Как проходит проверка деклараций о доходах. Как проверяют налоговые декларации. За неформализованные пояснения НДС-декларации штрафовать не должны

Полученная налоговой инспекцией, тщательно проверяется. Камеральную проверку заявленных в отчетном документе показателей проводит инспектор, ответственный за данную процедуру.

Контрольные мероприятия необходимы для выявления ошибок или несоответствий в представленной информации.

Камеральная проверка налоговой декларации 3-НДФЛ

Российским законодательством предусмотрена обязанность плательщика, не имеющего статус предпринимателя, подать налоговую декларацию 3-НДФЛ только в случае получения в отчетном периоде какого-либо дохода. Для получения социального или имущественного гражданин может обратиться в инспекцию в порядке осуществления своих прав, а не обязанностей.

При проведении контрольных мероприятий налоговый инспектор обязан уложиться в срок, предусмотренный ст. 88 Налогового кодекса РФ. Срок камеральной проверки 3-НДФЛ в 2018 году не должен превышать 3-х месяцев с момента ее подачи. За этот период работником налогового органа проверяется:

  • Соблюдены ли сроки подачи декларации;
  • Наличие или отсутствие ошибок в представленной информации;
  • Законность и обоснованность заявленных вычетов;
  • Соответствуют ли сведения, содержащиеся в отчете, данным полученным от других источников (факультативных участников налогового контроля, таких как Регистрационная палата или органы ГИБДД).

Срок проверки декларации 3-НДФЛ для налогового вычета в 2018 году также, как и в случае отражения в отчете полученных доходов, составляет 3 месяца. Причем, если декларация была отправлена по почте, датой ее представления в налоговый орган будет считаться дата ее отправки. Несмотря на то, что начать проверочные действия должностное лицо ФНС может только с момента получения декларации, срок начала контрольных мероприятий будет исчисляться с даты календарного штемпеля места отправления отчета.

Этапы проведения камеральной проверки 3-НДФЛ

От того, сколько длится камеральная проверка декларации 3-НДФЛ, зависит период возврата из бюджета заявленных вычетов. Камеральная проверка декларации 3-НДФЛ проводится только по информации, заявленной плательщиком налогов, и только за один год.

Ход проверки декларации определяет последовательность действий работника налогового органа. После проведения всех необходимых мероприятий он выносит решение по результатам проведенной проверки. В зависимости от итогов завершенного контроля налоговым органом направляется в адрес налогоплательщика извещение:

  • О принятом налоговым органом решении о возврате суммы излишне уплаченного налога;
  • О необходимости представления в налоговый орган уточняющего отчета.

Поэтому на то, сколько проверяют декларацию 3-НДФЛ в налоговой, влияет и правильность заполнения отчета. Уже начатая камеральная проверка 3-НДФЛ обнуляется в случае предоставления физическим лицом уточненных сведений.

В случае обнаружения инспектором ошибок и противоречий в заявленной информации, он попросит уточнить отчет, что обнулит первоначальный контроль, и срок проверки налоговой декларации 3-НДФЛ начнет исчисляться заново. Также при выявлении каких-либо расхождений или недочетов проверку приостанавливают и запрашивают у заявителя разъяснений в установленный законом срок 5 дней с момента получения уведомления о необходимости разъяснить спорный момент.

Как проверить статус камеральной проверки 3-НДФЛ

Чтобы проверить статус проверки 3 НДФЛ, необходимо:

  • Обратиться непосредственно в администрирующий налоговый орган с паспортом и свидетельством о постановке на налоговый учет (ИНН);
  • Зарегистрироваться на портале налог.ру и следить за ходом контроля через сервис «личный кабинет налогоплательщика».

Проверка 3-НДФЛ через интернет

Для того, чтобы узнать прошла ли камеральная проверка по налоговому вычету через онлайн-портал налоговой инспекции необходимо:

  • Пройти процедуру регистрации на официальном сайте ФНС;
  • Воспользоваться интернет-сервисом «личный кабинет налогоплательщика».

