Страховые тарифы и тарифная политика. Тарифная политика в страховании Сущность и принципы тарифной политики страховщика

Страховые компании и страхователи, вступая в отношения купли-продажи страховой услуги, подписывают соответствующий договор, который, наряду с прочим, предполагает установление цены этой услуги. Как и на любом другом сегменте рынка, цена должна удовлетворять интересы каждой из сторон сделки.

Страховой взнос (премия) , уплачиваемый клиентом, определяется на основе страховых тарифов по отдельным видам страхования.

Страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования. Таким образом, на основе страхового тарифа определяются страховые платежи, которые формируют страховой фонд. Тарифная политика - это целенаправленная деятельность страховщика по установлению и разработке страховых тарифов для удовлетворения интересов страхователей и безубыточности страховых операций.

Тарифы строятся не произвольно, а на основе определенных исторически сложившихся принципов. Существует пять принципов построения тарифов (тарифной политики):

1. Эквивалентность страховых отношений сторон: тариф должен максимально соответствовать вероятности ущерба. Это обеспечивает возвратность средств страхового фонда за тарифный период той совокупности страхователей, для которых строились страховые тарифы. Принцип эквивалентности соответствует перераспределительной сущности страхования.

2. Доступность страховых тарифов для широкого круга страхователей: чрезмерно высокие тарифные ставки становятся тормозом на пути развития страхования. Страховые взносы должны составлять такую часть дохода страхователя, Которая не является для него обременительной, иначе страхование может стать невыгодным. Доступность тарифных ставок напрямую зависит от числа страхователей и количества застрахованных объектов - чем больше число страхователей и количество застрахованных объектов, тем ниже страховой тариф.

3. Стабильность размеров страховых тарифов на протяжении длительного времени: неизменные в течение нескольких лет тарифные ставки укрепляют уверенность страхователей в надежности страховщика.

4. Расширение объема страховой ответственности, если это позволяют действующие тарифные ставки. Этот принцип является приоритетным в деятельности страховщика. Действительно, чем шире объем страховой ответственности, тем больше страхование соответствует потребностям страхователя. Это расширение возможно при снижении убыточности и неизменных тарифах.

5. Обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых операций; страховые тарифы должны строиться таким образом, чтобы поступление страховых платежей постоянно покрывало расходы страховщика и обеспечивало страховщику нормальную прибыль. Это - общий принцип ценообразования на рынке, и страхование как вид коммерческой деятельности в данном случае не исключение.

При расчете ставки страхового тарифа (или так называемой брутто-ставки) по отдельным видам страхования производится расчет двух ее составляющих: нетто-ставки и нагрузки к нетто-ставке.

Нетто-ставка предназначена для формирования страхового фонда в его основной части, которая направляется на страховые выплаты в форме страхового возмещения и страхового обеспечения. Рассчитывается нетто-ставка исходя из вероятности нанесения страхователям ущерба. Если условиями страхования предусматривается несколько видов страховой ответственности, то совокупная нетто-ставка может состоять из суммы нескольких частных нетто-ставок.

Методики расчета страховых тарифов по «рисковым» и накопительным (страхование жизни) видам страхования существенно различаются, однако в любом случае первоначально определяют ставку и, добавляя к ней нагрузку, получают брутто-ставку. Полная нетто-ставка по конкретному виду страхования представляет собой сумму нетто-ставок по отдельным страховым рискам. Соотношение составных частей страхового тарифа отражается структуре, которая характеризует долю каждой составляющей (нетто-ставки и нагрузки) в брутто-ставке.

Страховые тарифы рассчитываются по каждому виду и варианту страхования. Они зависят от объема страховой ответственности страховщика:

ü набора рисков, на случай наступления которых проводится страхование;

ü установленного размера страховых выплат по каждому из них.

Изменение (расширение или ограничение) объема страховой ответственности страховщика приводит к изменению страховых тарифов, при этом при увеличении количества рисков, принимаемых на себя страховщиком, повышается страховой тариф. Например, при страховании автомобиля страхователь может застраховать его от таких рисков, как авария, угон, потеря товарного вида, кражи багажа и т.д. Следовательно, страховой тариф при страховании всей совокупности рисков будет больше, чем при страховании группы рисков или только отдельных из них.

Нагрузка к нетто-ставке составляет меньшую часть брутто-ставки. В зависимости от формы и вида страхования она колеблется от 9 до 40%. Нагрузка к нетто-ставке включает следующие накладные расходы страховщика:

1. оплату труда штатных и нештатных работников страховой организации;

2. аренду помещения;

3. плату за электроэнергию, отопление, водоснабжение, почтово-телеграфные, телефонные расходы;

4. командировочные расходы;

5. другое расходы компании, связанные с выполнением ею своей деятельности;

6. отчисления в фонд превентивных (предупредительных) мероприятий;

7. прибыль компании.

