Блокировка счетов – все случаи. Налоговая инспекция блокирует расчетный счет компании

Почему банки не стесняются блокировать счета компаниям, даже когда оснований для этого нет? И главное, какие действия помогут решить ситуацию? Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры» разобралась в ситуации и рассказывает, что делать.

Реальные истории блокировки

На днях моё утро началось со звонка предпринимателя из Екатеринбурга. Мы с ним знакомы. Фактически он спрашивал моего совета, как поступить, если банк заблокировал его ИП-счет и рассказал подробности. Он обслуживался как ИП в одном из банков с госучастием, переводил деньги со своего счета ИП на свой личный счет, в пределах миллиона рублей в месяц. Банк заблокировал его счет и попросил рассказать, на что он снимал и тратил деньги, а также потребовал предоставить по его личным расходам подтверждающие документы.

Ответ моего знакомого, что закон он не нарушал и деньги снимал на свои личные нужды — банк не удовлетворил. Отчитываться о своих личных расходах — мой знакомый не стал (хотя мог бы и, скорее всего, банк был бы удовлетворен). Предприниматель посчитал предъявляемые банком требования необоснованными и завышенными (тут он прав).

Его сообщение банку, что он обратится в суд — сотрудников госбанка не охладило, потому что «они готовы прийти в суд и похохотать». Вот такое отношение сегодня у банков с госучастием к малому и среднему бизнесу.
С каких пор ИП нельзя считать прибыль своей и класть ее себе в карман, а также распоряжаться заработанными деньгами по своему усмотрению? Деньги-то заработаны моим знакомым предпринимателем абсолютно законно...

Эта история имеет продолжение. На следующий день моему знакомому позвонил его приятель, руководитель этого самого госбанка в Екатеринбурге, где он обслуживается. Сообщил, что блокировка счетов сегодня массовое явление и в сложившейся ситуации их приятельские отношения не помогут. В качестве решения он предложил по-тихому перейти в другой банк. Предупредил, что на тех, кто жалуется в ЦБ и качает права в суде — тоже нашли управу: предпринимателей просто вносят в «чёрные списки» ЦБ, чтобы потом им было затруднительно работать легально и уж тем более открывать счета в банке.

У другого нашего клиента банк заблокировал счет, и попросил подтвердить характер сделок, происхождение денег и реальность бизнеса. Мы помогли ему собрать документы, которые характеризуют его как законопослушного бизнесмена с реальным бизнесом. Теперь ждем рассмотрения собранных документов Сбербанком. В лучшем случае его счет разблокируют, в худшем — клиенту придется перейти в другой банк или обратиться в суд на действия банка.

Реальность такова: банковский беспредел в России набирает обороты. Готов ли ваш бизнес и Вы к таким перспективам? Это уже никакие ни страшилки, а бизнес-реальность, в которой мы с вами живём.
По данным организации «Деловая Россия», с начала 2017 года российскими .

Что делать со всем этим? Можно ли добиться разблокировки предпринимательского счета?

Три способа, как решить проблему

Если ваш счет заблокирован банком, у вас есть три способа как решить эту ситуацию.

Первый способ: просто закрыть один счет и вывести средства на другой счет в другой банк. Этот вариант, скорее всего, полностью устроит банк, так как он видит в вас нежелательного клиента, нарушающего закон № 115-ФЗ, чужие проблемы — никому в банке не нужны, особенно в сложные времена лишения лицензий.

Помимо неприятностей от самого факта блокировки вашего счета, банки (но не все) ещё добавляют негатива. Они начали пользоваться уязвимым положением клиента (это не законно, таких полномочий Росфинмониторинг банку не давал, но и прямого запрета на такого сорта трюки нет). Самая типичная ситуация: банк заблокировал счет (выполняя указания Росфинмониторинга) и любезно сообщает налогоплательщику, что может перевести его деньги на другой счет в другой банк за определенную мзду (таким образом, вводят заградительный тариф) — просят за эту услугу от 7 до 15 процентов от той суммы, которая присутствует на счете у клиента банка. На такие незаконные действия банка вы можете подать жалобу руководству финансовой организации и попытаться расстаться без отступных комиссионных. Кроме того, суды признают, что введение банком таких заградительных тарифов незаконно, так как по сути это не комиссия, а штраф и попытка нажиться на 115-фз вместо того, что следить за его соблюдением.

О необычном способе решить проблему, . Компании заблокировали интернет-банк. В итоге стало невозможно получить назад свои деньги в сумме 1 млн. рублей. Перечислить их на другой счет нельзя, так как в открытии счета другие банки отказывают. Но обслуживающий банк предлагает выход: номинально подарить ему деньги и .
Второй способ: вернуть деньги с заблокированного счета вы сможете с помощью исполнительного листа. Это, правда, займет время, которое потребуется на судебное разбирательство, но если дружественный вам кредитор подаст в суд, выиграет судебный процесс и получит исполнительный лист, а затем предъявит его в банк, то банк обязан будет его исполнить.

Третий способ. Он прямо предусмотрен действующим законом № 115-ФЗ:
1) Собрать и представить документы, которые попросит банк. Эти документы должны быть такими, чтобы снять с вас подозрения, доказать вашу благонадежность и платежные операции не должны быть никоим образом отнесены к подозрительным в соответствии с п.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.

2) Если банк ваши документы принял, но, не желая разбираться в ситуации (наши клиенты предоставили документы в банк в 2 часа ночи, но уже в 10 утра банк снова отказал им в разблокировки счета), счет не разблокировал — обращайтесь в Арбитражный суд, требуйте признать незаконными действия банка и обязать его совершить нужные вам операции. В соответствии со ст. 65 АПК РФ, именно банк обязан доказать, что у него имелись основания для приостановления или отказа в проведении тех или иных операций по поручению клиента.
Судебная практика такова: если ваши операции явно криминал, то вам откажут (но и то не всегда — смотрите примеры ниже).

Если ваши операции легальны, вы представили в банк подтверждающие документы, а банк все равно ведет себя странно и свою позицию не меняет, то суд встанет на вашу сторону. Тогда с банка можно будет взыскать все убытки, проценты за пользование чужими денежными средствами и судебные расходы (ст. 15, 395 и 856 ГК РФ).

Подробно о том, как вести защиту своей позиции в суде, автор расскажет в следующем материале. Следите за .

Об обеспечении исполнения обязательств, возложенных на налогоплательщиков, говорится в статьях 11 главы НК. При ненадлежащем выполнении или невыполнении обязательств контрольный орган вправе привлечь виновного к ответственности. Кроме того, законодательство закрепляет механизмы принуждения, которые могут использовать налоговики.

Обеспечение выполнения обязательств

О нем говорится в статье 72 Кодекса. В п. 1 нормы установлено, что выполнение обязательств по отчислению сборов и налогов в бюджет может обеспечиваться:

  • залогом имущества;
  • поручительством;
  • пеней;
  • наложением ареста на имущество плательщика;
  • приостановлением операций по р/с в банке.

Последний способ достаточно широко используется на практике. Связано это с тем, что блокировка расчетного счета налоговой службой - самая неудобная для хозяйствующих субъектов мера.