Процедура регистрации на сайте ФНС заключается в получении логина и пароля, причем логином является идентификационный номер налогоплательщика. Зарегистрироваться на сайте для отслеживания всей налоговой информации можно одним из 3-х способов:

  1. Обратиться непосредственно в инспекцию;
  2. Активировав доступ к налоговым сведениям с помощью усиленного ключа электронно-цифровой подписи;
  3. Через уже имеющуюся регистрацию на портале Госуслуг.

После прохождения активации доступа к личному кабинету ход контрольных мероприятий можно отследить следующим образом:

  • Войти в личный кабинет налогоплательщика;
  • Перейти в раздел «Налог на доходы ФЛ»;
  • Выбрать пункт «Декларация по форме 3-НДФЛ».

В открывшимся окне появится вся информация о ходе идущей и уже завершенных проверок, там отражены сведения:

  • Даты поступления в инспекцию деклараций;
  • Их регистрационные номера;
  • Статусы проверок;
  • Даты завершения;
  • Результаты проведенных проверок, если они уже завершены.

Полномочия налоговой инспекции по продлению срока проверки 3-НДФЛ

Камеральная проверка 3-НДФЛ больше 3 месяцев по законным основаниям может длиться только в случае выявления инспектором каких-либо ошибок или противоречий, требующих приостановки срока контрольных мероприятий. Продлить срок, отведенный на контроль налоговым законодательством, должностное лицо налогового органа не имеет права.

О приостановке контроля налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика путем направления в его адрес:

  • Уведомления о представлении уточнения;
  • Извещения о вызове в инспекцию.

На практике при заполнении декларации налогоплательщик обязан указать телефон для связи. По нему инспектор может связаться с заявителем и попросить недостающие документы, если они должны были быть представлены.

Если камеральная проверка по 3-НДФЛ длится больше 3 месяцев, но никаких извещений и уведомлений гражданин не получал, то это повод обратиться в инспекцию за разъяснениями. Информацию о ходе проверочных действий налогоплательщик может получить путем подачи заявления или жалобы на действия (бездействия) должностных лиц в инспекцию по месту регистрации либо в вышестоящий налоговый орган. Отреагировать на заявление или жалобу ФНС обязана в течении 15 рабочих дней.

Нарушение сроков камеральной проверки 3-НДФЛ не несет никаких последствий для налогового органа. Но несмотря на затягивание сроков контроля перечислить возврат налога казначейство должно вовремя и этот срок не может быть более 4-х месяцев с момента подачи декларации: 3 месяца, отведенные на проверку, и 30 дней на перечисление излишне уплаченных сумм.

Если налоговая за этот срок не возвратила, причитающийся гражданину вычет, то с инспекции взыскивается пеня за просрочку возврата. Расчет суммы пени производится по формуле: 1/365 от ставки рефинансирования умноженная на сумму возврата и на количество дней просрочки.

Не позднее 30 апреля отдельные налогоплательщики-физические лица (предприниматели, нотариусы, адвокаты и иные плательщики, занимающиеся частной практикой, а также те, за кого налоговые агенты не заплатили НДФЛ) должны были сдать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2015 год. В июле истекает срок, отведенный налоговым органам для проведения камеральной проверки деклараций. Как узнать о результатах проверки и можно ли отследить ее ход самостоятельно?

3-НДФЛ и камеральная проверка

Декларация подается не только при получении дохода, но и если требуется получить имущественный или социальный налоговый вычет. Налоговые органы должны проверить все декларации в течение 3-х месяцев, для чего проводят камеральную проверку (п. 2 ст. 88 НК РФ). Проверяется правильность исчисления налога на доходы, применение ставок налога и льгот, верно ли заполнена декларация, все ли сопутствующие документы предоставлены, насколько обоснованно получение вычета. Если буду выявлены ошибки, то придется сдать уточненную декларацию.

© фотобанк Лори

Если право налогоплательщика на вычет подтверждено, то у него образуется переплата по налогу. Сумма излишнего налога возвращается из бюджета физлицу по его заявлению в течение месяца (п.6 ст. 78 НК РФ).

