Виды жилищных норм порядок их определения. §10.2. Норма предоставления жилого помещения. Для военнослужащих от Министерства Обороны

Нормой предоставления площади жилого помещения в соответствии с частью 1 статьи 50 Жилищного кодекса является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения. Данная норма, во-первых, устанавливается лишь в случаях предоставления жилой площади по договору социального найма; во- вторых, представляет собой минимальный размер (т.е. размер, меньше которого не допускается предоставление одному лицу жилой площади) площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади помещения (напомним, что последняя состоит из суммы площадей всех частей жилого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас, предоставленного по договору социального найма; в-третьих, устанавливается по общему правилу решением органами местного самоуправления в зависимости от достигнутого в данном муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, которые предоставляются по договорам социального найма (чем выше этот уровень, тем выше будет устанавливаться и данная норма), а также других факторов, влияющих на размер жилых помещений (например, учет местных традиций и обычаев, представление о средней численности семьи, учет уклада жизни и т.п.); в-четвертых, может быть (лишь применительно к случаям предоставления жилых помещений по договорам социального найма федеральным государственным служащим, военнослужащим, крупнейшим ученым, иным категориям граждан, которым такие жилые помещения предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, или законами субъектов РФ) установлена и в ином (обычно более высоком) размере; в-пятых, не может быть менее "учетной нормы". Обычно она превышает учетную норму, хотя в конкретном случае учетная норма и норма предоставления жилого помещения могут различаться весьма незначительно.

Учетная норма площади жилого помещения представляет собой минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого следует определять:

а) уровень обеспеченности в данном населенном пункте (а иногда во всем муниципальном образовании) граждан общей площадью жилого помещения;

б) указанный уровень обеспеченности в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан. При этом нужно учитывать, что:

основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены в ст. 51 ЖК. Постановлением Правительства РФ от 29.08.05 N 541 установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв.м. общей площади жилья на одного человека; порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен в ст. 52 ЖК; основания для отказа в принятии на учет предусмотрены в ст. 54 ЖК;

в) порядок снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях определен ЖК.

Данная норма устанавливается органами местного самоуправления. Следует, однако, учитывать, что в г. Москве и Санкт-Петербурге учетная норма устанавливается законами этих двух субъектов РФ. Например, в соответствии с ст. 9 Закона N 29 от 14.06.06 учетная норма в городе Москва установлена: в размере 10 кв.м площади жилого помещения для отдельных квартир; в размере 15 кв.м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти г. Москвы разным семьям. Кроме того, установлено, что жители г. Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы по месту жительства не менее 10 лет (если они признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям указанным в ст. 7 Закона N 29 от 14.06.06) при отсутствии у них (либо у членов их семьи иных жилых помещений на праве собственности или праве самостоятельного пользования) принимаются на жилищный учет без учета уровня обеспеченности таких граждан площадью жилого помещения (т.е. учетной нормы).

Учетная норма в любом случае не может превышать норму предоставления жилой площади, установленную данным органом местного самоуправления. Однако возможна ситуация, когда, например, учетная норма, установленная органами местного самоуправления, может оказаться ниже, чем норма предоставления жилой площади в случаях, когда она предоставляется гражданам в соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК.

Отдельными федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ могут быть установлены: иные (нежели указанные выше) учетные нормы; такие "иные нормы" лишь в той мере, в какой отдельным категориям граждан предоставляются жилые помещения (по договорам социального найма) из жилищного фонда РФ или из жилищного фонда субъекта РФ.

Иногда под жилищными нормами по ошибке понимаются нормы жилищного законодательства. Однако такое толкование данного термина не совсем верно. На самом деле жилищные нормы представляют собой определённую органом муниципальной, региональной или государственной власти величину площади жилого помещения, используемую для различного рода расчётов в сфере жилья.

Российским законодательством устанавливаются различные виды жилищных норм. В частности, это:

  • норма предоставления (используется для расчёта площади жилых помещений, которые предоставляются населению по договорам социального найма);
  • учётная норма (используется для принятия решения о признании лиц нуждающимися в предоставлении дополнительной жилплощади);
  • социальная норма (используется при расчёте компенсации по оплате коммунальных и жилищных услуг).

Жилищный минимум на человека

Жилищным кодексом (ст. 50 ЖК РФ) определено, что при расчёте общей площади жилья, которое предоставляется гражданину (нанимателю) совместно с членами его семьи, следует исходить из установленного минимального размера. Жилищный минимум на человека может определяться государством или муниципалитетом в зависимости от общего уровня обеспеченности населения жильём в конкретном населённом пункте (средняя цифра по России составляет 9-12 кв. м.).

Нормы для улучшения жилищных условий (учётные), которые применяются для признания граждан нуждающимися в увеличении жилплощади, рассчитываются исходя из общей площади квартиры. То есть, помимо собственно жилых комнат, они включают в себя и места общего пользования, к которым, в частности, относятся кухни, коридоры внутри квартиры, прихожие, туалетные и ванные комнаты, кладовки и иные внутриквартирные помещения, которыми имеют право пользоваться все, проживающие в квартире.

Учётная норма жилищной площади даже в пределах одного населённого пункта может различаться в зависимости от категории, к которой принадлежит конкретное лицо. В частности, федерльным законодательством устанавливается специальный порядок предоставления жилплощади военнослужащим, занимающим определённые должности и носящим определённые звания, инвалидам, страдающим заболеваниями, включенными в соответствующий список и т.д. Кроме того, учитываются сделки с недвижимостью, совершённые лицом за определённый период времени (в соответствии с Жилищным кодексом, этот период составляет 5 лет, однако он может быть увеличен по решению уполномоченных муниципальных или региональных органов).


Правила пользования жилыми помещениями

Право собственности жителей России, за которыми зарегистрированы жилые помещения, не является абсолютным. Оно ограничивается определёнными правилами, которые устанавливаются Правительством РФ, а также положениями Жилищно...

Закон "О тишине"

№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» включает в себя раздел о тишине, в котором четко ограничивается допустимый уровень шума днем и ночью и временные границы. Наиболее частые беспок...

Жилищные программы

В рамках федеральной программы «Жилище» в декабре 2010 года была утверждена государственная жилищная программа молодая семья, вступившая в силу с февраля 2011 года и действующая до 2015 года. В соответствии с ней государ...

Улучшение жилищных условий

Улучшение и расширение жилищных условий - одна из важнейших задач, решающихся в жилищной сфере. Действующее законодательство РФ: Жилищный Кодекс РФ, Закон № 22 от 15.01.2003г. г.Москвы «Об улучшении жилищных...

Ветхое жилье

Расселение ветхого и аварийного жилья является одной из главных задач жилищной реформы. Ветхий фонд не только портит общий вид города, но и несет в себе угрозу для проживающих в нем людей. Дело в том, что ремонт в этих д...

29.01.2019 - Александр Коротенко

Добрый день, семья военнослужащиго, после заключения брака живем в однокомнатной служебной квартире. Есть ребёнок- подросток 13 лет, на которого есть решение суда о том, что она находиться на иждивении мужа. Есть справка о том, что я одинокая мать, отца нет. Подали заявление на предоставление двухкомнатной квартиры, т.к. взрослые мужчина и женщина не могут жить в одной комнате с девочкой подростком, но получили ответ, что по квадратуре квартиры нам не положено расширение жил. Площади. Что можно сделать в данной ситуации, согласно закону?


