Проведение сепаратной денежной и хозяйственной реформы лидер. Берлинский кризис. Восстановление экономики в советской зоне

Сепаратная денежная реформа и блокада Берлина – начало раскола Германии.

Классификация консерватизма и либерализма (Белл).

Экстремизм – крайняя форма традиционализма.

Либертализм – человек единоличный хозяин своей жизни, может делать с ней всœе, что захочет, пока не вмешивается в жизнь других.

Общество – механизм из индивидов, упор на индивида. Крайняя форма – анархолибертализм. Максимальная свобода рынка.

Либерализм .

К. XIX-начало XX – рубеж эволюции традиционного либерализма. Он эволюционирует в сторону позитивной роли государства.

Кризис 1929-1933 – кризис традиционного либерализма. Включение в либерализм кейнсианства. Традиционно к либералам относят ХД (Италия), ШНП (Швейцария), СВДП (ФРП). Сейчас либералы делают упор на государство благосостояния.

1. Либеральные консерваторы – свобода рынка и право отдельного индивида распоряжаться своей жизнью

2. Консервативные консерваторы

3. Либеральные либералы – большие расходы на гос. программы, защита прав и свобод человека

4. Консервативный либерал – смешанная экономика.

14. Политическое и социально-экономическое развитие Великобритании в 1945-1979-х гᴦ. XX в.

Итоги IIМВ двойственные:

· Потери в 3 раза меньше, чем в IМВ

· Военные действия не территории Великобритании не велись

· Небольшое падение производства

· Вырос внешний долг

· Потеряна часть торгового флота

· Ухудшилась связь с колониями

· 1/3 убитых рыбаки и моряки

· Распалась правящая коалиция

1945 – выборы, консерваторы – Черчилль ʼʼДекларация политики мистера Черчилляʼʼ

Лейбористы – программа реформ, государство всœеобщего благосостояния при расширении гос. регулирования.

Премьер-министр – Клемент Эттли

16. Политическое и социально-экономическое развитие ФРГ в серединœе 40-х 50-х годах.

Широкие массы населœения деморализованы. Германия разделœена на 4 зоны оккупации.

Берлин поделœен на 4 сектора. Для управления страной создан четырехсторонний Союзный контрольный совет и зональные администрации.

Их задачи:

· Денацификация

· Демилитаризация

· Демократизация

· Декартелизация

Низкий уровень промышленного производства.

1945 – 12% от уровня 1936ᴦ.

Процветание черного рынка. Германия превращалась в общество примитивного натурального обмена.

Массы немецкого населœения были выселœены с территорий, отошедших к Польше, из Судет и Венгрии => сельская местность перенаселœена.

Г. Моргентау (министр финн. США) и Р. Ванситарт (брит. политик) – превратить Германию в аграрное государство, ослабить как противника США и Англии.

Единомышленники Трумэна – сохранение достаточно сильной Германии – взяли верх.

Франция хотела максимального ослабления Германии. В стране объявлен ʼʼполитический карантинʼʼ.

1946 – восстановление КП Германии.

СДПГ – О. Гротеволь. Воссоздана в 1945ᴦ.

ПЦ взяла курс на создание новой организации, основанной на биконфессиональной базе –ХДС. К.Аденауэр – председатель ХДС британской зоны.

1946 – в Баварии появляется ХСС, ʼʼсодружествоʼʼ с ХДС.

1947 Аленская программа ХДС . Требования ʼʼсоциализацииʼʼ ключевых отраслей промышленности, соучастия рабочих в управлении предприятиями.

1947 – во Франкфурте-на-Майне образовано ʼʼРабочее содружествоʼʼ трех зон.

1949 – Федеральный союз германской промышленности.

Объединœение немецких профсоюзов – Г.Бёклер.

Выборы в ландтаги 1946-1947гг:

ХДС/ХСС – правительства в 6 землях

СДПГ – правительства в 5 землях

В первые послевоенные годы было неясно, кто возьмет верх: консервативные или демократические силы.

Решение Потсдамской конференции – ликвидация монополистических структур германской экономики. 1946 – ʼʼОпекунское соглашениеʼʼ (Англия) во главе с Г.Динкельбахом. Под его контролем находились декартелированные шахты и металлургические заводы Рура. Некоторые концерны взяты под контроль оккупационных властей, а впоследствии возвращены прежним владельцам.

Аграрная реформа. Ограничена. Малая доля земли отдана переселœенцам.

Не была последовательно проведена денацификация. Ее осуществляли те же судьи и прокуроры, что служили при Гитлере.

1945-1946- суровая зима, США предлагают создать общегерманский экономический орган.

1 января 1947 – двухзональное экономическое объединœение Бизония (Англия и США). Французская зона присоединилась в 1949 году.

5 июня 1947 – обнародован план Маршалла. США боялись, что в условиях лишений и нищеты населœение повернется к коммунизму.

В магазинах появилось продовольствие, почти исчез черный рынок, деньги снова имели значимость.

В ответ в советской зоне введена своя марка => обострение проблемы Берлина.

24 июня 1948 – советские оккупационные власти блокировали всœе желœезнодорожные, шоссейные и водные пути, ведущие с запада к Берлину.

СЩА и Англия ответили воздушным мостом.

Май 1949 – советское руководство сняло блокаду Берлина, т.к. она не умела успеха и западные товары всœе равно поступали в Берлин.

Осень 1948 – образован Парламентский совет из представителœей ландтагов (по требованию западных держав). Представлял не всю Германию. Задача – Конституция. Рассматривалась временной и была названа Основным законом . США, Англия и Франция оставляли за собой право контроля над внешней политикой и внешней торговлей Германии - ʼʼОккупационный статутʼʼ. Контроль над Руром – особый международный комитет.

