Телематика в автостраховании: что об "умной" страховке думают участники рынка13.04.2015 . «Умное» страхование имеет колоссальный потенциал

Страховые компании в России не знают, как ездят их клиенты, у компаний слишком мало информации, чтобы предугадать риски их клиентов по манере вождения. В связи с этим аккуратные и адекватные водители платят столько же, сколько и «плохие» водители. В Европе и США эту проблему уже давно решают с помощью «Умного страхования» (Pay-As-You-Drive, Usage-Based Insurance, Smart Insurance, Connected Car, телематика).

Суть услуги в том, что вместе с полисом КАСКО автовладелец получает устройство для установки в машине. Это оборудование позволяет отследить действия водителя, в короткие сроки восстановить обстоятельства, которые стали причиной ДТП, узнать, с какой скоростью двигалась машина и т.п. В зависимости от аккуратности управления машиной автовладелец получает скидку на страховой тариф. Для водителей это шанс сократить расходы на покупку полиса, для страховых компаний - способ избежать мошенничества. Примеры успешных компаний в США - Progressive (предлагают устройство Snapshot) и Metromile .

В России рынок «Умного страхования» активно зарождается в этом году и может стать одним из трендов в связи с огромным ростом и объемом. По оценкам экспертов , количество автомобилей на российском рынке сопоставимо с другими крупными европейскими рынками - около 38 млн легковых машин в 2013 году, а к 2017 году их число вырастет до 45 млн. Ожидаемый рост количества страховых полисов на основе телематических услуг в России в 2023 году составит 4,7 млн.

В соответствии с докладом, опубликованным международной компанией по стратегическому консалтингу PTOLEMUS Consulting Group , глобальный страховой телематический рынок оценивается на уровне более €50 млрд к 2020 году.

В России появился игрок - сервис «Плати Как Ездишь ». Технология состоит из устройства, которое собирает ваши параметры (время пути, количество ускорений, торможений, резких поворотов руля за время поездки) и скоринг-системы, которая рассчитывает вашу манеру езды и будущую скидку. Создатель сервиса Юрий Махов говорит, это будет не только b2b-решение, а сервис для людей. «Мы планируем ввести тренд и доказать, что аккуратно и адекватно ездить - это выгодно и безопасно». Сервис поощряет аккуратных и адекватных водителей скидкой до 30% и подарками.

Сейчас создатели сервиса доделывают приложение, которое будет напоминать спортивные аппы, такие как Runkeeper и Endomondo . Пользователи смогут шарить в социальные сети, сколько километров и как они проехали, использовать элементы игровой динамики.

RusBase пообщался с Юрием Маховым по поводу нового рынка и запускающегося сервиса.

Почему именно «Умное страхование»?

Интерес к рынку возник, когда мы увидели аналитику крупных консалтинговых агентств. Это самый перспективный рынок, который мы знаем сейчас. По внутренним прогнозам крупных страховых компаний, уже через 3 года объем рынка только в России составит от 2 до 5,5 млн подключений или $300-800 млн.

Сколько планируете подключить партнеров?

В этом году мы планируем подключить 10 тысяч пользователей в 2-3 страховых компаниях. Активно ищем партнеров со страхового рынка, но все ждут удачного кейса в одной страховой компании, чтобы применить его у себя.

На чем будете зарабатывать?

Мы планируем продавать устройства страховым компаниям по себестоимости и зарабатывать только на абонентском обслуживании, в которое входит наш скоринг, трафик и маркетинг сервиса.

На западе постоянно растет тренд умного страхования: в Долине практически каждый месяц появляются новые стартапы в этом направлении. Я удивлен, почему в России это тренд приходит только в этом году. Одна только страховая компания Progressive с капитализацией $23 млрд (больше, чем весь российский рынок страхования) сфокусирована на «Умном страховании». Progressive продает сейчас большую часть страховок с помощью своего продукта Snapshot и уже подключила 2,5 млн клиентов.

Что касается России, месяц назад «Ренова» Виктора Вексельберга купила крупнейшую компанию Octo telematics, которая предоставляет в Европе и США услуги по телематическому страхованию.

Как ваше устройство подключается к автомобилям?

Установка займет около минуты. В каждом автомобиле с 2000 года есть универсальный OBD-порт, он обычно находится под рулем. Устройство вам помогут поставить в любом месте, где вы будете покупать полис, вместе с ним вы получите устройство - совершенно бесплатно, в подарок.

Внедрение в первые страховые компании планируем в ближайшее время, уже провели ряд переговоров. Для страховых компаний есть два основных плюса: они собирают к себе в портфель максимальное количество аккуратных и адекватных водителей и делают их максимально лояльными на длительный срок. Они знают про своего клиента все.

А аккуратный водитель получает скидку. Получается такой Win-Win.

Стоит отметить, что повышения базовой стоимости полиса для агрессивных водителей не будет.

Вы брали какую-то существующую разработку устройства?

Нет, разрабатывали сами, тремя командами из Белоруссии, Китая и России. На разработку ушло 8 месяцев.

А деньги? Свои вложили или поднимали?

Вложили свои 2,5 млн рублей. Очень верим в идею.

Платон Днепровский

Владелец и руководитель UIDG

Прекрасная идея и с точки зрения конечного пользователя, не только страхового бизнеса. Сейчас во многом все эти страховки - некий чёрный ящик, и потребителю, несмотря на красивые слова консультантов и продавцов, и красивый мелкий текст в договоре, часто непонятны принципы тарифов, скидок и штрафов. Понятная и, главное, объективная статистика должна заметно снизить этот барьер.

