Тыл вооружённых сил ссср. Воин из легиона нестяжателей. Есть кем гордиться

19 февраля 2007 года исполняется 100 лет со дня рождения военного финансиста Героя Социалистического Труда генерал-полковника В.Н. Дутова. Он посвятил свою жизнь служению Отечеству, проявив при этом недюжинные способности и талант руководителя в деле укрепления обороноспособности страны и финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил.
Владимир Николаевич родился в крестьянской семье в селе Пукасовка Летичевского района Винницкой области. Военную службу начал с 1929 года и уже в 1934 году назначается на первичную должность в финансовой службе тех лет - делопроизводителем-казначеем штаба дивизии.
С первого и до последнего дня Великой Отечественной войны В.Н. Дутов исполнял должность начальника финансового отдела фронтов: Северо-Западного, Юго-Западного, Сталинградского, Донского, Центрального, 1-го Белорусского. Во время войны в полной мере раскрылись способности Владимира Николаевича как прекрасного организатора, грамотного руководителя, умеющего обеспечить финансирование войск в самых сложных условиях боевой обстановки.
После Великой Отечественной войны В.Н. Дутов руководил финансовой службой Группы советских оккупационных войск в Германии, затем стал заместителем начальника Финансового управления Военного министерства СССР. С 14 июня 1955 г. по 9 июля 1986 г. - начальник Центрального финансового управления Министерства обороны СССР.
Во время руководства финансовой службой Вооруженных Сил СССР на плечи Владимира Николаевича легла огромная ответственность по организации финансового обеспечения новых видов и родов войск Вооруженных Сил, необходимость образования которых была вызвана в первую очередь появлением ракетно-ядерного оружия. Опыт военной службы, высочайший профессионализм и умение принимать правильные решения позволили В.Н. Дутову быть начальником Центрального финансового управления МО СССР при пяти министрах обороны: Маршалах Советского Союза Г.К. Жукове, Р.Я. Малиновском, А.А. Гречко, Д.Ф. Устинове, С.Л. Соколове.
Идеи Дутова легли в основу создания универсального механизма финансирования войск через полевые учреждения Центрального банка страны, который позволил Министерству обороны Российской Федерации решать задачи финансирования войск и успешно функционирует в наши дни.
Находясь на этой высокой должности, главный военный финансист всегда ставил превыше всего интересы дела, по-государственному относился к решению задач, стоящих перед финансовой службой Вооруженных Сил. Он добивался обязательного экономического обоснования испрашиваемых кредитов и денежных средств во всех звеньях финансовой службы, целевого их использования, повышения эффективности расходов на оборону. Довольствующим финансовым органам запрещалось принимать любые плановые документы без должного обоснования заявленных сумм. Был введен единый финансово-плановый документ - смета. В практике финансового планирования стали применяться контрольные суммы, рассчитываемые довольствующими службами по всем сметным подразделениям.
В период его руководства Центральным финансовым управлением Министерства обороны СССР в финансово-экономической деятельности военных округов и флотов появилась тенденция постепенного отказа от жесткой регламентации финансово-хозяйственной деятельности в войсках, стало применяться обезличенное финансирование, и были расширены права командиров в расходовании материальных и денежных средств. Большое внимание Владимир Николаевич уделял качеству организаторской работы довольствующих финансовых органов. В результате финансовая служба военных округов стала представлять собой отлаженный механизм, способный обеспечить потребности войск как в мирное время, так и в условиях боевых действий.
Неослабное внимание В.Н. Дутовым уделялось перспективному планированию для проведения продуманной военно-технической политики в развитии и оснащении Вооруженных Сил современным вооружением: ракетно-ядерным оружием, стратегической авиацией, атомным флотом. Эксплуатация этих видов вооружений требовала сооружения командных пунктов, аэродромов, пусковых установок, строительство которых велось, как правило, несколько лет. Во многом от того, как осуществлялось финансирование этих стратегически важных объектов, зависела национальная безопасность нашего государства.
На протяжении всей своей службы в финансовых органах Вооруженных Сил Владимир Николаевич особое внимание уделял действенности контроля за правильным расходованием государственных денежных средств. При его активном участии создается первое послевоенное Положение о финансовом контроле, введено требование о составлении планов проведения документальных ревизий, предусмотрено участие в ревизиях воинских частей специалистов довольствующих служб, а также введено обязательное привлечение к проведению ревизий воинских частей членов внутренней проверочной комиссии.
С усложнением задач в области финансового контроля в армии и на флоте более разнообразными становились формы и методы работы контрольно-ревизионных органов. Именно в период руководства генерал-полковника В.Н. Дутова ЦФУ МО СССР стали применяться совместные и комплексные ревизии финансово-хозяйственной деятельности воинских частей и учреждений, внедрялись разнообразные, проверенные опытом и дающие наибольший эффект методы и приемы проверок законности и эффективности расходов денежных средств.
Наиболее полно способности Владимира Николаевича как руководителя государственного масштаба раскрылись при решении вопросов по организации системы финансового обеспечения армии и флота. Им была построена такая система финансового обеспечения войск, которая гибко реагировала на финансово-экономические и военные аспекты развития государства и Вооруженных Сил, имела возможность адаптации и перестройки в соответствии с новыми задачами и условиями обстановки.
Под его руководством были созданы финансовые органы видов и родов войск, система финансирования войск стратегических направлений, расширены функции финансовых органов групп войск за границей, возросла роль войскового звена финансовой службы, приняты меры к совершенствованию работы учебных заведений финансовой службы.
Основательность подхода В.Н. Дутова к исполнению своих обязанностей, глубокое знание вопросов финансового обеспечения Вооруженных Сил позволяли ему так организовать работу подчиненных, что результаты их труда оставались востребованными еще долгое время. Так, почти 30 лет основным руководящим методическим документом по проведению документальных ревизий оставался Справочник инспектора-ревизора, периодически переиздаваемый Центральным финансовым управлением МО СССР (в 1948, 1957, 1973 гг.). А отдельными положениями приказов министра обороны СССР 1973 года № 80 и 1977 года № 5 до сих пор руководствуются в армии и на флоте, с благодарностью вспоминая об удивительном человеке, финансисте, профессионале своего дела генерал-полковнике Дутове Владимире Николаевиче.
Владимир Николаевич Дутов прослужил в Вооруженных Силах 57 календарных лет.
В 1982 году за большой личный вклад в строительство Вооруженных Сил и повышение боевой готовности армии и флота В.Н. Дутову было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Владимир Николаевич умер 10 марта 1991 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в г. Москве.
Службой экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации планируется проведение ряда мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения В.Н. Дутова. Для нынешнего поколения военных финансистов Владимир Николаевич является примером профессионального отношения к своему делу, государственного подхода к вопросам финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил, добросовестного служения Отечеству.
От редакции. При подготовке этого материала мы, естественно, первым делом обратились к российской Военной энциклопедии, 3-му тому, изданному в 1995 году. Статья про генерала Дутова в ней есть, но не про легендарного финансиста, а про казачьего атамана, в 1917 году поднявшего мятеж на Южном Урале.
И вдруг как-то неуютно на душе стало… Давно ли мы старались позабыть про «царских» и «белых» генералов, про «врагов народа», про генерала-диссидента Григоренко и так далее? Потом провозгласили, что историю своего государства замалчивать нельзя, что этим мы себя только обедняем, и, торжественно возвратив российскому народу Деникина и Каппеля, забываем выдающихся деятелей советского периода истории.
Когда же в конце концов уразумеем мы элементарную истину: от прошлого, как бы этого кому ни хотелось, не уйти, а потому его нужно уважать и знать?! Помнить о прошлом нужно хотя бы для того, чтобы не изобретать в очередной раз велосипед и не наступать все на те же грабли!

