Правовое регулирование бухгалтерского учета. Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в российской федерации

Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством Российской Федерации, которое эту функцию возлагает на Министерство финансов РФ.

В процессе реформирования бухгалтерского учета в России сформирована четырехуровневой системы нормативных документов.

Первый уровень - законы Российской федерации о бухгалтерском учете, устанавливающие единые правовые методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России. К ним относятся Гражданский кодекс РФ Федеральный закон "О бухгалтерском учете"; Налоговый кодекс РФ, другие федеральные законы, определяющие правовую основу хозяйствования отдельных экономических субъектов, а также их взаимоотношения.

Второй уровень - нормативные акты президента и правительства РФ, других представительных органов, которым предоставлено право разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормы. Они используются при разработке положений на этапах регулирования системы нормативных документов.

Третий уровень - положения (стандарты), планы счетов, инструкции, приказы и другие нормативные акты о бухгалтерском учете по отдельным темам и направлениям. Этот уровень является центральным с точки зрения методики бухгалтерского учета. По этому уровню издаются нормативные документы с целью дальнейшего приближения организации бухгалтерского учета в России к международным стандартам учета и отчетности. Наиболее важными в этом направлении являются положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Российские стандарты бухгалтерского учета - совокупность норм федерального законодательства России и Положений побухгалтерскому учету (ПБУ), издаваемых Министерством финансов РФ, которые регулируютправила бухгалтерского учета .

Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.

Четвертый уровень - документы, которые носят рекомендательный характер по организации и ведению бухгалтерского учета в разрезе отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций. Они предназначены для внутреннего использования.

Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Рабочие документы самой организации образуют внутреннюю нормативную базу и определяют особенности организации и ведения учета в нем.

3. Предмет и метод бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность организации:

Объектами бухгалтерского учета явялются

- активы - имущество организации (хозяйственные средства),

Ее капитал и обязательства (источники хозяйственных средств),

- хозяйственные операции , связанные с изменением стоимостных характеристик хозяйственных средств и их источников, осуществляемые организацией в процессе хозяйственной деятельности,

- финансовые результаты хозяйственной деятельности (прибыли и убытки).

Информация об активах, капитале и обязательства отражается в бухгалтерском балансе

Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Материально-вещественная форма актива и юридические условия его использования не являются критериями отнесения его к активам. Активы - совокупность имущественных средств хозяйствующего субъекта. В международных стандартах финансовой отчетности активы трактуются как ресурсы, контролируемые организацией в результате событий прошлых периодов, от которых она ожидает экономических выгод в будущем. Таким образом, заключенная в активах экономическая выгода представляет потенциал, прямо или косвенно входящий в поток денежных средств или денежных эквивалентов организации. Потенциал может составлять часть операционной деятельности организации и конвертироваться в денежные средства или их эквиваленты, а также сокращать отток денежных средств (например, альтернативный производственный процесс снижает производственные затраты).

Хозяйственные ресурсы, составляющие активы, должны:

Приносить организации выгоду (доходы, прибыль, деньги) в будущем;

Находиться в распоряжении хозяйствующего субъекта, который при необходимости может беспрепятственно использовать их по собственному усмотрению (например, продать);

Являться результатом ранее совершенных сделок (быть готовыми к использованию в данный момент, а не находиться на стадии изготовления или доставки в рамках соответствующего договора, контракта).

В состав активов включают имущество и права.

К материальным активам относят:

Землю или право на ее использование;

Здания и сооружения производственного назначения;

Здания и сооружения непроизводственного назначения;

Административные, жилые, детские, учебные, оздоровительные, иные здания и помещения;

Производственное оборудование;

Движимое имущество непроизводственного назначения;

Запасы сырья, топлива и полуфабрикатов, готовой продукции.

Актив баланса состоит из двух разделов: внеоборотныеиоборотные активы.