По рисковым видам страхования за основу нетто-ставки принимается убыточность страховой суммы - экономический показатель, который рассчитывается на основании статистических данных и характеризует соотношение между выплачиваемым страховым возмещением и страховой суммой всех застрахованных объектов. Он отражает долю совокупной страховой суммы, которая выбывает из страхового портфеля при наступлении страхового события, и позволяет сопоставить расходы на выплату с объемом принятой на себя страховщиком ответственности.

Уровень убыточности страховой суммы определяется под влиянием следующего набора факторов:

а - число застрахованных объектов;

b - страховая сумма застрахованных объектов;

с - число страховых случаев;

d - число пострадавших объектов;

f – сумма страхового возмещения;

q - показатель убыточности страховой суммы.

Показатель убыточности рассчитывается по формуле:

В этой формуле, используются показатели, так называемые элементы убыточности, позволяющие глубже проанализировать финансовые результаты страхования. К ним относятся:

Частота (отношение числа страховых случаев к числу всех застрахованных объектов);

Опустошительность (отношение числа пострадавших объектов к числу страховых случаев);

Отношение рисков (средняя страховая сумма пострадавших объектов, отнесение к средней страховой сумме застрахованных объектов).

Таким образом, убыточность страховой суммы есть произведение частоты, опустошительности и отношения рисков.

По накопительным видам страхования (страхование жизни) для расчета нетто-ставок используются показатели смертности и продолжительности жизни населения, рассчитанные по таблицам смертности, а также нормы доходности от инвестирования поступивших страховых нетто-платежей, рассматриваемых в качестве инвестиционных ресурсов страховщика. Расчеты страховых тарифов по страхованию жизни получили название актуарных, хотя в последнее время это понятие относится также и к расчетам по рисковым видам страхования. Актуарные расчеты - это система математических и статистических методов, с помощью которых определяется финансовые взаимоотношения страховщика и страхователя по долгосрочному страхованию жизни.

Чтобы исчислить объем страхового фонда, нужно иметь сведения о том:

Сколько лиц из числа застрахованных доживет до окончания срока действия их договоров страхования и сколько из них каждый год может умереть;

У скольких из них и в какой степени будет утрачена трудоспособность или наступит стойкое расстройство здоровья.

Тарифные ставки в страхований жизни состоят из нескольких частей. Рассмотрим, например, смешанное страхование жизни. В нем объединяется несколько видов страхования, которые могли бы быть и самостоятельными:

1) страхование на дожитие;

2) страхование на случай смерти;

3) страхование на случай утраты трудоспособности.

По каждому из приведенных видов при помощи тарифа создается страховой фонд, поэтому тарифная ставка в смешанном страховании состоит из трех частей, входящих в нетто-ставку, и четвертой части - нагрузки. Структура тарифной ставки, а следовательно, и страхового фонда представлена на схеме. Около 90% составляет нетто-ставка, более 10% - нагрузка. В составе нетто-ставки 97% приходится на нетто-ставку по дожитию и 3% - на остальные частные нетто-ставки.

Аналогично складывается структура тарифных ставок и по другим видам страхования жизни.

Тарифная политика в страховании

Целенаправленная деятельность страховщика по установлению, уточнению, упорядочению и дифференциации страховых тарифов в интересах страхователей и безубыточного развития страхования базируется на следующих основных принципах:

1. Эквивалентность нетто-платежей и выплат страхового возмещения и страховых сумм. Это означает, что нетто-ставки по каждому виду страхования должны максимально соответствовать вероятности ущерба. При таком условии обеспечивается возвратность средств страхового фонда для той совокупности страхователей и за такой тарифный период, исходя из которых были рассчитаны тарифные нетто-ставки.

2. Доступность размеров страховых тарифов для основной массы страхователей. Завышение тарифных ставок сдерживает широкое развитие страхования. Страховые платежи должны составлять такую часть дохода страхователя, которая не является для него обременительной. При доступных страховых тарифах достигается наибольшая эффективность страхования.

3. Стабильность размеров страховых тарифов. Если тарифные ставки остаются неизменными в течение многих лет, растет авторитет страховщика перед страхователями. Даже когда показатели убыточности страховой суммы как основы соответствующих тарифных нетто-ставок устойчиво снижаются, целесообразно в интересах страхователей расширение объема страховой ответственности при неизменных тарифах. Повышение тарифных ставок допустимо только в крайнем случае, когда невозможно другими путями стабилизировать рост показателей убыточности страховой суммы.

4. Стремление к расширению объема страховой ответственности. При стабильности тарифных ставок соблюдение данного принципа является приоритетным направлением страховой политики каждого страховщика в целях максимального удовлетворения страховых интересов.

5. Обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых операций.

Убытки. Выбирать страховку для своего автомобиля сегодня, вероятно, сложнее, чем когда-либо. Каско дорожает, а страховой рынок еще далек от полного выздоровления. Он продолжает чихать и кашлять. Докашлялся до самого президента.

