Ковалев: Похоже, кризис достиг своего дна. Беларуси грозит правительственный кризис и новая девальвация Когда закончится кризис в беларуси

Своим взглядом на ситуацию в мировой и белорусской экономике и прогнозом развития событий со слушателями Радио TUT.BY в прямом эфире поделился декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев.

Аудиовариант телефонной беседы слушайте тут

Насколько, по вашему мнению, оправданны пессимистичные прогнозы относительно развития экономической ситуации в условиях кризиса?

Касательно ситуации в мире я умеренный пессимист, а вот в отношении Беларуси я скорее оптимист. Я не вижу больших оснований для дальнейшего падения белорусской экономики. То падение экспорта, которое произошло в конце прошлого года и в первые два месяца этого года, когда мы с ежемесячного экспорта в $3,5 млрд. опустились до $1,3 млрд., уже теперь начинает исправляться. Есть надежда, что, с учетом корректировки цен на нефть, к лету экспорт более-менее восстановится. А это для белорусской экономики главное.

Но откуда же возьмется экспорт, если пессимистичные прогнозы в мировой экономике все-таки сбудутся?

Да ведь самый пессимистичный прогноз говорит о том, что мировая экономика за этот год уменьшится, максимум, на 2%, то есть будет не $65 трлн. по паритету покупательской способности, а на пару триллионов меньше. А мировая торговля, действительно, из-за протекционистских мер, принимаемых практически каждым из государств, упадет в этом году больше - где-то на 10%. Так что от того, что белорусский экспорт, по сравнению с прошлым годом, упадет на те же 10%, ничего страшного не случится.

Пускай в этом году все будет не так уж плохо. Но самые пессимистичные прогнозы говорят о том, что кризис затянется на долгие годы…

Только что одним американским рейтинговым агентством был проведен опрос 52-х наиболее известных в мире экономистов. Так вот они сказали, что, похоже, кризис уже достиг своего дна. Ясно, что мы еще какое-то время будем на дне, ведь экономика, обессиленная кризисом, будет восстанавливаться не так быстро. Но мнение большинства таково, что дна мы уже достигли. Конечно, упасть всегда легче, чем подняться, и выход из кризиса будет непростым. Более того, по-видимому, этот выход создаст новую конфигурацию мировой экономики.

Значит, повальный дефицит и продукты по карточкам Беларуси не грозят?

Нет, этот кризис характеризуется не дефицитом, а, наоборот, перепроизводством. Не за что покупать! Купить есть что, но денег не хватает - вот главная проблема в годы кризиса. Потому что кризис - это не столько экономическое, сколько психологическое явление, явление недоверия друг другу субъектов хозяйствования, банков, даже правительств. Это приводит к дефициту одного из главных ресурсов рыночной экономики - капитала.

Правительство нашей страны заявляет о том, что последствия кризиса на белорусской экономике отражаются меньше, чем на других странах, ссылаясь на сохраняющийся, хоть и небольшой, но все же рост ВВП. Поможет ли нам рост ВВП в условиях кризиса?

Рост ВВП - это главное. Ведь мы можем разделить на зарплату, пенсию, пособия и инвестиции только то, что создали. Как мы видим, кризис и возник из-за того, что многие слишком долго жили в долг. Сейчас же жить в долг, "на халяву", не очень-то получится. Жить можно только на то, что сами произвели. Если мы будем меньше производить, мы и потреблять будем меньше. Народ почувствовал на себе уже и то, что рост ВВП замедлился с 10% до 1%. Так что рост ВВП - это фундамент для всего остального.

Как вы относитесь к мерам по ограничению импорта?

Мера эта вынужденная, принята она всего на полгода, правда, если того потребует экономическая ситуация, через полгода ее могут принять повторно. Одно скажу точно: если бы эту меру приняли год назад, то новогодней девальвации бы не было. Я убежден, что одной только этой меры хватило бы для того, чтобы сдержать потребительский импорт в страну. Причем год назад ее надо было принимать в еще более жестком режиме, чем приняли сегодня. Но из двух возможных мер правительство приняло разовую девальвацию.

