Выкуп акций оао. Принудительный выкуп акций у акционеров: новейшая судебная практика. Когда заявлять требование

Дата публикации: 2017-05-02
Рубрика:

Принудительный выкуп акций происходит тогда, когда акционерное общество вдруг решает круто изменить свою жизнь, а отдельный акционер присоединиться к этому движению не желает. Прощание должно пройти мирно и без разочарований. К сожалению, так получается не всегда.

Когда появляется право на принудительный выкуп?

  • о реорганизации общества;
  • об одобрении крупной сделки в отношении имущества стоимостью более 50 процентов балансовой стоимости активов общества;
  • о внесении изменений в устав, которые ограничивают права данного акционера;
  • о прекращении публичного статуса общества и о делистинге.

Кроме того, при принятии решений по спецвопросам, предусмотренным уставом, по которым голосуют владельцы привилегированных акций непубличного акционерного общества (пункт 6 статьи 32 ФЗ «Об акционерных обществах»), право выкупа появляется и у этих акционеров.

Право на выкуп имеют только те акционеры, которые не голосовали за принятое решение или голосовали против.

Накануне

Собирая общее собрание акционеров, совет директоров должен иметь на руках заключение оценщика о рыночной стоимости акций. Цена выкупа, как правило, утверждается на том же собрании совета директоров, на котором объявляется созыв ОСА.

В сообщении о проведении собрания акционеров указывается о появлении права требовать выкупа, о цене и порядке его осуществления.

Подразумевается, что каждый раз, когда общество включает в повестку указанные вопросы, оно обязано проводить оценку.

Случается, что об этой обязанности вольно или невольно забывают, а при созыве собрания о выкупе вовсе не упоминают. Это, однако, не лишает акционера права требовать выкупа акций. Ему придется провести оценку по своей инициативе и предъявить требование. В последующем свои расходы он сможет компенсировать.

Сколько акций можно «продать» обществу?

Закон допускает требовать выкуп как всех, так и части принадлежащих акционеру акций.

Есть уточнение для тех самых спецвопросов, о которых мы сказали выше. В этом случае речь идет лишь о выкупе привилегированных акций.

Когда заявлять требование?

Законом установлен срок – 45 дней со дня принятия общим собранием решения, послужившего основанием для выкупа. В течение этого же периода можно отозвать свое требование.

Срок пресекательный и восстановлению не подлежит.

Оспорить оценку

Вас не устраивает цена, утвержденная советом директором? Вы либо соглашаетесь остаться при своих акциях, либо заявляете требование о выкупе, одновременно оспаривая решение совета директоров о стоимости акций и требуя компенсации убытков.

Если оспорить решение совета директоров, но не заявить о выкупе – суд укажет на то, что акционер не воспользовался своим правом в установленном порядке, а выкупить акции за пределами сорока пятидневного срока нельзя.

Если же потребовать выкупа, а потом оспорить цену, можно также получить отказ в удовлетворении исковых требований. Во-первых, на момент подачи иска истец, вероятно, уже не будет акционером, то есть лишиться права оспаривать решения органов общества. Во-вторых, существует риск пропустить трехмесячный срок для оспаривания решений совета директоров.

Дела об оспаривании цены принудительного выкупа непростые и длительные. Известны случаи, когда рассмотрение спора занимало более четырех лет. Тем очевиднее, насколько конфликтны рассматриваемые ситуации и как неуступчивы все заинтересованные стороны.

Если вы столкнулись с корпоративным конфликтом, обращайтесь к адвокату Владимиру Чикину, и мы вам поможем. Пишите на или звоните по телефону + 7 499 390 76 96.

Впервые специальная процедура приобретения крупного пакета акций (более 30 % голосующих акций, составляющих уставный капитала общества) была описана Федеральным законом от 05.01.2006 г. № 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" , дополнившим Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее также – Закон об АО) новой главой XI.1 "Приобретение более 30 процентов акций открытого общества". Именно эта глава ввела понятия "добровольное предложение" и "обязательное предложение", описывающие механизм приобретения акций на основе публичной оферты.

