Европейская валютная система. Европейская валютная система (ЕВС) Европейская валютная система в году

Европейской валютной системой (ЕВС) принято называть комплекс финансовых взаимоотношений между государствами Старого света, являющимися членами ЕЭС.

Основной задачей ЕВС было обеспечение плавного перехода от действовавшего в те годы принципа «валютной змеи» к объединенному Европейскому союзу, позволяющему ввести в оборот общую валюту.

Предпосылки создания

К концу 1971 г. стало очевидно, что распад Бреттон-Вудской валютной системы неизбежен, поэтому многим государствам пришлось перейти к плавающим курсам национальных денежных единиц. Это создавало ряд неудобств в расчетах, препятствовало активизации и развитию международной торговли. В целях сужения колебаний курсов европейских валют и минимизации издержек, связанных с их конвертацией, странами ЕЭС было достигнуто соглашение о фиксированных границах колебаний национальных денежных единиц по отношению друг к другу (не более 1,125%) и к валютам иных государств (в интервале 2,25% от расчетного значения). Узаконенный таким образом валютный коридор получил полуофициальное название — Snake in the Tunnel — змея в тоннеле.

Соглашение государств о единых пределах в таком виде просуществовало чуть больше года. Уже в 1973 г. перестали соблюдаться границы коридора по отношению к американскому доллару и прочим инвалютам, а рамки «валютной змеи» для членов ЕЭС были расширены до ±2,25%. Ряд европейских стран так и не присоединился к соглашению, а Франция даже дважды покидала его из-за невозможности удержать курс франка в оговоренных рамках. В поисках более приемлемого варианта валютной интеграции заинтересованные государства пришли к решению о формировании новой системы, получившей позднее название ЕВС.

Зарождение и развитие

Решение о разработке нового принципа валютного регулирования было принято в 1978 г. В основу ЕВС были положены следующие принципы:
  • единый механизм для установления валютных курсов;
  • единая валюта для расчетов между участниками союза — ЭКЮ. Стоимость последней рассчитывалась на основе корзины национальных денежных единиц;
  • формирование фонда валютного сотрудничества (ФВС) за счет регулярных взносов государств-участников. Средства из ФВС использовались для финансирования дефицита платежных балансов либо для проведения валютных интервенций.
На начальном этапе в ЕВС вошло 8 государств, позднее к союзу присоединились еще 6 стран.

В существовании ЕВС условно можно выделить 4 периода разной степени длительности:

  • 1979-1982 гг. — ограниченный коридор «плавающих» валютных курсов (предусматривалось, что для итальянской лиры он составит ± 6%, для валют остальных стран-участниц — строго ± 2,25 %).
  • 1982-1993 гг. — курс ЭКЮ в большей степени ориентирован на марку ФРГ, выполняющую роль стабилизатора. Механизм «валютной змеи» в целом действовал, но из-за влияния мирового финансового кризиса в начале 80-х гг. курс сильных денежных единиц находился у верхних границ коридора, а слабых валют — у нижних.
  • 1993-1999 гг. — из-за невозможности ряда стран удержать курсы своих национальных денежных единиц в установленных рамках происходит постепенное расширение валютного коридора до ± 15 %. Некоторые государства временно выходят из союза по причине невозможности соблюдения условий членства.
  • с 1999 года — отказ от прежних правил и переход к обновленному валютному союзу. И как закономерный итог — введение евро — общей валюты для всех стран-членов ЕВС.
Несмотря на несовершенный механизм ЕВС и сбои, регулярно происходящие в его работе, союз выполнил свою роль. В результате его введения сократилась динамика курсовых колебаний базовых валют, улучшились условия для взаиморасчетов. Это способствовало экономической, политической и социальной консолидации ведущих стран Старого Света. Активное использование ЭКЮ минимизировало зависимость ЕС от колебаний курса доллара и изменений рыночной конъюнктуры Североамериканских Штатов, а также заложило основу для перехода на единую платежно-расчетную денежную единицу — евро.

Характерную черту функционирования современной мировой валютной системы составляет развитие ее региональных подсистем. В нем реализуется стремление многих стран к валютной стабильности, которую не в состоянии обеспечить Ямайская валютная система. Наиболее развитым региональным валютным объединением в настоящее время является Европейская валютная система (ЕВС) . Объективной основой ее возникновения стал процесс интеграции и взаимопроникновения национальных экономик западноевропейских стран. Этот процесс явился частью прогрессирующей в мире интернационализации и глобализации хозяйственной жизни. Он также обусловлен необходимостью успешного противостояния стран Западной Европы своим главным конкурентам на мировых рынках, к числу которых в первую очередь относятся США и Япония.

Европейская валютная система как непосредственный результат валютной интеграции, с одной стороны, является необходимым моментом углубляющегося взаимопроникновения экономик европейских стран, с другой – важнейшим фактором усиления взаимозависимости между ними. Валютная интеграция выражается прежде всего в координации валютной политики участвующих в ней государств, формировании наднационального механизма валютного регулирования, создании межгосударственных валютно-кредитных и финансовых организаций. К основным направлениям валютной интеграции относятся:

1) установление режима совместного плавания валютных курсов;

2) применение коллективных валютных интервенций и совместных фондов взаимного кредитования для поддержания необходимых курсовых соотношений;

3) создание международных региональных финансово-кредитных организаций для осуществления валютного и кредитного регулирования;

4) введение единой европейской валюты как международного платежного и резервного средства.

Формирование ЕВС, получившей юридическое закрепление в марте 1979 г., преследовало ряд взаимосвязанных целей:

1) создание благоприятных условий для углубления экономической интеграции;

2) обеспечение валютной стабильности как важнейшего фактора либерализации движения товаров, капиталов и рабочей силы в условиях усиливающейся взаимозависимости экономик стран-участниц;

3) защита европейской экономики от дестабилизирующего воздействия внешних валютно-финансовых факторов;

4) ограничение влияния доллара на европейскую экономику, повышение ее конкурентоспособности, превращение Западной Европы в мировой экономический центр.

Структура ЕВС включала в себя следующие элементы:

1) европейскую валютную единицу (экю);

2) режим формирования валютных курсов в виде совместного плавания валют, получивший название «европейской валютной змеи»;

3) использование золота в виде резервного актива, что отличает ЕВС от Ямайской валютной системы, юридически закрепившей демонетизацию золота;

4) Европейский фонд валютного сотрудничества (с 1998 г. – Европейский валютный институт), деятельность которого была направлена на регулирование курсовых соотношений в рамках указанного режима.

ЭКЮ имело черты мировой валюты и применялась, как СДР, исключительно в безналичном виде через банковские счета. Условная стоимость экю определялась по методу валютной корзины, которую составляли 12 стран Европейского сообщества. Доля валют каждой из них в корзине зависела от удельного веса страны в совокупном ВВП государств – членов ЕС. Эмиссия официальных экю обеспечивалась золотом за счет объединения 20% официальных резервов стран – участниц ЕВС. Сумма выпуска находилась в зависимости от изменения их золотовалютных резервов. ЭКЮ использовалось не только в государственном, но и в частном секторе экономик западноевропейских стран.

Режим «европейской валютной змеи» основывался на обязательствах стран удерживать курсы своих национальных валют в неких установленных пределах. Начальные допустимые пределы колебаний составляли 2,25% ниже или выше центрального курса, а для испанской, итальянской, португальской, британской денежных единиц – 6%. Позже коридор колебаний курсов был увеличен до 15%. Использование валютной корзины экю и режима «европейской валютной змеи» позволило существенно снизить валютные риски, обеспечить относительную стабильность функционирования ЕВС.

Несмотря на недостатки и противоречия, во многом обусловленные неравномерностью развития стран-членов, различиями в уровне и темпах экономической динамики, инфляции, в состоянии платежного баланса, Европейская валютная система доказала свою жизнеспособность. На этапе ее эволюции были:

а) продемонстрированы преимущества интеграционных действий по сравнению с разобщенностью и закрытостью;

б) созданы наднациональные органы валютного регулирования, способные оперативно решать соответствующие задачи;

в) сформированы механизмы достижения компромиссных решений;

г) накоплен опыт использования гибких методов интеграционных действий с учетом интересов стран-участниц и т.д.

Тем самым были созданы необходимые условия для углубления валютной интеграции западноевропейских стран, перехода ЕВС на качественно новый уровень развития.

Новый этап в эволюции ЕВС связан с формированием Экономического и валютного союза (ЭВС). Его концептуальные основы содержались в плане Ж. Деллора – развернутой программе всестороннего развития интеграционных процессов в Западной Европе. В свою очередь, данный план стал базой Маастрихтского договора, подписанного 7 февраля 1992 г. и явившегося фактическим началом формирования Европейского валютного союза. В договоре были сформулированы основные требования, предъявляемые к уровню инфляции, обменному курсу, процентной ставке, размеру бюджетного дефицита и уровню накопленного долга страны – претендента на вступление в ЭВС.