Объем рынка добровольного автострахования падал весь прошлый год, продолжает падать и сейчас. Даже рост продаж автомобилей, о котором сообщает Ассоциация европейского бизнеса (за 7 месяцев на 9%), не изменил ситуацию - сборы страховщиков по-прежнему сокращаются. За первые шесть месяцев 2009-го по автокаско им досталось 68,3 млрд рублей, а за тот же период 2010 года - 63,3 млрд. При этом выплаты составили почти 52 млрд рублей, а коэффициент приблизился к критическому уровню - 82%.

«Действительно, в среднем убыточность в сегменте каско по рынку является высокой и не соответствует необходимым требованиям прибыльности этого бизнеса. Связано это в первую очередь с демпингом и выставлением актуарно не обоснованных тарифов, в том числе и у ряда крупных компаний», - считает начальник отдела страхования физических лиц департамента страхования автотранспорта компании «Росно» Дмитрий Кузнецов. Как отмечает Росстрахнадзор, количество заключенных договоров по каско на протяжении двух кварталов росло, но средняя премия по ним не менялась - около 36 тыс. рублей.

«Согласно официальной статистике, сборы рынка каско снизились на 7%, при этом рынок ОСАГО в первом полугодии 2010-го вырос на 9%. То есть количество автомобилей увеличивается, а объем рынка добровольного страхования снижается», - рассуждает первый заместитель гендиректора компании «Оранта Страхование» Владимир Черников. Тому есть простое объяснение - в целом по рынку падают тарифы. «При росте выплат по добровольному автострахованию снижение тарифов не может быть обоснованным», - предупреждает Владимир Черников.

Кредитный ступор. Ситуация осложняется еще и тем, что автопарк страны стареет, а рынок автокредитования не восстановился. По словам заместителя руководителя управления андеррайтинга «АльфаСтрахования» Дмитрия Вишнякова, до кризиса «кредитные страховки» составляли до 50% от общего объема продаж каско, а сейчас - не более 15%. Причем основная их доля падает на пролонгации по уже заключенным договорам - новых договоров пока немного. Нужно учесть, что и поток, который дают пролонгации, скоро иссякнет - ведь основная масса договоров заключалась в 2007-2008 годах, а кредиты выдавались по большей части на 2-3 года.

«Банки неактивно ведут себя в этом сегменте. Кто-то не спешит его развивать вообще, кто-то возобновил выдачу кредитов, но ужесточил условия. Доля кредитных автомобилей в продажах дилеров пока невысока. Сложно прогнозировать восстановление в ближайший год», - комментирует вице-президент «Ренессанс-страхования» Федор Воронин. По мнению экспертов «Оранта Страхования», рынок кредитования может восстановиться к 2014 году.

И сами страховщики в кризис ощутили все минусы банковских продуктов в своих портфелях. Убыточность по ним значительно выше, и процент мошенничества велик. Плюс к этому, по признанию руководителя управления автострахования «Ресо-гарантии» Сергея Масленкова, банки часто вводят свои ограничения для страховых продуктов. «Например, не любят франшизу. Свой отказ с ней работать банки объясняют рисками - из-за мелких повреждений, которые страхователь не станет ремонтировать за свой счет, предмет залога обесценится. Фактически я не сталкивался с ситуациями, когда пара царапин имели бы катастрофические последствия для банка», - замечает Сергей Масленков. По его словам, «Ресо-гарантия» никогда не делала упор на страхование кредитных авто - в ее портфеле банковские продукты составляли не более 20%, поэтому торможение на рынке кредитования не очень сильно повлияло на сборы.

Правда, некоторые эксперты предсказывают, что осенью можно ожидать оживления на нем. Ряд банков готовит новые программы по автокредитованию с очень неплохими условиями. Но, скорее всего, рынок упрется в другую стену. «Если в период кризиса не было платежеспособного спроса, то теперь есть продукты, есть программы - нет только автомобилей. Опять появились очереди на авто», - говорит директор департамента автострахования компании «Эрго Русь» Алексей Якушин. По его словам, заказы на Chevrolet Captiva сейчас принимаются на декабрь. Примерно такие же очереди и на большинство марок массовых автомобилей - Opel, Ford, Mazda, Honda. «Два месяца - это минимальный срок ожидания. Если заводы не пересмотрят квоту на Россию, то не будет достаточного объема транспортных средств под розницу и кредитование», - полагает Алексей Якушин.