14 августа 1949 – первые выборы в бундестаᴦ. ХДС/ХСС – 139 мандатов, СДПГ – 131 мандат, СвДП (Свободная демократическая партия) – 52 мандата͵ Баварская партия – 17, Немецкая партия – 17, КПГ – 15.

Сепаратная денежная реформа и блокада Берлина – начало раскола Германии. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сепаратная денежная реформа и блокада Берлина – начало раскола Германии." 2017, 2018.

До 70-х гг. XIX в. в Германии не было единой денежной системы, свыше 20 государств и княжеств имели различные виды денежных систем. Основаны они были в первую очередь на серебряном монометаллизме, лишь в Бремене был золотой талер. Остальные денежные единицы (фридрихсдоры, луидоры, пистоли и дукаты) базировались на параллельной и двойной системах биметаллизма, т.е. в обращении были золотые и серебряные монеты, а стоимость между золотом и серебром устанавливал рынок или государство. Кроме того, в обращении находились также банкноты и бумажные деньги.

Политическое объединение немецких земель и образование в 1871-1873 гг. Германской империи привело к созданию единой денежной системы, основанной на золотом монометаллизме: была введена новая денежная единица - рейхсмарка с золотым содержанием в 0,358423 г чистого золота.

С началом Первой мировой войны были отменен золотомонетный стандарт и прекращен размен банкнот Рейхсбанка на золото. Денежная система Германии стала главным источником финансирования войны. Во время и особенно после войны активно использовалась бумажно-денежная эмиссия, что вызвало гиперинфляцию в стране: осенью 1923 года объем бумажных денег в обращении достиг 496 квинтиллионов марок, а рейхсмарка обесценилась в 1,6 трлн. раз по сравнению с довоенным уровнем. В 1924 году была проведена денежная реформа: новая рейхсмарка обменивалась в соотношении 1:1 трлн. старых. Был введен золотодевизный стандарт, что означало установление валютной зависимости Германии от стран-победительниц: новая рейхсмарка обеспечивалась на 40% золотом и иностранной валютой.

В период мирового денежно-кредитного кризиса 1929-1933 гг. золотодевизный стандарт в Германии был отменен и установлена система неразменных кредитных денег.

В годы Второй мировой войны денежная система Германии была занята ее финансированием. Законом 1939 года было введено новое покрытие банкнот Рейхсбанка - казначейские векселя. Во время войны количество денег в обращении возросло с 10,4 до 73 млрд. марок, т.е. более чем в б раз. Кроме того, на оккупированных территориях были выпущены оккупационные марки в объеме 84 млрд. марок.

После войны в экономике Германии царил хаос, территория, как и Берлин, была разделена на 4 оккупационные зоны (американская, английская, французская и советская). 21 июня 1948 года западные оккупационные власти провели сепаратную денежную реформу, поделившую (экономически) Германию на две части. В соответствии с реформой была введена новая денежная единица - немецкая марка (Дойче Марк). Право обмена одному человеку старых марок на новые было следующим: в пределах 60 марок обмен производился в соотношении 1:1, а остальные - в соотношении 10:1. В таком же соотношении были переоценены вклады в кредитных учреждениях, причем половина из них была затем зачислена на блокированные сче­та, 70% которых потом аннулировали. Таким образом, в целом переоценка денег была произведена в соотношении 6,5 новых марок к 100 старым. В мае 1949 года после принятия Конституции ФРГ в стране в соответствии с требованиями Бреттон-Вудской системы был установлен золотодолларовый стандарт, курс немецкой марки к доллару составил 3,33 марки за доллар США.

28 сентября 1949 года в период массовой девальвации валют немецкая марка также была девальвирована, ее курс был снижен до 4,20 марки за доллар США. В 1953 году ФРГ вступила в Международный валютный фонд (МВФ), который исходя из этого паритета зафиксировал золотое содержание марки в 0,211588 г чистого золота. В 1976 году МВФ отменил золотые паритеты, и немецкая марка потеряла связь с золотом. В стране установилась система не разменных на золото кредитных денег. Таким образом, до введения евро в 2002 году денежной единицей ФРГ являлась немецкая марка, которая состояла из 100 пфеннигов. В обращении находились банкноты Бундесбанка достоинством в 1000; 500; 200; 100; 50; 20; 10; 2 и 1 марку, а также монеты в 10; 5; 2 и 1 марку, 50; 10; 5; 2 и 1 пфенниг.

Наличный и безналичный оборот

Большую роль в регулировании денежного обращения в Германии сыграла антиинфляционная денежная политика Немецкого федерального банка, основная цель которой - обеспечение стабильности валюты. Данная цель была определена Конституцией страны и законами о Немецком федеральном банке 1957 и 1992 гг.

В соответствии с этим с 1975 года в ФРГ проводилось таргетирование, т.е. центральный банк устанавливал денежные ориентиры изменения показателей налично-денежной массы и затем кредитными рычагами регулирует находящуюся в обращении денежную массу. Так, в 1996 году денежный ориентир был установлен в пределах от 4 до 7% по агрегату М3, и денежная масса по этому агрегату возросла с 1257,7 до 1315,9 млрд. марок в течение 1996 года, или на 4,6%.

В 1995 году были установлены такие же пределы колебания денежной массы, однако и в первом и в четвертом кварталах они были превышены и составили соответственно 12% и 8,1%. Это объяснялось главным образом сильным ростом числа сберегательных вкладов и вкладов до востребования. На 1997 и 1998 гг. совет Немецкого федерального банка установил денежные ориентиры в пределах от 3,5 до 6,5%.

