Жилищный фонд министерства обороны. Жилищное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих. Специализированный жилищный фонд: понятие и виды

Служебное жилое помещение предоставляется военнослужащим на время прохождения военной службы по контракту и носит срочный характер в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Статья 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гласит: «Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах». Федеральный закон (от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ) (ред. от 30 декабря 2012 г.) «О статусе военнослужащих» // Cобр. Законодательства Рос. Федерации -2012. - № 22-ст. 2331.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» является единственным законом, которым регулируется порядок обеспечения указанных лиц жилыми помещениями. При реализации права военнослужащих, которые проходят военную службу по контракту, для служебных жилых помещений одними из основными проблемами являются проблемы формирования, содержания, а также сохранности специализированного жилищного фонда служебных жилых помещений, за счет которого военнослужащие и должны обеспечиваться служебными жилыми помещениями.

Средства федерального бюджета федеральных органов исполнительной власти соответствующих военных подразделений непосредственно обеспечивают жилищное строительство жилых помещений, а также отвечают за приобретение жилых помещений, предназначенных для военнослужащих.

Специализированный жилищный фонд служебных жилых помещений формируется исходя из количества должностей в конкретной воинской части. Не смотря на это, при формировании данного фонда могут возникнуть и несколько проблем, а именно:

Во-первых, когда во время прохождения военной службы военнослужащий может быть освобожден от занимаемой должности и выведен за штат. На его должность назначается другой военнослужащий. И, как следствие, возникает ситуация, когда, с одной стороны, вновь назначенному военнослужащему должны предоставить жилое помещение, которое занимал ранее военнослужащий, впоследствии освободившийся от занимаемой им должности. Военнослужащий же, который находится за штатом, обязан освободить занимаемое им жилое помещение, здесь непосредственно возникает вопрос о переселении. Военнослужащий, который только прибыл, может проживать в служебном жилом помещении, которое пригодно для временного проживания, но на срок не более трех месяцев. За штатом военнослужащие могут находиться до шести месяцев, то есть, если он должен освободить занимаемую им служебную квартиру для предоставления ее вновь назначенному на данную должность военнослужащему, воинская часть должна арендовать для него жилое помещение на срок уже не три месяца, а шесть.

Во-вторых, когда жилые помещения предоставляются в соответствии с нормами предоставления. Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Собр. Законодательства Рос. Федерации - 2012. - № 316 - ст.4. Одну и ту же должность могут занимать военнослужащие с разным количеством человек в семье, за время, пока военнослужащий занимает определенную должность, количество человек в семье может уменьшиться или возрасти, следовательно, невозможно предварительно определить размер предоставляемого жилого помещения для данной должности. Встречаются случаи, когда военнослужащему предоставлена излишняя служебная жилая площадь, либо ее недостаток. Если определено, что жилой площади недостаточно, то военнослужащий ставится на учёт для улучшения жилищных условий. Нуждающимися же в улучшении жилищных условий признаются граждане, которые имеют обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже учетной нормы предоставления. В среднем по Российской Федерации размер учетной нормы составляет от 6 до 8 квадратных метров жилой площади на человека. В некоторых регионах норма предоставляется исходя из общей площади региона.

В-третьих, проблематична постановка в очередь, а также порядок предоставления вторичного служебного жилья после признания граждан, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Подобные очереди очень негативно сказываются на гражданах, которые занимают военные должности и могут затягиваться на многие годы. Возникающие очереди тем самым тормозят демографическую ситуацию в стране, которая и без того находится не на высшем уровне.

Формирование фонда специализированного жилищного фонда служебных жилых помещений производится из расчета должностей за счет средств, которые перечисляются на эти цели из средств федерального бюджета и внебюджетных средств финансирования. Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Собр. Законодательства Рос. Федерации - 2012. - № 316 - ст.4. Это позволяет создать минимальный фонд служебных жилых помещений. При этом необходимо проделать огромную социологическую работу, которая направлена на выяснение средней численности состава семей, которые непосредственно проживают совместно с военнослужащими, занимающих определённую должность. При строительстве домов предпочтение отдаётся домам с двух- и трехкомнатными квартирами.

Кроме того, предлагается формировать фонд служебного жилья за счет жилых помещений, которые находятся в муниципальном, государственном жилищных фондах путем перевода жилого помещения в разряд служебного жилья. Служебное жилое помещение должно предоставляться в соответствии с правилами Жилищного кодекса РФ, а также отвечать всем требованиям закона. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями в тот период, когда они осуществляют военную службу, решаются проблемы за счет средств данных фондов и позволяет улучшить жилищные условия по причине увеличения состава семьи и соблюсти нормы предоставления жилья, а также своевременно исключить из разряда служебных жилых помещений освободившиеся жилые помещения. Постановление Правительства Российской Федерации (от 26 января 2006 г. № 42-ФЗ) «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» // Собр. Законодательства -2006.-№ 6 - ст.697.

Если же военнослужащим предоставляются жилое помещение меньше нормы предоставления, то ему предусмотрена отдельная компенсация размером, равным размеру за недостающие квадратные метры, а также закреплено право на дополнительную жилую площадь.

В юридической литературе возникает противоречие между нормами жилья, а в частности, при предоставлении и при признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые должны быть устранены. При недостатке жилой площади моральное состояние людей резко ухудшается, что проявляется на морально-психологическом состоянии гражданина, влекущее невозможность добросовестного выполнения служебных обязанностей и, а также негативно сказывается на боеспособности воинских формирований и, как следствие на безопасности государства.

Особенность обеспечения военнослужащих заключается и в том, что они могут нести службу вне населенного пункта. Поэтому предоставляемые жилые помещения не всегда соответствуют требованиям, что обусловлено экономическим состоянием данного населённого пункта. Военнослужащие вынуждены жить в местах, которые не всегда обустроены для проживания. Следовательно, реализация прав военнослужащих, которые проходят военную службу по контракту, затруднительно в связи со значительной удаленности пограничных застав от коммунально-эксплуатационных служб воинских частей, которые состоят из пограничных застав. Это влияет на оперативность принятия решений и мер по проблемам реализации прав военнослужащих как вообще, так и на служебные жилые помещения в частности. Существенно ограничивается возможность аренды жилых помещений для военнослужащих и найма жилья военнослужащими из-за отсутствия населенных пунктов и удаленностью воинского подразделения, которое обладает статусом юридического лица, которое может заниматься вопросами аренды. Представляется, что хотя бы минимальные особенности в порядке реализации исследуемого права существуют в каждом федеральном органе исполнительной власти, в котором законодательством предусмотрено прохождение военной службы, которые требуют регламентации специальным актом определенного федерального органа исполнительной власти, непосредственно учитывающего специфику обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, а так и в период прохождения военной службы. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» // Cобр. Законодательства Рос. Федерации -2012. - № 22-ст. 2331.

