К основным экономическим. Экономическая теория. Уровни и секторы экономики

К показателям экономической эффективности стран относят прежде всего (в целом по стране, по отраслям и подотраслям, по отдельным производствам). Анализируются частные показатели эффективности: капиталоотдача, и др. Важен одновременный анализ всех показателей, так как высокая производительность труда (выработка) может быть достигнута за счет чрезмерной интенсификации труда или чрезмерных капитальных затрат.

К показателям, характеризующим место отдельной страны в , можно отнести активность страны в товарами, услугами, капиталом.

Обобщающим показателем места страны в мировом хозяйстве является уровень ее , т. е. способности страны (ее товаров и предприятий) быть эффективным участником мирового рынка сейчас и в перспективе. Теория вопроса в наиболее полном виде сформулирована М. Портером (“Международная конкуренция”). Она исходит из того, что любая из стран с примерно одинаковым уровнем экономического развития имеет определенный, только ей присущий набор конкурентных преимуществ.

Центральное место в концепции Портера занимает идея “национального ромба”, раскрывающего четыре главных свойства (детерминанты) экономики:

  1. параметры производства — материальные и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны;
  2. стратегия фирм , их структура и соперничество между ними. Международная конкурентоспособность формируется на базе национальной;
  3. параметры спроса — емкость внутреннего спроса (по отдельным продуктам), динамика его развития, требования покупателя к качеству;
  4. наличие в национальной экономике родственных и поддерживающих отраслей (кластеров).

В общую систему детерминантов М. Портер включает случайные события и воздействия правительства, которые могут влиять на национальный ромб как отрицательно, так и положительно.

К основным показателя экономической эффективности мировой экономики относятся

Важнейшие экономические показатели развития мировой экономики

Система национальных счетов

В мировой практике используется Система национальных счетов (СНС). Она представляет собой систему взаимосвязанных показателей развития экономики на макроуровне, сформулированную в категориях и терминах рыночной экономики. Ее концепции и определения предполагают, что характеризуемая с ее помощью экономика функционирует на основе рыночных механизмов и институтов. В современном мире СНС — это тот универсальный экономико-статистический язык, на котором общаются между собой экономисты всех школ и направлений, государственные деятели и политики, статистики и социологи, финансисты и др.

Важное место Система национальных расчетов занимает в деятельности международных экономических организаций, например таких, как Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), которые не только используют данные СНС в своих аналитических отчетах и прогнозах, но и вносят в ее развитие большой вклад, распространяя сравнимые в международном плане данные о важнейших показателях мировой экономики.

Следует отметить, что Россия, а равно и другие страны с переходной экономикой, стала проявлять интерес к СНС сравнительно недавно, и связано это было главным образом с процессом трансформации плановой экономики в рыночную, с необходимостью использования такой системы показателей, которая адекватно описывает структуру и механизм функционирования рыночной экономики.

Центральным показателем СНС является валовой внутренний продукт (ВВП) . Валовой внутренний продукт — это стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны за определенный период времени, в ценах конечного покупателя.

В приведенном определении ключевые слова — конечные товары и услуги. Это означает, что в состав ВВП входят товары, которые использованы на конечное потребление, накопление и экспорт, и в него не включаются промежуточные товары и услуги, израсходованные в процессе производства в виде сырья, материалов, топлива, энергии и т.п. Включение в ВВП промежуточных продуктов означало бы повторный счет, так как стоимость промежуточных продуктов входит в состав стоимости конечных товаров и услуг. Например, стоимость проката входит в стоимость машины и оборудования, стоимость зерна — в стоимость хлеба и т.д.

Второй важнейший макроэкономический показатель - валовой национальный продукт (ВНП) . Различие между ВВП и ВНП состоит в следующем. Валовой внутренний продукт подсчитываете» по территориальному принципу, т.е. учитывает совокупную стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны. Валовой национальный продукт учитывает стоимость всего объема продукции и услуг в национальной экономике, независимо от местонахождения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом).

В целях определения места страны в мировой экономике сравнивают показатели ВВП (ВНП) для различных стран, выраженные в долларах США. Первое место занимают США, имеющие самый высокий показатель на протяжении всех послевоенных лег: в 2005 г. — 12,5 трлн долл.). Для того чтобы оценить темны экономического роста страны, т.е. качество экономических процессов, происходящих в национальной экономике, необходимо определить в процентном отношении изменение ВВП (ВНП) в текущем году по сравнению с предыдущим годом либо за определенный период, иными словами, надо определить увеличение или снижение показателя. При этом за 100% обычно принимают показатель ВВП (ВНП) в предыдущем году либо в начале периода. Развитые индустриальные страны традиционно имеют ежегодные темпы роста 2-3% в период экономического подъема, 1 — 1,5% — в период незначительных экономических кризисов. Для развивающихся стран характерны более высокие показатели экономического роста — около 6% в год — за счет низкого исходного уровня экономического развития. Новым индустриальным странам присуши еше более высокие темпы экономического роста — 9-12% в год — за счет удачного совпадения экономической политики и экономической конъюнктуры. Самый высокий показатель экономического роста за всю историю мировой экономики был зафиксирован в 1996 г. в Китае — 20%", а самое глубокое экономическое пааение было зафиксировано в послевоенной мировой экономике в постсопиали- стических странах в 1991 — 1992 гг., например в России показатель достиг отметки 10-15% в год.

