Как будут собирать курортный сбор. Курортный сбор

В России появился «курортный сбор». Платить его будут не иностранцы, что было бы логично, а сами россияне. В законе говорится обо «всех отдыхающих, прибывающих в регион». Но дикарям платить не придется - только тем, кто расслабляется по путевке.

Пока не совсем понятно, как будут собирать этот сбор на практике. Есть два варианта. Первый: гостиницы и объекты размещения включат налог в плату за услуги. Второй: курортный сбор будут взимать отдельно. Способ должны выбрать местные власти.

Почем отдых

В первый год этого курортного эксперимента каждый отдыхающий должен будет отдать 50 рублей за день. Потом ставка вырастет до 100 рублей. Но местные власти могут сами менять размер сбора. Особо щедрым закон разрешил вообще его отменить. Регионы вольны это делать в зависимости от сезонности и количества отдыхающих.

Курортный сбор должны будут заплатить все совершеннолетние граждане, которые прибывают в регион на срок больше суток. Есть и льготы.

Кто может не платить

От курортного сбора освобождены несовершеннолетние дети, Герои СССР и России, участники Великой Отечественной войны, инвалиды и жертвы Чернобыля. Не возьмут деньги и с людей, которые проживают на территории субъекта РФ или работают там.

На что потратят

По закону о курортном сборе, собранные деньги пойдут на строительство, ремонт и благоустройство. Деньги отдыхающих направят в фонды развития курортной инфраструктуры. Их еще только предстоит создать. Тратить на себя регионы смогут 70% собранных денег. Это в первый год, в последующие - 100%.

А как будут контролировать сбор и расходование

Следить за курортным сбором будут налоговики и местные власти. А вот контролировать траты станут общественные советы.

Этот закон назван «экспериментальным». Будет действовать с 2018 по 2022 год. В эту пятилетку местные власти могут отказаться от курортного сбора. Но прогнозы у авторов инициативы радужные. Краснодарский край уже посчитал, что за четыре года соберет 8 миллиардов рублей.

С 1 мая 2018 года в четырёх пилотных регионах страны - Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае - месиные власти получают право на сбор платы с отдыхающих граждан. Закон о введении курортного сбора одобрил сегодня Совет Федерации на заключительном заседании весенней сессии. Для сбора средств предполагают создать Фонд развития курортной инфраструктуры.

Суть курортного сбора

Средства от платы за использование курортной инфраструктуры будут направляться на финансирование работ по её строительству, реконструкции и благоустройству. К курортной инфраструктуре, плату за пользование которой будут взимать, отнесены объекты:

  • Лечебно-оздоровительного назначения.
  • Социально-культурного назначения.
  • Спортивного назначения.
  • Рекреационного назначения, в том числе парки, городские леса, пляжи и набережные, пешеходные зоны и элементы благоустройства.

Доход, получаемый от отдыхающих, должны зачисляться в бюджет субъекта РФ, на территории которого проводится испытание закона.

Для использования этих денежных средств регионы должны создать Фонды развития курортной инфраструктуры. В 2018 году муниципалитеты должны получать из него не менее 70% доходов курортного сбора на своей территории, а в последующие годы - все 100%.

Регионы, в которых вводится налоговый сбор

Эксперимент будет проводиться на территориях республики Крыма, Алтайского края, Краснодарского края и Ставропольского края. Субъекты РФ должны принять законы о введении сбора до 1 декабря 2017 года, сам сбор может взиматься с 1 мая 2018 года. Эксперимент закончится 31 декабря 2022 года.

Размер курортного сбора

Размер курортного сбора в первый год (2018 год) составит не более 50 рублей за каждый день фактического проживания плательщика в объекте размещения.

С 2019 года размер увеличится и его размер составит до 100 рублей в день.

Ставка сбора может быть дифференцирована в зависимости от сезонности, решения местных властей и других факторов - в том числе снижена до 0 рублей.

Кто платит

Плательщиками взноса станут совершеннолетние граждане, остановившиеся более чем на сутки в гостинице или ином объекте размещения.

Законом определены льготные категории граждан, которые освобождаются от уплаты курортного сбора:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации или лица, являющиеся полными кавалерами ордена Славы, а также Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ.
  • Участники Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", труженики тыла и жители блокадного Ленинграда, а также инвалиды войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий.
  • Ликвидаторы катастрофы на Чернобыльской АЭС и пострадавшие от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, приравненные к ним лица.
  • Инвалиды 1 и 2 группы.
  • Дети в возрасте до 18 лет и учащиеся очных форм обучения в возрасте до 24 лет на территории регионов, в которых проходит эксперимент.
  • Малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом "О государственной социальной помощи".
  • Лица, которые на данном курорте должны получить специализированную, в том числе, высокотехнологичную, медицинскую помощь или пройти медицинскую реабилитацию и сопровождающие их лица, если пациентом является ребенок или недееспособное лицо.
  • Больные туберкулёзом.
  • Граждане, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта.
  • Граждане, имеющие собственное жилье в курортном регионе.
  • Спортсмены, тренеры, спортивные судьи, а также иные специалисты в области физической культуры и спорта, прибывшие для участия в официальных спортивных мероприятиях на территории эксперимента.

Курортный сбор в командировке

Поправка к закону, что работники, которые приехали в курортную зону по делам организаций, обсуждалась, но внесена в закон не была. Соответственно, гостиницы будут брать сбор и с командированных работников за каждый день в служебной поездке.

Как будут собирать

Функции по сбору курортного сбора примут на себя юридические лица и индивидуальные предприниматели (операторы курортного сбора), которые оказывают услуги по размещению.

