Основные виды кризисов в экономике. Понятие кризиса и основные виды кризисов. Понятие "кризис". Виды кризисов

Кризисы бывают регу­лярные (циклические), или периодические, которые повто­ряются с определенной закономерностью, и нерегулярные. Ре­гулярные кризисы перепроизводства дают начало новому цик­лу, в ходе которого экономика последовательно проходит че­тыре фазы и подготавливает базу для последующего кризи­са. Они характерны тем, что охватывают все сферы экономи­ки, достигая большой глубины и продолжительности.

К нере­гулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные. Промежуточный кри­зис не дает начала новому циклу, а прерывает на некоторое время течение фазы подъема или оживления. Он менее глу­бок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер. Подобные кризисы имели место в капиталистических странах в 1924-м и 1927 гг. А в 1953-1954-м и 1960-1961 гг. такие кризисы охватили только США и Канаду.

Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства. Характерным примером яв­ляется банковский кризис в Германии 1932 г.

Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей на­родного хозяйства. Поводом для него могут послужить са­мые разнообразные причины. В их числе: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроиз­водство. Такие кризисы бывают национальными и между­народными. К последним относится кризис мирового судо­ходства в 1958-1962 гг. и кризис в текстильной промышлен­ности в 1977 г.

Структурный кризис является нарушением закона пропор­ционального развития общественного производства. Это прояв­ляется в серьезных диспропорциях между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натураль­ном выражении, необходимых для сбалансированного развития

экономики, с другой. В 70-е гг. экономику Запада парализовали энергетический, сырьевой, продовольственный кризис.

Перед наступлением очередного периодического кризиса производство достигает наиболее высокого уровня, за которым уже скрывается перепроизводство и увеличение предложения.

В этой связи, естественно, возникают вопросы о том, можно ли предсказать экономическое будущее, как спасти предприятие или домохозяйство от краха, какова при этом роль государства, из чего складывается механизм государ­ственного регулирования и др.

С позиции теории регуляции кризисы можно классифи­цировать следующим образом:

Кризис как результат "внешнего" -шока. В этом смыс­ле под кризисом понимается ситуация, когда продолжение экономического развития той или иной географической общно­сти оказывается заблокированным из-за нехватки ресурсов, связанной с природными или экономическими катастрофами;


Циклические кризисы. Здесь кризис представляет со­бой фазу устранения напряжений и неравновесий, накопив­шихся за время подъема в экономических механизмах и со­циальных процессах;

Структурный (большой) кризис. Любой случай проявле­ния противоречивого характера долгосрочного воспроизводства;

Кризис системы регуляции. Ситуация, когда механиз­мы, связанные с существующей системой регуляции, оказы­ваются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнк­турные процессы, хотя режим накопления остается вполне жизнеспособным;

Кризис способа производства. Этот кризис характери­зуется обострением противоречий, развивающихся в недрах наиболее важных институциональных форм, определяющих режим накопления. В ходе кризиса оказываются нежизнеспо­собными самые важные закономерности, на которых базиру­ется организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и струк­тура общественного спроса. Это ситуация, когда блокируется вся динамика воспроизводства данной конкретной экономики.

Вопрос 36. Безработица, виды

Безработица – ситуация в национальной экономике, когда трудоспособное население, желающее работать, не может найти работу по специальности или трудоустроится вообще.

Виды безработицы:

1. Фрикционная – работнику, уволенному или покинувшему предприятие по своей воли, требуется некоторое время, чтобы найти работу. Сюда относится и молодёжь, ищущая работу впервые; женщины, вырастившие детей. Это явление нормальное, присутствует в любой экономике.

2. Структурная – возникает в результате развития НТП, тесно связана с особенностью развития отдельных регионов и отраслей. При этом избыток труда в одних секторах экономики может сопровождаться нехваткой других; увеличивается спрос на работников новых профессий. Структурная перестройка экономики увеличивает масштаб этой безработицы. Избежать её невозможно, т.к. экономика развивается.

3. Скрытая – возникает в период экономического спада. Рабочий соглашается на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю, работать на работах, требующих более низкой квалификации.