8 марта 1996 года во Франкфурте-на-Майне - крупнейшем финансовом рынке Германии на базе электронно-вычислительного центра EAF создано новое поколение EAF-2, представляющее собой более экономичную и менее рискованную систему расчетов. В 1996 году через систему EAF/EAF-2 было произведено около 19 млн. полностью автоматизированных перечислений на сумму свыше 153 410 млрд. марок, т.е. в среднем ежедневно 614 млрд. марок.

В сентябре 1996 года Бундесбанк в «Информационном письме о Европейском валютно-экономическом союзе» выступил с инициативой создания европейской автоматизированной системы расчетов ТАРГЕТ, в связи с чем центральные банки ЕС начали работу с Европейским валютным институтом по осуществлению данного проекта. В четвертом квартале 1996 года, центральные банки и Европейский валютный институт обсуждали также вопрос об участии в системе ТАРГЕТ центральных банков ЕС, не входящих в валютное пространство «евро», а также задачи будущего Европейского центрального банка.

Безналичный оборот ФРГ, кроме того, включает электронные деньги, которые приобретают все большее значение в национальном и международном обороте. Преимущество отдается «Ield-Karte», число которых к 1997 году достигло 58 млн. и продолжало постоянно расти.

В годовом отчете за 1996 год Бундесбанк отмечал, что расширение действия электронных денег затрагивает функции центрального банка как эмиссионного, валютного и расчетного центра, а также как участника надзора за деятельностью кредитных учреждений. Причем, отмечал далее Бундесбанк, эта тенденция характерна и для национальных и для мировых рынков, а также для Европейского валютного института и Банка международных расчетов в Базеле, который представляет собой центр 10 центральных банков.

Валютное положение Германии накануне введения евро

Платежный баланс Германии, который определяет валютное положение страны, сводился почти постоянно с положительным сальдо. Например, в 1996 году активное сальдо платежного баланса составило 34 626 млн. марок, что стало результатом активности внешнеторгового баланса (98 588 млн. марок). В то же время негативное воздействие на платежный баланс оказали услуги (52 327 млн. марок) и переводы (54 870 млн. марок). Баланс движения капиталов был сведен с положительным сальдо в 20 891 млн. марок.

В результате длительной активности платежного баланса золотовалютные резервы Бундесбанка к началу 1997 года составили 116 642 млн. марок, в том числе золото в сумме 13 688 марок. Активность платежного баланса и высокие золотовалютные резервы обеспечили прочные позиции марки на мировом рынке. Немецкая марка, первая из западноевропейских валют, получила полную обратимость 29 декабря 1958 года.

Сравнительно низкие темпы инфляции, почти стабильный платежный баланс и устойчивое валютное положение в условиях длительного запрета на производство и покупку вооружений стимулировали внешнеторговую экспансию концернов Германии и неоднократную ревальвацию марки.

Так, в рамках Бреттон-Вудского соглашения были проведены ревальвации марки в 1961 года на 5% к доллару США, в 1969 году - на 9,3%, в 1971 году - на 13,57%. Ревальвации марки ФРГ были проведены также в 1973 и 1976 гг., но не к доллару США, поскольку произошел крах Бреттон-Вудской системы, а к специальным правам заимствования - СДР.

Немецкая марка заняла господствующее положение в Европейской валютной «змее» (1971 год), на основе которой в 1979 году была создана Европейская валютная система. Почти ежегодно в ее рамках проводится ревальвация марки. На долю марки приходится 33% «корзины» ЭКЮ. В связи с этим Европейскую валютную систему (ЕВС) часто называют «зоной марки».

Внешняя стоимость немецкой марки к валютам ЕВС характеризовалась следующими данными (в 1972 году - 100):

  • французский франк - 212,3;
  • итальянская лира - 541,4;
  • голландский гульден - 111,9;
  • бельгийский и люксембургский франк - 148,5;
  • австрийский шиллинг - 97,3;
  • испанская песета - 422,3;
  • датская крона - 175,9;
  • финская марка - 235;
  • ирландский фунт - 282,6;
  • португальское эскудо - 1198,4.

Внешняя стоимость немецкой марки с 1972 года по август 1997 года возросла также по отношению к доллару США (на 74,9% и к английскому фунту стерлингов (на 156%), но снизилась по отношению к японской иене (на 67%) и швейцарскому франку (на 69%), что повысило конкурентоспособность товаров Германии на рынках этих стран.

С 1 января 1999 года была реализована программа третьего этапа Маастрихтских соглашений и введена новая валюта в Европе «евро», немецкая марка, 50-летие которой отмечалось в июне 1998 года уступила свое место этой новой денежной единице.

По материалам книги "Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова" - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. - 622 с.

Конфискационную реформу января 1991 года, которую в Советском Союзе принято называть по фамилии первого и последнего премьер-министра СССР "павловской", многие считали одной из причин провала "августовского путча" ГКЧП и крушения сверхдержавы. Сегодня, когда в мире раскручивается маховик второй волны экономического кризиса, эти события приобретают особый подтекст.

У последней черты

Начало 1991 года ничего хорошего трещащему по швам Советскому Союзу не обещало.

Самая большая в мире супердержава быстро и уверенно катилась к своему развалу. На национальных окраинах Империи разгорались межэтнические столкновения, в гигантских очередях за всем на свете давилось население одной шестой части суши, ограничение продажи качественного алкоголя заставило традиционно пьющих советских людей упрямо глушить все, что хотя бы отдаленно напоминало спиртной напиток и безудержно спиваться от суррогата. Экономические реформы забуксовали окончательно, перестройка проваливалась, гласность добивала разоблаченные сталинистские останки КПСС.

