Налоги сущность типы виды функции. Экономическая сущность и функции налогов. Виды налогов и их характеристика. Сущность налогов проявляется через их функции

1. Сущность налогов и их функции

Налог - это одно из основных понятий финансовой науки. Исследование природы налога финансовая наука вела в рамках учения о государстве. Налоги - более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались "auxilia" (помощь) и носили временный характер. Однако формирование постоянно действующих государственных органов, создание армий требовали больших средств, и налоги превратились из временного, в постоянный источник государственных доходов. Налог имеет одновременно экономическую и правовую природу. Первопричина существования налоговых отношений выражается в необходимости перераспределения части доходов для удовлетворения общенациональных потребностей.

Налоговый кодекс РФ.

Статья 2. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налогообложение - это определенная совокупность экономических (финансовых) и правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

В Налоговом кодексе РФ содержатся определения налога и сбора (ст. 8).

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налог - это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение - мобилизацию средств в распоряжение государства. Иными словами, налоги представляют собой совокупность финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и гражданами, с одной стороны, и государства, с другой, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения последним соответствующих функций. Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения (капитала, дохода) и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и народное хозяйство как единое целое. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий). Важнейшим признаком налога и сбора является их обязательный (принудительный) характер. Установление налогов и сборов относится к компетенции представительных органов государства или местного самоуправления.

Принципы построения налоговой системы:

Сочетание прямых и косвенных налогов;

Универсальность налогообложения;

Равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений;

Однократность налогообложения;

Использование системы налоговых льгот;

Стремление к стабильности условий налогообложения;

Запрет обратной силы налоговых законов.

Экономическая сущность налогов проявляется в их функциях. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Сущность и внутреннее содержание налогов выражаются в их функциях, т.е. «работе», которую они выполняют.

Различают следующие функции налогов:

Фискальную

Регулирующую

Социальную

Контрольную

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Стоит заметить, что она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Стоит отметить, что основная задача выполнения фискальной функции обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, будет понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей. Не стоит забывать, что важно будет сказать, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы -- это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых. При этом реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего, это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга. При этом обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков. Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов. Цель применения налоговых льгот - сокращение размера налоговых обязательств плательщика. Учитывая зависимость оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит. Изъятия -- это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит -- это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Учитывая зависимость от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

Снижение налоговой ставки;

Сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период -- возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ (получило название налоговых каникул);

Возврат ранее уплаченного налога или его части;

отсрочка и рассрочка уплаты налога, в т.ч. инвестиционный налоговый кредит;

Зачет ранее уплаченного налога;

Замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют традиционно четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог. Регулирующая функция налогов пробудет не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц -- на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления. Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этим значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения. К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам. Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите. На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства. Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции.

Дополнительные функции:

Функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;

Антиинфляционная функция -- ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. С её помощью оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выбудет необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику. Не стоит забывать, что важно будет сказать, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств - это контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах. Эти функции отражены в рисунке 1.

Рисунок 1. Функции налогов

Таким образом, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам. Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах.

Налоги могут быть классифицированы по различным признакам и представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация налогов

Признак классификации

Классификационные группы налогов

Способ изъятия

Прямые налоги

Косвенные налоги

Характер ставок

Пропорциональные налоги

Прогрессивные налоги

Дегрессивные налоги

Назначение

Общие налоги

Специальные налоги

Принадлежность к уровню власти и управления

Федеральные налоги

Региональные налоги

Местные налоги

Субъект уплаты

Налоги, взимаемые с физических лиц

Налоги, взимаемые с юридических лиц

Источник уплаты

Налоги, относимые на индивидуальный доход

Налоги, относимые на издержки производства и обращения

Налоги относимые на финансовые результаты

Налоги, взимаемые с выручки от продаж

Полнота прав пользования налоговыми поступлениями

Собственные (закрепленные) налоги

Регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами)

Объект налогообложения (налогооблагаемая база)

Имущественные налоги

Ресурсные налоги (в том числе рентные платежи)

Взимаемые от выручки или дохода

Налоги на потребление

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход, имущество, вид деятельности. Исторически прямые налоги являются наиболее ранней формой налогообложения. Первыми возникли такие формы прямых налогов, как поземельный, подушный, подомовый, позднее - налог на ценные бумаги. До начала ХХ в. прямые налоги имели небольшой удельный вес в доходах государственных бюджетов, которые в большинстве стран базировались на обложении косвенными налогами товаров массового потребления. С 30-х годов ХХ в. прямые налоги в большинстве развитых капиталистических стран стали играть определяющую роль. В России к прямым налогам могут быть отнесены все виды подоходных налогов (налог на доход или прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц), отчисления во внебюджетные фонды социального характера, имущественные налоги (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц, налог на наследования и дарения), ряд других налогов.

Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара или услуги. Косвенные налоги не связаны непосредственно с доходом или имуществом налогоплательщика. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, подлежащие обложению, вносит государству налоговую сумму за счет выручки от реализации товаров и услуг, т.е. по существу является - сборщиком налога. Конечным плательщиком, носителем косвенных налогов - выступает потребитель, который приобретает товары по ценам, включающим косвенные налоги.

Исторически косвенные налоги возникли в рабовладельческом государстве. Их развитие обусловлено расширением деятельности государства и товарно-денежных отношений. Вначале появились привратные пошлины, уплачиваемые владельцем товара при въезде в город, где совершались сделки. В период феодальной раздробленности государств получили распространение внутренние таможенные пошлины, взимаемые феодалом с товаров, которые ввозились или перевозились через его территорию. С образованием централизованного государства и национального рынка на смену им пришли внешние таможенные пошлины, акцизы, государственная фискальная монополия (монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления, устанавливается с целью получения возможно больших доходов в государственный бюджет; государство получает предпринимательский доход и высокие налоги).

В отечественной практике косвенными налогами являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на реализацию горюче-смазочных материалов.

Пропорциональные налоги. Ставки таких налогов устанавливаются в определенной фиксированной доле (проценте) к доходу или стоимости имущества плательщика (налогооблагаемой базе) независимо от их величины.

Прогрессивные налоги. Ставки таких налогов увеличиваются с ростом стоимости объекта обложения.

Дегрессивные (регрессивные) налоги. Величина налогового изъятия обратно пропорциональна стоимости объекта обложения. Дегрессивное обложение в зарубежной практике характерно, как правило, для косвенных налогов. В отечественной практике такая форма налогообложения не нашла применения.

Общие налоги. Предназначаются для финансового обеспечения текущих и капитальных расходов государства. Средства, поступающие от сбора общих налогов, не закреплены за отдельными направлениями расходов государства. Примерами таких налогов являются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, ряд других.

Специальные налоги. Имеют целевое назначение и закреплены за отдельными расходами государства или специальными бюджетными и внебюджетными фондами. К специальным налогам относятся: отчисления в федеральные внебюджетные фонды социального характера, налоги, поступающие в дорожные фонды, земельный налог, платежи за природные ресурсы и т.д.

Федеральные налоги. К ним относятся налоги и сборы, устанавливаемые, изменяемые и отменяемые Налоговым кодексом (НК) и обязательные к уплате на всей территории РФ. Перечень федеральных налогов определен ст. 13 НК.

Однако в соответствии с Федеральным законом РФ от 31 июля 1998 г. № 147 - ФЗ "О введении в действие части первой НК РФ" данная статья вводится в действие со дня введения части второй НК РФ.

До этого момента действует ст. 19 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы РФ".

Представим сравнительный перечень федеральных налогов таблице 2.

Таблица 2 - Федеральные налоги и сборы

Налоговый кодекс РФ (ст. 13)

Федеральный закон "Об основах налоговой системы РФ" (ст. 19)

2) акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные внебюджетные фонды социального характера;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина, таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 11) лесной налог;

12) водный налог;

13) экологический налог;

14) федеральные лицензионные сборы;

15) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

16) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

3) налог с биржевой деятельности;

4) налог на операции с ценными бумагами;

5) таможенная пошлина;

6) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

7) платежи за пользование природными ресурсами;

8) налог на прибыль предприятий;

9) подоходный налог с физических лиц;

10) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;

11) гербовый сбор;

12) государственная пошлина;

13) налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

14) сбор за использование наименования "Россия"

Федеральные налоги и сборы поступают в основном в федеральный бюджет. Вместе с тем высший представительный орган государства может предусматривать особый порядок распределения доходов, поступающих от федеральных налогов и сборов, между бюджетами различных уровней.

Региональные налоги. Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК (ст. 14) и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку (в пределах, установленных НК), порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному региональному налогу. Сравнительный перечень региональных налогов и сборов представлен в таблице 3.

Таблица 3- Региональные налоги и сборы

Перечень местных налогов и сборов представлен в таблице 4.

Таблице 4 - Местные налоги и сборы

Местные налоги. Устанавливаются и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и являются обязательными к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку (в пределах, установленных НК), порядок и сроки уплаты налога. Определяется форма отчетности по местным налогам и сборам.

Таким образом, налоги играют важную роль в жизни любого государства. Можно сказать, что налоги - это основа социального государства. Из поступающих налогов, сборов и обязательных платежей формируется государственный бюджет, а также региональные и местные бюджеты страны.

Госбюджет используется на содержание Армии и Флота и военные нужды: на образование, здравоохранение, строительство жилья, культуру, социальную сферу; на развитие науки и техники, модернизацию экономики; на содержание органов МВД, прокуратуры, судов, тюрем, ФСБ.

