Российский рубль: история конфискаций и девальваций. Г. финансовая реформа, которая ввела золотое обеспечение рубля, его свободную конвертируемость Какая реформа укрепила рубль

В конце января исполнилось ровно четверть века с момента проведения денежной реформы советского премьера Валентина Павлова. Она была призвана ликвидировать денежный навес, который в условиях фиксированных цен являлся причиной подавленной инфляции, выражавшейся в ужесточении дефицита на продовольственном рынке. Товарная обеспеченность рубля находилась в то время на минимуме: если в 1970 году на 1 рубль денежных средств населения приходилось 62 копейки товарных запасов, то в 1990 году — лишь 14 копеек. Вернуть конвертируемость рублю можно было только за счет либерализации цен, которая бы ликвидировала дефицит и перевела подавленную инфляцию в открытую. Однако с политической точки зрения эти меры стали бы самоубийственными для союзной элиты: после трагических событий 1962 года в Новочеркасске представители высшей номенклатуры прекрасно отдавали себе отчет, что освобождение цен будет означать крушение партийно-государственной карьеры для ее инициатора.

Именно поэтому позднесоветское руководство вместо проведения реальных реформ ограничилось латанием дыр в экономике нерыночными методами.

С целью стабилизировать денежное обращение 22 января 1991 года указом президента СССР из наличного оборота были выведены банкноты номиналом в 50 и 100 рублей образца 1961 года — в трехдневный срок граждане были обязаны поменять эти купюры суммой не более 1000 рублей на банкноты в 50 и 100 рублей нового образца. До конца же марта деньги можно было обменять только в специальных комиссиях, рассматривавших по отдельности каждый не уложившийся в отведенные сроки случай (командировка, состояние здоровья и пр.); при этом гражданину необходимо было объяснить, откуда у него взялась сумма свыше 1000 рублей. Одновременно с этим вводилось ограничение на использование вкладов: в месяц наличными можно было снять не более 500 рублей.

В марте 1991-го союзное правительство единовременно повысило цены, после чего как бы «разморозило » вклады населения. Опасаясь политической ответственности за частичное обесценивание вкладов, правительство решило предоставить их владельцам денежную компенсацию, которая была перечислена на отдельный счет. Правда, снять с него средства можно было только по прошествии трех лет. Этот шаг должен был предотвратить ситуацию, при которой у граждан на руках появились бы дополнительные наличные, на которые было бы невозможно ничего купить.

Впрочем, денежной стабилизации это нисколько не помогло.

Причиной тому стал высокий дефицит государственного бюджета СССР, который, согласно оценке Всемирного банка, в 1991 году достиг 30,9% ВВП: он был профинансирован за счет вкладов населения (22,1% ВВП) и эмиссии Госбанка. За январь-август 1991 года количество денег в обращении увеличилось на 57,3 млрд рублей, что более чем в три раза превысило показатель за аналогичный период 1990 года (16,7 млрд рублей).

В ноябре 1991 года в аналитической записке на имя Михаила Горбачева председатель союзного Госбанка Виктор Геращенко признавал , что возглавляемая им структура не в состоянии контролировать денежное обращение из-за того, что центральные банки республик стали без какого-либо согласования с Москвой эмитировать безналичные рубли. В декабре же он сообщал , что Гознак, переданный в подчинение Госбанку, не обладает ресурсами, необходимыми для своевременного изготовления монет и банкнот.

Как итог — катастрофа государственных финансов, которая стала прологом к дезинтеграции страны.

Стабилизировать макроэкономическую обстановку удалось только после начала радикальных рыночных реформ. Либерализация цен сняла денежный навес, пусть даже ценой всплеска инфляции, в январе 1992-го достигшей 245,3%. В июле 1992 года была разделена рублевая зона, а в июле 1993-го — введена российская национальная валюта, благодаря чему ЦБ вернул себе контроль над денежным обращением.

В 1995 году Банк России отказался от эмиссионного финансирования дефицита бюджета. В результате инфляция, составившая в 1994 году 214,8%, к 1997-му опустилась до 11%. Наконец, после дефолта 1998 года Государственная дума приняла первый в истории посткоммунистической России бездефицитный бюджет. В итоге финансовая стабильность, которую союзное правительство тщетно пыталось обеспечить в 1991 году, была достигнута лишь в 1999-м.

Впрочем, главное здесь, что она все-таки была достигнута — пусть даже на это ушло больше времени, чем в странах Центральной и Восточной Европы, после краха Берлинской стены также совершивших переход к рынку. Для этого потребовался слом коммунистической системы и приход к власти людей, которые не боялись вложить имевшийся у них политический капитал в проведение трудных, но необходимых стране реформ. Без их мужества Россия бы до сих пор пребывала в состоянии социалистического анабиоза, в каком сегодня находятся Куба и КНДР.