4. Циклическая (застойная) – самый страшный вид безработицы, возникает в период экономического спада, т.к. кризис почти на всех товарных рынках.

5. Экономическая – обусловлена меняющейся рыночной ситуацией – часть фирм образуются, часть терпят крах, а работники переходят в категорию безработных.

Структурная и функциональная безработица определяют её естественный уровень – 6-7% от трудоспособного населения. Естественная безработица в экономике необходима, т.к. необходим резерв трудовых ресурсов для динамичного развития хозяйства страны.

Классификация кризисов

Все многообразие экономических кризисов можно классифицировать по трем разным основаниям.

По масштабам нарушения равновесия в хозяйственных системах .

Общие кризисы охватывают все национальное хозяйство.

Мировые кризисы определяются охватом как отдельных отраслей и сфер

хозяйственной деятельности в мировом масштабе, так и всего мирового хозяйства.

Частичные распространяются на какую-либо одну сферу или отрасль

экономики. Частичные кризисы сопряжены с падением экономической активности в рамках крупных сфер деятельности.

В частности, речь идет о денежном обращении и кредитах, банковской системе, фондовом и валютном рынках. Так, финансовый кризис -- глубокое расстройство государственных финансов. Оно проявляется в

постоянных бюджетных дефицитах (когда расходы государства превышают его доходы). Крайним проявлением финансового краха является - неплатежеспособность государства по иностранным займам (во время мирового экономического кризиса 1929--1933 прекратили платежи по внешним займам Великобритания, Франция, Германия, Италия. В 1931 г. США на год отсрочили все платежи по внешним долгам). В августе 1998 г. финансовый кризис огромной силы разразился в России.

Денежно-кредитный кризис -- потрясение денежно-кредитной системы.

Происходит резкое сокращение коммерческого и банковского кредита, массовое изъятие вкладов и крах банков, погоня населения и предпринимателей за наличными деньгами, падение курсов акций и облигаций, а также снижение нормы банковского процента.

Валютный кризис выразился в ликвидации золотого стандарта в обращении на мировом рынке и обесценивании валюты отдельных стран (нехватка иностранных «твердых» валют, истощение валютных резервов в банках, падение валютных курсов).

Биржевой кризис -- резкое снижение курсов ценных бумаг, значительное

сокращение их эмиссий, глубокие спады в деятельности фондовой биржи.

Кризисные явления в экономике могут охватывать отдельные, но взаимосвязанные сферы, это -- конвергентные кризисы. В таком случае изменению подвергаются параметры, характеризующие раз-витие конкретной сферы, отрасли экономики. В результате эти кризисы способны усиливать друг дру-га и в конце концов превращаться в так называемый системный кризис, охватывающий экономику в целом, что выражается в соответствующем изменении макроэкономических агрегатов.

Конвергентные кризисы могут существовать изолированно, не привлекая внимания, то есть в этом случае их присутствие в экономике выражается в снижении качество отдельных подсистем без суще-ственного влияния на макроэкономические показатели.

По регулярности нарушения равновесия в экономике.

Периодические кризисы повторяются регулярно через какие-то промежутки времени.

Циклические кризисы -- это периодически повторяющиеся спады

общественного производства, вызывающие парализацию деловой и трудовой

активности (деятельности) во всех сферах народного хозяйства и дающие начало новому циклу хозяйственной деятельности.

Промежуточные кризисы -- это спорадически возникающие спады

общественного производства, которые на время прерывают стадии оживления и подъема национальной экономики.

В отличие от циклических кризисов они не дают начало новому циклу, прерываются на каком-то этапе, носят локальный характер, являются менее глубокими и менее продолжительными.

Нерегулярные кризисы имеют свои особые причины возникновения.

Отраслевое потрясение охватывает одну из отраслей народного хозяйства и вызывается изменением структуры производства, рушением нормальных хозяйственных связей и др. Примером может служить приостановка производства текстильной промышленности в 1977 г.

Аграрный кризис -- это резкое ухудшение сбыта сельскохозяйственной продукции (падение цен на сельскохозяйственную продукцию). Аграрные кризисы, как правило, вызываются сочетанием природных фак-торов, упущениями в организации труда, технической отсталостью, несовер-шенными системами землепользования и землевладения и т. п. Аграрные кризи-сы отличаются продолжительностью и антицикличностью.