налог сбор акциз бюджет

2. Задача

Автомобильный салон работает на общем режиме налогообложения. Автосалон ввозит на таможенную территорию РФ французские автомобили «Пежо». Мощность двигателя - 100 л.с.

Определить сумму акциза к уплате в бюджет.

1. Общий режим налогообложения автосалона

Общая система налогообложения (сокращ. ОСН или ОСНО) - вид налогообложения, при котором организациями в полном объеме ведется бухгалтерский учет и уплачиваются все общие налоги (НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, до 2010 года ЕСН, замененный страховыми взносами в фонды).

2. Основные налоги, уплачиваемые организациями при ОСН

Налог на прибыль организаций (20%). 50*20/100=10; 50+10- 60;

Платится с разницы между доходом и расходом. Суммы берутся без НДС. Перечень расходов почти не ограничен. Главное, чтобы расходы были обоснованы экономически и документально подтверждены.

НДС (ставки 18%, 10%, 0%). 50*18/100=9

Упрощенно НДС считается следующим образом: общая сумма дохода (включающая НДС) делится на 118 и умножается на 18 - это НДС к начислению; НДС к зачету, в принципе, считался бы со всех расходов аналогичным образом, однако, для принятия НДС к зачету необходимо наличие счетов-фактур (а их в принципе невозможно получить от контрагентов на УСН и ЕНВД, да и с обычными организациями иногда бывают трудности из-за неверного оформления); «к начислению» минус «к зачету» равно «к уплате в бюджет».

Налог на имущество организаций (ставка устанавливается местным законодательством, но не более 2.2%). 50*2.2/100=1.1

Платится с остаточной стоимости основных средств.

ЕСН (34%)" (с 2010 года заменен страховыми взносами на обязательное страхование) 50*34/100=17

Сумма акциза к уплате в бюджет составляет:

60+9+1.1+17= 87.1

Таблица 5. Ставки налога с владельцев транспортных средств

Ставка годового налога

Автомобили легковые с мощностью двигателя:

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно;

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт);

1 руб. 30 коп.

Мотоциклы и мотороллеры

Автобусы

Грузовые автомобили с мощностью двигателя:

до 100 л.с. (до 73.55 кВт) включительно;

свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт);

свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт);

4 руб. 80 коп.

свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно (свыше 147.1 кВт до 183.9 кВт);

5 руб. 20 коп.

свыше 250 л.с. (свыше 183.9 кВт)

7 руб. 15 коп.

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневмоходу, кроме зерноуборочных и специализированных сельскохозяйственных комбайнов (с каждой лошадиной силы мощности двигателя)

Таблица 6 - Виды транспортных средств и рабочий объем двигателя

3. Тестовое задание

Тест 1. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику после наступления срока уплаты:

а) не позднее 1 месяца

б) не позднее 3-х месяцев

в) не позднее 2-х месяцев

г) не позднее 10 дней

Статья 70. Сроки направления требования об уплате налога и сбора

1. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

3. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

4. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков

Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Порядок направления этого требования регламентирован ст. 69--71 НК РФ. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику в случае наличия у него недоимки независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Оно должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком в указанный в нем срок. Направление требования об уплате налога является обязательным условием последующего применения налоговым органом мер принудительного взыскания недоимки. Требование об уплате налога должно быть направлено в соответствии со ст. 70 НК РФ): -- по текущим платежам -- не позднее 3 месяцев после наступления срока уплаты налога; по результатам налоговых проверок -- в 10-дневный срок с даты вынесения соответствующего решения. Пропуск установленных НК РФ сроков направления требования об уплате налога лишает налоговый орган права на бесспорное списание недоимки со счетов организации-налогоплательщика. В этом случае взыскание недоимки возможно только в судебном порядке.

Список используемых источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Консультант плюс: справ.-правовая система, 2007

2. Федеральный закон от 29.12.95 № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”;

3. Федеральный закон от 08.07.99 № 141-ФЗ «О налоге на отдельные виды транспортных средств.

4. Закон РФ от 27.12.91 № 2118-1 (ред. от 08.07.99) “Об основах налоговой системы РФ”

5. Александров И.М. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. для вузов / И.М. Александров. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2006. - 318 с

6. Боброва А.В. Организация и планирование налогового процесса [Текст] /

7. А.В. Бобров, Н.Я. Головецкий; Моск. акад экономики и права. - М.: Экзамен, 2005. - 319 с.: табл.

8. Барулин, С.В. Теория и история налогообложения [Текст]: учеб. пособие / С.В. Барулин. - М.: Экономистъ, 2006. - 319 с.

9. Владыка М.В. Сборник задач по налогам и налогообложение [Текст]: учеб. пособие для вузов / М.В. Владыка, В.Ф. Тарасова, Т.В. Сапрыкина; под ред. В.Ф. Тарасовой. - М.: КноРус, 2006. - 354 с.

