Кем проводится экологический аудит. Экологический аудит: понятие, виды, порядок проведения, методы. Экоаудит для бизнеса

  • Тест МЭСИ по муниципальному праву с правильными ответами. Шпаргалка (Шпаргалка)
  • Тест МЭСИ по коммерческому праву с правильными ответами. Шпаргалка (Шпаргалка)
  • Тест ответы (Шпаргалка)
  • Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах (Документ)
  • Тест по административному праву (Шпаргалка)
  • Лекции по экологическому мониторингу (Документ)
  • Кулакова О.С. Шпаргалка по экологическому праву (Документ)
  • Голиченков А.К. Волков Г.А. Практикум по экологическому праву России (Документ)
  • Амирханова Н.А. Вопросы и задачи по экологии (Документ)
  • Амирханова Н.А. (ред.) Вопросы и задачи по экологии (Документ)
  • n1.doc

    1. Установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям – это ###

    +: экологическая экспертиза

    +: экспертиза

    2. Членами экспертной комиссии государственной экологической экспертизы могут быть:

    +: внештатные эксперты

    +: штатные сотрудники федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы

    +: штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации

    -: представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе

    -: разработчик объекта государственной экологической экспертизы

    3. Финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств…

    +: заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе

    -: федерального бюджета

    -: бюджета субъекта РФ

    -: экспертов государственной экологической экспертизы

    4. Финансирование общественной экологической экспертизы не вправе осуществлять за счет…

    +: заказчика документации на проведение государственной экологической экспертизы

    -: собственных средств общественных организаций (объединений)

    -: общественных экологических и других фондов

    -: целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций

    -: средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления

    5. Решение о выдаче лицензии в сфере природопользования должно быть принято в срок не превышающий…

    -: 3 месяца

    -: 6 месяцев

    6. Экологическая сертификация может быть…

    +: обязательной и добровольной

    -: только обязательной

    -: только добровольной

    -: общественной и государственной

    7. Законодательство РФ предусматривает возможность проведения экологической аудита…

    +: только добровольного

    -: только обязательного

    -: добровольного и обязательного

    -: некоммерческого

    8. Основанием возникновения страховых отношений в сфере экологического страхования выступает…

    +: договор страхования

    -: акт государственного органа исполнительной власти

    -: приказ директора предприятия

    -: протест прокурора

    9. Стадия ввода объектов в эксплуатацию, подлежащих экологическому контролю, предусматривает проведение … экологического контроля

    +: предупредительного

    -: текущего

    -: последующего

    -: общественного

    10. Виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека является…

    +: экологическим правонарушением

    -: экологическим правоотношением

    -: экологической ответственностью

    -: мерами пресекающего характера

    11. Административная ответственность за совершение экологических правонарушений может устанавливаться…

    +: как на федеральном, так и на региональном уровне

    -: только на уровне субъектов РФ

    -: исключительно на федеральном уровне

    -: на уровне субъектов РФ в соответствии с природоохранным законодательством

    12. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение ### лет.

    +: двадцати

    +: двадцать

    13. Нормативный правовой акт, не являющийся источником отрасли экологического права, - это…

    +: Воздушный кодекс РФ

    -: Водный кодекс РФ

    -: Лесной кодекс РФ

    -: Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

    -: Градостроительный кодекс

    14. Зоны экологического бедствия – это участки территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности...

    +: произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды

    -: наблюдается повышенная антропогенная нагрузка на окружающую среду

    -: выявлен хронически повышенный уровень загрязнения

    -: происходит сильное загрязнение окружающей среды, многократно превышающим экологические нормативы

    -: нарастают процессы разрушения экологических систем, истощаются природные ресурсы, увеличивается заболеваемость и смертность населения

    15. Территории, призванные создать барьер между застройкой и предприятиями и иными объектами, являющимися источниками вредных воздействий на состояние окружающей среды, называются…

    +: санитарно-защитными зонами

    -: зонами отчуждения

    -: особо охраняемыми природными территориями

    -: санитарными зонами

    -: санитарно-гигиеническими зонами

    16. Предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ являются:

    +: природопользование

    +: охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

    +: особо охраняемые природные территории

    -: регулирование и защита прав человека и гражданина

    -: обеспечение государственной безопасности

    17. Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов – это…

    +: окружающая среда

    -: природная среда

    -: природный объект

    -: природа

    18. Эколого-правовые отношения – это…

    +: урегулированные нормами экологического права общественные отношения, складывающиеся в области взаимодействия общества и природы

    -: общественные отношения в сфере власти-подчинения

    -: общественные отношения в области природоохранной деятельности предприятия

    -: общественные отношения в области управления сельским хозяйством

    19. Государственной собственностью на природные ресурсы управляет:

    +: Администрация области

    +: Правительство РФ

    -: Совет Федерации Федерального Собрания

    -: Федеральное министерство

    20. Обязанность работника возместить имущественный ущерб называется…ответственностью

    +: материальной

    -: гражданско-правовой

    -: эколого-правовой

    -: административной

    21. Условная единица оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также необходимости наказания виновного называется…

    -: штрафом

    -: неустойкой

    -: размером упущенной выгоды

    22. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются …

    +: государственной собственностью

    -: федеральной собственностью

    -: совместной собственностью государства и лиц, добывающих полезные ископаемые

    -: государственной и муниципальной собственностью

    23. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на… водные объекты

    +: поверхностные и подземные

    -: чистые и сточные

    -: замкнутые и открытые

    -: ледники и жидкие

    24. Водные объекты по общим правилам находятся в собственности…

    +: Российской Федерации (федеральной собственности)

    -: совместной собственности РФ и ее субъектов

    -: в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

    -: любых субъектов водных правоотношений

    25. Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем ### лет.