Импорт сдержали, но экспорт-то все равно не наращивается, и отрицательное внешнеторговое сальдо уже достигло прогноза по году - минус $1,5 млрд. Не повлечет ли это в ближайшее время очередной девальвации?

Вот как раз такая мера как повышение цен на импортные товары, имеющие отечественные аналоги, и должна сократить сальдо, если не на полтора, то хотя бы на полмиллиарда. Приведу такие цифры. В прошлом году мы ввезли в страну на $6 млрд. потребительского импорта. Вот если бы мы из этих шести от полутора отказались, у нас бы уже было нулевое торговое сальдо. Думаю, что принятые меры потихоньку выровняют внешнеэкономическую ситуацию.

Что до девальвации, я убежден, что до конца года ее не будет. А вот к концу года проявится психологическая проблема. Думаю, правительство и Нацбанк сейчас как раз разрабатывают комплекс мер, который позволит избежать девальвации в конце года и, что еще важнее, убедить население в том, что ее не будет.

Чтобы преподнести "убежденному" населению очередной новогодний сюрприз?

Я думаю, мы сможем обойтись на этот раз без сюрпризов. Девальвация - это самый болезненный метод. Он сокращает наши зарплаты, увеличивает наши задолженности по кредитам и в целом снижает наш жизненный уровень. Уж лучше прибегнуть к таким, безусловно, тоже непопулярным, протекционистским мерам по сдерживанию импорта. А третьего выхода нет.

Как вы, в целом, оцениваете антикризисные меры, которые принимает белорусское правительство?

Правительство принимает, в целом, правильные меры, но нужно действовать более решительно и энергично. Как я уже говорил, сдерживать импорт надо было начинать еще год назад. Кроме того, нужно было прекратить кредитование покупки автомобилей и подобных товаров не первой необходимости. Если бы банки в прошлом году тормознули повальное кредитование импорта, о девальвации не нужно было бы даже думать. Ведь из 15-ти триллионов рублей, которые мы принесли в банки, большую часть умудрились отдать тем, у кого этих денег не было, чтобы они могли купить в кредит импортные товары. А благосостояние нашей страны еще не настолько было блестящим, чтобы ее население могло купить импортных товаров на 6 миллиардов долларов.

Каков ваш прогноз: когда закончится кризис?

Если смотреть на чисто экономические индикаторы, то снижения валового внутреннего продукта в Беларуси пока что нет, а значит, нет и рецессии. В других странах это снижение есть, причем довольно значительное. Если же говорить обо всех факторах в совокупности, на то, чтобы восстановить тот рост, который у нас был до кризиса, восстановить кредитование, в том числе и импортных товаров, на все это понадобится, как мне кажется, не менее двух лет. Для сравнения, российский дефолт 1998 года, с точки зрения восстановления экспорта, мы переживали пять лет. Так что мгновенного восстановления не произойдет.


4 января 2017, 08:44

Площадь Независимости в Минске

Ушедший год Беларусь закончила с растущими проблемами. В 2017-м власти страны ожидают мощного импульса для экономики. Эксперты говорят о нащупывании дна. собрала прогнозы для Беларуси.

Ушедший год Беларусь завершила со стагнирующей экономикой и продолжающимся нефтегазовым конфликтом с Россией. В новогоднем обращении президент Александр Лукашенко заявил, что возлагает большие надежды на 2017 год: "Он должен стать переломным и дать мощный импульс для развития страны". Опрошенные DW аналитики смотрят в будущее с заметно меньшим оптимизмом. Они сделали для DW свои прогнозы на наступивший год, обозначив основные тенденции в экономике и внутренней политике Беларуси.

1. Нащупывание дна в экономике

"Большая часть мер, запланированных правительством на 2017 год, была обещана еще несколько лет назад. Даже если они и будут реализованы, то уже запоздали" , - отметил в интервью DW главный редактор "Экономической газеты" Леонид Фридкин . Он полагает, что в наступившем году белорусам не следует ожидать роста экономики.