Как это будет происходить пока не до конца понятно, ведь придётся не просто собирать деньги и направлять их дальше, но и вести учёт полученных средств, а также сдавать отчётность. Соответственно, увеличится нагрузка на бизнес. Также операторы должны будут выдавать всем отдыхающим документы, подтверждающие факт уплаты ими курортного сбора.

Собрать деньги за весь период пребывания приезжего гражданина оператор должен не позднее прекращения правоотношений между ними. При этом если человек заплатит за десять дней, а проживёт на одном месте только пять, а затем переедет в другую гостиницу в том же регионе, то другой оператор не сможет повторно взять с него средства за уже оплаченный период.

Закон

Текст пилотного проекта по взиманию платы за пользование курортной инфраструктурой (Курортный сбор) приведён ниже.

Внесен Правительством

Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ КУРОРТНОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, АЛТАЙСКОМ КРАЕ,

КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

Статья 1. Общие положения

1. Провести в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае (далее - субъекты Российской Федерации) эксперимент по развитию курортной инфраструктуры в целях сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма (далее - эксперимент) и осуществить оценку его эффективности.

2. Эксперимент проводится посредством введения в муниципальных образованиях, территории которых включены в территорию эксперимента, платы за пользование курортной инфраструктурой (далее - курортный сбор) для финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры.

3. Финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих в связи с проведением эксперимента, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Статья 2. Срок проведения эксперимента

2. Законы субъектов Российской Федерации о введении курортного сбора должны быть приняты не позднее 1 декабря 2017 года.

Статья 3. Основные понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) курортная инфраструктура - совокупность объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, в том числе парки, скверы, городские леса, бульвары, терренкуры, пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил, расположенные на территории эксперимента, за исключением объектов системы коммунальной инфраструктуры и автомобильных дорог;

2) объект размещения - индивидуально-определенное здание или помещение в здании, предназначенное для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению, а также жилое помещение, пригодное для временного проживания;

3) оператор курортного сбора - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях;

4) территория эксперимента - территории муниципальных образований, на которых законом субъекта Российской Федерации вводится курортный сбор.

2. Иные понятия в настоящем Федеральном законе используются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления

1. Правительство Российской Федерации:

1) определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение эксперимента (далее - уполномоченный орган);

2) устанавливает порядок и сроки представления уполномоченным органом проекта ежегодного отчета о ходе эксперимента и результатах эксперимента за прошедший период;

3) рассматривает проект ежегодного отчета уполномоченного органа о ходе эксперимента и результатах эксперимента за прошедший период;

4) утверждает и направляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации ежегодный отчет о ходе эксперимента и результатах эксперимента за прошедший период.

2. Уполномоченный орган:

1) осуществляет методическое сопровождение и координацию деятельности высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, связанной с проведением эксперимента, и направляет им предложения по совершенствованию механизма и порядка проведения эксперимента;

2) представляет в Правительство Российской Федерации проект ежегодного отчета о ходе эксперимента и результатах эксперимента за прошедший период;

3) устанавливает общие требования к отчетам о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации, а также порядок и сроки их представления в уполномоченный орган.

3. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

1) определяет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за проведение эксперимента (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации);

2) утверждает порядок и сроки представления муниципальными образованиями заявок о включении территорий муниципальных образований в территорию эксперимента или об исключении из территории эксперимента, предложений по определению размера курортного сбора и (или) по определению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора;

3) утверждает порядок ведения реестра операторов курортного сбора и перечень сведений, содержащихся в нем;

4) утверждает порядок и сроки представления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации проекта ежегодного отчета о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации;

5) осуществляет разработку и внесение в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проекта закона субъекта Российской Федерации о введении курортного сбора с учетом заявок и предложений, указанных в пункте 2 настоящей части;

6) осуществляет методическое сопровождение и координацию деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местных администраций, связанной с проведением эксперимента;

7) утверждает и представляет в уполномоченный орган ежегодный отчет о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации;

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, связанными с проведением эксперимента.

4. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации:

1) устанавливает форму, порядок и сроки представления:

а) органами местного самоуправления - сведений, необходимых для осуществления мониторинга хода эксперимента и составления ежегодного отчета о ходе эксперимента на территории соответствующего муниципального образования;

б) операторами курортного сбора - отчета оператора курортного сбора и сведений, необходимых для ведения реестра операторов курортного сбора;

2) ведет реестр операторов курортного сбора;

3) осуществляет мониторинг хода эксперимента;

4) представляет в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект ежегодного отчета о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, связанными с проведением эксперимента.

5. Органы местного самоуправления осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) глава муниципального образования представляет в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации согласованные с представительными органами муниципального образования заявку о включении территории муниципального образования в территорию эксперимента или об исключении из территории эксперимента, предложения по определению размера курортного сбора и (или) по определению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора;

2) местные администрации представляют в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения по формированию перечня работ, указанного в части 8 статьи 9 настоящего Федерального закона;

3) местные администрации представляют в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации сведения, необходимые для осуществления мониторинга хода эксперимента и составления ежегодных отчетов о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации.

Статья 5. Порядок введения курортного сбора. Размер курортного сбора

1. Курортный сбор устанавливается настоящим Федеральным законом и вводится законом субъекта Российской Федерации в муниципальных образованиях, входящих в территорию эксперимента.

2. Взимание курортного сбора может быть прекращено на территории муниципального образования законом субъекта Российской Федерации на основании заявки соответствующего муниципального образования об исключении из территории эксперимента.

3. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются территория эксперимента, размер курортного сбора, порядок и сроки его перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, порядок осуществления контроля за исполнением требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, связанных с проведением эксперимента, порядок предоставления сведений о ходе эксперимента законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о перечне построенных, реконструированных, благоустроенных и отремонтированных объектов курортной инфраструктуры.

4. Размер курортного сбора не может превышать 100 рублей. При этом в 2018 году размер курортного сбора не может превышать 50 рублей.

5. Размер курортного сбора может быть дифференцирован в зависимости от сезона (в том числе снижен до 0 рублей), времени пребывания плательщика курортного сбора в объекте размещения, значения курорта в соответствии с законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, места нахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.

Статья 6. Плательщики курортного сбора

Плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов.

Статья 7. Освобождение от уплаты курортного сбора

1. От уплаты курортного сбора освобождаются:

1) лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы;

2) лица, удостоенные звания Героя Социалистического Труда или Героя Труда Российской Федерации либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах";

5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) инвалиды войны;

8) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

9) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним лица;

10) инвалиды I и II групп;

11) лица, сопровождающие инвалидов I группы и детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";

12) малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного по месту их жительства в соответствующем субъекте Российской Федерации;

13) лица, прибывшие на территорию эксперимента в целях получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи или медицинской реабилитации после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях санаторно-курортных организаций, а также сопровождающее их лицо в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет;

14) больные туберкулезом;

15) лица в возрасте до 24 лет, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях, расположенных на территории эксперимента;

16) лица, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта;

17) лица, имеющие место жительства на территории эксперимента;

18) лица, имеющие на праве собственности жилые дома (доли в праве собственности на них) и (или) жилые помещения (доли в праве собственности на них) на территории эксперимента;

19) спортсмены, тренеры, спортивные судьи, а также иные специалисты в области физической культуры и спорта, прибывшие для участия в официальных спортивных мероприятиях на территорию эксперимента.

2. Субъекты Российской Федерации вправе установить законом субъекта Российской Федерации иные категории лиц, освобождаемые от уплаты курортного сбора, с учетом предложений муниципальных образований, указанных в пункте 2 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.

3. Освобождение от уплаты курортного сбора осуществляется при предъявлении оператору курортного сбора оригинала документа, подтверждающего право на освобождение от уплаты курортного сбора, либо его копии, заверенной в установленном порядке. Освобождение от уплаты курортного сбора лиц, указанных в пункте 11 части 1 настоящей статьи, также может осуществляться на основании письменного заявления сопровождаемого лица или его законного представителя.

Статья 8. Порядок исчисления, уплаты и перечисления курортного сбора

1. Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и соответствующего размера курортного сбора. При этом сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания.

2. Курортный сбор взимается не позднее момента выезда из объекта размещения.

3. Повторное взимание курортного сбора за один и тот же период проживания на территории эксперимента не допускается.

4. Курортный сбор подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится эксперимент.

5. Перечисление курортного сбора в бюджет субъекта Российской Федерации осуществляется оператором курортного сбора по истечении срока фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения.

Статья 9. Фонд развития курортной инфраструктуры

1. Фонд развития курортной инфраструктуры (далее - Фонд) - часть средств бюджета субъекта Российской Федерации, подлежащая использованию в целях развития курортной инфраструктуры.

2. Бюджетные ассигнования Фонда направляются исключительно на финансовое обеспечение работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры на территории эксперимента.

3. Объем бюджетных ассигнований Фонда утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации от уплаты курортного сбора.

4. Бюджетные ассигнования Фонда направляются в форме межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, территории которых включены в территорию эксперимента, в целях финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры на их территориях с учетом особенностей, установленных статьей 12 настоящего Федерального закона. Положения настоящей части не распространяются на объекты курортной инфраструктуры, находящиеся в федеральной собственности.

5. Бюджетные ассигнования Фонда, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований Фонда в очередном финансовом году.

6. Объем бюджетных ассигнований Фонда:

1) подлежит увеличению в текущем финансовом году и (или) очередном финансовом году на положительную разницу между фактически поступившим и прогнозировавшимся размером доходов бюджета субъекта Российской Федерации от уплаты курортного сбора, учитываемых при формировании Фонда;

2) может быть уменьшен в текущем финансовом году и (или) очередном финансовом году на отрицательную разницу между фактически поступившим и прогнозировавшимся размером доходов бюджета субъекта Российской Федерации, учитываемых при формировании Фонда.

7. Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Фонда устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

8. Перечень работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры, подлежащих финансовому обеспечению за счет бюджетных ассигнований Фонда, определяется соглашением, заключенным между субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием об организации работ по развитию курортной инфраструктуры, с учетом предложений органов местного самоуправления.

Статья 10. Обязанности операторов курортного сбора

1. Операторы курортного сбора в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, обязаны осуществлять исчисление, взимание и перечисление в бюджет субъекта Российской Федерации курортного сбора.

2. Оператор курортного сбора при взимании у плательщика курортного сбора суммы курортного сбора, подлежащей уплате, обязан выдать плательщику курортного сбора документ, подтверждающий факт уплаты.

3. При невозможности удержания у плательщика курортного сбора исчисленной суммы курортного сбора оператор курортного сбора обязан в порядке и срок, установленные законом субъекта Российской Федерации, уведомить о невозможности удержания курортного сбора у плательщика курортного сбора и сумме курортного сбора, подлежащей уплате, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты курортного сбора.

4. Операторы курортного сбора в порядке, установленном уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, обязаны осуществлять учет плательщиков курортного сбора и освобождаемых от уплаты курортного сбора лиц, которым были оказаны услуги, указанные в пункте 3 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

5. Оператор курортного сбора обязан представить в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации отчет оператора курортного сбора, подготовленный на основе данных учета, а также сведения, необходимые для ведения реестра операторов курортного сбора.