Следующий важный показатель СНС — национальный доход (ПД). Он может быть исчислен на валовой или чистой основе, т.е. до или после вычета потребления основного капитала.

Национальный доход — это сумма первичных доходов, полученных резидентами данной страны; первичные доходы включают оплату труда, прибыль, доходы от собственности, налоги на производство и импорт.

Национальный доход отличается от внутреннего продукта на величину сальдо первичных доходов, полученных из-за границы или переданных за границу, т.е. количественно. С точки зрения содержания различие между этими показателями состоит в том, что внутренний продукт (валовой или чистый) характеризует поток товаров и услуг (конечных), а национальный доход — поток доходов (первичных).

В табл. 1 и 2 приводятся величины годового ВВП на душу населения в богатейших и в беднейших странах мира.

Таблица 1. Страны с самым высоким годовым ВВП на душу населения в 2007 г.

В 2007 г. Азербайджан показал более высокие темпы роста ВВП — 27% в год.

Таблица 2. Страны с самым низким годовым ВВП на душу населения в 2007 г.

В России годовой ВВП на душу населения составил 11 тыс. долл. (доход надушу населения 7 тыс. долл.), что дало возможность подняться в рейтинге стран по этому показателю с 53-го места в 2005 г. на 47-е место в 2007 г. По прогнозам МВФ и МБРР, в 2020 г. Россия может занять 40-е место в рейтинге стран по ВВП надушу населения.

Что касается бывших республик СССР, а ныне независимых государств на постсоветском пространстве, то их годовой ВВП на душу населения представлен в табл. 3.

Таблица 3. Годовой ВВП в бывших республиках СССР в 2007 г.

Для того чтобы оценить значение внешних факторов для экономического роста страны, в статистике, в том числе международной (СНС), используется относительный показатель соотношения объема внешней торговли страны с ее внутренним производством (ВВП) в сопоставимой валюте (традиционно — в долларах). У малых стран такой показатель выше, поскольку они располагают меньшими ресурсами для внутреннего производства и многое ввозится из-за рубежа в обмен на экспорт. У больших стран этот показатель ниже, поскольку разнообразно и значительно собственное производство и велика емкость национального рынка. Например, в Бельгии в 2005 г. указанная величина достигала 190%, в Швейцарии и Венгрии — 160, Болгарии — 110%. В средних по величине странах, таких как Германия, Франция, Великобритания, этот показатель достигает 50-70%. В таких больших странах, как США, Индия, Китай, Бразилия, этот показатель равняется 20-30%. В СССР данный показатель составлял 4-6%, в России (2005 г.) — 30% (в основном это связано не с увеличением объема внешней торговли, а с падением внутреннего производства).

Можно сказать, что СНС дает согласованное описание экономического процесса в целом, и это обеспечивает возможность получения наиболее общих его характеристик. Говоря более конкретно, показатели СНС позволяют охарактеризовать следующие элементы:

  • объем произведенного национального (внутреннего) продукта. Этот показатель часто интерпретируется как показатель размеров рынка, поскольку он измеряет совокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране за тот или иной период. Показатель ВВП в расчете надушу населения обычно используется для характеристики уровня экономического развития (по отношению к другим странам или другим периодам времени);
  • темпы экономического роста, исчисляемые на основе показателей ВВП за разные периоды времени в сопоставимых ценах. Это один из критериев успеха экономической политики, эффективности проводимых реформ и программ;
  • отраслевую структуру экономики. Для этой цели используются данные об отраслевой структуре ВВП; они показывают, какая доля в экономике приходится на отдельные отрасли народного хозяйства. Данные об отраслевой структуре ВВП за разные периоды отражают изменения в структуре экономики за тот или иной период;
  • структуру использования произведенного продукта на потребление, накопление и экспорт, и многие другие макроэкономические показатели.

Как складывается рейтинг

В процессе глобализации отдельные национальные хозяйства образуют единую мирохозяйственную систему. В этих условиях встает вопрос не только о подсчете статистических данных, характеризующих национальную экономику, таких как ВВП (ВНП) или доход надушу населения, но и сравнение и сопоставление их. А для этого необходим единый подход и к выбору основных показателей, и к методике их подсчета.

Известны следующие методы международных сопоставлений по направлению их развития:

  • метод международных единиц;
  • метод валютных курсов;
  • метод взвешенных натуральных показателей;
  • метод паритетов покупательной способности валют.

