Эпоха капитализма. Капиталист - это кто? Что такое капитализм? Развитие капитализма в отдельных странах

Условия для возникновения в России капитализма (экономической системы, основой которой является частная собственность и свобода предпринимательства) сложились только во второй половине XIX века. Как и в остальных странах, он появился не на пустом месте. Признаки рождения совершенно новой системы можно проследить еще в петровскую эпоху, когда, например, на демидовских уральских рудниках, помимо крепостных, трудились и вольнонаемные рабочие.

Однако никакой капитализм в России не был возможен до тех пор, пока в огромной и плохо развитой стране существовало закабаленное крестьянство. Освобождение деревенских жителей от рабского положения по отношению к помещикам и стало главным сигналом начала новых экономических отношений.

Конец феодализма

Российское крепостное право было отменено императором Александром II в 1861 году. Прежнее крестьянство являлось классом Переход к капитализму в деревне мог произойти только после расслоения сельских жителей на буржуазию (кулачество) и пролетариат (батраков). Этот процесс был естественным, он происходил во всех странах. Однако капитализм в России и все сопутствующие его появлению процессы имели множество своеобразных особенностей. В деревне они заключались в сохранении сельской общины.

Согласно манифесту Александра II, крестьяне объявлялись юридически свободными и получали права на владение имуществом, занятие промыслами и торговлей, заключение сделок и т. д. Тем не менее переход к новому обществу не мог состояться в одночасье. Поэтому вслед за реформой 1861 года в деревнях стали появляться общины, основой функционирования которых была общинная земельная собственность. Коллектив следил за равным разделом на индивидуальные участки и трехпольной системой пашни, при которой одна ее часть засевалась озимыми, вторая - яровыми, а третью оставляли под паром.

Расслоение крестьян

Община уравнивала крестьян и тормозила капитализм в России, хотя и не могла остановить его. Часть сельчан беднела. Такой прослойкой стали однолошадные крестьяне (для полноценного хозяйства требовались две лошади). Эти деревенские пролетарии существовали за счет заработка на стороне. Община не отпускала таких крестьян в город и не давала им продавать наделы, которые им же формально и принадлежали. Свободный де-юре статус не соответствовал статусу де-факто.

В 1860-е гг., когда Россия вступила на путь капиталистического развития, община задерживала эту эволюцию вследствие своей приверженности традиционному ведению хозяйства. Крестьянам внутри коллектива не требовалось проявлять инициативу и брать на себя риски за собственную предприимчивость и желание совершенствовать земледелие. Соответствие норме было приемлемо и важно консервативным сельчанам. Этим тогдашние российские крестьяне сильно отличались от западных, уже давно ставших фермерами-предпринимателями с собственным товарным хозяйством и сбытом продукции. Отечественные жители деревень в массе своей были коллективистами, из-за чего среди них так легко распространялись революционные идеи социализма.

Аграрный капитализм

После 1861 года на рыночные методы начали перестраиваться помещичьи хозяйства. Как и в случае с крестьянами, в этой среде стартовал процесс постепенного расслоения. Даже многим инертным и косным помещикам пришлось на собственном опыте понять, что такое капитализм. Определение по истории этого термина обязательно включает в себя упоминание о вольнонаемном труде. Однако на практике подобная конфигурация была лишь заветной целью, а не изначальным положением дел. На первых порах после реформы хозяйства помещиков держались на отработках крестьян, бравших в обмен на свой труд арендованную землю.

Капитализм в России приживался постепенно. Только что освобожденные крестьяне, шедшие на работу к бывшим хозяевам, трудились со своим инвентарем и скотом. Таким образом, помещики еще не были капиталистами в полноценном смысле этого слова, так как они не вкладывали в производство собственный капитал. Тогдашние отработки можно считать продолжением отмиравших феодальных отношений.

Сельскохозяйственное развитие капитализма в России заключалось в переходе от архаичного натурального к более эффективному товарному производству. Однако и в этом процессе можно отметить старые феодальные черты. Крестьяне новой закалки продавали лишь часть своей продукции, остатки потребляя самостоятельно. Капиталистическая товарность предполагала обратное. Вся продукция должна была продаваться, тогда как собственное пропитание крестьянская семья в таком случае покупала на средства от собственной прибыли. Тем не менее уже в первое свое десятилетие развитие капитализма в России привело к повышению спроса на молочные товары и свежие овощи в городах. Вокруг них стали формироваться новые комплексы частного огородничества и животноводства.

Промышленная революция

Важный результат, к которому привело зарождение капитализма в России, заключался в охватившем страну Его подпитывало постепенное расслоение крестьянской общины. Развивалось ремесленное производство и кустарные производства.

Для феодализма характерной формой промышленности было ремесло. Став в новых экономических и социальных условиях массовым, оно превратилось в Вместе с тем появлялись торговые посредники, которые связывали потребителей товара и производителей. Эти скупщики эксплуатировали кустарей и жили за счет торговой прибыли. Именно они постепенно образовали прослойку промышленных предпринимателей.

