Аудит по отраслям. Отраслевые решения. Описание аудита простыми словами

Комитет по науке высшей школе

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Невский машиностроительный техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

С.М. Царева

«___» ___________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОП. 09 Аудит

Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

(базовая подготовка)

Квалификация выпускника – Бухгалтер

Форма обучения – очная

Санкт-Петербург, 2016 г.

РАССМОТРЕНО

предметной цикловой комиссией

Дисциплин

Протокол № ___от ___. ___.20 16 г.

Председатель предметной цикловой комиссии

О.П.Бабушкина

ОДОБРЕНО

Методический совет

Протокол № ___ от ___. ___.20 16 г.

Председатель Методического совета

С. М. Царева

Разработана на основании ФГОС СПО по специальности

Организация-разработчик: СПб ГБОУ СПО «Невский машиностроительный техникум»

СОДЕРЖАНИЕ

    Паспорт рабочей программы учебной Дисциплины

ОП. 9 АУДИТ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной программы, в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой подготовки.

    1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Аудит» является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла. Данная дисциплина предполагает изучение места аудита в системе контроля, видов аудита, организационно-правовых основ аудита, международных и отечественных стандартов аудита, технологии проведения аудиторской проверки, этического кодекса аудиторов, функций и полномочий саморегулируемых организаций аудиторов в соответствии с действующим законодательством. В ходе занятий студенты должны научиться пользоваться нормативно-правовыми актами по регулированию аудиторской деятельности, организации и ведению бухгалтерского (финансового) учета, налогообложения, составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.

      Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

Целью изучения дисциплины «Аудит» является углубленное изучение организационно-правовых основ и методических аспектов аудиторской деятельности в Российской Федерации и за рубежом, понимание его сущности, основных задач и тенденций развития, а также возможностей практического использования теоретических знаний при организации и планировании независимой экспертизы бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов различных форм собственности.

Задачи изучения дисциплины «Аудит» содержат следующие элементы:

Изучение теоретических основ аудита и его роли в организации независимого контроля

за деятельностью предприятий различных форм собственности в условиях

рыночной экономики;

Получение системы знаний об аудиторской деятельности как одного из видов финансового

контроля в российской Федерации;

Усвоение методологических основ организации независимых проверок и

методики формирования аудиторских заключений.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины должен:

уметь:

Ориентироваться в нормативно-правовом регулировании аудиторской деятельности

в Российской Федерации;

Выполнять работы по проведению аудиторских проверок;

Выполнять работы по составлению аудиторских заключений.

В результате освоения программы дисциплины обучающийся должен знать:

Основные принципы аудиторской деятельности;

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации;

Основные процедуры аудиторской проверки;

Порядок оценки систем внутреннего и внешнего аудита.

Обучающиеся также должны освоить методы регулирования правовых взаимоотношений с коллегами-аудиторами и с руководством аудируемого экономического субъекта на различных стадиях аудиторской проверки, оценивать и анализировать полученные результаты с целью принятия обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности системы внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета аудируемого экономического субъекта.

4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: всего – 108 часов, в том числе:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 108 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 36 часов.

    РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности по специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) , в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки на основе корреспонденции счетов бухгалтерского учёта и заполнять регистры бухгалтерского учёта.

ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению

налогов и сборов в бюджеты различных уровней.

ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.

ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.

ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов

во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом

положении организации, ее платежеспособности и доходности.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы

и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность

и качество.

ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести

за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение

квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем общепрофессиональной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

практические занятия

32

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

Самостоятельная работа над рефератом, презентацией.

18

Самостоятельное изучение законодательных, нормативных правовых актов, стандартов

4

Самостоятельное решение вариативных задач и упражнений

4

Моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности

Решение ситуационных производственных (профессиональных) задач

10

Работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами

Заполнение таблиц в рамках систематизации учебного материала

Графическое изображение текста, презентация.

Подготовка тезисов сообщений к выступлению

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

3.1.Тематический план и содержание учебной дисциплины (ОП. 09 Аудит)

занятий

Наименование

раздела / темы

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Вид

занятий

Самостоятельная работа

Уровень освоения

Кол-во

часов

Задание для самостоятельной работы

Раздел 1 Теоретические основы аудита.

18

8

1,2,3,4

Тема 1.1 Сущность и содержание аудита.

Понятие, цели и принципы аудиторской деятельности. Организация аудиторской службы в РФ.Пользователи аудита. Аудиторская организация. Аудитор. Определение аудита. Цель аудита. Задачи аудита. Принципы аудита. Принципы, регулирующие аудит. Принципы проведения аудиторской проверки. Отличие аудита от других форм экономического контроля. Государственные и общественные организации, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации. Субъекты аудиторской деятельности. Обязательное членство в саморегулируемых организациях. Совет по аудиторской деятельности.

Лекция

1,2

Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение. Контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций. Виды аудиторских работ. Признаки классификации аудита. Статус аудитора. Принцип инициативы. Объект изучения. Сфера деятельности клиента. Периодичность проведения. Методы проверки. Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудита. Аудиторские услуги и профессиональные требования к их оказанию. Сопутствующие аудиту услуги.

Лекция

Подготовить презентацию по теме «Профессиональная этика аудитора».

1,2

Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности. Понятие аудиторского стандарта. Международные стандарты и нормативы регулирования аудиторской деятельности. Уровни регулирования аудита. Система документов, регламентирующих ведение аудита в Российской Федерации. Кодекс этики аудиторов России. Международные стандарты аудита. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Правила (стандарты) аудита. Профессиональная этика аудиторов

Лекция

Подготовить выступление по теме «Рейтинг аудиторских компаний России».

1,2

Оценка соблюдения правовых норм, условий аттестации, этических принципов, лицензирования и стандартизации аудиторской деятельности с использованием Системы ГлавБух

Практическая работа

Подготовить реферат по теме «Этапы развития аудита и его роль в условиях рыночной экономики»

2,3

5,6,7,8,9,

10,

Тема 1.2 Методология аудита.

Организация и техника аудиторской проверки

Понятия о функциях аудиторской деятельности. Виды важнейших функций аудиторской работы: экспертно-оценочная, подтверждающая (идентифицирующая), корректирующая и прогнозирующая. Этапы аудиторской проверки.

Лекция

Проработка конспекта и нормативных документов.

1,2

Существенность в аудите. Аудиторский риск: понятие, компоненты, методика определения. Аудиторская выборка. Выбор аудиторских процедур. Аналитические процедуры. Факторы, влияющие на формирование методики аудиторской проверки. Аудиторские доказательства: виды, условия и методы получения.

Лекция

Проработка конспекта и нормативных документов.

1,2

Документирование аудита. Рабочие документы аудитора. Состав рабочего дела клиента. Классификация ошибок. Финансовый анализ и прогнозирование как составная часть аудиторской проверки. Соблюдение режима конфиденциальности при оказании аудиторских услуг. Изучение и использование работы внутреннего аудита. Обобщение результатов аудиторской проверки. Аудиторское заключение.

Лекция

Изучить стандарты (правила) аудиторской деятельности: «Аудиторские доказательства», «Аналитические процедуры». «Планирование аудита».