Не может быть реформ без радикальных политических изменений, каким бы сложным ни был предшествующий преобразованиям кризис, — вот в чем состоит урок тех 25 лет, что прошли с последней в советской истории попытки стабилизировать государственные финансы нерыночными методами. Урок, который актуален и для нынешнего кризиса.

К середине 1997 года в экономике Российской Федерации стали проявляться позитивные тенденции, следствием чего стало некоторое улучшение ряда показателей. Так, по официальным данным, впервые за достаточно длительный период объем валового внутреннего продукта в реальном выражении приобрел тенденцию к росту по отношению к 1996 году, в ряде отраслей промышленности наметилось увеличение производства, выросли объемы розничного товарооборота, денежные доходы населения. Существенно сократилась и стабилизировалась на минимальном жестко контролируемом уровне инфляция, курс рубля по отношению к доллару США и другим конвертируемым валютам удерживался в пределах, установленных Банком России.

Все это сделало возможным изменение нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен с целью нормализации денежного обращения. Дополнительным аргументом в пользу проведения деноминации национальной денежной единицы стало устранение неудобств при расчетах населения за товары и услуги.

4 августа 1997 года президентом Российской Федерации был подписан указ N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" , в соответствии с которым с 1 января 1998 года правительство и Центральный Банк (Банк России) провели деноминацию (уменьшение номинала) рубля и изменение масштаба цен в тысячу раз с 1 января 1998 года.

Основными принципами проводимых мероприятий являлись недопущение каких-либо потерь для владельцев денег и постепенная замена денежных знаков в процессе их обращения.

С 1 января 1998 года в платежный оборот Российской Федерации были введены банкноты Банка России образца 1997 года достоинством в 5, 10, 50, 100, 500 рублей и разменные монеты Банка России образца 1997 года достоинством в 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5 рублей.

Для удобства населения и обеспечения плавного перехода к новым денежным знакам внешний вид их в основном сохранился при уменьшении номинала в 1000 раз и введении дополнительных элементов защиты.

На них помещались изображения Новгорода (5 рублей), Красноярска (10 рублей), Санкт-Петербурга (50 рублей), Москвы (100 рублей) и Архангельска (500 рублей). В 2001 году была введена в обращение купюра в 1000 рублей образца 1997 года (с видом Ярославля), а в 2006 году — 5000 рублей образца 1997 года (с видом Хабаровска).

Выпуск банкнот и монет образца 1997 года производился путем выдачи их из касс учреждений Банка России и кредитных организаций на выплату заработной платы, пенсий, пособий и других платежей, для которых необходимы наличные деньги.

Проводимая с 1 января 1998 года деноминация рубля предусматривала параллельное обращение на протяжении 1998 года денежных знаков старого и нового образцов.

В течение всего 1998 года банкноты Банка России образца 1993 и 1995 годов, а также монеты СССР и Банка России выпуска 1961-1996 годов (включая монеты СССР чеканки до 1961 года достоинством в 1, 2, 3 копейки) постепенно, по мере поступления в кассы Банка России, изымались из обращения.

Изъятие из обращения банкнот и монет старого образца проводилось через обычные каналы денежного обращения — торговлю, сферу услуг, банковские учреждения и т.д. без ограничений из расчета одной тысячной их нарицательной стоимости.

1897 г. финансовая реформа, которая ввела золотое обеспечение рубля, его свободную конвертируемость.

в)Иностранный капитал: за и против. Особая заинтересованность России в притоке иностранного капитала объяснялась тем, что страна несла огромное бремя непроизводительных расходов:

на содержание царского двора, полиции, армии и флота, огромного бюрократического государственного аппарата. Иностранный капитал поступал в страну путем непосредственных капиталовложений в виде государственных займов, продажи ценных бумаг на финансовых рынках. Иностранные инвестиции в российскую экономику составляли почти 40% всех капиталовложений. Немецкие предприниматели предпочитали создавать в России филиалы действовавших в Германии крупных фирм. Излюбленными сферами их деятельности были электротехника, химические производства, металлургическая и металлообрабатывающая промышленность, торговля. Французские капиталы направлялись в Россию главным образом через банки. Они действовали преимущественно в угольной и металлургической промышленности Донбасса, металлообработке и машиностроении, добыче и переработке нефти. Английские капиталы обосновались в нефтяной промышленности, добыче и выплавке цветных металлов.

Таким образом, наиболее передовые отрасли промышленности, определявшие лицо индустриализации, развивались, как правило, с участием иностранного капитала. Однако это не привело к созданию иностранных зон влияния, к полной или даже частичной зависимости России от иностранных компаний и государств. Иностранные фирмы, компании, банки не вели в России самостоятельной экономической политики, не имели возможности влиять на принимаемые политические решения.

Приток иностранного капитала сопровождался процессом сращивания его с капиталом отечественным, создавая тем самым реальные предпосылки включения России в мировую экономическую систему. В то же время широкое проникновение иностранного капитала имело и свои минусы: часть накоплений, которая могла бы умножить национальное богатство страны, расширить возможности капиталовложений в экономику, повысить жизненный уровень населения, уплывала за границу в виде прибылей и дивидендов.


