В чем суть данной шкалы исчисления ндфл. Задание С7 в ЕГЭ по обществознанию. По способу платежа налоги делятся на

Часть I.

Ответами к заданиям 1-27 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

1

Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества

    Экономическую

    Социальную

    Политическую

    Духовную

Ответ

2

Традиционное общество, в отличие от индустриального,

    Поддерживает науку как социальный институт

    Базируется на религиозном мировоззрении

    Является открытым

    Имеет классовую стратификацию

Ответ

3

Верно ли следующее суждение о собственности

А). В современной экономике существует только частная и акционерная собственность

Б). Собственностью называют принадлежность вещи кому-либо

1. верно только А . 2. верно только Б.

3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

Ответ

4

В крупном городе N существует только две компании, представляющие услуги в жилищно-коммунальной сфере. Какие иные признаки свидетельствуют о том что в городе N существует рынок товаров и услуг. Запишите ЦИФРЫ, под которыми они указаны.

    Существенные затруднения появления новых фирм в отрасли

    Чистая конкуренция

    Местный рынок

    Рыночный дефицит

    Олигополия

    Рынок товаров и услуг

Ответ ________________________

5

Необходимым условием развития рыночной экономики является

    Частная собственность на средства производства

    Превышение предложения над спросом

    Установление социального неравенства

    Увеличение расхода государственного бюджета

Ответ

6

Какой показатель даёт владельцу коммерческого предприятия представление об эффективности его работы?

1) выручка от реализации

2) размер инвестиций в производство

3) рост числа работников

4) чистая прибыль

Ответ

7

На графике отражена ситуация на рынке мебели для дома: линия предложения S переместилась в новое положение - SI (Р - цена товара, Q - количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

1) применением технологий, удешевляющих производство мебели

2) закрытием мелких фирм - производителей мебели

3) дефицитом дерева для производства мебели

4) снижением доходов потребителей

Ответ

8

Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Если промышленность страны увеличит выпуск продукции, а скорость обращения денег не изменится, то, при прочих равных условиях, уровень цен снизится.

Б. Если промышленность страны не может увеличить выпуск продукции, а количество денег в обращении увеличивается, то, при прочих равных условиях, уровень цен возрастет.

1. верно только А . 2. верно только Б.

3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

Ответ

9

Назовите условия повышения производительности труда работника. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) повышение квалификации

2) степень государственного регулирования

3) внедрение достижений науки и техники

4) разделение труда

5) повышение заработной платы

6) монотонный характер практической деятельности

Ответ __________________

10

Вид предпринимательской деятельности в Российской Федерации, напрямую связанный с сельским хозяйством, называется

    Производственным кооперативом

    Унитарным предприятием

    Обществом с ограниченной ответственностью

    Крестьянским фермерским хозяйством

Ответ

11

Верны ли следующие суждения о прибыли производителя?

А. Прибыль рассчитывается как разница между расходами и издержками.

Б. Главный источник прибыли производителя - создание новых рабочих мест.

1. верно только А . 2. верно только Б.

3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

Ответ

12

В течение 2000 – 2010 гг. служба экономического прогнозирования города М. проводила исследование рынка загородной недвижимости. Изучались данные о продажах загородных объектов в крупных агентствах.

В результате проведенного исследования был составлен график (в %).

Какие выводы можно сделать на основании данной графической информации?

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) тенденцию устойчивого роста продемонстрировал спрос на элитную загородную недвижимость

2) особую популярность у граждан приобрели таунхаузы, которые вышли в лидеры продаж

3) в связи со снижением доходов, по всем сегментам рынка упал спрос

4) активизировались на рынке граждане со средними доходами, приобретающие летние коттеджи далеко от города

Ответ

13

Главным показателем эффективности функционирования субъекта предпринимательской деятельности является

    Объем выручки от продажи продукции, оказания услуг и т.д.

    Размер издержек производства

    Прибыль предприятия

    Валовой внутренний продукт

Ответ

14

Соглашение о содержании и условиях труда, а также о размере его оплаты и иных взаимных обязательств работодателя и наемного работника, достигаемое ими в результате индивидуальных переговоров, - это

    Трудовой договор

    Коллективное соглашение

    Обязательства руководства компании перед работником

    Коллективный договор

Ответ

15

Верны ли следующие суждения о ценных бумагах?

А. В условиях кризиса ценные бумаги, как правило, дешевеют, на них уменьшается спрос.

Б. Курс ценных бумаг определяется как состоянием предприятия, их выпустившего в обращение, так и общим состоянием экономики страны.

1. верно только А . 2. верно только Б.