А был ли демпинг? Уже который год (началось задолго до кризиса) с рынка доносятся стенания по поводу царящего на нем демпинга. Якобы в кризис cash-андеррайтинг - чуть ли не самое опасное явление. Не очевидно. Во-первых, с точки зрения конечного потребителя, весь демпинг ушел в рекламные сказки, наяву же полисы особой кризисной дешевизной не отличались. Другое дело, насколько возросли комиссионные продавцов страховых продуктов. На стагнацию или сокращение сборов некоторые очень даже крупные компании ответили ростом (подчас резким) затрат по заключению договоров. Свидетельства тому - в отчетах о прибылях и убытках. То есть бенефициарами демпинга стали агенты и брокеры. В это легко поверить, зная специфику российского рынка. Во-вторых (и это тесно связано с «во-первых»), демпинг не мог превратиться в критическую проблему для рынка, если бы в него не были вовлечены компании из топ-10. Однако их руководители отвергали и отвергают малейшие подозрения на этот счет. В общем, несостыковка получается. И для полной путаницы следующие факты: большинство крупнейших федеральных страховщиков еще в прошлом году повысили цены на каско, при падении рынка на 7% сборы топ-20 сократились всего на 2%, а доля в общем объеме премий по автокаско увеличилась на 4%.

«В кризис мы подняли цены и теперь не испытываем трудностей с убыточностью и не чувствуем необходимости чистить портфель. Хотя, естественно, мы делаем необходимые уточняющие корректировки», - рассказывает вице-президент «Ренессанс-страхования» Федор Воронин. По его словам, в портфеле возросла доля договоров с использованием франшизы. Примечательно, что чаще франшизу выбирают при покупке полиса через интернет, поскольку в этом случае клиент быстрее может проанализировать изменение цены в зависимости от своего выбора.

В «АльфаСтраховании» цены на каско в среднем увеличились на 10-15%. Дмитрий Вишняков объясняет это несколькими обстоятельствами. Во-первых, дилеры еще в прошлом году подняли цены на ремонт в среднем на 10-15%, а по некоторым маркам и на 20%. Во-вторых, выросла частота убытков, люди стали чаще обращаться за выплатами, пытаясь как-то отработать премию. Нельзя сбрасывать со счетов и рост мошенничества. Увеличение расценок компания постаралась нивелировать за счет глубокой сегментации продуктов: например, в некоторых стоимость определяется не только классическими параметрами, но и пробегом авто за время действия полиса.

В среднем на 12% с начала прошлого года подорожало каско и в «Ресо-гарантии». Хотя, по словам руководителя управления автострахования компании Сергея Масленкова, тарифы пересматривались далеко не на все марки, а лишь на наиболее убыточные. В этот список попала, например, продукция GM, включая такие популярные модели, как Opel Astra и Chevrolet Aveo. «В 2008 году на рынке была запущена программа ”Джи Эм иншуранс“, страховщиком по которой был ”Ингосстрах“. И мы, к сожалению, под давлением продавцов, под влиянием хорошего результата этой программы установили конкурентный тариф по маркам автомобилей, участвовавшим в ней. Эти ставки дали нам убыток еще в 2008 году 130-140%. В 2009-м, несмотря на кризис и доводы продавцов, мы подняли тарифы на эти марки на 40-70%. Политика объема ради мифических доходов была закрыта. Надо сказать, что таких моделей у нас было штучное количество. Все-таки мы не стесняемся иметь собственные тарифы, они всегда маржинальные и всегда позволяют зарабатывать», - говорит Сергей Масленков. В итоге в первом полугодии 2010 года «Ресо» показала 15-процентный рост по портфелю автокаско.

Пересмотрели тарифную политику и в компании «Эрго Русь». «У нас тарифы изменились в соответствии с профилем портфеля - на марки машин, по которым убыточность невелика, мы снизили тарифы до 30%, а на убыточные - подняли на 20-40%», - рассказывает Алексей Якушин. В разряд безубыточных, по его словам, попали преимущественно автомобили немецкого производства - Audi, BMW, Volkswagen, Mercedes. В группу «проблемных» вошли такие модели, как Nissan Almera Classic, Mazda 3 и 6, Mitsubishi Lancer, Renault Logan. «У нас регулярно проводится профессиональная актуарная оценка развития портфеля автострахования. Так что кризис мы пережили без потерь. В 2009 году портфель автокаско вырос на 40%. Этот тренд мы планируем сохранить и в 2010 году», - оптимистичен Алексей Якушин.

Дошло до президента. На минувшей неделе проблемы страховщиков, а точнее их клиентов, обсуждал с участниками рынка и руководством Высшего арбитражного суда президент Дмитрий Медведев. Глава ВАС Антон Иванов приводил примеры, когда автостраховщики так составляли договор, что были обязаны возмещать только несущественные убытки, а перед главными опасностями страхователь оставался беззащитен. По словам Антона Иванова, компании, отказываясь платить или затягивая выплаты, побуждают клиентов решать проблемы в судах, а эту практику необходимо прекратить. Глава ВАС предложил страховому сообществу разработать стандарты договора автокаско и определить минимальные требования к выплатам.

Расценки на каско некоторых крупных компаний по популярным моделям различных классов (новые авто, руб.)

Компания

Тип страхователя

Toyota Camry при стоимости 1100 тыс. руб.