Одним из главных нарушений в сфере служебного жилищного обеспечения военнослужащих выделяют такое, как использование служебного жилищного фонда не по его прямому назначению. Это обусловлено тем, что в некоторых воинских частях незаконно распоряжаются служебным жильём, хотя его объём не так уж и велик. Встречаются даже случаи, когда жилое помещение предоставляется тем лицам, которые не относятся к воинским формированиям, нарушая тем самым принцип законности.

А также есть и проблемы, касающиеся использования и сохранности служебных жилых помещений, когда невозможно отселить из занимаемых жилых помещений тех граждан, непосредственно утративших связь с Вооруженными Силами, а также другими войсками и воинскими формированиями и организациями. Таких насчитывается более 60 тысяч семей. Просто выселить военнослужащего, который утратил связь с Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и организациями, занимающий предоставленное ему служебное помещение невозможно. Тем самым нарушается принцип срочности обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями. Постановление Правительства Российской Федерации (от 26 января 2006 г. № 42-ФЗ) «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» // Собр. Законодательства -2006.-№ 6 - ст.697.

Ранее жилищное законодательство определяло, что за военнослужащими, которые обеспечиваются служебными жилыми помещениями на первые пять лет военной службы по контракту (без учёта времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) сохраняют право на жилые помещения, которые занимались гражданами до поступления на военную службу. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» закрепляет, что служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим на весь период службы, а именно до выхода гражданина на пенсию, либо до момента получения жилого помещения от федерального органа, в котором он проходит военную службу, сроком в 20 лет. Если военнослужащий проходил военную службу более пяти лет, но менее 20 лет, то бывший военнослужащий стал фактически гражданином без определенного места жительства, т.к. по прежнему месту жительства права на жилое помещение он уже потерял, а на военной службе еще не получил.

В данном случае необходимо закреплять за военнослужащими право собственности на жилое помещение по месту жительства на весь период, когда он проходит военную службу. В этом есть и свои плюсы, к примеру, в случае выселения военнослужащего из занимаемого служебного жилого помещения, тем самым соблюдая принцип срочности. Федеральный закон (от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ) (ред. от 30 декабря 2012 г.) «О статусе военнослужащих» // Cобр. Законодательства Рос. Федерации -2012. - № 22-ст. 2331.

Механизм оплаты коммунальных услуг, а также произведение соответствующих перерасчетов должны быть чётко определены, т.к. в жилых помещениях, которые сохраняются за военнослужащими, может никто не проживать в период нахождения военнослужащих на военной службе. Представляется целесообразным предусмотреть возможность продажи жилья по прежнему месту жительства в зачет вновь предоставляемого жилья с последующим выкупом недостающей части федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащий проходил военную службу. Гражданин, который ещё не приобрёл в собственность гарантированное ему служебное жилое помещение, имеет право самостоятельно выкупить недостающую часть вновь предоставляемого жилого помещения.

Порядок предоставления служебных жилых помещений состоит из разных этапов, которые состоят из определённых действий. Данные действия решают следующие вопросы: Андреев И.А., Аюшеева И.З., Васильев А.С., Степанов С.А. (ред.) Гражданское право. Том 2 Учебник: в 3 т. Т. 2. - М.: «Проспект»; «Институт частного права», 2011 г. - 439 с.

1) принимают решения о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

2) определяют очередность и сроки предоставления служебных жилых помещений гражданам;

3) принимают решения компетентными органами касательно вопросов о предоставлении жилья;

4) совершают документальное оформление принятого решения.

Военнослужащие заключают жилищный договор с федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. В этом договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, а также его содержание и многие другие аспекты, касающиеся непосредственно заключенного договора.

Сторонами заключенного жилищного договора выступает командир воинской части, обязанного заключить данный договор непосредственно самим военнослужащим, имеющим право на его заключение. Жилищным договором регулируются отношения сторон по реализации права военнослужащих на служебные жилые помещения. Договором предусмотрен особый порядок обеспечения служебными жилыми помещениями военнослужащих, а также членов их семей. Тем самым обеспечивая принцип полноты реализации права военнослужащих на служебные жилые помещения.

Итак, заключение жилищного договора предшествует предоставлению конкретного служебного жилого помещения военнослужащему. Основанием для вселения в конкретное служебное жилое помещение является жилищный договор найма служебного жилого помещения.

Страница 2 из 5

2. Право военнослужащих на получение жилых помещений в жилищном фонде социального использования

