Туристско рекреационные проблемы. Туристско-Рекреационные проблемы региона (на выбор). Концепция комплексного рекреационного освоения и

Туриндустрия - уникальный бизнес, который содержит в себе множество элементов, включающих различные отрасли деятельности человека. Поэтому влияние туризма и рекреации на регион следует рассматривать в нескольких направлениях .

Выгоды, связанные с развитием туризма и рекреации:

- социально-экономического характера:

Создание рабочих мест, способствующее прямой занятости, косвенной занятости, генерированной занятости;

Эффект мультипликации, выраженный в росте доходов туристской территории;

Вклад в общегосударственные доходы;

- социокультурного характера:

Повышение жизненного уровня населения;

Сохранение культурного наследия;

Содействие созданию и поддержке музеев, сохранение и финансирование культурно-исторических памятников;

Усиление чувства гордости местного населения за свою культуру;

Обеспечение возможностей для межкультурных обменов.

Проблемы, связанные с развитием туризма и рекреации:

- социокультурного характера:

Недовольство жителей, если они не ощущают значительных экономических выгод от развития туризма в том случае, если развитие туризма подчинено чуждым для населения интересам;

Культурная деградация территории;

Чрезмерная коммерциализация, сопровождающаяся потерей регионом самобытности, обычаев, традиций, народного фольклора, ремесел и других культурных моделей;

Усугубление сложных социальных проблем, связанных с наркоманией, алкоголизмом, проституцией; необходимость усиления мер безопасности;

- экологического характера:

Загрязнение окружающей среды (почвы, воздуха, вод);

Ухудшение эстетики ландшафтов;

Проблемы с утилизацией отходов и бытового мусора;

Нарушение экологии природных зон (парков, заповедников и других природных охраняемых объектов);

Ущерб историческим и природным памятникам .

Использование концепции устойчивого развития при формировании стратегии развития туристско-рекреационных регионов

В последние годы число неправительственных организаций, сфера интересов которых захватывает туристскую индустрию, заметно увеличилось, что связано, главным образом с ростом сектора туризма, а также с усилением экономических, социальных и других эффектов от его развития .

Туризм, как таковой, является результатом взаимодействия широкого круга заинтересованных сторон - правительств и органов управления на национальном и местном уровнях, туристов и других экономических секторов, обеспечивающих поставку товаров и предоставление услуг в системе туризма, а также собственно индустрии туризма. Только их взаимодействие и сотрудничество способно обеспечить рациональное управление этой сферой, смягчить неблагоприятные последствия туризма и извлечь максимальные выгоды для всех участвующих сторон.

Кроме того, сами туристы должны осознавать, какое воздействие они оказывают на окружающую среду. Многие неправительственные организации уже существенно повлияли на предпочтения потребителей и их поведение путем осуществления общепросветительских и образовательных программ. Однако в этой области предстоит сделать еще очень многое .

Для стимулирования надлежащих действий ЮНЕП (United Nations Environment Programme) совместно с другими международными организациями, и в частности с Всемирной туристской организацией и ЮНЕСКО, занимается определением понятия устойчивого туризма и его пропагандой путем публикации руководств и справочников, а также путем обмена опытом и поддержки показательных проектов. ЮНЕП также выдвигает принципы устойчивого туризма, которые направлены на создание прочной основы для различных соглашений, регламентирующих эту индустрию, и для оказания помощи всем заинтересованным в деле внедрения устойчивой практики .

ЮНВТО рассматривает устойчивое развитие туризма как управление всеми видами ресурсов, обеспечивающее удовлетворение экономических, социальных и эстетических потребностей при сохранении культурной целостности, основных экологических процессов, биологического разнообразия и систем жизнеобеспечения .

Туризм должен развиваться так, чтобы способствовать развитию местной экономики, рациональному и бережному использованию природных ресурсов, приносить пользу местному населению через обеспечение стабильной занятости, развитие местных ремесел и народных промыслов.

Главной заинтересованной стороной устойчивого развития туризма должны выступить национальные и региональные органы государственной власти и туристские организации. Именно государство через инструменты контроля, налоговой политики должно устанавливать пределы и условия развития туризма .

В качестве основных задач, решение которых позволит обеспечить устойчивое развитие, можно выделить:

Замену культуры интенсивного потребления культурой разумного потребления;

Уравновешивание экономических, экологических и социальных факторов развития;

Обеспечение баланса интересов туристов и местного населения;

Справедливое распределение доходов от туризма между всеми членами местного сообщества, включая все слои населения, в том числе самые незащищенные (дети, пенсионеры, инвалиды и др.) .

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что одной из новых черт современности является растущий интерес человечества к бесконечному разнообразию мира, в котором мы существуем, с его мощным динамизмом современных процессов и уникальным величием прошедших эпох.

Только туризм позволяет современному человеку приблизиться к пониманию картины мира в целом. В новом постиндустриальном обществе туризм опирается на обширное историко-культурное наследие, оставленное прошлыми поколениями. Сохранение этих ценностей - залог выживания и стабильного развития не только определенного региона, но всего мира в целом .