Современные международные сопоставления основывают на использовании паритета покупательной способности и расчетах ВВП методом конечного использования. С конца 60-х годов ООН поэтапно реализует проект международных сопоставлений ВВП различных стран в целях получения сравнимых данных но возможно большему числу стран мира. В 1985 г. проект был переименован в Программу международных сопоставлений (ПМС).

Наиболее распространенным в международной статистике на современном этапе является сравнение национальных ВВП, подсчитанных на основе исчислений паритета покупательной способности национальной валюты.

Паритет покупательной способности (ППС) — это эквивалент покупательной силы валют, показывающий количество денежных единиц страны А, необходимых для покупки некоего стандартного набора товаров и услуг, который можно купить за одну денежную единицу базовой страны Б (или условной валюты группы стран). Численное значение показателей, пересчитанных из национальных валют с помощью ППС в сопоставимую валюту, носит наименование «реатьные объемы»; показатели, рассчитанные с применением валютного курса, называются «номинальные объемы». Паритет покупательной способности является своеобразным пространственным «дефлятором», аналогом динамичных индексов цен, которые измеряют различия в покупательной способности валют разных стран в пространстве.

Определение ППС представляет собой достаточно сложный в теоретическом и практическом отношении расчет, который заключается в следующей процедуре:

ВВП каждой страны расчленяется на ряд однородных товарных групп (первичные группы) согласно компонентам его конечного использования. Первичные группы могут объединяться в более широкие аналитические группы, выбор состава которых связан с целью анализа;

  • для каждой первичной группы подбирается необходимое число товаров-пред ста вител ей, как минимум 3 (чаще всего 5-8) с национальными среднегодовыми ценами. Необходимо располагать информацией по 600-900 потребительским товарам, 120-300 инвестиционным и 6-20 строительным объектам;
  • для каждой первичной группы исчисляются соотношения цен сравниваемых стран. Если для товарной группы подобрано пять товаров-представителей, то надо рассчитать пять индексов;
  • эти индексы цен агрегируются для получения паритета на уровне первичных групп (без взвешивания);
  • паритеты первичных групп агрегируются с использованием весов национальных расходов для расчета ППС по всем уровням агрегирования, вплоть до уровня ВВП.

Описанная процедура расчетов применяется в так называемых прямых парных сопоставлениях ВВП по ППС. На практике наряду с парными проводятся и многосторонние сопоставления, охватывающие показатели сразу для любой группы стран.

К наиболее важным целям многосторонних сопоставлений относятся следующие:

  • оценка уровней экономического развития, благосостояния наций;
  • выявление и сравнение эффективности национальных экономик;
  • анализ финансовых возможностей стран;
  • разработка политики и объемов помощи развитых стран развивающимся;
  • анализ конъюнктуры рынков;
  • международные сравнения уровней цен;
  • изучение международной экономической интеграции;
  • разработка экономических моделей развития.

Положение на фондовом рынке США давно перестало играть роль лишь индикатора в современной американской экономике. Теперь оно выполняет и самостоятельную роль — фактора влияния на многие хозяйственные процессы. Очевидно, что последнее время фондовый рынок США переживает бум в связи со значительным ростом прибылей большинства американских компаний. Однако своего рода барометрами экономического развития страны и американских компаний являются различные биржи и индексы. Они чутко реагируют на все экономические изменения и позволяют их более полно идентифицировать.

Для характеристики процессов, происходящих в экономике США, в американской деловой практике используются различные индексы, в частности те, которые были разработаны известной компанией «Доу, Джонс энд Ко» (Dow, Jones & Со). Эта компания, основанная в 1882 г. журналистами Чарльзом Доу (Charles Н. Dow) и Эдвардом Джонсом (Edward Т. Jones), предоставляет различную финансовую информацию.

Фондовые индексы Доу-Джойса представляют собой индексы, рассчитываемые по особой методологии для промышленных и транспортных акций, котируемых на Нью-Йоркской фондовой бирже с 1897 г. (для государственных коммунальных предприятий — с 1929 г.).

Наиболее известен промышленный индекс Доу-Джонса , включающий акции 30 ведущих промышленных компаний (так называемых голубых фишек). Он рассчитывается в пунктах, а не в долларах путем сложения стоимости всех акций при закрытии торгов и деления ее на общее число акций, проданных за торговый день. После этого полученный результат умножается на поправочный коэффициент, учитывающий дивиденды акций, слияния и другие показатели финансовой отчетности.

Первый индекс Доу-Джонса был опубликован 26 мая 1896 г. и равнялся 40,94 пункта. В 1999 г., 29 марта, индекс преодолел рубеж в 10 тыс. пунктов. В 2007 г. индекс Доу-Джонса колебался около отметки 12 тыс. пунктов. В 2008 г. в условиях финансового кризиса, прежде всего в США, упал до отметки ниже 9 тыс. пунктов.

