Для чего сдается уведомление о контролируемых сделках. «Вычисляем» контролируемую сделку. Какие сделки относятся к контролируемым

Уже второй год действуют положения налогового законодательства, установленные Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ (далее - Закон N 227-ФЗ). В рамках данной статьи поговорим о том, какие сделки признаются контролируемыми, а также об обязанности налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о совершенных в календарном году контролируемых сделках .

Примечание. Названным Законом введен в действие разд. V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании" Налогового кодекса.

Согласно ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ. Сделать это нужно в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором они совершены. Сведения о контролируемых сделках указываются в соответствующих уведомлениях, которые по выбору налогоплательщиков могут быть представлены в налоговый орган на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме. Для чего же следует подавать в налоговый орган сведения о контролируемых сделках?

Примечание. Форма уведомления о контролируемых сделках, Порядок ее заполнения, а также Формат представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и Порядок представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.

Разделом V.1 НК РФ, по сути, введен новый вид налоговой проверки : проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). Такая проверка проводится на основании уведомления, которое подается самим налогоплательщиком, или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, в случае выявления им контролируемых сделок, совершенных налогоплательщиком, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Примечание. Форма извещения о контролируемых сделках и Порядок направления налоговым органом, проводящим налоговую проверку, извещения о контролируемых сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, утверждены Приказом ФНС России от 10.10.2012 N ММВ-7-13/704@.

Итак, проверка контролируемых сделок - это форма налогового контроля за соответствием цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами (а также в приравненных к ним сделках), рыночным ценам. В случае различия цен могут быть пересчитаны суммы сделок и доначислены налоги.
Согласно п. 4 ст. 105.3 НК РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном гл. 14.5 НК РФ, проверяется полнота исчисления и уплаты следующих налогов:

1) налога на прибыль организаций;

2) НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со ст. 227 НК РФ;

3) НДПИ (в случае, если одна из сторон сделки является плательщиком указанного налога и предметом сделки - добытое полезное ископаемое, которое признается объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

4) НДС (в случае, если одна из сторон сделки - организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) плательщиком НДС или освобожденная (освобожденный) от исполнения такой обязанности).

В соответствии с п. 1 ст. 105.14 НК РФ контролируемыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ). Итак, давайте сначала определимся с тем, какие лица признаются взаимозависимыми, затем рассмотрим некоторые условия, при наступлении которых сделка будет признана контролируемой. В последней части статьи ознакомим читателей с заключительными положениями Закона N 227-ФЗ.

Какие лица признаются взаимозависимыми?

Налоговый кодекс гласит: если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения.

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами.

В соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются:

  • организации в случае, если одна из них прямо и (или) косвенно участвует в другой и доля такого участия составляет более 25%;
  • физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25%;
  • организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
  • организация и лицо, имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
  • организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица;
  • организации, в которых более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;
  • организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
  • организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
  • организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;
  • физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  • физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Здесь необходимо сделать некоторые пояснения. Так, в соответствии со ст. 105.2 НК РФ долей прямого участия признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации, а в случае невозможности определения таких долей - непосредственно принадлежащая одной организации доля, пропорциональная количеству участников в другой организации.

Долей косвенного участия одной организации в другой признается доля, которая устанавливается в следующем порядке:

1) определяются все последовательности участия одной организации в другой через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

2) определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

3) суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.

Пример. Иностранная организация A владеет 75% акций компании B. Последней, в свою очередь, принадлежит 30% акций российской торговой компании C. Также компании A принадлежит 15% акций компании D, которая является собственником 40% акций российской торговой компании C.
В такой ситуации доля косвенного участия иностранной организации A в уставном капитале российской торговой компании C составит 28,5% (75 x 30 + 15 x 40). Соответственно, иностранная организация A и российская торговая компания C могут быть признаны взаимозависимыми лицами.

Правила, описанные выше, применяются также при определении доли участия физического лица в организации. Следует отметить, что согласно п. 4 ст. 105.2 НК РФ в ходе судебного разбирательства могут учитываться дополнительные обстоятельства при определении доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации.

Обратите внимание на следующее:

1. Если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) на экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения (п. 4 ст. 105.1 НК РФ).

2. Прямое и (или) косвенное участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми. В то же время указанные организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным ст. 105.1 НК РФ (п. 5 ст. 105.1 НК РФ).

3. Если, по мнению организаций и (или) физических лиц, особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты совершаемых ими сделок, эти организации и (или) физические лица вправе самостоятельно признать себя взаимозависимыми лицами для целей налогообложения (п. 6 ст. 105.1 НК РФ).

4. Признать лица взаимозависимыми по иным основаниям может суд (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

Какие сделки признаются контролируемыми?

Итак, как уже отмечалось, контролируемыми признаются сделки, совершенные между взаимозависимыми лицами. Здесь важно отметить следующее. Во-первых, не обо всех операциях, совершенных между взаимозависимыми лицами, следует подавать сведения в налоговый орган. Делать это нужно, только если сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает установленный лимит. Во-вторых, сделки могут быть признаны контролируемыми, даже если они совершены не между взаимозависимыми лицами (так называемые сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами). Но обо всем по порядку.