Но вернемся в настоящее. С 01 сентября 2014 года глава 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) претерпела существенные изменения. Из ГК РФ исключили конструкции закрытых и открытых акционерных обществ, и законодательно закрепили новые организационно-правовые формы: публичные и не публичные акционерные общества . Так на какие же акционерные общества сейчас распространяются требования главы XI.1 закона об акционерных обществах в общем и статьи 84.2, определяющей основные положения относительно обязательного предложения, в частности?

Как мы помним, в соответствии со статьей 84.2 Закона об АО обязанность направить публичную оферту была предусмотрена для открытых акционерных обществ, и с учетом ныне исключенного пункта 1.1 указанного закона , начиная с 01.09.2014 г. обязательное предложение о выкупе акций в порядке статьи 84.2 закона об акционерных обществах могло быть направлено только в отношении акций публичного акционерного общества.

По правилам пунктов 1 и 2 статьи 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Однако Банк России в своем письме от 01.12.2014 г. уточнил, что " начиная с 01.09.2014 процедуры, установленные главой XI.1 Закона об акционерных обществах (добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа и требование о выкупе ценных бумаг), применяются в отношении ценных бумаг открытых акционерных обществ (до приведения их устава в соответствие с ГК РФ в редакции Закона)…", при этом добавив что "…процедура, начатая в отношении ценных бумаг открытого акционерного общества, не прекращается в связи с исключением из его фирменного наименования указания на тип акционерного общества и отсутствием у него публичного статуса".

Таким образом, регулятор обозначил перечень акционерных обществ, к которым с 01.09.2014 г. могут быть применимы (начаты) процедуры главы XI.1 Закона об АО:

  • публичные акционерные общества, отвечающие признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ;
  • акционерные общества, не отвечающие признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ, но устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (т.е. технически являющиеся публичными акционерными обществами);
  • открытые акционерные общества, которые не привели устав и фирменное наименование в соответствие с ГК РФ, обозначив, тем самым, публичный или непубличный статус.

Но отметим, что законодатель при приведении закона об акционерных обществах в соответствии с ГК РФ расширил вышеуказанный перечень, распространив действия положений главы XI.1 закона также и на ранее (до 01.09.2014 г.) открытые акционерные общества, которые исключили из своего фирменного наименования указание на тип акционерного общества ("открытое"), установив непубличный статус. Данную норму он изложил в пункте 8 статьи 27 Федерального закона 29.06.2015 г. № 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". То есть с 01.07.2015 г. перечень обществ, в отношении которых применяются процедуры главы XI.1 Закона об АО и, в частности, статьи 84.2, следующий:

Обратимся к понятию "обязательное предложение". Исходя из буквального толкования статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" обязательное предложение – это публичная оферта, сделанная лицом, которое приобрело более 30% общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций публичного общества, предоставляющих право голоса, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, и содержащая предложение акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, о приобретении этих ценных бумаг.

Отметим, что статья 84.2 закона об акционерных обществах не содержит указаний на иные общества, в которых возможна описанная в этой статье процедура. Но, как мы с вами уже выяснили, обязанность по направлению публичной оферты распространяется также на лиц, которые приобрели более 30 % голосующих акций, составляющих уставный капитал непубличного акционерного общества, которое на 1 сентября 2014 года являлось открытым акционерным обществам, открытого акционерного общества, которое не привело свое наименование в соответствие с действующим законодательством, а также формально публичного акционерного общества (не отвечающего признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ, но устав и фирменное наименование которого содержат указание на его публичный статус). Для простоты изложения далее будем использовать укрупненное понятие "акционерное общество".

Итак, у лица, которое приобрело более 30 % общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций публичного общества, предоставляющих право голоса с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, появляется обязанность направить предложение остальным акционерам о приобретении их акций. Но, если обратить внимание на пункт 7 статьи 84.2 Закона об АО, то мы видим, что законодатель ввел и два других пороговых значения: 50 и 75 % общего количества голосующих акций общества.

