Кызласов артемий игоревич. Действующие резиденты «Титановой долины»

— Можно было. Но все всегда упирается в деньги. У тебя есть 100 рублей — вынь да положь газопровод. Если его делать в обход, он обойдется в 200 рублей. А их нет. Тем не менее сейчас на площадке есть практически всё для запуска производства.

Кызласов Артемий Игоревич

Родился в 1975 году. Окончил Московский горный институт по специальности «экономист», продолжил образование в Высшей школе корпоративного управления Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, где в 2007 году получил степень MBA.

Работал в компании Intel Moscow, в ГК ЮКОС (1996-2000 гг.). С 2000 года — финансовый директор в ООО «Каспийская нефтяная компания». С 2003 года — финансовый директор в ЗАО «Русское лесопромышленное партнерство». Возглавлял направления по развитию компаний Steel Base (2005-2007 гг.) и ООО «Группа Объединенный ресурс» (2007-2008 гг.).

С ноября 2008 года руководил направлением привлечения инвестиций в Министерстве экономики и труда Свердловской области. С апреля 2010 по май 2011 года возглавлял представительство государственной корпорации «Внешэкономбанк» в Уральском федеральном округе. В июне 2011 года возглавил управляющую компанию ОЭЗ «Титановая долина».

— Я видел презентацию к вашему докладу перед Заксобранием Свердловской области. Там обещано, что к 2015 году 12 резидентов вложат 18 млрд рублей в производство. Создадут 1800 рабочих мест и уже получат 12 млрд рублей выручки. Ничего этого там нет. И в ближайшее время не будет. Извиняет лишь тот факт, что сумма федеральных инвестиций в инфраструктуру в том документе не два, а 10 млрд рублей.

— Этих двух миллиардов мы еще не получили. Из федерального бюджета на сегодняшний день пришло только около 1 млрд рублей. Еще около 1,8 млрд дала область. Итого — 2,8 млрд рублей. Кстати, в отчете Счетной палаты указано, что именно из-за недостаточного финансирования «Титановая долина» не добилась нужных показателей. В 2013 году вместо 1,2 млрд рублей мы получили всего 500 млн рублей и не смогли обеспечить резидентов нужно инфраструктурой. Из-за того что резиденты вовремя не смогли запустить производство, нет и выручки.

Но даже то, что мы уже получили и получим в будущем, — это колоссальные объемы инвестиций. Особые экономические зоны создаются для того, чтобы развивать определенную территорию страны. И существование «Титановой долины» — это стратегическая для страны необходимость сконцентрировать вокруг «ВСМПО-АВИСМА дальнейшие переделы титана. Потому что, если этого не произойдет, то предприятие из крупнейшего в мире производителя титана лучшего качества через 7-10 лет скатится на позиции регионального завода.

— Думаю, ВСМПО очень сильно бы удивилось, услышав, что его позиции на мировом рынке зависят от «Титановой долины».

— Федеральное финансирование в частные проекты сложно представить. Я не говорю, что ВСМПО не справится с развитием собственного производства у себя на территории. Я говорю о том, что для страны принципиально важно, чтобы это производство развивалось и росло другими темпами. ВСМПО — это только ключевой игрок. И они, разумеется, справляются с развитием собственных мощностей, собственной механобработки и т.д. Но особая экономическая зона — это инфраструктура и особые законодательные режимы. Это гарантия со стороны государства неизменности правил игры на 50 лет. Это очень важный для иностранных компаний параметр. Потому что, когда ты планируешь производство титановых деталей для авиации, ты не должен быть подвержен влиянию краткосрочных факторов.

— Я был на ВСМПО — там все хорошо: огромный контракт, работают в три смены. Вы им не нужны.

— ВСМПО — основной лоббист создания «Титановой долины» именно в Салде. Мы создаем условия для того, чтобы производство по обработке титана развивалось рядом. Мы не можем создать новую отрасль.

— Хорошо, но как можно соотнести с отраслью, например, производство керамической плитки и сантехники? Не так давно вы анонсировали резидент-контракт с Rovesе.

— Керамическая плитка дает, между прочим, для области больший эффект, чем Boeing. Знаете почему? Это развитие внутреннего производства сырья, это рабочие места на карьерах. В строительство завода они инвестируют около 75 млн евро и создадут более 400 рабочих мест, в том числе и для женщин.

— Это конкурент «Уралкерамике». У Rovese будут налоговые льготы, у местного предприятия — нет. Где тут импортозамещение, о котором говорит наш президент?

