Реализация программы импортозамещения предприятия в условиях санкций. Импортозамещение

Импортозамещение - замещение импорта товарами, произведёнными отечественными производителями, то есть внутри страны. Для замещения импорта национальными товарами могут быть использованы таможенно-тарифное (пошлины) и нетарифное (квоты, лицензирование ввоза) регулирования, а также субсидирование производств внутри страны и прямой запрет на ввоз определённых товаров из-за границы.

Оценивая ситуацию в России ряд исследователей отмечают что для устранение кризисных явлений в России со стороны государства было бы целесообразно стимулировать импортозамещение, так как оно может стать фактором выхода из кризиса.

История импортозамещения

Значительное импортозамещение наблюдалось в России после сильной девальвации рубля, произошедшей в 1998 году. В 1998 году объём импорта в Россию сократился на 20 % (до $74 млрд.), в 1999 году - ещё на 28 % (до $53 млрд.). При этом возросший после кризиса спрос на отечественную продукцию был достаточно легко удовлетворён на экстенсивной основе за счёт незагруженных производственных мощностей. Вызванное девальвацией снижение импорта стало важнейшим фактором экономического роста. Особенно сильное благотворное влияние фактор импортозамещения оказал на обрабатывающие производства в 1999-2000 годах. По оценке ряда экономистов, рост ВВП и промышленного производства в России, произошедший в 1999 году, на 25 % был обязан процессу импортозамещения.

В дальнейшем импортозамещение продолжилось, но уже было менее интенсивным. Дополнительный толчок ему дал экономический кризис 2008-2009 годов, сопровождавшийся значительным падением курса рубля. Импортозамещение, в частности, коснулось отдельных видов пищевой продукции (например, мяса, подсолнечного масла, сахара), а также автомобилей.

Политическое руководство России положительно оценивает импортозамещение, особенно в стратегически важных отраслях, в то же время выступая против полного ограничения импорта. В частности, 27 мая 2009 года Путин заявил, что против тотального импортозамещения и считает его необходимым только в стратегически важных отраслях экономики. По словам Путина, также неприемлемы рассуждения о том, что в России производят товары не хуже, чем за рубежом. Он отметил, что когда речь идет об обороноспособности государства и тех сферах деятельности, без которых невозможно обеспечить его существование, нужно «даже задорого, но производить у себя».

5 ноября 2009 года Путин заявил, что программы импортозамещения действуют во многих отраслях реального сектора экономики, прежде всего там, где у России имеются очевидные конкурентные преимущества, такие, как доступное сырьё, большой внутренний рынок, многолетние традиции и опыт. Путин привёл в качестве примеров таких отраслей лесную промышленность, лёгкую промышленность, фармацевтику, автомобилестроение. По мнению Путина, импортозамещение не является самоцелью, и иногда выгоднее эффективно функционировать в рамках международного разделения труда, получать дешёвый качественный продукт за границей. Но в некоторых случаях Россия должна уделять внимание импортозамещению. Потому что даже там, где на первый взгляд не пахнет, скажем, обороной и безопасностью, в конечном итоге многие вещи, связанные с оборонкой, лежат в сфере гражданского производства. Путин подчеркнул, что цель - это не закрытие внутреннего рынка и консервация отсталости, а, наоборот, создание по-настоящему конкурентоспособных новых производств, выпускающих качественные и востребованные потребительские товары. Например, уже сегодня автомобили, выпускаемые в России, особенно с участием зарубежных инвесторов, полностью соответствуют мировым стандартам качества.

В марте 2012 года заведующий лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста Высшей школы экономики Владимир Бессонов заявил, что наблюдаемое в последнее время замедление темпов роста импорта в Россию является результатом осмысленной экономической политики государства по поддержке внутреннего производителя и импортозамещению. Бессонов сказал: «В последние месяцы импорт вообще перестал расти. Мы вытесняем импорт, и это следствие нашего экономического подъёма. Яркий пример тому - автопром. Поддержка внутреннего производства привела к тому, что легковые автомобили, сделанные в России, по объёму превзошли докризисный уровень, а импорт при этом достиг лишь 50 % от того, что было на пике перед кризисом. В стоимостном выражении развитие автопрома сократило импорт примерно на $20 млрд. за год. Аналогичная ситуация наблюдается и в сельском хозяйстве». По мнению Бессонова, в настоящее время имеет место долгосрочная позитивная тенденция импортозамещения, и, если рост импорта продолжится, то он будет не «вредным», а «полезным» - инвестиционным.

В конце 2013 и в 2014 году курс рубля значительно снизился, что способствовало импортозамещению. Это проявилось в снижении импорта и высоким темпам роста в ряде отраслей, ориентированных на внутренний рынок.

В начале 2014 года произошёл кризис в международных отношениях, связанный с событиями вокруг Украины. Ряд западных стран объявили о возможном введении жёстких санкций в отношении российской экономики. Это активизировало процесс импортозамещения в России, в том числе и на уровне государственной политики. В марте Дмитрий Медведев обозначил импортозамещение как один из приоритетов для России. По словам Медведева, потенциал страны позволяет производить самостоятельно большой спектр товаров. «Всего делать невозможно. Глобальная экономика, глобальные технологии развиваются, но очень многие вещи, которые мы покупаем, мы способны делать сами», - сказал он.