Актуальность проблемы

Блокировка счета налоговой службой существенно затрудняет ведение бизнеса, поскольку лицо не имеет возможности своевременно рассчитываться с поставщиками и осуществлять иные важные для него платежи. Соответственно, для ИФНС - это одна из наиболее эффективных мер обеспечения.

Блокировка расчетного инспекцией может стать полной неожиданностью для плательщика. Особенно удручающей становится ситуация, когда хозяйствующему субъекту срочно нужны деньги для совершения важной и выгодной сделки.

Общий порядок блокировки

Он предусмотрен в 76 статье НК.

Основанием для блокировки счета налоговой службой выступает решение ее руководителя (либо его заместителя). Этот акт направляется в банки, обслуживающие счета плательщика. Копия решения передается хозяйствующему субъекту под подпись либо другим способом, подтверждающим получение. Акт может быть оформлен как на бумаге, так и в электронной форме.

После получения решения банк должен незамедлительно выполнить предписания и приостановить все операции по счетам клиента. Соответствующее требование закрепляет пункт 7 указанной выше статьи.

В обязанности банка также входит сообщение ИФНС об остатках средств на р/с плательщика.

"Разморозить" счета финансовая организация вправе только после получения соответствующего распоряжения от ИФНС.

Важный момент

Если у хозяйствующего субъекта открыто несколько счетов, и на них достаточно средств для погашения задолженности, пени, штрафов, недоимки, указанных в решении о блокировке, он вправе направить в налоговую службу заявление об отмене постановления о приостановлении операций. В нем лицо указывает реквизиты соответствующих р/с. К заявлению прилагаются выписки, подтверждающие наличие средств.

После принятия пакета документов, ИФНС в двухдневный срок должна принять решение о снятии блокировки со счета. Налоговая служба проверяет полученные сведения, направляя запрос в банк. После подтверждения информации в двухдневный срок производится "размораживание" р/с.

Блокировка счета налоговой: причины

В законодательстве приостановление операций по р/с допускается, если хозяйствующий субъект:

  1. Не сдал декларацию.
  2. Не уплатил налог.

Кроме того, осуществляется с целью обеспечения исполнения решений, принятых по результатам проверки.

Нарушение правил сдачи декларации

Законодательство устанавливает определенные сроки, в которые плательщик должен предоставить отчет в ИФНС. Если в течение 10 дней (рабочих) по истечении предусмотренного периода декларация не сдана, контрольный орган вправе заблокировать счет.

"Размораживание" р/с производится не позднее следующего дня после предоставления отчета плательщиком.

Спорные моменты

В практике имеют место случаи, когда операции по счету приостановлены, а у плательщика обязанность сдать декларацию отсутствует.

Судебные инстанции в таких ситуациях придерживаются следующего подхода. В соответствии с 23 статьей НК, на плательщика возлагается обязанность по предоставлению декларации по налогам, которые он должен отчислять. Отчет подается в ИФНС по адресу регистрации.

Данной обязанности корреспондирует 80 статья Кодекса. В ней говорится, что декларация составляется по каждому отчислению, установленному для плательщика.

Если у хозяйствующего субъекта обязанность выплачивать налог отсутствует, то и оснований для блокировки счета у налоговой службы нет.

Из этого следует, что отдельные недочеты в декларации (к примеру, ошибки при заполнении титульного листа, неправильное указание периода) не выступают как основание для приостановления операций по р/с или применения к лицу штрафа по ст. 119.

Невыплата налога

Как установлено в первом пункте НК, при неуплате либо неполном отчислении суммы в срок, установленный законодательством, эта обязанность исполняется в принудительном порядке. ИФНС в таких случаях обращает взыскание на средства, находящиеся на банковских счетах плательщика.

Для применения указанной меры ИФНС принимает соответствующее решение и направляет в финансовую организацию инкассовое поручение на списание долга.

При этом, согласно пункту 7 статьи 46, контрольный орган может приостановить операции по р/с до взыскания всей задолженности.

Нарушения ИФНС

Стоит отметить, что процесс бесспорного взыскания долга - многостадийная и довольно сложная процедура. Нередко налоговые органы допускают процессуальные нарушения в ходе нее. Они, в свою очередь, могут выступать в качестве основания для отмены постановления о взыскании и, следовательно, решения о блокировке счета.

Налоговая служба чаще всего нарушает сроки и порядок предъявления требования, выбирает неверный способ его направления.

Как показывает практика, суды в таких случаях выносят решения в пользу плательщиков.

Направление требования - это начальная стадия процедуры принудительного взыскания. Невыполнение ИФНС порядка, установленного законодательством, существенно нарушает право хозяйствующих субъектов на защиту интересов и свобод, закрепленное Конституцией.

Юристы рекомендуют обращать особое внимание на вид корреспонденции, направленной плательщику. Как свидетельствует судебная практика, получение хозяйствующим субъектом простого, а не заказного письма с извещением рассматривается инстанциями как грубое нарушение процедуры бесспорного взыскания задолженности в принудительном порядке. Соответственно, оно выступает как безусловное основание для отмены решений, принятых ИФНС.

Блокировка как обеспечительная мера

Как установлено в 7 пункте 101 статьи НК, рассмотрев материалы проверки, руководитель ИФНС (его заместитель) принимает решение о привлечении хозяйствующего субъекта к ответственности за допущенное правонарушение либо об отказе применить к лицу санкцию.

После вынесения постановления уполномоченное лицо контрольного органа может применить к виновному обеспечительные меры. Законодательство допускает это только при наличии достаточных оснований полагать, что в случае их непринятия впоследствии исполнение решения либо взыскание штрафа, пени, недоимки, задолженности с плательщика станет невозможным или весьма затруднительным.

Под достаточными основаниями следует понимать:

  • Наличие задолженности по л/с плательщика.
  • Неоднократное уклонение от исполнения обязанности по отчислению налога.
  • Уменьшение активов предприятия.
  • Комплекс обстоятельств, указывающих на получение хозяйствующим субъектом необоснованной выгоды.

Для реализации обеспечительной меры руководитель ИФНС (его заместитель) принимает соответствующее решение. Оно вступает в действие с даты подписания. Решение сохраняет силу до дня исполнения постановления о привлечении виновного субъекта к ответственности или об отказе в этом либо до даты его отмены вышестоящим контрольным органом или судом.

Нюанс

Блокировка счета как обеспечительная мера может применяться после наложения запрета на передачу в залог или отчуждение имущества. При этом его общая стоимость по данным бухучета должна быть меньше совокупной суммы штрафов, недоимки и пеней, подлежащей выплате в соответствии с решением ИФНС.

Кроме того, приостановление счета не допускается, если хозяйствующий субъект не сдал бухгалтерскую отчетность, не предоставил авансовый расчет или не получены документы, запрашиваемые по проверке.

Можно ли проверить блокировку расчетного счета на сайте налоговой?

Можно. С 2014 г. действует специальный сервис, открытый для всех заинтересованных лиц.

Чтобы службой, необходимо зайти на официальный портал ИФНС. Сервис, которым нужно воспользоваться, имеет следующее наименование: " банков о состоянии обработки электронных документов" ("БАНКИНФОРМ", если коротко). Несмотря на такое название, проверить блокировку счета налоговой службой может любой желающий.

