Группы стран с переходной экономикой. Страны восточной европы с переходной экономикой

Ежегодно составляются отчеты и аналитические записки, которые позволяют оценить состояние мировой экономики, рынка регионов. занимают в таких отчетах особое место, поскольку аналитики следят за тем, кто , где активно проходит реформирование отраслей производства, промышленности, сферы услуг, образования, армии или обострилась проблема мигрантов.

Ежегодно составляются отчеты и аналитические записки, которые позволяют оценить состояние мировой экономики

Собранную информацию сопоставляют, поскольку в состав той или иной организации входит разное количество стран-участниц, и их развитие (индекс) оценивается по-разному. Есть общие параметры, а также специфические, поэтому и возникает необходимость свести данные, которые предоставляют такие международные организации: МВФ, ООН, ВБ и т. д.

Развитые страны на карте мира

ООН оценивает другие аспекты:

  • Производство товаров первой необходимости и услуг.
  • Уровень нищеты.
  • Как развивается предпринимательство.
  • Систему социального страхования, защиты.
  • Состояние финансового рынка.
  • Положение банковской системы.
  • Экологические проблемы.
  • Тенденции в демографической и социальной сфере. Рождаемость и смертность.
  • Уровень ВВП.
  • Уровень инвестирования и кредитования проектов и различных экономических секторов.

Все эти показатели необходимы, чтобы получить полную и комплексную картину по каждому региону, выделить в нем долю развивающихся и капиталистических стран, выбрав самые крупные, развитые в промышленном отношении и довольно перспективные.

Конкурентоспособные страны мира

Недавно эксперты МВФ приняли решение выделить еще один тип - экономически передовые страны. К таким державам относятся:

  1. Восточноазиатские: Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг.
  2. Кипр.
  3. Североамериканские: Канада и США.
  4. Западноевропейские: Франция, Британия, Италия, Германия.
  5. Некоторые и Центральной, ставшие .

Количество развивающихся стран каждый год меняется. Если рассматривать экономическую характеристику стран мира, то во внимание принимаются , направленность экономики, в том числе и отраслевая, наличие актуальных наукоемких направлений, уровень и качество жизни населения.

Структура развивающихся стран

Внутри стран, которые развиваются, можно провести свое деление. Для определения отдельных групп критериями являются:

  • структура производительных сил и производства;
  • перспективы развития экономики;
  • экономические отношения внутри стран и за их пределами;
  • количество внешних и внутренних долгов;
  • наличие или отсутствие инфляционного роста/падения;
  • условия для развития транснациональных корпораций;
  • роль, которую играет малый бизнес в формировании отраслей производства и сферы услуг.

Золотые резервы в различных странах

Данные параметры позволяют выделить несколько видов стран с активно развивающимся рынком и экономикой:

  1. «Азиатские тигры» Восточной и и Латинская Америка.
  2. Крупные и страны Азии, которые экспортируют нефть и другие полезные ископаемые. Бахрейн, Катар, Ливия, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты занимаются нефтяным экспортом. Поскольку каждая из них имеет выгодное экономико-географическое положение, играет важную, практически ключевую роль на рынке энергоресурсов и носителей, население небедное, может копить средства.
  3. Развивающиеся страны, где высокий средний размер ВВП на душу населения. Например, в Гватемале или Колумбии на одного человека приходится 1 тыс. долл. США.
  4. , огромными территориями, большим количеством населения: Индия, Индонезия, Пакистан. Они развиваются благодаря инвестиционным проектам из Европы и Америки. При этом наблюдаются другие тенденции: люди живут часто за чертой бедности, уровень ВВП составляет 300 долл. США на душу населения, низкие темпы производственного развития.
  5. Бедные страны Африки и Азии, например, Бангладеш, Бенин, Сомали, Эфиопия, Афганистан. Несмотря на предоставление кредитов, материальной и технической помощи, эти развивающиеся страны с трудом преодолевают отсталость. У экономики явный аграрный характер, в производстве преобладают доиндустриальные формы труда. Связи с внешним миром либо отсутствуют, либо развиты очень слабо.

В 2019 году количество стран, которые попадают в категорию «развивающиеся», достигло 132. Все они занимают особое место в экономике мира, по-разному связаны с капиталистическими странами, мировой хозяйственной системой и рынком. Из-за этого в таких государствах давно сформировалась многоукладная экономика, зависящая от развитых и передовых стран.

Смотрите в видео: зарплаты в различных странах мира.

Характерные черты развивающихся стран

  • Уровень жизни населения очень низкий.
  • Нет среднего класса. Общество делится на богатых и очень бедных. Доходы богачей во много раз больше, чем доходы рядовых граждан.
  • Отсутствие законов, поэтому инвесторы из-за рубежа редко вкладывают свои финансы в экономику стран.
  • Плохо развиты системы финансовая, налоговая и банковская.
  • Не работает аппарат управления.
  • Безработица постоянно растет, поэтому население не имеет твердого дохода.
  • Высокий уровень рождаемости и смертности.
  • Небольшие размеры и объемы внутреннего рынка.
  • Зависимость от развитых государств мира, что порождает постоянное накопление внешних долгов.
  • Наличие специфических социально-экономических проблем.
  • Экономика подчиняется идеологии, религии и политической системе.
  • Преобладают общинные интересы, из-за чего гражданское общество либо только начинает развиваться, либо совсем неразвито.