До 1 января 2005 г. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливал, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту службы жилые помещения за счет государственного или муниципального жилищного фондов, закрепляемых за Министерством обороны Российской Федерации (иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба). Указанным лицам жилье предоставляется в государственных и муниципальных жилищных фондах социального использования по договору социального найма жилого помещения.
С 1 января 2005 г. Федеральным законом "О статусе военнослужащих" предусматривается, что всем указанным категориям военнослужащих предоставляются только служебные жилые помещения на весь период службы, которые после ее окончания подлежат в обязательном порядке освобождению, или на определенный срок - на первые пять лет службы военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. Таким образом, можно сделать следующий вывод: государство несет обязанность по предоставлению жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, только временного пользования (служебные жилые помещения или общежития в зависимости от принадлежности к той или иной категории военнослужащих). Однако данный вывод касается военнослужащих, которые стали нуждаться в жилых помещениях после 1 января 2005 г. Возникает вопрос об обеспечении жильем лиц, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до указанной даты.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, принятием ЖК РФ и согласно Федеральному закону "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (Вводный закон) все граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений (ст. 6). Указанным лицам жилые помещения предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, который значительно ограничивает круг лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, и исключает возможность его получения в первоочередном порядке, на чем более подробно остановимся ниже.
Следовательно, для военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие ЖК РФ, сохраняется возможность обеспечения жилыми помещениями из фондов социального использования по договору социального найма за счет государственного жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).
В соответствии с ЖК РФ (ст. 49), а ранее - Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" жилищный фонд социального использования выделен для социально слабозащищенных слоев населения (малоимущие граждане, несовершеннолетние дети-сироты и др.), а также для отдельных категорий граждан, имеющих специальный ("особый") статус в силу специфики их предназначения, например, государственные служащие, военнослужащие (до 1 января 2005 г. согласно ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) и другие лица, указанные в Законе.
ГК РФ, давая общее определение понятия договора найма жилого помещения, в ст. 672 выделяет договор социального найма как разновидность договора найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фондах. Отношения социального найма регулируются главным образом жилищным законодательством и отдельными нормами гражданского законодательства (ч. 3 ст. 672 ГК РФ).
В качестве правосубъектной предпосылки для реализации права на получение жилья ЖК РФ указывается размер доходов на одного человека. Эта предпосылка в качестве обязательной не подлежит применению в отношении военнослужащих, имеющих право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, поскольку в силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации бесплатно жилище предоставляется не только малоимущим, но и иным указанным в законе гражданам. Таким законом в отношении военнослужащих является Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.).
Основания признания военнослужащих нуждающимися в бесплатном получении жилых помещений и порядок их учета в целом те же, что и для других граждан, но имеются отдельные особенности. Жилые помещения предоставляются военнослужащим, нуждающимся в жилых помещениях (ранее - улучшении жилищных условий). К ним относятся:
- те, кто вообще не имеет жилого помещения, так называемые бесквартирные, что особенно характерно для военнослужащих, вынужденных периодически менять место военной службы при ее прохождении. К "бесквартирным" относятся лица, не имеющие жилой площади на условиях бессрочного договора социального найма (заселение которой осуществляется по ордерам) в домах государственного и муниципального жилищного фондов как по месту службы, так и в другой местности. Не имеющими жилой площади для постоянного проживания являются также военнослужащие, проживающие в общежитиях, гостиницах, в служебных помещениях (имеющие право на предоставление жилых помещений постоянного пользования), на жилой площади, снимаемой в порядке поднайма и некоторых иных основаниях;
- лица, имеющие жилые помещения площадью менее установленных норм или неблагоустроенные жилые помещения.
Учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, обеспечиваются жилой площадью за счет федерального государственного жилищного фонда, который закрепляется за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), а также жилищного фонда, который образуется от жилищного строительства соответствующего федерального органа исполнительной власти или от приобретаемого им жилья, а также от переоборудования нежилых помещений, находящихся в их ведении (ранее он именовался ведомственным).
Учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как правило, осуществляется по месту службы. В то же время действующим законодательством военнослужащим не запрещается состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и по месту жительства при условии соответствия их требованиям, предъявляемым к обычным гражданам.
С 1 января 2005 г. военнослужащим, нуждающимся в получении жилых помещений по договору социального найма, не гарантировано предоставление жилья в течение трех месяцев в отличие от того, как до указанной даты это следовало из п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", который военнослужащим гарантировал предоставление жилых помещений в льготном порядке, т.е. в трехмесячный срок, только за счет государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями из государственного жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с жилищным законодательством и Инструкцией, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, которая может применяться только в части, не противоречащей новому жилищному законодательству.
Для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащие подают рапорт в жилищную комиссию воинской части (подразделения). К рапорту прилагается справка о сдаче жилого помещения по прежнему месту службы или жительства в квартирно-эксплуатационные органы (КЭЧ, ОМИС и др.). Военнослужащие, не сдавшие жилые помещения по прежнему месту жительства, кроме того, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки).
Кроме того, при необходимости прилагаются:
- документы, подтверждающие право пользования льготами при постановке на учет и предоставлении жилой площади;
- справка районного бюро технической инвентаризации (предоставляют сотрудники, проживающие в жилом доме или квартире, принадлежащих им на праве собственности);
- иные документы, относящиеся к решению жилищного вопроса.
Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Жилищные комиссии создаются в целях правильного и экономного распределения жилой площади. В Вооруженных Силах Российской Федерации они действуют на основании Примерного положения о жилищных комиссиях. Жилищные комиссии создаются в гарнизонах и воинских частях. Руководство деятельностью жилищных комиссий осуществляется в гарнизонах начальниками гарнизонов, в воинских частях - командирами воинских частей. Гарнизонная жилищная комиссия назначается приказом начальника гарнизона в количестве 5-11 человек (в зависимости от числа воинских частей в гарнизоне) в составе: заместителя начальника гарнизона по тылу, помощника начальника гарнизона по правовой работе, представителей коллектива воинских частей, квартирно-эксплуатационной и медицинской служб гарнизона.
На гарнизонную жилищную комиссию возлагается:
- составление плана распределения жилых помещений между воинскими частями гарнизона;
- проверка совместно с КЭЧ района (не реже одного раза в год) в воинских частях гарнизона состояния учета жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации;
- выполнение функций жилищной комиссии для воинских частей, не имеющих жилищных комиссий;
- организация приема начальником гарнизона посетителей по жилищным вопросам, рассмотрение писем, заявлений и жалоб по жилищным вопросам и подготовка проектов решений по ним;
- представление начальнику гарнизона на утверждение предложений по использованию закрепленного жилищного фонда гарнизона и протоколов заседаний жилищных комиссий;
- своевременное и правильное распределение освобождающихся жилых помещений.
Жилищная комиссия воинской части назначается приказом командира воинской части в количестве 5-7 человек в составе: заместителя командира воинской части по тылу, помощника командира воинской части по правовой работе, представителей подразделений воинской части, органов медицинской службы. На жилищную комиссию воинской части возлагается:
- учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий);
- ведение списков военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий);
- рассмотрение по указанию командира воинской части рапортов о постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проверка прилагаемых документов, перечисленных в п. 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, и подготовка решений по ним;
- своевременное внесение изменений в карточку учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему;
- подготовка и представление на утверждение командиру воинской части предложений по распределению между военнослужащими, нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), выделенных воинской части жилых помещений;
- организация приема командиром воинской части посетителей по жилищным вопросам, рассмотрение писем, заявлений и жалоб по жилищным вопросам и подготовка предложений по ним;
