Учет ндс в году. Безопасная доля вычетов по НДС в регионах РФ

В течении какого срока с момента возникновения у налогоплательщика обязанности представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме данному налогоплательщику необходимо обеспечить получение от налоговых органов документов в электронном виде.

Лица, относящиеся к категории налогоплательщиков, указанной в пункте 3 статьи 80 НК РФ, обязаны, не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения такого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Я являюсь руководителем (директором) организации. Что мне необходимо для обеспечения электронного документооборота с налоговым органом?

Для обеспечения получения руководителем (директором) организации документов от налогового органа необходимо наличие:

  • действующего договора между оператором электронного документооборота и налогоплательщиком;
  • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи руководителя (директора).

Я являюсь сотрудником организации и представляю интересы в налоговом органе. Что мне необходимо для обеспечения электронного документооборота с налоговым органом?

Для исполнения обязанности по обеспечению получения документов от налогового органа сотрудником организации, представляющим интересы такой организации, необходимо наличие:

  • действующего договора между оператором электронного документооборота и организацией;
  • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи данного сотрудника организации;
  • доверенности на данного сотрудника с указанием полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.

Наша организация хочет представлять отчетность и принимать документы из налогового органа через иное юридическое лицо – уполномоченного представителя. Что в данном случае будет являться обеспечением получения документов из налоговых органов?

Для обеспечения получения уполномоченным представителем налогоплательщика – юридическим лицом документов от налогового органа необходимо наличие:
1. законным представителем уполномоченного представителя налогоплательщика необходимо наличие:

  • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи законного представителя такого юридического лица;
  • доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика – юридическое лицо с указанием полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.
2. сотрудником уполномоченного представителя налогоплательщика необходимо наличие:
  • действующего договора между оператором электронного документооборота и уполномоченным представителем – юридическим лицом;
  • действующего договора между налогоплательщиком и уполномоченным представителем налогоплательщика – юридическим лицом;
  • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи сотрудника данного юридического лица;
  • доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика – юридическое лицо с указанием конкретного получателя и полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.- доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика – юридическое лицо с указанием конкретного получателя и полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.

Наша организация представляет отчетность и принимать документы из налогового органа через уполномоченного представителя налогоплательщика – индивидуального предпринимателя. Что в данном случае будет являться обеспечением получения документов из налоговых органов?

Для обеспечения получения уполномоченным представителем налогоплательщика – индивидуальным предпринимателем документов от налогового органа необходимо наличие:

  • действующего договора между оператором электронного документооборота и уполномоченным представителем-индивидуальным предпринимателем;
  • действующего договора между налогоплательщиком и уполномоченным представителем налогоплательщика – индивидуальным предпринимателем;
  • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи такого индивидуального предпринимателя;
  • доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика – индивидуального предпринимателя с указанием полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.

Какова ответственность за необеспечение / несвоевременное обеспечение электронного обмена документами с налоговыми органами?

Налоговые органы уполномочены принять решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств налогоплательщика.

В отношении нашей организации вынесено решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств налогоплательщика за неисполнение обязанности по обеспечению электронного обмена документами с налоговыми органами, но нашей организацией такая обязанность исполнена. Что нам нужно сделать, чтобы счет разблокировали?

Вам необходимо проверить на наличие и срок действия:

  1. договор с оператором электронного документооборота,
  2. квалифицированный сертификат ключа электронной подписи,
  3. доверенность на представителя (уполномоченного представителя) при необходимости,
  4. договор между налогоплательщиком и уполномоченным представителем (при необходимости).
В ином случае необходимо обратиться в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет для уточнения причины приостановления операций по счетам.

Как быстро счет будет разблокирован после проведения налогоплательщиком всех необходимых действий для исполнения обязанности по обеспечению электронного документооборота?

Решение о возобновлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств налогоплательщика выносится сразу после получения налоговыми органами информации об исполнении обязанности налогоплательщиком по обеспечению электронного документооборота с налоговыми органами. Разблокировка счета произойдет не позднее следующего для после вынесения Решения о возобновлении.

Мы являемся плательщиками НДС. Каким образом нужно обеспечить получение электронных документов от налогового органа? Что для этого нужно сделать? Как понять, обеспечиваем ли мы получение электронных документов?

Если у вас есть действующий договор с оператором электронного документооборота, а также условия (компьютер с доступом в интернет), и вы направляете налоговую отчетность в электронной форме, то ваш оператор также гарантирует доставку электронных документов в ваш адрес от налогового органа.
Дополнительных действий от налогоплательщика не требуется.

Мы не направили квитанцию о приеме требования налогового органа (о представлении документов, о представлении пояснений, уведомления о вызове в налоговый орган). Что будет делать налоговый орган? «Что нам за это будет»?

В соответствии со статьей 76 НК РФ в течение 10 дней после истечения срока направления квитанции о приеме требования налоговый орган может вынести решение о приостановлении операций по счетам организации.

Мы применяем УСН, но являемся налоговым агентом по НДС. Должны ли мы представлять декларацию по НДС в электронной форме? Плательщиком НДС наша организация не является.

Если вы не являетесь плательщиком НДС, то требование представлять декларацию по НДС в электронной форме на вас не распространяется. В случае осуществления посреднических операций у вас есть обязанность представлять журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в электронном виде.

Будет ли сверяться КПП в книгах покупок и продаж? Зачастую обособленные подразделения указывают свой КПП в счетах-фактурах, а в книге покупок или продаж – указан КПП головной организации.

Несоответствие КПП в записях книг покупок и продаж при правильном сопоставлении других реквизитов записи не будет являться ошибкой.

Мы отразили в книге покупок счет-фактуру другого налогового периода, или наш покупатель не отразил счет-фактуру в книге покупок. Будет ли это являться нарушением, ведь операция у продавца и покупателя не сопоставится?

Сопоставление обязательно только для записей вашей книги покупок в случае, если НДС по счету-фактуре принимается к вычету. Если в книге покупок отражены счета-фактуры из предыдущих налоговых периодов, то они также успешно сопоставятся с записями в книге продаж предыдущих налоговых периодов.

Что необходимо сделать при получении требования о представлении пояснений?

В течении 6 дней с момента направления требования о представлении пояснений налоговым органом, необходимо направить в адрес налогового органа квитанцию о приеме документа.
Далее при детальном изучении требования следует обратить внимание на указанные в требовании коды ошибок, которые означают следующее:
код 1 - запись об операции отсутствует у контрагента (р.8 или прил. 1 к р.8 или р.11);
код 2 - несоответствие данных об операции между разделом 8 «сведения из книги покупок» или приложением 1 к разделу 8 «сведения из дополнительных листов книги покупок» и разделом 9 «сведения из книги продаж» или приложением 1 к разделу 9 «сведения из дополнительных листов книги продаж» декларации налогоплательщика (р.8 (или прил. 1 к р.8) /р.9 (или прил.1 к р.9);
код 3 - несоответствие данных об операции между разделом 10 «сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» декларации налогоплательщика (р.10 /р.11);
код 4 - возможно допущена ошибка в графах a, b [указываются номера граф, в которых допущены ошибки] (любой раздел).
В первую очередь необходимо обратить внимание на корректность заполнения реквизитов записей, по которым направлено требование о представлении пояснений: даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж). Если счет-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям такого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов.
При выявлении в представленной декларации по НДС ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате, налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с корректными сведениями.
Если же ошибка в декларации не повлияла на сумму НДС, налогоплательщик вправе как представить пояснение с указанием корректных данных, так и представить уточненную налоговую декларацию.