У развивающихся стран есть научно-технический потенциал, но он слабый, из-за чего практически не развиваются научные направления, экономика, производство. При этом многие государства обладают огромными запасами природных ископаемых.

Развивающиеся страны освободились от колониальной зависимости в шестидесятые годы, поэтому в социальной, экономической и политической структуре до сих пор наблюдаются отрицательные факторы:

  1. Неспособность самостоятельно справиться с внутренними экономическими проблемами, которые до этого решали страны-метрополии.
  2. Нет демократических институтов, из-за чего политическая культура только начинает развиваться. Руководители страны в своем правлении опираются не на различные органы и институции, а на армию, полицию.
  3. Широко развита коррупция и взяточничество.
  4. Постоянные войны, межэтнические конфликты.
  5. Формирование самоизоляционной экономической модели централизованного типа. Она не ориентирована на рынок и не учитывает особенности мировой экономики, ее тенденции и ключевые изменения.

Индекс корупции в различных странах

Во многом подобная ситуация в странах третьего мира связана с тем, что в восьмидесятые годы Советский Союз и государства СЭВ вкладывали деньги в строительство объектов металлургии и тяжелой промышленности. Не учитывались особенности географического положения развивающихся стран и их специфика. Поэтому в них возник дисбаланс, появилась полная зависимость экономик от развитых государств.

Место в мировой экономике

  • Поставляют сырье и топливо и США.
  • Промышленные изделия, которые экспортируются на мировой рынок, составляют 21,4 %.
  • Доля в экспорте равна 30 %.
  • Зависимость от ТНК. Крупные компании не соглашаются здесь работать, но открывают филиалы и штаб-квартиры. В результате этого в развивающихся странах находится около 25 % всех иностранных вложений транснациональных компаний.
  • Большие поступления от частных компаний, кредиты и инвестиции которых достигают 50 % от всех внешних источников финансирования. Кредиты дают корпорации, фонды, отдельные физические лица, частные предприниматели.

Характерными чертами экономического развития относящихся к группе развивающихся стран являются:

  1. Преобладание аграрного сектора в экономике.
  2. Большая доля занятости населения в сельском хозяйстве, в котором доминирует патриархальный уклад.
  3. Низкий уровень развития индустрии. Есть черная металлургия в развивающихся странах, но ее часть незначительная.
  4. Многоукладность экономики: формы производства варьируются от мелкотоварной и общинной до кооперативной, монополистической. Связи между ними и укладами минимальные, неразвитые.
  5. В разных сферах экономики присутствует частный капитал, представленный различными формами и видами.
  6. Развитие капитализма носит так называемый характер анклавов, поскольку вложенные средства принадлежат компаниям - филиалам ТНК, «зашедшим» в эти страны. Капиталистический строй мешает устранять многоукладность экономики, способствуя ее расширению.

Таким образом, уровень отставания от развитых в индустриальном плане стран огромный.

Существует взаимозависимость многоукладности и социальной структуры общества. Постоянные тенденции, такие как безработица, бедность, демографическое перенаселение, низкий уровень жизни - удел развивающихся стран.

К странам с переходной экономикой принадлежит большинство бывших социалистических стран, осуществляющих переход от социалистических методов хозяйствования к рыночным. Это бывшие союзные республики СССР: Украина, Россия, Беларусь, Молдова. Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменис-тан, Таджикистан; бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Албания; азиатские страны - Китай, Монголия и Вьетнам. Социалистическую ориентацию с целью построения коммунизма сохранили Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и Куба.

По географическому признаку и особенностями социально-экономических преобразований страны с переходной экономикой можно разделить на три группы:

§ страны Центральной и Восточной Европы и страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония);

§ страны СНГ;

§ Китай и Вьетнам.

Название и состав региона "Центральная и Восточная Европа", несколько условные, поскольку Украина, Россия, Беларусь и Молдова - это также Восточная Европа с географической точки зрения; но так принято по классификации ООН и в мировой социально-экономической литературе. Название "Страны с переходной экономикой" (Countries in transition ") также утвердилась в оперативном использовании международных операций. Но есть еще одна условность относительно самого понятия" транзитивна (переходная) экономика ". Дело в том, что нет четкого критерия, определение границы, за которой транзитивная экономика уже становится рыночной. Есть основания думать, что ряд членов Центральной и Восточной Европы (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Румыния и Болгария), принятых в ЕС, считаются странами с рыночной экономикой, поскольку они уже в этой организации. Нет достаточных аргументов для возражения тот факт, что, например, Украина и Россия уже построили рыночную экономику в своей основе. Однако в официальных документах международных организаций термин "транзитивные экономики" пока сохраняется, поэтому рассмотрим эти страны в том составе, в котором они были определены в начале 90-х годов прошлого века.