4. Российский монополистический капитализм.

а) В конце ХIХ - начале ХХ в. европейские страны потряс мощный экономический кризис. Выход из него был мучительным и трудным, но в то же время он продемонстрировал высокие адаптационные способности капиталистического производства. Ответом капиталистической экономики на разрушающие последствия кризисов, обусловленных свободной конкуренцией, стало создание монополистических объединений. И если европейское индивидуализированное сознание с большим трудом воспринимало новые явления в экономике, то в России этот процесс принял как бы естественный характер. Российская экономическая система в силу своих особенностей (традиционно сильные позиции государственного сектора, изначально высокий уровень концентрации производства, широкое проникновение иностранного капитала и пр.) оказалась очень восприимчива к монополистическим тенденциям.

Первые монополистические объединения и союзы появились в России еще в 80-х гг. ХIХ в. А в начале ХХ в. они становятся основой промышленной жизни страны. Монополистические союзы договариваются об условиях продажи товаров, сроках платежей, определяют количество производимых продуктов, устанавливают цены, делят между собой рынки сбыта и сырья, распределяют между предприятиями доходы и прибыль. В соответствии со своими основными функциями монополии имеют различные формы: синдикаты, картели, тресты, концерны.

Преобладающей формой монополистических союзов в России были синдикаты. Они создавались в виде акционерных компаний, съездов и обществ фабрикантов и заводчиков, контор по продаже товаров и т. п. Однако перед первой мировой войной во многих отраслях промышленности стали создаваться тресты, преимущественно с участием иностранных компаний.

Возникшие в России монополии тотчас же повели борьбу за полное подчинение своему господству ведущих отраслей хозяйства. Так, синдикат «Продамет», объединявший в 1901 г., в момент своего возникновения, 12 металлургических заводов юга России, в 1904 г. контролировал сбыт 60%, а в 1912 г.-около 80% металлургической продукции страны. Синдикат «Прод-уголь» контролировал почти всю каменноугольную промышленность, синдикаты «Продвагон» и «Гвоздь» держали под контролем от 90 до 97% соответствующей продукции, производимой в России, картель «Нобель-Мазут» безраздельно господствовал в нефтяной промышленности.

б)Финансовый и государственно-монополистический капитал. Одновременно шел процесс монополизации банков. Пять крупнейших банков имели до сотни филиалов каждый, в том числе в Париже, Лондоне. К 1913 г. они сосредоточили до половины финансовых ресурсов всех российских банков. По мере укрепления позиций российских банков меняется и их место в экономике страны -они начинают теснить иностранные капиталы, закрепляя за собой роль основных инвесторов отечественной промышленности.

Вступление российских банков на путь финансирования промышленности положило начало сращиванию банковского и промышленного капиталов и появлению финансового капитала. Активней всего этот процесс шел в тяжелой промышленности. Так, под эгидой Петербургского международного банка возникли тресты «Коломна-Сормово» и «Наваль-Руссуд»; в сфере интересов Русско-Азиатского банка оказался военно-промышленный концерн, организационным центром которого был Путиловский завод.

Облегченным оказался для России проходивший во всех индустриальных странах процесс сращивания интересов государства с интересами монополий, получивший название государственно-монополистического капитализма. Так, правительство, например, активно занималось регулированием сахарного производства, пойдя на этот шаг под влиянием настойчивых просьб крупнейших сахарозаводчиков.

в)Кустарная Россия. В то же самое время целые пласты русской экономической жизни оказались вне зоны модернизации. Речь идет о той кустарной, ремесленной и промысловой России, которая существовала как бы параллельно с фабрично-заводским производством, являясь по сути придатком сельского хозяйства. И хотя крупная фабрично-заводская промышленность занимала в целом ведущее место (стоимость валовой продукции-7,3 млрд. рублей, число предприятий-29,4 тыс.), мелкая промышленность имела устойчивые позиции в российской экономике. На 150 тыс. предприятий работало 600 тыс. ремесленников и кустарей, выпускающих продукции на 700 млн. рублей в год. А в зимние месяцы занимались промыслами еще 3,5-4 млн. человек. В таких отраслях, как хлебопекарная, обувная, строительная, швейная, кожевенная, преобладала продукция мелких заведений.

Значительный удельный вес докапиталистических форм промышленности был обусловлен спецификой сельскохозяйственного производства, природно-климатическими условиями страны. Короткий цикл сельскохозяйственных работ делал неизбежным совмещение крестьянского труда с промыслово-ремесленным. Да и недостаточный уровень развития фабрично-заводского производства поддерживал устойчивый спрос на изделия кустарей и ремесленников.


Сельское хозяйство: «оскудение центра».

