Оквэд 74.20 1 доля налоговой нагрузки. Налоговая нагрузка: формула расчета. Инструкция, особенности, примеры

Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

  • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/ Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/ , его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
  • До 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/).
  • С 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/ , регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

Что такое налоговая нагрузка

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка - это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

  • выручка (с НДС или без него);
  • доходы;
  • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
  • вновь созданная стоимость;
  • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе - для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля - для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности - непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/ , обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

Как рассчитать налоговую нагрузку

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/ - одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/ - несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

Налоговую нагрузку организации ИФНС признает низкой, если ее значение меньше средних показателей по соответствующей отрасли. ФНС ежегодно определяет такие показатели и должна публиковать их до 5 мая на своем официальном сайте Приказ ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/ .

Значение налоговой нагрузки, определенное ФНС для гостиниц и ресторанов в 2017 г., — 9,5%.

ООО «Альфа» занимается ресторанным бизнесом и применяет ОСН. Выручка компании по строке 2110 отчета о финансовых результатах за 2017 г. — 50 млн руб. По данным налоговых деклараций за 2017 г., организация исчислила к уплате:

  • НДС — 1,3 млн руб.;
  • налог на прибыль — 1,5 млн руб.;
  • налог на имущество — 550 тыс. руб.;
  • транспортный налог — 300 тыс. руб.

С выплат работникам удержан и перечислен НДФЛ — 900 тыс. руб. Уплаченные страховые взносы (2 077 тыс. руб.) в расчете налоговой нагрузки не учитываются.

Налоговая нагрузка ООО «Альфа» — 9,1% ((1 300 000 + 1 500 000 + 550 000 + 300 000 + 900 000) / 50 000 000 x 100%). Это значение ниже показателя нагрузки, определенного ФНС для гостиниц и ресторанов в 2017 г. (9,1%

Какой должна быть налоговая нагрузка по налогу на прибыль

С 01.07.2018 количество регионов, в которых реализуется пилотный проект Соцстраха по прямым выплатам, возрастет с 33 до 39.

Собственники ликвидируемой компании не могут претендовать на то, чтобы сумму излишне уплаченных фирмой налогов или взносов вернули им.

Если в заявлении на регистрацию организации не указан номер офиса, налоговики вправе отказаться регистрировать компанию.

Для уплаты личных налогов гражданам больше не обязательно заполнять платежное поручение «от и до». Достаточно ввести всего один номер.

Предприятие общепита, чьи залы обслуживания посетителей располагаются на нескольких этажах, может применять ЕНВД, если общая площадь залов не превышает 150 кв.метров.

Недавно налоговики начали исключать из ЕГРЮЛ организации, в отношении которых в реестр внесены записи о недостоверности сведений. Такое право есть у регистрирующего органа, если запись о недостоверности содержится в ЕГРЮЛ более 6 месяцев. При этом исключить могут даже реально работающую компанию.

Как заполнить Лист 02 декларации по налогу на прибыль

В Листе 02 декларации по налогу на прибыль приводится расчет налога и авансовых платежей. Его показатели формируются на основании уже заполненных вами Приложений к листу 02 и других Листов декларации. Если какой-либо показатель отсутствует, то в соответствующей строке ставьте прочерк.

Прибыль (убыток) рассчитывается в строках 010 — 060. В них указываются п. 5.2 Порядка заполнения декларации:

  • в строке 010 — итоговая сумма доходов от реализации, отраженная по строке 040 Приложения N 1 к Листу 02;
  • в строке 020 — сумма внереализационных доходов, отраженная по строке 100 Приложения N 1 к Листу 02;
  • в строке 030 — сумма расходов, уменьшающих доходы от реализации. Ее вы переносите из строки 130 Приложения N 2 к листу 02;
  • в строке 040 — общая сумма внереализационных расходов и приравниваемых к ним убытков. Это сумма строк 200 и 300 Приложения N 2 к листу 02;
  • в строке 050 — общая сумма убытков, указанная по строке 360 Приложения N 3 к Листу 02. Это убытки, которые не учитываются для целей налогообложения или учитываются в особом порядке ст. ст. 268, 275.1, 276, 279, 323 НК РФ. Например — убытки от продажи ОС;
  • в строке 060 — сумма прибыли или убытка отчетного (налогового) периода. Она рассчитывается как разница между суммой строк 010, 020 и 050 Листа 02 и суммой строк 030 и 040 Листа 02. Если в результате получилось отрицательное число, т.е. убыток, то укажите его со знаком «-» («минус») п. 2.3 Порядка заполнения декларации.