Дефицит был глобальный. Народ уже не желал зрелищ - только бы хлеба. Квартирные воры перестали уносить из домов заношенные вещи и перешли на содержимое холодильников. Преступность шла к кооперации с цеховиками и властью, превращаясь в советскую мафию. Из первых кооператоров вырастали первые миллионеры. Из последних налетчиков - первые бизнесмены.

Армия и милиция разлагались вместе с обществом, не понимая, кого защищать и за кого воевать. В народе ходили упорные слухи о выводе "золота партии" за границу и вложении его в прибыльные зарубежные компании. Общество с надеждой смотрело на Запад, Запад благосклонно поощрял торжественное шествие к пропасти конкурирующей с ним Империи.

Полуголодная, полуодетая, злая от нахлынувшей правды безнадежно больная страна вкатывалась в 90-е годы XX века.

Переход от плановой экономики к рыночной на рубеже 1980-1990 годов в огромной полуголодной стране, с детства приученной к дефициту и очередям, проходил крайне болезненно и с большими материальными жертвами для населения. Почти 300 миллионов жителей, за исключением тонкой прослойки партийной и региональной элит, не могли обеспечить себя в достаточной мере продовольственными и промышленными товарами. Пустые полки магазинов стали привычным зрелищем для советских людей позднего СССР, а скромные зарплаты не позволяли им покупать продукты на дорогих колхозных рынках и в первых коммерческих магазинах-"комках".

При этом сложно назвать граждан СССР заката социализма "обществом потребления", требовавшим большого количества материальных благ. Люди жили от зарплаты до зарплаты, стремясь обеспечить семью в первую очередь достойным питанием, во вторую - крышей над головой.

В широких массах росло недовольство и озлобление, грозившее вылиться в голодные бунты против любой власти, которая не в состоянии будет их в первую очередь накормить и обеспечить товарами первой необходимости. Зарплату, однако, тогда платили аккуратно - ее задержка точно могла стать детонатором для социального взрыва. Но наличие постоянно обесценивавшихся "деревянных" рублей на руках при отсутствии товаров в магазинах делало их бессмысленной макулатурой.

По мнению доктора экономических наук, профессора Южного федерального университета Вячеслава Вольчика, "существовала избыточная денежная масса, природа которой была в нарастающих дисфункциях институтов плановой экономики. Хаотические и непоследовательные рыночные реформы разрушали систему централизованного планирования, но почти не способствовали созданию рыночных механизмов регулирования и институтов".

"Никакой подготовки к реформе не ведется"

Официальной причиной финансовой реформы называлась борьба с фальшивыми банкнотами, "забрасываемыми недругами из-за рубежа", а также с нетрудовыми доходами граждан. Так было легче объяснить задумку с точки зрения привычной советской идеологии тех лет. Неофициально все прекрасно понимали, что необходимо было избавиться от избыточной денежной массы напечатанных в конце 1980 годов купюр для исполнения социальных гарантий, скопившихся на руках населения и разгонявших дефицит товаров народного потребления.

Главным мотором реформы стал 53-летний министр финансов Валентин Павлов, называвший себя сторонником "государственного капитализма". С августа 1986 года он возглавлял Госкомитет СССР по ценам и был в курсе не идеологического, а реального положения дел и давно выискивал различные способы изъятия у населения необеспеченных товарами денежных средств.

В качестве вариантов фигурировали порядка десятка различных концепций, от уже обкатанных на других странах, так и самых парадоксальных. Одна из них, например, предусматривала введение так называемых "параллельных денег" по образцу золотого червонца 1920-х годов, но в безналичном обороте. Другая - простое конфискационное аннулирование всех старых денег без их обмена и механизма кредитного эмиссионного регулирования (на опыте ФРГ и жесткой реформы 1948 года канцлера Конрада Аденауэра, фактически ликвидировавшего таким образом "черный рынок"). Третья - компромиссный вариант в виде компенсационного обмена с изменением масштаба национальной валюты и изъятия накоплений сверх строго установленной денежной суммы.

Реформа была необходима, - утверждает Вячеслав Вольчик, - Но реформа не должна быть только денежной. В СССР в то время давно назрели глубокие структурные реформы в экономике. Это, прежде всего, реформы в сфере экономической координации и ценообразования. Необходимо было начать "выращивание" рыночных институтов, которые впоследствии позволили бы сформироваться рынкам не только потребительских товаров, но и факторов производства.

Сам Валентин Павлов, придя на пост министра финансов в июле 1989 года, постоянно носился с идеей реформы, которая, по его задумке, должна была не только ограничиваться изъятием избыточной денежной массы, но и привести к повышению цен с учетом себестоимости товаров и услуг. Более того, особо министр настаивал на том, чтобы провести обмен в максимально сжатые сроки, дабы хранящиеся гражданами не в банке, а "в кубышке" денежные накопления либо не успели, либо не сумели сдать в полном объеме. В Минфине не сомневались, что подавляющей массе населения из мизерных зарплат копить нечего - держать под подушкой заначки в крупных купюрах способны лишь "бесчестные люди".

Реально проблемы с инфляцией и обнищанием населения начались в 1988-м с появлением кооперативов, - считает известный экономист, руководитель компании экспертного консультирования Михаил Хазин. - Не с каждого конкретного кооператора, а с самой модели, при которой можно было деньги из государственных предприятий выкачивать через кооперативы. Чтобы в условиях кризиса финансировать социальные проекты, государство довольно много напечатало денег в конце 1980-х. Они тоже концентрировались у части населения, мягко говоря, не совсем законными способами. И павловская реформа, в том числе, должна была эти деньги отсечь.

При этом министр прибег к старой "страшилке", подав летом 1990 года секретную записку президенту Михаилу Горбачеву и председателю Совета министров СССР Hиколаю Рыжкову. В ней он объяснял необходимость обмена именно 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года тем, что якобы именно эти банкноты в большом количестве вывезены за границу, а в СССР сосредоточены в руках теневого капитала. Председатель Совмина запросил таможню о пересечении наличности через границу. Оттуда ему сообщили, что из страны как правило утекают алые десятирублевые купюры, а не желтоватые "сотенные".