Структурные кризисы связаны с постепенным и длительным на-растанием межотраслевых диспропорций в общественном произ-водстве (однобокое и уродливое развитие одних отраслей в ущерб другим, ухудшение положения в отдельных видах производства) и характеризуются несоответствием сложившейся структуры общественного производства изменившимся условиям эффек-тивного использования ресурсов. Они вызывают долговременные потрясения и требуют для своего разрешения относительно длительного периода адаптации к изменившимся условиям процесса общественного воспроизводства. Ярким примером мирового структурного

кризиса может служить энергетический кризис, развившийся в середине 70-х гг., который потребовал более 5 лет для адаптации национальных экономик промышленно развитых стран к новой структуре цен на энергоносители.

Отраслевые кризисы характеризуются спадами производства и свертыванием хозяйственной деятельности в одной из отраслей промышленности, народного хозяйства. История таких кризисов наиболее полно прослеживается в угольной, сталелитейной, текстильной, судостроительной промышленности.

Сезонные кризисы обусловлены воздействием пригодно-климатических факторов, которые нарушают принятый ритм хозяйственной деятельности. В частности, задержка с наступлением весны может вызвать кризис в коммунальном хозяйстве из-за отсутствия топлива.

По характеру нарушения пропорций воспроизводства.

Здесь выделяются два их вида.

Кризис перепроизводства товаров -- выпуск излишнего количества полезных вещей, не находящих сбыта. Кризис недопроизводства товаров острая их нехватка для удовлетворения платежеспособного спроса населения.

Причины экономических кризисов.

Причиной возникновения кризисной ситуации в деятельности предприятия могут быть внешние либо внутренние факторы:

    внешние факторы: тип экономической системы; несбалансированная кредитная политика или её полное отсутствие; структура потребностей населения; уровень доходов и накоплений населения; величина платёжеспособного спроса клиентов-предприятий; фаза экономического цикла; политико-правовая нестабильность и экономическая неопределенность государственного регулирования; темп и размеры инфляции; научно-техническое и информационное развитие производственного цикла; уровень культуры общества; международная конкуренция;

    внутренние: ошибочная рыночная философия фирмы; отсутствие или неправильные принципы ее действия; нерациональное использование ресурсов и низкое качество продукции; невысокий уровень менеджмента и маркетинга; несоответствие уровня управленческой и организационной культур предприятия его технологической структуре.

Указанные причины не являются непосредственными причинами возникновения кризиса на той или иной стадии жизненного цикла предприятия и тем более его банкротства. Однако они влияют на развитие факторов ухудшения финансово-экономического и хозяйственного состояния предприятия. Причины кризиса и банкротства предприятий всегда обусловлены непродуманностью системы менеджмента и ошибками управления.

    Фазы цикла и их проявление.

Существуют фазы экономического цикла ; например, можно рассмотреть следующую пятифазную схему цикла:

а) стабильное развитие, завершающееся кризисом; следовательно, существует латентный, скрытый период, когда предпосылки кризиса назревают, но еще не прорываются наружу;

б) падение производства и ухудшение экономических показателей - это период обвала, стремительного обострения всех противоречий, резкого ухудшения многих экономических индикаторов. Происходит разрушение или трансформация устаревших элементов системы, набирают силу и вступают в борьбу элементы следующей системы, представляющей будущее;

в) депрессия - недолгое равновесие старой и новой систем, когда экономическая конъюнктура уже не ухудшается, но и не улучшается;

г) оживление - начало ускоренного распространения элементов новой системы, расширение производства, уменьшение безработицы, улучшение показателей экономической динамики;

д) стремительный подъем, торжество нового цикла, который становится преобладающим, нормальным (перестает быть новым); период относительной стабилизации, нового устойчивого уровня равновесия, он завершается очередным кризисом;

    Виды экономических кризисов и их динамика.

Кризис - экономический дисбаланс, который, помимо субъекта, вызвавшего данный кризис, отражается и на других хозяйствующих субъектах.

