Приведите письменно в тетради по одному примеру различных суждений с использование известных вам логических союзов и кванторов. Вопросы для самоконтроля

Какие гарантии осуществления предпринимательской деятельности называет автор? Назовите две гарантии. Приведите по одному примеру реализации каждой из них на практике.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Право на осуществление предпринимательской деятельности должно реализовываться в рамках границ, очерченных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере. Совокупность правил, приемов и способов государственного регулирования предпринимательской деятельности образует режим ее осуществления. Говорят как об общем правовом режиме, распространяющимся на всех субъектов (например, регистрационный режим), так и о специальном режиме, под действие которого по¬падает либо определенная часть субъектов предпринимательского права (например, банки, биржи), либо субъекты, осуществляющие определенный вид деятельности (лицензионный режим).

Конституционное право на осуществление предпринимательской деятельности обеспечено гарантиями. Среди гарантий в первую очередь необходимо назвать возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности, возможность ограничения прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

К гарантиям права на осуществление предпринимательской деятельности относят возможность свободного выбора: вида, сферы деятельности; территории осуществления деятельности; организационно-правовой формы осуществления деятельности.

Под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами.

Действующее законодательство устанавливает следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечисленные организации по законодательству Российской Федерации являются коммерческими.

Помимо коммерческих действующим законодательством предусмотрена возможность создания организаций некоммерческих. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. В том случае, если некоммерческой организации законом или уставом предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, ради которых эта организация создана, прибыль от такой деятельности не распространяется между ее участниками, а направляется на достижение уставных целей.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным (экономическим)... В рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов.

(И.В, Ершова)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указаны две гарантии:

Возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности, возможность ограничения прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства;

Возможность свободного выбора: вида, сферы деятельности; территории осуществления деятельности; организационно-правовой формы осуществления деятельности.

2) приведены примеры реализации каждой из них на практике, например:

ООО "Дом" обратилось в арбитражный суд с претензией к МУП "Водоканал" по поводу нарушения договорных обязательств;

Индивидуальные предприниматели Николай Р и Алексей И. решили создать полное товарищество, для чего подписали Учредительный договор, куда занесли сведения составе и размере складочного капитала, после чего прошли государственную регистрацию;

Могут быть приведены другие примеры.

Предметная область: Право. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности

Предлагаем вашему вниманию тренировочный комплект олимпиадных заданий из разных разделов языкознания. Материалы могут быть использованы учителями и школьниками старших классов для подготовки к олимпиадам разных уровней (школьным, муниципальным, региональным), ключи к заданиям дают возможность самопроверки. Мы надеемся, что наш опыт будет интересен и полезен также и нашим коллегам – членам жюри, участвующим в подготовке и проведении региональных олимпиад по русскому языку, и рассчитываем на творческое использование наших материалов, так как новая форма или идея поможет значительно разнообразить содержание олимпиадных заданий.

Задания для учащихся 9-го класса

1. Перечислите гласные, которые могут чередоваться с нулем звука, т.е. быть «беглыми». Приведите по два примера на каждый случай.

2. Объясните слитное и раздельное написание выделенных слов.

Выражение лица ее также сделалось так же принужденно. (М.Ю. Лермонтов. Княгиня Лиговская)

3. Определите лексическое значение существительных полдень и полночь (полнощь), а также производных от них прилагательных полуденный, полночный (полнощный) в каждом из приведенных отрывков произведений А.С. Пушкина. В чем заключается общая особенность семантики указанных слов?

1) Меж нами есть одно преданье: / Царем когда-то сослан был / Полудня житель к нам в изгнанье. («Цыганы»); На утренней заре пастух / Не гонит уж коров из хлева, / И в час полуденный в кружок / Их не зовет его рожок. («Евгений Онегин»); Пора покинуть скучный брег / Мне неприязненной стихии, / И средь полуденных зыбей, / Под небом Африки моей, / Вздыхать о сумрачной России... («Евгений Онегин»)

2) И утро в полночь обратя, / Спокойно спит в тени блаженной / Забав и роскоши дитя. («Евгений Онегин»); Родился я под небом полунощным , / Но мне знаком латинской музы голос. («Борис Годунов»); Теперь полунощной порой / У спящего теснит дыханье / Домашний дух. («Цыганы»); Вперед! Мечом и грудью смелой / Свой путь на полночь пробивай. («Руслан и Людмила»)

4. Как возникло и что обозначает в современном языке устойчивое сочетание проба пера ?

5. Приведенные ниже примеры разделите на две группы (выпишите только номера предложений) в зависимости от значения постфикса -ся в возвратном глаголе и поясните свой ответ.

1) Кошка царапается. 2) Проволока гнется. 3) Сухая трава колется. 4) Орехи легко колются. 5) Крапива больно жжется. 6) Ящик не выдвигается. 6) Эта краска смывается. 7) Уголь пачкается.

6. Известно, что в русском языке начиная с XVIII века «формы множественного числа употребляются для выражения почтительной вежливости к собеседнику, для выражения официальной далекости и корректной обходительности» (Виноградов В.В. Русский язык).

Какие особенности употребления «множественного вежливого», уже не соответствующие современной языковой норме, отражены в репликах персонажей комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

Лиза (Молчалину):

Скажите лучше, почему
Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы.

Лиза (Фамусову):

Пустите, ветреники сами,
Опомнитесь, вы старики.

Фамусов (Скалозубу):

Вы повели себя исправно.
Давно полковники, а служите недавно.

Фамусов (о Максиме Петровиче и реакции императрицы на его шутовское падение):

Был высочайшею пожалован улыбкой,
Изволили смеяться.

7. Укажите в данных предложениях индивидуально-авторские слова, образованные по одной и той же модели. Каким способом они образованы? Приведите не менее трех примеров общеупотребительных слов, образованных по данной модели.

1) Потом рядом со мной возникли два прозрачных человека, встали в позы и начали говорить. Один держал в правой руке лопату, а в левой сжимал свиток пергамента. Другой опирался на киркомотыгу и рассеянно играл огромной медной чернильницей, подвешенной к поясу. (А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу)

2) – Я хочу докопаться до азиатских пустынь, – сказал он, – там пески засосали замки, усадьбы, города, там обсерватории, библиотеки, театры – империя каких-нибудь персогреков. (Ю.Домбровский. Факультет ненужных вещей). 3) И они двинулись в танце по кругу, чуть приседая на каждом шагу, ритмично покачиваясь и издавая какие-то криковдохи. (Л.Улицкая. Веселые похороны).

8. В приведенных ниже словах графически выделите морфему, в состав которой входит сочетание ей. Какая из данных словоформ допускает два варианта разбора?

Ничей, ключей, погорячей, ручей, статей, полей, злей, пришей, под крышей, шейный.

9. Какая архаичная синтаксическая черта, типичная для литературного языка XVIII – начала XIX в., отражена в следующих предложениях? Каково требование современной литературной нормы в отношении этих конструкций?

1) С знакомцем съехавшись однажды я в дороге, / С ним вместе на одном ночлеге ночевал. (И.А. Крылов) 2) Глядя епископ на пепел пожарный, / Думает: «Будут мне все благодарны». (В.А. Жуковский) 3) В тени фиалка притаясь, / Зовет к себе талант безвестный. (П.А. Вяземский) 4) По крайней мере, мне казалось иногда, / Что, сидя ты со мной, не в духе… (А.С. Грибоедов)

10. Проанализируйте особенности выражения сравнения в приведенных примерах.