В середине 90-х гг. ХIХ в., после некоторого упадка, вызванного снижением цен на хлеб на мировом рынке, начинается подъем сельскохозяйственного производства в стране. К началу ХХ в. Россия занимала первое место в мире по общему объему сельскохозяйственной продукции. На ее долю приходилось 50% мирового сбора ржи, около 20% - пшеницы и 25% мирового экспорта зерна. Чистые среднегодовые сборы (т. е. валовые сборы минус семена) хлебов и картофеля увеличились к началу века (1900-1904) по сравнению с 70-ми годами ХIХ в. на 46,8%, а в перерасчете на душу населения - на 18,9%. Еще более быстрыми темпами увеличивалось производство сахарной свеклы, льна, всех технических культур. Росли поголовье и продуктивность скота.

Но тем не менее положение в сельском хозяйстве вызывало озабоченность у общества. Дело в том, что весь прирост продукции приходился лишь на незначительную часть крестьянских хозяйств и помещичьих имений. Помещичьи хозяйства давали примерно 12% валового сбора зерна и 22% товарного хлеба, т. е. основным производителем сельскохозяйственной продукции являлось крестьянство. Но не все, а лишь 15-20% зажиточных хозяйств, на долю которых приходилось 30-40% валового сбора зерна и до 50% товарной продукции. Причем в Центральных губерниях России прослойка таких хозяйств была весьма незначительна. Здесь преобладали в основном полусередняцкие и бедняцкие хозяйства, не производившие товарной продукции, а если и продававшие хлеб на рынке, то в ущерб собственному питанию. Это явление было названо «оскудением центра». Его катастрофическим следствием был массовый голод в неурожайные годы, о котором давно забыла Европа. Но не потому, что в стране не было хлеба, а потому, что в связи с ростом цен на него, у крестьян не хватало денег на его покупку. Вот почему в неурожайные годы общественность занималась в основном сбором денег для голодающих.

Бедственное положение большинства крестьянских хозяйств вызывало беспокойство и у правительства. Но его волновали лишь два аспекта этой проблемы: 1) невозможность поднять налоги и рост недоимок по уже имевшимся налогам и платежам и 2) бесконечные крестьянские волнения. В 70-х гг. прошлого века было отмечено 399 крестьянских выступлений (с числом участников свыше 15 человек), в 80-х гг.-659, в 90-х гг.-594, а в 1900-1904 гг.- 1205. Настоящим потрясением для правительства стало массовое участие крестьян в революции 1905- 1907 гг. В эти годы произошло 25,8 тыс. выступлений, в результате которых было уничтожено около 4 тыс. помещичьих имений. Основное требование крестьян - передача им части помещичьей земли. И оно имело свое экономическое обоснование.

В начале ХХ в. на огромном российском пространстве было разбросано более 20 млн. крестьянских хозяйств и 130 тыс. помещичьих имений. На каждое крестьянское хозяйство приходилось в среднем чуть больше 6 десятин земли, а на каждое помещичье - около 370 десятин. При этом помещичьи земли использовались крайне неэффективно-их обрабатывалось всего лишь 10%. По подсчетам специалистов для нормального существования семьи из 6 человек в черноземной полосе требовалось 8,5 десятин пашни, 1,5 десятин луга, 0,5 десятин огорода, т. е. 10,5 десятин. Эти показатели и являлись экономическим обоснованием крестьянского требования передачи им части помещичьей земли.

Ситуацию в деревне осложняли также еще два взаимосвязанных обстоятельства: аграрное перенаселение и существование общины.

К началу ХХ в. 4/5 надельной крестьянской земли находилось в общинном пользовании. Община господствовала во всей центральной, северной, восточной и южной России и на Север-ном Кавказе. И лишь в западных губерниях преобладала крестьянская частная собственность на землю. Община производила регулярный передел земли между своими членами, зорко следя, чтобы земли всем досталось поровну. А так как население Российской империи ежегодно увеличивалось на 2,5 млн. человек и в основном за счет крестьянства, то при очередном переделе в каждом крестьянском хозяйстве земли оставалось все меньше и меньше. К тому же крестьянин, ушедший на фабрику или промысел, мог в любой момент вернуться в общину и потребовать причитающийся ему надел. Община не только перераспределяла землю между своими членами, но и устанавливала правила и порядок ее обработки. На основании принципа круговой поруки она являлась также коллективным налогоплательщиком.

С течением времени недостатки общинного землевладения становились все более очевидными: община, спасавшая слабых, тормозила деятельность крепких, хозяйственных крестьян; она способствовала уравнению, но препятствовала повышению общего благосостояния деревни.

Таким образом, главной проблемой российской экономики стала проблема расширения модернизационного пространства за счет подключения к нему прежде всего аграрного сектора. Промедление в решении этой насущной экономической задачи грозило революционным взрывом. Но в то же время форсирование модернизационных процессов во многом тормозилось косностью российской государственной системы. Политическая власть в стране оставалась в руках старой элиты - помещиков и дворян, не дававшей полной свободы предпринимателям новой волны и уж тем более не допускавшей их к принятию политических решений.