Кризисы бывают регулярные (циклические), или периодические, которые повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярные. Регулярные кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса. Они характеризуются тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности. К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные. Промежуточный кризис не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время течение фазы подъема или оживления. Он менее глубок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер.

Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства.

Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Поводом для него могут послужить самые разнообразные причины. В их числе: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство. Такие кризисы бывают национальными и международными.

Структурный кризис является нарушением закона пропорционального развития общественного производства. Это проявляется в серьезных диспропорциях между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития, с другой.

Перед наступлением очередного периодического кризиса производство достигает наиболее высокого уровня, за которым уже скрывается перепроизводство. Возможности сбыта пока еще кажутся радужными, банки продолжают кредитовать промышленность и торговлю, способствуя тем самым расширению производства и увеличению предложения. Представьте себе, что на автостраде взорван мост и передние машины остановились перед пропастью, но следующие за ними, ничего не подозревая, накатываются и накатываются, пока, наконец, служба безопасности движения не пресечет на каком-то отрезке движение по этой трассе. Чем длиннее образуется «пробка», тем сложнее ее «рассасывать».

    Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций.

В сферах, имеющих особое значение для экономической и социальной жизни, государство применяет специальные меры предупреждения кризисных ситуаций.

Такие меры можно разделить на две группы:

    финансовая поддержка

    особое администрирование

Подобные превентивные меры позволяют минимизировать риски банкротства общественно-значимых предприятий, а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии.

Основные формы финансовой поддержки:

    целевое финансирование на возвратной и безвозвратной основе;

    субсидирование процентной ставки по кредиту;

    предоставление гарантий по кредиту;

    налоговые льготы;

    налоговый кредит.

Особое администрирование деятельности предприятий выражается в следующих формах:

    введение дополнительных форм отчетности;

    установление обязательных нормативов;

    лицензирование;

    обязательное страхование ответственности;

    законодательное ограничение тарифов;

    другие законодательные ограничения.

    Роль государства в антикризисном управлении.

Государственная политика в регулировании кризисных ситуаций заключается в минимизации экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие.

Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях:

    поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;

    предупреждение и недопущение кризисов в экономически - и социально - значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта;

    уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.

    Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.

Антикризисное регулирование - это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства. Она осуществляется на микро - и макроуровне и представляет собой систему. Регулирование может быть регламентированным законодательством и творческим .

Для антикризисного регулирования необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов:

правовое - создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;

методическое - методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;

информационное - учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;

экономическое и административное - применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;

организационное - создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;

социальное - социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;

кадровое - поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями, повышение уровня их квалификации;

экологическое - защита окружающей природной среды от загрязнения в результате деятельности предприятия.

С целью стабилизации экономики применяются следующие методы государственного воздействия на состояние предприятий: экономические - налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.; административные - принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.

    Механизм государственной власти и кризисы системы управления.

Государственная власть, будучи по своей сущности социальной, публичной, общественной, прошла вместе с обществом сложный путь развития, принимая различные формы. В период своего зарождения она была анонимной, распыленной среди членов рода и племени, проявлялась в совокупности верований и обычаев, регламентируя поведение человека. Позже приняла форму персонифицированной (индивидуализированной) власти вождей, старейшин, царей, императоров и, наконец, институциализированной - с опорой на институты власти.

Орган государственного управления - учрежденная в установленном (официальном, юридическом) порядке структура, выполняющая от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, которые входят в его ведение), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей), которые он должен реализовывать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности. Органом государственного управления может быть одно должностное лицо или известным образом организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.

Сущность органа государственного управления можно определить как целостную совокупность составляющих компонентов: политических (государственно-властный характер), социологических (предназначение - решать общезначимые дела, ориентация на потребности и интересы социума), юридических (принимает нормативные, правовые акты, осуществляет правоприменительную, правоохранительную деятельность), административно-управленческих (выполняет функции по руководству обществом).

Таким образом, государственная власть и управление как способ ее реализации - это:

1) право, возможность и способность государства через государственные органы и должностных лиц оказывать воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей;

2) система соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения;

3) деятельность лиц, облеченных соответствующими властными полномочиями.

