Методическая разработка урока по теме «Налоги»
Цель занятия: изучить понятие налоги, виды налогов
Задачи занятия:
определять основные виды налогов; характеризовать уплату налогов как одну из конституционных обязанностей гражданина РФ; определять отличительные характеристики налогов
Планируемые результаты
Предметные
определять понятие налог, налоговая система, характеризовать права и обязанности налогообложения
Личностные
понимание необходимости уплаты налогов; определять свои права и обязанности граждан как налогоплательщиков
Познавательные
работать с нормативными документами, сравнивать различные виды налогообложения
Коммуникативные
устанавливать сотрудничество в процессе решения учебной задачи; вступать в диалог в процессе взаимодействия с обучающимися и учителей
Регулятивные
определять учебную задачу; определять уровень знаний по теме
Технологическая карта занятия
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые способы деятельности |
||||||
Стадия вызова (мотивация к учебной деятельности) | Организует подготовку класса к уроку; предлагает ознакомиться с высказываниями: Хороших налогов не бывает У. Черчилль Учитель предлагает совместное обсуждение структуры налогов Объясняет функции налогов: Изучая вопрос о видах налогов: федеральные, региональные и местные, учитель предлагает составить таблицу, работая в мини группах. Учитель представляет информацию о прямых и косвенных налогах. Для изучения вопроса о правах и обязанностях классу предлагается выбрать из состава участников «налогового инспектора» и налогоплательщиков, которые обращаются к нему, чтобы определить свои права и обязанности. | Участвует в обсуждении высказываний. Формулируют тему урока. Работая в парах, обучающиеся изучают текст, находят содержание понятия налога и фиксируют в тетради:
Обсуждают и фиксируют структуры налога: Фиксируют в тетради функции налога Составляют таблицу: «Виды налогов»
Презентуют полученную информацию. Класс организует игру, в которой разбиваются на роли и формулируют себе реплики на основе текста учебника. | Индивидуальная работа Парная работа Индивидуальная работа Индивидуальная работа Групповая работа Индивидуальная работа Групповая работа |
||||||
Стадия рефлексии | Для закрепления изученного материала учитель предлагает выполнение заданий по теме. Организует обсуждение итогов урока | Выполняют задания по теме «Налоги» Участвуют в обсуждении итогов урока, оформляют записи о домашнем задании | Индивидуальная работа |
Приложение №1
Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)муниципальных образований. Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.
Налог (сбор, пошлина)
- обязательный денежный взнос, взимаемый государством с физических и юридических лиц, и перечисляемый в государственный бюджет или во внебюджетные фонды.
Приложение №2
Объект налога
- то, с чего взимается налог (прибыль, доход, транспортное средство, фонд оплаты труда и т.д.).
Субъект налога (налогоплательщик) - физическое или юридическое лицо, которое уплачивает налог.
Налоговая база - объект налога, измеренный в денежных, либо в физических единицах.
Налоговая ставка - величина налога, которая устанавливается в процентах от налоговой базы либо в абсолютной денежной форме с единицы налоговой базы.
Приложение №3
Федеральные налоги и сборы
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Перечень федеральных налогов и сборов установлен ст. 13 НК РФ:
1) Налог на добавленную стоимость (НДС) ;
2) Акцизы ;
3) Налог на доходы физических лиц ;
5) Налог на прибыль организаций ;
6) Налог на добычу полезных ископаемых ;
8) Водный налог ;
9) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов ;
10) Государственная пошлина .
Региональные налоги
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Перечень региональных налогов установлен ст. 14 НК РФ:
1) Налог на имущество организаций ;
2) Налог на игорный бизнес ;
3) Транспортный налог .
Особенности региональных налогов регулируются п. 3 ст. 12 НК РФ:
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения. Курортный сбор
Приложение №4
Права налогоплательщика
1. Получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах
2. Использование при наличии оснований налоговые льготы
3. Требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны
4. Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
5. Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах
Обязанности налогоплательщика
1. Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений
2. Представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов
3. Уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды
4. Выполнять законные требования налогового органа об устранении нарушений
Приложение №5
1.В; 2.В; 3. Б; 4. В; 5.Г; 6. Г
Сегодня каждая организация стремится увеличить поступление доходов и оптимизировать налоговые отчисления в бюджет. В связи с этим возрастает значение планирования и прогнозирования как фактора экономического роста финансово-хозяйственной деятельности организации.
Основная задача налогового планирования — определить объемы налоговых отчислений на краткосрочный и долгосрочный периоды на основе прогнозируемых расчетов доходов и расходов организации. Главным документом, в котором отражаются результаты планирования налоговых обязательств, является налоговый бюджет.
ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО БЮДЖЕТА ОРГАНИЗАЦИИ
Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой. Она требует взаимодействия нескольких служб: бухгалтерской, планово-экономической и финансовой и зависит от многих параметров (например, от учетной политики организации в области управленческого и налогового учета).
Представим порядок формирования налогового бюджета организации:
1. Определение совокупности исчисляемых организацией налогов.
2. Расчет налоговой базы по каждому из планируемых налогов на основании финансовых показателей организации.
3. Расчет суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет (годовой объем с разбивкой по кварталам).
4. Определение сроков перечисления налогов, составление графика платежей.
5. Консолидация плановых показателей бюджета налогов в таблицу.
6. Анализ плановых расчетных данных по каждому виду налога.
7. Определение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налогов.
Указанный порядок является составной частью мероприятий, связанных с формированием общего бюджета организации.
Налоговый бюджет планируют на основании:
- принятой в организации налоговой и учетной политики;
- метода начисления амортизации на объекты основных средств;
- данных бухгалтерского учета;
- расчета налогооблагаемых баз.
В зависимости от периодов бюджет налогов можно формировать следующим образом:
- годовой бюджет — до начала декабря года, предшествующего планируемому финансовому году;
- квартальный бюджет — до 1-го числа третьего месяца предшествующего квартала;
- месячный бюджет — до 20-числа предшествующего месяца.
Перед тем как сформировать бюджет налогов, нужно:
- определить систему налогообложения (общая, упрощенная, налог на вмененный доход) в зависимости от формы собственности и вида деятельности;
- провести анализ налогооблагаемых объектов;
- определить, является ли организация налогоплательщиком по каждому из установленных законодательством налогов;
- определить, попадают ли имущество и хозяйственные операции под налогообложение конкретным налогом;
- определить ставки по каждому налогу на основании налогового законодательства;
- установить, полагаются ли льготы по уплате определенных видов налогов, какая статья Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) дает обоснование на применение льгот, что нужно предпринять для получения льготы;
- узнать, имеются ли вычеты (если они есть, определить их размеры).
Чтобы составить план налогового бюджета, финансово-экономическому структурному подразделению потребуются следующие финансовые показатели организации :
- Смета доходов и расходов на предстоящий финансовый год.
- Бюджет закупок материально-производственных запасов.
- Смета расходования материалов.
- Бюджет расходов на оплату труда работников организации.
- Бюджет социальных выплат.
- Остаточная стоимость основных средств.
Для планирования налоговой базы нужны следующие документы (табл. 1).
Таблица 1. Документы, необходимые для планирования налоговой базы |
||
Налог |
Налоговая база |
Документы |
Налог на доходы физических лиц |
Сумма выплат физическому лицу |
Бюджет расходов на оплату труда |
Налог на прибыль |
Налогооблагаемая прибыль |
Бюджет доходов и расходов |
Налог на добавленную стоимость |
Добавленная стоимость |
Бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет инвестиций |
Налог на имущество организаций |
Среднегодовая стоимость имущества |
Прогнозный баланс |
Транспортный налог |
Мощность используемых транспортных средств |
Технические паспорта автомобилей |
Структура налогов , исчисляемых в организации, зависит от выбранной системы налогообложения. Рассмотрим формирование бюджета налогов в организации здравоохранения, которая применяет общую систему налогообложения (ОСНО).
С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале
План
Введение
1.1. Сущность налогов
1.2. Принципы налогообложения
1.3. Налоговая ставка и принципы построения налогообложения
1.4. Основные функции налогов
2.1. Виды налогов и способы их классификации
3.1. Обязанности и права налогоплательщиков
4.1. Роль налоговой системы в рыночной экономике
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Каждому государству для выполнения своих функций нужны материальные активы, так же очевидно, что источником этих ресурсов является свредства, которые государство собирает со своих подчиненных, то есть юридических и физических лиц.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:
а) гасить возникающие “сбои” в системе распределения;
б) заинтересовывать (или незаинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.
Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
Подытоживая все вышесказанное не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности этих данных для будущих специалистов финансово-банковской сферы.
1.1. Сущность налогов
Налоги – это форма принудительного изъятия государством в свою собственность части имущества (в денежной форме – с развитием денежного обращения), принадлежащего населению. Они – область столкновения разнонаправленных интересов, получающих отражение в различных формах политической борьбы, имеющей первоначальной целью урегулирование, ограничение налоговых притязаний монарха.