10. Волгина Л.А. Упрощенная система налогообложения [Текст] / Л.А. Волгина // Бухучет в торговле. - 2007. - № 6. - С. 77-80

11. Коровкин В.В. Основы теории налогообложения [Текст]: учеб. пособие / В.В. Коровкин - М.: Экономистъ, 2006 - 576 с.:

12. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение [Текст]: курс лекций/ О.И. Мамрукова. - 5-е изд,испр. и доп. - М: Омега - Л, 2006. - 330 с.

13. Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / Миляков В. - 5-е изд. М.: Инфра-М, 2007 - 509 с.

14. Малышко В. Изменения в налогообложении в 2007 году [Текст] / В. Малышко // Практ. Бух. учет. - 2007. - № 1. - С. 6-13.

15. Налоги и налогообложение [Текст]: практ. руководство/ под общ.ред.Д.И. Ряховского. - М.: ЭКСМО, 2006. - 315 с.

16. Толкушкин А.В. Энциклопедия российского и международного налогообложения. [Текст]: учеб. для вузов / А.В. Толкушкин - М.: Юристъ, 2003. - 910 с.

НКРФ часть 1 ст 8 п 1 даёт следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлеж3ащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Экономическая сущность налога заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты части произведённого национального продукта.

Под налогообложением принято понимать взимание налога.

Выделяют следующие функции: 1 Фискальная . Это главная функция налогов, она означает изъятия денежных средств в казну. Данная функция отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений. Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды существования и развития. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога - формирование финансовых ресурсов государства. 2Регулирующая . Она заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экон-ские, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые хара-ки этих процессов. Сущность этой функции заключается в регулирующем на развитие стороны деятельности закона. Данная функция носит объективный характер, поскольку государство может эффективно использовать с целью регулирования определённых процессов в обществе. 3 Стимулирующая. . Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода. 4 Распределительная функция . Она состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределять из производственной в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами.5 Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства.

Все функции налогов тесно взаимосвязаны и реализуется в совокупности.

По налоговому кодексу РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Налогоплательщики и плательщиками сборов - организации и физические лица, на которые в соответствие с налоговым кодексом возложены обязанности, соответственно налоги и (или) соборы.

К элементам налогообложения относятся:

Объект налогообложения: юр факты или действия, которые обязывают заплатить налог

Налоговая база. Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, например - стоимость имущества.

Налоговый период. Налоговый период - период времени, по истечению которого определяется наличная база и исчисл сумма налога. Он может состоять из одного или более отчётных периодов, например - один год.

Налоговая ставка - величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы

Порядок исчисления налога. Последовательность действия по определению суммы налога, подлежащую уплате. Он устанавливается применительно каждому налогу.

Порядок и сроки уплаты налогов. Последовательность действий с привязкой ко времени по уплате налога.

Налог в соответствии со ст. 8 — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на , хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

  • обязательность;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Характерными чертами сбора как взноса являются:

  • обязательность;
  • одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

Сущность налогов

Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или припятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.

Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.

Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

Функции налогов

Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции:
  • фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства , необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства) ;
  • регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную (регулятор экономической системы ).

Степень реализации функций налогов зависит от того, каким пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства .

Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).

Последствия повышения налогов

Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики , либо в попытке переложить налоговое бремя . Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя (на рис. 1 это показано как повышение цены с до ).

Рис. 1 Введение налога на товарном рынке

С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства , так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 5.1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение . Вертикальное расстояние между кривыми и равно величине налога на единицу продукции . Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.

Если повышается налог на заработную плату , то работники могут сократить предложение труда , предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.

Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, или ) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов .

Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.

Классификация налогов

Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

Виды налогов по объекту:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество.

Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Они возникают с появлением государства. Социально-экономическая сущность налогов, их виды и роль определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. В налогах воплощено экономически выраженное существование государства.

Средства, взимаемые через налоги, направляются на:

– развитие государственного сектора макроэкономики;

– строительство новых государственных предприятий;

– образование смешанных государственно-частных компаний;

– финансирование инфраструктуры;

– создание финансовой основы широкого участия государства в инвестициях (в некоторых странах государственные капиталовложения составляют до 40% от их общего объема);

– проведение научно-исследовательских работ в условиях современной научно-технической революции;

– систему мероприятий по снижению налогов на капитал, по поощрению расширения инвестиций в основной капитал и ускорению обновления капитала.

Если рассматривать функции налогов в обществе, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. В то же время, необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов.

Налоги выполняют следующие основные функции:

1. Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ;

2. Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Через налогообложение достигается поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними;

3. Контрольная функция налогов. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходов. Благодаря контрольной функции, оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками;

4. Поощрительная функция налогов. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям СССР и России и т.д.);



5. Регулирующая функция налогов. Данная функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос.