Сущностными признаками государственной власти и системы государственного управления являются легитимность, т. е. признание обществом их законности и правомерности; официальный характер, регламентируемый Конституцией и законами; структурированность аппарата власти, т. е. наличие специально созданных и взаимодействующих институтов власти; обязательный характер ее решений; наличие права на легитимное принуждение и использование специальных служб; возможность отменять постановления и решения негосударственных политических организаций в установленном законом порядке; обладание исключительными правами, такими, например, как законное изъятие части доходов граждан и организаций посредством налогообложения.

Главными аспектами, которые определяют состояние государственной власти и системы государственного управления, являются следующие:

1) в какой мере и каким образом государственная власть в процессе ее реализации учитывает и воплощает общие интересы граждан;

2) как осуществляется практическое управление общественными процессами, обеспечение развития общества;

3) чем больше ожиданий, запросов и потребностей удовлетворяется, тем шире социальная база, глубже и устойчивее доверие к власти;

4) напротив, чем больше разочарований в послевыборной политике государственной власти, тем более сокращаются социальная база и доверие к ней, и может наступить момент, когда она лишится поддержки части избирателей, чья воля послужила первоисточником власти, а это почва для дестабилизации государственного управления, кризиса государственной власти.

... КРИЗИСОВ Сущность экономических кризисов Причины экономических кризисов Последствия экономических кризисов Механизм преодоления экономического кризиса в Украине: Причины современного экономического кризиса в Украине Пути преодоления экономического кризиса ...

  • Причины мирового экономического кризиса и пути выхода из него

    Курсовая работа >> Экономика
  • Кризис . Причины возникновения и пути преодоления

    Курсовая работа >> Экономическая теория

    И права Курсовая работа По дисциплине “Экономическая теория” Экономический кризис : причины и пути преодоления Исполнитель: студент... пропорций воспроизводства. Здесь выделяют 2 вида кризисов . Кризис перепроизводства товаров - выпуск излишнего количества...

    Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути. Можно создать разветвленную классификацию кризисов, которая необходима и предназначена для дифференциации средств и способов управления ими. Если есть понятие и понимание характера кризиса, тогда больше возможность снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности процесса.

    Согласно классификации, возникают общие и локальные кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные - одну или несколько подсистем.

    По проблематике кризиса следует указать макро- и микро - кризисы. Макро - кризис охватывает всю народнохозяйственную систему. Микро- кризис распространяется на отдельную проблему или группу проблем. Но кризис, будучи минимальным, по принципу «домино» может вовлечь в противоречия всю систему или весь процесс развития, так как все элементы взаимосвязаны и взаимодействуют в системе, проблемы решаются комплексно.

    Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и данными (случайными). Предсказуемые кризисы могут предсказываться и возникают под воздействием объективных факторов развития - необходимости модернизации производства, бизнес-процессов, макроэкономических факторов. Неожиданные кризисы возникают вследствие ошибок в управлении, действия сил природы, активизации социально-экономических процессов. Существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и просто распознаются. Вторые - скрытые, развиваются незаметно и крайне опасны.

    Также кризисы подразделяются на легкие и глубокие. Глубокие кризисы могут дестабилизировать части или всю социально-экономическую систему. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно.

    Совокупность возможных кризисов также делится на кратковременные и затяжные. Фактор времени чрезвычайно важен в кризисной ситуации, чем длительнее кризис, тем он проходит болезненнее. Затяжные проходят болезненно и сложно. Они, как правило, связаны с отсутствием навыков управления критическими ситуациями, непониманием сути и параметров кризиса, его причин и возможных последствий.

    Кризисы бывают регулярными (циклическими или периодическими), которые повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярными. Регулярные кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для следующего кризиса. Они характерны тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности. К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные.

    Промежуточный кризис не дает начало новому циклу, а прерывает на некоторое время течение фазы подъема или оживления. Он менее глубок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер.

    Частичный кризис в отличие от промежуточного охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства.