1,2

Составление аудиторских заключений по итогам аудиторских проверок экономических субъектов различных отраслей и организационно-правовых форм собственности. Последствия несоблюдения нормативно-правовых актов и формулирование выводов.

Практическая работа

Решение задач

2,3

Раздел 2 Практический аудит. Методика проведения аудита хозяйственно-финансовой деятельности экономического субъекта

54

27

12,

13,

Тема 2.1 Аудит вне-оборотных активов

Проверка операций с основными средствами и с нематериальными активами

Аудит правильности оценки внеоборотных активов. Проверка организации бухгалтерского учета вложений во внеоборотные активы по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы». Цели проверки и источники информации. Аудиторские процедуры. Типичные ошибки и нарушения. Проверка операций по приобретению и движению основных средств и правильности документального отражения операций.

Лекция

Проработка конспекта и нормативных документов.

1,2

Проверка правильности оценки, переоценки основных средств, начисления амортизации, списания затрат на ремонт основных средств. Проверка операций по приобретению и движению нематериальных активов. Особенности определения балансовой стоимости нематериальных активов. Экспертный метод оценки. Проверка правильности определения срока полезного использования нематериальных активов, начисления амортизации. Проверка налогообложения в операциях с основными средствами и нематериальными активами, налоговых регистров. Выводы и предложения по результатам проверки.

Лекция

Подготовить выступление по теме «Аудит учетной политики».

1,2

Освоение приемов аудиторской проверки операций с основными средствами и нематериальными активами на основании условных примеров первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности.

Практическая работа

Решение задач

2,3

15,

16,

17,

Тема 2.2 Аудит собственных средств организации

Проверка уставного капитала, прочих видов капитала и резервов.

Цели проверки и источники информации. Аудиторские процедуры. Типичные ошибки и нарушения. Задачи и специальные аудиторские процедуры проверки уставного капитала и расчетов с учредителями. Правила изменения уставного капитала: для акционерных обществ, для обществ с ограниченной ответственностью.

Лекция

Проработка конспекта и нормативных документов.

Классификация доходов и расходов организации в зависимости от видов деятельности

1,2

Проверка резервного капитала (фонда) (РК). Проверка состояния и движения РК. Проверка отчислений в резервный капитал из прибыли. Проверка добавочного капитала (фонда) (ДК). Проверка формирования и использования ДК. Проверка наличия и движения сумм нераспределенной прибыли или непокрытого убытка организации. Проверка создания резерва предстоящих расходов. Выводы и предложения по результатам проверки.

Лекция

Проработка конспекта и нормативных документов.

1,2

Освоение приемов проверки правильности формирования уставного капитала и резервов на основании условных примеров первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности.

Практическая работа

Практическая работа: «Аудит уставного капитала, расчетов с учредителями и резервов»

2,3

18,

19,

20,

21,

Тема 2.3 Аудит расчетных и кредитных операций

Проверка трудовых отношений и расчетов по оплате труда

Цели проверки и источники информации. Аудиторские процедуры. Типичные ошибки и нарушения. Проверка соблюдения положений законодательства о труде. Проверка документального оформления трудовых отношений. Проверка расчетов по оплате труда. Проверка расчетов по оплате труда штатному и внештатному персоналу. Проверка расчетов по прочим операциям с персоналом, в том числе по расчетам по возмещению материального ущерба и по операциям займа. Проверка правильности начисления и уплаты налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами. Выводы и предложения по результатам проверки.

Лекция

Проработка конспекта

1,2

Проверка учета займов и кредитов

Цели проверки и источники информации. Аудиторские процедуры. Типичные ошибки и нарушения. Проверка долгосрочных и краткосрочных займов. Методы проверки кредитных взаимоотношений, анализ потребности в кредитах, условий их получения, источников покрытия, эффективности использования. Проверка налогообложения расчетных и кредитных операций. Выводы и предложения по результатам проверки.

Лекция

Проработка конспектов.

1,2

Освоение приемов аудиторской проверки учета расчетных и кредитных операций на основании условных примеров первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности.

Практическая работа

Решение ситуационных задач

2,3

Освоение приемов проверки расчетов по оплате труда на основании условных примеров первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности.

Практическая работа

Решение ситуационных задач

2,3

22,

23,

24,

25,

26,

27,

28,

Тема 2.4 Аудит оборотных активов

Проверка производственных запасов

Цели проверки и источники информации. Аудиторские процедуры. Типичные ошибки и нарушения. Аудиторская проверка операций с МПЗ. Аудит учета операций (поступление, выбытие) МПЗ. Проверка расходов по заготовлению и приобретению ценностей. Аудит отклонений в стоимости материальных ценностей. Обоснованность и правильность отражения и возмещения НДС по приобретенным материальным ценностям.

Лекция

Проработка конспекта

1,2

Проверка правильности формирования фактической производственной или нормативной (плановой) себестоимости готовой продукции и отражения ее в учете. Проверка обоснованности и правильности отражения в учете операций по списанию готовой продукции. Проверка правильности ведения аналитического учета на счетах 43, 45. Проверка полноты раскрытия информации о готовой продукции в бухгалтерской отчетности. Выводы и предложения по результатам проверки.

Лекция

Проработка конспекта

1,2

Проверка операций с денежными средствами

Цели проверки и источники информации. Аудиторские процедуры. Типичные ошибки и нарушения. Проверка соблюдения установленного лимита хранения наличных денег в кассе. Проверка соблюдения установленного порядка и предела наличных расчетов с юридическими лицами. Проверка соблюдения установленного порядка расходования наличной выручки. Проверка наличия договора о полной материальной ответственности с кассиром организации. Проверка правильности отражения в учете и бухгалтерской отчетности кассовых операций. Проверка наличия в организации действующей системы проведения ревизий кассы. Выводы и предложения по результатам проверки.

Лекция

Проработка конспекта

1,2

Методы проверки операций со счетами в банках и операций в валюте. Проверка правильности документального отражения операций в валюте. Проверка операций по покупке-продаже иностранной валюты, операций по обязательной продаже валютной выручки, по определению курсовых разниц. Проверка полноты выписок банка, денежно-расчетных и платежных документов, надлежащего их оформления, соответствия друг другу. Проверка наличия разрешительных подписей руководства на оплату платежных документов. Проверка правильности отражения в учете и бухгалтерской отчетности операций по расчетным счетам. Проверка наличия письменного уведомления налогового органа об открытии и закрытии банковских счетов в 7-дневный срок. Выводы и предложения по результатам проверки.

Лекция

Подготовить сообщение по теме «Типовые нарушения действующих правил ведения операций с денежными средствами и их последствия». Использовать мультимедийные технологии.

1,2

Освоение приемов аудиторской проверки учета наличных денег в кассе организации, выписок банка с расчетного и валютного счетов.

Практическая работа

Решение ситуационных задач

2,3

Освоение приемов аудиторской проверки сохранности материальных ценностей на складе по данным инвентаризаций на основании условных примеров первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности.

Практическая работа

Решение ситуационных задач

2,3

29,

30,

31,

32,

33,

34,

Тема 2.5 Аудиторская проверка финансовых результатов

Проверка продаж и финансовых результатов

Цели проверки и источники информации. Аудиторские процедуры. Типичные ошибки и нарушения. Этапы аудита продаж и формирования финансовых результатов. Проверка расходов, связанных с продажей продукции. Проверка правильности формирования финансового результата от продажи.