— Это не конкурент «Уралкерамике». Они работают в разных нишах, в разных ценовых категориях и на разных рынках. Емкость рынка Свердловской области по плитке — 2 млн кв. м. А Rovese строит завод мощностью 20 млн кв. м в год. Основные рынки для них — это Средняя Азия, Ближний Восток и Сибирь.

Действующие резиденты «Титановой долины»

Производство изделий из титана:

ЗАО «Микромет». Создание современного производства металлических порошков, преимущественно из сплавов титана, и изделий из них методом аддитивных технологий.

ООО «ВСМПО — Новые Технологии». Организации производства механической обработки штамповок авиационного назначения из титановых сплавов. Предполагаемая к производству продукция (в стадии черновой и получистовой механической обработки): элементы фюзеляжа планера самолета; элементы конструкций крыла, в том числе компоненты механизации крыла; детали шасси; элементы конструкций пилонов.

Производство компонентов и оборудования для металлургии и машиностроения:

ООО «Инферком — Урал». Строительство и эксплуатация экометаллургического завода по производству марганцевых сплавов.

ООО «Праксайр Титановая долина». Организация современной высокотехнологичной станции по заправке емкостей промышленным и специальным газом.

ООО «Уральский оптический завод». Организация производства оптоволоконного кабеля с последующим производством импортозамещающих первичных материалов для изготовления оптических волокон.

ООО «Синерсис». Создание современного производства энергосберегающего высоковольтного оборудования на класс напряжения до 750 кВ, которое обеспечит надежным конкурентоспособным электротехническим оборудованием рынок России, страны СНГ, Европы.

Производство строительных материалов:

ООО «АС-Пром». Создание высокотехнологичного производства строительных изделий с использованием ресурсосберегающих технологий.

ООО «Стройдизель-Композит». Организация производства наноструктурированных композитных стеклопластиковых труб.

— Я с трудом представляю высококлассного спеца, производственника, который берет семью — и переезжает жить в Салду. Жена ему сразу скажет: «Дорогой, разве для этого мы учились, ради этого ты делал карьеру, разве тут должны жить наши дети, разве в такую школу они должны ходить!»

— Такие специалисты уже живут в Салде. Там завод Ural Boeing Manufacturing, и американцы там ходят по улицам, по ресторанам и барам. В обед или вечером в кафе слышишь английскую речь. 80% верхушки ВСМПО-АВИСМА — москвичи. Да там из Салды, наверное, процентов 30, а остальные — из Москвы, из Екатеринбурга или иностранцы. Я вот тоже из Москвы, но живу и работаю в Екатеринбурге, потому что мне здесь очень интересно.

— Погодите, вы занимаете четверть этажа в «Высоцком», путешествуете по миру, посещая разные выставки и презентации за госсчет, обосновываете немалые представительские расходы… Уверен, никто из ваших сотрудников и в страшном сне не видит переезд в Верхнюю Салду.

— Так и я в Салду поеду. И мои сотрудники поедут. Потому что мотивация здесь не деньги. Они будут работать только потому, что им это интересно. Офис у нас находится в Екатеринбурге, поскольку сейчас основная работа здесь. Я занимаюсь перевозом управляющей компании уже три или четыре месяца в Салду. У меня уже есть примерные графики переезда.

— Вы хотите сказать, что через 4 месяца управляющая компания будет находиться в Салде?

— Я хочу сказать, что к началу следующего строительного сезона, в апреле, все проектные и строительные службы будут находиться в Верхней Салде. То, что я говорил, я всегда это делал. Может быть, не сразу, может быть, чуть дольше, но всегда это делал. Я говорил, что будут федеральные деньги, я их выбил. Я их выпросил, выходил, вытоптал.

— А сейчас-то они будут?

— Должны. Точка невозврата уже пройдена.

— Как куда денутся?! Осядут и будут обрастать процентами на счетах АО «ОЭЗ» — вашей материнской компании. Разве не об этом ОНФ докладывал Владимиру Путину? К слову, в этом докладе есть глава, стараниями местной ячейки ОНФ посвященная вам…

— Из федерального бюджета «Титановая долина» получила миллиард, на него мы в этом году строились. Освоили практически целиком. Естественно, мы не заплатили сразу все деньги подрядчикам: разместили миллиард на депозитах. И заработали на этом кучу денег, за счет которых в том числе содержится этот офис. Ставки у нас до 30% доходили в начале года, сейчас — в районе 13%. Если взять среднюю ставку по корпоративным депозитам, увидишь: мы на 2-3% выше размещаемся, чем в целом рынок предлагает. Мы на этом заработали больше 100 млн рублей.