    +: Двадцать

    26. Систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах – это…

    +: государственный водный реестр

    -: водный кадастр

    -: государственный водный регистр

    Водный мониторинг

    27. Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование, водопользование подразделяется на … водопользование

    +: совместное

    +: обособленное

    -: частное

    -: приватизированное

    -: общественное

    28. Территория, примыкающая к акваториям поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности, называется…

    +: санитарно-защитной зоной

    -: округом санитарной охраны

    -: водоохранной зоной

    -: зоной экологического благополучия

    29. Систематическое определение в установленном порядке количества и качества водных ресурсов называется …

    +: государственным учетом поверхностных и подземных вод

    -: мониторингом водных объектов

    -: нормированием в области использования и охраны водных объектов

    -: экологическим контролем

    30. Совокупность диких растений (наземных и водных), произрастающих в состоянии естественной свободы на территории государства, а также в пределах его континентального шельфа называется…

    +: растительным миром

    -: лесной растительностью

    -: памятниками природы

    -: деревьями и кустарниками

    31. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на … леса:

    +: защитные

    +: эксплуатационные

    +: резервные

    -: первой группы

    -: второй группы

    32. Недра предоставляются для добычи подземных вод …

    +: на срок до 25 лет

    -: на неопределенный срок

    -: на пять лет

    -: до пятидесяти лет

    -: на один год

    33. Объект животного мира – это:

    +: организм животного происхождения

    +: дикое животное

    +: популяция диких животных

    -: дикие и домашние животные

    -: все живые организмы, обитающие на Земле

    34. Виды лицензий, связанных с использованием и охраной объектов животного мира:

    +: долгосрочная

    +: именная разовая

    +: распорядительная

    -: краткосрочная

    -: бессрочная

    35. Животный мир в пределах территории Российской Федерации является … собственностью

    +: государственной

    -: исключительно федеральной

    -: государственной, муниципальной и частной

    -: государственной и муниципальной

    -: как федеральной, так и муниципальной

    36. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в:

    +: Красную книгу Российской Федерации

    +: Красные книги субъектов Российской Федерации

    -: Государственный реестр диких животных

    -: Государственный кадастр животного мира

    -: Государственный регистр исчезающих животных

    37. Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти юридическим лицам в … пользование на основании лицензии

    +: долгосрочное

    -: бессрочное

    -: краткосрочное

    -: разовое

    38. Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти гражданам в … пользование на основании лицензии

    +: краткосрочное

    -: бессрочное

    -: долгосрочное

    -: разовое

    39. Национальные парки…

    +: находятся исключительно в федеральной собственности

    -: находятся только в собственности субъектов РФ

    -: могут находиться как в собственности субъектов РФ, так и в федеральной

    -: могут принадлежать субъектам РФ и муниципальным образованиям

    -: могут находиться в государственной и муниципальной собственности

    40. Природные парки создаются в форме…

    +: государственных учреждений

    -: товариществ

    -: государственных унитарных предприятий

    -: государственных корпораций

    41. Наиболее строгий правовой режим охраны установлен законодательством для…

    +: заповедников

    -: ботанических садов

    -: заказников

    -: национальных парков

    42. Функциональная зона национального парка, в которой запрещается любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории, называется…

    +: заповедной зоной

    -: особо охраняемой зоной

    -: зоной хозяйственного назначения

    -: рекреационной зоной

    -: зоной познавательного туризма

    43. Участки территории РФ, где происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, признаются зонами…

    +: экологического бедствия

    -: чрезвычайной экологической ситуации

    -: экологической опасности

    44. Решение об учреждении государственного природного заповедника принимается…

    +: Правительством РФ

    -: Президентом РФ

    -: Федеральным Собранием РФ

    -: Специально уполномоченным органом исполнительной власти

    -: Законом субъекта РФ

    45. Соответствие между названиями программ и организаций ООН в области международного экологического сотрудничества

    L1: Программа ООН по окружающей среде

    L2: Программа развития ООН

    L3: Организация ООН по промышленному развитию

    L4: Международное агентство по атомной энергии

    R4: МАГАТЭ

    R5: ЮНЕСКО

    46. Правила, установленные международным договором РФ в области охраны окружающей среды, противоречат правилам Федерального закона «Об охране окружающей среды» - в этом случае применяются правила и нормы…

    +: международного договора

    -: Федерального закона

    -: Конституции РФ

    -: в зависимости от территории, на которой они применяются

    47. Естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела – это …

    +: континентальный шельф

    +: Организация Объединенных Наций

    -: Международный валютный фонд

    -: Всемирная организация охраны дикой природы и фауны

    -: Гринпис

    -: Организация всемирного культурного наследия

    49. Региональными договорами в области международной охраны окружающей среды являются:

    +: Африканская конвенция по охране природы и природных ресурсов (1968 г.)

    +: Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.)

    +: Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью (1969 г.)

    -: Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 г.)

    -: Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.)

    Общая характеристика экологического аудита

    Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в правовой оборот было введено понятие «экологический аудит».

    Под экологическим аудитом понимается самостоятельная, комплексная, объективная, документированная оценка соблюдения субъектом аудиторской деятельности правил, в том числе нормативных актов, в области охраны окружающей среды и природопользования, а также требований международных положений и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности.