6. Воспроизводственная. Данная функция носит целевой характер и обеспечивает платежи во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, которые идут на финансирование дорожных фондов, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, на решение социальных задач.

Налоговая система – совокупность налогов, установленных законом, а также методов их установления и методов контроля над их исполнением. Таким образом, налоговая система включает как совокупность всех налогов в данном обществе, так и налоговый механизм. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые определяют: принципы налогообложения, элементы налога, виды налогов.

Общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ, Налоговым Кодексом РФ и Законом РФ «Об основах налоговой сис­темы в Российской Федерации».

Современная налоговая система Российской Федерации определяет конкретные методы построения и взимания налогов, устанавливает порядок налогообложения через соответствующие элементы налога.

Элементы налога – принципы пост­роения и организации взимания налогов. При всем разнообразии на­логов элементы налога имеют универсаль­ное значение. К ним относятся: субъект налогообложения, объект нало­гообложения; налоговая база; источник налога; налого­вый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уп­латы налога. В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также предусмат­риваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщи­ком.

Субъект налога (или налогоплательщик) – это лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. При определении субъекта налогообложения учитываются, прежде всего, экономические связи налогоплательщика с государством, которые определяются посредством принципа постоянного местопребывания (налоговый резидент или нерезидент).

Через рыночный механизм налоговое бремя может быть переложено на другое лицо – носителя налога. Носитель налога – это лицо, которое фактически уплачивает налог.

К объекту налога относится доход или имущество, с которого начисляется налог. Объектами налогообложения являются: прибыль (доход); стоимость определенных товаров; добавленная стоимость продукции; имущество юридических и физических лиц; передача имущества (дарение, продажа, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности и другие объекты, установленные законом.

Налоговая база (база налогообложения) – это элемент налога, который может использоваться в двояком смысле:

а) как совокупность объектов налогообложения на определенной территории в течение конкретного периода налогообложения;

б) как количественное выражение предмета налогообложения.

Источником налога является доход, за счет которого уплачивается налог. Источником налоговых платежей в масштабе макроэкономики является валовой национальный доход (ВНД), который количественно не совпадает с ВВП. ВНД образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплату труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства.

Налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс формиро­вания налоговой базы, окончательно оп­ределяется размер налогового обязатель­ства и исчисляется сумма налога, подле­жащая уплате.

Ставка налога представляет собой величину налога на единицу обложения (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т. д.). По методу установления выделя­ют следующие ставки налога:

– твердые, которые устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти, на 1 куб. м газа);

– процентные (налоговые квоты) – выражаются в процентах от единицы об­ложения, характерны для налогообложе­ния прибыли и доходов (например, 12% каждого рубля налогооблагаемого дохода).

По отношению к динамике роста объек­та налога различают ставки:

– пропорциональные налоговые ставки. Они действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;

– прогрессивные налоговые ставки. В этом случае средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. В результате налогоплательщик уплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю. Прогрессивные налоги давят, прежде всего, на лица с большими доходами;

– регрессивные налоговые ставки. Они снижаются по мере роста дохода. Регрессивные ставки являются выгодными лицам с большими доходами и тяжелым бременем ложатся на плечи лиц, обладающих незначительными доходами.

– мар­гинальные – непосредственно указанные в нормативном акте о налоге и применяемые к отдельным частям дохода (разря­дам или маржам), например в подоход­ном налоге с физических лиц РФ в 1999 г. использовались маргинальные ставки 12, 15, 20, 25, 30 и 35%;

– фактические – оп­ределяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе;

– экономические – определяются как отношение уплаченно­го налога ко всему полученному доходу.

Налоговые ставки могут быть едиными для всех нало­гоплательщиков или дифференцирован­ными. Дифференцированные налоговые ставки устанав­ливаются налоговым законодательством в пределах определенных норм по различ­ным основаниям: различиям в материаль­но-имущественном или социальном по­ложении плательщиков; особым заслугам перед государством; организационно-пра­вовым формам деятельности и др.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога – последовательность внесения на­логоплательщиком или фискальным аген­том суммы налога в бюджет определен­ного уровня. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога или в ином порядке

Налоговые льготы – это полное или ча­стичное освобождение от уплаты нало­га, предоставленное налоговым законо­дательством при наличии объекта нало­гообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплатель­щика. Налоговые льготы – важнейший элемент любо­го налога, имеющий исключительный характер.

Важное значение имеет классификация налогов – группировка налогов по видам, обусловленным различными критериями:

1. По объектам налогообложения выделяют:

– налоги на доход (прибыль);

– налоги на имущество;

– ресурсные налоги (включая земельные налог);

– налог на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты, при совершении сделок с ценными бумагами, на биржах и т.п.);

– налоги на экспорт и импорт товаров.

2. По субъектам налогообложения различают:

– налоги с юридических лиц;

– налоги с физических лиц.

