Замок ричарда львиное сердце, киев. Замок ричарда львиное сердце. Замок Ричарда — Львиное сердце

Одно из наиболее знаменитых зданий Андреевского спуска, да и всего Киева - замок Ричарда . Этот дом построенный в стиле английской неоготики и напоминающий средневековый замок имеет поистине таинственную историю.

История создания

Замок Ричарда был построен в 1902-1904 года по заказу киевского промышленника Дмитрия Орлова, который планировал сделать из здания доходный дом и сдавать квартиры внаем. Однако в 1911 году Орлов неожиданно умер - был застрелен, и его вдова продала дом на аукционе из-за накопившихся долгов.

Новый владелец сдал квартиры жильцам, но они вскоре в страхе покинули дом - жуткие завывания и стоны разносились по всем помещениям, казалось дом кишит приведениями. Причиной звуковов оказалась система вентиляции и печного отопления.

Через некоторое время дом облюбовали киевские художники. На верхних этажах располагались мастерские Фотия Красицкого, Ивана Макушенко, Григория Дядченко и других художников и скульпторов. С тех пор и вплоть до национализации это строение постоянно меняло владельцев. С установлением советской власти дом национализировали, и его комфортабельные апартаменты перестроили в многонаселенные коммуналки.

После распада Совесткого Союза в 90-е годы появились зарубежные инвесторы которые хотели сделать в замке Ричарда гостинницу, но сотрудничество так и не сложилось - дом по сей день стоит пустым.

Легенды

Рассказывая о «средневековом замке», некоторые горожане не без гордости сообщают, что, дескать, английский король, живший в 12 веке, прославившийся своей отвагой и вошедший в историю как Ричард Львиное Сердце, действительно бывал в этом замке.
Придется разочаровать тех, кто свято верит в эту красивую легенду.

Итак, обратимся к фактам. Согласно документам, Замок Ричарда появился на Андреевском спуске в 1902-1904гг., а земельный участок вместе с домом принадлежит киевскому подрядчику Дмитрию Орлову. Именно по его заказу техник-строитель А. Краусс возвел в стиле английской неоготики, для родового дворянства замок с остроконечными шпилями и зубчатыми стенами, крытой галереей — лестницей, ведущей во внутренний дворик, подходил как нельзя лучше, но любопытно то, что изначально дом сроился как доходный (в начале XX века Киев переживал период бурного градостроительства: деревянные, большей частью одноэтажные строения сносились, а на их месте строили высотные по тем меркам и просторные апартаменты, которые владелец после сдавал внаем). Вот и Орлов решил вложить деньги в это весьма доходное дело, однако судьба распорядилась иначе. Подрядчик Орлов, занимаясь строительством на Дальнем Востоке, был застрелен в 1911 г., и после его неожиданной смерти дом был вскоре продан.

И тут начинается самое интересное…

Сразу же после того, как новый владелец доходного дома сдал квартиры внаем, по Киеву распространились леденящие душу слухи о том, что в замке на Андреевском спуске поселилась нечистая сила. Слухи были вызваны путающими звуками в печных и вентиляционных трубах, которые возникали всякий риз, как поднимался ветер. Киевские обыватели были буквально парализованы страхом. Наиболее решительные угрожали разнести проклятый дом по кирпичику, уничтожив таким образом и привидения, и их ужасные голоса.
Только благодаря вмешательству одной незаурядной личности, как гласит киевское предание, в этой истории произошел спасительный для всех перелом. Одним из жильцов дома № 15 был профессор Киевской духовной академии, известный историк Степан Тимофеевич Голубев. Именно ему легенда приписывает роль смельчака-спасителя. Поговаривают, что однажды, донельзя утомленный заунывным воем в трубах, Голубев сунул руку в дымоход, а там оказалась яичная скорлупа. Она — то и была причиной неприятных для слуха звуков: сквозь маленькие дырочки в скорлупе проходил воздух, а скорлупа играла роль резонатора. Как она попала в трубу, можно только догадываться. Скорее всего, туда ее подложили рабочие, которых чем-то обозлил подрядчик…