Налоговая база рассчитывается в строках 070 — 120. При их заполнении:

  • в строке 070 укажите сумму доходов, исключаемых из прибыли. Это, в частности, дивиденды, полученные от российских организаций п. 5.3 Порядка заполнения декларации;
  • в строке 080 поставьте прочерк п. 5.3 Порядка заполнения декларации;
  • в строке 100 отразите налоговую базу отчетного налогового) периода, уменьшив строку 060 для организаций, заполняющих Лист 05, — сумму строк 060 Листа 02 и 100 всех Листов 05 на сумму строк 070 Листа 02 и 400 Приложения 2 к Листу 02. Если в результате получилось отрицательное число, то укажите его со знаком «-» («минус» п. 5.4 Порядка заполнения декларации;
  • в строке 110 укажите сумму убытка прошлых лет, учитываемого в расходах текущего периода. В декларации за 1 квартал и год его сумма берется из строки 150 Приложения N 4 к Листу 02 п. 5.5 Порядка заполнения декларации;
  • в строке 120 отразите налоговую базу для исчисления налога (авансового платежа). Она равна разнице строк 100 и 110 Листа 02. Если эта разница меньше нуля, то в строке 120 напишите «0» п. 5.5 Порядка заполнения декларации.

Ставки налога отражаются по строкам 140 — 170. При их заполнении укажите:

  • в строке 140 — общую ставку налога на прибыль (для большинства организаций это 20%);
  • в строке 150 — ставку налога на прибыль в федеральный бюджет;
  • в строке 160 — ставку налога на прибыль в бюджет субъекта РФ. Если вы используете пониженную ставку налога, зачисляемого в региональный бюджет, которая установлена законом субъекта РФ, то надо заполнить также строки 130 и 170 Листа 02.

Сумма исчисленного налога указывается в строках 180 — 200. Заполняйте их так:

  • в строке 180 — общая сумма налога за отчетный (налоговый) период. Она должна быть равна сумме строк 190 и 200;
  • в строке 190 — сумма налога за отчетный (налоговый) период, начисленная в федеральный бюджет. Она равна произведению строк 120 и 150 Листа 02;
  • в строке 200 — сумма налога за отчетный (налоговый) период, начисленная в бюджет субъекта РФ. Она равна произведению строк 120 и 160 Листа 02.

Если вы отдельно платите налог по месту учета обособленного подразделения, то в заполнении строк 140 — 160, 200 Листа 02 есть особенности. О них читайте здесь.

Сумма авансовых платежей указывается в строках 210 — 340. Порядок их заполнения зависит от того, как вы уплачиваете авансовые платежи по налогу на прибыль и платите ли вы торговый сбор. Выберите интересующую вас ситуацию из списка.

Организация не платит торговый сбор, не имеет обособленных подразделений и уплачивает ежемесячные авансовые платежи в течение квартала. Ставка налога на прибыль 20%.

Сумма ежемесячных авансовых платежей, начисленных на 1 квартал, — 3 036 000 руб. (строка 320 Листа 02 декларации за 9 месяцев 2017 г.), в т.ч.:

  • 455 400 руб. — в федеральный бюджет (строка 330 Листа 02 декларации за 9 месяцев 2017 г.);
  • 2 580 600 руб. — в региональный бюджет (строка 340 Листа 02 декларации за 9 месяцев 2017 г.).

Организация за 1 квартал 2018 г. учла для налога на прибыль:

  • доходы от реализации — в сумме 38 488 000 руб.;
  • внереализационные доходы — в сумме 9 792 000 руб. (в т.ч. дивиденды, полученные от российской организации, — в сумме 2 500 000 руб.);
  • расходы, уменьшающие доходы от реализации, — в сумме 22 372 000 руб.;
  • внереализационные расходы (в т.ч. убытки, приравниваемые к внереализационным расходам) — в сумме 7 488 000 руб.;
  • Летняя оздоровительная кампания – 2017 Уважаемые родители! В связи с досрочным выездом детей из ДОЛ «Чайка» вы можете обратиться с 21 августа по 21 сентября с заявлением на возврат денежных средств за три дня, по адресу: ул. Хомякова, 5а, кабинет 9 (график приема заявлений: понедельник - четверг с 09:00 до 17:00, […]
  • Удержание алиментов при УСН «доходы минус расходы» Отправить на почту УСН - удержание алиментов в расходы - возможно ли оно и при каких условиях? Таким вопросом задается любой бухгалтер, в штате у которого появился алиментщик. В данной статье рассмотрим порядок удержания алиментов с сотрудников, а также разберем, […]
  • Есть ли штраф за несвоевременную сдачу декларации 3-НДФЛ? Отправить на почту Штраф за несвоевременную сдачу 3-НДФЛ может стать неожиданностью для физлица, не подозревающего о возникновении у него «отчетной» обязанности. Когда такая обязанность появляется и каков размер штрафа за ее неисполнение, узнайте из нашего […]
  • НДФЛ (подоходный налог с физических лиц) в 2016–2017 годах Отправить на почту НДФЛ удерживается из доходов физлиц и перечисляется в бюджет налоговыми агентами. В противном случае сами налогоплательщики-физлица (в том числе и ИП) самостоятельно уплачивают за себя этот налог с полученных доходов. Расшифровка […]
  • Где и как получить ИНН в Москве физическому лицу (алгоритм получения)? Где получить ИНН в Москве? Ответ на этот вопрос заинтересует постоянных и временных жителей столицы, у которых этого документа в силу определенных причин не имеется. ИНН необходим для осуществления налогового учета всех граждан, поэтому […]
  • Закон муна Законы Ману - древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" или "кодекс чести ариев". Манавадхармашастра - одна из двадцати дхармашастр. Здесь представлены избранные фрагменты (перевод Георгия Федоровича […]
  • Почему не прибавили пенсию в августе Работающие пенсионеры в августе получили необычно высокую пенсию. У некоторых увеличение достигало 3 500 рублей и выше. Конечно это вызвало радость и надежды на то, что теперь она - пенсия, таковой и будет. Но это не так. Разберемся и о бъясним, откуда появилось такое увеличение, […]
  • Сколько процентов сейчас составляет НДС в России (2018 год) Отправить на почту НДС сколько процентов составляет? Обычно этим вопросом задаются начинающие бухгалтеры. Исходя из ст. 164 НК РФ, существует три размера ставок НДС. Подробнее об этом рассказывается в нашей статье. НДС - это сколько процентов? Многих […]