Объективные потребности развития экономики настоятельно требовали эволюции политического режима.

Заключение

К началу ХХ в. Россия представляла собой среднеразвитую страну «второго эшелона» капиталистического развития. В отличие от стран «первого эшелона» (Англии, Франции) она вступила на путь капитализма значительно позже-лишь в середине ХIХ в. Поэтому ее экономическое развитие носило догоняющий характер, проявлявшийся как в высоких темпах, так и определенной деформации его фаз и стадий. Одной из значительных особенностей была ведущая роль государства и государственного регулирования в экономической жизни страны.

Стране предстояло решить в кратчайший срок комплекс проблем, касавшихся всех основных сфер общественной жизни: в политической сфере - использовать достижения демократии, на основе конституции, законов открыть доступ к управлению общественными дела-ми всем слоям населения, в сфере экономики - осуществить индустриализацию всех отраслей, превратить деревню в источник капиталов, продовольствия и сырья, необходимых для индустриализации и урбанизации страны, в сфере национальных отношений - не допустить раскола империи по национальному признаку, удовлетворив интересы народов в области самоопределения, способствуя подъему национальной культуры и самосознания, в сфере внешних экономических связей - из поставщика сырья и продовольствия превратиться в равноправного партнера в индустриальном производстве, в сфере религии и церкви - покончить с отношениями зависимости между самодержавным государством и церковью, обогатить философию, трудовую этику православия с учетом установления в стране буржуазных отношений, в сфере обороны - модернизировать армию, обеспечить ее боеспособность использованием передовых средств и теорий ведения войны.

Моей энергии…», добавляя при этом, что ели бы не поддержка двух императоров – Александра и Николая – ничего бы не вышло. Интенсивное железнодорожное строительство способствовало экономическому развитию России. В экономическую жизнь стран были включены Сибирь и Дальний Восток – регионы с богатейшими природными ресурсами. Развитая транспортная система развития оказала неоценимое содействие...

Этапа развития России, реализация которой, во многом будет зависеть от решения проблем, выделенных в процессе данного исследования. Заключение В ходе исследования проблемы политической модернизации России в посткоммунистический период, авторы данного дипломного сочинения пришли к некоторым выводам. В этой связи, нам, прежде всего, хотелось бы сказать о том, что многочисленные...

Что политическая структура мира ХХI в. будет напоминать, видимо, особым образом организованную сеть - по подобию Интернета - с множеством узлов и переплетений. Глава 2. Изменение политического портрета России в ХХI в связи с глобализацией Глобальная цель. Если говорить о глобальной цели политического портрета России, стоит вспомнить предложенную Президентом России В.В. Путиным в начале...

Денежная реформа Витте

Денежная реформа 1897 года, которую называют реформой Витте, явилась локомотивом, который потащил промышленность России, ускорив тем самым модернизацию государства.

Необходимость денежной реформы в России диктовалась развитием промышленности. Необходимо было обеспечить устойчивость российского рубля. Это помогло бы привлечь иностранные инвестиции, которые были необходимы промышленности в связи с нехваткой внутренних капиталов. Денежная реформа, инициатором которой был Витте, признана довольно успешной, хотя и имела некоторые недостатки.

Предпосылки реформы

Русский капитализм в последней четверти XIX-начале XX вв. вступил в империалистическую стадию, что соответствовало мировым тенденциям. В 90-е годы XIX в. в экономике России становятся актуальными монополистические объединения — картели и синдикаты, возникают акционерные коммерческие банки. Но для устойчивого развития экономики была необходима стабильная валюта, которая препятствовала бы обесцениванию денежных капиталов. Попытка укрепления кредитного рубля путем изъятия «лишних» бумажных денег из обращения потерпела поражение. И к концу XIX в. все более ясной становилась необходимость перехода к золотой валюте.

Первой на этом пути была Великобритания, которая ввела золотомонетный стандарт в 1816 году. Затем к золотому денежному обращению перешли Швеция, Германия, Норвегия, Дания, Франция, Голландия, Италия, Греция и Бельгия.

Россия входила в мировой рынок, поэтому возникла потребность создания такой же денежной системы, что и в других странах Европы. Рубль был полностью конвертируемой валютой, но продажа иностранной валюты за рубли и неограниченный вывоз кредитных рублей за границу препятствовали развитию внешней торговли и уменьшали доходы бюджета. Это мешало притоку в страну иностранного капитала, так как будущие прибыли в золотой валюте становились неопределенными, а инвестиции — рискованными. Таким образом, основной причиной денежной реформы 1895-97 гг. стала заинтересованность правительства в развитии внешнеэкономических связей России.

Николаевский рубль после денежной реформы Витте

Что обозначает выражение «золотой стандарт»?