Проблемы развития санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса Кавказских минеральных вод

Нагоев Алим Бесланович

Доктор экономических наук

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

А.Nagoev@yandex.ru

Аннотация

Реформирование российской экономики привело к появлению негативных тенденций функционирования санаторно-оздоровительных организаций. Прекратило существование общегосударственная система реализации санаторно-оздоровительных услуг. Перед санаторно-курортными учреждениями встала задача по адаптации к условиям рыночных отношений. Отсутствие нормативно-законодательных актов способствовало развитию стихийного процесса приватизации и акционирования санаториев, что разрушило систему функционирования и снижение финансирования санаторно-курортного комплекса, и поставило перед ними ряд проблем, без решения которых невозможно их эффективное функционирование.

Ключевые слова: рекреация, туризм, рекреационный комплекс, инфраструктура туризма

Problems of development of a sanatorium and tourist complex of the Caucasian mineral waters

The abstract

Reforming of the Russian economy has led to occurrence of negative tendencies of functioning of the sanatorno-improving organizations. Has stopped existence nation-wide system of realization of sanatorno-improving services. Before resort establishments there was a problem on adaptation to conditions of market relations. Absence of acts promoted development of spontaneous process of privatization that has destroyed system of functioning and decrease in financing of a resort complex, and has put before them a number of problems without which decision their effective functioning is impossible.

Keywords: a recreation, tourism, a recreational complex, tourism infrastructure

Общеизвестно, что туристско-рекреационная индустрия, являясь одним из наиболее динамичных секторов мировой экономики, оказывает стимулирующее воздействие на развитие ключевых отраслей (транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления), оцениваемое значимым мультипликативным эффектом, который выступает катализатором социально-экономического развития, прямо и косвенно способствует повышению качества жизни населения.

Современное развитие мирового сообщества, связанное с инновационными преобразованиями в организации труда и досуга, привело к новому пониманию не только структуры, но, в первую очередь, общественной значимости рекреационного туризма, его роли в воспроизводстве человеческого потенциала.

Туризм, в том числе и рекреационный, является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового национального продукта. Например, в 2003 году европейские страны по оценкам Всемирной туристской организации (ВТО) в целом получили от туризма 476,0 млрд. долларов США (57% мирового дохода от индустрии туризма). По этим же данным, доходность средств, вложенных в развитие туризма, составляет 1:4,8, т.е., один рубль дает доход в 4,8 рубля, что делает туризм рентабельной отраслью .

Ранее государство осуществляло единую политику развития санаторно-курортного комплекса, которая была рассчитана на массового потребителя, при этом массовость достигалась хорошо отработанной системой финансирования. Финансирование развития санаторно-курортного комплекса осуществлялось как за счет госбюджета, так и за счет фондов предприятий и других нецентрализованных источников.

В последние десятилетия реформирование российской экономики привело к изменению организационно-правовых форм собственности санаторно-оздоровительных организаций. Прекратило существование общегосударственная система реализации санаторно-оздоровительных услуг. Перед санаторно-курортными учреждениями встала непростая задача по адаптации к условиям рыночных отношений, многие учреждения отрасли оказались неготовыми к наступившим преобразованиям. Отсутствие основополагающих государственно нормативно-законодательных актов способствовало развитию стихийного процесса приватизации и акционирования санаториев, которое разрушило систему функционирования и снижение финансирования санаторно-курортного комплекса .

Необходимость повышения эффективности рекреационной сферы с учетом общественно-политических и социальных тенденций становится в новых условиях задачей государственной важности. Значимость рекреационной деятельности на уровне отдельного индивида, группы и общества в целом сформулирована во многих программных документах государственного уровня. Являясь одной из важнейших отраслей социальной сферы, рекреация выступает, по существу, социокультурным инструментом в реализации политики государства.

Однако на сегодняшний день туристско-рекреационная сфера в нашей стране малоэффективна: инфраструктура изношена и медленно реконструируется, в регионах слабо развиты условия для развития рынка санаторно-оздоровительных услуг, преобладают монополизм и устаревшие методы управления, как результат – высокая цена путевок при низком сервисе.

Поэтому первая проблема и направление развития туристско-рекреационной сферы в регионах – это обеспечение доступности рекреационных услуг для населения. Вторая – это развитие туризма, повышение эффективности и конкурентоспособности туристско-рекреационных комплексов регионов. Работа по этим направлениям включает в себя создание современной туристической индустрии и развитие ее инфраструктуры. Необходимо разработать системную методологию, поддерживающую функции и процессы управления развитием региональных туристско-рекреационных комплексов, начиная от целеполагания, сбора и анализа информации, прогнозирования и планирования конъюнктуры макросреды, заканчивая выработкой управляющих воздействий и регулирующих процедур.