Расчет налоговой нагрузки в 2019 году - это специальная процедура, которая позволяет налогоплательщику самостоятельно контролировать уровень фискального обременения в рамках действующего законодательства. Напомним, что даже незначительное изменение данного показателя может вызвать особый интерес со стороны работников Федеральной инспекции. В статье расскажем, как посчитать налоговую нагрузку предприятия.

Общие положения

Размер фискального обременения экономических субъектов — это не «призрачный» показатель или абстрактное плановое значение. Нет, налоговая нагрузка — это величина налогов, сборов и взносов, которая определяется для экономического субъекта в зависимости от его вида деятельности, масштабов производства и штатной численности.

Иными словами, объем фискальных платежей в бюджет практически для каждого субъекта определен. Точнее, чиновники определили лишь пограничные значения. Отклонение от данных показателей говорит о существенных изменениях в финансово-хозяйственной жизни предпринимателя или организации, что вызывает пристальный интерес со стороны ФНС.

Подробнее о том, какие установлены значения на 2019 год, мы рассказали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС» . Далее определим, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия на конкретном примере.

Налоговая нагрузка: формула расчета

Итак, размер фискального обременения — это отношение суммы фискальных платежей экономического субъекта, исчисленного в процентном выражении, к сумме полученной выручки, определенной по данным бухгалтерского учета за отчетный период.

Исчислять показатель нужно по формуле:

Для верного подсчета столь важного показателя учитывайте следующие рекомендации:

  1. В расчет включайте все суммы фискальных платежей, которые были начислены налогоплательщиком в отчетном периоде.
  2. Учтите платежи, которые компания уплачивает в качестве налогового агента. Например, НДФЛ по работникам также включайте в расчетные данные.
  3. Исключите суммы ввозного НДС.
  4. Не учитывайте таможенные пошлины, уплачиваемые по действующему законодательству.
  5. Суммы начисленных страховых взносов тоже не включайте в расчет.

Такие рекомендации закреплены в Письмах Минфина от 11.01.2017 № 03-01-15/208, ФНС от 22.03.2013 № ЕД-3-3/

Другие методики расчета

Налогоплательщики вправе применять иные методики расчета налоговой нагрузки для проведения самостоятельной проверки. Так, чиновники предусмотрели два способа.

Способ № 1. Исчисление по налогу на прибыль.

  • лист 02, строка 180;
  • лист 02, сумма строк 010 и 020.

В настоящее время значения, по которым ФНС инициирует выездную проверку, не установлены. Показатели прошлых лет были следующими: не менее 1 % — для торговой фирмы, и не менее 3 % — для других организаций, в том числе и для подрядных компаний и производственных предприятий.

Способ № 2. Расчет по налогу на добавленную стоимость.

При таком способе исчисления фискального обременения рассчитывается отношение суммы вычетов НДС к сумме начисленного налога. Если полученное значение равно 89 % и более, то это заинтересует ФНС.

Низкие значения сумм НДС к уплате не могут свидетельствовать о том, что налогоплательщик отклоняется от уплаты налогов и сборов. Такой вывод можно сделать только по результатам проведенной проверки.

Расчет налоговой нагрузки предприятия на примере 2019

Условия для расчетов:

ООО «ВЕСНА» занимается деятельностью в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. Компания применяет ОСНО. По данным бухгалтерской отчетности, выручка за 2017 год (строка 2110 отчета о финансовых результатах) — 65 миллионов рублей.

