Нк рф ст 145 освобождение от ндс. Освобождение от ндс. Преимущества и недостатки освобождения от НДС

Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

  • проверено сегодня
  • кодекс от 28.01.2020
  • вступила в силу 01.01.2001

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 01.01.2015 04.01.2011 30.09.2010 01.01.2008 23.01.2006 01.08.2004 01.01.2004 01.06.2002 01.01.2001

Организации и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учёта налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учёта налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трёх предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учёта.

Лица, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление в налоговый орган по месту своего учёта.

Указанные документы и (или) уведомление представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), воспользовавшиеся правом на освобождение, не вправе отказаться от права на освобождение в дальнейшем, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение в соответствии с абзацем первым пункта 1 настоящей статьи, представляют в налоговые органы:

  • документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учёта налога за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 миллиона рублей;
  • уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учёта налога за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила 2 миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место указанное превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания срока освобождения утрачивают право на освобождение.

Если в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и использующих право на освобождение, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учёта налога превысила размер, установленный в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, такая организация или индивидуальный предприниматель начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, утрачивают право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, на освобождение (продление срока освобождения), являются:

  • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписка из книги продаж;
  • выписка из книги учёта доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
  • абзац утратил силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учёта доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учёта доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган документы и (или) уведомление по почте заказным письмом. В этом случае днём их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями , настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьёй, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьёй, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьёй, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями , настоящего Кодекса.


Ст. 145 НК РФ с комментариями 2018 года отвечает за возможность получить освобождение от уплаты НДС.

Это относится к юридическим лицам, которых слишком мал и составляет менее 2 миллионов за квартал.

Освобождение от НДС

НДС – налог на добавленную стоимость.

Практически для всех товаров и услуг он составляет 18%.

Стоит отметить: процент может быть снижен до 10% на некоторые виды продовольствия, лекарственные и детские товары или отсутствовать вовсе.

Но в некоторых ситуациях возможно на время «избавиться» от НДС полностью – речь идет об освобождении от обязанностей налогоплательщика.

Главным преимуществом этой ситуации, разумеется, является получение дополнительной прибыли: сумма налога изначально закладывается в итоговую, и плательщик дополнительно получает почти 1/5 дохода.

Однако освобождение от НДС может вызвать недовольство второй стороны, а также некоторые проблемы с перерасчетом. Например, при оформлении продажных книг и счетов потребуется постоянно указывать, что НДС не был учтен.

Ст. 145 НК РФ с комментариями

В ней подробно рассматриваются ситуация освобождения от исполнения обязанностей по выплатам НДС:

  1. Юридические лица могут написать отказ от выплаты НДС, если за 3 прошедших месяца их доход составил менее 2 миллионов рублей.
  2. Это право не относится к фирмам, занимающиеся продажей подакцизных или отмеченных в статье 145.1 НК товаров. Также оно не возникает, если налогообложение связано со статьей 146 НК РФ (подпункт 4 пункта 1).
  3. До 20 числа месяца, с которого фирма не платит налог, она обязана предоставить в налоговую письменное заявление и документы-доказательства.
  4. Срок освобождения составляет год, в течение этого времени отказаться от него нельзя.
  5. После окончания срока плательщик должен представить документы, которые подтверждают, что сумма выручки за каждый квартал составляла менее 2 миллионов рублей. Вместе с ними организация либо продляет освобождение еще на год, либо отказывается от него.
  6. Если в течение «освобожденного» срока сумма выручки за квартал превысила лимит или фирма реализовывала подакцизный товар, право на льготу утрачивается, начиная с месяца, когда произошло нарушение, и до окончания срока. Все налоги должны быть выплачены.
  7. Если плательщик нарушил условия или представил неверные сведения, он обязан будет полностью заплатить все налоги, а также пени и санкции.
  8. Для подтверждения права на освобождение можно использовать выписки из книги продаж, книги учета или бухгалтерский баланс.
  9. Передать заявление и документы можно при помощи заказного письма. Шестой день с момента отправки считается днем принятия бумаг налоговой.

Кто освобождается от уплаты НДС

Получить освобождение может любая организация или ИП.

Для этого достаточно двух условий:

  1. Выручка за 3 предыдущих месяца должна составлять менее 2 миллионов рублей до вычета налогов.
  2. Примите во внимание: речь идет об идущих подряд месяцах, а не выбранных произвольно.