3. По методу установления или способу взимания налоги подразделяются на:

– прямые налоги, устанавливаемые непосредственно на доход, имущество и капитал;

– косвенные налоги, взимаемые в сфере реализации или потребления в виде надбавки к цене товаров, работ, услуг.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. К реальным налогам относятся налоги на отдельные объекты имущества – землю, дома, промышленные и торговые заведения, на денежный капитал. К личным налогам относятся налоги на имущество или на доходы отдельных лиц (физических, юридических) – подоходный, поимущественный, с наследства и дарений и др.

Косвенные налоги фактически являются налогами на потребление. Они взимаются в виде надбавки к цене реализации товара, работ, услуг. К косвенным, налогам относятся: таможенные налоги, акцизы, фискальные монополии. Косвенные налоги основной тяжестью ложатся на малоимущие слои населения, потребляющие главную массу облагаемых этими налогами товаров.

4. По источникам налогообложения можно выделить:

– налог с заработанных доходов (зарплаты, гонорара, дохода или прибыли предприятий);

– налог с дивидендов и процентов по вкладам;

– ресурсные платежи (налог на землю, недра и т.п.).

5. По порядку использования различают:

– налоги общего назначения;

– налоги целевого назначения (в специализированные внебюджетные фонды).

6. По способу определения размера налога выделяют:

– пропорциональные;

– прогрессивные;

– регрессивные.

7. По характеру и моменту обложения различают:

– налоги, взимаемые в момент выплаты или получения дохода;

– налоги, взимаемые после получения дохода;

– налоги, взимаемые при расходовании дохода;

– налоги, взимаемые по кадастру, когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку;

– таможенные пошлины.

8. По уровню бюджета можно выделить (статусная классификация):

– федеральные (общегосударственные) налоги и сборы;

– региональные (областные, краевые и т.п.) налоги и сборы;

– местные (муниципальные) налоги и сборы.

9. По порядку введения налога различают:

– общеобязательные налоги. Они устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который поступают;

– факультативные налоги, предусмотренные основами налоговой системы, но непосредственно вводящиеся законодательными актами республик, краев, областей, автономных округов (например, сбор на нужды образовательных учреждений).

10. По периодичности уплаты налога вы­деляют:

– регулярные (систематические, те­кущие) налоги – взимаются с опреде­ленной законодательством периодичнос­тью в течение всего периода существова­ния объекта налога;

– разовые – связан­ные с каким-либо событием, не образу­ющим системы (например, таможенная пошлина, налог на имущество, перехо­дящее в порядке наследования или даре­ния).

Существуют и другие основания для классификации налогов.

Рациональность налоговой системы достигается за счет разработки соответствующей налоговой политики.

Налоговая политика – составная часть финансовой политики. Она представляет со­бой систему правовых норм и организа­ционно-экономических мероприятий ре­гулирующего характера, принятых и осу­ществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправ­ления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами. Цели налоговой политики:

– обеспечивать полноценное формирова­ние доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования де­ятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих фун­кций и полномочий;

– содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных терри­торий, малого предпринимательства;

– обеспечивать социальную справедли­вость при налогообложении доходов фи­зических лиц.

Налоговая политика формируется и реализуется на фе­деральном, региональном и местном уров­нях в пределах соответствующей компетен­ции. На региональном уровне система ре­гулирующего воздействия может осуществ­ляться по тем налогам, которые законо­дательно закреплены за субъектом РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам).

Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса. Налоги известны с незапамятных времен. Как элемент экономической культуры налогообложение присуще всем государственным системам.

Совершенствование системы налогообложения в Российской Федерации в ближайшем будущем связано с использованием не только фискальной, но и регулирующей функции налогов для стимулирования экономического роста.

Налоговая система должна способствовать повышению конкурентоспособности и росту деловой активности субъектов экономики , а также обеспечивать снижение для бизнеса налоговой нагрузки и упрощение процедур расчетов и уплаты налогов, упорядочение налоговых проверок и налоговой отчетности.

Таким образом, в настоящее время под налоговыми платежами понимают два вида обязательных бюджетных платежей — налоги и сборы.

При этом под налогом (ст. 8 НК РФ) понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности , хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

Под сбором (ст. 8 НК РФ) понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за осуществление государственными органами , органами местного самоуправления , иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги и сборы обладают рядом признаков, на которых основывается законность и правомерность их взыскания:

  1. обязательностью;
  2. безвозмездностью;
  3. денежной формой;
  4. публичностью и нецелевым характером налогов.

1. Обязанность уплаты налогов. Этот признак носит конституционно-правовой характер. Каждый хозяйствующий субъект обязан уплачивать весь перечень налогов, установленных Налоговым кодексом согласно применяемой им системы налогообложения. Налогоплательщик не имеет права отказаться от исполнения налоговой обязанности. Именно это отличает налоговые платежи от безвозмездных перечислений, предусмотренных Бюджетным кодексом (ст. 41 Бюджетного кодекса РФ), хотя и те и другие платежи составляют доходы бюджета.