В 1860-х гг., когда Россия вступила на путь капиталистического развития, началась первая стадия капиталистических отношений - кооперация. Вместе с тем стартовал процесс трудного перехода к наемному труду в отраслях крупной промышленности, где до того на протяжении долгого времени применялся только дешевый и бесправный крепостной труд. Модернизация производства осложнялась незаинтересованностью собственников. Промышленники платили рабочим малую зарплату. Плохие условия труда заметно радикализировали пролетариат.

Акционерные общества

Всего капитализм в России в 19 веке пережил несколько волн бурного подъема промышленности. Одна из них пришлась на 1890-е гг. В то десятилетие постепенное совершенствование экономической организации и развитие техники производства привели к значительному росту рынка. Промышленный капитализм вступил в новую развитую фазу, олицетворением которой стали многочисленные акционерные общества. Цифры экономического роста конца XIX столетия говорят сами за себя. В 1890-е гг. выпуск продукции промышленности увеличился в два раза.

Любой капитализм переживает кризис, когда он перерождается в монополистический капитализм с раздутыми корпорациями, владеющими определенной экономической сферой. В императорской России этого в полной мере не случилось, в том числе и благодаря разносторонним иностранным инвестициям. Особенно много зарубежных денег текло в транспорт, металлургию, нефтяную и угольную промышленность. Именно в конце XIX века иностранцы перешли на прямые инвестиции, тогда как раньше предпочитали займы. Такие вклады объяснялись большей прибылью и желанием коммерсантов заработать.

Экспорт и импорт

Россия, так и не став передовой не успела до революции приступить к массовому вывозу собственного капитала. Отечественная экономика, наоборот, охотно принимала вливания из более развитых государств. Как раз в это время в Европе накопились «излишки капитала», которые искали собственное применение на перспективных зарубежных рынках.

Условий для вывоза российского капитала просто не было. Ему мешали многочисленные феодальные пережитки, огромные колониальные окраины, относительно неважное развитие производства. Если капитал и вывозили, то в основном в восточные страны. Делалось это в производственной форме или в форме займов. Значительные средства осели в Маньчжурии и Китае (всего около 750 миллионов рублей). Популярной для них сферой был транспорт. Около 600 миллионов рублей оказались вложенными в Китайско-Восточную железную дорогу.

В начале XX века российское промышленное производство было уже пятым по величине во всем мире. При этом отечественная экономика являлась первой по показателям роста. Начало капитализма в России осталось позади, теперь страна спешно догоняла самых передовых конкурентов. Лидирующее положение империя занимала и по показателям концентрации производства. Ее крупные предприятия являлись местами работы более половины всего пролетариата.

Характерные черты

Ключевые особенности капитализма в России можно описать в нескольких абзацах. Монархия являлась страной молодого рынка. Индустриализация началась здесь позже, чем в других европейских странах. Вследствие этого значительная часть предприятий промышленности была построена совсем недавно. Эти объекты оснастили самой современной техникой. В основном такие предприятия принадлежали крупным акционерным компаниям. На Западе ситуация оставалась ровно противоположной. Европейские предприятия были мельче, а их оборудование - менее совершенным.

При значительных иностранных инвестициях начальный период капитализма в России отличался триумфом именно отечественной, а не зарубежной продукции. Иностранные товары ввозить было просто невыгодно, а вот вкладывание денег считалось прибыльным делом. Поэтому в 1890-е гг. подданным других государств в России принадлежала примерно треть акционерных капиталов.

Серьезный толчок к развитию частной промышленности дало строительство Великой сибирской магистрали от европейской России до Тихого океана. Проект этот был государственным, однако сырье для него закупалось у предпринимателей. Транссиб на годы вперед обеспечил многих производителей заказами на уголь, металл и паровозы. На примере магистрали можно проследить, как формирование капитализма в России создавало рынок сбыта для самых разных отраслей экономики.

Внутренний рынок

Вместе с ростом производства происходил и рост рынка. Главными статьями российского экспорта стали сахар и нефть (Россия давала около половины мировой нефтяной добычи). Массово импортировались машины. Снижалась доля ввозимого хлопка (отечественная экономика начала ориентироваться на свое среднеазиатское сырье).

Складывание внутреннего национального рынка происходило в условиях, когда важнейшим товаром стала рабочая сила. Новое распределение дохода оказалось в пользу индустрии и городов, однако ущемляло интересы деревни. Поэтому последовало отставание сельскохозяйственных районов в общественно-экономическом развитии по сравнению с промышленными областями. Подобная закономерность была характерной для многих молодых капиталистических стран.

Развитию внутреннего рынка способствовали все те же железные дороги. В 1861-1885 гг. было построено 24 тысячи километров путей, что составило около трети от длины путей накануне Первой мировой войны. Центральным транспортным узлом стала Москва. Именно она связывала все регионы огромной страны. Конечно, такой статус не мог не ускорить экономическое развитие второго города Российской империи. Усовершенствование путей сообщения облегчало связь окраин и центра. Возникали новые межобластные торговые связи.