Данные налоговой отчетности за 2017 год:

  • декларация по налогу на прибыль — 1 750 000 рублей;
  • НДС — 1 670 000 рублей;
  • транспортный налог — 450 000 рублей;
  • налог на имущество — 780 000 рублей;
  • НДФЛ — 1 200 000 рублей.

Суммы уплаченных страховых взносов в расчете не учитываются.

Пример расчета налоговой нагрузки:

Нал. нагрузка = 65 000 000 / (1 750 000 + 1 670 000 + 450 000 + 780 000 + 1 200 000) × 100 % = 65 000 000 / 5850 × 100 % = 11,11 %.

По данным ФНС: минимальное значение нал. нагрузки для гостиниц и ресторанов в 2017 г. — 9,5 %. 11,11 % по ООО «Весна» больше минимального значения, определенного ФНС (9,5 %).

Снижение показателя: что будет

Если значение показателя ниже среднего по конкретному виду деятельности, то ФНС вправе:

  1. Вызвать руководителя предприятия для личной беседы. Встречу будет проводить начальник ИФНС по месту регистрации либо его заместители. В ходе беседы представитель ФНС будет выяснять, в чем причина снижения фискального обременения. Основная цель встречи: выявить фирмы-однодневки, недобросовестных налогоплательщиков, незаконные сделки и операции.
  2. Инициировать выездную проверку. Инспекция включит «проблемного» налогоплательщика в план контрольно-ревизионных мероприятий, при которой будет: проведена тщательная проверка данных бухгалтерского и налогового учетов, изучены первичные и учетные документы, подтверждающие факты хозяйственной деятельности.

Если компания уклоняется от выполнения предписаний ФНС, инспекторы вправе применить более эффективные методы воздействия. Причем такие методы могут иметь отрицательное влияние на деятельность субъекта. Например, в исключительных случаях ИФНС может заморозить счета предприятия. То есть любые финансовые операции будут невозможны. Также чиновники могут обратиться в судебные инстанции, чтобы начать административное или даже уголовное преследование по фактам уклонения от уплаты налогов и прочих фискальных платежей.

Безопасные показатели налоговой нагрузки и рентабельности, представляемые ИФНС ― это значения, на которые стоит ориентироваться, чтобы избежать выездную проверку (приказ ФНС России от 30 мая 2007г. №ММ-3-06/333@).
Налоговая нагрузка = Сумма налогов, уплаченных за год / Выручка за год по данным бухучета (без НДС) Х 100%
Для расчета вам понадобятся: выручка, проценты к получению, прочие доходы (строки 2110, 2320, 2340 Отчета о финансовых результатах) и суммы уплаченных налогов (карточка счета 51 в корреспонденции со счетом 68).
В сумму налогов не включайте НДФЛ, НДС, перечисленный в качестве налогового агента, а также все страховые взносы. Итог сравните со средним значением по вашей отрасли. Безопасный результат - тот, который полностью совпадает с критерием ФНС.
При наличии отклонений инспекторы скорее всего заинтересуются причинами. Особенно если в динамике за три года нагрузка падает. Падение или любое отклонение в низшую сторону всегда можно обосновать. Например, тем, что компания открыла долгоокупаемые проекты, расходы по ним большие, а прибыли пока нет или она невысокая. Другие причины - закрытие некоторых направлений бизнеса, секвестирование производства, снижение цен для удержания клиентов, падение покупательского спроса. Всегда можно ссылаться на то, что у компании есть план по увеличению прибыли и, соответственно, налоговой нагрузки. Например, планируется открывать новые проекты, выходить на рынок в другие регионы, поднимать цены, оптимизировать расходы и т. д.
Возможно, ваши обоснования будут убедительными для налоговиков, и они не станут назначать выездную проверку. Но в любом случае требовать от вас искусственно довести нагрузку до среднеотраслевой и доплатить налоги инспекторы не вправе.
Рентабельность продаж. Рассчитывайте ее по формуле:
Рентабельность продаж = Прибыль от продаж товаров, работ, услуг / Себестоимость товаров, работ, услуг Х 100%
Данные возьмите из Отчета о финансовых результатах: себестоимость продаж, прибыль, коммерческие и управленческие расходы (строки 2120, 2200, 2210, 2220).
Рентабельность активов . Для расчета вам нужны: прибыль (строка 2300 Отчета офинансовых результатах) и валюта баланса (строка 1600 баланса). Формула такая:
Рентабельность активов = Прибыль за год до уплаты налогов / Стоимость активов Х 100%
Результаты также сравните со среднеотраслевыми. Здесь допустимы отклонения. Инспекторы возьмут на заметку те компании, рентабельность которых отклоняется от нормы более чем на 10 процентов, особенно если есть убыток. Как правило, низкая налоговая нагрузка сопровождается и низкой рентабельностью, поэтому здесь подойдут аналогичные объяснения отклонений.

Будут ли у налоговиков вопросы, что налог на прибыль маленький?