Это такая денежная система, когда золото признается и используется в качестве единственного денежного товара и всеобщего эквивалента ценностей. Этот стандарт не подвержен инфляции. В случае падения экономической активности золотые монеты уходили из обращения и оседали у населения, а при расширении потребности в деньгах золото снова пускалось в обращение. Золотые деньги сохраняли свою нарицательную стоимость. Это упрощало оплату внешнеэкономических сделок и способствовало развитию мировой торговли.

Пять рублей золотом. Аверс

Пять рубей золотом. Реверс

Как отнеслось общество к новой денежной системе?

По-разному. Особенно оппозиционно были настроены дворянство и помещики. Если это было хорошо для новой торгово-промышленной буржуазии России и зарубежных компаньонов, то отечественной буржуазии неустойчивость денег давала возможность увеличивать доходы, в частности, от экспорта хлеба

Подготовка к реформе

Была проведена огромная работа по подготовке реформы с 80-х годов XIX в. министром финансов Н.Х. Бунге и его преемником И.А. Вышнеградским. Цель подготовки — замена инфляционного обращения неразменных бумажных денежных знаков системой золотого стандарта. Предстояло не просто вернуться к металлическому обращению вместо бумажных денег, но и изменить основу денежно-валютного устройства: перейти от серебряного стандарта к золотому.

Следовало достичь положительного итога платежного баланса и накопления золотого запаса (за счет увеличения экспорта, ограничения импорта, ведя протекционистскую политику, и заключения внешних займов). Ликвидировать бюджетный дефицит. Стабилизировать валютный курс.

Целенаправленная экономическая и финансовая политика привела к тому, что на 1 января 1897 г. золотой запас России достиг 814 млн. руб.

Вступивший в должность министра финансов С.Ю. Витте прекратил практиковавшуюся при И.А. Вышнеградском спекулятивную биржевую игру на кредитном рубле. Государственный банк за счет своих и казначейских золотовалютных резервов полностью удовлетворял спрос на иностранную валюту. Его предшественники на этом посту — ученые-финансисты Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградский предпринимали попытки упорядочения денежной системы, основным пороком которой был избыток кредитно-бумажной массы, девальвация рубля и его крайняя неустойчивость.

В результате удалось сократить масштабы спекуляции. Стабилизация рыночного курса кредитного рубля в 1893-1895 гг. создала предпосылки для проведения денежной реформы: фиксации курса на основе размена кредитного рубля на золото по фактически сложившемуся соотношению между ними.

Предпосылками для проведения денежной реформы были: золотой запас, стабилизированный валютный курс, активный торговый баланс, сбалансированный бюджет, невмешательство царя и Государственного Совета в работу министерства финансов и Государственного банка.

Николай II

8 мая 1895 г. Николай II утвердил закон, по которому всякие законные сделки могли заключаться на российскую золотую валюту и уплата по таким сделкам может производиться золотой монетой либо кредитными билетами по курсу золота на день платежа.

Но золотая монета очень медленно становилась приоритетным платежным средством. Государственный банк даже пошел на следующий шаг: 27 сентября 1895 г. объявил, что он будет покупать и принимать золотую монету по цене не ниже 7 руб. 40 коп. за полуимпериал, а в 1896 г. покупной курс был определен в 7 руб. 50 коп. Эти решения привели к стабилизации соотношения между рублем золотым и кредитным в пропорции 1:1,5. В январе 1897 г. было решено ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте. 3 января 1897 г. Николаем II был подписан закон «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет».

Новая денежная система

С 3 (15) января 1897 г. Россия перешла на золотой стандарт. Чеканились и входили в обращение золотые монеты по 5 и 10 рублей, а также империалы (15 рублей) и полуимпериалы (7,5 рублей). Кредитные билеты нового образца свободно обменивались на золото.

Однако многие предпочитали бумажные деньги: их было легче хранить.

Конвертируемость рубля укрепила кредит и способствовала притоку иностранных капиталовложений, экономическому развитию страны. Инициатором и проводником денежной реформы 1897 года был С.Ю Витте, министр финансов России в 1892-1903 годах.

Изучение их опыта, трезвый расчет, непреклонная воля, профессиональная компетентность, знание механизмов власти дали С.Ю. Витте возможность разработать проект реформы и добиться поддержки императора Николая II. Реформа готовилась в обстановке секретности, так как предполагалось, что ее не поддержат широкие слои общества, особенно придворные круги и поместное дворянство: стабилизация руля отвечала задачам развития промышленности, но приводила к падению цен на сельхозпродукцию.

Министерство финансов и его глава подверглись резкому возмущению, нападкам, обвинениям в желании обнищания страны. В прессе появлялись критические статьи, злые фельетоны, памфлеты и карикатуры.