В мае глава Минпромторга России Денис Мантуров прокомментировал возможные последствия санкций со стороны западных стран. По его словам, российское правительство готово к любому развитию событий, одной из контрмер будет ускорение политики по импортозамещению. Мантуров сказал, что в настоящий момент по гражданским отраслям промышленности отказов в поставках продукции нет, но если они появятся российским промышленникам понадобится от 6 месяцев до 2,5 года, чтобы наладить выпуск недостающей продукции. По его словам, Минпромторг также определил альтернативных поставщиков по всем производителям изделий и комплектующих с Украины: их могут сменить производители из стран Таможенного союза ЕврАзЭС.

23 мая Путин заявил, что Россия будет проводить «активную политику импортозамещения» в соответствии с нормами ВТО и обязательствами перед партнёрами Евразийскому экономическому союзу. При этом сказал, что поддержка импортозамещения будет осуществляться только в тех направлениях, где это перспективно, где российские производители могут и должны быть конкурентоспособными. Путин также сказал: «За счёт модернизации промышленности, строительства новых предприятий, локализации конкурентного производства в России мы сможем не нарушая норм международной торговли, не вводя каких-либо ограничений и барьеров, - существенно сократить импорт по многим позициям, вернуть собственный рынок национальным производителям. Это в том числе производство программного обеспечения, радиоэлектронного оборудования, энергетического оборудования, это текстильная промышленность и это, конечно, рынок продовольствия. Считаю необходимым в короткие сроки проанализировать возможности конкурентного импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве и уже к осени определить, какие товары для государственных и муниципальных нужд будут закупаться исключительно или преимущественно у российских производителей, а также у компаний государств - членов Таможенного союза. При этом будет разработан целый пакет мер по поддержке отечественных предприятий, способных производить такую конкурентную продукцию, в том числе будет создан специальный фонд развития отечественной промышленности».

Статьи технической тематики из периодических изданий
«Регионального Центра Инновационных Технологий»

Моисеев Владимир Викторович
Импортозамещение: проблемы и перспективы в России

Актуальность импортозамещения в России
в условиях западных санкций

Импортозамещение представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства.

Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий. Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует.

Тема импортозамещения наиболее актуальна в настоящее время в связи с западными санкциями против России. Поэтому итогом новой экономической политики в этих сложных условиях должно стать именно импортозамещение, которое позволит в значительной степени минимизировать негативный эффект от антироссийских санкций.
Взятый США курс на изоляцию России - ограничение ее доступа к мировым рынкам, технологиям, финансовым ресурсам, а также большая вероятность дальнейшего расширения такого рода санкций могут привести к тому, что технологическое отставание России от западных стран будет нарастать. Для преодоления этих тенденций России предстоит создать новые механизмы наращивания инвестиций, модернизации технологий, повышения уровня человеческого капитала и качества институтов.

Результатом импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью. Разумное решение этой проблемы позволит не только сократить импорт, сохранив в стране значительный объем валютных средств, но и удешевить товары, поддержать отечественного производителя, создать новые рабочие места.

Проблема технологического отставания России сформировалась не сегодня, а на протяжении двух последних десятилетий. Одним из свидетельств нашей технологической зависимости от стран Запада является то обстоятельство, что в товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования приходится свыше 50%. Сегодня многие отрасли промышленности России очень сильно зависят от иностранного оборудования и технологий производства. Например, доля импорта
- в тяжелом машиностроении составляет от 60 до 80%,
- в легкой промышленности - от 70 до 90%,
- в электронной промышленности - от 80 до 90%,
- в фармацевтической и медицинской промышленности - 70–80% 8 .

Причиной такой импортозависимости стала неверная промышленная стратегия, проводимая в постсоветский период. Достаточно сказать, что результатом такой, с позволения сказать, «стратегии» стало резкое падение объема станков и кузнечно-прессового оборудования, являющихся основой промышленного производства. Если в 1990 г. в нашей стране было произведено 129800 станков, то в 2012 г. только 3200 или всего 2,5% от дореформенного уровня. При этом рост импорта машин, оборудования и транспортных средств увеличился в 15 раз. А в СССР промышленные отрасли привилегированно получали все нужные ресурсы: необходимое оборудование, сырье, материалы и т. д. Научно-исследовательские институты были приравнены к НИИ оборонной промышленности по категориям оплаты научных сотрудников и инженеров, по обеспечению финансирования НИОКР и т. п.

8 Сухарев О. С. Экономическая политика и условия развития технологической базы России // Экономическое возрождение России. - 2014. - № 4(42). - С. 37.