Налоговая инспекция проверяет налоговую нагрузку компаний по отраслям. В расчет общей налоговой нагрузки входят: НДС, Налог на прибыль, Налог на имущество и НДФЛ. Надо ли включать с 1 января 2017 года в расчет налоговой нагрузки страховые взносы, которые мы уплачиваем в ИФНС? И второй вопрос: есть ли какой-то норматив по налоговой нагрузке по налогу на прибыль? У нас получается, что налог на прибыль маленький - 1,5% от доходов, а общая налоговая нагрузка даже выше, чем по отрасли за счет НДС, т.к. у нас большая доля "безНДСных" расходов (по нашей отрасли налоговая нагрузка - 17,2%, а у нас- 23%).

Нет, пока взносы учитывать не надо.

При подготовке отчетности за 2016 год ориентируйтесь на показатели налоговой нагрузки за 2015 год. Эти показатели ФНС определяла без учета взносов, ведь на тот момент их администрировали фонды.

В дальнейшем ФНС скорее всего включит взносы в расчет налоговой нагрузки. Впервые это будет возможно в 2018 году, когда появятся данные за 2017 год.

Низкий уровень налоговой нагрузки по налогу на прибыль является основанием для отбора налогоплательщика на комиссию.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее 3 процентов. Для организаций, осуществляющих торговую деятельность, под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль понимается нагрузка, составляющая менее 1 процента.

Обоснование

О новых взносах и налоговой нагрузке

ГЛАВБУХ: Сергей Александрович, как теперь считать налоговую нагрузку — со страховыми взносами или без них?

СЕРГЕЙ ТАРАКАНОВ: Взносы пока учитывать не надо. При подготовке отчетности за 2016 год ориентируйтесь на показатели налоговой нагрузки за 2015 год. Эти показатели ФНС определяла без учета взносов, ведь на тот момент их администрировали фонды.*

Когда появятся показатели налоговой нагрузки за 2016 год?

В апреле мы обновим нагрузку с учетом статистики за 2016 год. Новые показатели мы также рассчитаем без учета взносов, поэтому компаниям тоже не надо брать их в расчет налоговой нагрузки в течение 2017 года.

А в будущем расчет нагрузки изменится в связи с передачей взносов в ФНС?

Да, ФНС скорее всего включит взносы в расчет налоговой нагрузки. Впервые это будет возможно в 2018 году, когда появятся данные за 2017 год. Это соответствует международной практике. В других странах налоговую нагрузку тоже рассчитывают с учетом страховых взносов. Таким образом, впервые ориентироваться на налоговую нагрузку, включающую взносы, компании будут только при подготовке отчетности за I квартал 2018 года.*

<…>

Новая безопасная налоговая нагрузка и рентабельность вашей компании

Уровень вашей налоговой нагрузки должен быть не ниже среднеотраслевого показателя (п. 1 приложения № 2 к приказу ФНС № ММ-3-06 /333). Но на практике минимальные отклонения в несколько десятых процента не считаются существенными.*

Включите в расчет все налоги, которые компания платит как налогоплательщик, — НДС, налог на прибыль, на имущество и т. д. Также возьмите в расчет НДФЛ, несмотря на то, что платите его как агент и фактически это налог физлица, а не компании. Как мы выяснили в ФНС, проверяющие считают налоговую нагрузку компании с учетом и этих поступлений тоже. Аргумент в том, что налоговую базу по НДФЛ формирует сама компания, а не люди, получающие от нее доход. Значит, компания и отвечает за то, чтобы налог своевременно попал в бюджет. К тому же вам даже выгодно учитывать в расчете НДФЛ. За счет него налоговая нагрузка становится выше, а вот риск претензий налоговиков, наоборот, снижается. Страховые взносы же в расчет нагрузки не включайте.

ООО «Мир» работает в сфере текстильного производства. В 2015 году оно получило выручку в размере 150 млн руб. (без НДС). За этот же период в бюджет уплатили:

— налог на прибыль — 10,2 млн руб.;

— НДС — 25,3 млн руб.;

— налог на имущество — 1,3 млн руб.;

— НДФЛ — 2,5 млн руб.

Общая сумма перечисленных налогов за 2015 год составила 39,3 млн руб. (10 200 000 + 25 300 000 + 1 300 000 + 2 500 000). Налоговая нагрузка за 2015 год с учетом агентского НДФЛ составила 26,2 процента (39 300 000: 150 000 000? х 100%). Этот показатель выше среднего (26,2% >7,8%). Значит, у проверяющих не будет претензий к налоговой нагрузке компании.

<…>

Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»

<…>

Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссиях

Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании списков, формирование которых проводится путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты налогов, в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и др.*

<…>

- Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций,* акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, единому сельскохозяйственному налогу, НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.
Так, например, налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль к сумме строк 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период. Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее 3 процентов. Для организаций, осуществляющих торговую деятельность, под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль понимается нагрузка, составляющая менее 1 процента.*

Понятие налоговой нагрузки на сегодня является центральным показателем для отбора налоговой инспекцией кандидата на выездную Поэтому исследование данной категории и ее расчет в отношении предприятия является очень важным и значимым элементом анализа.