Руководитель проекта "Кошт урада" Владимир Ковалкин в беседе с DW высказал предположение, что 2017 год "готовит завершение периода макроэкономической стабилизации и нащупывания того самого заветного дна" . Вместе с тем эксперт указывает, что с большей долей вероятности "руководству Беларуси удастся удержать экономику в тех параметрах, которые заложены в бюджете".

2. Возврат к обещанию 500-долларовых зарплат

В новогоднем обращении Александр Лукашенко пообещал: "Чего бы нам ни стоило, мы уже в наступающем году существенно повысим доходы граждан". 21 декабря при назначении Натальи Кочановой новой главой президентской администрации Лукашенко озвучил более конкретную цель: "500 долларов в будущем году средняя зарплата. При всех сложностях, чего бы это ни стоило - украдите, откопайте, найдите, что угодно, но 500 долларов должно быть выполнено".

По данным Белстата, в ноябре средняя начисленная заплата в Беларуси составляла 717 рублей (366 долларов в пересчете). Выполнение аналогичного требования Лукашенко перед президентской кампанией 2010 года на следующий год после выборов привело к трехкратной девальвации рубля. Опрошенные DW экономисты не считают вероятным повторение того обвала.

Эксперт Белорусского института стратегических исследований (BISS) Александр Автушко-Сикорский предположил, что никто не будет всерьез выполнять данное устное поручение президента: "Насколько я понимаю, это (средняя зарплата в 500 долларов. - Ред.) нигде не прописано в целевых показателях программных документов. А значит, с чиновников не за что будет спросить" . Эксперт подчеркнул, что для достижении 500-долларовых зарплат придется снова включать печатный станок, запускать инфляцию и снижать стабильность курса рубля, "а на этом уже много раз обожглись".

Между тем 30 декабря Лукашенко, общаясь с журналистами, вернулся к теме 500-долларовых зарплат, уточнив: "Кто призван это сделать, но не хочет - с ними мы расстанемся. Чего бы нам это ни стоило, мы будем идти к этой цели".

3. Реформы и реструктуризации госкомпаний

Каждая накачка белорусской экономики деньгами заканчивалась очередным кризисом и девальвацией, загоняя накопленные структурные проблемы вглубь, напоминает Владимир Ковалкин. "Есть определенный риск, что власти поддадутся уговорам и искушению решить задачу роста с помощью эмиссии. Но такая вероятность минимальна, пока есть надежда получить кредиты от МВФ и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР)", - уверен Леонид Фридкин.

Структурные реформы, на необходимости которых настаивают независимые экономисты, с их точки зрения, возможны либо под воздействием внешних факторов (требования иностранных кредиторов), либо как реакция на развал экономики.

Павел Данейко, гендиректор минского Института приватизации и менеджмента, в интервью DW основным вопросом 2017 года назвал принятие белорусскими властями решения о реструктуризации госкомпаний. Данейко не видит для правительства другого выхода. Кстати, такая реструктуризация является и одним из главных условий предоставления Беларуси кредита от МВФ.

Опрошенные DW специалисты сомневаются, что власти в Минске отважатся на массовое банкротство неплатежеспособных предприятий. "Скорее они попытаются тянуть резину и искать способы исправить положение привычными административными мерами", - считает Фридкин.

4. Продолжение нефтегазового конфликта Беларуси и России

В новый год Беларусь вступила с неурегулированным спором с Россией относительно условий поставок углеводородов. В этой связи вице-премьер правительства Беларуси Владимир Семашко 29 декабря заявил агентству БЕЛТА, что "мы не теряем оптимизма" . По словам Семашко, белорусское правительство надеется "достигнуть компромиссного решения по нефтегазовому вопросу не позднее первого квартала 2017 года".

Александр Автушко-Сикорский не разделяет оптимизма вице-премьера. По словам эксперта BISS, 2016 год был последним, когда Беларусь имела более или менее выгодные условия закупки нефти и газа в РФ. "Выгодность российских поставок будет падать, а договариваться станет все сложнее", - прогнозирует эксперт.