Nissan Qashqai при стоимости 900 тыс. руб.

Volkswagen Раssat при стоимости 1100 тыс.руб.

Mitsubishi Lancer 1.8 при стоимости

650 тыс. руб.

Оpel Astra при стоимости

650 тыс. руб.

Honda Accord при стоимости 1150 тыс. руб.

Audi A8 при стоимости

4000 тыс. руб.

без франшизы

франшиза 5%

без франшизы

франшиза 5%

без франшизы

франшиза 5%

без франшизы

франшиза 5%

без франшизы

франшиза 5%

без франшизы

франшиза 5%

без франшизы

франшиза 5%

АльфаСтрахование*

Оранта Страхование***

Ренессанс- страхование****

Ресо-гарантия

Росгосстрах

Согласие******

Эрго Русь

* Стоимость рассчитана только по программе «Голое каско» при франшизе 30 тыс. рублей. Для водителей со стажем менее 5 лет и возрастом менее 24 лет всегда применяется франшиза - минимально 9 тыс. рублей. ** Расчет произведен для водителя-москвича, холостого мужчины. *** Расчет произведен при франшизе в 30 тыс. рублей. **** Для Mitsubishi Lancer и Opel Astra расчет произведен по второму пакету, с учетом франшизы в 5 тыс. рублей. Для остальных автомобилей - по третьему пакету с франшизой в 10 тыс. рублей. ***** На Nissan Qashqai, Volkswagen Раssat, Mitsubishi Lancer 1.8, Honda Accord расчет сделан с учетом максимальной франшизы - $1200, на Audi A8 максимальная франшиза - $3000. ****** Расчет по Honda Accord произведен для машин,оборудованных спутниковой поисковой системой, расчет тарифов для третьей группы страхователей проводился для автовладельцев со стажем от 6 до 10 лет. Для Volkswagen Раssat и Audi A8 по третьей группе страхователей тарифы рассчитаны с учетом франшизы в 15 тыс. рублей.

1 - страхователь: 21 год, без опыта вождения. 2 - страхователь: 25 лет, опыт до двух лет. 3 - страхователь: 30 лет, опыт свыше пяти лет. Таблица составлена на основании данных, представленных компаниями, ее содержимое не может считаться публичной офертой.

Компании - лидеры рынка автокаско по итогам первого полугодия 2010 г.

Компания

Премии, млн.руб

Выплаты, млн руб

Ингосстрах

Росгосстрах

Ресо-гарантия

Военно-страховая компания

Согласие

АльфаСтрахование

Группа Ренссанс Страхование

Страховая группа МСК

Спасские ворота

Прогресс-гарант

Гута-страхование

Энергогарант

Транснефть

Мегарусс-Д

Сургутнефтегаз

ВТБ страхование

Компаньон

Эрго Русь

Определение тарифной политики страховщика

Тарифная политика - целенаправленная деятельность страховщика по установлению, уточнению, упорядочению и дифференциации страховых тарифов в интересах страхователей и безубыточного развития страхования.

Для этого осуществляется комплекс мер, направленных на разработку, применение и уточнение базовых тарифных ставок, и их применение при заключении договоров страхования. Основные принципы тарифной политики страховщика включают:

Обеспечение эквивалентности страховых экономических отношений между страховщиком и страхователем на основе равенства полученной за тарифный период страховой нетто-премии и общей суммы убытков (страховых выплат) в связи со страховыми случаями;

Доступность страховых тарифов для широкого круга потенциальных страхователей, т.е. обеспечение экономической целесообразности страхования для потребителя;

Стабильность страховых тарифов и расширение, по возможности, страховой ответственности при постоянных тарифах;

Обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых операций;

Обеспечение гибкости и индивидуальный подход при разработке и применении страховых тарифов при заключении договоров страхования, т.е. проведение страховщиком гибкой ценовой политики.

На практике важную роль играет дифференциация страховых тарифов, т.е. разработка страховщиком системы базовых тарифов - тарифной сетки с учетом особенностей объектов страхования, застрахованных рисков и объема страховой ответственности.

Брутто-тариф, лежащий в основе страховой премии

Брутто-тариф (страховой взнос) - это размер страховых платежей по договору страхования, уплачиваемый страхователем страховщику (страховой организации) за определенный период времени со всей страховой суммы.

Брутто-тариф рассчитывается на основании полученного значения нетто-тарифа и принятой доли нагрузки в структуре брутто-тарифа с учетом, в необходимых случаях, характера распределения во времени расходов, входящих в нагрузку страховщика.

При разработке страховых тарифов обязательно учитываются следующие моменты.

1. Страховой тариф должен обеспечить эквивалентность взаимоотношений страхователей и страховщика за тарифный период (минимальный - 1 год, рекомендуемый - 5-10 лет). Иными словами, страховой тариф должен быть рассчитан так, чтобы средств страхового фонда было достаточно для страховых выплат, которые страховщик должен будет произвести в течение тарифного периода.