3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

Ответ

16

1) домохозяйки

Ответ __________________

17

Что из перечисленного относится к одному из субъектов мировых хозяйственных отношений?

1) любое открытое акционерное общество

2) муниципальные унитарные предприятия

3) сектор домашних хозяйств

4) транснациональные банки

Ответ

18

Найдите в приведенном ниже списке те категории населения, которые включаются в численность рабочей силы. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) домохозяйки

2) частично занятые на производстве

3) не имеющие работы, но активно ее ищущие

4) отбывающие срок заключения в тюрьмах

5) работающие по гибкому графику

Ответ __________________

19

Верны ли следующие суждения о потребителе?

А. В условиях рыночной экономики существует суверенитет потребителя.

Б. Главная цель потребителя - извлечение максимальной прибыли.

1. верно только А . 2. верно только Б.

3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

Ответ

20

Найдите в приведённом ниже списке функции центрального банка. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) эмиссия денег

2) кредитование населения и фирм

3) лицензирование коммерческих банков

4) увеличение размера налогов

5) контроль над объёмом денежной массы

Ответ __________________

21

Найдите в приведенном ниже списке операции с деньгами, которые должны учитываться при подсчете ВВП. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) оплата услуг стоматолога в частной клинике

2) получение пенсии инвалидом

4) покупка предпринимателем акций нефтеперерабатывающей компании

5) получение пособия по безработице

Ответ __________________

22

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Макроэкономические показатели

Название

Определение

Валовой национальный продукт (ВНП)

Суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны с помощью принадлежащих им средств производства, как внутри страны, так и за рубежом за определенный период времени

Стоимость конечной продукции, произведенной на территории страны за определенный период, независимо от принадлежности факторов производства

Ответ_________________________

23

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

    Подоходный налог

    Прямой налог

    Налог на землю

    Налог на прибыль юридических лиц

    Налог на собственность

Ответ

24

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «производитель». Найдите и укажите термины, не соответствующие этому понятию.

    факторы производства, 2) прибыль, 3)предпринимательские способности, 4) инвестиции, 5) конкуренция, 6) инфляция,

7) занятость населения.

Ответ

25

Установите соответствие между объектами продажи и рынками, на которых они продаются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ОБЪЕКТЫ ПРОДАЖИ

ВИДЫ РЫНКОВ

A) Программное обеспечение

Б) Потребительские кредиты

B) Приватизационный чек

Г) Валюта

Д) Депозитный сертификат

1) Рынок финансовых услуг

2) Рынок ценных бумаг

3) Рынок интеллектуальной собственности

Ответ

А

Б

В

Г

Д

26

Прочитайте проведённый ниже текст, каждое положение которое обозначено буквой .

(А) Основой любой экономической системы является та или иная форма собственности.

(Б) Частная собственность в ее многообразных формах является фундаментом рыночной экономики.

(В) Анализируя отношения собственности, ученые обращают внимание на то, кому принадлежат факторы производства: капитал, информационные и интеллектуальные ресурсы, земля, труд.

(Г) Собственность – это необычно сложная система отношений.

(Д) Акции нефтяных компаний становятся «локомотивами» фондового рынка.

Ответ

А

Б

В

Г

Д

27

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Заботы профессиональных союзов непосредственно связаны с ___________ (А) той работы, которой занимаются их члены. И всё же у всех профессиональных бъединений есть общие задачи.

Важнейшими из них являются улучшение ___________ (Б) и обеспечение его безопасности. Заботит их и предоставление ___________ (В) подросткам и женщинам (особенно беременным или имеющим малолетних детей). Постоянная забота профсоюзов - снижение ___________ (Г) работников на производстве или полу чение ими травм. Именно под давлением профсоюзов в большинстве цивилизованных стран мира сейчас приняты ___________ (Д) и нормы, регулирующие условия труда и обеспечивающие снижение производственного травматизма.

Но в мире экономики всё имеет свою цену. Такая деятельность профсоюзов приводит к реальному удорожанию труда для ___________ (Е).»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) условия труда

2) профессиональность

3) риск гибели

4) заработная плата

5) особенности

6) фирмы-покупатели

7) страхование

8) специальные законы

9) льготы

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Ответ

A

Б

В

Г

Д

Е

Часть 2

Для записи ответов на задание этой части (28-36) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (28, 29, и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записываете чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задание 28-31

Менеджмент предлагает две основные модели построения системы управления организацией. Линейная модель представляет собой пирамиду, построенную на подчинённости людей: у каждого руководителя более высокого уровня находятся в подчинении руководители более низкого уровня. Каждый исполнитель имеет непосредственного руководителя. Примеров применения такой системы управления множество: армия, служба спасения, пожарная команда, система «скорой помощи». По такому принципу организована работа персонала в компании «Макдоналдс».

