Пеня за просрочку ндс расчет. Пеня расчет по ставке рефинансирования, неустойка онлайн. Расчет пеней по НДС: калькулятор

Основополагающим конституционным принципом в сфере экономики является принцип свободы экономической деятельности.

Каждый вправе заниматься предпринимательской деятельностью и иной не запрещенной экономической деятельностью.

Предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Малое предпринимательство выступает активным фактором конкурентного рынка. Основной принцип предпринимательства — найти потребность и удовлетворить ее.

В РФ критерием отнесения предприятия к малым является численность всего персонала как состоящего в штате, так и работающего по гражданско-правовым договорам.

Субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% и в котором средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве и на транспорте: 100 чел.
  • в сельском хозяйстве и научно-технической сфере: 60 чел.
  • в оптовой торговле: 50 чел.
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения: 30 чел.
  • в остальных отраслях: 50 чел.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Субъектами малого предпринимательства, на которые распространяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности , признаются лишь индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности.

Предприятие может быть признано малым только при условии, что сумма выручки от реализации им товаров (выполненных работа, оказанных услуг) в течение предудущих четырех кварталов не превышала размера, равного 1000-кратному МРОТ.

Развитие малых предприятий стимулируется налоговыми льготами при производстве товаров и услуг, льготным кредитованием, предоставлением оборудования по лизинговым договорам.

В Российской Федерации поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
  • Формирование инфрастурктуры поддержки и развития малого предпринимательства.
  • Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно технических разработок и технологий.
  • Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства.
  • Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами.
  • Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства.

Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов , а также других источников.

Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства

— это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), конституирующих сущность понятия. Основным критерием отнесения субъектов рыночной экономики к субъектам малого предпринимательства в первую очередь является средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии. Наиболее часто применяются следующие критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства: средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

В российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. Вначале к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от августа 1990 г. к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности — 200 человек, в науке и научном обслуживании — 100, в других отраслях производственной сферы — 50, в отраслях непроизводственной сферы — 25, в розничной торговле — 15. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1. для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предусмотренные п. 3 предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным изложенными п. 2 и 3. Категория субъекта малого предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п. 2 и 3, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в п. 2 и 3.

Средняя численность работников микропредприятия и малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиапов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериапьных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Что такое малое предприятие? Для многих главным критерием отнесения фирмы к категории малого бизнеса является численность персонала до 15 человек.

Однако это не всегда так: в такой организации может работать и гораздо больше сотрудников. Давайте подробнее разберемся с этим понятием.

Критерии отнесения к малому бизнесу

Отнесение компании к подобной категории регулируется законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» №209ФЗ (далее по тексту – закон №209-ФЗ). В частности, в его ст. 4 указано, что малыми могут быть только зарегистрированные в установленном порядке:

  • хозяйственные общества (например, ООО) и партнерства;
  • кооперативы – производственные, сельскохозяйственные, потребительские;
  • фермерские хозяйства;
  • индивидуальные предприниматели.

Кроме того, должны одновременно соблюдаться следующие условия:

  • среднесписочная численность персонала за прошедший год у указанных выше субъектов не должна превышать 99 человек ;
  • доход от предпринимательской деятельности за истекший год не должен быть более 800 миллионов рублей . При этом сам доход:
    • берется без НДС;
    • определяется по действующему российскому налоговому законодательству;
    • суммируется по всем видам деятельности и системам налогообложения, которые применяются на предприятии.
  • если предприниматель в истекшем календарном году реализовывал деятельность без привлечения работников, его отнесение к категории выполняется только по уровню дохода;
  • если организации в соответствии с налоговым законодательством РФ имеют право не сдавать налоговые декларации, на основе которых можно было бы определить величину дохода за прошедший год, то указанные лица относятся к малым исходя из численности их персонала, которая была зафиксирована по данным истекшего календарного года. Указанное условие применяется с учетом требований, предусмотренных в пункте 3 ст. 4 закона №209-ФЗ;
  • если предприниматель и юридическое лицо независимо от выбранного ими налогового режима были зарегистрированы в период 01.08 текущего года – 31.07 следующего года, то указанные лица признаются микропредприятиями, но с учетом предусмотренных п. 3 статьи 4 закона №209-ФЗ ограничений;
  • к категории микропредприятий относятся предприниматели, находящиеся только на , а также компании с численностью до 15 человек .