Финансовые активы - часть активов организации, представляющая собой финансовые ресурсы: денежные средства и ценные бумаги. Финансовые активы включают:

Кассовую наличность;

Депозиты в банках;

Страховые полисы;

Вложения в ценные бумаги;

Обязательства других предприятий и организаций по выплате средств за поставленную продукцию;

Портфельные вложения в акции иных предприятий;

Пакеты акций других предприятий, дающие право контроля;

Паи или долевые участия в других предприятиях.

Нематериальные (неосязаемые) активы - это объекты, не имеющие материально-вещественной основы, но находящиеся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Основными условиями, определяющими принятие к учету нематериальных активов коммерческих организаций (кроме кредитных), является:

Отсутствие материально-вещественной (физической) основы (структуры);

Возможность выделения (идентификации) такого имущества из состава другого имущества;

Возможность использования при выполнении работ, производстве продукции и т.п. либо для управленческих нужд организации в течение длительного времени (в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);

Способность приносить доход (экономическую выгоду) организации в будущем;

Невозможность перепродажи данного имущества после окончания срока полезного использования;

Наличие подтверждающих первичных документов на исключительное право организации использовать результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, договор уступки патента, товарного знака и т.п.).

К нематериальным активам могут быть отнесены:

Исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

Исключительное право владельца на товарный знак, знак обслуживания и место происхождения товаров;

Исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;

Деловая репутация организации и организационные расходы в связи с образованием юридического лица, признанные частью вклада учредителей в уставный капитал организации.

Не относятся к нематериальным активам:

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, не давшие положительного результата;

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические работы, разработка которых не завершена и не оформлена в установленном порядке;

Материальные объекты (носители), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных.

В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

Для целей бухгалтерского учета единицей измерения нематериальных активов служит инвентарный объект, под которым понимается совокупность прав, возникающих после оформления одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. и связанных с выполнением самостоятельных функций в производстве продукции, выполнении работ, услуг.

Обязательства - это задолженность организации на отчетную дату, результат свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности, расчеты по которой должны привести к оттоку активов.

Пассив - источник происхождения активов, отражающий, являются ли они полученными за счет собственного капитала предприятия или за счет возникновения у предприятия каких-либо обязательств.

Пассив баланса состоит из трех частей:

- капитал и резервы (отражает состав и структуру собственного капитала);

- долгосрочные обязательства (отражает задолженность на отчетную дату);

- краткосрочные обязательства (содержат информацию о состоянии расчетов по краткосрочным кредитам и займам).

Обязательства предприятия, срок исполнения которых наступает в ближайшее время, и обязательства со сроком исполнения через год или позднее, являются неравноценными. Для организации имеет принципиальное значение, потребуют кредиторы возврата долгов сейчас или это случится, например, через год. Обычно крупные займы предприятия берут на длительный срок. Это может случиться, например, при покупке дорогостоящего оборудования.

Структура бухгалтерского баланса

Метод бухгалтерского учета - совокупность правил и технических приемов, используемых в бухгалтерском учете для решения задач учета.

Элементами метода бухгалтерского учета являются:

Документация – совокупность носителей первичной информации, отражающая хозяйственную деятельность предприятия. Все хозяйственные операции, проводимые предприятием должны оформляться документами. Это документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Документирование - оформление каждой хозяйственной операции первичным учетным документом.

Инвентаризация - установление фактического наличия имущества и обязательств организации и сопоставление его с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Инвентаризация на предприятии проводится с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в ходе которой проверяются, и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и финансовых обязательств.

Оценка - способ денежного выражения имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных о состоянии финансов организации;

Калькуляция - способ группировки затрат и определения себестоимости отдельных видов продукции и заготовленных материальных ценностей.

Бухгалтерские счета – это способ экономической группировки с целью текущего контроля и учета над объектами наблюдения, позволяющий отразить не только начальное и конечное состояние, но и сами изменения объектов учета в результате совершения хозяйственных операций. Счета открываются на каждый вид актива, капитала и обязательств, доходов и расходов на счетах также выявляется и распределяется финансовый результат.