Воинская часть является военно-хозяйственной единицей и для обеспечения ее деятельности за ней в установленном порядке закрепляются в оперативное управление техника, вооружение, инвентарь и другие материальные средства. Кроме того, воинской части выделяются необходимые денежные средства из федерального бюджета в виде лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, позволяющие производить расчеты с личным составом, поставщиками материальных средств, работ (услуг). Помимо бюджетных средств, в воинской части обращаются средства, полученные из внебюджетных источников. Так как основным предназначением армии является вооруженная защита государства, то бюджетные средства занимают подавляющий удельный вес среди денежных средств воинской части. В 80-х годах прошлого столетия в воинских частях 85-90% денежных средств составляли средства по смете Министерства обороны (бюджетные) и только 9-15% внебюджетные средства. В настоящее время удельный вес бюджетных средств еще выше.

Каждая из групп денежных средств воинской части (бюджетные и внебюджетные средства), в свою очередь, подразделяются на многочисленные фонды денежных средств целевого назначения.

Образование фондов бюджетных средств в воинской части осуществляется в разрезе разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов функциональной классификации и предметных статей (подстатей) экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Среди бюджетных средств, обращающихся в воинских частях, наибольший удельный вес занимают средства на денежное довольствие военнослужащих и денежное содержание гражданского персонала. В отдельных воинских частях эти расходы составляют более 90% от общей суммы расходов по смете Министерства обороны.

Кроме того, воинским частям отпускаются денежные средства на выплату личному составу различных компенсационных выплат, на содержание, эксплуатацию и текущий ремонт вооружения, военной техники и имущества, на содержание и эксплуатацию учебных объектов боевой и физической подготовки, на оплату служебных командировок, на общехозяйственные, культурно-просветительные и другие расходы. В последние годы в воинских частях еще более возрос удельный вес расходов денежных средств, направляемых на обеспечение личного состава войск (сил), и уменьшился удельный вес расходов на боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск (сил). Это изменение объясняется, с одной стороны, повышением размеров денежного довольствия военнослужащих и денежного содержания гражданского персонала, а с другой стороны - централизацией отдельных видов расходов. Так, с переходом на казначейское исполнение бюджета квартирно-эксплуатационная часть района (гарнизона), как правило, самостоятельно производит квартирно-эксплуатационные расходы за все зачисленные к ней на довольствие воинские части. Вещевая служба военного округа взяла на себя расчеты за пошив обмундирования и банно-прачечное обслуживание войск.