Реализация Маастрихтского договора имела три фазы. На первой фазе (1 июля 1990 г. – 31 декабря 1993 г.) проводились необходимые подготовительные мероприятия: устранение ограничений, связанных с движением капитала внутри Европейского союза, а также между ним и другими странами, сближение параметров экономического развития участников ЭВС по специально созданным для этого программам. Особое внимание при этом уделялось показателям, характеризующим состояние финансов, инфляцию, динамику валютных курсов и др.

На второй фазе (1 января 1994 г. – 31 декабря 1998 г.) велась целенаправленная работа по подготовке к введению евро. Ее ключевым моментом стало учреждение Европейского валютного института (ЕВИ). На него возлагалось решение двух основных задач: 1) развитие сотрудничества центральных банков европейских стран и координация их валютной политики; 2) подготовка к созданию Европейского центрального банка. Кроме этого значительные усилия были направлены на разработку сценария перехода к единой валюте, необходимой нормативной базы и приведение в соответствие с ней национального законодательства, а также установление порядка осуществления валютно-финансовых отношений со странами, не входящими в ЭВС. В мае 1998 г. были определены 11 стран (Австрия, Бельгия, Голландия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия, Франция), которые должны были принять участие в третьей стадии создания ЭВС. За пределами единой валютной зоны из экономически развитых западноевропейских стран остались Великобритания, Дания и Швеция.

Содержание заключительной фазы (1999–2002 гг.) составил комплекс мероприятий по введению единой валюты – евро. В первую очередь были зафиксированы курсы валют 11 европейских стран к евро, который стал их единой валютой. Евро заменил экю в соотношении 1:1. В евро стали номинироваться новые выпуски ценных бумаг, эмитированных данными странами, и производиться безналичные расчеты параллельно с привязанными к нему национальными валютами. С 1 января 2002 г. были выпущены в обращение банкноты и монеты евро и начат их обмен на национальные денежные единицы, остававшиеся законным платежным средством. С 1 июля 2002 г. этот обмен был завершен, а вместе с ним – и переход всего экономического оборота стран – участниц единой валютной зоны на евро. Начал свою деятельность Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), включившая в себя кроме главного банковского учреждения Западной Европы центральные банки стран – участниц зоны евро. Данные институты стали проводить единую монетарную (денежно-кредитную и валютную политику), главными направлениями которой являлись:

· определение целевых ориентиров основных денежных агрегатов и инфляции (таргетирование);

· установление пределов колебаний основных процентных ставок, сближение их уровней по зоне евро;

· операции на открытом рынке;

· установление минимальных резервных требований для банков.

Введение евро заметно отразилось на международных экономических отношениях. Вследствие значительного сокращения валютных резервов стран зоны евро, стабилизации их финансовых систем более динамичными и свободными стали денежные рынки. Центр тяжести в движении инвестиционных ресурсов сместился в сторону частного сектора. Активизировались процессы концентрации промышленного и банковского капитала. Произошло становление единого рынка банковских услуг, рынка государственных и корпоративных ценных бумаг. Введение евро позволило промышленным корпорациям улучшить конкурентные позиции благодаря снижению расходов на конвертацию валют, валютных рисков, оздоровлению акций. За короткий период времени евро сумел стать полноценными мировыми деньгами, составить реальную конкуренцию доллару.

Основные выводы

1. Валютная система – форма организации валютных отношений, основанная на взаимодействии рыночного и нерыночного механизмов их регулирования и закрепленная национальным законодательством и межгосударственными соглашениями.

2. Валютная система функционирует на национальном, региональном и мировом уровнях.

3. Мировая валютная система имеет сложную структуру, в состав которой входят: 1) валютные рынки; 2) мировой денежный товар и международная ликвидность; 3) режимы валютного курса; 4) деятельность международных валютно-финансовых организаций; 5) международные договоренности, которыми устанавливаются правила осуществления расчетов по обязательствам участников международных экономических отношений.

4. В своем развитии мировая валютная система прошла ряд этапов, которые нашли воплощение в Парижской, Генуэзской, Бреттон-Вудской, Ямайской валютных системах. Они отличаются особыми механизмами функционирования, а их смена обусловлена содержанием процессов, которые происходили в мировой экономике на протяжении последних 150 с лишним лет.

5. Функционирование современной мировой валютной системы характеризуется наличием многих проблем, которые обусловлены: 1) неспособностью денежных властей многих стран проводить эффективную политику; 2) постепенной утратой долларом статуса главной мировой валюты; 3) обострением конкуренции между ведущими мировыми валютами и др.

6. Наиболее развитой формой региональной валютной системы является Европейская валютная система, ставшая результатом глубоких интеграционных процессов, происходящих в Европе, в том числе в валютной сфере ее экономики. В своем становлении ЕВС прошла ряд этапов и завершилась введением единой европейской валюты – евро, который за короткий период времени сумел стать полноценными мировыми деньгами, составить реальную конкуренцию ведущим мировым валютам.

Ключевые понятия

Валютная система

«Европейская валютная змея»

Единая европейская валюта

Золотодевизный стандарт

Золотодолларовый стандарт

Зона евро

Международная ликвидность

Мировая валютная система

Мировые деньги

Мультивалютный стандарт

Национальная валютная система

Официальные валютные резервы

Региональная валютная система

Резервная позиция в МВФ

Режим валютного курса

Режим «свободного плавания»

Система золотого стандарта

Специальные права заимствования

Фиксированный валютный курс

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой валютная система?

2. Какие существуют виды валютных систем?

3. Из каких элементов состоит национальная валютная система?

4. Что представляет собой структура мировой валютной системы?

5. Что такое мировые деньги и в каких формах они выступают?

6. Что такое международная валютная ликвидность и как она измеряется?

7. Какие существуют источники международной валютной ликвидности?

8. Что выражает режим валютного курса и почему он является элементом структуры мировой валютной системы?

9. Почему международные договоренности, которыми устанавливаются правила осуществления международных расчетов, выступают как элемент структуры мировой валютной системы?

10. В чем состоит основное содержание и механизм функционирования Парижской валютной системы?

11. Какие причины привели к кризису Парижской валютной системы?

12. В чем заключается основное содержание и механизм функционирования Генуэзской валютной системы?

13. Какими особенностями отличалась история развития Генуэзской валютной системы?

14. В чем состоит основное содержание и механизм функционирования Бреттон-Вудской валютной системы?

15. Какие процессы в мировой экономике привели к кризису Бреттон-Вудской валютной системы?

16. Какими главными особенностями обладает Ямайская валютная система?

17. Какими основными проблемами сопровождается функционирование Ямайской валютной системы в современных условиях?

18. Чем была обусловлена необходимость западноевропейской валютной интеграции и в каких направлениях она осуществлялась?

19. Из каких элементов состоит структура Европейской валютной системы?

20. Какие этапы прошла в своей эволюции Европейская валютная система?

21. Как сказалось введение евро на европейской и мировой экономике?

Глава 3

ВАЛЮТА. ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ


Похожая информация.


Исторически элементы единой Европейской валютной системы (ЕВС) начали формироваться в конце 1940-х - начале 1950-х гг. в форме многосторонних соглашений о валютных компенсациях, а в 1950 г. был создан для осуществления многосторонних клиринговых расчетов Европейский платежный союз . В 1958 г. было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), в котором предусматривалась координация валютной политики стран-участниц. Для этого был создан консультационный орган - Валютный комитет.

Европейская валютная система прошла в своем развитии три основных этапа:

  1. с начала 1950-х гг. до 1978 г. - подготовительный;
  2. с 1978 по 1999 г. - период действия кредитно-денежного механизма, основанного на денежной единице - ЭКЮ и поддержании “валютного коридора”;
  3. современный - с 1999 г., когда в большинстве стран Европейского союза стала использоваться единая валюта - евро (EUR) .

Валютная интеграция стран ЕЭС продолжалась в двух направлениях: взаимной увязки движения курсов валют стран-участниц и совершенствования единой денежной единицы с расширением проводимых с ее помощью операций.

Вместе с тем для реального осуществления единой валютной политики требовалось создание ряда предпосылок, среди которых особую роль имели сближение структур национальных валютных систем и методов валютной политики; создание таможенного союза с отменой таможенных пошлин и ограничений во взаимной торговле, движении капиталов и валют.

В 1962 г. Комиссия ЕЭС первый раз внесла предложения по созданию экономического и валютного союза, которые на тот момент многие страны не готовы были принять. В 1964 г. был основан Комитет президентов центральных банков, который наделили функциями координации кредитно-денежной политики Сообщества.

В 1969 г. рабочей группе было поручено разработать план поэтапного создания до 1980 г. валютно-экономического союза. План Вернера предусматривал превращение Общего рынка в течение 10 лет в единую экономическую и валютную зону, внутри которой передвижение товаров, услуг, рабочей силы и капиталов было бы свободным. План составлялся в период, когда в МВС существовала еще система фиксированных паритетов, что отразилось на принятых решениях.