Препирательства по поводу радикализации реформ сначала отправили Рыжкова в больницу с обширным инфарктом, а оттуда - в отставку стремительно теряющим популярность Горбачевым, которому необходим был человек, взваливший бы на себя ответственность за будущие непопулярные шаги.

Амбициозный Валентин Павлов с его реформой как раз прекрасно подходил на эту роль. Его и утвердили премьером 14 января 1991 года. Аккурат на следующий день после штурма группой "Альфа" вильнюсского телецентра, повлекшем за собой многочисленные жертвы среди населения литовской столицы. Это потом уже расследование установит, что в спину мирного населения с крыш домов стреляли провокаторы из националистического движения "Саюдис". Но на тот момент приход к руководству правительства "госкапиталиста" уже прочно связали с 15 убитыми и 600 ранеными в Вильнюсе. Впрочем, сам будущий реформатор Валентин Павлов сразу же начал руководство кабинетом с откровенной дезинформации.

Никакой подготовки к реформе не ведется, - уверял он с высокой трибуны. - Во-первых, денежная реформа - это только часть комплекса мероприятий, направленных на оздоровление экономической ситуации, и изолированное ее проведение без решения других задач ни к чему не приведет. Во-вторых, проведение реформы обойдется государству примерно в 5 миллиардов рублей. В-третьих, существующие мощности по выпуску дензнаков позволяют накопить необходимое количество новых денег в течение трех лет.

Журналисты деловых изданий указали премьеру на запечатанные кипы банкнот, которые им удалось запечатлеть на фото в различных банках, ссылались на неназванные источники в финансовой сфере. Но "единожды солгавшему" Павлову вторил тогдашний председатель правления Госбанка СССР Виктор Геращенко, на всех углах опровергавший слухи о предстоящей реформе.

Потом все это вранье объясняли "повышенной секретностью операции".

Ни веры, ни надежды, ни любви

Привыкшая к традиционному идеологическому лицемерию, мало что сведущая в рыночной экономике страна смутно подозревала некий подвох со стороны руководящей и направляющей партии. Доверия первые лица государства у рядовых советских граждан уже не вызывали. Информация о подготовке денежной реформы просачивалась из финансовых структур через знакомых, и кое-кто успевал обменять "полтинники" и "сотки" загодя. Один из ростовских криминальных авторитетов, попросивший называть его Гариком, рассказал корреспонденту "РГ", что за два дня до объявления реформы один из "подшефных" кооператоров показывал ему домашний секретер, доверху набитый мелкими банкнотами, разменянными "теневиками" через банковские каналы. Накануне "акции" часть населения успела сбросить часть "реформированной" наличности в кассах метро, железнодорожных вокзалов, у таксистов, в магазинах. Но таковых были единицы.

О будущей реформе все подозревали, но никто не знал точно, когда каким образом ее будут проводить. Это обсуждалось в транспорте, на производстве, в колхозах, вузах, экспедициях, в армии, но большая часть обсуждающих сходилась на том, что с одной стороны "копить вроде нечего", с другой, "все равно обманут". Истина конечно же была где-то рядом.

22 января президент Горбачев подписал указ об изъятии из обращения 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года и обмене их на более мелкие банкноты или купюры нового образца. При этом обмен наличности в сумме до 1 тысячи рублей осуществлялся только в течение трех дней - со среды по пятницу 23-25 января, а снятие наличности в Сбербанке ограничивалось 500 рублями. До конца марта можно было поменять деньги уже в специальных комиссиях, которые рассматривали каждый неуложенный в отведенные сроки случай в отдельности (командировка, экспедиция, состояние здоровья и прочее). Одновременно необходимо было доказать, откуда у человека взялась сумма свыше 1 тысячи рублей.

Указ президента зачитали в 21.00 в вечернем выпуске программы "Время", когда почти все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты.

Самые сообразительные в панике бросились спасать свои кровные. Кто отправлял перевод на имя жены на все "паленые" купюры, кто покупал несколько билетов на поезд или самолет на разные рейсы, чтобы затем их сдать. Но это успели сделать лишь единицы, ибо времени было лишь до полуночи.

С утра среды в сберкассы выстроились гигантские очереди, в которых стояли "делегаты" от трудовых коллективов, отправленные менять деньги целых бригад. Ставка организаторов реформы на "рабочий день" себя частично оправдала - многие физически не смогли добраться от станка до банка, до своих тайников и кладов.

Впрочем, где-то местные власти пошли навстречу трудящимся, и деньги меняли на почте, на производстве. В очередях возникали потасовки, кому-то становилось плохо, и правительство тогда материли, на чем свет стоит.

По утверждению того же Гарика, имеющего за плечами 17-летний "стаж" пребывания в местах отдаленных, в ростовской колонии строгого режима ее начальнику предлагали взятку в размере 500 тысяч рублей за то, чтобы он на сутки под "честное воровское" отпустил одного из здешних "сидельцев" для того, чтобы поменять тюремный "общак". Тот отказался. Почему начальник не взял столь внушительный куш, стоит только догадываться. Может действительно взыграла тогда еще не ставшая анахронизмом профессиональная гордость? А может и просто испугался, посчитал это за тонкую провокацию. Взятка на такую сумму тянула на "расстрельную" статью при любых погонах.

Способ проведения реформы был абсолютно неправильным с сегодняшней точки зрения, - считает Вячеслав Вольчик. - Но если рассуждать, как тогдашнее советское руководство, то другого способа проведения денежной реформы просто не существовало. Практически все советские реформы носили конфискационный характер. И реформа 1991 года не была исключением.