Статья 11. Осуществление контроля за исполнением требований настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов, связанных с проведением эксперимента

1. Региональный государственный контроль за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, связанных с проведением эксперимента, осуществляется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

2. Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается ответственность за нарушение положений нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, связанных с проведением эксперимента, в том числе ответственность операторов курортного сбора за нарушения порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в бюджет субъекта Российской Федерации.

3. Законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в сфере регионального государственного контроля, осуществляемого в ходе проведения эксперимента, в порядке, определенном Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Статья 12. Общественный совет

1. Общественный совет создается при уполномоченном органе субъекта Российской Федерации в целях осуществления общественного контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований Фонда.

2. В состав Общественного совета должны быть включены представители операторов курортного сбора, представители общественных и экспертных организаций, действующих на территории эксперимента.

3. Порядок формирования и осуществления деятельности Общественного совета утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Основными функциями Общественного совета являются:

1) осуществление общественного контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований Фонда;

2) выработка предложений по организации проведения эксперимента и формированию перечня работ, указанного в части 8 статьи 9 настоящего Федерального закона;

3) разработка предложений по определению размера курортного сбора, по определению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора, а также предложений о прекращении взимания курортного сбора на территориях отдельных муниципальных образований;

4) иные функции, предусмотренные порядком формирования и осуществления деятельности Общественного совета.

Статья 13. Особенности применения настоящего Федерального закона

1. Доходы от уплаты курортного сбора не учитываются при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

2. С 1 января 2020 года субъекты Российской Федерации, участвующие в эксперименте, вправе законом субъекта Российской Федерации наделять органы местного самоуправления муниципальных образований, территории которых включены в территорию эксперимента, государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по установлению размера курортного сбора на территории муниципального образования, установлению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора, а также иными полномочиями, не отнесенными настоящим Федеральным законом к исключительным полномочиям субъекта Российской Федерации.

3. Объем бюджетных ассигнований Фонда, направляемых в форме межбюджетного трансферта в бюджет муниципального образования в соответствии с частью 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, должен составлять в 2018 году не менее 70 процентов прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации от уплаты курортного сбора на территории этого муниципального образования и не менее 100 процентов - в последующие годы эксперимента.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

С мая следующего года россияне, отдыхающие на курортах России, будут платить специальный суточный сбор. Как это отразится на стоимости их отпуска и какие существуют способы сэкономить на отдыхе без потери в комфорте?

Во вторник, 25 июля, Совет Федерации одобрил законопроект о введении курортного сбора в ряде российских регионов — этот документ Госдума приняла в третьем чтении на прошлой неделе. После подписания президентом закон начнет действовать с мая 2018 года в пилотном режиме в популярных рекреационных зонах — в Крыму, Ставрополье, Краснодарском крае и в Алтайском крае.

Все туристы, отдыхающие в этих регионах, будут уплачивать дополнительный ежесуточный сбор в местные бюджеты. Впоследствии эти платежи пойдут на развитие туристической инфраструктуры в указанных субъектах Федерации. Размер сбора каждый регион — участник эксперимента должен установить самостоятельно до 1 декабря 2017 года. В 2018 году сумма курортного сбора не будет превышать 50 руб. в сутки с человека, а в 2019 году она может вырасти до 100 руб. в сутки.

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), некоторые регионы уже определились с суммой сбора. В частности, гостям Алтайского края придется отдавать по 30 руб. в сутки. Правда, далеко не всем: в этом регионе дополнительный сбор введут только на территории города-курорта федерального значения Белокуриха. В Крыму речь идет о платеже в размере 25-35 руб. в сутки, а в Ставропольском крае — о 30-50 руб. в сутки. При этом в законопроекте прописан перечень льготников, которые освобождаются от уплаты курортного сбора. В их число входят несовершеннолетние дети, пенсионеры, ветераны, инвалиды и местные жители.

Сама практика курортного сбора не является российским ноу-хау. По данным туристического сервиса «Туту.ру», в Хорватии, Чехии, Венгрии и Австрии туристу придется заплатить от €0,6 до €3 в сутки в зависимости от категории отеля. В Германии сумма сбора составляет 5% от размера платы за сутки проживания, во Вьетнаме — $1, на Балеарских островах — €1 ежесуточно. А вот в Турции, курорты которой считаются главными конкурентами российским, такого сбора нет.

Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин напоминает, что и в России ежедневный курортный сбор уже существовал в период с 1991​ по 2004 год​ и этот опыт едва ли можно назвать удачным. «Львиная доля полученных средств уходила на администрирование, и в итоге бюджеты получали ничтожно малые суммы. Возможно, нам стоит учиться на собственных ошибках», — говорит эксперт. По его мнению, на этот раз величина курортного сбора в России будет варьироваться в зависимости от сезона. Максимальные суммы туристам придется платить в летние месяцы, а в межсезонье сбор, скорее всего, будут обнулять, прогнозирует Барзыкин.

Курортный сбор и его последствия

Согласно новому закону каждый путешественник, остановившийся в любом объекте размещения — отеле, санатории, пансионате или хостеле — дольше, чем на 24 часа, должен будет заплатить определенную сумму в бюджет региона. Таким образом, закон о курортном сборе не затрагивает россиян, которые остановились в гостинице только на одну ночь, а также тех, кто приехал в курортную зону в краткосрочную командировку.

При выселении из отеля отдыхающему предъявят отдельный счет, который ему надо будет оплатить на месте. Взимать сбор и отвечать за его своевременное перечисление в бюджет будут сами объекты размещения. Меры воздействия на неплательщиков должны определить региональные власти — им необходимо прописать это в своей нормативной базе до 1 декабря 2017 года.