Одним из важнейших современных барометров экономического развития мирового хозяйства признается также индекс НЛСДЛК, созданный Национальной ассоциацией дилеров ценных бумаг США (НАСД). Эта ассоциация является профессиональной некоммерческой организацией саморегулирования банков и брокерских фирм, специализирующихся на торговле ценными бумагами на внебиржевом рынке США. Она устанавливает правила и стандарты для своих членов, принимает экзамены у брокеров, утверждает дисциплинарные меры.

Биржа НАСДАК представляет собой компьютерную систему внебиржевой котировки акций в США; объединяет примерно 3500 брокеров и дилеров и позволяет получать котировки по пяти с половиной тысячам ценных бумаг (по каждой должно быть зарегистрировано не менее двух дилеров, поддерживающих рынок), а также по опционным контрактам на основе фондового индекса НАСДАК; предоставляет фирмам — членам биржи три уровня доступа к своей информации: 1) получение наивысших котировок; 2) получение всех котировок; 3) введение в систему дилерами своих котировок.

В течение довольно долгого времени среди моделей развития общества преобладали те, в которых основной акцент делался на экономический рост и пути его ускорения. Экономический рост измеряется как увеличение реального ВВП надушу населения. Понятия «экономический рост» и «развитие» рассматривались как идентичные, а усилия концентрировались вокруг оптимизации материальной отдачи ресурсов. Сторонники этого подхода считали, что достижение экономического роста как традиционная модель развития автоматически влечет за собой прогресс общества и человека.

Между тем развитие человека — это многосторонний процесс, а потому не может адекватно отражаться одним показателем, в частности ВВП на душу населения. Он отражает только производительность экономики или уровень доходов без учета качества и продолжительности жизни. В нем отсутствует информация по таким важным вопросам развития, как распределение доходов, нищета, окружающая среда, социологические факторы и проч. Для сравнения развития человека показатели дохода необходимо дополнить показателями, отражающими более широкие аспекты развития.

В этих целях в литературе предложены композитные показатели, или рейтинги. Наиболее разработан и постоянно используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН).

Ранее считалось, что уровень жизни в стране может быть охарактеризован всего по одному параметру — ВВП на душу населения. Но это не отвечает действительности: ведь страны с одинаковым среднедушевым доходом могут по-разному использовать этот доход. Одни вкладывают средства в медицину и образование и тем самым повышают качество жизни своих граждан, другие — ведут войны либо просто разворовывают деньги. Например, Вьетнам и Гвинея имеют примерно одинаковый уровень дохода надушу населения, но при этом продолжительность жизни и грамотность у вьетнамцев значительно выше, поэтому выше и общий рейтинг. И наоборот, Сальвадор и ЮАР занимают соседние строчки в рейтинге, но при этом доход надушу населения в Сальвадоре в два раза ниже.

В связи с этим ООН разработала два индекса нищеты — для развивающихся стран (ИНН-1) и для экономически развитых стран (ИНН-2).

Нищета — понятие более широкое, нежели просто отсутствие минимального набора предпосылок для поддержания адекватного уровня жизни. Она может также означать отсутствие у человека элементарных возможностей и выбора для своего развития — долго жить, вести здоровый и творческий образ жизни, сохранять собственное достоинство и проч. Поскольку доход — не единственное мерило, по которому определяется качество жизни человека, то при отсутствии такового у него оно не может выступать мерилом его лишений.

Если с помощью ИРЧП определяется уровень прогресса, то с помощью индекса нищеты — масштабы лишений, доля членов общества, которых блага прогресса обошли стороной. Понятие нищеты носит относительный характер для стран с разными уровнями развития, вот почему и были разработаны два вида ИНН — для развивающихся и для промышленно развитых стран.

Исследования в области нищеты в развивающихся странах фокусируют внимание на таких проблемах, как голод, эпидемии, неграмотность, неадекватность обеспечения услугами здравоохранения и отсутствие доступа к безопасной воде. Они не столь актуальны в развитых странах, поэтому здесь типичные исследования нищеты сосредоточены на изучении явлений социальной изоляции отдельных групп населения.

ИНН-1 призван показать уровень обездоленности по трем важным критериям качества жизни человека, уже нашедших отражение в ИРЧП:

  • продолжительность жизни — доля населения, которое не доживет до 40 лег;
  • уровень знаний — доля неграмотного взрослого населения;
  • достойный уровень жизни — измеряется суммарным показателем на основе трех переменных: доли населения, не имеющего доступа к чистой питьевой воде, доли населения, не имеющего доступа к здравоохранению, и доли детей в возрасте до 5 лет, страдающих умеренным отставанием в весе.

Согласно проведенным расчетам, значения ИНН-1 в 2005 г. для Камбоджи и Вьетнама составляют 39,9 и 26,14% соответственно, т.е. около 40% населения в Камбодже и 26% во Вьетнаме живут в условиях нищеты.