Предпосылки формирования системы переходной экономики

Переходная экономика - понятие, обозначающее трансформацию централизованной нерыночной модели экономического ротвитку с жесткими командно-административными методами управления в открытую экономику, в которой рыночный механизм функционирования сочетается с гибкими методами государственного регулирования. Социалистическая модель экономики, как известно, начала воплощаться в жизнь с 1917 г.. До Второй мировой войны сначала Россия (с 1922 г.- СССР), а затем Монголия (с 1921 г,) были единственными странами, которые применяли эту модель. После Второй мировой войны образовались страны народной демократии, которые впоследствии стали называться социалистическими странами. В Европе - это Немецкая Народно-Демократическая Республика (ГДР). Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания, Югославия. В Азии - Китай (КНР), Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Вьетнам. В 1961 г.. На социалистический путь развития стала Куба. Социалистическую ориентацию выбрали в 60 - 70-х годах около двух десятков развивающихся стран, но там методы социалистического хозяйствования не успели (и не смогли) пустишь глубоких корней.

Тотальная централизация управления экономикой может дать кратковременный эффект в самых напряженных ситуациях, связанных с глубоким социально-экономическим кризисом. Так, в 30-х годах в СССР путем чрезвычайного напряжения сил, чрезмерного использования человеческих и природных ресурсов удалось в короткие сроки осуществить индустриализацию. Таким же образом было достаточно быстро восстановлено разрушенное во время Великой Отечественной войны хозяйство. Концентрация ресурсов в руках государства способствовала в послевоенные годы созданию мощной базы тяжелой промышленности и развития научно-производственного потенциала страны. Приоритетность Советского Союза в 50-х - 60-х годах в области космонавтики и атомной энергетики является подтверждением этого вывода.

Однако внутренние противоречия системы социалистической экономики препятствовали превращению таких позитивных явлений на длительную тенденцию. Ликвидация частной собственности, монополия государства на средства производства, отсутствие нормальной конкуренции не стимулировали рост производительности труда. В 30 - 50-е годы высокие темпы роста промышленности основывались преимущественно на энтузиазме тружеников, которые искренне верили в реальность победы коммунизма. Впоследствии интерес начал угасать, а методов эффективного стимулирования труда система разработать не смогла. Поэтому, начиная со второй половины 60-х годов, темпы роста экономики СССР и других социалистических стран замедляются, а их совокупная доля в мировой экономике уменьшается. По уровню производительности Труда и по качеству продукции (за исключением узкой области аэрокосмического и военно-технического производства) социалистические страны существенно отставали от развитых стран.

Административно-командная система управлением экономикой обнаружила свою негибкость способностью овладения достоянием научно-технического прогресса. Согласно господствующей теории о приоритетности производства средств производства, основной упор делался на все большее наращивание потенциала тяжелой индустрии. Это приводило не только к упадку сферы услуг, но и вызвало деструкцию народного хозяйства в целом. Несмотря на достаточно большие вливания средств в НИОКР, социалистические страны все заметнее отставали от западных стран в развитии наукоемкого производства. Ни одна из социалистических стран не перешла к постиндустриальной стадии развития.

Следует заметить, что даже положительные элементы централизованной системы управления экономикой (например, ускоренная индустриализация) реализовались равно в разных странах. Наибольший эффект они дали в странах "недоиндустриализованих", с низким предыдущим уровнем развития промышленности и хозяйства в целом - в СССР, Китае, Румыны, Болгарии, Югославии, Албании, КНДР. В то же время положительные последствия централизованной индустриализации Польши, Чехословакии, Венгрии были менее очевидны, а 1ИДР в развитии своей экономики заметно проигрывала ФРГ.

Социалистическая система хозяйства овладела экономикой различных стран в неодинаковой степени. Наиболее глубоко и последовательно она реализовалась в СССР, объясняется также и продолжительностью ее существования. Это обстоятельство во многом определяет тот факт, что в бывших советских республиках (в том числе в Украине) перестройка экономики на рыночные основы осуществляется значительно труднее, чем в странах ЦВЕ. В начале 90-х годов в СССР среди экономически активного населения уже не существовало поколений, помнили бы оперативные средства хозяйствования в условиях рыночной экономики. Ментальность значительной части населения страны была антирыночной. Вот почему в условиях уже переходного периода наши бизнесмены во многих случаях обнаружили беспомощность, чиновники - непонимание ситуации, определенные части населения и чиновничества - скрытный и явное сопротивление реформам.