Показательно, что на протяжении второй половины XIX века производство хлеба оставалось приблизительно на одном уровне, в то время как промышленность повсеместно развивалась и увеличивала объемы выпускаемой продукции. Другой неприятной тенденцией была анархия в тарифах в области железнодорожных перевозок. Их реформа состоялась в 1889 году. Регулировать тарифы взялось правительство. Новый порядок значительно помог развитию капиталистической экономики и внутреннего рынка.

Противоречия

В 1880-е гг. в России начал складываться монополистический капитализм. Его первые ростки появились в железнодорожной промышленности. В 1882 году появился «Союз рельсовых фабрикантов», а в 1884 году - «Союз фабрикантов рельсовых скреплений» и «Союз мостостроительных заводов».

Формировалась промышленная буржуазия. В ее ряды входили крупные торговцы, бывшие откупщики, арендаторы имений. Многие из них получали материальные поощрения от правительства. В капиталистическое предпринимательство активно включалось купечество. Сложилась еврейская буржуазия. Из-за черты оседлости некоторые окраинные губернии южной и западной полосы европейской России были переполнены купеческими капиталами.

В 1860 году правительство основало Государственный банк. Он стал фундаментом молодой кредитной системы, без которой не представляется история капитализма в России. Она стимулировала накопление финансовых средств у предпринимателей. Однако существовали и обстоятельства, которые серьезно мешали увеличению капиталов. В 1860-е гг. Россия пережила «хлопковый голод», экономические кризисы случались в 1873 и 1882 гг. Но даже эти колебания не могли остановить накопления.

Поощряя развитие капитализма и промышленности в стране, государство неизбежно вставало на путь меркантилизма и протекционизма. Энгельс сравнивал Россию конца XIX века с Францией эпохи Людовика XIV, где защита интересов отечественных производителей также создала все условия для роста мануфактур.

Формирование пролетариата

Любые в России не имели бы никакого смысла, если бы в стране не сгенерировался полноценный рабочий класс. Толчком для его появления стала промышленная революция 1850-1880-х гг. Пролетариат - класс зрелого капиталистического общества. Его возникновение стало важнейшим событием социальной жизни Российской империи. Рождение рабочей массы изменило всю общественно-политическую повестку огромной страны.

Русский переход от феодализма к капитализму, а следовательно, и появление пролетариата были стремительными и радикальными процессами. В их специфике существовали и другие уникальные черты, возникшие из-за сохранения пережитков прежнего общества, помещичьего землевладения и охранительной политики царского правительства.

В период с 1865 по 1980 год прирост пролетариата в фабрично-заводской отрасли экономики составил 65 %, в горной - 107 %, в железнодорожной - невероятные 686 %. В конце XIX века в стране насчитывалось около 10 миллионов рабочих. Без анализа процесса формирования нового класса невозможно понять, что такое капитализм. Определение по истории дает нам сухую формулировку, однако за лаконичными словами и цифрами стояли судьбы миллионов и миллионов людей, полностью изменивших уклад своей жизни. Трудовая миграция огромных масс привела к значительному увеличению городского населения.

Рабочие существовали в России и до промышленной революции. Это были крепостные, работавшие на мануфактурах, самыми известными из которых являлись уральские предприятия. Тем не менее основным источником роста нового пролетариата стали освободившиеся крестьяне. Процесс классового преобразования часто был мучительным. В рабочие подавались обедневшие и лишившиеся лошадей крестьяне. Самый обширный отход из деревни наблюдался в центральных губерниях: Ярославской, Московской, Владимирской, Тверской. Меньше всего этот процесс затронул южные степные районы. Также малым отход был в Белоруссии и Литве, хотя именно там наблюдалось аграрное перенаселение. Еще один парадокс заключался в том, что в промышленные центры стремились люди из окраин, а не из ближайших губерний. Многие особенности формирования пролетариата в стране отмечал в своих работах Владимир Ленин. «Развитие капитализма в России», посвященное этой теме, попало в печать в 1899 году.

Низкая заработная плата пролетариев была особенно характерна для мелкой промышленности. Именно там прослеживалась наиболее беспощадная эксплуатация работников. Пролетарии старались сменить эти тяжелые условия с помощью нелегкой переквалификации. Крестьяне, занятые в мелких промыслах, становились дальними отходниками. Среди них были распространены переходные экономические формы деятельности.

Современный капитализм

Отечественные стадии капитализма, связанные с царской эпохой, сегодня можно рассматривать только как что-то отдаленное и бесконечно оторванное от современной страны. Причиной тому послужила Октябрьская революция 1917 года. Пришедшие к власти большевики начали строить социализм и коммунизм. Капитализм с его частной собственностью и свободой предпринимательства остался в прошлом.

Возрождение рыночной экономики стало возможным только после распада Советского Союза. Переход от планового производства к капиталистическому был резким, а главным его олицетворением стали либеральные реформы 1990-х гг. Именно они построили экономические основы современной Российской Федерации.