    Так, финансовый кризис - глубокое расстройство государственных финансов. Оно проявляется в постоянных бюджетных дефицитах. Крайним проявлением финансового кризиса является неплатежеспособность государства по иностранным займам.

    Денежно - кредитный кризис - потрясение денежно-кредитной системы. Происходит резкое сокращение коммерческого и банковского кредита, массовое изъятие вкладов и крах банков, погоня населения и предпринимателей за наличными деньгами, падение курсов акций и облигаций, а также нормы банковского процента.

    Валютный кризис выражается в ликвидации золотого стандарта в обращении на мировом рынке и обесценении валюты отдельных стран.

    Биржевой кризис - резкое снижение курсов ценных бумаг, значительное сокращение их эмиссий, глубокие спады в деятельности фондовой биржи.

    Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Поводом для него могут послужить диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство и т.д. Такие кризисы бывают национальными и международными.

    Структурный кризис является следствием нарушения закона пропорционального развития общественного производства. Это проявляется в значительных диспропорциях между отраслями с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития экономики, с другой.

    Классификационные критерии кризиса могут оцениваться и как его черты, «подсказывающие» или определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений. Опасность кризиса существует всегда, поэтому важно видеть предпосылки возникновения кризисов и определять вредоносные последствия кризисов.

    Можно выделить три важные особенности непосредственно экономического кризиса 2008 г.

    Первая. Начавшийся в условиях глобализации, кризис носит беспрецедентный по масштабам характер, охватывая практически все динамично развивавшиеся страны и регионы. Причем он сильнее сказывается на тех, кто был наиболее успешен в последнее десятилетие; напротив, застойные страны и регионы пострадали от него в меньшей степени. Сказанное характерно и для внутриэкономической ситуации в отдельных странах, включая Россию, -- самые серьезные проблемы наблюдаются там, где был экономический бум, тогда как депрессивные регионы почти не чувствуют изменений. Это резко усложняет процесс выхода из кризиса: неясно, кто сможет стать «локомотивом» восстановления роста.

    Вторая. Современный кризис носит структурный характер, то есть предполагает серьезное обновление структуры мировой экономики и ее технологической базы.

    Третья. Кризис носит инновационный характер. В последние годы много говорилось о важности инноваций, переводе экономики на инновационный путь развития; именно это и произошло в финансово-экономической сфере.

    Таким образом, кризис -- это важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной экономики. С началом нового кризиса заканчивается один период развития и начинается новый. Экономический кризис обнаруживает не только предел, но и импульс в развитии экономики, выполняя стимулирующую функцию. Можно сказать, что кризисы всеобщи, они присущи любой системе в живой и неживой природе, в обществе, ибо без циклов нет развития, а без развития система мертва (абсолютно мертвых, стационарно неизменных систем практически нет). И в то же время нет двух абсолютно идентичных кризисов: каждый из них индивидуален, неповторим, имеет свой набор причин и факторов, свои ни с чем не схожие черты.

  • В - 11 Системный подход к формированию экономических показателей, как база комплексного анализа
  • В. Социальная политика и ее последствия. Итоги экономических преобразований
  • Кризисы бывают регулярные (циклические), или периодические, и нерегулярные (см. рис. 2.1).

    Рисунок 2.1 – Виды экономических кризисов

    Регулярные кризисы повторяются с определённой закономерностью и «дают начало новому Циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса. Они характеризуются тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности».

    К регулярным кризисам относятся:

    1) Кризис перепроизводства товаров – выпуск излишних единиц продукции и, как следствие, снижение, а иногда и вовсе исчезновение спроса на неё;

    2) Кризис недопроизводства товаров – острая нехватка товаров в условиях большого спроса на них. Кстати в этом случае предприятия, выпускающие дефицитную на данный момент продукцию, могут договориться об одновременном повышении цен на неё, что является противозаконным действием;

    3) Кризис потери конкурентных преимуществ – переключение спроса потребителя на другой вид продукции. Такой кризис может стать губительным, следовательно, приходится ограничивать темпы производства или вводить новые технологии и инновационные структуры;

    4) Кризис репутации – падение репутации компании (предприятия, организации) в обществе. Это довольно опасный вид кризиса, поскольку может вызвать полнейший спад деятельности по нескольким причинам: выпуск некачественной продукции, например, обнаружение махинаций, действия подставного характера со стороны конкурентов, нарушения условий сделок и т.д.;

    5) Кризис банкротства – несостоятельность системы.