Необходимо ли отправлять квитанцию о приеме требования о представлении пояснений? Срок отправки квитанции о приеме данного требования?

Да. При получении требования о представлении пояснений налогоплательщик обязан передать налоговому органу квитанцию о приеме такого документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня отправки налоговым органом требования.

Срок представления пояснений в ответ на требование о представлении пояснений?

Пояснения представляются налогоплательщиком в течение пяти дней с момента передачи по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган квитанции о приеме.
Записи по счетам-фактурам, выписанным до 01.01.2015, сопоставлению не подлежат.

Можно ли представить пояснения на бумажном носителе или пояснения представляются только в электронном виде?

Пояснения могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в формализованном виде.
Пояснения в формализованном виде направляются по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в соответствии с форматом, утвержденным ФНС России.

Какая ответственность предусмотрена за непредставление пояснений в ответ на требование (за отказ в предоставлении пояснений) либо за представление пояснений с нарушением срока, установленного законодательством?

Налоговым кодексом не предусмотрена ответственность.
При этом, в случае не представления пояснения, налоговый орган вправе истребовать первичные учетные документы, подтверждающие факт совершения финансово-хозяйственной операции.

Какие нормативно-правовые акты регламентируют порядок направления требования и представления ответа (пояснений) на него?

Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок направления требования о представлении пояснений и ответа на него:
1. Пункт 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации;
2. Письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 (ред. от 07.04.2015) «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок».
3. Приказ ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)».
4. Приказ ФНС России от 15.04.2015 N ММВ-7-2/149@ «Об утверждении Порядка направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и о признании утратившими силу отдельных положений приказа Федеральной налоговой службы от 17.02.2011 N ММВ-7-2/169@».

В каких случаях представляется только пояснение в ответ на требование о представлении пояснений, а в каких случаях - уточненная налоговая декларация?

В случае выявления в представленной декларации по НДС ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате, организация обязана подать в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
Если же ошибка в декларации привела к переплате или не повлияла на сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, то уточненную декларацию организация может подать, но не обязана. В таких случаях может быть представлено пояснение к налоговой декларации.

Можно ли представить пояснения вместе с подачей уточненной налоговой декларации по НДС?

Налоговый кодекс не запрещает представление пояснений вместе с подачей уточненной налоговой декларации.

Возможен ли отказ в приеме пояснений в ответ на требование о представлении пояснений?

Только в случае нарушения формата представления в электронной форме ответа на требование о представлении пояснений.
Налоговый кодекс не предусматривает основания для отказа в приеме пояснений в случае их представления на бумажном носителе.

Предусмотрен ли факт представления пояснений в произвольной форме, а не в табличной форме согласно Приложениям?

Может ли быть продлен срок представления пояснений? В каких случаях? Каким образом можно продлить срок представления пояснений? Каким документом это должно быть оформлено?

Налоговый кодекс не предусматривает продление сроков представления пояснений.

Необходимо ли прилагать документы к ответу на требование о представлении пояснений?

Налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган копии документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

В случае если представленные пояснения устранили выявленные расхождения будет ли налоговый орган информировать об этом налогоплательщика?

Нет, Налоговым кодексом не предусмотрена обязанность налоговых органов информировать налогоплательщика об устранении расхождений.

В случае если представленные пояснения не устранили выявленные расхождения будет ли налоговый орган информировать об этом налогоплательщиков или будет выставлено повторно новое требование о представлении пояснений?

Если после представления налогоплательщиком пояснений расхождения не устранены, налоговый орган вправе направить требование о представлении документов либо провести иные мероприятия налогового контроля в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В случае направления налогоплательщиком пояснений по ТКС в ответ на требование будет ли налогоплательщик уведомлен о получении налоговым органом данных пояснений?

Пояснения считаются принятыми налоговым органом, если налогоплательщику поступило уведомление о приеме, подписанное электронной цифровой подписью налогового органа. В противном случае налогоплательщик получит уведомление об отказе в приеме, подписанное электронной цифровой подписью налогового органа.

Где официально размещена форма представления ответа на требование о представлении пояснений?

На официальном сайте Федеральной налоговой службы www..07.2013 N АС-4-2/12705 (ред. от 07.04.2015) "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок".

Каким образом заполнить ответ на требование о представлении пояснений?

Пояснения, представленные на бумажном носителе, заполняются в произвольной форме, а порядок заполнения ответа на требование о представлении пояснений в формализованном виде в ближайшее время будет размещен на официальном сайте ФНС России.

В каком формате должно быть сформировано пояснение для отправки в электронной форме по ТКС?

В XML формате.

В случае если налогоплательщику пришло требование о представлении пояснений с указанием счетов-фактур, которые, по его мнению, отражены корректно в декларации, что делать в таком случае?

По возможности провести сверку с контрагентом на предмет корректности отражения идентификационных показателей счетов-фактур в налоговой декларации покупателя и продавца и сообщить налоговому органу о корректном отражении сведений в налоговой декларации.

Если при поступлении требования о представлении пояснений налогоплательщик произвел сверку счетов-фактур с контрагентом и нарушений не установлено, надо ли отвечать на требование?

Необходимо представить в адрес налогового органа пояснения, подтверждающие отражение счета-фактуры в разделе налоговой декларации.


18.11.2016


Об утверждении перечня кодов видов операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, книге продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, а также кодов видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур
04.05.2016

В письме от 16.01.2018 № СА-4-3/480@ Федеральная налоговая служба представила подробные разъяснения по порядку применения НДС при реализации на территории РФ сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Согласно поправкам, внесенным в главу 21 НК РФ Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ, с 1 января 2018 года вводится новая категория налоговых агентов по НДС – покупатели (получатели) сырых шкур и лома (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), см. п. 8 ст. 161 НК РФ.

Покупатели сырых шкур и лома как налоговые агенты

Покупатели сырых шкур и лома не должны исполнять обязанности налоговых агентов, если продавцами выступают налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ, а также лица, не являющиеся налогоплательщиками. При этом такие продавцы обязаны в договоре, первичном учетном документе сделать соответствующую запись или проставить отметку "Без налога (НДС)".

Согласно п. 15 ст. 167 НК РФ для налоговых агентов, которые являются покупателями сырых шкур и лома, моментом определения налоговой базы в соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки сырых шкур и лома;
  • день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома.

При исчислении НДС такие налоговые агенты должны применять расчетную налоговую ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Кроме того, для покупателей сырых шкур и лома, исполняющих обязанности налоговых агентов, существенно расширен перечень оснований для заявления налоговых вычетов:

  • вычет суммы НДС, уплаченной в соответствии со ст. 173 НК РФ в качестве налоговых агентов (п. 3 ст. 171 НК РФ);
  • вычет сумм НДС, исчисленных и уплаченных в бюджет при реализации товаров в случае возврата товаров или отказа от них (п. 5 ст. 171 НК РФ);
  • вычет сумм НДС, исчисленных и уплаченных в бюджет с сумм оплаты или частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров в случае изменения условий или расторжения договора и возврата соответствующих сумм платежей (п. 5 ст. 171 НК РФ);
  • вычет сумм НДС, исчисленных с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (п. 8 ст. 171 НК РФ);
  • вычет предъявленных продавцами сумм НДС при перечислении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (п. 12 ст. 171 НК РФ);
  • вычет сумм НДС при изменении стоимости отгруженных товаров (п. 13 ст. 171 НК РФ).