Основное преимущество такой системы управления - простота, прямые взаимосвязи между управляющими каждого уровня и исполнителями. Каждый чётко знает, кому он подчиняется, чьи указания должен выполнять. Основной же её недостаток состоит в том, что руководитель не может быть узким специалистом в своей области, а должен обладать разносторонними знаниями.

Функциональная модель управления построена на выделении различных функций, которые осуществляет каждая организация. В её основе лежит подчинённость не конкретных людей, а выполняемых ими работ. Например, университет возглавляет ректор. У него есть заместители - проректоры, каждый из которых отвечает за свою область... Следующий уровень управления - деканы факультетов. Получается, что по вопросам воспитательной работы декан подчиняется проректору по воспитательной работе, по учебным вопросам - проректору по учебной работе и т. д.

При функциональной системе управления каждый руководитель отвечает за своё направление деятельности и должен быть высококвалифицированным специалистом в данной конкретной области знаний. Это значительно повышает эффективность управления. Но принцип единоначалия в функциональной модели, безусловно, нарушается.

На практике в производственных коммерческих предприятиях применяется смешанная система управления, сочетающая в себе и линейное подчинение, и функциональное.

(По материалам энциклопедии для школьников)

28

Какие две модели управления организацией анализируются в тексте?

29

Используя содержание текста, заполните таблицу.

Модели управления

Преимущества

Недостатки

1.

2.

выполнения

30

Опираясь на содержание текста, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите по одному собственному примеру использования каждой из моделей управления. Кратко прокомментируйте каждый свой пример.

31

Какая система управления, по мысли автора текста, позволяет преодолеть недостатки каждой из двух моделей управления? С опорой на знания обществоведческого курса и личный социальный опыт выскажите два предположения о принципах её осуществления.

32

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о рынке труда .

33

Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводит принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия .

34

В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивно-регрессивная шкала.

В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу ее введения для общества .

35

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Семейная экономика». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание 36, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (36.1 – 36.5)

36

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучения курса обществознания, соответствующие понятия,

а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

36.1

Философия

«Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А.Амбарцумян)

36.2

Экономика

«Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне)

36.3

Социология, социальная психология

Начало личности наступает немного позже, чем начало индивида.» (Б.Г. Ананьев)

36.4

Политология

«Разделяй и властвуй» - мудрое правило, но «объединяй и направляй» еще лучше». (И.В. Гёте)

36.5

Правоведение

«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони)

Налоги - это обязательные платежи физических и юри­дических лиц государству на основе специального налогового законодательства.

Прямые

Косвенные

2) налог на прибыль с фирм;

3) на иму­щество;

4) на недвижимость;

5) на даре­ние;

6) на наследство;

7) на финансовые операции.

1) акцизные (от лат. accidere - обрезать) сборы;

3) таможен­ные пошлины.

Основные принципы налогообложения

1) Всеобщность - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организаци­онно-правовой формы.

2) Легитимность - размер налогов и порядок их взимания законо­дательно утверждены государством.

3) Справедливость - равенство налогов на доходы рыночных струк­тур. Налоги должны быть равными для каждого уровня дохода.

4) Определённость и точность налогов - размер налогов, сроки, способ и порядок их на­числения должны быть точно определены и по­нятны налогоплательщикам.

5) Удобство взимания на­логов для налогопла­тельщиков - каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения.

6) Экономичность (эффективность) - необходимость соблюдения условий, при кото­рых, во-первых, разрыв между расходами по сбору и органи­зации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим, а во-вторых, тяжесть налогообложения не должна подры­вать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений.

7) Обязательность - неизбежность осуществления платежа.

8) Стабильность - устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

Функции налогов

1) Фискальная - обеспечение финансирования государственных расходов на содержание государственного аппа­рата, обороны страны и той части непроизвод­ственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, мно­гих учебных заведений, библиотек и т. д.

2) Распределительная - перераспределение доходов между разными со­циальными слоями с целью сглаживания нера­венства в обществе.

3) Стимулирующая (антиинфляционная) - стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, капи­тальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения.

4) Социально-воспитательная - сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышен­ных налогов.

5) Конкретно-учётная - осуществление учёта доходов граждан, предпри­ятий и организаций.

Налоги в РФ

Согласно ст. 12 НК РФ

Совокупность налогов в Российской Федерации:

Федеральные Региональные Местные

устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

2) Акцизы.