2. Страховой тариф должен, с одной стороны, соответствовать уровню платежеспособности возможно более широкого круга потенциальных страхователей, а с другой - обеспечивать формирование страховой компанией всех необходимых фондов и резервов, а также давать страховщику возможность получить прибыль.

3. Страховой тариф должен учитывать динамику ставок по банковским депозитам и кредитам, так как из-за более высокой цены страхования потенциальному страхователю может быть выгоднее осуществить самострахование, взяв кредит в банке или накапливая средства на сберегательном вкладе.

4. Страховой тариф должен быть стабилен в течение длительного времени. Для страхователя это выгодно тем, что обеспечивает страховую защиту без увеличения затрат на нее, а для страховщика обеспечивает устойчивый круг страхователей и делает возможным планирование и стабильную организацию страховой деятельности.

5. Страховой тариф должен быть гибким при определении конкретного размера страхового взноса, т. е. должен учитывать индивидуальные особенности объектов страхования.

Под тарифной политикой в страховании понимается целенаправленная деятельность страховщика по разработке, уточнению и упорядочению страховых тарифов в интересах успешного и безубыточного развития страхования.

Используется и другое определение: комплекс организационных и экономических мероприятий, направленных на разработку, применение, уточнение базовых тарифных ставок, повышающих и понижающих коэффициентов по видам страхования, которое обеспечивают приемлемость тарифов для страхователей и прибыльность страховых операций для страховщиков.

При разработке тарифной политики целесообразно придерживаться следующих основных принципов:

  • 1. эквивалентность страховых отношений сторон (страховщика и страхователя). Соблюдение принципа означает, что нетто-ставки должны максимально соответствовать общей вероятной сумме ущерба, чтобы обеспечить возвратность средств страхового фонда за тарифный период. Благодаря этому принципу реализуется назначение страхования - замкнутая раскладка ущерба;
  • 2. доступность страховых тарифов для широкого круга страхователей. Реализация принципа напрямую зависит от числа страхователей и застрахованных объектов: чем их больше, тем меньше ущерба приходится на каждого страхователя, тем доступнее становятся тарифы;
  • 3. стабильность размеров страховых тарифов в течение длительного времени. В этом случае у страхователей появляется твердая уверенность в солидности страхового дела и платежеспособности организации. Повышение тарифных ставок рекомендуется только при неуклонном росте убыточности страховой суммы;
  • 4. расширение объема страховой ответственности. Соблюдение принципа выгодно и страховщику, и страхователю, поскольку тарифные ставки становятся доступнее и обеспечивается снижение показателя убыточности страховой суммы;
  • 5. принцип обеспечения самоокупаемости и рентабельности страховых операций. Страховые тарифы должны строиться таким образом, чтобы поступление страховых платежей не только покрывало расходы страховщика, но и обеспечивало прибыль;
  • 6. принцип дифференциации тарифных ставок -- эффективный инструмент раскладки ущерба, отражающий оптимальное участие страхователя в формировании страхового фонда. Например, при страховании средств личного транспорта дифференциация страховых тарифов учитывает различия степени риска отдельных видов транспорта (автомобиль, мотоцикл, моторная лодка), водительский стаж, возраст страхователя.

Понятие и значение актуарных расчетов. Актуарные расчеты (от лат. аctuaries -- писец, счетовод) -- это система расчетных методов, основанных па математических и статистических закономерностях, peгламентирующих взаимоотношение между страховщиком и страхователем.

Основные задачи, решаемые с помощью актуарных расчетов:

ь исчисление математической вероятности наступления страхового случая;

ь определение частоты и степени тяжести последствий причиненного ущерба;

ь определение себестоимости страховой услуги;

ь расчет тарифа по конкретному виду страхования;

ь математическое обоснование необходимых резервных фондов страховщика.

Актуарные расчеты базируются на данных страховой статистики:

натуральных и стоимостных показателях.

Страховая статистика находит широкое применение в актуарных расчетах. Ее данные служат для прогнозирования статистической вероятности страхового риска. Анализ полученной информации позволяет предвидеть будущий размер ущербa.

Введение

Страхование, как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства, является необходимым элементом современного общества. Особое место в страховании занимают страховые тарифы, поскольку от них зависят общее поступление страховой премии, финансовая устойчивость, платежеспособность, рентабельность страховых операций и конкурентоспособность страховой организации. Именно поэтому важной является целенаправленная деятельность страховщика по установлению, уточнению, упорядочению, дифференциации и корректировке стра-ховых тарифов в интересах страхователей и безубыточного развития страхования - т.е. разработка тарифной политики.

Важно помнить, что тарифная политика должна быть реализована таким образом, чтобы она обеспечивала соблюдение интересов, как страхователя, так и страховщика, а именно: 1) формировала страховые тарифы таким образом, чтобы они были приемлемы для всех участников страховых отношений; 2) обеспечивала неизменность размеров страховых тарифов в течение длительного периода времени; 3) гарантировала получение прибыли страховщиком.