В итоге изъять из обращения удалось порядка 14 миллиардов рублей, хотя по замыслу организаторов реформы обмену подлежало 51,5 из 133 миллиардов наличных банкнот (39 процентов).

Одновременно и вклады в Сберегательном банке были заморожены. На них начислялись 40 процентов годовых, но деньги можно было получить наличными... только в следующем году. А что с ними произошло после 1 января 1992 года все помнят.

Помимо этого, национальный доход по сравнению с 1990 годом уменьшился на 20 процентов, а дефицит государственного бюджета в 1991 году составлял, по разным оценкам, от 20 до 30 процентов валового внутреннего продукта.

Интересно, что после завершения обмена премьер Павлов выступил в печати с обвинениями в адрес западных банков в скоординированной деятельности по дезорганизации денежного обращения в СССР. Более того, в рамках второго этапа реформы так же без предварительного объявления уже со 2 апреля в СССР втрое выросли цены на товары народного потребления, которые десятилетиями оставались стабильными. Это привело к совершенной утрате всякого доверия к правительству у населения, посчитавшего себя дважды ограбленным. По опросам общественного мнения, именно "павловская реформа" послужила одной из основных причин провала попытки государственного переворота, предпринятого консервативной частью Политбюро ЦК КПСС и правительства в августе 1991 года. Примечательно, что в составе ГКЧП тогда фигурировал и неудавшийся реформатор Валентин Павлов...

Может быть, неоднозначно это покажется, - вспоминал он потом, - но дело заключается в том, что очень мало кто в то время понимал и верил в то, что вопрос идет не об идеологии. Вопрос не идет о формах собственности, о хозяйствовании, о реформах, а вопрос идет о государстве.

Но это все было потом. А тогда, в конце января 1991 года жители страны прощались не только с пропавшими "заначками", но и с частью своего общего прошлого. Жители Владикавказа (только что переименованного из советского Орджоникидзе) до сих пор вспоминают, как утром 26 января 1991 года, через день после прекращения обмена купюр, к зданию Госбанка подошел хорошо одетый мужчина с чемоданом. Открыл его, вывалил в снег гору пятидесятирублевок и поджег ее на потеху прохожим. Вместе с ними горела в пламени самого дорогого в Северной Осетии костерка и вера в "ум, честь и совесть нашей эпохи".

Однако предложения советской делегации не были услышаны западными державами ни на четвертой сессии СМИД, ни на двух последующих – Лондонской и Парижской. Более того, в условиях создания западного военного союза, европейские государства взяли курс на расчленение Германии и создание западногерманского государства.

Уже к началу 1948 года представители США и Великобритании прекратили всякую деятельность в органах Союзного контрольного совета, связанную с осуществлением основных положений Ялтинской и Потсдамской программ. А в первой половине 1948 года США, Великобритания и Франция проводят в Лондоне ряд сепаратных совещаний по вопросам, касающихся Германии. Принятые совещаниями рекомендации по таким вопросам как будущее устройство Германии, контроль над Рурской областью и выплата репараций представляли собой программу сепаратной политики трех держав в Германии и конкретные мероприятия по завершению ее раскола.

Экономической мерой, обозначившей раскол Германии, принято считать денежную реформу, проведенную западными державами. Вообще, в историографии, посвященной проблеме раскола Германии, есть мнение, что денежная реформа как одна из крупнейших проблем экономической жизни и оккупационной политики союзников, могла бы способствовать объединению Германии, если бы этого хотели западные государства 16 . При этом, как отмечает немецкий журналист, занимающийся исследованием проблемы раздела и воссоединения Германии, Оскар Ференбах “в действительности денежная реформа оказалась мерой раскола страны, разорвала экономические связи внутри Германии, в короткий срок провела внутри страны барьер, неизмеримо мощный, чем условные зональные границы” 17 .

Также в отечественной историографии преобладает точка зрения, что подобная сепаратная денежная реформа, проведенная в западных зонах, была рассчитанным ударом не только по единству Германии, но и, в том числе, по экономике советской зоны 18 . Возможные последствия замысла организаторов сепаратной реформы заключались в том, что в экономике восточной части Германии мог возникнуть хаос под влиянием нерегулируемого наплыва обесцененных бумаг.

Для предотвращения этой опасности советская администрация предприняла решительные действия. Так, приказами главнокомандующего советской военной администрации в Берлине с 1 апреля 1948 года вводятся меры, упорядочивающие контроль на демаркационной линии советской зоны за передвижением людей и перевозкой грузов. Дополнительными приказами запрещался ввоз как старых, так и новых денежных знаков. Лишь 24 июня 1948 года по предложению Немецкой экономической комиссии в советской зоне была проведена денежная реформа и введены новые денежные знаки, что позволило стабилизировать ситуацию.

Практическое оформление раздела Германии началось с июля 1948 года и связано с совещанием представителей английской, американской, французской администраций во Франкфурте-на-Майне. Параллельно с этим совещанием в Вашингтоне проходило совещание министров иностранных дел США, Великобритании и Франции, где был одобрен документ, касающийся оккупационной политики трех держав в Германии – так называемый “оккупационный статут” Западной Германии, который должен был заменить собой все четырехсторонние соглашения по управлению ею в период оккупации 19 . При этом, необходимо отметить, что заключительный этап подготовки оформления западно-немецкого государства проходил в большой спешке. Среди исследователей “германского вопроса” бытует мнение, что влиятельные круги США явно торопились использовать сохраняющееся напряжение в отношениях с СССР для решения важных вопросов своей европейской политики 20 . Данный вывод можно подкрепить следующими историческими фактами: ведь еще до своего формального провозглашения, западногерманское государство было включено в систему “плана Маршалла” и в тоже время готовился проект военно-политического блока с участием Западной Германии.