    Нерегулярные кризисы не являются циклическими и не имеют определённой закономерности в проявлениях.

    К нерегулярным кризисам относятся:

    1) Промежуточный – не даёт начала новому циклу, а приостанавливает на определённое время стадии оживления или подъёма. Он менее глубок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер;

    2) Частичный – охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства. Он включает следующие виды:

    Ÿ денежно-кредитный;

    Ÿ финансовый – глубокие трудности государственных финансов, проявляющиеся в основном в дефицитах бюджетов. Критической точкой является неплатёжеспособность государства по иностранным займам;



    Ÿ валютный – обесценивание валюты на мировом рынке, падение валютных курсов, истощение валютных резервов в банках;

    Ÿ биржевой – резкое снижение курсов ценных бумаг и сокращение их эмиссии;

    3) Отраслевой – охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Поводом для него могут послужить самые разнообразные причины, например: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство. Такие кризисы бывают:

    Ÿ национальные;

    Ÿ международные;

    4) Структурный – является нарушением закона пропорционального развития общественного производства, что проявляется в серьезных диспропорциях между развитием отдельных сфер и отраслей. Это, как правило, длительный, затяжной кризис, не имеющий по сути циклического характера. К нему можно отнести, например:

    Ÿ аграрный кризис – резкое падение цен на сельскохозяйственную продукцию, общее ухудшение состояния экономики;

    Ÿ промышленный кризис – острые затруднения в сфере промышленности, связанные в первую очередь с отсутствием спроса на отечественную продукцию и изношенностью технических ресурсов.



    Каждый экономический кризис (как болезнь экономики) носит всегда индивидуально-конкретный характер. В то же время во всех экономических кризисах присутствуют в большей или меньшей мере общие, типичные черты.

    Самой общей, типичной чертой всевозможных экономических кризисов на всех уровнях хозяйствования является недостаток всех ресурсов (не толькоприродных, материально-технических, человеческих и информационных, но и организационно-управленческих) для эффективного осуществления целевых функций предприятием, корпорацией, народнохозяйственным комплексом, народным хозяйством страны или мира в целом.

    Если организационно-управленческую деятельность, позволяющую эффективно комбинировать все виды ресурсов, не включать в число экономических ресурсов, то тогда общую причину любого экономического кризиса следует сформулировать в качестве недостатка того или иного ресурса или недостатков в организационно-управленческой деятельности по комбинированию и использованию имеющихся ресурсов.

    В соответствии с данным определением общей причины всякого экономического кризиса, можно выделить основные черты кризисов в экономике.

    Тип А – имеющийся набор реальных ресурсов недостаточен для достижения целевой установки. В зависимости от характера и уровня поставленной цели, критерий нехватки ресурсов меняется. Одно дело внутренние ресурсы для обеспечения продуктами населения страны на уровне минимальных физиологических потребностей и совсем другое – для обеспечения его по нормам рационального питания, третье – для полного удовлетворения массового рыночного спроса с высоким уровнем платёжеспособности при покупке разного рода деликатесов.

    Тип Б – финансовые источники недостаточны для осуществления тех или иных функций, необходимых для достижения определенных целей.

    Тип В – доходы недостаточны для финансирования необходимых производственных затрат и оплаты долгов.

    Tип Г– отдача от набора реальных ресурсов равна их наиболее узкому звену, все применяемые сверх этого ресурсы в их данном конкретном наборе являют собой их бесполезную трату. Например, в советское время если одна треть урожая сельскохозяйственной продукции терялась при хранении и транспортировке, то полезный выход производства в сельском хозяйстве страны составлял только две трети. Если бы не было этих потерь и производство упало бы на одну треть, то конечный результат для потребления сельхозпродукции и был бы тем же самым.