К настоящему времени в силу исторически сложившегося многолетнего антропогенного давления на природные лечебные ресурсы в регионе сформированы серьезные экологические проблемы. Еще в советский период в результате загрязнения грунтовых вод продуктами жизнедеятельности на отдельных участках месторождений имели место факты загрязнения минеральных вод, формирующихся вблизи дневной поверхности. Некоторые из источников по санитарно-гигиеническим соображениям были закрыты. Имеются факты нарушения природоохранного режима на территории зон горно-санитарной охраны курорта, в большей части связанные с высокой плотностью проживания, в том числе на особо охраняемых природных территориях (водоохранных зонах, зонах формирования минеральных вод).

Проблемы санаторно-курортного комплекса. Существует значительное отставание курортов КМВ по уровню развития курортно-туристской инфраструктуры. При этом, речь идет не только о материально-технической базе (собственно инфраструктуре), но и о степени удовлетворения этой инфраструктурой культурно-досуговых потребностей отдыхающих. В частности, материально-техническая база многих учреждений комплекса морально и физически устарела, недостаточный уровень развития инфраструктуры многих курортов, невысокий уровень обслуживания больных в ряде здравниц, имеет место самозахват участков территорий курортов и курортных местностей под частное строительство и нецелевое использование курортных земель, ослабление контроля за использованием природных лечебных ресурсов приводит к нерациональному расходованию ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей, с позиции современности высока актуальность разработки новых технологий и методик санаторно-курортного лечения и оздоровления пациентов с различными сроками пребывания на курорте, программ оценки их эффективности и качества, значительно сократилось проведение научно-исследовательских и производственных работ в области разведки и использования природных лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику современного технологического оборудования.

В регионе велика доля теневой экономики, что сдерживает рост налоговых поступлений. Крупными корпорациями проводится стратегия трансфертного ценообразования по "выводу" прибыли за пределы региона и минимизации налоговых платежей, уплачиваемых в региональный и муниципальные бюджеты. Медленно развивается инфраструктура как производственная, так и финансовых рынков. Ее несовершенство задает высокий уровень трансакционных издержек в экономике, препятствует слаженности и эффективности взаимодействия отдельных частей рыночного механизма. Недостаточно привлекательных объектов для инвестирования - предприятий, обладающих высоким потенциалом роста, собственники которых заинтересованы в привлечении инвесторов; низка активность стратегических инвесторов вследствие недостаточной информированности об инвестиционных возможностях региона; ограничен доступ к кредитным ресурсам и другим инструментам долгосрочного финансирования.

Одной из проблем в социальной сфере в том числе и демографии характеризуются тем, что за последние 15 лет в регион КМВ перебрались около 200 тыс. чел. Миграционный приток обостряет социальные проблемы: бедность, занятость, обеспечение жильем и социальной инфраструктурой, на основе чего формируется и нарастает ксенофобия, особенно в отношении кавказских народов. Система социальной защиты населения региона КМВ испытывает серьезные проблемы с выполнением своих функций из-за недостаточного финансирования, плохого оснащения оргтехникой, компьютерами, программным обеспечением, недостатка квалифицированных кадров, отсутствием в ряде населенных пунктов стационарных учреждений социального обслуживания.

Требуют решения проблемы связанные с территориальным развитием и в частности транспортной и инженерной инфраструктуры. Отсутствует схема территориального планирования региона КМВ, которая необходима для обеспечения целостного развития территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, рационального использования земельных ресурсов, транспортного и инженерного обеспечения, благоустройства, определения основных направлений градостроительной политики. Административное обособление городов Кавказских Минеральных Вод противоречит реально сложившейся эколого-градостроительной обстановки.

Что касается транспортной и инженерной инфраструктуры, то на данный момент аэропорт "Минеральные Воды" не соответствует общеевропейским стандартам. Более, чем на 30% своей протяженности, параметры федеральных дорог не соответствуют достигнутому уровню интенсивности движения. Аналогичная ситуация с региональными и муниципальными автодорогами. Давно не осуществлялось строительство новых железных дорог на входах в регион КМВ для связи с наиболее развитыми регионами и центрами европейской части России, с курортами Черноморского побережья Краснодарского края и с крупнейшими городскими центрами побережья Каспийского моря

Таким образом, в целом наблюдается положительная динамика роста численности рекреантов как в целом по стране, так и, в регионе, улучшения использования коечного фонда. Вместе с тем, для исследуемых регионов характерны специфические особенности развития регионального рекреационного комплекса. Фирмы, к примеру, занятые эксплуатацией рекреационных структур в Приэльбрусье, Домбае, Теберде и Архызе, очень слабы как финансово, так и организационно, не способны ни масштабно инвестировать, ни обеспечить соответствующий уровень сервиса.

В регионах наблюдается высокая доля неконтролируемого госорганами оборота рекреационных услуг.

При рассмотрении нормативно-правовой базы и приоритетов государственного регулирования обнаруживается, что: не выделены уровневые приоритеты (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях); не заявлена приоритетность отраслей; отсутствуют критерии приоритетности; не указаны временные диапазоны приоритетности; не выделено кадровое, финансовое и информационное обеспечение; не определены ответственность и сроки выхода нормативно - правовых документов, раскрывающих приоритетность; не определен контролирующий орган по направлениям приоритетности.