Двойная запись на счетах – метод регистрации хозяйственных операции в системе бухгалтерских счетов. Сумму хозяйственной операций на бухгалтерских счетах учитываются дважды: один раз по дебету одного или нескольких счетов, другой – по кредиту одного или нескольких счетов.

Бухгалтерский баланс - финансовый отчет, отражающий состояние хозяйственных средств и их источников на определенную дату;

Бухгалтерская отчетность - совокупность показателей учета, отраженная в форме таблиц и характеризующая финансовое состояние организации и финансовые результаты ее деятельности.

Ведение хозяйственного учета предполагает количественное отражение операций. Для этих целей применяется система учетных измерителей. Они подразделяются на натуральные, трудовые и стоимостные .

Бухгалтерский учет в нашей стране ведется в соответствии с определенными , а также на основе ряда , предусмотренных законодательством. О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 2016 расскажем в нашем материале.

Уровни бухгалтерского учета с позиции регулирования

Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента РФ. В-третьих, акты Правительства и т.д.

Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из 4 уровней.

Основные нормативные документы по бухгалтерскому учету 2016: уровень 1

В основе этого уровня лежит Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» . Цель данного закона — установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

На этом же уровне можно упомянуть письма Минфина, которые хотя и не являются нормативными правовыми актами (п.2 Правил, утв. Постановлением Правительства от 13.08.1997 № 1009) и применяются организациями добровольно, могут помочь бухгалтеру в решении того или иного практического учетного вопроса.

Бухгалтерские нормативные документы: уровень 4

На этом уровне главный нормативный документ по бухучету - . Цель этого уровня регулирования бухучета - определить для организации порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность.

Основой существования и функционирования любого правового государства является его Конституция. Согласно п. «р» ст. 71 Конституции РФ официальный бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации. Это положение имеет крайне важное значение для его регулирования.

  • 1. Нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету вправе издавать только федеральные органы законодательной и исполнительной власти. Ни один губернатор, ни один представительный орган субъекта Федерации не вправе издавать нормативно-правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет.
  • 2. Правовое регулирование бухгалтерского учета осуществляется только федеральными законами и федеральными подзаконными нормативно-правовыми актами. Следовательно, бухгалтерский учет не может регулироваться законами Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирской области, Краснодарского края и т.д.
  • 3. На всей территории нашей страны действуют единые правила бухгалтерского учета. Не может быть бухгалтерского учета Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирской области, Краснодарского края и т.д.

Следующим документом, устанавливающим основы нормативноправового регулирования бухгалтерского учета, является Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете). Согласно ст. 4 указанного Закона законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов. Согласно п. 1 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете к документам, регулирующим бухгалтерский учет, относятся федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта. С целью более глубокого понимания системы нормативно-правового регулирования организации и ведения бухгалтерского учета остановимся на этих документах более подробно.

С 1 января 2013 г. федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ) являются основными нормативно-правовыми актами в области его регулирования. В настоящее время в силу п. 1 ст. 30 Закона о бухгалтерском учете роль ФСБУ выполняют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 Закона о бухгалтерском учете исключительным правом по утверждению ФСБУ обладает федеральный орган государственного регулирования бухгалтерского учета, которым является Министерство финансов Российской Федерации (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 329).

Следующий уровень нормативно-правовых документов, регулирующих организацию и ведение бухгалтерского учета, составляют отраслевые стандарты (ОСБУ). В соответствии с нормами ст. 23 Закона о бухгалтерском учете ОСБУ, так же как и ФСБУ, утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Из этого правила законодателем сделано исключение лишь для кредитных организаций, в отношении которых ОСБУ утверждаются Центральным банком Российской Федерации. Наиболее важным отличием ОСБУ от ФСБУ является то, что ОСБУ устанавливают особенности применения ФСБУ в отдельных видах экономической деятельности (п. 5 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете), в то время как ФСБУ носят универсальный характер: они не учитывают вид деятельности хозяйствующего субъекта (п. 3 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете). Таким образом, ОСБУ обязательны для применения только теми организациями, которые осуществляют виды деятельности, регулируемые этими ОСБУ.