11.11.2018 - Михаил Раздьяконов

Здравствуйте! Проживаем в ской области, живем в частном доме, 42 кв метра, дом на папе оформлен, проживаем втроём,я смой сын и папа. Две комнаты у нас. Могу ли я написать заявление на улучшение жилья?! Т.е.на квартиру. Или по квадратам у нас все в норме? И нам не положено. Спасибо


12.10.2018 - Виктория Андреева

Здравствуйте нас снимают с очереди на улучшения жилишних условий в свези с тем что раньше нас проживал 4 человека в 1-ой квартире общей площадью 46 кв. Из них 17 кв. желой площади, Сейчас 3 человека и в свези с этим нас снимают с очереди говорят что на 3 человек положено 40 кв. Общей площади. За конно ли это? Спасибо.

Ответ на вопрос дан по телефону.


26.09.2018 - Вера Комарова

Добрый день, подскажите, пожалуйста, под какую мы программу попалаем, квартира в ипотеке, площадью 55 кв.м, семья из 4 х человнк

Ответ на вопрос дан по телефону.


09.09.2018 - Зоя Баранова

Моих студентов принуждают заниматься делами, которыми им возможно и скорее всего не хотелось заниматься на вроде: (перенести, двигать, таскать, сдвигать тп), голосование на участках, участие в различных конкурсах. На основании того, что он проживает в общежитии...понимаю сам все студенческие ипостаси прошел, но мозги за студентов моих спросить назрело вот сейчас, на выборах. Вопрос: В праве ли учебному аппарату требовать свои желания проживающим в общежитии, бюджетникам? Какие есть права у проживающих в общежитии, для того, чтобы отказаться от "

Ответ на вопрос дан по телефону.


08.09.2018 - Александра Никитина

здравствуйте в 2016 году умер отец, вместе с наследством перешли и долги отца, не так давно пришёл мужчина, который как выяснилось занял отцу приличную сумму денег, и теперь хочет взыскать эти деньги, а именно, отсудить квартиру и оставшуюся сумму денег квартира в собственности у 2 детей(наследников) одного несовершеннолетнего ребёнка и второго 18 летнего подростка возможен ли такой исход, что квартиру отберут по закону?

Ответ на вопрос дан по телефону.


16.08.2018 - Артем Самойлов

Подскажите пожалуйста! Имеют ли права соседи в многоквартирном доме установливать кондиционер, не спрасив других собственников. Шум от него беспокоит людей по ночам.

Ответ на вопрос дан по телефону.


12.08.2018 - Татьяна Герасимова

жилая площадь состоит из 2 комн.(27.95кв.м) общ площадь 43.92кв.м Прописано 5 человек вид собственности:ГОС СОБСТВЕЕННОСТЬ Можно ли как то добиться расселения

Ответ на вопрос дан по телефону.


01.08.2018 - Вадим Выдрин

сколько кв.метров положено проживающему в спецдоме интернате,на 1 человека

Ответ на вопрос дан по телефону.


19.07.2018 - Вера Пономарева

Добрый день! Проживаем в городе Калуга в 2х комнатной квартире, общая площадь 44,7кв.м, жилая 30,6. Проживает и прописаны 4взрослых человека. Я папа мама и брат. Папа 1964 года рождения приравнен к инвалидам ВОВ. Стоим на очереди по расширению жилья с 2000года. На тот момент норма на расширение жилья была 9кв метров жилой площади. Мой брат (один из прописаных) купил квартиру в 2015г в ипотеку в долевой собственности с женой, общая площадь их квартиры 35кв и, те 17,5 на человека чистой площади, а жилая всего 18,4, последний платёж по ипотеке закрыли в марте, но документы в банке не забирали и свидетельства о собственности у них нет. 16 июля 2018 года позвонили из Управления жилищно-коммунального Хозяйства г. Калуги, улучшения жилищных условий граждан и сказали что мы можем получить сертификат на сумму для улучшения условий проживания. Вопрос изменялись ли нормы кв метров на человека в г Калуга? И можем ли мы получить сертификат с учётом того что брат купил часть квартиры, или нас снимут с очереди автоматически?

Ответ на вопрос дан по телефону.


22.06.2018 - Антонина Соболева

Здравствуйте! У меня такой вопрос. Вот я прописанна в месте с ребёнком у мамы, я мать одиночка. После смерти мамы я от писала свою долю брату, чтоб он продал дом и деньги мне на квартиру. я живу в другом городе у сёстры,он поступил ни честно продал квартиру и ни дал мне ни копейки. Могу ли я обратится к кому нибудь чтоб мне представили жильё по факту мы с ребёнком бомжи. Спасибо за ответ.


17.05.2018 - Богдан Родюшин

Добрый день! Подскажите можно ли увеличить кухню за счет жилой комнаты? Между ними перегородка! С низу у соседа кухня гостиная!

Ответ на вопрос дан по телефону.


06.01.2018 - Илья Полферов

Тема моего вопроса: Недвижимость (Сделки, оформление, споры с ЖКХ) Завтра в 11:00 - 12:00

Ответ на вопрос дан по телефону.


16.12.2017 - Петр Нуралиев

соседка этажом ниже прикрутила на шурупах к полотенцесушителю трубы от горячей воды и хочет это узаконить через суд(дом однотрубный)из-за того,что летом он не греет,а у меня из-за этого пропадает горячая вода,а я теперь переживаю вдруг суд и правда узаконет.

Ответ на вопрос дан по телефону.


04.07.2017 - Константин Хлыстун

Здравствуйте!В1990г. Моя дочь в с вязи с ЧАЭС.имея удостоверения статус выехавшей добровольно иззоны отселения. В чистую зону,г. Владивосток. Ей выделили комнату 16,80кв. м. В комуналке. В2004г. Дочь приватезировала комнату. В 2015г. Я переехала к дочери и у неё прописалась. На данный момент там прописаны,дочь как собственик её сын,и двое внучат и я. Вот получается,что я член семьи, но имею тоже статус ЧАЭС. СОБСТВЕНОСТИ нигде нет. Вопрос имею ли я право стать на улучшения жил. Условий? И ещё если да,то нужен ли договор с дочерью о найме жилья и на какой срок. С пролонгацией. И ОБЯЗАТЕЛЕН ЛИ ЭТОТ ДОГОВОР. ПОЖАЛУЙСТА ДАЙТЕ ПОНЯТНЫЙ,ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. ЗАРАНЕЕ СПАСИБО. С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ.

Ответ на вопрос дан по телефону.


01.06.2017 - Анна Казакова

Здравствуйте, получаю сертификат по переселению с ветхого аварийного жилья, какую квартиру я должна приобрести? : 9:00 - 11:00

Ответ на вопрос дан по телефону.


20.04.2017 - Александра Попова

Здравствуйте, какая учетная норма жилья, надо выделить долю детям после воспользования мат капиталом

Ответ на вопрос дан по телефону.


12.04.2017 - Иван Эрастов

Здравствуйте хочу выделить 1/3 доли в частном доме площадью27 кв.м тех.экспертизу ищу санитаную норму в е нужно конкретно ст.закона

Ответ на вопрос дан по телефону.


06.03.2017 - Дарья Данилова

Здравствуйте! Какова норма обеспеченности жильем граждан ПМР


28.02.2017 - Инна Орлова

Я с женой проживаю в 8-ми комнатной коммуналке в комнате 14 кв.м. Съезжает сосед. Имеем-ли мы право еще и на его комнату в 12 кв.м.

Ответ на вопрос дан по телефону.


22.01.2017 - Лариса Молчанова

Здравствуйте! как считается учетная норма: из жилой или общей площади? Время когда перезвонить: 11:00 - 13:00


21.01.2017 - Зинаида Маркова

Здраствуйте! помогите пожалуйста разобраться.мы получили квартиру по программе "ветхое аварийное жилье" аналогичной площадью как у нас но с наименьшим кол-вом комнат. ранее занимали трех комнатную квартиру семья состоит из 4 человек. квартира в найме. спасибо за ответ.