    Тип Д – несбалансированность доходов и расходов во времени. Например, у предприятия часто достаточно в принципе доходов для покрытия своих затрат и оплаты долгов, однако во времени совершать финансовые затраты и оплачивать долги приходится значительно раньше, чем могут поступить соответствующие доходы. Если предприятие получит кредит под приемлемый процент или если его долги будут реструктурированы (или то и другое вместе), то оно преодолеет состояние кризиса. Но если этого не удается, то ситуация кризиса может обостриться.

    Поскольку предприятие является основным звеном народного хозяйства (в смысле создания реальных ценностей – производства товаров и оказания услуг), кризисные явления в экономике проявляются, прежде всего, на предприятии.

    Однако роль мезо-, макро-, мирового уровней экономики, выступающих по отношению к отдельному предприятию в виде его внешних связей с окружающей его экономической средой, является предопределяющей относительно отдельно взятого предприятия.

    Действительно, если посмотреть со стороны «входа» в процессе производства на отдельном предприятии, то можно увидеть, что все факторы производства (станки, машины, оборудование, сырье и материалы, результаты НИОКР, рабочая сила и т.д.), за малым исключением, были созданы за пределами предприятия, т.е. оказались сформированными на других уровнях экономики. Если взглянуть на «выход» из производства предприятия, который представлен платёжеспособным спросом на рынке на его продукцию, то этот спрос также предопределён в основном на более высоких уровнях экономики. Разумеется, все ценности создаются непосредственно только на предприятиях, но не просто на каждом из них, а на предприятиях, взаимодействующих друг с другом и образующих на базе такого взаимодействия различные структуры на мезо-, макро-, мировом уровнях экономики. Соответственно эти более высокие уровни экономики по отношению к отдельному предприятию выступают в качестве не просто вышестоящих структур, а в качестве множества предприятий, структурированных в различного вида структуры на мезо-, макро-, мировом уровнях экономики.

    Говоря о ведущей роли мезо-, макро-, мирового уровня экономики относительно отдельного предприятия, нужно иметь в виду, что эти более высокие уровни экономики относительно целевой установки могут быть ориентированы двояко:

    а) на реальные процессы в производстве и потреблении продукции (здоровая ориентация);

    б) на увеличение денежного капитала (больная ориентация, всегда приводящая в конечном итоге к кризису).

    Многие отдельные предприятия могут быть ориентированы на прибыль, но далеко не все (например, оборонное предприятие или организация, проводящая фундаментальные научные исследования).

    Однако если на прибыль и возрастание денежного капитала ориентируются в качестве главной целевой установки более высокие уровни экономики, то неизбежен острый экономический кризис. Например, рыночное капиталистическое хозяйство, ориентированное на прибыль, не смогло излечиться от всё более сокрушительных кризисов до тех пор, пока государство не стало при помощи налогов перераспределять примерно половину национального дохода, исходя из нерыночных целевых установок.

    При всей важности более высоких экономических уровней, антикризисное управление, как систему организационно-управленческих мер, направленных на нейтрализацию кризисных явлений в экономике, следует центрировать, прежде всего, на предприятии, где часто наблюдаются:

    а) финансовые затруднения:

    б) задержка платежей;

    в) неплатёжеспособность на некоторый срок;

    г) фактическая денежная (финансовая) несостоятельность, ещё не попавшая под возбуждение дела о банкротстве, со всеми последующими после этого правовыми процедурами;

    д) банкротство (фактическая денежная несостоятельность, зафиксированная юридически).

    Наиболее чётко кризисные явления прослеживаются в финансах предприятия.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Назовите сущностные признаки государственной власти.

    2. Перечислите основные причины и последствия кризисов государственного управления и его сущностные признаки.

    3. Назовите и охарактеризуйте основные этапы проявления кризиса государственного управления и пути его преодоления.

    4. Каковы особенности кризиса государственного управления в России?

    5. Когда и почему появилась возможность экономических кризисов?

    6. Назовите основные причины экономических кризисов.

    7. Перечислите особенности экономических циклов и их виды. Кратко опишите их сущность.

    8. Опишите основные концепции экономических циклов и укажите их различия.

    9. Каковы современные тенденции динамики экономических кризисов?