По А. Смиту, налог – это бремя, накладываемое государством в форме закона, который предусматривает и его размер, и порядок уплаты. Право государства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекают из необходимости существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц. При этом государство должно руководствоваться принципами:
· всеобщности (каждый должен участвовать в поддержке государства своей платёжеспособностью);
· определённости (налогоплательщику должно быть известно о времени, месте, способе и размере платежа);
· удобства взимания налога для плательщика (удобным способом, в удобное время, когда плательщик располагает максимумом средств);
· дешевизны взимания (вводить налоги, сбор которых минимизирует издержки);
· справедливости обложения, законодательной формы учреждения налога (как гарантии обеспечения гласности, состязательности и согласия на принудительное изъятие частной собственности).
Налогообложение формируется под воздействием экономики и политики. Налогообложение в реальной экономической жизни отражает уровень экономической и политической зрелости общества.
Устанавливая налоги, правительство пытается решить, каким образом возможно собрать все необходимые ресурсы из домашних хозяйств и предприятий и направить в коллективное потребление и инвестиции. А средства, полученные от налогообложения, будут являться механизмом, с помощью которого реальные ресурсы трансформируются из частных благ в общественные.
Налоги взимаются не только с целью поступления денежных средств в государственную казну. Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определённым видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров. Они помогают поощрять или сдерживать определённые виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении.
Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и государственных ресурсов. Такое перераспределение средств осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить себя из собственных источников.
Налоги взимаются в денежной форме, хотя в отдельных случаях существуют и натуральные налоги, уплачиваемые в виде продукта, товара. Налоги поступают частично в общегосударственный (федеральный), а частично в республиканские, областные, городские, местные бюджеты. Налогами облагаются, с одной стороны, физические лица, граждане, получающие определённого вида доходы и имеющие подлежащие налогообложению общественные ценности. С другой стороны, налогами облагаются юридические лица, т. е. частные, акционерные, государственные предприятия и организации, фирмы, компании, словом, все, кто официально зарегистрирован как участник экономической, хозяйственной деятельности. А все кто уплачивает налоги называются налогоплательщиками.
Итак, налог – обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня (федеральный, региональный, местный) или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком налога в порядке и на условиях, определяемых законодательством. Закон не предусматривает чётких границ между названными видами платежей, поскольку всем им присущи черты обязательности, что позволяет законодателю все перечисленный платежи трактовать как налоги.
В области налогообложения выработаны два варианта решения проблемы юридической трактовки налога:
1) к налогам относят любые изъятия средств для формирования доходной части бюджета;
2) налог есть одна из форм фискальных платежей, отвечающая определённым требованиям.
Выбор одного из указанных вариантов зависит от особенностей национального законодательства.
Для наиболее полной характеристики налога целесообразно выделить следующий перечень юридических признаков:
¨ налог – это отчуждение части собственности субъектов в доход государства;
¨ налог устанавливается и вводится законом;
¨ налог – это обязательный взнос, уплата которого носит принудительный характер;
¨ внесение налога происходит в денежной форме;
¨ налог уплачивается на основе безвозмездности;
¨ налоги вносят в бюджет или внебюджетный фонд;
¨ налоги – абстрактные платежи, которые обычно не имеют целевого назначения.
Различий между налогами, сборами, пошлинами и иными платежами с юридической точки зрения и в определении налога, данном в российском законодательстве, не имеется. Обязанность по уплате налога всегда возникает при наличии объекта и субъекта налогообложения.
Субъекты налогообложения, или плательщики налога, - юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, которые обязаны в соответствии с законом уплачивать налоги. Основным признаком плетельщиков налогов является наличие самостоятельного источника дохода. Плательщики – юридические лица, в частности, должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Главная > ДокументУчебно-методический комплекс Специальность: 080107 Налоги и налогообложение Москва 2009 (1)
Учебно-методический комплексУчебно-методический комплекс «Организация и методика налоговых проверок» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой по дисциплине
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «налоги и налогообложение» по специальности 060400 «Финансы и кредит» новосибирск 2001
Учебно-методический комплексДисциплина «Налоги и налогообложение» играет важную роль в формировании знаний, необходимых для работников практически всех сфер деятельности. Знание основ налогообложения необходимо как работникам производственных предприятий, финансово-кредитных
Программы профессиональной переподготовки государственных служащих, планируемые для реализации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, ее филиалах и в подведомственных рагс образовательных
Документдополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка и повышение квалификации) государственных служащих, планируемых для реализации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации,
Российской Федерации «Об образовании» (3)
Закон1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Российской Федерации Российская правовая академия Налоговое право России учебник (1)
УчебникО. Н. Горбунова - доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой финансового права и правовых основ бухгалтерского учета Московской государственной юридической академии;