Сегодня наша страна практически прекратила производство основных комплектующих изделий для производства станков и кузнечно-прессового оборудования. Станки с числовым программным управлением почти полностью комплектуются импортируемыми из Германии и Японии системами ЧПУ, датчиками, измерительными системами, роботами, электротехническими и электронными изделиями, гидравлическими системами и т. п. Основными поставщиками комплектующих изделий являются компании «Сименс», «Фанук», «Хайденхайн», «Бош», «Баллуф», «Ренишоу». Технологическая отсталость отечественного станкостроения происходит в первую очередь из-за отсутствия инвестиций в течение длительного времени. Иностранные инвесторы не желают вкладывать в развитие отечественных технологий, которые напрямую составляют конкуренцию их производителям. Единственным инвестором для станкои-нструментальной промышленности, как и для ВПК, может служить только государство, но оно до последнего времени уделяло этой проблеме недостаточно внимания.

Следует отметить, что в России в последние годы немало сделано для поддержки промышленности:
- действуют механизмы государственно-частного партнерства;
- созданы налоговые стимулы для открытия новых производств;
- субсидируются процентные ставки по кредитам, полученным на цели технического перевооружения;
- софинансируются из средств федерального бюджета перспективные НИОКР и государственные капитальные вложения;
- усовершенствована нормативная база.
Но этого недостаточно. Для преодоления технологической зависимости для нас жизненно важна последовательная политика импортозамещения.

В мае 2014 года на Петербургском экономическом форуме Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил, что Россия будет проводить активную политику импортозамещения в соответствии с нормами ВТО и обязательствами перед партнерами Евразийского экономического союза. При этом глава государства поставил задачу в короткие сроки проанализировать возможности конкурентного импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве и определить, какие товары для государственных и муниципальных нужд необходимо закупать исключительно или преимущественно у российских производителей, а также у компаний государств - членов Таможенного союза.

В сложившихся обстоятельствах принципиально важным является верное определение приоритетов импортозамещения и концентрация финансовых ресурсов на наиболее перспективных направлениях. Импортозамещение в России не должно сводиться к поддержке «вчерашних технологий» и консервации отставания. Ориентироваться следует на государственную поддержку критически важных технологий - электронных компонентов, станкостроения, оборудования для нефтегазового комплекса, нефтехимии и других. Не менее важны меры организационного характера - создание институтов, способных осуществлять координацию в сфере стратегического планирования и научно-технической политики. Для успешной реализации этих задач требуется эффективная долгосрочная государственная промышленная политика, первоочередной задачей которой является разработка мер законодательного, финансового, организационного и кадрового обеспечения реиндустриализации. Верным шагом в этом направлении является внесение Правительством Российской Федерации в Государственную Думу законопроекта «О промышленной политике в Российской Федерации». Законопроектом предусмотрены новые, не применявшиеся ранее меры, в том числе: налоговые льготы для проектов, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, обеспечение доступа промышленных предприятий к долгосрочному заемному финансированию на конкурентоспособных условиях, установление специальных налоговых режимов или льгот промышленным кластерам и индустриальным паркам.

Важнейшим новшеством законопроекта является возможность заключения специального инвестиционного контракта между Российской Федерацией и инвестором. При этом инвестор получает широкий пакет льгот и ему гарантируется неизменность условий ведения бизнеса на время действия контракта.

В условиях, связанных с введением санкций, необходимо также найти новые подходы к реализации политики импортозамещения. Так, например, особое внимание необходимо уделять внутренним источникам совершенствования технологий - перспективным разработкам отечественной науки, достижениям лучших отечественных предприятий и отдельных регионов. Необходимо также сопроводить программу импортозамещения принципиально новыми механизмами господдержки.

Создание в сентябре 2014 года фонда развития промышленности для финансирования технического перевооружения ряда отраслей отечественной промышленности - один из многих необходимых шагов в этом направлении. Этот Фонд, нацеленный на модернизацию и строительство новых предприятий в рамках политики импортозамещения, будет получать из бюджета 15–20 млрд.рублей в год.
Основное внимание будет уделено созданию отечественных образцов в приоритетных и критических видах продукции и технологий.
Во-вторых, необходимо наладить проектное финансирование новых производств с долей участия инициатора проекта не больше 15% от его стоимости. Сам проект при этом должен стать предметом залога.

В ряде отраслей, прежде всего в машиностроении, действенными мерами по содействию импортозамещению могут стать госзакупки и стандартизация. Развитие национальных стандартов позволит сократить импорт некачественной продукции, а также мотивировать отечественные предприятия на производство конкурентоспособной продукции. Что касается госзакупок, то федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разрешается устанавливать запреты и ограничения на закупку импортной продукции, а также преференции для отечественных производителей.

По оценке Правительства России, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70–90% до уровня 50–60%. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели. В целом, российским промышленникам понадобится от 6 месяцев до 2,5 лет, чтобы наладить выпуск импортозамещающей продукции.

Реализация программы импортозамещения, по оценкам Минпромторга, позволит российским предприятиям сформировать дополнительный объем производства на сумму свыше 30 млрд.рублей ежегодно, начиная с 2015 года.

С 2016 года Минпромторг России планирует внедрять комплексный проектный подход, который обеспечит создание полного цикла разработки готового продукта: от проведения научно-исследовательских работ до запуска в серийное производство востребованного рынком продукта.