Структура расходов по другим видам расходов функциональной классификации, кроме денежного довольствия военнослужащих и денежного содержания гражданского персонала, в различных воинских частях может существенно отличаться. Например, в воинских частях РВСН, ВВС, ВМФ значительные суммы денежных средств выделяются на содержание аэродромов, командных пунктов и специальных объектов. В воинских частях, при которых содержатся дошкольные образовательные учреждения, появляются расходы по целевой статье 420 «Детские дошкольные учреждения». В военно-лечебных учреждениях среди прочих расходов значительное место занимают расходы по целевой статье 470 «Больницы, клиники, госпитали, медико-санаторные части».

Внебюджетные средства до 2001 г. образовывались и использовались в соответствии с Перечнем внебюджетных средств Министерства обороны (Сборник указаний ЦФУ МО СССР 1990г. №43). При этом следует отметить, что до перехода на бухгалтерский учет более 70% внебюджетных средств составляли удержания из денежного довольствия и заработной платы (налоги, начеты, алименты и т.д.), которые при списании раздаточных ведомостей зачислялись на соответствующие виды внебюджетных средств, а затем перечислялись по принадлежности (до 1990г. эти средства назывались переходящими суммами). На этих видах внебюджетных средств (переходящих сумм) фактически велся учет расчетов с бюджетом по каждому отдельному виду платежей, учет расчетов по исполнительным документам и др. С переходом на бухгалтерский учет надобность в таком учете расчетов отпала.

В настоящее время вместо термина «внебюджетные средства» применяется «средства, получаемые за счет внебюджетных источников (СВИ)». Образование и использование СВИ производится в соответствии Классификацией средств, полученных военными учреждениями за счет внебюджетных источников (указание заместителя Министра обороны по финансово-экономической работе 2001г. №180/12/1250).

Классификация СВИ группирует СВИ в зависимости от вида источника средств, вида деятельности, имущества (работ, услуг) и конкретного вида имущества (работ, услуг) с присвоением им определенных кодов.

По экономическому содержанию СВИ подразделяются на:

средства, полученные от приносящей доход деятельности;

целевые средства и безвозмездные поступления.

По отчетам воинских частей видно, что у большинства из них, среди СВИ преобладают целевые средства. (Средства, полученные общежитиями; средства родителей на содержание детского учреждения, другие средства, полученные в разрешенных случаях от сторонних организаций, физических лиц, военных учреждений). В военно-лечебных учреждениях, а также в отдельных воинских частях тылового и технического обеспечения войск (сил) в рамках основной деятельности производится выполнение работ (оказание услуг) сторонним организациям и физическим лицам. В этих воинских частях образуются и используются значительные по объему фонды денежных средств от приносящей доход деятельности.

Таким образом, воинская часть как военно-хозяйственная единица наделена или образует сама фонды денежных средств целевого назначения. При этом естественно возникают отношения по поводу образования и использования этих различных целевых фондов денежных средств, т.е. финансовые отношения.

В зависимости от источника формирования целевых фондов денежных средств финансовые отношения, возникающие в процессе деятельности воинской части, можно подразделить на две группы:

1.Отношения по поводу формирования и использования фондов бюджетных средств.

2.Отношения по поводу формирования и использования фондовых денежных средств, полученных из внебюджетных источников.

Финансовые отношения первой группы вытекают из основной деятельности войск – вооруженная защита государства. В связи с этим государство должно выделить Министерству обороны из федерального бюджета необходимые фонды денежных средств на национальную оборону. При этом ассигнования выделяются не общей суммой, а с разбивкой по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации и предметным статьям (подстатьям) экономической классификации расходов.

С получением ассигнований в Министерстве обороны происходит дальнейшее распределение бюджетных средств между видами Вооруженных Сил, военными округами, соединениями, воинскими частями, т.е. возникают внутриведомственные финансовые отношения. Воинская часть – конечный пункт внутриведомственного распределения.

На стадии формирования фондов бюджетных средств возникают отношения между воинской частью и соответствующим распорядителем бюджетных средств и его финансово-экономическим органом по поводу выделяемых воинской части лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования на определенные цели.

На стадии использования бюджетных средств в воинской части происходит расходование целевых фондов денежных средств, поэтому возникают отношения между командиром части и его помощником по финансово-экономической работе, с одной стороны, и каждым военнослужащим, лицом гражданского персонала, с другой стороны, по поводу своевременного и правильного обеспечения последних денежным довольствием и заработной платой.

При этом умелое использование командиром своих прав по установлению должностных окладов, выдаче вознаграждений, надбавок и премий обеспечивает эффективное воздействие соответствующих фондов денежного довольствия и заработной платы на повышение профессионального мастерства, воинской и трудовой дисциплины, а в конечном счете – на повышение боевой готовности воинской части.

В ходе использования фондов денежного довольствия и оплаты труда финансовый орган воинской части осуществляет посреднические функции между государственными финансами и финансами домохозяйств военнослужащих и гражданского персонала, а также между федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов. Так, расходы федерального бюджета на выплату денежного довольствия и оплату труда одновременно являются доходами домохозяйств. Удержания налогов, начетов являются расходом домохозяйств и одновременно доходами соответствующего бюджета. Начисления страховых взносов на фонд оплаты труда представляет собой расход федерального бюджета и доход государственных внебюджетных фондов.

Использование фондов денежных средств, предназначенных на боевую подготовку, на хозяйственные нужды или на содержание вооружения, техники и военного имущества, затрагивает интересы, как всего личного состава, так и отдельных подразделений, отдельных военнослужащих и лиц гражданского персонала. Кроме того, в процессе использования этих фондов возникают отношения между воинской частью и сторонними организациями – поставщиками материальных ценностей и услуг.