1) …а над невысокими домами, в бледно-розовом морозном небе, среди столбов голубого, синего и лилового дыма, поднимающегося из труб, перед нами уже начинала светиться полная луна, холодная и яркая, как серебряный полтинник. (В.П. Катаев) 2) Луна висела над собором большая, мутно-прозрачная, как кусок янтаря над свечкой. (Ю.О. Домбровский) 3) И луна плыла, как лодка, и ладья плыла луною. (Ю.Мориц)

Сочините свои сравнения – образы луны, используя различные языковые средства выражения сравнения.

Задания для учащихся 10-го класса

1. Основная функция буквы г заключается в обозначении на письме звуков [г] – г од и [г’] – г ид. А какие еще звуки может обозначать эта буква? Приведите по одному примеру на каждый случай.

2. В некоторых из приведенных ниже слов допущены орфографические ошибки. Перепишите все слова верно. В выделенных словах укажите признаки их иноязычного происхождения.

Инцидент, прецендент, будущий, жаждующий, апелляция, предыстория, интригант, эликсир, масонство, агенство, компроментировать, иммиграция, эмиграция.

3. Слово марионетка является суффиксальным производным от заимствованного в XVIII веке существительного марионетта (франц. marionetta ). В каких значениях употребляется это слово в современном языке? Что объединяет слово марионетка с исконно русскими названиями кукол матрешка и петрушка ?

4. Известно евангельское выражение: Зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но на подсвечнике . Что обозначает устаревшее слово спуд ? Назовите слова и выражения современного русского языка, возникшие на основе формы под спудом, и укажите их значение.

5. а)Определите значение слова ужо в речи героев романа И.А. Гончарова «Обломов». К какой части речи относится это слово?

1) – Не получили ли вы письма от Андрея Иваныча? – спросила она [Ольга]. – Получил, – ответил Обломов. – Что он пишет? – Зовет в Париж. – Что ж вы? – Поеду. – Когда? – Ужо… нет, завтра… как соберусь. 2) Она повела глазами вокруг, по деревьям, по траве, потом остановила их на нем, улыбнулась и подала ему руку. – Разве мне не будет больно ужо, когда вы будете уходить? – прибавила она.

б) В каком значении употреблено это слово Евгением – героем поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»?

<….> Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный! –
Шепнул он, злобно задрожав, –
Ужо тебе!..» И вдруг стремглав
Бежать пустился.

6. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

ОCЕНЬ

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит,
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

(М.Ю. Лермонтов)

7. В романе Н.С. Лескова «Соборяне» читаем:

– Что это за ланпопо? – спросил Ахилла.

– Не ланпопо, а лампопо – напиток такой из пива и меду делается.

Слово лампопо носит шутливый характер, оно возникло в речи гусар – любителей смешивать напитки, по значению точно соответствует английскому по происхождению выражению фифти-фифти . Как образовалось это слово?

8. Объясните, почему возникает комический эффект в данном тексте.

Однажды Глупый Король решил пойти войной на другого, Неглупого короля и захватить его королевство. «Сколько раз я его просил добровольно отдать мне свое королевство, – говорил Глупый Король жене. – Но он отвечал, что я ерунжу, что в случае чего я очучусь в незавидном положении. Но теперь я его убежу не словами, а превосходящей силой и техникой, я обезлюжу его королевство!» (Ф.Д. Кривин)

9. Какие предложения (и части сложных предложений) являются односоставными, а какие – двусоставными? Укажите тип односоставных предложений.

1) Что за утро! 2) На улице безлюдно. 3) Здесь растут сосны, а подальше – березы. 4) Его окликнули. 5) Уже идет! 6) Давайте споем! 7) Когда он подготовится, то прекрасно отвечает. 8) Осень нынче чудесная.

10. Охарактеризуйте особенности сравнения, использованного в данном фрагменте поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».

Но вот, насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,
Своим любуясь возмущеньем
И покидая с небреженьем
Свою добычу. Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой!..
И, грабежом отягощенны,
Боясь погони, утомленны,
Спешат разбойники домой,
Добычу на пути роняя.

Задания для учащихся 11-го класса

1. Перед вами начало одной из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные: помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайла не попали. («Премудрый пискарь»).

а) Как долго удалось прожить родителям премудрого пескаря? Объясните значение и происхождение выражения аридовы (аредовы) веки . б) Написание пи скарь , ари довы веки является устаревшим с точки зрения современной орфографической нормы. Когда были утверждены «Правила русской орфографии и пунктуации», действующие ныне? Приведите свой пример устаревших орфографических вариантов слов, которые встречались вам в произведениях русской литературы, изданных до принятия этого документа, упорядочившего наше правописание.

2. Один из героев повести А.П. Чехова «Черный монах» – садовод Егор Семенович Песоцкий говорит о будущем своей дочери:

– Может, это и эгоизм, но откровенно говорю: не хочу, чтобы Таня шла замуж. Боюсь! Тут к нам ездит один ферт со скрипкой и пиликает; знаю, что Таня не пойдет за него, хорошо знаю, но видеть его не могу!

Каково значение и происхождение слов ферт и пиликать ? Какую роль играют эти слова в характеристике говорящего – отца Тани? Ср. оценку жениха в авторском повествовании: К Песоцким <…> иногда приезжал молодой человек, сосед, хорошо игравший на скрипке .

3.Определите лексическое значение выделенных слов. К какой части речи относятся эти слова? Как они образовались?

I. 1) Прежде, как Богу-то чаще молились, и земля лучше родила. Урожаи-то были не нынешние, сам-четверт да сам-пят, сторицею давала земля. (М.Е. Салтыков-Щедрин . Господа Головлевы). 2) Угоды наши скудные, / Пески, болота, мхи, / Скотинка ходит впроголодь, / Родится хлеб сам-друг. (Н.А. Некрасов . Кому на Руси жить хорошо)

II. 1) <…> ибо купцы по торговым дням приходили сюда сам-шест и сам-сём испивать свою известную пару чаю. (Н.В. Гоголь . Мертвые души) 2) И лишь зимой, в морозы и метели, / Я помню, мы безвыходно сидели / Сам-друг с тобой в разрушенном дому. (Н.А. Некрасов . Затворница)

4. Объясните значение выделенного в предложении устойчивого выражения.

У нас, в нашем городе, Сосновская скоро стала притчей во языцех . (И.А. Бунин. Дело корнета Елагина)

Переведите на современный язык архаичную форму во языцех . Приведите свой пример фразеологизма, в составе которого закрепилась какая-либо древняя грамматическая форма имени или глагола.

5. Внимательно прочитайте текст, написанный просветителем XVIII века Феофаном Прокоповичем. Кратко сформулируйте главную мысль текста. Объясните лексическое значение выделенных слов и приведите примеры современных слов, этимологически родственных данным.

Если в мучительские осужден кто руки,
Ждет бедная голова печали и муки,
Не вели томить его делом кузниц трудных,
Не посылать в тяжкие работы мест рудных:
Пусть лексикон делает – то одно довлеет,
Всех мук роды сей един труд в себе имеет.

6. Выпишите из данного списка те словоформы, в составе которых есть нулевые морфемы. Сгруппируйте примеры по типу нулевой морфемы.

Прочитать, гений, синий, прорубь, свой, золотой, подсказал, принес, волчий, поделом, разгром, (много) рек, узнай, край, моложе, (несколько) семей, удаль, взахлеб, сжег, радость, нежен, улей, стричь, (без) ключей, прилягте, мамин (платок), добр, лишь.

7. Охарактеризуйте особенности числа каждого имени существительного в приведенном фрагменте текста.

Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в березах у межи,
Беспечно иволги болтают.

(И.А. Бунин)

8. Какими языковыми средствами создается комический эффект в приведенном ниже фрагменте текста (эпизод на занятиях в монастыре)? Объясните значение архаизма днесь.