5. Депрессия, местные выборы и 100-летие Октябрьской революции

Белорусские левые намерены в 2017 году пышно отпраздновать 100-летие Октябрьской революции, а церковь и правые политики - помянуть жертв коммунистического террора. Глава варшавского Центра политического анализа и прогнозов Павел Усов в интервью DW отметил, что белорусы, с одной стороны, устали жить в состоянии постоянной политической депрессии, а с другой - не имеют сил на то, чтобы изменить ситуацию, и не надеются на лучшее.

"Вероятнее всего, население столкнется с новыми формами экономического принуждения (вроде налога "на тунеядство") со стороны властей, что будет усиливать протестные настроения и недовольство. Но оно вряд ли найдет выражения в открытом противодействии властям за исключением локальных бунтов", - полагает Усов.

Для председателя Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолия Лебедько 2017 год - преимущественно год рисков и вызовов: "Для граждан - кризис и тупиковая экономическая политика правительства. Для властей - российский фактор и окончательное разрушение социального контракта с населением. Для сторонников перемен - перезагрузка Западом отношений с официальным Минском".

В ноябре 2017 года начнется кампания по выборам в местные советы. Первый зампредседателя Либерально-демократической партии (ЛДП) Олег Гайдукевич и лидер кампании "Говори правду" Андрей Дмитриев высказали надежду, что выборы пройдут вместе с референдумом по изменению избирательной системы. С нынешней мажоритарной на смешанную, предусматривающую выборы в парламент по партийным спискам.

В октябре падение реальных доходов россиян стало максимальным с 1999 года. но чиновники рассчитывают, что в следующем начнётся рост благосостояния жителей и к концу 2018-го оно достигнет докризисного уровня.

Когда мы «развяжем» пояса, затянутые в кризис, «АиФ» рассказал Юрий Веселов, доктор социологических наук.

Юрий Веселов: Этот экономический кризис будет одним из самых долгих и ощутимых для населения. Потому что заплатило за него не государство, например, своими резервами на поддержание курса рубля или сокращением расходов на госаппарат, а обычные россияне. Поскольку наша страна зависит от импорта по многим показателям, всю курсовую разницу оплачиваем мы с вами. Сейчас, пройдя валютный, банковский кризисы, падение реального промышленного производства, мы вошли в «социальную стадию», когда сокращаются реальные доходы населения, уровень потребления и так далее. И их восстановление в следующем году невозможно.

По прогнозам на 2017-й, рост ВВП составит от 0 до 1%. За счёт чего увеличатся доходы, если не будет роста производства?

А выходить из кризиса мы будем также поэтапно, сначала восстановится финансовая сфера, производственная и в последнюю очередь - доходы россиян. Так что, скорее всего, лишь в конце 2018-го мы увидим положительную динамику в экономике страны. Но для этого нужны структурные реформы. Пока у нас рассчитывают на чудеса и замерли в ожидании возвращения высоких цен на нефть.

Деньги - есть

Ольга Сальникова, АиФ-Петербург: При этом Минфин обдумывает различные варианты пополнения бюджета, в том числе за счёт повышения нагрузки на зарплаты россиян. Уже предлагалось поднять подоходный налог с нынешних 13% до 15-16%, повысить НДС, изменить систему уплаты страховых взносов…

Увеличивать и без того высокую налоговую нагрузку на граждан сейчас экономически невыгодно. Да, работодатель переводит 13% подоходного налога с зарплаты сотрудников. Но, кроме того, он отчисляет 22% на каждого работника в Пенсионный фонд, ещё 5,1% в фонд ОМС, 2,9% в фонд соцстрахования - итого 43%. Уже многовато! Давайте сравним с другими странами. Показателем налоговой нагрузки на экономику страны считается доля налогов в процентах от ВВП. Так вот - в этом отношении оплот капитализма США с их 28% мы уже давно обогнали, достигнув цифры в 35%.