6) Водный налог.

8) Государственные пошлины.

2) Транспортный налог.

3) Налог на игорный бизнес.

1) Земельный налог.

Основные виды налогов, уплачиваемых предприятиями в РФ

Наименование налога

Его сущность

Налог на добав­ленную стоимость (НДС)

Является косвенным налогом. Форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создавае­мой на всех стадиях производства. Определяется как разница между стоимостью реализованных то­варов (работ и услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

Налог на прибыль предприятий и организаций

Является прямым налогом, т. е. его сумма цели­ком зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль (убыток) от реализации продукции (ра­бот, услуг) определяется как разница между вы­ручкой от реализованной продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость про­дукции (работ, услуг).

Налог на имущество предприятий

Является региональным налогом. Сумма налога определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества предприятия.

Налоги - это обязательные платежи физических и юри­дических лиц государству на основе специального налогового законодательства.

По способу платежа налоги делятся на:

Прямые

Косвенные

Обязательные платежи, взимае­мые государством с доходов или имущества юридических и физи­ческих лиц, например:

2) налог на прибыль с фирм;

3) на иму­щество;

4) на недвижимость;

5) на даре­ние;

6) на наследство;

7) на финансовые операции.

Устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг, например:

1) акцизные (от лат. accidere - обрезать) сборы;

2) налог на добавленную стоимость (НДС);

3) таможен­ные пошлины.

Основные системы налогообложения

Налоги в РФ

Согласно ст. 12 НК РФ

1. В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Федеральные Региональные Местные

устанавливаются Налоговым кодексом РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ.

устанавливаются Налоговым кодексом РФ, законодательными актами субъектов РФ, обязательны к уплате на территории субъектов РФ.

устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления.

1) Налог на добавленную стоимость (НДС).

2) Акцизы.

3) Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) или подоходный налог.

4) Налог на прибыль организаций.

5) Налог на добычу полезных ископаемых.

6) Водный налог.

7) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

8) Государственные пошлины.

9) Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (с 2018 г.).

1) Налог на имущество предприятий.

2) Транспортный налог.

3) Налог на игорный бизнес.

1) Земельный налог.

2) Налог на имущество физических лиц.

3) Торговый сбор

30 июля 2017 года президент РФ В. Путин подписал закон о курортном сборе в ряде российских регионов. С 1 мая 2018 года курортный сбор вводится в четырех регионах страны: в Крыму, в Ставропольском, Краснодарском и Алтайском краях. Он вводится законами субъектов РФ, доходы также поступают в региональный бюджет.

Развернуть

ВОПРОСЫ

1. Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца. Запишите полученную последовательность цифр.

ПРИМЕРЫ НАЛОГОВ

ВИДЫ НАЛОГОВ

подоходный

косвенные

на добавленную стоимость

на наследство

на имущество

2. Найдите в приведенном списке характеристики, присущие любому налогу, и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:

обязательность уплаты

безвозмездность

пропорциональность доходу

возвратный характер

законодательное установление

приблизительность размера для налогоплательщиков

3. Раскройте на трёх примерах значение налоговой системы в жизни общества.

В правильном ответе могут содержаться следующие примеры:

1) применение государством льготного налогообложения фирм содействует развитию научно-технического прогресса и увеличению числа рабочих мест, что способствует развитию экономики;

2) фирмы отчисляют налоги в пенсионные фонды, т. е. за счёт налоговых поступлений осуществляется социальная политика государства;

3) в период кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили освободившиеся средства в поддержание производства и сохранение рабочих мест, т. е. посредством налоговой системы реализуется социально-экономическая политика государства;

4. В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов произошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской (пропорциональной) шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивная шкала.

В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу её введения для общества.

1. Прогрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц предполагает повышение налоговой ставки для лиц, имеющих высокие доходы, и, напротив, понижение налоговой ставки для лиц с самыми низкими доходами.

2. Объяснения:

1) прогрессивная шкала позволяет получить дополнительные средства в бюджет с имущих граждан и направить их на финансирование социальных программ в области здравоохранения, образования, поддержания неимущих;

2) прогрессивная шкала позволяет усилить социальную функцию налогов, способствовать преодолению избыточного социального неравенства, снижению социального недовольства в обществе;

3) прогрессивная шкала способствует росту социальной ответственности состоятельных граждан, пониманию ими необходимости помогать тому обществу, которое обеспечило им возможность получать высокие доходы, и т. д.