Только правильно сформированная и реализованная тарифная политика сможет обеспечить выполнение целей и задач страховой компании: рентабельность деятельности и общедоступность страхования для населения, организаций и государства.

Сущность и принципы тарифной политики страховщика

В связи с важной ролью страховых тарифов в страховании и деятельности страховых организаций в целом последние разрабатывают и проводят определенную тарифную политику.

Существует несколько подходов к раскрытию термина «тарифная политика»:

1) тарифная политика в страховании Insurance tariff (rate) policy - целенаправленная деятельность страховщика по установлению, уточнению, упорядочению и дифференциации страховых тарифов в интересах страхователей и безубыточного развития страхования .

2) тарифная политика -- целенаправленная деятельность страховщика по установлению и корректировке стра-ховых тарифов с целью обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности деятельности страховщика .

3) тарифная политика - это комплекс организационных, информационно-аналитических, экономических и других мероприятий, направленных на разработку, применение, уточнение базовых тарифных ставок, повышающих и понижающих их уровень коэффициентов по видам (предметам) страхования, которые обеспечивают приемлемость, привлекательность тарифов страхователей и прибыльность страховых операций страховщика

Для реализации тарифной политики осуществляется комплекс мер, направленных на разработку, применение и уточнение базовых тарифных ставок и их применение при заключении договоров страхования .

Тарифная политика страховщика базируется на следующих основных принципах, представленных на рисунке 1:

Рисунок 1 - Принципы тарифной политики страховщика

Рассмотрим данные принципы подробнее:

Принцип 1. Принцип эквивалентности страховых отношений означает, что нетто-ставки должны максимально соответствовать ве-роятности ущерба с тем, чтобы обеспечить возвратность средств страхового фонда за тарифный период той сово-купности страхователей, для которой рассчитывались стра-ховые тарифы. Поскольку тарифные ставки, как правило, устанавливаются в масштабе той или иной области, края, республики в среднем за 5 или 10 лет, то в этом же масш-табе, за установленный период и должна произойти возвратность взносов в виде страхового возмещения. Таким образом, принцип эквивалентности отвечает перераспреде-лительной сущности страхования как замкнутой раскладке ущерба .

То есть тарифы должны рассчитываться исходя из условия равенства полученной за тарифный период нетто-премии и общей вероятной суммы страховых выплат в связи со страховыми случаями по тому или иному ви-ду страхования. По видам страхования, относящимся к страхованию жизни, учитывается равенство суммарной нетто-премии с инвести-ционным доходом и страховых выплат.

Если окажется, что за тарифный период суммарная величина нетто-премии превысила совокупную сумму страховых выплат за тот же период, то это свидетельствует о завышении страхового та-рифа и ущемлении интересов страхователей. Снижается и конку-рентоспособность тарифов. Превышение общей суммы страховых выплат за тарифный период над суммарной величиной полученной нетто-премии, наоборот, несет убытки страховщику.

Принцип 2. Доступность страховых тарифов для широкого круга страховате-лей. Чрезмерно высокие тарифные ставки являются финансовым бреме-нем для страхователей и тормозом развития страхования. Страховыестать выгодным вкладом денежных средств . Доступность тарифных ставок для страхователя находится в прямой зависимости от числа страхователей и количества застрахованных объектов. Чем больший круг застрахованных лиц и объектов охватывает страхование, тем меньшая доля в раскладке ущерба приходится на каждого. Это уменьшает размер тарифной ставки, и страхование становится доступнее . Доступность страховых премий и, соответственно, тарифов означает эффективность страхова-ния как метода страховой защиты общественного производства. Т.е данный принцип означает обеспечение экономической целесообразности страхования для потребителя .

Принцип 3. Стабильность размеров страховых тарифов на протяжениидлительного времени. Соблюдение этого принципа позволяет страховщику формировать и сохранять широкий круг страхователей, обеспечивать стабильность в планировании, организации работы штатного и нештатного персонала, сборе страховой премии, а также поддерживать на требуемом уровне финансовую устойчивость и платежеспособность. Неизменные разме-ры страховых тарифов не только удобны для страхователей в их пла-новых, финансовых расчетах, но и выгодны им экономически, так как обеспечивают страховую защиту их имущественных интересов без уве-личения затрат на нее в течение определенного периода.