О переходе к рынку было объявлено в конце 1991 года. В декабре была проведена повлекшая за собой гиперинфляцию. Тогда же началась ваучерная приватизация, необходимая для передачи государственной собственности в частные руки. В январе 1992 года вышел Указ о свободе торговли, открывший новые возможности для предпринимательства. Вскоре был отменен советский рубль, а российская национальная валюта пережила дефолт, обвал курса и деноминацию. Пройдя через штормы 1990-х гг., страна построила новый капитализм. Именно в его условиях живет современное российское общество.

Исторический опыт десятков стран мира свидетельствует, что капиталистический способ производства в целом экономически более эф­фективен , т. к. частная собственность, свобод­ное предпринимательство и рынок (с его «вольными» ценами, игрой спроса и предложения, конкуренцией) жестко заставляют самостоятельных производителей действовать рационально, ре­зультативно и с постоянной оглядкой на потребителей. Однако в мире нет ничего совершенного, и у капитализма неизбежны свои проблемы, «плохие времена», свои плюсы и минусы. В связи с этим можно различать четыре основных типа капитализма

Наиболее непригляден начальный капитализм - период стихийного становления рыночной системы и накопления стар­тового капитала в руках относительно небольшой группы самых активных людей, способных к предпринимательству. Здесь неиз­бежны перераспределение собственности, обогащение одних людей за счет других, резкое расслоение общества и масса раз­личных злоупотреблений (захват чужой или общей собственнос­ти, обман, бесчеловечность и насилие, действия по принципу «хапнуть и убежать», сверхэксплуатация наемного труда, хищни­ческое отношение к природе, преступления и т.д.).

Исследователи справедливо называют этот период диким, разбойничим и криминальнымкапитализмом , смутным временем, когда будущие капиталисты действуют, по словам Маркса, «с самым бес­пощадным вандализмом и под давлением самых подлых, самых грязных, самых мелочных и самых бешеных страстей»". «Новорож­дённый капитал, - подчеркивал он, - источает кровь и грязь из всех своих пор, с головы до пят».

Глубоко исследовав современный ему «бандитский» капитализм, Маркс пришел к выводу, что у него нет будущего. Однако другие уче­ные - например, английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) - рассуждали иначе. «Язвы» начального капитализма - это болезни роста. Получив свободу, энергичные, но необразованные предприниматели ринулись вперед, словно дикое чудовище, не разбирая дороги, сея не­справедливость и преступления. Но такая разнузданность бизнеса про­тивоестественна и преходяща. Капитализм можно реформировать, ис­пользуя его преимущества и сводя к минимуму недостатки.

В странах-первопроходцах капитализма (Англия, Голландия, США, Франция и другие) начальный период длился многие десятки лет (главным образом в XVI-XIX вв.), пока, наконец, основная часть собственности не обрела хозяев и не наладилось производство, пока общество не победило массовую бедность и не стало зажиточным, пока люди не устали от «беспредела», не успокоились и не вырабо­тали законодательные правила цивилизованной жизни.

ВРоссии после семидесятилетнего «социалистического ант­ракта» «дикий капитализм» вновь «взбудоражил» общество. И снова возник вопрос: возможно ли, чтобы процесс перехода к рынку проходил «честнее» и менее болезненно, без ограбления, нищеты, надувательства и слез тех, кто ограблен?


Остальные три типа капитализма различают в зависимости от того, в чьих руках сосредоточены главные рычаги экономической и политической власти и какова форма этой власти в обществе - бюрократия, олигархия или демократия.

Так, бюрократический капитализм (или государственный капитализм) предполагает, что экономикой и другими сферами об­щественной жизни распоряжается государство, т. е. прежде все­го его бюрократический аппарат, многочисленная армия чиновни­ков. Отсюда неизбежны чрезмерное вмешательство госорганов в деятельность граждан (жесткий контроль, всевозможные проверки и регистрации, необходимость на многое получать разрешения и т.п.), чиновничий произвол, коррупция, сговор бюрократов с пре­ступниками и крупным бизнесом, расцвет «теневой экономики» и высокая криминализация общества, низкий уровень жизни боль­шинства населения на фоне сверхбогатства коррумпированного чиновничества и верхушки бизнеса.

В чем-то схожую картину даст и ♦ олигархический капита­лизм. Здесь экономика и власть сконцентрированы в руках узкой группы так называемых «олигархов» - крупнейших банкиров, биржевых спекулянтов, промышленных, торговых, газетно-тслевизионных магнатов и тому подобных лиц. При этом высшие руководители государственного аппарата, политических партий, средств массовой информации (СМИ) могут быть куплены оли­гархами и работают на них. От криминализированных верхов (рыба, как известно, гниет с головы) преступность кругами рас­ходится в обществе. Однако большинство населения имеет невы­сокий уровень жизни, в то время как олигархи и те, кто им при­служивает, «жируют» и живут припеваючи.