Конечно, в соседней Швеции это все 50%. Но здесь встаёт вопрос - а что население получает за эти отчисления в бюджет? Пусть правительство объявляет о повышении транспортного налога, но гарантирует, что эти деньги пойдут на новые дороги и мосты.

В Германии немец спешит платить взносы в пенсионный фонд, так как знает, что в старости будет обеспечен. В России никто таких гарантий не даёт, доверия населения к налоговой системе нет. Поэтому увеличение налоговой нагрузки приведёт лишь к теневому бизнесу и «серым» зарплатам.

Однако чтобы пополнить бюджет, не обязательно лезть в карман к гражданам. Деньги в государстве есть - и процесс экономии нужно начинать с госаппарата, сократив его издержки. Логично на время кризиса отказаться от затратных имиджевых проектов мирового масштаба. Бесспорно, олимпиады, футбольные чемпионаты - это почётные для страны мероприятия, но в сегодняшней экономической ситуации они нам не по карману. По этой причине Рим, Торонто, Гамбург отозвали свои заявки на проведение летних ОИ-2024. Благо и у Петербурга хватило ума её не подавать.

Кроме того, мы видим, что растут военные расходы - их уровень уже достиг 4% от ВВП, в то время как НАТО не доходит по своим странам и до 2%.

Как вы относитесь к возможному введению так называемого «налога на тунеядцев»? С «лентяев» Минтруд хочет брать около 20 тысяч рублей в год, которые пойдут на покрытие их социальных нужд…

Меня интересует вопрос: тунеядцы - это кто? Домохозяйки, которые воспитывают детей и занимаются домашними делами? Так это тоже труд, нелёгкий и достойный. Зачастую женщины работают дома больше, чем мужчины в офисе. Или в «лентяи» записали молодёжь, которая не может трудоустроиться? Непонятен и сам механизм сбора 20 тысяч рублей с людей, которые ничего не зарабатывают. К слову, хоть наши министерства и насчитали 20 миллионов «лентяев» в стране, обвинить россиян в тунеядстве нельзя. У нас 8-часовой рабочий день - это один из самых высоких показателей в мире, сравнимый, например, с Мексикой. Развитые западные страны уже давно переходят на 5-6-часовой рабочий день. Другое дело, что производительность труда у нас низкая из-за использования устаревших технологий и ручного труда.

Душим бизнес?

Благосостояние петербуржцев зависит от экономической политики в городе. На последнем ПЭФ помощник президента А. Белоусов раскритиковал работу руководства Северной столицы по созданию условий для бизнеса. А Агентство стратегических инициатив второй год подряд выставляет нам низкие оценки инвестиционной привлекательности. Это последствия экономического кризиса или малоэффективного управления?

Конечно, последствия кризиса в виде падения производства и снижения деловой активности Северную столицу обойти не могли. Другое дело, что можно пытаться этому противостоять за счёт эффективной экономической политики в рамках конкретного города. Как это делает Москва. На мой взгляд, Петербург сейчас придерживается стратегии: меньше дел - меньше проблем. Не «высовываться» с инициативами, не привлекать инвесторов, а сидеть и ждать, когда построят «Лахта центр» и «Газпром» сюда переедет вместе со всеми налогами.

При этом в своё время в город пришли крупные игроки: Nissan, Toyota, Ford, Hyundai, заводы которых сегодня не могут работать на полную мощность. А корпорация General Motors и вовсе полностью свернула производство в городе. Каждый день я проезжаю мимо завода Nissan и вижу, как рядом растёт городская свалка, запах стоит невыносимый. Достаточно любому иностранному инвестору посмотреть, какие условия созданы для бизнеса, чтобы навсегда вычеркнуть Петербург из своих планов.

Или давайте вспомним слова Белоусова на ПЭФ, что подключение к энергосетям в Москве занимает 60 дней, а в Петербурге - 81. А западный инвестор вообще привык к тому, что ему предоставляют участок уже с коммуникациями. У нас же в середине 2000-х, чтобы подключить Ikea на Парнасе, пришлось фактически привлекать федеральные власти! Один из крупнейших инвесторов в мире начинает свой бизнес в городе, а у него нет электричества - полпарковки занимают дизель-генераторы... И с тех пор ничего не изменилось.