Кроме того, уверен, главный плюс сервиса даже не в страховых скидках. Иметь под рукой понятный и мощный инструмент, который позволит анализировать свою манеру езды и пути, ставить себе цели (экономия бензина, например, как самое очевидное), соревноваться с друзьями и коллегами - это классно. Это такая же штука, как фитнес-браслет, только для автомобиля. Понятно, что это выгодно на каком-то отрезке, но помимо этого - это просто интересно и привлекательно.

Сергей Богодух

Директор по продукту «СравниКупи»

Сегодня многие водители не покупают КАСКО из-за высоких цен, рассчитанных на среднестатистических, то есть убыточных водителей. В ответ на рост убыточности страховщики повышают цены КАСКО или совсем отказываются страховать в ряде регионов. Поэтому свежие идеи в автостраховании сейчас очень нужны. Можно идти еще дальше в плане идей. Представьте себе, что за страховку платят не раз в год, а регулярно, как за мобильную связь. При этом цена зависит от скоринга водителя и реального пробега, на основании данных телематики. Таким может быть будущее автострахования.

Drive-image via Shutterstock .

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Умное страхование - не совсем корректный термин. Это не антоним классическому страхованию, которое как бы автоматически становится «неумным». Нет, это просто более взвешенный подход к оценке рискованности клиента, основанный на новых технологиях. Вероятно, словосочетание «умное страхование» со временем уступит место определению «страховая телематика». Но это непринципиально, дифиниционная чистота не влияет на суть: «умное страхование» действительно представляет собой новый инструмент в оценке страховых рисков. Модный, многообещающий, обоюдовыгодный. И если на Западе (в Европе и США) принцип pay-as-you-drive используется уже почти десять лет, в России оценка рисков посредством телематики только начинает внедряться.

В начале декабря в Москве прошла третья конференция, посвящённая умному страхованию. На её материалах удобно будет посмотреть, к чему пришла отрасль по итогам первого года реальной работы в этом направлении.

Главный вывод, предваряющий частные замечания, таков: внедрение в автомобиль средств страховой телематики как афтемаркета эффективно, но неидеально. Будет гораздо лучше и проще, если функцию отдельно подключённого прибора возьмёт на себя бортовой терминал , обязательный для новых (проходящих сертификацию после 1 января 2015 года) автомобилей. Тем более, что всё «железо» в терминале для этого есть, нужно только доработать софт и внести соответствующие поправки в техрегламент. При такой синергии услуга станет дешевле как минимум на стоимость отдельного устройства. Попутно решится проблема массового внедрения. Однако серьёзных инициатив в данном направлении законодатели пока не проявляют и внесение необходимых поправок в ближайшее время маловероятно, государству бы справиться с внедрением самой Эры-ГЛОНАСС. Вот как раз Эре-ГЛОНАСС и был посвящён доклад Евгения Белянко, вице-президента некоммерческого партнёрства «Глонасс».


Евгений Александрович рассказал, что несмотря на вплотную приблизившийся срок начала работы системы, не всё ещё в порядке с её нормативно-правовым обеспечением, в работе пока находятся более 30 постановлений и приказов. Испытания системы показали её эффективность: из 5097 тестовых вызовов 95% обработано вовремя, время доставки информации о ДТП в среднем составило 10 секунд. Хуже всего, как ни странно «отработали» на Кавказе и в ЦФО.


НП Глонасс предлагает создать специальный фонд с потенциальным объёмом 5 млрд руб., из которого будут финансироваться новые проекты. К 2020 году возможно привлечь до 60 крупных компаний, половина из которых выйдет на зарубежные рынки. Кроме того, перспективным выглядит идея создания технопарков ГЛОНАСС в том числе и в Крыму.


Таким образом Россия станет лидером по внедрению Эры не только в рамках Таможенного Союза, но и всей Европы, ведь система e-Call начнёт работу только с 2017 года (в лучшем случае).

Для страховщиков Эра-ГЛОНАСС может упростить оформление ДТП по европротоколу, так как записывает характер ускорений, время и координаты происшествия.


Что касается собственно страховых услуг, то терминалы Эры способны анализировать использование автомобиля по всем основным параметрам, применяющимся в умном страховании.


Государством позиция НП Глонасс поддержана и уже внесены изменения в закон об ОСАГО и Правила предоставления информации о ДТП. Со следующего года информация об обстоятельствах ДТП будет передаваться в автоматизированную систему обязательного страхования.

Выводы, которые сделал Белянко, таковы: страховая телематика на базе терминалов Эра-ГЛОНАСС, снижает вероятность злоупотреблений, так как ведётся централизованное протоколирование событий. Кроме того, Эра-ГЛОНАСС - источник юридически значимой информации, что упрощает доказательство и снижает документооборот.

Андрей Маклецов из российского союза автостраховщиков…


…поведал о нюансах внедрения в России европротокола. У РСА есть ряд технических требований к устройствам фиксации. Вот они:


А вот критерии автоматической фиксации ДТП:


Много споров возникает по поводу порогового критерия ДТП, в частности, практической сложности дифференцировать мелкие «касательные» повреждения или ДТП с автомобилем с заглушенным двигателем. Но последние фиксируются на автомобиле-виновнике.

РСА провёл самостоятельные испытания терминалов, стендовые и натурные.