  3. Плательщик не должен торговать подакцизными товарами: алкоголем, табачной продукцией, легковыми автомобилями и горюче-смазочными материалами, включая топливо. При этом продажа отдельно акцизных и неакцизных товаров запрещена Министерством финансов. Как только организация начинает продавать хоть один акцизный товар, она автоматически теряет поблажку.

Существует несколько направлений услуг, НДС на которые не начисляется вовсе.

Сюда входят:

  1. Продажа медицинских товаров и услуги из списка.
  2. Банковские сделки и услуги.
  3. Авторское право и право на изобретения и открытия.
  4. Кредитование.
  5. Реализация долей в уставном капитале и ценных бумаг.

Когда освобождение не предоставляется

Оно не предоставляется в следующих случаях:

  1. Когда доход организации больше 2 миллионов.
  2. Когда она реализует подакцизные товары.
  3. При ввозе продукции из-за рубежа.
  4. С первого дня регистрации: подать заявку можно только через 3 месяца после регистрации.

Также в некоторых ситуациях освобождение не могут получить организации-исследователи центра «Сколково». Вообще они получают право 10 лет не платить НДС, но оно утрачивается, если доход участника за год превышает 300 миллионов рублей.

Возьмите на заметку: подробнее об освобождении и утрате права сказано в статье 145.1 НК РФ.

Заявление на освобождение от НДС

Первым делом необходимо составить заявление: образец можно взять лично или найти на сайте налоговой.

В заявлении необходимо указать:

  1. Кому и от кого подается документ: полное наименование налогового органа, ФИО и адрес заявителя.
  2. С какого числа (день, месяц и год) используется право.
  3. На каком основании: необходимо указать сумму дохода на каждый месяц.
  4. Перечень прилагаемых документов.
  5. Подтверждение отсутствия торговли подакцизных товаров.
  6. В самом низу ставятся подпись и число.

Примите к сведению: заявление составляется по форме №БГ-3-03/342.

К заявлению необходимо приложить пакет документов:

  • выписку с баланса или копию Книги учета доходов и расходов для ИП;
  • выписку из книги продаж;
  • копию журнала регистрации счетов-фактур.

Платить НДС необходимо всем юридическим лицам и ИП, но статья 145 Налогового Кодекса Российской Федерации позволяет избежать этих трат. Если доходы фирмы невелики, она может воспользоваться правом освобождения от уплаты на год.

Смотрите видео, в котором специалист разъясняет, как получить освобождение от уплаты НДС:

Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

  • проверено сегодня
  • кодекс от 28.01.2020
  • вступила в силу 01.01.2001

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 01.01.2015 04.01.2011 30.09.2010 01.01.2008 23.01.2006 01.08.2004 01.01.2004 01.06.2002 01.01.2001

Организации и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учёта налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учёта налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трёх предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учёта.

Лица, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление в налоговый орган по месту своего учёта.

Указанные документы и (или) уведомление представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), воспользовавшиеся правом на освобождение, не вправе отказаться от права на освобождение в дальнейшем, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение в соответствии с абзацем первым пункта 1 настоящей статьи, представляют в налоговые органы:

  • документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учёта налога за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 миллиона рублей;
  • уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учёта налога за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила 2 миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место указанное превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания срока освобождения утрачивают право на освобождение.

Если в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и использующих право на освобождение, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учёта налога превысила размер, установленный в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, такая организация или индивидуальный предприниматель начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, утрачивают право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, на освобождение (продление срока освобождения), являются:

  • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписка из книги продаж;
  • выписка из книги учёта доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
  • абзац утратил силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учёта доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учёта доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган документы и (или) уведомление по почте заказным письмом. В этом случае днём их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями , настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьёй, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьёй, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьёй, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями , настоящего Кодекса.


В 2019 году вступили в силу некоторые поправки в Налоговый кодекс РФ. В частности, внесены изменения в порядок освобождения налогоплательщик от необходимости уплаты налога на добавленную стоимость. Данные правоотношения регулирует ст. 145 НК РФ.