– Василиса, что значит «днесь»? – этим вопросом начинала мать Анатолия занятия.

Василиса закатывала в потолок свой единственный глаз и неуверенно, в пятидесятый раз отвечала одно и то же:

Игуменья качала головой.

– Вчерась? – заливалась в смятении краской ученица.

(Л.Е. Улицкая. Казус Кукоцкого)

9. Дайте полную синтаксическую характеристику приведенному ниже предложению. Какие особенности построения, ритма и интонации делают предложение художественно выразительным? Каким термином называется такая форма организации предложений?

Как ни ярок был день, как ни золотило солнце те места на снегу ли, на деревьях ли, куда оно попадало прямыми лучами, как ни густа была синева там, куда не достигало солнце, как ни розовели вверху безлистые купы берез, как ни ослепительно сверкали иногда крупные кристаллики снега, когда глаза мои попадали на зайчика, отбрасываемого этими кристалликами, – все же ничего не было ярче красных грудочек снегирей. (В.А. Солоухин)

10. Проведите анализ средств межфразовой связи в данном описании.

На эстраде, за тюльпанами, где играл оркестр короля вальсов, теперь бесновался обезьяний джаз. Громадная, в лохматых бакенбардах горилла с трубой в руке, тяжело приплясывая, дирижировала. В один ряд сидели орангутанги, дули в блестящие трубы. На плечах у них верхом поместились веселые шимпанзе с гармониями. Два гамадрила в гривах, похожих на львиные, играли на роялях, и этих роялей не было слышно в громе и писке и буханьях саксофонов, скрипок и барабанов в лапах гиббонов, мандрилов и мартышек. (М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита)

ОТВЕТЫ. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

9-й класс

1. «Беглыми» являются гласные о о т – рта, уголо к – уголка), е е нь – дневной, глупе ц – глупца), и (соби рать – собрать, лиси й – лисья), ы (назы вать – назвать, вты кать – воткнуть). В редких случаях возможна (по аналогии) «беглость» других гласных, ср. зая ц – зайца.

2. Также – союз (= тоже); так же – наречие с частицей (так же, как…).

3. Полдень – 1) полдень, середина дня; 2) юг. Полночь – 1) полночь, середина ночи; 2) север. Соответственные значения и у производных прилагательных: полуденный – полуденный и южный, полночный (полнощный) – полночный и северный. Таким образом, общая особенность семантики указанных слов заключается в совмещении значений времени и места. Необходимо иметь в виду, что утраченное современным языком пространственное значение (полночь – север, полдень – юг) чрезвычайно широко отражается в классических художественных текстах XIX века, и незнание этой семантической черты, по-видимому, ведет к недопониманию многих произведений школьной программы.

4. Первый литературный опыт. От старинного обычая пробовать гусиные перья, черкая ими по бумаге: какое пишет лучше?

5. Группу 1 составляют предложения 1, 3, 5, 8; группу 2 – предложения 2, 4, 6, 7. Возвратные глаголы качественно характеризуют предмет, называя признак по действию – активный или пассивный. В группе 1 глаголы с -ся обозначают способность предмета производить действие, а в группе 2 – способность испытывать действие, подвергаться ему.

6. Не соответствует современной литературной норме употребление в форме множественного числа имен существительных, выступающих как часть составного именного сказуемого при вежливом местоимении вы в роли подлежащего (вы повесы, вы старики, вы полковники). Имена прилагательные в аналогичной функции, а также глагольные формы сказуемого в современном языке по-прежнему употребляются в форме множественного числа: выражения вы скромны, вы повели себя исправно соответствуют современной норме. Устаревшим и ненормативным в современном языке является также употребление в форме множественного числа глагольного сказуемого для выражения особого почтения, когда речь идет о третьем лице (изволили смеяться – об императрице).

7. Киркомотыга, персогрек, криковдох . Слова образованы способом сложения основы одного слова с целым вторым словом: киркомотыга <–- кирк (а) + мотыга . Словообразующий аффикс – соединительный гласный (интерфикс) о . Словообразовательное значение – соединительное: слова этого типа мотивированы сочинительным рядом равноправных слов и называют предмет, объединяющий в себе признаки двух предметов, названных производящими словами.

Общеупотребительные интерфиксальные сложения: железо бетон, лесо тундра, лесо парк, лесо степь, свето тень, носо глотка, металло керамика, металло черепица и т.п.

Данный словообразовательный тип необходимо отличать от сложносуффиксальных слов типа мясорубка, змеелов, соковыжималка, огнетушитель и т.д. (они мотивированы подчинительными словосочетаниями и не имеют соединительного значения), а также от составных слов без интерфикса типа диван-кровать, дом-музей, вагон-ресторан и проч.

8. Ни-чей (часть корня), ключ-ей (окончание род. пад. мн. ч.), по-горяч-ей (формообразующий суффикс сравн. степени прилагательного или наречия), ручей (часть корня), статей (часть корня; окончание нулевое), по-лей (часть корня) и пол-ей (окончание) , зл-ей (суффикс сравн. степ.), при-шей (часть корня), крыш-ей (окончание твор. пад. ед. ч.), шей- н-ый (часть корня).

9. В примерах представлено включение подлежащего внутрь деепричастного оборота, так что деепричастие отрывается от зависимых от него слов. Эта синтаксическая черта является устарелой уже для XIX века: она характерна более всего для писателей, чья литературная деятельность началась в конце XVIII века; очень много подобных конструкций в произведениях И.А. Крылова, ср. общеизвестное: На ель Ворона взгромоздясь… и др.

Современная норма ориентирована на такой порядок слов, при котором прямо связанные друг с другом слова располагаются непосредственно рядом, так что обособленный деепричастный оборот не разрывается на части.

10. 1) Сравнение выражено одним из наиболее характерных способов – сравнительным оборотом с союзом как (как серебряный полтинник). 2) В предложении представлено параллельное сравнение : два предмета (луна и собор) сравниваются с двумя предметами (кусок янтаря и свеча). 3) Средство выражения сравнения – форма творительного падежа. Это предложение – пример зеркального сравнения : сначала лодка сравнивается с луной, затем, наоборот, луна – с лодкой. Ср. такой же прием: Скрипит, скрипит, как снег, капуста, / И снег скрипит, как кочаны. (О.Чухонцев)

10-й класс

1. [к] – рог , берег ; [х] – Бог , мяг ко; [х’] – лег ки; [в] – тог о.

Кроме того, буква г при передаче в тексте диалектной речи обозначает звонкий щелевой звук, парный глухому согласному [х]. Этот согласный отсутствует в литературном языке и является характерной чертой южнорусского наречия. Ср. также произношение некоторых междометий: ага, эге, ого .

2. Инци дент , прецедент, будущий, жаждущий, а пелл яция , предыстория, интриган, э ликс ир, масонство, агентство, компрометировать, иммиграция, эмиграция.

3. Слово марионетка, кроме прямого значения «вид куклы, приводимой в движение при помощи нитей» (ср. театр марионеток ), получило в русском языке переносное значение «человек, подчиняющийся чужой воле, слепо выполняющий навязанную ему роль» (чаще всего о политическом деятеле, ср. марионеточное правительство ). Французское слово marionetta, явившееся источником русского слова марионетка , представляет собой форму уменьшительного имени от Мария .

Марионеттой называли кукольное изображение Девы Марии в рождественских представлениях с сюжетом рождения Младенца Христа в пещере близ Вифлеема. Таким образом, слова матрешка (уменьшительное от Матрена ), петрушка (уменьшительное от Петр ) и марионетка (уменьшительное от Мария ) иллюстрируют переход имен собственных в нарицательные, ср. также название игрушки ванька-встанька .