В целом, мнение Маклецова оптимистично: на рынке существуют устройства, полностью удовлетворяющие страховщиков. Осталось внедрить терминалы с расширенным функционалом и выработать чётки, универсальные критерии ДТП.

Александр Куканов из T-One Group…


…отметил, что раньше страховая телематика не приносила клиенту видимых выгод, а только помогала страховщику бороться с мошенничеством и угонами. Сейчас ситуация изменилась, система уже работает с выгодой для клиента. Теперь надо сделать умное страхование обоюдовыгодным. И вариант для СК избежать дополнительных затрат - всё та же интеграция сервисов в Эру-ГЛОНАСС.

Должно быть переформулировано само понятие выгоды. Если клиент ставит в машину устройство и получает преимущества не когда-то, а прямо сейчас, тогда будет понятнее, в чём выгода, мотивации будет больше. Бизнес-модель должна быть клиентоориентированной, а не законодательно обусловленной.

Ближайшее будущее страховой телематики видится Куканову в расширении скорринговой модели страхования на базе данных, полученных от потребителя. Вплоть до браслетов-пульсомеров. Клиент должен быть заинтересован в передаче о себе большого количества информации, на основе которой страховщик сделает предельно точный вывод о степени его надёжности.

Большим объёмом данных о клиенте располагают операторы сотовой связи (маршруты, интенсивность передвижения), их тоже можно задействовать. Всё это должно привести к постоянному и - что самое важное - позитивному контакту клиента с СК. Например, страховщик для уменьшения риска в определённых ситуациях может посоветовать вообще отказаться от поездки в обмен на скидку на такси - и это будет выгодно, допустим, в неожиданных гололёд, когда вероятность ДТП очень высока. Причём именно на маршрутах, регулярно задействованных страхователем. Для развития услуг на базе больших объёмов данных требуется вот что:


Сергей Масленков из Smart Insurance Consulting говорил о рисках развития страховой телематики.


По его прогнозу, в 2020 году в России будет оформлено 8,8 млн полисов Каско, из которых 4,7 млн - с применением страховой телематики. Продажи автомобилей оцениваются в 2020 году в 4,4 млн шт. Такой объём связан с риском не подстроиться вовремя под прогресс, упустить многие возможности.

И тут опять в дело вступает большой объём данных о клиенте. Некоторые СК уже имеют аналитические отделы и изучают поведение клиентов. Данные генерирует не только телематика, но и корпоративные парки. Начинает появляться модель «скоринговых балов». Которые позволяют предложить новые услуги по страхованию. Вопрос в том, насколько качественно происходит дифференциация.

Было бы перспективно предложить «ретротест»: что было с клиентом раньше? Что делать, если у него «плохие» баллы, но клиент неубыточен? Или наоборот?

К сожалению, все успешные проекты в этой области закрыты.

Масленков предложил свою систему оценки, условно названную В-А-Д-С:


Павел Козлов из Here (наследница Nokia Maps) предложил посмотреть н аумное страхование с точки зрения картографа.


Сейчас в мире наблюдается бум геолокационных услуг. Вообще страховая телематика вышла из ГИС. Сейчас это универсальный инструмент для страховщиков.


В будущем будут доступны уникальные сервисы, допустим, предложение от СК на мониторе автомобиля о страховании конкретной поездки. Более богатым станет и арсенал методов расчёта потенциальной аварийности - не только ускорения и торможения, скорость и частота использования автомобиля, но и привязка к текущей позиции на карте и уровню «пробочности».


Всё это, конечно, требует множества картографических атрибутов.


Павел делает прогноз: водить автомобиль станет всё дороже и это занятие со временем перейдёт к роботам. А там уже будут работать совершенно другие страховые модели. Пока же перспективная бизнес-модель выглядит так:


Кирилл Варламов из Альфастрахования…


…тоже порассуждал о перспективах. Уже на основе своего страхового опыта.

В последнее время происходит взрывной рост тарифов Каско. Это связано не только с ослаблением рубля, но и с ростом мошенничества, угонов и увеличением дорожного трафика, провоцирующего ДТП. Соответственно, растут и выплаты. Тем более, что в последнее время всё больше клиентов обращается в суд и отсуживает весьма значительные суммы. В этой ситуации СК вынуждены искать альтернативы традиционным методам работы. Это обучение аккуратному вождению, разделение рисков с клиентом, ограничение покрытия и фокус на безубыточных клиентах.

В 2010 году была сформирована идея уменьшения оплаты полиса для тех, кто мало ездит. Это первый шаг к умному страхованию. Продукт «Умное КАСКО» принёс с тех пор 1 млрд руб.

Существует две стандартные модели - скидка сразу и скидка потом (возврат части стоимости страховки).


В Альфе проанализировали все составляющие и решили, что первый вариант перспективнее.

Сейчас клиенту даётся оборудование на три месяца бесплатно, с ним он получает до 65% скидки на полис. Другой вариант: приобретение полиса на полгода со скидкой при условии установки оборудования. Потом анализ телематических показателей и вторые полгода почти бесплатно.


Есть мобильное приложение для оценки вождения, можно корректировать свой стиль. Оно даёт клиенту мотивацию к более аккуратному поведению на дороге.


Оценивая перспективы умного страхования в России, Варламов отметил главные негативные факторы - низкую осведомлённость клиентов о таком методе страхования и предубеждённость в отношении установки в автомобиль системы постоянного слежения. Сценариев развития может быть три, от неприятия рынком до массового внедрения. Но самый реалистичны - умное страхование долго останется нишевым продуктом.