Дополнительно к вышеозначенным критериям хозяйственные партнерства и общества должны отвечать еще хотя бы одному из следующих условий, в частности:

  • суммированная доля участия в ООО (если таковая имеется) регионов РФ, муниципальных образований, благотворительных фондов, религиозных и общественных организаций не должна быть свыше 25%, а доля иностранных компаний и (или) организаций, не признаваемых ни малым, ни средним бизнесом — не более 49%;
  • хозяйственные партнерства и общества занимаются внедрением продуктов интеллектуальной деятельности (программного обеспечения, продуктов селекции и т. д.), право на которые принадлежит их учредителям – бюджетным или автономным научным учреждениям;
  • если они имеют статус участника проекта «Сколково».

Иные дополнительные критерии отнесения указанных обществ и партнерств к малым компаниям изложены в п. 1.1 ст. 4 закона №209-ФЗ.

Разница между малым и микропредприятием

Прежде всего, она заключена в численности работников:

  • малой считается компания с численностью до 99 человек (включительно) и не менее 15;
  • микро – с численностью персонала до 15 человек.

Кроме того, существенное различие установлено и в уровне дохода, который определяется суммировано по всем видам деятельности фирмы, ее налоговым системам, но без НДС и на основании только налогового российского законодательства:

  • для малых – в пределах 800 млн. рублей;
  • для микро – до 120 миллионов рублей.

Исходя из этих показателей, соответствие которым должно быть одновременным или с учетом положений закона №209-ФЗ, допускающего возможность использования только одного из условий, устанавливается:

  • порядок сдачи и формы статистической отчетности;
  • порядок сдачи налоговой, бухгалтерской, финансовой и иных форм отчетности;
  • возможность выбора и применения конкретной налоговой системы и т. д.

Плюсы и минусы

Для компаний малого бизнеса предусмотрена государственная поддержка:

  • в виде предоставления в пользование и (или) владение объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  • в виде субсидий, гарантий по обязательствам компаний, бюджетных инвестиций;
  • в форме консультаций, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления, либо в виде компенсации затрат по оплате консультаций;
  • в форме содействия для организаций отдельных отраслей в получении патентов и лицензий, в создании условий для подготовки кадров определенной квалификации и т. д.

У таких предприятий есть большие преимущества в сфере налогообложения и ведения бухучета. Им предоставляется государственная поддержка при реализации ими лизинговых программ и т. д.

Также достоинством является и относительно небольшая численность персонала, структура и форма управления, которые:

  • делают фирму более мобильной, то есть компания может переехать без серьезного ущерба по иному адресу или быстро перестроить свою деятельность;
  • позволяют оперативно принимать нужные управленческие решения без ожидания сбора всех акционеров или совета директоров;
  • помогают контролю всех производственных процессов и осуществляемых финансовых потоков;
  • снижают объем документооборота и расходов по его обслуживанию и т. д.

Однако есть и свои недостатки, в частности:

  • как правило, для таких предприятий предусматривается более высокий процент и более строгие условия кредитования;
  • очень часто им даже отказывают в займах;
  • они не всегда получают равный с крупными и даже средними компаниями доступ к участию в тендерах;
  • они не всегда могут обеспечить себя нужным объемом оборотных активов.

Бухгалтерский учет

Представители малого бизнеса имеют множество преимуществ в плане ведения и организации учетного процесса:

  • для таких предприятий предусмотрен упрощенный вариант ведения бухучета, сокращающий объем документации и , а также позволяющий использовать упрощенную систему учетных регистров или вовсе обойтись без них;
  • установлена более простая форма отчетности и сокращен ее объем – достаточно сдать и . При необходимости к этим формам добавляется . Что касается самих форм, то компании могут вносить в них изменения в соответствии с действующими законами;
  • можно не устанавливать , но об этом необходимо издать приказ;
  • руководитель предприятия может принять ведение бухучета на себя, о чем тоже обязательно оформляется приказ.

Что касается предпринимателей, то они могут ограничить свой учет только оформлением и иных показателей. Кроме того, они могут не устанавливать лимит в кассе и не оформлять кассовые документы.

Налогообложение и льготы

В отличие от крупных и даже средних организаций малые компании могут выбирать между и применением спецрежимов, которые имеют свои ограничения по объему выручки, численности, остаточной стоимости активов и видам деятельности .