Общее представление

Совокупная налоговая нагрузка представляет собой общий объем финансовых средств, которые подлежат уплате в виде ввозных таможенных по-шлин (за исключением особых видов пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательст-вом Российской Федерации), федеральных налогов (за исключением акци-зов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на тер-ритории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюд-жетные фонды на день начала финансирования инвестиционного проекта.

В настоящее время понятие налоговой нагрузки может быть рассмотрено в двух аспектах:

  • В абсолютном значении. Сумма конкретных значений налогов, которую нужно уплатить. Данная сумма интересна непосредственно для предприятия - плательщика налогов.
  • В относительном значении. Как доля (процентное содержание) от суммы налогов, которые необходимо уплатить в бюджет, к определенной базе. Данный показатель часто используется для различных расчетов, анализов и прогнозов компании.

База расчета

В основе базы расчета нагрузки лежат такие показатели, с которыми необходимо сопоставить налоговые платежи и оценить степень влияния на доходность компании и ее рентабельность за определенный период. Среди таких значений выделим:

  • выручку (с НДС или без него);
  • доходы от реализации;
  • налоговая база для конкретного налога;
  • бухгалтерскую или налоговую прибыль;
  • плановую сумму выручки.

При этом следует учесть, что доля налогов может быть определена не только по отношению к их общей сумме, но и по отношению к отдельным определенным налогам. В таком случае она рассчитывается как за один налоговый период, так и за несколько. При расчете за несколько периодов данные необходимо суммировать.

Следует отдельно обратить внимание на ситуацию, когда налоги у компании отсутствуют. В таком случае налоговая нагрузка стремится к нулю. То же самое - и в отношении отдельных налогов.

Значение и роль понятия

Сущность значения налоговой нагрузки в отношении конкретного налогоплательщика определена в нормативном документе. Это Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, который рассматривает понятие совокупной налоговой нагрузки, рассчитанной как доля всех налогов к уплате в бухгалтерской величине (без НДС) к сумме выручки. В нем же представлена формула и инструкция, как рассчитать налоговую нагрузку.

Роль исследуемого параметра нагрузки можно кратко выделить в следующих аспектах:

  • Для государства - с целью планирования и разработки налоговой политики как по регионам, так и в целом по стране. Изменяя состав налогов и их виды, изменяя ставки и льготы, государство определяет возможные допустимые уровни давления на бизнес и компании. Кроме того, данный показатель на макроуровне необходим для прогнозирования доходов бюджета, развития налоговых поступлений в целом по стране.
  • Расчет данного параметра на уровне государства помогает провести сравнение с аналогичными параметрами других стран и сделать соответствующие корректировку в области налоговой политики.
  • Данный показатель также оказывает влияние на формирование социальной политики в стране.

Формула расчета

Для определения необходимого равновесия, учитывая интересы каждой из сторон, необходимо выяснить, каким образом должна рассчитываться налоговая нагрузка на предприятия и какие ее показатели будут оптимальными для стратегии налоговой политики государства.

По мнению многих авторов, наиболее полным показателем налоговой нагрузки может быть соотношение абсолютной налоговой нагрузки к добавленной стоимости. Один из таких вариантов расчета дает в своей работе Сухетский С.П. Он показывает также отношение налоговой нагрузки и инвестиционной составляющей добавленной стоимости.

Представим формулу и инструкцию более наглядно:

НН = Н *100 / НБ,

НБ - налоговая база, т.р., Н - сумма налога, т.р.

Налоговая нагрузка по НДС

Основными объектами налогообложения по данному виду налога являются следующие категории:

  • продажа услуг и работ;
  • ввоз на территорию страны товаров.

В соответствии с действующим Налоговым Кодексом, размеры ставок НДС регламентированы следующим образом:

  • для экспортеров - 0%;
  • для основной части продовольственных товаров - 10%;
  • для основной части объектов налогообложения- 18%.

При расчете налоговой базы по НДС используют льготы, которые зафиксированы в НК РФ.

Рассмотрим формулу расчета налоговой нагрузки по НДС более подробно.

Следует иметь в виду одну особенность: налоговая база для НДС может быть рассчитана двумя способами.

При первом способе налоговой базой является внутренний рынок по формуле:

ННндс = Нндс * 100 / НБрф,

где ННндс - налоговая нагрузка по НДС; Нндс - сумма НДМ, причитающаяся к уплате согласно строке 040 раздела 1 декларации; НБрф - налоговая база, рассчитанная по данным 3 разд. декларации по российскому рынку.

