Инвентарный номер объекта недвижимости пример. Как присвоить инвентарный номер основному средству

Одним из обязательных условий ввода в эксплуатацию основного средства на любом производстве является присвоение ему инвентарного номера . О том, как этот процесс происходит, каким нормативным актом регламентируется, и какие сведения зашифрованы в этом номерном знаке, пойдет речь в статье.

Присвоение инвентарных номеров основным средствам

Итак, нумерация необходима для контроля использования имущества, отслеживания его перемещений, сохранности и правомерности выбытия. Нумеруют объект в процессе приема на учет перед тем, как начать использовать в производстве. После присвоения номера он становится инвентарным или единицей учета ОС.

Основные аспекты определения активов, подлежащих присваиванию инвентарных номеров, перечислены в п. 45 Инструкции (пр. Минфина РФ № 157н от 01.12.2010). Нумеруются все движимое и недвижимое имущество, объекты, находящиеся в эксплуатации, на консервации или в резерве, стоимостью, превышающей 3 тыс. руб. Исключение составляет лишь библиотечный фонд, все позиции которого нумеруются без ограничений в стоимости.

Общие требования к процессу нумерации ОС изложены в вышеуказанной Инструкции и Методических указаниях по бухучету ОС (пр. Минфина РФ № 91н от 13.10.2003 с дополнениями). К ним относятся, например, такие условия:

  • инвентарный номер не должен повторяться, т.е. нескольких объектов, пронумерованных одинаково, в компании быть не должно;
  • при сочленении единого объекта из нескольких элементов всему комплексу присваивается один инвентарный номер;
  • номера присваиваются в соответствии с порядком числового ряда;
  • инвентарный номер объекта не может измениться при перемещениях внутри одной фирмы, прикрепленный к активу при принятии к учету, он остается за ним в течение всего периода нахождения в организации;
  • инвентарные номера не сохраняются при выбытии, например, реализации. Компании, приобретающие ОС, присваивают объектам номера в соответствии с разработанной внутрифирменной методикой;
  • за арендованными ОФ инвентарные номера могут сохраняться (на усмотрение арендатора).

Порядок присвоения инвентарных номеров основных средств

Законодательством не предусмотрен какой-либо определенный порядок формирования инвентарного номера. Поэтому компаниям дано право разработать его самостоятельно и закрепить в УП . Как правило, при составлении последовательности цифр инвентарного номера ориентируются на удобство работы с ОФ и принятые алгоритмы производственных шифров. Например, в крупных компаниях с разветвленной сетью обособленных подразделений и цехов в номерные значения обязательно включают информацию о балансовом счете/субсчете, филиале размещения объекта, цифровое обозначение цеха, коды отделов и т.п.

Задаваясь вопросом, как присвоить инвентарный номер основному средству, опираются на выделение оптимальной вариации номера, по которому будет проще и быстрее отследить использование объекта в компании. Например, последовательность цифр может быть такой:

  1. балансовый счет;
  2. код филиала компании;
  3. номер цеха, используемый во внутрифирменной номенклатуре;
  4. отдел, где размещен объект;
  5. порядковый номер объекта.

В зависимости от действующих в компании критериев, в инвентарный номер может быть зашифрована и другая информация: амортизационная группа, к которой принадлежит объект, территориальный код размещения подразделения и др.

Если фирма небольшая и используется в ней всего несколько объектов ОФ, то правильным будет присвоить им инвентарные номера по порядку: 01, 02, 03 и т.д. Регистрируют их в журналах учета инвентарных номеров, которые формируются в автоматическом режиме или ведутся от руки.