- контроль за своевременным освобождением жилых помещений военнослужащими воинской части и др.
Заседания жилищных комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. На заседаниях жилищной комиссии должны присутствовать не менее двух третей ее членов, а также военнослужащие, жилищные вопросы которых рассматриваются в ходе заседания. Решения жилищной комиссии принимаются простым большинством голосов. Решения, принимаемые жилищной комиссией по возложенным на нее вопросам, оформляются протоколом, который ведется одним из членов комиссии.
Учет военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, нуждающихся в получении жилых помещениях (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими квартирно-эксплуатационными органами (КЭЧ района или гарнизона, морская инженерная служба военно-морской базы) по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по установленной форме (приложение N 4 к Инструкции, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 80) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Карточка учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, оформляется в двух экземплярах:
- военно-учебными заведениями - на военнослужащих-выпускников, назначенных на воинские должности после окончания военно-учебного заведения и получения в связи с этим офицерского воинского звания;
- воинскими частями - на военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы.
Военнослужащие по прибытии к новому месту военной службы сдают карточку учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, в жилищную комиссию воинской части для внесения необходимых данных и передачи ее для ведения и хранения в довольствующий квартирно-эксплуатационный орган. При убытии военнослужащего к новому месту военной службы карточка учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, выдается ему под роспись. Второй экземпляр карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, подшивается в личное дело военнослужащего.
Снятие с учета указанных граждан осуществляется по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Такими основаниями являются:
- подача ими по месту учета заявления о снятии с учета;
- их выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- получение ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
- предоставление им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
- выявление в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Снятие с учета будет осуществляться также в случае утраты оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали указанным лицам право на получение жилых помещений по договорам социального найма и устанавливались ст. 29 ЖК РСФСР.
Военнослужащие также снимаются с учета в случае убытия к новому месту военной службы, за исключением военнослужащих, убывших для прохождения военной службы на территориях государств Закавказья и Республики Таджикистан.
В то же время военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, состоящие на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), направленные в установленном порядке к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) со времени принятия их на учет и включения в указанные списки по предыдущему месту военной службы в этом гарнизоне (п. 28 Инструкции, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80).
Порядок распределения жилых помещений. Порядок распределения жилых помещений в Министерстве обороны Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (приказ министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 80).
Жилые помещения, относящиеся к ведомственному жилищному фонду (поступающие от жилищного строительства Министерства обороны Российской Федерации, приобретенные Министерством обороны Российской Федерации, поступающие от переоборудования нежилых помещений), распределяются между воинскими частями, для которых осуществлялись жилищное строительство или покупка, пропорционально количеству военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
В гарнизонах, где дислоцированы воинские части различной подчиненности, для обеспечения военнослужащих воинских частей общегарнизонного назначения (военных комиссариатов, линейных органов военных сообщений, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях профессионального образования, прокуратур, КЭЧ районов, военных комендатур и других воинских частей), для которых не ведется жилищное строительство, выделяется до 20 процентов общей площади жилья, поступающей от собственного жилищного строительства видов Вооруженных Сил, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, с последующей компенсацией понесенных ими расходов за счет средств, выделяемых воинским частям окружного подчинения (п. 34 вышеназванной Инструкции).
Жилые помещения, освобождаемые за выездом военнослужащих, распределяются между военнослужащими воинских частей, в которых они проходили военную службу. В случаях отсутствия в воинских частях военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), жилые помещения распределяются между воинскими частями, дислоцированными в гарнизоне, пропорционально количеству военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
План распределения жилой площади между воинскими частями составляется гарнизонной жилищной комиссией, согласовывается с начальником довольствующего квартирно-эксплуатационного органа и утверждается начальником гарнизона. Таким образом, начальник гарнизона не имеет права единоличным решением распределять квартиры между воинскими частями.
В гарнизонах, в которых дислоцируются воинские части, имеющие различную подчиненность, на поступающие к распределению жилые помещения, построенные Министерством обороны Российской Федерации, приобретенные Министерством обороны, составляется план распределения жилых помещений между воинскими частями гарнизона, для которых осуществлялось жилищное строительство (покупка). План составляется гарнизонной жилищной комиссией, подписывается начальником КЭЧ района, начальником гарнизона, начальником квартирно-эксплуатационного управления военного округа (морской инженерной службы флота) и представляется на утверждение соответствующим главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов (флотами), родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, для которых осуществлялось жилищное строительство (покупка).
В Московском гарнизоне план распределения жилых помещений между воинскими частями составляется Главным квартирно-эксплуатационным управлением Министерства обороны Российской Федерации и утверждается министром обороны Российской Федерации.
Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части по установленной форме (приложение N 7 к указанной выше Инструкции), который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии воинской части, согласовывается с начальником квартирно-эксплуатационного органа и с необходимыми документами представляется на утверждение начальнику гарнизона.
В случаях разногласий между командиром и жилищной комиссией воинской части по вопросу распределения жилых помещений решение о распределении жилых помещений между военнослужащими указанной воинской части принимает начальник гарнизона по представлению гарнизонной жилищной комиссии.
Распределение жилых помещений между военнослужащими во вновь построенных жилых домах оформляется гарнизонной жилищной комиссией списком распределения жилых помещений во вновь построенных жилых домах по форме согласно приложению N 9 к вышеназванной Инструкции на основании списков распределения жилых помещений по воинской части. Список подписывается председателем гарнизонной жилищной комиссии, начальником КЭЧ района, начальником гарнизона, согласовывается с начальником КЭУ округа (МИС флота) и за два месяца до ввода в эксплуатацию указанных жилых домов представляется на утверждение соответствующим главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов (флотами), родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, для которых осуществлялось жилищное строительство (покупка).
Утвержденные списки распределения жилых помещений, которые фиксируют решение, являются основанием для заключения договоров социального найма и последующего заселения жилых помещений.
Предоставление жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лишь лицам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), и только в порядке очередности. Единственный критерий в определении очередности - время принятия на учет (по дате решения о постановке на учет).
В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (п. 1 ст. 15) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях (имеются в виду основания, предусмотренные для лиц, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 г.). За указанными военнослужащими сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу.
Норма вышеназванного Федерального закона о предоставлении служебных жилых помещений (общежитий) на первые пять лет военной службы, не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования для всех без исключения категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в том числе и для офицеров, действовала с 1 января 1993 г. и была установлена Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих". Ранее аналогичная норма действовала для прапорщиков (мичманов) и военнослужащих сверхсрочной службы.
В случаях когда военнослужащий в первые пять лет военной службы имел право на служебное жилое помещение или общежитие, состоял в очереди на их получение и не был ими обеспечен, право на предоставление жилого помещения, не имеющего статус служебного, возникает с момента истечения первых пяти лет военной службы (не считая обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования).
Члены семей военнослужащих. В ЖК РФ, так же, как ранее в ЖК РСФСР, не содержится определение понятия "семья". В некоторых монографиях указывается, что семья - это группа лиц, связанных родством или свойством, совместным проживанием в данном жилище и общим бюджетом либо единством расходов по оплате квартиры. Круг членов семьи, связанных правами и обязанностями, по-разному определяется в зависимости от целей правового регулирования в различных отраслях права - семейном, гражданском, жилищном, военном и т.д.