В области программного обеспечения :

В соответствии с поручением Председателя Правительства России Д. Медведева, Минпромторг России совместно с Минкомсвязью России приступили к разработке подпрограммы «Разработка отечественного инженерного программного обеспечения». Документ должен быть подготовлен до 2 июня 2016 года.

Кроме этого, Минпромторг России совместно с другими ведомствами должен представить в Правительство России:
- к 11 февраля 2015 года предложения по организации на территории Российской Федерации производства новых материалов, используемых для изготовления изделий с помощью аддитивных технологий;
- до 31 декабря 2015 года проект национальной технологической инициативы «Новые производственные технологии»;
- до 2 июня 2016 года предложения по созданию проектных консорциумов с международным участием, ориентированных на внешние и внутренние рынки и состоящих, в том числе, из крупных компаний с государственным участием;
- до 2 июня 2016 года подпрограмму «Производство средств производства» в рамках Государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», предусмотрев мероприятия по развитию робототехники, цифрового производства и аддитивных технологий.

В области технологического оборудования в машиностроении (станкостроения) :

Одной из задач, стоящих перед российской промышленностью, является возрождение отечественного станкостроения. Важное значение по содействию импортозамещению имеет принятое в декабре 2013 года постановление Правительства Российской Федерации № 1224, в соответствии с которым Минпромторгом России разработан механизм повышения технологической независимости машиностроительных предприятий от импортного оборудования 9 . Документ предусматривает введение требований по достижению установленных показателей импортозамещения в рамках реализации проектов техперевооружения.

Принято решение, что с 2014 года оборонные предприятия, получающие бюджетные средства, должны быть оснащены отечественным оборудованием. Минимальный уровень оснащенности промышленных оборонных предприятий технологическим оборудованием российского производства за ближайшие пять лет должен вырасти с минимальных 10% до 60%. С этой целью во всех интегрированных структурах планируется создание своих сертифицированных центров для приобретения станочного оборудования и организации скоординированной системы закупок.

В последние четыре года благодаря госпрограмме «Развитие станкостроения и инструментальной промышленности на 2011-2016 годы» было создано свыше ста образцов новых станков и высокотехнологичного твердосплавного сбора инструмента, которые полностью готовы к внедрению в серийное производство.

9 Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».

Таким образом, благодаря указаниям Президента России В. В. Путина в нашей стране, несмотря на трудное экономическое положение и ограниченные финансы в условиях западных санкций начался процесс импортозамещения. Принятые программы в этой области стали реализовываться. Предстоит большая работа по импортозамещению в отраслях российской экономики. При решении проблемы импортозамещения требуется комплексный подход с учетом всех факторов и особенностей страны. Реализовываться эта программа должна по трем направлениям.

Первое должно охватывать импортные товары, аналоги которых производятся в РФ в недостаточном количестве. С этой целью необходимо ставить задачу модернизации действующих производств таким образом, чтобы увеличить выпуск потребной продукции.

Второе направление охватывает импортные товары, которые в стране не производятся, но выпуск которых можно и нужно освоить в сжатые сроки. Соответственно, на этом уровне целесообразна постановка задач создания новых современных импортозамещающих производств с гарантией конкурентоспособности, как минимум, на внутреннем рынке.

Наконец, третье направление включает изделия и товары, не производимые в РФ, поскольку их импортозамещение экономически невыгодно или невозможно в силу объективных причин. Такие товары необходимо относить к так называемому критическому импорту, и главная задача на этом направлении - сократить потребление такой группы товаров, изучить и применять возможности непрямого замещения.

Основными критериями процесса импортозамещения должны служить экономическая, социальная и стратегическая целесообразности. Если западные страны в качестве санкций запретят экспорт жизненно важных лекарств в Россию, что станет с российскими больными, страдающими сахарным диабетом, сердечнососудистыми, раковыми и другими заболеваниями? По статистике, в нашей стране необходимых лекарств производится менее четверти от потребности!

Актуальность импортозамещения в России в условиях западных санкций
Моисеев Владимир Викторович. Импортозамещение: проблемы и перспективы в России

Россия на протяжении столетий являлась ключевым партнером в торговых отношениях со всем миром. Но в 2014 году этот факт попытались оспорить почти вся подконтрольная Америке Европа, вводя санкции против РФ за присоединение Крыма. Если говорить по-русски — за легитимный возврат своей территории обратно — домой.

Замысел антироссийских санкций был прост и банален: ослабить или вовсе задушить экономику России. Но уже через год, подводя итоги санкций американские эксперты хором завопили о ненужности и глупости санкций, прозвав их красноречиво: «Не столь умные санкции» . А суицидальная Европа стала пищать и каяться…

По сути произошло то, что великие западные стратеги не могли предположить. Крым не вернули, страна сплотилась да и экономика не рухнула. Крупнейшие торговые отношения и контракты с Россией, резко замороженные или приостановленные переключили власти РФ на сосредоточение и решение внутренних проблем, а ключевым вопросом стало так называемое импортозамещение.