18.01.2017 - Валентина Новикова

Добрый день! Прошу разъяснить правомочность начисления управляющей компанией " Единовременного сбора на поверку ОДПУ " пропорционально жилой площади.

Ответ на вопрос дан по телефону.


21.12.2016 - Максим Подтынников

Здравствуйте! выдан жилищный сертификат на покупку жилья 72 кв м на сумму. оформляем сделку на жилье 54 кв м. пропустит ли банк эту сделку? Спасибо


20.12.2016 - Антонина Филиппова

нужно ли в договоре купли-продажи обозначать суммусделки илитолько сумму жидюсертификата Время когда перезвонить: 17:00 - 19:00


19.11.2016 - Клавдия Дорофеева

Дом под снос, комната 8м2 на 2 собственников (наследство) в 3 комн квартире, что положено получить по закону

Ответ на вопрос дан по телефону.


17.11.2016 - Сергей Авершьев

Проконсультируйте пожалуйста по вопросу норм по клининговому обслуживанию помещений общего пользования в г.Москва (речь идет по общежитиям)

Ответ на вопрос дан по телефону.


24.10.2016 - Петр Соболев

Кто может обращаться в государственную жилищную инспекцию? (только собственник /проживающий, не зарегистрированный гражданин)?


21.10.2016 - Лидия Беляева

Как получить жилищный сертификат вдове ликвидатора аварии на ЧАЭС

Ответ на вопрос дан по телефону.


18.10.2016 - Клавдия Андреева

Здравствуйте,у меня такой вопрос. Мы семьей прописаны на 2-ух комнатной кв, нас 4 человека,все совершеннолетние,кроме нас так же другая семья прописана из 2-ух человек. Можно ли претендовать на улучшение жилья? И сколько минимум положенно кВ.м. На человека? Заранее спасибо за ответ

Ответ на вопрос дан по телефону.


16.09.2016 - Дарья Романова

Здравствуйте!, у меня 2-х комнотная квартира. Нас прописано и проживает 3 человека (я, взрослая дочь и сын, у него инвалидность группа), какая норма площади для инвалида 2 грыппы (ДЦП) У нас общая площадь 54.6 кв.м. Сын подавал документы на постановление его в очередь на жилье, по льготной субсидии или как инвалида Ему отказали. г. ск. СПАСИБО.


18.07.2016 - Константин Малыгин

добрый день вопрос про государственный жилищный сертификат


13.07.2016 - Антонина Пономарева

здравствуйте я бы хотела узнать сколько положено кв м на человека


29.06.2016 - Олеся Маркова

здравствуйте скажите пожалуйства меня залили соседи с верху у меня квартира 35 кв метров сколько он мне должен заплатить за ремонт


20.06.2016 - Юлия Попова

Здравствуйте, Денис. Наше жильё 33 кв. м. У нас прописывается дед. Нам положены доп. квадратные метры?

Ответ на вопрос дан по телефону.


16.05.2016 - Евгений Гайдучков

Наш дом под снос, имеем 12,8 м2 на пятерых человек, сейчас нам дают на всех комнату 13,2м2 в двухкомнатной квартире. Правомерно ли это?


25.04.2016 - Инна Филиппова

Участвует ли лицо прописанное без права на жилплощадь в растете социальной нормы м2 на одного человека

Ответ на вопрос дан по телефону.


05.04.2016 - Олег Щебелев

в очереди с1994г как получить жильё и в каком порядке сейчас осуществляеся его предоставление


31.03.2016 - Екатерина Лазарева

здравствуйте,продаем 2к кв,площадь 51м,доля ребенка 1/2,преобретаем 1 к в новостройке,площадь 38,2,пропустит ли опека?

Ответ на вопрос дан по телефону.


05.03.2016 - Павел Калинчук

Здравствуйте!Нас переселили из ветхоаварийного жилья.проживали в общежитии жилой площади 20.7кв.м,а ощей 33кв.м.нам предоставили 24.2кв.м общей.Законно ли это?

Ответ на вопрос дан по телефону.


11.02.2016 - Антонина Щербакова

мы являемся вынужденными переселенцами. никакими льготами никогда не пользовались. дочери 32 года. она хотела бы взять ипотеку но на первоначальный взнос нет денег. у неё есть справка нуждается в жилье.мы сдали документы по месту прописки в г ершове. но тишина. на какую нибудь программу можно расщиты


22.01.2016 - Лилия Блинова

здравствуйте! могу ли я продать 1/2 квартиры родителям за 10000 руб?

Ответ на вопрос дан по телефону.


16.01.2016 - Сергей Воротников

Здравствуйте. какова социальная норма жилья (в кв. м) на 1 человека в Нижнем Новгороде? Мы - многодетная семья (родители и трое детей), площадь нашей квартиры 55 кв.м. Имеем ли мы право на улучшение жилищных условий?

Ответ на вопрос дан по телефону.


14.12.2015 - Антон Дранишников

Сложилась такая ситуация: я участник жилищной программы от предприятия, мне выделили на определённых условиях, вычли отсюда 13%, это был как первоначальный взнос пр ипотеке, в итоге стоимость квартиры, ипотека, сейчас подала документы на налоговый вычет, мне говорят, что могу получить только с суммы, при том, что другие коллеги, с идентичными суммами получали с...

В настоящей статье, отвечая на вопросы читателя, попытаемся рассмотреть соотношение норм, предусмотренных жилищным законодательством, в частности: учетные нормы, нормы предоставления и пр. При этом, необходимо отметить, что вопросы, связанные с темой настоящей статьи, уже рассматривались на страницах журнала*(1). Незнание указанных норм влечет за собой ущемление прав военнослужащих при получении жилплощади и нарушения со стороны жилищных комиссий органов военного управления, воинских частей, учреждений*(2).

Вопросы принятия на учет нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) и снятия с него являются весьма важными при реализации гражданами права на жилище. Ниже попытаемся разобраться в этих вопросах на конкретном случае, описанном в письме, поступившем в редакцию журнала.
Вопрос читателя:

В 2007 г. воинская часть была расформирована. Экземпляры учетных дел по жилью, хранившиеся в воинской части, бесконтрольно переданы в воинскую часть - правопреемник, находящуюся за 1 650 км от места службы и жительства. Через полгода после увольнения удалось добиться ответа о принятии на учет. В довольствующей КЭЧ эту информацию не подтвердили. На просьбу сообщить перечень документов для предоставления жилья по избранному месту жительства, номер очереди ответа от командира воинской части нет. Суд по поводу жалобы о нарушении порядка увольнения без обеспечения жильем с привлечением воинской части - правопреемника вынес решение, что командир воинской части - правопреемника мое право не нарушал, поскольку на момент обращения в суд я к нему не обращался и на учете в этой воинской части не состоял. 1. Прошу разъяснить порядок обеспечения жильем по избранному месту жительства военнослужащих расформированной воинской части в воинской части - правопреемнике. Осуществляется ли принятие на учет по индивидуальному обращению, или это должно было быть сделано в процессе расформирования воинской части? Каким образом в данном случае определяется порядок очередности? Было указание начальника Службы расквартирования и обустройства Минобороны России от 19 февраля 2007 г. N 155/3/333 об обеспечении военнослужащих, имеющих выслугу от 20 лет, постоянным жильем (в отношении военнослужащих расформированных воинских частей, подчиненных УГР ИВП МО РФ, оно не выполнено). Каким образом можно добиться разрешения этой проблемы? Перспективы? 2. Признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в 1999 г. В 2007 г. после передачи учетного дела из расформированной КЭЧ в другую снят с учета на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. В результате приобретения отдельной квартиры в 2003 г. обеспеченность общей площадью на одного человека стала более учетной нормы, определенной для принятия на учет, но менее нормы предоставления, определяемой на основании ЖК РФ. Суд надзорной инстанции полагает, что норма, указанная в ст. 56 ЖК РФ, и норма, указанная в п. 1 ст. 32 ЖК РСФСР, идентичны. Каким образом можно восстановить нарушенное право (со ссылкой на законодательные акты)? Дело находится в Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Ответ на вопрос читателя*(3):
Раскрытие первого вопроса не имеет для Вас правового значения, так как исходя из информации, изложенной во втором вопросе, автор данного ответа считает, что Вы считаетесь обеспеченным жилым помещением по установленным нормам.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В связи с тем что в результате приобретения Вами жилого помещения обеспеченность общей площадью на одного человека стала более учетной нормы, Вы считаетесь обеспеченным жилым помещением.
Так, в соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
В настоящее время в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан Российской Федерации, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
При этом, Вы должны были быть признаны жилищной комиссией воинской части до увольнения с военной службы, но после приобретения статуса увольняемого по одному из трех указанных оснований нуждающимся в жилых помещениях по избранному месту жительства на основании Вашего рапорта. Как следует из вопроса, Вы такой рапорт при увольнении не подавали. Нуждающимся в избранном месте жительства не признавались.
Таким образом, правом на обеспечение жилым помещением на данных условиях Вы не обладаете.
Письмо читателя по поводу ответа на вопрос:
Ознакомившись в первом номере журнала за 2010 г. с ответом на мой вопрос (673460), направленный в январе 2009 года, хотел бы выразить, прежде всего, свою признательность. Несмотря на занятость, у Вас нашлось время ознакомиться с вопросом и опубликовать ответ. Правда, поскольку жилищные правоотношения носят длительный характер, за время, прошедшее с момента его подачи и получения ответа, произошли некоторые изменения. Хотя изменения и не в лучшую для меня сторону, но изменения. Причем они таковы, что и ответ на первую часть моего вопроса в настоящее время был бы очень даже кстати.
В связи с этим хотелось бы выразить свое мнение и по поводу второй части моего вопроса, на который Вы уже дали ответ. Прежде всего, хочу отметить, прочитав сведения, указанные в журнале о лице, дающем консультацию, что повода не доверять правовому основанию ответа у меня быть не должно. Но, тем не менее, ознакомившись с нормативными правовыми актами, регулирующими жилищные правоотношения, комментариями, а также одним из решений Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда, полагаю Ваш ответ в данном случае не полным и в связи с этим не совсем корректным.
Одним из оснований для принятия гражданина на учет для получения жилого помещения (улучшения жилищных условий) является уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения менее минимального размера площади жилого помещения, исходя из размера которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет (основание для принятия на учет - п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).
Да, если подходить формально (буквально) к применению п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ по основанию, указанному в п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, можно так и полагать, как Вы указали в ответе.
Однако если следовать Вашей логике, то гражданин, состоящий на учете для получения жилого помещения (улучшения жилищных условий), в случае предоставления жилого помещения (улучшения жилищных условий) в размере, даже на 0,1 метра (см) превышающем учетную норму, должен быть снят с учета в связи с утратой основания, предусмотренного для его принятия на учет (превышение учетной нормы, послужившей основанием для принятия на учет). Тем не менее, полагаю, что это не совсем так. В соответствии с п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится жилищное законодательство. Действующим федеральным законодательством (ст. 5 ЖК РФ) определение правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отнесено к компетенции исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это правило закреплено также в п. 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80.
Основания для снятия с учета были указаны в ст. 32 ЖК РСФСР. Тем не менее, полагаю, что процитированная Вами ст. 32 ЖК РСФСР не совсем тождественна оригиналу. В соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданином до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 указанной статьи. Частью 2 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в случае выезда на другое постоянное место жительство. В остальных случаях они остаются на учете до получения жилого помещения. В данном случае вызывает сомнение легитимность основания находиться на учете, указанного в ч. 3 ст. 32 ЖК РСФСР, но так написано. Согласно ст. 40 ЖК РСФСР жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади. Норма жилой площади установлена в пределах 12 квадратных метров на человека (ст. 38 ЖК РСФСР). Таким образом, как я полагаю, в совокупности с нормативными правовыми нормами (ст.ст. 38, 40 ЖК РСФСР) основанием для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 32 ЖК РСФСР, может являться только получение жилого помещения в соответствии с нормой предоставления, определенной исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов. Тем более что для случаев, когда жилое помещение предоставляется площадью менее нормы предоставления, Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений (в настоящем случае - утвержденных решением Малого совета городского совета народных депутатов в 1993 г.), предусматривалось некое исключение.
Так, п. 47 Правил предусматривалось, что граждане, у которых наступала очередность на получение жилой площади, вправе в одноразовом порядке получить жилое помещение меньшего размера с сохранением существующей очередности. Это то, что касается периода до 1 марта 2005 г. В ныне действующем ЖК РФ, в котором, на мой взгляд, имеется значительное различие в формулировке с ЖК РСФСР, также есть положение, предусматривающее снятие граждан с учета. В отличие от ЖК РСФСР (ч. 1 ст. 32), предусматривающего, что граждане снимаются с учета в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, и предполагающего некое действие, связанное с улучшением жилищных условий, по смыслу ЖК РФ достаточно утратить основания, дающие право получения жилого помещения по договору социального найма. Без каких-либо действий, связанных с улучшением жилищных условий. И я полагаю, что это не является сходным с правовой нормой, указанной в ЖК РСФСР. Тем не менее, и в этом случае данная правовая норма не является единственной, регулирующей правоотношения, связанные со снятием с учета в случае утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 55 ЖК РФ гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, гарантируется, что они не могут быть произвольно лишены права состоять на указанном учете. Такие граждане могут быть сняты с учета только тогда, когда им фактически предоставлены жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с нормой предоставления. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам, состоящим на учете по месту жительства, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Следовательно, как Вы понимаете, предоставление жилого помещения в размере большем, чем это предусмотрено нормой предоставления, установленной органом местного самоуправления, возможно (ч. 2 ст. 58 ЖК РФ). Менее - нет. Напрашивается вопрос: а как быть в случае, когда гражданин согласится на получение жилого помещения общей площадью менее нормы предоставления? Ответ: практически так же, как это было при действии ЖК РСФСР. В целях реализации положений ЖК РФ Министерством регионального развития Российской Федерации 25 февраля 2005 г. был издан приказ N 18 "Об утверждении методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма". Названные методические рекомендации, как в них указано, были разработаны в целях единообразного применения положений ЖК РФ органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, в п. 34 методических рекомендаций указано, что исходя из ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам в черте соответствующего населенного пункта общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. При этом, необходимо учитывать, что жилые помещения менее нормы предоставления на одного человека предоставляются только с согласия граждан без снятия их с учета! Следовательно, и в настоящее время при предоставлении жилого помещения менее нормы предоставления на одного человека, а она в большинстве случаев все равно будет больше учетной нормы, законодательством предусматривается положение о сохранении за гражданином права очередности до получения жилого помещения в соответствии с установленной нормой. Можно, конечно, сослаться на то, что это касается случаев непосредственного предоставления жилого помещения и не относится к самостоятельному улучшению жилищных условий (как было указано в определении надзорной инстанции, приобретя отдельную квартиру, я фактически решил свою жилищную проблему) путем совершения обмена или приобретения помещения за личные средства, но поскольку применительно к данным правоотношениям отсутствуют правовые нормы, их регулирующие, по моему мнению, здесь вполне применимо положение аналогии. Я при этом уже не буду ссылаться на такие понятия, как равноправие, дискриминация по социальному положению и т.п.