После выбора указанного сервиса следует поставить точку возле строки "Запрос о действующих решениях о приостановлении". Далее необходимо ввести ИНН плательщика и БИК банковской организации, обслуживающей р/с. Если эти данные неизвестны, то проверить блокировку счета на сайте налоговой службы не получится.

Затем необходимо указать цифры с картинки. Правильно введенные цифры говорят о том, что проверку блокировки счета на сайте налоговой службы осуществляет не робот, а человек. После этого нужно нажать на кнопку "Отправить запрос".

Ответ будет сформирован достаточно быстро. Если было принято решение о блокировке, система покажет дату его вынесения, а также код контрольного органа, оформившего его.

Осуществляя проверку блокировки счета на сайте налоговой службы, необходимо очень внимательно изучить содержание ответа. Нередко в нем присутствуют ошибки и неточности. Наличие данных, не соответствующих действительности, является основанием для оспаривания решения.

Проверить блокировку счета на сайте налоговой службы могут как хозяйствующие субъекты (представители юрлиц или индивидуальные предприниматели), так и служащие банковских организаций.

Достаточно часто этим сервисом пользуются потенциальные партнеры предприятий. Если на сайте налоговой блокировка счета подтверждается, то контрагенты могут пересмотреть решение о сотрудничестве. Эти сведения особенно важны при заключении крупных сделок.

Самому хозяйствующему субъекту целесообразно периодически пользоваться сервисом. Крайне важно проверить блокировку расчетного счета налоговой инспекцией до подписания договора на поставку большого объема товара. Если операции будут приостановлены, субъект не сможет расплатиться за нее. Это, в свою очередь, приведет к возникновению задолженности.

Списание средств

Необходимо отметить, что блокировка счета не означает приостановление всех расходных операций. Соответствующее положение закрепляет абз. 3 первого пункта 76 статьи НК. Кроме того, субъект может перечислять средства на заблокированный счет. По этому поводу в законодательстве ограничений нет.

В ст. 855 ГК закреплена очередность списания средств. При наличии на р/с суммы, достаточной для погашения всех задолженностей, расчеты осуществляются по мере поступления платежных квитанций. Эта очередность именуется календарной.

Приостановление операций не касается платежей, отчисление которых должно быть произведено до исполнения обязательств по уплате налогов.

Кто еще может "заморозить" счет?

Кроме налоговой инспекции, приостановить операции по р/с вправе Таможенная служба. Эта мера применяется при взыскании задолженности по отчислению таможенных сборов и пеней. Правила блокировки счетов закреплены Приказом ФТС № 2184.

Полномочия по приостановлению операций по р/с возложены и на Федеральную службу финансового мониторинга (Росфинмониторинг).

Стоит сказать, что в случае несвоевременной уплаты страховых взносов или непредоставлении в установленные сроки расчетов по ним счета не будут заблокированы. Законодательством не предусмотрены соответствующие полномочия для внебюджетных фондов.

Исключения из правил

Далеко не каждое решение о блокировке может быть исполнено. Не подлежат выполнению предписания, если:

  1. Постановление принято неуполномоченной структурой.
  2. Решение вынесено в отношении счета, который согласно определению, закрепленному 11 статьей НК, под данное понятие не подпадает.

С первым случаем все, в общем-то, ясно. Если постановление вынес неуполномоченный орган, то и оснований для блокировки нет. Со вторым случаем следует разобраться более детально.

Как указано в 11 статье НК, счетом называют текущий (расчетный) счет, открытый в соответствии с договором банковского обслуживания. На него перечисляются и с него расходуются денежные средства владельца.

  • расчетные;
  • текущие (в т. ч. валютные);
  • корреспондентские;
  • рублевые типа "К" (конвертируемые) и "Н" (неконвертируемые), открытые нерезидентами;
  • счета корпоративных карт.

Блокировка не распространяется на счета, открытые в соответствии с другими договорами и сделками: депозитные, аккредитованные, ссудные, транзитные (в т. ч. специальные) валютные.

Неправомерным, согласно пункту первому 126 статьи ФЗ № 127, является приостановление операций по счету налогоплательщика-банкрота.

Если решение о блокировке было оформлено не по установленной законом форме, оно также не может быть исполнено банком. Соответствующий вывод вытекает из содержания 4 пункта 76 статьи Налогового кодекса.

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

Наверняка большинству из нас не понаслышке знакомо такое неприятное и весьма проблематичное для любого хозяйствующего субъекта явление как «блокировка» расчетного счета налоговым органом. Снять деньги для собственных нужд нельзя, оплатить услуги поставщику тоже не удастся, деятельность организации словно парализована. Как вести себя в такой непростой, но часто встречающейся ситуации налогоплательщику? Как не допустить ее возникновения? Какими эффективными способами можно «разблокировать» счета организации? Ответы на эти и многие другие вопросы вы сможете найти в данной статье.

1. Общие положения о приостановлении операций по счетам в банке

Все мы прекрасно знаем, что для обеспечения деятельности государства Конституцией РФ установлена обязанность своевременно уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ). В свою очередь, в целях обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, законодатель установил меры государственного принуждения, которые призваны обеспечивать исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности.

В Налоговом кодексе конституционная обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы детализирована: в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а в соответствии с пп.4 той же статьи - представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты).

В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения возложенных на налогоплательщика обязанностей налоговый орган может привлечь его к ответственности, а также использовать механизмы принуждения к исполнению установленных Налоговым кодексом обязанностей.

Обеспечению исполнения обязанностей налогоплательщиков посвящена 11 Глава НК РФ. Так, в соответствии с п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами:

  • залог имущества,
  • поручительство,
  • пеня,
  • наложением ареста на имущество налогоплательщика,
  • приостановлением операций по счетам в банке.
Среди всех вышеперечисленных способов, на практике налоговыми органами широко используется - приостановление операций по счетам в банке, поскольку для налогоплательщиков это самая неудобная с точки зрения ведения бизнеса мера, а значит самая действенная для налоговых органов.

Более того, ситуация становится весьма удручающей, когда счет «блокируется» совершенно неожиданно, в самый неподходящий момент, например, когда налогоплательщику срочно нужны денежные средства для заключения выгодного и важного договора.

Ввиду того, что приостановка операций по счетам для налогоплательщика является печальным известием, то для наилучшего понимания этого процесса, а также для того, чтобы иметь возможность оспорить действия налогового органа, следует подробнее рассмотреть процедуру приостановления операций по счетам, которую в обиходе принято именовать «блокировка счетов», «заморозка счета» или «арест счета».

2. Процедура приостановления операций по счетам

Порядок и сроки приостановления операций по счетам налогоплательщика в банках регламентированы ст. 76 НК РФ.

Для приостановления операций по счетам налогоплательщика налоговый орган, в лице руководителя или его заместителя, выносит решение о приостановлении операций и направляет его в банки, где у налогоплательщика открыты расчетные счета, причем копия этого решения должна быть в обязательном порядке передана налогоплательщику под роспись или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Передача решения в банк осуществляется на бумажном носителе или в электронном виде (п.4 ст.76 НК РФ).

Получив решение налогового органа о приостановлении операций по счетам, банк обязан исполнить его в безусловном порядке и приостановить операции по счетам налогоплательщика с момента получения решения (п. 7 ст. 76 НК РФ).