Выяснить, проверена ли ваша декларация можно, записавшись к инспектору на прием и явившись в налоговую инспекцию, либо по телефону, позвонив в отдел камеральных проверок, а также можно узнать, как прошла проверка 3-НДФЛ по ИНН через онлайн-сервис в интернете.

Проверка 3-НДФЛ через интернет

Результаты проверки декларации можно найти на сайте ]]> ФНС через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» ]]> . Но увидеть сразу, на какой стадии находится проверка декларации 3-НДФЛ по ИНН не получится, необходимо еще получить пароль для входа. Для этого придется один раз лично посетить любую налоговую инспекцию. В своей налоговой достаточно предъявить любой документ, удостоверяющий личность. При обращении в инспекцию, где вы не состоите на учете, кроме удостоверения личности с собой нужно взять еще и копию свидетельства о получении ИНН. Вход возможен также, если у вас есть учетная запись на ]]> портале Госуслуг ]]> .

Войдя в свой личный кабинет, перейдите в раздел «Налог на доходы ФЛ» и откройте закладку «3-НДФЛ». Помимо функций заполнения и отправки налоговой декларации, здесь можно полностью отследить ход камеральной проверки, дату ее завершения и узнать результат рассмотрения заявления на возврат налога. Если право на предоставление налогового вычета подтверждено, то здесь же можно заполнить и отправить заявление на возврат денежных средств по налогу.

Президент Дмитрий Медведев определился, кто должен проверять декларации о доходах чиновников - отделы кадров.Для этого силами уже имеющихся кадровиков создаются специальные отделы. Сами проверки будут выборочными - по запросам налоговой, правоохранительных органов, партий и общественных организаций. СМИ в этот список не вошли. Результаты проверки могут стать основанием для увольнения или отказа в приеме на работу. Эксперты предполагают, что данная мера по борьбе с коррупцией затронет лишь чиновников малого и среднего звена.

Дмитрий Медведев подписал два указа, регулирующие порядок проверки полноты и достоверности сведений о доходах и имуществе, предоставляемых федеральными государственными служащими, руководителями госкорпораций и членами их семей (опубликованы сегодня на сайте kremlin. ru ).

Проверять декларации чиновников будут по месту их работы - в отделах кадров будут созданы специальные подразделения, которые помимо «проверки предоставляемых сведений» будут участвовать «в иных мероприятиях по противодействию коррупции». Несмотря на новые обязанности и полномочия, увеличениештата кадровых служб указами не предусматривается.

Проверки будет производиться лишь выборочно - на основании письменных запросов от налоговой службы, правоохранительных органов, руководящих органов политических партий и всероссийских общественных организаций, Общественной палаты РФ. При этом информация анонимного характера основанием для проверки не является (тексты указов см. в доп.материалах - и ).

Кадровые службы могут проводить проверку самостоятельно или направлять запросы в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение оперативно-розыскных мероприятий. "По результатам проверки кадровая служба информирует руководителя органа власти", - пояснил глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин.

Если в ходе проверки были выявлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков совершенных преступлений или административного правонарушения, "то такая информация передается в органы власти в соответствии с их компетенцией", поясняет Нарышкин. На основании этой информации руководитель госоргана может принимать решение об отстранении сотрудника с должности и увольнении сотрудника со службы. Если лицо претендует на занятие и замещение соответствующей должности на государственной службе, то руководитель принимает решение о том, что такое лицо не может быть принято на работу.

«Чиновники - тоже люди»

Еще в мае в рамках своей антикоррупционной программы президент Дмитрий Медведев подписал ряд указов, согласно которым определенные категории чиновников должны отчитываться в своих доходах и имуществе. Наиболее влиятельных чиновников федеральной власти обязали делать это публично и декларировать не только свои доходы и имущество, но и членов их семей. Ранее новый подход Дмитрий Медведев продемонстрировал на собственном примере, обнародовав информацию о своих доходах и имуществе, а также оформив д екларацию о доходах на супругу и сына.