С установлением советской власти дом национализировали, и его комфортабельные апартаменты перестроили в многонаселенные коммуналки. В бытность в Киеве писателя Виктора Некрасова где-то в конце 60-х Замок Ричарда, как и Дом Турбиных, притягивал к себе как магнитом киевскую богему. Ведь кроме всего прочего за домом был выход на одну из крутых горок, обрамляющих Андреевский спуск, — Замковую, и оттуда открывался изумительный вид на Подол, и дальше, с панорамой всего Левого берега. Экскурсанты обычно проходили внутренним двором, а далее, поднявшись крытой лестницей и пройдя площадку перед домом, как бы мостиком соединяющую ее с верхними этажами, оказывались нос к носу с жильцами, которые оценивающие поглядывали на пришельцев. Тут же сушилось белье, а из раскрытых окон доносилась симфония кухонных запахов.
Замок Ричарда зажил интересной и совсем другой жизнью, — на радость «самой киевской из всех киевских улиц» и тех, кто ее любит.

>> замок ричарда

Одна из самых романтичных архитектурных достопримечательностей Киева – Замок Ричарда. Многие при упоминании имени Ричарда сразу же подумают об английском короле Ричарде Львиное Сердце. Но Ричард погиб во Франции весной 1199 года, а дом был построен спустя семь веков, в 1902-1904. Может, заказчиками были его потомки? Тоже нет. Откуда же это необычное название? А ведь так здание именуют не только жители, а и такое авторитетное издание, как энциклопедический справочник Киев.

История этого здания, построенного в стиле английской неоготики, полна тайн. Замок Ричарда был и хозяйским домом, и сдавался в аренду, и должен был пополнить ряды гостиниц Киева. Некоторое время автором проекта считали легендарного Владислава Городецкого, создателя знаменитого в Киеве Дома с химерами. Но к Замку Ричарда зодчий не имеет никакого отношения, хотя, необычная архитектура здания, зубчатые стены и остроконечные шпили, арочные мостики, крытая галерея, которая ведет во внутренний двор – все это напоминает проекты Городецкого.

То, что автор здания решил остаться неизвестным, скорее всего, неслучайно. Дело в том, что за год до начала строительства дома на Андреевском спуске в Киеве, журнал Строитель опубликовал проект фасада жилого здания министерства внутренних дел, который планировали построить на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге. Проект так и остался нереализованным, но фасад Замка Ричарда удивительно на него похож. Факт использования чужой идеи несомненен.

Вопрос об авторстве на сегодняшний день так и остаётся открытым. По одной из версий – автором проекта был сам хозяин усадьбы, строительный подрядчик Дмитрий Орлов. Но, учитывая очень сложный рельеф местности, трудно поверить, что дело обошлось без участия профессиональных архитекторов. В этой связи упоминаются имена архитекторов Евгения Ермакова и Андрея Краусса, но это всего лишь предположения.

Дурная слава начала сопутствовать дому ещё с момента строительства. 24 марта 1904 года по неосторожности рабочих в здании вспыхнул грандиозный пожар, и, несмотря на рациональное объяснение причин пожара, которые установило следствие, он произвёл сильное впечатление на жителей района и стали поговаривать о нечистой силе. Особенно эти слухи утвердились после того, как хозяина дома, Дмитрия Орлова убили в августе 1911 года вблизи Благовещенска, где он также занимался строительством. Плохая репутация закрепилась за домом окончательно.

Вдова Орлова осталась с пятью детьми на руках и вынуждена была продать дом. Следующие владельцы сменялись с калейдоскопической скоростью: Мария Франк, купец Анатолий Серебренников, князь Павел Урусов. С приходом советской власти здание национализировали.