Лекция

Проработка конспекта

1,2

Проверка прочих доходов и расходов. Проверка последовательности применения учетной политики в отношении учета доходов. Проверка ведения аналитического учета по каждому виду обычных и прочих доходов. Проверка налогообложения в операциях по учету, налоговых регистров.

Лекция

Проработка конспекта

1,2

Классификация возможных злоупотреблений в сфере хозяйственной деятельности. Условия возникновения злоупотреблений и их формы. Злоупотребления в сфере приобретения и использования материалов, в производственных операциях и сфере продажи продукции. Злоупотребления во взаимоотношениях между разными хозяйственными сферами. Способы выявления злоупотреблений при аудиторской проверке. Принятия решения по фактам, установленным в ходе аудиторской проверки. Отражение фактов в актах аудита. Выводы и предложения по результатам проверки. Проверка использования прибыли.

Лекция

Проработка конспекта

1,2

Освоение приемов проверки реализации продукции и формирования финансовых результатов на условных примерах первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности.

Практическая работа

Решение ситуационных задач

2,3

35,

36,

37,

Тема 2.6 Аудиторская проверка отчетности экономического субъекта

Проверка отчетности экономического субъекта

Цели проверки и источники информации. Аудиторские процедуры. Типичные ошибки и нарушения. Критерии оценки бухгалтерской отчетности. Дезагрегирование бухгалтерской отчетности. Действия аудитора при выявлении искажений в бухгалтерской отчетности. Проверка соответствия состава бухгалтерской и налоговой отчетности требованиям законодательства. Проверка содержания бухгалтерской и налоговой отчетности, сроков предоставления. Проверка правильности документального оформления отчетности. Выводы и предложения по результатам проверки.

Лекция

Проработка конспекта

1,2

Освоение приемов проверки правильности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Практическая работа

Решение ситуационных задач

1,2

4 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Профессиональных дисциплин» специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Оборудование учебного кабинета:

    посадочные места по количеству обучающихся;

    рабочее место преподавателя;

    образцы бухгалтерских документов

    учебно-наглядные пособия по дисциплине «Аудит».

Технические средства обучения:

    компьютер с лицензионным программным обеспечением;

    мультимедиа проектор;

    экран;

    калькулятор;

    интерактивная доска.

    1. Информационное обеспечение обучения

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ, М., Юридическая литература .

2. Гражданский Кодекс РФ. Полный текст в 3-х частях: М: ТД Элит- 2000 , 2012.

3. Налоговый Кодекс РФ. Части I, II. М.: ИНФРА-М, 2014.

4. Трудовой Кодекс РФ. М., Норма, 2014.

5. Федеральный закон РФ О бухгалтерском учёте от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ (с

изменениями и дополнениями).

6. Федеральный закон РФ Об аудиторской деятельности от 30.12.2008 года № 307-ФЭ.

7. Указ Президента РФ от 23 декабря 1993 года № 2263 Об аудиторской деятельности .

8. Федеральный закон РФ О саморегулируемых организациях от 01.12.2007 года № 315-ФЭ (с изменениями и дополнениями).

9. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (Постановления Правительства РФ от 23.09.2002 года № 696, от 04.07.2003 года № 405, от 07.10.2004 года № 532, от 16.04.2005 года №228, от 25.08.2006 года № 523, от 22.07.2008 года № 557).

10. Международные стандарты аудита. М., Международный центр реформ системы бухгалтерского учета (МЦРСБУ), 2002 год.

11. Этический кодекс аудитора.

Основная литература

1. Алборов Р.А., Хоружий Л.И., Концевая СМ. Основы аудита: Учебное пособие. - М.:Издательство Дело и сервис , 2012г.

2. Барышников Н.П. Организация и методика общего аудита . М, 2011 г.

3. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Аудит: учебное пособие, Ростов на Дону: Феникс, 2010г.

4. Данилевский Ю.А., Шапигузов СМ., Ремизов Н. А., Старовойтов Е.В. Аудит: учебное пособие. - М., 2010г.

5. Миронова О.А., Азарская М.А. Аудит: теория и методология, 2-е издание, Омега -М, 2010г.

6. Налетова И.А., Слободникова Т.Е. Аудит. М.: Форум - Инфра- М , 2010г.

7. ПарушинаН.В., Суворова СП. Аудит. Учебник. М.: Форум: Инфра-М, 2010г.

8.Под редакцией д.э.и., профессора Подольского В.И. Аудит. М., Юнити, 2014г.

9. Суйц В.П., Смирнова Л.Р., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой: Учебник /под редакцией профессора В.П. Суйца. - 2-е издание. - М.: ИНФРА -21,2010г.

10. Ю.Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник. - 5-е издание, переделанное и дополненное.

М: ИНФРА, 2010г."

11 .Энциклопедия общего аудита, два тома. М., Издательство Дело и сервис , 1999 год.

12. Суйц В.П. Аудит: учебное пособие / В.П. Суйц, В.А. Ситникова. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2014. - 168 с. - (Среднее профессиональное образование). (ЭБС)

13. Миргородская Т.В. Аудит: учебное пособие / Т.В. Миргородская. - 4-е изд., нерераб.и доп. - М.: КНОРУС, 2014. - 312 с. - (Бакалавриат и магистратура) (ЭБС)

14. Аудит: учебник для вузов /под ред. В. И. Подольского; МО РФ.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

Дополнительная литература

1 .Периодические газеты и журналы: Аудит , Аудитор , Аудиторские ведомости , Бухгалтерский учет , Главный бухгалтер , Экономика и жизнь , Финансовая газета .

2. Кодекс этики аудиторов России - М.: МФЕ. Аудиторские ведомости №11,2012год.

3. Сотникова JI. В. Некоторые типичные ошибки при формировании годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности./ Бухгалтерский учет. - 2012, №1.

4. Экономический словарь / под редакцией А. Н. Азраиляна - М.: Институт новой экономики, 2007 год.

Информационные ресурсы

1. СПС Гарант ;

2. СПС Консультант плюс ;

3. www.audit.ru

4. www.consultant.ru

5. Электронно-библиотечная система: http://www.book.ru

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуального задания, проекта, исследования.

- экспертная оценка результатов устных опросов, тестовый контроль

Выполнять работы по планированию и подготовке аудиторской проверки.

ОК 5,6,9. ПК -2.3, 2.4, 3.3,3.3,4.2.

Выполнять работы по проведению аудиторских проверок;

- оценка результатов выполнения практических работ, тестовый контроль

Выполнять работы по составлению аудиторских заключений;

ОК 1- 9, ПК -2.1, 2.4, 3.3,4.3.

- оценка результатов выполнения практических работ, тестовый контроль

1. Аудит – профессиональный контроль организации

2. Особенности организационного аудита

3. Основные принципы организационного аудита

Список литературы

1. Аудит – профессиональный контроль органзации

Аудит - это процесс получения и оценки (контроля) объективных данных (имеются международные нормативы аудита и стандарты на формы представляемых данных) в соответствующей профессиональной деятельности (имеются стандарты на элементы этой деятельности), устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. Применительно к организационной системе аудит дает следующие преимущества по отношению к обычному контролю: гармонизация, достоверность, независимость, объективность, однозначность, повторяемость, понятность, профессионализм, уместность, сопоставимость, стабильность, своевременность.