Безусловно, есть и положительные моменты. Например, Петербург стал самым привлекательным городом для студентов. У нас активно развиваются IT-технологии, телекоммуникации, фармацевтика, другой вопрос - благодаря или вопреки местной экономической политике.

2 ноября петербургский парламент рассмотрит проект бюджета на следующий год в первом чтении, по поводу которого уже идут жаркие споры…

В своём выступлении о проекте бюджета на 2017 год депутат Оксана Дмитриева обвинила в непрофессионализме комитет финансов. Многие с такой оценкой согласны. От себя добавлю, что основные доходы нашего бюджета (45%) - это налог на доходы физлиц и только 26% - налог на прибыль организаций, ещё меньше - 4,8% - доходы от использования госимущества. Такое ощущение, что в городе нечего сдавать в аренду и зарабатывать на этом. Фактически петербуржцы содержат город сами и вправе спрашивать с властей - на что идут их деньги. А идут они не на развитие, а на латание дыр и часто неоправданные дотации частным и госпредприятиям. Чего только стоит соглашение с концессионером ЗСД, которому в этом году мы должны компенсировать 4,6 млрд рублей за недополученную прибыль. Неэффективное расходование средств мы наблюдаем из года в год. 190 млрд рублей из бюджета-2016 до сих пор не освоены, а это значит, что опять будет аврал, укладывание асфальта в снег и прочее. Что касается рекордного дефицита в 64 млрд рублей, то покрывать его будут за счёт наращивания госдолга и ценных бумаг. Это нормальная практика. Долги потом придётся отдавать с процентами, но это бремя ляжет на плечи уже следующих городских властей. И петербуржцев.

- Расскажите, как правильно «затягивать пояса» в кризис? На чём экономить не стоит?

Городу нельзя экономить на социальных расходах и человеческом капитале. Самим петербуржцам - на качественном питании, образовании, здоровье, путешествиях, хобби и улучшении жилищных условий. Есть универсальный рецепт экономии: если можешь - не покупай новое, почини старое.

За последний месяц практически все авторитетные международные организации ухудшили экономический прогноз по Беларуси. Они ожидают, что белорусскую экономику в 2020 году ждут низкие темпы роста, близкие к стагнации. Этот сценарий разделяют и белорусские экономисты.

Потенциал белорусской экономики: диагноз кредиторов

Накануне Нового года многие организации пересматривают прогнозы по Беларуси и говорят о том, что без структурных преобразований в экономике темпы экономического роста в 2020 году будут весьма низкими.

Так, Всемирный банк полагает, что белорусская экономика в 2020-2021 годах будет замедляться. Рост ВВП на уровне 0,9% в будущем году, и на 0,5% в 2021-м.

Чуть оптимистичней смотрит на Беларусь наш давний восточный кредитор - Евразийский банк развития, который прогнозирует рост на 1,5% в 2020-2021 годах.

Международный валютный фонд выдал наименее оптимистичный прогноз и ждет в нашей стране в будущем году рост на 0,3%, то есть фактически стагнацию.

Немного позитивнее смотрит на нашу страну Европейский банк реконструкции и развития. Согласно прогнозу банка, рост ВВП в Беларуси составит в 2020 году 1,2%. К слову, по сравнению с предыдущим (майским) прогнозом по росту белорусской экономики на 0,6 процентного пункта.

По мнению ЕБРР, экономические перспективы Беларуси зависят от поступления прямых иностранных инвестиций. К слову, ЕБРР уже несколько лет готовит в нашей стране несколько приватизационных сделок, но пока ни одна из них не привела к притоку прямых иностранных инвестиций.

«Сделать следующий шаг в развитии Беларусь вряд ли сможет сама, ей потребуются прямые иностранные инвестиции», - прокомментировал по просьбе БелаПАН экономические перспективы Беларуси первый вице-президент ЕБРР Юрген Ригтеринк.