ИНН-2 призван показать уровень обездоленности по четырем критериям, учитывающим социальную изоляцию:

  • продолжительность жизни — доля населения, которое не доживет до 60 лет;
  • уровень знаний — доля взрослого неграмотного населения;
  • достойный уровень жизни — доля населения, живущего ниже черты бедности по доходам (рассчитывается в размере 50% медианного скорректированного располагаемого личного дохода);
  • доля застойной безработицы (безработица в течение 12 месяцев и более) в обшей численности рабочей силы.

Так, индекс ИНН-2 США в 2005 г. составлял 16,5%. Это означает, что даже в самой экономически развитой стране по крайней мере 16,5% ее населения живет в нищете. Среди 17 развитых стран Швеция имела самый низкий уровень нищеты — 6,8%, далее следуют Нидерланды и Германия. Россия не участвовала в сопоставлении.

При оценке качества жизни также немалое значение имеет расслоение населения по доходам. Индекс имущественного неравенства определяет коэффициент Джини . Этот коэффициент показывает распределение дохода по группам населения. В пределе нулевого значения коэффициент означает абсолютное имущественное равенство, единица означает абсолютное неравенство, при этом в расчет берется соотношение среднего дохода 20% наименее обеспеченных граждан и среднего дохода 20% наиболее обеспеченных граждан. Наиболее высок коэффициент Джини в латиноамериканских странах: Бразилии — 0,59, Парагвае — 0,59, Эквадоре — 0,57.

Все рассмотренные показатели служат для определения места страны в современном мировом хозяйстве по соответствующим социально-экономическим аспектам. Они имеют прямое отношение к оценке развития и благосостояния общества. Поэтому использование этих показателей весьма полезно и желательно.

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение . Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами . При этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как народное хозяйство страны, а скорее как домоводство. В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего хозяйства ».

За более чем два тысячелетия смысл термина, самого понятия «экономика» значительно обогатился и изменился. В это понятие теперь вкладывается гораздо больше, чем первоначально заложил греческий философ Ксенофонт.

Современная трактовка термина "Экономика":

Во-первых, экономика — как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Во-вторых, экономика — как наука , совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Для того чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной, прежде всего англоязычной, литературе разделяется на два: «экономика » и «экономикс ». Первое означает хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном проявлении, а второе + экономическую науку, а точнее — . Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики.

Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственной системы и представлением об экономике как совокупности знаний о хозяйственной системе отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение . Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и в ходе этих процессов.

Так что в целом экономика — это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования. Ну, а к хозяйству как уже упоминалось, следует отнести все то, что включено людьми в орбиту действий, направленных на получение и использование средств существования, удовлетворение жизненных потребностей.

Экономическая наука

общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, юриспруденцией и т.д. В частности, связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы — совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и на макроуровне. В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождается изменениями, происходящими в хозяйственной жизни общества.

Понятие экономики пришло к нам из Древней Греции и означает дословно правила хозяйства, то есть в те времена оно означало «искусство ведения домашнего хозяйства» Спустя две тысячи лет — это понятие приняло более широкое значение.

Во-первых, экономика - это хозяйство , то есть система хозяйствования и общественного производства. Основные задачи экономики как хозяйства:

  1. Производство (товаров и услуг).
  2. Распределение (товаров, услуг и доходов).
  3. Обмен (товаров и услуг на деньги или на другой продукт).
  4. Потребление (товаров, услуг, продуктов).

Ключевые элементы: производство, товары и услуги. Производство может быть материальным или нематериальным (образование , охрана здоровья и т.д.).

Товар - это продукт трудовой деятельности ; основные признаки товара :

  • предназначен для обмена и обладает стоимостью;
  • удовлетворяет какие-либо потребности человека;
  • способен быть обменян на другой товар (деньги).

Услуга - это продукт полезной деятельности человека или группы лиц, предназначенный для удовлетворения тех или иных потребностей. Услуга также может быть материальной (ремонт мобильного телефона) или нематериальной (консультация). Услугами заведует такая отрасль экономики , как сфера услуг .

Во-вторых, экономика - это наука , а точнее - совокупность наук , изучающих производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

Главная задача экономической науки - ведение эффективного хозяйства и пути его достижения, оптимальное использование ресурсов. Попробую расшифровать. Вопросы экономики как науки следующие:

  • что производить;
  • как производить;
  • кто будет это производить;
  • для кого это будет производиться.

Функции экономики.

  1. Познавательная функция: сбор сведений, фактов, их изучение, анализ и систематизация знаний.
  2. Методологическая функция: разработка эффективных методов и инструментов хозяйствования.
  3. Критическая функция: выявление достижений и недостатков в экономической деятельности, и их анализ.
  4. Практическая функция (она же прагматическая или прикладная): применение разработанных методов на практике.
  5. Прогностическая функция: прогнозирование экономического развития нашего общества.
  6. Образовательная функция: предоставление знаний по экономической практике и теории, консультирование по вопросам экономики.
  7. Идеологическая функция: создание мировоззренческой системы , обеспечение моральной уверенности человека в будущем.
ВАРИАНТ 5

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1 . Что относится к экономической сфере жизни общества?