Самое главное в этом случае – четкий контроль этих ограничений, чтобы предприятие не потеряло право на льготный режим.

Каких-то отдельных льгот в налоговой сфере нет. Если только данные льготы не будут предусмотрены региональным или местным законодательством по налогам, вносимым соответственно в региональный или местный бюджет.

Однако есть налоговые льготы, которые обозначены для результатов или видов деятельности, например:

  • если выручка за 3 календарных месяца не превысила в общей сумме 2 миллиона рублей, то предприятие получает освобождение от , даже находясь на общем режиме;
  • на срок 10 лет участник проекта «Сколково» получает освобождение от и добавленную стоимость и т. д.

Иными словами, наличие льгот необходимо уточнять в положениях налогового законодательства. А что касается выбора системы налогообложения, то наиболее приемлемыми считаются:

  • . Она подходит для всех видов деятельности, предусматривает два варианта расчета сбора – с доходов или с разницы между доходами и расходами, освобождает от уплаты НДС, налога на прибыль.
  • Патентная система. Она доступна только предпринимателям и применяется к закрытому перечню видов деятельности, установленному в Налоговом Кодексе РФ. Удобна тем, что сразу определяет сумму сбора, которую нужно заплатить при получении патента, снимает обязанность по уплате НДС, имущественного налога.
  • . Она подходит только для отдельных видов деятельности, которые определены налоговым законодательством. Заменяет собой уплату налога на имущество, на прибыль и добавленную стоимость.
  • . Эту систему применяют только сельхозпроизводители.

О всех вариантах и нюансах выбора системы обложения налогами вы можете узнать из следующего видео:

Нужно ли подтверждать статус?

Только когда этого напрямую требует закон. Например, для сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности такого подтверждения не нужно, поскольку в налоговой структуре сразу видят объем выручки и численность сотрудников предприятия.

А вот для участия в конкурсе или открытом аукционе потребуется подтверждение статуса малого бизнеса. Для этого компания отражает в заявке на участие свое соответствие необходимым критериям.

Принадлежность предприятия к субъектам малого бизнеса позволяет предприятиям пользоваться налоговыми послаблениями и льготами, предоставляемыми государством. Порядок причисления предприятий к малому бизнесу четко определен.

При соответствии данных коммерческой фирмы критериям право применить льготы возникает у предприятий :

  • Зарегистрированных в качестве юридических лиц.
  • Оформленных как индивидуальные предприниматели.

Не относятся к малым предприятиям унитарные муниципальные и государственные учреждения. Малые предприятия имеют хорошие условия для роста и развития благодаря упрощенным положениям учета, установленным на законодательном уровне. Плюсом малых предприятий служит возможность привлечения государственных субсидий.

На законодательном уровне новые параметры и критерии установлены Постановлением Правительства от 04.04.2016 года № 265. Нововведения вступили в силу с 01 августа 2016 года и продолжают действовать в 2019 году.

Правила отнесения к малому бизнесу

Законодательство не обязывает предприятия получать свидетельство о принадлежности к субъектам малого бизнеса. Для использования льгот необходимо соблюдать ограничительные критерии.

Юридические лица для отнесения к малому бизнесу должны соблюдать требования по вхождению в долей учредителей:

  • Общая часть капитала российских предприятий различных форм не должно превышать 49% общей стоимости уставного фонда.
  • Суммарная доля вхождения иностранных предприятий – не более 49% капитала.
  • Общая доля участия в уставном капитале других компаний, не принадлежащих к субъектам малого бизнеса – не более 25%.

Критерии не распространяются на ИП в связи с отсутствием у предпринимателей уставного капитала и учредителей. Право на принадлежность к малому бизнесу юридическое лицо может потерять, начиная с даты внесения изменений в реестр (в случае превышения установленных лимитов участия).

Остальные критерии действуют применительно к ИП и организациям. Предприятие не должно превысить:

  • Размер годовой выручки в сумме 800 млн. рублей. Доход определяется в рамках календарного года. Порядок определения дохода установлен НК РФ. Для предприятий, использующих режим , учитывается вмененный доход.
  • Численность работников в количестве 100 человек. Расчет производится по правилам определения , установленным актами органов статистики.

Организация или ИП могут потерять статус малого предприятия при превышении показателей, возникших на протяжении 3-х последовательно взятых лет. Смена статуса и лишение льгот устанавливаются с начала нового календарного периода. Например, если в течение 2016 – 2018 годов компания не выдержала нормативы, лишение статуса произойдет в 2019 году. При определении лимитов учитываются данные, действующие в календарном периоде (закон не имеет обратной силы).