Кроме того, после получения решения о приостановлении операций по счетам банк обязан сообщить в налоговую инспекцию информацию об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика (п.5 ст.76 НК РФ).

«Разблокировать» замороженные счета банк сможет только после отмены налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам, ведь НК РФ устанавливает четкий срок действия решения (с момента его получения банком от налогового органа и до его отмены) и не предусматривает вариантов приостановления его действия (п.7 ст.76 НК РФ).

К сведению! Если у налогоплательщика на нескольких расчетных счетах имеются денежные средства в совокупности достаточные для погашения недоимки, штрафов, пени, указанных в решении о приостановлении операций по счету, то налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога. (п.9 ст.76 НК РФ).

К заявлению следует приложить банковские выписки, подтверждающие наличие денежных средств на счетах. Получив соответствующий пакет документов, налоговый орган в течение двух дней со дня получения заявления обязан принять решение об отмене приостановления операций по отдельным счетам налогоплательщика.

Если пакет документов недостаточен для подтверждения информации о предлагаемом налогоплательщиком банковском счете, то у инспекции может потребоваться некоторое время на проверку этой информации. После получения от банка информации о том, что денежных средств на указанных налогоплательщиком счетах достаточно, на решение о «разблокировке» отводится два дня (п. 9 ст. 76 НК РФ).

3.Причины, по которым налоговые органы «блокируют» счета

Налоговым законодательством предусмотрено три основания для блокировки счета:

Не сдана декларация;

Не уплачен налог;

Обеспечение исполнения решения налогового органа по результатам проверки.

Остановимся подробнее на каждом из них.

3.1. Не сдана декларация

Если налогоплательщик не сдал налоговую декларацию в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока ее представления, налоговый орган может принять решение о приостановлении операций по счетам (аб.1 п.3 ст.76 НК РФ).

Отменить приостановку, в этом случае, налоговый орган обязан на следующий день, после представления налогоплательщиком соответствующей декларации (аб.2 п.3 ст.76 НК РФ).

На практике бывают случаи, когда счета налоговым органом «заблокированы», а обязанности представить декларацию у налогоплательщика нет.

Как правильно указал суд (см. Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12.07.2006 по делу N Ф08-3078/2006-1320А, ФАС Московского округа от 02.12.2004 по делу N КА-А40/11311-04 ), ст. 23 НК РФ возлагает на налогоплательщика обязанность представлять налоговому органу по месту налогового учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать , если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Более того, этой обязанности корреспондирует ст.80 НК РФ, в соответствии с которой налоговая декларация представляется налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком. Таким образом, если у налогоплательщика отсутствует обязанность уплачивать налог, то и оснований приостанавливать операции налогоплательщика по его счетам в банке у налогового органа нет.

Кроме того, согласно судебной практики (см.Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.07.2009 по делу N А32-22251/2008-12/190; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.12.2005 N А33-12414/05-Ф02-6442/05-С1) неправомерным является приостановление операций по счетам в банке, если пропущен срок представления декларации в результате необоснованного отказа налогового органа принять декларацию по причине неверного ее заполнения.

Таким образом, отдельные нарушения в оформлении деклараций (например, ошибки в оформлении титульного листа, указание ошибочного налогового периода) не могут служить основанием для приостановления операций по счетам налогоплательщика либо для наложения штрафа по ст. 119 НК РФ за непредставление декларации.

3.2.Не уплачен налог

В соответствии с п.1 ст. 46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

В данном случае взыскание налоговой задолженности за счет денежных средств налогоплательщика производится в результате принятия налоговым органом соответствующего решения о взыскании и путем направления в банк инкассовых поручений на списание задолженности (п.2 ст.46 НК РФ).

На основании п.7 ст.46 НК РФ налоговый орган на этапе взыскания задолженности с налогоплательщика путем обращения взыскания на его денежные средства имеет право приостановить операции по всем его счетам в банках в порядке, предусмотренном ст.76 НК РФ.

Таким образом, для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, налоговый орган также наделен правом приостанавливать операций по счетам налогоплательщика - организации в соответствии со ст. 76 НК РФ.

Процедура бесспорного взыскании налоговой задолженности является сложной и многостадийной, в связи с чем, на этапе ее реализации нередко налоговый орган допускает процессуальные нарушения, которые могут служить основанием для отмены решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика и, как следствие, решения о приостановлении операций по счетам в банке.

Наиболее часто встречающимися нарушениями являются нарушение сроков предъявления требования об уплате налога, нарушение порядка или способа направления требования, на основании которого уже выносится решение о взыскании задолженности за счет денежных средств и «блокируются» счета в банках.

ВПостановлении от 4 мая 2005 года N КА-А40/3677-05, ФАС Московского округа указал, что налоговым органом нарушены нормы ст. ст. 69, 76 НК РФ, так как требование об уплате налога было вручено налогоплательщику после истечения срока уплаты, в связи с чем, налогоплательщику не представлялось возможным его исполнить в установленный срок. Более того, с налогоплательщика взыскивалась задолженность, сроки на взыскание которой, с учетом положений ст.70 НК РФ, налоговым органом пропущены.

Направление требования об уплате налога представляет собой не только ненормативный правовой акт, но и начальную стадию процесса принудительного взыскания налогов (ст. ст. 46, 47 НК РФ). Несоблюдение налоговым органом установленного законом порядка направления требования налогоплательщику существенно нарушает конституционные гарантии налогоплательщика на защиту прав и свобод.

Кроме того, следует обращать внимание на то, каким видом корреспонденции (простым или заказным письмом) вам направляются документы из налоговой.

Как указал ФАС Уральского округа в своем Постановлении от 12 июля 2010 года N Ф09-5181/10-С3, направление налогоплательщику требования об уплате налога (пени, штрафа) с нарушением положений п. 6 ст. 69 НК РФ (то есть, не заказной корреспонденцией) оценивается судом как существенное нарушение процедуры принудительного бесспорного взыскания налогов, пеней и штрафов и является самостоятельным и безусловным основанием для отмены решений о взыскании задолженности за счет денежных средств и решений о приостановлении операций по счетам.

3.3. Обеспечительная мера для исполнения решения по результатам проверки

Существует еще одно основание, когда расчетный счет налогоплательщика может быть заблокирован. Так, приостановление операций по счетам может применяться налоговыми органами как обеспечительная мера исполнения решений по проверкам (камеральным или выездным), в ходе которых начислены к уплате налоги, пени, штрафы.

В соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности.

После вынесения решения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения (п.10 ст.101 НК РФ).

Однако обратите внимание, что принимать обеспечительные меры во исполнение решения по проверке налоговый орган вправе лишь в том случае, если у него есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. На практике, такими основаниями могут являться: наличие задолженности по лицевому счету налогоплательщика, неоднократное не исполнение обязанностей по уплате налогов, сокращение активов организации, совокупность обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 16.09.2010 по делу N А12-1588/2010).

Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит соответствующее решение, вступающее в силу со дня его подписания и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

К сведению! Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения.

Итак, подведем итоги: НК РФ предусматривает три основания для приостановления операций по счетам:

а) неуплата налогов, сборов, пеней и штрафов;

б) не сданная вовремя налоговая декларация;

в) для обеспечения исполнения решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности.