В валютной сфере были намечены следующие задачи:

  1. реализация полной взаимной обратимости валют государств - членов ЕЭС и образование единого рынка капиталов; достижение окончательно зафиксированных соотношений курсов денежных единиц стран Сообщества с созданием затем единой валюты;
  2. объединение всех золотовалютных резервов государств-участников;
  3. учреждение коллективного Фонда валютного сотрудничества для поддержания установленных твердых курсов валют и равновесия платежных балансов стран ЕЭС и координации их национальной кредитно-денежной и валютной политики.

Главной целью первой, наиболее детально проработанной фазы (с 1971 по 1973 г.) намечалось сужение пределов взаимных колебаний курсов валют стран ЕЭС в качестве первого шага к поддержанию неизменных курсов. Было решено ввести механизм краткосрочной взаимной валютной помощи для облегчения решения первой задачи. В то время как в МВС разрешенные пределы колебаний валютных курсов составляли в этот период 2,25%, страны ЕЭС договорились поддерживать коридор, который был в два раза меньше.

До 1971 г. в рамках действовавшей системы жестких паритетов допускались максимальные отклонения курсов валют стран ЕЭС по отношению к доллару в пределах 0,75%. Соответственно максимальные курсовые отклонения валют стран ЕЭС относительно друг друга составляли 1,5%. С 1 января 1971 г. Советом министров ЕЭС было принято решение еще более сузить границы данного “коридора” - до 1,2%. Однако долларовый кризис 1971 г. затруднил реализацию этого решения, поскольку в мировой валютной системе преобладала тенденция к расширению границ разрешенных колебаний.

Некоторые европейские страны отказались от жесткой привязки своих валют к доллару и провозгласили “свободное плавание”. Однако в соответствии со Смитсоновским соглашением (декабрь 1971 г.) эти страны вернулись к привязке национальных валют к доллару, но в более широких пределах (2,25%), что расширило также границы колебаний европейских валют по отношению друг к другу до 4,5%.

В марте 1972 г. Совет министров ЕЭС принял решение о создании Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС) и об ограничении отклонения курсов валют стран-участниц до 2,25%. При этом предусматривалась передача ЕФВС золотовалютных запасов стран - членов ЕЭС.

До марта 1973 г. совместное движение курсов валют стран ЕЭС (“валютная змея”) было ограничено фактически “внешними границами” максимально возможного отклонения от установленного курса по отношению к доллару (“валютный туннель”) и более узкими границами допустимых отклонений по отношению друг к другу. Эта система получила название “змея в туннеле”. С переходом с марта 1973 г. к свободному курсу доллара границы “туннеля” исчезли, так что стали говорить просто о “змее”.

Первоначально в рассматриваемых системах участвовали 6 валют стран - участниц ЕЭС, к которым в 1972 г. присоединились Великобритания, Ирландия и Дания. Однако валютный союз в 1970-х гг. носил крайне неустойчивый характер. Великобритания и Ирландия вскоре приняли решение о выходе. Затем их примеру последовали Италия и Франция. Различные точки зрения на развитие европейской валютно-экономической интеграции привели и к отказу от реализации плана Вернера уже на втором этапе.

Фактически к 1978 г. в ЕЭС образовались две группы государств, преследовавших разные цели валютной политики. С одной стороны, сохранялся блок стран, которые остались верны принципу поддержания жестких границ колебаний валютных курсов (ФРГ, Дания и страны Бенилюкса). С другой стороны, несколько стран (Франция и Италия) придерживались политики свободного курса своих валют.

На втором этапе в июле 1978 г. на совещании глав правительств и государств 9 стран - членов ЕЭС было принято так называемое Бременское коммюнике, которое учитывало современные условия и ставило в качестве основных задач совершенствование единой денежной единицы и создание системы согласованного колебания курсов, т. е. возвращались к первоначальной цели, зафиксированной еще при создании ЕЭС.

Для устранения возникших противоречий в 1979 г. была образована Европейская валютная система (ЕВС), основой которой служила сеть двухсторонних паритетов валют с максимальными разрешенными колебаниями в пределах 2,25% относительно центрального обменного курса ЭКЮ.

Основные задачи ЕВС были сформулированы следующим образом:

  • стабилизация валютных курсов валют стран - участниц союза;
  • создание стабильной валютной зоны в Европе;
  • содействие укреплению международных валютных отношений.

Наиболее существенными элементами ЕВС до 1999 г. являлись механизм валютных интервенций, который обязывает центральные банки стран-участниц к поддержанию валютных курсов в рамках установленного валютного коридора, а также система краткосрочного взаимного кредитования, основной целью которой также является поддержание стабильности валютных курсов. В рамках ЕВС было принято решение о создании единых финансовых фондов кратко- и среднесрочного характера.

Правовой основой валютных отношений в рамках ЕВС послужили решения Европейского совета об изменении стоимости счетной единицы Сообщества, используемой ЕФВС, об основах ЕВС (1978 г.) и соглашение между центральными банками ЕЭС о механизме функционирования ЕВС (1979 г.).

Окончательный вид ЕВС должна была принять по истечении двух лет. В действительности в механизм ее функционирования вносились изменения в 1985 и 1987 гг. (так называемое Базельско-Ниборгское соглашение) и наиболее существенное - в соответствии с Маастрихтским договором (Нидерланды, 1992 г.).

Членами ЕВС стали эмиссионные банки стран - участниц ЕЭС. Тем не менее членство в ЕВС было неэквивалентно участию в механизме установления и регулирования валютных курсов. Страны, которые не являлись членами ЕЭС, но поддерживали тесные экономические и финансовые отношения с Сообществом, имели возможность заключать с ним соглашения об участии в механизме регулирования валютных курсов (ассоциированное членство). Такой возможностью пользовались Австрия и Норвегия.

В 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором на базе 12 европейских стран (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция) был образован Европейский союз (Евросоюз, ЕС).

Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, согласовывать основные направления внутренней экономической политики, координировать политику относительно юстиции, охраны окружающей среды , борьбы с преступностью и др.

В качестве денежной единицы ЕС использовалось ЭКЮ. Первоначальная цель введения счетной единицы состояла в создании единого масштаба стоимостных измерений в рамках ЕС, включая выражение в одних единицах доходов и расходов , требований и обязательств .

Единая счетная единица была определена через определенное количество золота, которое соответствовало золотому содержанию доллара (0,88867088 г чистого золота). Пересчет курса счетной единицы по отношению к национальным валютам осуществлялся по установленному жесткому курсу. Но для отдельных сфер экономических отношений стран ЕС (например, аграрной) в 1970-х гг. были установлены иные курсы пересчета, так что возникло фактически несколько счетных единиц.

Для возврата к единой счетной единице Европейский совет ввел в 1975 г. определенную через “корзину валют” европейскую счетную единицу EUA (European Unit of Account), или UCE (Unite de Compte Europeene). EUA стали использовать для различных целей: выражения официальной помощи, предоставляемой развивающимся странам, операций, осуществляемых в Европе Европейским инвестиционным банком, для исчисления бюджета Сообщества, публикации статистических данных и регулирования цен на сельхозпродукцию ЕС.

С вступлением в силу договора о создании ЕВС в 1979 г. европейская счетная единица была заменена на ЭКЮ. Как и у своей предшественницы, курсы пересчета ЭКЮ по отношению к национальным валютам изменялись в соответствии с изменением стоимости отдельных валют по отношению к “корзине”.

Но только с 1981 г. во всех сферах ЕС стали использовать исключительно ЭКЮ. В отдельных сферах использовались различные курсы пересчета, которые тем не менее выводились из единой “валютной корзины”. Поэтому стали говорить не об использовании разных счетных единиц, а о различных модификациях ЭКЮ. Особое положение занимала разновидность ЭКЮ, используемая в единой аграрной политике.

В момент перехода от EUA к ЭКЮ их стоимость и “валютная корзина” были идентичны, причем на тот момент по стоимости эти единицы равнялись 1 СДР (1,20635 долл. США). Первое изменение “валютной корзины” ЭКЮ произошло в 1984 г. (включение в нее греческой драхмы). В результате второго изменения в 1989 г. в “валютную корзину” были включены испанская песета и португальский эскудо. В соответствии с Маастрихтским договором, состав “валютной корзины” ЭКЮ более не изменялся.

Стоимость ЭКЮ и курсы пересчета в другие валюты вычислялись ежедневно Комиссией ЕЭС на основе курсов национальных валют по отношению к доллару, определяемых в результате биржевых торгов. Европейский совет придал ЭКЮ в рамках ЕВС четыре явные функции:

  1. базисная величина для механизма валютного регулирования;
  2. основа так называемого индикатора отклонений;
  3. расчетная величина для финансовых операций;
  4. средство платежа и резервный инструмент для центральных банков.