Вообще, все это очень напоминает боксерский поединок, в котором мы уже в первом раунде нанесли сопернику серьезный и нокаутирующий удар в «бороду», его закачало, потрясло, пошатнуло и он стал вытворять всякие подлости — то по затылку ударит, то пробьет ниже пояса, то в стиле потерявшего рассудок Майка Тайсона норовит сблизиться и подло укусить за ухо. Предвидели ли мы подлости и глупости со стороны Европы? Нет. Едва ли. Ведь, это предательство и одновременно суицид в чистом виде. Да — нас немного потрясло и шокировало, да — подкосило, но мы оправились, увернулись и на встречу пробили двойку — правой по печени, левой в голову. И в какой-то момент, мне показалось, что пропустив тяжелейшую контркомбинацию, у нашего соперника вместе с сотрясением пришло понимание, что его идиотская тактика и стратегия не работает, не эффективна. Стали пятиться, отходить назад, скулить и пищать, что нас заставили, мы сами никогда бы…

Вместе с тем, нельзя считать санкции абсолютно не работающими. Ведь успехи промышленности в импортозамещении пока оставляют желать лучшего. Отечественные продукты и техника по качеству значительно уступают импортным аналогам, а заместить некоторые виды иностранных товаров вообще вряд ли когда–нибудь удастся. К тому же из–за увеличения спроса на их продукцию отечественные производители подняли цены: за год они повысились на 40%.

Тем не менее, успехи есть. Как говориться, санкции жить заставили. Итак, 6 главных достижений России в импортозамещении в небольшом информативном видео ролике от канала «Русский-Топ».

И. М. Романова, студент,
кафедра «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
ФГБОУ ВО «Московский гоударственный университет
технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ),
Москва

I. M. Romanova, student,
the directions of training «Accounting, analysis and audit»
Department of Economics and Business
Moscow State University of Technologies and Management
named after K.G. Razumovskiy

Аннотация. В научной работе проанализирована текущая ситуация в российской экономике с учетом действия политических и экономических санкций и проведения политики импортозамещения. Автором обозначены основные проблемы и даны рекомендации по минимизации негативного влияния ограничений.

Ключевые слова: экономические санкции, импортозамещение, отечественное производство, экономика, народное хозяйство, социально-экономическое развитие.

The estimation of prospects of Russia economydevelopment atinternationalsanctions and policy of import substitution

Annotation. There is the analysis of the current situation in the Russian economy in the article. This was taken into account when imposing economic and political sanctions and pursued a policy of import substitution. The author outlines the key issues and recommendations for minimizing the negative impact of the restrictions.

Keywords: economic sanctions, import substitution, domestic production, the economy, social and economic development.

Проблема импортозамещения в Российской Федерации актуализировалась с переходом к рыночным механизмам хозяйствования. От того, насколько проработанными являются данные вопросы, зависит достигаемый уровень роста и развития национальной экономики, а также ее конкурентоспособность на мировой арене.

К сожалению, доля импорта в подавляющем большинстве секторов отечественной экономики превышает 50%-ый барьер. Причем это касается как продуктов массового потребления пищевой промышленности таких, как говядина, свинина, молоко, фрукты и овощи, так и высокотехнологичных отраслей, включая машиностроение, производство компьютеров и бытовой техники и т.д. Подобная тенденция наблюдалась в течение длительного периода времени.

Однако значительное обострение геополитической обстановки в мире, обусловленное напряжением политических и экономических отношений с Украиной и присоединением полуострова Крым к России, породила такие юридикоправовые последствия, как наложение санкций.

Отечественные и зарубежные фундаментальные исследования содержат множество теоретических и практических наработок, связанных с осуществлением российскими компаниями, как главного субъекта, влияющего на социоэкономическое развитие государства, внешнеэкономической деятельности, в том числе с учетом процессов глобализации. Так, значительный вклад в рассматриваемую проблематику внесли такие специалисты, как О.Н. Воронкова, Е.П. Пузакова, П. Фишер, С.С. Фокини др. Современные исследования, затрагивающие развитие Российской Федерации в условиях введения санкций и проведения политики импортозамещения связаны с такими именами, как Л.В. Афанасьева, С.К. Дубинин, В.А. Крюков, Ю.О. Марченко, Е.Г. Остроумова и др. Однако несмотря на огромное количество научных работ, направленных на совершенствование действующей системы организации финансовых отношений с партнерами, сохраняется ряд проблем, которые не позволяют России устойчиво развиваться.

В настоящее время можно обозначить следующие проблемные моменты, препятствующие социоэкономическому развитию государства:

    слабая целевая поддержка российских предприятий, которая носит целевой характер;

    неэффективный механизм информирования субъектов хозяйствования о существующих мерах государственной поддержки, который не позволяет своевременно узнавать о перспективных возможностях;

    неразвитая инфраструктура продвижения отечественных товаров, отправляемых на экспорт за территориальные пределы России;

    значительные сложности при получении кредитных ресурсов, связанные с достаточно жесткими требованиями к потенциальным заемщикам, необходимостью предоставить в залог ликвидное имущество, привлечь поручителей и т.д.;

    недостаточность опыта по ведению внешнеэкономической деятельности и получения от нее экономического эффекта;

    фактическое отсутствие реальных стимулов у национальных компаний для осуществления научной и инновационной деятельности и др.