Как отмечалось выше, до 1 января 2013 г. (в переходный период) положения Закона о кадастре недвижимости не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В отношении этих объектов осуществляется государственный учет в порядке, установленном на 1 марта 2008 г., для государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (ч. 2 ст. 43 Закона о кадастре недвижимости). При этом здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства, учтенные ОТИ (БТИ) до 1 марта 2008 г. и учитываемые ими в переходный период (с 1 марта 2008 г. до 1 января 2013 г.) считаются учтенными в ГКН (ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
Ввиду особой социальной значимости жилых помещений предусмотрен государственный учет жилищного фонда, включающий технический учет жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и паспортизацию - оформление технических паспортов жилых помещений, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям (ч. 5 ст. 19 ЖК). Порядок государственного учета жилищных фондов всех форм собственности (частного, государственного, муниципального) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (п. 1 ст. 12, ч. 4 ст. 19 ЖК). К компетенции органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления отнесено ведение учета соответствующего государственного и муниципального жилищного фондов (п. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 14 ЖК). То есть законодательство субъекта РФ (либо муниципального образования) не может регулировать порядок технического учета (технической инвентаризации и паспортизации) жилых помещений всех форм собственности на территории данного субъекта РФ (муниципального образования).
В настоящее время порядок государственного учета и технической инвентаризации регулируют следующие нормативные акты:

  1. Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 (далее - Положение об учете жилищного фонда);
  2. Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 (далее - Положение о техническом учете и инвентаризации);
  3. Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденная приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 3;
  4. приказ Минэкономразвития России от 17.08.2006 N 244 "Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества;
  5. приказ Минэкономразвития России от 08.09.2006 N 268 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства" (далее - Правила ведения ЕГРОКС).

Для государственной регистрации технический учет - не только описание характеристик недвижимости, но и подтверждение юридического факта создания (существования) объекта права.
Согласно п. 12 Положения о техническом учете и инвентаризации сведения ОТИ (БТИ), полученные при технической инвентаризации и государственном техническом
учете (далее - техническая инвентаризация и учет), используются при:

  1. государственной регистрации прав;
  2. ведении государственного статистического учета;
  3. определении размера налога на имущество;
  4. внесении в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
  5. ведении реестра федерального имущества.

Пунктом 6 Положения о техническом учете, установлено, что техническая инвентаризация и учет подразделяются:

  1. на первичную техническую инвентаризацию и учет;
  2. техническую инвентаризацию и учет изменений характеристик объектов капитального строительства.

Техническая инвентаризация и учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц. По результатам инвентаризации оформляется технический паспорт объекта, который является основой для ведения ЕГРОКС.
По общему правилу технический учет проводится по результатам технической инвентаризации. Исключение - первичный технический учет многоквартирных домов и объектов капитального строительства (как с расположенными в них помещениями, так и без таковых), введенных в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., а также индивидуальных жилых домов, построенных после 1 марта 2008 г., на которые имеется проектная документация (п. 8 Положения о техническом учете и инвентаризации). В этих случаях по выбору заявителя первичный учет может быть осуществлен без проведения технической инвентаризации. К заявлению о проведении технического учета прилагаются:

  1. для многоквартирного дома и помещений в нем - копия разрешения на ввод в эксплуатацию, поэтажный план с экспликацией и размерами помещений, ситуационный план размещения дома в границах земельного участка (оформленные по требованиям к проектной документации);
  2. для индивидуального жилого дома - поэтажный план с экспликацией и размерами помещений, ситуационный план размещения дома в границах земельного участка, описание конструктивных решений, включая материал стен (оформленные по требованиям к проектной документации);
  3. для объекта капитального строительства нежилого назначения - копия разрешения на ввод в эксплуатацию и ситуационный план размещения объекта в границах земельного участка, для учета помещений в нем - также и поэтажный план с экспликацией и размерами помещений (оформленные по требованиям к проектной документации).