Однако на практике налоговики зачастую злоупотребляют предоставленным им правом и используют приостановление операций по счетам налогоплательщиков как метод психологического воздействия. В связи с чем, полезной каждому бухгалтеру и руководителю будет следующая информация!

4.ВАЖНО ЗНАТЬ!

4.1. Налоговый орган не вправе «блокировать» счет, если не сдана бухгалтерская отчетность, не представлен авансовый расчет или не представлены запрашиваемые документы по проверке

Налоговый орган не имеет права «блокировать» расчетный счет, если налогоплательщик не сдал бухгалтерскую отчетность либо иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет , ввиду того, что ст.76 НК РФ не содержит в себе такого основания для приостановления операций по счетам. Эта позиция подтверждается судебной практикой (см. Постановление ФАС Московского округа от 05.10.2007 N КА-А40/9465-07) и мнениемМинфина России в письме от 12.07.2007 N 03-02-07/1-324.

Кроме того, суды признают незаконными «блокировку» счета, если не сдана статистическая отчетность (см.Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.01.2009. N КА-А40/13357-08 ), не представлены сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ (см.Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.02.2008 N КА-А40/235-08 ), не сдан авансовый расчет по налогу (решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.02.2008 по делу N А40-1160/08-75-5 ). Суды, признавая незаконными действия налоговых органов в таких ситуациях, ссылаются на то, что приостановление операций по счетам, в соответствии с положениями п.3 ст.76 НК РФ может применяться только в случаях не сдачи налоговой декларации, расширительному толкованию данная норма закона не подлежит.

Также не может являться основанием для приостановления операций по счетам непредставление налогоплательщиком истребованных налоговым органом документов в ходе камеральной или выездной налоговой проверки (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.03.2005 N Ф04-1592/2005(9795-А46-35); Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.11.2005 N Ф04-760/2005(16440-А46-40)). При этом суды исходят из того, что в соответствии со ст.76 НК РФ приостановление операций по счету в банке является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, но никак не способом обеспечения исполнения требований налоговых органов при осуществлении ими контрольных функций.

4.2. Даже если счет заблокировали, вы можете пользоваться им!

В соответствии с аб.3 п.1 ст.76 НК РФ «заморозка» счета налоговым органом не означает прекращение всех расходных операций. Очередность списания денежных средств с расчетного счета в банке осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 855 ГК РФ.

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств происходит в порядке поступления платежных документов налогоплательщика, так называемая календарная очередность.

Приостановление операций не распространяется на платежи, очередность которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Таким образом, поступать на заблокированный счет налогоплательщика денежные средства могут, но расходуются только в порядке очередности, указанной в ст.855 ГК РФ:

В первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

Во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

В третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;

С учетом Постановления Конституционного Суда РФ N21-П от 23.12.1997, налоги и сборы должны взыскиваться в третью очередь.

Кроме того, списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления платежных документов.

Таким образом, налогоплательщик по заблокированному счету может осуществить платежи 1-й и 2-й очереди, а также платежей в бюджет и внебюджетный фонды из 3-й очереди, определенной законодательством (ст. 855 ГК РФ с особенностями, установленными Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год).

4.3. Не только налоговая инспекция может заблокировать счет!

Наша статья посвящена процедуре приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, которую осуществляют налоговые органы. Однако аналогичные права по «замораживанию» расчетных счетов предоставлены также таможенным органам при взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней (ст.34 НК РФ).

Порядок приостановления операций по счетам таможенными органами установлен Приказом ФТС от 3 декабря 2009 г. N 2184.

Аналогичные полномочия по приостановлению операций по счетам в банке вменены ст. 8 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» Росфинмониторингу.

Кроме того, обращаем внимание читателей на то обстоятельство, что если вы не уплатите вовремя страховые взносы или не представите в установленных законом срок расчеты по ним счета заблокированы не будут, поскольку законодатель не наделил внебюджетные фонды соответствующими полномочиями.

4.4. Не всякое решение о приостановлении операций по счетам должно быть исполнено

Неподлежат исполнению решения о приостановлении операции по счетам, в следующих случаях:

- решение принято неуполномоченным органом;

Решение принято в отношение счета в банке, которые в соответствии с определением счета, приведенным в ст. 11 НК РФ под данное понятие не подпадает.

Рассмотрим подробнее последнее основание, поскольку с первым все просто, раз решение принял неуполномоченный орган, то у банка отсутствуют правовые основания для его исполнения.

Итак, в соответствии со ст. 11 НК РФ, под счетом понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договоров банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства самими владельцами счетов.

Под данное определение подпадают: расчетные, корреспондентские, текущие, текущие валютные счета, «рублевые» счета типа «К» (конвертируемые) и «Н» (неконвертируемые) нерезидентов, счета, обслуживаемые с помощью корпоративных банковских карт.

Однако, приостановление операций не распространяется на счета налогоплательщиков, открытые на основании иных договоров и сделок, например: депозитные, ссудные, аккредитивные, валютные транзитные и валютные специальные транзитные счета.

Кроме того, приостановление операций по счетам налогоплательщиков-банкротов не правомерно (п.1 ст. 126 Федеральный закон от 26.10.2002 N127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В случае если решение о приостановлении операций принято по не установленной форме, то оно также не подлежит исполнению банком, указанное вытекает из смысла п.4 ст.76 НК РФ.

4.5. Заблокировали счет - откроем новый?

Согласно п.12 ст.76 НК РФ банк не вправе открывать новые расчетные счета налогоплательщику при наличии решения о приостановлении операций по счетам.

Подтверждение вышеизложенному позиция Минфина РФ , изложенная в письме от 12.12.2005 N 03-02-07/1-336 , в котором финансовое ведомство указало, что закрытие банком счета налогоплательщика не является основанием для отмены решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, и, следовательно, открытие банком новых счетов налогоплательщику и исполнение по ним поручений налогоплательщика на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора, либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), является нарушением ст. 76 НК РФ.

С позицией Минфина РФ согласны и суды, так в Постановлении от 23.09.2003 N А29-1832/2003 ФАС Волго-Вятского округа указал, что согласно п. 9 ст. 76 НК РФ при наличии решения о приостановлении операций по счетам банку запрещено открывать какие-либо новые счета обозначенному в решении налогоплательщику. В Постановлении от 26.01.2006 N А42-4190/2005 ФАС Северо-Западного округа пришел к выводу о том, что закрытие банком счета налогоплательщика-организации, в отношении которого принято решение о приостановлении операций, не прекращает правовые последствия такого решения налогового органа в части запрета на открытие налогоплательщику-организации новых счетов в этом банке».

Более того, банки вряд ли пойдут на открытие нового счета при наличии решения налогового органа о приостановке операций или на не исполнение решения налогового органа, поскольку для кредитной организации это чревато последствиями виде штрафных санкций. Так, согласно п.1 ст.132 НК РФ при открытии счета банком, в котором уже есть решение о приостановке, влечет взыскание с него штрафа в размере 20 тысяч руб., кроме того за указанное деяние предусмотрена и административная ответственность для должностных лиц банка, согласно ст.15.7 КоАП РФ в размере от двух до трех тысяч рублей. Ст.134 НК РФ предусмотрены санкции для банков, в случае не исполнения ими решений налоговых органов о приостановлении операций по счету, в размере 20 процентов от суммы, которая будет перечисляться по платежным поручения налогоплательщика, но не более суммы задолженности и не менее 10 тысяч рублей. Административная ответственность за данное деяние влечет взыскание штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (ст.15.9 КоАП РФ).

