Что значит отпевать покойника. Как проходит отпевание в церкви? Как проходит отпевание

ООО «РИТУАЛ СИТИ» окажет комплекс ритуальных услуг жителям Москвы и Московской области.

Мы понимаем вашу растерянность и горе, а потому возьмем на себя все хлопоты по организации и проведению похорон. Наш агент приедет к вам на дом, чтобы в спокойной обстановке вы смогли обсудить все организационные вопросы в соответствии с вашим бюджетом.

  • Оформление разрешительных документов.
  • Заказ катафалка и иного транспорта.
  • Помощь по захоронению или кремации.
  • Сопровождение траурной процессии.
  • Выбор похоронных и религиозных товаров.
  • Бронирование зала для прощания.
  • Организация поминальной трапезы.

Наш центр ритуальных услуг окажет помощь при любой ситуации. В случае смерти близкого дома, в больнице, на работе или общественном месте, а также за пределами Московской области и за границей. Мы окажем юридическую и психологическую поддержку. Соберем необходимые для погребения документы, займемся организацией похорон.

Последняя дань уважения

Многое сотрудники агентства «Ритуал Сити» в Москве могут выполнить самостоятельно. Например, доставить в морг документацию, одежду, религиозные принадлежности. Проконтролировать выдачу тела, кремацию в отсутствии заказчика. Получить прах, оформить заказ на родственное захоронение. Но есть моменты, в которых участие родственников необходимо - это выбор гроба (мусульманского ящика), памятника, венков. Возможно, именно эта процедура станет последней данью уважения к усопшему, его прошедшей жизни, его останкам.

Выбирайте в бюро похоронных услуг любой автомобиль: дорогой катафалк или более скромным, отвечающим запланированному бюджету. Заказанный транспорт можно украсить траурными лентами, цветочными композициями. На сайте ритуальных услуг можно заказать траурные принадлежности: ленты, подушки, покрывала, одежду, тапочки для усопшего. В каталоге присутствуют универсальные и религиозные модели, подходящие православным, мусульманам, иудеям. Воспользуйтесь опытом церемониймейстера. Закажите оркестр, отпевание или арендуйте сингуматор, оборудование для опускания гроба в могилу.

02.11.2013

Сейчас в Церкви обсуждается проект соборного документа «О христианском погребении усопших». Заочное отпевание - одна из церковных практик, которая вызывает дискуссии. Мы попросили высказать свое мнение об этом виде отпевания священников из Москвы, Киева, Тобольска и Лиссабона.

Протоиерей Владимир Диваков, секретарь Московской епархии, настоятель храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, Москва:

− Практика заочного отпевания совершенно необходима, потому что не всегда у родных есть возможность организовать обычное отпевание.

Если человек утонул, погиб при пожаре, во время каких-то стихийных бедствий или умер в отдалении, за рубежом, у родственников нет возможности предать его земле так, как они бы того хотели и как бы это подобало сделать. Но если они знают, что он был православный христианин и сами хотят вознести о нем молитвы, возможностьсовершения заочного отпевания исключать никак нельзя.

Другое дело, нельзя допускать, чтобы заочные отпевания были поставлены «на поток», когда их заказывают, например, только из-за того, что дорого и проблематично везти тело усопшего в храм. Это совсем другая ситуация.

Но есть и худшее явление: когда при моргах случайные лица, которые запрещены в служении или которые никогда не были в сане, предлагают совершить отпевание, чтобы родные не тратились на дорогу до храма. Русский народ доверчивый, видя человека в облачении, люди думают, что перед ними священник, и соглашаются, а в итоге над усопшим совершается не отпевание, а какое-то невнятное бормотание. И это явление намного хуже,чем практика заочных отпеваний.

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татьяны при МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва:

− В обсуждаемом документе сказано о практике заочного отпевания абсолютно правильно, но слишком абстрактно. Действительно, это наследие советского прошлого, когда люди боялись открытого исповедания, боялись, что узнают о том, что усопший и его родственники – «тайные» верующие и т.д. В исключительных случаях это вполне правомерно. У меня, как и у многих священников, был опыт заочного отпевания. Например, один из прихожан нашего храма был летчиком-испытателем, который сгорел вместе с самолетом на испытании. Родственники заказали отпевание, и у меня не было аргументов, чтобы им отказать.

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского собора в Елохове, Москва:

− Документ о христианском погребении усопших мы обсуждали со священниками нашего благочиния, и у нас оказалось много вопросов по поводу возможности категорического запрета совершать заочные отпевания.