В результате первичного учета выдаются кадастровые паспорта указанных объектов, а также помещений в многоквартирных домах и объектах нежилого назначения. Если на территории субъекта РФ действуют Правила ведения ЕГРОКС*(49), то для технического учета без первичной инвентаризации оформляются технические паспорта на основании представленных заявителем документов.
Техническая инвентаризация, а также выдача физическим и юридическим лицам документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливается законодательством РФ (п. 10 Положения о техническом учете и инвентаризации). Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 8 Положения об учете жилищного фонда).
Так, распоряжением Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 13.12.2005 N 50-Р "Об утверждении отпускных стоимостей на работы по технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности" (в ред. от 29.12.2009) утверждена стоимость работ по технической инвентаризации зданий, сооружений и земельных участков. Техническая инвентаризация в Москве стоит 20,3 руб. за кв. м (10,3 руб. за кв. м свыше 1000 кв. м.); технический паспорт квартиры - 890 руб.; кадастровый паспорт здания, сооружения - 443,24 руб., помещения - 140,24 руб. плюс графическая часть - 1,3 руб. за кв. м.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 615 установлен предельный максимальный размер платы за выдачу органом или организацией, осуществляющими хранение учетно-технической документации о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, государственный технический учет которых осуществлен до дня вступления в силу Закона о кадастре недвижимости (1 марта 2008 г.) или в переходный период его применения (до 1 января 2013 г.), кадастрового паспорта такого объекта недвижимости: для физических лиц - 500 руб., для юридических лиц - 1000 руб.
Согласно п. 16 Положения о техническом учете и инвентаризации сведения об объектах капитального строительства предоставляются по заявлениям (запросам):
а) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности);
б) наследников по закону или завещанию;
в) правоохранительных органов и судов (по находящимся в них в производстве делам);
г) органов государственной власти и местного самоуправления (по объектам на соответствующей территории);
д) налоговых органов (по объектам на территории их ведения);
е) органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения);
ж) учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
з) иных органов и лиц, определенных законодательством РФ.
Если иное не установлено законодательством, сведения и документы об объектах технического учета и инвентаризации предоставляются в течение месяца со дня обращения собственника объекта (владельца, балансодержателя, наследника и их представителей) (п. 17 Положения о техническом учете и инвентаризации).
Правила выдачи технического паспорта объекта капитального строительства и кадастрового паспорта объекта недвижимости различаются по срокам и кругу лиц.
В переходный период, установленный Законом о кадастре недвижимости до 1 января 2013 г., ОТИ (БТИ) обязан выдать кадастровый паспорт ранее учтенного им здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства в течение 10 дней по запросу любого лица за плату, размер которой устанавливается субъектом РФ (ч. 9 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
При этом никто не вправе требовать от собственника ранее учтенного в ОТИ (БТИ) объекта недвижимости или от иного лица проведение плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации (переучета, повторного описания, формирования и т.п.) в связи с выдачей кадастрового паспорта или в связи с регистрацией права на объект (ч. 10 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2004 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" установлено, что:
1) техническую инвентаризацию осуществляют организации (органы),
аккредитованные Роснедвижимостью;
2) государственный технический учет должна осуществлять Роснедвижимость и ее территориальные органы (после принятия нормативных актов, определяющих порядок государственного технического учета).
В настоящее время Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Роснедвижимость упразднена, а ее функции переданы Росреестру.
В соответствии с п. 7.1.19, 7.1.40 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 05.10.2009 N 395*(51), территориальные органы Росреестра наделены функциями по аккредитации ОТИ (БТИ) и ведению государственного технического учета объектов капитального строительства (в регионах, в которых введены Правила ведения ЕГРОКС) (см. следующий подпараграф).
В тех субъектах РФ, на территории которых Правила ведения ЕГРОКС не действуют, техническую инвентаризацию и технический учет осуществляют ОТИ (БТИ). Учтенные ими объекты считаются учтенными в ГКН (ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
Как установлено п. 7 Положения о техническом учете и инвентаризации, при осуществлении технического учета объекту присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
Кадастровый номер зданиям, сооружениям, помещениям может быть присвоен только при постановке объекта на учет в ЕГРОКС (п. 10, 17 Правил ведения ЕГРОКС). Если объекту недвижимости (зданию, сооружению, помещению) кадастровый номер в установленном порядке не присвоен, то это не является препятствием для государственной регистрации. Регистрирующий орган в таком случае самостоятельно присваивает условный номер в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона о регистрации прав и Инструкцией Минюста о присвоении условных номеров объектам недвижимости. Объекты, которым присвоен условный номер при государственной регистрации прав, считаются учтенными в ГКН (ч. 1 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости). Таким объектам кадастровый номер присваивается без участия правообладателя при включении сведений о нем в соответствующие разделы ГКН:

  1. в порядке передачи сведений в ГКН в переходный период до 1 января 2013 г. (ч. 4 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости);
  2. при получении органом кадастрового учета запроса о выдаче информации по объекту (ч. 6 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).