Наиболее крайних и искаженных форм административно-командная система приобрела в Китае в 60-х годах, в период так называемого "большого скачка". Коллективизация проходила в форме коммун, в которых обобществления распространялось не только на средства производства, но и во многих случаях на личные вещи крестьян. Коммуна считалась "самодостаточной" хозяйственной единицей, способной обеспечить своих членов всем необходимым. Более того, в сельскохозяйственных коммунах насаждались примитивные промышленные предприятия, которые ничего общего не имели с агропромышленным комплексом, например, установки по выплавке железа. Продукция таких предприятий была чрезвычайно низкого качества, по сути, мало способна для использования. Таким образом, растранжиривались ресурсы, а отдачи не было. Производительность труда во всех секторах экономики была очень низкой. В странах существовала распределительная система распространенных продуктов потребления. В внешнеэкономической политике правительство следовал автаркии, то есть опоры на собственные силы при максимальном сокращении объемов внешней торговли. Такая политика в конце концов привела к голоду неслыханных масштабов, охвативший десятки миллионов людей.

В социалистических странах ЦВЕ (также в Литве, Латвии, Эстонии *) введение социалистической экономической системы произошло значительно позже и в большинстве стран было не таким глубоким и всеобъемлющим, как в СССР. Так, например, в Польше и Югославии не было осуществлено коллективизации сельского хозяйства, в этой сфере царила мелкая частная собственность. В Чехословакии и Венгрии земля не была национализирована, и рядом с коллективными сельскими хозяйствами существовал и частный сектор. В этих странах также разрешалось заниматься мелким частным бизнесом в сфере услуг (торговля, парикмахерские, кафе, другие бытовые услуги). В Югославии социалистические методы управления экономикой во многом отличались от канонической системы, господствовавшей в других странах. Национализированы предприятия здесь имели значительную степень самоуправления и свободу в определении номенклатуры выпускаемой продукции, ее реализации и ценообразования. В стране существовала конкуренция предприятий, централизация управления экономикой была не такой жесткой, как в СССР. С другой стороны, в Югославии росла безработица (явление, нетипично для социалистической системы) и инфляция.

Система социалистических экономик отпала от системы мировой экономики из-за несовместимости командно-административных и рыночных методов хозяйствования. Образовалась мировая социалистическая система, которая развивалась на плановой основе. Организационной формой этой системы стал Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), которая была образована в 1949 г.. В нее входили СССР, ГДР, Польша. Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания (прекратила членство с 1962 p.), Монголия, Вьетнам и Куба; в некоторых структурах СЭВ участвовала Югославия.

Целью СЭВ было содействие углублению и совершенствованию сотрудничества между социалистическими странами, развития социалистической экономической интеграции, планомерному развитию народного хозяйства каждой страны, ускорению экономического и технического прогресса. Деятельность СЭВ базировалась на долгосрочных нроирамах в сфере экономики; одной из последних была Комплексная программа социалистической экономической интеграции (1971 p.).

Впоследствии в СЭВ возникла необходимость в институтах, реиулювалы бы валютно-кредитные отношения социалистических государств. Такими институтами стали Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), основанный в 1963 г.. И Международный инвестиционный банк (М1Б), образованный в 1970 г.. Главной функцией МБЭС было осуществление многосторонних расчетов. Он проводил операции в переводных рублях и валюте, осуществлял кредитную эмиссию переводного рубля. Главной целью М1Б было предоставление долгосрочных кредитов для развития стран-членов. Большинство кредитов предоставлялась в валюте и только 10% - в переводных рублях. В 90-х годах МБЭС и МПИ стали испытывать огромные трудности, связанные с нехваткой ресурсов, с платежами. С распадом системы социалистических стран и СЭВ их функции, по сути, исчерпаны.

В рамках Совета Экономической Взаимопомощи социалистическим странам удалось достичь определенной координации внешнеэкономической деятельности. На СЭВ приходилась преобладающая доля внешней торговли каждой из стран, было построено немало общих объектов народного хозяйства. Однако в целом эффективность СЭВ была невысокой. Объемы взаимной торговли стран - членов СЭВ значительно уступали показателям стран Европейского Экономического Сообщества; еще менее эффективной была интсирация в валютно-кредитной сфере, в межгосударственном движении трудовых ресурсов. Дело в том, что СЭВ представляла собой, прежде всего, политическую организацию. Экономическая интеирация рассматривалась как подчиненный процесс, шо масс способствовать достижению политических целей. Кроме

того, в условиях жесткого централизованного планирования интеграционный процесс приобретал неестественного характера, по сути, тормозился. С распадом социалистической системы как политической силы прекратила существование и СЭВ, что продемонстрировало ее искусственный характер.

Торможение экономического развития социалистических стран началось еще в 60-х годах. В то время его могли разглядеть только специалисты, поскольку за счет количественного наращивания производственных мощностей в промышленности общие макроэкономические показатели этих стран были приличными. Но уже детальный анализ проявлял структурные проблемы. Отсутствие рыночного регулятора приводило к тому, что производилась большое количество продукции, не находила сбыта; в то же время ощущался острый дефицит многих видов продукции. Промышленность становилась все более материало- и энергоемких. Отдача вкладывать в основные фонды падала, снижалась производительность труда. Приходили темпы роста национального дохода (табл. 12.14).