Вместе с этим налоговые платежи носят безвозвратный характер. При применении налоговых льгот или в случае возникшей переплаты налога или неправомерного его взыскания, а также взыскания недоимки Налоговый кодекс предусматривает зачет или возврат из бюджета соответствующих излишне уплаченных денежных средств.

Обязанность уплаты налогов закреплена законодательно, здесь не может быть какой-либо договоренности. Закон предусматривает налогообложение практически всех хозяйствующих субъектов за немногим исключением. Посредством законодательства осуществляется управление налоговой системой. При этом преобладает императивный метод правового регулирования , представляющий собой четко детализированную юридическую регламентацию всей системы налогообложения. Кроме того, еще одной отличительной чертой налоговых платежей среди всех остальных доходов бюджетов является их односторонний характер. При этом основным юридическим элементом таких правоотношений выступает обязанность налогоплательщика уплатить законодательно установленные налоги и сборы и соответственно право государства в лице налоговых органов требовать своевременной и полной их уплаты.

Кроме того, наряду с обязанностью уплаты налогов им присущ также принудительный характер их взимания, являющийся отдельным специфическим признаком налогов. Сущность принудительного характера заключается в обеспечении выполнения налоговой обязанности и возмещения ущерба, понесенного бюджетом в результате ее неисполнения.

2. Безвозмездность налогов. Уплата налогового платежа не предусматривает встречной обязанности государства совершить в пользу налогоплательщика конкретные действия. По мере уплаты налогов налогоплательщик не получает какой-либо материальной выгоды, т. е. не приобретает какие-либо материальные блага или права. Исходя из этого признак безвозмездности отличает налоги от сборов, которые так или иначе носят возмездный характер. Исполнение обязанности по уплате сбора предполагает возникновение встречных действий государства в интересах налогоплательщика, т.е. выдача лицензии, патента, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Таким образом, после уплаты сбора налогоплательщик вправе требовать от государства совершения им соответствующих действий.

3. Денежная форма. В соответствии с законодательством налог является денежным платежом, взимаемым с организаций и физических лиц в наличной или безналичной форме. При этом средством платежа выступает валюта Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных законодательством (ст. 45 Налогового кодекса РФ).

4. Публичность и нецелевой характер налоговых платежей.

Данный признак характеризует их сущность и является неотъемлемым атрибутом государства, без которого невозможно его существование. Налоги и сборы составляют основную долю доходов государства и муниципальных образований.

Нецелевой характер налогов закреплен Бюджетным кодексом РФ (ст. 35 Бюджетного кодекса РФ), в котором отмечается принцип общего (совокупного) покрытия бюджетных расходов .

Согласно бюджетному законодательству все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета. При этом доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов и т.д.

Налоги платят основные участники производства валового внутреннего продукта:

  • работники, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
  • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала , действующие в сфере предпринимательства.

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы .

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ), а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Объект налогообложения (ст. 38 НК РФ) — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль , доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Налоговая база (ст. 53 НК РФ) представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и соответственно законами субъектов Российской Федерации , нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Под налоговым периодом (ст. 55 НК РФ) понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания. Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации). Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

Налоговая ставка (ст. 53 НК РФ) представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК РФ).

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, тот не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти , уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Уплата налога (ст. 58 НК РФ) производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Также может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу — авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

В современной системе налогообложения налоги выполняют следующие функции:

  • фискальную;
  • регулирующую;
  • распределительную (социальную);
  • контрольную;
  • стимулирующую.

1. Фискальная функция. Посредством ее реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства , аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает государство в крупнейшего экономического субъекта.

2. Регулирующая функция. Она призвана способствовать решению задач налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Через налоги формируются доходы бюджетов всех уровней, так что с помощью регулирующей функции появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.

3. Распределительная функция. Она характеризуется многогранностью своей роли в воспроизводственном процессе. Выражается это в том, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у данной функции появилось некое регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм.

4. Контрольная функция. Благодаря ей оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщик (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

5. Стимулирующая функция. Заключается она в поддержке тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Дестимулирующая подфункция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких-либо экономических процессов, например путем реализации государством протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных налоговых ставок, установление налога на вывоз капитала , повышенных налоговых пошлин, налога на имущество и т.д.

Можно говорить о наличии еще двух подфункций налогов:

  • подфункции воспроизводственного назначения — ее несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минеральносырьевой базы; эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность;
  • поощрительной подфункции — она выражается в признании государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом и в предоставлении им определенных налоговых льгот (например, участникам Великой Отечественной войны и т.д.).