Участие третьих лиц (посредников)

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравнивается совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми, если эти лица (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ):

  • не выполняют в этих сделках никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
  • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.

Поясним: сделка, совершенная, по сути, с лицом, не являющимся взаимозависимым (посредником), может быть признана сделкой, совершенной между взаимозависимыми лицами. То есть, если продавец и конечный покупатель являются взаимозависимыми лицами, при этом агент, который совершает сделку от своего имени, не является взаимозависимым лицом ни с тем, ни с другим, и посредник не выполняет никаких функций, кроме организаторских, не принимает на себя никаких рисков и не использует собственных активов, сделка для принципала и конечного покупателя будет признана сделкой, осуществленной между взаимозависимыми лицами.

Примечание. Положения этого пункта в части признания контролируемыми сделками сделок с плательщиками ЕСХН или ЕНВД применяются с 1 января 2014 г. (п. 2 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).

И вот что важно: Налоговым кодексом прямо не установлен лимит суммы доходов по таким сделкам для целей признания их контролируемыми. На этом основании Минфин в разъясняющих Письмах делает вывод, что все сделки , совершенные с участием посредников (при выполнении перечисленных выше условий), в случаях, если продавец и конечный покупатель являются взаимозависимыми лицами, признаются контролируемыми (Письма от 14.11.2012 N 03-01-18/9-169, от 29.08.2012 N 03-01-18/6-115). Организации должны учитывать данное мнение чиновников.
От себя добавим, что, по нашему мнению, этот вывод как минимум является спорным: в пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ определяются лишь условия, при наступлении которых сделка будет приравнена к сделкам между взаимозависимыми лицами. В остальном же (в части признания сделок контролируемыми) должны действовать общие положения, установленные названной статьей.

Сделки в области внешней торговли

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются также сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом такие сделки признаются контролируемыми независимо от их размера, если предметом сделки являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп (п. 5 ст. 105.14 НК РФ):

  • нефть и товары, выработанные из нефти;
  • черные металлы;
  • цветные металлы;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы и драгоценные камни.

Если же предметом внешнеэкономической сделки будут выступать товары, не поименованные выше, для признания сделки контролируемой имеет значение сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год. Если она превысит 60 млн руб., сделка будет признана контролируемой (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Офшорные зоны

Третьим и последним случаем приравнивания операций к сделкам с взаимозависимыми лицами являются сделки, одна из сторон которых - это лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в Перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ. Такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Примечание. Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утв. Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н.

Внимание: "спецрежимники"!

Далее поговорим о сделках, совершенных между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ.

Если одна из сторон сделки применяет систему налогообложения в виде ЕНВД либо ЕСХН, при этом в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные режимы, и если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 млн руб. (соответственно, имеются в виду сделки, заключенные в рамках такой деятельности), эти сделки признаются контролируемыми (пп. 3 п. 2, абз. 2 п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Примечание. Сделки между взаимозависимыми лицами, одно из которых является сельскохозяйственным товаропроизводителем, не перешедшим на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не могут быть признаны контролируемыми на основании пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, что не исключает признания таких сделок контролируемыми при наличии иных оснований, предусмотренных указанной статьей (Письмо Минфина России от 28.01.2013 N 03-01-18/1-18).

Следует отметить, что "упрощенцы" стоят в этом ряду обособленно. В отношении них применяется другая норма (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ): если хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций (а к таким, как известно, относятся и организации, применяющие УСНО) или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0% в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ (напомним, что это организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково"), при этом другая сторона сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам, такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по ним за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб. (абз. 1 п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Сделки, в которых одна из сторон применяет к налоговой базе по налогу на прибыль организаций ставку 0% по основаниям, не связанным с указанными в п. 5.1 ст. 284 НК РФ обстоятельствами, не могут быть признаны контролируемыми исключительно на основании пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, что не исключает признания таких сделок контролируемыми на основании других положений указанной статьи (Письмо Минфина России от 06.02.2013 N 03-01-18/2730).

Обратите внимание, что сделки, совершенные между двумя "спецрежимниками", даже если они являются взаимозависимыми лицами, не могут быть признаны контролируемыми, так как Налоговый кодекс не указывает на возможность проверить полноту исчисления и уплаты налога между такими лицами при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном гл. 14.5 НК РФ.

Плательщики НДПИ

Если одна из сторон сделки является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, при этом сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб., сделки также признаются контролируемыми.

Иные случаи

В иных, не перечисленных выше случаях сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий год превышает:

  • в 2012 г. - 3 млрд руб.;
  • в 2013 г. - 2 млрд руб.;
  • в 2014 г. - 1 млрд руб.

Как рассчитывается сумма доходов по сделке?

Согласно п. 9 ст. 105.14 НК РФ сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 НК РФ. Ниже поговорим об отдельных видах доходов.