Существуют факторы, препятствующие увеличению дохода санаторно-туристского комплекса регионов Юга России, к числу которых можно отнести: недостаточную государственную поддержку рекреации как сферы экономики; несовершенство системы учета и статистической отчетности; экономическую нестабильность; криминогенную ситуацию и несовершенную систему обеспечения безопасности, защиты личности и собственности; снижение уровня жизни населения, разрушение действовавшей ранее системы реализации путевок через профсоюзы и фонды социального страхования; недостаточное освещение рекреационных возможностей регионов в российских средствах массовой информации.

Рекреационная сфера может активизировать развитие исследуемых региональных экономик. Вместе с тем, нельзя забывать о антропогенных нагрузках на биосферу, вызванных развитием этой, может быть, относительно экологически чистой, но не экологически безущербной, отрасли. Существуют нормы антропогенной нагрузки для различных биогеоценезов в различных зонах страны. Однако, в реальности им мало следуют, вследствие чего рекреационное обслуживание негативно влияет на экологическое состояние природных комплексов регионов. С другой стороны развитие рекреационного бизнеса будет способствовать росту доходов и обеспечит существенную занятость населения этих субъектов.

Библиографический список

1. О туризме в России. Регионы России. Северный Кавказ – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/ 03.09.2011

2. Поисеев И.И. Устойчивое развитие Севера. Новосибирск, изд-во «Наука», Сибирская издательская фирма РАН, 1999. С. 47-53.

The bibliographic

1. About tourism in Russia. Regions of Russia. The North Caucasus – an access Mode: http://www.russiatourism.ru/ 03.09.2011

2. Poiseev I.I.sustainable development of the North. Novosibirsk, "Science", the Siberian book-publishing firm of the Russian Academy of Sciences, 1999. р. 47-53.

Реферат *

450руб.

Введение

Туристско-Рекреационные проблемы региона (на выбор)