За президентом последовали и другие высшие чиновники государства. Однако после того как в прессе были опубликованы данные ряда госруководителей, чьи доходы явно не соответствовали указанным в декларациях суммам, стало очевидно, что подаваемые чиновниками сведения неплохо было бы и перепроверить. Хотя бы выборочно.

Уже в июне президент сообщил, что готовится указ о проверке данных, предоставляемых госслужащими в налоговые органы о своих доходах и имуществе.Как подчеркнул Медведев, « по этим декларациям должны проводиться проверки, хотя бы выборочно».« Это должно делаться строго в правовых рамках, без ущерба для прав людей. Чиновники - тоже люди», - сказал Медведев (цитата по РИА Новости). Вместе с тем, отметил он,« это должно делаться эффективно и показательно».

«Профилактическая» мера

Практически сразу же, как зашел вопрос о необходимости публиковать декларации, стало очевидно, что уполномоченныхзаниматься их проверкой органов нет, и вопрос о механизме проверки какое-то время оставался открытым. В целом, в проверке сведений заинтересованы сразу несколько служб – налоговая, прокуратура, административные департаменты министерств и ведомств. Дело осложняется еще спецификой документооборота в различных ведомствах – в зависимости от ведомства данные о доходах и имуществе поступают в администрацию президента, аппарат правительства или кадровые службысоответствующих министерств и ведомств.

Ранее при обсуждении пакета антикоррупционных мер долгое время велись споры о том, нужно ли создавать единый госорган для борьбы с коррупцией, рассматривался также вопрос о создании антикоррупционных служб во всех органах исполнительной власти, которые занимались бы урегулированием конфликтов интересов и в том числе проверкой деклараций. В итоге было решено отказаться от идеи создания отдельного федерального органа по борьбе с коррупцией.

В рамках борьбы с коррупцией данный механизм работать будет, отмечают эксперты, однако отдача от нее будет «не совсем адекватна ожиданиям».По словам главы Национального Антикоррупционного Комитета (НАК) Кирилла Кабанова, ситуация с контролем достоверности деклараций кадровыми службами схожа с «эффективностью системы собственной безопасности". Случаи выявления нарушений у крупных чиновников единичныи не системны. "Здесь существует та же система коррупционных рисков. Кадровые службы будут заслоном скорее для чиновников малого и среднего уровня», - заявил Кабанов RB .ru .

Самой большой проблемой,по мнению эксперта, остается инфантильность и в какой-то мере цинизм населения, которое по большому счету, считает невозможным изменить ситуацию с коррупционностью госслужащих. Также сильно вредит борьбе с коррупцией практически отсутствие у российских чиновников рисков связанных с сохранением собственной репутации.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

08/02/2011

Начало весны – традиционное время для подачи деклараций о доходах. В числе прочих в обязательном порядке о своих заработках будут сообщать государственные служащие. Проверка доходов чиновников в плановом порядке ведется уже несколько лет. С 2009 года проверкам подвергаются еще две категории граждан – сотрудники милиции и прокуратуры, а также – выборных учреждений (муниципальных советов).


Е ще одна группа специалистов - должностные лица, не являющиеся чиновниками (работники больниц, школ, вузов), - пока не охвачена вниманием, но не исключено, что за нее тоже возьмутся.

Стоит отметить, что нынешний закон отнюдь не запрещает чиновнику или силовику иметь материальных благ на сумму в миллион раз больше, чем может позволить его скромная зарплата. Конвенция ООН о противодействии коррупции была принята Россией в 2003 году и ратифицирована в 2006-м - полностью, кроме 20-го пункта, который дает определение понятию «незаконное обогащение». Это снимает с силовиков обязанность - устанавливать, почему тот или иной народный слуга вдруг оказался подозрительно богат.