Перечисленные проблемы усугубляются введением санкций, которые представляют собой ограничительные меры политического, экономического и информационного характера, предусматривающие:

    замораживание активов физических и юридических лиц, включенных в "черные" списки;

    введение для этих субъектов визовых ограничений;

    тотальный запрет на поддержание деловых отношений между организациями государств, наложивших санкции, и субъектами, вошедшими в списки;

    расторжение заключенных контрактов с российскими компаниями различной отраслевой направленности;

    приостановление принятия России в состав некоторых международных финансовых организаций, например, ОЭСР и т.д.

Это может привести к рецессии российской экономики, существенному снижению уровня жизни, росту социальной напряженности и, следовательно, политическому протесту. Кроме того, подобные ограничения являются одними из ключевых факторов, препятствующих стабильному росту российской экономики в 2016 году и среднесрочном периоде вплоть до 2018 года . При этом темпы годового роста находятся в пределах 0-0,6%, в то время как МВФ прогнозировал устойчивый рост 3,6% в 2014-2018 годах .

В ответ на экономические и политические ограничения руководство Российской Федерации ввело запрет на поставку продовольственных товаров из стран-членов Европейского Союза. Это стало возможным благодаря активной политике импортозамещения.

Импортозамещение представляет собой экономичческий процесс, осуществляемый в рамках отечественного народного хозяйства, который способствует обеспечению выпуска продукции отечественными производителями, достаточного для внутреннего населения. Эта политика может быть двух видов:

    реактивной (вытеснение иностранных товаропроизводителей посредством государственного вмешательства и установления административных запретов на осуществление деятельности);

    упреждающей (производство такого объема товаров и их качественных характеристик, чтобы иностранные компании-конкуренты не могли выйти на российский рынок: в этом случае национальные производители должны доказать, что их продукция не только дешевле импортной, но и не уступает ей по качеству).

Следует учитывать, что независимо от выбранного варианта поведения, импортозамещение вовсе не означает смену одних поставщиков товаров массового потребления на других. В сложнейших условиях нужно поддержать национальные компании, являющиеся производителями, и помочь собственной промышленности быть конкурентоспособной, экономически независимой и с легкостью выйти на мировой рынок. Однако существует множество пробелов, которые препятствуют полноценной реализации проводимой государственной политики.

Следует понимать, что в условиях, когда ВВП импорта в Россию составляет около 18%, полностью запретить ввозить товары иностранного производства невозможно. Целесообразно изучить текущую ситуацию и определить приоритетные сферы народного хозяйства, в которых проводить политику импортозамещения.

Современные мероприятия, принимаемые высшими эшелонами власти страны, сводятся к налаживанию тесного сотрудничества с государствами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, а также некоторых стран, вышедших из СССР, которые характеризуются весьма разнообразным и привлекательным рынком оборудования и новейших технологий. Взамен этого Российская Федерация может предложить активное развитие таких отраслей, как атомная энергетика, космическая промышленность, совместное освоение Арктики и т.д.

Для того, чтобы минимизировать негативное влияние, оказываемое введенными ограничениями со стороны США и стран, входящих в Евросоюз, необходимо:

    продолжать разрабатывать и осуществлять мероприятия целевых программ развития конкретных производственных отраслей, что означает финансирование целых секторов народного хозяйства со стороны государства;

    переориентация на несырьевую экономику путем развития перерабатывающих производств;

    государственные инвестиции в развитие инфраструктуры;

    внедрение налоговых льгот, что позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы в экономику;

    совершенствование системы таможенно-тарифного регулирования, в том числе отмена льгот и преференций в отношении некоторых государств, которые ввели санкции в отношении России;

    поддержка малых и средних бизнес структур и др.

Кроме этого, необходимо диверсифицировать национальную экономику. Для этого целесообразно использовать опыт Катара, ОАЭ или Саудовской Аравии . Все получаемые доходы от продажи природных ресурсов направляются на развитие альтернативных отраслей «с нуля». Наглядный результат показало и развитие экономики Китая: сверхдоходы образуются преимущественно за счёт дешевой рабочей силы и товарооборота и направляются в совершенствование инноваций.

Исходя из этого, становится очевидным, что главным субъектом, способным наладить экономическую обстановку, является само государство, так как именно оно обладает ключевыми рычагами финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики, а также способно проводить грамотное планирование всеми процессами. Однако все начинания должны быть подхвачены конкретными субъектами хозяйствования и отдельными гражданами.

Заключение. Введение санкций со стороны западных стран в отношении России и ответных мероприятий негативно отразились на текущем состоянии национальной экономики, которое будет наблюдаться еще какое-то время. Однако эту ситуацию можно обратить в свою пользу и переориентировать народное хозяйство на восстановление собственной промышленности, тем более, что для этого имеются все необходимые ресурсы. При этом отечественным компаниям целесообразно модернизировать применяемые технологии, качественно улучшить производимую продукцию и расширить объем и ассортимент товара. Кроме того, необходимо активно развивать такие сферы, как инструментальная промышленность, высокоточное станкостроение, фармацевтика, агрокультура и др. Второстепенные секторы необходимо реиндустриализировать и модернизировать. Все это позволит государствувстать на путь устойчивого социоэкономического развития и повысить благосостояние населения.