Эксперт Общественной палаты РФ по туризму, сопредседатель Клуба защиты прав туристов Роман Бобылев отмечает, что текущая сумма сбора в пределах 30-50 руб. с человека в сутки выглядит вполне приемлемой для бюджетных туристов. А вот если она вырастет до 100 руб. — привлекательность отечественных курортов для путешественников окажется под вопросом, убежден он.

В свою очередь, Юрий Барзыкин ​считает дополнительный платеж довольно серьезным бременем для среднего российского туриста. «Если люди отдают по 2,5-3 тыс. руб. в день на отдых, то сбор в 50 руб. их несильно смутит. Но, по статистике, более 50% российских туристов тратят на размещение на отечественных курортах всего 700-1,2 тыс. руб. в день», — поясняет он. Эксперт обращает внимание, что некоторые отельные сети уже подготовили рекламные предложения, в которых обещают оплатить курортный сбор за туристов. «Естественно,​ свои траты они включат потом в стоимость размещения, что только увеличит стоимость отдыха», — отмечает Барзыкин.

По словам профессора кафедры менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галины Дехтярь, введение сбора в России приведет к тому, что путешественники будут чаще выбирать зарубежные курорты. «Нашим объектам размещения и так трудно конкурировать с зарубежными из-за качества сервиса и соотношения цены-качества. Например, в российских отелях все программы all-inclusive, которые включают алкоголь, на порядок выше аналогичных предложений, например, в Турции», — приводит пример эксперт.

Сколько будет стоить отдых

РБК попытался разобраться, сколько будет стоить отдых в России после введения в стране курортного сбора. Для этого корреспондент изучил минимальные цены на туры с сопоставимыми условиями и на одни и те же даты. Так, по данным сервиса «Туту.ру», турпутевка на семью из трех человек (мама, папа и ребенок) на семь дней в начале августа в трехзвездочном отеле в Крыму обойдется минимум в 15-16 тыс. руб. без перелета и питания, а с перелетом из Москвы — уже в 59-60 тыс. руб. Дата вылета — в период с 2 по 5 августа.

Семейный отдых в Сочи без перелета и без питания на этот же срок в августе будет стоить минимум 17-18 тыс. руб., или 57-58 тыс. руб. с перелетом из Москвы и без питания. Недельный отпуск в Белокурихе (Алтай) обойдется минимум в 19 тыс. руб. на троих без перелета и без питания, а с перелетом — от 72,8 тыс. руб.

Если бы курортный сбор ввели уже сейчас, то исходя из максимальной ставки в 50 руб. в сутки за семь дней семье пришлось бы заплатить дополнительные 700 руб. (по 350 за каждого взрослого). В 2019 году при максимальной ставке сбора в 100 руб. они бы отдали уже 1,4 тыс. руб. Соответственно, за бюджетный отдых в Крыму пришлось бы выложить порядка 60,7 тыс. руб. в этом году и 61,4 тыс. руб. — в 2019 году, за поездку в Сочи — около 58,7 тыс. и 59,4 тыс. руб., за отпуск в Белокурихе — 73,5 тыс. и 74,2 тыс. руб. соответственно.

Для сравнения: семейный отдых в Болгарии — с перелетом, проживанием в трехзвездочном отеле и питанием (завтрак) будет стоить от 32 тыс. руб. (если отель в 1 км от моря) и от 36 тыс. (150 м до моря). При ставке курортного сбора в этой стране на уровне €1,5 с человека в день за неделю семья уплатит дополнительно €21. По курсу на закрытие сессии на Мосбирже 25 июля в 69,47 руб. это 1458,87 руб. Стоимость поездки в этом случае возрастет до 33,4 тыс. и 37,4 тыс. руб., но все равно окажется ниже, чем при путешествии по России.

Экономия для экономных

Опрошенные РБК эксперты отмечают, что есть один способ избежать уплаты сбора — отдать предпочтение теневому сектору размещения. «Все туристы, которые едут в частный сектор, автоматически избавляются от курортного сбора. И процент тех, кто предпочтет снять домик у местных, будет только расти», — говорит Галина Дехтярь. При этом, правда, не стоит забывать, что арендодатель может оформить свою деятельность официально и тогда отдыхающему все равно придется заплатить туристический сбор.

Из-за увеличения трат на отдых после введения курортного сбора россияне будут тщательнее планировать бюджет на отдых, считают эксперты. Лучший способ сократить расходы на отпуск — забронировать тур заранее, напоминает директор компании по индивидуальному туризму MAYEL Travel Майя Котляр. «Акции раннего бронирования начинаются за полгода до поездки, поэтому организовывать поездку на лето нужно зимой. По подобным акциям можно сэкономить от 20 до 60%», — приводит пример эксперт.

Самостоятельные путешественники, не прибегающие к услугам туроператоров, стараются сэкономить за счет перелета. Для этого им стоит помнить о некоторых важных моментах при поиске и заказе авиабилета, подчеркивает Котляр. «Искать билеты лучше всего в анонимном режиме браузера, так как агрегаторы уже научились определять локацию пользователя и даже устройство, с которого заходят в интернет. Система выдает более дорогие билеты пользователям Apple, чем Android», — объясняет она.

Генеральный директор компании «Организация личных финансов» Алена Никитина обращает внимание, что есть способы сэкономить на размещении, не теряя в комфорте. В частности, эксперт советует бронировать отель только на один день, а дальше уже на месте продлевать бронь на каждый следующий день. «Так можно сэкономить до 50% от стоимости суток проживания. Правда, этой схемой можно пользоваться только в низкий сезон, при этом надо убедиться, что в отеле гарантированно есть свободные места», — заключает она.