Как представляется, речь идет о случаях приобретения акционером, уже владеющим более 30% голосующих акций, составляющих уставный капитал, голосующих акций акционерного общества, в результате чего доля акций этого акционера превышает 50 или 75% общего количества голосующих акций этого общества (с учетом акций, принадлежащих этому акционеру и его аффилированным лицам). Т.е. ограничения, установленные пунктом 6 статьи 84.2 Закона об АО, распространяются только в отношении вновь приобретенных акций, превышающих соответствующую долю. Какие ограничения определены в указанном пункте? С момента приобретения более 30 процентов общего количества голосующих акций акционерного общества и до даты направления в публичное общество обязательного предложения (согласно пункту 1 статьи 84.2 обязательное предложение должно быть сделано в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций), покупатель и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30 процентов таких акций. При этом остальные акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, голосующими акциями не считаются и при определении кворума не учитываются. Применительно к ситуации приобретения доли акций, превышающей 50 или 75% общего количества голосующих акций акционерного общества, и до даты направления в общество обязательного предложения акционер, владеющий крупным пакетом акций, и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 50 или 75% общего количества акций соответственно.

На практике не редки случаи признания судами недействительным решения общего собрания акционеров, принятого с нарушений требований к кворуму собрания вследствие не направленного обязательного предложения, ссылаясь, в том числе, на правовые позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 14613/11, от 30 октября 2012 года № 7709/12.

Какие еще существуют негативные правовые последствия, связанные с ненаправлением обязательного предложения?

Действующее законодательство предусматривает только два последствия неисполнения лицом, которое приобрело более 30 процентов голосующих акций акционерного общества, обязанности направить остальным акционерам обязательное предложение. Первое последствие мы описали выше - это ограничение количества акций, которыми такое лицо и его аффилированные лица вправе голосовать до даты направления обязательного предложения, второе - административная ответственность в виде штрафа по статье 15.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Причем истечение годичного срока давности привлечения к административной ответственности , не освобождает такое лицо от обязанности направить публичную оферту о приобретении акций остальных акционерам в порядке статьи 84.2 закона об акционерных обществах, а также от ограничения, установленного пунктом 6.

При этом следует отметить, что в случае ненаправления обязательного предложения в установленный законом 35-дневный срок остальные акционеры общества не обладают правом на иск о понуждении лица, обязанного направить публичную оферту о приобретении акций, к исполнению такой обязанности. Данная позиция нашла широкое отражение в судебной практике (см., например: Определение ВАС РФ от 17.09.2012 г. № ВАС-11896/12 по делу № А12-12288/2011, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.06.2016 г. № Ф05-7277/2016 по делу № А40-159967/2015 , Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.05.2015 г. № Ф05-5669/2015 по делу № А40-132281/14-22-1117, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.12.2014 г. по делу № А66-1272/2014 , Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2013 г. по делу № А19-13539/2012, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.05.2013 г. № Ф03-1833/2013 по делу № А51-8475/2012, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.07.2011 г. по делу № А78-7937/2010 и др.) Во всех этих случаях суды обосновывают свое решение (отказ в удовлетворении соответствующих требований) ненадлежащим средством правовой защиты, избранным истцами, поскольку законодательством предусмотрены иные негативные последствия ненаправления обязательного предложения. Также суды сходятся во мнении, что акционеры не могут обязать это лицо выкупить принадлежащие им акции.

Но представляется, что в ближайшем будущем данная ситуация изменится. Государственной думой в первом чтении принят проект Федерального закона № 1036047-6 (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1036047-6) , согласно которому владельцу ценных бумаг общества планируется предоставить право требовать их выкупа в случае, если не сделано обязательное предложение о приобретении акций. Согласно проекту в случае неисполнения обязанности по направлению обязательного предложения, акционерам предоставляется право предъявить требование о выкупе своих акций, при этом самостоятельно определяя минимальную цену продажи акций.

Но это в будущем, а в настоящем? Какие действия на сегодняшний момент может предпринять миноритарный акционер для защиты своих интересов? Ни для кого не секрет, что миноритарии, как правило, заинтересованы в продаже принадлежащих им акций по максимально высокой цене. Причем независимо от момента их отчуждения – в рамках обязательного предложения или нет.

Поэтому, во-первых, он может оспорить цену выкупаемых ценных бумаг путем обращения с соответствующим иском в суд.