Механизм валютного регулирования в ЕВС включал также прямые изменения центральных курсов и косвенные воздействия через регулирование процентных ставок.

До 1992 г. этот механизм действовал в рамках ЕВС достаточно надежно. Но в 1992 г. и затем в 1993 г. потребовалось проведение интервенций в невиданных до этого масштабах.

В результате пришлось прибегнуть к ревальвации немецкой марки по отношению ко всем валютам ЕВС и девальвации эскудо и песеты, a английский фунт стерлингов и итальянская лира были исключены из механизма валютного регулирования. Расширение границ разрешенных изменений до 15% привело к стабилизации на валютных рынках, причем колебания валют вокруг центрального курса стали укладываться в прежнюю разрешенную полосу изменений (22,5%).

Изменения центральных обменных курсов, как отмечалось, также относились к мерам стабилизации валютного механизма, однако они влекли более серьезные последствия. При этом затрагивались центральные курсы всех валют ЕВС. Именно поэтому изменения центральных курсов осуществлялись только при согласии всех участников ЕВС.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. не была достигнута планировавшаяся валютная интеграция и не были решены проблемы стабилизации курсов валют. Это проявилось в ревальвации сильных валют и девальвации слабых, курс которых постоянно стремился к выходу из “валютной змеи”. Слабость таких валют, как итальянская лира, ирландский фунт, греческая драхма, португальский эскудо, во многом была обусловлена отставанием соответствующих стран от уровня экономического развития лидеров ЕС.

Другим негативным фактором, осложнявшим укрепление ЕВС, была нестабильность мировой валютной системы. Как известно из теории, при привязке двух или более относительно сильных валют друг к другу, что имело место в ЕВС (не прямо, а через ЭКЮ), колебания курсов валют других стран, имеющих тесные связи с первыми, но находящихся в режиме “свободного плавания”, приводят к нарушениям валютного курса привязанных валют. В частности, колебания курса доллара, активно используемого в расчетах стран ЕС, приводили к неравномерным повышениям или понижениям курсов европейских валют. Это вызывало необходимость корректировки валютных курсов внутри ЕВС, на которые влияли внешние факторы.

Наконец, и официальное ЭКЮ, сформированное с целью осуществления в нем большей части операций внутри ЕВС, с такой ролью не справлялось. Именно поэтому возникла необходимость разработки дальнейших планов по реформированию ЕВС. Новый этап начался с разработки программы создания валютного и экономического союза комитетом Жака Делора (1989 г.), которая нашла практическое выражение в Договоре о Европейском союзе, подписанном в Маастрихте в феврале 1992 г. и вступившем в силу с 1 ноября 1993 г.

Таким образом, речь уже шла не только о валютной, но и об экономической интеграции.

Маастрихтский договор был основан на представленном комиссией Совету ЕС докладе о результатах сближения в экономической и валютной сферах и о пересмотре правовых положений и норм. В докладе было отмечено, что в 1993 г. из-за негативных последствий объединения Германии в экономической сфере, значительных колебаний валютных курсов и общего экономического спада возникли сомнения в возможности достижения необходимого уровня конвергенции для перехода к Единому валютному и экономическому союзу (ЕВЭС). Пришлось даже расширить разрешенные пределы колебаний валютного курса около центрального до 15%.

Тем не менее основные положения договора были ориентированы в перспективе на преодоление негативных тенденций колебаний валютных курсов, и одной из ключевых идей являлось создание единой валюты евро. Если ЭКЮ являлось лишь одной из денежных единиц, выполнявших функцию мировых денег в ЕС при сохранении национальных валют, то евро должно было стать единственной валютой в ЕС. Кроме того, ЭКЮ существовало только в форме счетов, а для евро предусматривался выпуск в обращение наличного эквивалента.

Преимущества евро заключаются в следующем:

  • в рамках зоны евро отпадает необходимость в затратах на поддержание курсов отдельных европейских валют, в частности, на интервенцию центральных банков;
  • исчезает неустойчивость валютной системы из-за резких отклонений курсов от центрального курса ЕСЦ, которая не преодолевается полностью и при использовании механизма интервенций;
  • выравниваются конкурентные условия для фирм разных стран, которые искажались колебаниями валютных курсов, что позволяет провести более углубленное разделение труда;
  • появляется возможность унификации финансовых систем стран ЕС.

По договору, создание ЕВЭС должно было проходить в три этапа. На первом этапе, который начался 1 июля 1990 г., т. е. еще до подписания договора, предполагалось либерализовать движение капиталов в границах стран ЕС.

На втором этапе, начавшемся 1 января 1994 г., было предусмотрено устранение независимости эмиссионных банков стран-участниц и учреждение Европейского валютного института - временного Европейского центрального банка, резиденцией которого стал Франкфурт-на-Майне. Главными задачами ЕВИ были определены:

  • организационная подготовка к введению евро и его эмиссии;
  • координация денежно-кредитной политики стран - членов ЕВЭС на основе директив Совета министров ЕС;
  • санкции для нарушителей бюджетной дисциплины (ограничение кредитов , предоставляемых Европейским инвестиционным банком, штрафные санкции, беспроцетные вклады в пользу ЕС и др.).

Начало третьего этапа не было жестко зафиксировано. Предполагалось, что он может начаться в период с 1 января 1997 г. по 1 января 1999 г. При этом в рамках этапа были предусмотрены три фазы - А, В и С, в каждой из которых решались самостоятельные задачи.

В фазе А было запланировано определение окончательного круга участников ЕВЭС. В отличие от предыдущих вариантов Европейского валютного союза теперь допуск в него требовал выполнения страной некоторых важнейших критериев, о которых сказано ниже. Были установлены требования к денежной политике ЕВИ и центральных банков стран-участниц, зафиксированы обменные курсы валют стран ЕВЭС. После этого устанавливались окончательные сроки превращения евро в единственное платежное средство в ЕС (но не позднее 4 лет после начала фазы А).

Фаза В продолжительностью максимум 3 года после перехода к третьему этапу начиналась в 1999 г. с фиксирования обменных курсов. К этому моменту евро должно уже было являться самостоятельной валютой. Сначала курс евро устанавливался на уровне курса ЭКЮ.

Наконец, фаза С (начало - максимум через 4 года после начала фазы А) охватывала окончательный переход на единую валюту, который планировалось завершить не позднее начала 2002 г. Евро становилось единственным законным средством платежа. После того как все сделки переводятся в евро, изымаются действовавшие до этого банкноты и монеты.

Кандидаты на вступление в ЕВЭС должны были отвечать четырем критериям:

1. Стабильность цен. Темпы роста цен в стране за 12 месяцев до начала оценки этого показателя не должны превышать 1,5 % темпов роста в странах-членах с наиболее стабильными ценами.

2. Уровень процентных ставок. Ставки процента по долгосрочным государственным займам за 12 месяцев до начала проверки не должны превышать 2% трех стран-членов с максимальной ценовой стабильностью.

3. Задолженность. Общий государственный долг страны не должен превышать 60%, а годовой дефицит бюджета - 3% валового внутреннего продукта (в розничных ценах). Это означает, что доля государственного долга стран должна постепенно снижаться, а сальдо бюджета - изменяться в сторону положительного.

4. Курс обмена. Валюта за 2 года до начала проверки критериев должна участвовать в механизме обмена по курсу, а рыночные колебания ее курса не должны выходить за пределы установленных границ.

У планов введения единой валюты имелось и много противников. Их аргументы сводились в основном к следующему. Во-первых, отмечалась произвольность выбора условий оценки для кандидатов на вступление. Их выполнение зависело от конъюнктуры рынка, поскольку известно, что рыночная экономика развивается циклично. После вступления показатели могли измениться.

Во-вторых, в наиболее развитых странах ЕС, особенно Германии, Франции и Великобритании, опасались, что при переходе к единой валюте отпадал естественный регулятор экономических отношений между странами ЕС в виде валютного курса. Известно, что фиксация курсов двух валют ведет к эффектам так называемой импортируемой инфляции и безработицы . В частности, если инфляция в одной стране выше, чем в другой, то это вызывает смещение спроса в страну с более низким уровнем роста цен. Если курсы валют фиксированы, то такое смещение может приводить к инфляции спроса и в стране, в которой ранее она была менее выражена. “Плавающий” валютный курс играет роль амортизатора, в соответствии с теорией паритета покупательной способности, т. е. изменяется таким образом, что выигрыш покупателей от смещения спроса в страну с менее высоким темпом роста цен компенсируется повышением курса валюты этой страны. Введение единой валюты для двух стран в еще большей степени, чем при фиксированных курсах, способствует проявлению эффектов импортируемой инфляции и безработицы.