С 1 мая 2018 года в отдельных туристических зонах России вводится курортный сбор. Расскажем, как будут платить и собирать сбор, какие суммы сбора введены в отдельных регионах - участниках проекта.

Курортный сбор - это фиксированная сумма, которую с 2018 года платят физлица - граждане РФ и иностранцы, отдыхающие в туристической зоне России - Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. Разберем суть сбора.

Курортный сбор с 1 мая 2018 года: где и как будут собирать

В 2018 году в четырех туристических регионах РФ проходит эксперимент по развитию курортной инфраструктуры. В этих субъектах вводится курортный сбор с отдыхающих. Введение сбора регулирует Федеральный закон от 29.07.2017 № 214-ФЗ . Чтобы разобраться в том, где и как будут взимать сбор, смотрите таблицу ниже.

Основные положения закона Особенности Основание (статья закона)
Регионы, в которых вводится сбор
  1. Республика Крым
  2. Алтайский край
  3. Краснодарский край
  4. Ставропольский край
ст. 1
Срок введения и уплаты сбора Курортный сбор в России вводится с 1 мая 2018 г. по 31 декабря 2022 г.

Законы субъектов РФ о введении курортного сбора должны быть приняты не позднее 1 декабря 2017 г.

Взимание курортного сбора может быть прекращено законом субъекта РФ на основании заявки соответствующего муниципального образования об исключении из территории эксперимента.

Оператор сбора взимает плату с отдыхающих не позднее момента выезда из объекта размещения.

ст. 2, п. 2 ст. 5
Размер сбора

Размер сбора может быть дифференцирован в зависимости от сезона, в т.ч. снижен до 0 рублей, времени пребывания плательщика сбора в объекте размещения, значения курорта.

п. 4-5 ст. 5
Кто платит сбор

Физлица от 18 лет, проживающие в объектах размещения более 24 часов.

ст. 6
Кто освобожден от уплаты сбора
  1. Инвалиды I и II групп;
  2. Сопровождающие инвалидов I группы и детей-инвалидов;
  3. Малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие;
  4. Прибывшие в целях получения медпомощи или медицинской реабилитации;
  5. Постоянно работающие на территории взимания сбора;
  6. Имеющие звание Героя Советского Союза, Героя РФ или являющиеся полными кавалерами ордена Славы;
  7. Имеющие звания Героя Соцтруда или Героя Труда РФ, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;
  8. Участники ВОВ;
  9. Ветераны боевых действий;
  10. Награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
  11. Работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны и т.д.;
  12. Инвалиды войны;
  13. Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий;
  14. Подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним лица;
  15. Больные туберкулезом;
  16. Обучающиеся до 24 лет по очной форме в образовательных организациях на территории взимания сбора;
  17. Постоянно проживающие на территории взимания сбора;
  18. Имеющие на праве собственности жилые дома/помещения (доли) на территории взимания сбора;
  19. Спортсмены, тренеры, судьи, а также иные специалисты в области спорта.
ст. 7

Курортный сбор в Краснодарском крае 2018

Закон . Согласно закону края от 27.11.17 № 3690-КЗ "О введении курортного сбора на территории Краснодарского края...", курортный сбор вводится в регионе с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 года. Однако власти края на время проведения Чемпионата мира по футболу (с 14 июня по 15 июля) решили отменить сбор. 28 марта внесены соответствующие поправки в региональный закон, согласно которым введение курортного сбора перенесено в Краснодарском крае с 1 мая на 16 июля 2018 года.

Территории уплаты сбора . Эксперимент по взиманию сбора в Краснодарском крае проводится на территории следующих восьми муниципальных образований:

  1. г. Анапа;
  2. г. Геленджик;
  3. г. Сочи;
  4. г. Горячий Ключ;
  5. Новомихайловское городское поселение Туапсинского района;
  6. Джубгское городское поселение Туапсинского района;
  7. Небугское сельское поселение Туапсинского района;
  8. Шепсинское сельское поселение Туапсинского района.

Размер курортного сбора в Краснодарском крае с одного физлица от 18 лет, проживающего в объекте размещения более 24 часов, составит 10 рублей в сутки.

Освобождение от сбора. Категории лиц, освобожденные от уплаты сбора на территории края, установлены частью 1 статьи 7 Федерального закона о сборе (см. таблицу выше). В частности, это лица, проживающие в курортной зоне края.

Команды спортсменов вместе со своими судьями и тренерами, которые будут прибывать для непосредственного принятия участия в Чемпионате по футболу, автоматически освобождаются от уплаты обязательного курортного сбора. В состав данных групп также входят болельщики из тех стран, которые участвуют в чемпионате, представители СМИ и другие лица, принимающие участие в подготовке к запланированным мероприятиям.

Остальные туристы, которые будут посещать территорию Краснодарского края, с 16 июля 2018 года должны уплачивать сбор в сумме 10 рублей на каждого человека, находящегося на данной территории в течение суток.

Как собирать и платить сбор . Операторы сбора - организации гостиничного бизнеса обязаны рассчитывать и перечислять сбор в бюджет края. Оператор обязан выдать физлицу документ, подтверждающий факт уплаты сбора.

Если удержать сбор невозможно, оператор курортного сбора обязан не позднее 5 рабочих дней со дня получения отказа от уплаты сбора письменно уведомить о невозможности удержания курортного сбора уполномоченный орган.

Кроме того, операторы обязаны вести учет плательщиков/неплательщиков сбора с соблюдением требований Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".