При этом самые низкие темпы зафиксированы в странах, которые до войны были уже индустриально развитыми. Так, если за 1960 - 1986 pp. национальный доход в СССР увеличился в 4 раза, в Болгарии - в 5,2, в Румынии - в 7,2, то в ГДР - только в 3,2, в Польше - в 3,1, в Венгрии - в 2,8 , в Чехословакии - в 2,7 раза.

В 80-х годах кризис экономической системы социализма уже стала очевидной. Основные макроэкономические показатели начали стремительно падать. Так, произведенный национальный доход в Украине в 1990г. По сравнению с предыдущим годом сократился на 3,6%, а в 1991 г.-еще на 13,4%.

Все больше становился разрыв с развитыми странами в использовании последствий научно-технического прогресса. Так, в 1990 г.. На атомных электростанциях в СССР было произведено только 12%, тогда как в США - 19, ФРГ - 33, Франции - 74, Великобритании -20%. Доля производства электростали и кислородно-конвертерной стали составляла в СССР 48%, тогда как в Великобритании, Италии, Франции, ФРГ и Японии - 100%. Доля производства цемента по прогрессивным "сухим" способом в общем объеме производства цемента составила в СССР 17%, а в США - 60, Японии - 78, ФРГ - 90%.

Стало ясно, что те положительные факторы, которые стимулировали экстенсивное развитие экономической системы социализма, уже исчерпан. Переход к рыночной систем и хозяйствования стал объективным и неизбежным.

В конце 80-х гг. в мире возникла новая группа стран, получившая название «страны с переходной экономикой». В эту группу входят страны Восточной Европы и бывшие республики СССР, вступившие на путь рыночных преобразований. Страны этого региона имеют немало общего в путях исторического и социально-экономического развития, особенно в ХХ веке.

После окончания Второй мировой войны все они вступили на путь социалистических преобразований. За последние десятилетия в большинстве из них были осуществлены индустриализация и кооперирование сельского хозяйства. Их доля в мировом промышленном производстве в начале 90-х годов превысили 10%. Однако, административно-командные методы управления хозяйством привели к замедлению темпов экономического роста, роста производительности труда. В экономике социалистических стран стали наблюдаться кризисные явления:

Потребление и инвестиции по всем странам Восточной Европы снизились, внешняя задолженность возросла до 85 млрд. долл. (в 1972 г. – 8 млрд. долл.);

Наблюдался долгосрочный спад в производстве, существовала нерациональная структура экономики. Доля стран Восточной Европы в мировом торговом обороте сокращалась в результате снижения конкурентоспособности их товаров;

Низкая эффективность производства была тесно связана со слабым внедрением в производство достижений НТП;

Усилились инфляционные процессы;

Безработица носила скрытый характер.

Следствием этого явились отставание от Запада в техническом прогрессе, неконкурентоспособность большинства готовых изделий на мировом рынке, падение уровня жизни населения. Стало очевидным, что модель организации экономического и общественного устройства, не учитывающая национальных особенностей развития стран Восточной Европы и бывшего СССР оказалась для них неэффективной и неприемлемой.

Экономическая ситуация в странах Восточной Европы представляла собой не циклическое или краткосрочное явление, а результат глубокого долгосрочного спада.

Смена политического и государственного руководства в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии в 1989-1990 гг. и распад СССР в 1991 г. привели к коренному повороту в политическом, экономическом и социальном развитии этих стран.

В странах Восточной Европы имели место две модели системного реформирования. «Шоковая терапия» предполагает быстрое разрушение прежней системы и столь же быстрое внедрение рыночных механизмов, при этом важным условием успеха преобразований является значительная финансовая помощь извне. Радикальная модель была реализована в бывшей ГДР, Польше, Чехии и в большинстве странах СНГ.

Вторая модель системных реформ предполагает постепенное осуществление глубоких качественных преобразований социально-экономической системы. Эволюционный характер реформ характерен для Болгарии, Венгрии, Румынии и др. Данная модель предполагает формирование «двухсекторной» переходной экономики. При этом государственный сектор не ликвидируется, а постепенно реформируется, одновременно формируется рыночный сектор.



Несмотря на существенные различия в формах и темпах преобразований, экономика стран с переходной экономикой имеет ряд общих черт. Отказ от планирования и регулирования цен в характерных для этих стран условиях несбалансированности и дефицита государственного бюджета привел к резкому взрыву инфляции, темпы которой достигали несколько сотен процентов в год. Существенно упали объемы ВВП и промышленного производства: в России и других бывших республиках СССР – более чем в 2 раза. Такому падению производства способствовали распад СЭВ и СССР, поскольку это привело к нарушению традиционных экономических связей как между странами Восточной Европы, так и республиками СССР. Результатом падения производства явилось то, что страны с переходной экономикой по уровню своего экономического развития были отброшены далеко назад, и по показателю прироста и величины ВВП на душу населения оказались на среднем уровне развивающихся стран.