Учет изменений характеристик объектов. В соответствии с п. 9 Положения о техническом учете и инвентаризации техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица. По результатам технической инвентаризации изменений осуществляется государственный технический учет в связи с изменением характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.

Вопросы присвоения инвентарных номеров объектам основных средств являются одновременно одними из самых простых и самых сложных. Простых – поскольку нормативные правила присвоения инвентарных номеров можно сформулировать буквально в нескольких предложениях. А сложных – так как довольно часто именно в применяемом учреждениями порядке присвоения инвентарных номеров специалисты контролирующих ведомств выявляют ошибки. Об этом рассказывается в материале.

Учреждение, осуществляющее спортивную подготовку лиц, обязано организовать их материально-техническое обеспечение, в том числе спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, за счет средств, выделенных организации на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке (пп. 7 п. 2 ст. 34.3 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ).

Спортивный инвентарь – это предметы и приспособления, необходимые для осуществления физкультурно-спортивной деятельности во время занятий различными видами спорта. Большинство предметов спортивного инвентаря в целях бухгалтерского учета относятся к категории основных средств (то есть материальных объектов имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенных для неоднократного или постоянного использования в процессе деятельности учреждения).

Как известно, единицей учета основных средств является инвентарный объект.

В соответствии с п. 46 Инструкции № 157н каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 3 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер. Данный порядок применяется независимо от того, находится объект в эксплуатации, запасе или на консервации.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении. Инвентарные номера выбывших с балансового учета инвентарных объектов основных средств вновь принятым к учету объектам не присваиваются.Рассмотрим типичные ошибки практикующих специалистов при присвоении и проставлении инвентарных номеров.

Ошибка 1. Неправильная структура номера

Специальных требований к формированию инвентарных номеров ни в Инструкции № 157н, ни в иных нормативных правовых актах не содержится. Поэтому учреждения могут самостоятельно разработать порядок формирования инвентарных номеров и отразить данные правила в учетной политике.

Обычно в структуру инвентарного номера включается та информация, которая необходима учреждению для оперативного учета объектов нефинансовых активов, например, код вида деятельности, где используется объект, код синтетического счета, код аналитического счета, порядковый номер.

Первая и довольно распространенная ошибка – невыполнение требований к структуре инвентарных номеров, зафиксированных в учетной политике – допустим, если согласно требованиям учетной политики инвентарный номер должен состоять из 10 знаков, а присвоенный объектам инвентарный номер состоит из 14 знаков (см. материалы, опубликованные на официальном сайте Чунского районного муниципального образования: www.chuna.irkobl.ru, путь: Контрольно-счетная палата / Результаты контрольных мероприятий / Отчет № 01-16/06 от 14.11.2014).

Ошибка 2. Неверный выбор способа проставления инвентарного номера

Основные способы проставления присвоенных основному средству инвентарных номеров названы в п. 46 Инструкции № 157н. В данном нормативном документе сказано, что присвоенный объекту инвентарный номер должен быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов путем прикрепления к нему жетона, нанесения на объект учета краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки.

Таким образом, перечень способов проставления инвентарных номеров является открытым, и практика показывает, что достаточно часто специалисты учреждений распечатывают данные об инвентарных номерах на бумаге и приклеивают их скотчем. Такой способ часто применяется при проставлении инвентарных номеров на стационарные объекты: скамейки в игровом зале, столы для настольного тенниса и пр.