Фрагмент работы для ознакомления

Ситуация в туриндустрии Челябинской области обсуждалась 15.12.2010 г. на заседании комитета Законодательного собрания по экономической политике. По итогам собрания, на фоне других областей регион был признан как отстающий и области были переданы полномочия по созданию благоприятных условий для развития туризма. Всего в стране будет создано 35 туристических кластеров, и Челябинская область вполне может попасть в их число. Для этого, в первую очередь, необходимо разработать региональную программу по развитию туризма. Анализ настоящего положения туризма в регионе. Объем туристско-экскурсионных услуг в Челябинской области за последние 5 лет вырос в 12 раз - до 500 млн рублей, сообщил начальник главного управления по физкультуре, спорту и туризму Челябинской области Владислав Беседин. По его словам, за этот период объем услуг, оказанный санаторно-курортными предприятиями региона, увеличился на 40% и составил 830 млн рублей. "Туристическая отрасль является одной из самых динамично растущих. Этому способствует уникальный природный потенциал региона, который представлен более чем 3 тысячами озер. Активно развиваются такие виды туристического отдыха, как сплавы по горным рекам, спелеология, а также горнолыжный туризм", - сказал Владислав Беседин. По его мнению, благодаря активному росту количества горнолыжных центров Челябинская область в ближайшей перспективе может стать одним из ведущих горнолыжных курортов страны. "В Челябинской области насчитывается около 20 горнолыжных центров, многие из них известны на всю страну- это Абзаково, Завьялиха, Аджигардак. Началось строительство крупнейшего в области горнолыжного центра "Евразия" в Кусе, в Аше строится крупный комплекс "Две долины", планируется строительство комплексов в Сатке и Зюраткуле", - отметил начальник главного управления. Турфирмы развивают в Челябинской области активный отдых: предлагают сплавы на байдарках, посещение пещер, конные маршруты, летнюю и зимнюю рыбалку. Пользуется спросом и пассивный отдых. Наиболее популярные санатории: «Увильды», «Урал», «Утес», «Кисигач», «Сосновая горка», «Еловое». Ведущие базы отдыха: «Уральские зори», «Родничок», «Экопарк», «Золотой пляж», «Жемчужина».Проблемы туристско-рекреационных зон Челябинской областиРекреационные ресурсы Челябинской области уникальны и позволяют превратить туризм в отрасль экономики края. Область обладает мощным рекреационным потенциалом, стабильностью политической обстановки, многообразием культурного наследия, что способствует развитию туризма. Для развития рекреационно-туристического потенциала Челябинской области необходимы четкие представления о развитии архитектурно-строительной материальной базы туризма.Последние несколько лет Челябинская область переживает туристический бум. По данным областного министерства экономического развития, ежегодно Челябинскую область посещает 76 тысяч туристов из других регионов в составе организованных групп. Число «неорганизованных» туристов точно не известно. Подсчитано, что один рубль, вложенный в туристический бизнес, дает возврат от 7 до 10 рублей.Ситуация в туриндустрии Челябинской области обсуждалась 15.12.2010 г. на заседании комитета Законодательного собрания по экономической политике. По итогам собрания, на фоне других областей регион был признан как отстающий и области были переданы полномочия по созданию благоприятных условий для развития туризма. Всего в стране будет создано 35 туристических кластеров, и Челябинская область вполне может попасть в их число. Для этого, в первую очередь, необходимо разработать региональную программу по развитию туризма.Главная проблема его развития – это отсутствие развитой индустрии. Таким образом, в области необходимо развитие определенной инфраструктуры: строительство сети гостиниц, домов отдыха, пансионатов, многофункциональных комплексов с разнообразными видами услуг (развлекательных, спортивных, оздоровительных). В области к проблеме нехватки гостиниц добавляется еще одна – это отсутствие качественных маршрутов, дорог и подъездных путей.Для спортивно-развлекательного туризма в области имеется развитая база горнолыжных центров и сопутствующие им сети отелей и домов отдыха. В области можно выделить несколько горнолыжных комплексов, в том числе «Абзаково», «Аджигардак», «Завьялиха», «Металлург-Магнитогорск», «Солнечная долина», которые отвечают самым высоким европейским стандартам и пользуются большой популярностью. Но проблема в том, что туристические центры такого плана являются сезонными и носят временный характер. А для полноценного развития спортивного туризма необходима организация полноценного «круглогодичного» туристического центра, который мог бы предоставить посетителям разноплановые виды услуг.За последние годы на территории заповедника начал функционировать музей археологии и этнографии, создан исторический парк под открытым небом, завершается строительство здания будущего музея «Человека и Природы».Но проблема состоит в том, что Южный Урал, обладая богатым рекреационным потенциалом, по-прежнему вызывает у людей негативные ассоциации, «благодаря» наличию одного из крупнейших российских центров по переработке радиоактивных материалов «Маяк» и города Карабаш, который до 2009 г., согласно ЮНЕСКО, считался самым грязным городом в мире.Таким образом, ситуация с развитием экологического туризма в природоохранных территориях области остается неоднозначной и весьма проблематичной. «Среди ключевых проблем, тормозящих развитие экологического туризма в регионе, можно выделить: слабое развитие или отсутствие инфраструктуры экологического туризма», что выражается в строительстве мини-гостиниц и кемпингов, создании оборудованных экологических троп, туристических маршрутов, оборудованных мест для наблюдений за животными и т.д. Проблема становится особенно актуальной в связи с прогнозируемым ростом потока российских туристов более требовательных к уровню сервиса, чем иностранцы.Основные проблемы развития туризма в Челябинской области сформировались из-за отсутствия:целевой комплексной программы развития туристского рынка с учетом специализации региона, сложившихся историко-культурных традиций, благоприятных природно-климатических факторов;единой системы туристской индустрии Челябинской области, формирующей туристические потоки;комфортабельных условий проживания в коллективных средствах размещения;четкого позиционирования узнаваемости и благоприятного имиджа Челябинской области; системы мониторинга состояния туристской отрасли;экономической и маркетинговой стратегии продвижения региональных туристских ресурсов на российском и международном рынках; приоритетов и целевых сегментов перспективного развития туристической индустрии Челябинской области.Пути решения туристско-рекреакционных проблем регионаИмеющиеся на Урале ресурсы позволяют развивать очень популярный в последнее время экологический туризм. Основными территориями для этого можно считать национальные парки "Таганай", "Зюраткуль", "Югыд-Ва", урочище "Пороги", заповедники "Ильменский", "Вишерский", "Печоро-Илычский", "Денежкин камень", заказники "Троицкий", "Яйвинский" и многие другие. Кроме того, решается вопрос о создании национальных парков: "Тургояк", на хребте Кваркуш, в верхней части бассейна реки Березовая, в верховьях рек Сим, Ай. Потенциал национальных парков представлен уникальными останцами (парки "Таганай", "Югыд-Ва"), сплавными реками Щугор, Вангыр и пр.

Список литературы

Список литературы
1.Гуляев В.Г., Организация туристской деятельности: учебное пособие, М., Нолидж, 1996
2.Даринский А. В. Ленинградская область. Лениздат, 1975.
3.Дурович А.П., Маркетинг в туризме, Минск, ООО «Новое знание», 2001
4.Кабушкин Н.И., «Менеджмент туризма, Минск, ООО «Новое знание», 2001
5.Квартальнов В.А. и др., Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы, М., Финансы и статистика, 2001
6.Маринин М., Как измерить выгоду от туризма? //Туризм: практика, проблемы, перспективы, 1998, №9
7.Папирян Г.А., Международные экономические отношения. Маркетинг в туризме, М., Финансы и статистика, 2001