Для вновь организованных предприятий критерии первого года деятельности определяются с момента регистрации до конца календарного периода. Предприятия, использующие в деятельности патент, автоматически принадлежат к микро бизнесу.

Порядок отнесения среднему бизнесу

В 2019 году критерии отнесения предприятий к среднему бизнесу составляют:

  • Численность (среднесписочная) работников в пределах от 101 до 250 человек.
  • Величина выручки – не выше 2 000 млн. рублей.

Аналогично критериям определения малых предприятий показатели учитываются по 3-м последовательно взятым годам. На предприятия распространяются требования по включению долей других предприятий.

Таблица. Критерии отнесения предприятия к субъектам малого и среднего предпринимательства

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Нововведения

В 2016 году произошли изменения в отношении предприятий малого бизнеса , позволяющие:

  • Расширить число субъектов благодаря увеличению предельных критерий принадлежности (порядок действует с июля 2015 года).
  • Увеличен перечень предприятий, имеющих право на принадлежность к малым предприятиям (применяется с июля 2015 года).
  • Изменить порядок определения численности. Применяемый ранее показатель заменен на среднесписочный.
  • Исключить организацию или ИП из списка проверяемых ИФНС компаний по графику плановых проверок.

Налоговые каникулы при условии обращения в ИФНС предоставляются на 3 года.

Льготы для малого предприятия

Законодательством установлены льготы и налоговые послабления ведения деятельности.

Малое предприятие имеет право :

  1. Не устанавливать лимита . При ведении расчетов наличными деньгами можно иметь неограниченную величину сумм в кассе и использовать средства для любого экономически оправданного назначения. Для применения безлимитных денежных оборотов необходимо утвердить порядок в учетной политике. Условие действует также в отношении всех индивидуальных предпринимателей.
  2. Представлять бухгалтерскую отчетность в ограниченном формате. Компании подают балансы формы 1 и 2 и отчет о целевом использовании полученных средств (за период 2015 года). Формы составляются в упрощенном виде с укрупненными показателями.
  3. Подавать статистическую отчетность в упрощенном виде.
  4. Вести повседневный учет по ограниченным счетам. На формирование показателей не действуют ПБУ, обязательные для записи операций бухучета. Если предприятие принадлежит к категории микро с численностью менее 15 человек и выручкой ниже 120 млн. рублей, вести учет в бухгалтерии можно сплошным способом без ведения двойной записи.
  5. Участвовать в программах , предоставляемых банками.

Субъекты малого бизнеса имеют возможность получать . Внедрены и успешно действуют программы, поддерживающие компании малого бизнеса.

Помощь безвозмездного характера получают в первую очередь предприятия:

  • Ведущие деятельность в производственном или сельскохозяйственном направлениях.
  • Вложившие собственные средства в приобретение оборудования, имущества и использующие его в предпринимательской деятельности.
  • Организующие новые рабочие места или планирующие их создавать.

Для получения инвестиций необходимо обратиться в органы исполнительной власти регионального или муниципального уровня и представить необходимые документы, основным из которых является .

В региональных актах большинства субъектов предусмотрены дополнительные льготы, например, относительно или ставок при уплате единого налога при ведении .

Налоговые проверки

Начиная с 2016 года, субъекты малого бизнеса приобрели возможность использовать налоговые каникулы . Компания, при условии отсутствия грубых нарушений в предыдущих периодах, имеет право исключить себя из плана проверок. Контроль над деятельностью будет осуществляться , по данным представляемой отчетности.

Получение льготы осуществляется ИФНС после обращения малого предприятия. В налоговый орган подается заявление с приложением документов, подтверждающих право отнесения к предприятиям малого бизнеса. На период 2016 – 2019 годы предусмотрена отмена неналоговых проверок – санитарного контроля, пожарной охраны и аналогичных. На внеплановые проверки льгота не распространяется.

О поддержке малого и среднего бизнеса в России смотрите в следующем видео сюжете:

Критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства (МП) установлены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. 06.12.2011 г.).

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся

внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале не должна превышать 25 %. Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;


2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

А) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

Б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения.



Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В настоящее время предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для предприятий малого и среднего бизнеса установлены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».