Безусловно, такой запрет не может иметь места, потому что у нас до сих пор имеют место случаи, когда человек гибнет в море, при пожаре или во время альпинистского восхождения. Есть люди, которые пропали без вести и о которых понятно, что они не вернутся домой живыми. Если у нас не будет заочного отпевания, как мы сможем их отпеть?

К сожалению, сегодня практика заочного отпевания принимает порой неблагочестивые формы и превращается в некий «обряд с заговоренной землей».Как известно, после совершения обычного отпевания покойного предают земле, а после заочного родственникам отдают немного земли, над которой священник произнес молитвы. И часто можно услышать такой диалог: «Можно заказать у вас заочное отпевание?» − Можно». – «А когда прийти за землей?». Человеку неинтересно присутствовать на отпевании, участвовать в нем, его цель – получить эту «заговоренную землю», чтобы, как говорят люди, «запечатать гроб», обставить правильно некий обряд. В связи с этим чин заочного отпевания обрастает массой суеверий, словно это какое-то магическое действо, а ведь цель отпевания – собрать любящих людей, друзей, родственников у гроба усопшего, чтобы они могли услышать как бы последнее обращенное к ним слово покойного (ведь часть погребальных песнопений говорится от лица усопшего), вместе помолиться, примириться с человеком за то, что не уделяли ему должного внимания, долго не видели, позволяли вмешиваться в отношения с ним ошибкам, обидам и ссорам… Это в какой-то степени чин прощения, которое испрашивают у усопшего у его гроба.

А сегодня родственники в очень редких случаях собираются, чтобы помолиться на заочном отпевании.

И так как отпевание приходится совершать священнику одному в пустом храме, возникает порочная практика, когда он копит заочные отпевания, чтобы совершить их одним списком, а бывает, ждет реального «очного» покойного, чтобы к его отпеванию присовокупить имена заочных.Все это совершенно убивает смысл отпевания, а ведь когда-то монашеская братия именовала отпевание Таинством.

Бывает, человек заказывает заочное отпевание, потому что покойный стал ему сниться. И когда спрашиваешь, в чем цель, оказывается, что ему хочется просто чтобы покойный от него отстал, перестал являться и мучить. То есть человек стремится облегчить существование не покойному, а себе.

Отдельная группа проблем, о которых также должно быть сказано в документе, касается отпеваний в моргах. Недавно ко мне обратилась женщина, которая заказала отпевание мамы при морге, и пришла в ужас, потому что отпевание совершалось молниеносно быстро, так что, когда оно началось, стало ясно, что это совсем не отпевание. Отпевания при моргах часто превращаются в своеобразный марафон: непонятно кто отпевает покойных за 10-12 минут. Женщина, которая пришла ко мне, была в совершенно расстроенных чувствах, и, выслушав ее, я надел епитрахиль, взял кадило и совершил заочное отпевание ее усопшей мамы.

Игумен Арсений (Соколов), настоятель храма Всех святых, Лиссабон:

− Хорошо известно, что это новая традиция, не соответствующая общему церковному преданию. Ее начало восходит к послевоенному времени, когда родственники погибших отчаялись ждать пропавших без вести солдат. Думаю, заочное отпевание допустимо только в тех случаях, когда невозможно очное, когда неизвестно, где находится тело покойного христианина. Я уже много лет живу на берегу океана. Очень часто сообщается о погибших в водной стихии, и не всегда спасательные службы находят их тела. Что делать, если родственники попросят отпеть утонувшего и не найденного? Это тот случай, когда заочное отпевание допустимо. Заочное отпевание − крайнее исключение, оно не должно быть нормой.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев), старший помощник ректора Киевской духовной академии по учебно-методической работе, клирик академического храма Рождества Богородицы, Киев:

− Появление проекта документа, который посвящен христианскому погребению усопших, очень своевременно, ведь общеизвестно, сколько недопустимых искажений понимания этого действия имеет место не только среди мирян, но даже среди духовенства.

В проекте документа указываются две практики, требующие внимательного рассуждения, − так называемое «заочное отпевание» и кремация.

Сразу следует уточнить, что в идеале ни того, ни иного быть не должно, но реалии жизни вносят свои коррективы, и задача священнослужителей состоит в том, чтобы свести к минимуму всевозможные неверные мнения и практики, касающиеся погребения.

Когда речь идет о заочном отпевании, считаю важным разъяснить верующим, что отпевание не носит магический характер: отпел – душа упокоилась, не отпели – душа мучается. При таком подходе, кроме неверного понимания сути обряда, само отпевание понимается как обязательное, но все-таки частное дело родственников умершего. От этого теряется осознание того, что у верующего, члена Церкви, не может быть частного дела, ибо все, что происходит в Церкви, – общее дело, объединяющее, а не разделяющее.