4. Церковнославянское слово спудъ имеет значение «сосуд» – зажженную свечу не ставят под перевернутым, опрокинутым сосудом. В современном языке употребляются прилагательное подспудный в значении «скрытый, глубинный» и производное от него наречие подспудно (ср. подспудное желание; надеялся подспудно ). Существуют также выражения хранить под спудом «держать в тайнике» и достать из-под спуда «вынуть из укрытия».

5. а) Ужо (из уже – с переходом е в о под ударением, ср. древнерусское лице -> лицо и др.) – это наречие времени. Слово имеет лексическое значение «сейчас, в данный момент» или «в ближайшее время, незамедлительно». Интересно, что слово ужо встречается в романе И.А. Гончарова в речи таких героев, как Обломов и Ольга Ильинская, т.е. в речи образованных дворян. Видимо, это наречие носило разговорный характер, но не было просторечным или диалектным, каким воспринимается нами теперь.

б) Слово ужо употребляется для выражения угрозы и имеет значение «вот будет время!», «ну, погоди же!».

С точки зрения современной литературной нормы слово воспринимается как архаизм, оно отчасти сохраняется в диалектах и просторечии в тех же значениях.

6. Поникши – усеченная форма действительного причастия прошедшего времени (форма омонимична деепричастию поникши ); уж, порою, поневоле, ночью – наречия; тускл – краткая форма имени прилагательного; меж, сквозь – предлоги; лишь – частица.

7. Слово лампопо – результат перестановки слогов в слове пополам . Подобная фонетическая модификация слов часто происходит в результате многократного произнесения слова по слогам, ср. (по-по-лам)-(по-по -лам)-(по-по -лам)… Лампопо в XIX веке делали из равных частей пива и медовухи.

8. Комический эффект создается морфологическими средствами : текст специально «нагружается» отсутствующими в литературном языке формами 1-го лица ед. ч. настоящего или будущего простого времени от глаголов с дефектными (неполными) парадигмами. Формы образованы от глаголов ерундить (разг.), очутиться, убедить, обезлюдить по продуктивной модели – с регулярным чередованием д//ж, т//ч, ср. ходить – хожу, платить – плачу .

9. 1) Односоставное (назывное). 2) Односоставное (безличное). 3) 1-я часть – двусоставная полная, 2-я часть – двусоставная неполная. 4) Односоставное (неопределенно-личное). 5) Двусоставное неполное. 6) Односоставное (определенно-личное). 7) 1-я часть – двусоставная полная, 2-я часть – двусоставная неполная. 8) Двусоставное.

10. Данный тип сравнения называют спадающим (завершающим). Синтаксически его структура представляет в первой части (предмет сравнения) завершенное высказывание, а второй член сравнения (то, с чем сравнивают), очень объемный и развернутый, дается после паузы и вводится обычно наречием так. Эта фигура художественного синтаксиса очень характерна для литературного языка первой половины XIX века, встречается как в лирике, так и в эпосе, где часто выполняет функцию замедления повествования. Другие названия данного приема – эпическое сравнение, гомеровское сравнение (эта особенность поэтического слога воспроизводит манеру поэм Гомера).

11-й класс

1. а) Аредовы веки прожить – «прожить очень долго». Фразеологизм восходит к библейскому рассказу о патриархе Иареде, прожившем 900 лет. б) «Правила русской орфографии и пунктуации» были утверждены Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР в 1956 году (это последняя серьезная орфографическая реформа, которой предшествовала длительная работа по упорядочению правописания). В послереволюционных изданиях до 1956 года часто встречаются варианты типа пискарь – пескарь, снигирь – снегирь, мачиха – мачеха, эксплоатация – эксплуатация ; написание чорт, жолудь, шопот, жолоб и др. слов с о после шипящих; варианты написания с э и е иноязычных слов (диета – диэта, кашне – кашнэ и т.п.); слитное написание темнозеленый, сероголубой и т.п. прилагательных, обозначающих оттенки цветов; слитное написание наречий типа попрежнему, позимнему ; дефисное написание элемента полу-: полу-пальто, полу-устав и т.д

2. Ферт – самодовольный, развязный, обычно франтоватый человек; это значение развилось на основе названия буквы ф «ферт» в кириллической азбуке (начертание буквы напоминает подбоченившегося человека); пиликать – плохо играть (на скрипке), слово возникло на основе звукоподражания.

Оба слова относятся к эмоционально-оценочной лексике, они являются ярким языковым средством выражения отрицательной оценки и отчетливо свидетельствуют о субъективном отношении говорящего к тому, о ком говорится. Субъективно-оценочные слова раскрывают эгоистические чувства отца Тани, его неприязнь к возможному жениху ярче, чем прямое признание в эгоизме.

3. I. 1) Сам-четверт – вчетверо, сам-пят – впятеро (в четыре, в пять раз больше по сравнению с посеянным); сторицею – стократно, во сто раз больше. 2) Сам-друг – вдвое, в два раза больше, чем было посеяно (это очень бедный урожай).

II. 1) Сам-шест – вшестером, сам-сём – всемером. 2) Сам-друг – вдвоем.

Ср. аналогичные примеры из Словаря В.И. Даля: Горохъ пришелъ въ закромъ самъ-десятъ. Мы самъ-десятъ въ артели .

Все слова относятся к количественным наречиям. Они образовались лексико-синтаксическим способом (без участия словообразующих аффиксов) из сочетания определительного местоимения сам и краткой формы счетных прилагательных (порядковых числительных) четвертый, пятый, шестой, седьмой, другой (в значении «второй»). Наречие сторицею (книжное, церковнославянское по происхождению) – результат адвербиализации (перехода в наречия) формы творительного падежа имени существительного, ср. в «Материалах для словаря древнерусского языка» И.И. Срезневского: шестерица – число, в шесть раз большее; четверицею – в четыре раза больше и др.

4. Притча во языцех – то, о чем все говорят, предмет всеобщих пересудов. Во языцех (буквально: в языках ) – архаичная форма предложного падежа множественного числа от слова язык(ъ) в значении «народ». Фразеологизмы с архаичными грамматическими формами: ничтоже сумняшеся , темна вода во облацех , одним махом семерых побивахом , бодливой корове бог рог не дает и др.

5. Главная мысль текста: составление словаря – тяжелый труд, превосходящий все виды мучительных наказаний. Лексикон – словарь, ср. лексика, лексикология, лексикография ; дов леет – является достаточным; родственные слова: довольно в значении «хватит, достаточно», удовлетворительный . Ср. также книжное устойчивое выражение: Довлеет дневи злоба его . Значение фразеологизма: каждому дню хватает своих проблем (на основе этого выражения возникло слово злободневный в значении «актуальный»).

6. Слова с нулевым окончанием в различных грамматических формах: гений, прорубь, свой, подсказал, принес, волчий, разгром, рек, край, семей, удаль, сжег, радость, нежен, улей, мамин, добр.

Слова с нулевым формообразующим суффиксом: принес, сжег, узнай, прилягте (суффиксы прошедшего времени и повелительного наклонения).

Слова с нулевым словообразующим суффиксом: прорубь <- прорубить, удаль <- удалой, разгром <- разгромить.

7. Строфа наполнена именами существительными в разных числовых формах, при этом грамматическая категория числа проявляется у них по-разному. У конкретных имен существительных, называющих поддающиеся счету предметы, есть обе числовые формы (ед. и мн. ч.), которые передают соответственно грамматические значения одного предмета (межа) или неопределенного множества однородных предметов (иволги, ветви, березы). Ряд существительных, представленных в тексте, стоит вне категории числа , т.е. не образует соотносительных числовых форм с указанными грамматическими значениями, что объясняется особенностями их семантики. Это существительные отвлеченные, обозначающие состояние природы (тепло, блеск, солнце – в данном контексте в значении «солнечный свет») или вещественные (бархат, мед). В формах ржи и пшеницы значение мн. числа реализуется как указание на протяженное пространство, занятое тем, что названо формой ед. ч. (рожь, пшеница). Это пространственное значение достаточно регулярно реализуется в группе названий растений, сельскохозяйственных культур (ср. мхи, овсы, льны, подсолнухи ), а также некоторых вещественных существительных (ср. льды, снега и др.). Таким образом, категория числа обнаруживает лексико-грамматический характер.