Ни прокуратура, ни Росфинмониторинг не подсчитывают, сколько на самом деле стоит заявленный в декларации особняк или автомобиль и тем более - не сравнивают его с зарплатой. Как ни странно - даже при таких мягких требованиях: сообщать о нажитом имуществе, но не объяснять его происхождение, - у нас остается немало служащих, которые уклоняются от этой обязанности. За точным ее соблюдением в городе следит специальная структура - отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Санкт-Петербурга. Online812 побеседовал с его руководителем Светланой ЯКОВЛЕВОЙ.

- Кто должен проверять сведения о доходах госслужащих и своевременность их подачи?
- Своевременность подачи сведений проверяет кадровая служба государственного органа. Все служащие должны вовремя предоставить всю информацию о своем имуществе и имуществе ближайших родственников - супругов и несовершеннолетних детей. И первое, что делают кадровые службы, - проверяют полноту представленных сведений. Также сверяют их с данными прошлого года. Если выяснится, что у чиновника была, например, машина, а теперь ее нет, как нет никаких сведений о том, что он получил какой-то доход от ее продажи, - это становится поводом для проверки полноты представленных сведений.
Другим таким поводом по закону могут быть сведения, поступившие от политических партий, общественных организаций, общественной палаты, правоохранительных и государственных органов.

- И много было таких сигналов?
- За последние годы - ни одного.

В каких случаях проверкой сведений о доходах служащих занимается не кадровая служба госоргана, а прокуратура?
- Мы можем провести проверку на основе анализа состояния законности, а также по конкретному сигналу. В принципе, любой гражданин, зная, например, что его сосед по даче имеет царский особняк, и, возможно, скрывает это от кадровой службы, может написать такое заявление к нам. Мы проверим, было ли служащим указано это имущество. Также граждане могут обратиться к какому-нибудь депутату или общественнику, и, как я уже говорила, по запросу политической партии, общественной организации проверку будет проводить кадровая служба.

- Какие у прокуратуры есть возможности для проверок достоверности сведений?

- Мы проверяем достоверность указанных служащими сведений через регистрирующие органы: машины - через ГИБДД, недвижимость - через Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, наличие долей коммерческих организаций, участие в их руководстве - через федеральную налоговую службу. Сложнее выявить наличие долей акций, поскольку по законодательству нет их единого учета. У нас в городе есть наиболее крупные реестродержатели, у них мы информацию и запрашиваем.

- Что обычно скрывают госслужащие?
- Именно эту сторону своей жизни - по поводу доли в коммерческой структуре или даже владения какой-то фирмой - чаще всего скрывают наши государственные и муниципальные служащие. Большинство выявленных нами нарушений связано именно с непредоставлением сведений об акциях и долях участия в коммерческих организациях, а не с владельцами лишних квартир.
Хотя с недвижимостью тоже бывают казусы - например, один специалист из администрации Невского района указал в декларации садовый участок площадью 58,1 кв. м, а в действительности площадь составляла 1180 кв. м.

- А машины какие скрывают?
- В основном отечественного производства. Из современных - про которые уж точно не забудешь, могу привести в пример Lexus и Chevrolet Lacetti.

- Сколько забывчивых служащих вы обнаружили и откуда они оказались?
- Из государственных служащих - выявлено шесть случаев в Курортном районе, в Калининском и Фрунзенском по пять, в Московском и Кировском по четыре. В Смольном выявили нарушителей в Комитете по внешним связям и Комитете финансового контроля. Муниципальными служащими нарушения допущены, например, в Калининском и Кировском районах.
Всего к дисциплинарной ответственности привлечено 159 лиц: 45 государственных служащих и 68 муниципальных служащих.

- Это только чиновники?
- Нет, с прошлого года мы начали проверять еще сотрудников милиции, выявили 7 заместителей начальников РУВД и начальников структурных подразделений ГУВД, представивших недостоверные сведения, им объявлены замечания.

А работников других госструктур, которые являются должностными лицами, но не чиновниками, например, руководителей вузов, больниц, проверяете?
- В настоящее время это не предусмотрено. Если законодатели расширят список проверяемых категорий, будем проверять. Мы от работы никогда не отказываемся.