Поэтому даже при уменьшении убыточности страховой суммы по виду страхования страховщики предпочитают не снижать уро-вень страхового тарифа, а при его неизменности увеличивают объем страховой ответственности. Увеличение же страхового тарифа счи-тается оправданным лишь при устойчивом изменении обстоя-тельств, увеличивающих риск наступления страхового случая, а также при фактическом возрастании убыточности страховой суммы по объективным причинам. Но даже в этой ситуации страховщики, прежде всего, определяют доступность и возможность осуществле-ния предупредительных мероприятий за счет средств соответствующего фонда с целью уменьшения рисков наступления страховых случаев и убытков от них (при страховании жизни определяется еще и возможность повышения доходности инвестиций), а также изыскивают внутренние резервы снижения расходов на ведение де-ла и доли нагрузки в страховом тарифе . Привлечение новых страхователей на основе стабильности страховых тарифов является основополагающим принципом тарифной политики и финансовой стратегии страховщика, а также динамичного развития новых страховых продуктов и видов страхования .

Принцип 4. Расширение объема страховой ответственности, если это позволяют действующие тарифные ставки. Соблюдение данногострахование соответствует потребностям страхователя. . Увеличение страховых рисков, принимаемых на страхование, и максимальное покрытие нанесенных убытков характе-ризуют повышение страховой ответственности и удовлетворение потребностей страхователей. Расширение объема ответственности характеризуется снижением показателей убыточности страховой суммы по основным видам страхования .

Принцип 5. Обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых операций. Размеров страховых тарифов должен соответствовать уровню платежеспособности широкого круга потенциальных страхователей при одновременном обеспечении рентабельности (прибыльности) страхо-вых операций. Размер страхового тарифа тем меньше, чем больше количество фактически заключающих договоры страхования страхователей, а также застрахованных лиц, конкретных предметов страхования, поэтому задача страховщика заключается в определении такого уровня тарифа, который был бы в финансовом отношении доступен мак-симально возможному количеству страхователей. Вместе с тем такой уровень тарифа должен приносить страховщику хотя бы не-большую прибыль от данного вида страхования . Кроме того, страховые взносы, рассчитанные в соответствии с тарифом, должны покрывать расходы страховщика,обеспечивать объем страховых выплат и приносить некоторое превышение доходов над расходами . Т.е страховые тарифы формируются с учетом не только осуществления страховых выплат, но и на основе покрытия расходов страховщика как коммерческой организации, и превышения доходов над расходами (прибыль тарифная). Эти элементы в плановом порядке закладываются в нагрузку к тарифной брутто-ставке, так как нетто-ставка обеспечивает только замкнутую раскладку ущерба и в ней нет места для прибыли. В случаях, когда фактическая убыточность страховой суммы в благоприятном году окажется ниже действующей нетто-ставки, то образовавшаяся экономия распределяется по двум направлениям: в запасный фонд страховщика и часть на пополнение его прибыли .

Дополнительно выделяют такой принцип тарифной политики как - обеспечение гибкости и индивидуальный подход при разработке и применении страховых тарифов при заключении договоров страхования тех илииных предметов (объектов) страхования с присущими им и их рисковым обстоятельствам особенностями, т.е. проведение страховщиком гибкой ценовой политики. Учет особенностей предметов (объектов) данного вида страхо-вания и обстоятельств проявления характерных для них рисков осуществляется страховщиками при установлении страховых тари-фов двумя способами. Во-первых, страховые тарифы по виду (под-виду) страхования устанавливаются, как правило, дифференциро-ванно в зависимости от ряда основных факторов, влияющих на ве-роятность наступления страховых случаев, и в границах минималь-ного и максимального их значений для рисковых видов страхования (верхняя граница тарифной ставки определяет предельный прием-лемый ее уровень для страхователя, а нижняя граница -- приемлемый уровень для страховщика). Во-вторых, к дифференцированным (базовым) тарифным ставкам устанавливаются повышающие и/ила понижающие их коэффициенты.

Например, базовые тарифные ставки по страхованию транспор-тировки грузов рассчитываются по группам грузов (руда и камен-ный уголь; нефть и нефтепродукты; металлы, прокат, металлоизде-лия; древесина; строительные материалы и др.) для каждого из трех видов ответственности страховщика («с ответственностью за все риски», «с ответственностью за частную аварию», «без ответствен-ности за повреждение, кроме случаев крушения») и применительно ко всем видам транспорта (автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного).

Учет конкретной степени риска наступления страхового случая при заключении договора страхования осуществляется умножением базовых тарифных ставок на повышающие или понижающие их ко-эффициенты. Изменение расстояния перевозки влияет на вероят-ность наступления страхового случая, так как изменяется и время действия страхования. Поэтому страховщики устанавливают коэф-фициенты дальности перевозки грузов. Например, для расстояния 1000--2000 км устанавливается коэффициент 1,0. Для меньших рас-стояний применяются понижающие коэффициенты в пределах 0,8--0,9, а для больших расстояний -- повышающие коэффициенты в пределах 1,1--1,5. Предусматриваются и другие коэффициенты, учитывающие, например, наличие или отсутствие охраны, сопрово-ждающей грузы; опасность маршрутов и т.д. .

Таким образом, сущность тарифной политикой состоит в систематической работе страховой организации по разработке, уточнению и упорядочению страховых тарифов в целях успешного и безубыточного развития страхового дела.