Аудит постепенно превращается в большую взаимосвязанную систему контрольной деятельности. Он разделяется по отраслям, подотраслям, направлениям и полноте охвата.

Отрасли аудита:

· аудит имущества (АИ);

· аудит профессионализма персонала (АПП);

· аудит интеллектуальной собственности (АИС);

· аудит методологии и процесса управления (АМПУ);

· аудит механизма управления (АМУ);

· аудит технологии и процесса производства (АТПП);

· аудит организации производства (АОП);

· операционный аудит (ОА);

· управленческий аудит (УА);

· аудит бухгалтерского учета (АБУ).

Среди них: полностью разработанные отрасли - ОА, АБУ;

Отрасли разрабатываются - АПП, АИС, АМПУ, АМУ, АТПП, АОП, АУ;

Отрасли еще не разрабатываются - АИС.

Подотрасли аудита имущества :

Аудит основных и оборотных управленческих средств;

Аудит основных и оборотных производственных средств;

Аудит основных и оборотных технологических средств.

Подотрасли аудита профессионализма персонала:

Аудит профессионализма руководителей;

Аудит профессионализма специалистов;

Аудит профессионализма рабочих и служащих;

Аудит повышения квалификации персоналом.

Подотрасли аудита интеллектуальной собственности:

Аудит интеллектуальной собственности руководителей;

Аудит интеллектуальной собственности специалистов;

Аудит интеллектуальной собственности рабочих и служащих.

Подотрасли аудита методологии и процесса управления:

Аудит целей и задач;

Аудит законов и принципов функционирования организации;

Аудит функций;

Аудит стратегий;

· аудит технологий управления;

Аудит коммуникаций;

Аудит свойств и схем процесса управления;

Аудит управленческих решений;

Аудит информационных технологий.

Подотрасли аудита механизма управления:

Аудит функциональных структур;

Аудит организационных структур;

Аудит оргтехники;

Аудит офисной мебели;

Аудит сетей связи;

Аудит схем и свойств документооборота.

Подотрасли аудита технологии и процесса производства:

Аудит техники и технологии производства;

Аудит процесса производства;

Экологический аудит.

Подотрасли аудита организации производства:

Аудит схем и свойств документооборота;

Аудит укомплектованности производства;

Аудит эргономики и техники безопасности;

Аудит должностных инструкций и положений. Подотрасли операционного аудита:

Технологический контроль изделий;

Ведомственная приемка изделий;

Аудит самоконтроля изделий.

Подотрасли управленческого аудита:

Аудит деловых операций;

Аудит затрат ресурсов;

Аудит экономичности и эффективности производства.

По уровню полноты аудит может быть функциональный, комплексный и системный.

Функциональный аудит определяется разделением труда аудиторов по функциям производства и управления. Объектами функционального аудита являются в отдельности: бухгалтерский учет, финансы, персонал, делопроизводство, экология и др.

Комплексный аудит характеризуется охватом наиболее значимых элементов и процессов в деятельности организации. Он осуществляется на базе функциональных аудитов, либо самостоятельно по принятому перечню проверок. Выделяют комплексный аудит производства и управления.

Системный аудит - это более глубокий по сравнению с комплексным аудитом контроль организации путем учета влияния каждого функционального аудита друг на друга и аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой. Системный аудит может использоваться в организации для подтверждения правильности расчетов по:

Экономической, организационной и социальной эффективности работы организации,

Прогнозированию рисков,

Определению стоимости организации для продажи или страхования,

Определению стоимости системы управления для продажи или страхования,

Аттестации руководителей и специалистов,

Затратам на лоббирование интересов организации,

Затратам на услуги консультационных фирм.

По направлению аудит организации делится на технологический, экономический, организационный, правовой и социальный.

Технологический аудит (ТА) - это контроль профессионального уровня и текущего состояния техники и технологии, используемых объектом аудита.

Экономический аудит(ЭА) - это контроль соблюдения экономических норм, правил расчетов и отчетности. Аудит бухгалтерского учета является его составной частью.

Организационный аудит(ОА) - это контроль (функционирования процесса управления или реорганизации компании) на основе принятых норм, законов и принципов организации как процесса и явления.

Правовой аудит(ПА) - это контроль выполнения международных, государственных и местных законодательных актов и положений, а также внутренних для организации уставных документов и распоряжений руководителя.

Социальный аудит(СА) - это контроль соблюдения социальных норм, правил и расчетов, связанных с деятельностью коллективов в организации, выполнения психофизиологических рекомендаций при назначении работников на должность, соблюдения требований эргономики.

Организационный аудит - связующий элемент системы общих видов аудита (рис.1.).

Рис. 1. Организационный аудит - связующее звено всех видов аудита

2. Особенности организационного аудита

Организационный аудит (ОА) можно рассматривать как процесс и как явление. Как процесс ОА - это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию системы управления и совершенствованию самого ОА. Этот процесс включает:

Разработку, корректировку или замену стандартов, норм и правил для соответствующих элементов механизма и структуры управления;

Сбор и оценку информации об организационной сфере деятельности системы управления.

Как явление ОА - это объединение элементов для реализации программы или цели, действующих на основании определенных правил и процедур.

Объектами организационного аудита выступают элементы системы управления организации. Отрасли, подотрасли, направления и полнота ОА соответствуют схеме, приведенной на рис.8.2. Особо следует остановиться на полноте проведения ОА. Функциональный ОА (аудит по отдельным элементам системы управления) - это первый шаг на пути к системному аудиту. Второй шаг - планирование и проведение комплексного ОА одновременно по ряду элементов для достижения двух целей:

Оценки соответствия реально полученных данных о функционировании элементов системы управления с нормами или стандартами;

Определение степени соответствия между функционированием этих элементов, так как в организации все элементы системы управления связаны между собой и оказывают существенное взаимовлияние.


Рис. 2. Основные варианты комплексного аудита

На рис.2. приведены некоторые направления контроля по нескольким элементам системы управления. Среди направлений комплексного ОА в настоящее время отработаны:

Аудит целеполагания (реализации программ собственника). Предусматривает выявление и согласование стратегических и тактических целей собственников и работников организации, составление перечня выполненных и выполняемых профамм, анализ их выполнения с точки зрения возможного, необходимого, желательного и исторически приемлемого;

Аудит соответствия управленческой технологии организационной структуре управления организации. Это процедура ОА на уровне центров хозяйственной ответственности для проверки согласованности основных параметров управленческой деятельности.

Аудит распределения и выполнения сотрудниками функций управления. Основан на анализе конкретных и общих функций управления, типовых процедур и набора операций;

Аудит информационной инфраструктуры. Также производится по ряду показателей, характеризующих важнейшую сторону деятельности организации.

Организационный аудит позволяет проверить правильность использования финансовых средств, выделенных на создание системы управления организации.

3. Основные принципы организационного аудита

Рассмотрим наиболее важные принципы организационного аудита.

Принцип выделения главного: при проведении организационного аудита работник должен выделять главное, характерное.