Особенно сильно сократилось производство в Армении, Азербайджане, Грузии, Киргизии, Молдове, Таджикистане, Болгарии, Румынии, что сказалось на их крайне низком подушевом уровне ВНП. В этих условиях для стран с переходной экономикой первоочередной задачей стала ее стабилизация.

Венгрия, Польша, Чехия и Словакия благодаря принятым интенсивным мерам добились больших успехов в экономических преобразованиях. Им удалось решить проблему обуздания инфляции, остановить падение производства, и даже добиться его некоторого роста, хотя стабилизация экономики не всегда бывает устойчива.

Наиболее благоприятной среди стран ЦВЕ признается обстановка в Чехии. Зесь сбалансирован государственный бюджет, низки уровни инфляции и безработицы. Несмотря на сложности, связанные с проведением реформ, уровень жизни населения Чехии повышается. Заработная плата возросла на 25%, а в реальном выражении - на 3,5%.

По притоку иностранных инвестиций Чехия занимает 3-е место в ЦВЕ после Венгрии и Польши (уровень инотранных инвестиций на душу населения составляет около 4000 долл.). Объем прямых иностранных инвестиций превышает 40 млрд. долл., направления инвестиций – транспорт и связь, производство транспортного оборудования и автомобильная промышленность, отрасли широкого потребления, главным образом производство табачных изделий, торговля и услуги. Доля инвестиций из стран – членов ЕС составляет около 70%.

Важным элементом рыночных преобразований стал переход к открытой экономике. Характерной чертой для большинства стран является переориентация их внешнеэкономических связей. Для государств Восточной Европы это проявляется в резком увеличении доли стран Западной Европы в их внешней торговле и других внешнеэкономических связях. На страны ЕС приходится 65% импорта и примерно 70% экспорта стран Восточной Европы. Важным направлением сотрудничества стран Европейского Союза с государствами Восточной Европы является разработка мер по оказанию западной помощи в преобразованиях этого региона. Страны Восточной Европы технологически отстают от западных на 2-3 десятилетия, а в некоторых областях на 50 лет. Им недостает правовых и институциональных структур рыночной экономики.

В период существования Совета экономической взаимопомощи основными торговыми партнерами стран Восточной Европы был СССР. После распада Советского Союза внешнеэкономические связи партнеров по СЭВ сократились в несколько раз. В настоящее время товарооборот со странами СНГ составляет 13-15%. Но, несмотря на это некоторые страны Восточной Европы продолжают оставаться довольно крупными торговыми партнерами России. Они обеспечивают российский рынок более дешевыми по сравнению с развитыми странами п родукцией машиностроения, товарами народного потребления, медикаментами, продовольствием.

7. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ


ОРЕЛ


Страны с переходной экономикой: общее и особенное

К наиболее молодой группе стран относятся государства с переходной экономикой, начавшие в конце 70-х (Китай), (Центральная и Восточная Европа) и начале 90-х гг. (бывшие советские республики) переход от административно-командной к современной рыночной экономике. В ходе его они осуществляют системные реформы. При этом разные страны используют личные модели системных реформ не только во внутри-, но и во внешнеэкономической сфере.

Переходные экономические отношения характеризуются тем, что экономические системы в этот момент соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представляет собой преобразование всей системы экономических отношений, а не только реформирование их отдельных элементов. Переходная экономика – это промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это переходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.

Социально-экономические реформы, проходящие в странах с переходной экономикой, можно назвать своеобразной революцией, т.к. они в кратчайшие сроки привели к коренному преобразованию прежней экономической системы. Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой. По оценкам большинства экономистов, продолжительность сегодняшнего переходного периода должна составить 10-15, максимум 20 лет. Эти теоретические предположения, основанные на прогнозах социально-экономического и политического развития, подтверждаются результатами трансформации в небольших странах Восточной Европы. В наиболее развитых из них экономические реформы завершатся в ближайшее время, заняв примерно 10 лет. Значительно сложение эти преобразования идут в России, где переходный период будет более продолжительным и продлится, вероятно, до конца первого десятилетия XXI в. В узком смысле слова завершение переходного периода знаменуется восстановлением докризисных объемов производства и уровня жизни населения. Однако, в широком смысле слова, переходный период считается завершенным, когда большая часть населения страны начинает жить лучше и, что самое главное, воспринимает новую экономическую систему как более эффективную.