Согласно пункту 4 статьи 84.2 закона об акционерных обществах определение цены ценных бумаг, приобретаемых в рамках обязательного предложения, осуществляется следующим способом:

1) рассчитывается средневзвешенная или рыночная цена акций;

2) производится сравнение указанной цены с наибольшей ценой, уплаченной оферентом (его аффилированными лицами) при приобретении акций общества до направления публичной оферты.

В итоге цена обязательного предложения определяется как большая из двух вышеуказанных двух цен. "Такой подход фактически основывается на принципе уплаты наивысшей цены, и направлен на защиту прав миноритарных акционеров как слабой стороны в корпоративных отношениях" (из Решения Арбитражного суда Томской области от 19.01.2012 г. по делу № А67-3097/2011).

При этом не стоит забывать, что в случае определения рыночной цены акций на основе отчета оценщика, как обязывает Закон об АО, их стоимость должна учитываться в 100-процентном пакете без учета размера пакета, в составе которого проводится оценка. Такой правовой подход обозначен Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 г. № 443/11 по делу № А08-2788/2008-21).

Во-вторых, продать принадлежащие ему акции третьим лицам по выгодной цене, не акцептируя полученное обязательное предложение о приобретении акций от лица, ставшего владельцем более 30 % (50 %, 75 %) голосующих акций общества самостоятельно или с его аффилированными лицами. Причем офферент не вправе требовать признания таких сделок недействительными.

Итак, мы рассмотрели, какое развитие получил институт обязательного предложения в акционерном законодательстве России с момента его появления в 2006 году по настоящее время, затронув, к сожалению, лишь некоторые проблемные моменты.

Как мы упомянули выше, в настоящее время Государственной думой рассматривается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ)" (№ 1036047).

"Целью законопроекта является повышение уровня защиты прав акционеров при поглощении в целях установления ясного, непротиворечивого и адекватного механизма поглощения, а также обеспечение баланса интересов всех участников процедуры поглощения" – указывают в Пояснительной записке к законопроекту его разработчики. И мы надеемся, что эта цель будет достигнута.

Вступил в силу 01.07.2006 г.

См. подробнее Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

Утратил силу с 01.07.2016 г.

<Письмо> Банка России от 01.12.2014 г. № 06-52/9527 "О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации"

Дата вступления в силу Закона от 29.06.2015 г. № 210-ФЗ.

Отметим, что в соответствие с п. 7 ст. 27 Федерального закона от 29.06.2015 г. № 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" акционерное общество, созданное до 1 сентября 2014 года, устав и фирменное наименование которого на 01.07.2015 г. содержит указание на то, что оно является публичным, и к которому не применяются положения п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, определяющие признаки публичного акционерного общества, до 01.07.2020 г. обязано обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций такого общества либо внести в устав изменения, предусматривающие исключение из фирменного наименования такого общества указания на статус публичного общества.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление об административном правонарушении за нарушение законодательства об акционерных обществах не может быть вынесено по истечении одного года, а в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, в том числе, в связи с истечением сроков давности к административной ответственности.

Важнейшей особенностью осуществления сделок с акциями ОАО является обязанность лица, ставшего обладателем более 30, 50 или 75% общего количества голосующих акций общества, направить остальным акционерам обязательное предложение о выкупе у них акций (или прочих ценных бумаг, которые могут конвертироваться в акции). Делается это предложение не позднее, чем через 35 дней после занесения записи прихода по лицевому счету.

При этом в диапазонах 30% + 1 акция - 50%, 50% + 1 акция - 75%, 75% + 1 акция - 100% лицо вправе приобретать ценные бумаги без появления у него обязанности по направлению другим акционерам обязательного предложения. Оно необходимо только в том случае, если по результатам сделок при выкупе акций ОАО или по другим основаниям (например, при появлении признаков аффилированности) было превышено одно из пороговых значений (30%, 50% или 75% от числа голосующих акций).

Почему были выбраны именно эти цифры? Дело в том, что переход через данные пороги дает ту или иную степень контроля над компанией. Так, обладание 30% акций дает их держателю право провести повторное собрание вместо несостоявшегося. 50%-й пакет акций позволяет его владельцу решить различные вопросы в свою пользу на общем собрании акционеров, где требуется одобрение простым большинством голосов, а пакет в 75% - если требуется одобрение квалифицированным большинством.