    Экологическая аудиторская деятельность - это вид деятельности, который представляет собой услугу, оказываемую организации, содержащую в себе комплекс специальных мероприятий, которые обеспечивают проведение экологического аудита.

    Как и любая услуга, экологическая аудиторская деятельность осуществляется на основании договора между субъектами аудита, в котором содержатся обязательства сторон, способствующие достижению определенных целей.

    Отличительными особенностями экологического аудита является его независимость, объективность, системность, компетентность, лицензионная обеспеченность и соответствие целям и задачам, которые определяются сторонами при заключении соглашения о проведении экологического аудита.

    Помимо национального законодательства, основные характеристики экологического аудита содержатся в международных стандартах ISO серии 14000, которые включают в себя общие принципы и руководящие указания по экологическому аудиту, а также регламентированную процедуру проведения экологического аудита.

    Виды и принципы экологического аудита

    Законодательство РФ предусматривает два вида экологического аудита: инициативный и обязательный.

    Инициативный экологический аудит осуществляется в интересах организаций и индивидуальных предпринимателей для получения научно-обоснованных рекомендаций касаемо оптимальной организации деятельности по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

    Особенности добровольного аудита заключаются в представлении аудитором рекомендаций и предложений по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, предложения по развитию системы экологического контроля и управления.

    Обязательный экологический аудит является государственным. Проводится такой аудит специально уполномоченными на то государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды.

    Данный вид аудита может также проводиться в рамках определенных предписаний, установленных государственными органами в предусмотренном законом порядке, например, в процессе получения лицензии определенного вида или в процессе сертификации качества продукции.

    Нужно отметить, что обязательный экологический аудит может быть осуществлен по решению органов государственной власти для отдельных видов деятельности, которые оказывают существенное воздействия на природную среду и здоровье населения.

    По характеру деятельности экологический аудит подразделяется на:

    1. Внутренний - проводится собственной аудиторской службой внутри предприятия.
    2. Внешний - проводится аудиторской фирмой, которая не имеет отношения к проверяемой организации.

    При осуществлении экологического аудита должен быть соблюден ряд принципов, которые являются общеобязательными и не могут быть нарушены его субъектами. К таким принципам относятся:

    • объективность и независимость аудиторов от проверяемого предприятия и руководства;
    • компетентность аудитора;
    • достоверность и полнота информации, представляемой субъектами аудиторской деятельности;
    • обязательность проведения экологического аудита (в случаях, установленных законодательством);
    • обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологического аудита;
    • научная обоснованность, объективность и законность заключений;
    • учет общественного мнения, участие общественных организаций, открытость;
    • ответственность субъектов экологического аудита, а также третьих лиц за нарушение процедуры проведения аудита.

    Объекты, цель и функции экологического аудита

    Экологический аудит осуществляется в целях проведения независимой оценки соответствия документов, а также проектов документов требованиям национальных и международных стандартов в области охраны окружающей среды и природопользования.

    Таким образом, основная цель экологического аудита - помощь субъектам хозяйственной деятельности в установлении надлежащей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, которые направлены на выполнение предусмотренных законодательством экологических требований, а также реализация механизма правомерного регулирования природопользования и обеспечения надлежащего уровня жизни населения.

    Для осуществления данных целей экологический аудит выполняет ряд функций, таких, как:

    • оценка экологической безопасности на предприятии (материалов, веществ, технологий, оборудования, промышленных производств и промышленных объектов);
    • оценка соответствия деятельности организации требованиям законодательства об охране окружающей среды и природопользовании;
    • экологическое консультирование;
    • оценка экологического риска;
    • оценка уже причиненного экологического ущерба;
    • составление ряда рекомендаций по природоохранной деятельности;
    • иные независимые действия аудиторов в области природопользования и охраны окружающей среды.

    Объект экологического аудита - это предприятия, их подразделения, организации и учреждения, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. В качестве объекта могут выступать проектная документация, планы развития отрасли, хозяйственные и административные решения, воплощение которых сопряжено с экологическим риском, связанным с загрязнением окружающей среды и нанесением вреда здоровью населения.

    Также объектами аудита являются состояние окружающей среды на предприятии и в зоне его воздействия, системы экологического менеджмента на предприятии, системы экологического мониторинга, места хранения отходов на производстве и т.п.

    Объекты экоаудита определяются в зависимости от целей и задач проверки, которые устанавливает заказчик.

    Процедура экологического аудита

    Экологическая аудиторская деятельность проводится поэтапно.

    На первом этапе происходит планирование экологического аудита, которое подразумевает формулировку его цели, конкретизацию области исследования, объема, методологического обеспечения, критериев и порядка проведения, для выполнения экологического аудита с минимальными затратами, высоким качеством и в надлежащие сроки.

    На втором этапе в обязанности аудитора входит составление и документальное оформление программы аудита, которая предусматривает в себе наличие конкретизированного плана проведения аудита.

    В процессе разработки программы аудитор обязан учитывать:

    • требования, предусмотренные законодательством в области деятельности организации (если такие имеются);
    • временные рамки, установленные для осуществления деятельности;
    • необходимость взаимодействия с членами организации;
    • разумность привлечения технических экспертов;
    • другие особенности условий деятельности организации.

    Заключительный этап деятельности аудитора представляет собой непосредственный анализ проверяемой организации путем проведения аудита «на месте». На этом этапе деятельность аудитора заключается в анализе документации организации, проводимых ей работ; разработке предложений по улучшению деятельности организации; формировании выводов аудитора.