5. В приведенном списке указаны черты сходства прямых и косвенных налогов и отличия пря­мых налогов от косвенных. Выберите и запишите сначала порядковые но­мера черт сходства (2), а затем - порядковые номера черт отличия (2).

2002 г.

2012 г.

Яплачу налоги, потому что это обязанность каждого гражданина.

Я плачу налоги, потому что за их неуплату следует юридическая ответственность.

Яплачу налоги, так как за счёт налоговых поступлений финансируется здравоохранение и образование.

Я плачу налоги, так как их часть обеспечивает пенсии и социальные пособия.

Яиспользую любую возможность уклониться от уплаты налогов.

Я не буду платить налоги, пока правительство не наведет порядок в полиции, здравоохранении, образовании.

1) Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Решение задач блока «Экономика»

Задача № 1. В стра-не Н. после при-хо-да к вла-сти пра-ви-тель-ства со-ци-а-ли-стов про-шла мас-штаб-ная на-ло-го-вая ре-фор-ма. Вме-сто еди-ной плос-кой шкалы ис-чис-ле-ния на-ло-га с до-хо-дов фи-зи-че-ских лиц (НДФЛ) была вве-де-на про-грес-сив-но-ре-грес-сив-ная шкала. В чем суть дан-ной шкалы ис-чис-ле-ния НДФЛ? При-ве-ди-те три обос-но-ва-ния в поль-зу ее вве-де-ния для об-ще-ства.

Пра-виль-ный ответ дол-жен со-дер-жать сле-ду-ю-щиеэле-мен-ты:

1) Данответ, на-при-мер:

Про-грес-сив-но-ре-грес-сив-ная шкала ис-чис-ле-ния на-ло-га с до-хо-дов фи-зи-че-ских лиц пред-по-ла-га-ет по-вы-ше-ние на-ло-го-вой став-ки для лиц, име-ю-щих вы-со-кие до-хо-ды, и, на-про-тив, по-ни-же-ние на-ло-го-вой став-ки для лиц с са-мы-ми низ-ки-ми до-хо-да-ми.

2) При-ве-де-ныобъ-яс-не-ния, на-при-мер:

Про-грес-сив-ная шкала поз-во-ля-ет по-лу-чить до-пол-ни-тель-ные сред-ства в бюд-жет с иму-щих граж-дан и на-пра-вить их на фи-нан-си-ро-ва-ние со-ци-аль-ных про-грамм в об-ла-сти здра-во-охра-не-ния, об-ра-зо-ва-ния, под-дер-жа-ния не-иму-щих;

Про-грес-сив-но-ре-грес-сив-ная шкала поз-во-ля-ет уси-лить со-ци-аль-ную функ-цию на-ло-гов, спо-соб-ство-вать пре-одо-ле-нию из-бы-точ-но-го со-ци-аль-но-го не-ра-вен-ства, сни-же-нию со-ци-аль-но-го не-до-воль-ства в об-ще-стве;

Про-грес-сив-ная шкала спо-соб-ству-ет росту со-ци-аль-ной от-вет-ствен-но-сти со-сто-я-тель-ных граж-дан, по-ни-ма-нию ими не-об-хо-ди-мо-сти по-мо-гать тому об-ще-ству, ко-то-рое обес-пе-чи-ло им воз-мож-ность по-лу-чать вы-со-кие до-хо-ды и т.д.

Задача № 2. В стра-не Z для под-держ-ки оте-че-ствен-ных ав-то-про-из-во-ди-те-лей были по-вы-ше-ны по-шли-ны на ввоз ав-то-мо-би-лей ино-стран-но-го про-из-вод-ства и по-дер-жан-ные ино-мар-ки стар-ше пяти лет. Сфор-му-ли-руй-те три по-след-ствия по-доб-но-го ре-ше-ния для ав-то-мо-биль-ной от-рас-ли стра-ны Z.

Со-дер-жа-ние вер-но-го от-ве-та (до-пус-ка-ют-ся иные фор-му-ли-ров-ки от-ве-та, не ис-ка-жа-ю-щие его смыс-ла).

1. По-вы-ше-ния спро-са на оте-че-ствен-ные ав-то-мо-би-ли.