Так же как и добровольное предложение , обязательное по своей сути является публичной офертой, в которой приводятся все самые важные условия сделки. А исполнение обязательства инвестора, направляющего обязательное предложение, должно быть подтверждено банковской гарантией. Отличием же является то, что направление обязательного предложения о выкупе акций - это не волеизъявление инвестора, а его обязанность, которая возникает при достижении его пакетом акций размера вышеуказанных пороговых значений.

Особенности установления стоимости акций в обязательном предложении

Цена акции, указанная в обязательном предложении, должна устанавливаться инвестором с учетом определенных требований. Так, стоимость ценных бумаг не может быть меньше их средневзвешенной цены, которая определяется по результатам проведения торгов на рынке ценных бумаг за предыдущие шесть месяцев.

Если число организаторов торговли составляет два или более, то средневзвешенная цена рассчитывается по результатам торгов всех организаторов, где данные ценные бумаги обращаются в течение шести или более месяцев.

В том случае, если рассматриваемые ценные бумаги не участвуют в торгах либо состоят в обороте в течение периода, составляющего менее шести месяцев, цена, указанная в обязательном предложении, не может быть меньше рыночной стоимости, рассчитанной независимым оценщиком. При этом оценке подлежит стоимость одной конкретной акции (либо другой ценной бумаги, конвертируемой в нее).

Если в течение шести предыдущих месяцев инвестор (либо его аффилированное лицо) приобрел или обязался выкупить акции, то их цена, указанная в обязательном предложении, не может быть ниже максимальной цены, по которой эти лица приобрели или обязались выкупить эти ценные бумаги.

Возможные сложности

Появление у крупного (мажоритарного) акционера обязанности по направлению обязательного предложения о выкупе акций, выгодно, прежде всего, мелким (миноритарным) акционерам, а также тем держателям крупных пакетов акций, которые не имеют целей по управлению акционерным обществом и, в сложившейся ситуации, заинтересованы в выгодной продаже этих ценных бумаг. Оценив все изменения, которые могут при этом возникнуть в сфере корпоративного контроля, они вправе продать принадлежащие им акции по рыночной стоимости. И это будет выгодно: ведь при появлении мажоритарного акционера у миноритариев уже не будет реальной возможности принимать участие в управлении обществом.

Однако требование об обязательном предложении, содержащееся в Законе об акционерных обществах, сильно осложнило жизнь мажоритарных акционеров. Возможность миноритарных акционеров реализовывать свои акции по рыночным ценам ведет к определенному риску для покупателей. Нужно быть готовым к тому, что инвестор, желающий, например, приобрести 40% акций открытого акционерного общества, на деле будет вынужден выкупить 100% акций ОАО. Для того чтобы избежать таких ситуаций, подобные сделки нужно структурировать на начальной стадии их проведения.

Сделать это можно следующими способами:

  • Если планируется выкуп крупного пакета акций (как правило, превышающего 50%), хорошим вариантом может быть изменение вида акционерного общества: c ОАО на ЗАО. Уведомлять кредиторов при этом не требуется. Для того чтобы сменить вид общества, необходимо всего лишь внести изменения в его Устав. Существенная сложность в данном варианте - это обеспечение лояльного голосования квалифицированным числом (более 75% акций) всех голосующих на собрании.
  • Обязательное предложение о выкупе акций не требуется и в том случае, если ценные бумаги реализуются или приобретаются между аффилированными лицами. В рамках такой схемы владелец акций не отчуждает свои ценные бумаги, а вносит их в уставной капитал общества с ограниченной ответственностью - дочерней компании. При этом у общества уже не возникает обязанности создавать обязательное предложение.
    Далее потенциальный покупатель акций приобретает все доли уставного капитала ООО и таким образом он получает возможность распоряжаться всеми акциями. Несмотря на то, что с точки зрения закона акции принадлежат дочерней компании - обществу с ограниченной ответственностью, покупатель получает полный контроль над всем пакетом акций. При этом немаловажно то, что у него не возникает каких-либо обязательств перед другими владельцами ценных бумаг.