Принцип единения пронизывает всю жизнь Церкви. В последованиях многих Таинств, особенно Крещения, видно, что соборный разум Церкви мыслит совершаемое не как частное событие, но как дело всей общины, всей Церкви. Такое понимание распространяется и на отпевание умершего. Достаточно вчитаться в текст чина погребения, чтобы понять насколько этот текст не согласуется с заочным отпеванием! Призыв посмотреть на умершего, понять значение человека, осознать человеческую слабость, которая появилась в силу грехопадения, и засвидетельствовать веру в Бога, который воскресит всех в судный день – вот смысл этих строк. При заочном отпевании слова звучат как бы в пустоту. Они становятся беспредметными.

Нередко бывает вопиющие неблагоговение: люди просят совершить заочное отпевание кого-то из своих родственников, но сами при этом не остаются!

«Заочное отпевание» должно быть исключением. Это вынужденная практика, которая должна совершаться только в тех случаях, которые очень верно указаны в проекте документа.

Протоиерей Андрей Дудченко, клирик Спасо-Преображенского собора, Киев :

− На мой взгляд, практика заочного отпевания допустима исключительно в тех случаях, когда не было возможности совершить чин отпевания над телом покойного. В обсуждаемом документе эти моменты как раз оговорены. Кроме того, в современной практике заочное отпевание порой благословляется совершать в отношении лиц, самовольно ушедших из жизни, если архиерей сочтет это возможным, − как правило, это касается тех случаев, когда руки на себя накладывает душевнобольной или человек в состоянии тяжелого аффекта. Хотелось бы, чтобы в документе была дана оценка и этой практике.

Из пастырских соображений мне видится правильным акцент документа на важности собирания родственников и близких покойного за заочное отпевание. Это отпевание называется заочным по причине отсутствия тела покойного, но не родственников! Учитывая обстоятельства нашей действительности, когда большинство населения крайне редко посещает храм и еще реже слышит проповедь священника, каждое отпевание является во многом уникальной возможностью для священника донести евангельское слово до круга родственников и близких покойного. Следует прилагать все усилия, чтобы проповедь на отпевании звучала не формально, но чтобы священник искал слова, которые помогут «достучаться» до сердец собравшихся людей.

Протоиерей Михаил Денисов, преподаватель Тобольской духовной семинарии, настоятель храма Семи отроков Эфесских, Тобольск:

− В настоящее время полностью отказаться от практики заочного отпевания невозможно, потому что у нас пока нет храмов в каждом населенном пункте, и у православных не всегда есть возможность пригласить священника на отпевание. Присутствие родственников, конечно, желательно, но не всегда возможно. Бывают случаи, когда человек одинок, родственников нет, его похоронили, а отпеть просят сердобольные соседи. Или, например, человек умер в доме престарелых…

Заочное отпевание также оправдано, когда воцерковившийся человек просит отпеть своих давно умерших родственников, погребенных без отпевания. В Сибири это часто бывает, потому что храмов при советской власти здесь было крайне мало, а во многих районах вообще не было.

Подготовила Ольга Богданова

Уход из жизни родного человека всегда становится огромным потрясением для его близких. Скорбь и боль, организация похорон, суета и заботы – всё это в одночасье наваливается на родственников усопшего. Они подавлены и растеряны и порой просто не знают, что делать в этой ситуации.

Но сколь тяжёлым не было бы ваше состояние, необходимо достойно проводить покойного в последний путь. А значит, все организационные моменты должны соответствовать религиозным обычаям и традициям. Одно из обязательных мероприятий в православной культуре – отпевание усопших.

Отпевание – важнейший обряд, позволяющий предоставить душе покойного Царствие Небесное. Если проанализировать суть церемонии, можно прийти к выводу, что это коллективные усилия родственников, которые молятся об усопшем и его спасении. Согласно канонам Православной церкви, каждого ждёт страшный суд, где решается его судьба. После него душа отправляется либо в Райские кущи, либо на вечные муки. Принято считать, что именно коллективная молитва близких способна склонить чашу весов в нужную сторону.

Само по себе отпевание усопших не является пропуском в рай. Ритуал не может решить судьбу человека в ином мире, его место определяет праведность поступков при жизни.

Практически во всех религиях смерть считается лишь промежуточным этапом между земной и вечной жизнью. Естественно, что для родственников усопшего сложно смириться с горькой утратой. Однако для истинных христиан мысли о спокойствии души выходят на первый план.