2. Уве-ли-че-ние про-из-вод-ства оте-че-ствен-ных авто

3. Рост про-даж оте-че-ствен-ных авто

4. По-вы-ше-ние цен на оте-че-ствен-ное авто

5. Про-дви-же-ние оте-че-ствен-но-го рынка

Задача № 3. Ниже в таб-ли-це при-ве-ден при-мер на-ло-го-об-ло-же-ния раз-лич-ных субъ-ек-тов. В таб-ли-це ука-за-ны дан-ные о до-хо-де субъ-ек-тов до вы-че-та на-ло-га (ва-ло-вой доход) и после вы-че-та на-ло-га (чи-стый доход). В при-ве-ден-ном при-ме-ре:

A) опре-де-ли-те сумму на-ло-га для пер-во-го субъ-ек-та на-ло-га;

Б) опре-де-ли-те ве-ли-чи-ну на-ло-го-вой став-ки для вто-ро-го субъ-ек-та на-ло-га (в про-цен-тах);

B) уста-но-ви-те, какой вид на-ло-го-вой си-сте-мы ил-лю-стри-ру-ет дан-ное на-ло-го-об-ло-же-ние: про-грес-сив-ную, ре-грес-сив-ную или про-пор-ци-о-наль-ную. Ответ обос-нуй-те.

Пра-виль-ный ответ дол-жен со-дер-жать сле-ду-ю-щие эле-мен-ты :

1) от-ве-ты на пер-вые два во-про-са за-да-ния:

А) сумма на-ло-га для пер-во-го субъ-ек-та на-ло-га со-став-ля-ет 4000 руб.; Б) ве-ли-чи-на на-ло-го-вой став-ки для вто-ро-го субъ-ек-та на-ло-га со-став-ля-ет 10%;

2) обос-но-ва-ние от-ве-та на тре-тий во-прос:

при-ня-та про-пор-ци-о-наль-ная си-сте-ма, так как ве-ли-чи-на став-ки на-ло-га не из-ме-ня-ет-ся с ро-стом до-хо-да.

1. Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира. 2. Одна из развивающихся стран ввозила из индустриальных держав на свою территорию для захоронения радиоактивные отходы, которые сбрасывали в контейнерах в океан. Независимые эксперты установили, что такой способ захоронения вскоре приведет к радиоактивному загрязнению существенной части Мирового океана. В рамках каких из глобальных проблем современности можно рассматривать эти события? Аргументируйте свой ответ. 3. Исходя из непосредственных наблюдений, люди долгое время считали, что Земля - плоское и покоящееся тело, а Солнце движется по небосводу. Какой вывод о роли наблюдений в формировании научной картины мира можно сделать на основе этого факта? 4. Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся. С опорой на курс обществоведения и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности. 5. Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства - освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы. 6. Одни рассматривают технику как инструмент и средство для увеличения и усиления способностей человека. Другие считают, что техника, снабжая человека разного рода приборами и инструментами, ограничивает возможности проявления его личности. Какую из представленных точек зрения разделяете Вы? Приведите три обоснования выбранной точки зрения. 7. Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях. 8. Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения. 9. Сравните три ситуации: 1) ураганный ветер валит в лесу деревья, 2) животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов, 3) лесорубам дано задание с помощью современной техники расчисть делянку. К какой из этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода. 10. Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека? 11. В процессе подготовки к поступлению в технический вуз старшеклассник использует учебники и пособия, решает множество задач по математике и физике, участвует в олимпиадах. Выделите в данном примере субъект и объект, цели и средства деятельности. К какому виду может быть отнесена данная деятельность? Поясните свой ответ. 12. Известный современный общественный деятель сказал, что в эпоху глобализации изоляция в национальных границах «равносильна массовому самоубийству». Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три аргумента в подтверждение высказанной позиции. 13. Осуществление НТР интенсифицировало развитие человеческого общества. В то же время одним из результатов явились глобальные проблемы человечества. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите дополнительны любые три примера, иллюстрирующие это свойство. 14. Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство. 15. Чем обусловлено влияние общества на изменения биосферы? Укажите два фактора и конкретизируйте один из них с помощью примера. 16. Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.) 17. Ученые наблюдали за чайками, которые защищали от опасности птенцов. Когда в их колонию проникали хищники, взрослые птицы издавали крик, взлетали и атаковали хищника - могли даже ударить его одной или обеими лапами, когда он приближался к гнезду. Можно ли назвать данные действия животных целенаправленными? Опираясь на знание курса, приведите обоснование своего ответа и укажите любое принципиальное отличие описанных действий животных от защиты своих детей человеком. 18. На основе обществоведческих знаний и знания других школьных дисциплин покажите, в чем проявляется сложность познания объективного мира. (Назовите три проявления). 19. По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу. 20. Современный мир называют сетевым. Многие ученые отмечают, что символами современного мира и человека стали компьютер и Интернет. Сформулируйте свою точку зрения на роль компьютера и Всемирной паутины в жизни современного общества. Приведите два аргумента в её обоснование. 21. Английский философ Г. Бокль писал: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны – те, в которых человек наиболее деятелен». Как это высказывание, произнесённое около двух веков назад, отражает понимание эволюции человеческого общества? Определите основной вектор развития общества. Каковы, на Ваш взгляд, основные ценности современного общества? Укажите две любые ценности. 22. Многие видные учёные и общественные деятели полагают, что ведущей ценностью современного общества является инновация. Основатель компании «Эппл» Стив Джобс говорил: «Инновация делает лидера». Приведите любые три аргумента в обоснование приведённой точки зрения. 23. Современный мир не избавлен от ряда локальных войн, вооружённых конфликтов. Многие мыслители относят локальные войны современности к глобальным проблемам, угрозам, стоящим перед всем человечеством. Приведите три аргумента в обоснование приведённой позиции.