Однако у проверяющих указанный подход часто вызывает возражения. Считается, что в таком случае можно говорить о том, что инвентарные номера нанесены способом, не обеспечивающим их сохранность, то есть нарушаются требования п. 46 Инструкции № 157н – см., например, информацию, размещенную на официальном сайте Череповецкого муниципального района (www.cherra.ru, акт контрольного мероприятия контрольно-счетного комитета Муниципального собрания Череповецкого муниципального района от 05.10.2012 № 33).

Ошибка 3. Присвоение инвентарных номеров при отсутствии такой необходимости

В Инструкции № 157н предусмотрено две ситуации, когда в присвоении отдельных инвентарных номеров предмету спортивного инвентаря нет необходимости. Во-первых, как мы указали выше, это низкая стоимость объекта. Во-вторых, имеет значение классификация объекта как сложного основного средства или основного средства с принадлежностями.

Предметам спортивного инвентаря стоимостью до 3 000 руб. инвентарный номер не присваивается. Однако об этом часто забывают. В качестве примера можно привести материалы одной из проверок, проведенных Контрольно-счетной палатой г. Саратова. Специалисты контролирующего ведомства установили, что на балансе учреждения в составе основных средств числились объекты стоимостью до 3 000 руб., в том числе утяжелители, эспандер, гантели. В нарушение п. 46 Инструкции № 157н данным объектам были присвоены уникальные инвентарные номера – см. информацию, опубликованную на официальном сайте (www.kspsaratov.ru, путь: О палате / Деятельность палаты / 2013 / Информация о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения здравоохранения «Центр восстановительной медицины и реабилитации»).

Основные правила по учету сложных основных средств или основных средств с принадлежностями сводятся к следующему (п. 45 и 46 Инструкции № 157н).

Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов.

В случае наличия у одного конструктивно-сочлененного объекта нескольких частей – основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Но если по комплексу конструктивно-сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный объект учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

В случае если объект основного средства является сложным (комплексом конструктивно-сочлененных предметов), то есть включает в себя обособленные элементы (конструктивные предметы), составляющие вместе с ним единое целое, на каждом таком элементе (конструктивном предмете) должен быть обозначен инвентарный номер, присвоенный основному средству (сложному объекту, комплексу конструктивно-сочлененных предметов).

Несмотря на простоту и логичность данных нормативных правил, у учреждений физической культуры и спорта могут возникать проблемы при их применении в отношении предметов спортивного инвентаря.

Типичный пример – баскетбольные щиты. Согласно приложению «Баскетбольное оборудование» к Правилам вида спорта «баскетбол» (утверждены Приказом Минспорттуризма РФ от 12.05.2010 № 482) в игровом зале устанавливается две конструкции щитов, каждая из которых должна состоять из следующих частей:

– один щит;

– одна корзина с кольцом, прикрепленным к щиту;

– одна сетка;

– одна опора, поддерживающая щит;

– обивка.

У практикующих специалистов может возникнуть вопрос, как присваивать инвентарные номера в отношении данных предметов. Практика показывает, что желание «перестраховаться» и зафиксировать в учете как можно большее число мелких основных средств чревато возникновением претензий со стороны проверяющих.

Так, по материалам одной из проверок деятельности учреждений в качестве нарушения контролирующим ведомством было зафиксировано следующее. В нарушение п. 41, 45, 47 Инструкции № 157н учреждением были присвоены разные инвентарные номера приспособлениям, числящимся в бухгалтерском учете (9 баскетбольным кольцам, 9 баскетбольным сеткам, 9 баскетбольным щитам), которые фактически представляют собой 9 самостоятельных инвентарных объектов – см. материалы, опубликованные на официальном сайте Саратовского муниципального района www.saratov.sarmo.ru, путь: Финансово-правовая сфера / Контрольно-ревизионное управление / Деятельность КРУ 2015 / Акт контрольно-ревизионного управления Саратовского муниципального района Саратовской области по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Дубки Саратовского района Саратовской области»).

