указание, а именно: Данная банкнота обязана к приему на всей территории СССР или относительно доллара -- This note is legal tender for all debts, public and private. На «Билете Банка России» такого указания нет. Вы думаете, это пустяк, что подобное предусмотрено по умолчанию? Представьте себе, что вы захотели купить какой-то товар за рубли, а вам говорят, что рубли принимать не обязаны, платите за товар в долларах, юанях, евро, и т.д. Конечно, можно сослаться на закон, но на «Билете Банка России» нет даже такой ссылки. Пока вы будете бегать и искать закон, обязующий продавца принять у вас «Билет Банка России», вожделенный вами товар уже могут продать тому, кто не стал задумываться над тонкостями денежного обращения в стране, выложил валюту и ушел в хорошем расположении духа! Мелочь, а неприятно.

Раз нет такого указания, также как и названия страны, где «Банк России» сию купюру выпустил, такой рубль никак нельзя назвать национальной валютой. Вывод: «Билет Банка России» является исключительной собственностью «Банка России». На эту собственность «Банк России» имеет исключительное монопольное право.

Но и это еще не все. Доллар, эмитированный ФРС США, как сегодня принято считать, ничем не обеспеченная «зеленая бумажка». Однако на этой «бумажке» есть кое-что, что делает ее обеспеченной хоть чем-то. Речь идет о подписях казначеев ФРС. В каком-то смысле доллар - бумажка авторская. У нас рубль - банкнота анонимная, не обеспеченная даже подписью федерального казначейства. Вы вновь скажете, что это - мелочь и я вновь с вами не соглашусь. Деньги это документ? Еще какой документ! -- скажете вы. Так почему же этот документ без подписи, ведь эта подпись гарантирует самое главное - подлинность купюры и ответственность лица, удостоверившего эту подлинность.

На советском рубле была еще одна очень важная надпись: «Государственные казначейские билеты обеспечиваются всем достоянием Союза ССР...». Американские доллары, как мы уже поняли, обеспечиваются подписями казначеев, а вот спросите, чем обеспечен «Билет Банка России»?

Я долго и упорно вращал в руках этот «билет», но ни слова, ни буковки, ни подписи на нем не обнаружил. Конечно, «Билеты Банка России» обеспечены активами Банка России, как об этом сообщает сайт самого банка, но на самой купюре о таком обеспечении нет и упоминания. Если вы скажете, что и это мелочь, что это ясно по умолчанию, я с вами не соглашусь. «Билет Банка России» -- бумага хоть и частная, но официальная, стало быть, на ней должны быть и подписи, и соответствующая информация, о которой было сказано выше.

Кстати, о подписях. Историю с ними рассказал бывший глава ЦБ Виктор Геращенко, а ему, рассказал кто-то еще. Когда начали печатать новый советский рубль, спросили у Сталина, стоит ли ставить на этих купюрах подписи, официальных лиц Госбанка СССР. Сталин, якобы ответил, что это может вызвать некоторые трудности, ведь сегодня этот товарищ поставил свою подпись, а завтра его расстреляли, что же перепечатывать деньги? Так и было решено подписи советских банкиров на купюрах не ставить.

Если учесть, что у нас с 1998 года сменилось четыре главы ЦБ (Дубинин, Геращенко, Игнатьев (два срока подряд), Набиуллина), то станет понятным, почему у нас нет подписей на банкнотах. Хотя это и не является оправданием. На долларе США, кстати, стоят подписи секретаря казначейства и казначея США, если переводить дословно.

На многих купюрах бывших союзных республик подписи имеются, а вот на российской, казахской, белорусской валютах подписей нет. Но это так, для справки.

Однако и это еще не все. На «Билете Банка России» написано, что подделка «Билетов Банка России» преследуется по закону. Государство, не имеющее никакого отношения к «Банку России», как к частному банку, сурово карает такие деяния. Подделывать билеты частного банка не стоит, за это могут дать от пяти до пятнадцати лет, правда, государственное обвинение в суде будет выступать на стороне именно частной организации и будет выступать очень сурово. Если во времена СССР фальшивомонетничество считалось преступлением против государства, то в РФ сегодня это деяние квалифицируется, как преступление в сфере экономической деятельности. Смягчение на лицо, но от этого суровость наказания не снизилась. В царской России за подобного рода деяния лишали всех прав состояния и отправляли на каторгу. В СССР могли расстрелять, в РФ дают максимум 15 лет.

Итак, анализ купюры «Банка России» показал, что правом выпуска денежных знаков обладает монополист ЦБ РФ. Государство к выпуску банкнот не имеет никакого отношения. ЦБ РФ государству не подчиняется, а, стало быть, является частной организацией. У ЦБ РФ есть председатель. Сегодня это Эльвира Набиуллина, а также совет директоров, состоящий из 11 человек. В него, наряду с остальными входит и бывший глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев.

Центральный банк это не ООО, не ЗАО, не ОАО. Тем не менее, он строится, как частная компания. 11 топ-менеджеров банка работают под руководством председателя. А теперь внимание! Кто является учредителем Банка России?

Ни великий Гугул, ни могущественный Яедекс не знают ответа на этот вопрос. Законодательство РФ о ЦБ РФ - крайне запутанное и противоречивое. Эти противоречия возникли не вчера, но никто их устранять не собирается. Вероятно, потому, что такой статус ЦБ вполне устраивает его хозяина. Хозяин ЦБ РФ – неизвестен, но власть его – безгранична.

Коротко остановимся на этих противоречиях.

Противоречие первое. Уставный Фонд и имущество ЦБ РФ – составляют федеральную собственность. Центробанк осуществляет оперативное управление этой собственностью. Однако, по обязательствам государства – ЦБ не отвечает и, наоборот: по обязательствам Центробанка - не отвечает государство.

Противоречие второе. ЦБ РФ – не финансируется из бюджета государства и сам зарабатывает деньги, покрывая свои расходы за счет полученных доходов. Однако, по закону, получение прибыли – не является целью деятельности Банка России. Его главная задача – защита и поддержание стабильности российского рубля.

Противоречие третье. Поскольку ЦБ РФ не является органом государственной власти, заработную плату своим сотрудникам он устанавливает самостоятельно, как любой коммерческий банк. Сколько Совет директоров банка пожелает, столько и назначит.

Противоречие четвертое. Сотрудники ЦБ РФ не являются госслужащими, ведь банк у нас не подчиняется государству, стало быть, они не обязаны подавать декларации о доходах.

Противоречие пятое. Нормативные документы ЦБ РФ, который не является государственным органом власти, обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридических и физических лиц. Кстати, согласно Конституции РФ правом издания законов в РФ обязательных для исполнения является исключительно Государственная Дума РФ. Однако это не распространяется на ЦБ РФ.

Противоречие шестое. ЦБ РФ не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, но это не распространяется на Сбербанк. ЦБ РФ является держателем 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция Сбербанка. Поэтому Сбербанк у нас считается банком с государственным участием, хотя ЦБ РФ, как мы уже знаем, не является органом государственной власти.

Противоречие седьмое. В рамках валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ, экспортеры обязаны часть валютной выручки обменивать у ЦБ на рубли. Есть и другие ограничения, но это самое главное.

Экспортер обязан продать ЦБ РФ 50% валютной выручки, по курсу, установленному ЦБ.

Какие же непрописанные права имеет ЦБ РФ при таком противоречивом законодательстве и для чего он создан с такими противоречиями. Читайте во второй части статьи.