Вторым важным отличием ОСБУ от ФСБУ, как уже отмечалось выше, является то, что ФСБУ наделены более высокой юридической силой, т.е. ОСБУ не могут противоречить ФСБУ. При наличии подобного противоречия должны применяться нормы ФСБУ.

Следующим видом документов, регулирующих бухгалтерский учет на подзаконном уровне, являются рекомендации в области бухгалтерского учета (далее РОБУ). Закон о бухгалтерском учете прямо указывает, что данные документы в отличие от ФСБУ и ОСБУ носят рекомендательный характер, т.е. они не обязательны к применению и, как следствие, не содержат правовых норм и нормативно-правовыми актами не являются.

В отличие от ФСБУ, утверждаемых Минфином России, и ОСБУ, утверждение которых поделено между Минфином РФ и ЦБ РФ, Закон о бухгалтерском учете (п. 2 ст. 22) предоставляет право разрабатывать РОБУ фактически неограниченному кругу лиц: саморегули- руемым организациям, а также ассоциациям, союзам и иным некоммерческим организациям, преследующим цели развития бухгалтерского учета. Всех этих лиц закон называет субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Несмотря на то что РОБУ, утверждаемые этими субъектами, носят рекомендательный характер, их создание и применение будет выполнять такие важные функций, как:

  • восполнение законодательных пробелов в тех видах деятельности, регулирование которых не установлено ФСБУ и ОСБУ. В дальнейшем РОБУ могут лечь в основу подготовки или внесения дополнений в ФСБУ и ОСБУ;
  • обобщение и систематизация опыта ведения бухгалтерского учета отдельных операций, регулирование которых не предполагается осуществлять посредством ФСБУ или ОСБУ;
  • восполнение нехватки нормативно-правовых документов, регулирующих бухгалтерский учет в конкретной организации. Известно, что круг вопросов, которые должны быть урегулированы учетной политикой организации, достаточно широк даже у субъектов малого предпринимательства. РОБУ позволят существенно снизить трудоемкость создания нормативно-правовой базы регулирования бухгалтерского учета в самой организации. Хозяйствующий субъект сможет либо сделать такие документы обязательными для себя, либо использовать их содержание для создания внутренних стандартов.
  • использовать их в случаях, когда это необходимо и целесообразно;
  • защитить систему нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета от попадания неэффективных, некорректных либо ошибочных правил его организации и ведения.

Несмотря на то что РОБУ утверждаются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета, придать им статус нормативно-правовых актов может лишь сама организация. Для этого в своей учетной политике ей следует сделать соответствующую оговорку. Поэтому субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета в институциональную структуру органов регулирования бухгалтерского учета не попадают.

Последний уровень нормативно-правового регулирования составляют стандарты экономического субъекта. Здесь необходимо обратить внимание на то, что законодатель не называет в качестве нормативно-правового документа данного уровня учетную политику. Данный факт объясняется тем, что круг локальных нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет, может быть в организации гораздо шире, чем приказ об утверждении учетной политики организации. Более того, стандарты экономического субъекта могут иметь свою внутрикорпоративную иерархию (т.е. одни стандарты могут иметь более высокую юридическую силу, чем другие).

Наделение организации полномочиями в части издания локальных нормативных актов, регулирующих порядок организации и ведения бухгалтерского учета, означает, что организация является полноправным участником нормативного регулирования бухгалтерского учета в рамках предоставленной ей компетенции, а стандарты экономического субъекта - составным элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Вышеизложенное позволяет определить институциональную структуру нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета следующим образом:

  • 1) Федеральное Собрание Российской Федерации;
  • 2) Министерство финансов Российской Федерации;
  • 3) Центральный банк Российской Федерации (только для кредитных организаций);
  • 4) организация.