В практике органов военного управления, воинских частей и организаций очень часто возникает вопрос, какое содержание вкладывается в понятие "член семьи" применительно к жилищным правам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, на которых распространяются в том числе и жилищные гарантии, предусмотренные указанным Законом, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Однако предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" жилищные льготы распространяются на указанных в нем членов семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, если иное не предусмотрено другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Иное имеет место в российском законодательстве. ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма отнесены: проживающие совместно с ним его дети, супруг (супруга) и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях иные граждане, могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи (ст. 69 ЖК РФ).
Для решения вопроса о записи иждивенцев в личное дело военнослужащий подает рапорт по команде с приложением к нему документов, подтверждающих нетрудоспособность иждивенцев (справку о возрасте или инвалидности), и документов, подтверждающих то, что основным источником средств к существованию иждивенцев является материальная помощь военнослужащего (справка о размере получаемой пенсии, наличии других детей, характере и размере оказываемой ими материальной помощи родителям). В отношении родителей жены, кроме того, к рапорту прилагается справка об их местожительстве. Родители жены, проживающие отдельно от военнослужащего, в число иждивенцев графы 21 послужного списка личного дела военнослужащего не записываются, независимо от состояния на иждивении военнослужащего. Запись сведений об иждивенцах производится на основании приказа по строевой части.
Факт нахождения на иждивении при отсутствии подтверждающих документов может устанавливаться в судебном порядке, если установление этого факта в ином порядке не представляется возможным. Выдача соответствующим органом (в частности, жилищно-эксплуатационной организацией) справки о том, что, по имеющимся данным, лицо не состояло на иждивении, также не исключает возможности установления в судебном порядке факта нахождения на иждивении.
Порядок заселения жилой площади. В отличие от ранее действовавшего порядка, когда заселение жилой площади производилось только по ордерам, в настоящее время заселение должно осуществляться только на основании договора найма жилого помещения, заключаемого на основании принятого уполномоченным органом решения о предоставлении конкретной семье конкретного жилого помещения.
Следовательно, в настоящее время не может применяться порядок выдачи ордеров на жилые помещения в военных городках или жилые помещения, относящиеся к ведомственному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации (других федеральных органов исполнительной власти), установленный постановлением Совета Министров СССР "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" от 6 мая 1983 г. N 405, а также Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В то же время, за исключением оформления ордера, в целом порядок оформления документов сохранится прежний. Для оформления документов на заселение жилой площади в квартирно-эксплуатационный орган представляются следующие документы:
- утвержденный список распределения жилых помещений по воинской части;
- выписки из протокола заседания жилищной комиссии воинской части (гарнизона);
- справки о сдаче жилых помещений в КЭЧ района. В справке о сдаче жилого помещения указывается информация о действиях, произведенных со справкой о сдаче жилого помещения по предыдущему месту военной службы. Если военнослужащий проживал в служебном жилом помещении или имел забронированное жилое помещение, представляется справка о сдаче им служебного или забронированного жилого помещения;
- паспорта (свидетельства о рождении) членов семьи, подлежащих включению в ордер, а также письменное обязательство совершеннолетних членов семьи об освобождении ими после получения жилого помещения ранее занимаемой жилой площади;
- копии жилищного договора (для военнослужащих, обеспечиваемых служебными жилыми помещениями);
- копии финансового лицевого счета и выписки из домовых книг (поквартирной карточки) (для военнослужащих и членов их семей, зарегистрированных по месту жительства), выписки из личного дела военнослужащего о составе семьи, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации о проверке жилищных условий (для военнослужащих и членов их семей, зарегистрированных по месту жительства), справки, подтверждающие место военной службы военнослужащих, и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Начальники КЭЧ районов при оформлении документов на жилое помещение запрашивают в КЭЧ района, выдавшей справку о сдаче жилья, по прежнему месту военной службы (жительства) военнослужащего подтверждение факта сдачи жилого помещения. Ответы на запросы направляются в течение трех дней после поступления обращения.
Для оформления документов на заселение жилых помещений, выделяемых центральным органам военного управления, воинским частям центрального подчинения и военно-учебным заведениям, дислоцированным в Московском гарнизоне, указанные выше документы представляются в Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации.
Вселение граждан, не имеющих отношения к Министерству обороны Российской Федерации, в жилые помещения домов, расположенных в закрытых военных городках, в качестве постоянно проживающих с нанимателем не допускается.
Вселение в жилые помещения граждан, проживающих в домах, расположенных в закрытых военных городках, может быть разрешено начальником гарнизона по представлению начальника КЭЧ района (гарнизона) нетрудоспособным гражданам Российской Федерации, находящимся на иждивении нанимателя. При вселении несовершеннолетних детей такого разрешения не требуется. Вселение допускается при условии соблюдения требований законодательства о норме предоставления жилой площади на одного человека (ст. 50 ЖК РФ, ранее согласно ст. 38 ЖК РСФСР - 12 квадратных метров), кроме случая вселения несовершеннолетних детей.
Воинские части, как правило, размещаются в военных городках. Весь казарменно-жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации учитывается органами квартирно-эксплуатационной службы. Жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепленные за Министерством обороны Российской Федерации, закрепляются за теми воинскими частями гарнизона, в которых проходят военную службу проживающие в них военнослужащие. Этот ранее установленный порядок, по всей видимости, в связи с введением в действие ЖК РФ будет пересмотрен.
Жилые помещения, закрепленные за Министерством обороны Российской Федерации, освободившиеся за выездом работников федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, предоставляются военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, за исключением жилых помещений, полученных этими органами за счет участия в жилищном строительстве Министерства обороны или в результате покупки.
Исключение составляют также случаи, когда занимаемая судьями Российской Федерации в домах государственного и муниципального жилищных фондов жилая площадь при ее освобождении предоставляется другим судьям либо работникам аппаратов судов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также когда занимаемые прокурорами и следователями в домах государственного и муниципального жилищных фондов жилые помещения при их освобождении предоставляются другим прокурорам и следователям, нуждающимся в улучшении жилищных условий (п. 6 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
В практике возникают случаи, когда на освободившееся за выездом военнослужащего изолированное жилое помещение в квартире, где проживают несколько нанимателей, претендуют иные наниматели этой квартиры, не являющиеся военнослужащими. Суды становятся перед дилеммой: разрешать эти дела в соответствии со ст. 46 ЖК РСФСР (в настоящее время - ст. 59 ЖК РФ) и ст. 16 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г., которые устанавливают, что освободившиеся жилые помещения в коммунальных квартирах, где проживают несколько нанимателей, должны предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых - гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы на одного человека (при этом учитывается право на дополнительную жилую площадь), либо поступать согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих". С учетом того, что в отношении военнослужащих указанным Законом предусмотрена специальная норма, жилые помещения должны предоставляться военнослужащим. Условием для правильного разрешения дела является также установление факта закрепления жилых помещений в пользование за Министерством обороны Российской Федерации, другими федеральными органами, в войсках которых военнослужащие проходят военную службу, что подтверждает их принадлежность к жилищному фонду Российской Федерации.
Положения п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" были дважды рассмотрены Конституционным Судом Российской Федерации, который отметил следующее.
Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2003 г. N 453-О).
Военная служба, по смыслу ст. 59 и ст. 71 (п. "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении указанной категории граждан.
Введение законодателем специальных условий предоставления военнослужащим жилых помещений само по себе не препятствует реализации права на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации) и не исключает возможность его осуществления иными категориями граждан, в частности гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации, в общем порядке, предусмотренном жилищным законодательством (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2004 г. N 170-О).