Причиной такой частой смены хозяев стали душераздирающие стоны и вой, которые часто звучали в печных и вентиляционных трубах. По городу поползли слухи один страшнее другого, смельчаки грозились разнести дом по кирпичику, чтобы уничтожить логово нечистой силы.

Но, благодаря счастливой случайности, в судьбе здания произошёл перелом. Известный историк Степан Голубев, который снимал в доме квартиру №15, измученный завываниями в печной трубе, обследовал дымоход и обнаружил там причину – обычную яичную скорлупу. Видимо, строители проделали эту хитрость, использовав её как голосник. Также известно, что во время проведения реконструкции здания, строители обнаружили горлышки бутылок, вмурованные в стены – они тоже создавали эффект завывания.

Замок Ричарда

Всё дело в том, что Дмитрий Орлов не был честным подрядчиком и со строителями окончательно не рассчитался – и обиженные рабочие решили отомстить хозяину. Они добились своего, жильцы наперегонки убегали из дома, а хозяин нёс убытки, причину же никто выявить не мог.

Замком Ричарда Львиное Сердце назвал дом в 1967 году известный киевский писатель Виктор Некрасов. В очерке, посвященном дому № 13 на Андреевском спуске дом, где жил Михаил Булгаков, и где позже "прописал" семью Турбинных), именно так он назвал здание по соседству. Писатель рассказал о том, что Замком Ричарда он и его друзья прозвали дом в детстве, воюя на его ступенях и мостках. Но на самом деле всё было несколько иначе.

А всё дело в том, что в "замке" на протяжении 60 лет жил некий господин Ричард Юревич – блестящий рассказчик, выдумщик и шутник. Он был самым старым знаменитым жильцом дома, и мог рассказать многое. К Ричард Юревич держал лавку с самыми разнообразными товарами. Здесь можно было найти даже презервативы – раритетная вещь для начала 20 века. В эту лавку часто заглядывали художники и литераторы, т.к. на верхних этажах здания располагались мастесркие живописцев. Также известно, что во время оккупации фашистами Киева, в подвалах Замка Ричарда Юревич прятал в евреев, спасая их от гибели. В 1966 году, во время одной из своих прогулок, Виктор Некрасов и познакомился с Ричардом Юревичем. Они подружились, и Юревич охотно делился историями из жизни дома. Именно его шутя стал называть Ричардом Львиное сердце Некрасов. А потом распространил это прозвище и на весь дом.

Мистическая аура не покинула здание до сих пор. В это трудно поверить, но почти 25 лет это здание пустует. В 1983 году из него выселили всех жильцов, начали капитальный ремонт дома, чтобы открыть здесь ведомственную гостиницу, но дело продвигалось медленно, а в 1990 году и вовсе остановилось.

Потом, было решено вместо ведомственной гостиницы Киева открыть частную. Нашли инвестора, который вложил в строительство гостиницы 2 миллиона долларов, но дело снова остановилось.

Мистика? Кто знает. Вся улица овеяна легендами, поэтому возможно всё… Единственное, чего не хотелось бы, чтобы Замок Ричарда медленно разрушился и не оставил после себя никакого следа, как это часто происходит с историческими зданиями в наше время. Тем более вероятен такой печальный оборот событий, что в прессе и других источниках информации все настойчивее роспространяется мнение, что здание не имеет совершенно никакой архитектурной ценности...

Ведь и сам дом начал строиться в тайне от городской власти. В 1902 г. некий подрядчик Дмитрий Орлов, будучи человеком жадным, позаимствовал для своего замка проект фасада жилого дома Министерства внутренних дел в Петербурге. А сказать, что проект то краденный, не мог, вот и начал строить его «тайно - на показ». Тут конечно не обошлось без взяток в полицейском участке, где напрочь отказывались замечать строительство.