Налоговая база по рынку РФ определяется как результат сложения строк 010-070 графы 3, где суммируются:

  • база по продаже товаров по всем ставкам;
  • продажа предприятия как комплекса имущества;
  • авансы полученные.

При втором способе налоговая база определяется как сумма значений по внутреннему и внешнему рынку по формуле:

ННндс = Нндс * 100 / (НБрф + НБ эксп),

где ННндс - налоговая нагрузка по НДС; Нндс - сумма НДМ, причитающаяся к уплате согласно строке 040 раздела I декларации; НБрф - налоговая база определяется по III разделу декларации по российскому рынку; НБэксп - налоговая база, определяется суммой строк 020 IV разд. экспортной декларации.

Приведем пример расчета показателя.

Компания ООО «Ростра» находится на ОСНО. В I кв. 2017 года она осуществляла следующие операции.

22 января был отгружен товар на сумму 112000 рублей, в том числе НДС - 17084,75 руб. Оплаты была получена еще в декабре 2016 года при оформлении счета- фактуры на аванс и уплате налога.

4 февраля взята предоплата в размере 50% в счет будущей поставки в размере 40000 рублей при выставлении счета-фактуры на аванс. Отгрузка была произведена на сумму 80000 рублей, в том числе НДС - 12203,39 руб. Дата отгрузки - 24 февраля, остаток денег был перечислен в марте.

9 марта оказаны услуги по стоимости 100000 руб., в том числе НДС - 15254,20 руб. Подписан акт с поставщиком, выставлен счет-фактура. Оплата прошла в апреле.

В 1 квартале ООО «Ростра» оплатила товаров на сумму 65800 рублей, в том числе НДС - 10037,29 руб., а также сумму без НДС в размере 42560 руб.

Определим налоговую базу по налогу на прибыль:

(112000-17084,75)+ (80000-12203,39) + (100000 - 15254,20) = 247457,70 руб.

Расходы компании:

(65800-10037,29) + 42560 + 64560 = 162882,71 руб.

Налог на прибыль:

(247457,70-162882,71) * 0,2 = 16914,98 руб.

Налоговая база по НДС:

40000*18/118 + 12203,39+15254,24 = 33559,32 руб.

Сумма НДС для вычета:

17084,75 + 40000*18/ 118 +10037,29 = 33223,73 руб.

НДС к уплате:

33559,32 - 33223,73 = 335,59 руб.

Показатель налоговой нагрузки (по налогу на прибыль и НДС вместе):

(16914,98 +335,59) / 247457,70 * 100 = 6,97%

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль

Как рассчитывается налоговая нагрузка по налогу на прибыль, рассмотрим с помощью формулы ниже.

Формула может быть представлена в следующем виде:

ННприб = (Нприб * 100) / Д,

где ННприб - налоговая нагрузка на прибыль, %; Нприб - налог на прибыль до декларации, т.р.; Д- общая сумма доходов, указанных в декларации, т.р .

В знаменателе данной формулы достаточно часто указывается выручка от реализации и прочих доходов, в том числе проценты.

Рассмотрим, какие основные факторы оказывают влияние на данный показатель. Среди них можно указать:

  • Сумму рассчитанного налога, а точнее, его ставку. Обычно это значение составляет 20%, но есть и исключения, когда ставка понижается в соответствии со ст. 284 НК РФ. Соответственно, чем ниже сумма налога, тем ниже налоговая нагрузка на прибыль.
  • Доход от реализации, указанный в декларации. Чем выше указный доход в декларации, тем ниже нагрузка.
  • Объем расходов по реализации. Чем выше расходы, тем ниже налог.
  • Наличие убытков прошлых лет при их учете снижает налоговую базу, а значит, сводят и сам налог к нулю.
  • Налоговые льготы снижают сумму налога.

Рассмотрим расчет налога на прибыль на конкретном примере.

Предположим, что выручка от реализации товаров (без НДС) составила 112 643 080 руб., прочие доходы - 41 006 руб.

Прямые расходы компании составили 76 303 701 руб., косвенные расходы - 34 197 987 руб.

Итого расходов: 76 303 701 + 34 197 987 = 110 501 688 руб.

Прочие расходы составили - 115 953 руб.

Налоговая база по налогу на прибыль составила:

112 643 080 + 41 006 - 110 501 688 - 115 953 = 2 066 445 руб.

Сумма исчисленного налога:

2 066 445 * 20/100 = 413 289 руб.

Сумма начисленных авансовых платежей - 183 813 руб.

Сумма налога на прибыль к доплате:

413 289 - 183 813 = 229 476 руб.

Налоговая нагрузка при УСН

Рассмотрим формулу расчета налоговой нагрузки при УСН более подробно.

С этой целью может быть применена формула:

ННусн = Нусн * 100/ Д усн,

где ННусн - налоговая нагрузка при УСН, %; Нусн - УСН-налог по декларации, т.р.;

Дусн - до ходы по УСН-декларации, т.р.