Вместе с тем классификация нормативно-правовых актов, которые могут регулировать порядок ведения бухгалтерского учета, по юридической силе более обширна и включает:

  • ГК РФ, Федеральные законы: от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 06.12.2011 г. № 402- ФЗ «О бухгалтерском учете». С точки зрения бухгалтерского дела последний занимает особое место;
  • федеральные стандарты бухгалтерского учета;
  • отраслевые стандарты бухгалтерского учета;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета (если учетной политикой организации предусмотрено, что они имеют для организации обязательную силу);
  • стандарты экономического субъекта.

Вконтакте

Одноклассники


Понятие и источники правового регулирования бухгалтерского учета

Понятие бухгалтерского учета. В условиях рыночной экономики для принятия правильных решений различным категориям пользователей необходимо наличие достоверной, достаточно полной информации о хозяйственной деятельности субъекта. Такой информацией являются бухгалтерский учет и отчетность.

Легальное определение бухгалтерского учета дано в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с последующими изменениями) (далее - Закон о бухгалтерском учете). Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям - инвесторам, кредиторам и др.;

2. обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

3. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Из данного выше определения бухгалтерского учета следует, что деятельность по бухгалтерскому учету представляет собой упорядоченную процедуру, которая состоит из пяти основных этапов:

1. наблюдение объектов учета и их измерение в денежном выражении;

2. закрепление в специальной форме (форме первичных учетных документов) результатов наблюдения и измерения хозяйственных операций - юридических фактов в бухгалтерском учете;

3. обработка информации, содержащейся в первичных учетных документах - ее группировка и систематизация в определенных разрезах, формирование на ее основе регистров бухгалтерского учета;

4. формирование бухгалтерской отчетности на основе сводной информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета;

5 передача документов внутренней и внешней бухгалтерской отчетности ее пользователям.

Бухгалтер имеет дело с различными документами: первичными учетными документами, учетными регистрами, бухгалтерской отчетностью.

Все хозяйственные операции в бухгалтерском учете записывают на основе оправдательных документов, которые являются первичными учетными документами. Сведения из них переносятся в учетные регистры, там они систематизируются, т. е. записываются на бухгалтерских счетах. В конце отчетного периода по данным учетных регистров заполняется бухгалтерская отчетность организации.

К учету принимаются только документы, которые имеют юридическую значимость, т. е. документы определенной формы и правильно заполненные. Документы по своему назначению классифицируются на распорядительные и исполнительные. К распорядительным относятся документы, в которых содержится распоряжение о выполнение конкретной операции (приказы и распоряжения руководителей, наряды на выполнение работ и др.). В исполнительном (оправдательном) документе (накладная, расписка и др.) изложена сама операция. Данные виды документов могут быть сведены в единый документ. Формы первичных документов содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В ряде случаев бухгалтер может разработать форму самостоятельно. Первичные учетные документы должны быть составлены либо в момент совершения операций, либо сразу же после ее окончания. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером (бухгалтером). Эти лица несут ответственность за своевременное и качественное заполнение данных документов, достоверность указанных в них данных, передачу их в установленные сроки для записи в учетные регистры. Никакие исправления в кассовых и банковских первичных учетных документах не допускаются.

Первичные документы либо хранятся вместе с учетными регистрами, либо подшиваются в отдельные папки. Изъять первичные документы могут только органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суды, налоговые инспекции и органы внутренних дел в установленных законом случаях.

Для получения необходимых сведений о финансово-хозяйственной деятельности организации следует данные о хозяйственных операциях, содержащиеся в первичных учетных документах, зарегистрировать и записать на соответствующих бухгалтерских счетах в учетных регистрах.

Учетные регистры - это специальные формы, приспособленные для регистрации и группировки в них сведений о хозяйственных операциях. Учетные регистры подразделяются на бухгалтерские книги (журналы), карточки и свободные листы (ведомости).

Для записи хозяйственной операции используются бухгалтерские счета.

Одной из наиболее важных классификаций счетов бухгалтерского учета является их классификация по степени обобщения содержащейся в них информации на синтетические и аналитические счета.