8. Наречие днесь имеет значение «сегодня, ныне, теперь», оно возникло как сращение существительного и указательного местоимения: дьнь + сь (буквально: день сей ) -> днесь ; аналогичным сращением является и синонимичное наречие сегодня . Главное средство создания комического эффекта – столкновение стилистически несовместимых слов: книжного, церковнославянского слова днесь и просторечного, ненормативного вчерась, а также тонкая языковая игра, связанная с разложением этих слов на составные части. Страдания неспособной к книжным премудростям пожилой одноглазой ученицы юмористически изображаются также с помощью трансформации фразеологизма закатывать глаза в значении «заводить зрачки под верхние веки (при страдании, обмороке и т.п.)».

9. Предложение – пример периодической речи . Главные признаки периода : четкое ритмико-интонационное и смысловое членение фразы на две части («повышение» и «понижение»); выделение внутри первой части, значительно большей по объему, однотипных, симметричных отрезков (колонов, или членов периода). В данном предложении роль членов периода играют пять придаточных частей с уступительным значением, параллелизм которых подчеркнут анафорой (как ни). Осложнение этих частей однородными членами и наличие при них придаточных второй степени не затемняют ритмического рисунка, свойственного периоду: первая часть произносится в убыстренном темпе, с возрастанием тона, после паузы темп резко снижается.

10. В данном абзаце представлена параллельная связь частей: все предложения связаны с первой фразой. Эта фраза завершается ключевыми словами, заявляющими тему описания: бесновался обезьяний джаз . Последующие четыре предложения раскрывают и конкретизируют значение этих лексем, причем каждая из фраз содержит смысловые элементы всех трех ключевых слов.

Главным средством межфразовой связи являются тематические группы слов, обеспечивающие единство текста на лексическом уровне. Группа слов, называющих различные музыкальные инструменты (словоформы: с трубой, в трубы, с гармониями, на роялях, роялей, саксофонов, скрипок, барабанов ), развертывает ключевое слово джаз , занимающее в первом предложении позицию подлежащего. Определение обезьяний (джаз) вводит еще одну текстообразующую группу слов – видовых названий обезьян: горилла, орангутанги, шимпанзе, два гамадрила, (в лапах) гиббонов, мандрилов, мартышек . Смысл сказуемого бесновался раскрывается в глагольных формах последующих предложений: приплясывая, дирижировала, дули (в трубы), играли (на роялях) , а также в отглагольных существительных, передающих звуковой эффект (в громе и писке и буханьях); в эту же тематическую группу включается и категория состояния со значением слухового восприятия: (этих роялей) не было слышно.

Важную роль играют и грамматические особенности текста: имена существительные в трех последних фразах употребляются исключительно в форме множественного числа, что укрепляет параллелизм конструкций и одновременно усиливает воздействие создаваемой художником фантастической картины на читателя: множество обезьян, множество инструментов и множество оглушительных звуков. Налицо также и единство видо-временного плана предложений, составляющих фрагмент текста: все глаголы – несовершенного вида, в формах прошедшего времени, обозначают параллельно происходящие действия (прошедшее описательное).

Наконец, обстоятельства места и времени, с которых начинается первое предложение (На эстраде, за тюльпанами, где играл оркестр короля вальсов, теперь… ), относятся по смыслу ко всем последующим фразам, что характерно для текстов с параллельной связью: это значительно усиливает связь частей данного описания.

Н.В. ВОРОНИНА,
Т.В. ЕГОРОВА,

г. Ульяновск

3.1 Птицу узнают по полету;

3.3 Был ли Наполеон императором?;

3.4 спелое яблоко;

3.5 Водители, не нарушайте правила дорожного движения!

4. Определите значение истинности следующих выражений:

4.1 Человек – это звучит гордо!

4.2 Ближайший предок человека - обезьяна;

4.3 Все люди делятся на душевно больных и душевно здоровых;

4.4 Никогда не разговаривайте с неизвестными!

4.5 Суд над военными преступниками состоялся в конце Второй мировой войны.

5 Решите задачи:

У Фрэнка Стоктона есть сказка, которая называется «Принцесса или тигр?». В ней узник должен отгадать, в какой из двух комнат находится принцесса, а в какой – тигр. Если он укажет на первую комнату, то женится на принцессе, если на вторую, то (вполне возможно) его растерзает тигр.

5.1 Во время первого испытания Король провозгласил, что на обеих табличках одновременно либо истинные утверждения, либо ложные.

1 комната: «Либо в этой комнате сидит тигр, либо принцесса находится в другой комнате.

2 комната: « Принцесса в другой комнате».

Какую комнату выбрать узнику?

5.2 На следующий день Король усложнил задание. Он поставил условие в отношении комнаты № 1. Если в этой комнате находится Принцесса, то утверждение на табличке истинно, если же тигр, то ложно. В комнате № 2 все было наоборот: если утверждение на табличке ложно, то в комнате находится принцесса, и если истинно, то – тигр.

Таблички гласили:

1 комната: «

2 комната: « В обеих комнатах находятся принцессы»

Какую комнату выбрать узнику?

(Смаллиан Р., Принцесса или тигр? М., 1985 )

6. На столе в бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас, вода. В каком сосуде находится каждая из жидкостей, если известно, что; а) вода и молоко не в бутылке; б) сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом; в) в банке не лимонад и не вода; стакан стоит между банкой и сосудом с молоком.

7. Выделив предметное значение термина, проанализировав его как понятие, имеющее определенную характеристику по объему и содержанию:

· Свобода;

· Хоттабыч;

· Космический корабль;

· Телевидение.

8. Приведите в тетради по одному примеру ограничения и обобщения понятий.

Создайте логическую цепочку обобщения и ограничения следующих понятий:

· Мужчина;

· Треугольник;

· Свобода;

9. Выясните, являются ли данные выражения определением понятия:

· Байкал – самое большое озеро в мире;

· Упрямство – порок слабого ума;

· Деньги – это, за что гибнут люди, а куры не клюют;

· Домашнее животное – это корова, дающая молоко;

· Винтовая лестница – это лестница, имеющая форму винта.

10.Подберите понятия, отношения между которыми изображаются кругами Эйлера так:

В -

11. Изобразите схематически, при помощи кругов Эйлера отношения между понятиями:

университет, высшее учебное заведение, академия, школа

12. Выделите стандартную форму мышления (субъект, предикат, связку, квантор общности, укажите тип суждения, изобразите графически отношение между субъектом и предикатом суждения) следующих суждений:

· Некоторые рыбы не летают;

· Не все ответы были ложны;

· Хорошее начало – половина дела;

· Есть в осени первоначальной, короткая, но дивная пора;

· Никто не обнимет необъятного.

13. Проанализируете вопросы (сформулируйте предпосылку вопроса, определите ее истинность, сформулируйте заключение) :

· Является ли студент Иванов членом профсоюза?

· Что лучше вечного блаженства?

· Какой тип двигателя использует НЛО?

· Где состоялся суд над военными преступниками Второй мировой войны?

14. Восстановите пропущенную часть силлогизма:

· «Ай, Моська! Знать она сильна, Что лает на Слона!» И.А. Крылов

· Этот ученик не является отличником, так как он имеет удовлетворительные оценки по ряду предметов.