Приведем конкретный пример налоговой нагрузки по формуле расчета при УСН.

В таблице представлены доходы и расходы, применяемые при расчете налогооблагаемой базы в ООО «ХХХ». Доходы и расходы связаны с реализацией услуг по организации общественного питания.

Анализ динамики доходов и расходов отражает ежегодный рост показателей практически по всем составным элементам.

Анализ доходов и расходов по услугам ООО «ХХХ» за 2014-2016 гг., тыс.руб. представлен в таблице ниже.

Наименование показателей

2014 г.

2015 г.

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

Доходы

Выручка от оказания услуг

Расходы

Заработная плата

Обязательные страховые взносы

Ремонт объектов ОС

Иные налоги и сборы

Прочие расходы

Итого расходов

Прибыль от оказания услуг

Расходы в целом продемонстрировали тенденцию к увеличению на сумму 2117 тыс. руб., их рост составил 138,6 %. В частности, проведённое сравнение доходов и расходов по услугам показывает, что выручка от оказания услуг увеличилась в 2016 году по сравнению с 2014-м на 2285 тыс. руб., ее рост составил 135 %.

Основной причиной роста показателей является рост цен на потребляемые материалы и услуги, и как следствие повышение собственных цен, с целью покрытия расходов. За счет того, что сумма расходов меньше получаемых доходов на 7,4 % ООО получило прибыль на 168 тыс. руб. больше в 2016 году, чем в 2014 году.

Рассмотрим динамику начисленного налога по ООО «ХХХ» за период с 2014 по 2016 годы по данным таблицы ниже.

Показатели

Сумма, т.р.

Относительное отклонение,

2015 год 2016 год

Абсолютное отклонение, т.р.

Доходы, полученные

от деятельности

Начисленный налог

по ставке 6%

Страховые взносы по пенсионному,

социальному и медицинскому

страхованию

Больничные

Итого страховых взносов

по пенсионному,

социальному и медицинскому

страхованию и больничных

Сумма уменьшающая налог (50%)

Налог к оплате в бюджет

(Отрицательный

денежный поток по платежам

в бюджет)

Отрицательный денежный поток

по платежам во внебюджетные фонды

Таким образом, ООО «ХХХ» в течение рассматриваемого периода можно было зачесть в счет уменьшения суммы единого налога не всю сумму страховых взносов по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию, а только 50% от суммы налога, начисленного в бюджет. Рассмотрим пример расчета налоговой нагрузки по методике Минфина РФ. Налоговая нагрузка на доходы ООО «ХХХ» составила:

в 2014 году (196+581) /6534 = 0,12 руб./руб.,

в 2015 году (655+216) / 7181 = 0,12 руб./руб.,

в 2016 году (750+265) / 8819 = 0,12 руб./руб.

Из расчетов видим, что налоговая нагрузка зависит от суммы дохода и суммы налога и начисленных страховых взносов.

Налоговая нагрузка для общей системы налогообложения

Как рассчитывается налоговая нагрузка при ОСНО, рассмотрено ниже с использованием формулы:

ННосно = (Нндс + Нп) * 100 / В,

где ННосно - налоговая нагрузка по ОСНО, %; Нндс - сумма НДС к уплате по декларации, т.р.; Нп - сумма налога на прибыль по декларации, т.р.; В - выручка из отчета о финансовых результатах (без НДС), т.р.

Допустимый уровень

При расчете налоговой нагрузки налогоплательщик должен иметь в виду следующие моменты:

  • необходимо определить данный показатель и сравнить его с данными за прошлые периоды;
  • при расчете показателя стоит отметить, что низким показателем для производственных предприятий является значение 3 %;
  • необходимо проверить долю вычетов по НДС, так как она не должна быть выше 89 %.

В случае если будут выявлены существенные отклонения от данных цифр в сторону, которая невыгодна для налогоплательщика, необходимо готовить документы для аргументации факта низкой налоговой нагрузки. Например:

  • неправильно определен код деятельности;
  • проблемы с реализацией продукции;
  • рост затрат в связи с ростом цен у поставщиков;
  • инвестирование;
  • создание запасов товаров;
  • экспортные операции.

Выводы

Налоговая нагрузка, формула расчета которой представлена в рамках статьи, является необходимым элементом при определении уровня затрат компании перед бюджетом. Наиболее часто используют значение в процентном отношении, что обеспечивает сопоставимость значений при финансовом прогнозировании. Результаты анализа данного показателя необходимы в следующих случаях:

  • получение информации о затратах компании по исполнению бюджетных обязательств;
  • выявление неблагоприятных тенденций в колебаниях данного параметра;
  • построение этапов процедур контроля.

В целом, исследование данного параметра должно стать обязательной процедурой для самого предприятия, а также регулярно исполняемой функцией для инспекции. Полученные результаты лежат в основе формирования рабочих баз данных, выявления подозрительных компаний и проведения проверки.