Планы создания Единого валютного и экономического союза реализовались в полном объеме, причем были выдержаны сроки. В результате проверки критериев (оценка всех показателей производилась с 1 декабря 1997 г. по 1 декабря 1998 г.) были определены первоначально 11 стран, которые вошли в основную зону единой валюты евро (ins). Две страны (Швеция и Греция) не выполнили некоторые критерии, а Дания и Великобритания отказались от перехода к единой валюте. С 2001 г. к зоне евро присоединилась Греция.

Как и планировалось, до начала 2002 г. в зоне единой валюты использовалась безналичная валюта евро, а также банкноты и монеты всех стран, которые фактически стали наличными эквивалентами новой валюты. Курсы валют были зафиксированы друг по отношению к другу. Декларировался принцип равноправия всех валют. В начале 2002 г. валюты 12 государств зоны евро были постепенно изъяты из обращения, так что теперь все расчеты внутри зоны ведутся в новой валюте. Остальные страны ЕС составили дополнительную зону, в которой действует валютный механизм, аналогичный существовавшему прежде во всем едином европейском валютном пространстве.

Современный этап развития Европейской валютной системы связан с развитием Евросоюза.

Потенциал развития обусловлен тем, что в зону евро не входят Швейцария, Великобритания. Бельгия, Нидерланды и Люксембург сохранили существующий с 1944 г. таможенно-экономический союз (Бенилюкс).

В 2007 г. число стран - членов ЕС достигло 27.

После распада СССР Россия стала самостоятельно строить отношения с Евросоюзом. В 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. В Коллективной стратегии Европейского союза в отношении России, одобренной Европейским советом в июне 1999 г., говорится о необходимости интеграции России в общеевропейское и социальное пространство. Эта же идея содержится во встречном документе - Среднесрочной стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом (2000-2010 гг.). Полагается, что в итоге будут достигнуты следующие цели: а) расширение экономического пространства ЕС; б) укрепление системы безопасности и сотрудничества в Европе; в) укрепление позиций объединенной Европы в мировой экономике и политике.

Ответственным за проведение кредитно-денежной политики в зоне евро с 1999 г. стал Европейский центральный банк (ЕЦБ) - первый в истории наднациональный центральный банк. С переходом большей части государств ЕС к единой валюте евро ЕЦБ стоит во главе Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), которая включает все центральные банки стран ЕС. Центральные банки государств, входящие в зону евро, являются участниками ЕСЦБ с особым статусом: они не имеют права влиять на решения, которые действительны только для зоны евро.

Европейскому центральному банку принадлежит ключевая роль в осуществлении кредитно-денежной политики в рамках Европейской валютной системы. При этом его основная задача заключается в унификации требований, предъявляемых к финансовым инструментам и институтам в зоне евро, а также в методах проведения центральными банками кредитно-денежной политики. В частности, до создания ЕВС центральные банки отдельных государств использовали различные механизмы денежно-кредитного регулирования экономики. Так, не все страны ЕС применяли нормы обязательного резервирования для коммерческих банков, а некоторые из тех, кто использовал их, не начисляли процентное вознаграждение. Различались механизмы рефинансирования кредитных институтов со стороны центральных банков.

Существование Европейской валютной системы является одной из особенностей современных валютных отношений. На взаимную торговлю стран-членов ЕВС приходится от 55 до 70% от их внешнеторгового оборота. Решением от 13 марта 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС).

Ее основные цели следующие:

1) Обеспечить достижение экономической интеграции;

2) Создать зону европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе, основанной на долларовом стандарте, отсутствие которой затрудняло сотрудничество стран-членов Европейского сообщества в области выполнения общих программ и во взаимных торговых отношениях;

3) Оградить «Общий рынок» от экспансии доллара;

4) Сблизить экономические и финансовые политики стран-участниц.

Выполнение этих задач способствовало бы построению европейской валютной организации, способной отражать спекулятивные атаки рынка, а также сдерживать колебания международной валютной системы (особенно изменения доллара).

ЕВС - это международная (региональная) валютная система - совокупность экономических отношений, связанная с функционированием валюты в рамках экономической интеграции; государственно-правовая форма организации валютных отношений стран «Общего рынка» с целью стабилизации валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов.

Активными членами ЕВС являются Бельгия, Люксембург, Дания, Германия, Франция, Нидерланды, Ирландия, Испания, Португалия, Греция.

ЕВС - подсистема мировой валютной системы (Ямайской). Особенности западноевропейского интеграционного комплекса определяют структурные принципы ЕВС, отличающиеся от Ямайской валютной системы.

1. ЕВС базируется на ЭКЮ - европейской валютной единице. Условная стоимость ЭКЮ определяется по методу валютной корзины, включающей валюты всех 12 стран ЕС. Доля валют в корзине ЭКЮ зависит от удельного веса стран в совокупном ВНП государств-членов ЕС, их взаимном товарообороте и участия в краткосрочных кредитах поддержки.

2. В отличие от Ямайской валютной системы, юридически закрепившей демонетизацию золота, ЕВС использует его в качестве реальных резервных активов. Во-первых, эмиссия ЭКЮ частично обеспечена золотом. Во-вторых, с этой целью создан совместный золотой фонд за счет объединения 20% официальных золотых резервов стран ЕВС в ЕФВС. В-третьих, страны ЕС ориентируются на рыночную цену золота для определения взноса в золотой фонд, а также для регулирования эмиссии и объема резервов в ЭКЮ.

3. Режим валютных курсов основан на совместном плавании валют в форме «европейской валютной змеи» в установленных пределах взаимных колебаний (+/- 2,25% от центрального курса). Валютная змея, или змея в тоннеле, - кривая, описывающая совместные колебания курсов валют стран Европейского сообщества относительно курсов других валют, которые не входят в данную валютную группировку.



4. В ЕВС осуществляется межгосударственное региональное валютное регулирование путем предоставления центральным банкам кредитов для покрытия временного дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с валютной интервенцией.

Создание ЕВС - явление закономерное. Эта валютная система возникла на базе западноевропейской интеграции с целью создания собственного валютного центра. Однако, будучи подсистемой мировой валютной системы, ЕВС испытывает отрицательные последствия нестабильности последней и влияние доллара США. Сравнительная характеристика ЭКЮ и СДР позволяет выявить их общие черты и различия. Общие черты заключаются в природе этих международных счетных валютных единиц как прообраза мировых кредитных денег. Они не имеют материальной формы в виде банкнот, зачисляются на специальные счета соответствующих стран и используются в форме безналичных перечислений по ним. Их условная стоимость определяется по методу валютной корзины, но с разным набором валют. За хранение на счетах сверх лимита эмитент выплачивает странам процентные ставки.

Однако имеются различия ЭКЮ и СДР, которые определяют преимущества первых:

1. В отличие от СДР эмиссия официальных ЭКЮ частично обеспечена золотом и долларами за счет объединения 20% официальных резервов стран-членов ЕВС.

2. Эмиссия ЭКЮ более эластична, чем СДР. Сумма выпуска официальных ЭКЮ не устанавливается заранее, а корректируется в зависимости от изменения золото-долларовых резервов стран-членов ЕВС. При этом недостатком является влияние на эмиссию колебаний цены золота и курса доллара. Эмиссия частных (коммерческих) ЭКЮ банками более соответствует потребностям рынка. Ее эмиссионный механизм включает две операции:

«конструирование» ЭКЮ, т.е. создание по просьбе клиента депозита в составе валют, входящих в ее корзину;

«слом корзины» ЭКЮ, т.е. купля и продажа на еврорынке этих валют (или одной из них по согласованию банка с заемщиком) для выплаты депозитов.

3. Объем эмиссии ЭКЮ превышает выпуск СДР.

4. Валютная корзина служит не столько для определения курса ЭКЮ, сколько для расчета паритетной сетки валют, которой не располагает ни одна другая международная счетная валютная единица.

Механизм регулирования курсов валют в ЕВС основан на следующих принципах:

A) на базе центральных курсов в ЭКЮ рассчитываются взаимные курсы в форме матрицы с установленными интервенционными точками в пределах допустимых колебаний курсов валют +/- 2,25%.

Б) на основе показаний предупредительного индикатора отклонений, когда фиксируется достижение % пределов колебаний курсов в ЭКЮ, проводятся превентивные регулирующие меры, в частности внутримаржинальная валютная интервенция путем изменения процентных ставок с целью влияния на валютный курс.

B) валютная интервенция на базе созданной в ЕВС системы взаимного кредитования включает кредиты «своп» центральных банков, фонд краткосрочного кредитования при ЕФВС.

5. Уникален режим курса валют, в частности к ЭКЮ, основанный на совместном плавании с пределами взаимных колебаний, что способствует относительной стабильности ЭКЮ и валют стран-членов ЕВС.

6. В отличие от СДР ЭКЮ используется не только в официальном, но и частном секторах. ЭКЮ служит:

Базой паритетов и курсов валют ЕЭС;

Валютной единицей в совместных фондах и международных валютно-кредитных и финансовых организациях;

Валютой единых сельскохозяйственных цен;

Средством межгосударственных расчетов центральных банков ЕЭС при проведении валютной интервенции;

Валютой займов и кредитов.