Доходы по займам

Между организациями, являющимися взаимозависимыми, заключен договор займа. Нужно ли учитывать доходы по этой сделке в целях признания ее контролируемой? Если да, то что будет признаваться доходом: начисленная сумма процентов либо сумма полученного займа и начисленная сумма процентов (Такой вопрос, в частности, был задан в Письме Минфина России от 23.05.2012 N 03-01-18/4-67)? Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к гл. 25 НК РФ. В соответствии с правилами, установленными названной главой, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются доходы в виде процентов, полученных в том числе по договорам займа, кредита и другим долговым обязательствам, признаваемые внереализационными доходами (п. 6 ст. 250 НК РФ), и не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от способа оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований (пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). Таким образом, при определении для целей ст. 105.14 НК РФ суммы доходов по сделкам за календарный год учитываются доходы в виде процентов, полученных по договору займа. При этом доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договору займа, а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований, при расчете указанной суммы не учитываются.

О посреднических сделках

Особенно много вопросов, касающихся порядка признания сделок контролируемыми, а также расчета сумм доходов по сделкам, появляется у налогоплательщиков при осуществлении посреднических операций. Это и неудивительно, так как в ходе реализации таких сделок могут возникать различные ситуации.

Об одной из них мы уже упоминали выше. Еще раз напомним эту модель: если агент не является взаимозависимым лицом с принципалом и заключает сделку от своего имени с лицом, не являющимся взаимозависимым, но являющимся взаимозависимым с принципалом, то данная сделка будет считаться контролируемой на основании пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ. В отношении этой сделки уведомления в налоговый орган должны будут направлять принципал и третье лицо, указав в них всю сумму доходов по сделке (Письмо ФНС России от 26.10.2012 N ОА-4-13/18182).

Совсем другая ситуация складывается в случаях, если агент является взаимозависимым лицом с принципалом либо с третьим лицом. В первом случае (агент взаимозависим с принципалом и заключает сделку с лицом, не являющимся взаимозависимым как по отношению к нему, так и по отношению к принципалу) в уведомлении агента и принципала отражается сделка, совершенная между агентом и принципалом. Что же будет являться доходом в этом случае?

Для ответа снова обратимся к гл. 25 НК РФ. Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. На основании этой нормы доходом агента по сделке будет являться агентское вознаграждение, уплачиваемое принципалом агенту. Аналогичный вывод был сделан, кстати, в указанном выше Письме (от 26.10.2012 N ОА-4-13/18182). В другом Письме налоговики высказали, впрочем, иное мнение (Письмо ФНС России от 06.02.2013 N ОА-4-13/1706): для целей признания сделки между агентом и принципалом контролируемой необходимо учитывать как доходы агента в виде агентского вознаграждения, так и доходы принципала, возникшие в результате исполнения агентского договора. При этом контролирующие органы предлагают учитывать положения гражданского законодательства в части регулирования отношений между принципалом и агентом (комиссионером и комитентом). В частности, согласно п. 1 ст. 996, ст. 1011 ГК РФ отношения между названными лицами в части совершения сделок за вознаграждение не приводят к передаче права собственности на товары, результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг. Передача права собственности возникает только в части оказанных услуг, за которые выплачивается комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. Таким образом, при определении суммового критерия с целью признания контролируемыми сделок через агента (комиссионера) следует учитывать момент передачи права собственности на товары (работы, услуги), руководствуясь положениями гл. 25 НК РФ в части порядка признания доходов (Письмо Минфина России от 25.01.2013 N 03-01-18/1-15).

В Письме ФНС России от 06.02.2013 N ОА-4-13/1706 отмечается также, что для целей признания контролируемой сделки между третьим лицом (например, конечным покупателем товаров) и компанией-агентом необходимо учитывать доходы, подлежащие передаче агентом принципалу на основании агентского договора. В результате данных сделок у третьего лица возникают расходы, в силу чего такие сделки подпадают под действие разд. V.I НК РФ на основании п. 13 ст. 105.3 НК РФ.

Когда сделка не признается контролируемой?

В п. 4 ст. 105.14 НК РФ перечислены случаи, когда сделки не признаются контролируемыми вне зависимости от того, что они удовлетворяют условиям, перечисленным выше. Итак, не признаются контролируемыми следующие сделки:

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
  • не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
  • у них отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2 - 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ. Еще раз напомним эти обстоятельства.

Примечание. Отдельные вопросы определения убытков, принимаемых при исчислении налога на прибыль для целей ст. 105.14 НК РФ, рассмотрены в Письме Минфина России от 27.02.2013 N 03-01-18/5769.

Положения
п. 2
ст. 105.14
НК РФ

Условия признания сделки контролируемой

Сумма доходов
по сделкам за
календарный
год, при
превышении
которой сделка
признается
контролируемой
(млн руб.)

Сделка между взаимозависимыми лицами признается
контролируемой, если хотя бы одна из сторон
сделки является:

Подпункт 2

Плательщиком НДПИ

Подпункт 3

Плательщиком ЕНВД либо ЕСХН

Подпункт 4

Плательщиком УСНО, участником проекта
"Сколково"

Подпункт 5

Резидентом особой экономической зоны,
налоговый режим в которой предусматривает
специальные льготы по налогу на прибыль
организаций (по сравнению с общим налоговым
режимом в соответствующем субъекте РФ), при
этом другая сторона не является резидентом
такой особой экономической зоны <*>

Примечание. Об этом положении мы не говорили выше, так как оно будет применяться лишь с 1 января 2014 г.

Когда может быть принято решение о проведении проверки?

Решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в порядке, установленном гл. 14.5 НК РФ, в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ, может быть принято (п. 8 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ):

  • в 2012 г. - не позднее 31 декабря 2013 г.;
  • в 2013 г. - не позднее 31 декабря 2015 г.

Переходные положения

Статьей 4 Закона N 227-ФЗ установлены переходные положения. В частности, в соответствии с п. 7 названной статьи положения ст. ст. 105.15 "Подготовка и представление документации в целях налогового контроля", 105.16 "Уведомление о контролируемых сделках", 105.17 "Проверка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами" НК РФ до 1 января 2014 г. применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам , совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно:

  • в 2012 г. - 100 млн руб.;
  • в 2013 г. - 80 млн руб.

Итак, даже если сделки, совершенные между взаимозависимыми лицами, признаются контролируемыми (например, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (нефть, черные и цветные металлы и др.); сделки, одной из сторон которых является офшорная компания (если сумма дохода по сделкам с одним лицом за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.); сделки, одной из сторон которых являются плательщики НДПИ или организации, освобожденные от обязанностей плательщика по налогу на прибыль или применяющие ставку 0% согласно п. 5.1 ст. 284 НК РФ (опять же при превышении стоимостного критерия)), но сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в 2012 г. с одним лицом, не превышает 100 млн руб., отчитываться по данным сделкам в налоговый орган в 2013 г. (за 2012 календарный год) не нужно. Они также будут освобождены от налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

В данной статье мы затронули лишь небольшую часть вопросов, касающихся применения положений Налогового кодекса о трансфертном ценообразовании.

Итак, с этого года на налогоплательщиков впервые возложена обязанность подавать в налоговый орган сведения о совершенных ими контролируемых сделках. Сделать это необходимо в срок до 20 мая, следующего за календарным годом, в котором такие сделки совершены. Заключительными положениями Закона N 227-ФЗ предусмотрены специальные положения, в соответствии с которыми подавать сведения в 2013 г. за прошедший 2012 г. нужно только в случае, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам за отчетный период превысила 100 млн руб.

В течение года организациям целесообразно вести некий реестр, в котором бы учитывались крупные сделки, совершенные между взаимозависимыми лицами, для того чтобы определиться, будут ли они являться контролируемыми.

Если в отчетном году налогоплательщиком была совершена сделка с участием взаимозависимых лиц, в список обязательной отчетности, которая должна быть подана в Федеральную налоговую службу, добавляется уведомление по совершенным контролируемым сделкам (отчет о взаимозависимых лицах). В данной статье мы расскажем о том, какие сделки требуют отчетности, каково содержание уведомления, его форма, порядок и срок сдачи.

При совершении каких сделок требуется подавать отчет о взаимозависимых лицах

Если сделка, в которой участвовал налогоплательщик, соответствует критериям отнесения сделок к контролируемым налоговой службой (перечень критериев содержится в тексте п. 1 ст. 105.16 НК РФ), возникает обязательство по предоставлению в ФНС отчета о каждой такой сделке, которая имела место в течение прошедшего года. Контролируются сделки, заключенные между взаимозависимыми (или приравниваемыми к ним) лицами.

Отчет о взаимозависимых лицах: форма

Уведомление о контролируемой сделке (отчет о взаимозависимых лицах) не составляется в произвольной форме – Приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ утверждена унифицированная форма документа, которая включает в себя следующие сведения:

  • Полное название организации; фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя или физического лица, гражданство, индивидуальный налоговый номер (информация о сторонах сделки, благодаря которой имеется возможность однозначно их идентифицировать).
  • Период, за который подавалось уведомление.
  • Предмет сделки (если сделок несколько, и они однородные, возможно объединить их).
  • Сумма доходов (затрат), сопутствующих сделке с выделением сумм, стоимость по которым должна контролироваться.

Отчет о взаимозависимых лицах: бланк

В какие сроки необходимо подать отчет о взаимозависимых лицах

Важно! Если налогоплательщик, участвовавший в сделке между взаимозависимыми лицами, сам уточнил поданные сведения в отношении проведенной сделки, в случае выявления искаженных данных об этой сделке в будущем он будет избавлен от ответственности.

Отчет о взаимозависимых лицах необходимо сдать в Федеральную налоговую службу по месту постановки на учет Ип или организации только единожды по окончании года. Подать уведомление требуется не позднее чем 20 мая следующего за отчетным года. Допускается подача отчета в электронном и бумажном варианте.

Экспертное мнение к вопросу о том, что представляют собой контролируемые сделки

Под контролируемой сделкой понимается сделка, совершенная между двумя и более взаимозависимыми лицами, все аспекты проведения которой должны проверяться сотрудниками Федеральной налоговой службы на предмет преднамеренного и безосновательного снижения или повышения налоговой базы. Как показывает практика, если налоговая инспекция обнаружит факт уменьшения/увеличения налогооблагаемой базы, на участников сделки будет наложен штраф, и налог будет доначислен (если имело место снижение налоговой базы). Под контролем у налогового органа могут находиться сделки между лицами, между которыми выявлена зависимость, если проведенная сделка:

  • Отвечает критериям, перечисленным в тексте пп. 1-3, 5-7 ст. 105.14 НК РФ .
  • Не соответствует критериям, указанным в п. 4 ст. 105.14 НК РФ .
  • Образует сумму, облагаемую налогом на прибыль, НДПИ, НДС, НДФЛ.