В отличие от этого демократический капитализм (его также еще называют цивилизованным, или «народным капитализмом») возможен лишь в условиях зрелой и подлинной демократии, когда народ сам избирает и контролирует власть в обществе и когда гаран­тированы права и свободы личности. Здесь эффективно действует разноукладная, социально-рыночная экономика (рынок + социальные гарантии всем гражданам), ведется широкое предпринимательство,-работает огромная масса средних и малых бизнссов. Наибольший удельный вес в обществе (60-80%) занимает процветающий сред­ний класс - слой людей с хорошим образованием, надежной рабо­той, сравнительно высокими доходами и независимым образом жиз­ни. При этом в стране мало бедных и сверхбогатых, жизнь регули­руется отлаженными и уважаемыми законами, а государство защи­щает собственников от бандитов и вымогательства бюрократов.

Разумеется, реальная действительность «хитроумнее» и «шер­шавее» представленных гладких схем. В ней все может быть в сложном переплетении. Так, в России конца XX в. затейливо сплелись воедино элементы начального, бюрократического и оли­гархического «капитализмов». А до «народного капитализма», похоже, еще весьма далеко.

С высоты богатого исторического опыта многих стран можно выделить четыре основных типа капитализма (рис. 1.11). Из них, как уже отмечалось, наиболее непригляден начальный капитализм – период стихийного становления рыночной системы и так называемого "первоначального накопления капитала" (Смит), при котором нужные для старта бизнеса средства концентрируются в руках относительно небольшой группы самых энергичных людей, способных к предпринимательству. Здесь-то и неизбежны: перераспределение собственности, обогащение одних людей за счёт других, резкое расслоение общества, масса злоупотреблений и беззаконий (захват чужого или общего имущества, обман, бесчеловечность и насилие, действия по принципу "хапнуть и убежать", сверхэксплуатация наёмного труда, хищническое отношение к природе преступления и пр.). Недаром патриарх американского индустриального бизнеса Генри Форд (1863–1947) однажды признался, что он может отчитаться за каждый заработанный доллар, кроме первого миллиона.

В странах-первопроходцах капитализма (Англия, Голландия, США и др.) начальный период длился многие десятки лет (главным образом в XVI–XIX веках), пока, наконец, основная часть собственности не обе рела хозяев и не наладилось производство, пока сами люди не устали от "беспредела", не успокоились и не выработали законодательные правила цивилизованной жизни.

В России этот период усилиями коммунистов разбился на две суровые "серии". Первая началась в середине XIX века (особенно бурно после оте мены крепостного права в 1861 году). Здесь тоже в экономику ворвались, как пишет Достоевский, "ошалевшие от собственного могущества пагубные пришельцы", кричавшие диким голосом на всю Россию: "Прочь с дороги, я иду!"

При этом писатель с тревогой отмечал, что хуже стало и во всём обществе. "Что-то носится в воздухе полное материализма и скептицизма ... как бы какой-то дурман... зуд разврата... преклонение народа перед деньгами, пред властью золотого мешка... Началось обожание даровой наживы, наслаждения без труда; всякий обман, всякое злодейство совершаются хладнокровно; убивают, чтобы вынуть хоть рубль из кармана" (15-13:34,35).

Таким образом, негативный эффект нарастающего "разврата" в обществе при переходе к капиталистической свободе – явление повсеместное. Эгоцентричные и "нахально самодовольные" дельцы (Достоевский) обычно не склонны к философским раздумьям и не сразу осознают, что более рационально, безопасно и продуктивно действовать не обманом и насилием, а на принципах цивилизованного партнёрства , взаимной выгоды и, значит, в рамках закона.

"Подчиняющийся закону – умён, – гласит Библия. – Не подчиняясь закону, ты вместе со злыми", а они ничтожны и непременно будут наказаны (6-Пр 28:7,4; 6:14,15). Вторая "серия" перехода России к рынку на рубеже XX–XXI веков наглядно подтверждает это. Капиталисты-хищники вместо честной конкуренции уничтожают друг друга. Так Бог, но словам Лютера, "бьёт одного злодея другим" (10-366).

Остальные три типа капитализма различают в зависимости от того, в чьих руках сосредоточены главные рычаги экономической и политической власти и какова форма этой власти в обществе – бюрократия , олигархия или демократия (вернёмся к рис. 1.11).

Так, бюрократический капитализм (или государственный капитализм) предполагает, что экономикой и другими сферами общественной жизни распоряжается государство, т.е. прежде всего его бюрократический аппарат, многочисленное племя чиновников. Отсюда неизбежны чрезмерное вмешательство госорганов в деятельность граждан (жесткий контроль, всевозможные проверки и регистрации, необходимость на всё получать разрешения и т.п.), чиновничий произвол, коррупция , сговор бюрократов с преступниками, крупным и/или нелегальным бизнесом,

Рис. 1.11.

расцвет "теневой экономики" и высокая криминализация общества, низкий уровень жизни большинства населения на фоне сверхбогатства коррумпированного чиновничества и верхушки бизнеса.