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Калининградская область в туристическом отношении освоена слабо и неравномерно. Наиболее посещаемы Калининград, курортная зона (Светлогорск - Зеленоградск), Куршская коса, отчасти Советск и Черняховск. При этом следует вспомнить, что в довоенное время на территории Восточной Пруссии туристические маршруты, связанные с многочисленными памятниками природы, истории и культуры, охватывали практически все города и районы нынешней области. Центрами туризма, помимо Кенигсберга с его королевским замком, университетом «Альбертина», музеями, картинной галереей, зоопарком, Кафедральным собором, где короновались прусские короли, могилой И. Канта, оперным и драматическим театрами, старинными городскими воротами и крепостными сооружениями, памятниками многим выдающимся деятелям, были также Раушен (Светлогорск), Кранц (Зеленоградск), Пиллау (Балтийск), Фишгаузен (Приморск), Лабиау (Полесск), Инстенбург (Черняховск), Тильзит (Советск), Рагнит (Неман), Гумбинен (Гусев) и другие города и населенные пункты. Туризм был широко развит не только в приморской зоне, но и во внутренних частях области, особенно в его юго-западной части - нынешнем Багратионовском районе. Здесь находилось особенно много старинных замков, монастырей, церквей (кирх) времен немецкой колонизации Пруссии. Во многих из замков существовали музеи, окруженные обширными парками с коллекциями редких растений. В Гумбинене располагается всемирно известный конный завод, а в Тильзите - места, связанные с встречей здесь Наполеона и Александра I, а в Рагните был город-сад со старинным замком на высоком берегу Немана. Многие памятники истории и архитектуры Восточной Пруссии в наше время либо утрачены совсем, либо находятся в полуразрушенном состоянии, а часть из них использовалась совсем не по назначению - под склады или производственные помещения. Правда, в последнее время, после распада СССР и резкого изменения политической ситуации в стране началось движение за восстановление исторического наследия и культурных ценностей, которые в советское время были незаслуженно забыты. Ряд культовых сооружений в области передан в ведение церкви, и некоторые из них уже восстановлены и стали действующими храмами, а другие восстанавливаются. Ведется восстановление Кафедрального собора в Калининграде. Предпринимаются попытки реставрации других памятников архитектуры и истории.

В иностранном туризме преобладает «ностальгический» и деловой туризм из Германии (60%) и приграничный (в основном «коммерческий») туризм из Польши (30%).

Отечественный туризм испытывает серьезные трудности. Число туристов и отдыхающих существенно сократилось. Общее число отдыхавших в санаториях и санаториях-профилакториях снизилось за 1991-1994 годы с 54 тыс. до 20 тыс. человек, в других учреждениях отдыха (домах отдыха, пансионатах, базах отдыха и туристических гостиницах) с 244 тыс. до 81 тыс. человек. Это обусловлено снижением жизненного уровня населения при резком возрастании стоимости услуг, которые перестали дотироваться государством и профсоюзами. Один день проживания на турбазе (с питанием) стоит больше месячной минимальной заработной платы. В то же время граждане с высокими доходами часто предпочитают отдых за границей.

Среди 90 учитываемых статистикой в области санаториев и учреждений отдыха 13 - санатории круглогодичного пребывания, относящиеся к категории климатических курортов приморских зон. Они могут принять на лечение одновременно 4,3 тыс. человек. Суммарная же емкость всех рекреационных учреждений в летний период составляет 20 тыс. мест, из которых 6 тыс. - в малокомфортабельных базах отдыха и туристических базах сугубо сезонного характера. При этом расчетная емкость песчаных пляжей морского побережья области составляет 280 тыс. человек.

Согласно оценкам НИИ комплексного изучения регионов при Калининградском государственном университете объем потенциального спроса на поездки в Калининградскую область отечественных и зарубежных туристов составляет 575 тыс. человек. Однако при современном состоянии гостиниц и учреждений отдыха, несоответствии международным стандартам большинства из них даже уже достигнутый уровень предоставляется более чем предельным. С учетом несоответствия высоких цен низкому качеству и малому разнообразию услуг, при сохранении нынешнего туристического сервиса можно ожидать лишь сокращения числа отдыхающих. Развитие иностранного туризма в области тормозят и другие факторы - мелкомасштабность и недостаточный профессионализм многих из более 100 имеющихся в регионе туристических фирм, отсутствие надлежащего опыта работы в рыночных условиях, слабая реклама, сложности получения многоразовых виз (необходимых при посещении туристами нескольких государств при неоднократном пересечении границ области) и другое. Сказывается и нестабильность социально-политического положения, характерная для страны в целом, как и сложная криминогенная обстановка. Мелкие туристические фирмы, не имея разветвленной сети представительств за рубежом, проигрывают в конкурентной борьбе за туристов, что уменьшает прибыльность областного туристического комплекса и тем самым снижает возможности его развития.