Сразу после окончание строительства в 1904 г. дом по неизвестным причинам загорелся. Столь величественную постройку, пылающую в пламени огня, тяжело было не заметить и Орлову таки пришлось уплатить по счетам.
В 1911 г. Орлова застрелили, и его жена продает дом, чтоб расплатиться с долгами.
Уже с тех времен о доме складывалась дурная слава. Жуткие стоны и завывания разносились по замку. По ночам хозяева слышали шаги и плачь детей, создавалось впечатление, что он просто переполнен нечистой силой. Дом продавали и перепродавали. Ни одни хозяева, не могли задержаться в нем надолго.
Завывания труб «Ричарда» утомляло всю улицу. Так, уставши от воя историк Степан Васильевич Голубев, решил засунуть руку в дымоход, а там оказалась яичная скорлупа, которая резонируя создавала устрашающие звуки. Как она туда попала? Вероятнее всего жадность опять сыграла злую шутку с хозяином. И обозлившись на подрядчика, рабочие отомстили.

Таинственные звуки исчезли, а легенды до сих пор витают на Андреевском спуске.
Но людей творческих привидения не пугали, а наоборот вдохновляли. Все чаще квартиры в доме снимали под мастерские художников и скульпторов. Одним из них был Федор Балавенский. Он со своими учениками создавал точные копии химер парижского собора Нотер-Дам и выставлял их в окнах. Еще больше навивая на замок ужасающий вид. И давая повод для новых историй. Так они и простояли до оккупации Киева немецкими войсками.

В годы войны мистическая аура замка оберегала от немецких солдат. Смелое архитектурное решение, построить дом на горе и вдоль нее стало одним из причин, по которой здесь постоянно организовывали явочные квартиры. С окон удобно было просматривать, кто подходит, и легко выпрыгивать и убегать. Говорят, ни один человек так и не был задержан в этом доме при облавах.
При советской власти дом перестроили под коммунальные квартиры, в которые все так же тянулась киевская богема.
И только до сегодняшних дней для многих остается загадкой - почему замок «Ричарда»? По этому вопросу тоже существует несколько ответов. Одни поговаривают, что еще маленький Виктор Некрасов, игравший на ступеньках дома с детворой, назвал его в честь героя романа «Айвенго». А может в честь Ричарда Юревича - блестящего рассказчика, выдумщика и шутника. Прожившего в этом доме около 60 лет.

В наши дни несколько иностранных инвесторов хотели вложить деньги в замок и открыть гостиницу. Но, то ли испугались привидений, то ли нашей власти, но согласие так и не было достигнуто. А пока дом стоит пустой - обрастает сказаниями.

Описание

В г.Киеве по Андреевскому спуску, 15 расположен памятник архитектуры – жилой дом XIX века, известный как Замком Ричарда Львиное сердце.

Этот дом семиэтажный дом из желтого киевского кирпича не просто построен в неоготическом стиле, он как будто бы нарочно желает со средневековым фанатизмом подчеркнуть свою готичность, и это ему вполне удается, благодаря атмосфере таинственности и множеством связанных с ним легенд.

Он виден издалека и со многих мест. Если войти в низкую, давящую дворовую арку, попадаешь в тесный каменный двор, от которого захватывает дух. Какие-то арки, своды, подпорные стены, каменные лестницы в толще стены, висячие железные, какие-то ходы, переходы, громадные балконы, зубцы на стенах... Не хватаем только стражи, поставившей в угол свои алебарды и дующейся где-нибудь на бочке в кости. Но это еще не все. Если подняться по каменной, с амбразурами лестнице наверх, попадаешь на горку, заросшую буйной растительностью, с которой открывается чудесный вид на Подол, Днепр и Заднепровье.

Здесь таинственным выглядит все. По непонятной причине у сооружения много входов и переходов, они присутствуют в каждом ярусе. Каждое помещение имеет свой вход – попасть в них можно и по передней лестнице, и через балкончик или пристройку…

Самой таинственной считается винтовая лесенка, ведущая в башню. В теле стены она упрятана так, что ее очень сложно обнаружить.