Ошибка 4. Принятие решения о невозможности проставления инвентарного номера

Как прямо сказано в п. 46 Инструкции № 157н, при невозможности обозначения инвентарного номера на объекте основных средств в случаях, определенных требованиями его эксплуатации, присвоенный ему инвентарный номер применяется в целях бухгалтерского учета с отражением в соответствующих регистрах бухгалтерского учета без нанесения на объект основного средства.

В отношении многих объектов спортивного инвентаря есть соблазн применять данный пункт и не обозначать инвентарные номера. Можно ли говорить о том, что требования эксплуатации спортивного инвентаря для командных игр делают невозможным проставление инвентарного номера? Материалы проверок деятельности учреждений не всегда позволяют ответить на данный вопрос положительно.

На практике невозможность обозначения инвентарного номера в случаях, определенных требованиями эксплуатации, чаще всего связана с тем, что проставленный номер постоянно стирается и его нужно восстанавливать или же от проставления номера объект может испортиться. Классический пример – посуда (сковороды, кастрюли), условия эксплуатации которой предполагают нагрев до высоких температур.В таком случае при принятии посуды к учету в качестве основных средств специальная комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов вправе определить, что с учетом особого порядка инвентарные номера на такие категории основных средств не наносятся, а только лишь отражаются в регистрах бухгалтерского учета.

Однако, на наш взгляд, в отношении спортивного инвентаря данный подход следует применять с осторожностью. В противном случае велика вероятность возникновения претензий специалистов контролирующих ведомств при проверках.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Важным аспектом контролирующих функций в бухгалтерии является присвоение инвентарных номеров объектам имущества. Делается это для того, чтобы облегчить учет и избежать путаницы, которая непременно возникнет, будь у компании чуть больше сотни непронумерованных объектов. Каким именно имущественным группам присваиваются инвентарные номера, и как это сделать – тема настоящей публикации.

Инвентарный номер: особенности

Итак, в целях обеспечения сохранности имущества фирмы, контроля его эксплуатации и состояния, объекты нумеруют. Однако присвоить инв. номер можно не каждому предмету. Обязательно нумеруются:

  • Объекты основных фондов, т.е. имущество, эксплуатируемое более 12 месяцев (сооружения, оборудование, транспорт, мебель и др.);
  • Нематериальные активы, т.е. программные продукты, бренды и др.;
  • Непроизводственные активы (природные ресурсы – водные, земельные, лесные и т.п.).

Существует определенный порядок: инвентарный номер присваивают в процессе принятия объекта к учету, после чего он становится инвентарным объектом. Коды указывают в актах приемки объекта, учетных карточках. Не подлежат нумерации предметы ценой до 3000 руб., исключение составляют библиотечные фонды, объекты которого нумеруются сплошным порядком.

Что обозначает инвентарный номер

Законодателем не оговорен порядок присвоения номеров. Компании разрабатывают его самостоятельно, закрепляя в учетной политике. При этом соблюдаются условия:

  • Порядка числового ряда;
  • Уникальности номера, т. е. без дублирования кода.

Небольшие фирмы вправе использовать простую нумерацию (1,2,3 и т.д.). Крупные разрабатывают регламент составления инвентарного номера, учитывая структурность производства. В нем, например, зашифрованы коды:

  • Филиала компании;
  • Структурного подразделения;
  • Кода внутри подразделения и др.

Как присвоить инвентарный номер

Особенности этой процедуры регулирует приказ Минфина РФ от 13.10.2003 №91н, утверждающий Методические указания по учету ОС (п.1 п/п 11). Отдельному инвентарному объекту присваивают один номер, который обязательно наносится на объект: краской, креплением металлического жетона или другим методом. Номер должен быть понятным, хорошо читаемым. Если объект нематериален (например, лицензионная программа) и в ходе использования нет возможности зафиксировать на нем номер, то отражают его только в бухгалтерской документации.