Участники контролируемых сделок ежегодно обязаны отчитываться об их заключении в ФНС до 20 мая года, следующего за отчетным. Данные оформляются в установленной . Уведомление о контролируемых сделках подается в территориальное отделение налоговой инспекции электронно или на бумажном носителе.

О том, как заполнить уведомление о контролируемых сделках, какую информацию следует включать в документ и что грозит за нарушение порядка подачи отчета в ФНС, читайте в статье.

Уведомление о контролируемых сделках в 2017 году: кто отчитывается?

Заполненный документ предоставляют все налогоплательщики, совершившие в отчетном году сделки, попадающие под определение контролируемых. Фактически, подобные сделки делятся на две условные группы: сделки между взаимозависимыми участниками и сделки, которые приравниваются к взаимозависимым.

К первой группе относят сделки между резидентами, если выполняется хотя бы один из критериев:

  • за отчетный год объем сделок между взаимозависимыми резидентами в совокупности составил более 1 млрд. рублей;
  • ценовой объем сделок составил более 100 млн. рублей, но одна из сторон ведет экономико-хозяйственную деятельность, применяя упрощенный режим налогообложения (ЕНВД или ЕСХН), а при этом второй участник экономических взаимоотношений работает без применения специальных режимов;
  • ценовой объем сделок составил более 60 млн. рублей, но один из участников обязан выплачивать НДПИ, а предмет сделки при этом – полезное ископаемое, которое добывается резидентом и облагается налогом по процентной ставке;
  • стоимостной объем сделок составил более 60 млн. рублей, но одна из сторон экономических взаимоотношений освобождена от налоговых обязательств на полученную прибыль в связи с тем, что участвует в проекте «Сколково» или подобном инвестиционном проекте субъектов РФ;
  • объем доходов по сделкам составляет более 60 млн. рублей, но один из участников находится в экономической зоне, которая подразумевает льготную систему обложения налоговым бременем получаемой прибыли (в сравнении с общепринятых условий налогообложения в конкретном субъекте России);
  • объем дохода по сделкам превышает 60 млн. рублей, но в связи с тем, что один из участников – обладатель лицензии на использование недр морского месторождения или оператор на нем, а налоговая база у этой стороны определяется исходя из ст. 275.2 Налогового Кодекса, в том числе и прибыль от этих сделок, их следует включить в отчет.

Экономические отношения, приравненные к взаимозависимым, учитываются при заполнении уведомления о контролируемых сделках, если привлекается дополнительная сторона-посредник, которая является невзаимозависимой. Этот участник сделки выполняет только организационные функции – предоставляет возможность производства работ или оказания услуг между взаимозависимыми лицами. Он ничем не рискует. Подобные сделки не зависят от объема доходной части.

Дополнительно, контролируемыми сделками являются экономические взаимоотношения касательно внешней торговли. В ФНС необходимо подавать информацию о внешнеторговых сделках, когда их предметом являются минеральные удобрения, драгоценные металлы и камни, нефть и товары, переработанные из нее, а также металлы, а объем дохода по ним с одним контрагентом составил более 60 млн. рублей за год.

Также контролируются сделки, когда партнеры невзаимозависимые, но один из участников отношений является резидентом одного из государств, утвержденных списком Приказа Минфина № 108н от 13 ноября 2007 года (контролируются также сделки с представителями таких контрагентов на территории России). Объем дохода, попадающего под контроль, в этом случае, должен превысить 60 млн. рублей.

Инструкция по заполнению уведомления о контролируемых сделках: подготовка

Прежде чем заполнить форму уведомления о контролируемых сделках, необходимо подготовить документацию. ФНС имеет право затребовать бумаги, подтверждающие или уточняющие условия сделки, начиная с 1 июня года, следующего за отчетным.

Алгоритм подготовки документации для ФНС по контролируемым сделкам:

  1. Идентификация сделок, попадающих под контроль. Этап подразумевает необходимость выявить, какие из совершенных сделок признаются контролируемыми (ст. 105.14 Налогового Кодекса).
  2. Планирование сбора документов. На этом шаге следует оценить объем налоговых выплат, а также расходы на подготовку бумаг.
  3. Определение характерных особенностей сделок. Здесь происходит уточнение свойств работ, услуг или товаров (предметов сделок), по которым сотрудничество признается контролируемым, а также сопоставление между собой для признания однородности.
  4. Сопоставление финансовых или коммерческих показателей экономических отношений по договорам. На этом этапе следует проанализировать взаимозависимые стороны сделок и их описание.
  5. Учитывая результаты предыдущих пунктов, следует определить объем доходной части по сделкам для целей налогообложения.
  6. Проведение экономического анализа и документирования. Необходимо сопоставить доходы по сделкам с рыночными ценами и определить рентабельность экономических отношений.

Документы могут потребоваться по любой контролируемой сделке, поэтому следует подготовить их заблаговременно. Обязательно необходимо отслеживать актуальность и достоверность данных.

Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках

Форма уведомления состоит из титульного листа и четырех разделов. Каждый блок должен быть заполнен верными и актуальными сведениями. Исправления и зачеркивания в уведомлении не допускаются. Если налогоплательщик допустил ошибку или внес недостоверные данные, он может направить в ФНС по месту регистрации уточненный отчет.

Также необходимо следить за тем, чтобы носитель, на котором предоставляется уведомление, не был испорчен. Например, если документ сдается на бумаге, не допускается его скрепление.

Для каждого символа в форме уведомления соответствует одна ячейка. Исключением будет только дата. Пустые поля не оставляются. Если данных нет, проставляется прочерк в каждой ячейке.

Текстовые поля заполняются заглавными буквами. Цифровые значения менее 50 копеек не прописываются, а при наличии в показателе более 50 копеек – он округляется до рубля.

Начинать прописывать знаки следует слева. Если их меньше, чем количество ячеек – справа проставляются прочерки.

Заполнение титульного листа

В титульном листе уведомления указываются данные налогоплательщика и отделения ФНС, такие как:

  • ОКАТО;
  • номер отделения ФНС;
  • полное наименование организации;
  • ФИО уполномоченного лица компании или физического лица-налогоплательщика;
  • код экономической деятельности;
  • контактный номер телефона и адрес электронной почты.

Кроме того, следует указать год, за который предоставляется отчет. В указанном месте следует проставить подпись, подтверждающую достоверность сведений, представленных в отчете, и печать (при ее наличии).

Заполнение раздела 1А

Блок заполняется данными отдельно по каждой контролируемой сделке или группе сделок, которые признаются однородными. Здесь указывается обобщенная информация о предмете экономических взаимоотношений, а также объем дохода, полученного от финансово-хозяйственных действий. Показатели прибыли и расходной части определяются исходя из данных бухгалтерской отчетности.

Количество таких блоков должно соответствовать количеству проведенных контролируемых сделок. Если сделки были признаны однородными и объединены в группу, то заполняется один обобщенный раздел 1А.

Заполнение раздела 1Б

Количество этих блоков зависит от количества разделов 1А, так как они являются дополнением. В этом разделе указываются данные о поставках, отгрузках, произведенных работах или оказанных услугах.

В разделе отражаются наименования договоров, даты их заключения, территориального места оформления сделки. Здесь же указывается количество товаров и цена за единицу, а также стоимость всей сделки. Дату совершения указывают в соответствии с данными бухгалтерской отчетности.

Суммирование товаров (услуг, работ) в рамках одной контролируемой сделки запрещено. Следует прописать данные по каждой единице предмета экономических взаимоотношений. Количество листов такого раздела должно быть таким же, как и количество операций в группе сделок.

Заполнение разделов 2 и 3

В этих блоках указываются данные о сделках в отношении организаций, при этом информация раздела 1Б не учитывается. Если у субъекта финансово-хозяйственной деятельности не было сделок с контрагентами, которые указываются в разделах, эти листы включать в уведомление не нужно.

Ответственность за непредставление данных в ФНС о контролируемых сделках

Организации обязаны предоставлять информацию о контролируемых сделках в ФНС в указанные сроки. Сведения должны быть актуальными и достоверными. В противном случае компания будет привлечена к административной ответственности.

Если организация не сообщила сведений о таких сделках своевременно, ей грозит наложение штрафа в размере 5 000 рублей. То же самое касается предоставления некорректных данных о контролируемых операциях с контрагентами.

Если компания скрыла прибыль по контролируемым сделкам, штраф будет значительно больше – 20% от суммы налога, который не был уплачен, но не менее 100 000 рублей.

Чтобы не допустить наложения штрафных санкций, изучите образец заполнения уведомления о контролируемых сделках.

С примером заполнения уведомления о контролируемых сделках (2017) можно ознакомиться ниже.

Компания закупила крупную партию оборудования у дочерней фирмы - плательщика НДПИ. Бухгалтер на всякий случай взял договор на заметку: в 2012 году требуется сообщать в инспекцию о совершенных контролируемых сделках. Но вот относится ли к ним конкретная поставка, непонятно. Определим вместе насколько та или иная сделка «соответствует критериям контролируемой

15.11.2012
журнал «Бухгалтерия: просто, понятно, практично»

Для признания сделок контролируемыми их результаты хотя бы у одной стороны должны повлиять на налогообложение. Иначе говоря, какая-то из сторон (или все стороны) должна учесть доходы или расходы. В результате увеличится или уменьшится база по налогу на прибыль, НДФЛ, НДПИ или НДС (п. 11 ст. 105.14, пп. 4, 13 ст. 105.3 НК РФ). Кроме того, сделки должны соответствовать критериям, предусмотренным в ст. 105.14 НК РФ. Остановимся на этом подробнее.