Список использованной литературы

    Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность организация и управление: учебник / под ред. проф. Е.П.Пузаковой. 2-е изд., доп. и пере-раб. - М., 2008. - 624 с.

    Иванова М.С. Проблемы и перспективы развития России в условиях санкций // Мир науки. 1. 2015. – С. 2-8.

    Кувшинова О.И. Экономика потеряет шесть лет // Ведомости. №3916. 2015. – С.14-19.

    Марченко Ю.О. Роль импортозамещения в развитии российского фармацевтического рынка [Текст]: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. эк. наук (08.00.14) / Марченко Юрий Олегович, Государственный университет управления. - Москва, 2016. - 24 с.

    Остроумова Е.Г. Импортозамещение – приоритеты определены // Газовая промышленность. № 05(722). 2015. - С.34-38.

    Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов // Вестник Банка России. № 108. 30.11.2015.

    Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (разработан Минэкономразвития России).

    Шепелев И.Г., Морозов С.Г.Анализ санкций против России, определение возможного их влияния на развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса и промышленности в целом // Экономика, управление и инвестиции. № 2(4). 2014. - С.22-30.

Российский запрет на ввоз продуктов питания из ЕС и кризис рубля стимулируют подъем российского сельского хозяйства. Впервые страна зарабатывает на экспорте аграрной продукции больше, чем на торговле оружием.

Вторая жизнь москвича Дмитрия Климова вывела его из российской столицы. Климов, слегка за 50, изучал международные отношения. Работал как журналист и PR-специалист, а теперь он стоит в двух часах езды на автомобиле севернее московской границы в конце пыльной дороги, усеянной выбоинами. Вокруг него гогочут гуси.

Климов вложил свои деньги в ферму: пара сараев теснятся вокруг деревянного дома, рядом три загона для двух тысяч птиц: кур, гусей и цесарок, чье мясо считается деликатесом. Вот уже год Климов снабжает элитные рестораны и обеспеченных частных клиентов в Москве такими деликатесами как фуа-гра и копченая колбаса из мяса птицы.

Бывший сотрудник СМИ Климов принадлежит к растущему числу российских фермеров новой волны. С тех пор как президент Владимир Путин в ходе украинского кризиса ввел запрет на ввоз продуктов питания из Европы, они стали любимцами российских СМИ. Газета с миллионным тиражом «Комсомольская правда» печатает дневник одного IT-специалиста, который пробует свои силы как фермер и производитель сыра. Его колонка называется «Российский пармезан».

Это мечта Москвы, чтобы противостояние с Западом сделало Россию еще сильнее, чем она была до этого.

Сельское хозяйство России, действительно, переживает значительный подъем. С момента развала Советского Союза в 1991-м году пашни все больше пустели, это продолжалось почти четверть века. Олигархи и инвесторы обходили разваленное сельское хозяйство стороной. Сырьевая сфера обещала более скорую и крупную прибыль. С 1992-го года Россия потеряла почти 35 миллионов гектар пахотной земли. Это довольно точно соответствует площади ФРГ.

Контекст

Экономика России в условиях санкций

Nihon Keizai 03.09.2016

Реванш российского сельского хозяйства

Les Echos 23.06.2016

Потери ЕС от российских санкций

Publico 27.05.2016

Россия создает кризис в сельском хозяйстве Европы

Publico 07.09.2015
С 2014-го года эта тенденция остановлена. Сначала выросла доля сельского хозяйства в добавленной стоимости российской экономики, даже вопреки международному тренду. В прошлом году Россия впервые заработала на экспорте аграрной продукции больше, чем на экспорте оружия.

Означает ли это, что сбывается расчет президента России Владимира Путина? Стимулирует ли изоляция российского рынка при помощи запретов «возрождение российского сельского хозяйства», о котором говорят в Кремле?

Ответ: и да, и нет.

Крестьяне выигрывают от того, что с российского рынка исчезла европейская конкуренция. Но пока неясно, останутся ли в долговременной перспективе конкурентоспособными такие проблемные секторы, как производство молока. Самых больших успехов сельское хозяйство России достигло и без того именно там, где ее фермеры уже длительное время производят не только для своей страны, но и для мирового рынка.

1. Процесс наверстывания идет уже несколько лет

Движущей силой развития являются не мелкие фермеры, вроде Климова, а крупные инвесторы. Они уже несколько лет назад открыли для себя сельское хозяйство. Олигархи как Олег Дерипаска или Роман Абрамович по-крупному включились в возделывание зерновых. Другие концерны, как группа «Мираторг», уже давно и масштабно занимаются крупным рогатым скотом.

Урожаи зерна растут с 2000-го года. В 2015-м году Россия получила больше пшеницы, чем США. В текущем году урожай по прогнозам министерства сельского хозяйства должен составить по меньше 110 миллионов тонн. Это больше, чем когда-либо раньше.