Практический опыт стран с административно-командной экономикой демонстрирует две модели системных преобразований: эволюционный путьпостепенного создания рыночных институтов («градуалистский подход») и радикальные реформы («шоковая терапия»). Названные модели различаются в основном сроками проведения реформ, масштабом институциональных преобразований и интенсивностью стабилизационных мер. Выбор той или иной модели системных преобразования определяется рядом экономических и неэкономических факторов. К ним относятся воля политического руководства страны, особенности исторического развития, политическое и социальное положение государства и пр. Определяющим фактором служит состояние экономики. Выбор эволюционного пути обусловлен относительно небольшим удельным весом тяжелой промышленности в отраслевой структуре экономики; наличием развитого сельского хозяйства и сравнительно стабильной финансовой системы. Важным фактором является наличие работников, сохранивших навыки частного предпринимательства и готовностью населения принять новые экономические отношения. Особенностью эволюционного перехода к рынку является то, что государство последовательно, шаг за шагом, заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Выбор радикальной модели реформ обусловлен, как правило, крайне тяжелым состоянием экономики: значительный удельный вес тяжелой промышленности и военного производства, острый товарный дефицит, критическое финансовое положение. Стратегия радикального перехода к рынку базируется на идее рыночного саморегулирования. Поэтому важнейшей задачей здесь является ускоренное сведение к минимуму экономической роли государства. В целом программа «шоковой терапии» разрабатывалась специалистами МВФ (Международный валютный фонд) и МБРР (Международный банк реконструкции и развития) и в той или иной степени применялась в большинстве стран. Сравнительная характеристика эволюционной и радикальной модели перехода к рынку приведена в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика эволюционной и радикальной модели перехода к рынку

Основные черты эволюционного перехода к рыночной экономике Основные черты шокового перехода к рыночной экономике
1. Быстрое развертывание в частном секторе производства потребительских благ и насыщение ими рынка; приватизация государственной собственности Макроэкономическая стабилизация (ужесточение налоговой и кредитной политики, ликвидация излишнего количества денег)
2. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства предметов потребления, а затем распространяются на инвестиционные отрасли Рынок охватывают большинство социально-экономических отношений
3. Либерализация экономики: · Либерализация цен, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами фирм-монополистов · Либерализация внешнеэкономической деятельности Либерализация экономики: · Одномоментная либерализация цен на основную массу товаров и услуг · Либерализация внешнеэкономической деятельности
4. Жесткая финансовая политика с целью недопущения высокой инфляции. Ускоренная приватизация государственной собственности, переход к частной собственности на землю

Радикальная модель обеспечивает быстрое становление рыночных отношений в обществе. Однако очень высокой является социальная цена проводимых реформ. Переход к свободному ценообразованию в условиях товарного дефицита и монополизма производителей вызывает высокую инфляцию, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации. Классическим примером осуществления реформ путем «шоковой терапии» служит Польша. Эволюционный вариант перехода к рынку реализуется в Китае и в немалой степени в Венгрии. Так, в Венгрии этот процесс происходил с 1968 по 1990 гг., а в Китае продолжается с 1979 г.

Первая группа стран представлена такими странами Восточной Европы (Польша, Венгрия, Словакия, Чехия, Словения, страны Балтии). Для этой группы стран характерно менее длительное существование плановой экономики - около 40 лет, причем в менее жестком ее варианте. Стартовые возможности этой группы государств были весьма благоприятны. В экономике сохранялись элементы частной собственности и частной инициативы, относительная сбалансированность народного хозяйства, готовность населения к принятию ценностей рыночной экономики. Межэтнические конфликты (кроме Югославии) отсутствовали или имели ограниченные масштабы. Непосредственная близость к Западной Европе усиливала «демонстрационный эффект» преимуществ рыночной экономики. К тому же небольшие размеры восточноевропейских государств изначально предопределяли необходимость широких связей с другими странами, в том числе и с соседями в Западной Европе.

Реформы осуществлялись в результате сочетания эволюционного и радикального вариантов преобразований. Преимущественно эволюционный характер реформ характерен для Болгарии, Венгрии, Румынии, Словакии, Словении, Хорватии. Радикальные методы реформирования применялись в Польше и в меньшей мере - в Чехии. Отмечается сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике.

Вторая группа представлена такими странами как Россия, другие страны-члены СНГ. Для бывшего СССР характерно длительное существование административно-командной системы (более 70 лет) в самом жестком ее варианте. Экономика характеризовалась максимальным огосударствлением средств производства, тотальным регламентированием хозяйственной деятельности, подавлением любых попыток частной инициативы и частной собственности, крайней степенью монополизации хозяйственной деятельности. Кроме того, в обществе распространились уравнительные тенденции и иждивенчество. Ситуация в СНГ осложнялась задачей становления собственной государственности, которой страны - члены СНГ были ранее лишены, и нередкими межнациональными конфликтами (все постсоветские республики были многонациональными по составу населения, кроме Армении). В то же время богатство природными ресурсами (прежде всего России и центрально-азиатских республик) обеспечивало значительные поступления в твердой валюте за счет их экспорта, что создавало возможность пройти первоначальный, наиболее трудный этап в формировании рыночной экономики с меньшими трудностями (к сожалению, возможность не была реализована полностью). Одним из позитивных результатов советской эпохи для всех республик, входивших в состав СССР, был относительно высокий уровень квалификации рабочей силы. Реформы проводились различными способами. Здесь можно выделить «радикалов» (например, Киргизия и Казахстан), «консерваторов» (например, Узбекистан, Туркмения, Белоруссия) и «промежуточную группу» (все прочие страны). Продвижение к рынку сопряжено с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы.