Принцип соответствия: профессионализм работника, составляющего аудиторское заключение, должен соответствовать его сложности ввиду того, что субъективизм решения может сильно исказить достоверность учетных данных.

Принцип энциклопедичности: в группе работников, составляющих аудиторское заключение, необходимо иметь специалиста широкого профиля в области всей системы управления(либо своего специалиста, либо привлеченного из консультационной фирмы), способного сопоставить учетные данные по отдельным элементам системы управления или их совокупности с набором стандартов. Это даст возможность избежать грубых ошибок или несостыковок. Так, при составлении бухгалтерского учета роль индикатора правильности играет баланс предприятия. Для системы управления такого аналога нет и поэтому гармонизация учетных данных с выводами аудитора должна перекладываться на высококвалифицированного специалиста.

Цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Экономическая сущность аудита объясняется возросшей потребностью пользователей финансовой отчетности в экспертной оценке ее достоверности, так как показатели финансовой отчетности используются для финансовой отчетности. Мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности способствует большему доверию к этой отчетности со стороны заинтересованных лиц.

Пользователи финансовой отчетности:
  • инвесторы и их представители;
  • работники и их представители;
  • заимодавцы;
  • поставщики и подрядчики;
  • покупатели и заказчики;
  • органы власти;
  • общественность в целом.

С переходом к рыночным отношениям и их развитием аудит в россии приобретает все большее значение. В мировой практике аудит широко применяется во всех сферах деятельности. В нашей стране независимый контроль — дело сравнительно новое. В связи с тем, что пользователям экономической информации необходима уверенность в качестве аудиторского заключения, подтверждающего достоверность отчетности, к работе аудиторов и аудиторских фирм предъявляются все более высокие требования.

Виды аудита

Виды аудита согласно зарубежной практики:
  • Финансовый аудит — проверка финансовых средств, соблюдения принципов и требований ведения бухгалтерского учета.
  • Операционный аудит — проверка процедур, методов функционирования хозяйственной системы и оценка производительности и эффективности работы организации.
  • Аудит на соответствие законодательству — проверка соблюдения законодательств, правил и стандартов.
  • Специальный аудит — проверка для составления официального заключения относительно надежности информации, представляемой другой стороне.
Виды аудита согласно российской практики:
  • Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности — проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности для оценки степени ее достоверности.
  • Налоговый аудит — проверка на соответствие налоговому законодательству.
  • Аудит на соответствие требованиям — анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности для определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам.
  • Ценовой аудит — проверка обоснованности установления цены на заказ.
  • Аудит хозяйственной деятельности — систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимой для определенный целей.
  • Специальный (экологический, операционный) аудит — проверка конкретных аспектов деятельности аудируемого лица, соблюдения определенных правил, норм и процедур.
  • Управленческий (производственный) аудит — проверка организации и управления предприятием, а также использования всех видов ресурсов.

Классификация аудита

По категориям аудиторов:
  • Независимый
  • Государственный
  • Внутренний
По законодательству:
  • Обязательный — подтверждение достоверности отчетности организации или индивидуального предпринимателя, в случаях, установленных ФЗ "Об аудиторской деятельности.
  • Инициативный — аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта

Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной. Обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленными законодательством РФ, инициативный аудит — по решению экономического субъекта.

По частоте проведения:
  • Первоначальный — проведение аудиторской проверки в организации впервые.
  • Повторяющийся
По цели:
  • Финансовый
  • Операционный
  • На соответствие законодательству
  • Специальный (работы по аттестации)
  • Финансовой (бухгалтерской) отчености
  • Налоговый
  • Управленческий
По направленности:
  • Общий
  • Банковский
  • Страховых организаций
  • Инвестиционных институтов, внебюджетных фондов

Основные методы аудита

Метод — это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо. В аудите для сбора аудиторских доказательств применяются те методы, которые определены внутренними правилами (стандартами), а также соответствуют цели и задачам, определенным условиями договоренности. Рассмотрим основные методы, используемые в аудиторской деятельности, которые были накоплены контрольно-ревизионной и аудиторской практикой России.

1. Методы фактического контроля (органолептические методы)

К этой группе методов относятся: инвентаризация, визуальные наблюдения и экспертные оценки.

При аудите финансовой отчетности аудитор не проводит инвентаризацию самостоятельно. Однако согласно Федеральному правилу (стандарту) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» аудитору желательно присутствовать при проведении инвентаризации перед составлением годового отчета для получения аудиторских доказательств путем наблюдения в отношении предпосылки «существования». По договору на специальное аудиторское задание может быть предусмотрено, что аудиторы проводят инвентаризацию по объектам учета согласно условий договоренности.

В процессе визуального наблюдения , как правило, используют обследование объектов, анкетирование и тестирование. По специальному аудиторскому заданию могут применяться хронометраж, фотография рабочего дня и служебное расследование. Данные методы больше приемлемы для внутреннего аудита.

К экспертным оценкам относятся: контрольный замер работ; технологический контроль, химико-лабораторный анализ; эксперимент; экспертизы различных видов; контрольный запуск (закуп). Применение методов из группы экспертных оценок при аудите финансовой отчетности возможно только с привлечением экспертов. В таком случае аудитору необходимо соблюдать требования ПСАД «Использование работы эксперта» . При наличии внутренних аудиторов в соответствии с возложенными функциональными обязанностями они могут применять в своей работе методы экспертных оценок.

2. Документальные методы

Эта группа включает в себя: исследование документов, информационное моделирование и камеральные проверки. При аудите финансовой отчетности, как правило, проводится исследование документов по форме и содержанию. По форме документы проверяются на предмет наличия и заполнения обязательных реквизитов. В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» определено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Номер документа согласно указанному перечню не является обязательным реквизитом. По наиболее важным направлениям учета

в соответствующих нормативных правовых актах устанавливается норма по ведению журналов регистрации первичных учетных документов. Например, по кассовым документам в Порядке ведения кассовых операций установлено требование по ведению журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Наличие журналов регистрации по всем другим первичным учетным документам характеризует степень эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. При отсутствии нумерации первичных учетных документов аудитор не может получить аудиторские доказательства в отношении предпосылки «полнота». Кроме того, аудитор проверяет, оговариваются ли исправления в первичных учетных документах. В соответствии с нормативными правовыми актами запрещается делать исправления в кассовых, банковских документах. По содержанию аудитор проверяет, соответствует ли указанная операция деятельности аудируемого лица, соблюдается ли требование, предъявляемое к бухгалтерскому учету, — приоритет содержания перед формой, не противоречит ли данная операция законодательству Российской Федерации.

К информационному моделированию относятся: встречные проверки, взаимный контроль операций, обратный счет, аналитические проверки документов, контрольные сличения (балансовые взаимоувязки), логические проверки, проверки документов, прослеживание. При аудите финансовой отчетности применяются, как правило, следующие методы:

  • взаимный контроль операций — используется для проверки на предмет непротиворечивости взаимосвязанных операций;
  • аналитическая проверка документов — проверяются арифметические расчеты;
  • проверка документов — представляет проверку наличия первичного ученого документа подтверждающего показатель в финансовой отчетности;
  • прослеживание — представляет проверку правильности отражения первичного учетного документа в учетных регистрах и в финансовой отчетности.