Взаимозависимые лица

Сделки между взаимозависимыми лицами, как правило, признаются неконтролируемыми если все стороны и выгодоприобретатели в сделке зарегистрированы в России либо являются налоговыми резидентами РФ, то сделка будет считаться контролируемой при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1. сумма доходов по сделкам между названными лицами за календарный год превышает: для 2012 года - 3 млрд руб, для 2013 года - 2 млрд руб., с 2014 года - 1 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);

2. одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах. При этом предметом сделки должно быть полезное ископаемое, по которому сторона сделки (плательщик НДПИ) уплачивает налог по ставке в процентах (подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). И сумма доходов по таким сделкам за год должна превышать 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

3. одна из сторон сделки применяет ЕНВД или ЕСХН, а другая - не использует эти режимы (подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов за год должна превышать 100 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

4. одна из сторон сделки - участник проекта «Сколково» - применяет освобождение от налога на прибыль или уплачивает его по нулевой ставке. А другая сторона от налога на прибыль не освобождена (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 60 млн руб.;

5. одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, в которой установлены льготы по налогу на прибыль, а другая - не является (подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, данное условие действует с 2014 года). Сумма доходов должна превышать 60 млн руб.

Ситуация. Компания в 2012 году совершила сделку с взаимозависимой фирмой, являющейся плательщиком НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах. Предметом сделки была поставка оборудования. Обе компании зарегистрированы в РФ, работают на основном режиме и уплачивают налог на прибыль в общем порядке. Сумма доходов по сделке за 2012 год составила 2 млрд руб.

Решение. Чтобы понять, является ли эта сделка контролируемой, «примерим» на нее критерии ст. 105.14 НК РФ. Итак, сделки между взаимозависимыми компаниями, каждая из которых зарегистрирована в РФ, признаются контролируемыми при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в подп. 1-5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

ПОНЯТНО,ЧТО…

… сделки между взаимозависимыми компаниями, одна из которых - резидент РФ, а другая - нет, являются контролируемыми в любом случае.

ПРОСТО УЧТИТЕ

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравнивается среди прочего перепродажа товаров (работ, услуг) взаимозависимому лицу через независимых посредников, если последние не используют никаких активов для осуществления сделки, а их роль сводится лишь к организации перепродажи (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам во внимание не принимается (письмо Минфина России от 09.04.2012 № 03-01-18/3-46).

Одно из таких обстоятельств - когда сторона сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по ставке в процентах. При этом предметом сделки должно быть добытое полезное ископаемое, по которому НДПИ уплачивается по ставке в процентах. И сумма доходов по таким сделкам за календарный год должна превышать 60 млн руб. В нашем примере есть превышение лимита в 60 млн руб., есть плательщик НДПИ со ставкой в процентах, однако предметом сделки не является полезное ископаемое. Значит, по этому критерию сделка в разряд контролируемых не попадает.

Следующее обстоятельство - превышение по доходам суммы 3 млрд руб. (для 2012 года). Этот предел не превышен, значит, критерий тоже не подходит.

Затем проверим, есть ли обстоятельства, предусмотренные подп. 3-5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (одна из сторон сделки применяет ЕСХН или ЕНВД либо освобождена от налога на прибыль, либо платит его по нулевой ставке, либо является резидентом особой экономической зоны, а другая - ни в чем таком не замечена). Этот критерий также не выполняется, значит контролируемой сделка не является.

Внешнеторговые сделки

Не все внешнеторговые сделки с биржевыми товарами относятся к контролируемым - для этого они также должны соответствовать условиям, предусмотренным ст. 105.14 НК РФ (письмо Минфина России от 29.08.2012 № 03-01-18/6-118). Итак, внешнеторговые сделки с товарами мировой биржевой торговли являются контролируемыми, если удовлетворяют двум условиям:

1. сумма доходов по внешнеторговым сделкам, совершенным с одним лицом за календарный год, превышает 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ);

2. предметом сделки являются товары, входящие в состав следующих товарных групп (п. 5 ст. 105.14 НК РФ):

Нефть и товары, выработанные из нефти;

Черные металлы;

Цветные металлы;

Минеральные удобрения;

Драгоценные металлы и драгоценные камни.

Минфин отметил, что внешнеторговые сделки, совершенные между взаимозави-симыми лицами, признаются контролируемыми независимо от предмета сделки (письмо Минфина России от 24.04.2012 № 03-01-18/3-57).

Офшорные сделки

Контролируемыми могут быть сделки, одной из сторон в которых является лицо, зарегистрированное в офшоре. Таким лицом может быть и российская компания, если ее деятельность образует в офшорном государстве постоянное представительство, а сама сделка связана с этой деятельностью (подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

ПРОСТО ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Суд может признать сделку контролируемой, даже если она не соответствует формальным критериям, но есть основания полагать, что она входит в группу однородных сделок, совершенных для сокрытия контролируемой сделки (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Сумма доходов по таким сделкам, совершенным одним лицом за календарный год, должна превышать 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Исключения из правил

Две группы сделок не являются контролируемыми (п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

1. Между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) - кроме сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, облагаемое НДПИ по ставке, установленной в процентах.

Иначе говоря, даже если сделка по всем признакам подпадает под понятие контролируемой (например, совершена между взаимозависимыми лицами и за 2012 год превышен лимит в 3 млрд руб.), но при этом все ее участники входят в одну КГН, то контролируемой она не считается.

2. Между лицами, которые соответствуют одновременно всем приведенным ниже условиям:

ПРАКТИЧНО ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ

Список государств, которые относятся к офшорным зонам, можно найти в приказе Минфина России от 13.11.2007 № 108н.