Третья группа стран представлена странами Восточной Азии (Китай, Вьетнам). Господство плановой экономики в этом регионе продолжалось 25-30 лет. Стартовые возможности государств значительно отличались от двух предыдущих групп. Китайскую экономику характеризовал крайне низкий уровень развития производительных сил, слаборазвитая промышленность, крайне низкий уровень жизни населения (к моменту начала реформ не менее 1/4 населения Китая недоедали, жили за чертой бедности). Однако переход к рынку облегчался тем, что тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс составляли сравнительно небольшую долю в экономике этой страны, что облегчило переориентацию их промышленности на нужды потребительского рынка. Кроме того, большую положительную роль сыграла высокая трудовая этика населения и богатая китайская диаспора, вложившая капитал в развитие экономики страны. Экономическая реформа в Китае ведёт отсчёт с декабря 1978 года. Преобразования экономики в КНР никогда не велись методами «шоковой терапии». При этом Китаю, в отличие всех прочих стран с переходной экономикой, удалось избежать трансформационного спада. Сегодня в Китае ВВП на душу населения составляет 4,1 тыс. долл. Доля Китая в валовом мировом продукте составляет сегодня 10%, против 20% США и 2% России. Вьетнам по-прежнему является страной с центрально планируемой экономикой, с небольшим, но быстро растущим свободным рынком. Государство относится к группе стран с низким уровнем дохода – не более 100 долл.

К странам с переходной экономикой обычно относят 28 государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно – планируемой к рыночной экономике, а также, в ряде случаев, Монголию, Китай и Вьетнам. В числе стран с переходной экономикой в силу своей политической значимости обычно отдельно, вне связи с другими группами, рассматривается Россия (2% мирового ВВП и 1% экспорта). Отдельной группой выделяются некогда входившие в социалистический лагерь страны Центральной и Восточной Европы, а также страны бывшего СССР, которые называют странами бывшей «рублевой зоны».
К странам с переходной экономикой относятся:

1. Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии - Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;

2. Бывшие советские республики - ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;

3. Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

Особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики, поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры - Чехия и Словения.



Бывшие советские республики , за исключением стран Балтии, с 1993 года объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год.

Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

Если говорить о термине «переходная экономика», то он используется для характеристики преобразований экономики социалистических стран в рыночную. Переход к рынку требовал проведения ряда существенных преобразований, к которым относятся:

1) разгосударствление экономики, требующее приватизации и стимулирования развития негосударственных предприятий;

2) развитие негосударственных форм собственности, в том числе частной собственности на средства производства;

3) формирование потребительского рынка и насыщение его товарами.
Первые программы реформ состояли из наборов стабилизационных мер и приватизации. Монетарные и фискальные ограничения должны были сбить инфляцию и восстановить финансовое равновесие, а либерализация внешних связей – привнести на внутренний рынок необходимую конкуренцию.
Экономические и социальные издержки перехода оказались выше, чем ожидалось. Затянувшийся экономический спад, высокий уровень безработицы, упадок системы социального обеспечения, углубление дифференциации доходов и снижение благосостояния населения стали первыми результатами реформ.

Практика реформирования в различных странах может быть сведена к двум основным альтернативным путям:

1) пути быстрых радикальных реформ («шоковая терапия»), принятому за основу во многих странах, в том числе и в России. Стратегия исторически была сформирована еще в 1980-е годы МВФ для стран-должников. Ее чертами стала обвальная либерализация цен, доходов и хозяйственной деятельности. Макроэкономическая стабилизация достигалась за счет сокращения денежной массы и огромной инфляции как следствия.
Срочные системные преобразования включали приватизацию. Во внешнеэкономической деятельности целью стало вовлечение национальной экономики в мировое хозяйство. Результаты «шоковой терапии» скорее негативные, чем позитивные;

2) пути постепенного эволюционного преобразования экономики, взятому за основу в Китае.
Уже с середины 1990-х годов и с началом стадии оживления страны с переходной экономикой демонстрировали неплохие в целом показатели хозяйственного развития и рыночной экономики. Показатели ВВП постепенно пошли вверх. Однако высоким остается пока уровень безработицы. С учетом неодинаковых стартовых условий разного времени начала преобразований их результаты получились разные. Наибольших успехов добились Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония, Словакия.
Во многих странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) велика доля государственных расходов в ВВП: не менее 30–50 %. В процессе рыночного реформирования снизился уровень жизни населения и увеличилось неравенство в распределении доходов: примерно 1/5 часть населения смогла поднять уровень жизни, а около 30% превратились в неимущих. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в СНГ. Их экономики демонстрируют различную скорость рыночных преобразований.