Гораздо более оптимистичен Денис Гаврилов, гендиректор СК «Независимость» (торговая марка «Важно. Новое страхование»).


Он считает, что перспективы у умного страхования будут великолепными, если в основу поставить удовлетворённость клиента. Процесс урегулирования важнее продажи полиса! А он-лайн урегулирование с выдачей направления на ремонт в автоматическом режиме сильно облегчает взаимоотношения с СК.


«Важно» предлагает клиенту купить полис Каско вдвое дешевле, но с ограничением по пробегу и максимальной скорости.

Программа «Важно» запущена в третьем квартале 2014 года, но уже есть обнадёживающие результаты. Клиенты в совокупности наездили 1 млн км, всего несколько человек не захотело ограничивать себя скоростью в 110 км/ч (4,1% клиентов). Простой в пробках от общего времени составил 23,2%, а пробег в часы пик - 30,2%. Это подтверждает правильность выбранных ограничений.

«Важно» использует два типа терминалов - подключаемые к OBD-разъёму и непосредственно к АКБ. Преимущества и недостатки их таковы:


Можно добавить «от редакции»: подключение к АКБ несёт в себе риск «высаживания» последней при долгом простое. А устройство OBD не совсем легитимно, автопроизводителе не дают прямых запретов, но могут возникнуть вопросы у инженера по гарантии.

Варламов резюмирует: клиенты часто недовольны своим скорингом и пытаются его оспорить. Нужно быть к этому готовым. Нужна железная аргументация и развитие законодательства и судебной практики. Многое зависит от того, будет ли применятся телематика в качестве доказательства в суде.

Пётр Халипов из Уралсиба показал пример работы программно-аппаратного комплекса Raxel telematic. Это OBD-устройство, обработка данных и вывод, предоставляемый заказчику. По сути это услуга для СК по определению параметров клиента. Сейчас ей пользуются уже 4 страховых компании.

Статистика Raxel telematic такова:


Распределяя клиентов по уровню риска, СК может управлять маржинальностью бизнеса. А самоселекция клиентов даёт ощутимый эффект:

В среднем, клиент просматривает приложение, оценивающее его вождение, раз в два дня. Там он находит не только статистику, но и советы по уменьшению рисковости. Мобильное приложение - это один из каналов взаимодействия с клиентом плюс возможность заявить убыток он-лайн. Для этого аппаратура имеет всё необходимое.


Из зала докладчика спросили: а как быть с риском коррекции данных сотрудниками СК в свою пользу? Ведь технически такая возможность есть!

Да, есть, - согласился Халилов. Но СК важнее удержать клиента, чем навесить на него дополнительные прегрешения. А клиент, в свою очередь, может мониторить оценки чаще и обнаруживать искусственную коррекцию.

Интересный проект представила фирма Локарус из Челябинска в лице директора Андрея Щурова.


Это технология передачи данных DDF (Dynamic Data Flow — динамический поток данных). По сути это выбрасывание из передаваемой на сервер информации всех лишних байтов - точки трека, поля записи, период передачи данных… Передаётся только то, что несёт нужную для мониторинга информацию. Такая селекция позволяет значительно уменьшить объём передаваемых данных, что критично для мест с плохим покрытием сотовой связи. И расходы на передачу укладываются в минимально тарифицируемый объём.

На конференции выступали и другие докладчики - производители оборудования, страховщики. Все они говорили более-менее об одном: страховая телематика - продукт перспективный, с высоким потенциалом монетизации сервисов Эры-ГЛОНАСС. Развитие умного страхования непременно принесёт проблемы - защиту собираемых о клиентах данных, пропаганду новых сервисов, необходимость менять поведенческие модели во взаимоотношениях СК и клиентов.

Но прогресс не остановить: страховая телематика в 2014 году заявила о себе громко и безальтернативно.

По прогнозам, к 2020 году в России будет продано два миллиона «умных» полисов автострахования. При этом уже сейчас достоинства телематики оценили 100 миллионов водителей по всему миру.

Смысл «умного КАСКО» – в том, чтобы определить манеру вождения каждого владельца авто и в конечном счёте снизить цену полиса для самых аккуратных из них.

Кому и зачем может пригодиться услуга «умного» страхования в России и какие компании предлагают подобные услуги.

Кто в России работает с телематикой

«АльфаСтрахование» . Компания позиционирует предложение как «Очень умное КАСКО». Сотрудники устанавливают телематическое устройство в автомобиль, после чего отслеживается манера вождения в течение 3-6 месяцев. В зависимости от результатов компания может снизить стоимость полиса КАСКО на величину до 55%. К слову сказать, это самая большая скидка, которую предоставляют компании, указанные в статье.

«Либерти Страхование» . На сайте компании можно найти страницу, где говорится, что если в вашем авто уже есть телематическое оборудование, компания готова предоставить скидку на полис КАСКО (размер скидки не указан). Но на самом деле этой услуги больше нет – в последний раз она была активна в 2016 году.


«Ингосстрах» . С этой компанией необходимо заключить договор страхования с опцией «М-Телематика». Компания бесплатно подключает телематическое устройство к автомобилю и также принимает в работу авто с уже подключенными устройствами. Договор заключается на три месяца, но при желании его можно продлить еще на три, чтобы был поправочный коэффициент к премии. За аккуратное вождение можно получить скидку до 30%, но только по риску «Ущерб» (ДТП, наезд на препятствие, разбитое стекло и так далее). На угон это не распространяется.