Если же какие-либо обстоятельства делают невозможным использование приведенных двух методов, то нужно быть готовым к возможным рискам. Упор в этом случае следует сделать на управлении стоимостью проекта и планировании возможных вариантов сделки.

Идущая сейчас «большая приватизация» может привести к ситуациям, в которых закон обязывает покупателя выставить оферту на выкуп акций у миноритариев по ценам выше рыночных. Подобные предложения могут возникать и в других случаях. Что надо знать об этом?


Что такое обязательное предложение


Обязательное предложение - публичная оферта, которую мажоритарный акционер обязан направить прочим владельцам акций и конвертируемых в них эмиссионных ценных бумаг. Это предложение выкупить акции по определенной цене.

Когда мажоритарий обязан выкупать акции


Согласно закону «Об АО», обязанность выставить оферту возникает у акционера, который приобрел такой пакет, что его доля вместе с аффилированными лицами превысила 30%, 50% или 75% общего количества голосующих обыкновенных и привилегированных акций публичного общества. На это отводится 35 дней со времени внесения приходной записи по лицевому счету или же с момента, когда акционер узнал либо должен был узнать об этих событиях.

Подобного рода оферт за десять лет, прошедших с момента появления этой нормы в законе, акционерами российских компаний сделано множество. Тем не менее мажоритарные акционеры не так уж редко успешно уклонялись от этой обязанности. Способов сделать это придумано немало - от создания сложных схем владения акциями до простого игнорирования требований закона.

Это может грозить мажоритарию санкциями. Так, например, лицо, не выставившее обязательную оферту, по закону имеет право голосовать лишь акциями, не превысившими в зависимости от ситуации долю 30%, 50% или 75%. Однако если и до увеличения пакет был контрольным, то это мало что меняет.

Какова должна быть цена акций при выкупе


Цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в Банк России. Если бумаги обращаются на двух и более биржах, средневзвешенная цена определяется по результатам всех организаторов торговли, где эти акции обращаются более полугода.

В случае если акции обращаются на организованных торгах менее шести месяцев или не торгуются вовсе, их цена не может быть ниже рыночной стоимости, определенной оценщиком.

Цена также должна быть не ниже наибольшей, по которой офферент и его аффилированные лица приобретали акции в течение полугода до обязательного предложения. При поглощении компаний сделки нередко проходят по ценам выше биржевых, и благодаря этому за последние десять лет было немало оферт, выгодных для тех, кто ранее покупал акции по рыночной цене.

Однако было и множество случаев, когда мажоритарий обходил это требование, и оферта выставлялась по цене заметно более низкой, чем уплаченная им самим. Способов для этого также придумано немало. Достаточно, например, просто сильно «затянуть» с выставлением обязательного предложения.

Когда оферты можно не ждать


Обязательное предложение можно не выставлять и вовсе не обходя закон. Последний перечисляет целый ряд таких случаев. Так, это не нужно делать при учреждении и реорганизации публичного общества или преобразовании в таковое НПФ. При приобретении акций на основании ранее направленного обязательного или добровольного предложения (если оно соответствует ряду требований) в этом также нет нужды.

Есть и еще немало исключений. При передаче акций аффилированным лицам или получении долей от них, разделе имущества супругов и при наследовании. При погашении части акций и при приобретении их в результате осуществления преимущественного права на приобретение размещаемых акций. При приобретении акций лицом, оказывающим услуги по организации их размещения, при формировании имущества госкорпорации, а также в ряде других случаев. Они перечислены в п. 8 ст. 84.2 закона «Об акционерных обществах».

Приватизация 90-х привела к созданию огромного количества акционерных обществ. Работники и служащие предприятия, получавшие безвозмездно его акции или выкупавшие их, становились акционерами. Иногда их число достигало десятков, а то и сотен тысяч человек. Многие из них обещанных дивидендов так и не получили, участия в реализации своих прав, в том числе в управлении акционерным обществом, не принимали.