    Результатом экологического аудита служит аудиторское заключение - акт, который содержит в себе результаты проверки деятельности организации или индивидуального предпринимателя, а также иную информацию в соответствии с условиями соглашения, заключенного между субъектами аудиторской деятельности.

    Экологический аудит считается завершенным после предоставления аудиторского заключения хозяйствующему субъекту.

    Вопрос-ответ

    Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

    Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

    Спросить юриста

    Аккумуляторы свинцовые с неслитным электролитом(АКБ)

    Организация покупает аккумуляторы от населения в множестве точек, как реализовать аккумуляторы чтобы не платить НДС То есть реализовать как лом цвет мет? В организации есть лицензия на лом цвет мет в центральном складе куда привозят АКБ со всем точек, и есть лицензия на отходы1-4 во всех точках.

    Сергей 18.06.2019 11:57

    Добрый день! С 2018 года операции по продаже лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также сырых шкур животных подлежат обложению НДС (п. 8 ст. 161 НК РФ ). То есть реализация лома черных и цветных металлов больше не числится в списке операций, освобожденных от обложения НДС, как это было ранее (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ в ред., действ. до 01.01.2018).

    Малов Дмитрий Владимирович 18.06.2019 13:52

    Задать дополнительный вопрос

    Сергей 18.06.2019 14:13

    Разве НДС не платит налоговый агент то есть получаталь сырья в данном случае АКБ?

    Если покупателем будет выступать организация (ИП), то именно на ней как на налоговом агенте будет лежать обязанность по исчислению и уплате суммы налога в бюджет (п. 3.1 ст. 166 НК РФ).

    19.06.2019 15:49

    Задать дополнительный вопрос

    Здравствуйте. Стоит отметить, что далеко не при каждой реализации лома или иных вышеперечисленных «товаров» продавец должен будет уплачивать НДС. Поскольку если покупателем будет выступать организация (ИП), то именно на ней как на налоговом агенте будет лежать обязанность по исчислению и уплате суммы налога в бюджет (п. 3.1 ст. 166 НК РФ).

    Дубровина Светлана Борисовна 19.06.2019 00:00

    Задать дополнительный вопрос

    экологический аудит

    Несколько лет назад в ОАО БЦБК обратилась японская фирма, провести экологический аудит, без каких либо разъяснениях о целях аудита. В каких случаях организация может отказаться от экологического аудита???

    кира 21.05.2019 15:35

    Добрый день.

    Данные взаимоотношения регулирует Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране окружающей среды" .

    Чтобы определить правовые основания подобного обращения, необходимо ознакомиться с дополнительными документами.

    Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Сервис бесплатных юридических консультаций подготовит для Вас подробный ответ. Скидка по промокоду «Сервиса бесплатных юридических консультаций».

    Сайботалов Вадим Владимирович 20.06.2019 15:25

    Задать дополнительный вопрос

    Экологический аудит

    Заключение добровольного экологического аудита является: 1.технической информацией; 2.юридически обязательным; 3.общедоступным; 4.коммерческой тайной

    Владимир 11.10.2018 11:29

    Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

    Малов Дмитрий Владимирович 11.10.2018 16:00

    Задать дополнительный вопрос

    Комил 10.12.2018 22:11

    Кто и с какой целью осуществляет экологический аудит предприятия?

    Здравствуйте! Экологический аудит осуществляется в целях проведения независимой оценки соответствия документов, а также проектов документов требованиям национальных и международных стандартов в области охраны окружающей среды и природопользования. Таким образом, основная цель экологического аудита - помощь субъектам хозяйственной деятельности в установлении надлежащей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, которые направлены на выполнение предусмотренных законодательством экологических требований, а также реализация механизма правомерного регулирования природопользования и обеспечения надлежащего уровня жизни населения. Законодательство РФ предусматривает два вида экологического аудита: инициативный и обязательный. Инициативный экологический аудит осуществляется в интересах организаций и индивидуальных предпринимателей для получения научно-обоснованных рекомендаций касаемо оптимальной организации деятельности по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Особенности добровольного аудита заключаются в представлении аудитором рекомендаций и предложений по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, предложения по развитию системы экологического контроля и управления. Обязательный экологический аудит является государственным. Проводится такой аудит специально уполномоченными на то государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды. Данный вид аудита может также проводиться в рамках определенных предписаний, установленных государственными органами в предусмотренном законом порядке, например, в процессе получения лицензии определенного вида или в процессе сертификации качества продукции. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - «Сервиса бесплатных юридических консультаций». Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      презентация , добавлен 17.04.2015

      Экологический аудит банков. Эффекты и выгоды экологического менеджмента и экологического аудита. Применение экологического аудита в России. Методы проведения экологических аудиторских программ. Основы правового регулирования экологического аудита в РФ.

      курсовая работа , добавлен 08.08.2010

      Возникновение, развитие и место экологического аудита в системе управления природопользованием и охраны окружающей среды, его характеристика, принципы, особенности, организация и проведение. Регулирование деятельности в области экологического аудита.

      контрольная работа , добавлен 01.04.2009

      Система экологического аудита. Эффекты и выгоды экологического менеджмента и экологического аудита. Круг рассматриваемых проблем. Аудит в системе экологической сертификации, при подготовке соглашений о разделе продукции, при экологическом страховании.

      презентация , добавлен 13.05.2016

      Экологический аудит как инструмент для систематической проверки внутрифирменного экологического потенциала и потенциального экологического риска, его функции и методы реализации, цели и разновидности. Результаты экологического аудита и их применение.

      реферат , добавлен 09.11.2010

      Методология экологического аудита землепользования. Метод биодиагностики техногенного загрязнения почв. Оценка состояния почвенной среды Мещерского микрорайона в рамках экологического аудита. Разработка комплекса мероприятий по улучшению качества почв.