«Тинькофф Страхование» . Здесь вам предложат на выбор четыре тарифа, каждый из которых дает свою скидку на месячный полис КАСКО. Тариф «S» сэкономит 35%, но только если вы проедете за месяц не более 500 км. Тариф «M» – 20% и 1000 км. Тариф «L» даст скидку 10% при 1500 км в месяц, а «XXL» лишь 5% скидки, зато ездить можно без ограничений. Если вы проезжаете больше установленного лимита, то за каждый километр придется платить по отдельному тарифу, который рассчитывается в зависимости от модели авто. А считывать эти километры будет устройство, который компания бесплатно установит вам. Кстати, скидки, как и в случае с «Ингосстрах», распространяются только на риск «Ущерб».


«Ренессанс страхование» . Компания, как она сама пишет, предоставляет «отличный способ сэкономить до 50%» на страховании по полису КАСКО с телематикой. К сожалению, этот отличный способ распространяется строго на водителей до 35 лет, проживающих в Москве или Санкт-Петербурге. Если водители накопят за первые три месяца балл от 7,5 до 10, то компания вдобавок полностью отменит франшизу по КАСКО, а от 6,5 до 7,4 баллов – уменьшит ее в 2 раза.

«Согласие» . Все стандартно: скидка максимум до 30% на полис, но есть одна деталь. Водителю придется платить 5300 рублей в год за обслуживание телематической системы. Не вполне понятно, что имеется в виду под «обслуживанием». Специалисты страховой компании также затруднились ответить на этот вопрос. Кроме того, по договору предусмотрена обязательная франшиза в размере 5% от страховой суммы, но не менее 25 тысяч рублей.

«Росгосстрах» . 7 ноября 2017 года компания заявила о «скором запуске телематики». В настоящее время эта услуга не предлагается.


«Важно. Новое страхование» (СК «Независимость»). Компания предлагала установить телематические устройства автовладельцам для уменьшения стоимости полисов КАСКО. Но 21 ноября 2016 года была признана банкротом и не имеет права осуществлять страховую деятельность.

Телематика и страхование в цифрах

Согласно исследованию консалтинговой фирмы J’son & Partners Consulting, к 2020 году проникновение «умного» автострахования (по КАСКО) на российском рынке увеличится примерно на 50%. Это значит, что автовладельцы куда охотнее станут приобретать такие полисы.

Другая консалтинговая компания – Ptolemus Consulting Group – также предоставила отчет, согласно которому в России существенно возрастут продажи полисов по телематическому страхованию. Их исследование охватывает весь мир, но аналитики оформили отдельный график по странам Европы. Львиная доля от общего числа приходится на Великобританию, Италию и Германию. При этом Россия выделена в списке отдельно, поскольку ее доля также оценивается высоко. Если присмотреться, то в 2020 году аналитики спрогнозировали, что в нашей стране будет продано примерно 2 миллиона «умных» полисов.



Что касается Северной Америки, то компания Berg Insight собрала статистику и спрогнозировала, что в 2020 году страны этого региона продадут более 40 миллионов полисов телематического страхования.


Прогноз по Азиатско-Тихоокеанскому региону подготовила компания Future Market Insights. Правда, в ее цифрах содержатся данные не конкретно о страховании, а обо всем рынке автомобильной телематики. Он принесет странам этого региона ежегодный доход в $50 млрд. Прогноз по темпам роста можно назвать сдержанным, но этого не скажешь о цифре дохода.


Если смотреть на рынок страховой телематики глобально, то J’son & Partners Consulting считает, что он будет расти в среднем на 81%. Она прогнозирует, что в 2018 году услугами такого страхования будет пользоваться 107 миллионов человек по всему миру. Что касается страховых премий, рассчитанных при помощи телематики, то они также покажут существенный прирост.

Проблемы телематики в России


Как сообщает нам консалтинговая компания Ptolemus Consulting Group, наиболее популярные параметры, которые влияют на рейтинг вождения автовладельца (а, следовательно, и на скидку по полису страхования), – ускорение, торможение и пробег. Даже скорость движения оказалась вторичной. Не говоря уже о данных с различных блоков автомобиля, которые получает устройство, подключенное к OBD.

Адекватность оценки

Стоит ли говорить, что каждая страховая компания по-своему рассчитывает показатели ускорения? К тому же вряд ли кто из них захочет для удобства водителя повысить максимально допустимый темп разгона.

Руководитель проекта «Умное страхование» в компании StarLine (производит телематические устройства) Роман Шафеев о том, какие именно параметры считывает прибор.


«Телематические устройства оснащены акселерометрами, некоторые могут быть оснащены гироскопами. Сам прибор подключается к OBD-разъему в автомобиле. Он считывает показатели одометра, спидометра, параметры работы двигателя и информацию из других блоков авто.

Каждые 10 миллисекунд математический аппарат анализирует показания ускорений по трем осям, учитывая резкие торможения, ускорения и повороты. Фиксируются все отклонения от нормы. А при помощи актуальной карты дорожных знаков дополнительно анализируется превышение скорости», – сообщает Роман Шафеев.