А2 . Суждение: «Не спрашивай старого - спрашивай бывалого», - является результатом

А3 . Верны ли следующие суждения о морали?

А. Моральные нормы возникли с появлением государства.

Б. Одним из признаков морали является добровольность выполнения ее требований.

А4 . Хранение документов, видео- и фотоматериалов, представляющих личную и общественную ценность, является непосредственной задачей

А5 . Принцип: «Спешите делать добро», - является

А6 . Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия предполагает возможность общения человека с Богом.

Б. В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.

А7 . К дефициту государственного бюджета непосредственно ведет

А8 . И в рыночной, ив командной экономике


  1. существует товарный дефицит

  2. устанавливаются хозяйственные пропорции

  3. ведущие позиции занимает государственная собственность

  4. труд является товаром
А9 . В стране М. все стиральные порошки производятся на трех предприятиях-гигантах. Крупные предприятия поглощают мелкие и в других сферах производства. В этом проявляется процесс

А10 . Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?

А. Экономическая сфера помимо производства, обмена, распределения материальных благ включает и их потребление.

Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.

А11 . Отличительным признаком нации как этнической общности является

А12 . В 90-е годы прошлого века в нашей стране появились новые социальные группы, связанные с частной собственностью. Среди этих групп

А13 . Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. Ссора между приятелями служит проявлением социального конфликта.

Б. Противоречия интересов рабочих и предпринимателей могут вызвать социальный конфликт.

А14 . Палатой. Федерального Собрания в России является

А15 . В Италии президента страны избирает парламент. Ответственность за издаваемые им акты лежит на министрах, которые их предложили. Эти факты характеризуют политический строй Италии как республику

А16 . Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме?

А. При тоталитаризме государственный контроль не распространяется на сферу экономики.

Б. В условиях тоталитаризма государство запрещает деятельность любых партий.

А17 . Что является административным проступком?

А18 . Что относится к полномочиям Правительства Российской Федерации?

А19 . Вернувшись с работы домой, гражданин обнаружил, что его квартира ограблена. Куда необходимо обратиться гражданину?

А20 . Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

А. Все законы, принимаемые в государстве, не должны противоречить Конституции.

Б. Предложения о поправках в Конституции может вносить только Президент.

Часть 2

В1 . В приведенном списке указаны черты сходства выборов и референдума и отличия выборов от референдума.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.


  1. является (ются) выражением народовластия

  2. проводится (ятся), как правило, регулярно

  3. служит формой демократии

  4. предполагает выдвижение кандидатов

В2 . Найдите в приведенном ниже списке позиции, связанные с совершением преступления, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

Ответ: ___________________

В3 . Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.

Ответ: _______________

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 - С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Безработица

Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни уходят сами в поисках более интересной или лучше оплачиваемой работы. Есть те, которых увольняют. Есть и такие, кто впервые выходит на рынок труда (это относится в первую очередь к молодежи). Все эти разновидности объединяются понятием «фрикционная безработица».

Бывает и так, что спрос на некоторые виды профессий резко уменьшается. Чаще всего это возникает из-за изменений спроса на товары и услуги и, как следствие, спроса на рабочую силу. В результате немало людей, не способных быстро овладеть другими навыками, оказываются в числе безработных. Например, много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы вследствие изобретения станков, на которых изготавливаются бутылки. Этот тип безработицы называют структурной. Число безработных растет и в определенной фазе экономического цикла, в условиях кризиса производства. Такая безработица называется циклической. При этом распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения.

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он возникает тогда, когда количество ищущих работу равно числу свободных мест. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, возникает дефицит спроса и как следствие безработица. С другой стороны, при избыточном спросе ощущается нехватка рабочей силы. В такой ситуации уровень безработицы ниже естественного уровня.

Таким образом, определенный уровень безработицы неизбежен. Некоторые экономисты и социологи рассматривают это явление даже как положительное, оздоровляющее и стимулирующее развитие экономики в целом.

По кн. К. Макконел, С. Брю «Экономикс». М., 1995. С. 158-159
С1
С2
С3
С4
С5 . В 80-е годы прошлого века средний уровень безработицы в США составлял примерно 10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» - 5%, а в возрастной группе 16-19 лет - 23%. Какое положение текста иллюстрируют эти данные? Опираясь на обществоведческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из причин столь высокого уровня безработицы среди молодежи.
С6

Ключи Вариант 5 .

Часть 1


№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

1

А11

1

А2

3

А12

2

А3

2

А13

2

А4

3

А14

3

А5

3

А15

3

А6

3

А16

4

А7

1

А17

1

А8

2

А18

2

А9

3

А19

3

А10

3

А20

1

Часть 2

№ задания

Ответ

В1

1324

В2

134

ВЗ

1221

В4

5

Часть 3
С1 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Ответ:




Балл

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) основные типы безработных;

2) естественный уровень безработицы;

3) оценка безработицы как экономического явления.