      курсовая работа , добавлен 28.04.2016

      Цель и задачи экологического аудита опасных материалов и химикатов. Критерии его проведения на территории РФ. Оценка возможности замены, уничтожения или сбыта химикатов, представляющих экологическую опасность. Способы и требования к их хранению.

      курсовая работа , добавлен 23.05.2014

      Характеристика показателей экологического аудита и механизмов принятия эффективного управленческого решения. Анализ приоритетных отраслей развития территориально-хозяйственных систем на основе пакета программ "Statistica" и экспертной системы "Region".

      контрольная работа , добавлен 29.01.2010

    В случае заинтересованности со стороны хозяйствующего субъекта экологический аудит может стать высокоэффективным средством для повышения качества работы компании с точки зрения охраны природы. Проведение данной процедуры иллюстрирует современный подход предприятия к своей деятельности и является доказательством его ответственности за последствия этой самой деятельности. Сегодня мы детально рассмотрим экологический аудит: понятие, виды, методы и прочие аспекты этой процедуры. Начнем с определения.

    Экологический аудит: что это?

    Данный термин в полной мере раскрыт в законе «Об охране окружающей среды». Он означает комплексное исследование выполнения юридическим лицом всемирных нормативов по защите экологии и сопровождается специфической документацией, а также рекомендательными разработками для устранения выявленных недоработок.

    Для субъектов хозяйственной деятельности экологическая экспертиза (аудит) окружающей среды проводится специальными государственными или частными организациями, которые называют эколог-аудиторами. Данная процедура начинается с анализа соответствия производственных и технологических процессов природоохранным законам и нормам природоохранных организаций. Затем осуществляется консультирование предприятий, а также формирование рекомендаций для устранения выявленных слабых сторон по защите экологии. Также при проведении экологического аудита происходит оценка воздействия работы предприятия на экологию и составление прогнозов относительно возможного ущерба для природы.

    Предыстория

    Изначально система экологического аудита была внедрена в Америке и использовалась как мера контроля промышленно-производственных корпораций. Осознавая важность мероприятий по охране природы, специальные фирмы проводили внутренний аудит и оценивали уровень вреда того или иного вида производственной деятельности для природы. Кроме того, органы экологического аудита и менеджмента предоставляли акционерам и руководителям компаний объективную информацию о рисках аварий и мероприятиях, позволяющих нивелировать эти риски.

    Основы экоаудита заложила Международная торговая палата (МТП) в 1989 году. Она разработала международный документ, позиционирующий экологический аудит как важнейший элемент самоконтроля хозяйственных субъектов. Так данная процедура стала неотъемлемой частью комплекса природоохранных мероприятий предприятия. Документ МТП определял аудит систем экологического управления как добровольное мероприятие. Этот подход пришелся по душе промышленникам и производственникам, так как они получили эффективный инструмент для контроля экологической обстановки и соблюдения природоохранных нормативов.

    КЕС - Комиссия европейских обществ - в 1990 году предложила свой проектный сборник правил обязательного характера, который был раскритикован МТП, межнациональными организациями и некоторыми странами Евросоюза. Основная часть критики коснулась вопроса потенциальной угрозы вмешательства в производственный процесс и того факта, что заключение экоаудита можно открывать для общественности. КЕС учла критику и в 1991 году выступила с обновленными предложениями, которые и легли в основу окончательной версии документа. Правила указывали, что экологический аудит предприятия должен формировать его системный подход к охране природы.

    В 1993 году вышла директива Евросоюза, а также были окончательно утверждены стандарты и правила экоаудита. Компании, реализующие все требования в своей хозяйственной деятельности, получали право на маркировку своей продукции специальной эмблемой. Параллельно с внедрением этих правил в Великобритании внедрили стандарт экологического менеджмента BS 7750. Кроме того, были разработаны и внедрены нормативы управления компаниями с точки зрения экологической благоприятности ISO 14000.

    Эффективность и необходимость экологического менеджмента очевидна, ведь он открывает возможность:

    • рационального распределения материальных издержек компаний на основании определенных природных факторов;
    • предотвращения рисков финансовых потерь, обусловленных нерациональным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды;
    • установки доверительных отношений с природоохранными органами и местным населением;
    • пользования льготами и субсидиями для фирм, заботящихся об охране природы;
    • выхода на международные стандарты экологического менеджмента.

    Правила и порядок оформления документации по экологическому аудиту, внедрение новаторских программ и использование полученных данных помогают коренным образом изменить экологическое положение страны. Больше всего это касается тех предприятий и субъектов, которые угрожают природной среде загрязнением. Комплексный экологический аудит окружающей среды - это независимая документальная оценка хозяйствования и выполнения всех экологических нормативов, которая в случае необходимости предполагает также дачу рекомендаций по корректировке природоохранной политики.

    Экоаудит для бизнеса

    Для владельцев предприятий организация экологического аудита способствует:

    • формированию экологической стратегии и политики благоприятного для природы руководства;
    • выгодному использованию льгот по налогообложению с применением инновационных экономичных технологий;
    • минимизации негативных последствий, которые может повлечь остановка производства;
    • снижению риска чрезвычайных ситуаций по загрязнению природной среды;
    • налаживанию отношений с местными властями и органами надзора;
    • повышению спроса на производимые товары на внутреннем и внешнем рынке;
    • аргументированному привлечению инвесторов.