Строгие ограничения

Кто-то скажет, что нужно не лихачить и ездить медленно. Спешу «обрадовать»: превышение даже на 1 км/ч будет учитываться. Поэтому даже очень аккуратный и спокойный водитель рискует снизить свой рейтинг спокойной езды. Но здесь есть еще одна загвоздка: когда вы едете гораздо медленнее скорости общего потока, то автоматически становитесь не только эпицентром ненависти, но и источником аварийных ситуаций на дороге. Это к слову о том, что телематика призвана уменьшить аварийность.

Плохие дороги

А как насчет качества дорожного покрытия? Даже в городах-миллионниках российские автолюбители нередко сталкиваются с плачевным состоянием дорог. Вы едете спокойно, со скоростью 55 км/ч, дорога абсолютно пустая, но вдруг замечаете, что прямо на вашем пути зияет большая яма. Колеса терять не хочется, и вы спешно выворачиваете руль, чтобы избежать аварии. Поздравляю, вы совершили опасный маневр и понизили свой рейтинг.

Представьте себе, зима

Еще один момент: вы едете зимой по дороге, которые не чистят. Жители Москвы, возможно, удивятся, но не везде в России регулярно убирают снег с дорог. О том, чтобы покрывать их реагентами, в некоторых регионах даже речи не идет. Так вот, вы едете по гололеду. Впереди светофор, который сменил цвет на красный. Вы жмете на тормоз, колеса слегка шлифуют ледяную поверхность, срабатывает ABS, и вы благополучно останавливаетесь перед стоп-линией. Думаете, ничего не произошло? Как бы не так – вы только что применили экстренное торможение, сработала система антиблокировки колес, и вам понизили рейтинг.

Неточность данных

Доходит до курьезов. Дело в том, что телематические устройства оснащены GPS и ГЛОНАСС. Но спутниковая навигация порой не отличается точным определением координат. И некоторые владельцы, проснувшись рано утром, включают приложение на смартфоне и обнаруживают, что их автомобиль сам по себе катался по крайне странному маршруту – по газонам, гаражам, крышам домов… Да, оказывается, датчики сами по себе могут врать из-за сбоев или технических особенностей.

На вопросы журналиста отвечает президент группы компаний «Геолайф» Анатолий Курманов

В чем заключаются основные принципы умного страхования? Каким образом строится архитектура данной системы?

«Умное страхование» - российская версия относительно нового принципа европейских страховых компаний «Pay-as-you-drive» (плати, как ездишь).

Суть принципа в оригинале «плати, как ездишь» заключается в том, что автомобиль оснащается специальным электронным блоком, который устанавливается на борту транспортного средства и отслеживает действия водителя за рулем. В зависимости от стиля вождения автомобилист может рассчитывать на значительное или незначительное снижение стоимости полиса КАСКО. Основные функции данного оборудования - это, в первую очередь, оценка безопасности вождения при определенном стиле езды. Кроме того, специальное оборудование на борту автомобиля позволяет записывать сообщения о действиях и маневрах, а также систематизировать данную информацию для получения общей картины стиля поведения водителя на дороге.

В Европе принцип «Pay-as-you-drive» работает еще с начала 2000-х годов. Приблизительно в 2002 году он стал востребованным и в США. На Западе число договоров по системе «Pay-as-you-drive» растет в среднем на 25% в год. Европейский и американский опыт говорит о том, что распространение технологии «плати, как ездишь» благоприятно сказывается на манере вождения. Как только человек понимает, что его стиль езды контролируется, а потом еще и поощряется в денежном эквиваленте, он становится значительно дисциплинированнее. Для водителей подключение к умному страхованию - это шанс сократить расходы на покупку полиса, для страховых компаний - способ избежать мошенничества. Пример успешных компаний в США - Progressive, предлагающая устройства Snapshot и Metromile . Полученная в ходе поездок за определенный период информация систематизируется и передается в страховую компанию для хранения и подсчета размера скидки или стоимости следующего полиса автострахования.

Как эта система работает в России? Если проанализировать предложения по «умному КАСКО» на российском рынке, мы видим, что размер скидки колеблется в среднем от 20 до 35%. И она соответствует размеру вознаграждения страховому брокеру или агенту, которое выплачивает страховая компания при заключении договора на КАСКО. Но умное КАСКО можно приобрести только в центральных офисах страховых компаний, агенты не работают с таким видом страхования. Как же так? Получается, что «умное страхование» в России сегодня - это маркетинговый ход.

Каковы на сегодняшний день основные проблемы, тормозящие активное развитие умного страхования?

Сегодня услуга «умное КАСКО» присутствует во многих страховых компаниях, например, «Ингосстрах», «Уралсиб», «Либерти Страхование», «Важно. Новое страхование», «Интач страхование», «АльфаСтрахование» и других. Условия предоставления скидки у всех компаний различны. Например, клиентам компании «Интач» для получения скидки на «умное КАСКО» достаточно месяца аккуратной езды. «В Уралсибе» период несколько дольше - три месяца, но и скидка уже 50%, а не 20%, как в «Интач». Можно ли за такой короткий промежуток времени дать объективную оценку манере вождения? Скорее, нет, чем да. К тому же, в некоторых страховых компаниях активно используется практика изъятия телематического блока после прохождения контрольного срока. Промежуток времени для обязательного использования контрольного оборудования устанавливается индивидуально.

Самый продолжительный период обязательного применения блока - в «АльфаСтраховании». Он составляет 6 месяцев. По истечении этого срока страховая компания принимает решение на основе данных с телематического блока. Действительно ли водитель управляет автомобилем аккуратно и получит ли скидку на КАСКО 35%. Он составляет шесть месяцев.