Перечень квартир, находящихся в специализированном фонде достаточно обширен. Самыми востребованными из них сегодня являются:

Все они предоставляются по различным основаниям и в разном порядке, однако, объединены тем, что выделяются гражданам в случае отсутствия у них какого-либо жилья в конкретном населенном пункте.

Указанные жилые помещения выделяются гражданам на основании заключенного с ними договора найма специализированного жилья на срок, который прямо указан в законе или пока не отпадут те или иные обстоятельства. Во всех случаях, кроме квартир для сирот и детей, оставшихся без попечения, оплату связанных с проживанием расходов осуществляют наниматели жилья.

Служебная квартира

Данные жилые помещения предоставляются не всем детям-сиротам , а только тем, которые не являются нанимателями жилья по договору социального найма, а также не являются собственниками какого-либо жилья.

Квартиры выделяются в пользование таких детей по достижению ими совершеннолетия , а также до совершеннолетия - в случае приобретения полной дееспособности до достижения 18 лет. При проведении такой процедуры могут возникать некоторые нюансы:

  • Квартиры для детей, оставшихся без попечения родителей и сирот, передаются им на основании их письменного заявления , по заключенному с ними договору найма специализированного жилого помещения. Оплата расходов, связанных с использованием такими детьми указанных жилых помещений, согласно ст. 5 ФЗ № 159 от 21.12.1996, осуществляется из средств бюджета соответствующего субъекта РФ.
  • Квартиры спецфонда предоставляются детям по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях и учреждениях социального обслуживания (интернатах, приютах). Такое жилье выделяется детям однократно на пятилетний срок. При исключительных обстоятельствах, указанных в абз. 2 п. 6 ст. 8 ФЗ № 159, договор найма может быть заключен на повторный пятилетний срок.
  • В общих случаях, по истечении пятилетнего срока, переданная сироте или ребенку, оставшемуся без попечения квартира, исключается из специализированного фонда и передается ему на условиях социального найма . Дальнейшее содержание жилья такое лицо осуществляет самостоятельно.
  • Право на предоставление квартир из спецфонда имеют также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения (субъекты, в возрасте от 18 до 23 лет, которые на момент совершеннолетия были таковыми), а также лица старше 23 лет, которые до достижения этого возраста относись к вышеуказанным категориям.

Гражданка С является сиротой по причине смерти ее обоих родителей. По достижении 18 лет и по окончании срока пребывания в школе-интернате, она подала в местную администрацию заявление, в котором просила выделить ей, как ребенку-сироте квартиру. Рассмотрев заявление С, администрация обратила внимание на то, что С является единственной наследницей своего отца, который после смерти оставил ей двухкомнатную квартиру и которую она должным образом оформила на себя. Руководствуясь ст. 8 ФЗ № 159 от 21.12.1996, согласно которой право на жилье из спецфонда имеют сироты, в праве собственности которых отсутствует жилье, местная администрация отказала С в выделении квартиры.

Квартира беженцам и вынужденным переселенцам

Право на получение беженцами и временными переселенцами квартиры во временное пользование закреплено в п. 6 ст. 8 Федерального закона «О беженцах» от 19.02.1993 № 4528-1-ФЗ и пп. 2 п. 1 ст. 6 ФЗ «О вынужденных переселенцах» от 20.12.1995 № 202-ФЗ соответственно. Такое жилье выделяется нуждающимся лицам из соответствующих фондов жилья, которые согласно пп. 5, пп. 6 п. 1 ст. 92 ЖК РФ, входят в число помещений специализированного жилищного фонда.

Квартиры из указанных фондов предоставляются беженцам и вынужденным переселенцам в порядке очередности , на основании договора найма с собственником такого жилья, заключаемым на срок, не превышающий срок действия их статуса.

Порядок предоставления квартир из соответствующих фондов, определен Положением о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами , утвержденным Постановлением Правительства от 09.04.2001 № 275 , а также Положением о жилищном обустройстве временных переселенцев в РФ (Постановление Правительства от 08.11.2000 № 845) соответственно.

  • Благоустроенные жилые квартиры предоставляются вынужденным переселенцам и беженцам в случаях , когда у них отсутствует возможность самостоятельного определения места проживания на территории РФ, а также когда такое лицо и ни один из членов его семьи не имеют жилого помещения на территории РФ в праве собственности или по договору найма.
  • Выделение беженцам и временным переселенцам квартир для временного поселения осуществляется на основании решения специальной комиссии по распределению жилья, созданной для учета таких лиц, на основе территориального органа Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики, по месту постановки указанных лиц на учет.
  • Для выделения жилого помещения, беженцам и переселенцам необходимо подать в комиссию заявление установленной формы. При принятии их на учет в качестве лиц, нуждающихся в выделении жилья, учитываются также члены семьи заявителей и их несовершеннолетние дети.
  • Оплата выделенных беженцам и переселенцам жилых помещений, а также коммунальных услуг, осуществляется такими лицами самостоятельно. По окончании срока действия договора аренды, указанные субъекты обязаны освободить выделенные им квартиры в месячный срок.

Квартиры для временного проживания в маневренном фонде

Отдельную категорию специализированных помещений для временного проживания граждан составляют квартиры маневренного фонда (пп. 3 п. 1 ст. 92 ЖК РФ). Жилье из указанного фонда предназначено для обеспечения им граждан, которые, вследствие тех или иных обстоятельств, утрачивают возможность использования единственного имеющегося у них жилого помещения, когда это носит временный характер.

Квартиры маневренного фонда предоставляются гражданам из расчета не менее 6 кв. м . жилой площади на одного члена семьи (п. 1 ст. 106 ЖК РФ).

Оплату за предоставленное специализированное жилье, проживающие в нем лица осуществляют самостоятельно .

Квартиры из маневренного фонда предоставляются гражданам на основании заключенного с ними договора найма специализированного жилого помещения в случаях, предусмотренных ст. 95 ЖК РФ, а именно:

  • когда в доме, где находится единственное жилье гражданина, находящееся у него на основе договора социального найма, осуществляется или его реконструкция . Несмотря на отсутствие указания на то, аналогичным правом на предоставления временного жилья пользуются собственники единственных для них жилых помещений в домах, где проводится капремонт. Договор найма с такими лицами заключается на период проведения работ;
  • когда на единственное жилье гражданина обращено взыскание на основании того, что данное жилье было приобретено в ипотеку, вследствие чего гражданин был выселен из него. Согласно пп. 2 п. 2 ст. 106 ЖК РФ, договор найма заключается на период, до отчуждения ипотечного жилья в рамках наложения на него взыскания, и проведения с таким гражданином соответствующих расчетов;
  • когда единственное жилье гражданина стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств. Договор найма квартир из маневренного фонда заключается на период, до предоставления нового благоустроенного жилья или до осуществления расчетов с гражданами за утраченное жилье. Согласно ст. 89 ЖК РФ, предоставленное по соц. найму новое жилье должно быть равнозначным по площади жилью, которое стало непригодным;

Истечение периода действия договора найма специализированного жилья, является основанием для прекращения такого договора , после чего гражданину необходимо будет покинуть квартиру из маневренного фонда (п. 3 ст. 106 ЖК РФ).

Заключение

Наличие специализированного жилищного фонда позволяет разрешить множество жилищных проблем совершенно разных категорий наших соотечественников, особенно в случаях отсутствия какого-либо жилья и других затруднительных жизненных ситуациях.

Исходя из социальной направленности такого жилья, особое внимание законодателей необходимо обратить на механизмы его выделения, которые зачастую переполнены бюрократическими процедурами. Но даже несмотря на них, наличие такого фонда является позитивным примером для других отраслей социальной защиты населения.

Вопрос

Оплата жилья, предоставляемого вынужденным переселенцам

Хочу получить временное жилье, как вынужденный переселенец из Украины. Скажите, кто будет оплачивать расходы на него?

Ответ
Согласно п. 47 Положения о жилищном обустройстве временных переселенцев в РФ , оплата жилых помещений и коммунальных услуг, осуществляется переселенцами самостоятельно, по тарифам, установленным органом местного самоуправления.

Вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей на современном этапе развития военной организации российского общества приобретают особую значимость. С одной стороны, это вызвано оптимизацией структуры Вооруженных Сил, с другой - совершенствованием системы всестороннего обеспечения военнослужащих всем необходимым для выполнения возложенных на них обязанностей.