При этом на них возложена обязанность по восстановлению сумм НДС, принятых к вычету:

  • при перечислении продавцу сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ);
  • при изменении стоимости отгруженных сырых шкур и лома в сторону уменьшения (пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Таким образом, сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, налоговые агенты, являющиеся покупателями сырых шкур и лома, определяют по итогам налогового периода как общую сумму налога, исчисленную в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ, увеличенную на восстановленные суммы налога и уменьшенную на суммы налоговых вычетов.

Исчисление налога производится ими совокупно в отношении всех товаров, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ, и в отношении всех операций, осуществленных налогоплательщиками-продавцами за истекший налоговый период.

Согласно п. 3.1 ст. 166 НК РФ налогоплательщики-продавцы при реализации сырых шкур и лома, а также при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров НДС не исчисляют. Исключение составляют следующие случаи:

  • при реализации товаров физическим лицам, не являющимся ИП;
  • при неправомерном проставлении в договоре, первичном учетном документе отметки "Без налога (НДС)";
  • при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика или на применение специальных налоговых режимов (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН).

При реализации сырых шкур и лома покупателям, исполняющим обязанности налоговых агентов, продавцы должны выставлять счета-фактуры без учета сумм НДС с надписью (пометкой) "НДС исчисляется налоговым агентом".

В аналогичном порядке производится выставление счетов-фактур комиссионерами (агентами), реализующими (приобретающими) сырые шкуры и лом по договору комиссии (агентскому договору).

Для того чтобы операции по реализации сырых шкур и лома были корректно и единообразно отражены в счетах-фактурах, книгах продаж и книгах покупок, журнале учета счетов-фактур и, соответственно, в налоговой декларации по НДС, ФНС России привела примеры заполнения этих документов. Причем для таких операций были введены две новые группы кодов видов операций (КВО).

Первая группа КВО предназначена для использования в книге продаж и книге покупок продавца, а также в журнале учета посредника:

  • "33" – при поступлении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома; при регистрации счетов-фактур (корректировочных счетов-фактур), выставленных при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящей поставке сырых шкур (лома) от налогового агента;
  • "34" – при отгрузке сырых шкур и лома, в том числе в счет оплаты (частичной оплаты), а также при изменении стоимости отгрузок (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения); при регистрации счетов-фактур (корректировочных счетов-фактур), выставленных (полученных) комиссионером (агентом) при отгрузке сырых шкур и лома налоговому агенту.

Вторая группа КВО – для использования в книге продаж и книге покупок покупателя:

"41" – при исчислении НДС с оплаты (частичной оплаты) ("как за продавца"); при применении вычетов сумм НДС, исчисленных при перечислении оплаты (частичной оплаты) ("как за покупателя");

  • "42" – при исчислении НДС с отгрузки и при исчислении НДС с отгрузки в случае изменении стоимости отгрузок в сторону увеличения ("как за продавца"); при применении вычетов сумм НДС, исчисленных при отгрузке, и при применении вычетов сумм НДС, исчисленных при изменении стоимости отгрузок в сторону увеличения ("как за покупателя");
  • "43" – при восстановлении НДС в случае перечисления покупателем оплаты (частичной оплаты) ("как за покупателя"); при применении вычетов сумм НДС, исчисленных с оплаты (частичной оплаты), подлежащих вычету с даты отгрузки ("как за продавца");
  • "44" – при восстановлении НДС в случае изменения стоимости отгрузок в сторону уменьшения ("как за покупателя").

Рассмотрим пошагово приведенный в письме пример.

Шаг 1. Продавец

По условиям договора продавец получает от покупателя предоплату в размере 100,00 руб. (без НДС).

Налог с полученной суммы предоплаты он не исчисляет, но выставляет покупателю счет-фактуру № 1 от 15.01.2018 (приложение № 1).

В этом "авансовом" счете-фактуре в отличие от общеустановленного порядка он указывает:

  • в графе 5 – сумму поступившей предоплаты;

Следует учитывать, что такие счета-фактуры не должны содержать иные товарные позиции, отличные от сырых шкур и лома. Выставленный счет-фактуру продавец регистрирует в книге продаж (запись с № 1 приложения № 5) с учетом некоторых особенностей:

  • в графе 2 указывается новый КВО "33";
  • в графах 13б и 17 проставляются прочерки (для электронных форматов – цифра "0").

Такая регистрационная запись вносится для фиксирования события составления счета-фактуры продавцом, а также с целью дальнейшего контроля правильности исчисления НДС покупателем.

При составлении налоговой отчетности запись книги продаж будет перенесена в раздел 9 налоговой декларации по НДС, но не будет участвовать в расчетах итоговых показателей декларации (т.е. не будет учитываться при формировании показателей разделов 3 и 7).

Шаг 2. Покупатель

Покупатель лома, перечисливший предоплату продавцу в размере 100,00 руб., получает от продавца счет-фактуру № 1 от 15.01.2018 (приложение № 1).

Поскольку моментом определения налоговой базы у покупателя является день получения предоплаты продавцом, исчисление НДС в качестве налогового агента должно производиться именно на дату получения продавцом предоплаты, а не на дату получения авансового счета-фактуры покупателем.

Для исчисления НДС в качестве налогового агента покупатель увеличивает сумму внесенной предоплаты на сумму НДС и далее исчисляет налог с применением расчетной ставки 18/118. Аналогичные рекомендации Минфин России и ФНС России представляли для случаев, когда контрактом с налогоплательщиком – иностранным лицом, оказывающим услуги на территории РФ, не предусмотрена сумма НДС, подлежащая уплате в российский бюджет (письма Минфина России от 18.12.2015 № 03-07-08/4486, от 05.06.2013 № 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 № 03-07-08/276, от 28.02.2008 № 03-07-08/47).

Таким образом, сумма НДС, исчисленная налоговым агентом, составит 18,00 руб. ((100,00 + 100,00 х 18%) х 18/118).

Авансовый счет-фактуру № 1 от 15.01.2018 (приложение № 1), предъявленный продавцом, покупатель регистрирует в книге продаж (запись № 1 приложения № 7) с указанием:

  • в графе 2 – КВО "41";
  • в графе 13б – суммы предоплаты, увеличенной на сумму НДС, т.е. 118,00 руб.;
  • в графе 14 – суммы предоплаты без НДС, т.е. 100,00 руб.;
  • в графе 17 – суммы исчисленного НДС в размере 18,00 руб.

Далее для реализации права на налоговый вычет в качестве покупателя, перечислившего сумму предоплаты продавцу, покупатель регистрирует полученный авансовый счет-фактуру № 1 от 15.01.2018 (приложение № 1) в книге покупок (запись № 1 приложения № 8), указывая:

  • в графе 2 – КВО "41";

Таким образом, по операции перечисления предварительной оплаты продавцу у налогового агента обязательств перед бюджетом не возникает. При составлении налоговой отчетности записи книги покупок и книги продаж буду перенесены в разделы 8 и 9 налоговой декларации по НДС покупателя. При этом записи раздела 8 не будут участвовать в расчетах итоговых показателей декларации (т.е. не будут учитываться при формировании показателей раздела 3).

Шаг 3. Продавец

Продавец отгружает в счет ранее полученной предоплаты лом на сумму 200,00 руб. (без НДС).