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.


Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

2

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

1



0

Максимальный балл

2

С2 . Какие виды безработицы выделяют авторы? Укажите три вида.

Ответ:


Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Должны быть указаны следующие виды безработицы:

1) фрикционная;

2)структурная;

3) циклическая.


Указаны три вида безработицы

2

Указаны любые два вида безработицы

1

Указан любой один вид безработицы, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

С3 . Каким категориям людей угрожает фрикционная безработица? Укажите три категории.

Ответ:

С4 . Чем, по мнению авторов, характеризуется естественный уровень безработицы? Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите два конкретных примера ситуаций, при которых безработица в той или иной стране была существенно выше естественного уровня.

Ответ:


Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

1) характеристика естественного уровня безработицы: количество ищущих работу равно числу свободных мест

2) два примера ситуаций, при которых уровень безработицы

выше естественного, допустим:

Экономический кризис в странах Запада в конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века,

Радикальная перестройка в экономике восточноевропейских стран в 1990-е годы. Могут быть приведены другие примеры.


Дана характеристика, приведены два корректных примера

3

Дана характеристика, приведен один корректный пример, ИЛИ приведены два корректных примера без характеристики

2

Дана характеристика, ИЛИ приведен один корректный пример

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

3

С5 . В 80-е годы прошлого века средний уровень безработицы в США составлял примерно 10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» - 5%, а в возрастной группе 16-19 лет - 23%. Какое положение текста иллюстрируют эти данные? Опираясь на обществоведческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из при чин столь высокого уровня безработицы среди молодежи.

Ответ:


Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) положение текста: «распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения»;

2) причина высокого уровня безработицы среди молодых, например:

Недостаток опыта;

Низкая квалификация;

Активные поиски лучшей работы;

Завышенные ожидания.

Могут быть указаны другие причины.


Приведено положение, указана причина

2

Приведено положение текста ИЛИ указана причина

1

Ответ неверный- или отсутствует

0

Максимальный балл

2

С6 . В тексте отмечается, что некоторые исследователи рассматривают безработицу как положительное явление. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

Ответ:


Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенным подходом

2) приведены два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия может быть указано, что

Конкуренция на рынке труда заставляет работников повышать свою квалификацию.

Утрачивая одну работу, человек может найти другую, более привлекательную для себя;

в случае несогласия с приведенной позицией может быть указано, что

Наличие большого количества людей, незанятых в производстве, снижает темпы его роста, ведет к экономическим потерям;

Люди, которые долгое время не могут найти работу, теряют свою квалификацию;

Состояние безработного отрицательно влияет на настрой человека, отражается на отношениях с близкими.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).


Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента

2

Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента

1

Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

Микроэкономика имеет дело с клиентами, доходами, ценами, рентабельностью и т.д. Макроэкономика имеет дело с экономикой в целом, Валовым Внутренним Продуктом (ВВП) и др. понятиями, которые освещаются в газетах под рубрикой «экономика». Микроэкономика более полезна для руководителей, а за макроэкономикой следят, в основном, инвесторы.

2. Закон предложения и спроса — фундамент экономики

Всякий раз, когда наблюдается рост поставок какого-либо товара, его цена снижается, и всякий раз, когда спрос на товар растет, цена увеличивается. Таким образом, когда у вас есть избыточное производство пшеницы, цены на продукты питания должны снижаться, и наоборот. Например, в России, во время неурожая гречки, цена на этот продукт выросла на 400- 500%, пока рынок не насытился новым урожаем.

3. Предел полезности

Всякий раз, когда у вас растёт количество чего-либо, то возможности его использования уменьшаются. Например, прибавка в 10 000 рублей к вашей месячной зарплате 30 000 рублей вас больше обрадует, чем тогда, когда вы зарабатываете 1 млн. в месяц. Это широко используется в ценообразовании товара.

4. Валовой Внутренний Продукт (ВВП)

Является основной мерой размера экономики. Он равен сумме доходов всех людей или сумме рыночной стоимости всех товаров и услуг, производимых в этой стране. Например, крупнейшая экономика мира – США, имеет ВВП на уровне около 14 трлн. долларов. Это означает, что каждый год в США производится товаров и услуг на 14 трлн. долларов.

5. Темпы роста экономики

Рост экономики обычно измеряется в темпах роста объёма ВВП, темпах роста на душу населения, темпах роста производства основных отраслей экономики. Темпы роста экономики рассчитываются на основе данных за предыдущий и последующий год, в процентах.