В частности, теневая экономика – это хозяйственный сектор, охватывающий такие виды незаконной деятельности, как (1) подпольное производство, связанное с нарушением технологических, трудоохранных, экологических и других требований (к примеру, "чёрная занятость" – наём работника без оформления в штат, а значит, без пенсионных отчислений, без возможных претензий и пр.); (2) скрытое предпринимательство (или "работа на себя", без госрегистрации), нацеленное на уклонение от налогов и "мешающих" правил; (3) деятельность, связанную с запрещённым производством, наркобизнесом, коррупцией и т.п. По разным оценкам, доля подобной "злокачественной" экономики в России в конце 1990-х достигала 40-50% от ВВП.

В чём-то схожую картину даёт и олигархический капитализм. Экономика и власть здесь находятся в руках узкой группы так называемых "олигархов " – крупнейших банкиров, биржевых спекулянтов, промышленных, торговых, газетно-телевизионных магнатов и т.п. При этом высшие руководители госаппарата, политических партий, средств массовой информации (СМИ) могут быть куплены олигархами и работают на них. От криминализированных верхов преступность кругами расходится в обществе, ибо верно говорит библейская мудрость: "Если у власти люди порочные, тогда грех будет везде" (6-Пр 29:16). Что же касается уровня жизни, то у большинства населения он невысок, в то время как олигархи и те, кто им прислуживает, "жируют" и живут припеваючи.

В отличие от этого демократический капитализм (его также называют цивилизованным, или народным, капитализмом) возможен лишь в условиях зрелой и подлинной демократии, когда народ сам избирает и контролирует власть в обществе и когда гарантированы права и свободы личности. Здесь эффективно действует разноукладная, социально-рыночная экономика (свободный конкурентный рынок + социальные гарантии всем гражданам), ведётся широкое предпринимательство, работает огромная масса средних и малых бизнесов.

При этом в стране мало бедных и сверхбогатых, жизнь регулируется отлаженными и уважаемыми законами, а государство защищает собственников от бандитов и вымогательства бюрократов.

Наибольший (60–80%) удельный вес в подобном демократическом обществе занимает процветающий средний класс – его главная интеллектуально-созидательная сила (отсюда термин "общество двух третей"). Он охватывает представителей самых разнообразных профессий: учёных, писателей, художников, священников, преподавателей, врачей, юристов, средних и мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих и т.д.

Обычно это люди с хорошим образованием, надёжной работой, сравнительно высокими доходами и современным образом жизни. Они профессиональны, много работают, располагают собственностью (земля, дома, машины, ценные бумаги), а значит, экономически и политически независимы. Их жизненное кредо : благосостояние человека определяют его личные усилия – трудолюбие, образование, энергия, предприимчивость. Недаром представителя среднего класса на Западе по-английски часто называют self-made man [сэлф мэйд мэн] – человек, "сделавший себя сам", преуспевший самостоятельно.

Разумеется, реальная жизнь "хитроумнее" и "шершавее" любых гладких схем. В ней всё может быть в сложном переплетении. Так, в России на рубеже XX–XXI веков затейливо сплелись воедино элементы начального, бюрократического, олигархического "капитализмов". До народного же капитализма, похоже, ещё далеко. Отсюда и социальная напряжённость. Когда в обществе много бедности и бесправия, отмечал ещё Аристотель, оно "неизбежно бывает переполнено враждебно настроенными людьми" (29-2,410).

Однако чем определяется тот или иной конкретный облик общества? Ряд исследователей [в частности, американские экономисты и социологи То́рстейи Ве́блен (1857–1929) и Джон Ке́ннет Гэ́лбрейт (родился в 1908)1 полагают, что в первую очередь – его важнейшими институтами, или учреждениями. Отсюда и название основанного Всбленом теоретического направления – институционализм.

Социальные институты вообще (от лат. institutum – установление, учреждение) – это те или иные исторически сложившиеся в обществе установления (традиции, нормы, правила, организационные формы), которые регулируют совместную жизнь людей. Например, любовь, брак, семья, материнство (семейные институты); бизнес, рынок, деньги, банк, биржа (экономические институты) , государство, армия, суд, партии (политические институты); наука, образование, религия, моральные нормы (духовные институты).

Именно социальные институты "создают и воспитывают народы" (Чаадаев), поэтому от их форм и содержания, от их укоренения, законодательного и организационного оформления в данной стране (институционализация), от своевременной смены быстро устаревающих учреждений новыми во многом зависит прогресс общества. Чем отлаженнее и совершеннее социальные институты, чем выше их гуманный, нравственный, демократический и правовой уровень, тем менее конфликтно и более успешно в своём развитии общество.

Для экономики первостепенное значение имеют такие институты, как семья, трудолюбие, собственность, домашнее хозяйство, закон, налоги, товар, деньги, рынок, корпорации , профсоюзы и др., а главное, как увидим ниже, государство.