При отгрузке продавец не исчисляет НДС, но выставляет покупателю счет-фактуру № 2 от 20.01.2018 (приложение № 2), в котором указывает:

  • в графе 5 – стоимость отгруженного лома (без НДС), т.е. 200,00 руб.;
  • в графе 7 – надпись "НДС исчисляется налоговым агентом";
  • в графах 8 и 9 – прочерки (в электронном счете-фактуре будет проставлена цифра "0").

Этот выставленный счет-фактуру № 2 от 20.01.2018 (приложение № 2) продавец регистрирует в книге продаж (запись № 2 приложения № 5), указывая:

  • в графе 2 – КВО "34";
  • в графах 13б и 17 – прочерки (для электронных форматов – цифра "0").

Такая регистрационная запись также вносится для фиксирования события отгрузки и контроля действий покупателя. Регистрационная запись также будет перенесена из книги продаж в раздел 9 налоговой декларации по НДС продавца, но не будет участвовать в расчетах итоговых показателей декларации (т.е. не будет учитываться при формировании показателей разделов 3 и 7).

Шаг 4. Покупатель

Покупатель принимает к учету поступивший лом и получает от продавца счет-фактуру № 2 от 20.01.2018 (приложение № 2).

Для исчисления НДС с отгрузки в качестве налогового агента покупатель увеличивает стоимость лома на сумму НДС и далее исчисляет налог с применением расчетной ставки 18/118.

Таким образом, сумма исчисленного НДС составит 36,00 руб. ((200,00 + 200,00 х 18%) х 18/118). Следует учитывать, что моментом определения налоговой базы у покупателя будет день отгрузки лома продавцом, а не день принятия к учету приобретенного лома и получения счета-фактуры на отгрузку.

Для отражения операции исчисления НДС с отгрузки покупатель регистрирует полученный от продавца счет-фактуру № 2 от 20.01.2018 (приложение № 2) в книге продаж (запись № 2 приложения № 7), указывая:

  • в графе 2 – КВО "42";
  • в графе 13б – стоимость приобретенного лома, увеличенную на сумму НДС, т.е. 236,00 руб.;
  • в графе 14 – стоимость лома без НДС, т.е. 200,00 руб.;
  • в графе 17 – сумму НДС, принимаемую к налоговому вычету, в размере 36,00 руб.

Покупатель, исчисливший при приобретении лома сумму НДС в качестве налогового агента, имеет право на налоговый вычет, для чего он регистрирует счет-фактуру продавца № 2 от 20.01.2018 (приложение № 2) в книге покупок (запись № 2 приложения № 8), указывая:

  • в графе 2 – КВО "42";
  • в графе 15 – стоимость лома с НДС, т.е. 236,00 руб.;
  • в графе 16 – сумму НДС, заявляемую к налоговому вычету, т.е. 36,00 руб.

Отражая налоговый вычет по приобретенному лому, покупатель должен восстановить сумму НДС, ранее заявленную к налоговому вычету с перечисленной суммы предоплаты. Для этого он регистрирует "авансовый" счет-фактуру № 1 от 15.08.2017 (приложение № 1) в книге продаж (запись № 3 приложения № 7), указывая:

  • в графе 2 – КВО "43";
  • в графе 13б – сумму предоплаты, увеличенную на сумму НДС, т.е. 118,00 руб.;
  • в графе 14 – сумму предоплаты без НДС, т.е. 100,00 руб.;
  • в графе 17 – восстановленную сумму НДС в размере 18,00 руб.

Поскольку продавец после отгрузки товаров в счет ранее полученной предоплаты имеет право на налоговый вычет суммы НДС, исчисленной с предоплаты, то и покупатель, который при исполнении обязанности налогового агента исчислял НДС с предоплаты за продавца, после отгрузки товаров имеет право на налоговый вычет.

Для заявления налогового вычета суммы НДС, исчисленной с предоплаты за продавца, покупатель регистрирует "авансовый" счет-фактуру № 1 от 15.01.2018 (приложение № 1) в книге покупок (запись № 3 приложения № 8), указывая:

  • в графе 2 – КВО "43";
  • в графе 15 – сумму предоплаты, увеличенную на сумму НДС, т.е. 118,00 руб.;
  • в графе 16 – сумму НДС, заявляемую к налоговому вычету, т.е. 18,00 руб.

Таким образом, сумма НДС, которую покупателю следует уплатить в бюджет в качестве налогового агента, составит 0 руб.

В разделе 2 по строке 060 налоговый агент и отразит итоговую нулевую сумму налога.

Очевидно, что если обязанности налогового агента будет исполнять покупатель, являющийся неплательщиком НДС или лицом, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ, то он будет вправе производить налоговый вычет НДС за налогоплательщика-продавца, но не будет иметь право заявлять налоговый вычет за себя. В этом случае сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в качестве налогового агента, составит 36 руб.

Аналогичным образом будет применяться НДС, если будет увеличена стоимость отгруженного лома. В этом случае продавец выставит корректировочный счет-фактуру № 3 от 25.01.2018 (приложение № 3) и зарегистрирует его в книге продаж с КВО "34" (запись № 3 приложения № 5).

Покупатель зарегистрирует полученный корректировочный счет-фактуру № 3 от 25.01.2018 (приложение № 3):

  • в книге продаж с КВО "42" (запись № 4 приложения № 7) – для исчисления суммы НДС за продавца в связи с увеличением стоимости отгруженного лома;
  • в книге покупок с КВО "42" (запись № 4 приложения № 8) – для заявления налогового вычета суммы НДС в качестве покупателя в связи с увеличением стоимости лома.
НАЧИСЛЕННАЯ СУММА НДС НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ

18,00 руб. – НДС с предоплаты (за продавца)

36,00 руб. – НДС с отгрузки лома (за продавца)

18,00 руб. – НДС, принятый к вычету после перечисления предоплаты и восстановленный после поступления лома (за себя)

5,40 руб. – НДС при увеличении стоимости приобретенного лома (за продавца)

ИТОГО: 77,40 руб.

18,00 руб. – НДС с перечисленной суммы предоплаты (за себя)

36,00 руб. – НДС с приобретенного лома (за себя)

18,00 руб. – НДС с предоплаты после отгрузки товаров (за продавца)

5,40 руб. – НДС при увеличении стоимости приобретенного лома (за себя)

ИТОГО: 77,40 руб.

ИТОГО К УПЛАТЕ В БЮДЖЕТ: 0 руб.

Также будет применяться НДС при уменьшении стоимости отгруженного лома.

В этом случае продавец выставит корректировочный счет-фактуру № 4 от 30.01.2018 (приложение № 4) и зарегистрирует его в книге покупок с КВО "34" (запись № 1 приложения № 6), указав в графе 9 «Наименование продавца» и графе 10 «ИНН/КПП продавца» сведения о покупателе. А покупатель зарегистрирует полученный корректировочный счет-фактуру № 4 от 30.01.2018 (приложение № 4):

  • в книге продаж с КВО "44" (запись № 5 приложения № 7) – для восстановления ранее принятой к вычету суммы НДС при приобретении лома в связи с уменьшением его стоимости;
  • в книге покупок с КВО "44" (запись № 5 приложения № 8) – для заявления налогового вычета суммы НДС в связи с уменьшением стоимости лома за продавца.