- Но проверяете вы все-таки госслужащих не всех, а выборочно? По какому принципу отбираете, кого проверять?
- В зависимости от результатов проведенных анализов. Например, в прошлом году была выборочная проверка всех членов комиссий по размещению государственного заказа. Трое служащих понесли дисциплинарную ответственность. В ряде случаев не было доказано, что служащий предоставил заведомо неверные сведения, потому что речь шла об имуществе его жены. И его от ответственности освободили.

- А как можно не знать, чем владеет жена?
- Если речь идет о квартире в общедолевой собственности, то такие оправдания, конечно, смешны. Но если дело в акциях, то все возможно - супруга могла про них и не говорить.
Кстати, если гражданин вдруг осознает, что что-то не указал, он в любой момент может прийти в кадровую службу и попросить дополнить свой материал. Мало ли, жена вдруг вспомнила, как когда-то на нее была зарегистрирована фирма… Главное, чтобы это произошло до того, как об этом узнает прокуратура или кадровая служба.

Кадровые службы госорганов обязаны проверять достоверность деклараций служащих этих органов. Что происходит, если они не заметили обмана, а вы заметили?
- Если они плохо провели проверку, тогда уже их сотрудники получат дисциплинарное взыскание. Как это произошло недавно с двумя кадровиками-милиционерами, которые не выявили, что сотрудник РУВД получил доход от продажи машины. К тому времени, когда выяснилось, что кадровики схалтурили, срок давности привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности истек. Зато для них самих он еще действовал. В итоге наказали не того милиционера, который скрыл доход, а тех, кто не захотел это выявить.

Неужели дисциплинарное взыскание - так серьезно? Понятно, что участкового милиционера могут снять с очереди на жилье, но остальным-то чего бояться?
- Наши госслужащие переживают, что мы выявляем у них нарушения. Это отражается на их репутации. Я же вижу их реакцию, когда опрашиваем в прокуратуре, когда потом рассматриваем наши представления. Дисциплинарка за предоставление недостоверных сведений о доходах и имуществе - это клеймо, которое может здорово навредить всей дальнейшей карьере. У чиновников раз в три года проходит переаттестация - и вот, приходится все это время носить за собой шлейф дисциплинарного нарушителя. А можно и вовсе потом переаттестацию не пройти. Не попасть в кадровый резерв. Лишиться премии. А милиционеру не дадут очередное звание.

- Но уголовная-то ответственность возможна?

- Полученная информация накапливается и используется для выявления фактов конфликта интересов. Взять, к примеру, ту же ситуацию с комиссией по госзаказу. Если выяснится, что госконтракт был заключен с фирмой, принадлежащей хотя бы частично родственнику ответственного чиновника, - эту информацию будут реализовывать. Причем, когда идет речь о наличии у служащего конфликта интересов, проверяются все родственники: и родители, и братья, и совершеннолетние дети. Но это уже оперативные мероприятия.

Сейчас чиновник обязан помнить обо всем своем имуществе? Даже если оно не приносит никаких дивидендов? Например, есть у человека акция родного колхоза, который приватизировали в 1993 году…
- Такие случаи - с акциями, полученными за приватизационные чеки, не выявлялись, и их возможность крайне редка. Если коммерческая организация ликвидирована, налоговый орган нам так и сообщает. Чаще чиновники утверждают, что фирма фактически не действует. Но это не основание, чтобы сведения о ней не указывать в кадровую службу. Такие аргументы мы не принимаем.

Начало весны – традиционное время для подачи деклараций о доходах. В числе прочих в обязательном порядке о своих заработках будут сообщать государственные служащие. Проверка доходов чиновников в плановом порядке ведется уже несколько лет. С 2009 года проверкам подвергаются еще две категории граждан – сотрудники милиции и прокуратуры, а также – выборных учреждений (муниципальных советов).

Еще одна группа специалистов – должностные лица, не являющиеся чиновниками (работники больниц, школ, вузов), – пока не охвачена вниманием, но не исключено, что за нее тоже возьмутся.