Со временем некоторые акционеры сменили место жительства, некоторые из них умерли, и акционерному обществу стало очень трудно проводить общие собрания акционеров. Нехватка кворума приводила к необходимости организации повторных собраний, расходы на которые для многих акционерных обществ обходились в довольно крупную сумму.

Процедура принудительного выкупа акций

Решением этой проблемы стало принятие закона «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты РФ», устанавливающего и регламентирующего процедуру принудительного выкупа акций. То есть обязательной продажи акций миноритарными акционерами владельцу более 95% акций.

Ранее законодательством РФ предусматривалось приобретение более 30% акций и только обществами, насчитывающими более 1000 акционеров. Не была разработана процедура приобретения, а также содержание уведомления о намерении приобретения акций.

Лицо, имеющее более 30% акций (более 50 или 75), обязано направить в адрес остальных владельцев акций публичную оферту о приобретении у них этих ценных бумаг. Это дает таким акционерам право на реализацию принадлежащих им небольших пакетов акций, обладающих незначительным количеством голосов. Владелец же крупного пакета акций до направления оферты имеет право голосовать только 30 (50, 75) процентами акций, остальные же имеющиеся у него акции считаться голосующими не могут и при установлении кворума не учитываются.

Принудительный выкуп акций является процедурой продажи акций миноритарных владельцев без их предварительного согласия в пользу акционера, владеющего крупным пакетом.

В РФ право объявить принудительный выкуп акций имеет владелец 95-процентного пакета акций акционерного общества. Цена выкупа устанавливается независимым оценщиком.

Права и обязанности владельцев акций

Права владельцев небольшого количества акций при этом игнорируются, мотивировав это тем, что концентрация 100-процентного пакета у одного владельца позволит более эффективно управлять компанией. Лицо, имеющее 95% пакета, обязано выслать уведомления о своем праве выкупа с указанием конкретной цены. В течение шести месяцев миноритарные владельцы акций будут иметь право на предъявление бумаг к выкупу.

Помимо этого, законом «Об акционерных обществах» определяется обязательство мажоритарного акционера выкупить бумаги по требованию миноритариев.

Принудительный выкуп голосующих акций лицом, имеющим 95 процентов таких бумаг, производится с помощью процедуры требования выкупа: акции должны быть списаны с лицевого счета владельца и зачислены на счет приобретателя в реестре без согласия акционера. Денежные средства должны быть перечислены на депозит нотариуса для последующего расчета с акционером.

Право лица на выкуп 5 процентов акций возникает только в случае, если при принятии обязательного или добровольного предложения им приобретено не менее 10 процентов голосующих акций.

Существуют разные способы, позволяющие принудительно выкупить 100 процентов акций АО. Самый распространенный - процедура эмиссии бумаг и формирование пакета, необходимого для выкупа. Целью является приобретение 95% акций для получения права на принудительный выкуп оставшегося пакета. Другим вариантом является создание управляющей компании для возможности оплаты части уставного капитала акциями эмитента-«мишени». Для закрытых акционерных обществ процедура выкупа более сложная, так как требует преобразования закрытого акционерного общества в открытое.

Процедура принудительного выкупа акций содержит много определенных нюансов и сложностей:

  • получение банковских гарантий;
  • урегулирование отношений с нотариусом;
  • опубликование необходимых сведений в средствах массовой информации;
  • проведение оценки рыночной стоимости акций;
  • расчет пакета акций и так далее.

Законом предусмотрен и государственный контроль над принудительным выкупом акций акционерных обществ. В первую очередь это касается необходимости направления требования о выкупе в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг для проверки соответствия процедуры требованиям нормативных актов.

Большая концентрация акций, находящихся в контрольных пакетах, и небольшое количество миноритариев негативно сказываются на создании предсказуемого и эффективного рынка. Компании вынуждены искать кредиты, в том числе и за рубежом, а миллионы желающих не имеют возможности вложения своих накоплений в корпорации, производящие основную долю ВВП государства.

Издание закона "Об акционерных обществах" мотивировалось тем, что полный владелец акционерного общества при полной свободе и возможности проявления инициативы более подготовлен к ведению бизнеса, будет вести дела более успешно и эффективнее, чем с участием миноритариев. А лишение граждан их собственности, в данном случае акций, если этого требуют интересы страны и при равноценном возмещении убытка, допускается Конституцией РФ. По мнению создателей закона, в экономическом росте компании заинтересован не только мажоритарий, но и все общество, и поэтому принудительный выкуп акций справедлив.