На объекты-комплексы, состоящие из нескольких единиц с разными сроками полезной эксплуатации, каждой части присваивают отдельный номер. Если же в комплекс входят единые объекты с одинаковым СПИ, то весь объект числится под одним номером.

Инвентарный номер, присвоенный одному инвентарному объекту неизменен на протяжении всего периода нахождения в компании, однако, как правило, не передается другому предприятию, например, при продаже имущества. Компания, приобретающая такой объект, присваивает ему инвентарный номер в соответствии с собственной нумерацией.

Номер выбывшего объекта обычно не присваивают вновь поступающему имуществу, выдерживая пять лет после факта выбытия.

Законом не предусмотрено объединение нескольких единиц под одним номером, но внутренний учет фирмы приемлет этот способ учета. При поступлении нескольких однотипных объектов (например, компьютеров) бухгалтер фирмы может объединить их под одним номером.

Инвентарный номер: пример присвоения

Нумеруют объекты в соответствии с кодами, применяемыми на предприятии.

Рассмотрим, как присвоить инвентарный номер мебели.

Локомотиворемонтным заводом закуплена производственная мебель, предназначенная для обустройства кабинета с коммутаторным оборудованием – специальный шкаф из композитных материалов. Он передан в цех эксплуатации, являющийся подразделением № 3 филиала ОАО РЖД - Дирекции тяги № 2. Допустим, что номер объекта по внутрицеховому перечню – 12536. Последний присвоенный инвентарный номер - 0251.

Шкаф относится к 4-й амортизационной группе «Инвентарь производственный и хозяйственный». Конечный код будет, например, таким – 23125360252, т.е.:

  • 2 – код филиала;
  • 3 – код подразделения;
  • 12536 – № объекта внутри цеха;
  • 0252 – порядковый номер объекта в компании.

Инвентарный номер - это уникальный номер, присваиваемый каждому объекту основных средств при принятии к учету. Такие номера необходимы для целей ведения бухучета в целом и для контроля за сохранностью ОС в частности (п. 11 Методических указаний по бухучету ОС , утв. Приказом Минфина от 13.10.2003 N 91н).

Если объект состоит из нескольких частей и для них установлен общий срок полезного использования, то ОС присваивается единый инвентарный номер. Если же у разных частей разные сроки полезного использования, то они учитываются как разные инвентарные объекты со своими инвентарными номерами.

Как присваивается инвентарный номер

В Методических указаниях нет каких-либо особых требований к порядку формирования инвентарных номеров. Соответственно, в небольших организациях можно использовать хоть ряд натуральных чисел: 1, 2, 3 и т.д.

Вместе с тем, в инвентарные номера можно добавлять и буквенные коды, которые будут нести дополнительную информацию об объекте ОС. К примеру, указывать, к какому отделу (подразделению, сектору, цеху) он относится. Допустим, отдел логистики можно обозначить, как «ОЛ», а отдел маркетинга, как «ОМ». Тогда инвентарные номера могут выглядеть так: ОЛ-01, ОЛ-02, ОМ-01, ОМ-02 и т.д.

Также в инвентарный номер можно «зашить» и иную информацию, допустим, год постановки на учет ОС.

Как наносится инвентарный номер

Обозначить инвентарный номер на объекте можно разными способами: нанести краской (несмываемыми чернилами, маркером), прикрепить металлический жетон, приклеить нестирающуюся этикетку и т.д. Сегодня при нанесении номеров используются также штрихкоды. В любом случае номер должен быть таким, чтобы его невозможно было изменить или удалить с объекта.

Инвентарный номер сохраняется и не подлежит изменению на протяжении всего периода «жизни» объекта в организации. И даже после выбытия ОС в течение 5 лет его инвентарный номер не рекомендуется присваивать новому объекту.

В каких документах фигурируют инвентарные номера

Инвентарные номера указываются в первичных документах по учету ОС: в акте по форме ОС-1, в инвентарной карточке ОС-6, а затем и в акте о списании ОС-4. При инвентаризации номера с объектов сличаются с номерами в аналитическом учете.