Следует заметить, что выход из данной ситуации есть, поскольку невозможность открытия нового счета в том же банке, где заблокирован счет, не влечет за собой невозможность открытия нового счета в другом банке . В связи с чем, налогоплательщик может открыть счет в новом банке и провести необходимые денежные перечисления по нему. Однако обращаем ваше внимание, что эта возможность будет существовать только 5 дней, поскольку именно этот срок отводится банку на сообщение в налоговый орган информации об открытии налогоплательщиком счета (п.1 ст.86 НК РФ), после чего новый счет также будет «заблокирован» решением инспекции.

4.6. Если счет арестован, пеня не начисляется

В соответствии с аб.2 п.3 ст. 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции по счетам или наложен арест на имущество налогоплательщика. То есть данная норма исключает возможность начисления пени по неисполненным налоговым обязательствам в период, когда счет налогоплательщика заблокирован (см.Постановление Десятого Арбитражного Апелляционного суда от 11.01.2007 N . А41-К2-9953/06; Постановление ФАС Поволжского округа от 03.08.2010 по делу N А57-25579/2009).

4.7. Налоговый орган заплатит проценты за несвоевременную «разблокировку» счета

Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ в ст.76 НК РФ введен п. 9.2 , согласно которому в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-органи-зации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим при-остановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока. Поэтому, если налоговая не спешит «разблокировать» замороженный счет, вы вправе требовать проценты за нарушение сроков.

При этом, проценты будут исчисляться исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам.

4.8.Оспаривание незаконного приостановления операций по счету

Если налогоплательщик столкнулся с ситуацией, когда его счета незаконно «заблокированы» и переговоры с налоговым органом не дали положительного результата, остается лишь обратиться в суд для защиты своих прав и законных интересов.

Однако сразу обращаем ваше внимание, что процедура эта довольно длительная. Вместе с тем, существует метод, которые может позволить налогоплательщику на время судебного разбирательства пользоваться заблокированным счетом. Налогоплательщик на основании ч.3 ст. 199 АПК РФ может обратиться в суд с ходатайством о приостановлении действия решения о «блокировке» счета, в случае его удовлетворения судом это означает, что на период судебного разбирательства налогоплательщик имеет право без каких-либо ограничений осуществлять расходные операции по расчетным счетам и открывать новые счета в той же кредитной организации. По данному поводу существует Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83, в соответствии с которым, под приостановлением действия ненормативного правового акта, понимается не признание акта, недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом.

Кроме того, в случае судебного обжалования решения налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке налогоплательщик должен обоснованно мотивировать свои требования, сославшись на то, что незаконная блокировка счета налоговым органом может привести к значительным финансовым потерям и подтвердить это документально.

Анализ судебной практики показывает, что имеются судебные акты в пользу налогоплательщиков. Например, Постановление ФАС Московского округа от 20.02.2008 N КА-А40/680-08 , в котором суд указал, что, решение налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке причинит организации значительный ущерб - лишит возможности исполнять обязательства перед поставщиками, на суммы несвоевременно выплаченной заработной платы работникам должны будут начисляться проценты, придется приостановить деятельность сотрудников до полного погашения задолженности по заработной плате, в связи с чем судом правомерно удовлетворено заявление налогоплательщика о приостановлении действия решения, которым заблокированы счета.

Еще одно положительное решение - Постановление ФАС Московского округа от 17.08.2007 N КА-А40/7894-07 . В этом судебном акте сделан вывод о том, что непринятие мер по обеспечению иска может нанести значительный ущерб заявителю, а именно, фактически делает невозможным исполнение обязательств перед работниками организации по выплате заработной платы и перед контрагентами по гражданско-правовым договорам, исполнение иных финансовых обязательств, поскольку все поступающие на расчетный счет заявителя денежные средства перечисляются в соответствии с представленным в банк инкассовым поручением в счет погашения недоимки и пени.

Итак, если вы уверены, что решение о приостановлении операций по счетам в банке вынесено необоснованно и можете подтвердить это документально, то существует реальная перспектива положительного исхода дела, с учетом складывающейся судебной практики.

Почему банки начали блокировать счета юридических лиц?

Судя по всему, банки готовятся к введению в уже полную силу Закона РФ №115-ФЗ «О противодействии финансированию терроризма», который почему-то стал одним из инструментов регулирования банковской деятельности.

Банки, замеченные в легализации доходов, полученных преступным путем («отмывании» денег), будут лишены лицензии. Если перевести на бизнес-язык, то все, кто замечен в обналичивании денег и выводе их за рубеж, будут заблокированы, а иначе — закрыты после процедуры санации и ввода внешнего управления. А кому из собственников, оставшихся после масштабной чистки 623 банков, захочет лишиться своего родного детища.

По факту, полным ходом идет огосударствеление банковской системы . Росфинмониторинг стоит на страже государственных интересов. Скоро будет заметно меньше частных банков федерального уровня. Они будут поглощены госбанками, если представляют хоть какой-нибудь интерес с точки зрения портфеля клиентов.

Кроме того, недавно в помощь 115-ФЗ вышли методические рекомендации ЦБ от 21.07.2017 № 19-МР по противодействию обналичиванию. Раньше блокировали счета за налоги меньше 0,9% от оборотов, теперь пороговое значение могли поднять до 3%. Требований к банкам и их клиентам стало заметно больше, как и признаков незаконных операций. По сути, практически любую бизнес-операцию можно рассмотреть как незаконную.

Думаю, что одновременно идет подготовка к началу работы какой-то единой межведомственной информационной системы, возможно на базе автоматизированной информационной системы АИС «Налог-3» ФНС России и ЕИС Росфинмониторинга. Такая система в автоматическом режиме могла бы генерировать списки недобросовестных юридических и физических лиц, уклоняющихся от уплаты налогов в полном объеме, применять к ним меры по блокировке счетов и административным и иным наказаниям. И, конечно, все операции с валютой и ее выводом за рубеж окажутся под жесточайшим контролем. Пока обмен данных идет в ручном режиме, банки заранее ужесточают требования к клиентам, чтобы подготовиться к вводу системы в эксплуатацию и избежать массового оттока клиентов.

Недавно одному активному инноватору-предпринимателю не дали открыть счет в нескольких крупнейших госбанках только потому, что адрес регистрации «Сколково» попал в черный список множественных регистраторов компаний-однодневок. Теперь, похоже, супер-технология будет внедряться за пределами нашей родины.

К сожалению, в первую очередь это уже отразилось на очень многих малых предприятиях и индивидуальных предпринимателях. Им просто приходит сообщение о блокировке счетов. И бизнес замирает или умирает . Как говорят бизнесмены, после неправомерного одностороннего расторжения договоров расчетно-кассового обслуживания со стороны банка, восстановить свою репутацию честного налогоплательщика, не связанного ни с какими террористами, экстремистами, становится невероятно сложно. Предприниматель попадает в черный список, и ни в одном банке ему не открывают счет.