    Виды

    Данная процедура классифицируется в зависимости от того, контроль над чем она осуществляет. Аудит может контролировать:

    • Соблюдение стандартов. Производится с помощью сравнения экологического состояния с положениями международных и государственных стандартов. Целью метода является выработка мероприятий по приведению экологической ситуации к стандартам, а также повышение эффективности работы компании.
    • Ответственность. Этот тип аудита подразумевает исследования на предмет ответственности предприятия за нанесенный им экологический вред.
    • Экологическое страхование. Осуществляется во время подготовки страхового договора. Он основывается на разработке мер по уменьшению экологических рисков. Кроме того, этот вида аудита используется при страховых случаях для определения степени ущерба.
    • Экологическую сертификацию. Используется для выявления соответствия сертифицируемой фирмы установленным стандартам.
    • Территорию. Необходим для оценки реального состояния природы на территории предприятия.
    • Соглашения о разделе проекции. Используется для тщательного изучения экологической ситуации на предприятии как объекте предполагаемого инвестирования. В таком случае аудиторская проверка может включать в себя анализ грунтов, животного и растительного мира. Кроме того, эксперты анализируют уровень вреда, причиняемого данной фирмой для окружающей среды, стоимость нарушенных природных объектов и затраты на приведение их в нормальное состояние.

    Есть другие виды экологического аудита, которые применимы ко всем предприятиям, воздействующим на окружающую среду и причиняющим ей вред. Кроме производства, он касается строительных работ, ликвидации и консервации хозяйственных построек и проектов по освоению новых территорий.

    Кроме того, мероприятия по экологическому аудиту подразделяются на две категории: обязательные и инициированные.

    Обязательный аудит необходим при:

    • выполнении обязательств, которые прямым или косвенным образом связаны с экологией или природоохранной деятельностью, на межгосударственном уровне;
    • инициативе государственных органов с целью определения уровня экосанации определенной фирмы или производства;
    • анализе экологических факторов региональных или национальных предприятий, подготавливающихся к процессам приватизации;
    • оформлении банкротства предприятия;
    • получении страхового экологического полиса;
    • проектировании и внедрении инвестиционных проектов на основании условий, указанных в договоре.

    Инициатором обязательного экоаудита выступает национальный орган экологической экспертизы. Кроме того, к этой процедуре прибегают при необходимости оценки уровня экологического состояния. Что касается инициативного аудита, то он проводится при соответствующем решении руководства предприятия или других сотрудников, обладающих на то полномочиями. Инициативный экологический аудит может проводиться как в принудительном, так и в добровольном порядке. Исходя из этого, его подразделяют на внешний и внутренний. В первом случае процедура обязательна, а во втором все зависит от решения руководства.

    Объекты экоаудита

    Основные объекты экологического аудита:

    • материалы и сырье;
    • технологические процессы;
    • готовая продукция;
    • выбросы в атмосферу;
    • отходы;
    • сточные воды;
    • средства коллективной и индивидуальной защиты;
    • положение о политике предприятия по охране труда и природы;
    • экологический паспорт;
    • техника безопасности и прочее.

    Стандарты

    На основе международного стандарта ISO 14012, каждое государство принимает свои стандарты на экологический менеджмент и аудит. Международный стандарт и мировой опыт служат основами для создания и внедрения нормативных правил каждого отдельно взятого государства, а также определения сферы деятельности управления экологическим аудитом. Проверки проводятся на основании требований ISO, внедренных в детальность фирмы. Ответственность за соблюдение этих требований несет предприятие, а его соответствие устанавливается аудиторской проверкой. Стандарты категории 1400 действуют во всем мире и относятся к системе экологического менеджмента.

    • Система экологического управления ISO 1401.
    • Основные принципы руководства с точки зрения экоменеджмента (ISO 14004).
    • Нормативы по обеспечению функционирования экоменеджмента (ISO 14015).
    • Оценка экологического состояния на территориях и производствах (ISO 14020).
    • Главные стандарты по управлению экологией (ISO 14031).
    • Эффективность экологического менеджмента (ISO 14040).
    • Определение жизненного цикла: структура и принципы (ISO 14050).
    • Словарь менеджмента окружающей среды (ISO 14062).
    • Внедрение природоохранных факторов в разработку новой продукции (ISO 14063).
    • Обмен информацией о состоянии окружающей среды. Количественное определение выбросов парниковых газов в окружающую среду и их снижение (ISO 14064).

    Еще двадцать лет назад в странах постсоветского пространства экологический аудит предприятия можно было провести лишь с помощью зарубежных фирм. В настоящее время система экоаудита в наших широтах находится на первых стадиях своего развития. Тому способствуют потребности предприятий, желающих выйти на международный рынок. Получив сертификат соответствия требованиям ISO 14000, можно рассчитывать на конкурентоспособность выпускаемого продукта на зарубежных рынках.

    Процедура

    Проведение экологического аудита решает задачу по оценке соответствия предприятия нормативам, установленным для подобных объектов. Данная процедура отличается простотой, доступностью и понятностью для неизощренных людей. Организация экологического аудита состоит из нескольких этапов. Первый - подготовительный. Он состоит из:

    • идентификации процессов производственной и хозяйственной деятельности;
    • определения целей и задач хозяйственной политики предприятия;
    • установки уровня компетенции анализа, его этапов и масштаба;
    • определения процедурного порядка экологического аудита.

    Затем следуют такие этапы аудита:

    • проверка первичных документов, регистрационных книг и прочей документации, отражающей текущие успехи компании в природоохранных мероприятиях;
    • получение объективных данных от разных источников (часто включает опрос сотрудников);
    • визуальный осмотр объекта и анализ его состояния;
    • исследование природной среды с помощью специальных устройств;
    • формирование рекомендательных предложений, направленных на повышение эффективности природоохранных процессов и добросовестное расходование экологических ресурсов.