За неуплату сбора предусмотрен штраф для физлиц в размере от 500 до 2000 рублей. Нарушение оператором порядка и сроков исчисления и взимания сбора влечет наложение штрафа на юрлиц или ИП в размере от 5 до 15 тыс. рублей.

Курортный сбор в Ставропольском крае 2018

Закон . Согласно Закону Ставропольского края от 08.12.17 № 130-кз "О некоторых вопросах проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае", с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 года будет взиматься курортный сбор.

Территории уплаты сбора . Сбор введен на территории четырех муниципальных образований края:

  1. г. Ессентуки;
  2. г. Железноводск;
  3. г. Кисловодск;
  4. г. Пятигорск.

Размер курортного сбора в Ставропольском крае. Сумма сбора в Ставропольском крае составит 50 рублей.

Как собирать и платить сбор . Операторы сбора обязаны перечислять сбор по истечении срока фактического проживания плательщика в объекте размещения, не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление курортного сбора. Но не ранее истечения срока фактического проживания плательщика сбора в объекте размещения.

Курортный сбор в Крыму 2018

Закон . Размер курортного сбора в Крыму. Сбор в Крыму начнут взимать с отдыхающих с 1 мая 2018 года. Депутаты крымского парламента приняли местный закон "О введении курортного сбора", согласно которому сумма сбора составит:

  • с 1 мая по 30 сентября - 10 рублей за сутки
  • с 1 января до 30 апреля - 0 рублей;
  • с 1 октября до 31 декабря - 0 рублей.

Территории уплаты сбора . Территория эксперимента включает в семь регионов:

  1. г. Алушта
  2. г. Евпатория
  3. г. Саки
  4. г. Судак
  5. г. Феодосия
  6. г. Ялта
  7. Черноморский район.

Как собирать и платить сбор . От уплаты курортного сбора в Крыму оосвобождены лица, указанные в федеральном законе (см. таблицу выше). Кроме этого, на местном уровне добавлены еще две категории граждан:

  • лица, имеющие место жительства (регистрацию) на территории республики Крым;

Курортный сбор не взимается в день заезда и не включается в стоимость проживания. При досрочном выбытии туристу излишне уплаченная сумма возвращается.

Курортный сбор в Алтайском крае 2018

Закон . Еще один регион, в котором с 1 мая 2018 года вводится курортный сбор, - Алтайский край (Закон от 01.11.17 № 76-ЗС "О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае").

Территории уплаты сбора. Территория сбора в крае - г. Белокуриха.

Размер курортного сбора в Алтайском крае. Сумма курортного сбора - 30 рублей в сутки в 2018 году. В 2019-2022 годах размер сбора составит 50 рублей за одни сутки фактического проживания плательщика в объекте размещения.

Как собирать и платить сбор . В случае досрочного выбытия плательщика из объекта размещения оператор курортного сбора в день выезда должен пересчитать сумму сбора. Излишне уплаченная сумма возвращается плательщику не позднее момента выезда.

Если оператор не смог удержать сбор, он обязан в срок не позднее 30 календарных дней со дня выезда плательщика курортного сбора уведомить об этом орган исполнительной власти Алтайского края, ответственный за проведение эксперимента.

От уплаты курортного сбора в Алтайском крае освобождаются:

  • лица, указанные в части 1 статьи 7 Федерального закона о сборе;
  • лица, направляемые на лечение в рамках обязательного медицинского либо социального страхования.

Курортный сбор подлежит перечислению в краевой бюджет оператором ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Закон о курортном сборе

Опыт введения курортного сбора в России с физических лиц имеет свою историю - в России закон "О курортном сборе с физических лиц" действовал с 1991-го по 2004 год. Тогда предельная ставка составляла 5% от минимального размера оплаты труда (МРОТ). При этом дети до 16 лет, инвалиды и сопровождающие их лица, пенсионеры и ряд других категорий россиян были освобождены от сбора. Все остальные платили его по месту временного проживания. Однако со временем сбор отменили из-за его неэффективности - поступления были незначительными.

Позднее о введении курортного сбора в России речь зашла спустя 7 лет - весной 2011 года. Тогда президент РФ Дмитрий Медведев поручил проработать вопрос о возрождении местного "налога". Но предложение так и не было до конца проработано и изучено. В итоге в мае 2011-го на совещании Минфина было принято решение, что вводить "налог" нецелесообразно из-за сложностей с его администрированием.

Вновь тему курортного налога Дмитрий Медведев поднял в сентябре 2014 года на Международном инвестиционном форуме: он заявил о возможности предоставления права муниципалитетам вводить специальные сборы, в том числе туристические и курортные.

В мае 2015 года правительство отклонило проект введения в России туристического сбора, внесенный сенаторами Евгением Бушминым, Владимиром Петровым и Сергеем Рябухиным, так как он не получил одобрения ни в Роспотребнадзоре, ни Минпромторге, ни в Минфине. В правительстве пришли к выводу, что затраты на создание системы сбора будут в разы больше, чем полученная прибыль. Однако уже летом 2015-го Ассоциация туроператоров (АТОР) со ссылкой на министерство по делам Северного Кавказа сообщила, что налог может вернуться не раньше 2017 года. Министерство предложило сделать фиксированную ставку сбора в размере от 50 до 100 рублей за день проживания на территории городов-курортов. Однако в апреле 2016 года Минэкономиразвития опубликовало отрицательное заключение на проект.

К вопросу вернулись в августе 2016 года. С предложением "возродить" в России курортный сбор с физических лиц выступил Минфин. 26 августа 2016-го идею поддержал президент РФ Владимир Путин. Правительству РФ было поручено ввести сбор осенью 2016-го.