На мой взгляд, нельзя признать законным и тот порядок снятия с учета, который был осуществлен КЭЧ. Вопрос о снятии с учета в качестве нуждающихся в получении жилого помещения фактически был решен после расформирования воинской части. За два месяца до расформирования из довольствующей КЭЧ поступило требование об изменении количественного состава членов моей семьи, имеющих право на получение жилого помещения за счет средств Минобороны России. Согласно мнению начальника КЭЧ мои дочери, зарегистрированные в данном помещении, в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" членами моей семьи, имеющими право на получение жилого помещения за счет средств Минобороны России, не являются, поскольку на тот момент одной было 26 лет, а другая была замужем. То, что жена проживает в приобретенной ею в 2003 г. квартире и не претендует на участие в получении жилого помещения в избранном месте жительства, в настоящем случае, как я полагаю, начальником КЭЧ не оспаривалось. Таким образом, согласно мнению начальника КЭЧ на получение жилого помещения имели право я и моя дочь 19 лет, обучающаяся по очной форме в университете. Поскольку жилищные правоотношения регулируются нормами ЖК РФ (ч. 1 ст. 69 ЖК РФ определяет понятие члена семьи), переписать рапорт я отказался. Последующее снятие с учета в качестве нуждающихся в получении жилого помещения и явилось реакцией на мой отказ переписать рапорт с изменением состава семьи. В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (орган, осуществляющий прием).
Согласно п. 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей (протокол N 3 1999 г.). В соответствии с п. 26 Инструкции учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ. Также в соответствии с п. 30 названной Инструкции ежегодно, с 1 по 30 января, довольствующая КЭЧ проводит перерегистрацию военнослужащих, состоящих на учете. В ходе перерегистрации, при необходимости, дополнительно проверяются жилищные условия очередников (за все время не было сделано ни единого замечания по вопросу оснований нахождения на данном учете, даже после приобретения жилого помещения. Правда, воинская часть состояла на учете в другой КЭЧ). Таким образом, на КЭЧ возложена обязанность учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, и контроля соблюдения жилищного законодательства. КЭЧ имеет право возвратить представленные списки очередников, нуждающихся в получении жилых помещений, для повторного рассмотрения жилищной комиссией воинской части в случае, если военнослужащие внесены в списки с нарушением жилищного законодательства.
Частью 2 ст. 56 ЖК РФ предусмотрено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в получении жилых помещений должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет. В настоящем случае такого решения жилищная комиссия воинской части не принимала. Вызывает сомнение и правомерность проведенного расчета учетной нормы, применяемой для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения. В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммарной общей площади жилых помещений, имеющихся у гражданина и членов его семьи, занимаемых по договорам социального найма или принадлежащих им на праве собственности. Насколько я знаком с консультациями, опубликованными в журнале по вопросу, касающемуся понятия члена семьи, в них обращалось особое внимание на то, что одним из важных обстоятельств, влияющих на признание гражданина членом семьи, является совместное проживание. Круг членов семьи нанимателя жилого помещения, связанных правами и обязанностями, по-разному определяется в зависимости от целей правового регулирования в различных отраслях права - семейном, гражданском, трудовом и т.д. Он различен и в разных правовых институтах одной отрасли права (например, в жилищном и наследственном праве). ЖК РФ в качестве общего правила относит к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, проживающих совместно с ним в таком помещении его детей, родителей и супруга (супругу).
В принципе сама ч. 2 ст. 51 ЖК РФ не дает ответа на принципиальный для рассматриваемого случая вопрос, кого можно считать членами семьи соответствующего гражданина - только родственников, проживающих совместно с ним, или любых граждан, состоящих в родстве с данным гражданином. В этом случае можно использовать аналогию закона, допускаемую ч. 1 ст. 7 ЖК РФ, и руководствоваться положениями ч. 1 ст. 69 ЖК РФ. И это, на мой взгляд, правильно. Поскольку, исходя из обратного, на вопрос, возможно ли выделение жилого помещения на гражданина, являющегося членом семьи, но совместно с нанимателем не проживающего, можно однозначно ответить - нет, ссылаясь на ту же ч. 1 ст. 69 ЖК РФ (постатейный комментарий ЖК РФ Г.В. Бойцов, М.Н. Долгова). Не знаю, из чего Вы сделали вывод о том, что я не подавал рапорт о предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства при увольнении, но он, тем не менее, ошибочен.
В мае 2007 г. я обратился с рапортом об увольнении меня с военной службы. Основанием увольнения я выбрал, несмотря на проводимые ОШМ, достижение предельного возраста пребывания на военной службе. Также в рапорте на увольнение я указал, что увольнение прошу провести после обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства. На мое желание указать в рапорте конкретное избранное место жительства командир воинской части пояснил, что согласно приказу рапорт на увольнение имеет определенную форму, которая не предусматривает указание конкретно выбранного места. Достаточно указать, что я согласен на увольнение после обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства. После моего прибытия из очередного отпуска в июле я узнал, что мой рапорт реализован не был, представление на увольнение в вышестоящий орган военного управления не направлялось. Объяснили это тем, что мое личное дело находилось в отделе кадров округа на подсчете. После ознакомления с материалом, опубликованным в журнале, в августе я обратился с рапортом к командиру воинской части. В рапорте указал избранное место жительства, а также членов семьи, на которых предполагал получение жилого помещения. Командиром воинской части мой рапорт был передан на рассмотрение жилищной комиссии (тут, на мой нынешний взгляд, существует некоторая неувязка. Председателем жилищной комиссии на моем рапорте было указано, что я признан нуждающимся в получении жилого помещения в 1999 г., без ссылки о признании нуждающимся в получении жилого помещения в избранном месте жительства). Далее копии рапорта ушли в воинскую часть, в которую структурно входила воинская часть, где я проходил военную службу, и в довольствующую КЭЧ. Как оказалось впоследствии, вслед за представлением на увольнение было направлено представление на зачисление в распоряжение командира воинской части - правопреемника в связи с сокращением должности офицера.
С момента окончания проведения ОШМ я был зачислен в распоряжение командира воинской части - правопреемника. После отказа в принятии решения при рассмотрении моего рапорта о нарушении моего права, в связи с зачислением меня в распоряжение командира, не являющегося для меня прямым начальником, на полное пенсионное обеспечение (начисление пенсии с применением районного коэффициента) и очередности в получении жилого помещения я полагаю, что вынужденно изменил рапорт на увольнение, согласившись на увольнение с оставлением в списках учета нуждающихся в получении жилого помещения в воинской части - правопреемнике. Командиром было направлено представление на отмену пункта приказа о зачислении меня в распоряжение. Несмотря на имеющееся представление на отмену пункта приказа, издали приказ об увольнении из распоряжения. Ну, а далее, после обращения в суд и до вынесения решения судом (в день рассмотрения дела удовлетворили ходатайство представителя заинтересованного лица о предоставлении времени для внесения изменения в приказ), в 2008 г. был принят на учет нуждающихся в получении жилого помещения в воинской части - правопреемнике. Суд, полагающий, что командир воинской части - правопреемника моих прав на жилищное обеспечение не нарушал (поскольку я лично к нему не обращался и в списки личного состава воинской части не зачислялся), отказал в возложении на него обязанности по распределению мне жилого помещения вне очереди в избранном месте жительства. После того как в марте 2008 г. я был принят на учет, в марте 2009 г. я был снят с учета. Основанием для снятия с учета явилось непредоставление документов. Но это уже другая история.