Более 500 крупных международных организаций используют ЭКЮ при предоставлении кредитов. В ЭКЮ совершаются фьючерсные и опционные сделки, которые используются для страхования валютного и процентного риска.

Расширение сферы применения ЭКЮ обусловлено тремя основными причинами:

1. Валютная корзина ЭКЮ и режим «валютной змеи» уменьшают валютный риск;

2. Любой банк может «контролировать» ЭКЮ в соответствии с ее валютной корзиной, прибавляя или изымая из нее валюты по согласованию с клиентом;

3. ЭКЮ удовлетворяют потребность мирового хозяйства в сравнительно стабильной мировой валюте как альтернативе нестабильному доллару.

Материальной базой регулирования в ЕЭС, включая ЕВС, является специфический кредитный механизм. Во-первых, активно используется созданный в рамках валютно-экономического союза взаимный кредит центральных банков и государств-членов. Во-вторых, с организацией ЕВС создан дополнительный кредитный механизм для выравнивания диспропорции экономического развития стран-членов.

Для наименее развитых стран-членов ЕЭС предоставляются льготы, субсидии, кредиты Европейского инвестиционного банка.

Роль МВФ по отношению к ЕВС выполняет Европейский фонд валютного сотрудничества. Долларовые накопления образуют кредитный фонд ЕВС. Его объем для краткосрочного кредитования составляет 14 млрд. ЭКЮ, а для среднесрочного кредитования - 11 млрд. ЭКЮ.

Несмотря на имеющиеся в функционировании ЕВС противоречия, она выполнила поставленную перед ней задачу. До 1992 г. в ЕС наблюдалась стабильность обменных курсов. За 5 лет (1987-1992 гг.) центральные курсы основных валют не изменились, тогда как в это же время доллар успел потерять и снова набрать 30% от своей стоимости по отношению к французскому франку и немецкой марке.

Наиболее реальные достижения ЕВС:

Успешное развитие ЭКЮ, которая приобрела ряд черт мировой валюты, хотя еще не стала ею в полном смысле;

Режим согласованного колебания валютных курсов в узких пределах, относительная стабилизация валют, хотя периодически пересматриваются их курсовые соотношения;

Объединение 20 % официальных золото-долларовых резервов;

Развитие кредитно-финансового механизма поддержки стран-членов;

Межгосударственное и частично наднациональное регулирование экономики.

Достижения ЕВС обусловлены поступательным развитием западноевропейской интеграции.

Однако валютная интеграция не завершена. В ЕС и ЕВС немало трудностей, противоречий и нерешенных проблем. К числу недостатков ЕВС относятся следующие:

1 ЕВС не включает все европейские валюты.

2 Хотя диапазон колебаний курсов валют в ЕВС значительно снизился, периодически происходит корректировка валютных курсов. Наиболее слабые валюты девальвируются, а более сильные девальвируются.

3 Слабость ЕВС обусловлена значительным структурным неравновесием экономики стран-членов, различиями в уровне и темпах экономического развития, инфляции, состоянием платежного баланса.

4 Координация экономической политики наталкивается также на нежелание стран-членов передавать свои суверенные права наднациональным органам.

5 Частные ЭКЮ не связаны с официальными ЭКЮ единым эмиссионным центром и взаимной обратимостью.

6 Выпуск ЭКЮ довольно скромно влияет на взаимные операции центральных банков стран ЕС, хотя с 1985 г. их право использовать ЭКЮ для погашения взаимной задолженности расширено с 50 до 100%.

7 Функционирование ЕВС осложняется внешними факторами. Нестабильность мировой валютной системы и доллара оказывают дестабилизирующее воздействие на ЕВС. При снижении курса доллара курсы западноевропейских валют повышаются, а при повышении - снижаются в разной степени, что требует пересмотра их курсовых соотношений. ЕВС продолжает испытывать влияние доллара, так как 60 % международных расчетов в ЕС осуществляется в американской валюте.

Европейская валютная система относится к самых успешных региональных валютных систем. Еще в 50-х годах XX века. страны Западной Европы проявляли интерес к собственной валютной интеграции. Такая заинтересованность была вызвана прежде всего стремлением Западной Европы обеспечить финансовую стабильность и самостоятельность путем ослабления зависимости европейских валют от доллара, противостоять конкуренции с США. Однако путь к созданию Европейского валютного союза и введение единой денежной единицы евро был сложным и длительным. Формально процесс объединения Европы начался 18 апреля 1951 года, когда шесть западноевропейских государств - Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ подписали в Париже Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В марте 1957 г. эти страны подписали Римские соглашения о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Евратом. С тех пор на европейском континенте начали функционировать три европейские сообщества, в которых участвовали государства так называемой "Малой Европы". Дальнейшее развитие сотрудничества между государствами - членами ЕОУС обусловил осознание необходимости развития широкого экономического объединения. В течение 1969-1973 pp. произошло первое расширение Сообщества за счет вступления Великобритании, Дании, Ирландии. В 1981 г. к ЕЭС присоединилась Греция. В 1986 г. членами ЕЭС стали Португалия и Испания. Четвертое расширение Европы состоялось в 1995 г. присоединением к ЕС Финляндии, Швеции и Австрии. Дальнейшее расширение Европейского Союза охватывало страны Центральной и Восточной Европы: 1 мая 2004 г. в ЕС вошли Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словения, Словакия, Венгрия, Чехия, 2007 г. - Болгария, Румыния.

Создание и развитие западноевропейской валютной интеграции начались с сентября 1950 г.- с даты основания Европейского платежного союза (ЕПС) (European Payments Union, EPU), который был распущен в конце 1958 г. В состав союза входили 17 стран Западной Европы. Валютой ЕПС была международная расчетная валютная единица - єпуніт (европейская платежная единица), которая равнялась золотому содержанию доллара США на тот период - 0,888671 г чистого золота. Функциями ЕПС были ежемесячный многосторонний зачет платежей стран-участниц (многосторонний клиринг) и кредитование должников за счет стран с активным сальдо платежного баланса. Межгосударственные противоречия и исчерпания источников кредитования привели к реорганизации ЕПС в Европейскую валютную соглашение, которое было подписано в августе 1955 г. В ее рамках сохранялся механизм взаимных расчетов стран-участниц ЕПС, но на переменных условиях. Соглашение прекратило свое действие в 1972 г. с введением конвертируемости валют.

Европейская валютная интеграция должна была способствовать конвергенции экономического развития. Возможность страны играть роль фактора равновесия в системе, прежде всего, зависела от масштабов ее экономики. Так, уже в Римском договоре 1957 г. содержались положения о политике стран, направленной на достижение равновесия общего платежного баланса и поддержание доверия к валютам, о ее координации на основе сотрудничества правительств и центральных банков.

В октябре 1962 г. Европейская комиссия (Economic Commission for Europe) представила Совету министров Общего рынка предложения по координации кредитно-денежной и экономической политики в рамках Сообщества. Конечным результатом этих предложений должно было стать создание экономического и валютного союза. В 1964 г. были сформированы Комитет центральных банков стран-членов ЕЭС, а также комитеты по бюджетной и экономической политике.

В феврале 1968 г. Комиссия предложила обязать страны-члены регулировать валютные паритеты только по общим соглашением, а также решить вопрос об устранении взаимных колебаний валютных курсов относительно установленных паритетов. Через год в докладе премьер-министра Франции Раймона Барра было выдвинуто предложение о согласованную экономическую политику, направленную на достижение принятых среднесрочных целей. Совет министров ЕЭС одобрил многие положения этого доклада и обязала своих членов проводить предварительные консультации, касающиеся изменений экономической политики, если они затрагивают интересы других стран Сообщества.

Конференция Сообщества на высшем уровне, проходившей в Гааге в декабре 1969 p., поручила Совету министров разработать план поэтапного формирования экономического и валютного союза, основанный на докладе Барра. В марте 1970 года. Совет одобрил создание Комитета под руководством представителя Люксембурга Пьера Вернера для подготовки проекта такого союза.

Первая попытка создания европейской валютной системы получила название "План Вернера". В этом плане были представлены рекомендации по формированию на 10 лет в три этапа до 1980 г. экономического и валютного союза, который предусматривал:

o сужение (вплоть до 0) пределов колебаний валютных курсов;

o введение полной взаимной конвертируемости валют;

o унификацию валютной политики;

o согласование экономической, финансовой и кредитно-денежной политики, а в перспективе - создание европейской валюты и объединение центральных банков.