Участники сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ;

Нет обособленных подразделений в других регионах и за рубежом;

Не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов РФ;

Не имеют убытков, учитываемых при расчете налога на прибыль;

Отсутствуют обстоятельства для признания сделок, совершаемых такими лицами, контролируемыми в соответствии с подп. 2-5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Что в законе и в «нормативке».

Некоторые категории сделок признаются контролируемыми, только когда сумма доходов по ним в календарном году превышает определенный лимит. Правила суммирования доходов установ-лены ст. 105.14 НК РФ. Приведем их.

Сделки, предусмотренные подп. 2, 4 и 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.

Сделки, предусмотренные подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Сделки, предусмотренные подп. 2 и 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом, за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Эти положения попытался разъяснить Минфин (письмо от 05.09.2012 № 03-01-18/6-125). Из письма ведомства напрашивается вывод, что суммировать нужно доходы, полученные только по сделкам, которые заключены с одним и тем же взаимозависимым контрагентом.

Если же в рамках названных выше категорий сделок компания заключит несколько контрактов с разными лицами (которые не являются взаимозависимыми по отношению друг к другу), то доходы по этим сделкам не суммируются.

Применяем нормы на практике. Допустим, зарегистрированная в РФ компания заключила три сделки с зави-симыми по отношению к ней плательщиками НДПИ (также зарегистрированными в РФ и независимыми по отношению друг к другу). Доходы по сделкам составили 60, 50 и 70 млн руб. Для определения лимита суммировать их не нужно. С пороговым значением в этом случае сравнивается каждая из трех цифр.

Теперь предположим, что та же компания заключила три сделки с одним плательщиком НДПИ (зарегистрированным в РФ). Доходы по сделкам составили 40, 30 и 50 млн руб. В этом случае для проверки на соответствие лимиту эти доходы нужно суммировать.

В расчет доходов принимаются сделки с несколькими лицами в двух случаях (письмо Минфина России от 05.09.2012 № 03-01-18/6-125):

1. если в сделке участвует более двух лиц;

2. если сделку контролируемой признал суд. И при этом у него были основания полагать, что сделка являлась частью группы однородных сделок, которые совершены для сокрытия контролируемой сделки.

При определении лимита принимаются во внимание доходы, которые учитываются при расчете налога на прибыль (письмо Минфина России от 10.07.2012 № 03-01-18/5-95).

Ситуация. Компания по договору процентного займа взяла деньги у взаимозависимой фирмы. Обе они зарегистрированы в России и являются налоговыми резидентами РФ.

Решение. Лимит по таким сделкам для 2012 года составляет 3 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). При расчете учитываются только доходы в виде процентов. Саму сумму займа учитывать не нужно (письмо Минфина России от 23.05.2012 № 03-01-18/4-67).

О каких сделках сообщать

О контролируемых сделках компании должны сообщать в налоговую инспекцию (п. 2 ст. 105.16, ст. 105.17 НК РФ). При этом нужно учитывать переходные положения, предусмотренные Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ, которые касаются лимита доходов.

Итак, сообщать о контролируемых сделках необходимо, если сумма доходов по ним с одним и тем же контрагентом (с одними и теми же контрагентами по договору) за календарный год превысит (п. 7 ст. 4 Закона № 227-ФЗ):

100 млн руб. за 2012 год;

80 млн руб. за 2013 год. Отметим, что переходные нормы не ухудшают положение компаний. Иначе говоря, если сделка не признается контролируемой по ст. 105.14 НК РФ, то на пороговые значения, установленные Законом № 227-ФЗ, можно не обращать внимания. Сообщать в инспекцию о такой сделке не нужно (письма Минфина России от 11.03.2012 № 03-01-18/1-26, от 21.03.2012 № 03-01-35).

ПОНЯТНО, ЧТО…

… в 2012 году подавать сведения о контролируемых сделках за 2011 год не нужно. Уведомлять инспекцию придется только с 2013 года - в отношении сделок за 2012 год (п. 7 ст. 4 Закона № 227-ФЗ).

Ситуация. Сумма дохода по договору поставки со взаимозависимым лицом составила за 2012 год 1,5 млрд руб. Обе компании - резиденты РФ, обе уплачивают налог на прибыль в общем порядке, ни одна из них не является плательщиком НДПИ, не применяет ЕСХН или ЕНВД.

Решение. Сообщать в налоговую о сделке не нужно, к контролируемым она не относится. Сделка между такими взаимозависимыми лицами была бы контролируемой, если бы сумма дохода по ней за 2012 год превысила 3 млрд руб. Именно такой лимит установлен подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ на 2012 год. А порог в 100 млн руб, предусмотренный для 2012 года Законом № 227-ФЗ, в этом случае не применяется.

Ситуация. Компания совершила сделку с зависимой фирмой, являющейся плательщиком НДПИ. Обе являются налоговыми резидентами РФ. Сумма доходов по сделке за 2012 год составила 70 млн руб.

Решение. Сделка относится к контролируемым. Лимит доходов для нее в НК РФ установлен в размере 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). В рассматриваемом случае он превышен. Однако сообщать о сделке не нужно, потому что «переходный» лимит в 100 млн руб., установленный для 2012 года, не превышен (п. 7 ст. 4 Закона № 227-ФЗ).