Приношу свои извинения за столь обширное описание событий, знакомство с которыми потребует определенного времени, но надеюсь, что, ознакомившись, Вы найдете время и возможность высказать свое мнение по вопросу основания снятия с учета в качестве нуждающихся в получении жилых помещений с учетом тех правовых норм, на которые я сослался. Также я надеюсь, что Вы найдете возможность, время и дать ответ на первую часть вопроса (673460). Заранее признателен, с уважением В. Вахнин.
Ответ автора на письмо читателя
После ознакомления с Вашим письмом (обращением) необходимо разъяснить следующее. Как следует из Вашего вопроса, Вы были признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий в 1999 г., т.е. в период действия ЖК РСФСР. В 2003 г. Вами самостоятельно было приобретено жилое помещение (собственник - Ваша супруга), размер которого превышал учетную норму (но приобретенное жилое помещение было менее нормы предоставления), в связи с чем в 2007 г. на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ Вы были сняты с соответствующего учета.
Правовое регулирование. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
В соответствии со ст. 28 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, названным Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Одновременно, в соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Как понимается, Вы были признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании п. 1 ст. 29 ЖК РСФСР.
Статьей 32 ЖК РСФСР было предусмотрено, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:
1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения (выделено автором);
2) выезда на другое постоянное место жительства;
3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.
В настоящее время, в соответствии с ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (выделено автором);
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При этом, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие данного Кодекса давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (выделено автором).
Повторимся, из содержания Вашего вопроса следует, что Вы были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2007 г. на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, т.е. в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Обоснование. Поскольку Вы были признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий как гражданин, имеющий обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого по месту Вашего жительства, то в связи с этим в результате приобретения жилого помещения, превышающего учетную норму, действия КЭЧ являются правомерными.
Ваше предположение (довод) о том, что при предоставлении жилого помещения менее нормы предоставления на одного человека законодательством предусматривается положение о возможности сохранения за гражданином права состоять в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий до получения жилого помещения в соответствии с установленной нормой, не основано на действующем жилищном законодательстве, поскольку, как Вы ответили сами, данная правовая норма применима лишь в случае получения гражданином жилого помещения на условиях ЖК РФ (т.е. за счет государственного и муниципального жилищного фонда).
При самостоятельном улучшении гражданином жилищных условий (купля-продажа, мена, дарение и пр.) данная гарантия не подлежит применению. При этом, хотелось бы отметить, что в данном случае не подлежит применению ст. 7 ЖК РФ (применение жилищного законодательства по аналогии) по следующим основаниям.
Так, в соответствии со ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Поскольку данные отношения урегулированы ст. 56 ЖК РФ (п. 2 ч. 1), то в связи с этим аналогия закона, предусмотренная ст. 7 ЖК РФ, применению не подлежит. Аналогия закона или права возможна лишь при пробельности правового регулирования. В Вашем же случае пробел в законодательстве отсутствует, а напротив, ЖК РФ (ст. 56) и Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (ст. 6) данный вопрос урегулировали в достаточной мере.
Более того, как указывает Е.С. Филиппова, принцип аналогии может быть применен лишь к частноправовым отношениям и не может применяться к публичным правоотношениям. Жилищное законодательство представляет собой комплексную отрасль законодательства, включающую в себя не только гражданско-правовые нормы, но и нормы административного права. Принцип аналогии не должен применяться к административным правоотношениям, в противном случае это может привести к произволу органов публичных образований*(4).
По сути, приобретя в собственность отдельную квартиру (собственник - Ваша супруга), Вы фактически улучшили жилищные условия. При этом, не имеет значения тот факт, что Ваша супруга (как собственник приобретенного жилого помещения) не претендовала на получение жилого помещения (ст. 51, ст. 57 ЖК РФ). Так, в частности, в соответствии с ч. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. При этом, необходимо отметить, что указанная нома не предоставляет возможность не учитывать граждан, имеющих жилые помещения (их доли) в собственности, а учитывая административно-правовой характер жилищного законодательства (права), "договориться" с органом, предоставляющим жилое помещение, не представляется возможным, если иное не предусмотрено законом (такая возможность в законодательстве отсутствует).
Автор также не согласен с Вашим выводом о том, что Вами приобретено жилое помещение размером более чем учетная норма, но менее нормы предоставления, в связи с чем Вы имеете право на получение жилого помещения от Минобороны России.
Так, в соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (выделено мной. - С.Ш.). Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Дифференциация жилищных фондов на виды позволяет определить типы правового регулирования в отношении входящих в них жилых помещений: частноправовой или публично-правовой, без привязки к конкретным жилым помещениям*(5). Таким образом, применение нормы предоставления в конкретных правоотношениях возможно лишь в случае предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного (муниципального) (ст. 19 ЖК РФ) жилищного фонда, в связи с чем ст. 50 ЖК РФ, регулирующая, в частности, вопросы, связанные с предоставлением жилого помещения по договору социального найма (по нормам предоставления), не подлежит применению при самостоятельном улучшении гражданами жилищных условий. В противном случае граждане, приобретавшие жилые помещения по договору купли-продажи или в порядке наследования, имели право требовать от продавца (наследодателя) предоставления по договору купли-продажи (по завещанию) жилого помещения не менее нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления. Таким образом, применение к частноправовым отношениям норм права, имеющих административный (публичный) характер (жилищное право), противоречит самой сути регулируемых правом отношений.
Пользуясь случаем, хотелось бы отметить, что административные правоотношения характеризуются исключением юридического равенства участников отношений, где одному из них предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другому. Поэтому, как следствие, превалируют односторонность волеизъявления одного из участников отношений, наличие официальной инстанции, полномочной решать в одностороннем порядке различные вопросы независимо от того, по чьей инициативе они возникают*(6).
Более того, Ваши действия (действия Вашей супруги), связанные с приобретением жилого помещения с одновременным требованием получения жилого помещения по договору социального найма за счет государственного (муниципального) жилищного фонда, можно квалифицировать как злоупотребление правом. Так, в соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения требований, предусмотренных п. 1 ст. 10 ГК РФ, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права*(7).

С.В. Шанхаев,
кандидат юридических наук

────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) См.: Акчурин З.Х. Некоторые актуальные вопросы принятия на учет нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей и снятия с него // Право в Вооруженных Силах. 2002. N 9; Бахтияров Д.М. О некоторых проблемах применения учетной нормы площади жилого помещения, устанавливаемой органами местного самоуправления в целях принятия граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях // Там же. 2007. N 1; Воробьев Е.Г. Об учетных нормах для приобретения военнослужащими права на улучшение жилищных условий: к чему и почему ведет устоявшаяся правоприменительная практика? // Там же. 2010. N 3, 4; Гайдин Д.Ю. Об урегулировании порядка признания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях // Там же. 2009. N 8; Глухов Е.А. Порядок учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, требует совершенствования // Там же. 2010. N 4; Иванова Л.Е. О нормах в жилищном праве // Там же. 2002. N 3; Трофимов Е.Н. К вопросу о предоставлении военнослужащим и членам их семьей нескольких жилых помещений на условиях социального найма // Там же. 2010. N 2.
*(2) Иванова Л.Е. Указ. соч.
*(3) Опубликован в первом номере журнала за 2010 г., код 673460.
*(4) Филиппова Е.С. Жилищное право: учеб. для вузов. М., 2007.
*(5) Иванов А. Вопросы недвижимости в новом Жилищном кодексе Российской Федерации // Хозяйство и право. 2005. N 6. С. 92-93.
*(6) Осинцев Д.В. Методы административно-правового воздействия. СПб., 2005. С. 8.
*(7) При этом, применение ст. 10 ГК РФ возможно с определенной условностью, поскольку на основании ст.ст. 51, 56, 57 и ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ Вы не имеете права на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем отсутствует право и его злоупотребление.