6. Инфляция

Вы наверное заметили, что цены на большинство продуктов питания сейчас выше, чем в прошлые годы. (измеряется в процентах) — это «экономические весы» показывающие, насколько товары и услуги в совокупности выросли в цене по сравнению с прошлым годом. В странах с развитой экономикой годовая инфляция составляет около 2%, что означает, что в среднем цена на товары и услуги поднимается на 2% каждый год. В России, по официальным данным, инфляция в этом году составила 6%. Основополагающая роль Центральных Банков состоит в том, чтобы корректировать инфляцию и удерживать её на низком уровне (но не в отрицательных значениях).

7. Процентные ставки

Когда вы кредитуете кого-то, вы вправе ожидать возврата денег и дополнительного дохода. Этот доход и называется процентом. Процентная ставка является именно той мерой, которая определит, какой доход вы получите. Краткосрочная процентная ставка обычно устанавливается Центральным Банком. В США в настоящее время он близок к нулю, в России – 8,25%. Долгосрочная процентная ставка устанавливается рынком и зависит от уровня инфляции и долгосрочных перспектив экономики. Механизмы, применяемые центральными банками для управления краткосрочными процентными ставками называется . Высокие процентные ставки выгодны для инвесторов, а низкие процентные ставки выгодны для конечного потребителя. Так например ипотечный кредит в развитых странах ЕС вам обойдется не более чем в 3% годовых, т.к средняя процентная ставка в развитых странах европы не более 2%.

8. Как связаны между собой процентные ставки, инфляция и рост экономики

Существует обратная зависимость между процентными ставками и ростом экономики, и прямая зависимость между процентной ставкой и уровнем инфляции. Таким образом, когда вы увеличиваете процентную ставку, инфляция, как правило, растёт. Одна хорошая новость, а другая плохая. Поэтому существует определённая напряженность в обществе во время объявления процентной ставки. В США краткосрочные процентные ставки устанавливает , и это является главной экономической новостью в стране.

9. Налогово-бюджетная политика

Правительство в большей или меньшей степени может влиять на экономику, регулируя расходы бюджета страны. Одной из форм регулирования расходов бюджета является налоговая политика. Если правительство тратит больше, то это может привести к повышению спроса, а значит, к росту цен. Рост цен приводит к разгону инфляции. Инфляция, в свою очередь, вынуждает правительство увеличивать расходы. Таким образом, правительства стараются тратить больше в периоды низких темпов роста и низкой инфляции и сокращать расходы в периоды высоких темпов роста и высокой инфляции.

10. Цикличность экономики

Рыночные экономики имеют тенденцию подъема и спада с периодичностью около 7 лет. В начале цикла происходит бурный рост, затем попадание в топ, потом следует сокращение, ведущее к (период отрицательного роста и/или рост безработицы) и наконец, снова подъём.

Когда вы занимаетесь каким-либо видом деятельности, вы, как правило, сравниваете ее с лучшими альтернативными вариантами. Например, когда вы в пятницу вечером мучаетесь над проектом, то наверняка не раз думаете: «А не пора ли мне заняться, чем либо другим.» Альтернативный вариант (в данном случае вечеринка с друзьями) имеет больший вес, и таким образом этот вариант намного привлекательнее вашего проекта. Переход на альтернативную деятельность выражается в «альтернативной стоимости » — стоимость того, чем вы пожертвовали.

Например, поход в ночной клуб имеет альтернативную стоимость, равную сумме средств, потраченных на данное мероприятие и количеству средств, которые человек мог получить, если бы вместо клуба пошёл на работу. Если стоимость входа в клуб равна 500 руб., еда в клубе (ужин) стоит 1500 руб., напитки стоят 1000 руб., то поход в клуб обойдётся в 3000 руб. Если не идти в клуб, то экономия составляет 3000 руб. Но кушать надо в любом случае, поэтому средства тратятся на ужин дома (пусть это будет 500 руб.). Общая экономия 2500 руб. Если человек провел в клубе 5 часов, а час его работы стоит 250 руб., то потенциальный дополнительный заработок составляет 1250 руб. Общая альтернативная стоимость равна 3750 руб.

12. Сравнение преимуществ

Допустим, вы работаете в области интернет-технологий и в один прекрасный день клиент спрашивает, можете ли вы сделать для них веб-сайт. Следует ли вам заняться этим веб-сайтом или вам выгоднее передать эту работу вашему другу? Какое будет ваше решение? Разумный человек должен рассчитать, сколько времени потребуется на создание сайта и определить, может ли он за этот период времени заработать больше на запуске более выгодного проекта. Затем, подсчитав все «за» и «против», он может оставить заказ у себя или передать другу, который, возможно, сделает сайт более эффективно.

Если ваш друг согласился сделать сайт более эффективно, то вы, в этом случае, упустили эту возможность в виду различных обстоятельств. Это называется теорией сравнения преимуществ . Ваш друг имеет здесь преимущество, а вам не имеет смысла заниматься этим делом. Народы, предприятия и люди должны делать только те вещи, которые у них получаются лучше, а остальное отдавать другим.