— А в каком банке держали деньги?

— В Сбербанке. Перед Новым годом у нас трехмесячный депозит был под 29,9% годовых. Нас проверял и местный, и федеральный актив ОНФ, и их оценки — пусть не в превосходной степени, но в очень позитивном ключе. На встрече с президентом Владимиром Путиным четыре зоны были названы рабочими и две — активно развивающимися. Мы — в их числе.

— На 2016 год губернатор вам отказал в областных деньгах. С федеральными после скандала ОНФ, думаю, тоже будут проблемы. Как вы будете строиться?

— Пока железобетонно я не могу сказать, что деньги будут. Я очень надеюсь, что они будут. И естественно, я все делаю для того, чтобы они появились.

Основная проблема «Титановой долины»: я не могу выстроить график даже на два года вперед. Потому что мне в сентябре говорят: у тебя в будущем году будет 600 млн рублей — я рисую график строительства, даже начинаю отторговываться, чтобы времени не терять, а потом проходит три месяца, и мне говорят: денег не будет. Я что должен делать? Закрыться? Нет, я начинаю размазывать эти деньги, как манную кашу по тарелке, как в известной басне. И подрядчик у меня становится журавлем, который эту кашу не ложкой ест, а поклевывает.

— Представим, что Дмитрий Козак (зампред правительства РФ, курирующий ОЭЗ, — прим. ред.) денег не даст. Есть у вас на счетах, по-моему, 300 млн рублей, в апреле вы переезжаете в Салду, берете в руки лопаты, и…

— Деньги, которые у меня сейчас есть, позволят достроить и запустить в эксплуатацию ту инфраструктуру, которая нужна для текущих и еще двух-трех будущих резидентов. Вот я это доделаю и параллельно буду заниматься тем, чтобы получить деньги на дальнейшее развитие инфраструктуры.

К настоящему времени в «Титановой долине» построено:

Внешние сети: газопровод — 8,4 км; промышленно-противопожарный водопровод — 3,4 км; хозяйственно-питьевой водопровод — 2,8 км; пункт учета газа; электроподстанция «Титан» 110/10 кВ; вынос двух ЛЭП: ВЛ 110 кВ и ВЛ 6-10 кВ

Внутриплощадочные работы и объекты: вертикальная планировка территории; ограждение; сети электроснабжения; газопровод.

Временные сооружения: пункт временной таможни; инфопавильон.

В начале 2016 года планируется закончить: сети водоснабжения (готовность 80%); сети водоотведения (готовность 70%); 1-ый этап строительства производственного комплекса для резидента «ВСМПО-Новые технологии» (90%); 1-3 этапы внутриплощадочных дорог; дорожный въезд на площадку; очистные сооружения; котельная для нужд таможни и очистных сооружений.

На этапе проектирования: Постоянный таможенный пост; ветка железной дороги к площадке.

​— То есть вы утверждаете, что инфраструктурного задела и денег на счетах хватит, чтобы сегодняшние резиденты смогли выйти на площадку и начать строить свои производства?

— Да, и запустить их в эксплуатацию через какое-то время. Кому-то год надо на стройку, кому-то — три. Зависит от ситуации. Вот на это денег достаточно. И этот процесс я не начинаю… подчеркну: я его сейчас заканчиваю. Те скептики, критики, общественники и депутаты, которые кричали, мол, в «Титановой долине» ничего нет, после поездки на площадку это делать перестали. Потому что нельзя опровергать реальность. Ты начинаешь смахивать на сумасшедшего, если отрицаешь очевидные факты.

Артемий Кызласов возглавляет управляющую компанию ОЭЗ « ».

Биография

Родился в 1975 году в Москве.

Образование

В 1997 году окончил Московский горный институт по специальности экономист, продолжил образование в Высшей школе корпоративного управления Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ, где в 2007 году получил степень MBA.