Таким образом, финансовые отношения первой группы связаны с формированием и расходованием в воинских частях целевых фондов денежных средств, поступающих из федерального бюджета.

Основываясь на объективных возможностях финансов и представляя интересы всей финансовой системы страны, помощник командира части по финансово-экономической работе обязан производить анализ финансово-хозяйственной деятельности воинской части, вносить предложения по ее совершенствованию, соблюдать в ходе исполнения сметы доходов и расходов бюджетную, платежную, налоговую, кассовую и штатно-тарифную дисциплину, активно добиваться своевременного принятия решения по недостачам, растратам и хищениям, обеспечить полное взыскание с виновных лиц ущерба, причиненного государству, правильный подсчет и удержания налогов, своевременное перечисление удержанных сумм.

Финансовые отношения второй группы образуются в результате дополнительной (хозяйственной) деятельности войск. Материальными носителями этих отношений в воинских частях являются средства, полученные от использования в разрешенных случаях имущества, находящегося в государственной собственности; средства, полученные от выполнения (оказания) платных работ (услуг) на договорной основе, осуществления иной разрешенной законодательством деятельности; целевые средства и безвозмездные поступления.

Отношения этой группы затрагивают интересы всего коллектива воинской части, лиц, непосредственно участвующих в создании этих фондов, вышестоящих органов.

Так, введенная в 2001 г. практически полная централизация доходов, полученных от выполнения (оказания) платных работ (услуг), уменьшила заинтересованность воинских частей - непосредственных исполнителей работ, что привело к сокращению объемов поступлений по ряду видов работ (услуг).

В составе целевых средств в воинскую часть поступают средства на премирование работников, занятых сбором, хранением и сдачей изношенных шин, металлолома, драгоценных металлов и др. Правильное распределение и использование этих фондов материально стимулирует экономическую работу.

В процессе формирования и использования СВИ финансовый орган воинской части так же, как и в первой группе отношений, выполняет различные посреднические функции между различными звеньями финансовой системы (начисляет и перечисляет по принадлежности различные налоги, начеты, страховые взносы).

Хотя отношения второй группы связаны с формированием и использованием СВИ они в определенной степени влияют на эффективность использования бюджетных средств. Это объясняется следующим:

успешная финансово-хозяйственная деятельность подсобных предприятий, оказывающих услуги воинской части за плату, приводит к уменьшению себестоимости услуг и тем самым к экономии бюджетных средств;

увеличение собственных средств домоуправлений и общежитий сокращает сумму бюджетных дотаций на их содержание.

Рассмотренные финансовые отношения являются частью экономических (денежных) отношений, связанных с обеспечением функционирования Вооруженных Сил, то есть частью финансов Вооруженных Сил. Финансы воинской части соответствуют всем характерным признакам финансов Вооруженных Сил:

финансы воинской части являются частью военно-экономических отношений;

они связаны с распределением конечного военного продукта в стоимостной (денежной) форме;

отношения возникают в процессе формирования и использования целевых фондов денежных средств.

Таким образом, финансы воинской части представляют собой совокупность военно-экономических отношений, возникающих в процессе формирования и использования в воинской части различных фондов денежных средств, обеспечивающих ее функционирование как военно-хозяйственной единицы.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы воинской части, как и финансы Вооруженных Сил, выполняют две функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция - проявление объективно присущих финансам внутренних свойств, в процессе распределения конечного военного продукта путем образования и использования целевых фондов денежных средств. Она проявляется в процессе финансового планирования и расходования целевых фондов бюджетных средств и СВИ.

Основываясь на распределительной функции финансов, должностные лица части должны правильно определить потребность в денежных средствах, своевременно их истребовать, целесообразно расходовать.

При этом в ходе использования одних фондов в воинской части нередко образуются другие целевые фонды. Например, в процессе расходова­ния фондов денежных средств, предназначенных на денежное содержание гражданского персонала, образуются государственные внебюджетные фонды.

Контрольная функция финансов воинской части - это объективно присущее финансам свойство контроля, за формированием и рациональным использованием фондов денежных средств, в соответствии с их целевым предназначением.

Функции финансов неразрывно связаны между собой: в распределительном процессе проявляет себя и контрольная функция, в ходе финансового контроля возникают распределительные отношения (восстановление фондов денежных средств, образование доходной части бюджета в виде начетов и др.).

Возможности функций финансов используются должностными лицами во­инской части в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

генерал-лейтенант заместитель начальника Центрального финансового управления МО CCCR участник Великой Отечественной войны, получил два ранения, в том числе одно тяжёлое. В 1 965 г. окончил Военный факультет при МФИ. Прошёл путь от первичных должностей финансовой службы до начальника финансовой службы СКВО, начальника Управления труда и заработной платы ВС СССР, заместителя начальника ЦФУ МО СССР. Награждён орденами Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, медалями.

После шестимесячного обучения на Ярославских курсах усовершенствования офицерского состава интендантской службы и присвоения воинского звания «младший лейтенант интендантской службы», до июня 1958 г. я проходил военную службу на воинских должностях военного финансиста с воинским званием «младший лейтенант-майор». В этот период дважды пытался поступить в высшее военное учебное заведение - в Академию тыла и транспорта и на Военный финансово экономический факультет при Московском финансовом институте.