При предоставлении жилого помещения в домах государствен­ного или муниципального жилищного фонда по договору социаль­ного найма приоритетное значение приобретают жилищные нормы. Соблюдение установленных законодателем жилищных норм имеет место также при заключении договора коммерческого найма либо поднайма жилого помещения. Именно из расчета жилой площади, имеющейся у гражданина, совершается ряд сложных юридических действий, направленных на возникновение, изменение либо пре­кращение жилищных правоотношений. При этом важно отметить, что большинство из данных норм устанавливается на уровне субъ­ектов Российской Федерации. Подобное распределение полномо­чий по части установления жилищных норм объясняется желанием законодателя учесть географические, демографические, националь­ные и иные региональные особенности, присущие тому или иному субъекту Российской Федерации.

В домах государственного и муниципального жилищных фондов жилое помещение предоставляется гражданам по договору социаль­ного найма либо в поднаем в пределах нормы жилой площади, при­ходящейся на одного человека. Кроме того, норма жилой площади имеет решающее значение при занятии освобождающихся жилых помещений в коммунальных квартирах. Освобождающиеся изолиро­ванные жилые помещения в коммунальных квартирах, где прожива­ют несколько нанимателей, должны предоставляться проживающим в этой квартире нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых - гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы предоставления, при этом учитывается право на дополнительную жилую площадь.

В ст. 81 Жилищного кодекса декларируется право нанимателя на предоставление ему жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого. Так, в соответствии с указанной статьей наниматель, имеющий излишнюю жилую площадь сверх установленной нормы предоставления, имеет право с согласия проживающих вместе с ним членов семьи требовать от органов местного самоуправления, от предприятия, учреждения, организации (в зависимости от принад­лежности жилого дома) предоставить ему в постоянное пользование жилое помещение меньшего размера взамен занимаемого.

По договору коммерческого найма ограничение на размер пре­доставляемой жилой площади не обязательно, однако согласно ст. 80 Жилищного кодекса РФ, а также ч. 2 ст. 679, ч. 1 ст. 680 Граждан­ского кодекса вселение в квартиру с согласия нанимателя граждан в качестве постоянно проживающих, а также временных жильцов (с согласия наймодателя) допускается только в том случае, если после

вселения в расчете на каждого проживающего сохраняется норма предоставления жилой площади. Кроме того, в соответствии со ст. 76 Жилищного кодекса, а также подп. 1 п. 2 ст. 685 Гражданского ко­декса договор поднайма жилого помещения может быть заключен только при условии соблюдения требований законодательства о норме предоставления жилой площади.

Важно отметить следующий принцип предоставления жилых по­мещений, декларируемый в Жилищном кодексе. В соответствии с ч. I ст. 1 закона граждане Российской Федерации имеют право на жили­ще. Это право обеспечивается путем предоставления жилых помеще­ний в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы предоставления жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади жилья. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нор­мативам, государство оказывает помощь, развивая строительство до­мов государственного и муниципального жилищных фондов, предна­значенных для предоставления жилых помещений по договору най­ма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья. При этом особо важно подчеркнуть, что ограничению по площади, количеству и раз­мерам подлежат лишь те жилые помещения, которые предоставляют­ся гражданам в домах государственного и (или) муниципального жи­лищных фондов. Частная собственность граждан на жилые помеще­ния не ограничивается по количеству, размерам и стоимости и обес­печивается правом неприкосновенности.

В числе жилищных норм, устанавливаемых на уровне субъектов Российской Федерации, преобладающее значение отдается так на­зываемой учетной норме. Учетная норма имеет место при постанов­ке гражданина, претендующего на получение жилого помещения из домов государственного (муниципального) жилищного фонда, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий производится в соответствии с жилищным законодательством. Лицам, которые име­ют право на улучшение жилищных условий, а следовательно, на получение жилого помещения в домах жилищных фондов социаль­ного найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередно­сти исходя из времени принятия граждан на учет (ст. 57 ЖК). Вне очереди жилые помещения по договору социального найма могут предоставляются гражданам, жилые помещения которых стали не­пригодными для проживания в результате аварийного состояния, стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации и ремонту или реконструкции не подлежат (ч. 2 п. 1 ст. 57 ЖК).

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса граждане, нуждаю­щиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного и (или) муниципального жилищного фонда в порядке, предусмотренном за­конодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом нуждающиеся в улучшении жилищных усло­вий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имею­щие жилой дом, квартиру в собственности и другие граждане, про­живающие в этих домах, обеспечиваются жилыми помещениями на равных с остальными претендентами основаниях. В ст. 57 Жилищно­го кодекса установлена очередность предоставления гражданам жи­лых помещений, в соответствии с которой жилые помещения пре­доставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улуч­шении жилищных условий, в порядке очередности исходя из време­ни принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Согласно ст. 52 Жилищного кодекса учет граждан, нуждающих­ся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства гражданина в органах местного самоуправле­ния. Однако в случаях, предусмотренных законом, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучше­нии жилищных условий, рассматриваются в течение тридцати рабо­чих дней со дня поступления в соответствующий уполномоченный орган. О принятом решении гражданам выдается либо направляется документ, подтверждающий принятие такого решения (ч. 5 ст. 52 Жилищного кодекса).

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправле­ния (ст. 50 ЖК). Как правило, чем выше уровень жизни и уровень доходов населения на территории конкретного субъекта Российской Федерации, тем ниже размер установленной учетной нормы. Иными словами, круг лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, становится шире в том регионе, который менее обеспечен, имеет низкий уровень жизни населения.

Органы государственной власти субъектов Российской Федера­ции, органы местного самоуправления разрабатывают условия и по­рядок предоставления гражданам компенсаций (субсидии), направлен­ных на обеспечение оплаты жилья и коммунальных услуг. Данные компенсации (субсидии) предоставляются в виде освобождения от оплаты жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, льгот, действующих на уровне субъекта Российской Федерации, и утвержденного бюджета субъек­та Российской Федерации.

В остальной части оплата жилья и коммунальных услуг произ­водится проживающими в жилом помещении гражданами за счет собственных средств. Если совокупный доход семьи в расчете на одного человека не превышает установленного на уровне субъекта Российской Федерации прожиточного минимума, то собственные расходы граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать половины минимально­го размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным за­кон од ател ьством.

В соответствии со ст. 156 Жилищного кодекса размер платы за пользование, содержание и ремонт жилого помещения нанимате­лей, проживающих в государственном или муниципальном жилищ­ном фонде определяется исходя занимаемой общей площади жило­го помещения.

Ранее уже говорилось о праве нанимателя о предоставлении ему меньшей жилой площади взамен занимаемого жилого помещения. В случае превышения социальной нормы площади жилья интерес в предоставлении меньшего по размеру жилого помещения оправдан сокращением расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. Ор­ганы местного самоуправления, а также предприятия, организации, учреждения по первому обращению граждан, заинтересованных в замене жилого помещения с площадью жилья, превышающей соци­альную норму, на жилое помещение в пределах социальной нормы, обязаны предоставить гражданам соответствующее жилое помеще­ние. При этом с момента подачи заявления о замене жилого поме­щения до его фактической и юридической замены граждане опла­чивают жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилья на условиях, равных с иными гражданами, проживающими в жилых помещениях в пределах социальной нормы.

Право на получение субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг существует также у граждан, имеющих жилые помещения на праве частной собственности. В соответствии с ч. 2 ст. 159 Жилищ­ного кодекса гражданам, имеющим в собственности жилые поме­щения, предоставляются субсидии, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья. Субсидии предостав­ляются в том случае, если расходы на оплату жилья и коммуналь­ных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилья и коммуналь­ных услуг в совокупном доходе семьи, установленной субъектом Российской Федерации (ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса).