  • Индустриа́льный (от лат. industria – усердие, деятельность) – промышленный (индустри́я – то же, что промышленность).
  • Материали́зм (от лат. materialis – вещественный) – (1) в философии – мировоззрение, принимающее за основу всего существующего материю, объективную реальность (а не её субъективное отражение в сознании человека); (2) *узкопрактическое отношение к действительности, чрезмерный прагматизм.
  • Скептици́зм (от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий) – (1) а философии – позиция сомнения в возможности познания действительности; (2) критическое, недоверчивое отношение к чему- либо.
  • Цивилизо́ванный (от лат. civilis – гражданский) – (1) находящийся на уровне данной цивилизации; (2) правовой, культурный, просвещённый, гуманный.
  • Партнёрство (от англ, partner, франц. partenaire – партнёр, сотоварищ) – сотрудничество между людьми в какой-либо деятельности на основе взаимопонимания и доверия, уважения интересов друг друга и взаимных уступок, ответственности и обязательности соблюдения догово́рных условий.
  • Бюрокро́тия (от франц. bureau – бюро, канцелярия + греч. kratos – власть, господство; буквально: господство канцелярии) – (1) форма власти с господством чиновников в обществе; (2) сами госчиновники, особенно руководящий состав. Бюрократи́зм – канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела и подмена его формальностями (справками, отчётами, совещаниями). Бюрокра́т – (1) представитель чиновничества; (2) тот, кто склонен к бюрократизму, к "игре с бюрократическую переписку бумажек", "чинодрал" (Ленин).
  • Коррупция (от лат. corruptio – порча, подкуп) – подкуп; продажность должностных лиц; взяточничество, казнокрадство и другие злоупотребления служебным положением для получения неоправданных преимуществ для себя. Криминализа́ция (от лат. criminalis – преступный) – (1) усиление преступности в обществе; (2) проникновение криминальных (преступных) элементов куда-либо, подчинение кого-, чего-либо влиянию преступного мира.
  • Магнат (от лат. magnatus – богатый, знатный человек) – представитель крупного бизнеса, влиятельное лицо (в экономике, политике, СМИ и т.д.).
  • Кредо (от лаг. credo – верю) взгляды, убеждения, основы мирон воззрения.
  • Корпора́ция (от лат. corporatio – объединение) – (1) акционерное общество; (2) объединение лиц, организация или фирм на основе общности их профессиональных или сословных интересов (например, корпорация банкиров).

Капитализм (capitalism ) - это экономическая система и общественный строй, где отличительными чертами являются частная собственность на средства производства, использование наемного труда и свобода предпринимательства.

Капитализм как общественный порядок пришел на смену феодализму. Этот переход от феодальных производственных отношений к капиталистическим в различных странах имел свои особенности (например, Английская буржуазная революция XVII в., Нидерландская буржуазная революция XVI в. и т.д.). Одним из главных и решающих экономических значений для возникновения капитализма был процесс так называемого первоначального накопления капитала , когда мелкие производители (в основном это были крестьяне) насильственным методом лишались всяких средств и становились юридически свободными, а средства производства, напротив, концентрировались в руках у буржуазии.

Как экономический строй, капитализм характеризуется тремя основными признаками: частным распоряжением средствами производства; рыночно-ценовым механизмом координации деятельности индивидов; максимизацией дохода, пользы как цели хозяйствования. В такой экономической системе на первый план выдвигается проблема эффективности распределения и использования ресурсов. И решается эта проблема прежде всего каждым индивидом. Поэтому капитализм (европейская модель) предполагает личную свободу, индивидуализм, субъективизацию и рационализацию. Положение человека теперь не определяется социальным статусом его семьи, религиозными нормами. Он сам утверждает себя в соответствии со своими способностями, становясь мерой всех вещей. Как показал немецкий социолог, историк, экономист Макс Вебер (1864-1920 гг.), в становлении капитализма огромную роль сыграла протестантская этика, для которой характерны: ответственность человека перед собой, перед обществом, перед богом; самоценность труда и дохода, полученного честным путем (заработанного дохода). Такая этика утвердилась в ходе религиозной реформации (XVI-XVII века) и пришла на смену католической этике, проповедовавшей не труд, а потребление, наслаждение, освящавшей социальное неравенство и право грешить, так как грехи могут быть прощены.

Для стран, совершающих революционный и весьма болезненный переход от плановой к рыночной экономике, чрезвычайно важно понять, что представляет собой общество, которое нужно построить. Для этого необходимо избавиться от иллюзии совместимости рынка и социализма , то есть рынка без частной собственности, эффективной экономики без капитализма. В постсоветском сознании слово "капитализм" ассоциируется с эксплуатацией, несправедливостью, с борьбой всех против всех по принципу "человек человеку волк". Трудно предположить, что основанное на таких нравственных нормах общество могло бы просуществовать двести-триста лет.