· Роман «Война и мир» - гениальное произведение, ибо оно реалистическое произведение.

· У хороших учителей не бывает плохих учеников. Значит, ты не являешься хорошим учителем.

· Историю Древнего мира следует изучать, т.к. она помогает понять настоящее.(Марев С.Н. Логика. М., 2006 ).

15. Постройте непосредственное умозаключение следующих тезисов:

· Все планеты вращаются вокруг своей оси;

· Некоторые люди не умеют плавать;

· Никто не любит бесчестия.

16. Приведите примеры применения полной и неполной индукции из Вашего профессионального общения.

17. Определите какие законы логики нарушены в следующих определениях:

· Ромб – параллелограмм с некоторыми острыми углами.

· Ромб - правильный четырехугольник с равными сторонами.

· Ромб – параллелограмм с одним-единственным острым углом.

· Ромб – параллелограмм с равными и перпендикулярными диагоналями.

· Ромб – параллелограмм с неперпендикулярными диагоналями.

· Ромб – параллелограмм, имеющий форму ромба.

· Ромб – параллелограмм с равными сторонами и взаимно перпендикулярными диагоналями.

18.Найдите ошибки в доказательстве:

Огурцы вредны для здоровья. Достаточно указать на то, что около 90 % лиц, умерших от различных инфекционных заболеваний, систематически употребляли в пищу огурцы, не меньший процент евших огурцы и среди людей, пострадавших в различных автодорожных происшествиях. Замечено, что из тех, кто страдает пониженным слухом и зрением, практически все неоднократно пробовали огурцы или ели их постоянно.

Помидор - овощ; огурец – овощ; морковь – овощ; редис – овощ; кабачки – овощ; лук – овощ. Помидор, огурец, морковь, редис, кабачки, лук растут на огороде.

Значит, все культуры, растущие на огороде, являются овощами.

20. Насколько правдоподобно заключение?

Человек заходит в бар. Садится за столик, но не спешит делать заказ. Бармен походит к нему и спрашивает:

Что бы вы хотели выпить?

Ничего. Я один раз попробовал спиртное – мне не понравилось.

Вежливый бармен предлагает ему сигару.

Спасибо, я не курю. Попробовал, но мне это не доставило удовольствия.

Может вы присоединитесь к играющим в карты джентльменам за соседним столиком? – не сдается бармен.

Нет уж, увольте. Я не играю в карты. Однажды попробовал, но игра меня не увлекла. И вообще, если бы не обстоятельства, я бы не пошел в бар. Но мы договорились встретиться здесь с моим сыном.

Если я что-то понимаю в жизни, это - ваш единственный ребенок, - с уверенностью предположил бармен.

Примерная тематика письменных сообщений (докладов, рефератов) (контрольных работдля студентов заочной формы обучения):

1. Понятие о логической форме и правильности мышления.

2. Роль формальных методов в научном познании.

3. Семиотика - наука о языке как знаковой системе.

4. Логика в коммуникативном процессе.

5. Мышление и язык в контексте логической теории. Логические категории языка.

6. Искусство определения.

7. Суждение: простое, сложное. Модальные суждения.

8. Специфика дедуктивных умозаключений.

9. Формы дедуктивных выводов из сложных посылок.

10. Методы индукции Бэкона-Милля.

11. Энумеративная и элиминативная индукция.

12. Умозаключения по аналогии.

13. Применение аналогии в научном познании и технике.

14. Моделирование как форма аналогии.

15. Проблема понимания.

16. Закон тождества и его применение в системе логики.

17. Закон противоречия и его применение в логике.

18. Закон исключения третьего и его применение в логике.

19. Закон достаточного основания и его применение в логике.

20. Эволюция основных идей в аргументации. Основные методы аргументации.

21. Формы обоснования в теории аргументации.

22. Структура и форма аргументации.

23. Критика и опровержение в аргументации.

24. Правила построения доказательной аргументации.

25. Позиционная логика поведения: субъективная позиция в общении.

26. Модели коммуникации и стратегия аргументации.

27. Гипотеза и логика ее обоснования.

28. Логическая структура гипотетико-дедуктивных систем.

29. Абдуктивные рассуждения и их особенности.

30. Продуктивное мышление. Информационные стратегии и типы мышления.

31. Роль правдоподобных и доказательных рассуждений на разных стадиях процесса познания.

32. Неклассическая логика.

33. Интуиция и логика.

34. Технология творчества в контексте логической теории.

35. Логические парадоксы. Апории Зенона. Парадокс Рассела.

Вопросы для самоконтроля:

1. Мышление в системе познания.

2. Способы взаимопонимания. Диалог. Логика объяснения.

3. Этапы становления логики как науки.

4. Предмет и семантические категории традиционной формальной логики.

5. Общая характеристика понятия.

6. Объем и содержание понятия.

7. Виды понятий.

8. Определение понятия.

9. Обобщение и ограничение понятия.

10. Деление понятия.

11. Отношения совместимых понятий и несовместимых понятий.

12. Понятие суждения.

13. Простое суждение и его логический анализ.

14. Стандартные формы простого категорического суждения («Логический квадрат»).

15. Логический анализ вопроса.

16. Модальные суждения.

17. Дедуктивные умозаключения.

18. Индуктивные умозаключения.

19. Умозаключения по аналогии.

20. Проблема понимания.

21. Определение законов мышления.

22. Закон тождества.

23. Закон противоречия.

24. Закон исключённого третьего.

25. Закон достаточного основания.

26. Формы обоснования.

27. Структура и форма аргументации.

28. Прямой и косвенный способы обоснования.

29. Критика и опровержение.

30. Правила построения доказательной аргументации.

31. Логика общения.

32. Психотехнический и технологический принципы общения.

33. Стратегия делового общения.

34. Модели коммуникации и стратегия аргументации: монолог, спор, дискуссия.

35. Тактика аргументации. Лояльные и нелояльные уловки в аргументации. Стратегия делового успеха.

Составитель: Павленко А.В., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных коммуникаций и философии.


Похожая информация.



IV. Какие пространственные значения русского предлога ЧЕРЕЗ вам известны? Приведите по одному примеру на каждый случай. (4 балла)

Ответ:

Движение сквозь какое-либо пространство (прошел через кусты). Преодоление какого-либо препятствия (перепрыгнул через кусты)

V. Вспомните характеристику Зарецкого, секунданта Ленского, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

В дуэлях классик и педант

Любил методу он из чувства,

И человека растянуть

Он позволял - не как-нибудь,

Но в строгих правилах искусства,

По всем преданьям старины...

Кого и какие преданья имел в виду поэт в своих реминисценциях, то есть содержащихся в тексте неявных, косвенных отсылок к другому известному тексту (произведению), напоминаний о другом произведении, факте духовной культуры?

(2 балла)

Ответ:

Реминисценция основана на фразеологизме прокрустово ложе.

VI . Разберите по членам выделенное предложение . 1. Современный физик – многосторонний ученый. Физика интересует математика . 2. Сегодня физика нужна всем. Физика интересует математика . Нужна она даже гуманитарию…

С какими морфологическими и синтаксическими особенностями русского языка вам пришлось столкнуться, разбирая данное предложение? (3 балла)

Ответ:

Семантически обусловленный синтаксис. Многозначность высказывания связана с явлением морфологической омонимии (совпадение форм) и относительно свободным порядком слов в предложении. Разбор предложения в данном случае зависит от контекста. 1. Физика – подлежащее, математика – дополнение. 2. Математика – подлежащее, физика – дополнение.