Но попытки не увенчались успехом ввиду наличия в моих лёгких металлических осколков - результат тяжёлого ранения на войне. Я понял, что пути получения желаемого высшего военного образования для меня непреодолимы и смирился с этим, продолжая военную службу в должности старшего офицера отделения денежного довольствия финансового отдела Северо-Кавказского военного округа. Но случилось непредвиденное. Начальник финансового отдела округа полковник Федор Филиппович Ищенко вызвал меня на беседу и начал ее с партийных вопросов, что меня не удивило, поскольку я три года исполнял обязанности секретаря партийной организации отдела. Затем он сообщил, что собирается увольняться из Вооружённых Сил, не видя для себя дальнейшей служебной перспективы, и, выразив сожаление о том, что я не имею высшего военного образования, попросил меня рассказать о том, что не позволило мне продолжить учёбу.

Я подробно доложил, и о моих желаниях, и о неудачах в этом деле. Он рассказал, что в отдел поступили разнарядки на три места для сдачи вступительных экзаменов на факультет - два на очное отделение и одно - на заочное. Последнее он предложил занять мне. Я ответил, что осколки остаются на прежнем

месте и комиссия вновь преградит мне путь к поступлению. Тогда Фёдор Филиппович посоветовал мне поступить вольнослушателем в 10-й класс, чтобы лучше подготовиться к экзаменам. И я решил испытать судьбу. Во второй половине учебного года меня даже зачислили на постоянное обучение в 10-й класс и, сдав госэкзамены, я получил второй аттестат зрелости с хорошими оценками. Представившись начальнику заочного отделения факультета полковнику С.А. Гламазде о прибытии для сдачи вступительных экзаменов на факультет, услышал от него: «Очень хорошо. Вы назначаетесь старшиной курса заочного отделения». Затем он вручил мне списки слушателей, прибывающих для поступления и сдачи экзаменов, дал инструктаж и приказал действовать. Выйдя в коридор, я стал просматривать списки. Сердце дрогнуло.

Против моей фамилии жирным фломастером было написано «ОТКАЗАТЬ». Вернулся к полковнику и с содроганием спросил: что бы это значило? Он возмущённо высказался в адрес секретаря отделения за то, что та не убрала зачёркнутое слово. Оказалось, мой возраст уже не подходил для приёма на факультет. И лишь с разрешения начальника ЦФУ генерал-полковника В.Н. Дутова, как старшего по возрасту и сроку службы и участника боевых действий, я был допущен к вступительным экзаменам. Сдав их с оценками «4» и «5», я был зачислен слушателем первого курса Военного факультета при МФИ, на заочное отделение. Впереди были пять лет напряжённой учебной подготовки.

Заочный курс обучения сформировался из достойных , желавших шире познать область военных финансов и экономики. Профессорско-преподавательский состав факультета приложил большие усилия к привитию слушателям профессиональных знаний, а также к повышению культурного уровня .

Следует признать, что у некоторых слушателей не по всем предметам обучения были высокие знания по той причине, что они плохо усваивали их. Приведу один пример. Старший лейтенант Николай Таран профессиональные финансовые дисциплины знал достойно, но немецкий язык давался ему с трудом. В недалёком будущем предстояли государственные экзамены, а знания по этому предмету ему не давались. Трижды сдавал он экзамен и всё безуспешно. Пришлось выручать друга не стандартным способом.

Я попросил у Николая зачётную книжку, разыскал в институте преподавательницу немецкого языка и с трудом упросил её взять грех на душу - поставить в зачётной книжке Тарана оценку «3». Она долго возмущалась, но всё же поставила в зачётку Тарана тройку.

На этот поступок я пошёл, поскольку справедливо считал, что в ближайшее время, после окончания факультета, глубокие знания немецкого языка Николаю не понадобятся.

Случались и другие учебные проделки, но они не влияли отрицательно на учёбу слушателей. Как известно, учебный предмет «философия» требует глубокого мышления, особенно при написании зачётных контрольных тем.

Я и мой друг Николай Рязаев поняли это, когда писали одну из зачётных работ. Убывая из г. Ростова-на-Дону в командировку, я упаковал с собой приличную связку различной литературы по философии, а также работы препо-давателей и студентов.

Через месяц позвонил домой и жена прочитала мне отзыв: «Тов. Тишин! Вы взяли работу профессора…, добросовестно переписали её и потому работа не зачтена». Через неделю вернувшись домой, я написал новую работу, которой и отчитался. Подобное случилось и с Николаем Рязаевым. Приехав затем в институт на экзаменационную сессию, я увидел преподавателя полковника А.С. Айзиковича, который сказал мне: «Тов. Тишин! Как же Вы умудрились переписать лекцию профессора… и представить её как личную контрольную работу?». Я ответил: «Тов. полковник! Даю слово офицера, что лекцию упомянутого Вами профессора я в глаза не видел и даже ничего не слышал о нём. При написании контрольной работы я пользовался брошюрой, словарём по философии и частично работой студента экономической кафедры Ростовского финансового института. Никогда не мог подумать, чтобы профессор был плагиатором студента и автора брошюры».