Капитализм не только и не столько экономическая система, сколько форма общества, которое объединяет свободных индивидов, предъявляя к ним огромные моральные требования. Эти нравственные нормы жизни и определяют жизнеспособность рыночного экономического механизма. Они не порождаются рынком, а предшествуют ему. Капитализм как возникшая в ходе эволюции форма общества предполагает:

  1. свободу как возможность действия в соответствии с поставленной самостоятельно целью и ответственность за свой выбор как отсутствие заведомых ограничений, кроме нравственных;
  2. гражданское общество как совокупность институтов, союзов, ассоциаций достаточно сильных, чтобы исключить возможность узурпации власти, тирании, и в то же время достаточно свободных, позволяющих человеку беспрепятственно к ним присоединяться или их покидать, иначе говоря, это общество структурировано, но его структура подвижна, способна к совершенствованию;
  3. модульного человека, способного включаться в те или иные структуры, ассоциации, но не подчиняться им, сохраняя свою свободу и права выхода из этих союзов, ассоциаций, партий и т.д., и в то же время готового к активным действиям против тех, кто ограничивает его свободу, его права, как и права других;
  4. демократию, то есть форму правления, предполагающую политическую свободу и действия избранного народом правительства в соответствии с интересами и волей избирателей (управляемых), что, в свою очередь, предполагает конституционное согласие и наличие эффективных механизмов, ограничивающих власть и функции правительства;
  5. частную собственность как общественный институт, дающий всем членам общества равные права по владению ресурсами;
  6. рыночную систему, включающую рынок капиталов, рынок труда , рынок земли;
  7. свободу предпринимательства и рыночную конкуренцию;
  8. ограниченную роль правительства.

Названные черты, свойства капиталистического общества можно определить как капиталистическую идеологию, то есть систему ценностей, взглядов, на которых зиждется это общество и которые признаются абсолютным большинством его членов.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.


Добавить в закладки

Добавить комментарии

Кого называют капиталистом? В первую очередь это человек, который эксплуатирует рабочий класс для повышения собственного достатка и блага. Как правило, это тот, кто забирает прибавочный продукт и всегда стремится разбогатеть.

Кто такой капиталист?

Капиталист - это представитель господствующего класса в буржуазном обществе, собственник капитала, который эксплуатирует и применяет наемный труд. Однако для того чтобы в полной мере уяснить, кто такой капиталист, необходимо знать, что же такое «капитализм» в целом.

Что такое капитализм?

В современном мире слово «капитализм» встречается довольно часто. Таким образом описывается целая социальная система, в которой мы сейчас живем. Кроме того, многие думают, что эта система существовала и сотни лет назад, успешно функционируя на протяжении большого количества времени и формируя мировую историю человечества.

На самом же деле капитализм - это относительно новое понятие, которое описывает социальную систему. Для краткого исторического ознакомления и анализа можно обратиться к книге Маркса и Энгельса «Манифест Коммунистической партии» и «Капитал».

Что именно означает понятие «капитализм»?

Капитализм - это социальная система, которая ныне существует во всех странах мира. В рамках этой системы средства для производства и распределения товаров (а также земли, фабрики, технологии, транспортные системы и прочее) принадлежат маленькому проценту населения, то есть определенным людям. Данную группу называют «класс капиталистов».

Большинство людей продает свой физический или умственный труд в обмен на заработную плату либо вознаграждение. Представители этой группы носят название «рабочий класс». Данный пролетариат должен производить товары либо услуги, которые впоследствии продаются с целью получения прибыли. А последней распоряжается класс капиталистов.

В этом смысле они эксплуатируют рабочий класс. Капиталисты - это те, кто живут за счет прибыли, которая достигается от эксплуатации рабочего класса. В последствие они ее реинвестируют, тем самым наращивая следующую потенциальную прибыль.

Почему капитализм - это то, что есть в каждой стране мира?

В современном мире существует четкое разделение классов. Данное утверждение объясняется реалиями того мира, в котором мы живем. Есть эксплуататор, есть наемный - значит, есть и капитализм, ведь это его существенный признак. Многие могут сказать, что нынешний мир разбит на множество классов (допустим, «средний класс»), тем самым убивая все принципы капитализма.

Однако это далеко не так! Ключ понимания капитализма - это когда есть главенствующий и подчиняющийся класс. Неважно, сколько классов будет создано, все равно каждый будет подчиняться главенствующему, и так цепочкой.

Капитализм - это свободный рынок?

Широко распространено мнение, что капитализм означает свободную рыночную экономику. Однако это не совсем так. Капитализм возможен и без свободного рынка. Системы, которые существовали в СССР и существуют в Китае и на Кубе, в полной мере доказывают и демонстрируют это. Они считают, что строят «социалистический» державу, однако живут по мотивам «государственного капитализма» (в данном случае капиталист - это само государство, а именно люди, занимающие высокие чины).

В якобы «социалистической» России, к примеру, до сих пор существует товарное производство, покупка-продажа, обмен и прочее. «Социалистическая» Россия продолжает торговать в соответствии с требованиями международного капитала. Это означает, что государство, как и любой другой капиталист, готово пойти на войну ради защиты своих экономических интересов.

Роль Советского государства - выступать в качестве функционера капитала и эксплуатации наемного труда методами установления целевых показателей для производства и контроля над ними. Поэтому такие страны действительно не имеют ничего общего с социализмом.