С 2019 года она применяется в новой редакции. Изменения в данную правовую норму внесены достаточно значительные и при первом знакомстве с текстом непосредственно поправок суть их не всегда сразу становится ясна. Поэтому ст. 145 НК РФ с изменениями на 2019 год, с комментариями экспертов и разъяснениями налоговиков уже доступна на официальном сайте ФНС РФ – контролирующего органа в сфере налогообложения. Расскажем подробнее, что изменилось.

Законодательная основа – статья 145 НК РФ

Освобождение от НДС в 2019 году получат не все налогоплательщики. Льготу отменили для плательщиков Единого сельскохозяйственного налога. Статья 145 НК РФ была изменена в соответствии с ФЗ-335 от 27.11.2017г. Дата вступления в силу поправок – 1 января 2019 года. Несмотря на общее название «Освобождение от обязанностей налогоплательщика», регламентирует статья 145 НК РФ освобождение от уплаты НДС – статья размещена в главе 21 второй части Налогового кодекса РФ, посвященной расчету и уплате НДС.

Суть поправок и последние новости

Первый абзац п. 1 ст. 145 НК РФ теперь изложен таким образом, что для плательщиков ЕСХН сделано исключение из общего правила, согласно которому освобождены от обязанности по расчету и уплате НДС организации и ИП в том случае, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма их выручки от реализации продукции (работ, услуг) без учета налога не превысил двух миллионов рублей.

Таким образом, основной смысл изменений, которым подверглась статья 145 НК РФ, – освобождение от НДС в 2019 году для есхнщиков (не для всех) отменено. Таким образом, с 2019 года часть плательщиков единого сельхозналога лишается права на получение данной льготы. Соответственно, они обязаны выполнять все установленные НК РФ для плательщиков НДС обязанности: составлять и передавать в ИФНС декларации по налогу в предусмотренные сроки и установленной формы, выставлять счета-фактуры, вести учет полученных счетов-фактур и книгу покупок и продаж.

Во втором абзаце п. 1 ст. 145 НК РФ указано, при наличии каких условий в совокупности еснщики могут по-прежнему не уплачивать НДС:

  • организации и ИП переходят на данную систему налогообложения и реализуют право на освобождение от НДС в одном календарном году;
  • за предшествующий год (сейчас — 2018 год) сумма дохода от реализации продукции (работ, услуг) не превысила 100 000 000 рублей.

Предельные значения дохода установлены в действующей редакции НК РФ как для 2018 года, так и для последующих лет:

  • 2018 год — 100 миллионов рублей;
  • 2019 — 90 миллионов (применяться будет в 2020 году соответственно);
  • 2020 — 80 миллионов;
  • 2021 — 70 миллионов;
  • 2022 год и последующие — 60 миллионов.

Таким образом, пороговые значения снижаются каждый год вплоть до 2022 года каждый год на 10 миллионов рублей. Внесение дополнительных поправок в эти нормы не исключено.

Обзор статьи

Статья регулирует вопросы освобождения от уплаты НДС. В ней перечислены условия получения льготы: сумма дохода от реализации продукции или услуг за три подряд предшествующих месяца не должна превышать два миллиона рублей. Эта правовая норма – пункт 1 статья 145 НК РФ – фактически она аккумулирует основной смысл статьи, все остальные положения разъясняют его и определяют порядок применения льготы.

П. 3 ст. 145 НК РФ, например, устанавливает обязанность подачи письменного уведомления об использовании права на освобождение от расчета и уплаты НДС. Форма документа утверждена Минфином РФ, срок подачи – не позднее 20 числа месяца, в котором началось использования права на освобождение от НДС. Подача уведомления для применения льготы является обязательной, а вот несоблюдение сроков не является безусловной причиной для отказа в ее предоставлении согласно постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2015 № 33. Уведомление с подтверждающими документами (выписка из баланса, книги продаж, книги учета доходов и расходов) подается по месту учета.

Не имеют права на освобождение от НДС организации и ИП, реализующие подакцизные товары, освобождение не применяется в отношении обязанностей по операциям ввоза товаров на территорию РФ и территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Организации и индивидуальные предприниматели не вправе самостоятельно отказаться от заявленного освобождения от расчета и уплаты НДС. Исключение: если право на освобождение утрачивается плательщиком налога.