несмотря на некоторые успешные шаги в ходе реализации, план Вернера за разногласий в МВФ потерпел поражение. Впоследствии, по настоянию Франции, его положения были смягчены, в результате чего не удалось достичь четкого распределения власти между Сообществом и его членами. В феврале 1971 г. содержание плана Вернера с некоторыми дополнениями был одобрен Советом министров ЕЭС. Однако логическое развитие событий нарушался ухудшением ситуации на валютных рынках весной и летом 1971 г. В марте 1972 г. произошло внедрение "европейской валютной змеи" (Currency Snake) - режим согласованного колебания европейских валют относительно доллара США в четко определенных пределах (±2,25 %).

В 1973 г. Центральными банками был основан Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) (European Monetary Cooperation Fund, EMCF), который просуществовал до 1993 p., для поддержки платежных балансов, с помощью которого страны-члены могли привлекать к И млрд долларов на три месяца (с возможной пролонгацией до шести месяцев). Однако деятельность фонда не была эффективной, в результате чего страны прекратили заимствования еврокредитов.

Импульс европейской валютной интеграции колеблется в такт положению доллара: он наиболее силен, когда доллар слаб, как в начале и в конце 60-70-х годов. После введения в соответствии с планом Вернера "валютной змеи" следующий большой шаг вперед был сделан в конце 70-х годов вслед за обесценением доллара. После Бременской конференции на высшем уровне в 1978 г. президент Франции Ж. эстен и канцлер Германии X. Шмидт заключили Соглашение о создании Европейской валютной системы, которая начала свое существование в марте 1979 г. Время возникла новая европейская валюта - экю (European Currency Unit, ECU), которая базировалась на "корзине" (наборе) валют стран - членов ЕЭС.

В основу Европейской валютной системы (ECS - European Currency System, ЕВС), были положены следующие принципы:

o введение экю - европейской валютной единицы, стоимость которой определялась на основе валютной корзины, включавший валюты 12 стран-членов ЕЭС, взвешенной с учетом параметров как внешней торговли, так и ВВП;

o использование золота в качестве реальных резервных активов. Был создан совместный золотой фонд в результате объединения 20 % официальных золотых резервов для частичного обеспечения эмиссии экю;

o введение для реализации режима валютных курсов совместного плавания валют в форме "европейской валютной змеи" в установленных пределах (2,25 % от центрального курса, с августа 1993 p. - 15 %);

o межгосударственное региональное валютное регулирование путем предоставления центральным банкам кредитов для покрытия временного дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с валютными интервенциями.

Европейская валютная система рассматривалась как предвестник валютного объединения. ее тактическая цель - установление в Сообществе

более высокого уровня валютной стабильности. В стратегическом плане намечались достижения длительного и стабильного роста, возврата на новой основе к полной занятости, гармонизация жизненного уровня и смягчение региональных различий в рамках ЕЭС.

Европейская валютная система, созданная на основе экономической и политической интеграции стран - членов ЕЭС, достигла по сравнению с мировой валютной системой значительно более высокого уровня организации валютных отношений, в частности удалось:

o ввести новую европейскую расчетную единицу - экю, основанная на корзине валют и снабженную 20 % валютных резервов стран-участниц;

o паритет экю определять как сумму средневзвешенных отдельных валют, входящих в корзину;

o определять центральный обменный курс каждой валюты по отношению к экю;

o ввести индикатор отклонения обменных курсов валют от их центрального курса;

o ввести согласованную изменение центральных курсов: за 1979-1995 гг. центральные курсы менялись 17 раз;

o обеспечить сближения показателей экономического развития внутри ЕЭС.

в то же Время следует назвать и то, чего не было достигнуто:

o создать Европейский валютный фонд;

o убедить центральные банки стран-участниц рассматривать введен индикатор отклонения обменных курсов как методологическую основу внутренней экономической политики государств;

o предоставить валютным интервенциям того значения, на которое они были рассчитаны;

o использовать введенные на основе экю кредитные инструменты в сколько-нибудь значительных масштабах.

Механизм валютных курсов (МВК) в рамках ЕВС теоретически был симметричным по отношению к членам Сообщества, но на практике "инфляционным якорем" стала немецкая марка.

Другими словами, МВК имел все характерные признаки валютной зоны, привязанной к марке и кредитно-денежной политике Германии. Аналогия с долларовым стандартом очевидна, но долларовый стандарт был глобальной системой, стандарт марки - региональным. Способность страны играть роль фактора равновесия в системе в значительной степени зависит от масштабов ее экономики. Германия, имея одну треть масштабов экономики США, владела и одной третью ее стабилизационного потенциала. Проблемы, связанные с объединением Германии, обусловили изменение ее текущего платежного баланса с активного сальдо в 46 млрд долл. в 1990 г. до 20,7 млрд долл. дефицита, то есть на 66,7 млрд долл., что соответствует 4,4% ее ВВП. Та же абсолютная сумма для США составила бы всего 1,1% ВВП.

Кризис МВК в сентябре 1992 г. проиллюстрировала основной дефект системы. Привязка к марке действовала до тех пор, пока нарушения равновесия были не очень большие и возникали вне германии. Нарушения внутри Германии могли быть нейтрализованы, только если бы она проводила политику в интересах всей Европы, а не себя самой. Эгоистичное поведение со стороны лидера подрывала всю Европейскую экономическую систему. Создаваемый вместо нее Европейский валютный союз как раз и был направлен на устранение этого недостатка.

Относительно корректная аналогия может быть проведена между МВК и системой, установленной американским Институтом Смитсона. Как справедливо отмечалось в отчете Бундесбанка за 1971 г., эта система превратилась в долларовый стандарт. США стремились к достижению собственных инфляционных предпочтений, и это определяло уровень инфляции для всей валютной зоны. Кредитно-денежная политика внешних стран была обусловлена рамками их платежных балансов. Когда инфляционные преимущества США и Европы столкнулись, возник кризис, который закончился одновременно с частичным развалом системы долларового стандарта.

МВК в 80-е годы тяготел к марке. Здесь действовал тот же механизм равновесия, что и в долларовом стандарте начале 70-х годов. Бундесбанк был заинтересован в достижении собственных инфляционных предпочтений. Другие страны проводили политику стабилизации валютных курсов и поддержания равновесия платежных балансов. Причина кризиса МВК в том, что кредитно-денежная политика Германии была слишком жесткой для ее соседей.

И снова европейские страны проявили упорство в реализации идеи экономической интеграции Европы, несмотря на большое количество неудач при воплощении в жизнь отдельных пунктов намеченных программ,

В 1986 г. был создан комитет "За валютный союз в Европе". В июне 1988 г. с созданием комитета по вопросам экономического валютного союза во главе с президентом Европейской Комиссии Ж. Делором был начат второй этап западноевропейской валютной интеграции. В состав комитета вошли председатели центральных банков стран ЕЭС и независимые эксперты. В июне 1989 г. в Мадриде на заседании Совета Европы было принято "план Делора", который предусматривал создание экономического и валютного союза, Европейского валютного союза в три этапа. Устанавливались следующие сроки этапов: i - с 1 июля 1990 г. до 31 декабря 1993 г., II - с 1 января 1994 г. до 31 декабря 1998 г., НЕТ - 1 января 1999 г. -2002 год.

С 1 июля 1990 г. началась реализация первого этапа "плана Делора" на основе либерализации движения капиталов, а также дальнейшего сближения национальных центральных банков стран-участниц будущего союза и синхронизация их экономической, финансовой и денежной политики.

В 1991 г. начала работать межправительственная европейская конференция, сформированная в 1990 г. Задача ее состояла в доработке и совершенствовании слабых и противоречивых положений "плана Делора". Был разработан Договор о Европейском Союзе, который фактически представлял собой усовершенствованный "план Делора". Для его заключения в голландском городе Маастрихт было созвано заседание руководителей 12 европейских стран, и 7 февраля 1992 г. Маастрихтский договор был подписан и вступил в силу в ноябре 1993 г.

В Маастрихтском договоре содержалась программа дальнейших действий, которая состояла из трех основных пунктов:

1) переход от единого рынка к экономическому и валютному союзу;

2) расширение социальных аспектов в соответствии с общей социальной политики;

3) дополнение наднационального интеграционного строительства в рамках институтов Сообщества постоянным межгосударственным сотрудничеством в области внешней политики, политики безопасности, а также в сфере юстиции и внутренних дел в рамках Европейского Союза.

Европейское экономическое сообщество И января 1994 г. было преобразовано в Европейский Союз (ЕС) (European Union, EU).

В 1994 p. начался второй этап валютной интеграции в ЕС. В соответствии с Маастрихтским договором во Франкфурте-на-Майне началось создание Европейского монетарного института (European Monetary Institute, EMS), функцией которого была координация валютной политики центральных банков государств-членов ЕС. С 1 января 1994 г. до 31 декабря 1998 г. осуществлялась подготовка перехода от экю на единую европейскую валюту евро, темпы экономического развития стран ЕС приближались к критериям вступления в валютный союз.