Конечно, многие платежи малых предпринимателей можно, если захотеть, посчитать сомнительными. Огромное количество малых предприятий можно признать по соответствующими признакам компаниями-однодневками, осуществляющих обналичивание денежных средств, достойных заморозки и блокировки счетов банками.

Если этот алгоритм еще ввести в информационные системы банков и налоговиков, то можно до конца года закрыть половину счетов 5,7 миллионов малых и средних предприятий. По известному мнению : «Малый бизнес зачастую становится фабрикой по отмыванию незаконных доходов; предпринимателям нужно очень внимательно следить за своими операциями, чтобы не попасть в «черные списки» банков».

Оказавшись случайным свидетелем телефонного разговора клиент-менеджера одного банка с предпринимателем, у которого заблокировали счет, понял, что дело восстановления счета — непростое, потребует много времени и сил. Если , то можно попасть и под 145 статью УК РФ (до 5 лет в особо тяжелых случаях). Но мы не ищем легких путей.

Эта система блокировки счетов юридических лиц только начинает свою работу. Сначала она послужит делу создания вертикально-интегрированной банковской системы, сократив количество банков в России до евронорматива в 240-250 банков на 146 миллионов человек. Потом ей, возможно, удастся увеличить собираемость налогов процентов до 90%, возможно также используя разные системы блокировки счетов ИП, предпринимателей, даже карт частных лиц.

Сейчас налоговые платежи в обороте микро- и малых компаний могут составлять менее процента, а должны быть не менее 6%. Ну и потом, несколько миллионов незарегистрированных, но занятых бизнесом «серых предпринимателей» будут выявлены и обложены налогами на доходы или заблокированы.

Обычных граждан тоже проверят на соответствие доходов и расходов. В случае несоответствия — дообложат 13%-м налогом на доходы физических лиц. Если налогоплательщики все это выдержат, то система пойдет дальше и глубже. И вместо развития малого и среднего бизнеса, индивидуального предпринимательства, инноваций и стартапов мы получим мобилизацию и огосударствление экономики с последующим укрупнением и поглощением «всех одним»: назад в СССР времен после НЭПа 1921-1928 годов под предлогом борьбы за честный бизнес и безопасность страны (см. ). Это мы уже проходили, правда в тяжелой форме, с голодом и смертями миллионов человек. Надеюсь, что этого не произойдет.

Что касается представителей крупного бизнеса и госкорпораций, то из любого правила всегда есть несколько исключений. Правда, в нашем случае, несколько тысяч «исключительных» налогоНЕплательщиков могли бы залить российский бюджет таким объемом налоговых поступлений, что никаких дефицитов бюджета не будет ближайшие несколько лет. Но пока команды «Пли!» не поступило, пушки молчат. Нельзя же бить по своим.

Какие страны имеют опыт использования системы блокировки счетов?

Конечно, в мире давно приняты и работают законы против неуплаты налогов, коррупции, отмывания денег и терроризма. Но нигде, ни в одной стране мира, еще не страдало от них до половины малых предпринимателей от блокировки счетов при сохранении макроэкономического объема коррупции и вывода капиталов за рубеж.

Да и граждане-налогоплательщики, к сожалению, уже видят куда идут их налоги, и как «эффективно» они используются. Снова хочется вспомнить афоризм В.С. Черномырдина: «Хотели как лучше, получилось как всегда».

Вышеизложенное — мое частное мнение, основанное на обобщении разрозненных случаев с моими учениками-бизнесменами и коллегами-предпринимателями.

Заблокировали счет в банке юридическому лицу — почему это может случиться и что в таком случае делать? Рассмотрим эти вопросы в нашем материале.

Каковы же налоговые причины блокировки расчетного счета? Основная среди них — обеспечение выполнения решения, принятого ИФНС в отношении необходимости взыскания неуплаченного налогового платежа (п. 1 ст. 76 НК РФ). Но возможны и иные основания:

  • неподача налоговой декларации или расчета по форме 6-НДФЛ по истечении 10 рабочих дней с даты завершения срока сдачи (подп. 1 п. 3, п. 3.2 ст. 76 НК РФ);
  • необеспечение возможности электронного взаимодействия с ИФНС, если таковое для налогоплательщика по требованиям НК РФ является обязательным (подп. 1.1 п. 3 ст. 76, п. 5.1 ст. 23 НК РФ);
  • неотправление в налоговый орган электронного документа, подтверждающего факт получения от ИФНС направленной налогоплательщику электронным способом информации, в течение 16 рабочих дней с даты отправки (подп. 2 п. 3 ст. 76, п. 5.1 ст. 23 НК РФ);
  • принятие мер по принуждению выполнить решение по уплате недоимки и штрафных санкций по налогам, начисленных по результатам налоговой проверки (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Блокировке могут подвергаться любые счета налогоплательщика (налогового агента), кроме таких специальных, как избирательные и относящиеся к фондам референдумов. То есть валютные счета и счета в драгметаллах тоже подпадают под процедуру блокировки.

Возможна блокировка как всех средств, имеющихся на счете (счетах), так и их части. Полностью средства на счете окажутся заморожены в случае несдачи отчетности, необеспечения возможности электронного взаимодействия с налоговым органом или неотправки в ИФНС документа — подтверждения о принятии направленной налоговым органом информации.

Второй вариант ограничения (частичный) применяется, когда речь идет о неуплаченных суммах налогов (взносов), пеней или штрафов, установление конечной величины которых проблемы не представляет. Эта величина будет указана в решении о взыскании, которое должно предшествовать решению о блокировке необходимой суммы на счете. При этом для ситуации использования для этого валютного счета или счета драгметаллов блокируемая сумма будет определяться, соответственно, в величине, эквивалентной ее рублевому значению или рассчитанной по учетной цене драгметалла на дату приостановления операций по счету.

Когда речь идет о неуплате налогов инвестиционным товариществом, приостановлению подвергаются операции на счетах товарищества. Если на них средств недостаточно, то ограничения могут распространиться на счета управляющих и даже обычных товарищей.

Ограничения по распоряжению денежными средствами не относятся к платежам, которые в части очередности оплаты превалируют над налоговыми или равнозначны им.

Блокировка по налоговой причине происходит в момент поступления в банк решения об этом (п. 7 ст. 76 НК РФ). Решение направляется туда электронным способом (п. 4 ст. 76 НК РФ).

Как снять блокировку, осуществленную по решению ИФНС

Итак, заблокировали счет в банке - что делать попавшему под такую санкцию лицу? Прежде всего, устранить ту причину, из-за которой была осуществлена блокировка. То есть необходимо:

  • уплатить сумму налога, пеней или штрафа, послужившую причиной ограничения возможности использования счета;
  • сдать неподанную отчетность (декларацию или расчет по форме 6-НДФЛ);
  • организовать электронный обмен документами с налоговым органом;
  • направить в ИФНС неотправленный документ — подтверждение о принятии от информации или выполнить действия, предлагавшиеся к исполнению в этой информации.