Прошло множество общественных обсуждений и встреч чиновников с заинтересованными сторонами по вопросу сбора. В итоге министерства и ведомства предложили к принятию свои инициативы, а кабмин подготовил сводный законопроект. Итогую редакцию проекта одобрило и предложило принять Правительство РФ.

В начале мая 2017 готовый законопроект о введении курортного сбора в России был внесен на рассмотрение Госдумы (№ 169585-7). Принят документ в июле, с 30 июля документ вступил в силу.

Согласно заключению правового управления ко второму чтению, проект должен быть доработан в части порядка:

  • уплаты сбора;
  • применения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к региональному контролю за плательщиками сбора;
  • определения уровня расчетной обеспеченности регионов;
  • наделения региональных властей соответствующими правами.

Замечания переданы в Комитет Госдумы по бюджету и налогам. Третье чтение проекта состоится после доработки. Возможно, проект примут уже в июле 2017 года.

Курортный сбор: расчет и порядок уплаты в 2018 году

Сбор рассчитывают по формуле:

Сумма курортного сбора = количество дней проживания x ставка сбора

Максимальная ставка сбора на одного человека с 1 мая 2018 года составит 50 рублей в сутки, а с 2019 года она вырастет в два раза - до 100 рублей.

Пример

Семья из двух человек старше 18 лет планирует отдохнуть в Республике Крым с 18 по 30 июня 2018 года. Продолжительность пребывания в курортной зоне, где введен сбор, составляет 13 суток. День заезда - 18 июня исключается из расчета. Итого расчетный период - 12 суток. Ставка сбора - 50 рублей/сутки.

Рассчитаем сбор: (12 дн. x 50 руб.) x 2 чел. = 1200 руб.

Необходимо учитывать, что сумма сбора к уплате не входит в стоимость проживания в месте отдыха.

Оператор сбора взимает плату не позднее момента выезда из объекта размещения. После чего должен плательщику сбора документ, подтверждающий уплату. Повторное взимание сбора за один и тот же период проживания не допускается.

Если удержать сбор невозможно, оператор обязан уведомить об этом местные власти, контролирующие уплату сбора.

Операторы также обязаны вести учет плательщиков курортного сбора и освобождаемых от него лиц и представлять соответствующий отчет.

Доходы от курортного сбора будут распределяться в муниципальные бюджеты и направляться исключительно на улучшение курортной инфраструктуры. Планируется, что в 2018 году местные власти получат 70% средств, остальные останутся в региональных бюджетах. С 2019 года в муниципальные бюджеты начнут поступать уже все доходы от нового сбора.

Правительство РФ одобрило законопроект, предусматривающий введение курортного сбора с туристов, приезжающих в Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края. Предполагается, что максимальный размер сбора составит 100 рублей в сутки с одного туриста, сообщает ТАСС. Эксперимент с введением нового налога продлится с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно. Собранные средства пойдут на развитие туристической инфраструктуры в регионах-участниках пилотного проекта.

В ходе эксперимента предполагается с учётом особенностей курортной и туристской сфер основных российских курортов апробировать различные механизмы курортного сбора. По итогам будет принято решение о его введении на постоянной основе на всей территории России или об отказе от его введения», - отмечается в сообщении министерства РФ по делам Северного Кавказа.

Борис Пирожников, заместитель гендиректора агентства “Kupibilet.ru”, считает, что введение нового налога не отпугнёт туристов. Но для его эффективной работы необходимо тщательно продумать механизмы сбора новой таксы.

“Во многих странах мира туристы уже давно платят «сити-такс» – аналог курортного сбора. Например, в Каталонии с 1 ноября 2012 года введен городской туристический сбор в сумме от 0,5 до 2,5 евро в сутки в зависимости от локации и количества звезд отеля, в котором останавливается турист. Этот сбор призван развивать туристическую инфраструктуру. “Сити-такс” используют для ввода новых автобусных маршрутов, усиления полиции на городских улицах, на очистку пляжей и другие мероприятия.

Рядовой турист, как правило, узнает об этом сборе только когда заселяется в отель, и у него нет другого выхода, кроме как заплатить его. Дело в том, что в ту же Барселону приезжают туристы со всего мира, в том числе из России. Для них психологически заплатить туристический сбор проще, сказывается позиция гостя. В то время как отечественные курорты в основном посещают граждане России, и у них дополнительный сбор вполне может вызвать протест.


Но в России в связи с дефицитом бюджета на развитие туристической сферы введение курортного сбора неизбежно. В таких обстоятельствах, на мой взгляд, главное – серьезно подойти к разработке механизма сбора этого налога. Собирать средства через отели, как это делают за границей, будет неэффективно, потому что на наших курортах больше половины туристов размещаются в небольших гостиницах, которые часто оформлены как частное домостроение. Поэтому велик риск того, что этот сегмент останется неохваченным. Нужно придумывать что-то другое. Не менее важно жестко контролировать расход собранных средств, правильно расставлять приоритеты. Я надеюсь, что Правительство разработало качественные механизмы сбора этой таксы, иначе вводить курортный сбор с 1 января, безусловно, очень рано.

Что касается влияния курортного сбора на среднестатистического туриста – считаю, что в объеме 100 руб. в сутки сбор будет незаметным.

Стоимость авиабилетов курортный налог вряд ли изменит. В ценообразовании авиакомпаний завязаны совершенно другие показатели, и собирать налог путем включения его в авиатариф, думаю, не правильно.

На мой взгляд, основная роль государства сейчас – объяснить населению, что налог необходим, чтобы люди не укрывались от него, а также грамотно разработать механизм сбора и расходования средств и, соответственно, расходовать собранные средства с умом”.