В июне 1995 г. Комиссия Европейского Союза выдала "Зеленую книгу" (Green Paper) - официальный документ относительно практических мер перехода на единую валюту под названием "Одна валюта для Европы", в которой было изложено технический сценарий введения новой валюты.

В декабре 1995 года. в Мадриде состоялось очередное заседание Европейского Совета, на котором были приняты сценарий и календарный план перехода на единую валюту и определено ее название - евро.

По критериям присоединения к новой валюте 2 мая 1998 г. для участия в "зоне евро" Советом ЕС были допущены Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция. Две страны - Великобритания и Швеция - также соответствовали большинству указанных критериев, но отказались войти в "зоны евро" как первые ее участники. У Дании возникли конституционные проблемы, а финансовые показатели Греции не соответствовали необходимым требованиям. Критерии присоединения были довольно жесткими:

o стабильность государственных финансов - бюджетный дефицит не может превышать 3 % ВВП (при нарушении этого норматива к дер-жал-нарушителям применяются санкции);

o уровень государственного долга - не более 60 % ВВП;

o долгосрочные процентные ставки по кредитам не должны превышать двух процентных пунктов над средним уровнем этого показателя в трех странах ЕС с наиболее стабильными ценами;

o ценовая стабильность - уровень инфляции в стране-кандидате не должен превышать более чем на 1,5 % средний уровень инфляции в трех странах ЕС с наименьшими инфляционными показателями;

o обменный курс валют не должен выходить за пределы установленного в ЕС диапазона колебаний обменных курсов. Девальвации запрещаются меньшей мере в течение двух лет.

За контрольный был принят в 1997 год.

1 июля 1998 г. считается датой создания Европейского центрального банка (ЕЦБ) (European Central Bank, ECB) и Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) (European System of Central Banks, ESCB).

В табл. 4.2 приведены некоторые основные экономические показатели, вошли к критериям присоединения к новой валюте для стран ЕВС по состоянию на 1 июля 1998 г.

С 1 января 1999 г. на основании Маастрихтского договора страны, подписавшие его, объединились в новое финансовое сообщество - Европейский валютный союз при условии, что они будут отвечать "критерия слияния", которая включает ряд экономических показателей.

Нереализованную часть второго этапа, а третий этап был разделен натри поконкретнее фазы - "А", "Б" и "В".

Фаза "А": подготовка к Европейского валютного союза (май 1998 г. - С декабря 1998 p.). В этот период Европейский Совет определил перечень стран, удовлетворяющих критерии конвергенции Европейского валютного союза. Одновременно был осуществлен ряд подготовительных мер:

o определено и объявлено фиксированные ставки обменных курсов национальных валют стран-членов Европейского валютного союза относительно евро;

o создан Европейский центральный банк и Европейскую систему центральных банков;

o начато производство банкнот и монет, деноминированных в евро;

o принято необходимую юридическую базу для создания Европейского валютного союза;

o поручено банкам и другим финансовым учреждениям разработать детальные планы перехода на валюту евро.

Таблица 4.2. в

Фаза "Б": начало существования Европейского валютного союза (1 января 1999 г. - 31 декабря 2001 г). Основным достижением этой фазы стало введение новой валюты евро в безналичных расчетах. Этот период совпал с началом третьего, последнего этапа создания Европейского валютного союза и предусмотрел следующие меры:

o окончательную фиксацию обменных курсов национальных валют относительно евро;

o начало осуществления единой кредитно-денежной и валютной политики в рамках Европейского валютного союза;

передачу полномочий по осуществлению валютной политики Европейскому центральному банку;

o полный переход Европейской системы центральных банков на осуществление валютных операций в евро;

o выпуск государственных долговых обязательств в евро;

o установление во всех странах Европейского валютного союза одинаковых процентных ставок;

o начало функционирования платежной системы TARGET (Трансевропейской автоматизированной системы расчетов в режиме реального времени).

Фаза "В": окончательный переход к единой валюте евро (1 января 2002 г. - июль 2002 г.). День 1 января 2002 года еще называют "E-day" - днем, когда евро стал единственной законной валютой на территории Европейского валютного союза. На данном этапе предусматривалось:

o январь-июнь 2000 г. - выпуск в обращение наличных банкнот и монет евро, двойное функционирование в обращении национальных валют и евро;

o с 1 июля 2002 г. - прекращение обращения и уничтожение национальных валют стран-членов Европейского валютного союза;

o окончательный переход банков и финансовых учреждений на единую валюту и конвертация в евро всех платежных средств;

o начало использования государственными учреждениями, частными фирмами и гражданами исключительно в валюте евро.

Национальные валюты этих стран котировались в евро по официальному обменному курсу на 1 января 1999 p.:

1 евро = 40,3399 бельгийского франка, 1,95583 немецкой марки, 166,386 испанской пезети, 6,55957 французского франка, 0,787564 ирландского фунта, 1936,27 итальянской лиры, 40,3399 люксембургского франка, 2,20371 голландского гульдена, 13,7603 австрийского шиллинга, 200,482 португальского эскудо, 5,94573 финской марки.

1 января 2000 г. к Европейскому валютному союзу присоединилась Греция. Курс греческой драхмы к евро был установлен на уровне 340,75 греческой драхмы.

Эти конверсионные курсы евро оставались неизменными до 1 января 2002 г. Курс евро к валютам других стран, в том числе к доллару США, не является фиксированным и определяется рыночными механизмами на мировых валютных биржах.

С 1 января 1999 г. прекратила свое существование европейская расчетная денежная единица экю (код по ISO XEU/954), которая была заменена на евро в соотношении 1:1.

Валюта евро получила свой логотип и код по ISO (International Standart Organization) - EUR/978.

Объем первого выпуска валюты евро составлял 75 млрд, из них 45 млрд евро поступило на счета немецкого Бундесбанка. До 1 января 2002 г. планировалось напечатать 12 млрд евробанкнот и вырезать 70 млрд евромонет.

1 января 2007 г. тринадцатым членом Европейского валютного союза стала Словения, в январе 2008 г. на евро перешли Кипр и Мальта. С И января 2009 г. членом Европейского валютного союза стала Словакия.

Экономический и валютный союз западноевропейских государств и его единая валюта имеют под собой прочный фундамент:

o доля стран-участниц Европейского валютного союза, в которых проживает 5 % населения Земли, составляет 15% мирового валового внутреннего продукта (США - 20,2%, Япония - 7,7%) и 19,5% мирового экспорта (США - 14,8 %, Япония - 9,7 %);

o внутри Европейского Союза был достигнут высокий уровень экономической и политической интеграции. Уже более тридцати лет существует Таможенный союз и проводится общая торговая политика. Создан единый внутренний рынок, торговля внутри ЕС составляет около 60 % общего внешнеторгового оборота стран, в него входящих. Национальные валюты государств-членов ЕС по сравнению с валютами многих стран мира были относительно сильны и стабильны. Система права и институтов, сложившаяся в ЕС, обеспечивает достаточно эффективное управление интеграционными процессами;

o еврозона опирается на единую денежно-кредитную и валютную политику, проведения которой является функцией наднационального Европейского центрального банка и Совета ЕС, а также на высокоинтегрированные денежные и кредитные рынки, масштабы, глубина и ликвидность которых резко возрастают благодаря созданию Европейского валютного союза;

o высшим приоритетом политики Европейского валютного союза объявлена борьба с инфляцией, что является главным условием стабильности единой валюты.

Появление евро создало новые прецеденты. Впервые в истории важная группа независимых стран добровольно согласилась отказаться от национальных валют, объединить свои валютные суверенитеты и создать супервалюту континентального размера. Евро создает альтернативу доллару в его ролях расчетной единицы, резервной валюты и валюты, используемой для поддержания курса. Переход к новым условиям требует решительного пересмотра валютных преференций в мировом банковском деле, в международных резервах и на рынках капитала с постоянным эффектом для системы текущих счетов и торговых балансов.

Введение евро сразу же делает его предпочтительной валютой для большого числа стран, связанных с Европой торговлей и финансами. Соотношение же доллара и евро становится самой важной ценой в мире.

На США и ЕС вместе приходится от 50 до 60 % мирового производства, а с учетом Японии эти три региона составляют почти 70% мирового ВВП. Создание валютного союза в Европе вызвало интерес к созданию азиатского валютного блока во главе с Японией, Китаем или членами ASEAH (ASEAN-Association of South-East Asia Nations, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии).

Относительная стабильность евро в условиях мирового финансового кризиса, которая началась в 2008 p., свидетельствует об успешности проекта Европейского валютного союза, который является одним из ключевых направлений современной интеграционной стратегии ЕС.

Члены Европейского валютного союза получили не только валюту одного уровня с долларом и право разделить международный авторитет, но и более весомое влияние в управлении международной валютной системой. Остальной мир вместе с долларом получила альтернативный актив для пользования международными резервами, а также новую и стабильную валюту, которую можно использовать как стержень для стабильных обменных ставок и валютного обращения.