Одной из самых сложных социальных проблем в Вооруженных Силах Российской Федерации является обеспечение жильем военнослужащих и членов их семей. В настоящее время 122,4 тысячи военнослужащих и членов их семей все еще нуждаются в постоянном или служебном жилье.
Жилищные сертификаты, как и ипотечно-накопительная система обеспечения жильем, не способны полностью снять проблему. Цена квадратного метра жилья, заложенная в эти документы, намного ниже его рыночной стоимости, что не предоставляет абсолютному большинству военнослужащих возможность улучшить свои жилищные условия.
Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, находясь в октябре прошлого года на военных учениях в Баренцевом море, заявил: «Если это жилищный сертификат, то это должен быть реальный жилищный сертификат, который позволяет купить квартиру в том месте, где это необходимо. Так что жилищный сертификат должен покрывать 100 процентов стоимости, мы из этого и будем исходить. Потому что лучше уж чуть медленнее эту программу делать, но чтобы она была реалистичнее, иначе какой смысл эти сертификаты давать».
В апреле 2008 года в Министерстве обороны РФ утверждена Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. В соответствии с ней разработан Стратегический план «Улучшение жилищных условий военнослужащих Вооруженных
Сил Российской Федерации и членов их семей на период до 2020 года», основными целями которого являются:
1) предоставление постоянного жилья военнослужащим, заключившим контракт до 1 января 1998 года;
2) создание в 2012 году служебного фонда под штатную численность воинских частей и соединений;
3) обеспечение функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Для решения поставленных задач Министерство обороны РФ в 2008 - 2010 годах в рамках Государственного оборонного заказа планирует получить 67 тыс. квартир. Кроме того, в настоящее время проводится работа по размещению государственных заказов на приобретение и долевое участие в строительстве жилья за счет средств, полученных в результате реализации высвобождаемого недвижимого имущества.
Общий порядок жилищного обеспечения военнослужащих регулируется статьей 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих». На основании данного законодательного акта государство гарантирует предоставление военнослужащим и членам их семей жилых помещений. Порядок обеспечения жильем регламентируется приказом министра обороны Российской Федерации №80 от 15 февраля 2000 г. «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ), введенный в действие с 1 марта 2005 г., подразделяет государственный жилищный фонд, в зависимости от целей использования, на жилищный фонд социального использования и специализированный жилищный фонд. Предоставление военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений жилищного фонда социального использования (по договорам социального найма) осуществляется в соответствии со статьями 51 и 57 ЖК РФ. Основания для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма определяются, исходя из уровня обеспеченности их жильем. Суммарная общая площадь всех жилых помещений, занимаемых военнослужащими (или) членами их семей по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, учитывается как при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и при определении размера жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае отсутствия служебного жилья воинские части арендуют жилые помещения или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 909 от 31 декабря 2004 г. «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей» (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что денежная компенсация выплачивается в размере, не превышающем:

  • в городах Москве и Санкт-Петербурге - 15000 рублей;
  • в других городах и районных центрах - 3600 рублей;
  • в прочих населенных пунктах -2700 рублей.

Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50%, если вместе с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, проживают три и более членов семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» при получении жилого помещения имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером от 15 до 25 квадратных метров следующие военнослужащие:

  • офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  • командиры воинских частей;
  • военнослужащие, имеющие почетные звания РФ;
  • военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
  • военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания.

Согласно ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Военнослужащему, общая продолжительность службы которого составляет 10 лет и более, подлежащему увольнению с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями в последний год военной службы Минобороны (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по его желанию выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством РФ.
При предоставлении жилого помещения инвалидам учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации человека, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства (этажность, приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т. п.).
Проблема с обеспечением жильем военнослужащих с 2004 года решается в рамках подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004 -2010 годы». Она входит в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» и утверждена Постановлением Правительства РФ № 700 от 20.11 2003 г.
Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы утверждены Постановлением Правительства РФ № 522 от 7.10.2004 г. Она рассматривается как один из самых эффективных механизмов решения жилищной проблемы.
Распорядитель счета (участник подпрограммы ГЖС) имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья на территории субъекта РФ, указанного в сертификате, у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение.
В ближайшие годы в Министерстве обороны РФ предусматривается решать жилищную проблему военнослужащих по следующим основным направлениям:

  • обеспечение жильем бесквартирных военнослужащих и членов их семей, заключивших контракт до 1 января 1998 года. Имеющиеся перед ними обязательства будут погашаться в рамках действующего законодательства путем предоставления жилья для постоянного проживания. Военнослужащие, поступившие на военную службу после 1 января 1998 г., обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • формирование фонда жилых служебных помещений под штатную численность воинских частей и соединений. Служебное жилье здесь будет предоставляться только на период прохождения военной службы;
  • создание эффективного рыночного механизма, позволяющего реализовать права военнослужащих на получение жилья в собственность по завершении службы.

При этом планируется использовать современные и эффективные подходы, в числе которых:

  • оказание государственной поддержки военнослужащим для приобретения ими жилья с помощью ипотечных кредитов;
  • создание условий для привлечения инвесторов в целях формирования жилищного фонда вне военных городков и размещения военнослужащих на условиях аренды или найма;
  • повышение эффективности управления имеющимся жилым фондом.
  • До 2015 года планируется создать служебный жилищный фонд в объеме 334 тысячи квартир, что с учетом уже имеющихся составит 480 тысяч под планируемую штатную численность ВС РФ.

Основными источниками формирования фонда служебного жилья являются:

  • строительство и приобретение его по собственному плану Министерства обороны РФ, в первую очередь, в закрытых военных городках;
  • оптимизация существующего служебного жилого фонда, а также получение жилья путем реализации инвестиционных проектов;
  • формирование фонда арендного жилья для размещения военнослужащих в крупных городах и административных центрах.

В первую очередь, формирование служебного жилого фонда предусматривается в пунктах дислокации воинских частей и соединений постоянной боевой готовности.
В дальнейшем этот фонд будет создаваться и в других воинских частях, подлежащих переводу на контрактный способ комплектования.
Наряду с дополнительными мерами по увеличению ассигнований, направляемых на финансирование строительства жилья, будет осуществляться переход на накопительную систему обеспечения жильем военнослужащих.
В связи с тем, что существующая ранее система жилищного обеспечения военнослужащих вступила в определенное противоречие с экономическими возможностями государства, Министерство обороны РФ выбрало иные пути решения этой проблемы.
За счет всех источников финансирования в 2009 году планируется приобрести 32 тыс. квартир для обеспечения нуждающихся в жилье военнослужащих и членов их семей, из них около 22 тыс. квартир для постоянного проживания и 10 тыс. служебных квартир.
В этой связи бывший заместитель министра обороны РФ по финансово-экономической работе Любовь Куделина в марте 2009 года заявила, что «жилищное обеспечение, строительство и ремонт объектов военной и социальной инфраструктуры является приоритетным направлением выделения средств в бюджете 2009 года, и на указанные цели предусмотрены ассигнования в объеме 81 млрд. рублей. Расходы на жилье сокращаться не будут ни при каких условиях».