Встречные проверки аудитор проводит опосредованно, обращаясь к аудируемому лицу за предоставлением информации от третьих лиц, подтверждающей ее достоверность. Руководство аудируемого лица обязано ее предоставить. Контрольные сличения (балансовые взаимоувязки) применяются, как правило, в том случае, когда отсутствует аналитический учет. Применение этого метода позволяет выявить искажения по использованию активов в количественном выражении.

Камеральные проверки проводятся на предмет исследования взаимоувязки информации учетных регистров с данными Главной книги, финансовой и другой отчетностью.

3. Расчетно-аналитические методы

Эта группа включает в себя экономический анализ (в том числе аналитические процедуры), статистические расчеты и экономико-математические методы. Данные методы применяются чаще всего в части экономического анализы, что характеризуется использованием аналитических процедур.

В целом основные методы, используемые в аудите, позволяют организовать сбор достаточных и надлежащих аудиторских доказательств в оптимальные сроки.

Тематический план:

Тема 1.1. История развития аудита

Тема 1.2 . Виды аудита

Тема 1.3. Законодательное и нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ

Тема 1.4. Права, обязанности и ответственность аудитора

Тема 1.5. Кодекс профессиональной этики аудитора

Раздел 2. Методология аудита

Тема 2.1 . Общие понятия о формах и методах аудиторской деятельности

Тема 2.2. Технологические основы аудита

Тема 2.3. Аудиторское заключение

Тема 2.4. Качество аудиторской проверки

Раздел 3. Аудит организации

Тема 3.1. Аудит учета денежных средств

Тема 3.2 . Аудит расчетов и учета кредитов и займов

Тема 3.3 . Аудит расчетов по оплате труда

Тема 3.4. Аудит основных средств

Тема 3.5. Аудит нематериальных активов

Тема 3.6. Аудит производственных запасов

Тема 3.7. Аудит готовой продукции

Тема 3.8. Аудит финансовых результатов

Тема 3.9. Аудит собственного капитала, расчетов с учредителями и отчетности экономического субъекта

максимальной учебной нагрузки обучающегося 92 часа, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 58 часов;

Самостоятельной работы обучающегося 34 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное автономное профессиональное образовательное

Учреждение Республики Крым

«Симферопольский торгово-экономический колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Е. Г. Мажорова

«__» __________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОП. 09 «АУДИТ»

по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Симферополь, 2016 г.

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Организация-разработчик: ГАПОУ РК «Симферопольский торгово-экономический колледж»

Разработчик:

Байкова Т.В. - преподаватель экономических дисциплин I категории

Рецензенты:

Программа учебной дисциплины «Аудит» рекомендована цикловой комиссией Экономических и компьютерных дисциплин

Председатель цикловой комиссии экономических и компьютерных дисциплин

О. А. Ерилина

Утверждена методическим советом ГАПОУ РК «Симферопольский торгово-экономический колледж»

Протокол № 1 от « » августа 2016 г.

« » августа 2016 г. Председатель _____________О. Н. Сухановская

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АУДИТ

1.1. Область применения программы:

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в основную часть общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла учебного плана специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Учебная дисциплина направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение теоретических знаний и практических навыков по Аудиту.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

Ориентироваться в нормативно-правовом регулировании аудиторской деятельности в Российской Федерации;

Выполнять работы по проведению аудиторских проверок;

Выполнять работы по составлению аудиторских заключений.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

Основные принципы аудиторской деятельности;

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации;

Основные процедуры аудиторской проверки;

Порядок оценки систем внутреннего и внешнего аудита.

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны обладать следующими общими и профессиональными компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.

ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.

ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.

ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на : счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (далее - ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 58 часов;

Самостоятельной работы обучающегося 34 часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Аудит»

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Основные принципы аудиторской деятельности

Тема 1.1 История развития аудита

История развития аудита. его понятие, сущность и содержание. Организация аудиторской службы. Пользователи финансовой информации

Тема 1.2. Виды аудита

Необходимость, цели и задачи аудита. Виды аудита. Задачи и цели внешнего и внутреннего аудита

Тема 1.3. Законодательное и нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ

Правовые основы аудиторской деятельности. Принципы аудита. и основные виды аудиторских услуг. Экспертиза по поручению государственных органов

Тема 1.4. Права, обязанности и ответственность аудитора

Аттестация аудиторской деятельности. Ответственность аудиторов, права и обязанности аудиторов и клиентов

Кодекс профессиональной этики аудитора. Стандарты аудита.

Самостоятельная работа:

Составление конспекта на темы: «Цели и основные принципы стандартов аудита»,

«Системы международных стандартов, требования к структуре Российских стандартов», «Внутрифирменные стандарты»

Раздел 2. Методология аудита

Тема 2.1. Общие понятия о формах и методах аудиторской деятельности

Основные этапы проведения аудита. Методы поведения аудиторских проверок. Правовая основа договора на проведение аудиторской проверки. Оценка стоимости аудиторских услуг.

Тема 2.2. Технологические основы аудита

Элементы и принципы планирования аудита. Оценка аудиторского риска. Аудиторская выборка и аналитические процедуры. Документирование аудита

Практические занятия:

Практическое занятие №1

Формы и методы аудита, письмо-обязательство и договор на проведение аудиторской проверки

Практическое занятие №2

Подготовка и составление общего плана и программы аудита

Тема 2.3. Аудиторское заключение

Требования к аудиторскому заключению, согласно ФСАД 1/2010. Виды аудиторских мнений. , выраженных в заключениях. Структура аудиторского заключения.

Практические занятия:

Практическое занятие №3

Оформление результатов аудиторской проверки

Тема 2.4. Качество аудиторской проверки

Понятие «Качество аудита». Уровни контроля качества аудита

Самостоятельная работа:

« Использование экспертов», «Внешняя проверка контроля качества аудита», «Виды контроля качества аудита», «Изучение и оценка информационной базы клиента», «Изучение и оценка системы внутреннего контроля», «Оценка материальности (существенности) в аудите», «Мошенничество и ошибка»

Раздел 3. Аудит организации

Тема 3.1. Аудит учета денежных средств

Аудит кассовых операций. Аудит банковских операций. Аудит денежных документов и переводов в пути

Практические занятия:

Практическое занятие №4

Аудит денежных средств

Практическое занятие №5

Проверка наличных денег в кассе и на расчетных счетах предприятия

Тема 3.2. Аудит расчетов и учета кредитов и займов

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, Аудит расчетов с покупателями и заказчиками. Аудит расчетов с подотчетными лицами

Практические занятия:

Практическое занятие №6. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Практическое занятие №7. Аудит расчетов с подотчетными лицами

Самостоятельная работа:

Составление конспекта по темам: « Аудит кредитов и займов», «Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами», «Аудит расчетов с бюджетом»

Тема 3.3. Аудит расчетов по оплате труда

Аудит соответствия трудовых договоров Трудовому кодексу РФ. Аудит операций по оплате труда

Практические занятия:

Практическое занятие №8. Проверка начисления заработной платы, удержаний из нее

Тема 3.4. Аудит основных средств

Аудит оценки основных средств. Аудит операций по движению основных средств. Аудит амортизации основных средств

Практические занятия:

Практическое занятие №9. Аудиторская проверка основных средств

Тема 3.5. Аудит нематериальных активов

Аудит оценки поступления нематериальных активов. Аудит амортизации нематериальных активов. Аудит выбытия нематериальных активов

Тема 3.6. Аудит производственных запасов

Аудит сохранности производственных запасов, Аудит операций по оприходованию и списанию производственных запасов

Практические занятия:

Практическое занятие №10. Проверка сохранности материальных ценностей на складе по данным инвентаризации

Самостоятельная работа:

Составление конспекта

Общие сведения о профессиональном контроле ор­ганизаций

Особенности организационного аудита Основные принципы организационного аудита

Общие сведения о профессиональном, контроле организаций

Контрольная деятельность в организации всегда существовала и будет существовать. Часто контроль является основной функци­ей для ряда руководителей. Однако только профессиональный подход к контрольной деятельности в области управления может принести ощутимые результаты. Данный подход реализуется в концепции аудита и его конкретного вида - организационного

В наиболее общем виде аудит - это процесс получения и оценки (контроля) объективных данных (имеются международные нормати­вы аудита и стандарты на формы представляемых данных) в соот­ветствующей профессиональной деятельности (имеются стандарты на элементы этой деятельности), устанавливающий уровень их со­ответствия определенным критериям, нормам и стандартам. При­менительно к организационной системе аудит дает следующие преимущества по отношению к обычному контролю: гармониза­ция, достоверность, независимость, объективность, однозначность, повторяемость, понятность, профессионализм, уместность, сопос­тавимость, стабильность, своевременность (рис.7.6).

Аудит постепенно превращается в большую взаимосвязанную систему контрольной деятельности. Он разделяется по отраслям, подотраслям, направлениям и полноте охвата (рис.7.7).

Отрасли аудита: аудит имущества (АИ); аудит профессиона­лизма персонала (АПП); аудит интеллектуальной собственности (АИС); аудит методологии и процесса управления (АМПУ); ау­дит механизма управления (АМУ); аудит технологии и процесса производства (АТПП); аудит организации производства (АОП);

Подотрасли аудита имущества:

Аудит основных и оборотных управленческих средств;

Аудит основных и оборотных производственных средств;

Аудит основных и оборотных технологических средств. Подотрасли аудита профессионализма персонала:

Аудит профессионализма руководителей;

Аудит профессионализма специалистов;

Аудит профессионализма рабочих и служащих;

Аудит повышения квалификации персоналом. Подотрасли аудита интеллектуальной собственности:

Аудит интеллектуальной собственности руководителей;

Аудит интеллектуальной собственности специалистов;

Аудит интеллектуальной собственности рабочих и служащих. Подотрасли аудита методологии и процесса управления:

Аудит целей и задач;

Аудит законов и принципов функционирования организации;

Аудит функций;

Аудит стратегий;

Аудит технологий управления;

Аудит коммуникаций;

Аудит свойств и схем процесса управления;

Аудит управленческих решений;

Аудит информационных технологий.

Подотрасли аудита механизма управления:

Аудит функциональных структур;

Аудит организационных структур;

Аудит оргтехники;

Аудит офисной мебели;

Аудит сетей связи;

Аудит схем и свойств документооборота. Подотрасли аудита технологии и процесса производства:

Аудит техники и технологии производства;

Аудит процесса производства;

Экологический аудит.


Подотрасли аудита организации производства:

Аудит схем и свойств документооборота;

Аудит укомплектованности производства;

Аудит эргономики и техники безопасности;

Аудит должностных инструкций и положений.

Подотрасли операционного аудита:

Технологический контроль изделий;

Ведомственная приемка изделий;

Аудит самоконтроля изделий.

Подотрасли управленческого аудита:

Аудит деловых операций;

Аудит затрат ресурсов;

Аудит экономичности и эффективности производства.

По уровню полноты аудит может быть функциональный, комплексный и системный. Функциональный аудит определяется разделением труда аудиторов по функциям производства и управления. Объектами функционального аудита являются в отдельности: бухгалтерский учет, финансы, персо­нал, делопроизводство, экология и др. Комплексный аудит харак­теризуется охватом наиболее значимых элементов и процессов в деятельности организации, например, аудит управленческих технологий, целей и функций одновременно. Он осуществляется на базе функциональных аудитов, либо самостоятельно по при­нятому перечню проверок. Выделяют комплексный аудит произ­водства и управления. Системный аудит - это более глубокий по сравнению с комплексным аудитом контроль организации путем учета влияния каждого функционального аудита друг на друга и аудита элементов и процессов, связывающих организа­цию с внешней средой. Системный аудит может использоваться в организации для подтверждения правильности расчетов по:

Экономической, организационной и социальной эффек­тивности работы организации,

Прогнозированию рисков,

Определению стоимости организации для продажи или страхования,

Определению стоимости системы управления для продажи или страхования,

Аттестации руководителей и специалистов,

Затратам на лоббирование интересов организации,

Затратам на услуги консультационных фирм.

По направлению аудит организации делится на технологический, экономический, организационный, правовой

и социальный.

Технологический аудит - это контроль профессионального уровня и текущего состояния техники и технологии, используе­мых объектом аудита.

Экономический аудит - это контроль соблюдения экономи­ческих норм, правил расчетов и отчетности. Аудит бухгалтер­ского учета является его составной частью.

Организационный аудит - это контроль (функционирования процесса управления или реорганизации компании) на основе принятых норм, законов и принципов организации как процесса

и явления.

Правовой аудит - это контроль выполнения международ­ных, государственных и местных законодательных актов и по­ложений, а также внутренних для организации уставных доку­ментов и распоряжений руководителя.

Социальный аудит - это контроль соблюдения социальных норм, правил и расчетов, связанных с деятельностью коллекти­вов в организации, выполнения психофизиологических реко­мендаций при назначении работников на должность, соблюде­ния требований эргономики.

Например, аудит информационного обеспечения процесса управления складывается из следующих конкретных видов кон­троля:

Технологический аудит (ТА) - контроль наличия инфор­мационной техники и технологии, числящейся на балансе организации, и проверка ее состояния, совместимость между собой;

Экономический аудит (ЭА) - контроль эффективности ис­пользованной информационной техники и технологии, эффективности полученной и произведенной информации;

Организационный аудит (ОА) - контроль схемы докумен­тооборота, параметров информации для заявленных под­разделений или специалистов, условий хранения инфор­мации и обеспечения ее защиты от несанкционирован­ного доступа, распределения прав и ответственности ра­ботников информационных подразделений;

Правовой аудит (ПА) - контроль за соблюдением законо­дательства РФ, условий договоров и уставных документов в части приема и выдачи информации, контроль за ведением представителями организации дел в суде или арбитраже;

Социальный аудит (СА) - контроль за выполнением усло­вий коллективного договора в части информирования ра­ботников по заявленным сторонам деятельности органи­зации и социально-бытовым вопросам.

Организационный аудит - связующий элемент системы об­щих видов аудита (рис.7.8).

ТА ЭА ПА СА
ОА

Рис.7.8. ОА - связующее звено всех видов аудита

Особенности организационного аудита

Организационный аудит (ОА) можно рассматривать как процесс и как явление. Как процесс ОА - это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию системы управле­ния и совершенствованию самого ОА. Этот процесс включает:

Разработку, корректировку или замену стандартов, норм и правил для соответствующих элементов механизма и структуры управления;

Сбор и оценку информации об организационной сфере деятельности системы управления.