VII. Каково происхождение и функционирование фонемы [o] в словах сон и слон ?

(2 балла)

Ответ:

Cлон – слона – слону – гласная полного образования.

Сон – сна – сну – бывший редуцированный еръ ныне «беглая».

VIII . 1979 год. Кинофестиваль в Неаполе, демонстрируется фильм В. Шукшина «Печки-лавочки». Организатор и директор международных неаполитанских Дней кино Луиджи Ронди, обращаясь к советской делегации, говорит: «Шукшинская ретроспектива вызвала огромный интерес. Италия открывает для себя удивительно русского художника. Герой фильма несколько раз употребляет выражение «печки-лавочки», например: «Вышел на бережок, посидел, отдохнул – вот вам и печки-лавочки», «Снова начались печки-лавочки», «Будешь где-нибудь вместо отдыха печки-лавочки делать».

Как точно перевести это русское выражение – печки-лавочки?»

Попробуйте объяснить итальянцам, что такое «печки-лавочки» (7 баллов)

Ответ:

В словарях – «близкое, короткое знакомство с кем-либо». Это – прямое значение, однако значение этого фразеологического символа гораздо глубже. Печка и лавочка – это фразеологические символы домашнего очага у русских: они – основы крестьянской избы. Русская печь – средоточие всей избы, а потому и символ дома, домашнего уюта, покоя. Печь – символ уважения к старшим, символ гостеприимства (например: кто сидел на печи, тот не гость, а свой). Печь - символ благосостояния. Лавки в доме расценивались также как мерило благосостояния семьи. Печки-лавочки – это образное фразеологическое выражение, отражающее повседневную жизнь человека, когда домашние разделяют и пищу, и ночлег, и радости, и беды. Но лавка – это и смертный одр в крестьянской избе. Жизнь, тепло, свет – от печки, лавка – завершение жизни. Оборот печки-лавочки означает жизнь, жизнь от рождения до смерти, все великое и малое, что сопровождает человека в жизни.

IX . Один и тот же предлог С в потоке речи может звучать по-разному. Как именно? Приведите примеры форм, употребленных с этим предлогом, и запишите их в транскрипции (7 баллов)

Ответ:

С Аней – [с-ан̓̓ий], с Сережей – [с̓-с̓ир̓ожый], с Дашей – [з-дашый], с Димой – [з̓-д̓имай], с Жорой – [ж-жорай], с Шарлоттой – [ш-шарлотай], с Чарли – [ш̓-ч̓арл̓и].*

* Прежде всего, учитывается правильность транскрипционной записи предлога. При этом допустимы варианты при передаче его звучания: как изолированного звука или как звука в составе фонетического слова. Например: [с-ан ̓̓ ий] и [с ан ̓̓ ий].

X. Являются ли данные в парах фразеологизмы синонимичными?

Аргументируйте свой ответ (3 балла)

Со дня на день – изо дня в день

С минуту на минуту – минута в минуту

Ответ:

Со дня на день – в ближайшее время, очень скоро. Изо дня в день – ежедневно, постоянно.

С минуту на минуту – в самое ближайшее время. Минута в минуту – точно в установленное время

XI. Значение каких слов определено неверно? (1 балл)

Коллегиальный – осуществляемый группой лиц

Пресловутый – популярный, заслуживающий положительной оценки

Резюмировать – кратко обобщить

Комфорт – бытовые удобства; то, что создает удобства

Филиал – часть какого-то предприятия, учреждения

Триллион – целое число

Стажер – лицо, проходящее испытательный срок

Сувенир – подарок ко дню рождения

Ответ:

Пресловутый, сувенир

XII. Расставить ударение в словах (11 баллов)

Торты, положить, при нял, включена, баловать, красивее, мизерный, обеспечение, феномен, договор, сироты, плесневеть, приняла, обзвонит, откашлянуть, попотчевать, черпать, хвоя, любящий

Ответ:

То рты, положи ть, при нял, включена , балова ть, краси вее, ми зе рный, обеспе чение, фено ме н, до гово р, сиро ты, пле сневеть, приняла , обзвони т, отка шлянуть, попо тчевать, че рпать, хво я, лю бящий

XIII. Укажите предложения без грамматических ошибок (3 балла)

А. После чтения хорошей книги мы становимся не только богаче душой, но и умнее и благороднее.

Б. В рассказе Горького «Старуха Изергиль» представлена исключительная личность.

В. В своих произведениях драматург поставил ряд вопросов, волнующие его.

Г. Литературоведение изучает и опирается на законы развития литературы.

Д. В деревне Ольховке было три десятка домов.

Е. Дети редко прислушиваются и выполняют советы старших.

Ж. Участникам первого Парада Победы, приехавшим в Москву, вручили подарки.

Ответ: А, Д, Ж

XIV. Расставьте знаки препинания в следующем предложении (8 баллов)

Полковой командир в ту самую минуту как услыхал стрельбу и крик сзади понял что случилось что-нибудь ужасное с его полком и мысль что он примерный много лет служивший офицер мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности так поразила его что в ту же минуту забыв и непокорного полковника-кавалериста и свою генеральскую важность он ухватившись за луку седла и шпоря лошадь поскакал к полку под градом пуль осыпавших но счастливо миновавших его. (Л.Н.Толстой)

Ответ:

Полковой командир в ту самую минуту, как услыхал стрельбу и крик сзади, понял, что случилось что-нибудь ужасное с его полком, и мысль, что он, примерный, много лет служивший офицер, мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности, так поразила его, что в ту же минуту, забыв и непокорного полковника-кавалериста, и свою генеральскую важность, он, ухватившись за луку седла и шпоря лошадь, поскакал к полку под градом пуль осыпавших, но счастливо миновавших его.

XV . Исследовательское задание (12 баллов)

Проанализировав приведенную ниже подборку слов, выскажите гипотезу о принципе объединения данных слов в группу. Расширьте приведенный ряд слов. Объясните, зачем выделяются подобные группы слов.

…Беловодье, берегиня, береза, бирюза, ведьма, Велес, ветры, вода, волхвы, Гамаюн, гарцуки, Добрыня Никитич…

Ответ:

Приведенные слова связаны с русским фольклором. В данной выборке встретились слова, называющие реалии жизни славян берегиня, береза, бирюза, ветры, вода ; фольклорные имена собственные Беловодье, Гамаюн, Добрыня Никитич, Велес ; названия фольклорных героев берегиня, ведьма, гарцуки.

Эти слова можно встретить в словарях и др. работах, посвященных русскому фольклору, в книгах с русскими народными песнями, былинами, пословицами, загадками и пр.

Выделение таких слов в отдельную группу позволяет очертить круг имен, реалий и даже действий, значимых для наших предков. Такие группы слов полезны при изучении фольклора, для знакомства с историей нашей родины, расширяют кругозор, питают фантазию.

Эту особую группу слов можно найти, например, в словаре

Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. – Нижний Новгород: «Русский купец» и «Братья славяне», 1996.

Оттуда значения слов (в ответ не предполагаются):

Беловодье – сказочная страна, воплощение мечтаний народных о стране всеобщего богатства и счастья, где текут молочные реки и лежат кисельные берега.

Берегиня – по архаическим представлениям наших предков, великая богиня, породившая все сущее.

Береза – ритуальное дерево. Например, накануне дня Иваны Купалы березовые ветки втыкают над дверьми хлевов, чтобы не дать ведьмам проникнуть к коровам и навредить им; на рога коровам надевают березовые веники для надежной защиты от ведьм.

Бирюза – оберегающий камень, кто носит этот камень, того никогда не убьют, прибавляет радости.

Ведьма (ворожея) - это старинное наименование злых колдуний происходит от древнего слова «ведать», т.е. «знать».