Стоит отметить, что нынешний закон отнюдь не запрещает чиновнику или силовику иметь материальных благ на сумму в миллион раз больше, чем может позволить его скромная зарплата. Конвенция ООН о противодействии коррупции была принята Россией в 2003 году и ратифицирована в 2006-м — полностью, кроме 20-го пункта, который дает определение понятию «незаконное обогащение». Это снимает с силовиков обязанность – устанавливать, почему тот или иной народный слуга вдруг оказался подозрительно богат.

Ни прокуратура, ни Росфинмониторинг не подсчитывают, сколько на самом деле стоит заявленный в декларации особняк или автомобиль и тем более – не сравнивают его с зарплатой. Как ни странно – даже при таких мягких требованиях: сообщать о нажитом имуществе, но не объяснять его происхождение, — у нас остается немало служащих, которые уклоняются от этой обязанности. За точным ее соблюдением в городе следит специальная структура – отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Санкт-Петербурга. «Город 812» побеседовал с его руководителем Светланой ЯКОВЛЕВОЙ.

— Кто должен проверять сведения о доходах госслужащих и своевременность их подачи?
— Своевременность подачи сведений проверяет кадровая служба государственного органа. Все служащие должны вовремя предоставить всю информацию о своем имуществе и имуществе ближайших родственников – супругов и несовершеннолетних детей. И первое, что делают кадровые службы, – проверяют полноту представленных сведений. Также сверяют их с данными прошлого года. Если выяснится, что у чиновника была, например, машина, а теперь ее нет, как нет никаких сведений о том, что он получил какой-то доход от ее продажи, – это становится поводом для проверки полноты представленных сведений.
Другим таким поводом по закону могут быть сведения, поступившие от политических партий, общественных организаций, общественной палаты, правоохранительных и государственных органов.

— И много было таких сигналов?
— За последние годы – ни одного.

— В каких случаях проверкой сведений о доходах служащих занимается не кадровая служба госоргана, а прокуратура?
— Мы можем провести проверку на основе анализа состояния законности, а также по конкретному сигналу. В принципе, любой гражданин, зная, например, что его сосед по даче имеет царский особняк, и, возможно, скрывает это от кадровой службы, может написать такое заявление к нам. Мы проверим, было ли служащим указано это имущество. Также граждане могут обратиться к какому-нибудь депутату или общественнику, и, как я уже говорила, по запросу политической партии, общественной организации проверку будет проводить кадровая служба.

— Какие у прокуратуры есть возможности для проверок достоверности сведений?

— Мы проверяем достоверность указанных служащими сведений через регистрирующие органы: машины – через ГИБДД, недвижимость – через Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, наличие долей коммерческих организаций, участие в их руководстве – через федеральную налоговую службу. Сложнее выявить наличие долей акций, поскольку по законодательству нет их единого учета. У нас в городе есть наиболее крупные реестродержатели, у них мы информацию и запрашиваем.

— Что обычно скрывают госслужащие?
— Именно эту сторону своей жизни – по поводу доли в коммерческой структуре или даже владения какой-то фирмой – чаще всего скрывают наши государственные и муниципальные служащие. Большинство выявленных нами нарушений связано именно с непредоставлением сведений об акциях и долях участия в коммерческих организациях, а не с владельцами лишних квартир.
Хотя с недвижимостью тоже бывают казусы – например, один специалист из администрации Невского района указал в декларации садовый участок площадью 58,1 кв. м, а в действительности площадь составляла 1180 кв. м.

— А машины какие скрывают?
— В основном отечественного производства. Из современных – про которые уж точно не забудешь, могу привести в пример Lexus и Chevrolet Lacetti.

— Сколько забывчивых служащих вы обнаружили и откуда они оказались?
— Из государственных служащих — выявлено шесть случаев в Курортном районе, в Калининском и Фрунзенском по пять, в Московском и Кировском по четыре. В Смольном выявили нарушителей в Комитете по внешним связям и Комитете финансового контроля. Муниципальными служащими нарушения допущены, например, в Калининском и Кировском районах.
Всего к дисциплинарной ответственности привлечено 159 лиц: 45 государственных служащих и 68 муниципальных служащих.