Большевики не только втянули Россию в хаос и междоусобицу, но и способствовали положительным преобразованиям во всех сферах жизни. Благодаря советской власти население получило немыслимые в царское время права и возможности.

Прекратили войну

26 октября 1917 года после доклада Ленина большевики приняли «Декрет о мире», в котором предлагалось «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом, демократическом мире» без аннексий и контрибуций. В документе новые власти заявляли об отказе от принципов тайной дипломатии и давали добро на публикацию секретных договоров, заключенных царским и Временным правительствами.
Переговоры о мире начались 22 декабря 1917 года. После трех дней обсуждения страны германского блока согласились на советские инициативы, однако при условии сохранения аннексий и контрибуций. Сепаратный мир, подписанный между советской Россией и Центральными державами 3 марта 1918 года, ознаменовал не только прекращение войны, но и признание Россией поражения.

Брестский договор, по которому Россия теряла значительные территории, вызвал резкую критику как со стороны внутрипартийной оппозиции, так и практически всех политических сил страны. Но в нем были и свои плюсы.
Британский историк Ричард Пайпс заметил, что, прозорливо пойдя на унизительный мир, Ленин выиграл необходимое время и смог заслужить широкое доверие большевиков. Дальнейшие действия советского правительства, по сути, спровоцировали Германию на разрыв Брестского мира, вслед за чем она капитулировала перед западными союзниками.
Брестский мир при всей его противоречивости в итоге свел на нет роль Германии во внешнеполитическом окружении советской державы, но главное, он прекратил изнурительную для народа многолетнюю войну и позволил России сэкономить значительные силы и средства, что в дальнейшем сыграло едва ли не решающую роль в отражении интервенции.

Вернули землю

Для того, чтобы заручиться поддержкой самого многочисленного класса в стране – крестьянства – Ленин вынес на утверждение соратников по партии «Декрет о земле», идея которого была позаимствована у эсеров. Декрет был принят на Втором всероссийском съезде советов 8 ноября 1917 года.
Документ предусматривал переход помещичьих и других земель в распоряжение крестьянских комитетов и уездных Советов впредь до окончательного решения всех земельных вопросов Учредительным собранием. Интересно, что по данным Наркомзема 15% помещичьей земли уже было захвачено крестьянами до октября 1917 года.

В Декрет также вошел «Наказ о земле», составленный еще в августе, согласно которому частная собственность на землю отменялась, а земля объявлялась «всенародным достоянием» и подлежала уравнительному разделу между крестьянами по трудовой потребительской норме.
Декрет постановлял: «Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования».
По данным Центрального Управления Землеустройства к концу 1920 года в 36 губерниях Европейской части России из 22 847 916 десятин нетрудовых земель в распоряжение крестьянства поступило 21 407 152 десятин, что увеличило площадь крестьянских земель с 80 до 99,8%.

Национализировали имущество

Чтобы избежать подрывной деятельности «буржуазных элементов» и выполнить свои обещания перед трудящимися советское государство провело национализацию путем принудительной и полной конфискации принадлежавших крупному капиталу основных средств производства и банков.
С декабря 1917 по февраль 1918 года в России было национализировано большое количество промышленных предприятий, собственники которых занимались саботажем и организацией контрреволюционных заговоров, а также предприятий, принадлежавших эмигрировавшим за границу капиталистам.
В конце 1917 года большевики национализировали банки, уличенные в финансировании контрреволюции, которые нарушали установленный за ними контроль со стороны рабочего класса. 22 апреля 1918 года была национализирована внешняя торговля, а 28 июня пришло время крупных предприятий всех отраслей промышленности.
Ленин в условиях национализации важнейшее значение придавал обучению трудящихся управлением делами общества и производства. «Конфисковать можно с одной «решительностью» без уменья правильно учесть и правильно распределить, обобществить же без такого уменья нельзя», – констатировал вождь пролетариата.