Приток иностранных инвестиций в Беларусь будет зависеть от исхода приватизационных проектов, считают в ЕБРР.

«Мы понимаем те опасения, которые испытывало правительство, и осмотрительность к приватизации. Однако очевидно, что в отдельных отраслях (в банковском секторе, в пищевой промышленности) уже созданы условия [для приватизации], и правительству следует сделать следующий шаг», - сказал Ригтеринк.

По мнению ЕБРР, финансовая стабильность, достигнутая в стране, - важное условие для экономического роста, но недостаточное.

«Без прорывных шагов по улучшению бизнес-среды, без привлечения инвесторов посредством приватизации и коммерциализации госпредприятий будет очень сложно ускорять темпы экономического роста и сближать уровень жизни в Беларуси с соседними странами» , - считает глава представительства ЕБРР в Беларуси Александр Пивоварский .

В краткосрочной перспективе темпы экономического роста в Беларуси зависят от исхода переговоров с Россией, полагают в ЕБРР.

«Ожидается, что экономический рост замедлится до 1,3% в 2019 году и до 1,2% в 2020 году. Будущий рост зависит от перспектив Беларуси получить компенсацию за российский налоговый маневр, последствия которого [для белорусской экономики] остаются неясными», - говорится в макроэкономическом обзоре ЕБРР.

Самый благоприятный сценарий и наибольшая угроза

Белорусские экономисты в целом разделяют прогнозы международных финансовых организаций и ожидают, что страну ждут низкие темпы экономического роста - в районе 1% (максимум 2%).

Так, Исследовательский центр ИПМ предполагает, что в 2019-2021 годах темпы экономического роста в Беларуси составят 1,2%, 1% и 0,8% соответственно. Базовый прогноз основывается на том, что Россия не компенсирует нашей стране последствия налогового маневра, и в условиях выпадающих доходов возможностей поддержать рост экономики у властей не будет.

В свою очередь, Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр (BEROC) предполагает, что отдельно в 2020-м возможен рост ВВП на 2% с учетом того, что в будущем году предполагается существенное увеличение предвыборных расходов бюджета (на увеличение зарплат), что позволит увеличить внутренний спрос.

Однако среднесрочный прогноз у всех независимых экспертов один и тот же: без структурных реформ в экономике рост будет близок к 1-2%, а то и к нулю. К этому сводятся ожидания многих наблюдателей.

«Низкие темпы экономического роста - это самый вероятный результат при текущем сценарии, поскольку качественных изменений в экономике не происходит», - отметила в беседе с корреспондентом БелаПАН научный сотрудник BEROC Мария Акулова .

Самый неблагоприятный среднесрочный сценарий, по мнению экспертов, заключается в том, что текущие белорусско-российские нефтегазовые переговоры приведут к постепенной утрате экономического суверенитета.

К слову, посол Беларуси в России Владимир Семашко на днях заявил, что получить компенсацию за налоговый маневр Беларусь в полном размере сможет в 2022 году после унификации налогового законодательства с Россией.

К слову, в проекте документов по углублению экономической интеграции с Россией изначально был пункт о принятии единого Налогового кодекса Беларуси и России.

«Если будет единый Налоговый кодекс, это будет означать, что Беларусь утратит возможность самостоятельно проводить фискальную политику, определять ее в соответствии со своими потребностями. Если мы пойдем на единый Налоговый кодекс с Россией, мы утратим часть экономического суверенитета», - отметил в комментарии для БелаПАН старший научный сотрудник BEROC Дмитрий Крук .

По мнению экспертов, сценарий углубления экономической интеграции с Россией не должен быть основным и единственный вектором внешней политики Беларуси.

«Переговоры об углублении экономической интеграции с Россией вызывают беспокойство, не хотелось бы попадать под еще большее влияние со стороны Москвы. В Беларуси и в России сейчас низкие темпы экономического роста, и сближение с восточным соседом не принесет нашей экономике дополнительную пользу», - полагает Мария Акулова.

Для экономического развития необходимо строить отношения не только с Россией, но и учитывать опыт экономической политики западных стран, считают эксперты.