Мы с Николаем определили следующую тактику сдачи госэкзамена по философии. Набрали много вопросов, пошли к Айзиковичу на консультацию и завели с ним приличный спор. На экзамены мы с Николаем пошли вместе. Взяв билеты, сели за парты друг за другом писать ответы. Ко мне подошёл Айзикович,взял у меня экзаменационный билет, черновой набросок ответов по нему, зачётную книжку и сказал: «Можете быть свободными», а через некоторое время вынес зачётку и вручил её мне. Открыв её, я увидел оценку «5». Так же он поступил и с Николаем. Вот таким образом мы разделались с зачётом по философии.

Обучение слушателей в полевых условиях сыграло большую роль в освоении нами боевых навыков.

С достоинством, высокой ответственностью и профессионализмом выпускники факультета, в том числе окончившие его в недалёком прошлом, участвовали в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в боевых действиях в Афганистане, в чехословацких и в других боевых событиях. Мне также приходилось выполнять сложные и ответственные задания руководства командования Министерства обороны.

Сегодня мы приступаем к изучению темы № 1, которая называется «Основы организации финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» и в течение 2-х часового лекционного занятия мы изучим:

Понятие финансово-экономического обеспечения боевой подготовки и хозяйственной деятельности казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, его цели, задачи и элементы;

Состав и функции финансово-экономических органов Вооруженных Сил Российской Федерации;

Централизованные финансово-экономические органы, формы их функционирования и возлагаемые на них задачи.

Всего на изучение темы № 1 учебным планом отводится: 2 часа лекционных занятий и 2 часа самостоятельная работа.

Вопрос № 1. Понятие финансово-экономического обеспечения боевой подготовки и хозяйственной деятельности воинской части (казенного учреждения МО РФ), его цели, задачи и элементы

Сегодня мы начинаем изучение нового блока учебной дисциплины «Военная подготовка», который называется «Финансы и бюджетный учет казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации». По сути этот блок вобрал в себя две военно-специальные дисциплины: «Финансово-экономическое обеспечение воинской части» и «Бюджетный учет и отчетность воинской части».

Всего на изучение второго блока планом ученого процесса предусмотрено 112 учебных часов.

Данной лекцией начинается изучение дисциплины «Финансово-экономическое обеспечение воинской части». Изучение этой дисциплины базируется на законодательной базе Российской Федерации с учетом особенностей, имеющих место в Министерстве обороны Российской Федерации.

Глубокая и качественная отработка всех учебных вопросов изучаемой дисциплины позволит вам в дальнейшем на высоком профессиональном уровне исполнять свои обязанности по должностному предназначению.

Финансовый аспект материального содержания армии- одна из обязательных, наиважнейших сторон государственной политики по защите Отечества. Известный русский ученый, профессор И.Х.Озеров небезосновательно утверждал, что «финансы являются могущественным фактором в экономической и политической жизни. В финансах мы находим ключ к пониманию истории».

В соответствии с Конституцией РФ одной из основных функций государства является национальная безопасность.

Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, является Президент Российской Федерации, а непосредственное руководство Вооруженными Силами осуществляет министр обороны РФ.



В условиях действия товарно-денежных отношений укомплектовать Вооруженные Силы личным составом, обеспечить их вооружением, военной техникой, другими материальными средствами, предоставить им необходимые услуги возможно при наличии соответствующих финансовых ресурсов. В Федеральном законе «Об обороне» определено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнования средств Министерству обороны и другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны.

В 2011 году на Министерство обороны Российской Федерации приходилось 92 % расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона», а в 2012 и 2013 годах по данному разделу, - 95 %. В структуре раздела основное место занимают расходы на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации: их доля в общем объеме расходов по разделу возрастет с 73 % в 2011 году до 78 % в 2013 году.

В соответствии с Основными направлениями бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов приоритетной задачей в области национальной обороны является финансовое обеспечение Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы (ГПВ), которая предполагает комплексное переоснащение войск современными видами вооружения и военной техники начиная с 2011 года.

Министерство обороны разрабатывает предложения для включения потребностей Вооруженных Сил в бюджетных ассигнованиях в проекты перспективного финансового плана Российской Федерации и федерального бюджета на очередной финансовый год, активно участвует при рассмотрении проекта бюджета в Министерстве финансов Российской Федерации, в Правительстве Российской Федерации, в Государственной Думе Российской Федерации.

После рассмотрения в Государственной Думе в третьем чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Министерстве обороны начинается планирование использования бюджетных ассигнований, т.е. их внутрисистемное распределение между видами и родами войск Вооруженных Сил, военными округами (флотами) и т.д. После принятия закона о федеральном бюджете на соответствующий год до всех распорядителей и получателей средств федерального бюджета доводятся лимиты бюджетных обязательств на год.

В течение бюджетного года Министерство финансов финансирует Министерство обороны (доводит объемы финансирования).

При получении объемов финансирования от Министерства финансов в Министерстве обороны организуется финансирование (доведение объемов финансирования) видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов (флотов), объединений, соединений и воинских частей.

При наличии лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования начинается расходование бюджетных средств.

Во всей структуре Министерства обороны возникает необходимость учитывать денежные средства (лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования), осуществлять контроль за их использованием, отчитываться за них, а в низовом звене, кроме того, получать и хранить наличные деньги. Совокупность всех этих работ объединяется в понятии финансовое обеспечение.