В том случае, если сумма дохода превышает установленное пороговое значение, организация или индивидуальный предприниматель утрачивают право на льготу начиная с первого числа месяца, в котором имело место данное превышение.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые утратили право на льготу, не могут повторно заявить об освобождении от НДС. Сумма НДС за месяц, в котором доход превысил пороговое значение, подлежит восстановлению и уплачивается в государственный бюджет.

Статья 145 Налогового кодекса РФ дает возможность при определенных условиях получить освобождение от обязанностей плательщика НДС. При этом налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган декларацию по НДС, что подтвердил ВАС России в решении от 13 февраля 2003 г. N 10462/02.

Первое и самое важное условие для получения освобождения изложено в пункте 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ. Согласно этому пункту организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила в совокупности 2 000 000 руб. Эта сумма берется без учета НДС.

Однако выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не включается. Также не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) денежные поступления, перечисленные в статье 162 Налогового кодекса РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров. И наконец, при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не учитываются операции:

  • по реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;
  • по передаче на территории Российской Федерации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль;
  • по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
  • не признаваемые реализацией в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Налогового кодекса РФ;
  • по передаче на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального на значения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов - специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
  • по передаче имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  • по выполнению работ (оказанию услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
  • по передаче на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
  • по реализации земельных участков (долей в них);
  • по передаче имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);
  • осуществляемые налоговыми агентами.

Для профессиональных участников рынка ценных бумаг при осуществлении ими дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также для любых других организаций, осуществляющих операции купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, выручкой от реализации ценных бумаг для целей получения освобождения является продажная стоимость ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ освобождением не вправе пользоваться налогоплательщики, реализующие подакцизные товары. Однако здесь следует учитывать мнение Конституционного Суда РФ, изложенное в Определении от 10 ноября 2002 г. N 313-О. Судьи заявили, что норма пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами.

В свою очередь согласно пункту 3 статьи 145 Налогового кодекса РФ освобождение от обязанностей плательщика НДС не распространяется на импорт товаров. Следовательно, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ импортеры при ввозе товаров на территорию Российской Федерации должны уплачивать НДС по этим операциям, даже получив освобождение.

В соответствии с пунктом 6 статьи 145 Налогового кодекса РФ организация или предприниматель, претендующие на освобождение, должны представить в налоговые органы по месту своего учета следующие документы:

  • соответствующее письменное уведомление;
  • выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписку из книги продаж;
  • выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
  • копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Документы представляются не позднее 20 числа месяца, начиная с которого налогоплательщик хочет воспользоваться освобождением. Форма утверждена Приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342.

Пункт 7 статьи 145 Налогового кодекса РФ позволяет направить перечисленные документы в налоговый орган по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления считается шестой день со дня направления заказного письма. При этом при проведении камеральной проверки налоговый орган в соответствии со статьей 31 Налогового кодекса РФ вправе истребовать другие необходимые документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) НДС, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налога.

Если налогоплательщик письменно не уведомил налоговую инспекцию об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС или не представил подтверждающие документы, то, по мнению налоговиков, данная организация или предприниматель не имеют оснований для использования права на освобождение.

Освобождением от обязанностей плательщика НДС организация или предприниматель должны пользоваться в течение 12 календарных месяцев. По истечении этого срока налогоплательщик может вновь представить в налоговый орган уведомление и перечисленные выше документы, чтобы продлить освобождение еще на 12 месяцев.

Если в течение периода, в котором налогоплательщик пользовался освобождением, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 000 000 руб., то, начиная с 1 числа месяца, в котором имело место такое превышение, организация (предприниматель) утрачивают право на освобождение. Также право на освобождение утрачивается при реализации подакцизных товаров.

Обратите внимание, что при проверке соответствия суммы выручки установленному лимиту налоговые органы могут взять в расчет любые трехмесячные промежутки. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12 августа 2003 г. N 2500/03.

Сумма НДС за месяц, в котором были нарушены условия освобождения, подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Также, если налогоплательщик не представил необходимые документы либо представил документы, содержащие недостоверные сведения, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

В соответствии с пунктом 8 статьи 145 Налогового кодекса РФ организация, получившая освобождение от обязанностей плательщика НДС, обязана восстановить налог по имуществу, которое не было использовано до освобождения. НДС необходимо восстанавливать в конце месяца, предшествующего освобождению. Налог восстанавливается путем уменьшения налоговых вычетов.