Этим документом установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
  • микропредприятия - 60 млн. рублей;
  • малые предприятия - 400 млн. рублей;
  • средние предприятия - 1000 млн. рублей.
Льготы для малых предприятий.

Налогообложение

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим налогообложение, в том числе и малого бизнеса, является Налоговый кодекс РФ. Однако в НК РФ отсутствуют понятия «малое предприятие» и «субъект малого предпринимательства». Это означает, что никаких специальных условий налогообложения, в том числе налоговых льгот, для малых предприятий не установлено.

8. Малые предприятия также освобождены от применения:

  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.04.2008 г. N 48н (основание – п. 3 данного Положения),
  • ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утвержденного Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 г. N 143н (основание – п. 2 данного Положения, в соответствии с которым малое предприятие может принять решение не применять это Положение),
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», утвержденного Приказом Минфина РФ от 02.07.2002 г. N 66н (в ред. от 08.11.2010 г.) (основание – п. 3.1 данного Положения).

Согласно которому лимит выручки для отнесения предприятий к малым и средним вырос в два раза (для малых предприятий лимит теперь составляет 800 млн рублей, для средних предприятий — 2 млрд рублей). В свою очередь Минэкономразвития в письме от 10.09.15 № Д05и-1163 сообщило, что указанное постановление применяется при расчете размера выручки за предыдущие календарные годы. Это означает, что если выручка организации за 2014 год оказалась больше 400 млн рублей, но меньше 800 млн рублей, то в 2015 году она признается «малой». Разумеется, при условии, если выполняются остальные требования, предъявляемые к субъектам малого предпринимательства.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства

Условия отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории субъектов МСП определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (далее — Закон № 209-ФЗ) и включают:
1) требования к структуре уставного (складочного) капитала юридического лица;
2) среднюю численность работников за предшествующий календарный год, которая не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников, установленные для каждой категории субъектов МСП:
- от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
- до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
3) выручку от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения для каждой категории субъектов МСП.

Новые лимиты выручки применяются и за предыдущие периоды

Как известно, с 25 июля 2015 года максимальный размер выручки для малых компаний вырос с 400 до 800 млн руб. (постановление Правительства РФ от 13.07.15 № 702 ; см. « »). А с какого периода можно применять эти лимиты? Проще говоря, будет ли считаться малым предприятие, чья выручка в 2014 году составила от 400 до 800 млн рублей? Да, будет, ответили в Минэкономразвития.

Специалисты министерства сообщили, что указанное постановление применяется при расчете размера выручки за предыдущие календарные годы. Следовательно, в 2015 году организация может стать малой или вернуть прежний статус малого предпринимательства, который ранее был утрачен в связи с тем, что выручка превышала 400 млн рублей.

Когда организация утрачивает статус субъекта малого предпринимательства

Также авторы комментируемого письма напомнили еще об одном важном изменении, внесенном Федеральным законом от 29.06.15 № 156-ФЗ . Данным законом установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в том случае, если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех (а не двух, как раньше) следующих друг за другом календарных лет.

Приведем пример. С 2014 года предприятие утратило статус малого, так как выручка и в 2012, и в 2013 годах превышала 400 млн рублей. Вместе с тем, выручка за каждый год из трех последних (2012, 2013, 2014) менее нового лимита 800 млн рублей. Следовательно, в 2015 году организация вновь признается малой.

В случае, когда значения средней численности работников и (или) выручки за 2014 год не соответствуют установленным лимитам, необходимо обратить внимание на значения средней численности работников и (или) выручки за 2013 или 2012 год. И если показатели за эти годы соответствуют значениям, установленным для малых предприятий (например, выручка за 2012 и 2013 годы составляла менее 800 млн рублей, а лимит был превышен только в 2014 году), то предприятие признается малым, несмотря на превышение значений по итогам 2014 года. Организация утратит статус субъекта малого предпринимательства и перейдет в категорию среднего только в том случае, если выручка будет превышать 800 млн рублей три календарных года подряд.

Что дает статус малого предприятия

Организации и предприниматели, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут существенно упросить свой бухгалтерский учет и отчетность (см. « »). Также для них действует упрощенный порядок кассовой дисциплины. В частности, они могут отменить лимит остатка наличных денег в кассе (см. « »). Кроме этого, на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года вводится запрет на проведение плановых неналоговых проверок тех организаций и ИП, которые относятся к субъектам малого предпринимательства « ».