Дали права

2 ноября 1917 года к первым декретам Советской власти был добавлен еще один документ, укреплявший влияние большевиков на национальных окраинах – «Декларация прав народов России». Она провозглашала отмену всех национальных и религиозных привилегий и ограничений, а также право наций, входивших в состав Российской империи на «самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства».
Наличие таких прав, без сомнения угрожавших целостности России, тем не менее позволяло надеяться на успех советской власти в обширных регионах страны, где еще не успел сформироваться пролетариат.
В декларации подписанной Лениным и Сталиным, в частности, говорилось: «Раскрепощаются крестьяне от власти помещиков, ибо нет больше помещичьей собственности на землю - она упразднена, раскрепощаются солдаты и матросы от власти самодержавных генералов, ибо генералы отныне будут выборными и сменяемы. Раскрепощаются рабочие от капризов и произвола капиталистов, ибо отныне будет установлен контроль рабочих над водами и фабриками. Все живое и жизнеспособное раскрепощается от ненавистных оков».

Обеспечили социальные гарантии

11 ноября 1917 года большевики выполнили то, что давно обещали рабочим – приняли Декрет «О восьмичасовом рабочем дне». Согласно Декрету рабочее время, определяемое правилами внутреннего распорядка предприятия, не должно превышать 8 рабочих часов в сутки и 48 часов в неделю, включая и время, употребляемое на чистку машин и на приведение в порядок рабочего помещения.
Постепенно обеспечивались и другие социальные гарантии: сокращалась рабочая неделя, вводились ежегодные оплачиваемые отпуска, в том числе – декретный отпуск и отпуск по уходу за ребенком, а также пенсии по старости и инвалидности, создавались механизмы бесплатной и общедоступной медицинской помощи.
По мере возможности власти решали жилищные проблемы. Из рабочих казарм, зачастую с нарами в несколько этажей, и ночлежек трудящихся переселяли сначала в коммунальные квартиры и общежития с удобствами, затем появилась возможность давать бесплатно пусть небольшие, но отдельные квартиры с недорогими коммунальными услугами.

Провели электрификацию

В 1920 году в разгар Гражданской войны советское правительство по инициативе и под руководством Ленина разработало перспективный план электрификации страны – знаменитый ГОЭЛРО. План предусматривал преобразование не только сферы энергетики, но и всей экономики страны. Стали интенсивно развиваться задействованные в хозяйственной деятельности территории.
В выполнении планов по электрификации страны советское правительство всячески поощряло инициативы частников, которые могли рассчитывать на налоговые льготы и кредиты от государства.
План ГОЭЛРО, рассчитанный на 10–15 лет, охватывал восемь основных экономических районов (Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Кавказский и Туркестанский), где предусматривалось строительство 30 электрических станций общей мощностью 1,75 млн кВт. Этот грандиозный проект во многом заложил основы будущей индустриализации страны.
Посетивший советскую Россию писатель-фантаст Герберт Уэллс писал по поводу ГОЭЛРО: «Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населённой неграмотными крестьянами, лишённой источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасла торговля и промышленность? Я не могу увидеть эту Россию будущего, но невысокий человек в Кремле обладает таким даром».

Ввели всеобщую грамотность

Еще накануне Октябрьской революции Ленин сказал сакраментальную фразу: «Россия бедна, чтобы платить честным работникам народного просвещения, но Россия весьма богата, чтобы кидать миллионы и десятки миллионов на дворян-тунеядцев».
26 декабря 1919 года Советом Народных Комиссаров был принят исторический Декрет «О ликвидации безграмотности». Документ обязывал все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, учиться грамоте на родном или на русском языке – по желанию.
Ликвидация безграмотности рассматривалась как непременное условия обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни России. Как писал главный инициатор Декрета Ленин, «нам нужно добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применять это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства».

Реализовать подобную программу в условиях Гражданской войны и интервенции было чрезвычайно сложно. Однако советское правительство выделяло на борьбу с неграмотностью огромные средства. Все снабжающие организации были обязаны удовлетворять нужды ликбеза в первую очередь.
К 1926 году СССР по уровню грамотности занимал только 19 место в мире, уступая, к примеру, Португалии и Турции. Все еще сохранялись значительные перепады между городским и сельским населением. Так, на 1926 год грамотными считались 80,9% горожан и 50,6% сельских жителей. Окончательно массовая безграмотность была преодолена к концу 1930-х годов.