Мотором прогресса являются огромные аграрные конгломераты. Они разделили между собой прежде всего особенно плодородные черноземные земли на юге России. Один из крупнейших аграрных холдингов называется «Продимпекс» и обрабатывает 800 тысяч гектар, что в пересчете в три раза превышает площадь земли Саар. Концерны продвигают вперед механизацию и дигитализацию сельского хозяйства в России, которая долго хромала вдогонку за глобальным развитием.

2. Кризис рубля

Из-за массивного обесценивания российской валюты российские товары стали более конкурентоспособными, чем раньше. Пшеница на мировом рынке продается за твердый доллар, А российские фермеры оплачивают своих сотрудников и горючее для тракторов в рублях. Конкурентоспособным наряду с производством зерна является и производство мяса птиц.

3. Путинские запреты на ввоз

У российских фермеров с осени 2014-го года на отечественном рынке почти нет конкурентов. Доля сыра из-за границы в течение года снизилась с 48% до 23%, а доля свинины — с 18% до 9%.

Но пока отечественным производителям удается еще только относительно замещать исчезнувшие продукты из ЕС. Ввоз овощей с 2014-го года значительно упал, российское же производство выросло только незначительно (с 14,7 миллиона тонн в 2013-м году до 16,1 миллиона тонн в 2015-м году).

Большие проблемы в России с рынком сырого молока. В Советское время большое количество молока поступало из Казахстана. Однако, после обретения независимости в 1991-м году страна сконцентрировалась на добыче нефти и урана. Объем производства молока в России падает уже на протяжении нескольких лет.

Санкции мало что изменили в этом, хотя литр молока в России иногда стоит вдвое дороже, чем в Германии. Кремль удвоил в 2016-м году до 30 миллиардов рублей субсидии для крестьян, занятых в молочном производстве. В пересчете это 500 миллионов евро.

Хотя некоторые фирмы наращивают свои мощности, как. например, предпритяие «Эконива» немцы Штефана Дюра (Stefan Dürr). «Хотя существует целый ряд молочных проектов, это еще нельзя назвать инвестиционным бумом», — говорит Бернд Хонес (Bernd Hones), руководитель московского бюро Germany Trade and Invest (GTAI).

Однако, развитие тормозится, потому что никто не может с уверенностью сказать, как долго еще продлятся санкции.

Эксперты исходят из того, что российским производителям молока потребуется еще по меньшей мере от восьми до десяти лет, чтобы стать конкурентоспособными в международном масштабе. Если Кремль до этого отменит запрет на ввоз, то производство под давлением зарубежной конкуренции, например, из Финляндии, сломается. Тогда инвесторы останутся со своими потерями.

Кроме того, усложняют жизнь российским молочным фермерам и те, кто в России подделывает продукцию. Они добавляют в свое молоко дешевое пальмовое масло, гипс или крахмал и так давят на цены.


© РИА Новости, Александр Кряжев

К тому же сельское хозяйство страдает от таких же структурных проблем, как и вся остальная российская экономика. Непрозрачны владельцы структур. У многих фирм неясно, кто их на самом деле контролирует. В прошлом году один бизнесмен по имени Петр Ходыкин практически за одну ночь стал одним из крупнейших торговцев зерном. До этого было известно только его имя.

Оправдывают себя и хорошие отношения с политикой. Предписания российского законодательства по сельскохозяйственным машинам выглядят так, как будто они сшиты по меркам концерна «Россельмаш», одного из производителей сельскохозяйственной техники. обладающего весьма хорошими связями в Москве. Владелец фирмы одновременно является и председателем свое собственной партии.

А для развивающегося производителя мяса «Мираторг» «лично премьер-министр Дмитрий Медведев делает всю работу по лоббированию». — пишут российские СМИ. А фирма «Агрокомплекс» опять же принадлежит дочери Александра Ткачева. Он с 2015-го года министр сельского хозяйства. Фирма «Агрокомплекс» смогла за прошлый год удвоить свои земли до 450 тысяч гектар.

Назад к природе по-русски

Новый фермер Дмитрий Климов со своими 2000 гусями, курами и цесарками об этом может только мечтать. Он пытался в одном банке получить кредит, чтобы расширить свое небольшое хозяйство. Клиенты у него есть, но проценты по кредиту составляют до 20%. Все свои сбережения он вложил в свою ферму: 10 миллионов рублей на загоны, бойню и коптильню, в пересчете ровно 140.000 евро.

В конце недели обеспеченные москвичи терзают свои внедорожники по ухабистой дороге, которая ведет к его двору. Они покупают фуа-гра и копченую колбасу из мяса птицы. Но многие добровольно берутся за лопату и чистят сараи или солят огурцы. Жители большого города наслаждаются жизнью в деревне. Назад к природе по-русски.

Нельзя сказать, что новый фермер Дмитрий Климов был бы недоволен своим решением, своей второй жизнью. Это не так. Однако, он никому бы этого больше не посоветовал. «Это имеет смысл только, если у тебя уже есть деньги». Или связи наверху.