В письме приводится также пример заполнения журнала учета счетов-фактур посредниками, реализующими или приобретающими сырые шкуры и лом (приложение № 9). Примечательно, что в этих случаях в журнале учета применяются КВО «33» и КВО «34», а в графах 14 и 15 части 1 и части 2 проставляются прочерки (для электронных форматов – цифра "0").

В завершение необходимо отметить, что в письме отсутствуют разъяснения по применению НДС в «переходном периоде», например, когда предоплата под отгрузку сырых шкур и лома была произведена до 01.01.2018, а сама отгрузка после 01.01.2018.

Для такой ситуации правомерным представляется следующий подход.

Если предоплата поступала под облагаемую НДС операцию (например, под реализацию сырых шкур), то продавец, исчисливший с предоплаты сумму НДС, вправе заявить ее к налоговому вычету после отгрузки. При этом НДС с отгрузки сырых шкур в 2018 году уже будет исчислять налоговый агент.

Если предоплата поступала под операцию, не подлежащую обложению НДС (под реализацию лома, освобожденную до 01.01.2018 от налогообложения согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ), то обязанность по исчислению НДС возникнет уже у налогового агента в 2018 г. с отгрузки лома.

И еще один важный нюанс. Если отгрузка сырых шкур и лома производилась до 01.01.2018, а изменение стоимости отгрузки произойдет уже в 2018 году, то начисление НДС и заявление налоговых вычетов стороны договора будут производить в том порядке, который они применяли на момент отгрузки, т.е. до 01.01.2018.

С 1 января 2018 года, когда вступят в силу внесенные Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ изменения в ст. 170 НК РФ о порядке ведения раздельного учета по НДС

Если компания осуществляет деятельность одновременно и облагаемую, и не облагаемую НДС, предъявляемым поставщиками, то в ее обязанности входит ведение раздельного учета по этому налогу. Порядок ведения такого учета изложен в п. 4 и п. 4.1 ст. 170 НК РФ. О принципах формирования раздельного учета по НДС и изменениях с 2018 года, связанных с ним, расскажем в сегодняшней статье.

Что изменится с 2018 года?

Напомним, что пока согласно действующему законодательству, если суммы затрат по не облагаемым НДС операциям в одном периоде не превысили так называемое «правило 5%» (то есть 5-ти процентный порог), то вести раздельный учет по НДС необязательно.

Порядок изменится с 1 января 2018 года, когда вступят в силу внесенные Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ изменения в ст. 170 НК РФ.

Согласно нововведениям раздельный учет по НДС придется вести, даже если в конкретном налоговом периоде (для НДС - это квартал) соблюдено «правило 5%».

Право принимать к вычету в эти периоды всю сумму налога при этом сохранится.

Кроме того, с введением новых положений в налоговом законодательстве появится формулировка - «правило 5%» не применяется при использовании товара исключительно в не облагаемых НДС операциях. На текущий момент данное условие также выполняется, но его правомерность подкреплена только разъяснениями чиновников ведомств и судей ВС РФ.

Когда требуется раздельный учет по НДС?

Весьма распространенное явление, с которым сталкиваются и юрлица, и ИП в ходе своей деятельности - это потребность производить операции, как облагаемые НДС, так и не облагаемые им в рамках законодательства. Кроме того хозяйствующие субъекты вправе применять одновременно несколько налоговых режимов (например, ОСН и ЕНВД или ОСН и патент). Специфика такой деятельности приводит к необходимости вести раздельный учет по НДС.

Без раздельного учета в описанных ситуациях невозможно ни учесть входной НДС в отношении облагаемых налогом операций, ни включить суммы в стоимость продукции для расчета налога на прибыль организации (в освобожденных от НДС операциях).

Законодательством не предусмотрена какая-либо определенная методика ведения раздельного учета по НДС, поэтому налогоплательщики вправе разработать и использовать собственные утвержденные локальными правовыми актами нормативы. При этом важно соблюсти условие - применяемая методика не должна мешать точному определению видов операций, к которым относится та или иная сумма входного НДС.

Программа «Бухсофт: Предприятие» обеспечит автоматизированный налоговый учет в вашей организации, охватывающий все участки бухгалтерской деятельности - от заполнения журналов операций до формирования декларации по НДС.

Принципы ведения раздельного учета НДС

Изучая принципы организации раздельного учета по НДС, стоит отталкиваться от того, в одном или нескольких видах деятельности он будет применен.

  • В одном виде деятельности

Приобретая товары и услуги, которые будут в полном объеме использованы в деятельности, облагаемой НДС, сложностей в ведении налогового учета у налогоплательщика не будет. Предъявленный поставщиком налог покупатель полностью примет к вычету, согласно п. 1 ст. 172 и п. 4 ст. 170 НК РФ.

В случаях, когда приобретенные товары и услуги будут целиком использованы в деятельности, не облагаемой НДС, всю сумму налога нужно отнести к увеличению стоимости этих товаров и услуг.

  • В нескольких видах деятельности

Если приобретенные товары, работы, услуги, а также основные средства, нематериальные активы и имущественные права будут использованы в деятельности, как облагаемой НДС, так освобожденной от налога (или облагаемой по ставке 0%), раздельный учет по НДС должен быть осуществлен по специальной методике.

Часть предъявленного поставщиком НДС используется как вычет, другая часть налога направляется на увеличение стоимости приобретения.

Чтобы понять какую сумму налога и куда отнести, высчитывается пропорция, согласно абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ

«принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 настоящей статьи».

При этом в книгу покупок следует внести запись о полученном счете-фактуре только в той части, которая пойдет на вычет.

Новый порядок исчисления ндс при реализации лома, сырых шкур и алюминия вторичного

НДС уплачивает покупатель

С 1 января 2018 г. реализация лома облагается НДС, т. е. пп. 25 п.2 ст.149 НК РФ, устанавливающий освобождение от налога утрачивает силу (Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

Но уплачивать НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а так же сырых шкур животных будут покупатели (за исключением физических лиц, не являющихся ИП). Новый пункт 8 статьи 161 НК РФ возлагает на них обязанности налогового агента по НДС (п.8 ст.161 НК РФ введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

В целях НК РФ (п.8 ст.161 НК РФ): сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке; алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.

Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика НДС. Т. е., организации и ИП, применяющие спецрежимы или освобожденные от НДС в соответствии со ст.145 или 145.1 НК РФ не освобождаются от обязанностей налогового агента.

Но, обратите внимание, обязанности налогового агента возникнут у покупателя только в том случае, если он приобретает лом, алюминий или шкуры у плательщиков НДС (п.8 ст.161 НК РФ).

Т. е., например, если пункт приема вторсырья приобретает лом у физических лиц, НДС такой организации платить не придется. Обязанности налогового агента по НДС у нее не возникают. Или завод, приобретает лом у неплательщиков НДС, например, у организаций или ИП, применяющих УСН или освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст.145 и 145.1 НК РФ. НДС по такой операции завод не уплачивает.

Чтобы покупатель лома знал, что приобретает товар у неплательщика НДС, продавцы должны сделать запись в договоре и в первичном учетном документе «Без налога (НДС)» или проставить такую отметку (абз. 6 п.8 ст.161 НК РФ).