Карьера

  • Свою профессиональную карьеру Артемий Кызласов начал в компании Intel Moscow, после чего перешел на работу в Группу компаний ЮКОС , где проработал с 1996 по 2000 годы и прошел путь от помощника управляющего делами до заместителя начальника Отдела Финансовой службы.
  • В качестве финансового директора работал в ООО «Каспийская нефтяная компания» (2000-2002гг.) и ЗАО «Русское лесопромышленное партнерство»(2003-2005гг.).
  • Возглавлял направления по развитию компаний Steel Base (2005-2007гг), ООО «Группа Объединенный ресурс» (2007-2008гг.).
  • С ноября 2008 года по апрель 2010 года Артемий Кызласов руководил направлением привлечения инвестиций в Министерстве экономики Свердловской области, занимая должность заместителя министра экономики.
  • С апреля 2010 по май 2011 года возглавлял представительство Государственной Корпорации «Внешэкономбанк » в Уральском Федеральном округе.
  • С июня 2011 года Кызласов Артемий Игоревич возглавляет управляющую компанию ОЭЗ «Титановая долина». Под руководством Артемия Кызласова ведется работа по созданию и развитию особой экономической зоны на территории Верхнесалдинского городского округа, привлечению резидентов, поиску инвесторов на реализацию проекта.

Контакты Артемия Кызласова

ОЭЗ «Титановая долина» Генеральный директор

Образование

В 1997 году окончил Московский горный институт по специальности «экономист», продолжил образование в Высшей школе корпоративного управления Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, где в 2007 году получил степень MBA.

Профессиональный опыт

После работы в компании Intel Moscow перешел на работу в группу компаний «ЮКОС», где проработал с 1996 по 2000 год и прошел путь от помощника управляющего делами до заместителя начальника отдела финансовой службы.
В качестве финансового директора работал в «Каспийская нефтяная компания» (2000–2002 годы) и «Русское лесопромышленное партнерство» (2003–2005 годы). Возглавлял направления по развитию компании Steel Base (2005–2007 годы) и «Группа “Объединенный ресурс”» (2007–2008 годы).
С ноября 2008 по апрель 2010 года руководил направлением привлечения инвестиций в Министерстве экономики Свердловской области, занимая должность заместителя министра экономики.
С ноября 2008 года руководил направлением привлечения инвестиций в Министерстве экономики и труда Свердловской области, где отвечал за реализацию областных инвестиционных проектов, курировал разработку и реализацию мер государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Свердловской области, взаимодействие с федеральными органами власти, кредитно-инвестиционными, международными консалтинговыми организациями в части привлечения инвестиций в экономику Свердловской области и создание региональных институтов развития.
С апреля 2010 по май 2011 года возглавлял представительство государственной корпорации «Внешэкономбанк» в Уральском федеральном округе.
С июня 2011 года работает в качестве генерального директора ОАО «ОЭЗ “Титановая долина”». Сейчас под его руководством ведется работа по созданию и развитию особой экономической зоны на территории Верхнесалдинского городского округа, привлечению резидентов, поиску инвесторов для реализации проекта.

Но в 2018 году ситуация должна кардинально измениться, так как в «Титановой долине» собрались запустить производство три резидента. Один из них - «Зибус» - планирует сделать это уже в ближайшее время. Именно поэтому сайт отправился в «Титановую долину», чтобы оценить, что изменилось за три с половиной года. Экскурсоводом выступил ее директор - Артемий Кызласов.

Уже не поле

Площадь «Титановой долины» - 300 гектаров. Так что те несколько зданий, которые построены, пока ещё теряются. Но видно, что это уже не поле, а строительная площадка, на которой медленно, но появляется особая экономическая зона.

Первым делом мы заехали в штаб «долины» - он построен из быстровозводимых конструкций и чем-то напоминает сельсовет. Тут постоянно работают 12 сотрудников управляющей компании «Титановая долина».

Пока ждём Артемия Кызласова, рассматриваем проект завода по производству OSB-плит, в строительство которого компания СТОД («Современные технологии обработки древесины») вложит 10 миллиардов рублей. Это крупнейший проект в «Титановой долине» как по площади (он займёт 68 га), так и по размеру инвестиций. Сейчас он проходит госэкспертизу, а в конце весны - начале лета начнётся строительство.

Таможня даёт добро

Объекты в «Титановой долине» находятся на значительном расстоянии, а потому добираемся до них на машине. Пока едем к таможенному посту, задаю Артемию Кызласову в каком-то смысле философские вопросы.

Вы этим проектом занимаетесь много лет. Но каждый раз вам приходится объяснять, почему производство до сих пор не запущено. Не обидно?