Негативные последствия принудительного выкупа акций

Однако вытеснение миноритариев и приобретение свободы единоличного управления не могут являться гарантией более высокого развития бизнеса. При изучении деятельности 100 самых крупных мировых компаний выявлено, что 83 из них имеют публичный характер (купля-продажа акций на открытом рынке), и только 17 - непубличные. Поэтому считать принудительный выкуп акций продиктованным интересами экономики нет оснований.

Массовое вытеснение лишает корпорации и их социальной миссии, так как отстраняет миллионы сограждан от возможности получения доходов, превышающих банковские депозиты. Увеличивается уровень социального расслоения населения, что признается опасным для стабильного положения общества. В связи с этим в адрес Конституционного суда поступает множество обращений о пересмотре закона о принудительном выкупе акций.

Тем более что вытеснение миноритариев чаще всего происходит не из проблемных, экономически слабых компаний, а из перспективных и наиболее успешных.

Происходит ущемление прав миноритариев и при назначении цены выкупа акций, так как оно производится профессиональным оценщиком, нанятым мажоритарием. Выбор оценщика производится по степени квалификации, опыту, стоимости услуг и престижу, но все равно в интересах мажоритария. Закон предоставляет миноритарию право на подачу протеста о стоимости выкупа, но так как экспертиза по определению стоимости акций может составлять и миллионы рублей, у него просто нет возможности воспользоваться своим правом.

Даже для состоятельного миноритария, способного оплатить новую оценку акций, это становится невозможным из-за недостатка времени, отведенного законом для получения от мажоритария обширной и достоверной информации, не отраженной в публичных отчетах. При полном контроле мажоритария исковое время может быть просрочено чередой непрерывных судебных процессов по всем пунктам запроса информации.

Основанием для принудительного выкупа акций считают и заботу о миноритариях, в связи с чем законом предусматривается обязанность собственника контрольного пакета разослать письменные уведомления миноритариям об их праве потребовать от него выкупа бумаг, но цена выкупа и оценка происходит за счет мажоритария. Назначение низкой стоимости выкупа дает ему время на подготовку к принудительному выкупу. Поэтому Законом не предусмотрена реальная возможность для малоимущих миноритариев защиты своих интересов при продаже акций и при определении цены. Лишение акций происходит организованно, быстро и в соответствии с нормами действующего законодательства.

Возможность определения цены является основным инструментом в процессе вытеснения. Неважно, делается это путем банкротства или консолидации, при поглощении или слиянии компаний, выдавливание миноритариев из фондового рынка и корпораций увеличивает социальное расслоение общества.

Итогом действия существующего закона стало то, что в настоящее время лишь 18 процентов акций находятся в свободной продаже, а 82 процента - на счетах богатых граждан РФ.

Ожидаемые изменения законодательства

Необходимость наличия акционеров как субъектов права диктуется возможностью привлечения интеллектуальных ресурсов, формирования устойчивого и эффективного фондового рынка, отражающего динамику и состояние экономических процессов государства, контроля и противодействия нарушения законов в экологической, торговой, управленческой и финансовой деятельности АО.

В настоящее время принудительный выкуп акций и как следствие сокращение числа акционеров доступны только для открытых акционерных обществ, что в принципе не является препятствием и для ЗАО, которым для этого требуется только сменить тип общества. И цена за приобретение такого права минимальна - раскрыть минимальный перечень информации, зато способ исполнения необременителен, а срок небольшой (принудительный выкуп акций занимает примерно около года), после чего владелец 100- процентного пакета акций получит не только право на изменение типа общества, но и на смену организационно-правовой формы предприятия.

Ожидаемые изменения законодательства в сфере корпоративного права, не делая деления акционерных обществ на закрытые и открытые, предусматривают установление их двух новых видов - публичных и непубличных. Поэтому при вступлении законопроекта в силу статус публичности получит лишь малая часть существующих открытых акционерных обществ.