Финансово-экономическое обеспечение в Вооруженных Силах – система мероприятий, организуемых и проводимых в целях своевременного и полного удовлетворения потребностей войск (сил) в денежных средствах.

Элементы финансово-экономического обеспечения:

1. Финансовое планирование и финансирование.

2. Истребование, получение и хранение денежных средств.

3. Экономное и строго целесообразное расходование денежных средств.

4. Бюджетный учет денежных средств.

5. Отчетность об израсходовании денежных средств.

6. Контроль за использованием денежных средств.

Финансово-экономическая служба в Вооруженных Силах – система органов, осуществляющих финансовое обеспечение войск (сил), а также финансирование мероприятий, проводимых по линии Министерства обороны.

Финансово-экономическая служба армии и флота имеет давнюю и богатую историю. Регулярное материальное и денежное обеспечение русского войска было организовано еще в XVI в. Различные приказы: Посольский (1549 г.), Разрядный (1-я половина XVI в.), Стрелецкий (1571 г.) и другие - ведали начислением и раздачей денежного содержания за ратную службу. Учреждение Указом Петра I от 18 февраля 1700 г. № 1766 должности генерал-комиссара и подчинение ему Особого приказа (который занимался денежным снабжением армии) были первым шагом в создании централизованной системы военного управления материальным и денежным обеспечением армии и флота. С этого времени началась деятельность специальных органов военного управления, занимавшихся материальным и финансовым обеспечением армии и флота.

На должность генерал-комиссара, первым был назначен Яков Федорович Долгоруков, или как тогда его называли в народе «ревнитель казны» – заслужил такое звание за честность и неподкупность. Он осмеливался возражать даже Петру I, если сталкивался с непродуманным решением. Известен случай, когда царь на глазах своих приближенных даже разорвал свой указ после получения объяснений о причинах непринятия его к исполнению Долгоруковым в том порядке, который предусматривался в указе царя.

Немного позже появилась Ревизион-коллегия, которая ведала всеми счетами расходов и доходов. В ее состав входили шесть департаментов, два из которых занимались проверкой документов военной коллегии. Именно им представляли «счетные выписки» с отчетом о том, сколько и куда было потрачено денег. Если у чиновников появлялись сомнения в законности трат, они могли потребовать на ревизию все книги и расходные документы. И если обнаруживались нарушения – меры, применяемые к растратчику, были самыми строгими, например ссылка в Сибирь или смертная казнь.

Крупные изменения в финансирование войск были внесены во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. изданным накануне войны «Положением о полевом управлении войск в военное время». Этим положением определялись финансовые права должностных лиц полевой армии и порядок финансового обеспечения войск, а также впервые включался материал о полевых казначействах и полевом контроле.

Немаловажным фактором являлось то положение, что все хозяйство полка, в том числе и финансовое, по существу было в полной зависимости от личности командира полка, что давало ему возможность решать вопросы расходования полковых сумм по собственному усмотрению.

Начало образования советской финансовой системы было положено 26 октября 1917 года решением 2-го Всероссийского съезда Советов о создании Народного комиссариата финансов республики. Первым народным комиссаром финансов был назначен И.И. Скворцов-Степанов, его заместителем – В.Р. Менжинский. Реально Наркомат финансов в составе нового правительства возглавил В.Р. Менжинский, который вскоре был назначен наркомом.

В начале декабря 1917 года Коллегией народных комиссаров по военным делам было принято решение об образовании Финансового отдела Народного комиссариата по военным делам, который 9 декабря 1917 года возглавил М.В. Лезгинцев. В январе 1918 года Финансовый отдел Народного комиссариата по военным делам взял под контроль финансирование фронтов кредитами военного фонда, а с февраля 1918 года – операции по текущим счетам всех довольствующих управлений Военного министерства.

В марте 1918 года все функции отдела финансов Всероссийской коллегии по организации и управлению Рабоче-крестьянской Красной Армии были переданы Финансовому отделу Народного комиссариата по военным делам.

Таким образом, к середине 1918 года обозначилась тенденция к централизации финансирования, которая пошла по пути концентрации ресурсов, предназначенных для фронтов, в одних руках, при сохранении смет в центральных довольствующих управлениях. Эти меры были очень важны в условиях недостатка денежных средств, попыток сорвать финансирование действующей армии со стороны враждебно настроенных работников в различных органах системы обеспечения. Финансирование же военных округов центральные управления проводили самостоятельно.

Следующим важным периодом для финансовой службы была Великая Отечественная война.

Всего за годы войны через финансовую службу НКО было израсходовано более 50% государственного бюджета. И то, что финансовая система государства выстояла, а конечные результаты этих огромных государственных расходов оказались, говоря сегодняшним языком, в высшей степени эффективными, является огромной заслугой военных финансистов.

За прошедший период финансово-экономическая служба непрерывно развивалась, а ее роль постоянно возрастала. Основные принципы организации финансового обеспечения, выработанные историческим опытом, действуют и сегодня в классификации расходов, планировании и нормировании, организации контроля и учета, системе денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и других вопросах.

Изменения в государственном и политическом строе, приоритетах государственного и военного строительства, достижения в экономическом развитии, военные успехи и неудачи России и другие исторические события оказывали непосредственное влияние на организацию и развитие финансового обеспечения армии и флота. Военная финансово-экономическая служба выдержала испытания временем и оказала большое влияние на развитие военной организации государства.