Синтетические счета - это наиболее высокий уровень обобщения в учете движения средств, изменения источников покрытия. Синтетический счет используется для учета общей стоимости определенного вида хозяйственных средств организации. Систематизированный перечень этих счетов называется Планом счетов бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета вместе с Инструкцией по их применению в качестве нормативных правовых актов утверждается органом, которому предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. Содержащийся в Плане счетов бухгалтерского учета перечень синтетических счетов является исчерпывающим.

План счетов бухгалтерского учета является систематизированным перечнем, в котором каждому синтетическому счету присваиваются порядковый номер (двузначный код) и определенное наименование. Примером синтетического счета первого порядка может служить синтетический счет 01 «Основные средства», предназначенный для учета стоимости всех принадлежащих на праве собственности или на ином вещном праве основных средств.

Для более детального учета средств и их источников используются аналитические счета, которые открываются на каждое наименование хозяйственных средств (или их источников) с количественными характеристиками, ценой за единицу и другими показателями. Перечень аналитических счетов не является исчерпывающим. Аналитические счета открывают в развитие соответствующего синтетического счета, и в них делают те же записи, что и в синтетическом счете, но в разрезе тех детальных показателей, которые оказываются необходимыми. Аналитические и синтетические счета имеют дебет и кредит, по ним выводят дебетовые и кредитовые остатки. Данные счета могут быть активными и пассивными.

Помимо синтетических и аналитических счетов в учете используются субсчета, которые занимают промежуточное положение между синтетическими и аналитическими счетами. Учет в них ведется в денежных измерителях. Вопрос о виде субсчетов и их количестве решается бухгалтером в зависимости от характера деятельности организации.

Все объекты хозяйственного учета рассматриваются с двух позиций: с позиции самих хозяйственных средств и с позиции источников их приобретения. На этом строится двойная запись, которая позволяет создать законченную схему контроля за правильностью ведения учета, так как одна и та же хозяйственная операция записывается дважды: по дебету одного и по кредиту другого счета. В случае расхождения сумм по данной операции выявляются ошибки и устанавливается ответственность за них.

В Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета для каждого конкретного синтетического счета (исходного счета), кроме перечня конкретных типов имущества или обязательств, которые должны учитываться на этом счете, устанавливается также и корреспонденция счетов. Корреспонденция счетов представляет собой исчерпывающий перечень тех синтетических счетов, на которые вправе при ведении учета осуществляться проводки с исходного счета. Нормы, регулирующие данные проводки, являются по своему содержанию техническими нормами. Они закрепляют в правовой форме стандартную сетевую модель хозяйственной деятельности организации.

Источники правового регулирования бухгалтерского учета. Прежде всего источником права, который имеет наивысшую юридическую силу и нормы которого регулируют отношения по бухгалтерскому учету, является Конституция РФ. Пункт «р» ст. 71 Конституции РФ относит бухгалтерский учет к ведению Российской Федерации.

Закон о бухгалтерском учете является основным источником права, регулирующим деятельность по бухгалтерскому учету.

В соответствии со ст. 3 и 5 Закона о бухгалтерском учете источники права в сфере бухгалтерского учета по юридической силе можно разделить на следующие группы:

законодательство РФ о бухгалтерском учете, состоящее из: Закона о бухгалтерском учете и других федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ;

положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Правительством РФ. В настоящее время издано 20 положений (стандартов) по бухгалтерскому учету;

методические указания, инструкции, рекомендации и иные документы, которые разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, профессиональными объединениями бухгалтеров на основе и в развитие федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, положений по бухгалтерскому учету. В эту группу входят планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению;

локальные нормативные акты самой организации, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые ее руководителем в пределах принятой учетной политики. Данные документы, их форма, содержание, порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации.

Пункт 2 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете закрепляет положение о том, что регулировать бухгалтерский учет своими подзаконными актами могут только те органы, которым такое право предоставлено федеральными законами. Центральное положение в системе этих органов занимает Министерство финансов РФ.