«МВФ готов предоставить длинные и дешевые средства для проведения реформ в белорусском госсекторе и повышения экономического потенциала страны. Нам нужно искать решение экономических проблем не только на Востоке, но и на Западе» , - отмечает Акулова.

Возможно, в 2020-м, если угроза экономическому суверенитету станет более явной, власти об этом всерьез задумаются. А пока выстраивать экономическую политику с учетом рекомендаций западных кредиторов официальный Минск не спешит, констатируют экономисты.

«Самый благоприятный сценарий для белорусской экономики - переформатирование политики, готовность проводить структурные реформы по разным направлениям и возобновление переговоров с МВФ о кредитной программе. Однако пока политической воли принять этот сценарий не наблюдается», - резюмировал Дмитрий Крук.

Лев Марголин, экономист:

– Значительных отличий в экономике страны по сравнению с этим годом не будет. Спад будет продолжаться. Возможно, меньше, чем в этом году, но роста не будет. Насколько значительным будет этот спад, зависит от итогов переговоров с Россией по нефти и газу.

Что касается курса белорусского рубля к доллару, то, если Нацбанк будет продолжать жесткую монетарную политику, движение доллара в следующем году будет в пределах 10% – максимум 20%. Если же скукоживающаяся экономика заставит сделать массовые денежные вливания в виде кредитов, то рост курса может быть и 50%, и даже 100%. Все в руках власти.

Зарплаты людей будут продолжать падать. Чтобы переломить эту тенденцию, стране нужны инвестиции, прежде всего иностранные. Но их не предвидится. Второй способ повышения зарплат – массированное сокращение рабочих мест. Но на это власть, скорее всего, не отважится.

Безработица, безусловно, вырастет. На предприятиях будут снижаться объемы производства, спрос на их продукцию продолжит падать, и они будут стараться избавиться от ненужного балласта в виде рабочей силы.

Антон Болточко, экономист:

– Следующий год – это год, в котором нужно будет принимать важные экономические и политические решения. Без них в очередной раз переждать или пересидеть сложившуюся в экономике ситуацию не получится.

Если же мы все-таки примем инерционный сценарий, при котором экономическая политика остается на том же уровне, в той же форме, что и сейчас, то нас ждет очередной год рецессии, падения ВВП. Экономическую картину можно будет назвать небрежневским современным белорусским экономическим застоем.

Снижение доходов населения продолжится, безработица, как регистрируемая, так и нерегистрируемая, увеличится в связи со сложным финансовым положением предприятий. В инфляцию в 9%, о которой говорят власти, я не верю. Она будет выше, и ее уровень повлияет на курс белорусского рубля к доллару.

В этом году он поддерживался за счет сдачи валюты населением. В следующем, к сожалению, средств у белорусов станет меньше, в итоге мы увидим ослабление национальной валюты. Обвальной девальвации не будет, и, скорее всего, белорусский рубль подешевеет на уровень инфляции с небольшими отклонениями.

Ярослав Романчук, экономист:

– Следующий год будет сложнее, чем этот. Рецессия в экономике не закончится. Насколько она упадет в 2017 – на 1% или на 4%, будет зависеть от того, сколько условных черных лебедей прилетит в Беларусь. Парочку, без сомнения, мы получим со стороны России в виде поставок нефти, газа, цен на калийные удобрения и условий торговли на российском рынке. Экспорт упадет, инвестиций ждать неоткуда.

Продолжится падение и на рынке недвижимости.

На госпредприятиях будут активно сокращать работников, и безработица в стране де-факто вырастет до 500 тысяч человек. Если предприятие будет работать хорошо, зарплата оставшихся его работников составит 250–400 долларов при очень хорошем сценарии. Если же предприятие попадет под реструктуризацию, 150–200 долларов покажется счастьем.

Нацбанк, скорее всего, не сможет продолжать жесткую монетарную политику, как в этом году, и инфляция будет больше 10%. Доллар будет стоить три белорусских рубля, а при пессимистичном сценарии даже больше.