8 мая 1949 года западногерманский Парламентский совет принимает конституцию нового государства, которая утверждается командующими западных оккупационных зон. Таким образом, новое сепаратное государство фактически было оформлено. В сентябре 1949 года вновь созданный парламент избирает на должность канцлера Конрада Аденауэра.

Тем временем, подобные процессы развивались и в восточных германских землях с участием Советской военной администрации и при полной лояльности Коммунистической партии Германии во главе с Вальтером Ульбрихтом. Вообще, необходимо отметить, что две Германии стали рассматриваться в Москве и Восточном Берлине как главный европейский полигон “соревнования двух систем”, причем победа социализма рассматривалась предопределенной 21 . И, собственно, для достижения этой победы в Восточной Германии стали проводиться радикальнейшие реформы – управления, земельная, промышленная и другие, навсегда изменившие облик восточных земель по сравнению с западными.

29-30 мая в Берлине проходил Третий Немецкий конгресс, который утвердил проект Конституции единой Германской Демократической Республики. Формирование правительства было поручено Отто Гротеволю.

Таким образом, был закреплен окончательный раздел Германии. При этом, как отмечают исследователи, после объявления о создании “неделимой демократической республики” стал очевиден политический дуализм политики Москвы в “германском вопросе”: одна политика по отношению к “братской ГДР”, другая – к “бастиону империализма и реваншизма” – ФРГ 22 .

С разделением Германии открылась новая эпоха глобального противостояния биполярного мира, наиболее острый период которого охватывает 50-60-е годы. Европейским конфронтационным центром становится советско-германская тема. При этом курс СССР и зависимого от него режима ГДР принципиально отрицал стратегию западногерманского капитализма, олицетворяемого коалицией ХДС\ХСС во главе с К.Аденауэром, который выступал в качестве непримиримого врага коммунизма. Так, в беседе с госсекретарем США А.Даллесом канцлер ФРГ говорил: “Цель СССР была и остается господство коммунизма над миром под руководством Советского союза. Единственным серьезным противником СССР считает США…Раскол Германии – не причина, но следствие напряженности между СССР и США” 23 . Необходимо отметить, что столь глобальная долгосрочная оценка укрепляла позиции США в Европе, как и позиции властных структур в ФРГ. Обе Германии оказывались в центре нового губительного противостояния Востока и Запада.

Первые планы, направленные на объединение Германии и решения выхода из сложившейся ситуации, обозначились в 1953 году, когда, К.Аденауэр прокомментировал кризисные события в Восточном Берлине: ”События в Берлине получили широкий отклик у немецкой общественности и в мире. Изменение жизни немцев в советской зоне и в Берлине может быть достигнуто только восстановлением немецкого единства в условиях свободы. Путь к нему лежит через обеспечение свободных выборов во всей Германии, заключение с этим правительством мирного договора, свободное обсуждение урегулирования в этом договоре все еще открытых территориальных вопросов, обеспечение свободы действий для всегерманского парламента и единого германского правительства в рамках принципов и целей ООН” 24 . Само собой, что эти предложения, означавшие и полное изменение внешней политики, и ликвидацию ГДР, не имели последствий. С другой стороны, советское руководство также пыталось найти выходы из сложившейся ситуации. Так, сменивший И.В.Сталина Н.С.Хрущев предлагал превратить Западный Берлин в вольный город, причем права СССР должны быть переданы ГДР. Это требование, столь же утопическое, как и планы К.Аденауэра, было нереальным и Н.С.Хрущев вскоре от него вынужден был отказаться 25 .

Новый острейший кризис в центре Европы, в Берлине, завершился возведением 1 августа 1961 года Берлинской стены. Предпосылки данного кризиса можно рассмотреть в политике восточногерманского руководства, в частности, Вальтера Ульбрихта. Так, еще в 1957 году правительство ГДР обнародовало план под названием “Путь немецкой нации к обеспечению мира и воссоединению Германии”. В качестве первого шага предполагалось создание конфедерации ФРГ и ГДР на основе международного договора, выход из НАТО и ОВД, вывод всех иностранных войск. И, что очень важно, объединение рассматривалось как исключительно национальное дело немецкого народа 26 . Для реализации замысла Ульбрихту требовалось международное признание ГДР, при этом он связывал осуществление своих планов с ужесточением политики СССР в германском вопросе.

Помимо внешнеполитических мотивов, важнейшей причиной стремления руководства обеспечить срочное решение проблемы Западного Берлина было резкое ухудшение экономической ситуации в ГДР и, как следствие, лавинообразно росло число перебежчиков из ГДР в ФРГ, при этом бегство, как правило, осуществлялось через Берлин.

Безусловно, что в этих условиях партийным и государственным руководством ГДР все больше овладевало чувство того, что ГДР угрожает скорый экономический крах. При этом единственным выходом из сложившейся кризисной ситуации, по мнению руководства ГДР, было ужесточение контроля над коммуникациями между двумя секторами Берлина 27 .

Анализируя развитие Берлинского кризиса, многие исследователи приходят к выводу, что В. Ульбрихт спровоцировал его обострение. Так, Валентин Михайлович Фалин, участник событий 1961 года, впоследствии занявшийся исследованием “германского вопроса”, обращает внимание на то, что заявление В.Ульбрихта на пресс-конференции 15 июля 1961 года о том, что руководство ГДР не планирует установить стену между восточным и западным Берлином, вызвало панику в ГДР и подтолкнуло Н.С.Хрущева согласиться на выдвинутый в марте 1961 года план установления барьера из колючей проволоки вокруг Западного Берлина 28 .