Четыре исключения из правил, когда НДС придется исчислить продавцу

Если поставщик обманет покупателя, т. е. будет установлено, что продавец безосновательно проставил отметку в договоре и первичном документе об отсутствии НДС, то именно продавцу, а не покупателю придется уплатить в бюджет НДС (абз. 7 п.8 ст.161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.)).рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Также продавцу придется самостоятельно исчислить НДС, если при реализации лома он был освобожден от исполнения обязанностей плательщика НДС или применял спецрежим (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН), но потерял на это право «задним числом». Т. е., такие налогоплательщики исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации лома, начиная с периода, в котором они перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов (абз.8 п.8 ст.161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ с 01.01.2018 г.). рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Например, организация на УСН продала лом 12.04.2018 года (с отметкой «Без налога (НДС)). Но во 2-м квартале доходы с начала года превысили максимальную величину для применения УСН, например, это произошло 20.06.2018 г. и она потеряла право на применение этого спецрежима с 01.04.2018 г. (п.4 ст.346.13 НК РФ). С 20.06.2018 г. организация стала выставлять своим покупателям счета-фактуры с НДС и внесла соответствующие изменения в ранее выставленные договоры. Соответственно она должна исчислить НДС по лому, отгруженному во 2-м квартале 2018 г. за период с 01.04.2018 г. до 20.06.2018 г., в нашем примере, по лому, отгруженному 12.04.2018 г. рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Кроме того, НДС должен быть исчислен и предъявлен покупателю продавцом, если лом приобретает физическое лицо, не являющееся ИП (такие ситуации, по мнению автора редкость) (п. 3.1 ст. 166, п.1 ст.168 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.)рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

При реализации лома на экспорт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Как оформляет реализацию лома продавец?

Несмотря на то, что при приобретении лома у плательщиков НДС покупатели должны исполнять обязанности налогового агента по НДС, нормы НК РФ не освобождают продавцов от выставления счетов-фактур. Но в тех случаях, когда НДС должен уплатить налоговый агент, продавец обязан при реализации налогоплательщиками лома, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров выставить счета-фактуры, в т. ч. корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога. При этом, в счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (п.5 ст.168 НК РФ). НДС по таким операциям продавец не исчисляет (п.4 ст.173 НК РФ).

По общему правилу, в расчетных и первичных документах, а также в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой (п.4 ст.168 НК РФ). Однако учитывая, что данный налог продавец не предъявляет покупателю и даже не должен его исчислять (п.3.1 ст.166 НК РФ с 01.01.2018 г.) по мнению автора, в первичных документах, которыми сопровождается передача лома покупателю, следует сделать такую же отметку, что и в счете-фактуре, т. е. указать суммы без НДС и сделать отметку «НДС исчисляется налоговым агентом».

Как такие счета-фактуры будет регистрировать продавец и покупатель, являющийся налоговым агентом по НДС пока неясно. В Правила ведения книги продаж и книги покупок, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 по всей видимости будут внесены изменения.

Порядок исчисления НДС покупателем-налоговым агентом

Налоговый агент, приобретающий лом, определяет налоговую базу, исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ (т. е., исходя из договорной стоимости), с учетом налога (п.8 ст.161 НК РФ). Ставка НДС 18/118 применяется к налоговой базе, включающей сумму НДС (п.4 ст. 164 НК РФ). Т. е., если в договоре указана стоимость лома 118 руб., в т. ч. НДС, налоговая база будет равна 118 руб. Если же в договоре указана стоимость лома без НДС, например, 100 руб. без учета НДС (НДС уплачивается налоговым агентом), то налоговая база будет равна также 118 руб. (100 руб. + НДС (18 руб.)).

Учитывая, что налоговые агенты обязаны удержать исчисленный налог из денежных средств, перечисляемых налогоплательщику (пп.1 п.3 ст.24 НК РФ), а продавцы должны выставить счета-фактуры на суммы без учета НДС, можно сказать, что в любом случае продавец должен получить оплату за лом (в т. ч. предоплату) без НДС.

Момент определения налоговой базы у налоговых агентов, приобретающих лом у плательщиков НДС, определяется в порядке, установленном п. 1 ст.167 НК РФ (п.15 ст.167 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.), т. е. налог исчисляется на одну из наиболее ранних дат:

  • на день отгрузки;
  • на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.

Полагаем, что в случае перечисления предоплаты, порядок исчисления НДС у налоговых агентов, указанных в п.8 ст.161 НК РФ будет аналогичен порядку, применяемому в настоящее время налоговыми агентами, указанными в п.5 ст.161 НК РФ. Такие налоговые агенты также должны определять налоговую базу по НДС в соответствии с п. 1 ст.167 НК РФ. Т. е. в случае, если моментом определения налоговой базы у налогового агента является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров, то на день отгрузки товаров в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы (п.14 ст.167 НК РФ). При этом НДС, исчисленный при перечислении предоплаты налоговый агент вправе принять к вычету на дату отгрузки лома (п.8 ст.171 и п. 6 ст.172 НК РФ).

Несмотря на то, что такой порядок прямо не прописан в НК РФ, порядок заполнения раздела 2 декларации по НДС, содержит именно такие предписания для налоговых агентов, определяющих налоговую базу по НДС в соответствии с п.1 ст.167 НК РФ (п. 37.8 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@). Аналогичный вывод следует из п. 4.1 ст.173 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г., в котором указано, что налоговые агенты вправе принять к вычету НДС, указанный в п.8 ст.171 НК РФ (исчисленный налогоплательщиками с предоплаты).

Иными словами, по нашему мнению, в случае перечисления продавцу аванса в счет поставки лома, порядок исчисления НДС для налоговых агентов, приобретающих лом, будет такой:

  1. При перечислении продавцу аванса налоговый агент исчисляет НДС с аванса. Например, налоговый агент перечисляет продавцу 100 руб., а 18 руб. (100 *18%) НДС начисляет в бюджет (налоговая база у налогового агента = 118 руб., ставка 18/118).
  2. При отгрузке лома на сумму 118 руб., в т. ч. НДС или на 100 руб. без учета НДС, налоговый агент начисляет НДС 18 руб. (118 руб. *18/118) по приобретенному лому и 18 руб. НДС, исчисленные при перечислении предоплаты, принимает к вычету.

Если покупатель не перечисляет предоплату поставщику лома, то налоговая база у налогового агента возникнет на дату отгрузки лома (пп.1 п.1 ст.167 НК РФ), т. е. именно на эту дату налоговый агент должен будет исчислить НДС, независимо от факта перечисления оплаты поставщику (т. е. фактически НДС будет удержан у поставщика (не будет перечислен поставщику) при перечислении ему оплаты (поставщику перечисляют оплату без НДС)).

Также нормами НК РФ предусмотрены особенности исчисления НДС налоговыми агентами при возврате лома и в случаях изменения его стоимости (п.10 ст.154, п.5 ст.171 НК РФ).

Новым пунктом 4.1 ст.173 НК РФ установлен порядок определения суммы НДС, которую налоговый агент, указанный в п. 8 ст. 161 НК РФ должен уплатить в бюджет по итогам квартала. Налоговый агент определяет сумму налога, исчисленную на дату перечисления предоплаты и на дату отгрузки лома, увеличивает ее на сумму НДС, подлежащую восстановлению в соответствии с пп. 3 и 4 п. 3 ст.170 НК РФ и уменьшает на сумму вычетов предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ с учетом особенностей вычетов НДС при экспорте товаров.