Органы финансово-экономической службы в зависимости от подчиненности и выполняемых функций подразделяются на:

распорядители средств (Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, управления финансового обеспечения по субъектам Российской Федерации, военные комиссариаты субъектов Российской Федерации);

финансово-экономические органы казенных учреждений (военно-медицинских учреждений, военно-учебных заведений), т.е. получателей бюджетных средств.

Вопрос № 2. Состав и функции финансово-экономических органов Вооруженных Сил Российской Федерации

Централизация финансового обеспечения военной организации в России была юридически определена в годы Гражданской войны. Постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 г. был создан новый орган военного управления - Революционный военный совет Республики (РВСР). Приказом РВСР от 22 октября 1918 г. №135 был учрежден Финансовый отдел при РВСР общей численностью 161 человек, который возглавил М.В. Лезгинцев.

Неоднократно менялись названия, и уточнялась структура этого финансового органа в связи с изменением задач, обусловленных реорганизацией военного ведомства и условий деятельности:

апрель 1921 г. - Военно-финансовое управление Красной Армии;

июль 1921 г. - Главное военно-финансовое управление Красной Армии;

август 1923 г. - Финансовый отдел при Реввоенсовете Республики;

ноябрь 1923 г. - Финансовый отдел Реввоенсовета СССР;

март 1924 г. - Военно-финансовое управление РККА;

декабрь 1927 г. - Финансово-плановое управление РККА;

июль 1928 г. - Центральное военно-финансовое управление Реввоенсовета СССР;

март 1931 г. - Финансово-плановое управление РККА;

июнь 1931 г. - Финансовое управление РККА;

июнь 1934 г. - Финансовый отдел при Наркомате обороны СССР;

сентябрь 1940 г. - Финансовое управление при Наркомате обороны СССР;

июнь 1943 г. - Финансовое управление Красной Армии;

июль 1946 г. - Финансовое управление Министерства Вооруженных сил СССР;

февраль 1950 г. - Финансовое управление Военного министерства СССР;

март 1953 г. - Финансовое управление Министерства обороны СССР;

май 1955 г. - Центральное финансовое управление Министерства обороны СССР (ЦФУ МО РФ);

октябрь 1991 г. - Центральное финансовое управление Объединенных Вооруженных сил Содружества Независимых Государств;

март 1992 г. - Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации (ГУВБиФ МО РФ);

октябрь 2001 г. - Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации (Глав ФЭУ МО РФ).

январь 2004 г. образована Служба экономики и финансов МО РФ (приказ МО РФ от 05.01.05 № 10).

Основное предназначение Службы экономики и финансов МО РФ - реализация в Вооруженных Силах экономической политики государства и единой государственной и финансовой политики, организация финансового обеспечения строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил, руководство финансово-экономической деятельностью, организация решения задач материального и социального обеспечения военнослужащих, ветеранов Вооруженных Сил, членов их семей и гражданского персонала.

Основной и главной задачей Службы экономики и финансов на современном этапе, как и за всю историю деятельности финансовых органов в составе Российской армии, являлось своевременное обеспечение потребностей войск и сил в соответствующих бюджетных ассигнованиях с учетом необходимости их экономного и эффективного использования.

В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации Служба в установленном порядке осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета.

Задача финансового обеспечения войск и сил решается через нижестоящие финансово-экономические органы.

Родился в селе Курмыш Горьковской области. Отец, лейтенант, погиб на фронте в феврале 1943 года в Курской области. После 4-го класса в 1944 году зачислен воспитанником в ГСВУ. Участник Парада Победы в Москве.

В 1950-1952 годы - курсант Тамбовского военно-финансового училища. Шесть лет служил в Румынии (зав. делопроизводством-казначей танкоремонтной базы, начальник финансового довольствия дивизионной автомобильной школы). В составе 33-й гвардейской механизированной дивизии в 1956 году участвовал в боевых действиях советских войск в Венгрии. С 1958 по 1962 год - слушатель Военного факультета при Московском финансовом институте. С 1962 по 1969 год - инспектор-ревизор, затем заместитель начальника финансового отдела 10-й отдельной армии ПВО (г. Архангельск). С 1969 по 1984 год служил в центральном аппарате Министерства обороны СССР на должностях старшего офицера, старшего офицера- инспектора, начальника группы, заместителя начальника отдела сводного финансового планирования и финансирования армии и флота Центрального финансового управления Министерства обороны СССР. С 1984 по 1987 год - начальник финансовой службы Северной группы войск. Одновременно - член советско-польской смешанной комиссии по урегулированию вопросов и претензий, связанных с пребыванием советских войск на территории Польши, а также - член партийной комиссии Политуправления группы войск. С 1987 по 1988 год - начальник управления сводного финансового планирования армии и флота Центрального финансового управления МО СССР. С 1 ноября 1988 года уволен в запас в звании полковника. Продолжает работать главным специалистом валютно-экономического отдела Главного управления военного бюджета финансирования Министерства обороны Российской Федерации (бывшее - ЦФУ МО СССР). За время службы в Советской Армии награжден орденом Красной Звезды, 19 советскими и иностранными медалями.