Не обидно, конечно. Я же понимаю, почему процесс идёт с такой скоростью. В любом случае надо объяснять причины этого. Если строительство дома стоит сто рублей, то его не получится построить ни за пятьдесят, ни за семьдесят рублей.

- Но в итоге «Титановая долина» стала долгостроем.

Нет, просто планы изначально были более оптимистичные у тех структур, которые задумывали проект, - это региональные и федеральные ведомства. Потом ситуация в экономике внесла свои коррективы. В итоге финансирование растянулось по времени. Например, из-за этого мы строили инфраструктуру не параллельно, а последовательно.

Очистные сооружения, которые предназначены для хозяйственно-бытовых стоков, уже готовы, - рассказывает Артемий Кызласов, когда мы подъезжаем к таможне. - Ливнёвые же закончат в ближайшее время. Таможенная инфраструктура у нас тоже готова. Как только передадим на баланс Федеральной таможенной службы, то въезжать в «Титановую долину» можно будет только через неё.

- Главная претензия к «Титановой долине» в том, что деньги на неё тратятся, а результата в виде работающих производств пока нет.

Сейчас, как вы видите, уже далеко не поле. Но особая экономическая зона - не ночной клуб, а потому тут никогда не будет внешне бурлящей жизни. Скажу, что 2017-й - это последний год масштабной стройки инфраструктуры, а вот 2018-й должен стать годом, когда заработают производства. Рассчитываю, что три резидента реально заработают.

- Но, насколько я понимаю, какие-то вложения для достройки «Титановой долины» ещё нужны. О какой сумме идёт речь?

В минимальном исполнении - около 700 миллионов. Они нужны, чтобы довести сети до всех резидентов, плюс кое-какие доделки требуются.

Глобально же есть ещё два объекта - надо 1,6 миллиарда на реконструкцию железнодорожной станции и около одного миллиарда на реконструкцию подстанции. Но это уже более отдалённые планы. У СТОД будет своя генерация. И мы с ними ведём переговоры о том, чтобы она была модульной и можно было по возможности увеличивать ёмкость.

Первый работающий станок

В городе не было ни одного вида инфраструктуры, который мог бы хоть как-то быть задействован нами, - продолжает объяснять Артемий Кызласов, пока мы переезжаем к заводу «Зибуса». - Мы построили водоводы, подстанцию, канализацию и очистные сооружения, также пришлось тянуть газ через весь город. Если бы площадка была размещена в Тагиле, то было бы гораздо проще и быстрее её запустить.

Второй момент. Были взяты достаточно оптимистичные графики финансирования. Под них были разработаны планы по строительству, их мы анонсировали. Но финансирование не подтвердилось, а потому и сроки сдвинулись.

- По изначальному плану, когда должны были достигнуть такого положения дел?

Думаю, что на третий год строительства (началось в декабре 2010 года. - Прим. ред. ), то есть в 2014 году. Сейчас у нас уже должна была быть заполнена площадка, должны были запустить производство у 6–8 резидентов. Но тут всё зависело от финансирования. Его было столько, сколько было.

- Писали, что «Зибус» будет первым резидентом, который запустит производство. Но пока не создаётся впечатление, что это случится скоро.

Это случится, когда они отладят первый установленный станок. Здесь, конечно, пока обстановка не очень красивая. Но идёт наладка оборудования - постепенно всё пространство будет заставлено такими станками. «Зибус» в мировых масштабах - малый бизнес, а потому они постепенно будут увеличивать производство.

- Получается, что вы работаете с резидентами очень разного масштаба: есть гигант Boeing , а есть небольшая компания «Зибус».

Конечно, это так. Но значимость этого резидента для российской хирургии примерно такая же, как Boeing для титановой обработки. Они будут делать суперсовременный хирургический инструмент, который до этого в России просто не выпускался.

Это реальный сектор экономики, который мы всеми силами пытаемся поднимать. Boeing, независимо от «Титановой долины», будет развиваться. В реальной же поддержке нуждаются такие, как «Зибус». Уверен, что они смогут стать глобальной компанией.

- Какое соотношение у вас будет между такими крупными резидентами, как Boeing , и небольшими типа «Зибуса»?

По-хорошему на один Boeing должно быть десяток-полтора таких, как «Зибус». Сейчас у нас есть Boeing и СТОД. И один крупный резидент еще должен появиться. Остальные же будут среднего и мелкого размера.