Отпевание по усопшему проводится священником, который читает разрешительную молитву. Эта молитва освобождает покойного от всех данных при жизни клятв и обещаний. Благодаря ей усопшим отпускаются грехи, о которых они когда-либо умолчали и не покаялись на исповеди. Текст молитвы вкладывается в правую руку покойного. После отпевания усопший отпускается в лучший из миров.

Отпевание усопшего обычно проводится на третьи сутки после его смерти. Сам обряд занимает 20-30 минут. Отпевание можно проводить как в стенах храма, так и дома. Иногда церемонию отпевания усопших организуют в траурном зале при морге или на кладбище.

На девятый день после смерти душа вновь возносится на поклонение к Богу. И близким опять нужно молиться за её благополучие и прощение всех грехов. То же самое предстоит и на сороковой день после смерти.

В православной вере принято совершать особое поминовение усопших в течение всего года. Панихиды совершаются по Родительским субботам.

Отпевание, как и другие христианские ритуалы, невозможно представить без особых символов. Во время отпевания усопшего все присутствующие на церемонии держат в руках зажжённые свечи. Они символизируют свет и радость, победу над мраком и вечную жизнь. Свечи – это выражение светлой любви к умершему и спутники доброй молитвы о его спасении.

При отпевании чело усопших украшается бумажным венчиком. Это символическое украшение обозначает победу над страданиями, искушениями и страстями. По принятым канонам после отпевания покойного ждёт заслуженная награда.

Отпевание проводится с особым настроем и усердием. Родственники молятся о покойном, творя дела милосердные.

В православной традиции существует заочное отпевание усопшего. Проводится оно в тех случаях, когда тело покойного по каким-либо причинам недоступно. Это могут быть военные действия, пожары, наводнения и т.д. Сегодня процедура заочного отпевания не менее востребована, чем в прошлые столетия. И тому есть объективные причины: отдалённость населённых пунктов от храмов и дороговизна транспортных расходов.

Именно затраты на перевозку гроба с телом покойного иногда становятся непреодолимым препятствием для многих верующих. Поэтому священнослужители практически всех храмов готовы провести обряд отпевания усопшего дома или даже на кладбище.

Заочное отпевание по усопшему заказывается до похорон. В храме необходимо предоставить свидетельство о смерти. Здесь же можно получить венчик, разрешительную молитву и горсть земли. Священнослужители подробно расскажут о ритуалах, которые нужно обязательно выполнить.

ООО «Горслужба-Ритуал» - ваш надёжный помощник в организации похорон. Мы понимаем, что в этот скорбный период близкие покойного находятся в сложном психологическом состоянии и нуждаются в особой поддержке. Квалифицированные специалисты агентства помогут вам подготовиться к церемонии прощания, взяв на себя часть утомительных забот. Обратившись к нам, вы можете рассчитывать на оперативное и качественное оказание услуг.

Организация похорон – это целый комплекс траурных мероприятий. При их подготовке мы учтём особенности вероисповедания и национальные традиции вашей семьи. Если усопший при жизни был православным, агенты компании позаботятся о том, чтобы ритуал отпевания был проведён в соответствии с принятыми канонами.

Наши специалисты подберут храм, где можно провести отпевание усопшего. Если вы предпочитаете, чтобы ритуал отпевания совершался дома, в траурном зале морга или на кладбище, мы позаботимся, чтобы священник прибыл в указанное вами место.

Консультанты агентства ответят на интересующие вас вопросы. Уточнить все нюансы и заказать отпевание усопших можно по телефону

Для большинства людей, смерть близкого человека - это всегда стресс. Предстоит сделать множество дел для погребения новопреставившегося, соблюсти многие сложившиеся обычаи. Необходимо позаботиться и о душе усопшего, ведь нет среди людей - безгрешных, а следовательно, нам необходимо приложить все свои усилия, что бы помочь своему близкому тем, чем мы, пока еще, можем помочь.

Очень важно провести чин отпевания, и не абы как, а так, что бы с того была ожидаемая польза усопшему. Сейчас отпевание предлагают «провести» не только в церквях, но допустимо ли это? Правильно ли вы поступите, согласившись отпевать в каком то «специально обустроенном помещении», даже если вам это будет более удобно? Что бы ответить на этот и другие вопросы - необходимо понять что такое чин отпевания, чем он может быть полезен усопшему близкому, и в каком случае он будет бесполезен. Давайте разберемся, что к чему и как это сделать!
А для этого необходимо узнать (а кому то - вспомнить) следующее:

Что называется отпеванием?
Отпеванием называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. Отпевание – это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поется. Правильное название отпевания – «последование мертвенное». Проведение этого чинопоследования свидетельствует о том, что умерший принадлежал православной общине, и теперь люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь. Если умерший был членом Православной Церкви, если он занимался своей духовной жизнью, если он исповедовался и причащался (хотя бы иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины – Церковь может его напутствовать.