В конечном итоге, Берлинский кризис привел к возведению 13 августа 1961 г. стены (с согласия СССР и других стран ОВД) между восточным и западным секторами Берлина, а также вокруг Западного Берлина, по всей длине снабженной сторожевыми башнями с вооруженными часовыми, которые получили приказ стрелять в каждого, кто попытается перебраться через нее.

При этом, как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, оба германских государства продолжили путь к приобретению полного суверенитета и собственной национальной идентификации 29 . Окончательно оформленный раскол Германии оказал глубокое влияние на национальное самосознание немцев, как на западе, так и на востоке страны.

Возведение Берлинской стены, было, пожалуй, важнейшей попыткой преодолеть кризис не столько общегерманский, сколько восточногерманской идентичности: были установлены границы между двумя Германиями.

Борьба политических интересов на территории Германии. Первой пробой сил в великом противостоянии двух миров стал Берлинский кризис 1948 г. Согласно решениям Ялтинской и Потсдамской конференций союзников был разработан международный правовой статус послевоенной Германии и Берлина. Столица германского рейха была поделена на четыре зоны оккупации: английский, американский, французский и советский сектора. Стороны оговорили, что все действия в отношении оккупированных территорий будут предприниматься совместно. Уже в первые месяцы по окончании войны стало очевидно, что тщательно разработанные и согласованные положения конференций союзников «по германскому вопросу» не более чем декорация. На территории Германии развернулась ожесточенная борьба политических интересов. Каждая из противоборствующих сторон стремилась использовать в свою пользу все обстоятельства: от вполне легальной деятельности партий и профсоюзов до откровенного шпионажа и провокаций.

Денежная реформа в Западной Германии. Шаткий баланс интересов был нарушен летом 1948 г. Вопреки Потсдамским договоренностям союзники провели в своей зоне оккупации (в Западной Германии) денежную реформу. Переговоры союзников о единой денежной реформе ни шатко ни валко велись, начиная с 1947 г., в Союзном контрольном совете. Не добившись понимания, западная сторона, с одобрения и при активном участии США, предприняла сепаратную денежную реформу в своей зоне оккупации, объявив об этом советским «коллегам» за два часа до ее начала. Реформа была проведена на высоком уровне и, конечно, способствовала стабилизации экономики Западной Германии, но не ничем не обеспеченная денежная масса хлынула в советскую зону оккупации, включая Берлин.

«Самоблокада» Берлина. Принять адекватные экономические меры советская сторона не сумела. Западная марка быстро завоевывала валютный рынок, производя полный экономический хаос в Восточной части Германии. Не совладав с создавшейся ситуацией экономическими методами, советское руководство предприняло силовые действия, блокировав Западный Берлин. Для «широкой общественности» в ход был пущен неуклюжий пропагандистский штамп о «самоблокаде» Берлина. Дескать, население Западного Берлина, науськиваемое империалистами, голодает намеренно, чтобы опорочить таким манером великое дело социализма. СССР действительно предлагал берлинцам продовольственную помощь, но на условиях, заведомо неприемлемых.

Западный Берлин оказался в исключительно тяжелом положении. Нехватка электроэнергии привела к параличу промышленности, массовой безработице, не хватало продуктов питания. К чести берлинцев они не поддались откровенному шантажу со стороны советского руководства и немецких прокоммунистических кругов.

Ответные меры. Блокада Берлина вызвала ответные меры. Западная пресса пестрела угрожающими заявлениями: «В наших руках решающие козыри. Наша сторона, а не Советский Союз обладает атомным оружием и могла бы… буквально стереть с лица земли мощь советского Союза», - кровожадно призывала одна из английских газет. Трумэн еще в начале берлинского кризиса демонстративно приказал перебросить в Западную Германию тяжелые атомные бомбардировщики. Западные страны, прежде всего США, организовали «воздушный мост» в Западный Берлин для поставки продовольствия. Эта помощь была мизерной, город оказался на грани физического вымирания.

Образование двух Германий. Достигнутое под давлением СССР 30 августа 1948 г. четырехстороннее соглашение о восточно-европейской марке как единственной немецкой валюте оказалось фикцией. Уже в марте 1949 г. западно-берлинские власти дезавуировали соглашение и ввели западно-германскую марку как «единственную платежную единицу». Долгие переговоры между бывшими союзниками оказались бесцельными. Лишь к осени 1949 г. многомесячное балансирование на грани войны разрешилось образованием двух Германией.

Создание СССР ядерного оружия. 1949 г. - рубежная дата в формировании противоборствующих военно-политических систем. Западный мир получал одну за другой существенные пробоины. Раскол Германии, национальное движение в Индии, образование коммунистического Китая, начало войны в Корее. Но самым грандиозным ударом было известие о создании в СССР ядерного оружия. Сказать о том, что Западный мир был потрясен этим фактом, - значит, не сказать почти ничего. Это было даже не потрясение, а контузия с тяжелыми последствиями. Первое удачное испытание советской атомной бомбы (кстати, рядовые участники испытаний не были предупреждены о последствиях облучения) кардинально меняло расстановку сил в мире. Это обстоятельство давало новые козыри советскому руководству и заставляло США c союзниками изыскивать новые средства для утверждения собственных истин в мире. Одним из способов мобилизации сил и ресурсов западных стран стала организация НАТО. В ответ Сталин успешно проводил свою линию в отношении лидеров «демократических» стран Восточной Европы (за исключением неожиданно «взбрыкнувшего» диктатора Югославии Иосипа Броз Тито, зачисленного советской пропагандой в пособники фашистов), Китая.

К началу 1950-х гг. «холодная война» стала общепризнанной реальностью послевоенного мира.