Порядок
обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда военнослужащих и работников органов государственной охраны

1. Настоящий Порядок регламентирует работу по включению военнослужащих органов государственной охраны, проходящих военную службу по контракту (далее именуются - военнослужащие), и работников органов государственной охраны (далее именуются - работники) в список лиц, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями (далее именуется - список) (приложение N 1 к настоящему Порядку), а также предоставлению им служебных жилых помещений, жилых помещений в общежитии или жилых помещений маневренного фонда (далее именуются - жилые помещения специализированного жилищного фонда, если не оговорено иное).

2. Военнослужащие, проходящие военную службу в подразделениях ФСО России, расположенных в городе Москве и Московской области (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу в подразделениях ФСО России, расположенных на территориях закрытых военных городков ФСО России), включаются в список (исключаются из списка) УЖО СИТО ФСО России на основании решений Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее именуется - ЦЖК ФСО России).

Военнослужащие, проходящие военную службу в подразделениях ФСО России, расположенных в других субъектах Российской Федерации, в Академии ФСО России, а также военнослужащие (работники), проходящие военную службу (работающие) в подразделениях ФСО России, расположенных на территориях закрытых военных городков ФСО России, включаются в список (исключаются из списка) жилищными комиссиями этих подразделений (Академии ФСО России) (далее именуются - жилищные комиссии подразделений) на основании их решений.

3. Включение военнослужащего (работника) в список осуществляется по итогам рассмотрения ЦЖК ФСО России или жилищной комиссией подразделения рапорта (заявления) об обеспечении служебным жилым помещением и приложенных к нему документов.

4. В случае если военнослужащий (работник) не представил необходимые для принятия решения документы, которые выдаются подразделениями ФСО России (Академией ФСО России), органами государственной власти, органами местного самоуправления и подведомственными им организациями, то эти документы (содержащиеся в них сведения) запрашивает УЖО СИТО ФСО России или жилищная комиссия подразделения. О запросе необходимых документов (содержащихся в них сведений) военнослужащий (работник) уведомляется письменно в течение трех рабочих дней. В случае отказа в представлении документов (содержащихся в них сведений) по запросу УЖО СИТО ФСО России или жилищной комиссии подразделения или невозможности их получения УЖО СИТО ФСО России или жилищной комиссией подразделения военнослужащий (работник) письменно извещается о необходимости представить документы самостоятельно (с обоснованием необходимости и указанием причины невозможности получения документов (содержащихся в них сведений).

УЖО СИТО ФСО России или жилищная комиссия подразделения при необходимости для принятия решения дополнительно запрашивает письменно (с обоснованием причин) документы, находящиеся в распоряжении военнослужащего (работника).

5. Военнослужащий (работник), являющийся собственником жилого помещения (нанимателем жилого помещения по договору социального найма) или членом семьи собственника жилого помещения (нанимателя жилого помещения по договору социального найма), расположенного в населенном пункте по месту прохождения военной службы (работы) или в близлежащих населенных пунктах (за исключением проходящих военную службу (работающих) в подразделениях ФСО России, расположенных на территориях закрытых военных городков ФСО России) независимо от общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого проживающего, не подлежит включению в список.

6. Военнослужащий (работник), проживающий в служебном жилом помещении, в котором на каждого проживающего приходится общая площадь жилого помещения менее нормы предоставления, установленной статьей 15.1. Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее именуется - норма предоставления, если не оговорено иное), подлежит включению в список на основании рапорта (заявления) о замене занимаемого служебного жилого помещения служебным жилым помещением в соответствии с нормой предоставления, подаваемого в УЖО СИТО ФСО России (секретариат подразделения ФСО России (Академии ФСО России).

По результатам рассмотрения рапорта (заявления) ЦЖК ФСО России (жилищная комиссия подразделения) принимает решение о включении либо об отказе во включении военнослужащего (работника) в список.

7. Включение военнослужащего (работника) в список осуществляется с даты регистрации его рапорта (заявления) в УЖО СИТО ФСО России (секретариате подразделения ФСО России (Академии ФСО России). Списки ведутся УЖО СИТО ФСО России (жилищными комиссиями подразделений) в соответствии с решениями, принятыми ЦЖК ФСО России (жилищными комиссиями подразделений).

8. Выписка из протокола заседания ЦЖК ФСО России (жилищной комиссии подразделения) о включении (об отказе во включении) в список выдается или направляется УЖО СИТО ФСО России или жилищной комиссией подразделения военнослужащему (работнику) в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.

9. Военнослужащий (работник) исключается из списка в случае возникновения следующих обстоятельств:

предоставление ему служебного жилого помещения не менее нормы предоставления, а также жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма;

увольнение с военной службы (прекращение трудовых отношений);

выезд к новому месту прохождения военной службы (работы);

подача рапорта (заявления) об исключении из списка;

выявление в документах, послуживших основанием для включения в список, сведений, не соответствующих действительности;

прекращение оснований для включения в список, предусмотренных жилищным законодательством.

Исключение из списка осуществляется по решению ЦЖК ФСО России (жилищной комиссии подразделения).

10. Предоставление служебных жилых помещений или жилых помещений маневренного фонда осуществляется не менее нормы предоставления с учетом положений части 1 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации , а жилых помещений в общежитии - не менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются военнослужащим (работникам) и совместно проживающим с ними членам их семей с учетом дополнительных социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

11. В случае отсутствия возможности предоставления военнослужащему (работнику) служебного жилого помещения ему предоставляется служебное жилое помещение, пригодное для временного проживания, жилое помещение маневренного фонда или жилое помещение в общежитии. При этом военнослужащий (работник) не исключается из списка до возникновения обстоятельств, указанных в пункте 9 настоящего Порядка.

12. Решение о предоставлении служебного жилого помещения (жилого помещения в общежитии или маневренного фонда) принимается ЦЖК ФСО России (жилищной комиссией подразделения). Перед принятием указанного решения УЖО СИТО ФСО России (жилищная комиссия подразделения) проверяет отсутствие у военнослужащего (работника) обстоятельств, предусматривающих исключение из списка, указанных в пункте 9 настоящего Порядка.

13. На основании принятого решения о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда с военнослужащим (работником) заключается договор найма служебного жилого помещения, договор найма жилого помещения в общежитии или договор найма жилого помещения маневренного фонда.

14. Работникам подразделений ФСО России, расположенных на территориях закрытых военных городков ФСО России, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются на период их трудовых отношений.

15. Организация работы по заключению договоров, заселению и освобождению жилых помещений специализированного жилищного фонда возлагается на подразделения ФСО России и Академию ФСО России, являющиеся балансодержателями этих помещений, а в отношении жилых помещений, предоставляемых по решениям ЦЖК ФСО России, - на УЖО СИТО ФСО России.

_____________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2013, N 48, ст. 6165.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (часть I) ст. 14; 2013 N 27 ст. 3477.