Очень важно! Где может происходить отпевание?
Отпевание должно совершаться в храме. В исключительных случаях это чинопоследование совершается прямо на могилах (раньше это допускалось во время ведения военных действий или эпидемий). Но сейчас войны, слава Богу, нет! Иногда отпевание может совершаться и дома. Но, если уж хоронят верующего, то, что мешает родственникам принести его тело в храм – дом Божий? Ведь душе приятно и отрадно находиться там! Кстати, с давних времен по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь.

Есть ли разница между отпеванием и панихидой?
Панихида - это заупокойная молитва об умершем. Она может совершаться и до отпевания, и после. Чинопоследование, которое называют отпеванием, совершается над усопшим единожды, в день его погребения.

Может ли панихида быть гражданской?
Гражданской панихиды не бывает. «Гражданская панихида» – это бессмысленное, нелепое нагромождение слов. Это примерно то же самое, что и «гражданский военный». Возникает вопрос, так он гражданский или военный? Ведь гражданских военных не бывает. В безбожные годы слово «панихида» украли из церковного словаря и приспособили под гражданские нужды. На самом деле такое мероприятие было бы логичнее называть церемонией светского прощания. Или светской церемонией прощания с покойным.

Является ли отпевание «пропуском в рай»?
Это просто безобразное, дикое, оскорбительное, практически магическое восприятие отпевания. Люди, которые так воспринимают это чинопоследование, вообще не понимают того, что происходит. Как мы уже говорили, во время отпевания все присутствующие должны соборно молиться о том, чтобы душа прошла те испытания, с которыми она неминуемо сталкивается после смерти. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей. Именно поэтому Церковь призывает верующих бороться со страстями, изменять себя в лучшую сторону. Молитвы, произносимые во время отпевания, очень помогают душе, утешают ее. Но ни в коем случае нельзя думать, что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Это ложное понимание смысла отпевания. Это дерзкое навязывание Богу своих желаний и представлений. Бог принимает во внимание нашу любовь, выраженную в наших молитвах (в т.ч. и в отпевании), милостыне, милосердии. Но вершит Суд именно Он, а не мы. И, самое главное, что надо понять, отпевание – это не автоматическое прощение грехов! Отпевание освобождает усопшего от обременявших его грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, после чего душа его примиряется с Богом и ближними, и затем отпускается в загробную жизнь.

Как проходит отпевание?
У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины. То есть, если человек преставился во вторник до полуночи, то хоронить его принято в четверг, а если в субботу, то в понедельник.
Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и ангелов. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.
В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего с поклоном обходят гроб с телом.

Что близкие могут сделать для душ родственников, которые умерли неверующими?
Ради грешной души близкого человека мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего близкого с Богом. При этом надо помнить о том, что президент не ждет каждого из нас, а вот Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что, нет причины для отчаяния. Наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких.

Что надо делать во время отпевания?
Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом. Любовь определяется степенью жертвенности человека. Как доказать свою любовь? Потрудись для души того, кто сам уже не может для нее потрудиться. Любой человек может почитать Псалтирь о новопреставленном. Читать надо по кафизме в день, и не просто механически читать, а стараться понимать то, о чем читаешь – это первое. Второе –– это Акафист по единоумершему, который имеет уникальное содержание. Его тоже следует читать после того как прочитали Псалтирь, в течение сорока дней. А в некоторых случаях, если есть такая возможность, можно читать Псалтирь и Акафист вместе. Например, утром Псалтирь, а вечером Акафист. И, конечно, читать эти дивные молитвы нужно не лежа на диване, а серьезно, с пониманием того, перед Кем ты их читаешь. И, конечно, по возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно это, а не выворачивающие душу демонстративные и не демонстративные проявления скорби, является настоящим показателем любви к умершему.

Что делать родственникам умершего, если они не знают, был ли он отпет?
Само по себе отпевание не определяет судьбу человека в инобытии, и не является пропуском в рай. Так что, если родственники не знают, отпет ли их близкий, пусть искренне молятся и творят за него дела милосердия.

Что означают свечи, которые держат в руках присутствующие на отпевании люди?
Символы торжества над смертью содержатся не только в одеждах священника. На отпевании люди всегда держат в руках зажженные свечи. Почему? Потому что свет - символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, свет – это выражение светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. И, конечно, свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом…

В тексте использованы материалы из статьи Архимандрита Августина (Пиданова).