Карикатура на Витте

Большинство членов Государственного совета выступало против реформы, что вынудило Витте передать ее на усмотрение Финансового комитета, там он имел много соратников. Под председательством императора Николая II решение о принятии денежной реформы было принято расширенным заседанием Финансового комитета.

Значение денежной реформы 1897 года

Она стабилизировала курс рубля и упорядочила денежное обращение, создала прочную базу под отечественное предпринимательство, укрепила позиции России на международном рынке.

Сергей Юльевич Витте (1849-1915)

С.Ю. Витте. Литография А. Мюнстера

Государственный деятель. Занимал должности Министра путей сообщения (1892), Министра финансов (1892-1903), председателя Комитета министров (1903-1906), председателя Совета министров (1905-1906). Член Государственного совета. Граф (с 1905 года). Действительный тайный советник.

Происхождение – от балтийских немцев. Мать — из русского княжеского рода Долгоруковых.

Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса) в 1870 г., получил степень кандидата физико-математических наук.

Отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора, затем занимался коммерческой деятельностью эксплуатации железных дорог и далее постоянно остается в этой сфере, став в 1892 г. Министром путей сообщения, а в конце этого года – Министром финансов. Этот пост он занимал 11 лет. Ускорил растянувшееся строительство Транссибирской магистрали, считая ее важным этапом экономического прогресса страны.

Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы. В результате Россия на период до 1914 г. получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

Выступал против упрочения привилегированного положения дворянства, считая, что перспективы России связаны с развитием промышленности.

При его участии разрабатывалось рабочее законодательство.

При его активном участии проведены государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных государственных законов Российской империи.

Содействовал сооружению КВЖД.

Разработал программу реформ, воплощенную в жизнь П. А. Столыпиным.

Был сторонником ускоренного развития промышленности и развития капитализма. Провёл реформу налогообложения промышленности.

Содействовал введению государственной «винной монополии» на алкоголь.

Заключил мирный договор с Японией, по которому половина острова Сахалин переходила к Японии.

Проявил незаурядные дипломатические способности (Союзный договор с Китаем, заключение Портсмутского мира с Японией, торговый договор с Германией).

Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Для России в настоящее время одной из основных целей является укрепление экономики и повышение международной роли национальной валюты на основе расширения степени конвертируемости рубля. Если с 1991 г. по 1998 г. Россия стояла на грани утраты валютного суверенитета, то сейчас возникли объективные предпосылки использования российского рубля как единой валюты.

В России сохранялись ограничения на капитальные трансграничные операции. Кроме того, существовали ограничения на операции с рублями для нерезидентов. Поэтому рубль не являлся полностью конвертируемой валютой и не мог служить средством расчетов и платежей во внешнеэкономической деятельности России. Это повышало издержки российских товаропроизводителей и банков а, следовательно, - снижало их международную конкурентоспособность. Именно поэтому существовала необходимость перейти к полной конвертируемости рубля и приступить к созданию системы международных расчетов в рублях.

В нашей стране были осуществлены важнейшие меры по либерализации финансовой системы, включая отмену всех ограничений на движение капитала, что сделало рубль полностью конвертируемой валютой. Благодаря этому шагу, доверие к рублю повысится. Благодаря чему был изменен Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которому с 1 января 2007 г. отменяются ограничения на трансграничное движение капитала.

отменяется обязательная продажа валютной выручки экспортерами (составлявшая обязательную норму 10% от общей суммы);

отменяется требование о резервировании части валютной выручки при проведении отдельных видов операций (предварительно с 1 мая 2006 г. ЦБ РФ в 2 раза снизил действовавший норматив резервирования средств на счетах ЦБ при осуществлении капитальных валютных операций);

каждый россиянин без получения разрешения и предварительной регистрации сможет открывать и размещать вклады в банках за рубежом;

сводятся к минимуму ограничения на совершение валютных операций по валютным счетам граждан, открытым ими за границей, и на приобретение гражданами долей и вкладов в иностранных компаниях (разрешено вкладывать свои средства в капиталы иностранных компаний, приобретать в собственность их акции и имущество);

ликвидируются барьеры на проведение расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при предоставлении займов, кредитов, операций с ценными бумагами.

Российский рубль отныне формально является конвертируемым, однако одного желания видеть национальную валюту конвертируемой еще мало. Убедительно требует решения простой, но вместе с тем чрезвычайно сложный вопрос: что необходимо предпринять для того, чтобы рубль наконец-то стал реально конвертируемой валютой? Чтобы конвертируемость рубля стала мощным фактором укрепления геоэкономических позиций страны, предстоит решить серию задач и претворить в жизнь комплекс мероприятий по стабилизации экономики, наращиванию ее потенциала и мощи, укреплению интереса к ней со стороны мирового сообщества.

Уровень инфляции в стране с конвертируемой валютой не должен превышать порога в 3-4% в год. А в нынешней Российской Федерации по итогам 2012 года инфляция составила 6,6% что говорит о многом.