C начала ХІХ столетия владельцам усадьбы, расположенной под горой Уздыхальницей, всегда угрожали обвалы земли. До 1819 года она принадлежала киевским мещанам Леонтию и Марии Линчевским, от которых перешла к их зятьям – Адаму Гловацкому и Михаилу Саченко. С 1881 года усадьбой владели священник Григорий Михайлович Крыжановский и его дочь Надежда Григорьевна Ящуржинская, с 1889 - Антон Маленко. 1 июня 1902 года участок купил Дмитрий Борисович Орлов - сын известного киевского купца Бориса Арсеньевича Орлова и сам строительный подрядчик.

При строительстве знаменитого дома был использован эскизный проект академика архитектуры Р. Р. Марфельда, опубликованный в журнале «Строитель» за 1901 год. Он предназначался для жилого дома министерства внутренних дел на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге, но по каким-то причинам проект осуществлен не был. Кстати, имеется версия, что проект был просто выкраден Д.Б.Орловым.

Кто реализовал проект в Киеве, точно не известно. По некоторым данным, это мог сделать архитектор Андрей-Фердинанд Кондратьевич Краусс, имевший лишь скромное звание техника.

Строительные работы были начаты во летом 1902 года. В целях экономии был упрощен фасад дома, но в основном замысел остался неизменным. К весне 1904 года в доме уже трудились плотники - устанавливали оконные и дверные блоки, настилали черные полы, устанавливали простенки и внутренние лестницы. Но 24 марта из-за небрежности двух оставшихся ночевать и погибших потом рабочих произошел пожар.

Пламя полыхало так, что его было видно издалека. С рабочими за несколько последних месяцев Д.Б.Орлов так и не рассчитался. Вполне возможно, что это и стало причиной пожара, хотя эта версия доказательств не имеет.

При разбирательстве выяснилось, что Д.Б.Орлов начал строительство, не согласовав его с городскими властями, так как разрешение выдавалось только авторам проектов, дипломированным специалистам Императорской академии искусств (это подтверждает версию о краже), поэтому ему пришлось дать взятку приставу полицейской управы. Взятки отцам города сделали свое дело, и Д.Б.Орлову было присвоено звание почетного гражданина Киева.

1 августа 1911 года случилась трагедия - Д.Б.Орлов был убит неизвестными на трассе в районе Благовещенска, когда вез деньги для расчета с рабочими. Его вдове Лидии Леонидовне Орловой, оставшейся с пятью детьми, пришлось продать дом. 10 ноября того же года его купила на публичных торгах за 111,7 тыс. руб. некая Мария Илларионовна Франк. После нее владельцами были благовещенский купец Анатолий Петрович Серебренников и князь Павел Львович Урусов, сын обер-гофмейстера императорского двора. В июле 1919 года князь в последний раз застраховал свой дом на 160 тыс. рублей, а потом наступило время советской национализации.

По другой версии супруга погибшего, ставшая правопреемницей всех дел покойного, рискуя потерять последнее, решилась взять крупную ссуду и ко всеобщему удивлению завершила строительство. Так на Андреевском спуске появился новый дом-красавец, необычные архитектурные формы которого должны были привлечь внимание квартиросъемщиков и позволяли назначить высокие цены за квартиры. Кроме основного здания, в усадьбе появились еще три одноэтажные постройки - жилой флигель, торговые лавки и хозяйственные службы. Всего же здесь было 20 квартир размером от одной до пяти комнат и одна - в одиннадцать комнат.

Благодаря этому вдова Д.Б.Орлова рассчиталась со всеми долгами и займами. Все закончилось вроде бы благополучно, но вдова, как гласит легенда, пожалела денег при расчете со строителями. И те в отместку применили в доме старый и испытанный прием внесения в систему вентиляции и печного отопления каких-то известных лишь им изменений.