НДС, исчисленный налоговым агентом при приобретении лома, может быть принят им к вычету, если налоговый агент является плательщиком НДС и лом приобретен для облагаемых НДС операций (п.3 ст.171 НК РФ). Кроме того, если налоговый агент является плательщиком НДС, он может принять к вычету НДС, исчисленный им при перечислении аванса в счет поставки лома (как НДС, предъявленный покупателю при перечислении аванса) (п.12 ст.171 НК РФ), правда в этом случае так же как и при принятии к вычету НДС по «обычному» авансу, перечисленному поставщику, налоговому агенту придется восстановить НДС, ранее принятый к вычету при перечислении аванса в периоде возникновении права на вычет НДС по приобретенному лому (пп.3 п.3 ст.170 НК РФ).

Также налоговый агент имеет право на вычет исчисленного НДС в случае, если ему пришлось вернуть лом продавцу или продавец вернул ему предоплату при расторжении или изменении условий договора (п.5 ст.171 НК РФ).

Для наглядности приведем пример, как по мнению автора, в бухгалтерском учете у покупателя-плательщика НДС и у продавца будут отражены операции по перечислению частичной предоплаты и по приобретению лома.

У покупателя:

  • Дт 60 Кт 51 - выдан 50% аванс 50 руб.
  • Дт 76.НА Кт 68 - начислен НДС с аванса 9 руб. ((50 +50*18%)*18/118)
  • Дт 68 Кт 76.ВА - вычет НДС по выданным авансам 9 руб.
  • Дт 41 Кт 60 - принят к учету товар 100 руб.
  • Дт 76.НА Кт 68 - начислен НДС с отгрузки лома - 18 руб. ((100 +100*18%)*18/118)
  • Дт 68 Кт 76.НА - вычет НДС, исчисленного при перечислении аванса - 9 руб.
  • Дт 68 Кт 76.НА - вычет НДС, по приобретенному лому 18 руб.
  • Дт 76.ВА Кт 68 - восстановление НДС, ранее принятого к вычету по выданным авансам 9 руб.

У Продавца:

  • Дт 51 Кт 62 - получен аванс 50 руб.
  • Дт 62 Кт 90 - отражена реализация лома 100 руб.

Налоговые агенты, НЕ являющиеся плательщиками НДС, как уже говорилось, по мнению автора, могут принять к вычету НДС, исчисленный ими как налоговыми агентами при перечислении предоплаты в счет поставки лома на дату отгрузки лома (п.8 ст.171 НК РФ). Кроме того, п.13 ст.171 НК РФ не уточняет, что такой вычет могут применять только налогоплательщики НДС. Поэтому, по мнению автора, покупатели-неплательщики НДС также вправе принять к вычету НДС с разницы, на которую уменьшилась стоимость приобретенного лома (ведь при уменьшении стоимости приобретенного лома в случаях, когда продавец должен выставить покупателю корректировочный счет-фактуру, получается, что налоговый агент переплатил НДС с «первоначальной» стоимости лома и должен скорректировать сумму исчисленного НДС путем принятия к вычету НДС с разницы, на которую уменьшилась стоимость).

Вычеты НДС, предусмотренные п.3, п.5 и п.12 ст.171 могут применить только налогоплательщики. Это прямо указано в данных нормах.

Если организация или ИП применяет УСН с объектом «доходы-расходы», суммы оплаченного НДС по приобретенному лому такой покупатель может учесть в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16, ст. 346.17 НК РФ). Но, если стоимость приобретенного лома не учитывается в целях налогообложения, то и в сумму НДС, исчисленную налоговым агентом-неплательщиком НДС в расходах учесть нельзя.

Также отметим, что для налоговых агентов, не являющихся плательщиками НДС, основания для восстановления ранее принятого НДС не предусмотрены (поскольку такие агенты не являясь плательщиками НДС и не вправе принимать к вычету НДС, восстановление которого предусмотрено пп.3 и пп.4 п.3 ст.170 НК РФ. Иными словами, поскольку НДС к вычету не принимался, то и восстанавливать нечего).

Таким образом, налоговые агенты исчисляют НДС по итогам квартала с учетом возможных вычетов по таким операциям и суммы НДС, подлежащей восстановлению. Они обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом) (п.5 ст.174 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.). Уплата исчисленного налога за истекший квартал производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом (п.1 ст.174 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.).

Полагаем, что в форму декларации по НДС внесут соответствующие изменения и она будет содержать специальные строки для отражения НДС, исчисляемого налоговыми агентами, приобретающими лом, алюминий вторичный и сырые шкуры животных. Ныне действующая форма декларации таких строк не содержит.

Хотим предупредить, что нормы НК РФ не дают однозначного ответа на многие вопросы исчисления НДС с 1 января 2018 года. Автор высказал лишь свою точку зрения, к которой следует относится как к экспертной позиции. И, не исключено, что у Минфина РФ и ФНС РФ может быть иное мнение по данным вопросам. Официальные разъяснения пока отсутствуют.

Учет ндс при получении бюджетных инвестиций и субсидий из бюджета

С 1 января 2018 г. вносятся изменения в ст.170 НК РФ, касающиеся учета НДС при получении бюджетных инвестиций и субсидий из бюджета.

Так, в новом п. 2.1. ст 170 НК РФ будет установлено, что в случае приобретения товаров (работ, услуг) за счет полученных субсидий и (или) бюджетных инвестиций, НДС, предъявленный поставщиками товаров (работ, услуг) или уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ вычету не подлежит. (п.2.1 ст.170 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

Сумма налога учитывается в расходах при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что расходы на приобретение самих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию). При этом, налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций. При невыполнении данного требования НДС в расходах учитывать нельзя.

Это правило применяется также при проведении капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет бюджетных субсидий и (или) бюджетных инвестиций с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.

Если же товары (работы, услуги) сначала приобретаются налогоплательщиком, и только потом он получает субсидию или бюджетные инвестиции на возмещение затрат, то ранее принятый к вычету НДС необходимо восстановить при получении денежных средств (пп.6 п.3 ст.170 НК РФ). Требование о восстановлении НДС при получении субсидий на возмещение затрат содержалось в пп.6 п.3 ст.170 НК РФ и до 01.01.2018 г.. При этом восстанавливать НДС при получении бюджетных инвестиций не требовалось.

С 1 января 2018 г. также будет уточнено, что НДС необходимо восстановить независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат. Определен порядок восстановления НДС при частичном возмещении затрат за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

В такой ситуации налогоплательщику необходимо рассчитать долю налога, подлежащего восстановлению. Она определяется, исходя из стоимости товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога.

Новый порядок применения «правила 5%»

Если налогоплательщик осуществляет облагаемую и необлагаемую НДС деятельность, он должен вести раздельный учет входного НДС в порядке, установленном п.4 ст.170 НК РФ. НДС, относящийся исключительно к облагаемым операциям - принимается к вычету.

НДС, относящийся исключительно к НЕоблагаемым операциям (назовем их прямыми расходами) - включается в стоимость приобретений, т. е. учитывается в расходах. А, по тем товарам (работам, услугам) и имущественным правам, которые будут участвовать одновременно и в облагаемой и в освобожденной от НДС деятельности, входной НДС (назовем его «общехозяйственным» НДС) нужно распределить. Часть налога включается в их стоимость (и соответственно учитывается в расходах), а другая часть (относящаяся к облагаемым операциям) принимается к вычету. Для этого рассчитывают соответствующую пропорцию.