Калининградская область обладает весьма значительным, во многом уникальным потенциалом для развития курортно-туристической деятельности, однако имеющиеся возможности пока используются далеко недостаточно, и этому есть объективные и субъективные причины. Из природных факторов, способствующих развитию рекреационного комплекса, следует отметить:

  • · благоприятный мягкий морской климат с достаточно большим числом солнечных дней в году и умеренно теплым летом;
  • · живописные природные ландшафты с холмистыми возвышенностями, прибрежными низменностями, лесными массивами, пойменными лугами, болотами, озерами, многочисленными реками;
  • · уникальные песчаные косы с дюнами и лесами;
  • · морское побережье с прекрасными, преимущественно песчаными пляжами и освежающими, умеренно теплыми морскими водами;
  • · Балтийское море и его заливы, дающие возможности для развития рыболовства, морского туризма и водных видов спорта;
  • · целебные минеральные источники и лечебные торфяные грязи;
  • ·выгодное географическое положение области на пересечении сухопутных и морских путей из Западной и Северной Европы в Россию;
  • ·существующая сеть санаторно-курортных и туристических учреждений;
  • · развитый янтарный промысел и производство уникальных ювелирных изделий и сувениров;
  • ·наличие благоприятных предпосылок развития мясомолочного производства, овощеводства и других видов сельского хозяйства для обеспечения местного населения и приезжающих лечиться и отдыхать людей экологически чистой продукцией;
  • · существующая, хотя и в не очень хорошем техническом состоянии, но достаточно развитая транспортная сеть и инженерная инфраструктура.

Оценивая перспективы развития туризма в области нельзя не обратить внимания на проблемы, с которыми можно столкнуться при развитии отрасли. В нашем регионе существует немало трудностей, некоторые из них приведены ниже, такие как:

  • 1. Неравномерность рекреационного освоения территории; отсутствие прочных межрегиональных связей.
  • 2. Многофункциональность использования рекреационных территорий, порождающая:
    • - наложение различных видов отдыха на одну и ту же территорию (кратковременного отдыха на зоны длительной лечебно-оздоровительной рекреации; поглощение ценных лечебных местностей дачной рекреацией);
    • - сложности с организацией пригородного отдыха для зрителей больших городов.
  • 3. Столкновение интересов урбанизации и рекреации при расширении зон промышленной и гражданской застройки.
  • 4. Экологические проблемы.
  • - загрязнение рекреационных территорий в урбанизированных районах;
  • - отсутствие действующей системы регулирования рекреационных нагрузок на природные комплексы существующих зон отдыха.

Рекреационное планирование материальной базы должно стать частью общего плана по обустройству территории. Перед началом строительства нового туристского комплекса следует тщательно и полно изучить его влияние на экономику и природу региона. Это должно стать частью общественной политики местных органов власти. Важное условие реализации нового туристского проекта - получение санитарного разрешения на утилизацию отходов и т. д. Негативное влияние нового проекта на окружающую среду - серьезная причина, по которой он может быть отклонен местной администрацией. Воздух, грунтовые и наземные воды, пляжи и леса должны оставаться в своем первозданном состоянии, чистыми и защищенными. В защите нуждается природа - флора и фауна.

Разумное использование местных ландшафтов и памятников архитектуры в туристских целях следует поощрять.

Таким образом, новый туристский проект должен планироваться так, чтобы сохранять и по возможности улучшать состояние окружающей среды.

  • 5. Разрушение сети учреждений детского отдыха.
  • 6. Инфраструктурная необустроенность дорог.

Ожидаемый рост развития туризма создаст проблемы в транспортной инфраструктуре. Например, увеличение количества туристских поездок может стать причиной перегрузок авиатранспорта, что явится основным препятствием для полного осуществления потенциальных возможностей взлетно-посадочных средств. Ожидается реконструкция транспортной инфраструктуры во всех регионах мира, что потребует новых инвестиций в больших объемах.

Совершенствование транспортной инфраструктуры и системы электронных данных обеспечит быстрое и прямое сообщение между регионами, сделает туристские маршруты более разнообразными и менее дорогостоящими.

  • 7. Недостаточная профессиональная подготовка туристских кадров.
  • 8. Оторванность от России (находится за пределами России).
  • 9. Использование новых технологий.

Новые информационные технологии и эффективные коммуникации обеспечат стремительное развитие туризма. Крупные капиталовложения в новые технологии и рынок телекоммуникаций приведут к вертикальной, горизонтальной и диагональной интеграции. Большое значение в туризме приобретут глобальные компьютерные сети. Повысится эффективность маркетинга в туризме. Потребитель сможет получать необходимую информацию о турпродукте из специальных телевизионных программ, спонсируемых турфирмами. В некоторых странах уже есть автоматические киоски бронирования. Упрощение процесса бронирования будет способствовать росту рынка туризма.

Перспективы рекреационного развития этой зоны связаны с решением следующих вопросов:

  • 1. Изменением подходов к рекреационному планированию территории: создание сети рекреационных парков, формирование локальных туристских центров в малых исторических городах.
  • 2. Увеличением ресторанно-гостиничного фонда за счет развития малых предприятий: постоялых дворов, трак тиров, охотничьих домиков.
  • 3. Повышением качества услуг в действующих учреждениях отдыха.
  • 4. Внедрением нетрадиционных форм отдыха: "живых" тевтонских замков и этнографических деревень, паломничества, туристских автокараванов и пр.
  • 5. Общерегиональным рекреационным обустройством дорожной инфраструктуры.
  • 6. Улучшение состояния пляжей, их обустройство для нужд туристов.
  • 7. Создание нормативных актов позволяющих успешное и выгодное развитие туризма.
  • 8. Развитие международных связей, их укрепления и переход на новый уровень.