Результатом этой несложной процедуры стали жуткие шумы и стоны во всех коммуникациях. Жильцы, которые поспешили въехать в новый престижный дом, испытывали невыносимые страдания от подобного стресса. По Киеву пошли слухи о поселившейся в доме нечистой силе, жильцы стали разбегаться и дом перестал приносить хозяину прибыль.

Возницы с большой неохотой везли потенциальных жильцов на Андреевский спуск, а с 1912 года его стали называть «Домом с привидениями».

Зловещая репутация дома, как ни странно, привлекла к нему киевских художников, которые довольно быстро заселились в опустевшие квартиры. В верхних этажах дома имелись комнаты с фонарями естественного освещения, что было очень удобно для творческих мастерских. Здесь открываются ателье-мастерские внучатого племянника Т.Г.Шевченко, известного художника Фотия Степановича Красицкого, прекрасного акварелиста Григория КононовичаДядченко, модного скульптора Федора Петровича Балавенского, художника-педагога Ивана Семеновича Макушенко.

В конце 1905 года в квартире Ф.С.Красицкого проходили первые заседания редакции сатирического еженедельного журнала «Шершень» (выходил в январе-июле 1906 г.). В нем печатались Иван Франко, Леся Украинка, Иван Нечуй-Левицкий и другие писатели, а также сотрудничали художники Иван Бурячок, Владимир Ризниченко, Афанасий Сластион.

В феврале 1906 года полиция обнаружила в доме тайную типографию украинцев-революционеров. Были произведены аресты и изъято 6 пудов типографского шрифта и 400 оттисков революционных воззваний на украинском языке.

В одной из квартир поселился профессор Духовной академии Степан Тимофеевич Голубев, который «одолел» нечистую силу. Он первым обнаружил, что в печные трубы рядом с вытяжкой вмонтированы горшки. При малейшем движении воздуха происходит имитация стонов и завываний - таким способом строители «отблагодарили» Л.Л.Орлова за невыплату денег.

В 1920 году дом был национализирован советской властью и приспособлен под коммуналки, а в одиннадцати комнатах на четвертом этаже и в часть других располагались русский и польский детские дома. Позже здесь некоторое время размещалась еврейско-русская трудовая школа №10. Вплоть до 1983 года здание выполняло функции жилого дома.

Название у Замка Ричарда Львиное Сердце появилось в 1967 году с легкой руки известного писателя Виктора Платоновича Некрасова.

Как обнаружилось, замок был назван в честь вполне реального Ричарда – господина Юревича – блестящего рассказчика и выдумщика, который прожил в нем больше 60 лет. Он был старейшим жильцом этого дома, проживал там с 1922 года. В.П.Некрасов познакомился с ним в 1966 году и между ними завязались дружеские отношения. Ричард охотно рассказывал писателю истории из жизни замка. В шутку Некрасов называл своего друга Ричардом Львиное Сердце.

С 1983 года, после отселения жильцов, в здании начался капитальный ремонт с целью приспособления его под ведомственную гостиницу, но в 1990 году работы были приостановлены. Почти четверть века красавец-замок стоит пустой. Потом был найден инвестор, вложивший в строительство больше 2 млн долларов. С тех пор здание неоднократно меняло собственников, но, не смотря ни на что, стоит пустое. Нынче здание находится в ведении совместного предприятия «Узвіз», которое продолжает строительство гостиницы.

И уже в наше время замок преподнес еще один сюрприз. Рабочие, проводившие реконструкцию, выносили строительный мусор, в том числе и старые мраморные ванны. Одна из них, то ли из квартиры № 12, принадлежавшей в свое время С.Т.Голубеву, то ли из квартиры № 14 гласного Городской Думы В.А.Смирнова, была слишком тяжелой. Чуть позже выяснилось, что состояла она из двух стенок, плотно заполненных… царскими червонцами.