Но в настоящее время п.4 ст.170 содержит, так называемое, «правило 5%», которое формально позволяет налогоплательщику не вести раздельный учет и принять к вычету всю сумму НДС, если доля расходов на необлагаемые операции в общей сумме расходов за квартал не превышает 5%. Однако, с учетом последней судебной практики и разъяснений Минфина РФ «правило 5%» может применяться только в отношении «общехозяйственных» вычетов, т. е. вычетов НДС, которые должны распределяться в пропорции между облагаемой и необлагаемой деятельностью.

Вычет НДС по товарам (работам, услугам), относящимся исключительно к необлагаемым операциям не может быть принят к вычету, даже при соблюдении «правила 5%» (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015, п. 12 Письма ФНС России от 23.12.2016 N СА-4-7/24825@, Письмо Минфина России от 05.10.2017 N 03-07-11/65098).

С 1 января 2018 года данная позиция будет официально закреплена в п.4 ст.170 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Т. е. при соблюдении «правила 5%» налогоплательщик сможет принять к вычету всю сумму «общехозяйственного» НДС, а по товарам (работам, услугам), относящимся исключительно к облагаемым или исключительно необлагаемым операциям придется вести раздельный учет входного НДС.

Как видим, изменений по НДС немало. Причем, некоторые поправки, внесенные в главу 21 НК РФ, влекут за собой необходимость изменения формы декларации по НДС и правил ее заполнения, а это прибавит работы даже тем налогоплательщикам, которых нововведения не касаются. И это еще не все...С 1 января 2018 г. существенные поправки по НДС ждут организации и ИП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Но об этом в следующей статье «Экспортный» НДС. Изменения с 1 января 2018 года».

В 2019 году раздельный учет должны вести организации, которые проводят операции как облагаемые, так и необлагаемые налогом на добавленную стоимость (ст. 170 НК РФ). Используя правило 5 процентов по НДС, компания сможет принять в вычету входной НДС полностью по расходам, которые относятся одновременно к облагаемым и необлагаемым НДС операциям. Как рассчитать 5 процентов при раздельном учете, читайте в нашей статье.

Как вести раздельный учет по НДС в 2019 году

Организация может совершать операции, облагаемые и необлагаемые НДС. В этом случае необходимо вести раздельный учет. Цель такого учета - правильно рассчитать НДС к уплате в бюджет. Так как принять к вычету входной НДС можно только в части облагаемых НДС операций. По необлагаемым операциям, входной НДС нужно включить в стоимость имущества (работ, услуг). Пример расчета по правилу 5 процентов вы найдете ниже в статье или сразу скачайте файл с примером.

В налоговом кодексе не прописана методика ведения раздельного учета в компании, поэтому ведите учет в любом порядке, который позволит разграничить операции по НДС. Например, учет облагаемых и необлагаемых операций по НДС можно вести на субсчетах, специально открытых к счетам реализации. Пример учетной политики в части ведения раздельного учета можно посмотреть здесь:

Обязанность вести раздельный учет обоснована тем, что по таким операциям НДС нужно учитывать по-разному. Входной НДС по товарам (работам, услугам), которые используются для облагаемых операций, принимается к вычету. Входной НДС по товарам (работам, услугам), которые используются для необлагаемых операции, нужно включить в стоимость приобретенного товара (работ, услуг). Кроме того, существует третья категория, если организация одновременно совершает как облагаемые, так и необлагаемые операции по товару (работам, услугам), то такой НДС нужно распределять.

Правило 5 процентов по НДС: пример расчета в 2019 году

Не распределять НДС можно только в том случае, если за квартал доля расходов на покупку, производство или продажу объектов, освобожденных от НДС, не превышает 5 процентов. Это и называется правилом 5 процентов. Если данное правило соблюдается, то входной НДС можно полностью принять к вычету, не распределяя.

Данное правило применяется только для тех покупок, которые предназначены одновременно для облагаемых и необлагаемых операций по НДС. Если имущество приобретается сразу для необлагаемых НДС операций, то входной налог принять к вычету нельзя, даже если доля расходов по необлагаемым операциям меньше 5 процентов от совокупных расходов. Такую сумму налога включите в стоимость покупки.

Важно! Правило 5 процентов не освобождает организацию от ведения раздельного учета, лимит в 5 процентов дает лишь право принимать к вычету весь входной НДС, не распределяя. Вести раздельный учет организация должна независимо от того, какой процент составляет доля расходов на приобретение, производство или реализацию, освобожденных от НДС.

Долю расходов определите по формуле:

Разберем на примере правило 5 процентов по НДС:

У компания ООО «Омега» есть операции облагаемые и необлагаемые по НДС.

Прямые расходы компании на облагаемые операции за 3 квартал составляют 20 000 000 руб., на необлагаемые - 700 000 руб. Общехозяйственные расходы составляют 3 500 000 руб. Согласно учетной политике компания распределяет общехозяйственные расходы пропорционально выручке от облагаемых и необлагаемых сделок. Выручка от облагаемых операций равна 21 000 000 руб., от необлагаемых - 970 000 руб.

Общехозяйственные расходы, относящиеся к необлагаемым операциям, равны 154 528,90 руб. (3 500 000. х (970 000: (21 000 000 + 970 000))).

Доля расходов на необлагаемые сделки составляет 3,5 процента ((700 000 + 154 528,90) : (20 000 000 + 700 000 + 3 500 000)). Так как этот показатель не превышает 5 процентов, компания вправе принять к вычету весь входной НДС, предъявленный поставщиками, за 3 квартал.

Раздельный учет НДС: безвозмездная передача

Компании часто осуществляют операции по безвозмездной передаче имущества. Нужно ли в данном случае вести раздельный учет по НДС?

Безвозмездная передача признается реализацией. Поэтому с нее нужно начислить НДС. Значит, в общем случае, раздельный учет по таким операциям вести не нужно, так как НДС начисляется в общем порядке.

Однако, в некоторых случаях безвозмездная передача НДС не облагается:

В таком случае, раздельный учет ведите.

Раздельный учет НДС: при экспорте

Нужно ли вести раздельный учет зависит от того, какие товары экспортирует организация. Если реализуете несырьевые товары, то входной НДС приминайте в обычном порядке при соблюдении всех условий.

Если организация реализует сырьевые товары как на экспорт, так и внутри России, то необходимо вести раздельный учет. Это связано с тем, что
предъявленный поставщиками НДС, который относится к сырьевым товарам, реализованным на экспорт, принимается к вычету на дату, когда определили налоговую базу по экспортной операции. Если такой налог по ошибке принят к вычету раньше срока, то его необходимо восстановить.

Раздельный учет НДС при наличии операций НДС 0%

Раздельный учет входного НДС предусмотрен НК РФ только в случае, когда организация проводит операции, как облагаемые НДС, так и освобождаемые от этого налога. Ставка 0% не является освобождением от налога.

Однако, и в этой ситуации организации нужно вести раздельный учет. Это связано с тем, что порядок принятия НДС к вычету по операциям, облагаемым по ставке 18% и по операциям, облагаемым по ставке 0%, различен. Так, по товарам (работам, услугам), использованным для реализации, облагаемой по ставке 18 процентов, принимается к вычету в момент принятия активов к учету. НДС по товарам (работам, услугам), использованным для операции, облагаемой по ставке 0 процентов, принимается к вычету последний день квартала, в котором собран пакет документов, подтверждающих правомерность использования нулевой ставки НДС. Входной НДС, принятый к вычету раньше указанного срока, восстанавливается