    Заключение аудита

    По окончании анализа руководители проверяемого предприятия получают итоги аудита в виде заключения. Этот акт является официальным, он заверяется подписью аудитора, представляющего центр экологического аудита, и печатью исследуемой компании. В документе можно найти экспертные выводы о соответствии документации и принципов работы предприятия законодательным экологическим нормам.

    Заключение экологического аудита оформляется по стандартной форме и включает:

    • Вывод по результатам проверки относительно того, насколько природоохранная политика фирмы соответствует действующим требованиям, законам и нормативам.
    • Анализ состояния хозяйственных и финансовых отчетных документов, целесообразности использования финансовых фондов, выделяемых на охрану природы, и точности экологических выплат.
    • Оценку влияния деятельности исследуемого предприятия на состояние окружающей среды, экологию региона и здоровье сотрудников. Анализ данных о наличии и масштабе выбросов вредных веществ, ограничение которых обуславливается международными соглашениями.
    • Результаты анализа роста объемов производства с учетом изменения количества загрязняющих веществ в естественную среду. А также результаты анализа потребления энергетических и природных ресурсов.
    • Результаты сравнения исследуемого предприятия с аналогичными предприятиями государства по всем важнейшим показателям экологической деятельности.
    • Оценку угроз, возникновение которых может быть вызвано аварийными ситуациями, правильности составления планов по ликвидации аварийных очагов и неактивных последствий аварии, наличия материальных ресурсов, необходимых для ликвидации аварийных ситуаций.
    • Заключение касательно компетенции и квалификации сотрудников фирмы, отвечающих за природоохранные мероприятия, а также наличия у них технических средств, необходимых для самостоятельного качественного контроля состояния предприятия с точки зрения экологической благоприятности.
    • Вывод о степени информированности руководителей компании и степени загрязнения природы в процессе хозяйственной и производственной деятельности. Заключение о наличии и эффективности мотивационных программ, нацеленных на защиту природы, а также снижение материалоемкости и энергозатратности производства.

    Обширность аспектов хозяйственной деятельности, которые учитываются в заключении, еще раз подчеркивает серьезность такой процедуры, как экологический аудит. Пример состава заключения, приведенный выше, унифицирован, но может меняться в зависимости от специфики предприятия.

    Регулирование деятельности

    Деятельность в данной области подлежит государственному регулированию. В качестве специального уполномоченного госоргана для регулирования экоаудита выступает Министерство природы. Его основными функциями являются:

    • Издание нормативно-правовых актов, согласно которым осуществляется регулирование экологического аудита.
    • Организация аттестации, обучения и повышения уровня аудиторов, а также лицензирование аудиторской деятельности.
    • Организация системы контроля над соблюдением лицензионных требований индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями.
    • Разработка порядка представления отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов уполномоченному государственному лицу.
    • Введение государственных реестров экологических аудиторов, а также аудиторских организаций и учебных центров.

    При Министерстве природы должен функционировать совет по экоаудиту, участвующий в подготовке и предпросмотре главных документов и проектов решений уполномоченных органов, а также разрабатывающий правила деятельности аудиторов. Таким образом, введение аудита в практику природоохранной деятельности способствует решению целого комплекса проблем, связанных с охраной природы хозяйствующими субъектами. Расширение сферы использования экологического аудита стимулирует природоохранную деятельность, способствует созданию методической базы по оценке степени экологической опасности, величины ущерба и так далее. Без правильной организации деятельности в области экологического аудита затрудняется экологическая сертификация и создание экономико-правовой системы экологического страхования. Внедряя методы экологического аудита в практику деятельности предприятий, можно обеспечить более эффективное функционирование системы управления окружающей средой.

    Вывод

    Сегодня мы познакомились с таким понятием, как экологический аудит. Рассмотрев определение, виды, проведение, регулирование и задачи экологического аудита, можно сделать вывод, что данная процедура играет важную роль в природоохранной политике государства, особенно в условиях постоянно ухудшающегося экологического состояния.

    Компания АльфаЭкоПроект оказывает все виды услуг по Экологическому аудиту.

    Экологический аудит в Российской Федерации регулируется следующими нормативно-правовыми актами: проверить действие все НПА

    • Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов»
    • Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды от 16.07.98 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации»
    • Приказ Минприроды России от 11.10.1995 г. № 412 «Об экологическом аудировании»
    • Приказ Минприроды России от 29.12.1995 г. № 540 «Об организации экологического аудита»
    • Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды от 30.03.1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России»

    Согласно ГОСТу Р ИСО 14050-99, экологический аудит - это систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определенных видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информация об этих объектах, а также сообщения клиенту результатов, полученных в результате этого процесса.

    Задача экологического аудита - поиск оптимальных путей сочетания экономического и экологического регулирования хозяйственной деятельности. Цель - способствование своевременному предотвращению социального и экономического ущерба, возникающих вследствие экологических инцидентов. Результат экологического аудита - предоставление достоверной и объективной информации, основанной на тщательном анализе многочисленных факторов, определяющих меру соотношения между экономической эффективностью и качеством окружающей среды.

    Таким образом, экологический аудит направлен на экономическую выгоду и избежание неблагоприятных последствий для организации, которая приняла решение о проведении экологического аудита.