Требуется продолжить реформирование национальной финансовой системы, чтобы российские банки всерьез воспринимались мировым сообществом как надежные и зрелые финансовые институты. Без развитой банковской системы и финансового сектора вообще никакая страна не может претендовать на место эмитента конвертируемой валюты, а в перспективе - и мировой резервной валюты.

Если Россия стремится стать на одну ступень с такими развитыми странами, как США, Великобритания, Япония, пристальное внимание должно быть обращено на структуру и масштабы ее внутреннего валютного рынка. Его объемы в сотни раз уступают мировым показателям.

Изменение ситуации требует тщательного изучения, анализа и выработки комплекса предложений по диверсификации его институционально-инструментальной структуры.

Важным инструментом в комплексном механизме мер по укреплению финансового рынка России должен стать реализуемый с недавнего времени проект по организации биржевой торговли рядом товаров за рубли. Именно для повышения привлекательности рубля как средства расчетов и платежей и для расширения объемов национального валютного рынка на российских биржах уже началась торговля нефтью и золотом за рубли, нефтепродуктами и зерном.

Для того чтобы исправить ситуацию и усилить интерес к рублю за пределами России, необходимо расширение торгово-экономических связей, в частности за счет вступления страны во Всемирную торговую организацию.

Ожидается, что Россия после вступления в ВТО будет получать дополнительно по 2 миллиарда долларов в год на протяжении нескольких лет, а российская экономика пойдет в рост за счет притока зарубежных инвестиций.

Важным вкладом в обретение рублем конвертируемости должны стать массированный перевод на рубли торговли со странами, для которых Россия является важным торговым партнером (страны СНГ, а также Финляндия и некоторые другие), и перевод на рубли военных и машиностроительных контрактов со странами - традиционными покупателями российского оружия и энергомашиностроительного оборудования (например, Индия, Алжир, Ангола и другие). Данный процесс может даже стимулироваться при помощи более низких налогов, нормативов, регулирующих экономическую деятельность, прочих экономических рычагов, когда режим операций с рублями будет трактоваться как преференциальный. Последние годы рубль активно укреплялся, чему способствовали результаты развития экономики и, что немаловажно, высокие мировые цены на энергоносители.

Укрепление рубля имеет ряд положительных последствий для экономики. Например, повышается покупательная способность населения, увеличивается объем импорта товаров производственного назначения, открываются новые инвестиционные возможности, растет доступность внешних заимствований для частного сектора, снижаются темпы инфляции.

От укрепления рубля способны выиграть в первую очередь те отрасли и сектора экономики, которые, не испытывая жесткой конкуренции со стороны импорта, работают в основном на внутренний спрос и получают большую часть доходов в рублях. Большая же часть отраслей экономики сталкивается с все увеличивающейся конкуренцией со стороны иностранных товаров, и в этой связи в последнее время, даже в официальных кругах, слышатся высказывания о том, что слабая национальная валюта - благо, и ее укрепления необходимо избегать любыми способами. Какое обоснование несет подобная точка зрения, тем более что Президентом РФ была серьезно поставлена задача обретения рублем полной конвертируемости? Если разобраться, в условиях перманентного обесценения рубля импортные товары продаются внутри России с большой прибылью, которая затем используется для закупки сырья на внутреннем рынке по ценам значительно ниже мировых с целью последующего экспорта его за свободно конвертируемую валюту. При таких условиях рост потребительских цен оказывается ниже темпов обесценения рубля, а это означает дальнейшее повышение покупательной способности ведущих иностранных валют на российском рынке, а каждый последующий виток отпуска цен автоматически приводит к следующему витку диспропорций, разрушению и в конечном итоге уничтожению внутреннего рынка в России. Импорт при падении курса рубля становится все дороже, и внутренние цены ориентируются не столько на рост издержек производства, сколько на падение курса рубля - снижение курса заранее становится фактором внутреннего ценообразования, одновременно стимулируя экспорт продукции по демпинговым ценам. Предприятия получают прибыль больше, чем при реализации продукции на внутреннем рынке, и не заинтересованы наращивать экспорт за счет увеличения объема производства и снижения себестоимости продукции. Но как согласуется с такой ситуацией курс на конвертируемость национальной валюты? Ведь достаточно очевидно, что только укрепление реального сектора экономики, его развитие, наращивание мощи и потенциала может способствовать реализации намеченного. Самодостаточная, прогрессивная экономика даст России шанс получить все выгоды и преимущества от обретения ее валютой свободной конвертируемости.

Чрезвычайно важно законодательным и исполнительным органам власти обратить внимание на данный аспект в комплексе будущих мероприятий. Рост взаимозависимостей национальных экономик, все более глубокая интеграция России в систему мирохозяйственных связей делают закономерным процесс перехода рубля к полной конвертируемости, однако, предстоит сделать еще очень много в этом направлении для получения осязаемых результатов. Теперь свободный рубль будут испытывать силы мирового рынка.