По словам технических специалистов группы компаний «Геолайф», объективные данные с телематического оборудования можно получить при его стационарной установке с последующей калибровкой и тестированием. Кроме того, для получения достоверной информации с борта контролируемого транспортного средства необходимо опломбирование навигационного и/или телематического блока. Все вышеперечисленные работы должны производиться специализированными и сертифицированными станциями обслуживания. Речь о стационарной установке, калибровке и опломбировании может идти, если оборудование принадлежит страховой компании и устанавливается автовладельцу бесплатно, как это делают в США и Европе. В случае самостоятельной установки телематического оборудования клиентом не дает гарантии достоверности предоставляемой информации. Помимо этого существует риск того, что информация, которая считывается с телематического блока, может быть доступна третьим лицам, соответственно график передвижения станет известен заинтересованным в этом лицам со всеми вытекающими последствиями.

Скидки автовладельцу предоставляются после истечения срока страхования, т.е. после проверки водителя. Некоторые страховщики все же автоматически делают скидку сразу после установки телематического устройства. В надежде на то, что водители под контролем будут управлять автомобилем аккуратно. Если водитель соблюдает требования к стилю вождения, прописанные в договоре КАСКО, скидки при пролонгации полиса сохраняются. Если нет - условия пересматриваются. Что касается долгосрочной перспективы в части системы лояльности - ситуация не очень понятна. Будут ссылки суммироваться, если водитель управляет автомобилем в соответствии с правилами и нормативами, прописанными в договоре «умного страхования» или нет? В США, например, «умное страхование» выгодно и водителю – чем дольше ездишь «правильно» - тем выше скидка на следующий год. Автомобиль становится старше, КАСКО становится дешевле. Страховая компания, в свою очередь, получает лояльного клиента, готового на долгосрочное сотрудничество.

Каким образом страховой рынок будет развиваться в ближайшие пять лет?

На протяжении всего 2016 года в России рынок «Умного страхования» проходит через стадию становления. Что касается перспектив развития, то оценки экспертов кардинальным образом различны.

Одни считают, что данная технология может стать одним из трендов в связи с огромным ростом и объемом. По оценкам экспертов , количество автомобилей на российском рынке сопоставимо с другими крупными европейскими рынками - около 38 млн легковых машин в 2013 году, а к 2017 году их число вырастет до 45 млн. По предварительным оценкам экспертов, рост количества страховых полисов на основе «Pay-as-you-drive» в России в 2023 году составит 4,7 млн.

Другая часть экспертов полагает, что «умное страхование» никогда не станет массовым явлением. На Skoda Oktavia 2011 года или другой бюджетный автомобиль ставить телематический блок вряд ли будут. А доля рынка автомобилей среднего и низшего ценового сегмента на данный момент значительна.

Какие выгоды получают автовладельцы и страховые компании от внедрения «умного страхования»?

Со страховыми компаниями все более или менее понятно - они, во-первых, получают прозрачного клиента, во-вторых - реальный инструмент борьбы с мошенниками, т.е. серьезно снижают уровень таких выплат по таким случаям. Кроме того, у страховщиков появляется дополнительный серьезный аргумент для диалога с представителями нашей судебной системы, которая отнесла вопросы страхования под общую юрисдикцию Закона о защите прав потребителей, что конечно является весьма спорным решением.

Что касается автовладельцев, то я бы здесь уточнил - добросовестных пользователей. Таким пользователям все возможные выгоды очевидны. Снижение страховых взносов, во-первых. Дополнительные услуги от охраны автомобиля, сервисных телематических услуг до снижения амортизации собственного ТС, во-вторых, третьих и т.д. А также гарантированное преимущество по уменьшению вреда здоровью, а зачастую и вообще - сохранению их драгоценной жизни. Как в случаях разбойных нападений, так и в случаях ДТП с тяжкими последствиями.

Недобросовестному пользователю первая выгода будет не просто недоступна, а я подозреваю - ситуация сложится прямо наоборот, т.е. размер страховых взносов может вырасти и серьезно. Как показывает зарубежная практика - разница может быть в разы, а не на проценты.

Январь 2018 года

Российский рынок «умного» страхования находится в стадии становления. По оценкам J’son & Partners Consulting по итогам 2017 года проникновение «умного» страхования автокаско в России составило не более 3% (от количества действующих полисов автокаско), основной рост сегмента UBI ожидается после 2018 г. на основе использования встроенных телематических решений «ЭРА-ГЛОНАСС» и продуктов автопроизводителей.

Телематические решения в автостраховании

Рынок автострахования претерпевает серьезные изменения. Традиционная модель страхования, основанная на оценке риска, когда учитываются демографические характеристики водителя, такие как пол, возраст, платежеспособность, стаж вождения, вытесняется новой моделью страхования, где риск рассчитывается в зависимости от индивидуального стиля вождения каждого клиента. Данный вид страхования называется «умным» страхованием или «страхованием на основе фактического использования» (Usage-Based Insurance, UBI), которое помогает водителям сократить расходы на страховые премии, следить за безопасностью своего вождения, а страховым компаниям более точно и эффективно рассчитывать стоимость страхового взноса, оценивая риск с минимальными погрешностями, а также сократить количество ДТП.

«Умное» страхование помогает водителям сократить расходы на страховые премии, разрушив сложившиеся стереотипы о стиле вождения, в зависимости от социально-демографических признаков. Для страховых компаний отход от традиционной модели позволит более точно и эффективно рассчитывать стоимость страхового взноса, оценивая риск с минимальными погрешностями.