    Экологический аудит может быть внутренним (если его инициатором является само предприятие) и внешним (проводящимся по желанию другого лица). Также он может быть инициативным (добровольным) или обязательным (проводящимся в случаях, предусмотренных законом).

    По целям проводимого экологического аудита он может быть:

    1) аудитом управленческой деятельности предприятия (т.е. системный аудит);

    2) контрольным аудитом (проверяется соблюдение нормативов и предписаний);

    3) аудитом переработки отходов, энергосбережения, выбросов, качества продукции, влияния производственных процессов на здоровье человека, аудитом жизненного цикла продукции, недвижимости и т.п.).

    Экологический аудит может осуществляться:

    1) специализированными организациями;

    2) самой аудируемой организацией.

    Внешний экологический аудит осуществляется только независимыми лицами (экологическими аудиторами) и аудиторскими организациями на основании договора с аудируемой организацией или третьим лицом (инициатором экологического аудита).

    Для аудиторской организации законодательно установлены некоторые требования.

    1) в штате организации должно состоять не менее 3 экологических аудиторов. При этом не менее 50 процентов штата организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов;

    2) организация должна быть включена в Реестр экоаудиторских организаций и должна получить свидетельство о включении в Реестр. Свидетельство выдается на 5 лет.;

    3) организация обязана установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых проверок (в соответствии с ГОСТом Р ИСО 14000).

    К экологам-аудиторам также устанавливаются дополнительные требования:

    1) они должны быть специалистами, сфера деятельности которых имеет прямое отношение к области охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования, в том числе работниками академических и других ведущих научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных организаций, высших учебных заведений.

    2) они должны владеть методологией экоаудита и уметь применять ее на практике, иметь разносторонние познания в области окружающей среды и природопользования, включая вопросы нормативного (правового) экологического регулирования.

    3) они должны иметь достаточный уровень подготовки, практического опыта и квалификации по направлению своей экоаудиторской специализации (области деятельности), уметь обнаруживать несоответствия установленным нормам, быть информированным о последних исследованиях, касающихся этих несоответствий. Профессионализм также требует, чтобы экоаудитор был способен получить любую информацию об экологических проблемах аудируемого объекта, быстро реагировал на неожиданные события и осваивался в незнакомых условиях.

    4) они должны получить свидетельства о прохождении обучения, быть аттестованными в установленном порядке.

    5) они должны обладать личными качествами, указанными в ГОСТе Р ИСО 19011-2003.

    6) каждые 3 года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, обязаны проходить обучение по программам повышения квалификации, утвержденным уполномоченным федеральным органом в области охраны окружающей среды.

    Экологический аудит включает:

    1) осмотр экологами-аудиторами или аудиторскими организации в области охраны окружающей среды объектов хозяйственной и иной деятельности и проверку достоверности предоставленной документации и отчетности в области охраны окружающей среды , использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

    2. оценку соответствия технологического процесса экологическим требованиям;

    3. оценку производственного контроля в области охраны окружающей среды требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

    4. выявление возможностей для повышения эффективности управления, осуществляемого субъектами хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

    5. определение издержек и выгод при реализации рекомендаций аудиторов по совершенствованию управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

    Порядок проведения экологического аудита.

    I этап. Подготовительный этап.

    1.1. Инвестиционное обоснование проведения экоаудита, определение источника финансирования.

    1.2. Определение цели и задач экологического аудита выбор критериев экоаудита.

    1.3. Заключение договора на оказание услуг в области экологического аудита.

    II этап. Выездная проверка по месту нахождения субъекта аудита

    2.1. Выезд рабочей группы непосредственно на предприятие, встреча с руководством субъекта аудита и специалистами структурных подразделений.

    2.2. Осуществление аудиторских мероприятий в соответствии с согласованным планом-графиком выполнения работ на территории предприятия.

    III этап. Оформление результатов аудиторской проверки

    3.1. Формирование проекта аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения по результатам проведения аудита.

    3.2. Оформление аудитором рабочих документов, архивирование.

    IV этап. Контроль качества материалов аудиторской проверки.

    4.1. Осуществление аудиторской компанией внутрифирменного контроля качества аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения.

    V этап. Завершающий этап.

    5.1. Предоставление проекта аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения руководству субъекта для ознакомления.

    5.2. Устранение аргументированных возражений.

    5.3. Окончательное формирование аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения в соответствии с правилами документооборота.

    5.4. Предоставление оригинала аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения руководству субъекта аудита.

    5.5. Подписание акта сдачи-приемки выполненных работ к договору на оказание аудиторских услуг.

    Результаты проведения экологического аудита

    Результаты проведения экологического аудита содержат выводы о соответствии осуществляемой субъектами хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности требованиям законодательства Российской Федерации, а также рекомендации по совершенствованию управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности субъектами хозяйственной и иной деятельности.

    Результаты экологического аудита оформляются в виде следующих документов:

    - аудиторский отчет - документ, содержащий выявленные нарушения, а также рекомендации по их легитимному устранению;

    - аудиторское заключение - документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о соответствии (несоответствии) деятельности субъекта аудита требованиям законодательства.

    Вам следует понимать и помнить, что экологический аудит, помогает определить, насколько деятельность Вашей компании соответствует требованиям природоохранного законодательства (что в дальнейшем освободит Вас от уплаты значительных штрафов), оценить эффективность работы системы управления окружающей средой в Вашей компании; разработать направление природоохранных мероприятий; оценить расходы на природопользование, определив минимальные расходы из возможных.

    Компания АльфаЭкоПроект организует для Вас проведение экологического аудита любого вида и уровня сложности.