Как явление ОА - это объединение элементов для реализа­ции программы или цели, действующих на основании опреде­ленных правил и процедур.

Объектами организационного аудита выступают элементы системы управления организации, рассмотренные в §2.1. Отрас­ли, подотрасли, направления и полнота ОА соответствуют схеме, приведенной на рис.7.7. Особо следует остановиться на полноте проведения ОА. Функциональный ОА (аудит по отдельным эле­ментам системы управления) - это первый шаг на пути к сис­темному аудиту. Второй шаг - планирование и проведение комплексного ОА одновременно по ряду элементов для дости­жения двух целей:

Оценки соответствия реально полученных данных о функ­ционировании элементов системы управления с нормами или стандартами;

определение степени соответствия между функциониро­ванием этих элементов, так как в организации все эле­менты системы управления связаны между собой и оказы­вают существенное взаимовлияние.

На рис.7.9 приведены некоторые направления контроля по нескольким элементам системы управления. Среди направлений комплексного ОА в настоящее время отработаны:

Аудит целеполагания (реализации программ собственни­ка). Предусматривает выявление и согласование стратеги­ческих и тактических целей собственников и работников организации, составление перечня выполненных и выполняемых программ, анализ их выполнения с точки зре­ния возможного, необходимого, желательного и историче­ски приемлемого;

аудит соответствия управленческой технологии организа­ционной структуре управления организации. Это проце­дура ОА на уровне центров хозяйственной ответственно­сти для проверки согласованности основных параметров управленческой деятельности. Данное направление осо­бенно актуально в связи с введением по ГК РФ широкой номенклатуры организационных форм юридического ли­ца: товарищества, общества, кооперативы, фонды, учреж­дения и др.:

аудит распределения и выполнения сотрудниками функций управления. Основан на анализе конкретных и общих функ­ций управления, типовых процедур и набора операций; аудит информационной инфраструктуры. Также произво­дится по ряду показателей, характеризующих важнейшую сторону деятельности организации.

Организационный аудит позволяет проверить правиль­ность использования финансовых средств, выделен­ных на создание системы управления организации.

Основные принципы организационного аудита

Рассмотрим наиболее важные принципы организационного ау­дита.

Принцип выделения главного:при проведении организацион­ного аудита работник должен выделять главное, характер­ное.

Принцип соответствия:профессионализм работника, со­ставляющего аудиторское заключение, должен соответст­вовать его сложности ввиду того, что субъективизм реше­ния может сильно исказить достоверность учетных данных.

Принцип энциклопедичности: в группе работников, состав­ляющих аудиторское заключение, необходимо иметь специа­листа широкого профиля в области всей системы управления (либо своего специалиста, либо привлеченного из консульта­ционной фирмы), способного сопоставить учетные данные по отдельным элементам системы управления или их совокуп­ности с набором стандартов. Это даст возможность избе­жать грубых ошибок или несостыковок. Так, при состав­лении бухгалтерского учета роль индикатора правильно­сти играет баланс предприятия. Для системы управления такого аналога нет и поэтому гармонизация учетных дан­ных с выводами аудитора должна перекладываться на вы­сококвалифицированного специалиста.

Принцип полноты:чем точнее и достовернее требуется за­ключение о соответствии состоянии системы управления требуемому уровню, тем больше ее элементов должно быть подвержено учету и контролю. Принцип полноты требует от руководителя постоянно следить за необходимой пол­нотой номенклатуры элементов системы управления, для который проводится учет.

Принцип системности:при проведении аудита необходимо учитывать взаимовлияние элементов системы управления. Так, управленческая технология «Управление по результа­там» будет эффективна только при линейной структуре управления, когда временной интервал между принятием решения и его реализацией составляет не более 1-7 дней в зависимости от характера производства.

Принцип централизации учета: все аудиторские заключения об отдельных элементах системы управления должны сте­каться к одному специалисту для составления обоснованного общего заключения.

Принцип стандартизации:за каждой формой учета элемен­тов системы управления должен стоять стандарт, норма, статья или положение закона, распоряжение руководителя.

Принцип своевременного использования:учетные данные, предоставляемые аудитору, должны быть достоверны на день проведения аудита. Дальнейшее их использование или обработка должна регламентироваться распоряжениями соответствующих служб организации или вышестоящих

руководителей.

Принцип эластичности:эластичность определяется скоро­стью изменения текущего состояния учетных данных и со­ответственно результатов аудиторской проверки. Прин­цип эластичности требует от руководителя установления приемлемой периодичности проведения учетной работы по каждому элементу системы управления.

Принцип планирования:каждая организация должна иметь обоснованный набор возможных значений учетных данных по каждому элементу для принятия соответствующих мер при существенном отклонении текущего значения параметра элемента от запланированного.

Принцип координации:при непропорциональных изменениях контролируемых параметров элементов системы управления каждая организация должна вносить соответствующие коррективы в данный элемент.

Принцип включения:система внутреннего аудита должна включаться в работу при достижении критического откло­нения текущего состояния параметра элемента от расчет­ного (по нормативу или стандарту).

Резюме

■ Профессиональный подход к контрольной деятельности в об­ласти управления реализуется в концепции аудита и его кон­кретного вида - организационного аудита (АО). Аудит разделя­ется по отраслям, подотраслям, направлениям и полноте.

■ Среди отраслей аудита выделяют аудит имущества, аудит про­фессионализма персонала, аудит интеллектуальной собствен­ности, аудит методологии и процесса управления, аудит меха­низма управления, аудит технологии и процесса производства, аудит организации производства, операционный аудит, управ­ленческий аудит, аудит бухгалтерского учета.

■ Планирование и осуществление аудита проходят по одному из трех уровней полноты аудита - функциональному, комплексно­му и системному.

■ Каждое направление аудита организации состоит из пяти видов аудита: технологического, организационного, экономического, правового и социального.

■ Как процесс ОА - это совокупность действий, ведущих к обра­зованию и совершенствованию системы управления и совер­шенствованию самого ОА. Как явление ОА - это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур.

Объектами организационного аудита являются элементы систе­мы управления организации.

Основные принципы организационного аудита: выделения главного, соответствия, энциклопедичности, полноты, систем­ности, централизации учета, стандартизации, своевременного использования, эластичности, планирования, координации, включения.

| Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается профессиональный подход к контроль­ной деятельности?

2. Какова структура аудита организаций?

3. Перечислите основные отрасли аудита.

4. Какие подотрасли входят в аудит профессионализма персо­нала?

5. Какие подотрасли входят в аудит механизма управления?

6. Что такое уровни полноты проведения аудита?

8. В чем суть и содержание организационного аудита?

9. Какие направления в организационном аудите составляют комплексный аудит?

10. Каков механизм реализации принципов соответствия и эн­циклопедичности?

11. Как реализуются принципы полноты и системности?

12. Каков механизм использования принципов стандартизации и эластичности?

13. Как реализуются принципы своевременного использования и планирования?

14. В чем особенности принципа включения?

15. Составьте общую типологию организационного аудита.