Велес (Волос) – славянский скотий бог, второй по значению после громовержца Перуна, олицетворение хозяйской мудрости.

Ветры - олицетворялись как самобытные существа, божества.

Вода – стихия, признаваемая матушкой, царицей, имеющая божественное происхождение, играет огромную роль в фольклоре.

Волхвы – гадатели, пророки, предсказатели, ведающие прошлое, настоящее и будущее.

Гамаюн – вещая птица, посланница славянских богов, их глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающая будущее тем, кто умеет слышать тайное.

Гарцуки – по древнему белорусскому поверью, это духи, обитающие в городах, подвластные Перуну. Они обращаются в хищных птиц и быстрыми взмахами крыльев порождают бури и ураганы.

Добрыня Никитич – богатырь-змееборец в русских былинах.

Дополнить группу можно словами:

домовой, кукушка, леший, масленица, небо, Перун, радуга, стожар и пр.

Задания для школьного этапа олимпиады

По русскому языку

(9 класс)

О.Б.Кочетова,

Учитель русского языка и литературы

  1. Раскройте скобки. Объясните лексическое значение выделенных слов

О(к,кк)упация, криста(л,лл)ический, гри(м,мм)а(с,сс)а, гу(м,мм)анизм, ма(с,сс)он, ко(л,лл)ичество, дра(м,мм)атический, а(п,пп)е(л,лл)яция , ко(р,рр)идор, кава(л,лл)ерист, кро(с,сс)овки, а(н,нн)отация, а(л,лл)юминий, и(м,мм)итация, ра(с,сс)а, це(л,лл)офан, компроми(с,сс)ный, гро(с,сс)мейстер, те(р,рр)а(с,сс)а, су(р,рр)огат.

  1. Какие функции выполняет в русском языке тире ? Приведите по одному примеру на каждый случай употребления этого знака.
  1. Какие звуки обозначают выделенные буквы в следующих фразах?

В кон ц е кон ц ов оте ц не стал на нас серди тьс я.

Бодливой корове Бо г ро г не даёт.

А.М.Горький долго ж и л в И талии.

  1. С какой падежной формой имени существительного употребляются данные глагольные формы?

Преисполнен (решимостью, решимости); исполнен (почтением, почтения); жертвовать (деньги, деньгами).

5. Укажите значение данных устойчивых сочетаний и приведите к ним как можно больше синонимичных фразеологизмов.

Не оставить камня на камне, отдать Богу душу, во все лопатки.

  1. Выпишите слова, образованные приставочным способом. Какие из данных слов являются непроизводными в современном языке?

Сопереживать, созвездие, соревнование, совладелец, сотрудник, согнать, сорежиссёр, созвучный, соавтор, сорвать, соцветие, соратник, сокурсник

  1. Напишите предложения, заменяя цифры словами и ставя числительное в нужную падежную форму.

Частное от деления 348 726 на 19 равно 18 354,05.

При сложении 499 121 с 2 768 получится 501 889.

  1. Какое значение имеют выделенные в данных предложениях слова и к какой части речи их следует отнести?

Я никакой музыкант в некотором смысле и играю дома потихоньку, когда бываю совсем один. (К.Станиславский)

Я думаю, он просто якобинец, ваш Чацкий. (А.Грибоедов)

Вдруг говорят мне: человек вас спрашивает. (И.Тургенев)

  1. Назовите имена выдающихся русских лингвистов, краткая характеристика научной деятельности которых дана ниже.

А. …- гениальный русский ученый энциклопедист, поэт, создатель первой научной грамматики «Русская грамматика» (1755);

Б. …- морской офицер, врач, путешественник-этнограф, писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка»;

В….- великий русский языковед-славист, историк языка, основоположник научной диалектологии, автор книг «Синтаксис русского языка» (1925,1927);

Д…- выдающийся ученый в области русской фонетики и орфоэпии, создавший совместно с С.Ожеговым словарь- справочник «русское литературное произношение»

  1. В каждой из приведённых групп три языка из четырёх являются родственными, а один относится к другой языковой семье или группе. Выпишите названия «лишних» языков.

А. грузинский, осетинский, иранский, таджикский

Б. эстонский, латышский, финский венгерский

В. Азербайджанский, турецкий, чувашский, армянский

Г.французский, немецкий, молдавский, португальский.

Д. украинский, литовский, польский, болгарский.

11. Напишите сочинение-рассуждение (объёмом не более 1 стр) на тему: За что я люблю (не люблю) осень.

Ответы к заданиям

школьного этапа олимпиады

По русскому языку (9 класс)

  1. Оккупация, кристаллический, гримаса, гуманизм, масон, количество, драматический, апелляция, коридор, кавалерист, кроссовки, аннотация, алюминий, имитация , раса, целлофан, компромиссный, гроссмейстер, терраса, суррогат.

Апелляция- обращение за поддержкой, обжалование какого-либо решения в вышестоящую инстанцию.

Аннотация – краткая характеристика содержания произведения или рукописи.

Имитация- подражание кому-либо, воспроизведение. Подделка.

(по 0,5 балла за каждое правильно написанное слово и по 1 баллу за объяснение лексического значения выделенного слова)

  1. Тире ставится:

Между подлежащим и сказуемым;

После однородных членов предложения перед обобщающим словом;

В бессоюзном сложном предложении;

В сложносочинённом предложении для обозначения резкого перехода к другой мысли или резкого противопоставления;

В неполных предложениях;

Для отделения (выделения) обособленных приложений;

Для выделения вводных и вставных конструкций;

В начале реплик, даваемых с абзаца;

Между репликами в диалоге, даваемом без абзаца;

В качестве дополнительного знака в СПП после группы придаточных, в периоде 9кто виноват из них, кто прав,- судить не нам);

Между словами для обозначения пределов пространственных, временных, количественных (груз весом в 5-10 тонн)

(по 1 баллу за каждый случай и по 1 баллу за пример)

  1. В словах – в конце концов, сердиться [ц], в слове отец- [дз]

В слове Бог – [х], в слове рог – [к] или [х]

В словах жить и в Италии – [ы]

(по 1 баллу за каждый ответ)

4. Преисполнен решимости; исполнен почтения; жертвовать деньги и деньгами.

(по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

  1. Не оставить камня на камне – уничтожить (разнести в щепки, стереть в мелкий порошок, превратить в прах, стереть с лица земли, разорвать на мелкие кусочки)

Отдать Богу душу- умереть (уйти в мир иной, испустить дух, дать дуба, отдать концы и т.д)

Во все лопатки- быстро (во весь дух, что есть духу, сломя голову и т.д)

(по 1 баллу за определение значения и по 0,5 за каждый пример)

  1. Сопереживать, совладелец, согнать, сорежиссёр, соавтор, сорвать.

Непроизводные – соратник, созвучный

(по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

7. Частное от деления трёхсот сорока восьми тысяч семисот двадцати шести на девятнадцать равно восемнадцати тысячам трёмстам пятидесяти четырем целым, пяти сотым.

При сложении четырехсот девяноста девяти тысяч ста двадцати одного с двумя тысячами семьюстами шестьюдесятью восьмью (восемью) получится пятьсот одна тысяча восемьсот восемьдесят девять.

(по 0,5 балла за каждое числительное)

  1. никакой- плохой, качественное прилагательное; ваш-угодный, близкий вам, прилагательное; человек- кто-то, неопределенной местоимение

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

  1. А- М.Ломоносов, Б-В.Даль, В- А.Шахматов, Г-Д.Ушаков, Д- Р.Аванесов

(по 1 баллу за каждого ученого)

10. А. грузинский

Б. латышский

В. армянский

Г. немецкий

Д.литовский

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

11. 10 баллов за сочинение- рассуждение