Принятое налоговым органом решение о блокировке счета отменяется по документу аналогичного статуса, оформляемому этим же органом. Причем для такого оформления НК РФ (пп. 3.1, 8 ст. 76) устанавливает конкретный срок, отсчитываемый как один рабочий день с даты:

  • поступления в ИФНС оригиналов или копий платежных документов, свидетельствующих об уплате необходимой суммы налоговой задолженности;
  • подачи необходимого отчета;
  • обеспечения возможности электронного взаимодействия с ИФНС;
  • направления в налоговый орган документа — подтверждения о получении информации либо выполнения предложенных в этой информации действий (ответа на требование или явки в ИФНС представителя).

Еще один рабочий день дается налоговому органу для отправки решения в банк (п. 4 ст. 76 НК РФ). Направляется оно туда тоже электронно. Одновременно этот документ доводится и до сведения налогоплательщика (налогового агента).

Причины блокировки счетов по закону 115-ФЗ

Закон № 115-ФЗ, посвященный вопросам противодействия использованию денежных средств для финансирования преступной деятельности, в качестве применяемых при этом мер обязывает структуры, выполняющие операции с денежными средствами, осуществлять (ст. 6, 7):

  • проверку лиц, как желающих открыть счет, так и уже имеющих его, на причастность к противозаконным деяниям (в т. ч. через их бенефициарных владельцев);
  • контроль за определенными видами операций (с возможностью их приостановления) при превышении оборота по ним сумм, установленных законом, или при участии в них лиц, подозреваемых в причастности к терроризму;
  • передачу информации о выявленных фактах противозаконной деятельности или противодействия проводимому контролю в Росфинмониторинг;
  • замораживание счетов лиц, заподозренных в причастности к преступным действиям.

Таким образом, блокировку счета по 115-ФЗ осуществляет сам банк или иное лицо (организация либо ИП), выполняющее операции с денежными средствами. Используемых для этого оснований немного. По существу, возможные причины блокировки расчетного счета банком сводятся к двум (ст. 3 закона № 115-ФЗ):

  1. Клиент попал в официальный список лиц, причастных к преступной деятельности (в т. ч. связанной с терроризмом или экстремизмом).
  2. Клиент не включен в вышеупомянутый список, но есть причины для того, чтобы заподозрить его в экстремистских или террористических действиях, и на основании этих причин Росфинмониторингом или уполномоченной им на это межведомственной комиссией вынесено решение о замораживании счета.

В первом случае информация обязательно присутствует на сайте Росфинмониторинга в соответствующем списке (подп. 6 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ). А во втором на сайте этого же ведомства или межведомственной комиссии должно быть опубликовано решение о блокировке. Однако независимо от того, по какому из оснований происходит блокировка, она осуществляется не позднее одного рабочего дня с момента возникновения этого основания (подп. 6 п. 1 ст. 7, п. 5 ст. 7.5 закона № 115-ФЗ).

Включение в список лиц, причастных к преступной деятельности, происходит при наличии вступившего в силу судебного или административного акта, иного процессуального документа, списков и судебных актов международного уровня, неоспоримо свидетельствующих о причастности клиента к терроризму или экстремизму (п. 2.1 ст. 6 закона № 115-ФЗ).

Если основания для замораживания счета выявлены лицом, выполняющим операции с денежными средствами, самостоятельно, то оно должно оперативно довести это до сведения Росфинмониторинга (п. 3 ст. 7 закона № 115-ФЗ), и в таком случае у него появляется право самостоятельно приостановить проведение сомнительной операции на срок до 5 рабочих дней (п. 10 ст. 7, п. 8 ст. 7.5 закона № 115-ФЗ) в ожидании решения о блокировке, принятого Росфинмониторингом. Решение о блокировке в этом случае может приниматься на срок до 30 суток (ст. 8 закона № 115-ФЗ), который предназначается для более детального выяснения обстоятельств и принятия мер, дающих право на окончательное замораживание счета.

Как разблокировать счет по закону 115-ФЗ

Можно ли разблокировать счет по 115-ФЗ и как это сделать? Да, такое возможно. Ситуаций, допускающих это, три:

  1. Отменен или прекратил действие документ, послуживший основанием для включения клиента в список причастных к преступной деятельности, в т. ч. частично (т. е. применительно только к конкретному лицу).
  2. Клиент попал в официальный список лиц, причастных к преступной деятельности, ошибочно.
  3. Физлицо, счет которого заблокирован обоснованно, лишилось средств к существованию.

Первые две ситуации позволяют клиенту обратиться в Росфинмониторинг с просьбой об исключении из списка. После рассмотрения, продолжающегося не более 10 рабочих дней, это ведомство вынесет положительное или отрицательное решение (п. 2.3 ст. 6 закона № 115-ФЗ). Последнее можно обжаловать в суде.

В третьей ситуации у физлица есть право пользоваться заблокированными средствами для жизнеобеспечения себя самого и членов своей семьи, не имеющих самостоятельного дохода, из расчета 10 тыс. руб. в месяц на человека, а также осуществлять платежи по обязательствам (в т. ч. налоговым), возникшим до включения в перечень лиц, причастных к преступной деятельности (п. 2.4 ст. 6 закона № 115-ФЗ).

Если же в отношении юрлица или физлица имеются подозрения в международном терроризме, но оно еще не попало в международный список причастных к нему, то Росфинмониторинг по согласованию с международной организацией, составляющей такой список, может отменить блокировку полностью или частично до момента включения в список (п. 2.5 ст. 6 закона № 115-ФЗ). Делается это по заявлению заинтересованного лица, поданному в Росфинмониторинг, в течение одного рабочего дня с момента принятия положительного решения международной организацией.

Что делать, чтобы узнать, заблокирован ли счет

О том, что счет заблокировали по закону № 115-ФЗ или по решению ИФНС, клиент, как правило, узнает в день осуществления этой операции. Предварительно сообщать ему об этом никто не будет . Закон № 115-ФЗ (ст. 4) вообще запрещает информирование клиента о том, что в отношении него собираются сведения о причастности к преступной деятельности, делая исключение для уже фактически осуществленных мер по ограничению пользования счетом. А НК РФ (п. 4 ст. 76) предписывает извещать налогоплательщика о появлении решения о блокировке не позднее одного рабочего дня с даты принятия.

Поэтому узнать заблаговременно, будет ли заблокирован счет в банке, нереально. Источником информации могли бы служить данные, публикуемые на сайте Росфинмониторинга, но возможность воспользоваться ими открывается только лицам, выполняющим операции с денежными средствами, при условии наличия у них личного кабинета на сайте этого ведомства.

Доступные для клиента сведения о налоговой блокировке дает сайт ФНС России, но появляются они там на дату принятия решения о ней, т. е. всего за один рабочий день до направления официального извещения налогоплательщику.

Итоги

С блокировкой расчетного счета может столкнуться любое лицо: как юридическое, так и физическое. Основания для этой процедуры содержат НК РФ (в этом случае она относится к плательщикам налогов — организациям, ИП, адвокатам, нотариусам) и закон № 115-ФЗ (здесь речь идет о лицах в любом статусе, имеющих отношение к преступной деятельности). Оба этих документа основываются на своих перечнях причин, по которым счет может оказаться заблокированным. Фактическое прекращение операций по счету осуществляет лицо, выполняющее операции с денежными средствами, и происходит это в кратчайшие сроки с даты возникновения основания, требующего от него такого действия.