В этом и заключается наша идеология: есть крупные заводы, а вокруг них развивались небольшие предприятия. Изначально было понимание, что титан при этом займёт примерно треть.

- Вы понимаете, кто станет тем самым третьим якорем?

Да, но окончательного решения пока нет. У нас есть два варианта: либо он будет связан с производством компонентов для металлургии, либо ещё один крупный производитель строительных материалов.

- Когда будет принято решение?

Надеемся, что это случится в мае.

- А как появились деревообработчики в «Титановой долине»?

Они пришли через «Корпорацию развития Среднего Урала». СТОД просто не смогли найти в области столь же хорошо подготовленной площадки, как в «Титановой долине». Плюс им нужна была административная поддержка, поскольку речь идёт о вложении 10 миллиардов рублей.

- Но какие-то проблемы у СТОД были - они даже на какое-то время ставили на паузу проект в «долине».

Были переговоры между региональным правительством и инвестором о лесном фонде. И в какой-то момент они приостановились, поскольку СТОД не устраивали предложенные варианты. И в какой-то момент они сказали, что раз так, то и нет смысла строить площадку в «Титановой долине». Но были предприняты усилия и был найден выход из ситуации.

Секретные станки Boeing

Пока же самым крупным резидентом «Титановой долины» является Boeing. По сути, ради этого производства и затевался проект. Правда, был риск, что из-за санкций американцы откажутся от запуска второго совместного производства с «ВСМПО-Ависма», но бизнес-интересы оказались выше политических.

Первая очередь завода - цех на 19 тысяч квадратных метров - уже построена. Сейчас там устанавливают станки, но фотографировать внутри категорически запрещено.

Мне не стыдно привести сюда сына и показать ему то, что получилось, - признаётся Артемий Кызласов. - Таких объектов у Boeing, кроме нашего, ещё два в мире. И очень важно, что тут будет развиваться чистовая обработка титана. Ради этого стоило потратить пять лет жизни.

- Я так понимаю, что строительством этого цеха занималась управляющая компания «Титановая долина?

Да, именно так. Построив эту коробку для Boeing, мы заработали около 60 миллионов рублей. Не очень много для такого контракта, но это был наш первый опыт, было очень непросто.

Например, фундаменты под большие портальные станки - это не просто ровный пол: внутри заложено множество коммуникаций, закладные под крепление станка. У них очень высокая точность по горизонтали. Именно потому только одно здание стоит 1,5 миллиарда рублей.

- Мы видим, что два больших станка уже стоят. Когда Boeing планирует запустить завод?

В сентябре этого года. У нас тут живёт бригада японцев, которые занимаются наладкой оборудования. На этих станках будут делать стойки шасси, хорды крыла. Это одни из самых важных деталей любого самолёта. Это значит, что в каждом самолете Boeing, на котором вы полетите, будут установлены детали, произведенные в «Титановой долине».

В прошлом году стало известно, что у «Титановой долины» появится вторая очередь - на территории бывшего аэропорта Уктус . Её площадь - 95 га, на которых разместятся 10–12 резидентов. Якорным станет Уральский завод гражданской авиации - у него там уже есть производство. В частности, там планируют выпускать самолёты L-410. Всего же во вторую очередь «Титановой долины» резиденты должны вложить 8 миллиардов рублей и создать 1100 рабочих мест. В феврале в федеральное министерство экономики отправили заявку на 3400 листах, чтобы второй очереди присвоили статус особой экономической зоны .

- Второй площадки не было в изначальных планах?

Да, просто у региона появилась возможность получить совершенно новые компетенции, когда чисто металлургический регион вдруг начинает собирать самолёты. Пусть это будет и L-410, который нельзя назвать самым современным, но который может садиться практически на любые покрытия.

Самое главное, что у местных компаний появляется возможность производить компоненты для самолётов. К примеру, мы нашли компанию «Сибеко», которая выпускает сиденья для скоростных поездов и спецтранспорта. Они могут и для самолётов делать сиденья. «Сибеко» уже прошли экспертный совет и готовятся к получению статуса резидента второй очереди.

- Вы видите себя руководителем «Титановой долины» после того, как она заработает?

Я никогда эксплуатацией не занимался. Так что в какой-то момент я отойду от руководства проектом. Но пока мы запускаемся, мне очень интересно. Тут работы ещё минимум на три года.

Я хочу на «Титановой долине» показать, что управляющая компания может быть эффективна как отдельная бизнес-единица, и брать под управление частные индустриальные парки.