Среди основных преимуществ «умного» страхования для страховых компаний:

  • Приобретение конкурентных преимуществ, повышение клиентской лояльности и удовлетворенности обслуживанием;
  • Повышение операционной эффективности;
  • Минимизация страхового мошенничества

Основные преимущества «умного» страхования для клиентов/приобретателей страхового полиса:

  • Экономическая выгода и повышение собственной безопасности;
  • Многофункциональность телематического оборудования.

С технологической точки зрения одним из главных элементов системы «умного» автострахования является телематический модуль. Данное оборудование собирает данные о стиле вождения с помощью замера скорости передвижения, угла и резкости совершения маневров и другим параметрам. Полученная информация хранится в базе данных компании, на основе которой выносится решение о цене страхового полиса.

Весь спектр существующих телематических модулей, применяемых для «умного» автострахования, можно разделить на следующие типы:

  • устройства, подключаемые к диагностическому разъему автомобиля (OBD-донглы);
  • телематические модули, встраиваемые производителем транспортных средств (OEM-устройства);
  • модули, реагирующие на вибрации лобового стекла (windscreen);
  • смартфоны (некоторые современные модели смартфонов в сочетании со специализированными приложениями могут быть использованы в качестве самостоятельных телематических модулей);
  • «черные ящики» (в это понятие входят все типы телематических модулей, устанавливаемых в транспортное средство, которые не относятся к вышеперечисленным).

Наибольшая доля устройств в сегменте страховой телематики в мире принадлежит OBD-донглам (в 2016 г, по оценке Ptolemus Consulting Group- 56%).

Мировой рынок «умного» страхования

По оценке Berg Insight в 2015 г. в Европе и Северной Америке насчитывалось 11,6 млн полисов «умного» страхования (5,3 млн в Европе и 6,3 млн в Северной Америке), в 2015-20 гг. европейский и североамериканский рынки достигнут 25,8 млн и 42,1 млн, соответственно.

Игроки рынка «умного» страхования

Цепочка создания ценности полиса «умного» страхования охватывает несколько отраслей: страховые компании, поставщиков телематического оборудования в сфере страхования, мобильных операторов, а также производителей автомобилей.

Страховые компании взаимодействуют со всеми звеньями цепи создания стоимости и находятся ближе всех к конечному потребителю. Они тесно сотрудничают с поставщиками телематического оборудования в сфере страхования как напрямую, так и через операторов сотовой связи.

Страховые компании

В мире: Progressive, Allstate Corporation, Liberty Mutual идр.

В России: «Альфастрахование», «Ингосстрах», «Либерти Cтрахование» и др.

Телематические сервис - провайдеры (TSP, Telematics Service Provider)

В России: 3S-Telematica, SpaceTeam и др.

Технологические провайдеры (TTP, Telematics Technology Provider)

В мире: MetaSystem, Xirgo и Danlaw и др.

Мобильные операторы

В мире: Telefónica, Verizon и др.

В России: МТС, ВымпелКом.

Производители автомобилей

В мире: BMW, Fiat, Citroen, Renault-Nissan и др.

Российский рынок «умного» страхования

Рост российского рынка «умного» страхования характеризуется невысокими темпами, что обусловлено неблагоприятной экономической ситуацией, вызвавшей снижение российского рынка автокаско в 2016 г как в натуральном, так и в стоимостном выражении. В 2017 г отрицательная динамика была преодолена, однако одновременно произошло снижение средней страховой премии автокаско и совокупный объем премий.

Участники рынка страхования вынуждены искать новые пути развития, оптимизации расходов и повышения рентабельности. Существенный импульс рынку «умного» страхования может дать использование модернизированных терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» и встроенных решений от автопроизводителей, а также активное использование мобильных приложений, заменяющих OBD-донглы, «черные» ящики и другие телематические устройства.

В перспективе 5 лет проникновение «умных» полисов в сегменте aftermarket может достичь 350 тыс. (не более 10% от количества действующих полисов автокаско), а за счет использования встроенных телематических решений на базе «ЭРА-ГЛОНАСС» (в том числе в сегменте обязательного страхования) - 3,25 млн.

Среди драйверов роста рынка «умного» страхования:

  • Возможность предоставления дополнительных услуг, например, противоугонных, E-Сall, B-Сall и других услуг с добавленной ценностью;
  • Общая мировая тенденция к росту числа внедренных телематических решений в автостраховании.

К основным барьерам развития рынка «умного» страхования в России J’son & Partners Consulting относит:

  • Отказ от любого вида добровольного страхования в связи со снижением располагаемого дохода;
  • Консервативность страхователей, недоверие к страховым компаниям, опасения по необеспечению конфиденциальности данных.

Авторское право 2016-2018 , J’son & Partners Consulting. СМИ могут использовать текст, графики и данные, содержащиеся в данном обзоре рынка, только с использованием ссылки на источник информации - J’son & Partners Consulting или с активной ссылкой на портал

™ J’son & Partners [зарегистрированная торговая марка]

Информационный бюллетень подготовлен компанией J"son & Partners Consulting. Мы прилагаем все усилия, чтобы предоставлять фактические и прогнозные данные, полностью отражающие ситуацию и имеющиеся в распоряжении на момент выхода материала. J"son & Partners Consulting оставляет за собой право пересматривать данные после публикации отдельными игроками новой официальной информации.