Решив данные проблемы и задачи, наш регион сможет выйти на мировой уровень, повысить статью доходов от туризма, предоставить дополнительные рабочие места и в целом поднять экономические показатели региона.

    Слабый уровень диверсификации и инновационности туристско-рекреационного предложения.

    Неудовлетворенность спроса на социальные и элитарные формы туризма.

    Нерациональное использование ресурсного потенциала рекреации и туризма, ухудшение качества рекреационной среды.

    Неудовлетворительное состояние общехозяйственной и специальной туристской инфраструктуры в рекреационных районах.

    Сезонность функционирования.

    Неконкурентоспособность регионального туристско-рекреационного продукта по критерию цена/качество.

    Тенизация туристского бизнеса.

    Необеспеченность туристско-рекреационного комплекса высококвалифицированными специалистами.

    Низкая инвестиционная активность.

    Нерациональная территориальная организация туристско-рекреационного комплекса, отсутствие четкого функционального зонирования рекреационных территорий.

    Несформированность привлекательного имиджа Крыма в информационном пространстве Украины и мира, неэффективная деятельность по продвижению бренда Крыма и его регионов.

______________________________________________________________________

II. Потенциал перспективного развития рекреации и туризма в регионе

2.1. Туристско-рекреационные ресурсы региона

    Крым располагает наиболее богатым и разнообразным ресурсным потенциалом рекреации и туризма в Украине (более 30% ресурсов всех типов). Объем и качество рекреационных ресурсов в полной мере отвечают задачам организации многих современных видов и форм рекреационных занятий.

    Целебный климат полуострова является важнейшим фактором развития санаторно-курортного лечения. 20 курортов и курортных местностей на Южном берегу Крыма специализируются на климатолечении заболеваний легочной системы, сердечно-сосудистых и нервных заболеваний, климат выступает важнейшим фактором лечебного профиля здравниц Евпатории, Феодосии и других районов.

    Из общей протяженности береговой линии Крыма 906 км пляжи составляют 517 км. В Крыму представлены три основных типа пляжей по вещественному составу: карбонатно-кварцевые (Керченский полуостров, Саки, Севастополь), кварцево-известняковые (Тарханкут), ракушечные (Арабатская стрелка, Евпатория, Феодосия). Ширина пляжей колеблется от 5 до 50 м, на ЮБК высока доля узких искусственных пляжей. Негативным фактором рекреационного освоения является подверженность прибрежной полосы абразионным и оползневым процессам.

    В Крыму известны 120 источников и более 30 перспективных площадей проявления минеральных вод , в т.ч. гидрокарбонатно-хлоридно-натриевых вод Сакского района, хлоридно-натриевых, сульфидных и йодо-бромных вод Евпатории, сульфатно-хлоридно-натриевых вод Феодосии, Ежегодное использование минеральных вод в Крыму составляет 2,2 млн. м 3 (5,6% к фактическим запасам), а концентрированных рассолов соленых озер – 15 тыс. м 3 . Запасы лечебных грязей в Крыму оцениваются в 24 млн. м 3 . Уникальные грязевые ресурсы Сакского озераявляются основой функционирования здравниц курорта и обеспечивают его международную специализацию; потенциальны для грязелечения озера Керченского полуострова – Чокракское, Кояшское, Узунларское, Тобечикское.

    Крымские горы обеспечивают возможности развития многих видов активного туризма – горно-пешеходного, горнолыжного туризма, скалолазания (25 вершин); спелеотуризма (160 пещер), каньонинга, вело-, авиа- и внедорожного автотуризма. Ограничивающим фактором является низкая устойчивость горно-лесных ландшафтов к антропогенным нагрузкам, в т.ч. их высокая пожароопасность.

    По количеству объектов исторического наследия АР Крым занимает лидирующие позиции среди регионов Украины 12350 памятников, из них 227 – общенационального значения. В регионе насчитывается 28 исторических городов и поселков и 7 историко-культурных заповедников. Среди уникальных объектов – археологические объекты (Херсонес, Пантикапей, пещерные города Крыма); дворцовые комплексы Южнобережья, военно-исторические объекты Севастополя и многие другие. Многие объекты исторического наследия находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в реставрации. В систему экскурсионного показа включено только 219 объектов.

    Более 170 ландшафтных объектов Крыма имеют высокую оценку пейзажного разнообразия (древневулканический массив Карадаг, субсредиземноморские прибрежно-аквальные комплексы ЮБК, Большой каньон Крыма, пещерные комплексы Кизил-Коба, Мраморная, Эмине-Баир-Хосар и др.).

    Ресурсный потенциал рекреации и туризма реализован не в полном объеме . Имеются возможности актуализации пляжных, бальнеогрязелечебных, геоморфологических и культурно-исторических ресурсов, прежде всего, за счет освоения периферийных северо-западных и восточных районов полуострова и расширения рекреационных функций горно-лесной зоны Крыма.

_____________________________________________________________________