В настоящее время к органам, регулирующим бухгалтерский учет, относятся: Центральный банк РФ; Федеральная служба по финансовым рынкам; орган по надзору за страховой деятельностью.

В п. 2 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете приведен перечень правовых актов, которые вправе принимать органы, регулирующие бухгалтерский учет. Этот перечень не является исчерпывающим.

Система номативно-правового регулирования в РФ

Нормативно-правовое регулирование в России имеет иерархическую структуру, в которой все правотворческие акты располагаются по убыванию юридической силы. Нормативно-правовая база в РФ представлена на рисунке 1.

В Российской Федерации бухгалтерский учет строго регламентируется на государственном уровне. Законодательная база учетной деятельности является составной частью нормативно-правового регулирования страны в целом.

На рисунке 2 представлена структура нормативной базы бухгалтерского учета.

Каждый последующий уровень находится в подчиненном положении перед предыдущим и не должен ему противоречить. Рассмотрим более подробно каждый из уровней.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета

Нормативно-правовые документы данного уровня, прежде всего, определяют политику государства в отношении бухгалтерского учета всех экономических субъектов, действующих на территории нашей страны или находящиеся под ее юрисдикцией. Обязанность подчиняться федеральным стандартам бухгалтерского учета распространяется в частности на следующих лиц:

  • экономические субъекты всех форм собственности - частной, государственной и т. д.
  • субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы – ООО, АО и т.д.
  • компании вне зависимости от участия в уставном капитале собственности российских или иностранных лиц;
  • индивидуальных предпринимателей и частнопрактикующих специалистов – граждан РФ, иностранных государств, лиц без гражданства.

Правоустанавливающие документы данного уровня касаются следующих моментов:

  • Категории, которые необходимо рассматривать в качестве объектов учета, их классификации по различным признакам, правила относительно отражения в учете их поступления, движения и выбытия;
  • Валюта, в которой должен вестись учет в РФ, и правила пересчета объектов, которые выражены в иностранной валюте;
  • Содержание учетной политики, порядок ее разработки, принятия и изменения;
  • Допустимые способы ведения документооборота и требования к ним;
  • Общий план счетов учета и регламент его применения;
  • Отчетность - перечень ее показателей, правила составления, критерии оценки ее достоверности, состав отчетных форм;
  • Ведение бухгалтерского учета и представление отчетности в упрощенной форме для отдельных категорий экономических субъектов.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета

Данные стандарты представляют собой совокупность нормативно-правовых актов отраслевых ведомств, которые адаптируют федеральные стандарты под особенности экономических субъектов различного профиля деятельность. Различные направления бизнеса имеют свои особенности в части организации протекающих в нем процессов.

Например, оптовая торговля продовольственными товарами кардинально отличается от производства мебели, сельское хозяйство не похоже на банковскую деятельность и так далее. В виду специфики различных отраслей экономики предусмотрены соответствующие бухгалтерские стандарты.

Данный уровень является необязательным к применению. В настоящее время примерами таких документов являются методические рекомендации по учету отдельных категорий активов и письма Минфина. Хотя подобные документы носят рекомендательный характер - на что указывает их наименование, экономические субъекты в своей практической деятельности стараются им следовать.

Замечание 1

Чаще всего субъекты хозяйствования ориентируются на данные документы при возникновении сложных или спорных моментов в учетной практике. Особенно это касается ситуаций на стыке бухгалтерского и налогового учета, так как ошибки могут привести к денежным потерям в виде штрафных санкций и пеней. Также аудиторы при проведении аудита дают рекомендации ориентироваться на данные документы.

Стандарты экономического субъекта

Данный уровень стандартов действует только в ранках конкретного экономического субъекта, а также при наличии на его филиалы, представительства и подобные обособленные части.

В специальном распорядительном документе должны быть прописаны все правила ведения учета и составления отчетности внутри организации, которые не вступают в противоречие с вышеназванными стандартами. Экономические субъекты могут выбрать алгоритмы учета конкретных объектов в соответствие со своими особенностями.