Далее можно выделить иные разрозненные нормы жилья, содер­жащиеся в отдельных нормативных положениях жилищного законо­дательства. Так, например, в соответствии со ст. 93 Жилищного ко­декса служебные помещения выделяются, как правило, в виде жилых

помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Вообще служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от места работы. Норма предоставления служебного жилого помещения (в виде отдельной квартиры) оправдывается целью его предоставления.

В ст. 15 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» говорится, что в том случае, если оплата жи­лья и коммунальных услуг по договору социального найма жилого помещения не производится в течение шести месяцев, тогда гражда­не подлежат выселению в судебном порядке с предоставлением друго­го жилого помещения, отвечающего санитарным, гигиеническим и техническим требованиям, по нормам общежития.

Однако в рамках данной статьи ничего не говорится о конкретной норме жилья, называемой нормой общежития. Однако такая норма действительно существует в рамках жилищного законодательства и равна 6 м2 жилой площади в расчете на одного человека. Однако при предоставлении другого жилого помещения по нормам общежития учитывается не только размер жилой площади, но и функциональная принадлежность предоставляемого жилого помещения к общежитию. Так, в соответствии со ст. 94 Жилищного кодекса под общежития пре­доставляются специально созданные либо переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, други­ми предметами, необходимыми для проживания граждан.

Таким образом, из всего объема жилищного законодательства можно выделить следующие нормы жилья в расчете на одного че­ловека, проживающего в жилом помещении:

учетная норма;

норма предоставления жилого помещения:

норма предоставления служебного помещения (в виде от­

дельной квартиры);

норма общежития (6 м2 жилой площади);

минимальный размер кухни независимости от размера жило­

го помещения (6 м2).

Помимо этого федеральными законами, также выделяется свое­образная норма жилья -- дополнительная жилая площадь.

Нормирование жилой площади подразумевает количество квадратных метров жилой площади, которое должно приходиться на каждого проживающего.

Эта величина не постоянная, она может меняться в зависимости от обстоятельств, региона проживания и своего предназначения. Ст.15 ЖК РФ предполагает применение нижеперечисленных видов нормирования жилья:

  • учетная норма – метраж, занимаемый человеком, достаточный для того, чтобы ему улучшили условия проживания по договору соцнайма в порядке очередности;
  • минимальная (санитарная) норма – применяется в случаях, когда гражданин заселяется в общежитие (на время службы, работы или учебы) либо в квартиры из городского маневренного фонда;
  • норма предоставления – предельная величина площади, меньше которой не допускается выделение социального жилья.

Санитарная норма устанавливается на федеральном уровне и составляет 6 кв.м на человека. Эта величина считается предельной для обеспечения нормальной жизнедеятельности 1 человека. Она применяется при временном заселении квартиросъемщиков в дома маневренного фонда на период проведения капитального ремонта в их жилище, при разделе имущества или при отобрании муниципальной квартиры за долги.

Площадь квартиры: общая и жилая

Зона квартиры/дома, пригодная исключительно для проживания, состоит из метража всех комнат (спален, гостиной). Не отапливаемые помещения (балконы и лоджии), примыкающие к комнатам, в составе жилой площади не учитываются.

Общая площадь квартиры состоит из жилого метража и площади вспомогательных помещений (кухни, ванны, кладовых, туалета, коридоров). Если в квартире имеется лестница, то она тоже входит в состав общей площади.

Существующие нормы

В различных обстоятельствах применяются различные виды нормирования жилой площади.

Социальная норма

Социальные нормативы общей жилой площади зафиксированы законодательно и представляют собой минимальный лимит в зависимости от количества членов семьи, а именно:

  • 33 м2 – если заселяется 1 человек;
  • 42 м2 – для семьи, состоящей из двух человек;
  • 48 м2 – на 3-х человек.

Каждому региону дано право самостоятельно устанавливать размеры норм площади, приходящихся на одного проживающего. При расчетах льгот на оплату «коммуналки» к вышеназванным нормам добавляется еще 7 кв. метров на проживающего.

Норма для расселения в общежитие

В настоящее время почти треть электората нашей страны не имеет шансов улучшить свои жилищные условия. Поэтому во время действия трудовых отношений, учебы в учебных заведениях или прохождения службы население проживает в общежитиях с заключением соглашения найма жилплощади.

Действие договора ограничивается сроком учебного процесса, работы или службы. Статьей 105 Жилищного кодекса определен лимит площади в общежитии на человека – 6 м2.

Норма при переселении из аварийного и ветхого фонда во временное жилище

Граждане, живущие в домах, признанных аварийным или ветхим, подлежат расселению. При этом на улучшение условий проживания рассчитывать не приходится. Лиц, проживающих по договору социального найма в полуразрушенном помещении, муниципальные структуры, согласно закону, должны обеспечить их жильем не хуже прежнего.

Местная власть вправе также вместо квартиры переселить жильцов в общежитие с нормативом в 6 квадратных метров. Гражданам-собственникам жилых помещений должно быть предоставлено эквивалентное жилье либо выплачена денежная компенсация. Объекты недвижимости пригодные для расселения должны находиться в одной местности с ветхим/аварийным.

Изъятие на госнужды (строительство значимых объектов)

При строительстве важных объектов (линий ЛЭП, федеральных автодорог, объектов инфраструктуры, новых зданий, сооружений и др.) государству порой необходимы значительные пространства под их возведение, на которых проживают люди. В таких ситуациях гражданам полагается предоставление другого жилья, с площадью в пределах норм (но не меньше), обозначенных законом.

Тем, у кого жилые помещения находились в собственности, предоставляется идентичное по размеру жилье. А проживающие в квартирах по договору общественного найма, вправе рассчитывать на жилплощадь исходя из расчета 10 кв.м на одного человека. Изымаемое и предоставляемое жилье должно находиться в границах одного населенного пункта.

Важно знать: оповещение жильцов об изъятии и освобождении ими частного дома или квартиры осуществляется как минимум за один год. При согласовании с собственником выкуп возможен до истечения года.

Для военнослужащих от Министерства Обороны

Военнообязанным объекты из жилого фонда выделяет Министерство обороны.
Действующие военнослужащие и/или демобилизованные по закону могут обеспечиваться социальным жильем, а также жилой площадью на безвозмездной основе. Нормативная величина метража жилого помещения для военнообязанного и членов его семьи составляет 18 м2.

Защитник Родины, подходящий под следующие условия:

  • с присвоенным чином от полковника и выше;
  • уволенный в запас в связи с реорганизационными процедурами, при проблемах со здоровьем, по возрасту;
  • являющимся преподавателем высшего учебного военного учреждения;
  • обладающий ученой степенью;
  • может надеяться на добавочные 15-25 квадратов жилья.

Увеличение норматива жилплощади квартиры или дома не может превосходить 9 м2 для одинокого военнослужащего, для членов погибшего/умершего военного и уволенного в запас – не свыше 18 квадратных метров.

Как устанавливается региональная учетная норма жилья

Несмотря на существующие федеральные нормативы выделения жилья, каждый из субъектов РФ вправе определять собственные нормы – для жилищного учета и для выделения жилья. По региональным законным актам, люди, имеющие на 1 человека количество метров, не достигающее норматива, могут быть зарегистрированы в очереди на улучшение условий проживания. Эти правила действуют для квартиросъемщиков, размещающихся в муниципальном или государственном фонде.

Региональные требования к обеспеченности жильцов квадратными метрами может существенно различаться, в зависимости удаленности района от федерального центра. Если в Москве учетный норматив составляет 10/15 кв.м для отдельных квартир и коммуналок соответственно, то, например, в Белгороде и Омске минимальный метраж составляет 15 кв.м на человека.