Некоторые российские ученые считают, что в условиях высокоразвитых рыночных отношений налогам присущи только две функции: фискальная и регулирующая, каждая из которых отражает отдельную сторону внутреннего содержания этой экономической категории. При этом распределительная, стимулирующая и контрольная функции поглощаются фискальной и регулирующей функциями.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 56) льготами по налогам и сборам признаются «предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньших размерах». При этом не допускается предоставление индивидуальных налоговых льгот.

Льготы по всем федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Среди видов льгот можно назвать:

  • необходимый минимум объекта налога;
  • освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;
  • понижение налоговых ставок;
  • изъятие из обложения определенных элементов объекта обложения;
  • целевые налоговые льготы, включая отсрочку или рассрочку по уплате налога, инвестиционный налоговый кредит (по налогу на прибыль /доход, по региональным и местным налогам на срок от года до пяти лет).

Действующие налоговые льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:

  • финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство;
  • малых форм предпринимательства;
  • занятости инвалидов и пенсионеров;
  • благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранительной сферах.

Формами льгот по уплате налогов являются отсрочка или рассрочка по уплате налога, т.е. при наличии оснований изменение срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. При этом отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  1. причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  2. задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
  3. угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;
  4. если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
  5. если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер; перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ ;
  6. иных оснований, предусмотренных Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

Изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований называется налоговым кредитом. Налоговый кредит может также быть предоставлен по одному или нескольким кредитам.

Инвестиционный налоговый кредит — это такое изменение срока уплаты налога, при котором организациям при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в конкретных пределах уменьшать свои платежи. Кроме перечисленных общих льгот по каждому налогу устанавливаются специальные преференции, которые снижают налоговую базу.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  1. проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  2. осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  3. выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Специальным налоговым режимом (ст. 18 НК РФ) признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

К специальным налоговым режимам относятся упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

В Российской Федерации в соответствии со ст. 12 Налогового кодекса РФ взимаются следующие виды налогов и сборов:

  • федеральные;
  • региональные (налоги и сборы субъектов РФ);
  • местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и действуют на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводятся законами субъектов РФ на территории соответствующих субъектов РФ.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований .

Подобная трехуровневая система налогов (федеральные, региональные, местные) свойственна практически всем государствам с федеративным устройством .

Совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов образует систему налогов Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам в соответствии со ст. 13 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ) относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. единый социальный налог;
  5. налог на прибыль организаций;
  6. налог на добычу полезных ископаемых;
  7. водный налог;
  8. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  9. государственная пошлина.

К региональным налогам и сборам в соответствии со ст. 14 (в ред. Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ) относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на игорный бизнес ;
  3. транспортный налог.

К местным налогам и сборам в соответствии со ст. 15 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ) относятся:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц.

Особое значение имеет порядок отражения налогов в бухгалтерском учете — в составе издержек производства за счет финансовых результатов или налогооблагаемой прибыли. Правильность расчетов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка).

По объектам налогообложения налоги классифицируются на пять групп:

  • налоги на имущество;
  • ресурсные налоги (включая земельный налог);
  • налоги на доход или прибыль;
  • налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации);
  • некоторые прочие налоги и разовые сборы.

Кроме того, налоги делятся на прямые (подоходно-поимущественные), которые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, т.е. подоходный налог, налог на имущество, и косвенные (налоги на потребление), которые взимаются в результате их расходования — акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д. Прямые налоги классифицируются, в свою очередь, так: реальные — взимаемые с действительно полученной налогоплательщиком прибыли, или дохода (налог на прибыль предприятий); вмененные — взимается не с действительного, а с предполагаемого среднего дохода, получаемого в определенных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения; такими налогами прежде всего облагается имущество.

Помимо этого, налоги делятся таким образом:

  • раскладочные (сейчас используются в основном в местном налогообложении, например, на нужды образования, на благоустройство территории и т.д.);
  • количественные (долевые, квотативные), которые взимаются исходя из возможности налогоплательщика заплатить налог (при этом косвенно учитывается имущественное положение налогоплательщика).

Налоги бывают также:

  • закрепленные — полностью или в частях закрепленные в качестве источника конкретного бюджета (в частности, таможенные пошлины);
  • регулирующие — перераспределяемые ежегодно между бюджетами различных уровней при утверждении федерального бюджета для покрытия дефицита (например, акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и т.д.).

Большую роль играют так называемые целевые налоги, которые в отличие от общих взимаются конкретно и целенаправленно для решения какой-либо определенной задачи.

Налоги в соответствии с периодичностью их взимания можно также подразделить на:

  • регулярные (систематические, текущие) — взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени пользования плательщиками имуществом либо занятия каким-либо видом деятельности, приносящей прибыль (например, земельный налог, подоходный налог с физических лиц и т.д.);
  • разовые — взимаются в связи с какими-либо несистемными событиями (в частности, налог с имущества, который переходит к другому лицу в порядке наследования, дарения и т.д.).