— Это только чиновники?
— Нет, с прошлого года мы начали проверять еще сотрудников милиции, выявили 7 заместителей начальников РУВД и начальников структурных подразделений ГУВД, представивших недостоверные сведения, им объявлены замечания.

— А работников других госструктур, которые являются должностными лицами, но не чиновниками, например, руководителей вузов, больниц, проверяете?
— В настоящее время это не предусмотрено. Если законодатели расширят список проверяемых категорий, будем проверять. Мы от работы никогда не отказываемся.

— Но проверяете вы все-таки госслужащих не всех, а выборочно? По какому принципу отбираете, кого проверять?
— В зависимости от результатов проведенных анализов. Например, в прошлом году была выборочная проверка всех членов комиссий по размещению государственного заказа. Трое служащих понесли дисциплинарную ответственность. В ряде случаев не было доказано, что служащий предоставил заведомо неверные сведения, потому что речь шла об имуществе его жены. И его от ответственности освободили.

— А как можно не знать, чем владеет жена?
— Если речь идет о квартире в общедолевой собственности, то такие оправдания, конечно, смешны. Но если дело в акциях, то все возможно — супруга могла про них и не говорить.
Кстати, если гражданин вдруг осознает, что что-то не указал, он в любой момент может прийти в кадровую службу и попросить дополнить свой материал. Мало ли, жена вдруг вспомнила, как когда-то на нее была зарегистрирована фирма… Главное, чтобы это произошло до того, как об этом узнает прокуратура или кадровая служба.

— Кадровые службы госорганов обязаны проверять достоверность деклараций служащих этих органов. Что происходит, если они не заметили обмана, а вы заметили?
— Если они плохо провели проверку, тогда уже их сотрудники получат дисциплинарное взыскание. Как это произошло недавно с двумя кадровиками-милиционерами, которые не выявили, что сотрудник РУВД получил доход от продажи машины. К тому времени, когда выяснилось, что кадровики схалтурили, срок давности привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности истек. Зато для них самих он еще действовал. В итоге наказали не того милиционера, который скрыл доход, а тех, кто не захотел это выявить.

— Неужели дисциплинарное взыскание – так серьезно? Понятно, что участкового милиционера могут снять с очереди на жилье, но остальным-то чего бояться?
— Наши госслужащие переживают, что мы выявляем у них нарушения. Это отражается на их репутации. Я же вижу их реакцию, когда опрашиваем в прокуратуре, когда потом рассматриваем наши представления. Дисциплинарка за предоставление недостоверных сведений о доходах и имуществе – это клеймо, которое может здорово навредить всей дальнейшей карьере. У чиновников раз в три года проходит переаттестация – и вот, приходится все это время носить за собой шлейф дисциплинарного нарушителя. А можно и вовсе потом переаттестацию не пройти. Не попасть в кадровый резерв. Лишиться премии. А милиционеру не дадут очередное звание.

— Но уголовная-то ответственность возможна?

— Полученная информация накапливается и используется для выявления фактов конфликта интересов. Взять, к примеру, ту же ситуацию с комиссией по госзаказу. Если выяснится, что госконтракт был заключен с фирмой, принадлежащей хотя бы частично родственнику ответственного чиновника, – эту информацию будут реализовывать. Причем, когда идет речь о наличии у служащего конфликта интересов, проверяются все родственники: и родители, и братья, и совершеннолетние дети. Но это уже оперативные мероприятия.

— Сейчас чиновник обязан помнить обо всем своем имуществе? Даже если оно не приносит никаких дивидендов? Например, есть у человека акция родного колхоза, который приватизировали в 1993 году…
— Такие случаи – с акциями, полученными за приватизационные чеки, не выявлялись, и их возможность крайне редка. Если коммерческая организация ликвидирована, налоговый орган нам так и сообщает. Чаще чиновники утверждают, что фирма фактически не действует. Но это не основание, чтобы сведения о ней не указывать в кадровую службу. Такие аргументы мы не принимаем.

Нина Астафьева